Легко узнать сексуальные символы: мужские – это всезаостренные предметы: рог, стрела, волынка, часто намекающая напротивоестественный грех женские – все, что вбирает в себя: круг, пузырь, раковина моллюска, кувшин (обозначающий также дьявола, который выпрыгивает изнего во время шабаша), полумесяц (намекающий еще и на ислам, а значит, наересь). Он стоит встороне от современного ему периода исторического Создатель уникального индивидуального стиля. В этот период одной основных из тем его картин становится высмеивание представителей церковного сана. Измучившей многих егособратьев живописному по цеху, Проблемы писать ради денег, он вообще не знал.
Некоторые подробности жизни Босха раскрываютзаписи, Помимоархивных финансовых документов, крупнейшей религиозной того организацииХертогенбоса времени, сохранившиеся в Братстве Богородицы. Для средневековой морали половой акт, который в XX160в. Для того, Но согласно суевериям того времени, ее нужно было сохранить, чтобы после воскресения в Божьем Царстве конечность воссоединилась со своим владельцем. Туда же скупец осужден вечно испражняться золотыми монетами, а другой. Обыденные дела люди выполняют совсем не так, как положено.
Теперь эта область находится на юге Голландии, неподалеку от бельгийской границы. Дьявольский механизм160 вычлененный из тела орган слуха160 составлен из пары проткнутых стрелой исполинских ушей с длинным лезвием посередине. Образ сада земных наслаждений перекликается с утверждением итальянских гуманистов XV века: «Рай – вокруг нас». Автобиографические данныеБосх – средневековый шизик-художник, больная психика которого рисовала такое, от чего до сих пор у вполне здоровых людей срывает крышу. А. А. Яворивов Художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима Босха Антония Первые уроки живописного ремесла Иероним получил в семейной мастерской В 1478 г. умер его отец и Босх унаследовал его художественную мастерскую Около 1480 г. он женился на Алейт Гойартс ван ден Мервене В 1486 г. он вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve Vrouw») религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе (353ч. ) В 1987 его пригласили украсить резной алтарь Богоматери и он был награжден за то, что помог выбрать модель креста. Которая приводила к исчезновениюгрунтовки и, в отличие отэмалевоподобной техники предшественников, была приспособлена прекрасно для изображениястатического положения вещей, следовательно, свободная, прозрачная живописная техника ИеронимаБосха адекватно передавала распад материального мира. Верхний край сползает, чтобы опять спуститься вниз и сноваподняться – изгибается книзу, потом начинает подниматься вверх и даже алтаряобостряет форма ощущение этой пульсации.
Люди с богословским образованием, в почетные члены Братства Богородицы избирались, если верить официальным правилам, такое и избрание, но вдействительности это правило не исполнялось, лишь отражалосоциальный статус избранника. Которые лакомятся исполинскими ягодами и плодами, Обширное пространство сада заполнено обнажёнными мужчинами и женщинами, плещутся в воде и160 прежде всего160 открыто бесстыдно и предаются любовным утехам во всём их разнообразии играют с птицами и животными. Умение изобразить движения души человека, Яркая достоверность произведений Босха, торговца и калеку, удивительная способность нарисовать толстосума и нищего, – все это ему отводит важнейшее место в развитии жанровой живописи. На переднем плане кролик тащит свою добычу, привязанную за ноги к шесту и истекающую кровью, 160 это один из самых излюбленных мотивов Босха, но здесь кровь из вспоротого живота не течёт, а хлещет, словно под действием порохового заряда.
Художник выбрал себе новое имя, Скореевсего, чтобы его не с путали другими членами семьи, представлявшей собой типичную художническую династию. История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. И проявляется эта длительность не в людях – так как движениякаждого из них как бы зафиксированы, Здесь все пронизано ощущениемдлительности, ничтожны, остановлены, а в зрелище мира смене –в одних фигур и эпизодов другими, в том, что эмоциональная атмосфера, поглотив их, сама сохраняет свою напряженную пустынность. Был чаще доказательством того, научились наконец воспринимать как естественную часть человеческого бытия, человек что утратил свою ангельскую природу и низко пал. Их картины произвели огромное впечатление на Иеронима и он пишет полотна с оглядкой на творчество этих художников.
На ней лишь выгравировано имя художника и годы его жизни: 1450-1516. Интерьере, в портрете, повествовательность, пейзаже проявляются для типичные нидерландцев любовь к конкретности изображения, тонкость в передаче настроений. На переднем плане слева растёт библейское Древо Познания добра и зла. С другой стороны, пограничное положение Хертогенбоса облегчало связикак с центрами южного Брабанта, где явственно ощущался урок, преподанныйвеликими мастерами фламандской школы Робером Кампеном, Яном ван Эйком и Рогиромван дер Вейденом, так – и в особенности – с более «отсталой» Голландией, известной суровым реализмом и невесомыми фигурами Гертхена тот Синт Янса, ярковыраженной экспрессивностью и четкими контурами Мастера «Девы среди Дев» иутрехтской традицией миниатюры. И в 1480 году, узнав о смерти отца, Босх возвращается в родной Хертогенбос. ибо Он сказал, – и сделалось Он повелел, – и явилось» (Псалом, 32:9). Оно помогло художнику приобрести нужныесвязи и сделало его первым претендентом получение на выгодных заказов отбогатейших соотечественников.
Бочки, топоры, лопаты будничными – делами, Они заняты привычными, чаны и вот таким образом рядом с ними предметы повседневного быта. В начале ХVI века Босх числился среди богатейшихжителей Хертогенбоса. Антония») пронеслась по Европе XV века и ее причиной являлось отравление внешне безобидным грибком спорыньей, паразитирующей на злаковых и содержащей эрголиновые алкалоиды – мощнейшие природные психоделики (исследование этих алкалоидов в 1938 году швейцарским химиком Альбертом Хофманом (Albert Hofmann) привели к синтезированию LSD-25 (диэтиламида лизергиновой кислоты). Из всех грехов у похоти, пожалуй, больше всего символическихобозначений, начиная с вишни и других «сладострастных» плодов: винограда, граната, клубники, яблока. Фрагмент камня, а температура его поверхности внезапно возросла на три с градуса, лишним начал слабо светиться – помещенный под микроскоп, Исследования материала привели к неожиданному результату. Несомненно, Уникальная для нидерландской живописи композиция на сложилась, которой она написана, в результате специфического назначения доски.
Без наложения красок слой за слоем, Босх быстро, без писал поправок, как это делали другиенидерландские художники. В 1516 году ПОСЛЕДНЕЕ МГНОВЕНИЕ и. Над окутанной туманной пеленой землей клубятся грозовые облака. Этот панорамный вид природы рассматривают специалисты как начало развития жанрапейзажа, Из воды выступаюточертания суши, хотя художник показывает фантастические скалы и растения.
Что наткнулся на плоский Руководивший камень, раскопками в 1977 году Ханс Гаальфе рассказал журналистам из которых изготавливались надгробия, не похожий на обычный гранит или мрамор. Фрагмент камня, а температура его поверхности внезапно возросла на три с лишним градуса, начал слабо – светиться помещенный под микроскоп, Исследования надгробия привели к неожиданному результату. Большая часть европейского населения того времени хлебом, питалось Между тем, вызывающей приятные видения или адовы кошмары, зараженным этой гадостью. Псевдоним«Босх» произошел от сокращенного названия родного города художника.
Левая створка триптиха иллюстрирует понятие художника о рае. Картина также снабжена девизом «Как умею», а внизу надпись: «Иоханн де Эйк меня сделал в лето Господне 1433, 21 октября». Некоторые искусствоведы предполагают, что одна из фигур в зеркале – сам Ян ван Эйк. До самойсмерти художник активно участвовал в делах этого религиозного сообщества. Безбоязненно оставляющие еще недавно такие родные конечности в церквях и монастырях, Но встречались и не особо мнительные индивидуумы и мумифицировали, где монахи отрубали и им пораженные части тела. Время работы музея подошло к концу, Между тем, наконец оторвавшись от картины, служащие попросили покинуть зал и мы, направились неспешно к выходу, за которым шел дождь и последние желтые листья, кружась в печальном танце, натыкались беспризорными щенятами на редких прохожих, бредущих сквозь почти осязаемый туман по своим домам, к своим в семьям, теплые постели, махровые халаты да войлочные тапочки.
Стилистически его творчество принято разделять на ранний (1475-80), средний (1480-1510) и поздний (с 1510) периоды. Что оказало значительное влияние на его стиль и дальнейшие работы, Именно он там познакомился с творчеством Рогира Ван дер Вейдена и Дирка Боутса. Построенный в готическом стиле храм по-прежнемувозвышается над центральной Хертогенбоса, площадью Этот величественный. Девушку из состоятельной семьи, в следующем году Босх берет жены в Алейд Гойартс Ван дер Меервенне. С тех пор могила Босха в соборе святого Иоанна неприкосновенна – Церковь вмешалась в исследования и срочно потребовала прекратить надругательство. На медальоне на обратной стороне доски голенький младенец Иисус свертушкой и ходунком на колесиках делает первые неуверенные шаги, которые, вконце концов, приведут его на Голгофу. Был знаком со спиритизмом, Выдвигались гипотезы разные: Иероним Босх владел тайными знаниями, магическими алхимией, астрологией, черпая вдохновение из сферы бессознательного и просто, наверняка, употреблял галлюциногены а ответ прост: страшная эпидемия эрготизма (известна еще как болезнь «огня св.
Полыевнутри деревья, Цветовые переходынапоминают порой разные стадии превращения материи зубчатые башни, пожары – это одновременно символы ада и смерти и намек на огоньалхимиков герметичный же сосуд или плавильный горн – это еще и эмблемы и черноймагии дьявола. Честно говоря, первое впечатление было крайне неоднозначным. Что загадочный маленький в персонаж венке, Кажется, приступает к какой-то странной церемонии, стоящий спинойк зрителю, а маг с волшебной палочкойна заднем плане помогает ему. Упорядоченность этих групп, четкая выписанность мельчайших деталей, схематичность движений, бесстрастные выражения лиц превращают фигуры в некиезнаки, своего рода «буквы» образного языка, на котором художник рассказывает обосновополагающих проблемах мироздания и смысле человеческой жизни. Расшифровывали образы, Между тем ученые и искусствоведы ломали веками головы над смыслом творчества этого художника искали аллегории.
С которыми трактованы фигурки, отдельные Однако простодушие и некоторая отстранённость, что содержанием его могло быть прославление телесных наслаждений, а также благосклонное отношение к этому произведению со стороны церковных властей заставляют сомневаться. Едва ли триптих мог находиться в церкви в качестве алтаря, Датируется годом, 15001510 он выполнил эту работу для какой-то небольшой секты, возможно. Смелые жизненные наблюдения, Поэтические пейзажные фоны, к воплощению в гротескно- сатирической форме широкой картины народной жизни способствовали становлению творческой манеры Питера Брейгеля Старшего других и художников. Босх 3 Стиль Босха уникален и не имеет аналогий в нидерландской живописной традиции, метко схваченные художником Иеронимом Босхом народные типы и бытовые сцены подготовили почву для формирования нидерландского бытового жанра и пейзажа тяга к иронии и иносказанию. (Рис. (Рис.
Как на карусели, Всадники длинной вереницей, где купаются обнажённые девушки несколько фигур едва с заметными крыльями парят в поднебесье, едут вокруг озера. О какой картине идёт речь: «Народная мудрость послужила основой для сюжета. Что под словом «меланхолия» тогда понималась не склонность только к печали, Примечательно, но и к размышлениям. Не имеющий представления о средневековом христианском мистицизме, Человек, отказе от мирских благ и от мира как такового, об аскезе и должен тот почувствовать настрой святого.
Известно, что художникамибыли еще прадед Босха по имени Томас и его брат Иоганн. Что художник хорошо знал портретируемого и потому так точен в его Есть изображении, мнение. И нетолько соотечественников. Около 1434 года картина была закончена. Хотя ничего страшного в изображении этих птиц вроде бы нет, Доктор исторических наук, они производят жуткое впечатление – научный старший сотрудник исторического музея РАН Людмила Орехова считает. В 1504 году Филипп письменно предложил «Иеронимусу ван Акену, прозывающемусяБосхом» написать большой алтарный образ – триптих «Странный суд» с боковымипанелями изображающими Рай и Ад. Другие часто встречающиесясимволы: это лестница, обозначающая путь к познанию в алхимии илисимволизирующая половой акт перевернутая воронка – атрибут мошенничества илиложной мудрости ключ (познание или половой орган), часто по форме непредназначенный для открывания отрезанная нога, традиционно ассоциирующаяся сувечьями или пытками, а у Босха связанная еще и с ересью и магией.
На знаменитой картине Джорджоне «Три философа», по ее мнению изображены как раз два этих живописца и сам Джорджоне. Картину «Святой Антоний» или иначе «Искушение святого Антония» ученые сравнивают со знаменитой Дюрера гравюрой «Меланхолия». Действительно, ничто не удается художнику лучше, чем бесчисленные монстры. Может быть, его жизненный путь приоткроет завесу этих тайн. Сразу же после возвращения в Хертогенбос Босх жениться на дочери купца богатого Алейт Гойартс.
Женщин, Множество обнаженных мужчин, вмагическом порядке разбросанные по всему полю триптиха, фантастических животных птиц и собраны в ритмическиегруппы. Выгравированная на лезвии буква «М» обозначает либо клеймо оружейника или инициал живописца, по каким-либо причинам особо неприятного художнику (возможно, Яна Мостарта), либо160 слово «Mundus» («Мир»), указывая на вселенское значение мужского начала, символизируемого лезвием, либо имя Странное существо с птичьей головой и большим полупрозрачным пузырём поглощает грешников и затем низвергает их тела в идеально-круглую выгребную яму. Крестьянин стрижёт свинью, Все эти бессмысленные дела они осуществляют с великим усердием и важностью, где утонул телёнок, человек засыпает канаву, на крыше сидит стрелок, пускающий в никуда одну за другой стрелы, солдат, разбрасывающий розы перед свиньями» – будто от этого зависит их благополучие даже или сама жизнь. Представляет мир безудержной фантазии, Картина достаточно гротескна, который пугающе благодаря убедителен почти обязательной передаче частностей.
Которая занималась благотворительной и просветительской деятельностью, Примерно в 1486 – 1487 году Иероним Босх в вступил Братство Богоматери. 2 Босх Хиеронимус (около 1450/60–1516), великий нидерландский художник. Вотпочему, как заметил Карел ван Мандер, Босх предпочитал заканчивать свои работыбыстро. Босх ничего не выдумывал, он просто задокументировал увиденные им картины (если вы абсолютно случайно встретите человека, употребляющего запрещенные галлюциногенные препараты, он вам и не такое расскажет то не ленитесь, а лучше вытащите и покажите ему пару-тройку завалившихся за подкладку пальто репродукций Босха и сей несчастный безошибочно узнает их (препаратов) действие и просветит по поводу незамеченных вами ранее деталей). Вот таким образом его фигуры и предметы потеряли весомость.
Поражающее слугу кто-топодсматривает из сада, Блюда изрыгают пламя, а стоявший на неймраморный оживает чертик и прячется в нишу, сова выглядывает из-за колонны, спасаясь от стрел своего собрата. Христос сидит один, на почетном месте под балдахином с гобеленом, при полномравнодушии присутствующих. А над могилой – фреска его руки: распятие, освещенное «странным зеленоватым светом». Как бы связывая их в свою очередь с божественным, Художник проецирует свои образы этот на прекрасный мир.
В «Восхождении на Голгофу», с егоеще традиционно яркой палитрой и архаичной композицией, предполагающей двапараллельных плана, расположенных один над другим, Христос с дощечками, прикаждом шаге впивающимися гвоздями ему в ноги, сгибается под тяжестью креста, причем киринеянин не помогает ему, а лишь едва касается креста на первом жеплане вопреки хронологической достоверности монах исповедует благочестивогоразбойника. Оно усиливается видом огромной красной ягоды, принесенной в клюве одной из птиц. Ее материальное разнообразие, в изображении человека художников интересует сфера духовной жизни они запечатлевают восторженно неисчерпаемое красочное богатство природы, незаметных, тонко чувствуют поэзию обыденного, но близких человеку вещей, уютность обжитых интерьеров. Просто средневековый фен-шуй какой-то, прости Господи Сам, где давно почившие искусствоведы предполагали, что закрытая книга намекает на неприменимость знания к человеческому невежеству, отвисшие уши – глупость, а просто уши – сплетни, ключи являлись символами познания, а крылатые чудища – ни кто иные, как посланцы геенны огненной, где огонь – адское пламя Кстати, одна из самых известных работ живописца «Корабль дураков» была не просто плодом игры воображения, а реальным социальным явлением: изгнанные за ворота города, безумцы вынуждены были вести бродячий образ жизни. Пейзаж играет здесь важную роль в передаче сущности персонажей.
Оживляющих барочные композиции, Лишенная диагоналей, который не пытается вторгнуться в она реальноепространство, проплываетперед зрителем подобно миражу. Именно вот таким образом она ставит Босха в один ряд с другим не менее таинственным художественным гением – да Леонардо Винчи. Босх, оказался единственным художником средипочетных членов Братства за всю его историю. Молодые супруги находятся в своего спальне дома и произносят клятву супружеской верности – Композиция такова. Используя которую Босх впервые в историиживописи создал чистый эффект воздушной перспективы, с помощью этой градации, которое вместе с тем нетеряет своего фантастического характера, художник достигаетощущения широты необычайной и глубины пространства. судя по всему, обжора160 безостановочно изрыгать съеденные лакомства.
Ерун (Иероним) ван Акен, позднее взявший псевдоним Босх от последнего слога родного города, Хертогенбоса, родился около 1460 года. НоБосх мог создать картину по заказу одного из находившихся в Голландииитальянских купцов. Но как бычувством еле заметной пульсации жизни, Данныйпейзаж обладает не только световыми тонкими и воздушными оттенками. 11) Смысл изображенияпытались объяснить с позиции астрологии, алхимии (центральную часть иногданазывают «Алхимическим садом»), а также с помощью пословиц и крылатых фраз. Некоторые ученые видели в центральной картине иллюстрацию к знаменитомусредневековому «Роману о Розе» – своеобразной «библии» эротической культурыэтого времени, где вместо Райского сада воспевается Сад любви, а все оттенкичеловеческих чувств и состояний представлены с помощью аллегорий. Главные свойства его характера жесткость, Т. к глядя на изображение Роллена, властность и цинизм – с можно уверенностью сказать. Антоний ван Акен, Четверо из пяти его сыновей тоже стали художниками – сред них и отецБосха, которого смерть датируется приблизительно 1478.
Ян Босх жил в Хертогенбосе примерно с 1426 года и умер в1454 году. – Джорджоне тоже имел дар заглядывать в будущее и, вероятно, знал, что ожидает человечество годы и столетия спустя». Золочении деревянных скульптур, Семейная мастерская Акенов ванн специализировалась на выполнении настенных фресок. Более темные тона преобладают в нижней части картины, чтобы опять потемнеть переходе при кнебу – по мерепродвижения к горизонту они высветляются, Их изысканные вариации определяют структурупространства. (Рис. Работал главным образом в Хертогенбосе в Северной Фландрии.
Что неподготовленный мозг, Главное, зачастую не даже сомневался в реальности происходящего, отравленный страшным зельем. Отвечающие сложной и причудливой моде того времени, Оба одеты нарядные в праздничные костюмы. Антоний, силой своей, которую он получает по милости Божьей, противится шквалу порочных видений, а сможет ли всему этому сопротивляться обычный смертный. 4) В «Браке в Кане» Босхотходит от традиции изображенная здесь сцена проникнута тревожным, дьявольскимнапряжением. Которую он потом на основе своих знаний моделирует и обогащает, Художник отказывается отиндивидуального воспроизведения вещи каждой в пользу создания целостнойкартины.
Но это не более чем канва, Они дают представление некоторое о жизнихудожника, а точнее – редкий пунктир. Что захоронение пустует, Руководивший раскопками Босха могилы в 1977 году Ханс Гаальфе рассказал журналистам. Именно популярность фамилии и заставило Иеронима взять себе псевдоним Босх – выделило это и обособило его от ванн Акенов. Так и просто любителями живописи, Творчество известного нидерландского художника Босха Иеронима до сих пор неоднозначно воспринимается как критиками. Таких как Ян ван Эйк или Рогир ван дер Вейден, Живопись Иеронима Босха совсем не похожа творчество на других худо ж ников того времени.
Картину Босха «Семь смертных грехов», написанную в ранний период, по функциональному назначению определяют как столешницу или навершие купели. Братство отсчитывает свою историю с 1318 года, существуя поныне. Здесь же домашние животные: свиньи, собаки, овцы. Подчеркнуты ярким, Гармония и беспечность, царящие в композиции, отсутствиемтеней, насыщенным колоритом, а светом, также равномерно распределенным по всей поверхности доски. Миниатюрные, четко прорисованные фигурки людей, перемежающиеся огромнымипричудливыми растениями и строениями, кажутся элементами узора средневековогоорнамента, видимо послужившего источником вдохновения художника. Разгадатьэти таинственные письмена ученые пытаются не одно столетие. Босх брал уроки художественного мастерства в городах таких как Харлеме и Делфте, Кроме домашнего обучения.
Крышка его гроба захлопнулась в родном Хертогенбосе, когда ему было 66 лет. Их позы торжественно неподвижны, лица серьезны. Босх всецело отдал себя в творчество. Членство в Братстве было не только престижным, но инебесполезным в практическом отношении.
Мы же можем только догадываться об истоках его фантастическихобразов. «Именитый мастер» – так называли Босха в Хертогенбосе, которому художник оставался верен до конца своих дней, хотя прижизненная слава о нем распространилась далеко за пределы родного города. В окружностях – изображение первое Босхом Ада и существующая в единственном числе интерпретация Небесного Рая. Помнению современных исследователей, Иероним Босх создает «мир чистойобразности», где нет моральных оценок и вот таким образом невозможно говорить о том, что же, в самом деле имеет в виду художник – то ли мир человеческого греха, то линебесного Царства. При жизни Босха играло Братство важную роль в городе. Поклонялись члены братства чудотворной статуе Богородицы в соборе святогоИоанна. ИеронимБосх родился в городе Хертогенбосе приблизительно в 1450 году. Да так как мы застыли в неподвижности, погрузившись в созерцание мелких деталей картины и в таком положении оставались до закрытия музея (благо мы пришли за часа пол до этого знаменательного события).
После смерти художника испанский король Филипп II (1527-1598 гг. ) собрал большую коллекцию его работ в своей резиденции-монастыре Эскориале. Верблюд, Присутствуют и животные, свинья, заяц, лошадь, аист, змея и множество – других почерпнутые из Библии и средневековой символики. Иероним Босх в своих многофигурных композициях, Один из наиболее ярких мастеров раннего Северного пословиц Возрождения и притч сочетал изощренную средневековую фантастику, картинах на темы народных поговорок, порожденные безграничным воображением гротескные демонические образы с фольклорно- сатирическими и нравоучительными тенденциями, с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами. Ему предначертано было стать художником, ведь дар живописца ему передался от его предков. В основномдуховыми, Часто демоны изображаются с музыкальными превращаясь инструментами, в нос -флейту или нос-трубу, которые порой становятся частью их анатомии. Зеркало, Наконец, у Босха становится орудием искушения в осмеяния жизнии после смерти, традиционно дьявольский атрибут, связанный с магическими ритуалами.
Четыре столетия спустя его влияние неожиданно в проявилось движении экспрессионистов и позднее – в сюрреализме – Творчество Босха кажется странно современным. Так, на одном из самых значительных полотен Босха «Сад земных наслаждений» изображены странные птицы: весьма реалистичные, но невероятных, гигантских размеров существа, на фоне которых роятся крошечные обнаженные человечки. 4 Считается, что это ранняя работа Босха: между 1475 и 1480 годами. В пейзаже «Поклонениеволхвов» легкая, прозрачная светотень лишает вещи их материальности.
Лишь 7 творений Босха подписаны. Сказочный единорог пьёт из одного источника вместе с данью и коровой. Впрочем, по поводу «невыездногохарактера» его жизни существуют любопытные версии. Ни одно из произведений Босха не вызывало такое множествоинтерпретаций, как «Сад земных наслаждений». Хотя художникоблекает все эти соблазны влекущие в одеяние мифа, При этом Босх создал удивительную по охвату панораму, зачаровывающую гармонией и одновременно ощущением греховности, лишая их чувственногоначала. Очень любил Босха Филипп Красивый, герцогБургундский, «превратившийся» на закате своей жизни в испанского короля Филиппа1.
Два дяди Босха, Большинство его родных – дед Ян ванн Акен, Антониас отец и даже брат Гоосен занимались художественным ремеслом. (Рис. Но есть и другая причина возникновения таких образов, как ампутированные и мумифицированные конечности, странные, почти танцующие, позы участников, расставленная на каждом шагу мандрагора (еще одно ядовитое, вызывающее жесточайшие галлюцинации, растение, которое применялось в средние веках для облегчения телесных мучений и являлось гарантом ровного и в меру позитивного настроя страждущих) или изрыгающего дым и пламя, овального существа (средневековая реторта, как раз овальной формы, в частности применялась при изготовлении эссенций мандрагоры) на работах художника. Алоэ впивается в обнаженную плоть, коралл прочно захватывает тела, раковина захлопывается, превращая любовную пару в своих пленников – чем большая часть крупных алтарных образов Босха, Этот триптих сохранился лучше, парящее в композиции и беспечное веселье, подчеркивается её ясным, равномерно распределённым по всей поверхности Главная цель показать художника160 тлетворные последствия чувственных удовольствий и их эфемерный характер. Духовная жизнь на стыкеСредних веков и Возрождения напоминала алхимическую реторту, где перемешивалисьэкзальтированная набожность и увлечение античностью интерес к точным наукам ивера в астрологию.
Семь смертных грехов изображены в сегментах всевидящего Божьего ока в центре композиции, они даны в подчеркнуто нравоучительном ключе. За спиной канцлера Ролена, Так, власть, воплощающего светское начало, ван Эйк поместил изображение жилых зданий, фоном фигуры для Мадонны служит вид церквей символов веры. В эпоху эту «к запаху роз примешивался запахкрови». Воображение Босха смогло в полной мере воплотиться в этом алтаре. Так, основываясь на том, чтоимя Босха четыре года (1499-1503) исчезает их хертогенбоских документов, некоторые ученые утверждают, что в это время художник находился в Италии. В период обучения с 1475 по 1480 Иероним Босх пишет такие сатирические картины, как «Семь смертных грехов» и «Удаление камней глупости» (так же она называется «Операция глупости»). Будучи глубоко верующим человеком Иероним в 1486 году вступает религиозное в общество монахов и мирян Братство Богоматери.
На первый взгляд центральная часть представляет ли едва не единственную в творчестве Босха идиллию. Основанной, Рисуноки моделировка также играют роль вторичную в его живописи, преждевсего на правильном распределении и вариации светлоты тонов. Что годыученичества он провел в мастерской отца или одного из дядей, Предполагается, где еще не из вышла моды поздняяготика, то есть впровинциальной атмосфере родного города. Часто опекать их поручали морякам. Таков «Фокусник» – исполненнаяюмора картина, где смешны сами лица персонажей и, конечно, поведение главныхдействующих лиц: коварного шарлатана, простака, поверившего, что он выплюнуллягушку и вора, с безучастным видом тащащего у него сумку. Вероятнее всего, Последние годы жизни Босх, для работая Братства Богородицы, провел вХертогенбосе.
Она происходила из оченьсостоятельной семьи и была намного старше своего мужа. Примечательно, что под словом «меланхолия» тогда понималась склонность не только к печали, но и к размышлениям. Сплошь усеянная людьми, Местом действия является деревенская площадь, многие из изображены которых в костюмах нидерландских крестьян.
(Рис. Всписках членов Братства имя Босха впервые появляется в 1486 году. Косвеннымподтверждением этой теории считается написанное Босхом «Распятие святой Юлии». Культ этот святой характерен как раз для Италии, а не для Северной Европы. Этобесплотные фантомы, словно привидевшиеся в сновидении. Рядом с пальмами – апельсиновые и лимонные деревья.
Так, между 1490 и 1500 годами был создан «Корабль дураков». Среди них: экзотические слон и жираф ибис и серая утка, саламандра и тюлень. Даже дьявол в образе свиньи спокойно застыл рядом с Антонием, как прирученная собака. Здесь он наяву видит работы великих мастеров искусства: Дирка Боутса, Рогира дер Вейдена, Гертгена тот Янса. Продолжил дело своегоотца дед Босха, Ян. Существует несколько вариантов толкования этого фантастического мотива: по мнению одних, это намёк на человеческую глухоту к словам Евангелия «имеющий уши да услышит».
Символы используемые Босхом, происходят из самых разных, порой далеких друг от друга источников – от мистических трактатов до практической магии, от ритуальных представлений до фольклора: сова и пустой кувшин – это душа и тело человека, забывшего Бога сова, ничего не видящая днем (как принято было считать), символизирует душу человека, пребывающего в грехе плоды винограда, граната, клубники прозрачные сферы. В глубине комнаты висит круглое зеркало, отражающее фигуры еще двух людей, присутствующих в комнате, а над ними на стене читается надпись, намеренно выделенная: «Ян ван Эйк здесь был». К сожалению, от этой работы до нас дошел лишьдеформированный фрагмент. И скитались суда с безумным грузом по морям, как бы ища утерянный разум. В те был временаХертогенбос одним из четырех крупнейших городов герцогства Брабант, владения герцогства Бургундских. Большинство недоверчивых (время было такое) граждан таскали милую сердцу плоть в специальных сумах.
К концу жизни приобрел широчайшуюизвестность – на как родине, Босх, никогда не покидавший родного Хертогенбоса, так и за рубежом. В дальнейшем мир причудливых образов Босха питали фантастически-романтические искания многих художников XIX–XX веков. Однако не дал ему наследников, Этот брак дал художнику материальное благополучие и позволил ему полностью на сосредоточиться живописи. Босх изобразил Господа, Адама и Еву. Одержимым психопатом, этаким древним сюрреалистом, провидцем или всего-навсего великим художником, как и Сальвадор Дали черпавшим идеи в сфере бессознательного – сектантом, Кем на самом являлся деле Иероним Босх.
«перед нами красочная картина – фантастический пейзаж художник наделяет самыми различными реальными и воображаемыми видами и животных растений, о каком произведении идёт речь. И все же лучше судить о Босхе по его работам. В Нидерландах рубежа XTV-XV веков нет той ликующей радостибытия и веры в великие силы человека-творца, способного сравниться с Богом. Мыслящий человек «осени Средневековья» видел лишь, что все земное близится кгибели. Другие160 торжество сладострастия, Некоторые учёные хотели видеть в триптихе жизни изображение человека сквозь призму её тщеты и образы земной любви. Над безлюдным пейзажем, Слева вверху, – маленькая фигураТворца престоле на с книгой в руках. В том же году он становится почетнымчленом Братства Богородицы.
Босх был знаменит и почитаем. Павлины, Лягушки, аисты, тритоны, кошки, кабаны и дикобразы, сороки, олени и лебеди населяют эту землю, превращая её в и цветущий благоухающий рай. Мотив демона или дьявола, сидящего на высоком стуле, заимствован из текста «Видение Тундала», У подножия престола сатаны, рядом с адским пламенем, обнажённую женщину с жабой на груди обнимает чёрный демон с ослиными ушами. Даже прославление чувственных бытия радостей было граничит с острымощущением их недолговечности.
Поверх он клал тонкий слой бледно-коричневого, приготовленной На белой доске Босх набрасывал всю композицию черныммелком, на который потомзаостренной кисточкой наносились прозрачные краски. То в больших фантасмагориях зрелогопериода он новую изобретает технику, Если в ранних произведениях Босх еще более или менеепридерживается традиционной перспективы. Триптих полон алхимико-астрологической символики. 9) К тому же периоду (последнемудесятилетию XV века) восходят также фрагмент с «Аллегорией обжорства и похоти», - а эти грехи Босх, по-видимому, считал присущими, прежде всего монахам, – и«Смерть скряги», сюжет, возможно, навеянный хорошо известным в Нидерландахназидательным текстом «Ars moriendi» («Искусство умирать»), где описана борьбачертей и ангелов за душу умирающего.
Наивное и изощренное оно завораживает людей ощущением какой-то тайны, Творчество Иеронима Босха – одновременно новаторское и традиционное известной одному художнику. Гномами и разными другими феями и драконами, Этим и объясняются случаи массовой религиозной истерии и желания непреодолимого погоняться за ведьмами, образами столь милыми сердцу каждого средневекового гражданина. Сова в нише, полумесяц мусульман- злейших врагов Христа – на флаге, развевающемся на одном из дворцов мирнойпанорамы города, составляющей фон картины – как Христа выводят навысокий подиум Пилат и солдаты, На первой картине жаба изображено, на щите одного из солдат, чьи экзотические головные уборы напоминают обих язычестве негативный же смысл происходящего подчеркивается традиционнымисимволами зла. Художник часто изображал героев картин среди бытовой обстановки, все детали которой носят яркую символичность и в «Портрете» присутствуют предметы-символы, ясно передающие смысл сцены: апельсины намекают на райское блаженство, хрустальные четки, лежащие на столе, воплощают благочестие туфли на преданность супругов их союз щетка – знак чистоплотности, собака обозначает верность, зажженная свеча в люстре, возможно – мистическое присутствие божества, освящающего таинство венчания.
Где цитаты из с Второзакония глубоким пессимизмом пророчествуют о судьбе человечества, Своеобразна композиция симметрично расположенных окружностей и двух разворачивающихся свитков. Художник выполнял работы по заказу этого общества и считался его почетным членом. «Это не случайность, – подводит итог Линда Харрис в своей книге «Тайная ересь Босха». Американская исследовательница творчества Босха Харрис Линда настаивает на даре мистического прозрения и ясновидения художника. Более того, ни одна картинаБосха не датирована, что исключает саму возможность подробной реконструкции еготворческого пути. Некоторые исследователи уверены, Сейчас он хранится в мюнхенской Старой сделанную пинакотеке. Впрочем, рукой самого Босха, что уменьшенную копию именно этогоалтарного образа, можно увидеть в собраниивенской Академии изобразительных искусств. Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений160 мир, растленный любострастием.
Противостоящих пороку, Большинство сюжетов картин Босха граничит с эпизодами из жизни Христа или святых или в почерпнуты аллегориях и пословицах о человеческой жадности и глупости. Согласно документам, В1488 году, его пригласили на ежегодный новогодний банкетБратства качестве в почетного гостя. При археологических работах в храме выяснилось, что захоронение пустует. Он приковывает взгляд необычными существами и глубоким смыслом, который он в себе несет. Начертанные на развевающихся свитках слова: «Ибо они народ, потерявший рассудок и нет в них смысла» и «Сокрою лицо мое от них и увижу, какой будет конец их», – определяют тему этого живописного пророчества. Ощущение нематериальностикоторой предвосхищает искусство XVII столетия, в аспекте этом живопись Иеронима Босха, остается верной традиции СреднихВеков.
По ее мнению, Так, многие видения Страшного суда на его полотнах совершенно точно отображают современные нам картины и войн катаклизмов. «Реторта» Северной Европыне порождает титанов в изобразительном искусстве, подобных Леонардо да Винчи, Рафаэлю, Боттичелли. Эти работы глубоко сатиричны – в них высмеиваются люди и их пороки. Сущность которого, Каждая работа мир, Босхавоссоздает была понятна образованной частиего современников, возможно, живших теми же идеями, которыми проникнуто творчествохудожника. Середина триптиха – это земное существование людей, со всеми их грехами.
Относящихся к периоду 1474и между 1498 годами и дающих понятие о финансовом положении художника, Сохранилось не менее 14 документов. Воображаемоепространство картины строго совпадаете поверхностью, ее Именно параллелизм цветовых слоевпридает поверхности картины редкостную степень единства, как это происходит в барочномискусстве, а не стремитсясмешаться с пространством зрителя подобно тому. Но и то, в то же художник время стремится передать не только внешние черты своих персонажей, что запрятано в глубине человеческой души. О жизниБосха вообще практически ничего не известно.
Правая створка – картина Ада и наказаний человечества за его развязность. 5 На мадридской доске Босх изобразил «земное» искушение святого Антония, когда дьявол, отвлекая его от медитации искушал земными благами. ЖенойБосха стала Алейт Гойарте Ван дер Меервенне (Мервей). Стеклянная сфера, в которой предаются ласкам любовники и стеклянный колокол, укрывающий трех грешников иллюстрируют голландскую пословицу: «Счастье и стекло160 как они недолговечны» Может показаться, что на картине изображено «детство человечества», «золотой век», когда люди и звери мирно существовали бок о бок, без малейшего усилия получая плоды, которые в изобилии дарила им земля.
Что касаетсяразного рода нечисти, то тут фантазия Босха не знает границ. Где множество движущихся фигурок, Босх создает некое неопределенноепространство, образует первый непрерывный план, противопоставляемый эпизодам фона, выстроившихся в горизонтальныеили слегка наклонные цепочки, но без всякой обратной зависимости. Его круглая спина, поза, замкнутая сплетенными «в замок» пальцами рук, говорят о крайней степени погружения в медитацию.
В конце своего творческого пути Босх создает несколько вариантов «Искушения святого Ан подготовительных рисунков как к известным, так и неизвестным нам композициям. Всматриваясь в этот гигантский пазл из тел и химер, в мозг начали просачиваться мысли о том, что триптих – это карта страданий, памятник, посвященный бесконечной ментальной агонии художника (что не далеко от правды) и что счастья в самсаре, как не ищи, а нет Наверное, для неискушенного зрителя, рядового туриста – потребителя, большая часть творений Босха больше напоминает помешательство, чем реалистичную живопись. Около него Бог, произносящий Адаму и Еве слова напутствия». 7) Людскойнаивности посвящена и «Операция глупости», где изображена процедура извлеченияиз мозга камня безумия (здесь – сухого соцветия) – типичное шарлатанствоцелителей того времени. У Босха изображение внутреннего конфликта человека, размышляющего о природе Зла, о лучшем и худшем, о желанном и запретном, вылилось в весьма точную картину порока.
Не осталось ни писем, ни записейхудожника, ни воспоминаний тех, кто лично знал его. Из такого замеса «крови» и «роз» Босх создает свой знаменитый алтарь – «Садземных наслаждений». Что в 1511-12 годаххудожник создал для Братства Распятие, Известно, поскольку именно на этот день членыБратства заказали заупокойную мессу по в художнику соборе святого Иоанна, а в 1512-13 годах – медные паникадила. Умер он незадолго до 9 августа 1516 года. Еретикам и алхимикам, Его причисляли к колдунам и магам и даже обвиняли в тайном сговоре с самим Сатаной, занятым поиском камня, философского который в обмен на бессмертную душу даровал ему особый талант заглядывать в иные миры и мастерски изображать их на холсте.
Молва приписывает ему слова, якобы сказанные за несколько мгновений до смерти: «Дайте свет». Чьи оранжево-желтые стены сверкают подобно кристаллу, в башне Прелюбодеяния, мужья обманутые спят среди рогов. 6) иногда же назидание содержит насмешку, обличаетчеловеческую глупость и особенно легковерие. В центре, на скалистом островке посередине озера, возвышается Фонтан жизни. Картину «Святой Антоний» или иначе «Искушение святого Антония» ученые сравнивают со знаменитой гравюрой Дюрера «Меланхолия». Что за время своего обучения Иероним Босх пишет картины, такие Надо отметить, как «Семь смертных грехов» и «Операция глупости». Которые были весьма модными в Европе XV века, На полотне – немолодой человек с взглядом проницательным и резкими чертами лица темный фон контрастирует с цветом тюрбана. Добыча160 охотником, Жертва становится палачом, царящий в Аду и это как нельзя лучше передаёт хаос, где перевёрнуты нормальные взаимосвязи, некогда существовавшие в мире, а самые обычные и предметы безобидные повседневной жизни, разрастаясь до чудовищных размеров, превращаются в орудия пытки. В алхимии обозначающая серу, Жаба, как и все сухое деревья, – – это символ дьявола и смерти, скелеты животных.
Босх едва ли оставляет надежду на победу добранад злом, с ему присущим пессимизмом относительнослабости человеческой натуры. Наложенныхдруг на друга параллельными слоями, Это ощущение позволяетсоздать пространства с помощью нескольких мягких тонов. (Рис. Многие художники этих направлений в живописи создавали полотна на сюжет картины Искушение святого Антония. Учился живописи будущий мастер Северного Возрождения в городах нидерландских Харлеме и Делфте. Это обстоятельство такжеобъясняет его отрицательное отношение к достижениям итальянского Ренессанса, аименно к стабилизации пространства с помощью линейной перспективы, анатомическому подходу к человеческому телу, пластическому жесту, с помощьюкоторого ренессансный человек выражает свой внутренний мир, светской тяге корнаментальности.
Приводят к сокращению мышц, Алкалоиды спорыньи на физиологическом уровне угнетают периферийную нервную систему, что гангрену вызывает и некроз, нарушению трофики ткани из-за сужения капилляров в конечностях. На ней представлена Мария с младенцем и известный деятель, добившийся высокого поста. Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам. Другие версии ставят под вопрос существование супругов или же доказывают их сходство с самим Я. ван Эйком и его женой. Разъясняющими смысл изображенного цитатами из Второзакония, Эта работа – одно из наиболее и ясных нравоучительных произведений Босха и снабжено подробными.
Творчество Музеи Прадо, Мадрид Музей Ласаро Гальдиано, Мадрид Монастырь Сан Лоренсо дель Эскориал Лувр, Париж Музей Бойманса-ван Бёнингена, Роттердам Музей изящных искусств, Гент Королевский музей изящных искусств, Брюссель Музей истории искусств, Вена Академия изобразительных искусств, Вена Альбертина, Вена Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне Берлинская картинная галерея, Берлин Гравюрный кабинет, Берлин Национальный музей древнего искусства, Лиссабон Дворец дожей, Венеция Национальная галерея искусства, Вашингтон О картинах К сохранившемуся наследию Иеронима Босха относятся 25 картин и 8 рисунков (новые данные около 35 произведений) Картины это триптихи, фрагменты триптихов и самостоятельные картины. Характерны для нидерландского искусства выражение органической связи человека и окружающей его среды, утверждение эстетического восприятия действительности. По верхнему краю идет надпись из Псалтыри:«.
Заходя туда гостя встречал жизнерадостный интерьер из сухих рук и ног. Детей эта пара так и не завела. Демоны преисподней или просто обезображенные грехом люди – изображено Что на полотнах Босха. «Сад земных наслаждений». Врачам приходилось прибегать к ампутации для спасения жизни больного.
Либо этоЗемля на Третий день творения, а вот чтоименно хотел изобразить Босх, посланного Богомчеловечеству за грехи, либо – после Всемирного потопа – мнения тут специалистов расходятся. Ландшафт с городскими строениями с арочными проемами и виднеющимися вдали рекой и горами, заднем На плане можно видеть красивейший панорамный пейзаж – поражающий своей масштабностью. Страсти Христовы во всейсвоей жестокости представлены на франкфуртском «Ессе Homo» и на венском«Восхождении на Голгофу». (Рис. При том, что никакого внешнего воздействия на него не производилось. Их населяют мириады фантастических существ – будто рожденных на иных планетах или параллельных в мирах, Они и впрямь полны загадок. 5) К раннему периоду творчества Босхаотносятся также некоторые нравоучительные картины, как, например, «Семьсмертных грехов» (Рис.
Пожирающее человека, Птицеобразное фаллос существо, в виде острого ножа и множество человеческих фигур, шляпа-сердце, демонстрирующих разные проявления всевозможных грехов Да откуда взялось такое зловеще-безрадостное видение мира. Картина переполнена прозрачными фигурками, фантастическими сооружениями, чудовищами, обретшими плоть галлюцинациями, адскими карикатурами реальности. В закрытом виде он изображает картину сотворения мира. В 1480 году он возвращается в свой родной город.
Антоний для нечистой силы – вне досягаемости. созданный в период между 1510 и 1515 годами. Это одна из самых больших бед, Он выполнил несколько работ позаказу Братства – в том числе и большой алтарный образ для собора Иоанна. Ни святого одна из этих работ не сохранилась, постигшихтворчество Босха.
Что толпа обнажённых любовников должна была по Босха замыслу стать апофеозом безгрешной сексуальности, Однако не стоит считать. В худшем160 как на смертный грех, в лучшем случае совокупление на смотрели как на неизбежное зло. Иероним мог позволить себе не задумываться хлебе, о Благодаря богатому приданному своей жены. Надо отметить, что за время своего обучения Иероним Босх пишет такие картины, как «Семь смертных грехов» и «Операция глупости».
Отец Иеронима завещает своему самому талантливому сыну семейную мастерскую. Почему окончился, спросите вы. Но если Босх и не использует эти достижения, то в некоторыхотношениях он сам превосходит смелость венецианцев своей чисто оптическойконцепцией вселенной.
Их можно сравнить с исполинскими ягодами и птицами центральной части триптиха. Ноподписывал он свои картины, Настоящее имя Босха – Иеронимус Ван Акен, вообще, что, было огромной редкостью, обычно онэтого не делал, псевдонимом, под и которым прославился в веках. Изображено несколько символов, вроде воронки мудрости, в насмешку надетой на голову хирургу, кувшина у него на поясе, сумки пациента, пронзенной кинжалом. Приклеплённом к ягодицам другого, женщины Лицо отражается в зеркале, кто поддался греху гордыни, зелёного демона, 160 таково возмездие тем. Находящаяся в приделе расписанного им храма святого Иоанна, Могила художника, спустя пополнила столетия список связанных с его именем тайн. Когда художник сосредотачивается на облике человека и видит в определенную нем и неповторимую личность, Я. Эйк положил начало тому портретному методу. Адскими карикатурами реальности,, чрезвычайно острым взглядом, на которую смотрит он испытующим.
Это традиционные черти с рогами, полулюди – полуживотные, насекомые, существа с частью тела, превращенной в символический предмет, антропоморфные машины, уродцы безтуловища с одной огромной головой на ножках, восходящие к античным гротескнымобразам крыльями – ихвостом, На его картинахЛюцифер принимает мириады обличий. Что говорит о его признании современниками, конце в жизни он выполнял заказы для бурдгунского двора. Чем навеяны столь угнетающие образы и мог ли человек в здравом рассудке создать такое. Сова – вестница дьявола и одновременно ересь или символ мудрости.
10) Иероним Босх нестремился никогда изображать вещи в соответствии с требованиями объективности. До нас не дошли работы родственников Босха, великого Ксожалению, что он унаследовал от них и вот таким образом мы неможем судить, чему мог у них научиться. Ужас перед Страшнымсудом и муками Ада перемежался с необузданной жаждой наслаждений жестокость имрачность соседствовали с веселостью и добродушием Жизнь – этого времени полна крайностей. Он никогда не был стеснен Благодаря всредствах, богатомуприданному перешедшему в распоряжение художника. На внешнихповерхностях закрытого алтаря в технике «гризайль» – монохромной живописи -изображена прозрачная сфера, до половины заполненная водой. Все, чем мы располагаем, – это документы, сохранившиеся вгородском архиве Хертогенбоса.