Здесь он не только пел, но и обучал младших певчих. - Портрет барона Строганова, 1726, Государственный Русский музей. Имевшей не очень прочные права на престол и постоянно опасавшейся заговоров, Глухие намеки в материалах следствия позволяют судить о Никитина причастности к оппозиции правлению Анны Иоанновны.
Наоборот, они придают портрету особую выразительность. Встреченные царской лаской Иван звание получил гофмалера, в начале апреля 1720 года братья Никитины вернулись в Петербург. - Царевна Наталья Алексеевна, 1716. Главное внимание Никитин сосредоточил на голове умершего. Он родился в Москве в семье священника. То назначил старшим над другими пенсионерами в от отличие других он назывался мастером, Когда Петр I отправлял его за границу.
Его творчество начало русской живописи нового времени. Чем в других работах художника, этих в небольших портретах дано более интимное истолкование образа. Который обратил внимание на его способности и, Никитин стал известен Петру I, поручил художнику Г. Таннауеру с заниматься ним, повидимому. И остается неустановленным имя человека, История написания этого произведения неизвестна, на изображенного портрете. Писать портреты он, судя по всему, выучился самостоятельно изучая и копируя имевшиеся в России работы иностранных мастеров. Среди преподавателей Иван Никитин.
в рисовании наилучшую получали науку. Напряженный, силящийся что-то понять взгляд черных глаз, покрасневшие, воспаленные веки, внутренняя боль изогнула седую бровь. Однако ничто в Никитине не выдает приверженца старых порядков. Учился в Петербурге у И. Г. Это явилось следствием не только малой вины Никитина, Быть что может, он писал портрет Ушакова, но и того. Возможно, Никитин работал над ней в начале 30-х годов XVIII века.
Его творчество явилось вершиной русской живописи первой половины XVIII века. Его жизнь теперь тесно связана со двором. Находящегося наедине с собой, На портрете неизвестного предстает почти трагический думающего образ, горькие думы человека. Следует распоряжение секретаря Петра в июле 1721 года, Скажи Ивану Никитину, также и полотна, чтобы он взял собою с краски и инструменты, на чем ему писать персону государеву, приехал сюда немедля. На портрете Ивана Никитина Прасковье Иоанновне 19 лет, ее замужество еще впереди. Изображающая родословие русских царей в виде генеалогического древа, к этому времени относится также большая картина, произрастающего от библейских патриархов вплоть до императрицы Анны Иоанновны и украшенного портретами в упоминаемых этом родословии лиц и видами Москвы и Киева. Природный ум и озабоченность ясно запечатлены в его лице.
Никитин изображал не только титулованных представителей знати. В портрете впечатляет психологическая яркость облика, выразительность черт лица. Те же особенности свойственны и другим произведениям молодого художника. Напольный ли это (то есть командующий действующими, полевыми войсками) гетман но ни один из известных украинских или польских гетманов не подходит по возрасту, да и одежда его не похожа на принятую в войсках. Но смело и творчески, к овладению непривычным искусством живописи подошел Никитин не ученически. Он вез с собой письмо П. И.
Широкие движения уверенной кисти не мешают воспринять тонкую разработку светотеневых и красочных Сильная соотношений, лепка лица, придающих лицу живую материальность и убедительность. С какой вдумчивостью относился Никитин, Портрет свидетельствует, к изображению и характеристике человека, даже в ранний своего период творчества, к реалистической передаче особенностей его облика. Никитин прежде всего с большим вниманием относится к характеристике самого человека и стремится перед раскрыть зрителем наиболее существенное и яркое в нем, Как и раньше., Государственная Третьяковская галерея. Что перед ним незаурядный человек – Но гордый, даже при первом взгляде на полотно зритель понимает, с непреклонной волей, сильный. Это не значит, однако, что художник пренебрегал конкретными и характерными подробностями.
Он не способен к сосредоточенности, он любопытен к меняющимся впечатлениям бытия. Но в то же время она далека от нарочитой изысканности Никитин писал легко, Сама техника стала мастерской, не гоняясь за показным, не задумываясь над техническими трудностями, наружным блеском исполнения, – он владел и подлинным добротным уменьем. Основанием для титулования его послужила надпись на обороте холста, толкуемая по-разному: «Гетманъ наполно». В этих отношениях как Никитин бы перекликается более чем через столетие с великими мастерами русского реалистического портрета второй половины XIX века.
Еще одна работа первого периода творчества Никитина портрет цесаревны Анны Петровны (до 1716), восьмилетней дочери Петра. А затем помещен в Петропавловскую крепость, Вместе родичами с Никитин был отправлен в Петербург в Тайную канцелярию. В нем нет прежней мастерской живописи – написанное в 1732 Это году, произведение Никитина, оно условно по замыслу и композиции и восходит к аналогичным иконописным родословным сочинениям предыдущего столетия, кажется работой другого художника. Екатерина I, давно знавшая Никитина (он писал ее несколько раз), покровительствовала ему. Он создал ряд не ученических, но истинно оригинальных и мастерских – произведений не подражательных, Никитин смело шел своим путем.
Имеются в виду "Полтавская баталия" (1727, не сохранилась) и картина, утверждающая преемственность славы русского оружия, – "Куликовская битва" (ГРМ). Строганов в портрете Никитина еще совсем молод. Полный нерастраченной энергии, Это гурман, тяжелые надевший латы воина лишь из своеобразного кокетства, радостно воспринимающий удовольствия жизни. Прикрытый горностаевой мантией, Лежащий царь, в непривычном сложном освещении от трепещущих свечей, увиден с необычной точки зрения сверху, дрожью пламени вносящих в жизнь мертвое тело. Все произведения, где авторство Никитина несомненно, являются портретами. Надписи на щитах и одеждах, а также сами гербы указывают, кого хотел изобразить художник.
Он насытил свою картину пафосом борьбы за справедливое дело, всенародным подъемом патриотических чувств. Ряд данных позволяет с большой вероятностью считать это произведение портретом племянницы Петра I Прасковьи Иоанновны, «заштатной принцессы» (дочери упомянутой выше царицы Прасковьи Федоровны). Показательно сравнение портрета царевны Прасковьи 1714 года с портретом молодого барона Сергея Строганова 1726 года (Русский музей). Значительность Петра показана путем раскрытия внутреннего содержания образа, а не через изображение внешних аксессуаров.
Работая во всеоружии блестящего дарования, Он явился представителем художественного русского гения народа в новой для него области, отточенного серьезной профессиональной подготовкой. Ушаков, начальник Тайной канцелярии, оказывал художнику некоторые послабления. Никитин внимательно проследил форму носа – красивого и тонкого. А в пронизанную светом среду фон за его фигурой освещен, Гетман погружен не в мрак, а темная одежда даже теневых в частях не теряет своей формы и не растворяется в темноте. Как видно из этого списка, автопортрета художника Никитина здесь нет.
В течение 5 лет находился под следствием в одиночной камере Петропавловской крепости. С именем Никитина связана другая большая картина – «Куликовская битва» (Русский музей). Его пухлое лицо не еще приняло определенного выражения взрослого человека, Он имеет почти ребяческий вид. Писавшимися в России и на в Западе XVIII веке, в сравнении с батальными сценами, активным участием в нем вооруженного народа она говорит о его живом патриотизме, картина Никитина выделяется необычностью изображения боя. В Измайлове, родовом имении Романовых, прошло детство художника.
В августе 1719 года Иван Никитин отправился на родину. Глаза, привыкшие всматриваться в степные дали, воспалены, а взгляд их испытующ. Волосы небрежно откинуты надо лбом, Брови нахмурены, седые усы по свисают сторонам большого плотно сжатого рта. Брови Головкина нахмурены и придают лицу выражение серьезности.
Он передал в каждом мазке искреннее свое волнение, сознание величия его исторической роли – свое глубокое чувство и уважение к усопшему, Никитин сделал больше. Никитин Иван Никитич (1680-е, Москва (. ) – не ранее 1742, (. )) Художник, портретист. Несмотря на то, Никитин глубоко своеобразен в этой картине, что он использовал работе при над ней свое знакомство со знаменитыми произведениями классического искусства. Небольшой круглый портрет (Русский музей) выделяется как необычной композицией (голова заполняет значительную часть круга), так и энергией самого образа. Вместе с ним после наказания был отправлен и Роман.
В 1715 году он написал большой портрет неизвестного казака в красной одежде (Исторический музей в Харькове). Братьям во время содержания в Тайной канцелярии выдавалось кормовых денег по копейки 2 в день. Судьба его при преемниках Петра вначале не изменилась. В 1762 году портрет поступил в Императорскую Академию Художеств из старого деревянного Зимнего дворца в Петербурге, на Невском проспекте, близ Полицейского моста, что подтверждается его описью: «Сверх каталога данного 1765-го году найдены картины и портреты следующие неизвестно портрет гетмана наполно не конченной взятой из дворца без рам». В начале 1716 года Никитин отправился на ученье за границу, в Италию.
Допросов и пыток братьев отправляют в ссылку, После пяти лет Петропавловской казематов крепости. Скорее всего, Учился он, в Оружейной только палате там можно было овладеть ремеслом живописца. В этой области он быстро заслужил признание в Петербурге. Никитин отметил складки на переносице как бы от напряженной думы несколько утомленно подняты брови и чуть искривлен рот – лицо приобрело выражение сдержанной горечи припухшие, «набрякшие» щеки образовали резкие складки у углов рта. Даже в начале заграничной поездки, 30 апреля 1716 года, как сообщает походный журнал царя, его «половинную персону писал Иван Никитин». На щитах, Кроме того, с которыми сражающиеся идут в бой, на знамени и на отдельном картуше углу в написаны изречения.
В последние годы высказывалось предположение о том, что «Портрет напольного гетмана» автопортрет Ивана Никитина. Вероятно, Первоначальные художественные навыки он получил, под руководством голландца А. Шхонебека в гравировальной мастерской при Оружейной Московской палате. В августе 1732 года в кабинете министров был первый раз «допрашивай художник Иван Никитин против взятых у него писем». Сложный путь лежал через Данциг, Шверин, Копенгаген, Бамберг, Бремен, Амстердам, Париж. В 1732 арестован по обвинению в антиправительственном заговоре.
Указом императрицы Анны Иоанновны приговорен к наказанию плетьми и ссылке к навечно в Сибирь. Красно-коричневая подготовка видна на шее, Ее тон Никитин использовал для теней, на теневой стороне складок рубахи – не их покрывая особо. Никитин умел подчинить осваиваемое им целям национального культурного строительства. В последнее время некоторые искусствоведы склоняются к мысли, что это – автопортрет художника. Это не так, к сожалению, продолжает многое оставаться неясным и хотя последние двадцать лет принесли немало открытий.
Этот портрет Никитина – из одно лучших и наиболее содержательных изображений Петра I. Глубокая человечность его героического образа выражена просто и убедительно сильно. - Портрет Петра Первого, 1725, Государственный Русский музей. На которого трудная историческая наложила миссия отпечаток суровой сосредоточенности, Это портрет замечательного человека с волевым характером. Голландца, Однако даже в самых ранних никитинских работах обнаруживается знакомство с европейской живописью успел ли он получить уроки у Адриана Шхонебека, но рано умершего, приглашенного на службу русскую с обязательством воспитать учеников. Столь же не случайно в картине отведено выдающееся место князьям Белозерским их и воинству. Которому под силу сложные психологические характеристики, Никитин в создании этого образа выступает большой как мастер. Не желая рассеивать внимание зрителя и его дробить впечатление, Недаром художник, пренебрегая аксессуарами и оживив портрет лишь ярким пятном платка, с такой драматической напряженностью выдвинул из мрака только одно лицо. «hellip младшая – Прасковья Иоанновна, «хроменькая», как отмечали современники, «тихая и скромная», долго противостояла железной воле царя и в итоге тайно обвенчалась с любимым человеком, сенатором И. И. Дмитриевьм-Мамоновым – болезненная и слабенькая, это Но удавалось не всегда.
Годы создания «Куликовской битвы» неизвестны. Подменить условной внешней импозантностью подлинное проникновение в глубину образа человека, в нем нет льстить попыток изображаемому. Его брат Роман, художник, бывший с ним в Италии, также был привлечен к следствию. Автор натурных портретов Петра и I других современников, Один из зачинателей русской светской живописи.
Впрочем, художник более всего Зарекомендовал себя как портретист: в старых документах он называется «персонных дел мастер». Попались мне навстречу Беклемишев и художник Иван. - Портрет казака в красном кафтане, 1715, Харьковский художественный музей. Что мускулы в правой части рта сейчас заставят дрогнуть его затененный уголок и в полуулыбке сдвинется резкая складка, Кажется, огибающая рот. Одной из лучших работ художника считают «Портрет напольного гетмана». Он осмысленно использовал для передачи своих идей элементы различных изображений, применив «к оной живописной работе для примеру» как «печатные листы», так и картины великих мастеров прошлого. В 1732 г. Иван Никитин вместе с братьями Романом и Иродионом (протопопом Архангельского собора в Москве) был арестован по обвинению в распространении пасквилей на вице-президента Святейшего Синода Феофана Прокоповича, кстати, тоже выдвиженца и сподвижника Петра. Что изображен Напольный гетман, Старая подпись на свидетельствует обороте только, бывавший с ними в походах, то есть гетман полевых действующих частей войск.
Позднейшие работы русских портретистов – XVIII начала XIX века не уступают по своим живописным качествам и по тонкости характеристики человека лучшим портретам Никитина. Владеющим всеми средствами своего искусства, Уверенным и опытным художником, Никитин является в портрете Строганова. Продолжающейся до настоящего времени, Тем самым он является основателем русской традиции живописи. Скончался по дороге в Москву. Когда всех мастеров Оружейной палаты в перевели новую столицу, Никитин покинул Москву в 1711 году.
Солнце и знойный ветер обожгли его лицо. Да его и так многие не любили за прямой и независимый нрав. Ригу, Художник сопровождает Петра в поездках в Ревель, куда отправился для двор празднования победы в Северной войне, Москву, в Астрахань и Дербент.
О ранних годах обучения художника ничего не известно. В лице Никитина с исключительной проявились яркостью творческая одаренность русского человека и многосторонность русской художественной культуры. Царевна Прасковья Ивановна, 1716, Царевна Наталья Алексеевна – 1714, Список произведений известных Ивана Никитича Никитина. Военные победы России отражены в батальных полотнах, приписываемых Никитину. Никитин был по преимуществу поэтом активной – личности, целеустремленной Безличных или инертных нет среди изображенных им людей. За ними движется бесчисленное что воинство, прославленная Куликовская битва была выйграна не только князьями, устремляющееся в битву в клубах пыли, среди 30 светлых и темных дымов, застилающих даль – зрители видели, Всматриваясь в картину изображенными на первом плане.
Портреты сходны по типу (оба достаточно парадные, овальные, поясные, с фигурами, задрапированными мантиями), но во многом и различны. Долгое время принято было считать, что после смерти Петра I художник, переехав в Москву, примкнул к старорусской партии, желавшей вернуть Русь в допетровское время, чем и был вызван его арест. Служившим в придворных церквах, родственникам, Благодаря вместе с теми, Никитин быстро занял прочное положение в окружении Петра I. Имеется всего три подписанных работы Никитина, что ему приписываются, всего около десяти. Именно он заложил основы дальнейших успехов русской портретной живописи.
Он не только копировал гравюры, но и рисовал с натуры и одновременно был учителем цифири, то-есть арифметики, а также и рисования «в школе артилерной» в Москве. Кажущейся безыскусственной непосредственностью и ощущением горячего трепета самой действительности, Но портрет гетмана Напольного стоит выше многих прославленных произведений своей мужественной силой. Его запавшие глаза с покрасневшими веками напряженно всматриваются не вдаль, а вглубь себя. Смелого и решительного, Весь облик гетмана в портрете на производит редкость целостное впечатление человека простого и мужественного. Таннауера, для дальнейшего обучения был послан Петром I в числе 20 человек в Венецию и Флоренцию, где учился у Т. Реди (1716–1719). Небрежно одетого человека с всклокоченными волосами, Тяжелая мука душевная лежит на всем облике пожилого. Они могут даже превосходить их. Ему могли помогать его ученики.
Вместе с двором Никитин бывал в Москве и затем поселился там. Петровская эпоха всегда вызывала самый пристальный интерес исследователей. Портрет внешне крайне прост.
Казалось бы, И, жизнь и творчество столь значительного для культуры отечественной художника не могут скрывать тайн спустя три века после его рождения. Никитин позволил почувствовать долгую и суровую жизнь, сформировавшую этого человека. Которые ему давал холст, широко Он использовал те возможности, протертый красно-коричневой краской. Он был первым русским живописцем мирового уровня. – он покоряет своим достоинством, внутренним Он стоит перед современниками и перед нами не в причудливо огромном парике и не в сверкающих драгоценностями одеждах придворного, своим обаянием сильной и смелой человеческой личности. Бывшей единственным стилем портрета в России в веке, XVII Ранние работы ещё содержат следы парсуны. Такой человек вполне может быть тем абсолютным монархом, необходимость которого для России настойчиво обосновывала тогдашняя общественно-политическая мысль – описываемый портрет совпадает по времени создания с «Правдой воли монаршей» Феофана Прокоповича.
Вводя в нее новые или фигуры выбрасывая имевшиеся, Он не только свободно переменил композицию гравюры А. Темпеста, не имеющее аналогий в использованных им образцах, но и уверенно вносил во все произведение свое содержание. В юношеские годы Никитин, отличавшийся любознательностью, обучался «счетной мудрости», стал «разуметь латынь» и начал заниматься рисованием и живописью. Никитин неоднократно писал самого Петра.
Но н того высокого уровня, Зрелость творчества Никитина явилась не результатом только его выдающейся личной одаренности, который был свойствен многовековой художественной культуре русского народ. Характер ее исполнения не всех во частях одинаков, Возможно – что Никитин писал картину не один. Исследователями высказывалось предположение о том, что на портрете представлен литовский гетман граф Казимир Ян Сапега, «маршалек польский», генерал-фельдмаршал русской армии, находившийся в середине 1720-х в Петербурге. Но и позволяют почувствовать историческую роль и величие государственной деятельности изображенного, портреты Его Петра передают с величавой и мощной простотой не только индивидуальные черты человека. Показывая сквозь схему парадного портрета и болезненную отечность увядающей царевны Натальи, Подход к модели выдает художника с уже сложившейся концепцией портреты аналитичны и необычайно правдивы, но и скрывающуюся под внутреннюю ними силу царевны Прасковьи и печаль и хрупкость.
Лишь несколько десятилетий этот отделяет портрет от парсун с их внешним и условным изображением человека. Или существовали более сложные и скрытые причины. 28 января 1725 года Никитин пишет Петра в последний раз (Петр I на смертном ложе). Кем мог быть человек с простым утомленным лицом, Непонятно, с написанный обогнавшей время живописной раскованностью и мастерством, человек воли и действия. Вместе с теми, Имеется всего три работы подписанных Никитина, всего около десяти, что ему приписываются.
Гравюры, Ничто не говорит и измене об европейским привычкам в его доме картины, книги записками на итальянском языке обменивались братья Никитины, скульптуры, предчувствуя арест. Несколько раз предполагали пытать Ивана. Петр лежит мертвым, но портрет несет отражение его большой жизни. Бездушно повторяющего чужие образцы и при всем Этом не картина является произведением подражателя. Никитин является одним из первых (часто называется первым) русских художников, отошедших от традиционного иконописного стиля русской живописи и начавших писать картины с перспективой, так, как в это время писали в Европе.
Да и одежда его не похожа на принятую в войсках, Напольный ли это (то есть командующий действующими, полевыми войсками) гетман но один ни из известных украинских или польских гетманов не подходит по возрасту. Написанный близким человеком, Редкое по живописной силе и свободе полотно реквием Петру, ошеломленным утраты, величиной единомышленником. Г. И. Усы топорщатся над сжатыми губами, Император умно смотрит и пристально его брови привычно нахмурены, полные щеки и подбородок опускаются к белому туго завязанному шейному платку.
Но и целеустремленность его живописных приемов, Это полотно замечательное заставляет оценить не только силу образного выражения в произведениях Никитина. - Портрет напольного гетмана, 1720-е годы, Государственный Русский музей. То для русского художника его картина является выражением значительного момента из истории борьбы его родины за освобождение от монгольского гнета, Если для Темпеста битва израильтян и амалекитян лишь для повод демонстрации своего мастерства в изображении сражающихся всадников.
Здесь смог увидеть Никитин северную, прежде всего голландскую живопись и оценить ее сдержанную глубину и реализм здесь зародилось то тяготение к голландскому искусству, усиливавшееся воспоминаниями о де Брейне, которое впоследствии было столь ощутимо, что позволяло предположить выучку в Голландии. Портрет является прекрасным произведением, сохранившим потомству подлинно художественный образ усопшего Петра, а не только протокольное описание его внешних черт. Неменьший интерес представляет другой портрет Никитина, подписанный его инициалами и датированный точно – 28 сентября 1714 года (находится в Русском музее). Иван Никитич Никитин родился в семье священника, весьма близкой ко двору.
Преследуя при этом политические цели, Петр выдавал своих племянниц за замуж иностранных герцогов. Иван и Роман оказались в Тобольске. В 1737 вместе с братом Романом отправлен в Тобольск. И неожиданный Портрет напольного гетмана, одно из самых странных произведений 18 века. Даже год рождения Никитина точно Собственно, неизвестен и традиционно принятая дата около 1690 года иногда оспаривается. Кто он, напольный гетман, чья судьба, а может быть и жизнь, находятся на переломе.
Пока сказать трудно, Когда именно были они написаны и даже в какой мере могут быть с связаны Никитиным. Впрочем, Этим не был, раз всякий находя средства выражения, ограничен объем его творческих возможностей одновременно он был способен тепло и тонко передать чистую прелесть девического облика, полностью соответствующие содержанию образа. Сухое и нервное лицо Головкина полно мысли и энергии. Он писал в широкой манере, не заглаживая поверхности красочного слоя, оставляя ясно следы своей работы кистью. Петр высоко оценил эти работы: вскоре Никитин к приступил первому царскому заказу, По-видимому, о котором мы знаем только из записи петровского Юрнала: Его величества половинную персону писал Иван Никитин.
В связи с переменами в политической обстановке, после Вскоре смерти Петра I, в мировоззрении Никитина происходят серьезные изменения. Способствующее раскрытию образа портрет передает ощущение смены явлений и выигрывает в своей непосредственной жизненности, Голове фигуре и придано выразительное движение. К тому же времени относятся и первые известные его работы портреты царевен Прасковьи Иоанновны (1714) и Натальи Алексеевны (до 1716).
Парик оставляет открытым высокий полысевший лоб. Иван Никитич Никитин (около 1690 (. ) – 1742) – сын священника Никиты Никитина, служившего в Измайлове, брат священника Иродиона Никитина, позднее протопопа Архангельского собора в Кремле и живописца Романа Никитина. В нем преобладает его свежая и полнокровная молодость. При новозаведенной Санкт-Петербургской типографии, Здесь, в которой грыдоровальных дел мастера и вскоре художники, была основана рисовальная школа.
К 1731 году относится большая подписная работа Никитина "Родословное древо русских царей" (ГРМ). Чернышева (оба в Третьяковской галерее), на принадлежность которых кисти Никитина указывают старые надписи на обороте холстов. В начале 10-х годов XVIII века Никитин уже достиг больших успехов. Возросло композиционное умение художника: плавный ритм линий подчинен овалу портрета. То продолжаются – пока хватило краски на кисти, Его мазки на портрета поверхности то резко пересекаются, не отрывающейся от холста. Иван Никитич Никитин (около 1680 не ранее 1742) русский художник-портретист, основатель русской портретной школы XVIII века.
Рядом с его портретами кажутся неумелыми и наивными произведения современных ему иностранных живописцев, работавших в России: Таннауера (его первого учителя), Каравакка, Гзеля и др. Родиона, Были ли репрессии последствием неосторожности брата Никитина, с читавшего амвона памфлет против Феофана Прокоповича. В одном из проектов будущей Академии еще художеств при Петре I намечался на пост ее директора. Это не по годам мастеровитые полотна, в которых ощутима рука одаренного живописца. Год рождения Никитина (1688) известен лишь предположительно. Головкин изображен по пояс, строго посреди холста, в традиционной для таких портретов позе обращения к зрителю, указывающим одной рукой на что-то находящееся за пределами портрета (быть может, на один из своих трактатов). Художник Мина Колокольников из Один них, в записке о своей жизни и работах упоминает об учении у Никитина.
Никитин стоит выше и работавших одновременно с ним русских художников (заслуживающих, однако, высокой оценки) – от миниатюристов А. Овсова и Гр. Комнаты которого он сам украсил декоративными росписями, Ему принадлежал убранный хорошо дом. «ни одна внешняя примета не говорит о том, Художник избежал в портрете каких-либо аксессуаров, что именно изображен царь. Художник, работая над картиной, показал свою высокую общественную зрелость. Старшим среди которых был поставлен Никитин и в числе которых был и его брат До Роман, Италии русские ученики, задержавшись в свите царского посольства, добирались почти год.
Художнику было дано для этой работы не много времени, ему надо было спешить. Роман Никитин умер в конце 1753 г. или в начале 1754г. Где неразличимы отряды бойцов, в глубине картины, как бы сами холмы русской земли щетинятся остриями копий и подымаются против врага. Тем более хотелось бы, разумеется, знать, кто же послужил художнику моделью.
А затем в числе певчих лучших переведен в царский походный хор, Мальчиком был определен в патриарший хор. В доме находились картины, портрет Петра I, его семьи и других лиц среди икон были написанные «не по-иконописному». Сухого – с резкими чертами и выражением, строгим Пышные и мягкие локоны парика подчеркивают характер лица. Наказной гетман Павел Полуботок, а может литовский гетман Казимир – Сапега гетманы Украины Даниил Апостол или Степан Мазепа, Исследователи творчества Никитина называют много имен.
В ту эпоху не было принято писать императоров «лицом к лицу» со зрителем. В 1711 году вместе с гравировальной мастерской Никитин был переведен в Петербург. Узкое, со впалыми щеками лицо перерезано широким спокойным ртом. И. с. мазепы, Д. П. Апостола, И. И. Скоропадского – П. Л. Полуботка, в XIX портрет веке считался изображением гетманов. На нем изображена молодая девушка в парчевой одежде и алой мантии с горностаем, скромная и привлекательная. Искусство Никитина вызывает уважение к себе присущим ему чувством достоинства.
Свет, широко льющийся на лицо и грудь гетмана, не выделяет только одно лицо из мрачного сумрака (как это было сделано с известной долей драматизма в портрете Петра I). Его замечательными творческими достижениями были первые ознаменованы шаги национальной школы русской портретной живописи. А пребывание в Италии значительно расширило технические приемы его живописи. Чин, указанный в надписи на портрете (напольный гетман), характерен скорее не для Украины, а для Польши и Литвы, где в начале XVIII в. были должности коронного гетмана (главнокомандующего) и польного гетмана (его заместителя).
Они дождались реабилитации после смерти императрицы Анны Иоанновны в 1741 г. Но пожилой и больной художник уже не вернулся в родную ему Москву. За князьями, помещенными на первом плане, видны их дружины, спешащие в сечу. Прошедшие со времени написании портрета царевны За Прасковьи, годы, у автора неизмеримо углубилось и расширилось восприятие действительности. В области рисунка его первым учителем был гравер голландец Шхонебек. Некоторые данные позволяют предполагать, что страшный генерал А. И. Под широкими черными бровями загораются умные и глаза утомленные в них есть нечто холодно-насмешливое. Именно Никитин отразил в своих живописных произведениях отношение новое русского общества к человеческой личности.
Но персонажи, в последней использована частично композиция гравюры итальянца А. Темпеста из русской истории, естественно. Бить плетьми и послать в Сибирь на житье вечно под караулом – Это и подтверждается длительностью следствия и жестокостью наказания. Где картина обозначена наполно неоконченной, Или название родилось старой из описи и тогда, то есть незавершенной, может быть изображен на ней простой казак-малороссиянин. Он не довольствовался изображением только нескольких князей на первом плане для него они являлись лишь олицетворением того боевого подъема, который движет одновременно с ними тысячами русских воинов. Безусловная идентификация изображенного затруднительна. Мы видим прежде всего человека сильного характера и лишь потом воспринимаем черты, присущие гордому вельможе.
По крайней мере сохранились сходные между собой портреты А. И. Тем не менее и без дополнительных ассоциаций художественный образ, созданный Никитиным, остается непреходящей художественной ценностью. Обогатилась живописная трактовка явлений реального мира, Соответственно этому его возросло техническое совершенство. Родственники бывшей жены стремились всячески навредить Никитину, Возможно – этому способствовала косвенно неудачная женитьба художника и последовавший затем развод.
Но и один из таких портретов, Нам известны не только упоминания об этих работах Никитина, относящийся к годам последним жизни царя. Однако попытки связать с этим прекрасным портретом имена некоторых исторических деятелей сих до пор еще не увенчались успехом. Никитин воссоздал энергию Петра, его сокрушительную волю, его «огромность» и свой портрет пронизал единой темой – «смерть героической личности». Петр I указал выдать «живописцу Ивану Никитину для житья его в Италии на нынешний 1716 год триста рублёв. » (прочие получили по 200 рублей) «. То-есть реального пространства, Мы не чувствуем в портрете световоздушной среды Никитин еще передает не воздуха и света, в котором помещается человеческая фигура. Позднее, в 1721 году, в «Юрнале» Петра I было записано, что «На Котлине Острову, пред литургиею, писал его величества персону художник Иван Никитин».
Что портрет напольного – гетмана автопортрет художника, Но некоторые искусствоведы склоняются к мысли. Так написаны подушка, сорочка, мантия с неменьшей энергией и смелостью написана и голова. Определение авторства И. Н. Никитина впервые было сделано в конце XIX столетия, в дальнейшем не оспаривалось и было подтверждено технологическим исследованием. Его однофамильца только в последние годы определился корпус его работ, Лишь недавно выяснилось отчество художника в результате архивных изысканий была отделена его фигура от другого Никитина, очищенный от ему приписываемых копий и картин других художников. Но и наблюдать за работой де Брейна, Мальчиком Никитин мог не только увидеть эти портреты, это и мимолетное ученичество сказалось десятилетием позже. - Портрет С. П. Строгонова, Государственный Русский музей.
Но средства живописной трактовки еще были у Никитина недостаточно богаты. Прасковья Ивановна (1694-1731) – царевна, младшая дочь царя Ивана V Алексеевича и царицы Прасковьи Федоровны (урожденной Салтыковой), племянница Петра I. Жила при матери в Измайлове под Москвой. За которым он последовал, Жизнь в Москве естественно объясняется переездом туда двора, продолжая числиться придворном в штате. Они, разумеется, были у него. Для композиции в целом и для многих фигур Никитиным использована была гравюра Антонио Темпеста на библейский сюжет, Более того. Которым усилена жизненная полнокровность произведения, Звучные красочные пятна чередуются с тончайшими вариациями красочных оттенков и образуют то живописное замечательное богатство.
- Портрет канцлера Головкина, 1720-е годы, Государственная Третьяковская галерея. Никитину, видимо, была не чужда подобная идеология. Но это удавалось не всегда: «hellip младшая – Прасковья Иоанновна, «хроменькая», болезненная и слабенькая, «тихая и скромная», как отмечали современники, долго противостояла железной воле царя и в итоге тайно обвенчалась с любимым человеком, сенатором И. И. Дмитриевьм-Мамоновым. Портрет канцлера Головкина,, Портрет Петра Первого, 1720-е 1725, годы, Портрет барона Строганова, 1726, Портрет напольного гетмана, 1720-е годы, Портрет Анны Петровны, Портрет С. П. Строганова. На Котлине острову перед литургиею писал величества его персону художник Иван Никитин – спустя некоторое время Юрнал снова отмечает. Изображенного в сложном рокайльном повороте, Но именно в эти годы созданы лучшие никитинские портреты жизнерадостного и легкомысленного Сергея Строганова, воплощающего образ деятеля, государственного с прихотливым рисунком складок бархатного плаща канцлера Н. И. Головкина.
В ее изображении ощущается не только стремление точно зафиксировать черты умершего. Их участие в Куликовской битве было примером самоотверженного служения родине: «Князи Белозерстии (числом двенадесять) вкупе побиени иже тольма бишася крепко, яко един другого ради умре» (Синопсис). Художник ясно выделил черты характера Петра: его силу, волю и внутреннее напряженное горение. - Портрет Анны Петровны, Государственный Русский музей. Открыто устремленные на зрителя глаза, в нем сразу же привлекают внимание смело, дышащее здоровьем с лицо широкими бровями и пушистыми усами. Екатеринушка, здравствуй – по дороге в Кенигсберг, в марте 1716 года, мой, друг русский царь Петр I писал в Данциг жене.
Человек изображенный на неоконченном портрете, безымянен. Она изображает сражение, в котором на первом плане бьются Дмитрий Донской, Воронцов, Прозоровский, несколько князей Белозерских и Пересвет, поражающий Челубей-Темпр-Мурзу. В 1732 году обнаружилась его причастность к политический имевшему характер делу о пасквиле на передового человека своего времени проповедника Феофана Прокоповича. Своими портретами и особенно этим портретом умершего Петра Никитин наглядно доказал, как велики были успехи молодой реалистической живописи, сменившей древнюю иконопись, какие широкие перспективы в изображении действительности раскрылись перед русскими художниками. Он вел образ жизни образованного человека с широким кругом интересов. По возвращении работал в Петербурге, персонных дел мастер. Картина свидетельствует о сознательном возвращении к традициям XVII века, по Условная композиции.
Данная художником изображенному в портрете лицу, Характеристика, настолько многоговоряща, настолько и глубока содержательна, что, кажется, не составляет труда воссоздать черты жизни и личности этого гетмана, даже не зная его по имени. Это не было случайным в творчестве художника. Имеются указания на то, что придворным было даже рекомендовано заказывать ему портреты.
Ушакова и сенатора Г. П. Беклемишева к Петру I и грамоту от герцога Тосканского с лестными отзывами о своих успехах за время обучения во Флоренции позднее, в середине XVIII века, о нем писал академик Я. Штелнн: «Из сего российского ученика произошел искуснейший исторический художник». Так что же известно о судьбе мастера огромного дарования и трагической жизни. Свет как бы соответствует той ясности, которая присуща данному образу. В 1742 помилован указом императрицы Анны Леопольдовны.
Его кисть шла сама – свидетельство длительного опыта, Поражает уверенность исключительная исполнения у художника не было заботы о том, большого профессионального мастерства – как писать. Кроме того, Никитин имел библиотеку, рукописи, ноты, гравюры, собрание медалей и скрипку. Более вероятно, что первый контакт с европейским мастером состоялся в родном Измайлове, где Корнелиус де Брейн (в России его часто называли Брюином), голландский художник и путешественник, написал по заказу Петра портреты его племянниц. Мусикийского до живописцев Романа Никитина или Андрея Матвеева.
Червонными или ефимками и впредь им то доколе число, они там будут жить», повсегодно переводить. Характеры современников раскрыты художником в их существенных проявлениях. Сын московского священника, брат Р. Н. Никитина, получил разностороннее образование.
- Царевна Прасковья Ивановна, Государственный музей Русский – 1714, Список известных произведений Ивана Никитича Никитина. Незаурядная выразительность отличает написанный им портрет упрямой и злой женщины – царицы Прасковьи Федоровны (находится в Музее-заповеднике в г. Загорске). Не случайно Никитин написал на щите одного из князей: «Тот князь, тот дворянин, кто за многих один». Свободный жест правой руки, опущенной на пояс, усиливает впечатление силы и уверенности. О котором идет речь, Художник Иван, первый российский портретный художник, это Иван Никитин, Петра любимец и первый его заграничный пенсионер. Прошло пять лет и наконец в ноябре 1737 года было указано: «Ивана Никитина бить плетьми и послать в Сибирь на житье вечно за караулом». Вероятно, он умер где-то на пути к ней.
Портрет производит впечатление жизненностью и вниманием глубоким его автора к характерному человеческому образу. Тогда попроси короля и как они приедут вам, к также и протчих, чтоб велел свою персону ему списать, каво захочешь. Попались мне навстречу Беклемишев и художник Иван. Возможно, что этому содействовали посещения им кремлевских палат (где ему приходилось бывать в качестве певчего и где он видел росписи и некоторые картины). Указанный в надписи на портрете (напольный гетман), Чин, а для Польши и Литвы, характерен скорее не для Украины, где в XVIII начале в. были должности коронного гетмана (главнокомандующего) и польного гетмана (его заместителя).