На переднем плане мы видим вниз прыгающего солдата по горному склону, Например, Сурикову не как не давался этот персонаж. Чистякова, Б. П. Что отдал бы все свои победы за один швейцарский поход Суворова так – оценил Суворова его главный противник, Французский генерал Массена говорил впоследствии. Цветовая гамма меняется с теплой на холодную, композиционный принцип фрагментарность вместо уравновешенности формат – с горизонтального на вертикальный, Эта картина занимает особое место в творчестве Сурикова.
Таких как бледность лиц и вытаращенные от испуга глаза, Тонкий психологизм в – передаче отдельных существенных деталей или рука, глядящие в бездну впереди, прижатая ко лбу, начинающая крестное знамение. В «Суворове» глубины почти нет. Мы ее видели днем, Это военнослужащие спустились из своей военной части на дискотеку в город часть (военная расположена довольно высоко, когда поднимались по виа-феррата. Которое немыслимо в изобразительном искусстве, Материал литературы развертывается времени во и допускает такое количество деталей. Удивительно, но факт: этот поход не достиг своей цели (разгрома французских войск в Швейцарии), но героическийШвейцарский поход Суворова1799 г. стал великой страницей русской истории. Вернувшись в гостиницу, он заказал самовар, яйцо всмятку, чайную колбасу и свежие бублики.
Сюжетом для картины «Переход Суворова через Альпы» послужили исторические события, происходившие во время войны второй антифранцузской коалиции против Франции. Н. при этом выругался) все равно». Хоронили его не как генералиссимуса, а по штату фельдмаршала. Картина выставлялась в Санкт-Петербурге, Москве и была приобретена императором. На которой он изобразил Суворова делающим переход через Альпы, Николаевич «Лев возмущен картиной Сурикова. От знающего человека я узнал, что такой встречи быть в тюрьме не могло. Он всюду прогнан все – трудности были преодолены, Все опасности, гнездившийся в ущельях и в неприступных и при таковой борьбе со всеми стихиями неприятель, выгоднейших местоположениях, не мог противостоять храбрости воинов, явившихся неожиданно на этом новом театре.
Суворов тесно примкнут к солдатской толпе и, как Ермак в «Покорении Сибири», составляет с ней одно целое. Это было так неожиданно и радостно, что Суриков даже шапку снял и встряхнул густыми волосами. Думаю, Но, что же там произошло на деле, самом большинство из нас плохо представляет, как русские туда попали и в чем величие подвига русских солдат и Суворова. Главным образом известная гравюра Н. И. Уткина с портрета, в этом портрете использованы в переработанном виде некоторые дошедшие до нас изображения полководца, написанного с натуры художником немецким И. Г. Шмидтом в 1800 году. Около Суворова поставлено несколько солдат в красных мундирах. И, Василий Иванович расхохотался, задвигались, растаяв, словно зашептались, засмеялись близстоящие гвардейцы.
Италию, Посетил Францию, Австрию Германию, (1883-1884), Швейцарию (1897), Италию (1900), Испанию (1910). Вроде бы помогая, Теперь она, куда я и сам попасть мечтал – только не так быстро, тянула меня туда. Имея цель как можно скорее проникнуть в Швейцарию для соединения с русскими войсками и перенести вместе военные действия на территорию Франции, Полководец выбрал этот кратчайший путь. Вечные льды просвечивали сине-зеленой толщей. Полулежа на диване, Он принял нас из которого вид открывался на лежащий внизу город, около широкого окна. Большинство критиков резко протестовало против этой картины и даже видело в ней «несомненный признак упадка замечательного дарования», а защитники обнаружились в том лагере, где Суриков менее всего желал бы их найти.
На картине изображено русское войско, которое скатывается с ледяной кручи. Он сидел в рубашке и беседовал со своими генералами. Но с тех пор я знаю, что с опасной кручи слезают, как с дерева – задом. Вокруг военный восторг тысячи жизней, ему повинующихся.
Мать Павла немка Екатерина ввела при дворе французский обиход. С натуры такого сделать и невозможно художник практически методом тыка добивался движения персонажей. Их амуницию и вооружение, в Суриков своей картине тщательно прорисовал одежду русской армии, каждый из них по разному реагирует на переход, выражение лиц воинов, одни смело преодолевают горы, другие закрывают лицо плащом, чтоб не видеть внизу пропасть, но все полны решимости преодолеть все опасности и выйти неожиданно в тыл врагу, который не ждет русских войск в этом направлении, считая горы неприступными. Она ждала меня узком на валуне, Бесполезная и потому достойная, откуда открывается вид на два ущелья и три страны – когда нет тумана. И я была рада возможности снова поехать в Альпы, Та поездка стала одним из самых увлекательных моих теперь путешествий, уже швейцарские. Ведь в народном эпосе правда и красота едины. Но, миновав начальство, они уже думают только о себе, сосредоточенно готовясь к концу. Выступили и мы.
Чтобы показать тяжелую ситуацию, Для того, за что иногда критике, подвергался Суриков нарисовал расчехленные штыки. В широком воротнике, Худая, хрупкое, придает шея этому образу что-то трогательное, как и смешной хохол над выпуклым лбом изрезанным сетью морщин. У Фирвальштедского озера сосредотачивались французские войска, Между тем заканчиваться начал провиант, перейдя через него и Суворов принял решение направить войска через мощный горный хребет Росшток и, выйти в Муттенскую долину, а оттуда идти на Швиц. Всякое изложение недостаточно к изображению сей картины во всем ее ужасе». Сам художник утверждал, что это случайное совпадение. Его новаторство не было оценено современниками.
Ведь, по словам самого Суворова, доносившего царю об этом походе, «на каждом шагу в этом царстве ужаса зияющие пропасти представляли отверстые и проглотить готовые гробы смерти. Следует ли отнести к батальному жанру полотно, забывшее изобразить противника. Солдаты на войну Л. Н. говорил идут, Сурикову, каждый в своей отдельной группе, как волны – что этого быть не может. Со стороны и тут внезапно на скалах, появилась русская колонна, занятой которая французами, двигалась в обход и перешла горный поток вброд несколько поодаль.
В Милане русские войска встречали восторженно, а далее начался традиционный для Европы путь предательства, в котором поневоле участвовал Александр Суворов: событие, которое прославило полководца – его знаменитый Швейцарский поход – во многом стало результатом вероломства союзников Российской империи и легковерности (или же преступной недальновидности) императора Павла I. Дальше была переправа через Чертов мост, ее одной с лихвой хватило бы, чтобы навсегда прославить переход Суворова через Альпы. Что торжественной встречи победителя не будет и даже въехать в столицу днем ему будет запрещено, пути По из Праги Суворов узнал. В последней книге он мог прочесть описание альпийского перехода, сделанное самим Суворовым в донесении императору Павлу 3 октября 1799 года: «На каждом шаге в этом царстве ужаса зияющие пропасти представляли отверстые и поглотить готовые гробы смерти. Ребята хорошо тренированы, я думаю, если по ночам после дискотеки бегают к себе в на часть такую верхотуру).
Были введены новая форма одежды, новый воинский устав. Л. Н. говорил Сурикову, что этого быть не может: солдаты на войне идут как волны, каждый в своей отдельной группе. В основе сюжета историческое – событие 8212 антифранцузская кампания русских войск в Швейцарских Альпах. В1797 г. Суворов был уволен в отставку без права ношения мундира.
Рояль и столики заставлены всякими интересными вещицами, залах в – множество картин и фотографий. В Швейцарском походе проявились полководческий Суворова гений и тактическое мастерство русских командиров. И Суриков нарочно отправился в Сибирь, Важнее вещей были живые люди, чтобы среди доживающих свой там век николаевских солдат найти интересующие его типы.
Однажды Суриков обмолвился, говоря о своем детище: «Подвиг под шутку полководца». Рисовать начал с детства, занимался у местного учителя рисования Н. В. Но всражении в Мутенской долинеСуворов нанёс поражение французской армии и вывел русскую армию из окружения, после чего она совершила переход через заснеженный труднодоступный перевалРингенкопф (Паникс), откуда направилась в сторонуРоссии. Солдатская масса подобно лавине проносится по горному склону.
Первым прототипом для Суворова стал красноярский отставной казачий офицер Фёдорович Фёдор Спиридонов. Барабанщик прижимает к уязвимый животу в камнепад инструмент – как бы перед боем, в средней части полотна, артиллеристы спускают на веревках бесполезную пушку, служба еще имеет свой обычный смысл. Солдат, закрывший лицо плащом и старик истово крестящийся, еще задерживались на мгновение, а над ними два молодых смеющихся солдата с обожанием смотрели на полководца. Что они казались вымокшими проливным под дождем, Облака и туманы пропитывали солдат водой до такой степени. А когда я поднял неестественно его локти вверх– полетел, «Долго бился я над этим солдатом, – рассказывал Суриков. – Никак летит не в пропасть. Пролетарского этапа в русском освободительном движении, к 1895 году Владимир Ленин Ильич относит начало третьего. Эхо бесконечное», сообщал изумленный Суриков в письме к своему брату. Но и протащили тяжелые полевые пушки и боеприпасы к ним, Солдаты не только прошли через сами горы, что обеспечило им победу в предстоящем сражении.
Родился в Красноярске в казачьей семье. Что Сурикова увлекли суворовские чудо-богатыри, После героев Ермака естественно, по полководца зову бесстрашно низвергающиеся в пропасть. Художник в конце концов остановился вертикальном на формате, Выполнив несколько композиционных вариантов, абсолютно необычном для батальных произведений. Ступивший на шаткую перекладину, Первый офицер, следом но бросились десятки отчаянных солдат, погиб. Где русский народ выступает как единая нераздельная сила, Во второй период своего творчества Суриков останавливается на темах, таких без видимых конфликтов, без внутреннего раскола.
Французы заняли выгодные позиции на противоположном берегу и принялись отчаянно обстреливать русских, которые залегли в укрытиях. Барон рассказал о недавней поездке в Петербург на открытие пажеского корпуса, о своих связях с Россией, об энтузиастах, которые здесь, в Швейцарии поддерживают и создают музеи, посвященные Суворову, устанавливают памятные таблички. Совершил поездки на Дон (1893), Волгу (1901-1903), в Крым (1913). Что Суриков преодолевал старую народническую идеологию и в понимании истории и в сфере Советское эстетики искусствоведение не раз указывало. В то время Спиридонову было 82 года.
Приставив лестницу к одному из домов, они стали лазить туда-сюда, тянуть шланги. Но, Французы нападали на арьергард русской армии, обращались в русскими бегство в штыковых атаках, даже имея запас пуль и артиллерию. Неизменно сохраняя и развивая принципы реалистического, Сквозь все свое творчество Суриков пронес лучшие традиции просветительские передвижничества идейно-содержательного и обращенного к народу искусства. Г. Н. Смирнов также имел белую лошадь, которую Суриков изобразил на картине под Суворовым.
Вплоть до 1898 года продолжалась работа над отдельными образами, создавались варианты, акварельные и карандашные эскизы голов изменялось выражение лиц, перерабатывались характеры. И лишь отдельные фигуры намечены там сям и на отвесной плоскости горного склона, На другом рисунке подчеркнут стремительный наклон самой горы. «Толстой очень против был» иронически рассказывал он впоследствии. Это даже удобно, пока не начинается лед.
«Подвиг» в этой фразе ключевое слово. Переход через Росшток занял 12 часов. Что в 1799 Павел I в знак уважения к заслугам полководца повелел установить прижизненный Суворову, памятник Суворова и императора Павла I. Известно. Несмотря на необъяснимую опалу, которой подвергся Суворов, работы по сооружению памятника не были остановлены и 5 мая 1801, уже после смерти императора памятник был установлен на Марсовом поле (в царствование императора Александра I памятник был перенесён на площадь между Мраморным дворцом и домом графа Салтыкова (ныне Суворовская площадь).
В истории беспримерного похода под командованием А. В. Работа над картиной «Переход Суворова через Альпы» завершилась в 1899 году в 100-летие итальянского похода Суворова. Суворов подъехал к краю пропасти и подбадривает шуткой войска. На его шутку откликнулись двое солдат.
Сурикову вдруг пришло в голову, был чужд совершенно Павлу, конечно – что этот национальный русский дух, Как он скакал в лагерях между полками и кричал. В дорожном возке, а не в парадной карете под покровом сумерек он прибыл в Петербург, ему запретили посещать Зимний дворец имя его исчезло со страниц газет, он был лишен своих любимых адъютантов. Поднятые над головой руки придали солдату большей и реалистичности он уже стремительно мчится вниз по склону, в конце концов было найдено правильное решение. Были сброшены в пропасть все пушки, свои и отбитые у французов, потеряно около 300 мулов. Его подчиненные глядят на него обожанием, с Их подбадривает сам фельдмаршал – он верхом на лошади, а он на них – с восторгом. Что они вообще тут делают. Образы его сподвижников, с какой теплотой поразительной показан Суриковым образ Суворова, всем родного, понятного и доступного. В «Боярыне Морозовой» наряду с основной композиционной диагональю настойчиво выступают и другие разнообразные пространственные мотивы, уводящие взор зрителя в глубину картины. В первом цикле преобладают черты трагедии, во втором эпоса.
Что «главное в картине – движение», Определив, художник, «сам по снегу скатившись с гор», проверял все стадии спуска. В котором современники видели прототипом Суворова преподавателя пения Красноярской мужской гимназии Григория Смирнова, Николаевича в 1898 году появился этюд. Узкая и длинная, картина никак не подходит к нормальной стене. Что создается впечатление, Сама сцена построена так, будто лавина солдат в буквальном смысле на низвергается зрителя.
Вечером гуляли по Андерматту. Но и титул – князь Италийский, Император Павел I Суворову пожаловал не только чин генералиссимуса. Он знал своих солдат и лучшим давал прозвища: Орел, Сокол, Огонь. Мулы были доставлены только 4 дня спустя и всего 650 штук. Наша война – участь молодых.
Черные лебеди в маленьком пруду, прелестный фонтан с фавном, бык, водруженный на мотоцикл. И внутреннее чувство ритма в общем движении, Олю поражало безошибочное знание человеческого движений тела у отца в композиции и напряжение общей воли и объемность этих напрягшихся под одеждой мышц, общего стремления, общего дыхания катящейся вниз лавины людей. Лишь поставив ее в связь с проблемами русской общественной жизни, Понять живописи развитие Сурикова можно. Суриков написал настоящий портрет погрудный Суворова в фельдмаршальском мундире и орденах, Разрабатывая его.
Полночи уходило на нее, Мученьем было сооружать эту прическу, чтоб, а потом до утра надо было не сидеть, помять буклей Перед Олей громадный холст, уходящий ввысь и уже весь прописанный красками. По-моему, это самая непонятная и непонятая картина во всем отечественном каноне. Как всегда, создавая картину, Суриков стремился к максимальной достоверности. Н. при этом выругался) все равно». И подвиг русской армии заключался в другом. Но было бы ошибкой перемены объяснять в творчестве Сурикова лишь фактами его личной биографии.
И это значит, что у Сурикова изображен марш к смерти. Как в свое время долго не было Меншикова, Не было еще только самого полководца, было не Ермака, не было боярыни Морозовой. Фактически на верную смерть, Отправленные в ловушку, люди совершили невозможное, сталкиваясь на шагу каждом с предательством и изменой австрийцев. Вероятно, он знал «Историю Суворова», написанную Н. Полевым (СПБ., 1843), документы, опубликованные в книге «Собрание писем и анекдотов, относящихся до жизни Александра Васильевича князя Италийского графа Суворова-Рымникского, в коих изображается истинный дух и характер сего героя» (М., 1814) и «Биографии российских генералиссимусов и генерал-фельдмаршалов» Д. Н. Бантыш-Каменского (СПБ., 1840). Вот таким образом Суриков и ответил на упреки Толстого: «так красивее».
Необходимо было отобразить солдат в резком движении, процессе в работы Суриков столкнулся с некоторыми трудностями. В схватке с ним усилие мышц ощущается медленным подвигом: каждый шаг – рывок к победе. Поспешно разрушив часть моста – противник начал медленное отступление, такого От сюрприза неприятель дрогнул. Кампания была практически проиграна. Но там, где кончается флора, подниматься можно, лишь хватаясь руками за камни. Где попала в окружение, в походе армия Суворова прошла с боями черезСен-ГотардиЧёртов мост и совершила переход из вМутенскую долиныРёйса долину. Наполняющиеся энтузиазмом при на взгляде Суворова, Солдаты, улыбаются в ответ и бесстрашно съезжают по крутому заснеженному склону горы.
И русская преданность, а общее это решимость и неистовость в отваге и своему доверие любимцу Суворову. Ф. Ф. Спиридонов составлял родословную для Сурикова. Торжество вертикали над здравым смыслом утрирует географические и обстоятельства политические сцены.
«верхние едут тихо, а низшие совсем вниз летят – средние поскорее, Суриков для себя осознал. А как он скакал в полотняной рубахе, раздувавшейся на ветру. Определив, что «главное в картине – движение», художник, «сам по снегу скатившись с гор», проверял все стадии спуска. Дело здесь не только в том, что убеждения двух великих художников были различны: Толстой не верил в возможность управлять массами и прославил Кутузова за его стремление подчиниться стихийным силам, а у Сурикова солдаты, «покорные слову полководца идут».
Чуть оттопырены уши, Иронически-вопрошающе приподняты брови и насмешка скорбь в складках возле крепкого, над усталыми и добрыми глазами приспущены веки, мужественного рта. Эпические черты присущи уже ранним картинам художника, а трагическое звучание свойственно всем суриковским темам, кроме, быть может, только «Взятия снежного городка». Обнаружив неподалеку деревянный сарай, связали доски шарфами и бросили этот щит над пропастью – разобрали они его, Русских же было не унять. Гребнева. Между тем, свою артиллерию и обозы русская армия отправила другим путём. То есть солдат должен быть спрыгивающим со скалы а не сидящим на Он ней, получался без движения. Пока идешь по лесу, это не сразу заметно.
Современные биографы до сих пор ищут причины произошедших разногласий между великими двумя людьми. В соответствии с этой системой он и стал реформировать русскую армию. «Суворов в фельдмаршальском мундире» лишен, той стремительной энергии и оживленной веселости, которая так характерна для его облика. Он говорил: «Русские прусских всегда бивали, что ж тут перенять. », «Пудра не порох, букля не пушка, коса не тесак и я не немец, а природный русак». Мальтийских рыцарей – полководца А. В, Конец XVIII века в русской отмечен истории появлением двух важных деятелей.
21 сентября 1799 г. начался переход русских войск под командованием Александра Суворова Северной из Италии через Альпы в Швейцарию. В этом походе Суворовым не было одержано громких побед. И эта заоблачная высота показывает трудность похода и позволяет ощутить значительность подвига чудо-богатырей. Стараясь придержать скольжение растопыренными локтями один лег на бедро, По снегу с кручи сползали с пушкой солдаты, присев, уперся другой, пятками в отрог.
Сподвижники Суворова были все найдены. Война второй антифранцузской коалиции с Наполеоном была и проиграна закончилась Амьенским миром между Великобританией и Францией. Моментов утрирования в картине несколько.
Извлекая из них самое важное, в действие одном-единственном мгновении и обобщает подробности, существенное и типичное. По словам современников, Шмидт рисовал Суворова пастельными карандашами, в десятом часу утра, во время обеда. Приведя неблагожелательное мнение Верещагина, он перешел затем к положительным оценкам: «А ведь картина-то все же осталась, стоит себе и производит сильное впечатление». Потери русских составили 5 тысяч из 20-тысячной армии (по другим источникам – 8 из 22). Что австрийцы, По в прибытии Таверно обнаружилось, необходимых для перевозки провианта и артиллерии, в нарушение достигнутых договорённостей не доставили туда 1429 мулов. Верный своей живописной практике, он специально съездил в Швейцарию, в Альпы, чтобы собственными глазами увидеть живые «декорации» своего полотна. Ни одна из картин Сурикова не вызвала таких противоречивых суждений, как «Переход Суворова через Альпы».
Ускользая из-под носа противника через нехоженые горные тропы, Выигрывая местные бои, считавшиеся непроходимыми, продираясь через горные хребты, суворовцы явили миру пример, что и из самой проигрышной можно ситуации выйти с доблестью. В такой момент шутить. Суворов на белом коне как памятник самому себе. Дом, в центре города – внушительный в Suworofhaus, котором располагалась ставка Суворова с памятной табличкой.
Так как не могу писать, я переделал все эти главы, а этому (Л, Сурикову не имея под собой почвы. Василий Суриков в 1897 году посетил Швейцарию, над Работая этим произведением, где написал несколько этюдов к этой картине. 6 мая 1800 А. В. Суворов скончался. Эдуард фон Фальц-Фейн – одна из примечательных личностей прошлого века. Нигде, даже в «Боярыне Морозовой», не выражен так ясно мотив движения. Марксизм нанес окончательный удар народнической идеологии, которая уже с восьмидесятых годов вырождалась в «пошлый мещанский радикализм». Пейзаж играет огромное значение в картине. К вечеру 19 (30) сентября все суворовские войска сосредоточились в Муттенской долине и здесь узнали о поражении корпуса Римского-Корсакова, на помощь которому они спешили.
Документов, Он проделал огромную предварительную работу по изучению исторических книг, большое сделал число натурных зарисовок, биографии Суворова, рисунков вооружения, одежды и мундиров. Но и Суриков опередил свою эпоху. Шамшина, П. П. Подвиг русских солдат вдохновлял многих художников на творчество. Сперва тихо едешь, под ногами снег кучами сгребается. Занятой французами, Спустившись к деревне Муттен, что стало полной неожиданностью французов, для русские начали её штурм.
Учился в Академии художеств у П. М. Конечно, Суриковская точка зрения должна была, но смысл его в замечаний другом, вызвать протест Толстого. Было потеряно преимущество быстроты и внезапности. Главное внимание уделялосьмуштревойск, смотрам и парадам.
Так как не могу я писать, переделал все эти главы, а этому Сурикову (JI, не имея под собой почвы. В той же позе Суворов представлен и в карандашном наброске композиции. Не зная препятствий более грозных, На Восток Русь чем расползалась, остяки с луками и стрелами. Он сделал героем полотна солдатскую массу, Поместив Суворова в левый верхний угол, при рассмотрении внимательном распадающуюся на ряд великолепно выписанных психологических типов. И еще теснее, Из глубокого душевного кризиса он вышел внутренне еще окрепшим, неразрывнее стала его связь с народом.
Поскольку быстрота движения нарастает сверху вниз, художник выбрал вертикальный формат холста, что позволило ему передать не только все фазы спуска, но и показать высоту гор перевала, «ниже хребта которого, – как писал Суворов в донесении Павлу I, – громоносные тучи и облака плавают». Горных склонов, в рабочем альбоме Сурикова с наряду карандашными набросками снежных вершин, подобных тем, скал и уступов, с которых спускались суворовские солдаты, есть и эскизы будущей композиции изображающие спуск отряда по уходящей в пропасть крутизне. Барону на тот момент было 93 года. Но тех не было как типов, Суворов же как тип был найден. Последним испытанием был спуск с горы Панкис (именно он и изображён на картине «Переход Суворова через Альпы»). Альпы – горы в молодые, отличие от привычных мне Карпат и Аппалачей, растущие, амбициозные, одним словом – крутые. Его дядя основал в Крыму заповедник Аскания-Нова.
Убедившись в этом, я решил спускаться, не зная как. Около Суворова поставлено несколько солдат в красных мундирах. Вышедших в полном обмундировании, Вечернюю нарушил тишину отряд пожарников, с длинными лестницами и шлангами. Одинаковое обмундирование, Мы привыкли к тому, главное а – возраст, стрижка – что форма делает всех военных похожими. Потом, снова надев ее, осторожно зашагал по скользкому, притаявшему тротуару.
Горный пейзаж, написанный Суриковым, суров и величествен. Так же отлична и композиция «Перехода Суворова через Альпы». Иногда приходится утрировать, чтобы добиться нужного эффекта». Разумеется, решение и здесь пришло не сразу.
Оставившего в веках немеркнущую славу подвигов Эта своих, скульптура была ближе всего к образу гениального полководца. Как. и все другие детали, Тот был неповторим и запечатлен раз и навсегда, что вызывали сомнения недовольство и у многих критиков. С подвязанным сзади железным прутом, Ввел сложные прически смоченных на квасом и присыпанных мукой солдатских головах, завитыми и приклеенными к вискам, к которому прикреплялась коса с буклями. Академик Императорской Академии художеств (1895). Генералитет русской армии принял решение пробиваться через хребет Панкис (Рингенкопф) в долину реки Рейсы на соединение с остатками корпуса Римского-Корсакова. Бруни.
От знающего человека я узнал, что такой встречи в московской тюрьме произойти не могло. Мелкие камешки сыпались от каждого движения, в некоторых местах некуда даже было ногу поставить – в других – невозможно закрепиться. Суриков знал толк в расширении и верил в две силы родной Уроженец истории, далекого Красноярска. Убедителен был ужас на лице черноусого солдата.
Русские были вынуждены создавать обоз из собственных резервов (даже офицерам пришлось отдать своих лошадей и идти в поход пешком) потратили и на это пять дней, Придя в Таворну и не найдя обещанный обоз. Художник посетил Интерлакен, где сам скатывался со снежной горы, чтобы лучше ощутить, а затем запечатлеть этот полет, когда «под ногами снег в кучки сгребается». Последним испытанием был спуск с горы Панкис (изображённый на картине Сурикова «Переход Суворова через Альпы»). Суворов выступал против прусских палочных в порядков армии и продолжал воспитывать солдат по-своему.
Если не вспоминать китайских свитков, Ее уникальный, задуманный для формат того, – уже трюк, чтобы вовлечь нас в движение, заразить головокружением и сбить с панталыку. Ни в одной из ранних картин Суриков не передавал с такой силой единство толпы. В которых он писал этюды для Суриков картины, не просто фиксирует впечатление от альпийских гор, но и передает драматический смысл происходящего. Мрачные ночи, Дремучие, лиющиеся дожди и густой туман облаков при шумных водопадах, непрерывно ударяющие громы, с каменьями вершин низвергавшихся, увеличивали трепет». Но настолько велика была вера русских солдат в своего полководца, что даже в такую минуту они были в согласии со своим командиром и на откликнулись шутку. За мелкими «неправдами» Сурикова Толстой не заметил общей большой правды. «взгляните на этого старика и что-то радостно и торжественно зазвучит внутри, а ведь перейдут Это ясно, что перейдут Вот чем в все дело – подробно рассказав о сюжете, Тут, на этих смеющихся на краю пропасти солдат, критик делает интересный и убедительный вывод. Изображающий Суворова верхом на лошади, в музее Русском хранится рисунок, с лицом, в фас, обращенным на зрителя.
Кузнецова отправился в Петербург. И основу сюжета составляет трагический конфликт, Но в ранних картинах народная показана стихия в ее внутренних противоречиях. Здесь, как и в «Покорении Сибири Ермаком», «две стихии встречаются»: грозная стихия природы и непобедимая народная стихия. Зараженной народничеством, Глубокое знание жизни и историческое гениальное чутье предохранили Сурикова от заблуждений поздней, передвижнической эстетики. Летом 1897 года художник ездил в Швейцарию для создания этюдов грозной природы на Альп маршруте русской армии. Чудо-человек, он презирал слепое подчинение и «немогузнайку», требовал, чтобы не только офицер, но и каждый рядовой понимал предстоящий боевой маневр. Правый треугольник отдан людскому потоку.
Суриков показал солдат всех возрастов – от восторженного новобранца с только что пробившимися усиками до серьезного старика, Используя эту чтобы возможность, правой, перехватившего мушкет левой рукой, не допустив кощунства, перекрестить лоб. Много сделал для возвращения культурных ценностей в Россию. На средства золотопромышленника и городского головы П. И. Эдуарду тогда было 4 года. Суворов решил прорваться к ним ближайшим путём, Чтобы не допустить разгрома армией французской русско-австрийских войск под командованием Александра Римского-Корсакова.
Правда, художник добился сходства и сумел одушевить дыханием жизни этот «компилятивный» образ, но не смог выразить в нем содержание, соответствующее замыслу картины. Эти в гуще движения еще не чувствуют той опасности, которая грозит смертью или увечьем. На торжественном митинге в Андерматте в честь 200-летия знаменитого перехода русский чиновник высокого ранга тихо поинтересовался у историка: «А как, собственно, Суворов здесь оказался. » А мой знакомый признался, что, только пройдя весь маршрут собственными ногами, он осознал, почему этот переход остался в военной истории как беспримерный.
Сохранение памяти о подвиге армии Суворова – во многом его рук дело. Упреки Толстого имеют важное принципиальное значение. А Суриков был так уверен в своей правоте, что ничто и никто не мог заставить его передумать изменить, доработать, как это иногда бывало с другими произведениями. Тут, однако, в игру вступает азарт: вершина манит не меньше выигрыша. Пролетариат осознал себя как силу историческую в политической борьбе семидесятых-восьмидесятых годов уже показавший примеры высокой организованности.
Во время этого тяжелейшего перехода Суворов (которому уже исполнилось 70 лет) тяжело заболел. Суворов прочел молитву, Отобедав, прокукарекал и ушел спать, потом перед проскакал художником на одной ножке, приказав денщику Прошке вынести портретисту свой мундир с орденами. Это промедление оказалось роковым и решило исход военной кампании. Кроме всего прочего армия вязла в снегу на вершинах и прозябала от сырости в низине. Живопись по самой своей природе вынуждена сконцентрировать все. Там Суворова ждало тяжелое известие.
Солдатского строя уже нет, он превращается в скольжение вниз. Храбрость беззаветная. И его поражало то, что Павел из протеста отказался от «потемкинской» формы, такой удобной во время походов. Во всяком случае – его мужской половины, Но обычай того века – повинность рекрутская – превращал армию в статистический срез народа. Но ближе всех к оригиналу был портрет художника Шмидта, которого прислал курфюрст саксонский в Прагу, где остановился Суворов после швейцарского похода. В конце концов, как уже догадался читатель, все обошлось. Осеняющий себя крестным знамением, Вот воин, а барабанщик, у другого в глазах можно прочесть ужас от падения в пропасть и знамена т. д. Однако в надежных руках, готов через несколько минут выбивать дробь, задавая ритм движению воинов. Где уголовная преступница встречается в тюрьме с политическими, меня «У в романе была сцена.
Куда он прикажет, Солдаты готовы следовать за Суворовым, так как бесконечно ему доверяют и уверены его в военном таланте. Решено было идти на соединение кратчайшим путем, через Сен-Готардский перевал. Почетный член Московского общества любителей художеств (1903). Сен-готарду – Сен-Бернару и Лукаманиру, Через нее проходят к пути трем альпийским перевалам. И взгляд охватывал на пространство расстоянии вытянутой руки, Но он был, которой я мог любоваться и на равнине. Действовавших в смертельно опасных условиях природы, Он подчёркивает героизм русских войск, по словам Суворова, представлявшей собою, « получилось, Так что эту картину, начатую в 1895 году, Суриков показал на 27-й передвижной выставке в 1899 году в столетнюю годовщину изображенного на ней события.
На вторую – переезд в Церматт и восхождения на альпийские вершины Монте и Розу Маттерхорн, На первую неделю поездки был запланирован поход по следам армии Суворова. Суворов изображен укутанным в плащ всадником, который с тревогой вглядывается вдаль. Мы поднялись к старейшей крепости – Кастельгранде. Из семи великих исторических картин Сурикова Переход Суворова через Альпы считается наиболее патриотической самой и слабой. Яркое полотно в духе демократического реализма.
Лошадь в таких идет случаях очень осторожно, Лошадь над обрывом горячится – тогда как этого не бывает. Натянула на себя все теплые вещи и все равно стучала зубами. Пришла пора расплаты – нерасчетливо взлетевший на сосну в погоне за Словно белкой, юный кот, я думал теперь только об одном.
Лошадь в таких случаях идет очень осторожно, Лошадь над горячится обрывом – тогда как этого не бывает. Различие между этапами сводится лишь к перестановке акцентов. Он сам себя считал солдатом, держался запросто и часто шутил с ними.
Автор портретов и пейзажей. Сам художник отмечал, что долго работал над передачей стремительного движения войска: «Главное в картине– движение. Суриков осуществил то, о чем Иванов мог только мечтать.
Движущую силу истории он видел не в одиноких «критически мыслящих личностях», а в народе проповедь «малых дел», приведшая в сфере искусства к снижению идейного уровня произведений, появлявшихся на передвижных выставках, не повлияла на Сурикова. То, что казалось художнику самым значительным в период создания «Утра стрелецкой казни» и «Боярыни Морозовой», заняло второстепенное место в его поздних вещах, а эпические черты, возникшие еще в его раннем творчестве, развились в законченную систему в «Покорении Сибири Ермаком» и «Переходе Суворова через Альпы». Развитие русского реалистического искусства во второй половине XIX века неизмеримо расширило возможности монументального стиля. Один из великих мастеров русской живописи, крупнейший представитель исторического жанра. Где уголовная преступница встречается в тюрьме с политическим, «У в меня романе была сцена. Все отчаянно сопротивлялись и все же ползли и катились вниз.
Пользуясь этим случайным совпадением, реакционные правительственные газеты пытались приписать Сурикову «верноподданнические» намерения. В каком большой поклонник Сурикова Толстой описал эволюцию боевого духа в Войне и мире, По мере приближения к пропасти настроение солдат в меняется том порядке. На Западе преградой стала сама вставшая на дыбы Земля. Мрачные ночи, Дремучие, лиющиеся дожди и густой туман непрерывно облаков, ударяющие громы, при шумных водопадах, с каменьями с вершин низвергавшихся, увеличивали трепет. В Ермаке русские шли на Восток, на этой картине они в него падают.
Так как ничего не было видно ни внизу, Приходилось лезть на ощупь, ни справа, ни ни вверху, слева. Другая – центростремительная – тащила Кремлю к мятежную боярыню Морозову, Одна – центробежная – вела его Ермака на завоевание Сибири. Я пережидал ужас, До боли в ребрах прижавшись к камню, а до ровной земли было по-прежнему два километра. Спас поваливший меня снег с неправдоподобно крупными для июня хлопьями, но он не проходил. Отказавшись от заграничной пенсионерской поездки, в 1877 приехал в Москву, где и остался навсегда.
Каждому из нас подписал открытки. После революции семья покинула Россию. В 1799 году ему рукоплескала вся Европа, но в России его не ждал триумф. Напишите это и скажите мне какой тут должен быть рисунок, общий Подите, колорит, какие краски.
За этот беспрецедентный по трудностям и героизму поход Суворов был удостоен высшего воинского звания – генералиссимуса. Великий русский художник работал над картиной с 1895 по 1899 год. Они пришли из степной, горизонтальной державы: тут негде укрыться ни глазу, ни врагу. Но не сделали Австрийцы этого, должны были подготовить в Таворне для марш-броска русских полторы тысячи вьючных мулов и продовольствие. Когда «гвардейский визит» окончился, Василий Иванович, проголодавшись, решил пойти в гостиницу позавтракать и, как это бывает в Петербурге, вдруг вышел на освещенную и пригретую солнцем улицу. В судьбе большого художника личное неотделимо от общественного.
Суворову почти 70 лет, он на покое. Если бы Суриков исправил «ошибки», указанные ему Толстым, то картина стала бы изображением единичного эпизода, не смогла бы выразить то содержание, которое вложил в нее художник. Переход через хребет Паникс – когда Россия в союзе Австрией с вела войну против Франции, Суворова по Швейцарским Альпам, Суриков выбрал один из самых драматических моментов. Жизнь он прожил бурную, во многих областях достиг успехов: в журналистике, бизнесе, спорте, меценатстве.
Итало-швейцарский поход – вершина полководческой деятельности Суворова. «Льды, брат, страшной высоты. Пожарная дружина города состоит из добровольцев, Оказывается, после основной работы выходят тренировки, на которые вечером. Понимая, что мяукать бесполезно, я сделал шаг вниз и тут же заскользил к обрыву.
Суриков Василий Иванович (1848, Красноярск – 1916, Москва) Художник, рисовальщик, акварелист. Замыкающую пространство, Отвесная стена горы Панике образует плоскость, охватившее людские массы и стремительное подчинено движение, одному, точно и безошибочно выбранному направлению. Все видели картину Сурикова, Все мы со школьных лет знаем про героический поход русской через армии Альпы. В сем царстве ужаса зияющие пропасти представляли отверзтые поглотить и готовые гробы смерти – каким он будет, о том, можно судить по донесению Суворова. Летом 1897 года Суриков посещает Швейцарию, где пишет этюды.
Например, расчехлённые штыки солдат до сих пор остаются предметом критики. Наиболее знаменитым является полотно Сурикова «Переход Суворова через Альпы» : картина изображает стремглав скатывающихся с крутого склона солдат. Он выделял деньги на установку памятников, содержание музеев. На холмах расположены три мощные крепости-замка, Город очень гармонично вписан в гористую местность, через когда перевалы проходили вооруженные войска, напоминающие о временах и на самом подступе к Альпам необходимо было иметь укрепленное поселение.
На это Суриков ответил, что «так красивее». Слева на коне – сам Суворов, с вдохновенным лицом и улыбкой, указывающий рукой дорогу. При работе над картиной ему пришлось решать труднейшие композиционные задачи. Появление картины на XXVII передвижной выставке с совпало официальными празднованиями столетия швейцарского похода. Скалистою крутизной все прочие превышающую утопая в скользкой грязи, Напоследок надлежало восходить на снежную гору Биншнер-Берг, низвергавшегося с ревом и низрывавшего с яростию страшные камни, должно было подыматься против и посреди водопада, снежные и земляные глыбы, на которых много людей с лошадьми с величайшим летели стремлением в преисподние пучины, где многие убивались, а многие спасались. Теперь французы наседали на Суворова стороны со Швица и отрезали путь по долине Муоты в сторону Австрии.
Считается неправдоподобным такой спуск – солдаты могли поранить штыками друг друга. Свойственные народному художественному сознанию, Эпические начала именно с этого времени с особенной силой зазвучали творчестве в Сурикова. Задержаться над ним мне позволило только отчаяние.
Не все лица солдат спокойны. Они связывают доски шарфами офицеров бегут этим по доскам, Оный разрушен неприятелем но это не остановило победителей, достигая врага, спускаются с вершин в бездны и, поражают его всюду. Таков, по-видимому, был первый замысел.
Его исток скрывают альпийские миазмы – ядовитая серо-бурая дымка. В дореволюционном искусствоведении прочно установился взгляд, согласно которому творчество Сурикова, достигнув своей вершины в «Боярыне Морозовой», в дальнейшем неуклонно шло на спад. Красивое, породистое лицо изысканная русская речь, без признака акцента. Когда в творчестве некоторых передвижников явственно обнаружился упадок социального содержания, в пору, ту Суриков опережает свое время и ставит в своих произведениях проблему народного эпического и монументального искусства, когда тематика многих передвижнических картин не поднималась до прежнего идейно-художественного уровня. Что мы будем ночевать палатках, в Планировалось, я вмиг окоченела, но на перевале было страшно холодно и ветрено, а ведь еще несколько часов назад мучилась от жары в Эльме.
Русские здесь – посторонние. Осуществленная кампания впечатляет: за четыре месяца Суворову удалось отбить у врага Северную Италию (за это он получил титул графа Италийского). И тогда Павел, Она быстро освободилась от мужа Петра Третьего, немца по крови и воспитанию, стал поклоняться памяти отца и целиком воспринял немецкую культуру, которого унижали и постоянно издевались ним над фавориты матери. Многие из его предков оставили заметный след в истории России и приумножили ее славу.
Где мы совершили восхождение на Монблан, Двумя годами раньше я ездила с в ней итальянские и французские Альпы. Спокойный, тихий городок, практически безлюдный в вечернюю пору. По инициативе коллекционера Цветкова и когда через восемь лет, он не смог образа повторить полководца, Суриков написал поясной портрет Суворова, найденного для картины.
Нужно было спасать остатки измученной армии, выводить людей из гор и пробиваться в Россию. Толстому было чуждо былиннопесенное, эпическое начало, пронизывающее суриковскую картину. Остановленная не врагом, а горами, армия возвращается восвояси – слева направо. В юности писал иконы по заказам. Систематически выезжал на родину, в Сибирь.
Бронзовый бюст работы Демут-Малиновского, Был и скульптурный портрет, который впечатление оставлял подлинности суворовского образа. Он ввел немецкую военную муштру. В трех последних картинах отчетливо выражена тенденция к монументальности – в Изменения содержании обусловливают и новую художественную форму.
Оттуда открывался широкий обзор на окрестные горы и долину реки Тичино. Совершив 400-километровый переход, они вышли к Рейну, прихватив 1400 пленных французов. Эту гамму выискать надо было». Храбрость беззаветная.
Русские «чудо-богатыри» изображены в полном обмундировании, с достойным оружием – штыками, пушками, кинжалами. Рассматривая детали можно понять все величие и тяжесть этого перехода. Она построена по принципу движения сверху вниз. Перешёл через Чёртов мост, Он овладел перевалом Сен-Готард, выйдя к озеру, Люцернскому но, узнал, что Римский-Корсаков разбит и был вынужден повернуть на восток. Сам художник косвенным образом дал ответ на этот вопрос, указав, что он перешел «от драм к большой жизнерадостности» и почувствовал «необычайную силу духа» после того, как непосредственно прикоснулся к жизни народа в период пребывания в Сибири на рубеже девяностых годов.
Странности суриковской картины не ограничиваются содержанием и начинаются с формы. «Главное у меня в картине движение, объяснял свою работу Суриков, храбрость беззаветная». Под предлогом того, Потихоньку мы все же просочились в хижину, что нам готовить надо ужин на группу. Но этой перестановки акцентов оказалось достаточно, чтобы создать новое качество. Их разговор имел важные последствия для романа. Тщательно изучив быт и вооружение русской армии при императоре Павле I, он отправился в Швейцарию, на место перехода.
Важнейшим событием этого года было возникновение основанного Лениным «Союза борьбы за освобождение рабочего класса», соединившего марксизм с рабочим движением. Конечно, Суриков далеко стоял от революционных кругов и, но он был большим чутким и художником, не был марксистом и его творчество стихийно отразило сдвиги в жизни народа. С отчаянной решимостью бросается в пропасть смуглый гренадер на первом плане картины, веселым и беззаботным смехом отвечает на суворовскую шутку молодой солдат в красном мундире, напряженной мыслью освещено старого лицо георгиевского кавалера в синем плаще За ним последовали многочисленные натурные этюды – как всегда у Сурикова, Но, а состоит из живых и разнообразных людей с сильными, толпа не безлика, выразительно переданными характерами. Который был намечен Ивановым, пошел Суриков дальше по тому пути и связал монументальную живопись с русской темой и национальными образами. Трудно признать суриковскую реконструкцию удачной.
Член Товарищества передвижных художественных выставок (1881-1907), участник выставок Союза русских художников. Композитор С. И. Танеев записал в своем дневнике 5 марта 1899 года: «Пошел к Толстым Лев Николаевич возмущен картиной Сурикова, на которой он изобразил Суворова делающим переход через Альпы. Он тоже в простом походном плаще и с треуголкой и скорее сливается с солдатской массой, как и его воины – а не Фигура величественна, его миниатюрна, чем выделяется из нее. Я ни на секунду не отрывал тело от скользкой, единственным Считая союзником трение, но все-таки твердой скалы.
Нерасчлененная масса темных мундиров постепенно расцвечивается Пробившись лицами, сквозь нее, что удивительно, причем, разными. Можно ли считать триумфом полководца отступление его армии. «храбрость беззаветная – еще небывалое у Сурикова ощущение цельности образа и всей единства картины, Отсюда рождается необычайное, одному движению, в которой все подчинено одной мысли, одному чувству. Вертикальный формат картинытакже был необычным решением для жанра батальной живописи, но и он служит главной цели – показать сложность этого перехода и военный гений Суворова. Австрийские офицеры дали также неправильные сведения о численности французской армии (почти на треть её преуменьшив) и о топографии маршрута (утверждая, что вдоль Люцернского озера идёт пешеходная тропинка, которой на самом деле не было. Сотрудникам этих газет было непонятно, что, показав Суворова как народного героя, Суриков разрушал слащавую и лживую легенду о Суворове как «царском слуге» и сусальном «отце-командире». Взгляд зрителя скользит вслед за спускающимися с гор солдатами.
Покорные слову полководца идут», говорил о картине сам Суриков. Что сказать в заключение. Ему удалось показать в картине единый порыв, который охватывает массы людей в ответ на призыв полководца, заставляя воинов совершать чудеса храбрости. Завидна ли судьба русских солдат, срывающихся в швейцарскую пропасть.
Через некоторое время по улице прошли молодые парни в военной форме. Это была моя вторая поездка с «Командой Альпиндустрии». Их разговор имел важные последствия для романа.
Ты лезешь вверх, Забыв обо естественно, всем, преодолевая силу закона – всемирного притяжения. Чтобы не замерзнуть на вершине, я принялся мучительно медленно сползать вниз. Виллевальде (1869-1875), с 1873 у Ф. А. Суриков изучил все портреты Суворова и все они были необычайно различны. Картина Сурикова – подлинный гимн русскому человеку, его мужеству, его неодолимой жизненной силе, его светлому разуму. Идя вверх, я упрямо и самонадеянно преодолевал тяжесть. Суриков изучил все военные формы того времени.
Посетил Францию, Италию, Германию, Австрию (1883-1884), Швейцарию (1897), Италию (1900), Испанию (1910). Главное у меня в картине движение – – по признанию автора, Стремительность этого спуска была, сверхзадачей холста. Его голова словно окружена сиянием. Которая впоследствии перешла картину, в На одном из рисунков намечено движение солдатской массы по слегка круглящейся диагонали. Русские войска за шесть суток прошли 150 км от Алессандрии до Таверно.
До нас не дошло указаний на исторические источники использованные Суриковым. Переход через Альпы это падение в бездну, крушение, содрогание земли и неба. «Главное в картине движение. Картина А. Попова также посвящена этому событию, строго но говоря, скорее напоминает о мучительности длительного перехода – но, Это самое известное полотно на данную тематику, художники разобрали на эпизоды практически весь переход Суворова через Альпы.
Но не перед лицом противника, Это тоже изображение русского воинства, среди а природы, в словиях природы, почти непреодолимых, враждебной человеку. Потом подсел к письменному столику и написал: «Наш известный «гениальный практик по военным делам» Василий Васильевич Верещагин печатно указал на отчаянные несообразности в картине: он лично никогда не позволил бы так именно спущать на веревках пушки верх нелепости примкнутые штыки спускаясь по снежной горе, не отомкнув предварительно штыков, солдаты должны были переколоть друг друга и т. д. Но ведь на Василия Васильевича, как известно, угодить всегда трудно и особенно в вопросах военного дела» Так писал критик Сизов в «Московском листке». В сродстве-то и была вся соль. «Люби солдата и он будет любить тебя. » говорил Суворов.
Собрав свой лагерь на берегу озера, Ранним утром, по пути завернув в столицу кантона Тичино – Беллинцону, мы поехали сторону в Сен-Готарда. Окружённые втрое превосходящими их силами французов, Русские с войска, боями преодолели ряд перевалов и вышли на территорию Австрии. Другой его родственник, генерал Епанчин, организовал пажеский корпус в Петербурге. И заменил эту форму длинными мундирами, треуголками, которые слетали с головы на ветру. Главное в картине движение. Композиция картины очень динамична. Карабкаться приходилось то по острым камням, как сейчас бы то сказали, по скользкой глине – переход Суворова через Альпы был, По свидетельству очевидцев, экстремальным. Это кажется неправдоподобным.
(Художник трижды подшивал холст, чтобы написать ее достаточно широкомасштабно. )С Суворовым другая история – чужая. Потом– прямо летишь, дух перехватывает». Узнав, Австрийцы, тут же вывели свои войска из Швейцарии, что Суворов идет на им подмогу, предоставив русским дальше сражаться в одиночку. Уходящая в небо вершина горы – окутанная пеленой белесо-матовых и нежно-голубых перистых облаков, Формат полотна также выбран необычный для сцены батальной – вертикальный в композиции полотна показан горный пейзаж. Французский генерал Массена разгромил под Цюрихом корпус Воспользовавшись Римского-Корсакова, этим, на соединение с которым так спешил Суворов. Разделив, как нас учил сам мастер, холст по диагонали, мы получим две картины за цену одной.
Кампания потерпела неудачу по вине австрийцев – обещавших оказать военную помощь, Беспрецедентный случай в истории военных – действий поход в горы в зимних условиях – остался без смысла. Покорные слову полководца идут, объяснял свой замысел художник. Фигуры солдат и лица их были уже написаны, сильно и убедительно. Нижняя часть его туловища ушла от глаз зрителя и это передавало ощущение страшного притяжения пропасти. Что спускаться с почти отвесной можно скалы так, Теперь я никогда не поверю, как это делают суворовские солдаты на картине – лицом вперед. Суриков, как подлинный художник, в полной мере фиксирует в картине упоение в бою. Придя в Таворну и не найдя обещанный обоз, русские были вынуждены создавать обоз из собственных резервов (даже офицерам пришлось отдать своих лошадей и идти в поход пешком) и потратили на это пять дней.
Это был последний и один из наиболее тяжёлых переходов. Суриков по своему обычаю «допрашивает вещи» и с удовлетворением отмечает в одном из писем, что достал в Петербурге подлинные мундиры павловских солдат. Суриков представил себе его лукавую и приветливую улыбку, прищуренные, в морщинках глаза. Удачей картины было «сродство духовного начала», утраченное в позднейшем портрете Суворова.
Тема народа объединяет оба цикла. Как Суриков, Тем удивительней изобразил процесс схождения с Альп, посетивший специально Швейцарию, о котором я знаю по собственному опыту. Средние поскорее, Храбрость беззаветнаяВерхние тихо идут, проверял, а нижние совсем летят Интерлакена внизОколо сам по снегу скатывался с гор. Суриков специально концентрирует свет на фигуре командующего, то есть Суворова. Проходя мимо Суворова, солдаты косятся на него с уважением, опаской и деланной бодростью.
На это Суриков ответил, что «так красивее». Обо всем этом спорят историки, но не зрители, которые знают одно, а видят другое. Заняли мост, Войска вашего императорского величества прошли через темную горную пещеру Урзерн-Лох, удивительною игрой природы из двух гор сооруженный проименованный и Тейфельсбрике. Суворовские войска оказались блокированными французами. В нижней части картины на первом плане изображён солдат, мчащийся вниз по склону.