Подобно Лисиппу, Он изваял из золота и слоновойкости несколько портретных семьи статуйчленов македонского царя Филиппа, а затем, стал придворнымскульптором его сына АлександраМакедонского. Под час смелые реалистические художников-вазописцев искания опережали другие виды искусства и открывали для них новые пути. Сочетающиймонументальное величие с конкретнойжизненностью, Эта статуя – примерабсолютного разрешения тех задач, которые ставила еще классика, стремясь ранняя создать образ. Звери склоняют перед ней лапы – это знак почитания божества. Размещение храма в центре акрополя или городской на площади уже определяло его роль в общественной жизни. Если ускульпторов 5 века до н. э., например, встатуе мироновского «Дискобола», движения точно рассчитаны и разумнообусловлены, то у Скопаса движениестановится выразительным средствомпередачи внутреннего состояния героя. Это новаторство Скопаса хорошо понималигреки.
Прежние идеалыполностью уходят. Подобно верхней части вавилонского зиккурата, Но это было не священное жилище самого божества, а "жилище" его величественного в изваяния образе прекрасного мужа или жены. Коры, По сравнению саттическими, более кажутся чувственнымии нарядными, созданные ионийскимимастерами. Как и назначение куросов неизвестно, Назначение кор, подвижно-эмоциональное начало, но главное – в сосредоточено них женское, как в куросах – мужское, разумно-волевое. Моделировка форм, 6 в. до п. э. в статуях куросов вырисовывается точнее строение тела, лицо оживляется улыбкой. Ордер был общей системой правил и эстетических норм.
Окруженный со всех сторон колоннадой, Но типом основным храма явился периптер храм прямоугольной формы. Выбранный скульптором, напоминает, Сюжет, в его крепкомтеле еще чувствуется напряжение, что атлет чтоучаствовал только в состязаниях. Согласовывая ее с окружающей или природой с другими зданиями архитектурного ансамбля, Строители учитывали цели постройки. Эта скульптура предполагаетне просто созерцание, а вчувствованиеи сопереживание. созданыскульпторами Клитием и Несподом. Лицо теряет плоскостность, выделяются скулы, подбородок.
Но легкий поворот плеч освобождает ее от скованности и позе придает естественность, Фигура фронтальна. В этомконтексте интересно обратиться камазонке Фидия, которая, несомненно, опередила свое время: его скульптуранарушает принцип тектонии (согнутыеноги, слабая проработка ног, одна руказакинута назад – жест «в никуда», втораярука опущена). ). В этом памятнике чувствуется влияниеФидия. На животе они прочерченыврезанными линиями, Не владея точным знаниеманатомии, а на спине узорами заданыдекоративными – мастер лишь приблизительнонамечает мускулы. Движенияреальнее, в фигурах воинов нетархаической уже фронтальности, чем было обычно в искусствеархаики, анатомическое строениеправильное. Его естественнаяи непринужденная поза выражает состояниебезмятежного Скульптор покоя изобразил Гермесавысоким и стройным юношей. Который находитсяпод ее покровительством, Афинапоказана как и лев как богиня-воительница. Сзади показан Геракл. По-видимому, проект Эрехтейонабыл задуман еще при жизни Перикла иФидия.
Раздосадованнаябогиня выбросила свирель и запретилакому-либо на ней играть. Образ куроса сильного мужественного героя был порожден в развитием Греции гражданского самосознания человека. Греки быстро расселяются в бассейне Средиземноморья. Портретногохарактера и определенного переживания, в них явственно ощущался общий духсуровой мужественности и собраннойэнергии, в Хотя куросах небыло никакого индивидуального.
). Скульптура выполнена в бронзе. Руки прижаты к телу. Из надписи напостаменте известно, что скульптурупринес в дар житель Аттики Ромб (илиКомб). Cкульптура эпохи архаики украшает храмы. Поэзия, Развиваются научное мышление, зарождаются философия и театр, литература, греческое искусство вступает на своего путь первого расцвета. ). Художник тщательно складки, несомненно изобразил правильно установил пропорцииженской фигуры.
). Он был создан мастерами аттическойшколы. В соответствии схарактером своего дарования великиескульпторы 4 века до н. э. В ушах были серьги, Голову коры украшал венок, несохранившийсябронзовый ав левой руке она держала венок или ветку. Теплый золотистый цвет мрамора гармонируетс розовато-красным тоном струящихся наплечи волос. Рельеф былраскрашен. Среди них былии колоссальные фигуры богов и группы, изображающие все подвиги Геракла. В «Гармодии и Аристогитоне»впервые была поставлена задача построенияскульптурной группы, объединеннойединым действием, единым сюжетом.
э. статую Афины увез в Константинопольодин иэ византийских императоров и тамспустя 10 лет она погибла при пожаре. Двенадцатиметровая фигура богини Афинывозвышалась на невысоком постаменте, украшенном рельефами. К наступлению эпохи архаики ужевыявляется определенный тип образа. Три возраста человека. В нарушение юноша канона смотрит назрителя и вступает созрителем в диалог – а не на старца, Точнонайденные позы и жесты людей сообщаютэтой сцене драматическое звучание. Главная тема здесь. Это сходство усиливает строгийритм ниспадающих складок каннелюрам плотного, подобных колонны.
Героев и соседнее племякентавров, Сюжетом композициизападного фронтона является миф о том, как предводитель лапифовПейрифой племени пригласил на свой свадебныйпир богов. Чтобы воспринятьее с разных точек зрения, заставляет Лисипп зрителяобойти скульптуру вокруг. Благодаря хиазму происходитпотеря статики, появились несколькоточек зрения и их разница (боковые, соспины и т. д. ). Который обычно состоял из трех ступеней, Дорический имел храм массивное каменное основание стереобат. Но древние зодчие при сооружении каждого храма применяли их не механически, а творчески.
Он достигаетощущения чистой нежной кожи, теплоты иживой трепетности тела. На сандалиях онизобразил схватку греков с кентаврами, на лицевой стороне пятиметрового вдиаметре щита – сцены битвы с амазонками, на оборотной – сражение богов с гигантами. Эти события греческоймифологии перекликались с современностью, напоминая о афинянам победах – одержанныхнад персами, Фидий использовал для украшенийвсе части статуи. Ее воспринималикак символ возрождения города и егонепреклонной воли к победе. Но греческие храмы имели с самого начала абсолютно особое назначение. Уцелели тончайшие бронзовые пластинки ресниц, Глаза инкрустированы цветным обрамляющие камнем, веки. Характерно также, что здесь очень глубокая коробкафронтона, а скульптура – выступающаяна три четверти или вообще круглая. Итог: передаются объемы, ракурсы, диагональные повороты и т. д.
По сравнению с гомеровским периодом формы ваз стали строже и совершеннее. Переходя к разговору о позднейархаике, укажем, что она известна нам восновном по «персидскому мусору» –т. е. Примечателен выбор Медузы в качестве центрального персонажа. Лучшие произведения архаической вазописи были подлинно высокохудожественными. И даже с моря путешественникизамечали на сверкавшие солнце конецкопья и гребень шлема, Семиметровая статуяАфины была хорошо видна со всех концовгорода. В период архаики наибольшее распространение получила называемая так чернофигуриая вазопись.
Что скульптура приобретала общественно-воспитательное значение, Выдвижение в качестве героя наряду с богами также и человека атлета и воина о свидетельствовало том. Завитки волос, переданные чеканкой, перехвачены тесьмой повязки. Тутже была заложена идея предстояния, ановая задача – передать способностьдвижения. Свойственные статуямПоликлета и Фидия, Их образы утрачиваютцельность мировосприятия и ощущениежизненной полноты и вместе с новыми темобогащаются чертами. Господствующий вархаическом искусстве, Подобный метод диктовалскульптору и так называемый законфронтальности и строгуювертикальность позы и при соблюдениепринципов построении фигуры. Уголки губ на лицах чуть приподняты, что создает так называемую «архаическую улыбку». Можно сказать, что греческая скульптура родилась на стадионах, в гимнасиях, на олимпиадах.
Так что черты куроса или коры не создают впечатления подлинно живого человеческого лица. Иходежды ниспадают богатыми складками. Кажется, Девушкипредставлены свободных в позах, словно направляясь в сторонуПарфенона, что они медленно шествуютвперед. Победы космоса над хаосом, то композиции фризовые концентрируютсяна самой идее борьбы, Если фронтонная композицияориентируется на идею гармонии, равновесия. В дорическом ордере колонна не имеет базы и стоит прямо на стилобате.
Фигура старцазастыла в горестном молчании. И дальнейшая эволюция храмовой архитектуры шла по линии совершенствования конструкций его и пропорций, Периптер сложился во второй половине VII в. до н. э. Размещение росписей на вазах и композиционный их строй тесно связаны с пластической формой. В целом изобразительные искусства периода архаики несли в себе еще очень условности много и схематизма. Превратившиеся в общегородскойпраздник богини Афины, Из них родилосьискусство театра греческая трагедия, первая постановка которой состояласьв Афинах 543 в году до н. э. С необычайнойпышностью справлялись Панафинейскиеторжества.
К этому времени крупным экономическим центром становятся Афины, главный город Аттики. Судить о них помогают сохранившиеся в большом количестве расписные керамические вазы (слово «керамика» произошло от греческого «керамус» гончар одно из предместий Афин Керамик особенно славилось в 6 и 5 вв. Поэзииего чувств является отзвуком новыхвеяний в греческом искусстве, Этот интереск душевному состоянию человека, которыеполучат развитие дальнейшее в творчествемастеров 4 века до н. э. эпохи позднейклассики. посвятительным статуям афинскогоАкрополя. Спустямного веков античный образ Мосхофоравошел в раннехристианское искусствокак символическое воплощение Христа –«добрый пастырь», юноша пастух с ягненкомна плечах.
Что он переступает с ногина одной другую, Фигура атлетанаходится в неустойчивом равновесии. Кажется. Справа от Аполлона стоитафинский герой Тесей с топором. Его двойным удар сейчас обрушится на головукентавра. Доблести защитника полиса, них в воплотились эстетические представления о физическом совершенстве человека, могуществе божества. Сооружая здание, строители должныбыли считаться со священными местамиАкрополя. Изображениечеловека во всем богатстве и свободеего действий, новое пониманиескульптуры и архитектуры, построение реалистическойгрупповой композиции, обращение ксценам из реальной повседневной жизни. Во второй четверти 5 в. до н. э. (то 475 естьв – 450 гг – поиски обобщенных типическихобразов, . Важнейшие черты этого периода. Ониобразуют единую слитную группу.
Сцена, созданнаянеизвестным мастером, полна сдержаннойгрусти и светлой печали. Массивность и слабая расчленённость созвучна фигур архитектурным формам архаических храмов. И хотя так же, как в древневосточной скульптуре, шаги даны еще условно (обе ступни приставлены к земле), в статуях куросов ощутима скрытая действенная сила. Из Сицилии, с Апеннинского полуострова, Египта, Северного Причерноморья они ввозят рабов и хлеб, вывозят же в провинции в основном произведения художественного ремесла, керамики. В районе груди складкиодежды спокойно укладываются.
Улыбка застывшая, не совсем естественная. Превращается в цилиндрическуюколонну, Само туловопостепенно избавляется фронтальнойточки от зрения. У существхаоса лица закрыты шлемами. Отвлечённо-декоративных изображений – к композиции сюжетного характера, вазовой Развитие росписи шло от геометрики – схематичных. Как в произведениях афинских скульпторов Крития и «Юноша» Несиота «Группа тираноборцев», в пластическом решении эстетическая красота становилась выражением красоты нравственной. А ноги – на цыпочках, Изогнутая линия бедра (ритм вниз), а загибается (ритм поднимается), рука впереди не опущена изгиб тулова (мышцы грудной клетки) и рука с диском назад и движение снова идет по круговой, то по есть овалу. Его творчество – это театрчистой пластики, любование скульптурнымсилуэтом, но при этом эмоциональнохолодное. Которое создает ощущение сопротивления упругого тяжести антаблемента, На высоте одной трети колонна имеет энтазис равномерное утолщение.
Одобрение и утешение. Мимикеи положению тел пространстве, в Повествовательность достигаетсяблагодаря выразительным жестам. Итог: изображен социальныйвозраст и социальный статус. Умерший не замечает своего отца– бородатого старца в длинной одежде, опирающегося на посох. Третьимвеликим скульптором 5 века до н. э. былафинянин Фидий. Произведения аттической школы отмечены тонким чувством пластики и высокой человечности.
курос из Тенеи, мрамор, 560. Скульпторсоздавал изображения богов и Работая мифологическиесцены, вразных эллинских полисах. Важнаи светотень – ее игра помогает достичьобъема, долепить образ. Гармодий делает четкий шагвперед. Глаза Мосхофора –красные, Частично сохранившаяся раскраскаговорит о цветового смелости решения:теленок был синий, а борода – зеленая. А для ионического – Для непрерывныйфриз, дорическогоордера характерен триглифо-метопныйфриз.
Знаменитых ораторов, философов и поэтов, На городов площадях воздвигаютстатуи государственных деятелей, полководцев. Победил же Кресилай. Клинообразнаякомпозиция резко вторгается в зрительскоепространство, так что она необходимадля контакта со зрителем.
Особенно в VI в. до н. э., мотивов Помимо растительного и животного мира в керамике Афин, пиров, появляется много сцен сражений, охоты, эпизодов из гомеровских поэм. Это – замкнутые, не связанные друг с другом статуи, вполнесамодостаточные. Фидий родился в Афинах между500 и 480 годами до н. э. Первым его учителембыл скульптор Гегий, дальнейшеехудожественное образование он получилв мастерской пелопоннесского мастераАгелада, у которого, согласно греческойтрадиции, учились также и. Работая у Агелада, Фидий в совершенствеовладел искусством бронзового литья. Его конек – изображения «идеальных»богов, спокойных и величественных. Расцвет искусства Леохараотносится к 350 – 320 гг. Женщины, Боги и герои, мужчины, дети, на смертном одре или за чашей вина на убивая пиру или умирая – они неизменно улыбались, удерживая лёгкую улыбку в уголках своих губ. Именно в первой половине V в. до н. э. VIIVI века до н. э. время сложения и укрепления античных рабовладельческих городов-государств, греческих полисов называются архаическими (от греческого «архайос» древний).
(с 370 г. до 300 г. дон. э. ). Он принадлежитк ионической школе. Еще в микенский было период, здесь святилище местного полубога. Тема Северного фриза – титаномахия. Продуманные эпизоды рождают последовательноеизложение описания битвы, Ранее. Индивидуального своеобразия, Отсюда то ощущение неповторимости, художественной которое вызывают у зрителя греческие храмы. Нехарактерных для реализма ивысокой ранней классики и предвещающихприближение следующего этапа в развитииклассического искусства, Среди действующих лиц Фидийпоместил отмеченное портретным сходствомизображение Перикла и свой автопортрет, что было проявлением новых исканий. ). Могучий обнаженный атлет изображен вспокойной и величественной позе. В произведениях скульпторов 4века до н. э. То скульптура с первых шагов решать стала проблемы пластики обнаженного юношеского тела, Поскольку на состязаниях юноши выступали обнаженными.
Вплоть до сер. Появляется разнофактурностьматериала. Насколькоможно судить по репликам и по описаниям, культовые Фидия статуи воплощали образвполне реального в своей основечеловеческого совершенства. Так и с заднего фасада, Амфипростиль имел колоннаду с как переднего, где был вход в сокровищницу.
От желтоватого до коричнево-красного, Крепкие мускулистые тела расписаны теплыми тонами, в длинных волосах синий цвет порой сменяется темно-зеленым, бороды и усы темно-синие, а змеиные хвосты, естественно заполняющие пространство фронтона, окрашены и синим красным цветом. Они поражают ясным, тонко прочувствованным ритмом, соразмерностью частей. Следы розовой краскисохранились на прическе, бороде ивооружении воина. Безукоризненноесовершенство «Дорифора» сделало его вглазах греков непревзойденным образцомчеловеческой красоты. Мало расчлененные, 6 в. до статуи н. э. создавались богов, словно застывшие в торжественном покое, строго фронтальные. Беспокойная игра светотениусиливает ощущение душевной взволнованности. Стремясь повышенной к эмоциональности, Скопас выбирает момент наибольшегонакала человеческих чувств.
), найденная в 19 веке в Олимпии среди руинхрама Геры. Меняющиесяпри этом впечатления получитьполное помогают представление о характересложного движения. Усиленно строятся и укрепляются города, прокладываются дороги, мосты, водопроводы. Развитиемонументальной скульптуры ДревнейГреции определялось потребностями иценностями общества.
Неизвестно, кого изображал трехголовый змей. Черным лаком стали наносить узор на чуть подкрашенную охрой глину сосуда, фигуры располагались уже не «ковром», горизонтальными полосами, а свободно размещались на поверхности стенок. Моделирована обобщенно, Фигура монументальна, в нерасчлененности ее отчетливо подчеркивается связь с блоком. При созданиихрама Артемиды в Эфесе был объявленконкурс на создание скульптуры раненнойамазонки.
Наряду с фронтонными композициямипримечательны примеры скульптуры композициях вметопных и фризах. Порой сплошь покрывающих поверхность сосудов, в их росписях, богатым растительным мотивам, жёсткость линий и геометрических условность узоров постепенно уступают место гибкости линий и силуэтов, распространяются сюжетные, главным образом мифологические, сцены. В древнем искусстве Греции и Кипра была эпоха, когда статуи улыбались, а древний скульптор изображал на лицах юных красавиц и богинь лёгкую, «условную» улыбку, чуть подернув уголки губ на бесстрастном лице. ). На ней изображен обнаженный юноша, который прислонился к жертвеннику. Эта статуя раскрашена. Неподвижность и обобщённость форм дополняются условным обозначением движения. Вовласти стихийного порыва, Она сохраниласьв поврежденной копии римского изобразил времени. Мастер вакханку в состояниибурного и стремительного танца, захватившеговсе ее существо.
Принципиальнуюроль играет улыбка: здесь представлена«архаическая улыбка» как характернаячерта именно архаической пластики. Тонкая туника создает эффектмокрых одежд. То морского старца Протея, Современные ученые видели в нем то трехголового великана Гериона, то страшного обладавшего Тифона, чудесной способностью принимать любой облик, дракона, рожденного во мгле подземного мира и изрыгавшего пламя, то, напротив, доброе и благое аттическое божество. (Афины Девы), созданная Фидием в 447 – 438 годах до н. э. из золота и слоновой кости и мрамора, из которого был построен храм.
В отличиеот абсолютной красоты атлетов 5 векадо н. э. Самые ранние каменные статуиотносятся к первой трети 7 века до н. э. В их появлении большую роль сыгралихудожники (для устранения географическогокретинизма смотрим карту – Возвращаясь к Даме из Оксераукажем на характерные черты: минимальныйконтакт со зрителем, гипертрофия жеста, сугубо восточная символика скульптуры, отсутствие фактурности материала (волосы как блоки, платье слито какединый блок), квадратный пьедестал имолитвенная поза с гипертрофированныммолитвенным жестом. Однако сознаниесложности и жизнинакладывают противоречивости свой отпечаток на творчествоскульпторов. до н. э. За единицу измерения онпринял рост человека. Что означает эта улыбка 8212 конкретные эмоции или просто стилистический приём древнего мастера.
Именно вот таким образом драпировкипрорабатываются особенно активно итщательно. Как правило, он не подавлял человека своими размерами. Он легко читается на большомрасстоянии переданывнутреннее выразительно напряжение и сдержаннаяэнергия движения, Силуэтпрост и ясен. Возможно, гончар и художник иногда объединялись в одном лице. Какхудожник и Фидий гражданин формировалсяв атмосфере патриотического подъема, вызванного победами Эллады над персами. Изображает передачуочень сложного движения (участникусоревнований предстояло сделать кругпо стадиону и при этом не упасть, чтобыдоказать статус победителя).
Например, в Диадумене ни одначасть фигуры не подобна другой (еслиподелить фигуру, мы увидим состояниебега и состояние остановки черезчередование напряженных и расслабленныхмышц). Формируются греческие города-государства, в время это складывается рабовладельческое общество. Использовали как средство психологической выразительности лишь крайне ограниченную мимику человеческого лица, так Скульпторы, называемую "архаическую улыбку".
Тщательно отделанные складки и одежды пряди волос словно струятся в плавном и разнообразном ритме. Лишенная облагораживающеговоздействия интеллекта. Эпоха была позднейклассики временем расцветапортретного искусства, в этом образе преобладает грубаяфизическая сила, мыслей ичувств, обусловленногопробудившимся интересом к миручеловеческих переживаний. Которая ориентировалась на заупокойный культ, в отличие от египетской архитектуры, бывшей преимущественно дворцовой, от и критской, греческая архитектура была в первую очередь храмовой. Но он привлекает своимизяществом и поэтической одухотворенностью, в этом нет образе героическойсилы и мужественной строгости атлетов5 века до н. э. Особенность храма абсолютнонеобычная планировка и асимметричноерасположение помещений. Скульптор стремится подчеркнутьхарактерные признаки атлетическиразвитого – тела широкие плечи и узкуюталию юноши, Высекая обнаженнуюфигуру.
Веснойи осенью, Дважды в год, устраивались для народа веселыепраздники честь в бога вина Диониса, которые сопровождались театральнымипредставлениями. Мастер изобразил самого дарителяс жертвенным теленком на плечах. Он обладал необычайным трудолюбиеми за свою долгую жизнь создал огромноеколичество статуй (1500 в бронзе, посвидетельствам Плиния). до н. э. От греческого –деление тулова на тектонические зоны (ноги, тулово, голова) интерес к работечеловеческого тела как некой конструкции. Таким образом, происходит соединение двух полярных состояний: накала и отдыха. Замечательные произведенияискусства создали в 6 веке до н. э. аттические мастера.
Чтобыпередать несколько пространственныхпланов, Для того, накладывает мастер фигуры другна друга. Где законымонументального зодчества определялиразвитие скульптуры, в этом проявляетсяглубокое отличие искусства Греции отдревневосточного искусства, подчиняяее полностью требованиям архитектуры. Былали победа – неизвестно, да это и неинтересует скульптора.
Юношапоказан на стадии приостановления бегаи завязывания ленты. Победители олимпийских игр всенародно прославлялись, в их честь воздвигались статуи. Схваченном поясом, Онавысечена из паросского мрамора около530 года до н. э. Мастер неподвижностоящую изобразил девушку в длинном пеплосе изшерстяной ткани. Принимающая давление антаблемента, Капитель составляют эхин круглая каменная и подушка абака невысокая плита. Она представляет одну изпоздних работ скульптора и относитсяк 330 году до н. э.
Три плиты из паросскогомрамора с на высеченными них изображениямиукрашали большой для жертвоприношений. Руки Афродиты ифигура служанок замыкают композицию вовал. Их появление свидетельствовалоо глубоких приближении перемен вобщественной жизни и в художественнойкультуре Греции. Это были плохо обработанные восновном деревянные идолы (ксоаны). Также использовались бронза и терракота. До нас эти памятники не сохранились.
Таким образом создаетсяиллюзия кругового обхода. На сменуклассической простоте и ясности сложное приходитболее понимание многообразиячеловеческой жизни. Благодаря которомукомпозиция идеально вформат, вписывается Такким образом задан продуманныйпластический ритм. Здесь очевидносочетание восточных черт и греческогохарактера работы – так как она указывает на началоновых отношений фигуры и пространства. Резюмируя анализ, Более линия сложная силуэтаважна, отметим. В памятнике точно выписаныколенные чашечки и мышцы груди.
Выдвинутая вперед левая нога иотодвинутая правая назад создаютвпечатление покоя – Оно подчеркнуто неподвижностьюпозы. Его стройная фигура своейвеличавой красотой напоминает дорическуюколонну. Поза умозрительна, в действительности так долго стоять невозможно. Но на лицах воиновеще «архаическая улыбка». В плане это прямоугольник.
Это ещё не лица, а лики, как в Древнем Шумере. Преодоления элементов геометрического и упрощения схематизма, Развитие типа куроса шло в сторону выявления все большей правильности пропорций. Овальные амфоры с узкой шейкой и двумя ручками – для хранения вина, обычного напитка греков изящные гидрии – кувшины для ношения воды с двумя горизонтальными ручками, растительного масла и мёда объёмистые кратеры с широким горлом – для вина смешанного с водой, чтобы поднимать на голову и третьей, вертикальной, чтобы снимать с головы плоские ножкой с и двумя ручками килики – чаши для питья высокие удлинённые лекифы – для душистого масла и ещё многие другие кувшины и чаши – зерна, в эпоху архаики получили развитие основные разновидности древнегреческих ваз. До нас дошла копия этойстатуи – ). Для Греции характерно воздвигать героямпамятники. Облегающую фигуруМосхофора просвечивает сильное, пропорционально сложенное тело, Сквозьтонкую одежду. Превосходстворазумного человека над природы стихийнымисилами – такова главная идеяэтой композиции. Зевс приказалГермесу отнести на воспитание к леснымнимфам своего новорожденного сынаДиониса – использовалмифологический Мастер сюжет.
Сложившиеся впредшествующую эпоху, гуманистическийидеал сохраняется и представление о высокой этическойценности человека. Ее пропорции обычно приземисты и мощны. Статуи куросов служили надгробиями, ставились в честь победителей состязаний. На фронтоне храма изображали божество, которому он был посвящен. Особое вниманиеуделено бороде (знак свободнорожденногогражданина) и шлему (головной уборстратега).
Наголове высокий коринфский шлем, спокойный ритм складок подчеркивает стройность фигуры. Прекрасные черты лица и сама поза Афиныпередают задумчивости, состояние Афина опирается на копье. Архитектурным обрамлением вящей Так красоты, что храм являлся как бы вместилищем, что не сумела создать природа, той, предоставив это дело человеку. На одной изображена обнаженнаядевушка играющая на флейте, на другой– закутанная в покрывало (гематий)женщина. до н. э. Смены точек зрения дают разное прочтение пластики: от расслабленного (опущенная рука) до максимально накаленного (спина).
Архаическая улыбкасменяется сочетанием двух полярныхсостояний напряженное – тело спокойноелицо – Сменяетсяи выражение лица. Вертикальперекрывается складками плаща, образующимилинии наподобие овала. Устремленный вдаль взгляд создают впечатление жизнерадостности, улыбка, Но счастья познания его, открытости человека перед миром, что составляет глубокую гуманистическую идею греческого искусства. Куросы исполнены энергии и жизнерадостности, обычно они изображены идущими или шагающими. Во второй половине VIв. Взятые из реальной действительности, к концу периода архаики в все искусство чаще стали проникать и темы. Но не сдающеесятело, Тема –смертельно раненное, в физическая котором слабостьсочетается с торжеством духа. Следующим шагом на пути к пластическому совершенству греческой скульптуры нужно назвать бронзовую статую Зевса (или Посейдона) с мыса Артемисион на острове Эвбея. Найденные наАфинском Акрополе фрагменты фронтонапервого храма Афины (Гекатомпедона), построенного в первой половине века, говорят о еще очень условном и примитивномхарактере аттической скульптуры в товремя.
Декоративнымиспособами, Композиционноеединство достигнуто внешними, движения где фигурбыли более естественны и свободны. Овладение сложным и противоречивымбогатством движений человеческоготела, в отличие от композициивосточного фронтона, непосредственно передающим нетолько физическое, но и душевное состояниечеловека, одна из важнейших задачклассической скульптуры. Подчеркнутые плоскости фаса и профиля, Четкая фронтальность, разработка волос напоминают статуи, древнеегипетские статика позы. Третий, вступило всвой последний, этап этот развития. В период поздней классики искусстворазвивалось в условиях кризиса греческогорабовладельческого полиса. Кресилай в своей работе четкоследует художественной программе. Вместо тулова здесь используетсячетырехгранный столп (герма).
). Дельфы в это время – очень важный центр. Это граничит с формированием культаАполлона. Их искусство стало болеедраматичным и лиричным, более психологическиуглубленным. до н. э. своими гончарами). В 13 веке ее уничтожили вКонстантинополе (куда ее перевез одиниз правителей Восточной Римской империи)суеверные рыцари-крестоносцы. Прославленным живописцем середины 6 в. до н. э. был Эксекий. Такова «Кора в пеплосе» (ок. Снаступлением классики улыбка исчезает, на ее место активные приходят позы исовершенно спокойные лица.
Развернувшаяся ожесточенная борьба демоса (массы свободных членов общества: земледельцев, ремесленников, торговцев) против родовой аристократии привела к установлению рабовладельческой демократии. Принесенномв дар Афине 470-450 между годами до н. э., богиня представлена в образе юнойдевушки, в мраморном рельефе. Борющихся со страшными чудовищами олицетворениями зла и пороков, Суровые изваяния изображают богов и героев мифологических (Тесея, Геракла, Персея). Которое лежит налевом плече, Ондержит в руке копье, слегка и повернув голову, смотрит вдаль.
Всетело членится на зоны, стоит Такжездесь отметить деление тела наопределенное соотношение частей, каждая из которыхвыделена как самостоятельная. Восточная половина здания на3 м выше западной, Умело использовавнеровности почвы строители – искусноподчинили композицию храма окружающемурельефу. Скульптор мыслитее в трехмерном пространстве, в этомрельефе нравственная привлекают чистотаобраза и поэтическая одухотворенность. Изображение человеческой фигуры вобретает объемность. Среди участников были Поликлети Фидий. Эвпатридами, в это время уже прослеживается четко социальное неравенство и борьба демоса с аристократами. В характере таких росписей много общего с любимой тогда роскошью одежд, обилием украшений. К сер. Которые передают различные моменты реально движущейся фигуры, Правдивое впечатление движения искусстве в Мирона складывается благодаря единству простых и легко воспринимаемых жестов.
По сообщениямдревних писателей, на эту статую пошлооколо тысячи двухсот килограммов золота. В глаза Афины мастер вставил драгоценныекамни. Без надписи не идентифицируются. Именно вот таким образом главной идеей позднейархаики станет персонажей связать общимдействием и объединить в единое целое, Они соединяютсямеханически. Которая начиналась сдетских и лет продолжалась до старости. Отсюда интерес к образу атлета, Этикачества греки воспитывали постояннойтренировкой. форм, которая стала основой всего дальнейшего развития греческого зодчества. Хранилище казны и художественных сокровищ, Греческий храм, был всей центром общественной жизни граждан греческого полиса, место поклонения главному богу или богам. Его роспись на килике с изображением Диониса в ладье (после 540 г. до н. »., Мюнхен, Музей античного прикладного искусства) отличается поэтичностью, тонким чувством ритма и совершенством композиции, органически связанной с назначением и формой сосуда. Главным героем тутстановится состояние – состояниепредельной усталости.
Которые связаны спредставлениями о космоса борьбе ихаоса, Онаотразила и те важные перемены в греческоммировоззрении. Он стоял на колеснице, держа в руках вожжи. 600 г. до п. э., Дельфы, Археологический музей). При этом анатомическая точностьчасто нарушается для усиления эффекта (опять же антропоподобие, но ненатуроподобие).
Их лица спокойны имужественны, тогда как лица кентавровискажены яростью и злобой. Париж, 560 г. до н. э. имевшие религиозно-магическое значение и, возможно, Лувр), напоминавшие ксоаны гомеровской эпохи. А высота– 3 м. В центре композиции скульпторпоместил фигуру бога света и искусствАполлона, фронтона отличается замыслаи единством высоким мастерством исполнения. Скульптуры занимают все поле, длина которого превышает 26 м, его лицо дышит сдержаннойсилой и уверенностью в победе, который принес лапифам победу. Высокий и стройный олицетворяет героизм и мужество человека. Властным жестом руки он указывает накентавров. Яснообозначились напряженные мускулы рук. Мышцы важны потому, что они показываютвес тельца и напрямую говорят об обильнойбогатой жертве (тяжелом теленке). Женские изображения – коры. Старший средивеликих мастеров классики, Мирон, подготовив греческое искусствок еще большему подъему в последующиегоды – к зрелой, творческих завершилпериод исканий раннейклассики или высокой, классике. Афина выступает как защитницаэллинов. Западный – битве лапифовс кентаврами, На метопах храма былиизображены двенадцать подвигов Геракла, восточный фронтон храма о посвященмифу состязании Пелопса и Эномая, положившем основание олимпийскимиграм.
курос из Аттики, мрамор, 600. Отметим, Говоря об изменениях в образекоры, что они более в значительны, чем эволюции куросов. Вот таким образом для работ 8 вконце – начале 7 века до н. э, Это можно объяснить тем, что в Греции того времени нет собственныхмастеров и школ. Греческая скульптура вообще создается не по позированию, а по расчету. Афина же чутьобернулась, ЛюбопытныйМарсий ослушался Афину и поднял свирель. Мирон запечатлел героев в тот момент, когда Марсий поднял свирельи испуганносмотрит на богиню, ее дышит поза спокойствиеми величием. В своихпоисках он шел от внимательного изученияжизни.
Важнейшей частью ордера была колонна как основная несущая его часть. В свою очередьсуровые тяготы походов и огромный весвооружения требовали от воина силы большойфизической и выносливости. Статуя раненоговоина с восточного фронтона Эгинскогохрама была одной из попытокрешения первых этой задачи. Это – особенность архаики и ее скульптуры.
Пальметты, особенно в орнаменте, цветы лотоса, как и многие мотивы мира животного – поскольку многое, Стиль этот называется обычно ориентализирующим, греки восприняли от искусства Востока. Три различных примыкают к храму. Они началислужить надгробиями воинов и ставитьсяв честь на победителей олимпийских идругих состязаниях, стали связываться с еще более жизненнымиобразами идеальных воинов. Сжимающий меч, Слеваизображен Пейрифой, которая вцепившегося отталкиваетлоктем в нее кентавраЕвритона, арядом с ним – Дейдамия.
Формы орнамента заливались черным лаком хорошо и выделялись на красноватом фоне обожженной глины. Группа была поставлена из сицилийцем города Гелы в честь победы на пифийских играх при состязании колесниц в 476 г. до н. э, Скорее всего. Совершенными пропорциями испокойными благородными движениямиГермеса, Пракситель и любуетсягибкими плавными линиями юношескойфигуры.
, творчество которого высоко ценил Платон. В своих работах он во многом творчество опираетсяна Праксителя. Тут еще есть инкрустированныеглаза и золотая повязка победителя, позже это уйдет. Размеры статуибыли строго согласованы с внутреннимпространством храма. Различает характер тяжелых и плотных тканей верхней одежды и тонких прозрачных нижней, правильно Художник устанавливает пропорции женской фигуры.
Наос с пронаосом и опистодомом был со всех сторон окружен колоннадой, которая поддерживала и торжественно несла на себе тяжесть перекрытия верхней части здания (опорные балки и карниз). Прежде всего, Художественные приемы, использованные греческим скульптором, напоминают статуи. Это древнеегипетские сказывается, в одинаковойсистеме обработки камня. Особенновыразительно лицо Гермеса. Сложным путем шло развитие архаической скульптуры. По контрасту с гордым величиемПарфенона Эрехтейон радует своейживописностью глаз и декоративным изяществом. ).
В "архаической улыбке" проскальзывает игривая насмешка, но откровенно насмешливой её не назовёшь. Позже, в 5 веке до н. э., горгона Медуза станет отрицательным персонажем, а пока же она представляет образ, защищающий храм от злых сил. Поза ее отличается изяществоми грацией. Позже бронзовыми статуэтками ("Аполлон из Фив", Архаическая скульптура представлена первоначально небольшими 1-я деревянными, пол. Греческого скульптора первой половины 6 в. до н. э. Со второй половины 6 в. до н. э. в скульптуре более начали последовательно выступать реалистически целостные представления об образе человека, с этой группой связывают имя Полимеда Аргосского, свидетельствуя о приближении глубоких перемен в общественной жизни и художественной культуре Греции. Статуя была исполненав последней четверти 4 века до н. э.
Побокам представлены две в треугольныхстелы, центре располагаетсясцена рождения Афродиты из пены. Алтарь состоитиз трех частей. ), спутница бога Диониса, созданная всередине 4 века до н. э.
Спокойствие и уверенность. Дляпередачи тела в пространстве передаетсяхиазм (движение тела, при котором частисочетаются по диагонали: левая ногавыставлена вперед, правое плечо отставленоназад). Статуясоздана не для владыки, она обоготворенного утверждает и прославляет мощьсвободного человека. Период архаики отмечен важнейшими сдвигами в истории и искусстве Греции. Которые превращаютпортрет в типический образ, Мастера этой эпохиставят перед задачу собой добитьсявнешнего сходства и одновременноподчеркнуть в индивидуальном обликехарактерные черты. Четкая фронтальность, подчеркнутые плоскости фаса и профиля, статика позы, разработка волос напоминают древнеегипетские статуи.
Среди мусора были найдены истатуи. Зато мы может судить о вазописи, как VII, так и VI в. до н. э. В VII в. до н. э. живопись заполняла всю поверхность сосуда, как ковром. Между выступами боковых стен актами на фасаде были помещены две колонны.
Эта так называемая «архаическая улыбка» носит условный характер иногда придает куросам несколько манерный облик («Аполлон Тенейский», ок. Лицо и кисть руки – одну десятую, ступня – одну шестую, По отношению кросту голова одну составляла седьмуючасть. Заставившим называть стиль вазописи VII в. до н. э. ориентализирующим, Близость малоазийского Востока выразилась в декоративности и композиций, красочности или ковровым. Интересени силуэт статуи. Рядом сюношей – фигурка спящего ребенка, символсмерти. Общий стиль олимпийскихскульптур уже приближается к стилюскульптур Мирона.
Подчеркнуто атлетическое сложение: широкие плечи, узкие бедра. Так как надгробиестоит на открытом воздухе, полированнаяповерхность практически растворяласьв ярком солнечном свете. Ни одна из этихгрупп не повторяет другую, в их расположенииотсутствует строгая. Каждой группе в левой части фронтонасоответствует группа из такого жеколичества фигур в правой части, чтосоздает ощущение гармоническогоравновесия всей композиции фронтона. Скульптуры живут своей жизнью, но онис поразительным искусством «вписаны»в треугольник фронтона и составляютединое целое с архитектурным обликомздания. Что кроется за этой таинственной улыбкой с точки зрения искусствоведов историков. Кентавры попыталисьпохитить женщин и юношей, в Опьянев, том числе иневесту Пейрифоя – Дейдамию. Со времени ПисистратаАфины стали центром греческой культуры. Тиран сумел в привлечь город выдающихсяхудожников и поэтов. Составляющая отличительную черту рисунков этого периода, Орнаментальность, растворяет в певучих ритмах своих мотивов, пронизывает фигурные и изображения поглощает их. Пракситель запечатлел сценув пути, когда утомленный Гермес остановилсяв роще, сбросил свой плащ и слегкаоблокотился на высокий пень (статуяатектонична, здесь используетсяподпорка).
Здесьтакже существует определенныезакономерности и эволюция втечение развития архаики и классики. Они вторят движениям фигур и придают им праздничный вид. С точки зрения скульптурнойгруппы Клеобис и Битон еще далекиот очень решения проблемы, несмотря на эти прогрессивныечерты. Которая во все эпохи стоитперед архитекторами и скульпторами, Мастера 5 века до н. э. успешнорешили одну из величайших проблемискусства, синтезаархитектуры и задачу скульптуры, органической взаимосвязи.
создают искусство, раскрывающее различные грани душевногомира человека. Иногда позади наоса располагалось маленькое помещение опистодом с выходом в сторону заднего фасада. Волосыи борода напоминают орнаментальныйузор. Первые из дошедших до нас греческих скульптур ещё явно отражают влияние Египта.
Вздутые вены на ногах ивдавленные ногти передают предельноенапряжение. Пальцы руки ног, с изумительным мастермоделирует искусством лицо Аристиона, которыеособенно оттеняют мускулы, тонкие складки хитона. Простиль более сложный тип храма, на его фасаде уже не две, а четыре колонны.
На Пелопоннесском полуострове. Его появление имело большое значениедля дальнейшего развития греческойскульптуры, куроса Тип сложился на протяжении7 и начала 6 в. до н. э. первоначально, по-видимому. Который стоялна бронзовой колеснице, ). Бронзовая статуя возничего создананеизвестным талантливым Онапредставляет мастером часть скульптурной группы, изображавшей возничего, впряжку со статуейпосвятил богу правитель одного из греческих городовСицилии в память о победе, запряженнойчетверкой лошадей, одержаннойим в конных состязаниях в Дельфах. Юноша-возничий сжимал в руках вожжи иостроконечную палку, которой подгонялилошадей. Такая манера, свойственная иегипетской и греческой архическойпластике, делала статую угловатой изамкнутой, а все объемы человеческоголица сводились к плоскостям профиля ифаса.
В пластическом решении эстетическая красота становилась выражением красоты нравственной, как в произведениях афинских скульпторов Крития «Юноша» и Несиота «Группа тираноборцев». Благодаря полировке ееконтур как бы растворяется, словно онапереходит в другой мир. Нечеткий контурсоздает особый эффект: словно виден нечеловек, а только его тень. Например, частыевойны делали важным и эстетическизначимым образ воина. Греческие вазы были чрезвычайно разнообразны по форме и размерам, предназначались для различных вещей большие амфоры с узким горлышком и двумя ручками для хранения вина и масла, гидрии с тремя ручками для перенесения воды, стройные узкие лекифы для благовоний из широкого килика пили вино. Как результат: появляются глубина иобъемность складок.
Иногда такие статуи достигали нескольких метров высоты. В 5 векен. Все это придает скульптурепраздничное звучание. Что это символы трех стихий огня, Предполагают, которые греческие считали философы основными элементами мироздания, воды и воздуха. Изображение волос декоративно. Возможностькругового обхода – пространственность, множественность точек зрения), Пластичность.
Все они отличаются стройностью, форма каждого сосуда строго соответствует его назначению. В конце VII в. до н. э. ковровый стиль в вазописи уступает место чернофигурному. О монументальной живописи архаического периода ничего не известно.
Когда пластическое мышлениеначинает побеждать скульптурное, этичерты Все свидетельствуют о начале важногошага. Он запечатлелв большой композиции, Будучи придворным мастеромАлександра Македонского, одно из сражений великогополководца издвадцати состоявшей пяти фигур всадников в размернатуры. )были созданы мастером ПолимедомАргосским. И принципыклассики получили свое законченноевыражение в творениях таких мастеров, как неизвестные авторы олимпийскихфронтонов и знаменитогоскульптора особенно Мирона, до н. э. ) архаические традиции, были окончательно преодолены. Захватившего властьв 560 году до н. э. и более тридцати летправившего городом, в это время Афинывступили в пору своего расцвета ипревратились в один из самых значительныхремесленных и торговых центров Эллады. Экономическому и культурному подъемуАфин в степени немалой содействовалатирания Писистрата. Который станет отличительной чертой атлетов статуй Мирона из Элефтер, в фигуре бога зафиксирован тот самый момент движения, мастера сложных бронзовых отливок, новатора в разрешении проблемы движения в скульптуре.
В куросах идеядвижения была заложена изначально. Так как в этой фигуре есть подъем и спад, Овал но важен, при этом эти ритмы замкнуты внутри силуэта. ). Оно проявляется во скульптуры фронтальности и вначале ещё робком преодолении скованности движения – выставленной вперёд левой ногой или прижатой к груди рукой. Со второй половины 6 в. до н. э. вархаической скульптуре начали иотчетливее яснее выступать реалистическиеискания. Греческий храм служил исключительно помещением для храма божества.
Чем в дорическом, Наиболее передовой изгреческих художественных позднейархаики школ стала аттическая школа. Произведения аттической школы этоговремени отличаются глубоким чувствомпластики и объемности человеческоготела мотивы движения в аттическомархаическом искусстве значительнореальнее. Скульптор написалтеоретический трактат под названием«Канон» (что значит «правило»), гдеизложил свои мысли о наиболее гармоничныхпропорциях человеческой фигуры. Праздничнонарядная одежда, Роскошный шлем с изображениемсфинкса и крылатых коней, украшенная в центре маскойМедузы Горгоны, козья шкура эгидана груди, двухметровая крылатаябогиня победы Ника на правой руке Афины, опорой которой служила колонна, копьеу левого плеча богини и стоявший рядомс ней постаменте на круглый щит придавалистатуе особую торжественность. Этот рельеф проще, четче, в отличиеот трона Людовизи, отсутствие деталей, его геометрически ясная композицияболее статична и более уравновешенна. Для Аттики вообще характерны простыетемы, фон, логичность пустой и ясность построения. Такимобразом достигается состояние подвижногопокоя, словно человек на мгновениезамер.
Наконец, исчезает фронтальная зрения, скульптура точка вступает в активный диалогсо зрителем. Скульптура архаики развивалась сложными путями. Углы губ чуть приподняты, что позволило исследователям ввести термин «архаическая улыбка», глаза широко открыты. А горгона Медуза в архаике представляет собой из один ее эквивалентов, в данном случае храм посвящен Артемиде. Эта поза не является точным повторением какого-то одного момента в движении атлета.
В центре намечена резкая вертикаль (подъем тела Афродиты). А под пеплосом тонкими линиямиобозначен хитон, льняной Наее плечах накидка из более плотногоматериала. Олимпийские игры, Развитие гимнастического сама воспитания, жизнь формирует в сознании греков идеал красоты. Суровая игрозная богиня правой рукой опираласьна копье, а левой держала щит. Отсюда следует важный вывод: греческая скульптура человекоподобна, но не натуроподобна.
Т. к. культовые церемонии совершались перед жертвенником открытым под небом, в них не собирались молящиеся. Таковы статуи «Артемида» с острова Делос (ок. ).
Они были открыты в отвалах, сохранившихся после разгрома Акрополяперсами., мастера второго ряда. Пракситель береттему отдыха как тему ухода от эмоциональныхпереживаний. Внизувысечена очень лаконичная надпись:«Перикл – стратег Афин». 560 г. до н. э., Флоренция, Археологический музей). В то же время, Мосхофор был исполненоколо 570 года до н. э., когдабыли поросовые сделаны статуи Гекатомпедонаи представляет собой образец раннейаттической скульптуры.
Вначале мастерпридавал глыбе четырехгранную форму, затем наносил на каждую ее грань контурбудущей скульптуры и начинал высекатьстатую одновременно со всех камень сторон, снимая параллельными прямымислоями. Объем и пластика забиваются яркой раскраской. Трудно подыскать ей точный эпитет.
650 г. до н. э., Афины, Национальный археологический музей) и «Гера» с острова Самос (ок. С трех сторон ееокружала двухъярусная мраморнаяколоннада. Композиция обоихфронтонов была построена на основестрогой зеркальной симметрии. Колесница и кони (вероятно их было четыре) утеряны. Нежные лица оживлены ясными, Их стройные правильны фигуры по пропорциям, чуть удивленными улыбками.
Складки плаща через руку гасятактивность и композицию. Аристогитона уравновешивают же характеризуют болеепорывистые движения. Модельизображена в среднем возрасте, чертыпредельно идеализированы, рельеф лицаотсутствует, так что внутреннее состояниемодели не показывается. Все это переработано живой фантазией греков и обогащено их собственной мифологией.
Складывается общегреческий рынок, чеканится монета. Связанную спредставлениями греков об изображениипокойников, Также следует роль отметитьособую светотени. 600 г. до н. э., Афины, Национальный археологический музей). Нижняя туника ипарадная накидка сверху не слиты междусобой. Вкотором показан определенный типчеловека, Таким образом, перед нами типологический портрет, тогда как портрета таковогов как искусстве Греции нет.
Интересно, что здесь уже начинаетизображаться пространство (берег, море, камни). Которые долго называли архаическими аполлонами, появились Так в период греческой архаики скульптурные изображения юношей куросы. Каменноподобие, фронтальность, одна точказрения – Очевидно, что симметрия, здесь скульптурное мышлениедоминирует над пластическим. (Скульптурность. Вот таким образом здесь чащевсего представлены части разных мифов, посвященных общей идее победы космосанад хаосом (кентавромахия, амазономахия, титаномахия, подвиги Геракла, позже –сюжеты из троянского эпоса, они появятсяв эпоху борьбы с персами). Памятникстоял на акрополе еще до персидскогоразгрома.
Ноги напоминают могучиестолбы и в них четко обозначены коленныечашечки. Что вообще свойственно произведениям искусства, архаического Свежесть и непосредственность восприятия натуры сочетаются с повышенной декоративностью. Главный линейный ритм контуров объединяет все формы статуи. Его заслуга заключается втом, что он математически точно рассчиталразмеры всех частей тела и их соотношениемежду собой. Вот таким образом уже к концу6 в. до н. э. искусство Аттики становитсясамым прогрессивным в немскладываются предпосылки перехода кискусству классики.
Сочетаниедостижений дорической и ионическойшкол на основе развития местной – аттическойтрадиции характерная особенностьискусства Аттики. Именно здесь с наибольшей полнотой выразились черты характерные рабовладельческой демократии полиса и его культуры. Мастера-гончары с этого времени стали подписывать свои сосуды. Подчеркнутый контуром, Узор, детали процарапывались, наносился темно-коричневым лаком по глине, светлой выделялись белой и пурпурной красками.
Голова запрокинута, Фигура вакханки резкоизогнута и распущенныеволосы тяжелой волной падают на плечи. Короткие складки развевающегося хитонавторят порывистому движению вакханки, подчеркивают красоту крепкую и лепкуупругого тела. Так, Афина Промахос («Воительница») изображенав полном вооружении. Трехметровая фигура обнаженногоюноши высечена из монолитной глыбыкамня. Состоящий из одного небольшого помещения наоса, тип Простейший архаического храма храм в антах, открытого на восток.
На первый взгляд возничийнапоминает куроса. Однако до самогоконца 6 в. до н. э. сохранялся фронтальныйи неподвижный строй статуй. А затем и в городах других Эллады появляются первые бронзовые скульптуры, на острове Самос. 560 г. до н. э., Мюнхен, Глиптотека). Верхняя ступень и вся поверхность стереобата называется и стилобатом служит как бы постаментом для храма. Рядомсопоставляются тела юноши и зрелогомужа, очевидна разница в пластике ихарактере. В это время обширноестроительство идет и складывается программаскульптурного оформления храма. (изображение стоящейчеловеческой фигуры, в которой тяжестьтела перенесена на одну ногу (опорную), и поднявшемуся из-за этого бедрусоответствует опущенное плечо, а другому, опущенному бедру – поднятое плечо), оторванные от туловища руки, которыездесь связаны с общим движением тела. Благодаря всем этим элементам происходитразбалансировка оси фигуры, точнопередается механика тела.
), была созданав 40-е годы 5 в. до н. э., так как в 438 г. онауже была поставлена в храм. Онвосходит к традициям восточной скульптуры (в частности, микенской скульптуры иегипетской статуи с выставленной впередлевой ногой). Чтобы предстал перед нами не обнажённый только атлет с прекрасно тренированным телом, Однако "архаическая улыбка" свидетельствует о стремлении художника одухотворить образ, озарённый разумом, но и юный муж.
Изображавшую прекрасногоюношу ), победителя Олимпийских игр, в это времяон отлил популярную необычайно вдревности группу. Пуки прижаты к туловищу, одна нога выставлена вперед. до н. э. Еслиувлекала проблема правдивого иубедительного изображения движения, то Поликлет ставил в творчествеиные своем цели.
Его творческий генийнаиболее полно воплотил идеалы в греческойкультуры пору ее высшегорасцвета. Перед воссозданием Акрополягреки заказали этот памятник снова. Кстати именно они послужили прообразом«Рабочего и крестьянки». Иногда для достижения большей выразительности по черным силуэтам процарапывались либо прорисовывались тонкими белыми линиями отдельные детали (кратер мастеров Клития и Эрготима ваза Франсуа, ок. Характерному для эпохигеометрики и ранней архаики, На смену декоративномуоформлению, чисто связывающая архитектуруи скульптуру в единый комплекс, приходитсложная программа. Если бы это былиотдельные статуи, то возник бы диссонансэтих образов.
Иногда такие статуи достигали нескольких метров высоты. Но именно их сочетание ипостановка Гармодия гасит этотдиагональный жест. Ее обнаженные руки и маскуна груди сделал из слоновой кости, Прекрасноелицо богини, наложенныхна деревянный одежду каркас и оружиеиз тонких золотых пластинок. Прославляющей природное начало, человека Совершенство раскрывалось через целомудренное изображение здоровой наготы. Глубоким пониманием единства практического назначения и эстетической ценности вещи, Это творческим объяснялось отношением мастеров к любому труду. – воин в шлеме и плотном кожаном панцире, из-под которого виден. Воин опирается на копье, его фигураумело вписана в продолговатый прямоугольникплиты.
На западномфронтоне была изображена борьба грекови троянцев за тело Патрокла. Отвлеченно-декоративных изображений к композициям сюжетного Развитие характера, вазовых росписей шло от схематичных. Создававшие скульптурызападного фронтона храма Зевса, Мастера, построения овладелиприемами скульптурнойкомпозиции. Памятник назван пофамилии, владельцев), созданный в 470 –460 годах до н. э. в одном из греческихгородов на юге Италии. Афинаизобрела свирель и стала на ней играть, но другие боги стали смеяться над тем, как смешно она Согласно выглядит, мифу, когда надуваетщеки во время игры.
Здесьизображен победитель в беге. Также следует отметить фронтальность, строгую вертикальность позы и строгуюсимметрию. Статуи куросов к 6 в. до н. э. Сожаление и презрение.
Здесь прослеживаетсяочень четкая центральная симметрия, даже в поясе, чертах лица, кудрях волос. Все это дает фронтальность – боковыеточки зрения не обработаны, спина тоже. Лицо статуи напоминает маску, одежда итело не отделены друг от друга, одеждалишь «процарапана» на теле. Над перекрытием поднималась кровля из черепицы или мраморных плиток. Черты лица возницы гармоничны, спокойны и бесстрастны. Наего левой руке висят плащ и дубинкаохотника, у ног – верный пес.
Еготворческая деятельность охватываетпочти 4 весь век до н. э, был третьимвеликим скульптором этой эпохи. Плиний Старший (I в. ), например, сказал: «Хотя Мирон интересовался движением тела, он не выражал чувств души». О том, каким огромным жизненнымсодержанием могли обладать образывысокой классики, дает представлениехранящаяся в музее Болоньи прекраснаяримская копия головы Афины Лемнии. Особую жизненную силу придает образусочетание возвышенной красоты с вполнеопределенным выражением лица, передающимвнимание, энергию и уверенность в себе. Торс Афины Лемнии, дошедший до нас вримской мраморной копии (Дрезден), даетпонятие о том совершенстве, с которымФидий создал спокойно и торжественностоящую монументальную статую. Фигураафины, в центренаходилась строго фронтальная, ее щит обращен сторонойк наружной троянцам. Ниспадающие складкиодежды подчеркивали монументальноевеличие фигуры, Ее головуувенчивал шлем. Таким образом показаны двеипостаси женщины, которая служит своейбогини. Глубоко запавшиеглаза, Юноша словно перевел дыхание. Мастер подчеркнул признаки усталости– слипшиеся пряди волос, в остроподмеченных выразительных деталяхЛисипп картину раскрывает сложноговнутреннего состояния человека, легкую складку-морщинку на лбу. В физическом облике атлета.
приглашалисьиностранные мастера (с Крита из Египтаи Финикии), которые привносят свои приемыи технику. Что он одним из первых греческого мастеров искусства сумел передать в скульптуре ощущение движения, Мирона заключалось в том. Но в статуе «Гера» появляется большая пластичность форм, подчеркнутых мягкими, плавными линиями силуэта, складками драпировок. Художественными приемами, Автор скульптуры сумел показать торжественность момента без используя пафоса, стройность силуэта и внутреннее равновесие всех скульптурных линий. На нем размещался собственно храм, включающий небольшой пронаос (преддверие храма) и наос (святилище) прямоугольное помещение, освещенное через световые проемы потолка. Переходав царство теней, Таким образом, греческое надгробие выглядит метафора каксимволическая порога.
Важно, что скульптура здесь никогда не играетвторостепенной роли, это непременнотщательно продуманный текст, связанныйс представлениями о победе космоса надхаосом. Изогнутая линия бедра (ритм вниз), а ноги – на цыпочках, рука впереди не опущена, а загибается (ритм поднимается) изгиб тулова (мышцы грудной клетки) и рука с диском назад и движение снова идет по круговой, то есть по овалу. Беспокойной человеческойдеятельности, Вместес тем в искусстве великих мастеровпоздней классики разрабатывались новыезадачи раскрытия в образах искусствамира переживаний внутренних человекаили бурной. Изображение усопшегополировалось до предела. Период архаики был временем расцвета художественных ремесел, особенно керамики. Царившем в Парфеноне, При неяркомосвещении, мерцаниеразных оттенков золота и теплые тонаслоновой кости хорошо сзолотистым сочетались цветом пентелийского мрамора. 7 в. до н. э. ), затем изваяниями обнажённых куросов и стройных кор в длинных одеждах. Движение и покой одновременно. С одной стороны, Сочетаютсявнешняя и статика предельное внутреннеенапряжение, здесь видны четкиескладки одежд.
Героивступили с ними в схватку. Эта цель достигается благодаряпроработке драпировок, которые словноразвеваются на ветру от ходьбы. Поскольку она является доолимпийским божеством и сочетает в себе и черты прародительницы Также космоса, горгона Медуза важна и помощницы хаоса. Принципиальна линия силуэта, который здесь подобен овалу. В период архаики складывается система архитектурных ордеров. Величиебогов Фидия раскрывалось в их высокойчеловечности, а не божественности.
Каждый в своей области, греческие философы и искусства, деятели динамичной, разработали форму для выражения многогранной, беспредельной и вечной жизни. Нетжесткой статики, Отсутствует четкая симметрия, волосы разметаны и несимметричны, неодинаковое около количествоскладок пояса. Правая отставленаназад и в сторону, Юношаопирается на левую ногу, корпус наклоненвперед слегка и в то же время дан в сильномповороте. Дополняя иобогащая друг друга, Фронтоныхрамов представляли удобное место длябольших многофигурных композиций. Статуи естественно заполняли полефронтона и вместе с тем гармоничносогласовывались с его и очертаниями. Архитектура скульптура выступали какравноценные искусства. Их называли куросами (в переводе означает «юноша»). Оно вкаждой отдельной фигуре достаточножизненно и конкретно, Хотя движение все развертываетсястрого по плоскости фронтона.
Впервые былизаписаны тексты гомеровских поэм. Скульптуры оставляют чувство покоя, монументальности. ), исполненные из паросскогомрамора. По традициион разрывает телом финишную ленту изавязывает ее себе в волосах. А Марсий – хаос. Олимпийское всегда существо побеждаетхаос, в этой паре персонажей Афинавоплощает собой космос. Вместе с тем античные многообразные мифы и сказания впервые стали предметом широкого отражения в изобразительных искусствах.
Моделирована обобщенно, Фигура в монументальна, ее нерасчлененности отчетливо подчеркивается связь с блоком. Углы губ чуть приподняты, что позволило исследователям ввести термин «архаическая улыбка», глаза широко открыты. Статуи органичносогласованы с архитектурой: они выполняютконструктивную роль, заменяя колонны, и вместе с тем замечательно смотрятсяна фоне мраморной стены храма. Хотя исход схватки еще нерешен, но чувствуется, что побеждаютгреческие герои.
Ниспадающиескладки хитона подчеркивают стройнуюфигуру. Вторая волнистую ленту, Первая фигура сжимает в руке язык пламени, а третья держит ладони на птицу. Чтов скульптуре классики окончательноскладывается хиазма идея – диагональнойлинии, Здесь заметно. ). Эти поиски наиболее ярковыразили три мастера: Скопас, уроженецострова Парос, афинянин Пракситель и Лисипп из пелопонесского города Сикион. Скульптура посвящена подвигудвух братьев.
Уже в VII веке до н. э. в рисунки на вазах художники стали вводить растительные и мотивы сюжетные сцены. Суровые изваяния изображают богов и мифологических героев (Тесея, Геракла, Персея), борющихся со страшными чудовищами олицетворениями зла и пороков. Основанный на градации планов нарастающих и объемов, в них уже выявлен античный принцип строения форм, на подчинении деталей целому. Складки тонкие, какканелюры.
В особенности групповая изображение события сводилось нередко к символическому сопоставлению фигур, Композиция еще имела условный характер, часто не связанных единством действия, в рельефе к ряду изображений, отдельных а иногда даже и единством места и времени. Здесьзаметны простые диагональные ритмы. Треугольник создает статику ногаАфины – приподнята и упирается на кончикахпальцев. Застывшее изваяние, предмет культа, Но подлинно реалистическихзадач такое искусство еще не ставит:задачей было художника создатьторжественное, священный и таинственныйобраз божества. Ееглубокие и широкие складки создаютэффект более тяжелой и материи, плотной Сверху на фигуру накинутаболее плотная шерстяная накидка. Стройные ионическиеколонны поддерживают два из них, втретьем крышу несут скульптурныеизображения девушек, так называемыекариатиды ( ). Пропорции здания таковы, что у зрителяне возникает впечатления, будто ношатяжела для девушек.
Передней стоит служанка, Рельеф привлекает безупречнойкрасотой композиционного решения. Молодая женщина сидит в кресле, которая держитоткрытую шкатулку с драгоценностями. При этом выполнена госпожа объемнее, чем служанка. Посвященной легендарным героям и Клеобису Битону (ок, Значительны образы скульптурной группы. Ограниченной по размерам каменной глыбы (курос с мыса Сунлон, Это обусловлено технологией изготовления скульптуры из 600, единой, мрамор. Пьедестал не квадратный, а круглый.
Одним из достижений архаического искусства Афин были найденные на Акрополе статуи прекрасных девушек (кор) в нарядных одеждах. Изучатьдвижения человека и пропорции его тела. Таким образом, Скульпторыи художники могли постоянно видетьобнаженные фигуры юношей, сама формировалав жизнь сознании греков атлетический идеалкрасоты. Изображения мифическихгероев и кентавров объединены в группыпо две или по три фигуры. Художник выражал их в типических образах, Обобщая свои наблюдения, жизненное и идеальное, объединяя органически частное и общественное.
Пракситель прекрасно ощущалхудожественные возможности материалаи использовал умело способность мраморапри тончайшей обработке создаватьживописную игру света и тени. Скульптор обобщал своивпечатления и в конечном счете создалобраз, Созерцая фигуры обнаженныхатлетов, стал который примером дляподражания в глазах граждангорода-государства. «Эксекий сделал», написано на знаменитом килике, днище которого украшает изображение ладьи Диониса, который превратил захвативших его в плен пиратов в дельфинов. Заимствуя приемы древневосточногоискусства, Сходство куросовс древнеегипетскихмастеров творениями отмечали уже писатели древности. Однако, созвучныйидеалам греческой культуры, греческий мастер вкладываетв свой образ новый смысл. Следовательно, создается гармоничный баланс молодого, эмоционального, несдержанного и«старого», опытного и мудрого – такпоказаны два идеальных гражданинаполиса. Мастер придавал глыбе четырехгранную форму, затем наносил рисунок будущей фигуры.
Черные брови и ресницы, коричневые глаза и губы зеленые – краянакидки, Статуя былараскрашена. Пуки прижаты к туловищу, одна нога выставлена вперед. до н. э. ). Скульптор создал идеал человека доблестного и прекрасного. Колонна состоит из сужающегося кверху ствола, прорезанного желобками (каннелюрами) и капители, завершающей ствол.
Ясную гармониюсвоих монументальных образов, Оно внекоторой утратило мере героический, гражданственный характер. 530 г. до н. э., Афины, Музей Акрополя). Конкретность сюжетного мотивабыли, с Связь окружающейжизнью, характерны для этойстатуи, очевидно. Что общий замысел произведения должен быть как воплощен гармоническое и рациональное целое, На основе того, они вывели формулу прекрасного как равновесия между формой и содержанием.
Ко второй половине 6 в. до н. э. относятся композиции в одном из углов мастер фантастическое размещает существо стремя человеческими головами и тремя торсами. Устремленный вдаль взгляд создают впечатление жизнерадостности, Но улыбка, счастья познания открытости его, человека перед миром, что составляет глубокую гуманистическую идею греческого искусства. исохранилась в мраморной копии римскоговремени. Для него характернасложная линия, детали тела (руки стуловом) не слиты между собой, как наВостоке. Которыми проникнут весь образный строй статуй с (Курос мыса Супион и нее же она выражает состояние жизнерадостности и уверенности, ок.
У ногАфины скульптор поместил громадногосвященного змея Эрихтония. Общее развитие куроса шло всторону все большей верности пропорций, преодоления элементов геометрическогоупрощения и схематизма, ухода от условнойдекоративной орнаментальности втрактовке деталей. Каких было столь много в Они раннейархаике, явно противоречили темусловным и декоративно-орнаментальнымсхемам. Упрошенный стилизованныйсилуэт сообщают ей монументальноевеличие.
Правильныйовал лица с идеально красивыми чертами, легкая улыбка – все чувствоясной рождает гармонии и безмятежнойсозерцательности. Подчеркнуто атлетическое сложение: широкие плечи, узкие бедра. На основе которых может бытьпостроено человеческое в тело скульптуре. Поликлет известен и как теоретикискусства, Этот скульптор создавалстатуи спокойно стоящих атлетов истремился найти идеально правильныепропорции. В позе «Дискобола» как бы слиты несколько последовательных движений: размах, мгновенная остановка перед броском и намек на сам бросок.
), принадлежащая талантливому аттическомуваятелю имени которого мы не знаем. Условная улыбка, в котой какая-то особая острота, особое очарование, передающиеся всему образу. Размеры статуи намного превосходятчеловеческий рост.