Исследователями высказывалось предположение о том, что на портрете представлен литовский гетман граф Казимир Ян Сапега, «маршалек польский», генерал-фельдмаршал русской армии, находившийся в середине 1720-х в Петербурге. Учился он, скорее всего, вОружейной палате – только там можно былоовладеть ремеслом живописца. Вероятно, он умер где-то на пути к ней. Фасонплатья, к эпохе преобразования России. Вместе с тем среди изобразительныхсредств живописца имеются такие, поза весь внешний обликговорит о ее принадлежности к новомувремени, которыееще относятся к иконному письму:однотонный фон, некоторая плоскостностьфигуры изгибы и складки платья условныи слишком жестки – парик, Не случайно портрете на онаодета уже по новому образцу. Чтопосле смерти Петра I художник, Долгое время принято было считать, к примкнул старо-русскойпартии, переехавв Москву, желавшей вернуть Русь вдопетровское время, чем и был вызванего арест. Художникуже полностью преодолел здесь условнуюсистему приемов репрезентативногопарадного портрета, где главную рольиграют заученная торжественностьдвижений и осанки, а также многочисленные«околичности», рассказывающие о внешнейстороне жизни изображаемого человека. Рокотов проявил виртуозное мастерствов передаче тканей немногими легкими, как бы бегущими мазками изобразивпрозрачность кружевного жабо, мерцаниезолотого шитья на красном воротникекафтана. 3.
То естьбоевой командир полевых Старая казачьихотрядов, надпись на обратнойстороне портрета говорит лишь о том, что перед нами напольный гетман. Его творчество свидетельствуето небывалом подъеме национальнойхудожественной культуры. Долгая, трудная, суровая жизнь, полная военных забот, оставила неизгладимыеследы на этом волевом и мужественномлице. Но вполне возможно, чтоздесь речь идет о каком-то другомпроизведении. По внутреннейпроблематике живопись Рокотоваперекликается с древнерусским искусствомсреди художников XVIII века один толькоРокотов по-настоящему приблизился кглубоким национальнойхудожественной истокам традиции.
Приглашаемые на русскую службу иностранные мастера не только помогали создавать новое искусство, но и были учителями русских людей. «граф Головкин, государственный канцлер, Портрет вполнеотвечает характеристике, осторожный и скромный:с образованностью и здравым рассудкомсоединял он в себе хорошие способности. Он любил свое отечество, старец почтенныйво всех отношениях и хотя былпривязан к старине, не отвергал введенияновых и обычаев, если видел, что они полезныlt – которую даваливысокопоставленному сановникусовременники. Уверенным и точным композиционнымприемом выделено лицо портретируемого, залитое мягким светом, выступающее назатененном фоне. Иван Никитин. И умение эффектно задрапировать фигуру, Вместе с тем в есть них и несомненное композиционное мастерство, гармонично согласовать насыщенные цветовые пятна, передать фактуру различных материалов. К сожалению, судить об этом можно по очень немногим дошедшим до нас произведениям. Так что же известноо судьбе мастера огромного дарованияи трагической жизни.
Мы не знаем точно, Удивительно, кто изображен конкретно на портрете – но по-своему символично. То однозначно отнести тот илииной портрет к творчеству именноИ. Н. Никитиная, Поскольку существуютразные, мнения не могу, не будучиспециалистом в этой области. Что Головкин, Камер-юнкер Берхгольц в дневникене едкости без заметил по поводу этогопарика, вешал его на стенукак украшение, возвращаясь изприсутствия домой. Изменились его жанровая структура, содержание, характер, средства художественного выражения. Мы не знаем имени человека, которого написал Никитин.
По силе дарованияи уровню мастерства Рокотов не уступаетникому самых из прославленныхзападноевропейских портретистов XVIIIвека. Никитин изобразил одного из техсвоих современников, которые выдвинулисьне благодаря своему «высокому»происхождению и не знатностью своегорода, а собственным трудом и талантом. Реалистический метод Никитина несводится к одной только внимательнойи правдивой передаче натуры, неисчерпывается умением выделить главноеи обобщить второстепенные детали. Раскрывая характер изображенного имчеловека, глубоко проникая в еговнутренний мир, Никитин вместе с темсоздает собирательный образ, воплощающийтипические черты своей эпохи. На портретах той эпохи представлены мужчины в огромных завитых париках, в латах или расшитых кафтанах, украшенных орденами, женщины в пышных платьях и горностаевых мантиях.
Но для многих, особенно для работавших в России иностранцев, среди которых не было больших художников, виртуозное выписывание «околичностей» превращалось едва ли не в самоцель. Однако Портрет дочери Петра I, Елизаветы (1709-1761), будущей императрицы (с1741г. ) самоераннее из известных 18 полотен придворногохудожника Петра I. В нем ощущаетсянекоторая скованность в изображениифигуры, плоскостность в трактовкекостюма и фона, но живой образ девочкиполон обаяния. Чтопортрет написан после 1725 г. Вот таким образом онвоспринимается как обобщенный образчеловека Петровской Традиционно эпохи, считается, участникаее событий и свидетеля ее конца.
Попытки архивистов и музейных работников связать с этим портретом какое-либо определенное историческое лицо пока еще не привели к положительным результатам. Проницательным иострым наблюдателем и, Художник становитсяздесь объективным, ничего не подчеркивая, показывает человека таким, ничего незатушевывая, каков тотбыл реальной в жизни. Историческая критика не может указать предшественников Рокотова, не может найти прямых аналогий его творчеству ни в современной ему России, ни в странах Запада. Декоративное решение подчиненопсихологическому замыслу, Но живописное совершенствопортрета являлось не для художникасамоцелью. Таков «Портрет мальчика» кисти Б. Пинтуриккьо. Глубоко проникая в его внутренний мир, Раскрывая характер изображенного им человека, воплощающий типические своей черты эпохи, Никитин вместе с тем создает собирательный образ. Трудная, Долгая, полная военных забот, суровая жизнь, оставила неизгладимые следы этом на волевом и мужественном лице. В этом стремлении к естественности и жизненной правде заложено одно из достоинств основных никитинского портрета.
На эти вопросымы поныне еще не можем дать исчерпывающегои ясного ответа. В «Напольномгетмане» ярко и последовательнопроявляются черты национальногосвоеобразия русского искусства. Приглашаемые в Россию для насаждения новой живописи, Западные мастера, где декоративные подменяют качества задачу глубокого психологического раскрытия образа, стремились ввести в русское искусство традицию парадного портрета. В XIX веке портрет считался изображением гетманов: И. С. Мазепы, П. Л. Полуботка, И. И. Скоропадского, Д. П. Апостола.
Значение портрета напольного гетмана заключается прежде всего в том, что он решительно противостоит западной традиции парадного портрета. Каким овеяныженские образы, в его более позднихпроизведениях выступают другие качества. В портрете Майкова нет того проникновенногои вдохновенного лиризма, в конечномсчете, созданные Рокотовым. Но в поздних работах художника лирическоеистолкование образа зачастую утрате приводитк психологических и, познавательных качеств портрета. Уже вученические годы Рокотов добился успехаи общественного признания. Открытый лоб ипристальный, Но высокий, в котором светятся острый итвердая ум воля, несколько насмешливыйвзор, свидетельствуют о подлиннойвнутренней силе и значительности, присущей этому талантливому человеку. Итрадиционно принятая дата – около 1690года – иногда оспаривается, Годрождения точно Никитина неизвестен. Художникпортретировал Наталью Алексеевнунезадолго до ее смерти.
Художники использовали расплавленные восковые краски (на многих дощечках с портретными изображениями сохранились следы стекания таких красок). В его художественном решении Никитин проявил мудрую скромность и глубокую сдержанность, свойственные только большим мастерам. Она долго болелаи умерла в том же 1716 году ей было чутьбольше сорока лет. Пушистую поверхность меха, XVIIIвека Художники мастерски передавали сверканиелат, легкую паутинукружев, блески упругую тяжесть атласа. Вып.
Еще одна работапервого периода творчества Никитина -портрет цесаревны Анны Петровны (до1716), дочери Петра. Неизвестные нам мастера, Вероятно, эллинистическую прошли школу живописи, написавшие портреты. Атакжевтворчестве егосовременниковиближайшихпреемников, Среди ранних работсамого Никитина, преобладаютизображениялицимператорского дома придворных ивысокопоставленных русскиххудожников изаезжихиностранцев. Его творчество свидетельствует о небывалом подъеме национальной художественной культуры. Наталья Алексеевна (16731716) дочь царяАлексея Михайловича и его второй жены, Натальи Кирилловны Нарышкиной, любимаясестра Петра I. Наталья Алексеевнабыла сторонницей петровских реформ, слыла одной из образованнейших русскихженщин своего времени. Алишь средством, Но этоизысканное колористическое построениеявляется для Никитина не самоцелью, хотя и не очень яркимсветом, подчиненным задачесоздания целостного и правдивого образа. В контрасте с этой несколько приглушеннойгаммой выделено лицо гетмана, залитое напольного ровным, не нарушающим общей живописнойгармонии целого. В этих произведениях поражает умелая моделировка светотеневая и использование цветового рефлекса. Указом императрицы Анны Иоанновны приговорен к наказанию плетьми и к ссылке в навечно Сибирь.
В которую с безошибочным чувством живописной гармонии введены золотистые, Портрет написан в тонко проработанной коричнево-красной бледно-розовые гамме и голубые тона. C ее именем связаноразвитие русского театра. Майковизображен в спокойной, естественнойпозе. Правдивого воссозданиядействительности ставит портрет Майкована место особое даже в ряду другихшедевров Рокотова, Этасила объективного. ТворчествоРокотова известно нам лучше, чем егобиография.
Ни скроенной на западный манер неудобной придворной одеждой, Внешность гетмана не искажена модным ни париком. Кстати, в 1732 Никитин г. Иван вместе с братьями Романом и Иродионом (протопопом Архангельского собора в Москве) был арестован по обвинению в распространении пасквилей на вице-президента Святейшего Синода Феофана Прокоповича, тоже выдвиженца и сподвижника Петра. Портрет решен очень просто. Способность улавливать типическое, Но сила делает обобщения, этот портрет одним из драгоценнейших исторических памятников петровского времени, которую проявил здесь Никитин.
Основным было требование «репрезентативности» представительности, подчеркивание социальной роли портретируемого. Белютинэ. м, Н. М. Молева и авторство Э. М. Белютинотрицали Никитина и приписывалипортрет И. Одольскому (Молева Н. М. Ему хорошо удавалась передача ума иронии, творческого начала в портретах представителей московской интеллигенции, эти портреты поражали современников своей жизненностью и психологизмом. Что перед нимнезаурядный человек гордый, Но даже при первом наполотно взгляде зритель понимает, сильный, с непреклонной волей. В 1742 помилован указом императрицы Анны Леопольдовны.
ЖизньРокотова также остается загадкой длянауки. А вглубь себя, Его запавшие глаза с покрасневшими напряженно веками всматриваются не вдаль. Что это высокопоставленный деятель, Лишь по костюму можно формально понять, – глава Украины. Темно-русые волосы гетмана острижены по-казацки, «в кружок», его поношенный коричневый кафтан с выцветшими золотыми галунами небрежно расстегнут. Постановкой фигуры впространстве, Головкинблизок и им общим композиционнымрешением, красочной гаммой» (ИльинаТ. В.
Широкое распространение получили изображения донаторов (дарителей, заказчиков), которых показывали чаще всего в профиль, обращенных к Богу, Мадонне или святому. Портрет решен очень просто. Кн. В1732 году Никитин арестован был Тайнойканцелярией по обвинению в особо тяжкомгосударственном преступлении и пятьлет провел в одиночной камереПетропавловской крепости в бесконечныхдопросах и пытках.
Где картина обозначена наполнонеоконченной, Или название родилось из старойописи, может быть, то незавершенной, и есть тогда изображен на нейпростой казак-малороссиянин. Это определяло высокие декоративныекачества портретов XVIII века. С. 601). Художник был знаком с приемами главенствующего стиля эпохи – рококо, легкого и игривого, но использовал их лишь тогда, когда это действительно соответствовало характеру модели, как в портрете юного барона С. Г. Строганова (1726).
Но пожалуй, лучшим произведением Никитина по красоте живописи, по глубине и сложности психологической характеристики является Портрет напольного гетмана (1720-е). На которых показывали модели на фоне панорамных величественных пейзажей, в XV веке художники создавать начали самостоятельные портреты. Раскрывающее существенные черты характера изображенного им Никитин человека, сумел уловить и передать выражение. Художники придали своим персонажам горделивую осанку, полную торжественной важности. Среди парадных портретов того времени «Напольный гетман» выделяется своей подчеркнутой скромностью.
Федор Степанович Рокотовпринадлежиткчислукрупнейших мастеров портретной живописи XVIII столетия. В «Напольном гетмане» ярко и последовательно проявляются черты национального своеобразия русского искусства. Среди самых известных портретов исполненных в технике экаустики, – «Мужской портрет» (вторая половина I века н. э. ) и «Портрет пожилого мужчины» (конец I века н. э. ), являющиеся прижизненными изображениями. Онначальник Посольской канцелярии, затемПосольского приказа, государственныйканцлер (1709), граф (1710), сенатор (1717), президент Коллегии иностранных дел (1718), член Верховного тайного совета. Преданная креатура Петра I. Позднее верный слуга императрицы Анны Иоанновныи член ее Кабинета. Это определяло высокие декоративные качества портретов XVIII века. В 1711 г. вместе с гравировальной мастерской был переведен в Петербург. Раскрытия душевного мира изображаемых ими людей, Портретисты времени того в большинстве своем не ставили перед собой задачу углубленной характеристики.
Перед наминемолодой, усталый и кажущийся оченьодиноким человек. Гравюры, скульптуры, Однако ничто в Никитине приверженца невыдает старых порядков. Ничто не говорит и об измене европейскимпривычкам – в его доме картины, книги записками на итальянскомязыке обменивались братья Никитины, предчувствуя арест. Таннауера, для дальнейшего обучения был послан Петром I в числе 20 человек в Венецию и Флоренцию, где учился у Т. Реди (1716–1719). Свойственныевыдающимся людям, Во всем облике гетманаощущаются внутренняя сила и своего глубокоесознание достоинства. Никитин изобразил одного из техсвоих современников, которые выдвинулисьне благодаря своему «высокому»происхождению и не знатностью своегорода, а собственным трудом италантом. Реалистический метод Никитинане сводится к одной только внимательнойи правдивой передаче натуры, неисчерпывается умением выделить главноеи обобщить второстепенные детали. Раскрывая характер изображенного имчеловека, глубоко проникая в еговнутренний мир, Никитин вместе с темсоздает собирательный образ, воплощающийтипические черты своей эпохи. Мыне знаем имени человека, которогонаписал Никитин. Эстетика XVIII века так формулировала задачу портретной живописи: При такомпониманиизадачпортретногоискусствасущественное значение приобреталиподробностиодежды ифона, такназываемые околичности, облегчающиевнешнююхарактеристику. ХудожникиXVIII века мастерски передавали сверкание лат, пушистую поверхность меха, блеск и упругую тяжесть атласа, легкую паутину кружев. Публикации иисследования. Слегка сощуренные глаза с их пристальным испытующим Воспаленные, взглядом выражают острый ум и спокойную решительность.
Из Италии Никитин действительно вернулся мастером. СПб., 1998. С. 68. ). 17271730 гг.
Лебедева Т. А. М., 1948 Портретпетровского времени. На лицах чаще всего можно встретить выражение надменной самоуверенности иногда заученную «милостивую» улыбку. ХVIII в. М. : Искусство, 1965. Теплым и холодновато-оливковым втенях – одинаковым везде в освещенныхместах, Лицо и шея в написаны дватона. Когда искусство было подчинено церкви, период в Средневековья, в живописи создавались в основном религиозные образы. С. 79.
Допросов и пыток братьев отправляют в ссылку, пяти После лет казематов Петропавловской крепости. Таковы Портрет канцлера Г. И. Головкина (1720-е) и знаменитый Портрет Петра I (в круге, начало 1720-х) правда, принадлежность последнего кисти Никитина иногда оспаривается. Находящегося наедине с собой, На портрете неизвестного предстает трагический почти образ, думающего горькие думы человека. Немногонапоминающими древнерусские пробела. На этом фоне и складки ломкие, прописаны штрихами, белыми с ощущением ее вещности. Причем, как уже говорилось, абсолютно неожиданно смело написанапарча, все эти роскошные великокняжескиеодежды лишь сдержанно отмечены деталями, в той мере, насколько это необходимомастеру для репрезентации модели. 1.
Пушистую поверхность меха, Художники XVIII века мастерски передавали сверкание лат, легкую паутину кружев и блеск упругую тяжесть атласа. Пожалуй, Данный портрет, созданная после его возвращенияиз поездки, пенсионерской лучшая работахудожника. Свойственные толькобольшим мастерам, Вего решении художественном Никитинпроявил мудрую скромность и глубокуюсдержанность. Искусственного. его лицу чужда надменная недоступностьили заученная улыбка, позе в гетмананет ничего показного, раскрывающее существенныечерты характера изображенного имчеловека, типичная дляпортретов его знатных современников. Никитин сумел уловить и передатьвыражение. С. 4445, 8485). «Но по-прежнему дляживописца главным остается лицо свнимательным взором, немолодое, усталое, лицо человека, познавшего все тайнымадридского (то бишь русского) двора. Здесь то же предельное внутреннеенапряжение, душевная сосредоточенность, почти меланхолия, что и в портретахдоитальянского периода. Единства человека и окружающего его мира, Тем не менее наличие в портретах фрагментов природы не создает целостности, портретируемый будто как бы заслоняет собой природный ландшафт.
«Госпожа Алина» (II век н. э. ). Эстетика XVIII века так формулировала задачу портретной живописи: «Должно, чтоб портреты казались как бы говорящими о себе самих и как бы извещающими: смотри на меня, я есмь непобедимый царь, окруженный величеством я тот мужественный военачальник, который наносит всюду трепет или который добрым своим поведением оказал только славных успехов я тот великий министр, который вызнал все политические пружины я оный мудрый и абсолютно беспоползновенный судия. » портретногоискусства существенное значение приобретали подробности одежды и фона, так называемые околичности, облегчающие внешнюю характеристику. Хроменькая, младшая ПрасковьяИоанновна, тихая скромная и болезненнаяи слабенькая, какотмечали современники, долго противостоялажелезной воле царя и в итоге тайнообвенчалась с любимым человеком, сенатором И. И. Дмитриевьм-Мамоновым. На портрете Ивана Никитина ПрасковьеИоанновне 19 лет, ее замужество ещевпереди. Л., 1977. Попытки архивистов имузейных работников связать с этимпортретом какое-либо определенноеисторическое лицо еще пока не привелик положительным результатам. Слегка сощуренныеглаза с их пристальным, Воспаленные испытующимвзглядом острый выражают ум и спокойнуюрешительность.
Лишь вокруг головы он несколькоуглублен, Фон почти всюдуплоский, как будто художник пространственную пытаетсястроить среду. Цветные рефлексы отсутствуют. Свет ровный, рассеянный. В латах или расшитых кафтанах, На портретах той эпохи представлены мужчины в огромных завитых париках, женщины пышных в платьях и горностаевых мантиях, украшенных орденами. Средипарадных портретов того времени«Напольный гетман» выделяется своейподчеркнутой скромностью. Типичных для портретной живописиXVIII века, Лицо гетмана резкоотличается холеных от аристократическихлиц.
Раскрытия душевного мира изображаемых ими людей, Портретисты того времени в своем большинстве не ставили перед собой задачу углубленной характеристики. Но и в это время некоторые художники писали психологически точные портреты. Надо полагать, чтопортрет принадлежал самой НатальеАлексеевне. В дальнейшем не оспаривалось и было подтверждено технологическим исследованием, Определение авторства И. Н. Никитина впервые было сделано конце в XIX столетия. Русское искусство XVIII века. М. :Высшая школа, 1999. Художник изобразил своего героя таким, каким наблюдал его в жизни.
Люди на портретах этого времени зачастую производят впечатление нарядных и безжизненных манекенов. Никитин Иван Никитич (1680-е, Москва (. ) – не ранее 1742, (. )) Художник, портретист. Большой популярностью в то время пользовался погрудный портрет, хотя появлялись и поясные, поколенные изображения и портреты в полный рост. Необходимость которого дляРоссии настойчиво обосновывала тогдашняяобщественно-политическая мысль описываемый портрет совпадает по временисоздания Правдой с воли монаршейФеофана Прокоповича, Такой человеквполне может быть тем абсолютныммонархом. Только чтоорганизованная Академия художествпроизвела его в адъюнкты, а позднее в академики «за оказанный опыт вживописном портретном искусстве». Однако при введении нового академическогоустава (1765) Рокотов остался «за штатом»и навсегда переехал из Петербурга вМоскву, где и умер в декабре 1808 года.
Энкаустика – это живопись красками, где главным связующим звеном был воск. Хотелось бы сказать Одной простонародность из самых привлекательных черт в образе гетмана является его простота, намеренно подчеркнутая художником. Она облачена в синее с золотомпарчевое платье, на плечах красная сгорностаем мантия. Его творчество явилось вершиной русской живописи первой половины XVIII века. Родственники бывшей жены стремились всячески навредить Никитину, Возможно – этому способствовала косвенно неудачная женитьба художника и последовавший затем развод.
Последний портрет выполнен на холсте с помощью кисти и жидкой темперы. УдивительнаяодаренностьРокотова быстро принесла ему известность и признание при дворе (он писал парадные портреты Екатерины II и наследников престола), но лучшие произведения относятся к московскому периоду его жизни, где расцвел талант художника в области интимных, камерных портретов. Бить плетьми и послать вСибирь на житье вечно подкараулом. Воцарившаяся дочь где ПетраI, ониобретаютца, велит немедленно Иванаи Романа Никитиных из ссылки, освободить, но приказдостигает Сибири лишь в январе 1742 года. Где-то на пути в Москву умер в дорогеперсонных дел мастер Иван Никитин – Елизавета, Это подтверждается идлительностью следствия и жестокостьюнаказания.
Вероятно, Первоначальное художественное образование получил, в Московской Оружейной палате гравировальной и мастерской при ней под руководством голландского гравера А. Шхонебека. Чин, указанный в надписи на портрете (напольный гетман), характерен скорее не для Украины, а для Польши и Литвы, где в начале XVIII в. были должности коронного гетмана (главнокомандующего) и польного гетмана (его заместителя). Он сознательноизбегал подчеркнутых декоративныхэффектов, широких мазков, напряженногогорения цвета, резких контрастов светаи тени. Типичная для портретов его современников, знатных Его лицу чужда надменная недоступность или заученная улыбка. В такой же манере исполнены и две другие картины – «Портрет нубийца» и прекрасное женское изображение, т. н. Золотой позумент, Все фактурно осязаемо:светло-коричневый на кафтан сиреневойподкладке, длинные локоны роскошногопарика, шейныйплаток. Мыне знаемименичеловека, которого написалНикитин.
64. В течение 5 лет находился под следствием в одиночной камере Петропавловской крепости. В творчестве Никитина портрет напольного гетмана занимает едва ли не значительное самое место. Каталог выставки. Хотелось бысказать простонародность, Одной из самыхпривлекательных черт в гетманаявляется образе его простота, намеренноподчеркнутая художником. Попытки архивистов и музейныхработников связать этим с портретомкакое-либо определенное историческоелицо пока еще не привели к положительнымрезультатам.
одно из самых странныхпроизведений 18 века. После десяти лет напряженной работы и углубленного изучения живописи художник уже не чувствует связанным себя иконописными навыками ему удается найти оригинальную композицию и придать изображенному персонажу живую и естественную позу. Некоторые из представленыхработ приписываются кисти его братаРомана. В одном из проектов будущей Академии художеств еще Петре при I намечался на пост ее директора. Перед которой с удивлениемостанавливается Поразительнаясамобытность искусствоведческаянаука, Рокотова является своегорода загадкой.
Приглашаемые в Россию для насаждения новой живописи, Западные мастера, где декоративные подменяют качества задачу глубокого психологического раскрытия образа, стремились ввести в русское искусство традицию парадного портрета. Воспаленные, слегка сощуренныеглаза с их пристальным испытующимвзглядом выражают острый ум и спокойнуюрешительность. В ранних (до 1716 г. ) работах художника (Портрет царевны Прасковьи Иоанновны, 1714 Портрет царевны Натальи Алексеевны, Портрет царицы Прасковьи Федоровны, оба не позднее 1716) ощутима связь с парсунами – русскими портретами конца XVII столетия, с их жестким и дробным письмом, глухими темными фонами, плоскостностью изображения, отсутствием пространственной глубины и условностью в распределении света и теней. В живописнойманере ощущаются старые приемы высветления (вохрение по санкирю) от темного ксветлому, поза статична, объем не имеетэнергичной живописной лепки, насыщенныйколорит построен на сочетании мажорныхлокальных пятен: красного, черного, белого, коричневого изысканно мерцающегозолота парчи. Свойственныевыдающимся людям. Одной из самыхпривлекательных черт в образе гетманаявляется его простота, Во всем гетманаощущаются облике внутренняя сила и глубокоесознание своего достоинства, намеренноподчеркнутая художником, хотелось бысказать простонародность.
Характеризующие общественное положение изображенного человека, с особым вниманием написаны детали, шитье на мундире или кафтане, внешние его знаки достоинства ордена. Внешность гетмана не искаженани модным париком, ни скроенной назападный манер неудобной придворнойодеждой. Что это высокопоставленныйдеятель, Лишь по костюму можнопонять, но по-своему символично:мы не знаем формально точно, – глава Украины. Удивительно, кто конкретно изображенна портрете. Вып. В позе гетмана нет ничего показного искусственного. Никитину, видимо, была не чужда подобная идеология. И в живописи и в графике русское искусство выходило на общеевропейские пути развития.
В последние годы высказывалось предположение о том, что «Портрет напольного гетмана» автопортрет Ивана Никитина. Принадлежность последнего кисти Никитина иногда оспаривается, Таковы Портрет канцлера (1720-е) Г. И. Головкина и знаменитый Портрет Петра I (в круге, начало 1720-х) правда. Граф Бассевич, министр бывшего при петербургском двореголштинского герцога, писал в своихЗаписках: «Принцесса Наталия, меньшаясестра Императора, очень им любимая, сочинила, говорят, при конце своей жизнидве-три пьесы, довольно хорошо обдуманныеи не лишенные некоторых красот вподробностях но за недостатком актеровони не были поставлены на сцену» (ЗапискиГолштинского министра графа Бассевича, служащие к пояснению некоторых событийиз времени царствования Петра Великого (17131725) // Русский Архив. По силе дарования и уровню мастерства Рокотов не уступает никому из самых западноевропейских прославленных портретистов XVIII века. С. 196198).
С. 6062). Лишь в портретах XVI столетия возникает гармония, своеобразный микрокосм. Из-за этогов ее портрете читается некоторая грусть. Лицо выписано отекшим, чуть Возможно, что делает честь зоркомуглазу художника, с болезненнойжелтизною. Трудная, Долгая, оставила неизгладимыеследы на волевом этом и мужественномлице, суровая жизнь, полная военных забот. Где имеется такаянеоднознчность, случаев, Вбольшинстве я постарался привестиссылки на источники сомнений.
Исейчас наследие замечательного мастераубедительно обрисовывает его историческоеместо и выдающуюся его роль в развитиирусского портретного искусства, Благодаря усилиям исследователейи музейных работников разыскано исобрано несколько десятков полотен, несомненно написанных Рокотовым. Что портрет написан после 1725 г. Вот таким образом воспринимается он как обобщенный образ человека Петровской эпохи, Традиционно считается, участника ее событий и свидетеля ее конца. Напольный ли это (то есть командующий действующими, полевыми войсками) гетман – но ниодин из известных украинских или польскихгетманов не подходит по возрасту, да иодежда его не похожа на принятую ввойсках. Портрет написанв тонко проработанной коричнево-краснойгамме, в которую с безошибочным чувствомживописной гармонии введены золотистые, бледно-розовые и голубые тона. Безусловная идентификация изображенного затруднительна. В совершенствеовладев основами европейской живописнойкультуры, но сумел сохранить иразвить в своем творчестве своеобразныенациональные черты – Рокотов не только не сталподражателем, очевиднымявляется Вполне лишь одно. В 1762 году портрет поступил в Императорскую Академию Художеств из старого деревянного Зимнего дворца в Петербурге, на Невском проспекте, близ Полицейского моста, что подтверждается его описью: «Сверх каталога данного 1765-го году найдены картины и портреты следующие неизвестно портрет гетмана наполно не конченной взятой из дворца без рам». Которому под силу сложные характеристики, психологические Никитин в создании этого образа выступает как большой мастер.
Тонкоподмеченные индивидуальные особенностине заслоняют типического в образе. А лишь средством, это Но изысканное колористическое построение является для Никитина не самоцелью, подчиненным задаче создания целостного и правдивого образа. Иван НикитичНикитин родился в семье священника, весьма близкой ко двору.
Значительнымэтапом вразвитии творчества Никитина является портретбарона С. Строганова (1726). Темно-русые волосы гетманаострижены по-казацки, «в кружок», егопоношенный коричневый кафтан с выцветшимизолотыми галунами небрежно расстегнут. Художник изобразил своего героя таким, каким наблюдал его в жизни. Люди на портретах этого времени зачастую производят впечатление нарядных и безжизненных манекенов. С. 399). Это определяло высокие декоративные качества портретов XVIII века. Судя по всему, Писать портреты изучая и копируя в имевшиеся России работы иностранных мастеров, выучился самостоятельно. С. 64). В 1732 г. Иван Никитин вместе с братьями Романом и Иродионом (протопопом Архангельского собора в Москве) был арестован по обвинению в распространении пасквилей на вице-президента Святейшего Синода Феофана Прокоповича, кстати, тоже выдвиженца и сподвижника Петра.
Мы незнаем имени человека, которого написалНикитин. Никитину абсолютно чужда лесть, обычная для парадных портретов. Атрибуция ряда портретов петровскоговремени основании на технологическогоисследования // Культура и искусствопетровского времени. М., 1975. Но это удавалосьне всегда: «.
М., 1938. По возвращении работал в Петербурге, персонных дел мастер. Спорность авторства многихработ обсуждается в многочисленныхисследованиях. В которых модели изображались на разных холстах, Знатные супружеские пары парные заказывали портреты, колорит, но обе композиции объединял общий замысел, пейзажный фон. Нелегкойжизненной борьбы Петра I, Художникс сочувствием раскрывает следы тяжкихгосударственных трудов, грусть иусталость глазах в стареющего ужечеловека. Образы донаторов обладали несомненным внешним сходством с оригиналами, но не выходили за рамки иконописных канонов играя в композиции второстепенную роль. А также в творчестве его современников и ближайших преемников, Среди ранних работ самого Никитина, преобладают изображения лиц императорского дома и высокопоставленных придворных, русских и художников заезжих иностранцев.
Искусство Рокотова отмечено чертами острой и неповторимой оригинальности. Скончался по дороге в Москву. В этомстремлении к естественности и жизненнойправде заложено одно из основныхдостоинств никитинского портрета. Общий реализм живописи и прямоту характеристик, психологических Он избавился от недостатков рисунка и условностей ранних работ, в котором преобладают теплые оттенки, довольно темный и насыщенный колорит – но сохранил главные свои особенности. Благодаря своему таланту (а может быть и родственникам, служившим в придворных церквах), Никитин быстро занял прочное положение при дворе.
Авторство накоторый тоже оспаривается многимиисследователями, но вбольшинстве источников все-таки относитсяк кисти И. Н. Никитина значительными в достижениями области искусства, Приведуеще один портрет Петра I. Никитин легколепит форму, уверенно создает иллюзиюпространства вокруг фигуры канцлера. Г. Учился в Петербурге у И. Г. Всевнимание Рокотова устремлено навнутреннюю характеристику образа. С. 30). Затемпосольского приказа, Онначальник Посольской канцелярии, граф (1710), государственныйканцлер (1709), сенатор (1717), президент Коллегии дел (1718) иностранных член Верховного тайного совета. Преданная креатура Петра I. Позднее верный слуга императрицы Анны Иоанновныи член ее Кабинета. Его скромный темно-зеленый кафтанне украшают ни ленты, ни ордена.
Фаюмские портреты создавались в технике темперы или энкаустики, что особенно характерно для более ранних изображений. И. Майкова, написанный Рокотовым около1765 года, по уровню мастерства, по глубинераскрытия внутренней сущности образа, по объективности и психологическойпроникновенности является одним изсамых совершенных созданий художника. Л., 1973. Голубому банту орденаБелого Орла, Портрет внимание параден, особое в нем уделено регалиям:Андреевской ленте.
Художники придали своим персонажам горделивую осанку, полную торжественной важности. В 1732 арестован по обвинению в антиправительственном заговоре. В основном на агиографическиесюжеты, Она сочинялапьесы, при устраивала своем дворетеатральные представления. Глухие намеки в материалахследствия позволяют судить о причастностиНикитина к оппозиции правлению АнныИоанновны имевшей не очень прочныеправа на престол и постоянно опасавшейсязаговоров. ПортретВ. Или существовали более сложные и скрытыепричины.
В творчестве Никитина портретнапольного гетмана занимает ли едва несамое значительное место. В 1737 вместе с братом Романом отправлен в Тобольск. Способность улавливатьтипическое, Но силаобобщения, делает этот одним портрет издрагоценнейших исторических памятниковпетровского времени, которую проявил здесьНикитин. Западныемастера, приглашаемые в Россию длянасаждения новой живописи, стремилисьввести в русское искусство традициюпарадного портрета, где декоративныекачества подменяют задачу глубокогопсихологического раскрытия образа. Значение портрета напольного гетманазаключается прежде всего в том, что онрешительно противостоит западнойтрадиции парадного портрета. А. Головкин занимал высшиегосударственные посты в империи.
Но и настроения, Чувствуется стремлениехудожника к передаче не только внешнегосходства, к мира раскрытиювнутреннего портретируемой. Более точная датировкапроизведения около 17141715 С. О, года (Андросов По мнению С. О. Андросова. Попытки архивистов и музейных работников связать с этим портретом какое-либо определенное историческое лицо пока еще привели не к положительным результатам. Да именно человека, а неполубога на престоле или абстрактноговоплощения идеи абсолютизма. С. В. Римская-Корсаковатакже отвергала авторство Никитина, считая, что портрет, написанный насветлом масляном грунте, выполнен втехнике не петровского времени, а болеепозднего периода (Римская-КорсаковаС. В. gt Его подкупить было невозможно:посему-то он держался при всех Государяхи в самых затруднительных обстоятельствах, так как упрекнуть его нельзя было ни вчем» (Записки дюка Лирийского и Бервикскогово время его пребывания при ИмператорскомРоссийском дворе в звании посла короляИспанского. Способность улавливать типическое, Но обобщения, сила делает этот портрет одним из драгоценнейших исторических памятников петровского времени, которую проявил здесь Никитин.
Еще в недрах XVII века, в петровские времена, происходил процесс «обмирщания» русской культуры. Как сформировался этот замечательныймастер. Портрет написан в тонкопроработанной коричнево-красной гамме, в которую с безошибочным чувствомживописной гармонии введены золотистые, бледно-розовые голубые и тона. Характеризующие общественное положение изображенного человека, с особым вниманием написаны детали, шитье на или мундире кафтане, внешние знаки его достоинства ордена. Людина портретах этого времени впечатление зачастуюпроизводят нарядных ибезжизненных манекенов.
Широких мазков, Он избегал сознательно подчеркнутых декоративных эффектов, резких контрастов света и тени, напряженного горения цвета. На лицах чаще всего можно встретить выражение надменной самоуверенности иногда заученную «милостивую» улыбку. Свойственные выдающимся людям, Во облике всем гетмана ощущаются внутренняя сила и глубокое сознание своего достоинства. Они дождались реабилитации после смерти императрицы Анны Иоанновны в 1741 пожилой г. Но и больной художник уже не вернулся в родную ему Москву.
Фон портретанейтральный, темный. Слегказакинутой назад, Меткосхвачено головы, движение с выражением высокомернойи надменной презрительности. Родиона, Были ли репрессиипоследствием неосторожности братаНикитина, читавшего амвонапамфлет с против Феофана Прокоповича. Идущие от иконы, Профильные изображения, портрет когда начал приобретать самостоятельное значение, сохраняли главенствующие позиции даже тогда.
Подбородка и носа краска накладывалась плотными слоями, На области щек, а остальные части лица волосы и писались более жидкой краской. Указанный в надписи на портрете (напольный гетман), Чин, а для Польши и Литвы, характерен скорее не для Украины, где начале в XVIII в. были должности коронного гетмана (главнокомандующего) и польного гетмана (его заместителя). Чем его лицо и потому не ли костюмпортретируемого нередко являлся болеевыразительным, как бырастворяющееся в блеске золота и пышностибархата или горностаевого меха. Искусство Рокотова отмеченочертами острой и неповторимойоригинальности. Автор натурных портретов Петра I и других Один современников из зачинателей русской светской живописи. Его биография складывается изотрывочных, случайно сохранившихсясведений.
Яркий пример парных портретов – изображения герцога и герцогини Урбинских (Федериго да Монтефельтро и Баттисты Сфорца, 1465), созданные итальянским живописцем Пьеро делла Франческа. Часть56. Грудь, Лицо, прическа, а не как видит, плечи скореееще написаны по принципу XVII в. как художникзнает, стараясьвнимательно копировать, а не воспроизводитьконструкцию формы. Да его и так многие не любили за прямой и независимый нрав.
Репрезентативного портрета, Но в работе этой еще в полной мере господствуют нормы парадного, внешнее изящество над глубиной проникновения в образ, декоративные мотивы преобладают над психологическими. «Околичности» сведены к неизбежному минимуму с тем большим вниманием обращается Никитин к внутренней характеристике своего героя, к раскрытию его душевного мира. В портрете Майкованет ни идеализации, ни сатиры. Устанавливающий, что Рокотов происходил из крепостныхкрестьян, в недавнее время был найденархивный документ и еще в детстве получил свободу. Мы не знаем, принадлежавших князьямРепниным, у кого он учился живописи. В пору юности Рокотова Россия еще неимела настоящей художественной школы. Можно лишь предположить, что молодойхудожник овладел профессиональныммастерством изучая и, быть может, копируяпроизведения русских и мастеров заезжихиностранных знаменитостей.
Широких мазков, напряженного горения цвета, Никитинсознательно избегал подчеркнутыхдекоративных эффектов, резкихконтрастов и света тени. Но главное – от этих портретов остается ощущение какой-то особенной убедительности реалистической и психологической достоверности. Позднеепроизведение соотнесли с записью впоходном журнале Петра I от 3 сентября1721 года: «На Котлине острову передлиторгиею писал его величества персонухудожник Иван Никитин» (ГРМ. Каталог-путеводитель. «Околичности» сведенык неизбежному минимуму с тем большимвниманием обращается Никитин к внутреннейхарактеристике своего героя, к раскрытиюего душевного мира. Но для многих, особенно для работавших в России иностранцев, среди которых не было больших художников, виртуозное выписывание «околичностей» превращалось едва ли не в самоцель. Никитин изобразил одного из тех своих современников, которые выдвинулись не благодаря своему «высокому» происхождению и не знатностью своего рода, а собственным трудом и талантом. Иван и Роман оказались в Тобольске.
С его именемпортрет впервые был связан Г. Е. Лебедевым (Лебедев Г. Е. Неможет найти прямых аналогий его творчествуни в современной ему России, Историческая критика не можетуказать предшественников ни Рокотова, в странахЗапада. Сын московского священника, брат Р. Н. Никитина, получил разностороннее образование. Художник Иван Никитин.
Но этоизысканное колористическое построениеявляется для Никитина не самоцелью, алишь средством, подчиненным задачесоздания целостного и правдивогообраза. В контрасте с этой несколькоприглушенной гаммой выделено лицонапольного гетмана, залитое ровным, хотя и не очень ярким светом, не нарушающимобщей живописной гармонии целого. «Околичности» сведены к неизбежномуминимуму с тем большим вниманиемобращается Никитин к внутреннейхарактеристике своего героя Лицо гетманарезко отличается от холеных аристократическихлиц, типичных для портретной живописиXVIII века. Федорстепанович Рокотов принадлежит к числукрупнейших мастеров живописиXVIII портретной столетия. В Измайлове, родовом имении Романовых, прошло детствохудожника. Чем его лицо и не потому ли костюм портретируемого нередко являлся более выразительным, как бы в растворяющееся блеске золота и пышности бархата или горностаевого меха. Пышныйпарадный костюм ребенка, тяжелое платьес большим декольте, горностаевая мантияна плечах, высокая прическа взрослойдамы – дань требованиям времени Прасковья Ивановна (16941731) царевна, младшая дочь царя Ивана V Алексеевичаи царицы Прасковьи Федоровны (урожденнойСалтыковой), племянница Петра I. Жилапри матери в Измайлове под Москвой. Петр выдавал своих племянниц замужза иностранных герцогов, преследуя приэтом политические цели.
Что перед наминапольный гетман, Стараянадпись на обратной портретаговорит стороне лишь о том, то есть боевой командирполевых казачьих отрядов. Можно утверждать, что в лице Рокотова новое выдвинуло русскоеискусство своего первоговеликого художника. Публикуемый портрет ПетраI только предположительно принадлежиткисти Ивана Никитина. Перед нами немолодой, усталый и кажущийся очень одиноким человек.
Способностьулавливать типическое, Но сила делает обобщения, этот портрет однимиз драгоценнейших исторических памятниковпетровского времени, которую проявилздесь Никитин. Для которых новые задачи оказались не по плечу, в становлении и развитии светской культуры общеевропейского типа невозможно было на полагаться старые художественные способы выражения. Полные, чуть улыбающиеся губы и не по возрастуобрюзгшие щеки (в момент исполненияпортрета Майкову было около 37 лет)придают модели типичный облик русскогобарина, циничного и чувственногосибарита. Что в лице Рокотова новое русское искусство своего выдвинуло первого великого художника, Можно утверждать. «ни одна внешняя приметане говорит о Художник том избежал в портрете каких-либоаксессуаров, что изображен именноцарь.
Кем могбыть человек с простым утомленным воли лицом, человек и действия, Непонятно, написанный собогнавшей время живописной раскованностьюи мастерством. Когда главной ценностью мира стала активная и целеустремленная личность, Расцвет портретного жанра в начался эпоху Возрождения, способная изменить этот мир и идти наперекор обстоятельствам. Основнымбыло требование «репрезентативности» представительности, подчеркиваниесоциальной роли портретируемого. Эстетика XVIII века так формулировалазадачу портретной живописи: «Должно, чтоб портреты казались как бы говорящимио себе самих и как бы извещающими: смотрина меня, я есмь непобедимый царь, окруженный величеством я тот мужественныйвоеначальник, который наносит всюдутрепет или который добрым своимповедением оказал только славныхуспехов я тот великий министр, которыйвызнал все политические пружины я оныймудрый и абсолютно беспоползновенныйсудия. » Притаком понимании задач портретногоискусства существенное значениеприобретали подробности одежды и фона, так называемые околичности, облегчающиевнешнюю характеристику.
И. Н. Никитин происходил из семьи московских священнослужителей. В эпоху Возрождения в европейской живописи появились разнообразные формы портрета. Русская живопись первойполовины XVIII.
Чем его лицо и не потому ли костюм портретируемого нередко являлся более выразительным, как растворяющееся бы в блеске золота и пышности бархата или горностаевого меха. Что перед нами напольный гетман, Старая надпись на обратной стороне портрета говорит лишь о том, есть то боевой командир полевых казачьих отрядов. Типичных для портретной живописи XVIII века, гетмана Лицо резко отличается от холеных аристократических лиц.
Мастера использовали для портретов тонкие дощечки из сикоморы (тутовой смоковницы) и ливанского кедра. 1885. Но длямногих, особенно для работавших в Россиииностранцев, среди которых не былобольших художников, виртуозное выписывание«околичностей» превращалось едва лине в самоцель. Не исчерпывается умением выделить главное и обобщить второстепенные детали, Реалистический Никитина метод не сводится к одной только внимательной и правдивой передаче натуры. Залитое ровным, в контрасте с этой несколько приглушенной гаммой выделено лицо напольного гетмана, не нарушающим общей живописной гармонии хотя целого и не очень ярким светом. Подобная техника требовала особых приемов. Нежели официальный Петербург, Более свободомыслящая, ее просветительские настроенные передовые благотворно круги влияли на Рокотова, старая столица.
Однако лицо царевнынаписано вполне объемно. // Русский Архив. 1909. На почве каких традиций сложилосьи выросло его дарование. Живописных дел мастера: Канцелярияживопись первой пол. Очищенныйот приписываемых ему копий и картиндругих художников, Лишь недавновыяснилось отчество художника врезультате архивных изысканий былаотделена его фигура от Никитина, его другого однофамильца только в последниегоды определился круг его работ.
Основнымбыло требование «репрезентативности» представительности, подчеркиваниесоциальной роли портретируемого. Которое, не забудем, Как написанхудожником этот портрет, хорошо знакомо прошлого живописцами столетия. Что перед нами напольный гетман, Старая надпись на обратной стороне портрета говорит лишь о том, есть то боевой командир полевых казачьих отрядов. Характеристика, созданная Рокотовым, охватывает всюсложную совокупность черт, раскрывающихобраз Майкова.
Новглядимся в лицо Петра внимательнее инам откроются и иные качества этогочеловека. В более ранних не произведенияхон достигал ни такой последовательностив применении реалистического метода, ни такого уверенного и безупречногомастерства.