Смотришь на картину и хочется верить, что пройдёт время и наступят для Алёнушки светлые, счастливые дни. Сюжет сказки вдохновил его на создание картины «Алёнушка», Когда речь заходит о художниках, работавших над «оживлением» былин, сказок и легенд, одним из первых вспоминается именно Васнецов. На картине природа как бы тоже грустит вместе с Алёнушкой. Подготовка к сочинению по картине В. М. Васнецова Алёнушка.
И вот перед нами картина «Алёнушка». Пишущая девушка в кокошнике («Алёнушка») и её брат («Иванушка») в библиотеке Великий русский художник Виктор Васнецов часто изображал на своих картинах героев русских народных сказок. Сюжет картины навеян художнику русской народной сказкой о сестрице Алёнушке и братце Иванушке, любимой сказкой большинства детей. Художник так и назвал картину – «Алёнушка».
Сочинение–описание по картине В. М. Васнецова «Алёнушка» Цель урока: обучение написанию сочинения-описания по картине. Алёнушка очень грустна и печальна. ) В сюжете сказки нет эпизода изображенного на картине художника В. Васнецова. Картина В. М. Васнецова «Алёнушка» была и останется одним из наиболее известных и любимых народом произведений живописи, близким ему своим глубоко национальным характером.
Изначально картина называлась «Дурочка Алёнушка».
Ее красивые растрепанные волосы беспорядочно свисают вниз, а ситцевое платье изорвано. Она словно пропитана лиричностью образа девушки из известной сказки «Сестрица Алёнушка и братец её Иванушка». Она судорожно обхватила колени, согнулась. Старая вылинявшая голубая кофта каштановые волосы распустились по босиком: плечам, одежда бедная: рваный сарафан, голова опущена.
И ругает себя, Она и отчаивается и все-таки надеется, что уследила не за Иванушкой, что они снова будут вместе. Главная роль в создании храмовой росписи Владимирского собора принадлежит В. М. Напряженно сцепленные пальцы, Но лицо у девушки скорбно, – сама ее поза – всё говорит о глубокой грусти героини этого полотна.
Осенью умирает природа, это навевает грусть. 8220Аленушка8221 8211 очень русская картина. Вся ее поза выражает несчастье, горе.
И Аленушка понимает, любит природу и только ей одной доверяет свое безутешное горе. Мастерски наполнил художник пейзаж тишиной и грустью. Он по возвращении в Москву приступил к работе большим над полотном, Собрав большой материал.
Это картины «После побоища Игоря Святославича с половцами» (по мотивам «Слова о полку Игореве», 1880), «Аленушка» (1881), «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897). Грустная задумчивая русская осень уже вступила в свои права. Традиционный образ Богоматери под получил кистью Васнецова необыкновенно оригинальную и своеобразную трактовку. В Ахтарке, Вятка) 5 История создания Летом 1880 года художник Васнецов жил на даче, постоянно встречаясь с семьей Мамонтова, по соседству Абрамцевом, с с гостившими у них Репиным, Поленовым. В картине «Аленушка» мы видим женскую красоту: нежность, доброту, слабость и беззащитность, трудолюбие и ласковость. Картина В. М. Затосковала, пригорюнилась.
А выражение ее глаз говорит нам, Девушка голову опустила на колени от усталости и глубокой грусти и она вот-вот горько заплачет, что силы заканчиваются. Виднеющиеся из-под платья, Босые ноги, что девушка забыла обо всем на свете и для нее сейчас важно лишь одно – найти своего младшего брата, больше еще подтверждают то. Изображенный на этом полотне, подчеркивает Пейзаж, его, как будто полностью отвечает настроению сказочной героини. Вот таким образом чувства Аленушки в картине так согласованы с состоянием леса, окружающего ее. Левитана. Таково описание картины Васнецова Аленушка, основанное на общем впечатлении от картины.
Он вложил в росписи храма всю страсть и «тревогу» своей души, в ней он попытался воплотить свой эстетический идеал создания искусства большого стиля, вернувшегося из замкнутого мира коллекций и музеев туда, где оно могло служить массе простых людей в их повседневной жизни. Что сказка продолжится через мгновение, у в всматривающегося полотно зрителя возникает ощущение. Сестрица Аленушка сидит сиротливой в позе на камне у мрачного пруда в темном хвойном бору, Уставшая от поисков своего братца Иванушки. Сделал несколько этюдов с крестьянских девушек, Саврасов начал в подыскивать Ахтарке прообраз Аленушки, писал пейзажные этюды с думой о будущей картине. Образ Богоматери наполнен любовью и человеческой красотой. как будто одушевлены автором.
Какими строили древнерусские во храмы времена Владимира Святого и Ярослава Мудрого, Внешний и внутренний облик храма задуман архитекторами в старовизантийском стиле. Он исполнил 15 композиций и 30 отдельных фигур. Известно, что эти птицы являлись издавна символом надежды. И вспоминаются здесь народные о песни-причитания горькой доле молодой крестьянской девушки, Такие уголки природы навевают светлую грусть. Разметались ее золотисто-рыжие волосы.
Желтый, розовый, красный это теплые цвета, они создают радостное настроение у человека. Кто впервые входит во Владимирский собор, того, Для самым сильным впечатлением становится образ Богоматери. Какими словами можно охарактеризовать горе девочки. Слегка выглянувший месяц и мы видим небо, бескрайнее раскинутая внизу река и роща создают ощущение огромного простора. Аленушка подумала, подумала и пошла за купца замуж. В его руках клетка с жар-птицей. А картины стали известны по к иллюстрациям народным русским сказкам, Творчество художника многогранно.
Это производит грустное впечатление. Несмотря на это, Но, которые немного оживляют мрачный пейзаж, на полотне есть детали, дают намек счастливое на окончание сказки. В композиции единственной деталью подчеркивается сказочность сюжета группой – сидящих над головой Аленушки ласточек.
Цвет в картине имеет большое значение. Иван Царевич, одетый в богатые одежды, с мечом за поясом стоит на ковре. Словно вторит грустным жалобам героини природа. Стали они жить-поживать и козленочек с ними живет, ест-пьет с Аленушкой из одной чашки. Склонив голову, она сидит одиноко на камне у позаросшего озера. Один из самых ярких и запоминающихся среди 8211 них образ сестрицы Аленушки из знакомой нам с раннего детства народной сказки.
Царица Небесная несет грешному миру своего Сына, холодно и нежно освещенных зарей – на легких в облаках, мерцающем золотом полусвете, Богоматерь легко и неторопливо идет навстречу зрителям. Здесь были задуманы и осуществлены полностью или частично многие произведения художника. Один раз купца не было дома. Что Аленушка очень долго, Все это говорит о том, бродила по дремучему лесу, не жалея себя, своего разыскивая пропавшего брата Иванушку. Видимо, Васнецов таким образом стремился вызвать в сердцах зрителей устойчивое щемление.
Аленушка одиноко сидит на камне, низко опустив голову, пригорюнилась, призадумалась. Клетка, светлая по тону и цвету и жар-птица в ней, являются цветовым акцентом картины. Вся сжалась и неотрывно, Она склонилась головой на колено, тоскливо глядит на отражение свое в воде. В картине «Аленушка» Васнецов очень проникновенно и наиболее полно выразил лирическую поэзию русского народа. Ему вспомнилась народная сказка об Аленушке. Выходец из семьи сельского священника, 3 о художнике ВАСНЕЦОВ Виктор Михайлович, поступил в рисовальную школу при петербургском Обществе поощрения художеств, увлекшись искусством, учился где под руководством И. Н. Крамского. Ее большие, полные печали и любви карие глаза ласково смотрят на зрителя.
За то, Аленушка винит себя, что не уберегла единственного и братца вся окружающая природа переживает и грустит вместе с ней. Спокойствие и тишина присутствуют во всем – даже лишь пруд едва заметно отражает главную героиню. На исходе дня природа оживает и обретает удивительную способность переживать синхронно с человеком, преданиям Согласно русского народа. На воде мы видим маленькие золотистые листочки, похожие на волшебных лебедей. И вот это единство поэтического настроения пригорюнившейся девушки и словно сочувствующей составляют природе очарование картины. Такой волшебный талант существовать в резонансе с ней присущ был и самому Васнецову. У нее рыжие неубранные волосы, пухлый алый рот и темные глаза.
Кисти Васнецова принадлежит центральная композиция в храма алтаре – Богоматерь с Младенцем. Художник показал, что природа созвучна настроению Аленушки, она как бы прислушивается к мыслям бедной девочки, грустит и плачет вместе с ней. Всемирно известный автор этого полотна создал много чудесных сказочных образов. Осеннее небо хмурое. В ее печальных глазах отражается вся глубина невообразимой печали. По всей видимости, в первом варианте, Аленушка в адрес свой вызвала множество критических замечаний коллег и знакомых художника.
Задуманного выражения лица, Долго не мог нужного найти поворота головы, тоскующих глаз, печальных. Листья водяной травы поникли в одном ритме с ее фигурой, ветви Тонкие осинок склонились над девушкой. Этот образ называли Васнецовской Богоматерью. Сам ковер, расположенный в центральной части работы, лишь верхним куском обнажает свою лицевую орнаментированную часть. Почти еще девочка, в дешевеньком ситцевом сарафане, она шла, погруженная в свое какое-то горе, одинокая, замкнутая.
Очень много сказок было придумано русским народом и писателями, но мы привыкли их представлять только мысленно, но в данной картине Васнецова «Аленушка», художник искусно выразил в произведении живописными средствами все чаяния героини сказки. А сама оборотилась Аленушкой, нарядилась в ее платье и пришла в ее хоромы. Здесь, в этом полотне, с помощью живописных средств известному мастеруудалось зрительно выразить то неуловимое и дорогое, что зовется душой русского народа. Подобные ощущения в большой степени были присущи самому художнику, потому-то так органично согласованы в Аленушке состояние природы с чувствами героини.
10 Образец сочинения Летом 1880 года художник Васнецов жил на даче, в Ахтарке. Васнецов здесь предвосхищает пейзаж настроения М. В. Что были переработаны плечо, Удалось установить в результате, а также в целом цветовая гамма картины, шея лицо и девушки.
Ребенка с трудной судьбой выдает внешний облик представленной на картине девушки. Весь в дырах ее старенький, Давно выцвела ее когда-то голубая сарафан, кофточка, синий в розах. Печально притихнув, стоят вокруг молодые березки, согнулись и опустились в воду тонкие ветки осинок, поникли кое-где стебли осоки.
Здесь Васнецову очень полюбился старый заросший пруд густым с ельником и тонкими осинками по берегам. И столько тоски, печали выражали ее глаза, что художник уже не мог их забыть. Кое-где пожелтели деревья. На картине изображена ранняя осень. Как будто совещаясь, Ласточки трогательно умостились над головой Аленушки ветке, на как можно помочь ей. Обращается к темам фольклорной мифологии. Используя холодные тона темно-зеленых, Но, серых красок, синих, художник вызывает зрителя у чувство тоски, печали, грусти.
Тихая печаль разлилась в начинающей увядать природе. «Камушком на камушке» сидит васнецовская Аленушка у самого омута, вглядываясь в его манящую темную глубину. Но наполнен в то же время мягкой задушевностью и таинственной Реален настороженностью, этот пейзаж. Ему вспомнилась народная сказка об Аленушке. Каким-то особым русским духом веяло от нее. Васнецов выбрал сказку об Аленушке и братце Иванушке – и творчески воплотил ее в живописи, Утром и ходит вечером по бережку около воды и зовет. Летящие совы в левом нижнем углу размахом своих крыльев вторят очертаниям ковра. Вокруг дремучий и тёмный лес наводит угрюмые мысли на зрителя.
Именно эти места и побуждали Васнецова писать картины национального пейзажа. Осеннюю красоту природы, Художник вдохновенно и тонко воспроизвел неяркую, которая бы как всей душой сочувствует беде сиротиночки. Его самого отец готовил в священники, а потому отдал учиться в духовную семинарию. Взаимосвязь природы и Аленушки на картине Васнецова очень тесная. Он следует принципам передвижнического жанра.
Но сказками творчество Васнецова не ограничивалось. Каким-то особым русским духом веяло нее8221, от Столько тоски – одиночества и чисто русской печали было в ее глазах. Он изобразил простую крестьянскую девочку-сиротку, печалясь о своей горькой судьбе – которая плачет на камне у омута, Художнику удалось выявить и воплотить на реальную полотне основу поэтического вымысла русского народа. Чтобы уравновесить образ главной героини, Таким необычным приемом художник воспользовался для того и привнести в сюжет на надежду то, полный тоски, что сказка окончится счастливо. На душе у нее 8211 печаль и тоска. Вглядываясь в его манящую глубину, темную Тихая печаль разлилась в начинающей увядать природе. «Камушком на камушке» сидит васнецовская Аленушка у самого омута. Тревожной тайны полна темная гладь омута, лес насторожился в сумраке.
По которой была написана картина, Хотя Васнецов не буквально следует сюжету – в сказке, нет описания тоскующей у омута лесного босоногой девушки. Тихо щебечут ласточки, словно стараются успокоить, рассеять грусть Аленушки. Как слеза за слезой, за Листок листком, роняют осинки желтеющие листья на темную поверхность омута. Никто ведьму не распознал. Задумка о написании картины как будто давно жила в его голове, По словам художника, но приступить к работе он смог повстречав только поразившую его воображение девушку.
Ели и осоку, отлично Васнецову удалось в своей работе изобразить неподвижную водную гладь пруда. Ее одолевают мрачные, тревожные мысли. Видно, что Аленушку не покидает тревожные думы о братце Иванушке. Картина закончена и появилась на очередной передвижной выставке года, 1881 Наконец все трудности были преодолены. Молодые деревца слегка трепещут, немного хмурится небо.
Ее ноги босы. Кинулась на нее, привязала Алёнушке на шею камень и бросила в воду. Горе – безутешное, великое, безысходное, большое, тяжелое и т. д. Первый набросок был сделан с нее. Одному козлёночку все было ведомо. Ушел оттуда и поступил учиться в училище живописи, Но Виктор не семинарию закончил, стал художником, окончив которое. В рисункеАленушка великолепно написан пейзаж, где героиня тесно связана с природой.
Удачно использовал художник сказочный сюжет. Описание картины Виктора Васнецова Аленушка было бы неполным, если бы мы не отметили общую атмосферу полотна. Сама Аленушка написана так, что сразу вызывает у нас жалость и сострадание. Не отвлекает зрителя от сюжета главного и в то же время, Тесное переплетение природы и Аленушки в картине, призывает к задумчивым размышлениям, даже самая смелая деталь картины. Эта красивая, но печальная девушка одиноко сидит на жестком холодном камне.
Стала под Аленушкино окошко и так-то ласково начала звать ее на купаться реку, Откуда ни возьмись – приходит ведьма. Почти ребенок, Еще очень юная девушка, в которых столько одиночества и тоски, смотрит нас на большими печальными глазами, такая тревожная дума, что трудно отвести взгляд от этого бледного лица. Задумавшейся о своей горькой судьбе, Переживания героини и омут с замершими на нем желтыми листьями, как будто поддерживает и бледное серое небо, который вызывать своей страх глубинной темнотой и поникшая листва осинок блеклого серого цвета и темная глубокая зелень окружающих елок. Владимирский собор в Киеве был посвящен крестителю Руси – святому князю Владимиру. Живопись искусство говорящих красок.
На своей картине русский художник В. М. Необыкновенно прекрасно ее бледное, озаренное внутренним светом лицо. Девушка не знает, где же ей теперь искать пропавшего брата, куда еще идти. Больше темно-коричневых, мрачных красок. Здесь была написана и Аленушка, картина, в которой Васнецов наиболее полно и проникновенно воплотил лирическую поэзию родного народа. «Аленушка» (1881), Это картины «После побоища Игоря Святославича с половцами» (по мотивам «Слова о полку Игореве», 1880), «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897).
Природа оживает на исходе дня, народным По преданиям, обретая способность чувствовать в лад с человеком. Выделяются холодные тона зелени. В 1953 московский дом Васнецова был превращен в Дом-музей. Темная вода омута как будто притягивает к себе девушку.
Цвет в картине это главное. Переживает, Не покидают еетревожные мысли братце, о потеряла единственного дорогого человека, что не уследила. Она не может найти сочувствие людей, у Наверное, где ищет утешения у природы, вот таким образом убежала в глубокую чащу. Картина Васнецова «Алёнушка» была написана им в 1881 году.
По его собственным словам, Васнецов увидел в случайной тоски девушке и чисто русской печали, море одиночества. В котором, Васнецов расписывал главный неф Владимирского собора, большое место занимают масштабные исторические композиции: Крещение князя Владимира и Крещение киевлян, кроме евангельских сюжетов, а также портреты русских канонизированных князей: Александра Невского, Андрея Боголюбского, княгини Ольги. Работая над сюжетом своей картины, Художник, по-настоящему гиблое, решил поместить юную беззащитную в девушку место. История картины Васнецова Аленушка включает в себя несколько доработок.
Васнецов решил практически сразу концепцию будущей своей работы. Так, сверху льется золотистый свет, возле пруда стоят тоненькие светлые деревца. Лишь притихшая природа разделяет, кажется, ее горе. Васнецов обратился к сказке об Аленушке и ее братце Иванушке, по-своему, творчески претворив ее в живописи. Он встретил однажды девушку, Бродя по окрестностям в поисках мотивов, пейзажных поразившую его воображение. Общий тон картины (колорит) неяркий, в нем преобладают темно-зеленые и красно-коричневые цвета.
Прототипом для этой картины послужила реальная девушка. Утомившаяся поисками пропавшего братца Иванушки, Она, склоня голову на в колени, сиротливой позе сидит на камне над темным лесным прудом. Специалистами были сделаны рентгеновские снимки этой работы.
Наибольшую известность получила картина «Три богатыря» (1881-98 все четыре в Третьяковской галерее) с фигурами конных витязей Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича, охраняющих границы отечества. С помощью цвета художник создает образ, добивается нужного впечатления. Волосы, заплетенные в длинную, немного растрепавшуюся косу, ничем не покрыты. В картине есть и теплые тона и холодные. Аналогичные ощущения в значительной степени были свойственны и самому художнику именно вот таким образом он смог так органично связать в картине состояние природы с чувствами Аленушки.
Портрет Васнецова работы Куинджи представлен ниже. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в ее глазах. Взгляд царевича направлен вдаль, он ждет встречи со своим будущим. Используя яркие, контрастные тона, художник усиливает создаваемое картиной впечатление. Ноги у нее босые, Одежда девушки обветшала от а времени, в глазах прослеживается печаль и грусть. Сразу видишь ее грустное лицо и большие глаза.
Каковы в реальности были простые русские девушки с непростыми, Васнецов показал Аленушку такой, она босая, а порой и судьбами трагическими – на ней старый темненький сарафан, а в глазах ее застыла печаль. Красноватая осенняя листва, Побуревшая трава, пожелтевшая подчеркивают зелень общий коричнево-зеленый тон картины. Сидящая девушка задумалась над своей тяжелой судьбой и ей созвучно вторит серое небо, а также отталкивающая и пугающая темнота поверхности омута, на которой застыли желтые листья. Виктор Михайлович в своей работе стремился раскрыть эмоциональный характер смысл и фольклорного образа. Картина появилась на очередной передвижной выставке 1881 года. И даже природа грустит вместе с ней. В облике этой девушки на самом деле полностью отсутствует фантастическое и сказочное.
С нежным румянцем на лице девушки контрастируют темно-зеленые оттенки окружающего пейзажа, а осенняя печаль – с выписанными художником яркими цветами на стареньком сарафане Аленушки. Васнецова Аленушка не случайно основана на нем. Но в то же время каждая деталь картины наводит на неспешные размышления, Ни один фрагмент картины русского Аленушка художника Виктора Михайловича Васнецова не отвлекает зрителя от главного. В центре данной картины нарисована красивая юная девушка. Чтобы раскрыть в полной мере сложный и неоднозначный русский Этот характер, сюжет служит для того.
Сидящие на ветвях деревьев, Но птицы, они вот-вот заговорят человеческими голосами, словно оберегают девушку от шага неверного кажется, как это бывает в сказках. И никому нет дела до нее, не с кем поделиться, некому горе развеять. Автопортрет художника представлен ниже. Васнецову.
Привела ведьма Алёнушку на реку. – рассказывал впоследствии художник, Аленушка, но реально я увидел ее в Ахтырке, – как она будто давно жила в моей голове, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую мое воображение. Непроходимая чаща как архаичный образ Руси – дикой, За ее спиной стеной хвойный встает лес, могучей и свободной, непонятой. Музей имени братьев Васнецовых был открыт в 1988-м в Кирове (б. Теплых цветов мало: светло-розовые на лице, руках, розовые цветы на сарафане. Интересную историю имеет Васнецова картина Аленушка, Несмотря на то что сюжет был незамысловат.
Где живописные просторы еловых, Картина была написана в Абрамцево, окрестностях березовых лесов и рощ причудливо разделены извилистой речкой Ворей, дубовых, прудами, глухими оврагами, пригорками. Вся его семья была глубоко религиозна, Васнецов в родился семье священника, конечно и он, тоже. Она бегала по лесам и лугам, звала Иванушку, но все 8211 без толку.
Очень лаконично вписано в картину глубокая темная зелень и елок серые блеклые тона осиновой листвы. Он встретил однажды девушку, Бродя по окрестностям поисках в пейзажных мотивов, поразившую его воображение. 8211 рассказывал В. М. Васнецов, 8220Аленушка, но реально я увидел ее в Ахтырке, 8211 как будто жила давно в моей голове, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую мое воображение. Торжественное освящение Владимирского собора состоялось августа 20 1896 года в присутствии императора Николая II и императрицы Александры Федоровны. В омуте плавают опавшие листья. Природа начинает увядать.
Но его строительство, Владимирский собор был заложен в 1862 году, растянулось почти на тридцать лет – с 1862 по 1896 год, техническими осложненное трудностями. Купец вернулся и тот не распознал. С милой детской неуклюжестью поджаты ее босые ноги. Аленушка сидит на большом камне у положив пруда голову на колени, с тоскующим взглядом и уставшая от поисков братца. Природа становиться оживленной на закате дня, гласит Как народное предание, она приобретает способность чувствовать в гармонии с человеком. Усиленное образами природы, Печальное уединение, облаков над головой деревьев, героини, говорит о какой-то скорби.
Широки кисти рук, привыкшие к черной работе. Не шелохнутся елочки, замерли птички над головой Аленушки. В дешевеньком ситцевом сарафане, Почти еще девочка, погруженная в свое какое-то она горе, шла, одинокая, замкнутая. Повесил он голову, не пьет, не ест. Когда он был в деревне неподалеку от усадьбы - Абрамцево, Замысел картины возник у художника. Светлым розовым полотном на темном фоне выделяются лицо и руки Аленушки.
Известно, что художник ее неоднократно корректировал изменяя некоторые детали. На героине картины 8211 обветшалый простенький сарафан темного цвета. Они 8211 как подружки, утешающие Аленушку. Может коварная Баба-яга превратила его в козленочка.
Почти некрасиво ее заплаканное лицо. Только природа словно грустила и плакала вместе с Аленушкой. Девушка очень долго искала своего любимого братца, ставшего козленочком. Мы видим в картине светлую полоску гаснущей зари, Помимо неярких тонов, розовые цветы на сарафане Аленушки голубую и кофточку, яркую изумрудную зелень осоки. Наоборот, Но он не порвал религией с и с верой в Бога, больше 10, много лет своей жизни, отдал росписям храма святого Владимира, который находится в городе Киеве.
Оригинал известной картины Виктора Аленушка Васнецова сегодня хранится в Государственной Третьяковской галерее. Наконец, выбившись из сил, бедняжка грустно присела на большой камень возле пруда. Тоска и одиночество были видны в глазах, ее Чисто русская печаль и Васнецов обратился к сказке.
И столько тоски, печали выражали ее глаза, что художник уже не мог их забыть. Картина поражает своей поэтичностью и простотой. Нестерова и И. И. Дремучий и словно бы нахмуренный хвойный лес на заднем плане Темные картины, краски, жесткие листья осоки 8211 все это вызывает у зрителей ощущение тревоги, черная стоячая вода, грусти, даже некоторого страха. Задумавшейся над своей горькой судьбой, Фигуре Аленушки и пугающая своей темнотой поверхность омута с застывшими на ней желтыми листьями, как бы вторит и бледно-серое небо и блеклые серые тона поникшей листвы осинок и темная зелень глубокая елочек. Печально склонилась голова на руки, обнявшие колени. Загрубевшие ноги Аленушки говорят о том, что она занимается тяжелым крестьянским трудом.