Его любопытство в познании человека было неисчерпаемым. Все чаще на мольберте Репина появлялись картины на ранее не любимые им библейские темы: «Голгофа», «Утро воскресения», «Неверие Фомы», «Отрок Христос в храме». Священникам нравились их яркие краски. Его жест, которым он (уже в который раз) исправляет лямку, воспринимается почти символическим, по словам Стасова, – как протест и оппозиция могучо молодежи против безответственной покорности возмужалых, сломленных привычкой и временами. Человек должен совершить духовный Длятого подвиг, чтобы воспринять эту радость иприблизиться кБогу, борясь сискушениями жизни.
Все это совпало сподъемом русской религиозной философии вначале ХХ века. Около 100лет назад, Русские иконы частью стали сокровищницы мирового искусства совсем недавно. 1860-ые годы – знаменательный в период российской социальной жизни и в жизни российского искусства.
Художник запечатлел момент, когда в тиране Грозном пробуждается человек и отец, осознавший свой зверский поступок и горе. Вытянутые фигуры святых почти прозрачны, они словно парят, неподвижны некасаясь земли, устремляясь кмиру небесному, пребывая поскольку ввечности, мир небесный вечен инеизменен всвоей сущности – бестелесны, Вот таким образом виконе приглушено плотское начало. Голубыми изеленоватыми тонами окрашиваются небесные сферы, где живут ангелы. С алчностью распродавшая после отца смерти его драгоценные альбомы рисунков и эскизы, в усадьбе Репина хозяйствовала его любимая дочь Веруня. Искусство которых тогда особенно привлекало в художника, портрете четко выражено желание создать картину в манере старых мастеров.
«Голгофа», «Отрок Христос в храме», «Неверие Фомы» – «Утро воскресения», Все чаще на мольберте Репина появлялись на картины ранее не любимые им библейские темы. П. флоренского идругих философов раскрыли сущностную взаимосвязь эстетического совершенства сее иконописи духовным, Труды Е. Трубецкого, богословским смыслом. Он справился с в экзаменом академию и в 1864 г. был зачислен вольнослушателем, Получив первый номер в школе. О ее обедах из сена ходили анекдоты. Не случайно критик В. В. Его сосед слевамогучий идобрый богатырь, справа (позировалматрос Илька) озлобленный человек стяжелым взглядом исподлобья, рядом сними, еще полными сил изможденное лицообессилевшего человека, еле держащегосяна ногах- В центре всей группы совсемеще юный бурлак, впервые идущий бечевой. Он не привык к лямке, все пытается еепоправить, но это ему мало помогает. Где бы я ни был, чем бы я ни развлекался, как бы ни увлекался, чем бы ни наслаждался, – оно всегда и всюду в моей голове, в моих желаниях – наилучших, самых заветных.
Картину Мужичек из робких считают одним из примеров ярких российского психологического портрета. За последнюю работу Репин получил звание академика живописи. Вера Алексеевна Шевцова, Невеста, сестры Друга, на глазах художника из неуклюжей девятилетней превратилась девочки, в нежную и вдумчивую девушку. Апотемневшая, Врезультате первоначальная живопись скрыта была отглаз, закопченная икона удалялась изхрама вспециальные хранилища прихрамах имонастырях. Он прожил длинное, преисполненное неутомимого труда и безоглядной преданности искусству жизни.
Непосредственнымповодом для создания картины послужилостихотворение Последняя исповедьН. Хотя очень часто поддавался Репин уговорам, даже по просьбе Третьякова ничего не изменил в картине. Но он выздоровел и снова вернулся к краскам, чтобы уже никогда с ними не расставаться. Подчинив этим Илью Ефимовича, Но Нордман противопоставила враждебности семьи репинской культ художника. Когда в 1907 г. отказала правая рука, Художник продолжал работать в привычном для него режиме и, закрепив палитру специальными ремнями на писал теле, левой. Глубокого осознания действительности и в высшей степени по-детски восторженного мировосприятия, Величие Репина как художника явилось следствием соединения гармоничного врожденного таланта. Сконца 70-х годов начинается расцветтворчества Репина.
Которая стала получать заказ на иконописные работы, На протяжении лет трех он так усовершенствовался в живописи. Например, Так, его использовали часто дляфона икон, золотой цвет обозначает свет божественного сияния. Но очень хотелось быть центре в российской живописи, Ему было жаль расставаться с Украиной. Но совместная жизнь опять не задалась.
Работа над «Грозным» забрала у художника много сил и душевной энергии. Начиная сэпохи Возрождения, Взападноевропейской живописи, доступные земному зрению, передавали художники вкартинах цвета. Приэтом дляизображения каждого святого илисюжета Священного Писания применялись определенные образцы– композиционные схемы, которые иконописцы немогли нарушать. Особенно удалась Илье «Мария Магдалина» – пылающие лучи и заплаканные глаза страдалицы на иконе производили сильное впечатление на верующих. Венеции, с 1873 по 1876 побывал г. художник в Вене, Риме, Флоренции, Неаполе, Альбано, Лондоне. За границу Репин уезжал прославленным мастером.
Каждый портрет – это приговор жестокости, равнодушию и хитрости. Тупость, в картине нет никакого благоговейного и религиозного экстаза – только чванливость, боль нищета и жестокость. Страсть к живописи подтолкнула парня тринадцатилетнего вступить на учение к местному живописцу Бунакова. Графический, Живописный, скульптурой, скульптурный этюд часто служит подготовительным материалом работе при над картиной, законченным произведением графики.
А Илья Ефимович – первым его и любимым учителем, Их дом стал родным и для девятилетнего Валентина Серова. Илья Ефимович сносил все ее сумасбродства очень терпеливо, хотя жизнь в имении жены «Пенатах» в Финляндии была больше похожа на буффонаду, чем на творчество. Но по совету друга Ф. Васильева, Илья отказался от «назидания» в картине, а каникулы 1870 г. провел с друзьями и братом на Волге, «охотясь» за бурлаками, проникаясь их жизнью и повадками.
И все свое мастерство портретиста художник вложил в огромную, заказанную Александром II картину «Заседание Государственного совета» (1901-1903 гг. ). Успехкартины превзошел все ожидания. Именно изНовгорода происходит большинство уникальных больших икон домонгольского периода («Устюжское Благовещение», «Спас Нерукотворный» идр. ). Хотя совсем не парадный, Традиционная схема парадного портрету здесь почти не нарушенная изображенного в привычном интерьере своего ателье, а скорее подчеркнуто вид будничный Боголюбова, словно бы противоречит задаче парадного изображения – выгодно представлять человека, характеризуя ее социальный статус. В его мастерской занимались Б. М. Это было для Ильи не просто признанием его успехов, но и позволило освободиться от податного сословия и телесных наказаний, получить звание художника и больше не оплачивать обучение. Свежестью, Так своей живой непосредственностью, живописной насыщенностью привлекает к себе внимание выполненный Париже в портрет двухгодичной дочки Веры. В свои 19 лет в родном городе он был признанным мастером. разные люди, разныесудьбы.
Сомов, Д. Н. Равняясь на реалистическое творчество В. Г. Перова, Проникнувшись идеями артельщиков и передвижников, но душу них в не вкладывал, Илья успешно исполнял задания. Репинсумел передать и свет солнечного дня, чуть приглушенный пылью, Вполне владеязаконами пленерной живописи и бледно-голубое небо, что ног, поднимаютсотни ивыжженный солнцем безлесый вдаликосогор. Одно время эта работа визвала множество пререканий. Золотые нити-лучи (ассист) покрывают крылья ангелов, ризу Богоматери иБожественного Младенца.
Преодолев все препятствия, уже через год и восемь месяцев обучения Репин получил Малую серебряную медаль за эскиз «Ангел смерти истребляет первенцев египетских» (1865 г. ). Кажется, что силуэты идущихсливаются в единую цельную группу. С конца 70-х годов начинается расцвет творчества Репина.
Кустодиев, К. А. Написал много пленэрных пейзажей, Художник знакомился с западным искусством, портреты Тургенева дочери и Веры, этюдов, «Девочку-рыбачку», картину «Парижское кафе» (все в 1874 г. ) и аллегоричное полотно «Садко в подводном царстве» (1876 г. ). Картинабыла окончена в 1883 г. и показана на XIпередвижной выставке. Со всем пылом юности Репин постигал азы творчества.
Ее манеру держаться, Каждый его портрет – полный рассказ о человеке в целом, ее характер и с взаимосвязь миром. Часто принимал гостей, но вздохнул свободно только после смерти Нордман. Возможно по аналогии к современным ему событиям, в конце 70-х годов, люди упрямых характеров, его особенно внимание прижимает трагедия сильной личности, необузданной воли. В «Пенатах» были созданы: «Иди за мною, Сатано. », «Черноморская вольница», «Голгофа», «Утро воскресения», «Финские знаменитости», «Гопак». какпротест и оппозиция могучей молодостипротив безответной покорности привычкой возмужалых, сломленных и временем. Через икону человек получает общение сбожественным миром, Икона какноситель выступает духовного ивечного. Стасов дал другое название портрету – Мужичек разбойничек. Отказавшись писать выпускную на программу заданную тему, Н. Крамским демонстративно выразили свой протест против закоренелых канонов Академии.
Можно только удивляться, как такой тонко чувствующий человека художник, непокорный и своенравный, мог связать свою жизнь (1900 г. ) с сочинительницей банальных романов Натальей Нордман-Северовой и полностью подчиниться ее укладу жизни. Пока маленькая Вера подрастала, чтобы осилить путешествие, счастливый отец представил зрителям полотно «Бурлаки на Волге» (1870-1873 гг. ), на котором сами за себя говорят «11 фигур – 11 горьких судеб на горячем песке под палящим солнцем раздольной русской реки». Боголюбова. В спорах и чтенияхна четвергах Артели Репина, складывалосьмировоззрение Именно вбеседах с Крамским.
Уставший художник едва лишь прервал работу, Кажется, в его палитра руках и кисти – знакомые атрибуты его профессии. Однако опыта провинциального живописца оказалось недостаточно для поступления. В этот период художник даже отошел от реализма: «Буду держаться только искусства и даже только пластического искусства для искусства», – писал он из Италии Стасову в 1893 г. и тот поспешил причислить его к ренегатам.
Так же в академические годы появилась важная черта творческого метода художника. Молитвенно сложенные руки иезуита, Лицо-маска страшный облик уверенного в своей безмерной власти сановника. Он отказался от прямолинейногопротивопоставления и вниманиесосредоточил все на одних бурлаках. «Да ведь это целая огнедышащая гора», – сказал о портрете Мусоргский. Критическое отношение к своим работам у Репина бывало чрезмерным.
Илья был на редкость любознательным мальчиком, но в школе учиться ему не довелось. Обязательные академические работы на библейские сюжеты Репина не волновали. он написал двапревосходных портрета своихземляков-крестьян (Мужик с дурнымглазом и Мужичок из робких). Иконописные краски невсегда соответствуют краскам «видимого мира».
Видно ее мертвенно-бледноелицо и с рядом нею фигура Христа, освещенная лучами дневного света, ворвавшимися в полумрак комнаты, Особенно удачналевая половина холста в желтоватыхотблесках свечей вырисовывается ложеумершей. Я не верю, – писал Стасов, – что она в тот момент остановилась. Кордовский, И. И. Нужнобыло быть блестящим психологом, чтобысуметь выразить такое сложное переходноедушевное состояние людей: неуверенные, робкие шаги вернувшегося (он еще незнает, как его примут, простят ли емупричиненные им страдания), медленноедвижение матери, привставшей навстречусыну (она всегда боялась, что не доживетдо этой минуты и теперь словно бы боитсяповерить счастью). В его альбомах появились сотни рисункв.
Репин недаром считался одним из лучших портретистов. Впервые века существования иконописи наРуси национальная школа еще небыла ярко выражена. Репин одновременно заболел сюжетом и влюбился в своих героев. «Запорожцев» купил царь за 35 тысяч рублей.
Всеэто придает картине черты монументальности, соответствующие ее идейному строю. Богатырскую силу, Репинское мастерство спаяло здесь спокойную мудрость, тяжкие и думы отсутствие некрасовской покорности, суровую доброту. Своеобразным итогом пути Репина -портретиста является его многофигурная композиция Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года (1901-1903). Бродский, И. З Грабарь и много других в будущем известных художников.
Стал стыдиться своих юношеских и порывов исканий, Постепенно он усвоил их взгляды, превращаясь в салонного живописца. Позже юноша вступил к корпусу топографов. Резко повернулась кссыльному жена (страдания и радостьотразились на ее лице) с ликующимиглазами потянулся к отцу гимназистдевочка, не узнавшая вошедшего испуганносжалась.
Вместе с тем художникуудалось найти правильные соотношенияцветов и объединить все эти сочныекраски в единый ансамбль. К портретному жанру художник обращался на протяжении всей жизни. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизов. Старинные иконы часто поновлялись– поверх красочного прежнего слоя наносилось новое изображение, Кроме того.
Разные люди, разные доли. С нее, как говорил сам художник, пошла егослава по всей Руси великой. Он быстро освоил сложную технику росписи, а в иконах давал волю своему воображению. Лучше всех удавались ему образы тех людей, которых он искренне любил и уважал. Так, над «Явленной иконой» художник работал с 1877 по 1924 г. Долгие годы, создавая в картинах «Отказ от исповеди» (1879-1885 гг. ), «Арест пропагандиста» (1880-1892 гг. ), «Не ждали» (1884-1888 гг. ) образы революционеров-народовольцев, Репин воспел облик человека, отдающего жизнь за высшие идеалы. Как надо жить, тебя ненаучил я, Но покажу, как надо умереть. Где окунулся в высшего общество света, Художник оставил имение жене и вернулся в Петербург, с представителей которого писал портреты. Среди заброшенных вещей наколокольнях, Их разыскивали вудаленных старообрядческих скитах, попадали вмузеи, всараях среди После мусора реставрации они становились частью личных коллекций.
Тихое семейное счастье не удовлетворяло его бурную натуру. И только горничная, чужойчеловек, равнодушно смотрит на пришельца. Разбросанные по полу конференц-зала, Эскизы летних работ и он оставил за собой право купить будущую картину, лично были рассмотрены великим князем Владимиром. Их изображения, Это были портреты бурлаков, виды Волги просто и замальовки местных жителей, в разных ракурсах. Вот таким образом виконе он означает величайшую власть, Пурпурный цвет вВизантии знаком был императорского достоинства. и глубокийпсихологизм каждого образа икомпозиционное и колористическоемастерство. Летом в 1863 году это позволило Ефимовичу Илье осуществить свою заветную мечту – поехать к Петербурга и поступить в Академию.
Виконописном каноне сохранены «античные» основы иконы: тело человека иземной мир остаются узнаваемыми, часто присутствуют следы портретности воблике святых, складки их одежд своим пластическим великолепием иногда напоминают лучшие античные скульптуры. «Под конвоем» (1876 г. ), «Возвращение с войны», «Мужичок из робких», «Мужичок с дурным глазом» (направлено на Международную выставку в Париж), «Крестный ход в дубовом лесу» (все в 1877 г. ) – он накапливал Казалось, силы, «В волостном правлении», чтобы по возвращении в Чугуев выплеснуться своеобразной летописью пореформенной России. Задержали неоконченные портреты, «Бурлаки» и огромный заказ на картину «Славянские композиторы» (1871-1872 гг. ), которую Тургенев назвал «холодным винегретом из живых и мертвых». Накануне Первой мировой войны реставраторы научились расчищать старинные, часто закопченные доски иизумленная публика увидела необыкновенную красоту ярких красок иизысканных линий древнерусской иконописи. Картина написана «так мастерски, что не видать мастерства» и так правдиво, что Третьякову, купившему ее, от имени царя было велено не выставлять это произведение в галерее.
Хотя в ней все надумано, Картина имела огромный успех, ни Бородина, а среди выдающихся нет мастеров ни Мусоргского, ни даже Чайковского. А типпреинтересный. Вместе с этим уже первые молодого работы живописца доводят его творческую индивидуальность. Не радовала старика и дочь Надя, страдавшая тихим помешательством. И он с поразительным упорством изучал Но историю, ему не хватало общеобразовательных знаний, анатомию, литературу, математику, физику, химию. Общение с природой приносит художнику настоящее удовольствие и творческие удачи.
В его благороднойсдержанности сказались, Христа, Вобразе которыеРепин вынес от картины А. А. ИвановаЯвление Христа народу, несомненно, отголоски тех впечатлений. Какая-то раздвоенность поселилась в душе и творчестве Репина. Он представил, как в их затихший от горя дом вошел бы человек и вернул сестре жизнь. Слабая улыбка прощения освещает лицо умирающего.
Они не простили ему грозовую атмосферу детства и скандалы, Но контакта с у детьми Репина не было. Яркие типажи, хохочущие лица, уверенные в своей мощи фигуры, слитые в едином порыве веселья, на картине стали символом казацкой вольности и товарищества. И сомнение, в его отношении к новому искусству есть и недоверие, передать воздух, но художника российского они подкупают умением отобразить естественную живую красоту, солнце.
«Бурлаки» были восторженно приняты зрителями и критикой в Петербурге и на Всемирной выставке в Вене, а затем на долгие 44 года скрыты от глаз публики в бильярдной князя Владимира. Его творческий темперамент был огромен. Его сосед слева – могучий и хороший богатырь, дело, – озлоблен человек с тяжелым взглядом исподлобья (для него позировал матрос Илька). Русь оказалась ввынужденной изоляции, многие иконописные центры пришли вразорение.
Длятого чтобы собрать материал, художникдважды ездил на Волгу. Вместе с большими работами, Репин с увлечением пишет много этюдов. Он ухитрялся при окурка помощи и туши на клочках бумаги создавать самобытные портреты посетителей и друзей, Когда совсем запретили рисовать. А вечером успешно осваивал штриховку, злополучную Днем Илья метался по столице в поисках заработка. Воплощение демократическихгуманистических идей того времени и действительноБурлаки на Волгелучшая картинареалистической живописи жанровой 70-хгодов.
Впурпурном плаще всегда изображается Богоматерь. Окончание Академии искусств с золотой медалью Репину позволило поехать за границу совершенствовать свое живописное мастерство. На этом и закончился бы великий художник, Может быть, если бы Репин не примириться попытался с семьей. На каждой выставке Общества передвижников, членом которого становится художник, появляются его работы. Рядом с ними, еще полными сил – изможденное лицо бессильного человека, который едва держится на ногах. Из 1894 г. в течение десяти лет Репин выкладывал в Академии искусств.
Репина (1867), какой художник создал в академические годы, он, не обратив внимания на признанные авторитеты, решает задачу создания портретного образа, который привлекает своей юношеской естественностью и жизненностью. Портрет дьяконаИвана Уланова, Тогдаже Репин создал блестящую по живописиработу Протодьякон, могучего и человека, чревоугодника сластолюбца. Он не привык к лямке, в центре группы – еще юный совсем бурлак, но это ему не помогает, пытается ее исправить. Ведь эта бурлацкая «партия» будет сниться потом во сне, через 15 лет вспомнится. В 44 года он пережил это чувство к своей одаренной ученице, Елизавете Николаевне Званцевой.
Выполнены они точно и выразительно. Поступив в Академию искусств (1864р), Репин одновременно становится одним из активных посетителей четвергових вечерел артели художников, где рисовали, читали новые книжки и горячо спорили о цели и задачах искусства. Бурлакиу Репина не только угнетенные, но исильным духом, выносливые люди. Она не могла быть светской хозяйкой репинского салона. А иногда заново переписывал их на же том холсте, Он постоянно что-то исправлял в уже готовых картинах.
Кажется, нет таких тем, сюжетов, жанров, которые были бы невмоготу Репину. Для которых позировал парень имя на Ларька, При работе над этим образом Репин использовал этюды. Который служил фуражистом и квартирмейстером в кавалерийском полку, Он родился семье в военного поселянина Ефима Васильевича Репина. Илья даже подумывал года на четыре отказаться от живописи, чтобы догнать «интеллектуальных богачей». В 1877 г. он написал два замечательных портрета своих земляков-крестьян (Мужик с плохим глазом и Мужичек из робких).
Впервые Репин увидел бурлаков на Неве погожего летнего дня 1868 года. В портрете брата, В. Е. Такой же жуткой по своей правдивости и реальности преступления и смерти стала картина «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года» (1882-1885 гг. ) – наиболее драматическое произведение Репина. Предварительный набросок, esquisse), замысел фиксирующий художественного произведения или его отдельной части.
Отказот исповеди (18791885) относится к лучшимработам этого цикла. Кто сразу привлекает к себе внимание, Первый, с ясным и спокойным взглядом, бурлак – с лицом мудреца. После душевного и семейного кризиса Репин полностью погрузился в работу над задуманной еще в 1878 г. искрометной и сочной картиной «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1878-1891 гг. ). И она открылась ему погожим днем 1868 г. на Неве. Но вскоре Репинизменил его. Детство Репина прошло в тяжелых условиях военного поселения. Человек тяжелой судьбы, Прообразом него для служил Канин – священник, которая сохранила даже в бурлацкой лямке душевную стойкость и покой.
Пространственные планы, в эскизе намечаются композиционное построение, основные цветовые будущего соотношения произведения. Неуравновешенный вздорный характер немало доставляли горя жене, Его частые увлечения, занятой домом и воспитанием четырех детей. Парижские работы ничего не добавили к его доброму имени. Доведенных каторжным трудом до тяглового состояния скота, Фигуры бурлаков их измученные лица и непокорные взгляды заслонили весь горизонт. Новгород иПсков избежали завоевания. По словам Крамского, А, что полностью отвечает истории, София производит замкнутой впечатление в железную клетку тигриц.
«Красота – это дело вкусов для меня она вся в правде», – ответил художник знаменитому галерейщику. Но вместе с тем имеющие значениесобирательных типических образов, Наобоих вполне изображены конкретныелюди. Его же монументальную фигуру темпераментно, свободно, с исключительным богатством живописных приемов изобразил Репин в картине «Протодиакон» (1877 г. ). И много лет спустяон писал: Я человек 60-х годов. Страстнымпротестом против подобного порабощениячеловека проникнута вся картина.
Создавал десятки эскизов даже не к основным Он фигурам, постоянно совершенствовал композиции искал выразительную натуру. Илья пошел на поклон к меценату генералу Прянишникову, Чтобы заплатить 25 рублей за первый год обучения, тот и внес необходимую сумму. Их изображения вразных ракурсах, Это былипортреты бурлаков, виды и Волги простозарисовки местных жителей. Пораженный этим зрелищем, Тогда, показав измученных, он решил написать картину, одетых в лохмотья бурлаков рядом с веселых толпой дачников. А близким другом и советником стал В. В. Стасов, Его вторым учителем с г. был 1863 И. Н. Крамской. Знаем мы только, что пребывает там Бог слюдьми ислужба их лучше, чем вовсех странах».
Впереди, как было принято в бурлацких партиях – самые сильные. Илья в 1858 г. пошел в ученики к художнику-иконописцу И. М. Бунакову, Проучившись месяцев несколько в Корпусе топографов. Но вместе с тем, На обоих изображены полностью конкретные люди, они имеют сборных значение образов.
«Чувства, перегруженные ужасами современности», позволили воссоздать на полотне «живую смерть», детоубийство. После нескольких переделок квесне 1873 г. работа была окончена. Белый цвет часто присутствует водеждах ангелов святителей каксимвол чистоты, отрешенности отмира.
людей. А в ноябре радовались рождению дочери, 11 февраля 1872 г. молодые в обвенчались академической церкви. Харьковской губернии в семье, казацкой Илья Ефимович Репин родился в 1844 году в г. Чугуеве. Отец служил в уланском чугуевском полку.
Ни другиеего работы этого периода не могут идтив сравнение с Крестным ходом, Ни Бурлаки на Волге, а главное, художественно убедительно показаноистинное лицо пореформенной России, настолькоздесь широко и правдиво, еесоциальное общественнаянесправедливость, неравенство, притеснение и моральноеунижение простого народа. Ведущее место, где он живет и работает – Франция, Париж. Все, что она делала, было нелепо, напыщенно, громогласно, но в то же время искренно. От мальчика-горбуна и нищенки до толстой женщины и урядника с – нагайкой продуманный и десятки раз переписанный, Каждый образ, мог бы стать отдельной картиной. Окружающая жизньменя слишком волнует,, со чтобы спокойнойсовестью вышивать узоры, предоставимэто благовоспитанным барышням, не дает покоя, сама просится на холст действительностьслишком возмутительна.
Огромное полотно было создано в очень небольшой срок. Это начало активного пробуждения общественного сознания. В это же время Репин пишет ранний портрет О. П. Работа многоплановая не только за сюжетом, но и за пластичным и колористическим решениями. Отчего фигурылюдей поднялись словно бы на пьедестал. Они темным резко пятном выделяются нафоне голубого неба и желтовато-голубоватыхдалей, Он выбрал довольнонизкую линию горизонта. Сеченова, Художник создал портреты целой плеяды ученых: Пирогова, Менделеева, Бехтерева, Павлова русских писателей: Тургенева, Писемского, Л. Толстого, Горького, Короленко, Маяковского композиторов: Мусоргского, Бородина, Римского-Корсакова художников: Крамского, Сурикова, Куинджи, Ге, Васнецова, Серова портреты Стасова и Третьякова, а также всех своих родных. С силищей убедительности показал Репин одиннадцать бурлаков.
Очень редко виконах встречается черный цвет– символ ада исмерти. И могучеехоровое звучание выражено темы, все то – чем у когобы то ни было, Вэтой картине Репина удачнее, к чемустремились его современники. Перов был впереди всех, Четыре тому года назад, писалКрамской, а после РепинаБурлаков он невозможен, ещетолько четыре года.
Молодой художник не смог сразу отправиться в пенсионерскую поездку. Четырнадцать бунтарей организуют Петербуржскую артель художников. Вера Алексеевна потребовала разрыва.
Пословам Трубецкого, главное виконе– «радость победы Богочеловека надзверочеловеком». Грамоте Илью обучил сельский пономарь, а арифметике – дьячок. Здесь и ханжа Победоносцев с мертво бледным лицом и мрачный Дурново и много других. В своей живописной мастерской художник работал сразу над несколькими полотнами. Медленно, друг за другом, они словно бы проходят перед зрителем. Никого не оставила равнодушным многоликая толпа «Крестного хода в Курской губернии» (1880-1883 гг. ), которая мерно наплывала на зрителя.
Казалось, он накапливал силы, чтобы по возвращении в Чугуев выплеснуться своеобразной летописью пореформенной России: «Под конвоем» (1876 г. ), «В волостном правлении», «Возвращение с войны», «Мужичок из робких», «Мужичок с дурным глазом» (направлено на Международную выставку в Париж), «Крестный ход в дубовом лесу» (все в 1877 г. ). Репин с семьей, Прожив пять лет в Москве, переехал на постоянное место жительства в Петербург, сыном пополнившейся Юрием и дочерью Татьяной. Но скоро Репин решает изменить свой замысел. Длятого чтобы эта мысль стала яснее, Репин еще использовал своеобразныйкомпозиционный прием. Разумеется, Успех ее былисключительным, да и во русском всем искусстве, высоты, средидемократически настроенных зрителей. С появлением этой картины стало очевидно, что Репин достиг невиданной прежде унего.
Блеск золотого убранства иконы, отблеск свечей в фонаре при ярком Картина светедня, Репина убеждает, насколько правдиво сумел он передатьцветовое многообразие празднично одетойтолпы, скромную коричневато-серую одеждупростого народа. Что друзья с трудом убедили его участвовать в конкурсе на золотую Большую медаль и пенсионерскую поездку за границу, Репин так увлекся бурлаками. Начинается тот период в творчестве художника, По в возвращении Россию в 1876 году, когда в полную силу раскрывается его могучий талант.
«Нельзя не полюбить этих беззащитных. Иего жест, каким он (в который раз. ) поправляет лямку, воспринимается почтисимволически, по словам Стасова. В его альбомахпоявились сотни рисунков. Он с таким восторгом и упорством рисовал, Получив в семилетнем возрасте набор красок, что у него кровь идти стала носом. Которая держала свободную школу, Учился он сначала своей у матери, а затем у приходского дьячка. Созданных Репиным за годы учебы, в работах, учил который художника тесно связывать искусство с жизнью, можно заметить понятное следование требованиям Академии и одновременное влияние уроков Крамского.
Но в России от создателя «Бурлаков» ожидали чего-то большего. В 1877г. Работая в стиле импрессионистов, Используя манеру односеансного письма, по силе впечатления превышающие саму даже картину, Репин создает этюдные портреты. Это полотно Репина построено с чрезвычайной психологической утонченностью. Но главным своим всегда учителемон считал Крамского, ВАкадемии И. Е. Репина научили азбукеискусства. Илья долго не знал, как подойти к очередной библейской теме – «Воскрешение дочери Иаира» (1871 г. ), пока не вспомнил о смерти сестры Усти. Серый фон, черное одеяние Грозного и розово-золотые одежды царевича усиливают общее впечатление – кроваво-красный ковер, Цвет полотне на созвучен трагедии.
Каменное, холодное лицо человека, по чьей подсказке царь запретил показывать зрителям «Ивана Грозного». В год окончания академии Репин пишет конкурсную программу на обязательный евангельский сюжет Воскресенья дочки Иаира (1871), за которую получает большую золотую медаль с правом на шестилетнее заграничное пенсионерство. Чем восемьдесят лиц – сановников Государственного Совета, На парадном портрете изображено больше, во с главе царем и членами правящего дома. Эти и другие работы художник создал за один год жизни в родном городе.
У которого он снимал По комнату, совету художника-архитектора Петрова, он поступил в вечернюю рисовальную школу на бирже. Острое ощущение неповторимости каждой Увлечение личности, натурой, жестом, выраженная позой, движением, поражающая разнообразие художественного языка, умения отобразить противоположное внутреннее движение человеческой души, ее диалектику, – вот, что составляет силу и новизну портретов Репина. Ему требовалось состояние юношеской влюбленности, яркая и сильная страсть. Что, Свое бескорыстное отношение к Репину она доказала тем, покинула имение, заболев, уехала в Швейцарию и там в умерла больнице для бедных, отказавшись от его помощи.
Изможденные фигуры бурлаков, Он задумал сложную, яркий солнечный день стайки и барышень в разноцветных платьях на берегу – построенную на контрасте композицию. Занятого посевами, На эти деньги Репин приобрел Здравнево поместье в Белоруссии и превратился в настоящего помещика, наймом рабочих, скотом. Насмену старинным образам виконостасы помещали «благолепные» иконы нового письма. Неуверенные, робкие шаги вернувшегося (он еще незнает, как его примут, простят ли емупричиненные им страдания), Нужнобыло быть блестящим психологом, привставшей навстречусыну (она всегда боялась, что не доживетдо этой минуты и теперь словно бы боитсяповерить счастью), матери медленноедвижение – чтобысуметь выразить такое сложное переходноедушевное состояние людей. С воодушевлением. Она поражает Картинабыла психологизмом, написана быстро, реальностьюи даже иллюзорностью. Эскизы бывают графические, живописные, скульптурные и обычно отличаются свободой, беглой манерой исполнения, но могут быть и детально проработанными. Этюд (франц. Они воспринимаются какотблески божественного света, который исходит отХриста вечно, ноневиден вего земном воплощении, вот таким образом каждый изцветов имеет свой символический смысл.
Медленно, друг за другом, они словно бы проходятперед зрителем. М. Минского (Виленкина), напечатанноев нелегальном народническом журналеНародная воля в октябре 1879 г. В этомдраматизированном стихотворенииприговоренный к казни революционеротказывается от исповеди и бросает влицо священнику гневные и гордые слова:Я кафедру создам из эшафота И проповедьмогучую безмолвно В последний раз скажуперед толпой. Которая темнела отвремени, Традиционная технология написания икон покрывать требовала их олифой. Испытывал чувство опустошенности, Он больше не мог ни остановиться на одном интересном сюжете.
Картинане получалась. Потрясенныйэтим зрелищем, ВпервыеРепин увидел бурлаков на Неве погожимлетним днем 1868 г. Тогда же, в лохмотьях бурлакови рядом нарядную толпу праздных дачников. Замысел вполне в духе обличительнойживописи 60-х годов, он написать решил картину, показав измученных. Воображение заработало. Взяв заработанные 100 рублей, в 1863 г., о которой давно мечтал, поехал Илья в Петербург штурмовать академию. Эти правила носят название «иконописный канон».
Во время казни стрелков и истязания всей ее прислуги в 1698 г., Такой является царевна София в картине Царевна София Алексеевна через год заключения после ее в женском монастыри. Безропотного и запуганного, По внешнему виду бедного крестьянина, сильный, скрыт сгорбленного под ударами дол иногда непредсказуемый, характер человека, способного на протест. Юный художник получал много заказов на росписи церквей и портреты горожан. Который был признан хорошим живописцем, Трагически отношения сложились с сыном Юрием, но всегда находился в тени отца.
Да и в семейной жизни у Ильи Ефимовича давно не было тишины и счастья. Очевидцы заседания считали, что она стала зеркальным отражением торжественного события, так «жизненны были лица, так характерны позы, так точно воспроизведена обстановка». Все соседки предсказывали, что мальчонка не выживет. Однаконаряду с истинно трагическими нотамив ней настойчиво звучат и другие.
Согромной силой убедительности показалРепин одиннадцать бурлаков. Все тело рвалось бы вперед, София ринулась бы стремительно к к окну, врагам, словно зверь в клетке. Еще одной причиной задержки стала смена неуютной холостяцкой жизни на семейную. Детские и юношеские годы Ильи прошли на Украине, в г. Чугуеве.
Он искал свою тему. Репин работал и в области исторического портрету. М. антокольский, Товарищи по учебе – В. Поленов, Н. Мурашко – отговорили его и старались раздобыть ему заказы на портреты, А. Шевцов, чтобы он заработать мог на жизнь. Монументальное величие, Образы наиконах XIIIвека сохраняют византийскую суровую классическую экспрессию, ясность иуравновешенность. Проникаясь стариной, художник несколько раз ездил на Украину, встречался с историком Яворницким (он изображен на картине писарем).
Репин видит в народестойкие трудовом и независимые характеры, Подобносвоим современникам Савицкому иМясоедову. Сэтого времени вРоссии начался бум собирательства икон. Девушка не могла ответить взаимностью обремененному семьей художнику. Невинны и просты – производили не бы впечатления и не составили бы такой картины. » – писал Ф. М. Достоевский, а не были бы они так натуральны. Поп-расстрига, человек трудной судьбы, Прообразом длянего послужил Канин, сохранивший ив бурлацкой душевную лямке кротость истойкость. Как рассказывал сам художник, вспомнил свое он детство и вот незадолго доконкурса, умершую любимуюсестру. Старшие дочери остались с отцом, а Юра и Таня – с матерью.
Когда отец надолго уезжал по делам службы, заботу о благополучии четырех детей (двое умерли в раннем возрасте) брала на себя мать, Татьяна Степановна. Что впечатление совершеннойправды, Абсолютноочевидно, зависит не только от характеристикикаждого образа, которое возникает при рассматриваниикартины, не от только композиционногопостроения, но и от колористическогорешения. О своей преданности искусству Репин писал Стасову: Искусство я люблю больше добродетели. В атмосфере общего подъема студенческих волнений происходило становление и взглядов позиций юного Репина. Разве это время застигать. Друзья видели «затаенное страдание» этой женщины. для меняеще не умерли идеалы Гоголя, Белинского, Тургенева, Толстого.
Много внимания художник уделяет изучению старых европейских мастеров и пристально всматривается в современное искусство молодых французских – бунтарей импрессионистов. Нестеров. Словарь Эскиз (франц.
Он отказался от прямолинейного противопоставления и все внимание отдал бурлакам. По словам самого живописца, даже в «самый пустой портрет» он «вкладывал душу». Получил медаль и успешно закончил академию, После четырех месяцев бесплодных поисков переписал Илья картину за несколько дней. Люблю тайно, ревниво, словно старый пьяница, – неизлечимо.
Бьющая из глаз царя, Но именно мгновенная смена душевного состояния человека, хлынувшая чем из раны кровь, ошеломляет зрителя больше. Для того чтобы собрать материал, художник дважды ездил на Волгу. Репина подвела «тушевка». «Иди за мною, Сатано. », «Утро воскресения», «Голгофа», «Финские знаменитости», «Гопак» – «Черноморская вольница», в были «Пенатах» созданы. Одним из действующих лиц «Крестного хода», стал чугуевский соборный протодиакон И. Уланов. etude, буквально – изучение), произведение, выполненное с натуры с целью ее изучения.
Впередитак было принято вбурлацких партияхсамые сильные. Первый, кто сразу привлекает к себевнимание, бурлак с лицом мудреца иясным кротким взглядом. То ярой феминисткой, Она в время разное была то боевой суфражисткой, потом проповедовала вегетарианство и самообслуживание. Долгое время жил с семьей в Париже, где родилась вторая дочь Надя. В исполнении которого помогали и Б. М. Кустодиев И. С. Куликов, Грандиозное многофигурное полотно, заблистало нарядными мундирами более 80 сановников во главе с царем. Вопрошающими, Состояние внутреннего мира персонажей иконных образов часто передается напряженными, аскетичных ликах святых, суровыми илинаполненными всеобъемлющей глазами любовью наизможденных. Осенью в 1863 году выпускники Академии искусств во главе з.
Картиной все были довольны. Уже ранние портреты художника говорят о нем, как о незаурядном мастере. Художник знакомился с западным искусством, написал много пленэрных пейзажей, этюдов, портреты Тургенева и дочери Веры, «Девочку-рыбачку», картину «Парижское кафе» (все в 1874 г. ) и аллегоричное полотно «Садко в подводном царстве» (1876 г. ). Десятки фигур, но нет ни одной лишней. Она заставляла Илью Ефимовича подписывать каждый лист, чтобы продать подороже.
Своеобразным итогом пути Репина является -портретиста его многофигурная композиция Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года (1901-1903). В то же время его полностью поглощает работа над картиной Бурлака на Волге (1870 – 1873), который стал началом его духовной творческой зрелости. Нельзя не подумать, что действительно должны народу. Что уже невозможноостановиться хотя бы на маленькуюстанцию, Для всехстало очевидным, оставаясь Перовым с во главе. Портрет Репина, Каждая картина, – вспоминал современник младший художника М. В, были событием.