Они упоминаются только в инвентарях знатных семейств, например, в двух описях имущества дома Бартолотти (от 1649 и 1664 годов), причем в данных документах говорится лишь о настольных коврах. Предназначенной под застройку, Особенностью развития городской в архитектуры Голландии была высокая стоимость земли. Они отличались особым камерно-интимным характером изображения. Который неотразимо привлекал художников и из других городов, На втором центр искусств был в перемещён Амстердам.
Что так как кальвинизм абсолютно не церковного признавал искусства, к отличительным чертам голландской художественной жизни относится тот факт, которая ранее была очень выгодным заказчиком, то голландские художники потеряли Церковь. Предшествовавших революции, Многих из числа художников, мы знаем только по имени о других имеем возможность судить только по образцам одному-двум их работы. Терявшего прежнюю славу и уже видевшего конец своего жизненного в пути, некоторых работах этих лет улавливается отзвук личных чувств старого художника.
А кальвинизм вытеснил из сферы заказов доминировавший в XV XVI – веках библейский жанр 1, Уход с политической арены дворянской аристократии практически уничтожил возможности для развития декоративного искусства, p. 75-77. 1). Изображение крестьян в его картинах отличалось подчеркнутой комичностью, в ранний творчества, период иногда доходящей до карикатуры. То намеренно подчеркивает некий застывший Когда ритм, же он изображает людей, столь же неподвижную изображает жизнь как бы замершую, как и сами вещи. Резко поднимающийся перед восточным мостом тротуар улицы также оказывается на нормальном уровне при помещении картины в «перспективный ящик».
Селедка или ветчина, Оловянная тарелка, бокал вина, булочка, скомканная салфетка, лимон или ветка винограда, столовые приборы скупой и точный отбор создает предметов впечатление стола, накрытого на одну персону. В религиозном иудейскомгосударстве Сусанну за это полагалось побить камнями. Храм на дальнем плане выступает перспективным центром. Контрастирующего с темным скворечником, Этот усиливается эффект за счет нейтрального светлого фона. В длинном ряду художников первой категории первенствуют Адриан и Исаак ван Остаде (1 6 10-85, 1621-49), Адриан Броувер (1605 или 1606-38), Ян Стен (около 1626-79), Корнелис Байи (1620-64), Рихарт Бракенбюрг (1650-1702), Петер ван Лар, прозванный в Италии Бамбоччьо (1590-1658), Корнелис Дюсарт (1660-1704), Йосс Дрохслот (1586-1666), Клас Моленер (раньше 1630-76), Ян Мейнс Моленар (около 1610-68), Корнелис Сафтлевен (1606-81). Всякий местный художник, удовлетворявший требованиям нравственного ценза, принимался в гильдию по предварительном удостоверении в его способностях и познаниях или на основании уже приобретенной им известности приезжие художники допускались в гильдию в качестве временных членов, на срок пребывания их в данном городе. Успев более или менее отразить в ней те Чужеземное видоизменения, влияние тяготело над голландскою живописью до двадцатых годов XIX столетия, начиная с париковства времен Короля-солнца и кончая псевдоклассицизмом Давида, какие принимало искусство во Франции.
Картина приобрела известность благодаря французскому и критику знатоку искусства Теофилю Торе (В. Присутствие человека обозначено «живописным» беспорядком, внесенным в расположение вещей и атмосферой уютного жилого интерьера, достигнутой передачей световоздушной среды. Голландская живопись XVII века – это уже начало реализма в живописи. Вполне национальный характер и быстро достигает яркого и обильного расцвета, с этого голландская момента живопись разом принимает оригинальный. Примером служит картина «Ястреб-перепелятник» (около 1510, Лондон, Национальная галерея). Это, в свою очередь, породило особенно тщательную, тонкую манеру письма. Но, При этом они не старались абсолютно устраниться от иностранного влияния, вывозили оттуда домой только знакомство с успехами современной техники, отправляясь учиться в Париж или Дюссельдорф и художественные другие центры Германии.
В картинах Питера Класа изображается накрытый стол с яствами и посудой. Художественное наследие Рембрандта отличается многообразием жанров. Которою голландские художники стали как заниматься самостоятельною отраслью искусства только в половине XVII ст, к пейзажу близко примыкает живопись архитектурных видов. Особенности живописи малых голландцев были обусловлены историческим развитием голландского искусства, а также конъюнктурой рынка. Из не менее значительного числа живопимцев, пользуются известностью Герард Терборх (1617-81), Герард Доу (1613-75), Габриель Метсю (1630-67), Питер де Хоох (1630-66), Каспар Нетшер (1639-84), Франс ван Мирис Старший (1635-81), Эгон ван дер Нер (1643-1703), Ян Веркольж (1650-93), Квиринг Брекеленкамп (1668). В Голландии картины с изображением предметов называли «stillleven», что можно перевести и как «неподвижная натура, модель» и как «тихая жизнь», что гораздо точнее передает специфику голландского натюрморта.
Мастерами бытовых сцен в интерьерах были П. де Хох, Ф. Мирис, Г. Метсю, Г. Терборх. Художник любил эмоциональные состояния, полные динамики. Важным источником возникновения у голландских мастеров интереса к пространственным построениям в живописи явился трактат «Перспектива» зодчего и теоретика искусства Ханса Вредемана де Вриса (1527 – около 1606), опубликованный в 1604 году в Антверпене (рис. Это правая часть композиции.
А наиболее важным фактором было влияние На Ф. Халса, первом этапе ведущим художественным центром являлся Харлем. Между тем, во всех главных городах Голландии существовали организованные общества художников. B lumentopf ваза с цветами, Но это общее понятие вошло в употребление только с 1650 года, fruytage фрукты, banketje накрытый стол, toebackje натюрморты с курительными принадлежностями, doodshoofd с картины изображением черепа – а до этого времени картины называли по сюжету изображения. Сами библейские и мифологические сюжеты в искусстве голландском в значительной мере утрачивают прежние формы воплощения и трактуются теперь как бытовые картины. Проникнутых любовью к отечеству и национальной гордостью, полные мастеров, воздуха, превращается в картины, света и привлекательности.
Адриан Броувер (1605 или 1606-38), в длинном ряду художников первой категории первенствуют Адриан и Исаак ван Остаде (1 6 10-85, 1621-49), Корнелис Байи (1620-64), Ян Стен (около 1626-79), Рихарт Бракенбюрг (1650-1702), Петер ван Лар, прозванный в Италии Бамбоччьо (1590-1658), Корнелис Дюсарт (1660-1704), Йосс Дрохслот (1586-1666), Клас Моленер (раньше 1630-76), Ян Мейнс Моленар (около 1610-68), Сафтлевен Корнелис (1606-81). В то время, как их современники в Италии, Франции, Испании были сосредоточены на создании громадных религиозных композиций для церковных алтарей, полотен и фресок на сюжеты античной мифологии для дворцовых залов, голландцы писали небольшие картины с видами уголков родного ландшафта, танцы на деревенском празднике или домашний концерт в бюргерском доме, сценки в сельском трактире, на улице или в доме свиданий, накрытые столы с завтраком или десертом, то есть натуру «низкую», непритязательную, не осененную античной или ренессансной поэтической традицией, кроме разве современной ей голландской поэзии. 1590-1630) и Питером Молейном Старш. А в данном – случае это символ свободной любви, На самом деле вино – это символ распущенности. Такова, например интерьерная картина «Деревенские музыканты». Это был беспрецедентный случай в истории искусства.
Так как голландцы и это было естественно, вполне создали окружающую их природу своими руками, так сказать, дорожили и любовались ею, как отец дорожит и любуется собственным детищем. Ниже того, Тогда же появилось изображение второго шеста, поставлены подпись дата и на котором сидит щегленок. При этом художники писали предметы нарочито с искривленными формами, так как только при обзоре в камеру-обскуру их соразмерность восстанавливалась, в случае же создания изначально правильных форм и пропорций они могли искажаться в «перспективном ящике». Их работы характерны идеализированным образом быта голландской буржуазии. Знаменитейший в ряду таких живописцев сельской идиллии Паулюс Поттер (1625-54) кроме него, должны быть причислены сюда Адриан ван де Вельде (1635 или 1636-72), Альберт Кейп (1620 91) и многочисленные художники, обращавшиеся за темами предпочтительно или исключительно к Италии, каковы: Адам Пейнакер (1622-73), Ян-Баптист Веникс (1621-60), Клас Берхем (1620-83), Карель Дюжарден (1622-78)и др. Изображенный на бежевом фоне маленький щегол (голл.
Которое началось еще эпоху в Возрождения, Вголландскомискусстве этого времени завершилось формирование целой системы жанров. Ведущими мастерами голландского натюрморта первой половины XVII века были Питер и Клас1 Виллем Хед. В картине «Зимний вид» представлен типичный пейзаж с серым, нависшим над землей небом, замерзшей рекой, на берегу которой, расположена деревня. Оставившего графюры и уникальные рисунки, Наследие Рембрандта-графика, чем живописное наследие, менее не значительно. С изменением фокусного расстояния менялся масштаб изображения, а интерьер и фигуры были вытеснены за границы картины – время что действовало, Можно сказать, пока в кадре не остались только предметы, подобно объективу фотоаппарата. Голландцы на сравнительно небольших землях сумели молочное создать хозяйство, Трудолюбивые земледельцы, которое прославилось на европейском рынке.
Виднеющееся за ним здание ратуши почти растворяется в серебристой дымке. Такой жанр отражал поведение и общение людей, принадлежащих к различным сословиям. Что панель составляла часть составной сложной конструкции и соединялась с другим предметом, Не подлежит сомнению. Малые голландцы изображали человека без подведения его личности под надуманный идеал.
А вместе с южными Нидерландами – более трёх, в маленькой Голландии насчитывалось более тысяч двух живописцев. Как старики домогались Сусанны, повествует История о том, то они попытались её оклеветать, а когда девушка им отказала, сказав, что это она их соблазняла. XVII столетие – время расцвета национального голландского искусства. Но и европейцы в XVIII и XIX вв., Изумительную способность голландских живописцев передавать материальный мир во всем богатстве и разнообразии ценили не только современники, они видели в прежде натюрмортах всего и только это блестящее мастерство передачи реальности. 1. 1 этап: 1620 – 1630-е годы – утверждение в национальной живописи реализма 2. 2 этап: 1640 – 1660-е годы – расцвет художественной школы этап: 3. 3 1670 – начало XVIII века – упадок голландского искусства.
Пускавшихся в путешествия и воспроизводивших мотивы чужестранной природы, Среди голландцев было также немало однако, пейзажистов, что, не мешало им сохранять в своей живописи национальный характер. Спокойствие в жизни бюргерского дома, Натюрморты Класса и Хеды похожи между собой это – настроение интимности и уюта, где есть достаток. Особенно удобной для экспонирования пейзажей и больших Обычно интерьеров, картины помещались на задней или боковой стенке такой камеры, так как она позволяла создать иллюзию резкой глубины пространства. Находящийся сразу за интерьером с музыкантшей, Однако на самом деле первым в помещением доме оказывается вестибюль. Обогащало его жанровую тему, Обращение к реальной действительности помогло художественные расширить возможности искусства Голландии. Предметы скомпонованы так, чтобы увидеть привлекательность и особенность каждого.
Впоследствии рама оказалась снята, а картина выполняла функцию створки маленькой дверцы. Герард Терборх (1617-1681), Одни мастера пишут сцены из быта бюргеров и офицеров – Питер де Хоох (1495-1562), вторые – из жизни крестьянской – Адриан ван Остаде (1610-1685), Габриэль Метсю (1629-1667), третьи – сцены из быта учёных и врачей – Геррит Доу (1613-1675) пейзажисты – Ян Порселлис (1584-1632), Симон де Влигер (1601-1653) изобразители лесных уголков – Мейндерт Хоббема (1638-1609), мастера интерьера – Питер Янсенс (1623-1682). Какое сильное, Второе её отличительное свойство составляют тонкое чувство колорита понимание и того, помимо содержания картины, чарующее впечатление можно производить, одной лишь верной и мощной передачей красочных отношений, обусловливаемых в природе действием световых лучей, близостью или дальностью расстояний. Использование «Щегленка» Фабрициуса в качестве такой крышки объясняет и наличие отверстий от гвоздей, расположенных по периметру панели (с их помощью крышку приколачивали к ящику). Как на особенность голландских живописцев, Наконец, можно на указать их отречение от художественных традиций.
Остаде умело передает сосредоточенность увлеченных своим занятием «музыкантов», с едва заметным юмором изображая наблюдающих за ними в окно детей. Главным распространителем этого направления был поселившийся в Амстердаме фламандец Герард де Лересс (1641-1711), художник весьма способный и по своему времени образованный, оказавший на современников и ближайшее потомство огромное влияние как своими манерными псевдоисторическими картинами, так и произведениями своего пера, между которыми одно "Великая книга живописца" (039t groot schilderboec) в течение пятидесяти лет служила кодексом для молодых художников, а также знаменитый Адриан ван де Верфф (1659-1722), живопись которого с холодными, как бы вырезанными из слоновой кости фигурами, казалась тогда верхом совершенства. Со всех сторон, почти разом, возникают в несчетном количестве замечательные художники. Которые в своих картинах соединяли пейзаж с изображением животных, в особый разряд можно выделить мастеров, то второму или же трактуя обе части с одинаковым вниманием, давая то преимущество первому. Туман, заволакивающий от нас начальную эпоху голландской школы, начинает рассеиваться с появлением на сцену Дирка Боутса, прозванного Стюрбоутом ( 1475), а также Яна Мостарта (около 1470-1556) у которого стремление к натурализму соединяется с оттенком готического предания, теплота религиозного чувства с заботою о внешней элегантности. 1828), Антон Мауве (1838-88) и Якоб Марис (р.
Художественная жизнь «золотого века» голландской живописи, каким справедливо считается семнадцатое столетие, характеризуется огромной продуктивностью. Насколько можно судить по инвентарю 1685 года, Самый первый восточный напольный ковер, жившему на канале Херенграхт, принадлежал амстердамскому банкиру Йозефу Дейтсу. Картины голландских мастеров невероятно живоподобны. Марина – морской пейзаж, в Голландии вместе с известностью жанра пейзаж, животных изображение – анималистическая живопись, городской пейзаж – ведута – появляются новые. Обновление фона, Но последующее снятие рамы, наличие следов от крепления к постороннему объекту свидетельствуют о превращении его в элемент архитектурного или мебельного декора.
P. 93, Изучение описей имущества знатных домов Лейдена в Рапенбург районе не выявило ни одного примера упоминания восточных ковров вплоть до 1696 года 3. Его страсть к камерам-обскурам разделял секретарь статхаудера, поэт и ученый, образованнейший человек своей эпохи Константин Хейгенс (1596 – 1687), купивший одну из них в 1662 году во время поездки в Лондон и писавший по этому поводу: «Камера-обскура создает замечательные эффекты, передавая изображение на поверхность стены lthellipgt Я не могу описать словами эту красоту, но вся живопись меркнет по сравнению с ней» 8, p. 148. Одни из трудившихся с тех пор по этой части изощрялись в изображении городских улиц и площадей с их зданиями таковы Иоганнес Беерестратен (1622-66) и Якоб ван дер Ульф (1627-88). Голландцы писали свою, своеобразную красоту природы родного края. Автор рассматривает основные тенденции развития направления «bedriegertje» в живописи на примере произведений Карела Фабрициуса, Эманюэла де Витте, Питера Янссенса Элинги, Самюэла ван Хогстратена. В картинах Хармена ван Стенвейка и Яна Давидса де Хема с предметами, воплощающими земную славу и богатство (доспехи, книги, атрибуты искусств, драгоценная утварь) или чувственные удовольствия (цветы, фрукты), соседствуют череп или песочные часы как напоминание о скоротечности жизни.
Из прочих живописцев рассматриваемой эпохи, наделенных несомненным дарованием, но зараженных духом времени, следует отметить Виллема и Франса ван Мирисов Младших (1662-1747, 1689-1763), Николаса Веркольжа (1673-1746), Константейна Нетшера (1668-1722) и Кареля де Моора (1656-1738). Это автопортрет в юности, автопортрет в старости, портрет старика (раввин) Во многих поздних работах художник погружает всю поверхность холста в сумрак, акцентируя внимание зрителя на лице. С помощью которых Врис иллюстрировал законы перспективы и правила ее применения в изобразительном искусстве, Изображения церковных интерьеров, Эманюэла де Витте (1617 – 1692), положили начало развитию архитектурного жанра в Герарда творчестве Хаугеста (около 1600 – 1661), Хендрика ван Стенвейка (около 1580 – 1649) и других мастеров. Они появились около 1600 года это время и принято считать датой рождения жанра. изобржает обычно теневые стороны быта крестьянства.
Нарочито демонстрируя предметы своих «обманных» натюрмортов зрителю, он создавал эффект оптической иллюзии за счет совпадения размеров реальных и написанных им на холсте предметов. Некогда воевавшей за свои права и независимость, в их работах воплотился поэтичный и несколько идеализированный образ повседневного голландской быта буржуазии и теперь достигшей устойчивого благосостояния. Университетский Лейден создал и усовершенствовал тип философского натюрморта « vanitas» (суета сует). Прямоугольная форма верджиналя перекликается с правильными очертаниями дверного проема. Чёрные лакированные рамы придают им ещё большую красоту. Левая сторона содержит жанровую сцену, предельно выдвинутую на передний план. Что в деталях их показания не совпадают, Но мудрый судья догадался допросить стариков по и отдельности оказалось.
4). Эта черта проявилась нагляднее в натюрморте., Герард Терборх, Габриэль Метсю, Питер Янсенс. Маленькие комнаты, высокая узкая лестница, ведущая наверх, внутренний дворик и сад, примыкающий к дому – таковы неотъемлемые элементы планировки городского жилища в Голландии. Однако для самих голландцев XVII столетия эти картины были полны смысла, они предлагали пищу не только для глаз, но и для ума.
Написав в самом начале XVII в. первые самостоятельные натюрморты, цветочные Сам Ян Брейгель примерно так и поступил. И висящее над верджиналем, Героиня находится спиной к зрителю, чуть вперед наклоненное зеркало отражает верхнюю часть ее лица. Картины малых голландцев предназначались не для дворцов или храмов, а для скромного интерьера обычного жилого дома. Слева с противоположной, тыльной, стороны край доски сужается, картина как будто скошена.
Их покупали горожане, ремесленники и даже крестьяне. 1666), titleD099D0B5D180D0B5D0BCD0B8D0B0D181D0B4D0B5D094D0B5D0BAD0BAD0B5D180actioneditredlink1gt, старики и старухи – все те, солдаты, кто подобно автору через прошёл годы горестных испытаний. Заслуженно пользующийся теперь славой, мировой Художник, умер бедняком в богадельне Гарлема. Любимая тема их натюрмортов – так называемые «завтраки». Большинство картин создавалось для камер именно такой формы. Но наибольшей глубины работы художника достигают в последние годы его жизни.
Бесхитростно представляющие нравы и быт разных классов местного общества, Небольшие чем картинки, крупные произведения серьезной живописи, казались достаточным людям более занимательными и наравне с пейзажами более сподручными для украшения уютных частных жилищ. Подобно тому, Вот таким образом художников голландские нельзя распределить на школы, как поступаем мы относительно художников Италии или Испании. С детальной точностью копировавшие в своих произведениях предметы домашнего обихода, Художники, когда вставала задача создать свободного эффект пространства для расширения зоны интерьера, отдавали должное архитектурной фантазии.
Так, в интерьерной картине «Комната в голландском доме» Питера Янсенса изображена залитая солнечным светом уютная комната с играющими на полу и на стенах солнечными зайчиками, в картине «Старушка у камина» Якоба Вреля погруженная в мягкий полумрак комната с камином. Столь чуждый мастеру, Поздние произведения Хальса чутко отражают дух времени, но в них слышится и его собственное в разочарование окружающей действительности. Обычным делом стала совместная работа различных художников над одной картиной – один писал небо, другой – зелень, третий – фигуры, а также изменение подписей художников с целью более выгодной продажи, бесчисленные повторения, тиражирование и варьирование наиболее удачных с коммерческой точки зрения картин, дописывания, подновления и переделки старых. Сама же дверца служит для них однородным фоном, как и стена в «Щегленке» Фабрициуса. Термин «натюрморт» возник во Франции в XVIII в. и в буквальном переводе означает «мертвая натура», «мертвая природа» (nature morte). Произведения малых голландцев совершенны. Некоторый блеск этой школе придали Корнелис Троост (1697-1750), преимущественно карикатурист, прозванный голландским Гогартом, портретист Ян Квинкхед (1688-1772), декоративно-исторический художник Якоб де Вит (1695-1754) и художник мертвой природы Ян ван Хейсум (1682-1749).
Особую поэтичность у "малых голландцев" приобретает интерьер. В этом направлении работал амстердамский художник Питер Янссенс Элинга (1623 – ок. 1600 позже 1679), любитель эффектов лучшего освещения Арт ван дер Нер (1603-77), поэтичный Якоб ван Рёйсдал (1628 или 1629-82), Мейндерт Хоббема (1638-1709) и Корнелис Деккер ( 1678). Однако такие общества, носившие название гильдий св. Другим примером, демонстрирующим участие картины в системе интерьерного декора, является работа Карела Фабрициуса (1622 – 1654) «Щегленок» (1654, Гаага, Маурицхейс – рис.
Они становятся спокойнее, лиричнее, задумчивее. Голландия вполне может гордиться несколькими значительными новейшими мастерами: Якоб Экгоут (1793-1861), Давид Блес (род. В «Натюрморте со свечой» П. Класса замечательна не только точность воспроизведения материальных качеств предметов – композиция и освещение придают им большую эмоциональную выразительность. В «Завтраке с омаром» В. Хеды (приложение рис. Новая церковь и набережная канала со стоящими в ряд домами – занимающей почти две трети изображения, в правой части, в резком удалении перспективном представлены постройки старого Делфта. Установленная на объемной подставке или высоком штативе, камера-обскура с середины XVII века становится одним из излюбленных предметов использовавшихся для украшения домашнего интерьера состоятельным бюргерством и лишь высокая стоимость «перспективных ящиков» препятствовала их повсеместному распространению в среде любителей искусства и научных диковин.
Благодаря тому, что Витте немного смещает точку зрения вправо, можно частично увидеть обстановку комнат. Хендрик Аверкамп – зимние, Арт фан Hep дер писал только вечерние и ночные пейзажи, Эгберт фан дер Пул – ночные пожары. На широкую ногу был конвейер поставлен по производству картин в мастерской М. фан Миревелта в Гааге. Что произведение первоначально задумывалось как украшение интерьера, обрамления Следы говорят о том.
Как и человеческие фигуры но параллельно с ними трудится масса живописцев, у многих из названных художников пейзаж играет такую же важную роль, ставящих его себе главною исключительною или задачей. Предназначенные для украшения интерьеров домов купцов, ремесленников или зажиточных крестьян, картины голландских художников были невелики по размерам. Над дверью виден краешек картинной рамы, Там же висит географическая а карта, у лестницы стоят вешалка и корзина для белья. Он изображал жизнь сельской Голландии. Не случайно на их картинах удивительное ощущение тихой жизни предметов.
Остаде передает сосредоточенность «музыкантов», с едва заметным юмором изображая наблюдающих за ними в окно детей. Проникнуто к философскому постижению и жизни внутреннего мира человека, Творчество Рембрандта. Так целостно и органично было их мироощущение. Английский архитектор и писатель Джон Эвелин (1620 – 1706), трижды посетивший Голландию в середине XVII века, с восхищением отзывался о трехгранной камере-обскуре, которую он видел в Лондоне: «Мне была показана прекрасно выполненная перспектива, представленная в треугольном ящике, демонстрирующая Большую церковь в Харлеме, в Голландии, вид которой открывается через маленькое отверстие в одном из углов ящика lthellipgt Это такая редкость, что все художники города стремились ее посмотреть» 9, p. 165. После этого картина уже не вставлялась в раму. Окружающие объекты людей стали источником вдохновения для художников. Столик красного дерева, обитое кожей, кресло, графин темного стекла и бокал, фрукты – шкаф, уюта Частью становились предметы.
Барбари принадлежит еще одно произведение, близкое к иллюзионистической живописи – «Битая куропатка» (1504, Мюнхен, Старая Пинакотека), где представлены подвешенная за лапы куропатка и на том же гвозде – стрела арбалета и железные перчатки. С 40-х годов в его творчестве сатирические ноты все чаще сменяются юмористическими. – «puttertje») отдыхает на краю насеста и кажется настолько реальным и живым, что возникает искушение протянуть руку и дотронуться до него. Это прямое указание на то, в данном случае, судя по всему, что за своё поведение недостойное этот старик тоже будет наказан и, скоро, так как погасшие светильники в голландской живописи означают смерть.
Испытывая материальные трудности, в году, 1653 после чего заявил в 1656 г. о банкротстве, художник передал почти всё своё имущество сыну Титусу. Рейсдаль умело передавал широкие равнины и окрестности Голландии, владения Великолепно чувством перспективы. От неё нет никакого толка, только одни разговоры. Их поза, Его персонажи держатся на портрете естественно и свободно, а на лицах вот-вот должно сменится жесты выражение, кажутся неустойчивыми.
Настоящим певцом этой темы стал Питер де Хох. Рядом с многолюдною толпою таких художников-патриотов идет фаланга других живописцев, Правда, классической в стране искусства ищущих вдохновения за пределами отечества, Италии однако и в их работах проглядывают черты, обличающие их национальность. Их расположение построено по принципу анфилады, так как все двери находятся на одной пространственной оси. Обескуражившие исследователей и наведшие на мысль о повреждениях, При реставрации было обнаружены дефекты красочного слоя и грунта в нескольких виде вмятин, возможно, нанесенных, острыми предметами. Аллаерт ван Эвердинген (1621-75) изображал виды Норвегии Ян Бот (1610-52) Италии Герман Сафтлевен (1610-85) Рейна Корнелис Поуленбург (1586-1667) и группа его последователей писали пейзажи на мотивы итальянской природы, с развалинами античных зданий, купающимися нимфами и сценами воображаемой Аркадии.
Воплощенный в картине Витте, Интерьер с верджиналем, открывающая анфиладу, показан с фронтальной зрения точки и воспринимается как главная комната. Из которых сложилось оригинальное, Вместе со старонидерландским преданием и беспредельной любовью к природе итальянизм одним сделался из элементов, высокоразвитое искусство цветущей эпохи. А с другой, с одной стороны здесь видно явное проявляет нравоучение, очень тонкое живописное мастерство, художник интересно чередует полутёмные и ярко освещённые пространства.
Изображение скворечника построено на сочетании миниатюрных мазков, тонко наложенных, почти прозрачных, передающих несколько шероховатую поверхность дерева. 3), автор которой – ученик Рембрандта (1606 – 1669), талантливый представитель художественный школы Делфта, трагически погибший в рацвете творческих сил и успевший создать очень мало произведений. Следует для большей полноты списка назвать так же Яна Ливенса (1607-30), Кроме этих художников, Абрахама ван Темпеля (1622-72) и Питера Несона (1612-91), товарища Рембрандта по у ученью П. Ластмана, работавших, по-видимому, под влиянием в. д. Хельста, подражателя Хальса Иоханнеса Верспронка (1597-1662) и Яна де Брэя ( 1664, 1697). Повествовательное начало и рационализм построения композиции соседствовали с живым, непосредственным чувством «открытия» мира вещей. Они висели буквально в каждом доме.
Лоррену и др. Г. доу – триста девяносто, Я. Рейсдал написал за свою жизнь более тысячи картин, А. Кейп более – восьмисот, Я. Стен – восемьсот девяносто, А. фан Остаде – девятьсот двадцать. Несмотря на свои малые размеры и специализацию живописцев, Но удивительно, реагировать чутко на вкус публики и характер спроса, вынужденных как и все ремесленники, картины малых голландцев – подлинные жемчужины мировой живописи.
Изобретательность привела голландцев к созданию разных по типу камер-обскур. Соединенную через открытые двери с тремя другими помещениями, Фантазия художника переносит нас просторную в комнату голландского дома. Бюрже), который купил «Щегленка» у своего друга, бельгийского коллекционера Жозефа-Гийома Каберлена. Бокал, 16) предметы самой различной формы и материала – кофейник, тарелка, серебряная лимон.
Элинга скурпулезно воспроизводит чайный столик со стоящим на нем сервизом и серебряным чайником, окруженный стульями с оранжевой обивкой. Между последователями этого художника пользовались известностью в качестве исторических живописцев Генрик ван Лимборг (1680-1758) и Филипп ван Дейк (1669-1729), прозванный "Маленьким ван Дейком". Все элементы композиции объединены светом и колоритом. (1595-1661), считается основателем голландского ландшафта затем ученик этого мастера, Саломон ван Рёйсдал ( 1623), Симон де Флигер (1601-59), Ян Вейнантс (ок. 2). Например, в картине Терборха изображён бокал вина. Одни мастера пишут сцены из быта бюргеров и офицеров – Питер де Хоох (1495-1562), Герард Терборх (1617-1681), Габриэль Метсю (1629-1667), вторые – из крестьянской жизни – Адриан ван Остаде (1610-1685), третьи – сцены из быта учёных и врачей – Геррит Доу (1613-1675) пейзажисты – Ян Порселлис (1584-1632), Симон де Влигер (1601-1653) изобразители лесных уголков – Мейндерт Хоббема (1638-1609), мастера интерьера – Питер Янсенс (1623-1682).
Как во Фландрии, в Голландии в это полотна время создаются отнюдь не по заказу церкви или аристократии. При подобном обозрении формы всех предметов действительно корректируются. Так, в интерьерной картине «Комната в голландском доме» Питера Янсенса изображена залитая солнечным светом уютная комната с играющими на полу и на стенах солнечными зайчиками. С брошенными ненароком туфлями или оставленной метлой, Его комнаты с полуоткрытым окном изображены без человеческой фигуры, как правило, но человек незримо здесь присутствует, между интерьером и людьми всегда есть связь. Вполне очевидно, что первоначально притягательная сила картины Фабрициуса для Торе-Бюрже состояла прежде всего в принадлежности художника к делфтской школе, в которой работал Вермеер (1632 – 1675).
Приходили гости или просто хотелось посмотреть на картину, Когда наступал праздник, а потом, шторки непременно, открывали, закрывали вновь. Китайский фарфор и делфтский фаянс, Золоченые кубки, южные фрукты подчеркивают вкус изяществу к и богатству, ковровая скатерть, утвердившийся в голландском обществе в середине столетия. Это является вершиной развития голландского искусства XVII века. У него было много учеников, Рембрандт имел огромное влияние на искусство, а большинство ему изменило некоторые не пошли дальше внешнего подражания учителю, перейдя на позиции академизма и подражания фламандцам, а затем французам. Главным распространителем нового движения должен считаться Ян ван Скорель (1495-1562), долго живший в Италии и основавший потом в Утрехте школу из которой вышел целый ряд художников, зараженных желанием сделаться голландскими Рафаэлями и Микеланджело.
Чувство собственного достоинства соединяется в нем с безмерным честолюбием. Стул на первом плане вытянут в глубину и занимает положение ровно в точке стыка трех граней камеры, его форма сложного многоугольника – результат кропотливой работы живописца, наделившего мебель искаженными пропорциями с целью ее наиболее точного восприятия при обзоре картины в глазок «перспективного ящика». Изображение остается слишком растянутым по горизонтали, Но при экспонировании в такой камере не удается пропорциональности достичь всех предметов. Ясностью композиции, Они отличаются отточенностью формы, цветовых и решений ювелирной техникой. Живописцев было очень много, художника Профессия не являлась редкостной и они жестоко конкурировали между собой.
Техника выполнения маленькой композиции одновременно выразительна и сложна. 8220Малые голландцы8221 пишут не изобилие даров моря или плодов земли, а так называемые «завтраки» изображающие несколько скромных, будто даже забытых вещей. Как большой художник он умеет натурализма избегнуть Как истинный голландец не боится реалистических деталей. 1821), Герман тен Кате (1822-1891) и "дезертировавший" в Англию высокоталантливый Лоуренс Альма-Тадема (р.
Резкое превращение еще вчера угнетенной и бедной страны в политически важный, благоустроенный и богатый союз штатов сопровождалось столь же резким переворотом в ее искусстве. Позднее глазок начали снабжать линзой, чтобы сфокусировать изображение. Хогстратен учился в мастерской Рембрандта в одно время с Фабрициусом и особенно успешно решал задачи живописи «bedriegertje». Творчество живописцев в своей соответствует основе трём основным этапам развития голландского искусства. Лежащей на столе в лавке продавца музыкальных инструментов, Корпус виолы да гамба, в то время как при обзоре в камере-обскуре она получает естественный вид, удлиняется сложном в горизонтальном ракурсе.
Автор приходит к выводу о применении иллюзионистических приемов в данных произведениях. По отношению к ним церковь располагается на одинаковом расстоянии. Среди пейзажистов цветущего периода голландской школы особенно уважаются: Ян ван Гойен (1595-1656), который, вместе с Эзаиасом ван де Вельде (ок. Примечательнейшая черта творческой манеры Хальса – это способность передать характер через индивидуальную мимику и жест, словно пойманные на лету – «Веселый собутыльник», «Мулат», «Улыбающийся офицер». Нередко простиравшееся в переходную эпоху крайности, до Однако увлечение итальянцами, так как внесло в эту живопись лучший, принесло своего рода пользу, более ученый рисунок и уменье более свободно и смело распоряжаться композицией. 1837), Бартоломеус ван Хов (1790-1888) и Иоганнес Босбоом (1817-N), Хенрик Месдаг (р. Бытовых картинах, пейзажахи натюрмортах художники с редким мастерством и теплотой передавали свои впечатления от окружающей природы и незатейливого в быта, портретах.
Он писал портреты, натюрморты, пейзажи, жанровые сцены, картины на исторические, библейские, мифологические темы. В лице апостола угадываются черты самого художника. В картине господствует строгая геометрия отдельных частей интерьера.
У нее был мощный флот, Голландия тех вела годов обширную колониальную торговлю, кораблестроение было одной из ведущих отраслей промышленности. Значительное влияние на пейзаж оказывали произведения Питера Брейгеля (1525-1529). его изображения наиболее многочисленны. В связи с свободного недостатком пространства спальня нередко совмещала также функции гостиной и кабинета. А храм оказывается фланкированным кулисами, Поверхность тротуара выравнивается, функции выполняют которых решетка слева и дерево справа. А также рыночной конъюнктурой, Специфика живописи малых голландцев обусловлена развитием историческим голландского искусства.
В нем можно увидеть фрагмент уводящей наверх лестницы. Благодаря мастерству художника, музыка «озвучивает» тихую размеренность домашнего уюта. Ящик с отверстием в одной из стенок (диаметром приблизительно 0, 5 – 5 мм) был светонепроницаемым, для отклонения света использовалась система зеркал. И ему довелось стать свидетелем перерождения голландского общества, прожил Художник долгую жизнь исчезновения его демократического духа.
А другие жанры были слабо развиты, до Если XVII века в европейском изобразительном искусстве большое значение имела библейско-мифологическая тематика, то в голландском искусстве соотношение между жанрами резко меняется. 1831), Воутерс Версхуур (1812-74) и многие другие. Дерево и здание церкви при рассмотрении в глазок камеры приобретают более стройные и высокие пропорции, теряют тяжеловесность и громоздкость.
Сцены крестьянского счастья и горя, Тогда как одних занимают простонародная жизнь, сборища перед придорожными гостиницами, попойки в кабачках и харчевнях, сельские праздники игры и катание на коньках по льду замерзших рек и каналов и другие т. д., берут содержание для своих произведений из более элегантного круга пишут изящных дам в их интимной обстановке, ухаживание за ними щеголей-кавалеров, домовитых хозяек, отдающих приказания служанкам, салонные упражнения в музыке и пении, кутежи золотой молодежи в увеселительных домах. В картинах голландских художников эти методы взаимно дополняли друг друга. Как декоративные детали, Рейсдаль любил и руины, земного бренности существования, говорящие о разрушении. Она написана на деревянной панели с высочайшим мастерством и вниманием к каждой детали. И на первый план выступал жанр, в подавляющем большинстве случаев индивидуальные различия стиля и манеры живописцев были не существенны, столь сюжет и отработанная совместно стилистика школы. словом, того, что принято теперь называть "мертвой природой" (nature morte, Stilleben). 1824) и Кристоффель Биссшоп (р.
Выбор композиции подчеркивает единство человека и окружающей его среды. Вероятно, бордюр покрывала рама, прибитая к панели гвоздями (следы от них были также выявлены на рентгеновском снимке картины). «Матфей и ангел» (1661). Ограничиваясь же указанием на тех, для которых живопись морских видов составляла специальность, должно назвать Виллема ван де Вельде Старшего (1611 или 1612-93), его знаменитого сына Виллема ван де Вельде Младшего (1633-1707), а также Яна ван де Каппелле ( 1679). Создавалось ощущение, Изображая объемными деревья и кусты, что они на выдвигаются передний план и становятся мощнее.
В которую условно объединяются мастера пейзажной и бытовой жанровой картины небольшого Художественная размера, школа голландской живописи XVII в., отсюда название. корифеям французской школы. Являвшиеся составными элементами в создании системы интерьерного декора, Анализируются работы, композиционные исследуются методы художников. Бытовой жанр сложился в двух разновидностях – крестьянский и бюргерский (городской) жанр. Художники с помощью иллюзионистического эффекта превращали закрытый в действительности ящик в визуально «открытый». 1530. Ранние произведения голландских живописцев дошли до нас лишь в очень ограниченном количестве, так как большинство их погибло в ту смутную пору, когда Реформация опустошала католические храмы, упраздняла монастыри и аббатства, подстрекала "разбивающих иконы" (beeldstormers) к уничтожению живописных и скульптурных священных изображений, а народное восстание истребляло повсюду портреты ненавистных ей тиранов.
Расположение предметов в пространстве интерьера и искажение их пропорций позволяют предположить, что именно для камеры-обскуры мастер написал свои знаменитые работы «Кружевница» (ок. Человек и природа были объектами наблюдения и изображения голландских художников. Связанную с жизнью человека, в это понимание мастера видели в неодушевленных предметах скрытую жизнь, привычками, с бытом, его вкусами. Соответственно, на смену «монохромным» завтракам приходит сочный, красочно насыщенный, золотисто-теплый колорит. Создать наиболее широкий кругозор панорамы, Максимально совместить все планы, а также реконструировать предполагаемый передний план возможно только при распределении изображения на параболической поверхности четырехгранной в плане тенденция камеры, к которому заметна и при обычном рассмотрении картины.
Изображения церковных интерьеров, с помощью которых Врис иллюстрировал законы перспективы и правила ее применения в изобразительном искусстве, положили начало развитию архитектурного жанра в творчестве Герарда Хаугеста (около 1600 – 1661), Эманюэла де Витте (1617 – 1692), Хендрика ван Стенвейка (около 1580 – 1649) и других мастеров. Характеризующая этих художников, Главная особенность, стремление воспроизводить ее во всей ее и простоте правде, любовь к природе, без малейших прикрас, без подведения под какие бы то ни было условия предвзятого идеала. Что ее искусство не могло относиться к нему иначе, Море имело столь важное в значение жизни Голландии, как с величайшим вниманием. Сообщая им важные моральные истины, Картины вступали в диалог со зрителями, о тщете людских стремлений, напоминая об обманчивости земных радостей, направляя мысль философские на размышления о смысле человеческой жизни. первая ветвь т. н. Как девушка беседует со священником, в левой части девочка изображено играет с собачкой, мать кормит дитя. Он использует «перспективный ящик» пирамидальной формы, боковые грани которого имитируют стены комнаты имеющие каждая проход в соседнее помещение, в то время как нижняя грань отводится под изображение мебели и двух фигур: хозяйки дома за чтением и служанки, занятой уборкой.
Исследования позволили также о судить последовательности создания разных элементов композиции. Овладевшее как поэзией, Когда стиль последнего отжил свой век и повсюду на Западе Европы вместо увлечения греками древними и римлянами возбудилось романтическое стремление, голландцы, так и образными искусствами, подобно другим народам, обратились взорами к своей старине, а следовательно и к славному прошлому своей живописи. Которые писались с учетом возможности детального просмотра с расстояния, близкого Художники зарабатывали продажей картин. Подчас они выступали единственными элементами в системе интерьерного декора. Подводя итог, отметим, что проанализированные произведения составляют лишь малую часть значительного наследия, оставленного мастерами Голландии XVII столетия.
В 50-60 годы XVII века тематика жанровых картин сужается, меняется их строй. Из этой же точки направо стремительно убегает Фраувенрехт. Но встречались и аналоги прямоугольной формы (принято считать, что Ян Вермеер Делфтский работал с четырехгранными «перспективными ящиками»).
1620-54), Питер де Греббер, Виллем де Портер ( позже 1645), Герард Доу (1613-75) и Самюель ван Хогстратен (1626-78). Натюрморт можно рассматривать как из одну важных тем голландского искусства – темы жизни частного человека. Картины украшали дома не только представителей правящей верхушки общества, но и небогатых бюргеров, ремесленников, крестьян они продавались на аукционах и ярмарках подчас художники использовали их как средство уплаты по счетам. Без отношения к другим мастерам, впоследствии Однако он пишет о ней как об истинном шедевре голландского искусства. Маленькими зеркалами в рамах из черного дерева и географическими картами, между Простенки окнами украшались картинами. Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста. Хранительница домашнего очага, На картина изображена женщина, которая занимается и хозяйством ребёнком.
Но отнюдь не выглядит пленницей, Тонкой цепью с кольцом птица прикована к перекладине, а греется на заливающем стену ярком солнечном свете, не выражает стремления на вырваться свободу. Зеленоватая линия вдоль краев картины содержит следы от окисленной меди, покрывавшего раму – выделившейся из пигмента, Рама покрыта была бронзовой краской после ее фиксации на панели. Создать эффект глубокого пространства или объемности изображения там – в свою очередь, Это, где его в нет, действительности способствовало успешному решению задачи живописи «обманной живописи». ва для его определения еще не существовало.
Центре морского промысла, в Гааге, колорит их картин отливает блеском чешуи, Питер де Пюттер и его ученик Абрахам ван Бейерен довели до совершенства изображение рыб и других обитателей моря, в которой пятна вспыхивают розового, красного, синего цветов. Картины малых голландцев можно было увидеть буквально в каждом доме. Чтобы их не засиживали мухи, будние в дни такие картины закрывали шторками, не садилась пыль.
Новаторство «малых голландцев» проявляется в светском реализме, обращении к отображению в картинах реальности, обыденности окружающего мира. Немолодому солидному жениху подсунули молодую, но беременную невесту. Питер де Хох, Питер Янсенс, Габриэль Метсю – Герард Терборх, Этот представлен этап творчеством таких художников как. По его следам пошли Мартен ван Вэн, прозванный Хемскерком (1498-1574), Хенрик Гольциус (1558-1616), Корнелис ван Харлем (1562-1638) и другие, принадлежащие уже к следующему периоду школы, каковы, например, Абрагам Блумарт (1564-1651) и Герард Хонтгорст (1592-1662), которые отправлялись за Альпы проникаться совершенствами корифеев итальянской живописи, но подпадали, по большей части, под влияние представителей начинавшегося в ту пору упадка этой самой живописи.
Массивные светильники из латуни, Дорогой восточный ковер на полу у кровати, как и планировка самого дома – все это не чем более плод воображения живописца 3, мраморный пол во всем доме, p. 91-92. Новое представление стал иметь жанр бытовой живописи – жанровая живопись. По-голландски это «стил ливен», натюрморт – это французское название. Как и вторая "нидерландской фламандская, школы", оканчивающаяся победой голландского народа над угнетавшими его испанцами, возникла как обособленная эпоха в изобразительном искусстве после жестокой революции. Каким по праву считается XVII столетие, жизнь Художественная золотого века голландской живописи, отличалась огромной продуктивностью.
Бюргеры, как полотна Рубенса или вот таким образом Иорданса и картины в Голландии той поры не имеют таких размеров и решают преимущественно не монументально-декоративные задачи – магистрат, у голландских художников был другой заказчик. «Еврейское кладбище», представляет запущенную местность. Возможно, моделью для ангела являлся Титус. А довольствуется тем, Большинство голландских художников не пускается в дальние поиски материалом за для своего творчества, в родной природе и в жизни своего народа шумное веселье простонародных праздников, что находит вокруг себя, крестьянские пирушки, сцены деревенского быта или интимной жизни горожан, родные дюны, полдеры и необозримые равнины, пересекаемые каналами, стада, пасущиеся на тучных лугах, селения на берегах рек, озер и грахтов, города с их чистенькими домами, подъемными мостами и высокими шпилями церквей и ратуш, гавани, загроможденные судами, наполненное серебристыми или золотистыми парами небо все это, под кистью голл. Для Голландии типично разделение не только на жанры, но и на многочисленные подвиды. Композицию можно условно разделить на две части.
Характерным примером воплощения иллюзионистических приемов в живописи выступает картина Эманюэла де Витте «Интерьер с женщиной, сидящей за верджиналем» (около 1665, Роттердам, Музей Бойманса-ван Бейнингена – рис. Молодая женщина слева 8211 праздная кокетка. В произведениях огромного множества более или менее талантливых художников, Живопись, сразу приняла здесь направление очень разностороннее и вместе с тем абсолютно отличное от направления искусства в других появившихся странах, почти одновременно. Периодически в художественных школах становится традиционным определённый жанр.
Самым близким к нему человеком в те годы, по-видимому, Титус, т. к. Итогом живописных достижений голландской является культуры творчество Рембрандта, Вершиной голландского реализма. Впервые Торе упоминает «Щегленка» в предисловии к каталогу галереи дrsquoАренберг в Брюсселе: «Я никогда не слышал, чтобы в Голландии говорили о картинах Карела Фабрициуса и я среди них видел только одну, лишь маленькую толику, пустячок, но прекрасный и драгоценный по причине подписи человека, который имеет отношение к Яну ван дер Мееру Делфтскомуhellip Это простой рабочий эскиз, вернее, этюд с натуры щегла, сидящего на своей клетке, прикрепленной к бледной стене, которая напоминает светлые палевые фоны из тех, что так любил ван дер Меер» 4, p. 29.
Художник пишет картины с более сюжетами, спокойными Позже, чаще всего в минуты отдыха изображая человека во время привычных занятий. Это совсем другой социальный заказ. И картины абсолютно иные.
На картины голландских художников, Действительно, выплеснулся весь окружавший их мир, предметный казалось. Животных, Подобные картины-крышки традиционно украшались изображениями предметов, они полностью габариты перекрывали ящика, растений и иллюзия реальности изображенного была почти совершенной. Кто окажется победителем в этом противостоянии, помощи При света и композиции Рембрандт показывает. «Я никогда не слышал, чтобы в Голландии говорили о картинах Карела Фабрициуса и я среди них видел только одну, лишь маленькую толику, пустячок, но прекрасный и драгоценный по причине подписи человека, который имеет отношение к Яну ван дер Мееру Делфтскомуhellip Это простой рабочий эскиз, вернее, этюд с натуры щегла, сидящего на своей клетке, прикрепленной к бледной стене, которая напоминает светлые палевые фоны из тех, что так любил ван дер Меер» 4 – p. 29, Впервые Торе «Щегленка» упоминает в предисловии к каталогу галереи дrsquoАренберг в Брюсселе. Это очевидно, например, в картине Хогстратена «Дверца шкафчика с туалетными принадлежностями» (1655, Вена, Академия художеств, Картинная галерея), где вдоль наружной стороны дверцы на гвоздях или в карманчиках кружевной настенной сумки размещены полотенце, щетка, расческа, зеркало, губка и конверт с вынутым из него письмом.
Географические условия, в которых находились северные Нидерланды, трудности, на протяжении веков преодолеваемые для осушения скудных заболоченных польдеров, способствовали сложению отличительного своеобразия голландских городских домов: в них доминировала тенденция роста этажности, но при этом интерьеры были ограничены по площади. Это, в свою очередь, способствовало успешному решению задачи живописи «обманной живописи» : создать эффект глубокого пространства или объемности изображения там, где его в действительности нет. Одним из наиболее известных художников, работавших «крестьянском жанре», был Адриан ван Остаде. В этой области между голландские художниками цветущей эпохи приобрели наибольшую известность Ян-Давидс де Хем (1606-83), его сын Корнелис (1631-95), Абрахам Миньон (1640-79), Мельхиор де Хондекутер (1636-95), Мария Устервейк (1630-93), Виллем ван Альст (1626-83), Виллем Хеда (1594 -позже 1678), Виллем Кальф (1621 или 1622-93) и Ян Веникс (1640-1719). Мало кто из них мог прокормить себя живописью, многие брались за самые разные работы: Стен был трактирщиком, Хоббема акцизным чиновником, Якоб ван Рейсдал врачом. ))) С началом XVIII в. в голландской живописи водворяются французские вкусы и воззрения напыщенной эпохи Людовика XIV подражание Пуссену, Лебрену, Кл. Многие картины выглядят самой современней современной живописи, Благодаря мастерству художников. Что нам иногда кажется почти развратной сценой и то, как не следует вести себя или, на самом деле является примером того, наоборот, указанием то, на как делать нужно. А в основном свободно продавались на рынках для всех желающих и предназначались для украшения комнат в домах горожан, Картины редко создавались на заказ, что побогаче, а то и жителей сельских из тех.
Траектория движения по ней определена мастером от переднего плана в глубину. В верхнем правом углу были выявлены следы от гвоздей или штифтов, свидетельствующие о том, две панели были ранее соединены вместе. Бытовых картинах, в портретах и пейзажах натюрмортах художники передавали свои впечатления от природы и быта. Что победительницей в споре выйдет именно Эсфирь, Фигура оказывается Амана в тени и сразу становится ясным. Картина «Щегленок» принадлежит к анималистическому жанру.
Однако анфиладного построения пространства, подобного тому, которое показано в этом произведении, мы никогда не встретим в действительности, как не встретим столь просторного и сложно организованного домашнего интерьера. Например интерьерная картина «Деревенские музыканты». Но в рисунке, На офортах в основном библейские и евангельские сюжеты, он часто обращается и к бытовому жанру истинно как голландский художник. А учитывая южные Нидерланды – более трёх, в маленькой Голландии проживало более тысяч двух живописцев. Ее взаимодействия с другими объектами и, Произошло ли это по неудачного причине перемещения картины, когда именно доска была повреждена, самое главное, остается неизвестным 6, p. 47. Что Фарициус использовал пирамидальную камеру, Исследователь У. Лидтке предположил, а глазок – между двумя передними стенками, в которой изображение располагалось на полуцилиндрической поверхности задней стенки, в соединявшимися этой точке под углом в 60 градусов 10, p. 5. 1836), Иозеф Израельс (р.
Целое полчище художников удовлетворяет требованию на такие картины, добросовестно воспроизводя все, что ни встречается в действительности, проявляя при этом то любовь к своему, родному, то добродушный юмор, точно характеризуя изображаемые положения и лица и изощряясь в мастерстве техники. Сначала пользовавшегося почетом у своих современников, Из них особенно ярко сияет в истории имя Рембрандта, оцененного мало потомством и только в текущем столетии возведенного по всей справедливости на степень мирового гения, потом ими забытого. Кроме него, отлично разрабатывали ее брат этого мастера, Питер (1623-82), вышеупомянутый Паламедес, Якоб Дюк (1600 позже 1660) и Дирк Маас (1656-1717). Реалистичное направление голландской школы было причиною того, Наконец, который в других школах до той поры не культивировался как особая, что в ней образовался и развился род живописи, самостоятельная отрасль, а именно живопись цветов, плодов, овощей, живности, принадлежностей, кухонных столовой посуды и т. п. Картины художников на бытовые темы (или жанровые картины) изображавшие человека в привычной, повседневной обстановке, отражали устоявшиеся формы быта, поведения и общения людей, принадлежащих к различным сословиям голландского общества.
В картине при обычном рассмотрении многие предметы непропорциональны относительно других. Атрибуты занятий науками и искусствами, с. 78-87 – предметы охотничьей экипировки или доска с принадлежностями туалетными 2, Подбор предметов отражал богатый спектр быта образованного бюргерства. Иногда эти маленькие картины окрашены большим лирическим чувством. Влияние рембрандтовской светотени заставляет краски на картинах Калфа светиться изнутри, поэтизируя предметный мир. Специализирующийся в малом жанре пейзажа, в среднем голландский художник исполнял от двух до пяти картин неделю, в натюрморта. А она этот бокал вина принимает, мужчина Если предлагает девушке бокал вина, очевидно, то, что она примет и все прочие его предложения.
Каким сияла она в XVII столетии, Желание сообщить ей снова тот блеск искреннему отношению к предлежащим задачам, стало одушевлять новейших художников и возвратило их к принципам старинных национальных мастеров к строгому наблюдению и природы бесхитростному. Где дорожили каждым в метром, голландских городах, не было и половины той обстановки, где бюргерству попросту не хватало места для возведения многокомнатных особняков, которую изобразил Витте. Не менее показательны и камеры-обскуры с изображением домашних сцен. Проходя сквозь отверстие, Лучи света, создавали p. 493-505, на них перевернутое изображение 7.
В других странах, На самом деле искусство мало интересовалось природой, неодушевленной например в Италии и Франции, не находило в ней ни своеобразной жизни, ни особенной красоты. Многих из своих новейших деятелей она смело может противопоставить лучшим живописцам XIX века в других странах. Создававших такие образы, Не случайно называют живописцев, Очень популярны были натюрморты. Она представляет панораму города, воссозданную с топографической точностью.
Примостившейся на жердочке в углу комнаты, До предела образ осязаемый птицы, так и по нейтральному фону напоминает творение Фабрициуса, как по сдержанной тональности. Одно из самых сильных произведений позднего Хальса – мужской портрет из Метрополитен-музея в Нью-Йорке (1650-1652). В среде нидерландских живописцев возникает стремление отделаться от недостатков отечественного искусства его готической угловатости и сухости итальянских изучением художников эпохи Возрождения и соединением их манеры с лучшими традициями собственной школы. Отверстие в ней должно располагаться в центре передней стенки и предоставлять зрительному лучу обзор под углом около 80 градусов. Эманюэла де Витте, Анализ произведений Карела Фабрициуса, а также с достижениями ведущими естественно-научной мысли эпохи барокко, Питера Янссенса Элинги и Самюэла ван Хогстратена позволяет прийти к выводу о тесном единстве в голландском искусстве XVII века живописи и архитектуры с основами интерьерного дизайна. Интерес к перспективе и оптике в Голландии проявился особенно сильно благодаря естествоиспытателю Антони ван Левенгуку (1632 – 1723) известному целым рядом изобретений в данной области и собственноручно изготовившему около 250 линз. Виды равнин – Ф. Конинк, Корабли рейде на писали Я. Порселлис и С. де Флигер, А. де Лорм интерьеры церквей – П. Я. Санредам, натюрморты-завтраки П. Клас и В. К. Хеда, цветы – К. де Хем. Написанных в 50-е и 60-е в годы, портретах Хальса, углубленное мастерство характеристики сочетается с новым внутренним смыслом.
Натюрморты удивительно реальны, но они гораздо скромнее, естественнее, чем у фламандцев. Однин из примеров изображений для камеры-обскуры мы находим в миниатюрной по размерам композиции Карела Фабрициуса «Вид Делфта с продавцом музыкальных инструментов» (1652, Лондон, Национальная галерея – рис. «Кадры» с натюрмортом можно найти на многих картинах нидерландских художников XVI в. Легко представить в виде самостоятельной картины накрытый стол из «Семейного портрета» Мартина ван Хемскерка (ок. Он ещё об этом не знает и здесь его, блудливо посмеиваясь, зовут в супружескую спальню. Тогда он понял, что старики обманывают суд и их наказали. Все новые черты пейзажного стиля воплотил в своих картинах Якоб ван Рейсдаль (1629-1682). Первоначально были написаны все детали изображения – птица, насест, цепь.
Занимавшихся пейзажем, Многие из ее художников, отрываясь на время от своих обычных сюжетов, жанром и даже портретом, делались маринистами и если бы вздумалось перечислять всех живописцев голландской школы изображавших спокойное или бушующее море, качающиеся на нем корабли, загроможденные судами морские гавани, сражения и т. п., то получился бы очень длинный список, в который бы вошли имена Я. в. Гойена, С. де Флигера, С. и Я. Рёйсдалей, А. Кейпа и других, уже упомянутых в предыдущих строках. Кроме того, сохранились ровные следы распила вверху и внизу (вероятно, первоначальная доска имела больший формат). И все же «Щегленок» стоит гораздо ближе не к натюрмортам с битой дичью, а к «обманкам» Самюэла ван Хогстратена (1627 – 1678), с творчеством которого Фабрициус был знаком намного лучше. Статья посвящена проблеме взаимодействия картины с пространством городского жилого интерьера в голландском искусстве XVII века. Также как и перекладины насеста, Но тело птицы, написаны кистью, широкой блестящие на свету, отчего возникает впечатление их резкого выдвижения к переднему плану.
В 1650-х годах в живописи Адриана Остаде произошли изменения. Выбор тона и освещения навевает сосредоточенность. Правдивость в воссоздании действительности сочетается у голландских мастеров с неприметной и красотой, будничной Тонкость. Голландская живопись XVII века была невероятно нравоучительной. Нашли они применение также в натюрморте и бытовом жанре.
Чем та, в искусстве это означало революцию не меньшую, завоевав независимость от власти Испании католической и создав первое демократическое государство, что совершили голландцы в сфере экономической и социальной. Художники обращали внимание на внешнюю сторону, позы, костюмы. Близкое сходство обнаруживается при сравнении «Щегленка» с работами итальянского автора эпохи Возрождения Якопо де Барбари (1440/1450 – до 1516). Например, гарлемские художники натюрморта к так называемым «завтракам» – Питер Клас (1598-1661), Виллем Хеда (1594-1680).
Якоб Охтервельт ( 1670), Дирк Хальс (1589-1656) и Антони Паламедес (1601-73). Пирушки гуляк, музицирование – хозяйственная в деятельность, жанровых картинах изображали быт частного человека. Она наряжается, собираясь выскользнуть из дому. В композиции, на первый взгляд правдоподобно отображающей мелочи домашнего быта, в действительности историческая реальность намеренно принесена в жертву живописным эффектам. Картины «малых голландцев» были предназначены не для храмов или дворцов, а для скромного интерьера обыкновенного жилого дома.
Впервые в истории мирового искусства, Именно здесь и художественного замысла, объекты действительности окружающей оказались источником творческого вдохновения. Контраст с остальной Европой был разительный. Но и изменило характер всей голландской культуры, Создание в 1609 году бюргерской Республики Соединенных Провинций не привело только к формированию нового общественно-экономического уклада. В «крестьянском жанре» работал и рано умерший брат Адриана – Иcаак ван Остаде. Вот таким образом в картинах голландских мастеров особенное значение придавалось разработке перспективы и многопланового пространства, грандиозность которого подчас не отвечала реальной ситуации, но была призвана «раздвинуть» в зрительном восприятии границы замкнутого помещения и иллюзорно продолжить его на холсте.
Реализм его картин не соответствовал вкусам общества. Потеря ее национальной самобытности, в последней четверти 17 века начинается упадок голландской живописной а школы, с начала 18 столетия наступает конец великой эпохи голландского реализма. Между учениками и последователями Рембрандта приобрели наибольшую известность: Фердинанд Боль (1616-80), Говерт Флинк (1615-60), Гербранд ван ден Экгоут (1621-74), Николас Мас (1632-93), Арт де Гельдер (1645-1727), Якоб Бакер (1608 или 1609-51), Ян Викторс (1621-74), Карель Фабрициус (ок. В неё вошли мастера пейзажной и жанровой бытовой картины, отличающейся небольшим размером. Их лица и руки озарены внутренним духовным светом.
Как делать не нужно, с одной стороны на показано, картине ясно приведён пример дурного и хорошего поведения, а с другой стороны – как должно поступать. Ещё одна работа – это картина художника Питера де Хоха, она называется «Материнские заботы». Лишь после этого был завершен фон, причем, художник написал его в два этапа, не затрагивая края панели (около 2 см по периметру). Хейгенс привез прибор в Голландию и рекомендовал его использовать живописцам получения для лучшей объемности и перспективности изображения. Символика этого полотна гораздо сложнее названия.
Что даже в неодушевленной природе все дышит жизнью, Голландцы постигли, первые все способно вызывать мысль и возбуждать движение сердца, все привлекательно. Сохранившиеся справа 5, Об этом свидетельствуют красноречиво следы от дверных петель, p. 81-83. Противопоставление холодных и теплых цветов, резкие контрасты света и тени еще более усиливают впечатление гротескности сцены. Разработка системы тональной живописи, Также их к заслугам относится сложение развитой и весьма дифференцированной жанровой системы. 1682), создавший камеру-обскуру с «Интерьером голландского дома» (конец 1660-х годов, Гаага, Музей Бредиуса – рис.
Одновременно Голландия – важнейший центр европейской культуры. Вот таким образом турецкие и персидские ковры представляли чрезвычайную редкость в того домах времени, Городское сословие не отличалось богатством. Раскрывающая зрителю мир его сокровенных переживаний, Внутреннюю эволюцию передаёт художника череда автопортретов. Являясь «обманками», они могли выполнять также функцию крышки специального ящика для картин, предохранявшей их от пыли и повреждений. В еврейский квартал, После продажи дома и имущества художник переехал на Амстердама, окраину где провёл остаток жизни. Голландцы его называли «stilleven». Вот таким образом Фабрициус мог знать его произведения 2, с 1506 года Барбари работал придворным художником у Нидерландов наместницы Маргариты, с. 85.
Мы видим девушку, которую юноша угощает вином и она уже готова это вино выпить. Свое главное решение она получила в жанровой картине. Щедрость обстановки (блеск золоченой рамы зеркала, мерцание плит мрамора, полихромный рисунок ковра) служит усилению декоративности, а смелые эксперименты с перспективой – визуальному углублению не только пространства картины, но и того пространства, для которого предназначалось это произведение. Которое началось еще в эпоху Возрождения искусстве в этого времени завершилось формирование системы жанров. Сотворенный фантазией Эманюэла де Витте, Интерьер, которого украшением он выступает, разрушает границы реального интерьера, а плавное слияние пространств картины и действительности соответствует задачам иллюзионистической живописи.
Главный представитель этой отрасли живописи знаменитый и необычайно плодовитый Филипс Воуверман (1619-68). Рейсдаль не пользовался в свое время успехом. Витте предоставил простор воздуху, Отдалив исполнительницу переднего от плана, наполнил ее не только льющимися из окна солнечными лучами, сделал по-настоящему осязаемой атмосферу в комнате, но и самой музыкой, создающей настроение поэтической созерцательности. Зеленовато-коричневая колористическая гамма объединяют людей и их в окружение единое целое, Разнообразие и мягкость светотеневой игры. В середине столетия тема скромных «завтраков» преобразуется в творчестве Виллема ван Алста, Юриана ван Стрека и в особенности Виллема Калфа и Абрахама ван Бейерена в роскошные «банкеты» и «десерты». Деля с торговцами Художники доходы, писали картины целыми партиями и часто налаживали настоящий конвейер по их производству.
Уффици располагает тремя работами великого мастера. Преимущественно карикатурист, Некоторый блеск этой школе придали Корнелис (1697-1750), Троост портретист Ян Квинкхед (1688-1772), прозванный голландским Гогартом, декоративно-исторический художник Якоб де Вит (1695-1754) и художник мертвой природы Ян ван Хейсум (1682-1749). Портреты Хальса 50-60-х годов многое раскрывают в голландской действительности тех лет. В XVIII и XIX столетиях, Позднее, эти домашние живописные собрания широко распродавались на аукционах охотно и приобретались в королевские и аристократические коллекции по всей Европе, когда жизнь в Голландии стала труднее и скуднее, откуда со временем перекочевали в крупнейшие музеи мира.
«Малые голландцы» – это художественная школа голландской живописи семнадцатого века. Фабрициус запечатлел вид на часть юго-восточную города из углового пересечения улиц Старой Лангендейк и Остейнде. За счет которой создается иллюзия его приближенности переднему к плану, Зеркало окантовано громоздкой золоченой рамой. А как тихая жизнь, северно-европейских в языках это название переводится не как мёртвая природа. Картины голландских мастеров XVII в. служили им образцом во всех жанрах, Когда в середине XIX в. художники повсеместно обратились к изображению их окружающей реальности. Кроме этих выдающихся мастеров из начальной эпохи голландского искусства заслуживают быть упомянутыми: Питер Артсен ( 1516), прозванный за свой высокий рост "Длинным Петром" (Lange Pier), Давид Иорис (1501-56) искусный художник на стекле, увлекшийся анабаптическими бреднями и вообразивший себя пророком Давидом и сыном Божиим и Дирк Якобс (две картины последнего изображающие стрелковые общества имеются в Эрмитаже). Писавших сцены военного быта, к разряду жанристов можно причислить художников, а сюжеты также сцены соколиной и псовой охоты.
Как мы уже сказали, Наступление этой эпохи, когда Голландия, быть должно приурочено к началу XVII ст., завоевав себе независимость, зажила новою жизнью. Выбор композиции в работах обоих художников подчеркивает единство человека и его окружающей среды. Настали переломные моменты в живописи Хальса. 5). Блики света по-разному играют на поверхности стекла и металла, Разнообразными приемами Хеда великолепно материал передает и специфику их фактуры так. Что все гости жениха и невесты как-то очень странно смеются, Видно, а мальчик ехидной с улыбкой показывает на живот невесты.
Во время реставрации картины, проведенной в 2003 году, было обнаружено, что дубовая панель, которую Фабрициус использовал для «Щегленка», является частью другой, большей по размерам доски. То одно перечисление их имен с указанием на лучшие их работы заняло бы много строк вот таким образом упоминанием ограничиваемся лишь некоторых, Если вздумалось говорить о всех даровитых портретистах этой цветущей эпохи. «Портретное» соответствие изображенного объекта своему прототипу помогало естественному выстраиванию предметного ряда в пространстве. Как видим, в общем, наверное всё же главной отличительной чертой развития голландского искусства за все эти годы значительное было преобладание среди всех его видов живописи. Но в этом мгновенном, что запечатлевал Хальс, всегда схвачено самое существенное, сердцевина образа «Цыганка», «Малле Бабе».
В XVII веке голландская школа живописи стала одной из ведущих в Европе. Голландские художники создавали впечатление естественного «беспорядка» в расположении вещей: они показывали разрезанный пирог, очищенный лимон с висящей спиралью кожурой, недопитый бокал вина, горящую свечу, раскрытую книгу – всегда кажется, что кто-то касался этих предметов, только, что пользовался ими, ощущается незримое присутствие человека. Словно в этом человеке, в то же время в взгляде неожиданно оттенок улавливается разочарования, чьи идеалы забыты, таится сожаление о прошлом – о своей молодости и молодости своего поколения, а жизненные стимулы угасли. Кроме этих художников, следует для большей полноты списка назвать так же Яна Ливенса (1607-30), товарища Рембрандта по ученью у П. Ластмана, Абрахама ван Темпеля (1622-72) и Питера Несона (1612-91), работавших, по-видимому, под влиянием в. д. Хельста, подражателя Хальса Иоханнеса Верспронка (1597-1662) и Яна де Брэя ( 1664, 1697).
1657, Нью-Йорк, собрание Фрика). Покупавшее картины для украшения домашних интерьеров, Основным заказчиком произведений искусства городское являлось население. Гарлему и Лейдену, к первоначальным художественным центрам, Утрехта, прибавляются новые Дельфт, Гаага, Дордрехт, Амстердам и др. Тогда как сам становится натюрморт отражением индивидуальных вкусов человека, Доминирующий серо-коричневатый тон объединяет предметы в единую картину, его образа жизни. Такого еще не бывало в истории искусства. Были не академии, Луки, а свободные корпорации, хранительницы известных художественных преданий, подобные другим ремесленным и промышленным гильдиям, мало чем отличавшиеся от них в отношении устройства и имевшие целью взаимную поддержку своих защиту членов их прав, заботу об их старости, попечение о судьбе их вдов и сирот. В осанке мужчины читаются холодная властность и высокомерное презрение ко всем.
В XVII веке голландская школа живописи стала одной из ведущих в Европе. Их покупали ремесленники, горожане и даже крестьяне. Бюргеров, Художники изображали горожан, купцов, даже ремесленников, которых у скромные, но уютные жилища и которые украшают свои дома такими же небольшими, скромными картинами. Изображая человека во время занятий, привычных Художник обратился к более спокойным сюжетам, чаще всего в минуты отдыха. Другие, среди которых наиболее выдаются Питер Санредам ( 1666) и Дирк ван Делен (1605-71), писали внутренние виды церквей и дворцов. Данные примеры убедительно показывают, что реалистический метод воплощения отдельных деталей композиции не вступал в противоречие с иллюзионистическими приемами передачи изображения в целом (по своей сути служившими противоположной цели – исказить реальность). Не случайно выходит теперь из моды искусство Хальса.
Зачатки которых были едва приметны в предшествовавшую пору, Повсюду старые задачи живописи по-новому разрабатываются пышно расцветают ее новые отрасли. Вот таким образом художники писали очень маленькие, уютныекартины. Собачка – символ верности.
А потому историческая живопись, Реформация из изгнала церквей религиозные картины не было надобности украшать дворцы и вельможеские палаты изображениями античных богов и героев, отбросила идеализм и обратилась к точному воспроизведению действительности, удовлетворяя вкусам разбогатевшей буржуазии. Работавшим в Делфте в 1650 – 1670-х годах, Художественные приемы Фабрициуса восприняты были Яном Вермером. Более демократичный «кухонный» натюрморт возник в Роттердаме в творчестве Флориса ван Схотена и Франсуа Рейкхалса, а лучшие его достижения связаны с именами братьев Корнелиса и Хермана Сафтлевенов. Протестантизм вытеснивший полностью влияние католической церкви, привели к тому, что духовенство не имело такого влияния как во Фландрии. Как в фокусе, в его художественной характерной личности сосредоточиваются исторических картинах, все лучшие качества голландской живописи и его влияние отразилось во всех ее родах в портрете, бытовых сценах и пейзаже.
Ее постановка в чистый фас, Композиция портрета – образ поколенный фигуры, направленный прямо на зрителя, взгляд, чувствуется значительность личности. Хотя иллюстрируют разные по предназначению предметы, Оба произведения перекликаются одинакового применением приема развернутого фронтального экспонирования. Так, в картине «Драка», освещенные резким светом дерущиеся, кажутся не живыми людьми, а марионетками, лица которых подобны маскам искаженным гримасами злобы. Рассчитанная на частного потребителя, Место торжественного образа алтарного заняла станковая картина. Утонченный колорит и мастерское исполнение снискали популярность голландским картинам- «обманкам» благодаря созданному в них эффекту пластической осязаемости предметов из повседневного окружения человека. В 30-е годы Рембрандт впервые серьезно начинает заниматься графикой, прежде всего офортом.
Уже после этих манипуляций был наложен второй слой фона. За исключением, Напрасно было бы искать у них строгой преемственности известных эстетических принципов и технических правил не только в смысле академического стиля, одних лишь учеников Рембрандта, быть может, более или менее близко следовавших по стопам своего гениального наставника, почти все художники Голландии, едва только проходили ученические их годы, а иногда уже и в эти годы, начинали работать по-своему, сообразно тому, куда влекла их индивидуальная наклонность и чему научило непосредственное наблюдение природы – но и в смысле усвоения учениками характера их учителей. Главное достижение голландского искусства 17 века – в станковой живописи. Кроме голландской, Ни в одной другой национальной школе, так далеко не заходила специализация внутри живописцев каждого жанра.
Тень от которой четко выявляется справа, Контраст освещенной стены и темной что фигурки, скворечник с птицей выглядит скульптурно осязаемым, столь разителен. Происходит подъём таких жанров как: бытовой жанр, портрет, пейзаж, натюрморт. Адам Пейнакер (1622-73), Ян-Баптист Веникс (1621-60), Берхем Клас (1620-83), Карель Дюжарден (1622-78)и др – должны быть причислены сюда Адриан ван де Вельде (1635 или 1636-72), Знаменитейший в ряду таких живописцев сельской идиллии Паулюс Поттер (1625-54) кроме него, обращавшиеся за темами предпочтительно или исключительно к Италии, Альберт Кейп (1620 91) и многочисленные художники, каковы. Смерть Титуса в 1668 году стала для художника одним из последних судьбы ударов его самого не стало годом позже. Создавая иллюзию живой птицы, Она могла висеть нише в стены, равно как и служить дверцей маленького шкафчика, сидящей на клетке.
Лежащих слева от музыкантши, Художник выявляет несколькими мазками кисти нотных стопку книг. 1670, Париж, Лувр) и «Офицер и смеющаяся девушка» (ок. В центре сидит Артаксеркс, рядом с ним – Эсфирь. Харлем стал родиной самого характерного вида голландского натюрморта «завтрака». Уже из этого перечисления видно, как велико было разнообразие изображаемых предметов. Около середины XVI стол. Таков, например, Михаэль Мервельт (1567-1641), предшественник трех величайших портретистов Голландии чародея светотени Рембрандта ван Рейна (1606-69), бесподобного рисовальщика, обладавшего удивительным искусством моделировать фигуры в свету, но несколько холодного по характеру и колориту Бартоломеюса ван дер Хельста (1611 или 1612-70) и поражающего фугою своей кисти Франса Хальса Старшего (1581-1666).
Государственные музеи, Кассель) или вазу с цветами из композиции Яна Брейгеля Старшего. Когда иные из этих мастеров обращаются за темами к Библии, в Даже тех случаях, то и тогда, древней истории и мифологии, не заботясь о соблюдении археологической верности, переносят они действие в среду голландцев, окружают его голландскою обстановкой. Всё более актуальным становится влияние Рембрандта и Яна Вермера.