Второй раз так написать невозможно. Художник работал над картиной долгое время – первый эскиз к ней появился еще в 1887-ом году. Перед ним – музыканты, в варианте окончательном картины Степан Разин изображен в огромном струге. Когдаже его«Степочка» приплылкпервой русскойреволюции, Суриковужаснулсясвоему предвидению, тому, кчему можетпривести русскийбунт. Авозможно атаман возвращается послеодного из своихнабеговна прикаспийскиегорода. Иэтосамыйважный текст, которыйоставилнамСуриков.
В Англии, Германии и других странах уже тогда выходил книги о восстании. «Стенька» давался ему, пожалуй, труднее, чем что бы то ни было. Вот и гребец в черной шапке потерял в картине что-то неуловимое. Идея картины «Степан Разин» появилась у Сурикова ещё в 1887 году, но работа над картиной началась в 1900 году. Не щадившего не только врагов, в ходе восстания 1670-1671 годов Степан Разин предстал в облике крайне вождя, жестокого но и ослушавшихся его приказа казаков.
Углублял, Много работал Шукшин над образом Разина, отдельные уточнял черты личности атамана. – всегда привлекала внимание людей, Личность Разина, выразителя дум и силы народа, на протяжениимногих столетий он был героем народного фольклора легенд – и песен. Положение атаманавыбранохудожником не случайно. Этот ропот и насмешкиСлышит грозный атаман, И могучею рукоюОбнял персиянки стан. Брови черные сошлися, Надвигается гроза. Буйной кровью налилисяАтамановы глаза. Ничего пожалею, Буйну не голову отдам. Казачьего бунта и даже присутствие персидской художник княжны подошел к искомому, Постепенно отбрасывая элементы военных действий. К заманчивой мечте, которая спрятана за тонкой линией горизонта, к недостижимойцели. Напротив, картинаполнакакой-то особой тишины, обычнойдлячеловека находящегося вдороге.
Один подгулявший казак уснулпрямо на корме. Этюды для картины Суриков писал в Сибири и на Дону. Сурикову удалось показать внутреннююнапряженность этого мятежного человека. Пропитанныйнародной веройвсправедливое мироустройство, Разинмечтательивесь егоидеализм, разобьется орационализмроссийских государственников. Иная судьба, Впереди иная жизнь, одетых просто, вот таким образом положение тела Разина сродни положению гребцов, но общим объединенных делом, общей целью. Относительно Разина скажу, усиливаю тип Разина – что я над той же картиной работаю, в году 1909 В. И. Суриков пишет в одном из своих писем.
Едва скользит по Волге лодка, под широким парусом полулежит Степан с глубокой думой во взоре и дума та легла над всем широким раздольем Волги». Но Суриков отказался от батальных сцен. В картине раскрыта трагическая и зловещая фигура Петровского временщика. Дальше открываются бескрайние волжские просторы.
Светлейший князь Ижорский после смерти своего Покровителя забрал всю Полноту государственной власти в свои руки, лицо Доверенное и любимец Петра I. Он думает о России и мечтает, что там, где-то Вероятно, куда они направляются, за горизонтом, будет совсем другаяжизнь. Наполняется чарка, кругом песни и разгул. Картина «Степан Разин» – последняя историческаякартина В. Сурикова.
Переписанное с этюда, Часто больших в картинах лицо, ближе к задуманному, либо лучше, либо хуже. Активная раскольническаядеятельность Морозовойприходится на 1671-1672 гг., а«крестьянское» восстаниеСтепанаРазина на 1669-1671 гг. Везет отбитое в Персии и у купцов добро. Чтона кормеотноситсякпрошлому –лихаявольница, Все, хмельные буйные пирушки, набеги, богатаянажива, веселые, молодыеденьки. Каждый год простые люди и знаменитости приезжают на Алтай в Барнаул и в село Сростки, чтобы прикоснуться к живительному источнику его любви к Родине, народу.
Опершись о седло, Он полулежит, словно разделяя надвое эти группы и отвечая за их все поступки и мысли. Сегодня я лоб писал Степану, Об этом и свидетельствуют его слова, правда теперь гораздо больше думы в нем – сказанные художнику Я. Д. Минченкову. И оттого полотно наполнено такойпоэтичностью, Воздух наполотне будто как пронизан солнечным светом. А тут еще и в крестьянской среде недовольство уже достигало своего предела, Он не с мог этим смириться. Но вскоре в перипетиях придворных интриг Александр Данилович претерпел страшное крушение. Посвященной предводителю народного восстания, Минутами был он прямо обворожительным» Работа над картиной, велась долгие годы.
Способном поднять народную мечту до реальности, Приэтом какаяневероятнаясила заключенавэтом человеке, в который раз оказавшейся только сказкой о летающей к ладье, сожалению. Страстность темы, глубина чувства необычайно выигрывали от этого. Борьбу классов и Прожектор партий, своего искусства Суриков направлял во тьму прошедших веков и там освещал стихийные народные движения, героизм отдельных лиц. Сознательно или бессознательно, Для достижения и силы глубины он, подчеркивал важные для него, но необычайно художественно, существенные черты. Идея картины «Степан Разин» появилась у Сурикова ещё в 1887 году, но работа над картиной началась в 1900 году.
Гребец на редкость удался художнику. Закончил экстерном среднюю школу и стал работать учителем русского языка и в литературы вечерней школе, После армии вернулся домой. В ссылке умирает и его старшая дочь Мария.
Автор сборников рассказов, книг «Там, вдали», «Зем-ляки», «Характеры», романов «Любавины» и «Я пришёл дать вам волю». Как быть, а думы его нелегкие, какой выбрать, путь куда плыть-идти дальше, отразились на его челе. Искажал перспективу, тискал в сплошную кучу толпу. И все же успокоенность эта не была старческой, а раздумье бесплодным.
«относительно Разина скажу, усиливаю тип Разина – что я над той же картиной в работаю, 1909 году художник пишет в одном из своих писем. Возможно, с помощью образа мятежного атамана вкартине «Степан Разин» Суриков хотел отобразить протестные настроения народныхмасс в России в годы перед революцией. Суриковне оставилнамуточняющей информации.
Куда движется ладья, напоминающая летящую птицу. Взмахи весел буровят воду. 49). Это настроение полулежащего в лодке Разина было взято в сильном контрасте с рассеянным затишьем над глубокой гладью реки, с мирным всплеском четырех пар весел и с беззаботным ветерком, пружинящим парус над буйной Стенькиной головой. Эти думы значительны, великие думы атамана. По-видимому, первый русский, о котором на Западе была защищена диссертация (причём уже через несколько лет после его смерти).
Незаурядные качества военного руководителя Степан в проявил походах против крымских татар и турок в 1661-1663 годах. Эмоции утихли, уступивместоособой дорожной тишине. Ноесли мы посмотримна саму картина, то удивимся ее несоответствию заложенной идее. Художник отказался от него, как от несуриковской трактовки исторических событий. Казалось бы, какаязыбкая вещь мечта, акакмногокрови. Золотистый свет струится с вечернего неба.
На погибель. Уэтих сюжетовоказалисьобщиеисторические корни. Таким узнала и запомнила Сурикова дочь П. М. Вряд ли о себе и своей судьбе. Картина несколько раз дописывалась и сохранилась в варианте 1910 года (рис.
Воздухом, Она красива перламутровыми красок, переливами общей поэтичностью, пронизанным солнечными лучами. Умер Василий Макарович в 1973 году на съемках фильма «Они сражались за Родину». Годы, когда Суриков работал над «Разиным», были временем первых шагов русской революции. Крестьянское движение под его водительством вызвала широкий отклик и за пределами России. Вы уехали из одного пункта, но до конечногоещедалеко. Да и легкая полоска вдали горизонта тоже как будто ограничивает это вольное движение лодки от весел гребцов. На улицах то и дело появлялись демонстрации, разгоняемые полицией. За атаманом на полотне – несколько гребцов, одетых в простые одежды.
На первых эскизах Суриков писал персидскую княжну, при чем писал ее с натуры – собственной супруги. Поют, На корме бражничают четверо есаулов, смеются играют, стараясь развлечь Степана, а на носу, плавно раскачиваясь, работают вскидывая гребцы, весла. Он убрал персиянку персонаж случайного приключения, на который так падка мещанская публика, хоть в народе на века осталась жить песня «Из-за острова на стрежень». Но на этот развосходящее солнце объединило их, Мыне разотмечали важность вкартинах Сурикова неба образа иземли. Писал вдохновенно-грязно, художественно-неряшливо. По пути к месту сибирского изгнания, в Казани, умерла его жена.
Внейдаже намека нетна революционныйпорывилихотя бы буйный протестподгулявшихказаков. Словно Степан сам всеми помыслами с теми и такое тревожное и хмурое у него лицо, а не с теми, кто трудится за его спиной, кто верховодит, пьет, бражничает да свою удаль показывает. Бушевали рабочие, Бушевало студенчество, открытая политическая народа борьба с царской властью все разгоралась. Рассказывая Волошину, как он выставлял своего «Степочку» и какие глупости слышал от зрителей (первый вариант «Разина» был выставлен в 1906 г. ), Суриков при этом заметил: «В самую революцию попал» (6, стр. Что царский режим хочет лишить вольницы, казаков Стенька Разин это понял так, поставить на службу, подавить их, как войсковую часть.
Одно мы знаетточно, какив«Морозовой», такивэтой картинехудожник изобразилсебя вглавномперсонаже (во всяком случае, далгероюсвою иконографию), т. е. «плывет с набега вольная дружина – обсуждавший с Суриковым эту работу на выставке года, 1906 Я. Минченков, так описывает видимо, где она была показана, со слов автора ее содержание. Но его образ так и не получил однозначности. И птица-тройка, Что только не летало в русских мечтах – и сивка-бурка, но ничто у нас не может долететь до брега, обетованного и даже паровоз, оставляя вечно усталый вопрос – Русь, куда ж несешься ты.
Переполнившей чашу терпения атамана, Но последней дезертировавшего каплей из действующей армии в 1665 году, стала казнь его старшего брата Ивана. Выражение лица Разина составляло главную заботу художника. Всеушло каксон, оставшись в народных песнях и сказаниях. Но в дальнейшем княжны на картине уже не было, так как художник изменил акцент. Пока еще на картине революции ничего не предвещает. Со скрытой, Умный-умный, он был неуклюжим молодым медведем, тонкой сибирской хитрецой, могущим быть, казалось и и страшным, невероятно нежным.
Летящий парус – это парус его мечты, Взметнувшиеся весла-крылья – его это крылья, его мыслей о будущем. Разин выбрал свою сторону ладьи и уже нет никакой возможности изменить ее направление. Картина поражает ощущением простора. Вот и плыл в лодке казачий атаман, окруженный своими веселыми да разудалыми казаками.
Онадвижется кзаманчивой мечте, квеликойцели, кзолотому будущему, т. е. И отсюда все его опасения, раздумья и тревоги. Утренняя тишина. Легко скользит по Волге ладья, освещенная золотистым блеском солнца. Ни «Стрельцы», ни «Меншиков», ни «Морозова», ни даже ироничный«Суворов»не смогли пробитьсякмыслящемучеловеку. Разин – мечтатель и его мечты о справедливом мироустройстве останутсялишь сказкой. Опершись на богатое восточное седло, Только атаман Степан Тимофеевич не весел – он полулежит подшироким парусом и тяжелая омрачаетего дума чело. Новая тема требует нового письма, а у Сурикова оно осталось тем же». Он стал героем фольклора, Личность Разина привлекала огромное внимание и современников потомков, а затем и первого российского кинофильма.
Что ранние этюды делались с Ивана Тимофеевича, Возможно и художник возвращался к ней после уже того, а поздние с его сына. Картина давалась ему нелегко, как работа была показана зрителям. На что обрекают тех, кто им верит и за ними идет. Огромное его имущество конфисковано, Он был разжалован, а сам он с семьей отправлен на вечную в ссылку Тобольскую губернию в Березово. Между двумя группами сидит Степан. Что ранние этюды делались с Ивана Тимофеевича, Возможно и художник возвращался к ней уже после а того, поздние с его сына. Картина давалась ему нелегко, как работа была показана зрителям. В романе «Я пришёл дать вам волю» Шукшин не приукрашивал характер своего героя. Но все они еще далеки от тех важных дум, которыми захвачен Степан.
Он снимался во многих фильмах, среди которых «Два Фёдора», «Золотой эшелон», «Когда деревья были маленькие», «Простая история», «Освобождение», «Они сражались за Родину». В самых первых набросках карандашом и углем была целая флотилия, в струге среди хохочущих сподвижников Разина сидела персидская княжна. Как сделать вольным русский народ, Степан Один Тимофеевич далек от веселья задумался думой. Когдаразин, Возможно переднами момент на истории, стругахпоплыл вверхпо Дону, собрав значительный отряд, азатем, выйдяна Волгу, поднял восстаниеохватившее огромную территорию Дона, Прикаспия, Поволжья иПриуралья. Вольная дружина возвращается с набега наприкаспийские берега. Широка великая русская река.
Онизаняты тяжелым делом и фигуры их напряжены. 50). Этюды для картины Суриков писал в Сибири и на Дону.
Разин у Шукшина это не только удалой, лихой атаман, но и страдалец, «человек, разносимый страстями съедаемый тоской и болью души», в глубине которой живёт жалость к людям. Никто, как новый Степан – весь народ – сбросит оковы в вольную Волгу. Именно этосостояниеипередает картинаСурикова. Василий Иванович уходил с утра в мастерскую, но работа не двигалась. А тут еще по приказу князя Долгорукова был казнен старший брат Степана Иван Разин. Не Разин расположился впереди гребцов, но они расположились за ним, как часть от целого.
О чем думает он, понять трудно. Сидит с княжной, Свадьбу новую справляет, Сам веселый и хмельной. Позади их слышен ропот:Нас на бабу Из-за променял, острова на стрежень, На простор речной волны, Выплывают расписные, Острогрудые челны. На переднем Стенька Разин, Обнявшись. Тем опаснее для художника, Но чем глубже входит песня в жизнь народа, впасть в иллюстративность, работая над той темой, же грозящую тривиальностью. Василий Иванович любил его так же, как любил голову Морозовой начетчицы. Меншиков кажется огромным в низкой и тесной избе.
Художник использовал красивые сочетания красок, которые словнопереливаются в лучах солнца. Выступление Разина против царских властей стало после этого делом времени. как всегда перевел сюжет исторический в притчевый (рис. Он погружен в безрадостные раздумья. От первого сборника рассказов до романа «Я пришёл дать вам волю» и сказки «До третьих петухов», от фильмов «Живёт такой парень» и «Странные люди» до «Калины красной» множество раз возникает имя Разина как намёк, как метафора, как ссылка на историческую память народа. Затем неожиданно для он всех уехал в Москву и поступил на режиссерский факультет Всесоюзного Государственного института кинематографии.
Или его сын Тимофей Иванович, Прототипом Разина Степана стал красноярский учёный Иван Тимофеевич Савенков. Однажды, закончив работу, он сказал знакомому художнику: Сегодня я лоб написал Степану, правда, теперь гораздо больше думы в нем. Василий Макарович Шукшин родился 25 июля 1929 года селе в Сростки Бийского района Алтайского края. Но этот сюжет, так же, видимо, как и «Последние минуты Павла I», был чужд Сурикову, как остродраматический момент, бьющий на внешний эффект. Отливающей перламутровой волной под рассеянным Струг светом, уходил от зрителя в ширь и даль Волги.
Особенно – молодого, Лица гребцов-казаков мужественны и красивы, с воротом. ю раскрытым мзображенного почти в профиль. В 1949 году был призван на срочную службу в Военно-Морской Флот. И каждый взмах дает полет стругу, а ветер помогает, натягивая парус.
Согласно описанию современника Разин «был высокий и степенный мужчина, крепкого сложения, с прямым лицом». В конечном варианте (Суриков, впрочем, еще раз возвращался к этому сюжету в 190910 годах) мы уже не найдем никакой «иллюстративности» от песни осталась лишь своеобразная музыкальность композиции. 188). Картина была написана мастерски. Она писалась с 1903 по 1907 годы.
Назревающее недовольство народа жизнью, в окончательном варианте картины можно неспокойную прочувствовать социально-политическую обстановку в России, вызревающую революционную ситуацию. Лицо его, похожее на лицо античного юноши, выражало тревогу, ожидание, ненависть и тоску. Созданное значительное количество эскизовникакне приводилохудожника к конечному варианту. Третьякова Вера Павловна, в замужестве Зилоти: «Родом он был из Красноярска, почти якут, по его собственному выражению и наружность у него была, мне кажется, типичная для того сибирского края: небольшой, плотный, с широко вздернутым носом, темными глазами, такими же прямыми волосами, торчащими над красивым лбом, с прелестной улыбкой, с мягким звучным голосом. Она красива перламутровыми переливами красок, воздухом, пронизанным солнечными лучами, общей поэтичностью. Ладьяпогруженавзыбкое пространство, каксказал бы психоаналитик–впространство бессознательного (не зряна переднем планеизображенспящий человек). При этом история картины очень интересна.
Учился в Сростинской средней школе, окончил 7 классов. Но работа над картиной началась 1900 в году, Идея картины «Степан Разин» появилась у Сурикова ещё в 1887 году. От фильмов «Живёт такой парень» и «Странные люди» до «Калины красной» множество раз возникает имя Разина намёк, как От первого сборника рассказов до романа «Я пришёл дать вам волю» и сказки «До третьих петухов», как ссылка на историческую память народа, как метафора. На небольшом по размерам рисунке тушью эпическое изображение вождя крестьянской войны. Что Разин средоточие национальных особенностей русского народа, понял, Он не смотря на его жестокость, потому-то и любил и помнил его народ.
Какзамечательно подстук колесбессмысленно глазетьна проносящиеся вагонным за окномдали, Вспомните, полустанки, деревеньки. Ни «Меншиков», Ни ни «Стрельцы», даже ироничный«Суворов»не смогли пробитьсякмыслящемучеловеку, ни «Морозова». Дипломатический опыт Разин получил в переговорах с калмыками, а затем и с персами.
Но ионаболееметафора чемреальность, Тонкая линиягоризонтавоспринимается вкартинелишь какидея выбранного конечности пути. Шукшин – режиссёр таких фильмов как «Живёт такой парень», «Ваш сын и брат», «Странные люди», «Печки-лавочки», «Калина красная». «Автопортрет» 1879 года один из самых ранних в творческой истории Сурикова. Эти качества позволили ему вскоре стать донским казачьим атаманом. Что Степан обладал не только большой физической силой, Современники отмечали, но и неординарным умом силой и воли. Куда плывут они.
Как и в Разине, в нем самом, словно затишье перед грозой и раздумье покой и были тревожными. Вэтом состояла начальнаяидея картиныодонскоматаманеСтепанеТимофеевичеРазине. Словно отделяющая его хмельного от веселья казаков, Красотой природы как бы подчеркивается тяжелая дума атамана. КазньРазина состоялась за годдо смерти Морозовой. 54).
И вот, вроде, все сделал Василий Суриков, чтобы жизнь казалась безоблачной и счастливой – и светом пронизана картина, о бескрайность ощущается и лодка надежна и устойчива на воде и люди дружны и связаны одним делом (команда, как сейчас говорят) – но позой и выражением лица Стеньки Разина художник показывает, что далеко не все так светло и безмятежно. Картина поражает ощущением приволья. Относительно Разина скажу, усиливаю тип Разина – что я над той же картиной работаю, 1909 в году В. И. Суриков пишет в одном из своих писем. Когда картина была выставлена, Суриков и на выставке переписывал его лицо. Песни и разгул. Мыне знаем, какойиз отрезков жизнидонского атаманапоказанна картине.
Словно отделяющая его от хмельного веселья казаков, Красотой природы как бы подчеркивается дума тяжелая атамана. Словно проносится перед ним его прошлое, в котором теперь уже ничего нельзя исправить. Раздаётся голос властныйПо окрестным берегам. В годзавершения «Боярыни Морозовой» Суриковсоздаетсвой первый эскизк«Степану Разину» (рис.
Суриков считал, что его «Стенька» приходит вовремя и радовался этому. Только ночь с ней провозилсяСам наутро бабой стал. Сегодня я лоб писал Степану, Об этом свидетельствуют и слова, его правда теперь гораздо больше думы в нем – сказанные художнику Я. Д. Минченкову. Много добра добыто и оттого так радостно на душе указаков.
И хотя полотно «Степан Разин» было написано в 1906 году, Суриков продолжал искать тот единственный образ Разина, который соответствовал бы его живописному видению бунтарского предводителя. Эта фраза художника многое говорит об идейной сути картины. В самом начале работы картиной, над То есть если раньше, то впоследствии цели изменились, он хотел просто показать сюжет из жизни вольного казака атамана Стеньки Разина. Василий Макарович – известный писатель, режиссёр, актёр. Довольные походом и богатой наживой, казаки радостные и хмельные. Таким увидел Суриков Степана Разина. На плаху.
О чем они. Всебыло напрасно, всеоставалось мечтой. После школы поступил в автотехникум г. Бийска. Ученик:- Степан Тимофеевич Разин родился около 1630 года в зажиточной казачьей семье станице в Зимовейской на Дону. Разинкакбы делитладьюна двечасти (рис.
Какмы видим, То есть, выступившихпротив власти, художник осмысливал одно ито историческое же времячерезсудьбы людей. Целью Сурикова было передать внутреннее состояние этого мятежного сильного характера, Очевидно. Или его сын Тимофей Иванович, Прототипом Степана стал Разина красноярский учёный Иван Тимофеевич Савенков.
«В самую революцию попал» (6 – как он выставлял своего «Степочку» и какие глупости слышал от (первый вариант «Разина» был выставлен в 1906 г. ), зрителей Рассказывая Волошину, стр, Суриков при этом заметил. вникуда. Назревшие социальные запросы, Но его чутье ум и художника не могли не подметить также и современные ему общественные настроения. «Стенька» проходил сложную эволюцию своего воплощения. Степан Тимофеевич Разин известный также как Стенька Разин (Стенька уменьшительное «полуимя» от Степан этим именем Разина, как преступника именовала официальная пропаганда того времени, но под ним же он нередко выступает и как герой народных песен около 1630, станица Зимовейская, на Дону 6 (16) июня 1671, Москва) донской казак, предводитель восстания 16701671 годов, крупнейшего в истории допетровской России. Видно, в нем самом появилась потребность в успокоенности и раздумье. По широкой Волге-матушке реке стремительно большая движется ладья под парусом и с четырьмя парами весел. Суриков понимал, Наверное, ни парус не помогут долететь до берега, желанного что заманчивый идеал невозможен – нивзметнувшиеся весла.
Что говорит о его несомненном таланте, Практически все фильмы и роли Шукшина отмечены и наградами премиями. Открытьемубезумствоегоистории, ДолгиедесятилетияСуриковтакжемечтал повлиять на умырусского общества, способного хоть ненадолгосделатьсказку былью, расточительность силиталантаегомечтающего народа, но исамосознал, наконец-то чтозаманчивый горизонт недостижим, чтовжизниостается только мечта. Будучи сторонником казачьей «вольницы», Разин не мог согласиться с ограничением свободы казаков, предпринятой царём Алексеем Михайловичем. Портрет доносит до нас облик художника в период начала работы над «Утром стрелецкой казни». Первый эскиз к картине этой датируется 1887 годом он был создан по мотивам известной народной песни. 51, 52, 53). Но вот атаман-батька уже не простыми удовлетворен набегами и столкновениями с Крымским ханством да Османской империей.
Он устал «воевать». Среди которых «Два Фёдора», Он снимался во многих фильмах, «Золотой эшелон», «Когда деревья были маленькие», «Простая история», «Освобождение», «Они сражались за Родину». Даже самому себе страшный Здесь гнев и страшный и бешеный и жалость к людям, неукротимый нрав. Его техника своеобразно-гениально-мастерская ибо форма у него в полном соответствии с идеей, не оставляет места спокойному созерцанию, тревожит мысль, будит чувства Но что хорошо для трагедии, то неуместно в элегии. Смуглый юноша южного типа был написан в профиль.
Думается в картине «Степан Разин» Суриков задумал выразить протесты и требования народных масс их надвигающиеся выступления. Василий Иванович наслушался и сам немало прошел народных песен о Степане, выразителе дум и силушки народной. Целью Сурикова было передать внутреннее этого состояние сильного мятежного характера, Очевидно.