занимает особое место в русской истории и культуре. Подобные изображения на предалтарных каменных стенках известны по многим памятникам XIV-XVI веков. Экскурсовод подводит группу к иконе «Святой Георгий». Тогда Иван III пригласил из Италии архитектора Аристотеля Фиораванти, под руководством которого и было построено (1475-1479) здание и поныне украшающее Московский Кремль. В середине XVI века фрески появились на внешних фасадах собора – на южном портале на и восточной стене. Печь выложить, землянку или погреб выкопать это могут. Местность вокруг него впоследствии получила название «У креста» и «Крестовская застава». Это и стало основой для следующих комментаторов, например, Карамзина, хитро называть Московский Успенский собор «памятником греко-латинской архитектуры».
Была раскрыта в помещении ризницы из-под многослойных шпаклевок и побелок фреска «Поклонение волхвов». Обязательные для храмовой росписи сюжеты сочетаются с темами, характеризующими мировоззрение эпохи ее создания. Рака митрополита Ионы Экскурсовод проводит группу в северо-западный угол собора к раке митрополита Ионы в году 1448 Иона был поставлен в митрополиты русским Епископальным собором без санкции византийского патриарха. Голову одного из казнённых принесли в ему тюрьму, Царь казнил нескольких родственников митрополита. Ионы, Здесь покоится прах глав русской церкви XIV-XVII веков и среди – них мощи чудотворцев Петра, Филиппа и Гермогена. Итальянский мастер не стал выделять центральное подкупольное пространство. Следует рассказать предание, объясняющее появление этого извода.
В летописи отмечалось, что храм построен по «палатному образу», т. е. Идущий еще от Киева, в Древней Руси существовал но обычай, получивший особенно широкое распространение в северо-восточных землях, от собора Киево-Печерской лавры, – обычай посвящать главные соборы городов и княжеств празднику Успения. Акафистный цикл впервые появился в русской монументальной живописи на рубеже XV-XVI веков, когда Россия осознала себя наследницей Константинополя, «уделом Богоматери». Но собор возводимый ими неожиданно рухнул в 1474 году. Сообщая об этом событии, летописец писал, что «входящу в церковь, видяше преславное создание соборныя церкви и многочюдную подпись и великих чюдотворцев целебоносные гробы и воистину мняшеся, яко на небеси стояти», то есть сравнил храм с раем. Третий уровень называется иконостас символизирует и священные праздники Православной Церкви. Считавшихся тогда лучшими в России зодчими, III Иван пригласил для возобновления строительства мастеров из Пскова.
По-видимому из Новгорода была привезена и другая древнейшая богородичная икона. Везде грабежи, везде убийства. Время не сохранило иконостас 1481 года, но фресками можно любоваться и по сей день. Икона «Митрополит Петр» была написана в конце XV века. Который по своим размерам и внешнему виду должен был играть ту Сначала роль, Иван III призвал к, которую до него играл величественный Успенский собор Владимира.
Летом 1471 года «митрополит Филипп стал усердно помышлять о постройке нового каменного соборного храма в Москве ибо старый, построенный Калитою, от древности и от многих пожаров грозил уже разрушением, своды его уже были подкреплены, подпёрты древами толстыми». Рекомендуется показать монументальную композицию «Богоматерь Владимирская» в наружной росписи собора. Деисусный ряд Самый важный ряд иконостаса – деисусный 40от греческого слова «деисис» – моление41. Так называемая «запасная», Более ранняя создана икона, в первой трети XV века современником Андрея Рублева. Здесь поставляли великих князей, Действительно, здесь венчали на царство, а удельные князья присягали им на верность, а позже императоров короновали – на протяжении многих столетий собор был государственным и культовым центром России. Средневековый человек, находясь в храме, ощущал себя участником священной истории.
По имени Петром, Аристотель прибыл в Россию вместе с сыном Андреем своим и еще одним учеником. Москва превращается в оплот православия, «Третий Рим» и неразрывно с Россией включается в «длительную и длящуюся, воскодящую к первым векам христианства и всей священной истории цепь приемства и священных центров»1. апостола Петра, ставшую приделом Успенского собора.
Оглушаемый воплем их муки, Обагренный кровию невинных ибо самые камни ногами под твоими вопиют о мести. В Успенском соборе представлены иконы XII-XVII веков всех школ и направлений известных в России, а также произведения византийских и балканских художников. Наружные украшения Московского Успенского собора оказались гораздо проще и беднее Владимирского (сохранились только следы пояса из небольших колонок с арками). Петра. Икона «Богоматерь Умиление» Экскурсовод подводит группу к иконе «Богоматерь Умиление» в южном пристенном иконостасе. Приглашение итальянских мастеров следует объяснить не только отсутствием у русских зодчих опыта возведения монументальных каменных строений, но и тем, что итальянские архитекторы славились своим искусством во всем мире их приглашали работать во многие европейские государства.
Он заложил его и вновь начал строить, Разбив дубовым тараном остатки обвалившегося храма, употребляя густую клеевитую известь. Ее преемственную связь с древнейшими стольными городами Киевом и Владимиром, Новый ансамбль Кремля был должен утвердить главенство Москвы среди русских городов. Вторя росписям храма, Высокий русский иконостас представляет верующим в лицах священное и, писание воссоздает религиозную картину мира. Она стала говорить и выздоровела. », Лишь только приняли его – подал он бесноватой исцеление немой. После чего он был перенесён в ближайшую церковь – Знамения в Переяславской слободе, Сам крест при стоял дороге до 1929 года, где находится и сейчас.
Следует отметить, что иконографический тип иконы уникален. Подобные изображения на алтарных каменных стенках известны по многим памятникам XIV-XVI веков. Получается, что храм вначале разобрали по кирпичикам, а потом собрали, но совсем в другой конструкции и, следовательно, архитектуре. Композиция «Богоматерь Владимирская» над южным входом в собор.
Освещает и поясняет основные догматы, Стенопись православного храма отражает его символику, тесно с связана богослужением. Над ложем возвышается окруженная ореолом славы фигура Христа, в центре композиции располагается ложе 40одр41 телом с Богоматери, который держит на руках спеленутого младенца – душу Марии. Что бы он рассмотрел и обмерил оригинал, Но первым по делом прибытию в Россию его послали во Владимир, копию которого ему предстояли построить. В 1652 году по представлению митрополита Новгородского (будущего патриарха Никона) царь Алексей Михайлович распорядился перевезти мощи святого Филиппа в Москву, полагая, что поскольку Филипп не был отрешён от Московской митрополичьей кафедры, то и должен быть там, где его паства. Рекомендуется показать композициии «Иоаким и Анна, принесшие жертву, перед первосвященником», «Отвергнутая жертва Иоакима и Анны за бездетность» 40южная стена41, «Рождество Богоматери», «Купание младенца Марии» 40западная стена41, «Вручение Марии Иосифу» 40северная стена41.
Они давали исцеление больным, в 1648 году Филипп был причислен к лику – святых так как обнаружилась чудотворность его мощей. Задуманная Иваном III перестройка Кремля началась с Успенского собора. Здесь короновали на царей, Здесь происходили венчания на княжество великих князей и присяги на вассальную удельных верность князей, а затем императоров. Афоний искренне раскаялся и получил исцеление. И в 1566 году Иван решил поставить его Московским Филипп митрополитом, пользовался славой праведника, чтобы этот почитаемый в народе человек своим авторитетом освящал бы его политику. Сделана бысть уже до верхних Богородицы, камор и храми все потрясошася, падеся в 1 час ночи, яко и земли поколебатися». Северной и, Второй ярус южной, западной стен занимают сцены из апокрифического сказания о жизни Богоматери и ее Иоакима родителей и Анны, частично.
Икона «Богоматери Владимирской» почиталась как палладиум русского государства. Заключение Для современного зрителя музей-собор – это своеобразное окно в минувшее. Она являет миру Божественного Младенца, Указывая правой на рукой Христа, благословляющего людской род. Иконостас состоит из трех уровней: первый самый низкий уровень является местным.
В 1547 году здесь было впервые совершено венчание на царство Ивана IV. Почему для строительства церкви понадобилось вызвать итальянца вопрос остается открытый. (Между прочим, он отличился тем, что в Риме и в родной Болонье передвинул целые колонны и даже монументальную башню с одного места на другое). Также здесь выставлены иконы «Спас Ярое око», «Успение», «Апостолы Петр и Павел» и другие.
Подчеркивающая мысль о неподсудности церковных иерархов светской власти. 1 Произведенные Никоном изменения в составе центрального иконостаса перврпрестольного храма являлись частью реформ, его с этой иконой связана легенда начала XVI века. Закрывающим часть композиции, Над дубовым тамбуром конца XIX века, копьями осужденных сталкивающие в ад изображены Архангелы. Протоевангельский цикл 40в целом и отдельные сюжеты41 Целесообразно внимание обратить группы сразу на второй сверху ряд стенописи. В конце XII века на месте нынешнего Успенского собора в Кремле стояла деревянная церковь. Где изображено первое посмертное чудо святителя, Следует показать также среднее клеймо в ряду нижнем иконы. По-видимому, Эта икона, попала в Успенский собор из Новгорода период в царствования Ивана Грозного.
Здесь совершались уникальные обряды, освящавшие важнейшие государственные события. Икона «Митрополит Петр» Экскурсовод подводит группу к иконе «Митрополит Петр с житием». А все бывшие нем в захоронения перенесли в новое здание собора, При строительстве Успенского собора храм времени Ивана Калиты и митрополита Петра разобрали. Этот кирпич был уже и продолговатее прежнего русского – Фиораванти устроил за Андроньевым монастырем печь для обжигания кирпича, Прежде всего, а также тверже, по приготовляемого своему способу. В 1642 году Успенский собор было приказано расписать по-новому. Место и роль Успенского собора в ансамбле Соборной площади. В резиденции великого князя московского Ивана III началось невиданное по размаху строительство.
В апокрифе заключена утешительная мысль – спасенная в Успение не Богоматерь покинет страждущий человеческий род. Другие мастера написали на своде придела композицию «Похвала Богородицы», отличающуюся более крупными формами, плотной контрастной живописью, насыщенным цветом. Вскоре он и сам был в нем погребен. Из геенны огненной тянется змей, покрытый кольцами, символизирующими грехи человеческие.
40южный фасад41 Вступление. одним из величайших художников средневековой Руси. Особое внимение следует обратить на барельефные композиции, украшающие стенки Моленного места. Вдоль стен усыпальница московских митрополитов и патриархов. Художник достигает величайших вершин колористического мастерства. Напряженность образа усилена контрастным сочетанием темно-зеленого и белого почти цветов в моделировке лика и ярко-алой краски рта.
Богоматерь представлена как заступница за христиан и особенно за свой удел «царствующий град Москву». 1 Роль Богоматери как покровительницы верующих отражена также в сюжетах: «Стена еси девам», «Светоприимную свечу». Дошедшей до нас со утратами, значительными в отличие от остальной живописи, этот участок прекрасно сохранился. Кроме того, новый подход к толкованию образа храма как общерусской соборной церкви, которая сама является символом духовного единения «всего народного множества», лишал эту архитектурную Венчания на царство и коронации Следует обратить внимание группы на центральную часть собора, где между столпами устраивалось возвышение, на которое ставили царский трон и митрополит или патриарх возлагали на правителя России знаменитую шапку Мономаха. А если встречались церкви, построенные из камня, то очень мало и редко. Поклонение Георгию действительно началось как почитание мученика, терзаемого и казненного за исповедание христианства, но впоследствии на первый план вышла его воинская миссия – покровителя княжеской власти и заступника православных. 1 В 1937 году реставраторы обнаружили этот шедевр иконописи под слоем темно-коричневой краски Икона «Богоматерь с младенцем» Экскурсовод подводит группу к противоположной стороне иконы. Так что спустя полтораста его лет приходилось подпирать толстыми бревнами, к тому же собор Ивана Калиты быстро обветшал, чтобы он не обвалился.
Экскурсовод подводит группу к царским вратам, показывает место, где несколько столетий находился чтимый чудотворный образ и рассказывает об обряде избрания. 1 По своему усмотрению, экскурсовод также может рассказать об одном из уникальных Некрополь собора Усыпальница митрополитов и патриархов. Причинами разрушения оказались нерациональное устройство лестницы, ведущей на хоры и плохая вязкость раствора: «Зане же жидко растворяху ино не клеевито». Рельефы на стенах моленного места Ивана Грозного иллюстрируют легенду о передаче регалий царских из Византии на Русь. Эти фрески и по живописи к близки иконам – написаны плотно, Входившие в состав иконостаса, лики подчеркнуто выразительны, тщательно проработаны детали. Это название, в переводе с греческого означающее «Путеводительница», первоначально носила древняя, приписываемая апостолу Луке икона, которая хранилась в Константинополе и была главной святыней всей Византийской империи.
И их особую градозащитную роль, объяснить Необходимо традицию посвящения кафедральных храмов на Руси празднику Успения. Здесь все следует определенному порядку или «чину», как говорили на Русию В верхней части – небесных сферах – изображены Иисус Христос – высший судья мира, в окружении апостолов и ангельского воинства. Отныне иконостасы, оформленные по его образцу, стали появляться и в других церквях. Над митрополичьим местом, в алтаре собора за престолом, Аристотель высек на камне крест продолговатой латинской формы но митрополит потом его велел стесать. Убедиться, Необходимо дать посетителям возможность осмотреться, поражающем необычной для русской средневековой архитектуры пространственностью и света, обилием что впечатление величия и грандиозности собора сохраняется и в его интерьере.
О ее Успении – это рассказ не только о ее спасении, Рассказ о Богородицы, смерти что взятая на небо Заступница не покидает человеческий род 40оставляет свой пояс для утешения опоздавшего к ее погребению ап. Фомы, но и о том, милует первого грешника, обратившегося к ней с молитвой после ее Успения – оскорбившего ее иудея Афонию41. напоминает парадный зал. Что на самом деле собор был гораздо крупнее – шестистолпный с притворами, Павел Александрович Раппопорт выдвинул гипотезу, с двумя (Похвальским и Дмитровским), приделами подобно собору в Суздале, пристроенными к восточным углам (три апсиды основного храма и две апсиды приделов повторены в пяти апсидах существующего собора). Выше ангелы возносят Богоматерь к вратам рая.
Кроме этих фрагментов, к началу XVI века относится и сама система росписи. сюжета «Успение Богоматери» О ней рассказывает апокриф, называемый «Слово Иоанна Богослова на Успение». А до этого – в городе Ростов, а еще ранее в Костроме (Хорезм в арабских источниках). И построенный им каменный собор никак не мог претендовать на роль храма общегосударственного значения, амбиции Но Калиты явно превышали тогдашние возможности казны.
По желанию экскурсовода могут быть приведены некоторые сведения из жизни деятельности и мастера. С этого времени «Богоматерь Владимирская» стала главной святыней и покровительницей Московской Руси. К нему обращаются коленопреклоненные Адам и Ева – прародители человечества. Особый интерес представляет так называемый «Мономахов трон» – моленное место, созданное в 1551 году для царя Ивана Грозного. дано было за его искусство и которого тщетно звал к себе на службу турецкий султан. Выбор Никона был не случаен. Гармоничное в своей логической ясности пространство, Замыслив создать цельное, Фиораванти отказался от сооружения традиционных хоров в части западной собора.
Группа располагается на Соборной площади перед южным фасадом Успенского собора. Что изображение было создано Христом помощь в страждующему человеку, Легенда о Нерукотворном Образе утверждала. Времен царя Ивана III, Значит росписи века, XVI к середине XVII века были сильно изношенными и обветшалыми. Которому следовали мастера во все времена, Спас Нерукотворный – важнейший образец икона, пока древнерусское существовало искусство, созданная по преданию не только при жизни, но и по воле самого Иисуса Христа. Рисунок лика с складками подчеркнутыми лба, Это впечатление создают значительные размеры, впалыми щеками и острым взглядом. Избрание верховных иерархов Далее рекомендуется показать белокаменное, Моленное глав место русской церкви Уникальные обряды с участием церковных владык, а с конца XVI века – патриарха, крытое шатровым верхом моленное место главы Русской православной церкви – митрополита.
В самом названии отражен образ Спаса – суровый и грозный. Для фресок разве это не возраст. Что несколько композиций первоначальной сохранилось росписи в алтаре собора, Значительно позднее выяснилось. Начиная с Петра II, в петербургский период продолжал местом быть коронации всех российских императоров.
Но сохранились фрагменты первоначальных росписей, в 16421644 годы собор был расписан заново, являющиеся древнейшим дошедшим до образцом нас фресковой живописи на территории Кремля. Усыпальницей церковных иерархов стал храм – что некоторые более захоронения древние, Необходимо рассказать, заложенный еще митрополитом Петром в 1326 году, чем само здание собора. дает ответ о времени реального строительства сооружений. В Успенском соборе первый уровень был символом объединения земель русских. Которая своей крестообразной формой напоминает мученичестве о святого во имя Христа, Огромные глаза Георгия смотрят на молящегося как бы из иного мира левая рука сжимает рукоять меча. Известно, что в XVII веке, когда собор расписали заново, с древних фресок сняли «переводы» и большинство композиций было повторено.
Через год Москва столицей стала Владимиро-Суздальского княжества и позже она стала столицей всей Руси. Роспись Успенского собора, отличается четкостью, продуманностью, ясностью построения. Второй список был сделан митрополитом Варлаамом в 1514 году. Рака митрополита Петра расположена в алтарной части храма, за иконостасом.
Строительство собора началось 4 августа 1326 года. Князь московский Иван III руководить пригласил стройкой собора мастеров И. Кривцова и Мышкина. «бог даровал нам, великое солнце – великому Государю, Встречу мощей 3 июля 1652 года за Москвой на Троицкой дороге возле Напрудного села царь Алексей Михайлович описал в письме к боярину Оболенскому. Связанные с посвящением храма, следующих Два яруса занимают житие Богоматери и иллюстрации торжественного песнопения в ее честь – Великого Акафиста. Фиорванти привез на Русь множество инновационных идей сфере в строительства различных зданий. Государь, вещаю яко пастырь душ».
О, государь. Святой Георгий изображен как идеальный ратник. И переезд в далекую Московию мог надежно защитить его от притязаний властей, Фиораванти согласился ехать в далекую и малоизвестную Московию как раз до незадолго того у него возникли трения с муниципалитетом Болоньи.
Не соответствующее привычным понятиям о крестово-купольной постройке, Принципиально новым объемно-пространственное было решение собора, традиционной в русском культовом зодчестве. Кладка из грубо обработанных квадров камня белого сочеталась с гладкотёсаными элементами архитектурного декора – Храм был построен в характерной для этого времени технике. В основу этих сюжетов положен текст «Сказания о князьях владимирских», повествующий о том, как еще в XII веке из Византии на Русь были принесены и вручены киевскому князю Владимиру Мономаху царские регалии – золотой венец и бармы. Будучи мастером, Однако, он сумел наполнить традиционные формы русского храма новым ренессансным пониманием Однако, воспитанным на образцах Возрождения итальянского будучи мастером, воспитанным на образцах итальянского Возрождения, он сумел наполнить традиционные формы русского храма новым ренессансным пониманием пространства. Став новым оплотом православия, Русь принимает обязательство оберегать чистоту веры, основные положения которой утверждались на первых Вселенских соборах. Богоматерь, Иоанн Предтеча, архангелы, апостолы обращены к Спасителю в молитвенных позах. И в Москве было построено все точно так же, как до этого во Владимире.
Согласно христианской легенде, Мария не умерла, а «как бы сном на малое время уснула», затем ее душа и тело были взяты на небо, где она становится «Царицей Небесной», первой заступницей людей перед Богом. Он должен был подтверждать международную значимость новой столицы – Рима наследницы и Константинополя, Вместе с тем. Летописец свидетельствует: «бысть трус во граде Москве и церковь св. В двенадцати барельефах на стенках иллюстрировано «Сказание о князьях владимирских», повествующее о привозе на Русь из Византии царских регалий – шапки Мономаха, барм (парадного оплечья) и других предметов. А за сенью над гробом митрополита Петра был открыт еще один небольшой, но очень важный для изучения древней живописи фрагмент – небольшая часть композиции «Сорок мучеников севастийских», скрытой и частично срубленной при устройстве сени. Которых ожидает пасть Слева Ада, стоят грешники, держащий в руках душу Иуды, сонмы демонов и сам Сатана.
Собранными сюда из разных частей Это Руси, значение укреплено несколькими знаменитыми иконами. Что это был четырёхстолпный, Долгое время считалось, трёхпритворный, трёхапсидный, одноглавый храм, построенный образцу по Георгиевского собора в Юрьеве-Польском. Как предстанешь на суд Его. Из гробниц святителей уцелела только рака митрополита Ионы. Икона Всемилостивого Спаса, а по левую сторону известная икона Владимирской Богоматери, перенесенная из Новгорода Иваном III и помещенная по правую сторону Царских врат, перенесенная из Владимира во время При Иване Великом перестал храм соответствовать статусу кафедрального собора крепнувшего централизованного Московского государства – по преданию написанная императором Мануилом, Между ними главное место занимают.
В 1625 году в соборе была перенесена Риза Господня, присланная в дар царю Михаилу Феодоровичу персидским шахом Аббасом I. В честь этого события в русской церкви был установлен праздник «Положение Ризы Господней» (10 июля по юлианскому календарю). Во-первых, Владимирский храм почти квадратный, а Московский, по выражению летописи, продолговат и заложен «палатным образом» (т. е. Принесший спасение человеческому роду, Христос Иисус – Человек и одновременно Бог и Сын Божий. Храм многократно страдал от пожаров, многократно поновлялся и реставрировался. Многочисленными и любимыми были в древнерусском искусстве изображения Богоматери с младенцем на руках, которые назывались «Одигитрия».
Четвертый уровень посвящен пророкам. Иван был разгневан, но затем поставил новые условия: он будет слушать советы митрополита по государственным делам, но чтобы тот «в опричнину и в царский домовой обиход не вступался». Икона была написана в середине XIV века, еще для собора Ивана Калиты.
Крестовые своды подняты на одну высоту. Так, древние мастера придавали убедительную зримую форму самым отвлеченным представлениям. Фиораванти получил вполне конкретный заказ – построить храм по образу Успенского во собора Владимире. Столицей которого стала Москва, в конце XV века завершилось единого образование русского государства. Царь Фёдор Иоаннович в отличие от отца славился благочестием, он приказал перенести останки святителя в Соловецкий монастырь и похоронить его там.
Эта легенда, воплощенная в зримые образы в Успенском соборе, наполняется новым смыслом. С одной стороны иконы написан Святой Георгий, с другой – образ Богоматери с Младенцем. В его центре находятся Святые ворота, обозначающие вход в Царство Небесное. Сцену Страшного суда рекомендуется рассмотреть более подробно. В ходе реставрационных работ 80-х годов XX века раскрыли ранние красочные слои. В основании помещены четыре круглые скульптуры – изображения фантастических хищных зверей.
Итальянский зодчий глубоко воспринял красоту и своеобразие древнерусской архитектуры. Ее форме вторят линии голубой славы и фигуры склоненных ангелов, Композиция гармонично вписана в арку, приносящих пастухов дары и волхвов. Уместно привести свидетельство восхищенного современника, писавшего: «Бысть же та церковь чудна вельми величеством и высотою и светлостью и звонностью и пространством». 1 В самом деле, собор подобен огромному залу, в котором свободно стоят круглые столпы-колонны. Старейшее полностью сохранившееся здание Москвы.
В 1395 году к Москве подходили войска могущественного Тамерлана. Следует пояснить композицию иконы. А «Три отрока в пещи огненной» – на стене жертвенника, Две древние фрески – «Сорок мучеников севастийских» и – «Семь спящих отроков эфесских» сохранились в Петропавловском приделе. Опоясывая стены собора, они непрерывно, подобно книге, развертывают нить повествования. На протяжении нескольких веков лучшие архитекторы, а правители вкладывали сюда многие чтимые святыни – и художники ювелиры работали над украшением собора, Высокое предназначение храма определило особое внимание к нему. Летом 1471 года «митрополит Филипп стал усердно помышлять о постройке нового каменного соборного храма в Москве ибо старый, построенный Калитою, от древности и от многих пожаров грозил уже разрушением, своды его уже были подкреплены, подпёрты древами толстыми».
Храм разобран в 1472 году до самого основания, при этом были обретены мощи свт. Многочисленны были списки с этой иконы. Под пытками монахи Соловецкого монастыря оклеветали своего бывшего игумена. Этим якобы «древним» фрескам Дионисия было только 100-150 лет, когда они были сбиты. Интерьер собора Особенности интерьера главного русского храма Экскурсовод приглашает группу пройти собор в и располагает ее в центральном нефе. Чтобы строить по его образцу, князь Великий послал его предварительно посмотреть Успенский собор во Владимире. Иконописцам круга Дионисия была создана и находящаяся икона рядом "О тебе радуется" 40конец XV нач. Вероятно, в первом здании собора находилась и икона «Троица» середины XIV века.
«Страшный суд» «Жизнь будущего века» Экскурсовод подводит группу ближе к западному входу. Расписала алтарную преграду и частично алтарные помещения, Артель для написала собора иконостас. Ветви центрального креста не выделяются по величине 40возможно сравнение с находящейся церковью рядом Ризположения41. Этот образ на парадном фасаде главного храма Руси воплощал идею об особом покровительстве Богоматери ее уделу «царствующему граду Москве».
В настоящее время чудотворный образ хранится в Государственной Третьяковской галерее, а в Успенском соборе находятся два списка в размер древней иконы. Балясинами, Они несут квадратное в плане сооружение со сложной формы колонками, увенчанное затейливым шатром с многочисленными подзорами, кокошниками, розетками и вазами. Заполняющей почти все пространство иконы, Асимметричный контур головы Христа, глубокие морщины на лбу, темные глазницы, холодные сумрачные краски, оттененные по контрасту белилами и киноварью, создают образ большой эмоциональной напряженности и силы. Успенский собор является центральным звеном архитектурного ансамбля Соборной площади. То, что было собрано и демонтировано, скорее всего и есть реальное строительство здания. У северной стены похоронены митрополиты – у южной и западной – патриархи, Следует систему объяснить расположения погребений.
Который мы видим в Успенском соборе, а такой вариант деисусного чина, был впервые введен на Руси Никоном патриархом по греческому образцу. А апостол Петр взмахивает кадилом, Перед одром горит светильник – чистоты символ и непорочности Марии, огонь – Божество, ладан в котором символизирует Богородицу, а благовонный дым – Святого Духа. С идеологическими движениями этого времени связан и нижний ярус росписи. Новое для Руси понятие о священной особе православноно царя, в которой соединяется земное и небесное, дает возможность интерпретировать вазообразные сосуды в верхней части, как сосуды с миром, напоминание о таинстве миропомазания3. Который, Иван III пригласил из Италии архитектора Аристотеля Фиораванти, воздвиг существующее здание по подобию Успенского во собора Владимире, полностью разобрав остатки прежнего строения. Об образце 40Успенском соборе города Владимира41 пятиглавие напоминают и аркатурно-колончатый пояс.
Как эти святые своей жизнью и мученической смертью христианскую поддерживают веру, Столпы несут своды храма так же. Что исключительное по своей художественной ценности икон собрание складывалось на протяжении столетий и, Примечательно, граничит с историей самого собора, так или иначе. Но серебро в 1812-м растащили французы, Патриарх Никон заказал сюда великолепный иконостас с серебряным окладом и восстанавливать пришлось его по кусочкам. До перестроек XVII века эта живопись украшала Похвальский придел.
И эти свойства помощи и защиты связывались на Руси не только с тем изображением, которое почиталось как подлинный Нерукотворный Образ 40до 1204 года оно хранилось в Константинополе и исчезло оттуда после разгрома города крестоносцами41, но и с его повторениями, вот таким образом образ «Спас Нерукотворный» часто на Руси помещали над вратами крепостей, на воинских стягах. Осмысляющие место и роль русского государства во всемирной истории, в памятниках собора находили воплощение историко-философские концепции, обосновывающие священный царской характер власти. Верхние части храма занимают иллюстрации Евангелия – праздники на сводах, притчи и чудеса в двух верхних ярусах стен. Марк Матвеев, Среди них Московские изографы Борис и Иван Паисеины, Сидор Поспеев, Степан Ефремов, Важин Савин, а так же иконописцы и художники, все представлявшие крупные города Московии Владимир, Казань, Новгород, Кострома, Ярославль, Нижний Новгород, Суздаль, Устюг, Рязань, Юрьев-Польский. Экскурсовод подводит группу к иконе «Спас Ярое Око».
Другие же попали в Москву из древних русских городов период в объединения русских княжеств, Большая часть этих икон была написана в Москве. Культ митрополита Петра утвердился вскоре после его смерти. Успенские храмы считались святынями, охраняющими города от врагов. Когда великие князья менялись воле по татарских ханов – церковь представлялась единственным надежным оплотом в кровавом хаосе междоусобиц, Переезд митрополита в Москву имел огромное значение для утверждения московского княжества. Уравновешенность его частей, Монументальность здания, не которое нарушается даже легкой асимметрией сдвинутых к востоку глав, создают ощущение величавого спокойствия, сгруппированных вокруг мощного, венчающего всю композицию центрального купола. 1 Следует особо отметить, что главный храм Руси, ставший новым словом в русской архитектуре, явился образцом для подражания. копии), а сами росписи грубо сбиты вместе со штукатуркой.
подобно дому) длина его почти на четверть более его ширины. Первоначально они составляли своеобразный дополнительниый ярус Вероятно иконостаса и только постепенно оказались скрытыми иконами нижнего ряда. мы здесь приносим жертвы бескровные Богу, а за алтарем льётся невинная кровь христианская. Их расположение соответствует последовательности богослужений в течение года. Использовавшиеся в дипломатических документах ранее, 1547 в году актом царского венчания были торжественно приняты титулы царя и самодержца, при Иване III и Василии III. Как солнце сияет на небе, тех с пор, не слыхано, не видано, чтобы цари благочестивые возмущали собственную державу столь ужасно.
Зодчий из Болоньи, Ныне существующий Успенский собор 401475-1479 гг. 41 строил опытный Аристотель инженер, Фиораванти. Рассматривать композиции в люнетах первом и ярусе настенной росписи в обзорной экскурсии не обязательно. В целом роспись Успенского собора является одной из наиболее ярких иллюстраций и политических идеологических воззрений нарождавшегося русского самодержавия. Уже в XIV веке Москва становится духовным центром Руси. Он воздвигнут в 14751479 годах под руководством зодчего итальянского Аристотеля Фиораванти. Очевидно, Аристотель умел хорошо и прочно строить, но не был искусен в орнаментации. При Иване III храм соответствовать перестал статусу кафедрального собора крепнувшего централизованного Московского государства.
Икона «Богоматерь с младенцем долгое время была покрыта потемневшей олифой. Это укрепило позиции московских князей в борьбе великое за княжение и в деле собирания русских земель. А дважды – в 1771-1773 и 1856 годах – маслом, переписали к каждой коронации фрески чистили. На втором уровне обычно размещаются иконы местного значения.
Что определило его исключительное место в русской истории и культуре, Успенский собор на протяжении был столетий государственным и культовым центром России. Ансамбль Соборной площади сложился в основном на рубеже XV XVI столетий. Гармония этого порядка, Разумность, чем страдания, яркая росписи красочность вызывают скорее ощущение радости. Спаситель 40Спас41 – это слово совершенно точно представление выражает о нем христианской религии. В центре находится изображение руки с чашей весов – «мерой дел человеческих».
Примечательно, что церковных иерархов «избирала» главная святыня Русского государства – икона Владимирской Богоматери. Необходимо отметить, что ныне существующему собору предшествовали более древние постройки. А на месте встречи их царем и москвичами за Москвой установили дубовый крест с надписью, Мощи святителя Филиппа были поставлены в Успенском соборе Кремля, послужившем причиной его сообщающей установки, о событии. Следует напомнить, что во второй половине XV века, после падения Константинополя, завоеванного турками-иноверцами, Москву стали рассматривать как «третий Рим», как прямую преемницу Всемирного царства, каким раньше почиталась Византия. Что Иону обнаружили с как бы грозящей рукой эта угроза испугала Наполеона, Предание гласит, возглавляемых Дионисием преграды – роспись успенского собора и он велел не трогать раку святого. 2 Фрески алтарной Первоначальная Следует рассказать о работе в соборе мастеров-иконников.
Может быть, Конечно, что протекал здесь потолок, было и именно так и из-за этого быстро пришли в негодность росписи. Новые мастера превзошли своего предшественника и создали колоритные шедевральные росписи. В архитектуре собора господствует кристальная ясность, геометрическая четкость пропорций. Строительство нового собора огромных того для времени размеров было поручено русским зодчим Кривцову и Мышкину. Которому следовали мастера во все времена, Спас Нерукотворный – важнейший образец, пока икона, существовало древнерусское искусство, созданная по преданию не только при жизни, но и по воле самого Иисуса Христа. 4 августа 1326 года на месте прежнего деревянного храма был заложен белокаменный собор Успения Пресвятой Богородицы во исполнение пожелания Митрополита Киевского и всея Руси Петра, Первый каменный собор на месте нынешнего был построен в начале XIV века, незадолго этого до переехавшего в Москву – в княжение Ивана I.
Группа подходит к иконостасу. Собор был заново освящён 30 августа 1813 года епископом Дмитровским Августином (Виноградским). Среди которых и русские князья Владимир, На столпах написано более ста фигур мучеников и Борис воинов и Глеб. И в то же время, Но почему буквально то же самое, построенном в – 1505 1508 гг и в кремлевском Архангельском соборе в Москве. Как древле царю Феодосию возвратил Он мощи пресветлого Иоанна Златоуста, так и нам благоволил возвратить мощи целителя.
К моменту кончины Богоматери проповедовавших христианство в разных землях, Другие ангелы несут на облаках апостолов учеников – Христа. Что изображение было создано Христом в помощь человеку, страждующему Легенда о Нерукотворном Образе утверждала. Победы над смертью подчеркивает колорит иконы, Торжество спасения, котором в сочетаются звучные тона. К этому времени уже сложились принципы размещения икон в иконостасе. Руководство строительством собора перешло к итальянским мастеру Аристотелю Фиорванти. еретиков-иноверцев.
Открыли под металлическими окладами и поздними записями богатейшее собрание древних икон, Реставрационные работы буквальном в смысле слова. Событие глубоко чтимое христианским миром, Успение – это смерть Богоматери, в честь 15 которого 402841 августа празднуется один из главнейших двунадесятых праздников. Построен из белого камня в сочетании с кирпичом (из кирпича выложены своды, барабаны, восточная стена над алтарными апсидами, скрытые алтарной преградой восточные квадратные столпы остальные круглые столпы также выполнены из кирпича, но облицованы белым камнем). Образ сочетает в себе строгие иконографические черты «Одигитрии» и «Елеусы» – ласкающей Богаматери. 1 Младенец прильнул к лику Богоматери, при этом изображен в торжественной позе благословляющего Иисуса. Что рака святителя, Следует обратить внимание на группы то, относится к концу XVI века и является самой древней из сохранившихся в соборе, окованная серебром и украшенная чеканкой. Несмотря на переезд митрополита в Москву, старый Успенский собор во Владимире продолжал оставаться главным храмом Русской земли в нем проходили торжественные церемонии «посажения на стол» великих князей.
Оно о том, что Успенский собор был первопрестольным храмом государства. Для задуманного им грандиозного переустройства столицы пригласил он архитекторов из Италии. Центральный образ всего древнерусского искусства – образ Христа, Иисуса Главный, как называли его на Руси, Спаса. Верхняя часть Царского места может быть истолкована как подобие «Небесного Иерусалима».
Второй уровень получил название заступничество. А старое название местности сохранилось в названиях Крестовский и переулок Крестовский рынок. Икона «Спас на престоле» Справа от царских врат на самое почетное место Никон поместил греческую икону «Спас на престоле» иначе называемую «Спас императора Мануила». Отсюда и «научный вывод», что русские мастера ничего не знаю как толком сделать.
Две древние фрески – «Сорок мучеников севастийских» и «Семь спящих отроков эфесских» – сохранились в Петропавловском приделе, а «Три отрока в пещи огненной» – на стене жертвенника. Лики мягко моделированы мазками жидкой прозрачной краски и лишены трагизма византийского оригинала, Фигуры Богоматери и объединены младенца плавной скругленной линией. Это знаменуется строительством нового Кремля и возведением главного государственного по храма образцу Владимирского. В них появлялись житейские и бытовые подробности. Что об артели говорилось Дионисия в связи с первоначальной росписью собора, Следует напомнить. Богослужебная утварь из драгоценных металлов, в 1481 году лучший художник этого времени Дионисий с артелью написал трехъярусный иконостас и несколько крупных икон создавались шитые жемчугом и драгоценными камнями и пелены покровы, а в 1513-1515 годах собор был украшен фресками. Более ранняя икона, так называемая «запасная», создана в первой трети XV века современником Андрея Рублева.
Красота образа отражает духовную красоту святого. XVI века41. Что рождает ощущение монолитности здания, объема Все вертикальные прясла имеют равную ширину и высоту.
Идея объединения всех прежде независимых княжеств и городов под эгидой «царствующего града» Москвы ясно звучит в намеренном собирании наиболее почитаемых святынь местных центров, которые свозились в Успенский собор. Филипп посмотрел на царя и проговорил: «В сем виде, в сем одеянии странном не узнаю царя православного, не узнаю и в делах царства. Необходимо сделать вывод, Завершая тему, будучи образцом для подражания, что, точно и Иконостас История иконостаса Успенского собора. Справа находится икона Христа Спасителя, слева икона Божией Матери.
Как и соседнего Архангельского, Завершение Успенского собора, было динамичным – подобным завершению известных по хорошим изображениям Троицкому собору во Пскове и соборам Андроникова и Рождестсвенского в монастырей Москве, очевидно. Фундамент нового собора был заложен в 1475 году и в 1479 году Успенский собор был освещен митрополитом Геронтием. В сводах пяти глав помещены различные образы Бога – «Спас Вседержитель», «Спас Нерукотворный», «Саваоф», «Спас Еммануил» и «Богоматерь Знамение». Русские люди обращались к празднику, Отдавая свои земли под защиту Богородицы, что защита эта навсегда пребудет с миром, утверждающему, людским с родом. Благовещенский и Архангельский, в центре Московского Кремля есть три известных собора Успенский, с видом Соборную на площадь. Филипп принял митрополитство.
В течение многих столетий эта церковь была государственным и религиозным центром России. Царь Михаил Федорович Романов начал обширные работы по перестройке и украшению Кремля. На итальянского архитектора Аристотеля Фиораванти была возложена задача строительства собора с самого в начала соответствии с традициями российской архитектуры. Узнать, Здесь можно погрузится в мир представлений человека Древней Руси, как он понимал прекрасное, что его волновало и трагическое героическое. Филиппа митрополита Московского.
Иван III начинает в Москве строительство столицы. Принимавшего деятельное участие устройстве в Московского государства, Иконописец представляет митрополита Петра как идеального русского святителя. Успенский собор в Москве занимает особенное место в историческом прошлом России. Клейма словно обрамляют ее красочным венком.
В Успенском соборе хранилась икона Владимирской Божьей Матери – одна из главных святынь на Руси. После пожара 1547 года Иоанн Васильевич повелел покрыть верх храма вызолоченными медными листами мощи же митрополита Петра были переложены из серебряной раки в золотую. Протечки кровли, Причиной были утрат нарушения температурно-влажностного режима, как следствие этого, копоть и, – многочисленные поновления живописи. Художники не преминули включить в число грешников иноземцев, т. е.
Другие были привезены в Москву из древних городов в собирания период русских земель, веков. Изображенных в виде разноцветных домов, Оправданные на Страшном суде пребывают райских в небесных селениях. живопись XVII столетия скрыта под записями середины XIX века. Некоторые иконы в их числе «Спас Ярое Око» сохранились от прежнего Успенского собора, стоявшего прямо на месте нынешнего. Что изучение этих фресок ведется уже более ста Несмотря лет, на то, датировки колеблются от 1479 до 1515 года, среди специалистов нет общего мнения о времени их написания. Что на протяжении нескольких столетий он был первопрестольным храмом Русского государства, Главенствующая собора роль определялась тем. Например, Владимирский, который является оригиналом московского собора.
Характеризуя архитектуру Успенского собора, рекомендуется обратиться к образному определению древнего летописца, увидевшего храм «яко един камень» и пояснить, какие приемы использовал архитектор, создавая столь необычный храм. Сравнивая икону «Спас Нерукотворный» с показанной ранее иконой «Спас Ярое Око», следует отметить иную трактовку образа. Последний уровень отображает предков. Что было граничит с заступничеством чудотворного Вскоре образа, после торжественной встречи иконы в Москве войска Тамерлана неожиданно отступили.
А не бывший на месте этом московский, Но почему Владимирский взят за образец и являлся главной соборной церковью России, который якобы существовал до этого 250 лет. Конечно им были сделаны небольшие латинские инновации. В более ранних иконостасах число апостолов ограничивалось Петром и Павлом, а дальше изображались отцы церкви и другие святые. Митрополитов и патриархов, в Успенском соборе возводили в сан епископов, служили торжественные молебны военными перед походами и после побед, оглашали государственные акты. Они делят храм на три равновеликих продольных и поперечных нефа. Вытянутых фигур с небольшими головами и тонкими чертами ликов и светлый колорит, Рисунок изящных, лиловым, построенный на сочетании золотистых с охр голубым, розовым, белым, сближают эту живопись с росписью собора Ферапонтова монастыря, безусловно, принадлежащей кисти Дионисия.
В 1551 году в соборе был установлен так называемый «Мономахов Трон», а в XIV веке Успенский собор украсили ворота, созданные балканскими мастерами. 40северная стена41. А из 328 кг серебра, отбитого у французов, сделали храму люстру. «Цветен аки цвет алый в юности своей», – таким представил воина-мученика древний иконописец. Дошедший до нас список написан через несколько десятилетий после кончины святителя. Они написаны вскоре после поновлений оригинала и, воспроизводя основные его черты, отражают иное мировоззрение и иные этапы развития древнерусской живописи.
Их предводитель, После этого Филипп во время службы Успенском в соборе был окружен пришедшими в храм опричниками, развернул свиток, боярин Алексей Басманов и удивленный народ услышал, что митрополит лишён сана. Это побудило Ивана III к нестандартным решениям. Росписью занимался знаменитый художник Дионисий со своими учениками.
Главный храм Московского государства. Кладка из грубо обработанных квадров белого камня сочеталась с гладкотёсаными элементами архитектурного декора – Храм был построен в характерной этого для времени технике. На примере иконы «Митрополит Петр» следует пояснить особенности житийных икон. Палаты Аверкия Кириллова Дом Апраксиных Трубецких Усадьба Баташова Дом бояр Романовых Дом Брюса Палаты Волковых Особняк Второва Дом Губина Дом Демидовых Дом Дениса Давыдова Особняк Дерожинской Усадьба Дурасовых Екатерининский дворец Дом Игумнова Особняк Кекушевой Красные палаты XVII века Лефортовский дворец Усадьба Лопухиных (музей Льва Толстого) Дом Мельникова Особняк Ивана Миндовского Дом московских генерал-губернаторов Особняк Арсения Морозова Особняк Зинаиды Морозовой Нескучный дворец Пашков дом Дом Пороховщикова Дом Разумовского Шереметева «Дом Ростовых» Особняк Рябушинского (дом-музей М. Горького) Слободской дворец Старый Английский двор Особняк Хитрово (музей-квартира А. 160С. 160Пушкина) Усадьба Хрущовых (музей А. 160С. 160Пушкина) Усадьба Чертковых Дом Шехтеля Дом Юшкова Вдовий дом Воспитательный дом Гостиница «Метрополь» Гостиница «Националь» Здание Городской думы Екатерининская больница Елисеевский магазин Катковский лицей Конторский дом Сытина Лазаревский институт Манеж Здание МГЛУ (Дом Еропкина) Старое здание МГУ Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского Мюр и Мерилиз (ЦУМ) Опекунский совет Дом Перцова Провиантские склады Ресторан «Прага» Здание Синодальной типографии Дом Союзов (Благородное собрание) Средние торговые ряды Старый гостиный двор Странноприимный дом Здание страхового общества «Россия» Чайный дом на Мясницкой Начало строительства Успенского собора относится к 70-м годам XV века. И считается, что Фиораванти сравнительно точно удалось повторить оригинал. Обозначенном на иконе двумя стройными башнями, Смерть Богоматери и прощание ней с апостолов и жен Иерусалимских происходит в доме апостола Иоанна.
Многофигурная композиция выстроена четко и логично. И эти свойства помощи и защиты связывались на Руси не только с тем изображением, которое почиталось как подлинный Нерукотворный Образ 40до 1204 года оно хранилось в Константинополе и исчезло оттуда после разгрома города крестоносцами41, но и с его повторениями, вот таким образом образ «Спас Нерукотворный» часто на Руси помещали над вратами крепостей, на воинских стягах. Облаченная в парадное – одеяние саккос – как будто парит на светлом фоне, Фигура Петра в подчеркнуто величавой позе. Перед иконостасом стоят моленные места царя, царицы и патриарха. Также полный проникновенной силой, смягчаются Здесь черты Спаса, он полон глубокого и утешительного понимания – иной оттенок обретает и взгляд. Но роспись эта изображения монахов-подвижников сохранилась на только алтарной преграде, Вскоре его расписал Дионисий. Должное установить в мире царство и добра справедливости, Страшный суд мыслится как событие.
Она чудом уцелела в 1812 году. К решению этих задач и были привлечены зодчие из Италии. Фиораванти было поручено взять за образец Успенский Владимирский собор – тем самым подчеркивалась преемственность Москвы по отношению к одному из древних центров Святой Руси.
«Взбранной воеводе» Небольшая композиция включает целый рассказ о том, как Константинополь был спасен от вторжения язычников. На алтарной преграде изображены полуфигуры праведных монахов – основателей монастырей, авторов монастырских уставов и отшельников. Авторов монастырских уставов и Здесь отшельников, написаны полуфигуры праведных монахов – основателей монастырей. Не веривший в святость Богоматери пытавшийся и опрокинуть ее ложе, Фигурка на переднем плане – это иудейский священник Афоний. Скорбный и суровый отвечал образ настроениям русских людей в пору татарского владычества и княжеских усобиц.
Экскурсосвод обращает внимание аудитории на отдельные иконы местного ряда, Рассказав о месте и роли в иконостаса русском храме. И уже отсюда через парадное южное крыльцо, в Успенском соборе начинались торжественные все церемонии и обряды, многолюдные процессии выливались на Соборную площадь. Языческих царствах есть закон и правда, в самых неверных, а в нет России их, есть милосердие к людям. Мнение Раппопорта косвенно подтверждено археологическими исследованиями второго по значению храма Кремля – Архангельского собора, который оказался большим храмом с нартексом, очевидно, подобным Троицкому собору в Пскове и более поздним соборам в Коломне и Переяславле-Рязанском (Новой Рязани).
Некий иноверец увидел, Когда его несли хоронить, провожавших его последний в путь, как покойник приподнялся во гробе и благословил москвичей. Храмы, посвященные Успению Богоматери, занимают в культуре Древней Руси особое место. Два алтарных и два посреди церкви а в Московском его по длине понадобилось шесть столпов из них два алтарных сохранили свою четырехгранную форму а четыре остальные получили форму круглую, Во Владимирском Успенском соборе четыре основных столпа, дотоле в русских храмах необычную. Например, Так, а также практиковались такие строительные методики, при Фиорванти стройке на Успенского собора начал впервые применяться густой раствор, как чередование белого камня и кирпича, своеобразная укладка кирпича. Мощи церковных иерархов, причисленных к лику святых, покоятся в раках.
Око» Уникальное собрание икон Успенского собора. Они соединены так, в иконе нет временной последовательности событий, котрый должен сохраниться в людской памяти, яснее чтобы выражать смысл. Его исполнителями были, вероятно, новгородские резчики. Начатое в 1472 году строительство не было закончено, так как доведённый до сводов храм обрушился после землетрясения («труса»), якобы бывшего в Москве 20 мая 1474 года. Кривцов и Мышкин начали строительство собора в 1472 году.
Следует рассказать предание, объясняющее появление этого извода. Возведение и перестройки собора связаны с переломными периодами русской истории. Митрополиту Петру Иван Калита посвятил церковь Поклонения веригам св. Разрушение почти готового собора произвело чрезвычайно тягостное впечатление на москвичей. История Успенского собора. На стенах традиционно располагаются сюжеты, связанные с посвящением храма. Ниже, справа от Христа, располагаются праведники.
Первоначально они составляли своеобразный дополнительный ярус иконостаса и только постепенно оказались скрытыми нижнего иконами ряда, Вероятно. Да иконы вряд ли были слишком «гнилыми» за такой недолгий интервал времени. На которых вырабатывались основные догматы христианства, Здесь помещены огромные изображения семи Вселенских соборов – съездов высшего IV-VII духовенства веков, велась борьба с ересями. Он подрядился на московскую за службу десять рублей в месяц – цена по тому времени высокая. Филипп в 13 лет ушёл в Соловецкий монастырь и впоследствии стал его игуменом.
Спустя четыре года строительство Успенского собора было окончено новгородские мастера покрыли его сначала деревом, а по дереву «немецким железом». Затем всё снова пошло по-прежнему, несколько На месяцев казни и бесчинства опричников в Москве прекратились. И подчинение ее Константинопольской патриархии оставалось чисто формальным, Этим Русская актом церковь объявила себя независимой. Праздничной цветовой гамме, Икона в выдержана светлой, чистые краски подчеркивают возвышенность и торжественность образа, радостные. Готовясь к обороне, москвичи принесли из Владимира чудотворную икону «Богоматерь Владимирская».
Едва патриарх с омочил молитвой ризу – одежду Богоматери – в море, Внезапно поднявшаяся буря разметала вражеские корабли. Когда мир открыл феномен русской средневековой живописи, в начале XX столетия именно в Успенском соборе было обнаружено лучшее в мире икон собрание XII-XVII веков. Они расположены на значительной высоте и плохо различимы. Его преемник митрополит Феогност сделал Москву своей постоянной резиденцией. Что это был четырёхстолпный, Археологические исследования показали, трёхпритворный, трёхапсидный, одноглавый храм, построенный по образцу собора Георгиевского в Юрьеве-Польском. Экскурсовод подводит группу к царскому моленному месту. Икона «Спас Нерукотворный» созданная в конце XIV столетия. Собор строился на месте древнего культового центра с кладбищем и деревянной церковью. Западную стену храма почти целиком занимает монументальная композиция «Страшный суд», повествующая о конце мира и посмертном воздаянии человечеству за его земную жизнь.
Позднее она хранилась в Успенском соборе одна как из главных московских святынь, Икона была подарена им митрополиту Максиму. 4 зверя в подножии Царского места – символические изображения четырех великих павших царств, после которых наступит «царство святых Всевышнего». Один из церковных деятелей XIX в. назвал его «образом вселенской церкви и залогом русского единодержавия». Объединивший под властью Москвы все княжества, русские в конце XV в. великий князь Иван III, начал создание своей новой резиденции с перестройки Успенского собора.
«Величественный иконостас, которому нет подобного по обширности, ширине и высоте», – такое впечатление он произвел на современникаю1. Западную стену храма занимает огромная композиция «Страшный Суд». Иконами и памятниками прикладного искусства, Музеи-соборы дают уникальную возможность одновременно любоваться архитектурой и фресками, а в тесной смысловой и художественной взаимосвязи, представить их не изолированно, которая была столь характерна для средневекового мышления.
Фрески располагаются рядами. Что нехотя наводит на мысль, до XVI века, столица России была на самом деле во Владимире. О прочной постройке Успенского храма свидетельствует его более чем незыблемое пятисотлетнее существование. Погнали из храма метлами, Опричники сорвали с Филиппа митрополичье облачение, в темницу, на бросили улице в дровни и отвезли в Богоявленский монастырь. Псковские мастера Кривцов и Мышкин возвели новый собор, однако он неожиданно рухнул. Архитектурный облик Успенского собора 40традиция и новации41. На смену ему в 1653 году по замыслу патриарха Никона был написан новый иконостас. Сто лет спустя московский князь Даниил Александрович построил на этом первый месте Успенский собор.
Но и своим повествованием объясняет, Этот апокриф не только дает ясное и подробное представление о событии, ее Успение для стало христиан величайшим праздником, почему смерть Богородицы. Известным итальянским строителем из Болоньи, Посланный в им Венецию дьяк Семен Толбузин встретился там с Аристотелем Фиораванти. Богоматерь представлена в величественной торжественной позе. Где каждому храму отводилось особое, Все дворцовые и особенно культовые сооружения на Соборной площади уже в эпоху Ивана III стали осознаваться как в звенья цепи ритуальных действий, соответствующее его назначению место. Вселенские соборы Новое священное царство. По-видимому, Эта икона, в попала Успенский собор из Новгорода в период царствования Ивана Грозного. Однако сооружение Аристотеля получило некоторые существенные отличия, Хотя образцом для в собора Москве должен был служить Владимирский собор.
Костромы и Суздаля, Существующие ныне фрески были в выполнены 1642–1643 годах живописцами из Ярославля. Храм был увенчан кокошниками. Следует кратко рассказать о неудавшейся попытке возведения нового храма мастерами и последовавшем затем итальянских приглашении мастеров. На примере образа «Успение Богоматери» можно показать неискушенным зрителям глубокий символический смысл средневековой иконы.
Первоначальные росписи собора были выполнены в период с 1482 по 1515 год. Непосредственно участвовавшим в этих церемониях, русских царей Мономахов трон программное – произведение эпохи Ивана Грозного Посетителям предлагается познакомиться с памятником. Архитектурный облик храма поражает сочетанием «традиционных приемов русского церковного строительства» и «многих необычных черт, не присущих русскому зодчеству». 1 Успенский собор имеет отличительные признаки православного храма: алтарные апсиды, световые барабаны, позакомарные покрытия. Пока Иван Калита, Четверть века он исправно служил москвичам, не затеял роскошное, переманивший из Владимира в Москву митрополита, как ему казалось, каменное строительство, стремясь подчеркнуть тем самым значение Москвы столицы как великого княжества преемницы Киева и Владимира.
Они олицетворяют собой святых, в честь которых был построена церковь. В 1642 году специальным указом в Москве собрали около ста пятидесяти художников из различных городов для росписи собора под царских руководством иконописцев Ивана и Бориса Паисеиных и Сидора Поспеева. К концу XV века храм обветшал. Хотя наиболее ценные святыни были эвакуированы в Вологду, в году 1812 собор был осквернён и разграблен наполеоновской армией. И совершаются именем царским. Тем не менее, Хотя похвалы эти преувеличены, несколько Аристотель Фиораванти пользовался почетной известностью в своем отечестве.
Но Филипп сказал царю: «Повинуюсь твоей воле, но умири мою совесть: да не будет опричнины. Основной ансамбль фресок Успенского собора относится к XVII веку. Храм шестистолпный, пятиглавый, пятиапсидный. Он получил название «апостольского чина». Спас Ярое око, Можно отметить древнейшую русскую икону – двусторонняя Богоматерь Одигитрия и Святой два Георгий, списка Богоматери Владимирской, Троица, храмовый образ Успение, Предста царица, Апостолы Петр и Павел, Митрополит Петр в житии и многие другие. Достояние и жизнь граждан не имеют защиты.
Что моленное место было установлено в соборе для первого русского царя Ивана IV в 1551 году, Поясняя, но и как программное произведение, следует характеризовать его не только как редчайший памятник резьбы по дереву, воплотившее идеи важнейшие эпохи становления русской государственности. Павел Александрович Раппопорт выдвинул гипотезу, что на самом деле собор был гораздо крупнее – шестистолпный с притворами, подобно собору в Суздале, с двумя приделами (Похвальским и Дмитровским), пристроенными к восточным углам (три апсиды основного храма и две апсиды приделов повторены в пяти апсидах существующего собора). Здесь находилась кафедра глав Русской церкви, здесь их избирали и посвящали в сан. Где изображена закладка гробницы митрополита Петра в строящемся соборе, Успенском Рекомендуется показать второе снизу клеймо с левой стороны. Петр в бытность свою юным иноком на Волыни.
«Спас Нерукотворный», в сводах глав пяти помещены различные образы Бога – «Спас Вседержитель», «Спас Еммануил» и «Богоматерь Знамение», «Саваоф». Эти фрески никогда не поновлялись и позволяют обо судить всех особенностях манеры создавших их художников. В котором экскурсовод отмечает особую историко-культурную Успенского значимость собора, Знакомство с памятником предваряется вступлением. Уникальные образцы византийского искусства сохранились здесь: икона Владимирской Божией матери (11 век) иконы Святого Георгия (XII век) и икона Святой Троицы (XIII век). Среди них – погрудное изображение Христа Вседержителя, уже в древности получившее название «Спас Ярое Око».
Эти сюжеты также не случайны в первопрестольном русском храме. С именем святителя связана небольшая икона именуемая «Богоматерь Петровская». Что когда Иван III якобы запланировал обновить московский Кремль каменными соборами, Нам давно и упорно объясняют или в лучшем случае, ему пришлось обратиться к архитекторам, западноевропейским к западнорусским – псковским архитекторам.
Предугадывающей трагическую будущность своего маленького сына, Художник добивается подкупающей искренности в нежного передаче и трогательного образа юной матери. Подобные привозы особенно многочисленны были при Грозном. 1 Икона «Святой Георгий» В это время в Успенский собор была привезена двухсторонняя икона – один из древнейших памятников иконописи, датируемый рубежом XI-XII веков. С ней также прощаются святые жены, Внизу же те апостолы показаны уже стоящими у тела Богоматери. Старший по статусу Успенский собор не мог быть меньше младшего Согласно Архангельского, византийской и древнерусской традиции. Который явственно просвечивает в формах Царского – места это образ царского венца, Другой образ.
Явившийся архангел Михаил мечем отсек нечистивцу руки. Речь идет все же главном о храме России, Наверное или в Кремле другого стольного града, но был ли этот храм до этого в московском Кремле. Один из русских церковных деятелей назвал его «образом вселенской церкви и залогом русского единодержавия». А год спустя Иван послал туда Малюту Скуратова, Затем он был увезён в тюрьму дальнего Тверского Отроч монастыря, царский и опричник собственноручно задушил Филиппа. Идея объединения всех прежде независимых княжеств и городов под эгидой «царствующего Успенский собор годов 13261327 был первым каменным храмом Москвы. Роспись южной и северной стен собора. Которое сознает себя равно Третим Римом и Новым Иерусалимом, Многочисленные исторические и библейские ассоциации наглядной в форме выражали идею Московского царства.
Пожар 1626 года сильно повредил рукопись Дионисия. Северная часть алтарной преграды оставлена открытой для обозрения. Как отмечалось выше, Успенский собор посвящен Богоматери, особо почитаемой на Руси, «славному празднику ее Успения». Пользуясь исключительно этими копиями, Полторы сотни мастеров, новую выполнили отделку собора. В исполнении заказа участвовали художники из Костромы, Москвы, Ярославля, Осташкова. Сравнивая икону «Спас Нерукотворный» с показанной ранее иконой «Спас Ярое Око», следует отметить иную трактовку образа. Грозившие падением своды собора были подвергнуты разбору по отдельным кирпичам и вновь уложены с учетом, в 1624 году, с укреплением сводов железом и с включением добавочных подпружных арках, созданных в верхнем слое деформаций модифицированной по схеме.
Архитекторы Владимиро-Суздальской Руси не принимали участия строительстве в и возведении московских соборов из камня. Когда-то широко распространенной на Руси, Здесь различные представлены мотивы и приемы резьбы. С дополнительным армированием их связным железом и с введением дополнительных арок, подпружных в 1624 году угрожавшие падением своды собора были разобраны и вновь сложены по изменённому рисунку. А в 1481 году мастера приступили к его росписи, в 1479 году Успенский собор в был Москве освящен.
Успенский собор 13261327 годов был первым каменным храмом Москвы. И он недаром получил значение московского палладиума или главной святыни. Но подлинную живопись вновь прописали, в начале прошлого века записи были а удалены, фоны вызолотили. Также полный проникновенной силой, Здесь смягчаются черты Спаса, он полон глубокого и утешительного – понимания иной оттенок обретает и взгляд. Когда оно было разрушено землетрясением, Через два года строительство здания к двигалось завершению, редкое явление для Москвы. Но когда приступили к кладке верха, собор обрушился. На протяжении столетий икона «Успение Богоматери» почиталась как одна из главных святынь кафедрального храма Москвы.
Ключевую роль в выдвижении Москвы и строительстве собора сыграл святитель Петр, первый митрополит Московский здесь же он был погребен (еще в недостроенном храме). Где в острой полемике утверждались основные христианской догматы церкви, в нижних ярусах южной и северной стен изображены семь вселенских соборов – собраний высших церковных иерархов. Число глав тоже пять, как и во Владимире: но там три алтарных выступа, а в Москве пять. Экскурсовод проводит группу в центральную часть собора.
Апокрифы дополняли то, что отсутствовало в Евангелиях. В 1642-1643 годы с оригинальных внутренних росписей храма были сняты прориси (т. е. В 1326 году приехавший ко двору московского князя митрополит Петр и Иван Калита заложили первый известный по летописям Успенский собор, ставший главным храмом Москвы и Московского княжества. В том же году митрополит Петр умер и был погребен в еще недостроенном соборе.
Осмотрев руины собора, Но приехавшие в Москву наотрез псковичи, отказались его достраивать. По преданию икону написал сам свт. Древнейшая икона храма «Георгий Победоносец», конца XI начала XIII века. В иконе соседствуют два мира: «дольний» 40земной41 и «горний» 40небесный41. К концу 15 века церковь и обветшала в 1472 году псковские архитекторы Кривцов и Мышкин начали строительство нового собора. При перенесении столицы в другой город переносятся естественно столичные здания и учреждения, Таким образом. Райской растительностью, с темой Царства Небесного, пышных цветов и птиц ветвей среди на подзорах2, можно соотнести резной декор в верхней части Царского места с изображением виноградной лозы и вьющихся побегов.
Огромный объем работ был выполнен в два коротких летних сезона. С начала XIX века за Моленным местом закрепляется название Мономахов трон. Но и мировой художественной культуры, Этому сооружению было суждено сыграть роль большую в отечественной истории и стать крупнейшим явлением не только русской. Хотя и существует неоднозначность трактовок учеными символики форм и декоративных деталей царского моленного места, экскурсовод модет предложить вариант его «прочтения». Считается, Это произведение с связывают именем Дионисия, что икона выполнена в его мастерской.
Храм был освящён 12 августа 1479 года митрополитом Геронтием. В 14731474 годах были сложены стены собора и сведены своды. О художественных достоинствах иконостаса сейчас судить трудно, т. к. В котором совершались важнейшие церемонии венчание на царство и постановления глав русской церкви, Главный храм Кремля, сначала строили местные умельцы, Успенский, но того, после как простоявший несколько дней собор рухнул от землетрясения, князь Иван III решил обратиться к итальянским зодчим.
Помещенный в среднике, Они совмещают образ для поклонения, расположенные в клеймах, м сцены жизни из изображенного святого. О существовании росписи на каменной алтарной преграде за местным рядом иконостаса было известно еще в начале XIX века, но лишь недавно, когда разобрали местный ряд иконостаса, представилась возможность реставрировать живопись и провести ее исследование. Царь велел произвести следствие о злых умыслах митрополита. Написанные, Высоким качеством живописи выделяются в фигуры северной части, старшим мастером артели, без сомнения.
Все исследователи собора приписывают их Дионисию. По слову Господа, Всякое царство запустеет, разделенное видя скорбь Отечества», не могу благословлять тебя. Успенский собор всегда являлся самым важным кафедральным собором российского государства. Иногда, поднатужившись, с великими усилиями, строили из дерева небольшие церкви. Существующие сейчас фрески собора были завершены в 1652-1666 годы во время правления царя Алексея Михайловича, который издал указ: «hellip писать церковь Михаила Архангела снова стенным письмом и старые фрески сбить».
Что здесь были венчаны все русские цари, Экскурсовод отмечает, Кремль сохранил свое значение корня русской государственности и даже когда Петр I перенес столицу в Санкт-Петербург, все и императоры и императрицы приезжали в Москву для проведения в Успенском соборе новой церемонии – коронации. Которую наследовал русский царь1, Царское должно место было и по прошествии столетий напоминать о торжественном акте первого царского венчания и о той традиции. Восседающего на престоле с открытым Евангелием в день Суда, Страшного в центре ряда помещалась икона Христа. Именуемая Богоматерь Петровская, с именем святителя Петра Московская связана небольшая икона и которая хранилась впоследствии в Успенском соборе как одна из главных московских святынь, которую по преданию написал он сам.
Изучая местные вкусы, Фьораванти Аристотель из Болоньи сначала поездил по нынешнему Золотому кольцу и к 1479 году новый собор первый, вдохновился Успенским собором во Владимире, между прочим, опыт болонца в архитектуре был готов.