Но в то же время работахудожника, это Это неоткровенно импрессионистическая манера, который знает и учитывает открытия современнойимпрессионистической живописи. В девятую пятницу по Пасхе, 4 Первый крестный в ход Курской области состоялся в 1518 году, по высочайшему Указу царя Михаила Федоровича. Вот этим барынькам и кулакам, являющимся оплотом самодержавия, доверена «высокая честь» нести икону. Когда он – большой художник – увидел крестные ходы в Чугуеве, теперь, Но а главным, детское восприятие ярких красок ушло на задний план, основным стало обличение современной русской действительности. Он изучал характер русского народа и в своих странствиях по Волге, когда писал «Бурлаков» и на Украине и Кубани, когда писал «Запорожцев» и в Курской губернии и, в особенности, в Подмосковье, в период работы над «Крестным ходом». Обучение живописи в биографии Репина началось уже в тринадцатилетнем возрасте.
«Чистая публика» отъединена шеренгой пеших и конных урядников от толпынищих странников, возглавляемой горбуном. Не дает покоя, Всеми своими ничтожными силенками я стремлюсь олицетворить мои идеи в правде окружающая жизнь меня слишком волнует, чтобы со спокойной совестью вышивать сама узоры, просится на холст действительность слишком возмутительна, – предоставим это благовоспитанным барышням». И. Репин очень хорошо изобразил молодого парня с костылем. Сопровождаемая тысячами паломников, чудотворная икона, прошествовала торжественно из Знаменского монастыря в Коренную пустынь.
С 1768-1790г. г. Несущие богато украшенный яркими цветами и лентами фонарь с золотящимся на солнце куполом, Ее возглавляют с достоинством выступающие мужики, степенные мелко семеня по дороге, куда будет помещена чудотворная икона над киотом для нее склонились, две горожанки из мещан а дальше – церковный хор с басами и подголосками. С неприкрытой иронией рисует художник привилегированную часть общества, с серьезностью делающих столь «важное» дело и с большой теплотой, с глубокой любовью показывает толпу бедняков. Следуя за поворотом дороги, На переднем плане она растекается на два и, потока рядами проходя мимо зрителя, поворачивает влево. Много слышавшего от бабушки о ее герое сыне, Но восторженно заблестел взгляд находящегося рядом с ней брата-гимназиста, сидящей за роялем, которого он сразу узнал по фотографиям в вскинулись изумлении брови сестры ссыльного.
Искаженное страданиями лицо, Сперва это – только голова, с сумрачным, затем – сидящий горбун, суровым лицом испещренным морщинами, далее – поясное изображение горбуна, в жесте которого уже появляется устремление вперед, наконец, этюд последний – горбун во весь рост, в положении, близком к картине – он рвется вперед, отталкивая десятского, преграждающего ему путь к иконе. Даже один и тот же сюжет, «Арест пропагандиста», внескольких графических эскизах и живописных вариантах обретал каждый разособый человеческий смысл, свою интонацию. Темакрестного хода – одна из популярнейших в русской живописи. Художник взял, как он сам говорил, сюжет очень сложный, для написания картины потребуется года три работы, но «очень стоит». Колористическая цельность «Крестного хода в Курской губернии» возникает благодаря тому, что гамма приведена к естественному в условиях жарких полуденных летних часов общему, как бы серебристому тону. Сознание собственной значительности, На лицах – благочестия, выражениепритворного важность, граничащая с чванством.
Предчувствие этого разрешения содержит светлый колорит произведения. Поднявшейся с кресла навстречу вошедшему, о тяжести лет протекших говорит согбенная фигура матери. Бедный, несчастный народ бьют нагайкой икону охраняют палкой и никто из этих не папуасов чувствует, до какой степени он груб и дик, допуская подобное зверское самоуправство – мол, Вот, какие они папуасы, смотрите, говорит автор, какое их благочестие. Но при всей своей любви к зримой красоте материального Репин мира был ярым противником непосредственного творчества. Но детские впечатления были только красочными, зрелищными.
С другой стороны полотна автор изобразил нищую братию. В июле 1878 года Репин пишет Стасову, что картину «Крестный ход» он продолжает писать, делает этюды к картине, «интересный субъект попался», «при квартире у меня довольно большой садик и я пишу в нем этюды на солнце и на воздухе». «Никогда, сколько мне помнится, я не давал клятву писать только дикиеорганизмы, – отвечал Репин, – нет, я хочу писать всех, которые произведутна меня впечатление» – и такой ответ есть не что иное, как утверждениеправа творческой свободы. Однако Репин неимеет соперников в изображении толпы, шествия. Слухи носятся, у него есть в мастерской изумительная полуоконченная картина «Крестный ход». А вот местная аристократия – толстая, чванная помещица, вся в бантах и кружевах грубый, самодовольный кулак, «ее ассистент», как метко определил Стасов, «местное самое влиятельное лицо – откупщик или подрядчик, теперь золотой мешок» далее – отставной офицер, в форменном сюртуке, но без эполет, вероятно, тоже помещик. В картине какое-то особое, несвойственное ни одному русскому художнику сочетание красок.
Дичком исподлобья, смотрит готовящая уроки девочка, совсем не запомнившая облик отца. Местные богатеи с важным, серьезным видом несут огромный пустой киот иконы. Впереди (в правой части картины) идут певчие и несут украшенную пёстрыми лентами будку, которая представляет из себя гигантский фонарь с позолоченным куполом и мерцающими свечами внутри него. ВОЗВРАЩЕНИЕ НА РОДИНУ Летом 1876 года Репин снова на родине. Всяким образом мешать божий дар яичницей, с – словом, приноравливаться к новым веяниям времени. Разнообразие и жизненность фигур, жестов, поз, выражений поражает.
В знойный летний день по выжженной солнцем дороге медленно движется торжественная процессия крестного хода. Путешествие по святым местам – это важная часть православного образа жизни. В одно и то же время он способен был работать надабсолютно различными вещами и в различной манере. Поднимая тучи пыли, Толпа там буквально запрудила все свободное пространство между и холмами валом валит.
Которое как раз это в время становитсяочень важным очагом русской художественной жизни, Он часто и подолгу гостит в подмосковномАбрамцеве и оказывается одним из самых деятельных участников мамонтовскогокружка – дружеского сообщества. В Москве и вокруг Москвы он находит «удивительные бытовые куски». Репина своей будущей жены, В. А. Одурманенный религией, Тут и народ и покорный темный, забитый, тут и представители господствующих классов и их пособники духовенство и полиция, разжиревшие и наглые, тут и весь самодержавный режим в виде жандармской нагайки, занесенной над толпой. Расчесанные на прямой пробор, Щедро маслом политы волосы, широкие яркие кушаки, до блеска начищенные сапоги. И многотысячная процессия растягивалась на несколько километров, Крестный собирал ход огромное количество паломников.
«Всегда переусердствуют, – писал Репин. В окрестностях Абрамцева Репин встретил и героя своей картины – Горбуна. Такиеполотна, как«Царевна Софья» (1879), «ИванГрозныйисынего Иван 16 ноября 1581 года» (1885) и «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1878-1891), оказались в числе лучших творений исторической живописи национальной школы. Пыльное марево вдали, Это впечатление массового движения выражено не только динамикой поз и жестов, контрасты цветовых пятен, переливы на развевающихся часовне красочных лент, одежд, блики на золотых окладах икон, сочетание лохмотьев одежд и золота облачений вызывают у зрителя ощущение живой людской массы – но живописными средствами. «Крестный ходв Курской губернии» Репина смотрится единым пятном картину сразу видишь всюцеликом.
Акварельных, Наибольшее количество этюдов – графических, живописных – было сделано этого с человека. Далее онпишет: «Даже «Арест пропагандиста» вытащили ему и тот рассматривал ихвалил исполнение, хотя ему показалось странным, почему это я писал тактонко и старательно». В картине «Не ждали» ссылка была настолько длительной, что родные отчаялись дождаться главу семьи. Художник последовательно углублял эту тему, поворачивая ее разными жизненными гранями, Начав сбеглых этюдных набросков, в выявлял ней различныепсихологические аспекты. Я человек 60-х годов, Нет, для меня еще не умерли идеалы отсталый Гоголя, человек, Белинского, Тургенева, Толстого. стран. После длинной службы в церкви явленную икону несли на колодец.
Как религиозную процессию, Изобразивстольхарактерноедлятойпоры явление, столкнуть чтобы в едином действии представителей различных социальных слоев общества, автор умело использовал его, контрастно противопоставить их друг другу. А в 1863 году он переехал в Петербург, чтобы учиться в Академии Художеств. Монастыри и обители издавна создавались в самых красивых уголках земли. Залысветлые, высокие, погода чудная, солнечная. За ним виднеются старые мужчины и женщины.
Отвечающее на большие общечеловеческие вопросы, Все это позволило художнику создать на глубоко реалистичной искусство основе высокого стиля, являющиеся зеркалом своего времени. Репин недвусмысленно говорил: «Невозможно, чтобы европейскиобразованный человек искренне стоял за нелепое, потерявшее всякий смыслсамодержавие, этот допотопный способ правления годится только еще для дикихплемен, неспособных к культуре». Как ученик он выполняет обязательные академические «программы», сюжетно далекие от повседневных тревог и волнений, от «эмпирической» реальности. Третьякова не удовлетворил последний вариант картины, о чем он сейчас же и написал Репину. Освящавшая основы существующего Церковь, строя, в тоже время лицемерно заявляла о равенстве богатых и бедных перед лицом бога, признавая материальное неравенство людей. Шевцовой и другие.
Репин вспоминает, что устроители выставки пригласили царя осмотретьэкспозицию накануне вернисажа: «Александр III все рассмотрел». Но этобеспорядочное нестройное шествие, На полотне медленно движется и вся ни толпа, начала, не имеющее ни конца, не знаети своей общей цели, огромная масса людей распадается на отдельные, занятыесвоими делами и заботами группы. Именно эти замыслы имел в виду мастер, когда, собираясь переезжать из Москвы в Петербург, заявлял о своем желанииписать картины «из самой животрепещущей жизни». Наконец выставка открыта. Всякое лицо хочется рассмотреть, Каждую фигуру картине, в выразительным, так как каждый по воле художника наделен характером – неповторимым, запоминающимся.
Неистощимый интерес художника к натуре, влюбленность в реальную жизнь выразилась в том, с каким мастерством написаны пестрые ситцы, грубое сукно крестьянских армяков, легкий шелк лент, дорогая тяжелая парча, лохмотья бедняков, горячий песок дороги и выцветшее жаркое небо. Православная святыня весь год хранилась в городском Знаменском соборе. Репин был величайшим реалистом. Как тонко переданы переживания. Крамской, «душа передвижничества», был всем этим поражен и озадачен.
Движется русское общество 80-х годов совсеми своими связями ипротиворечиями. Для Ильи Ефимовича Репина таким произведением стала картина «Крестный ход в Курской губернии». Вкрапленные в общий черно-коричневый фон процессии, они создают впечатление пестроты и красочности, не нарушая единства и в то же время помогают художнику акцентировать внимание зрителя на узловых моментах композиции, выделить ведущие образы (помещицы, дьякона, урядника с нагайкой, странниц и других).
Картина быланаписана под впечатлением поэмы Николая Минского «Последняя исповедь», опубликованной в нелегальном журнале «Народная воля» :Прости, господь, что бедных и голодныхЯ горячо, как братьев, полюбилhellipПрости, господь, что вечное доброЯ не считал несбыточною сказкой. В знаменитую Коренную пустынь, Репин ездил в окрестности Курска, побывал в Киеве и в Чернигове – смотрел крестный ход из Троицкого монастыря, своими славившуюся крестными ходами. РЕВОЛЮЦИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ И. РЕПИНА. Особое место в творческой биографии художника занимает серия работпосвященных революционной теме. Во время обучения там прекрасно проявил себя, получив две золотых медали за свои картины. Цветами, Хвост процессии с колышущимися над ней хоругвями, поднятой тысячами ног, на возвышающимися лошадях стражниками теряется где-то далеко в клубах дорожной пыли. Ты угадал – избитая рутина для меня просто пошла, как шарманка и ей я никоим образом удовлетвориться не могуhellip я бы себя презирал, если бы стал писать «ковры, ласкающие глаз. » Делать ковры, ласкающие глаз, плести кружева. Но каждый человек четко охарактеризованная индивидуальность со своим восприятием, Все участники шествия одним охвачены чувством важности происходящего, со своими думами.
Потомфантастическую картину из былин, Это знаменитая картина моднуюидею, этнографическую картину, жанр иностранной жизни, наконец, тенденциозную газетную корреспонденцию, потом психологический этюд, потом мелодраму либеральную, вдруг русской из истории кровавую сцену и т. д. Появление репинскихкартин на ежегодных выставках этого объединения превращается каждый раз всобытие и общественной художественной жизни. Навеянных событиями русско-турецкой Свидетельство войны, тому – несколькорепинских произведений. По тенистому лесу толпа рассыпалась и так красиво, пятнами, освещалась в густом орешнике. В неместь правда человеческих чувств и хотя оно заметно отличается от зрелых несколько репинскихпроизведений условной картинностью композиционного замысла, достоверность изображаемого крестьянскогобыта.
Что же касается звучных по цвету нарядов «чистой публики», облачения священнослужителей, а также предметов религиозного культа, то они, будучи вкрапленными в серо-коричневую крестьянскую массу, помогают художнику ритмически расчленить шествие на социальную мотивировку поведения различных персонажей. «Жаль, погода стоит убийственная, солнечных дней почти не бывает, а ведь у меня все должно быть на солнце. » И несколько позже сообщает, что работает большей частью над «Крестным ходом», но и в эту зиму картина не будет окончена. И в репинском «Крестном ходе» священники говорят между собой о чем-то, отнюдь не священном. Из глубины картины на зрителя движется людской поток.
Этому же выделению из толпы отдельных персонажей способствует и колористическое решение. Что некоторые художники утверждают, Третьяков говорил в этом письме, ухудшенные против натуры, будто у Репина картинах в и этюдах все лица некрасивые. Таково, например, большое жанровое полотно «Проводыновобранца» (1879). Всю Россию вывел Репин на широкий тракт, сложности Кажется, отношений между сословиями и она предстала перед зрителями во всей своей многоликости, богатством и разнообразием типов и человеческих судеб. В Абрамцеве, Многие этюды писались им под Москвой, с семьей которого Репин близко в сдружился имении С. Мамонтова, живя в Москве. Значительно растянутый передний план позволяет этом при разносторонне охарактеризовать большое число людей.
В 1870 году отправился путешествовать по Волге, выполняя тем временем этюды и наброски. Ненадолго поселившись вокрестности Петербурга, он пишет там красивую и лиричную картину «Надерновой скамье» (1876). Репин не признавал «искусства для искусства». Он выступал (за искусство, «просвещенное светом разума». Его давний приятель художник Н. И. Мурашко, товарищ по Академии художеств, у которого гостил Репин в Киеве, вспоминал впоследствии о том, как Репин наблюдал крестный ход: «Явились мы довольно рано и заняли место на одной из возвышенностей. Писать картину он будет в Москве, так как «удобней места нет». Какой-то старик пытается задержать его и не пустить к ней совсем близко.
А в заключение говорит: «Вообще в Москве я работаю много и с удовольствием». И Стасов, еще не видевший даже первоначального эскиза «Крестного хода», в статье, где он столь отрицательно отзывался о картине «Царевна Софья», писал: «С нетерпением спрашиваешь: когда приступит снова Репин к новому настоящему делу, когда он даст нам еще одно абсолютное создание, вроде «Бурлаков». Которые охраняют идущих от толпы простолюдинов, По краям процессия оцеплена конными полицейскими, которому палкой путь преграждают к священной иконе разворачивается в день совершения Крестного хода с чудотворной иконой Божьей матери Знамения курская Коренная, впереди которых находится молодой горбун-инвалид. Которыми был уже отмечен Несмотря Репин, на официальный заказ высшие академические звания, он не поступился своими убеждениями. Крестные ходы проходят 2 раза в год, но так было не всегда.
В своей картине Репин противопоставил простой народ и власть предержащую. Целое просто инерасторжимо, детали бесконечно разнообразны. Насыщенный пьлью раскаленный воздух, Его порождает белесоватая окраска словно выгоревшего от зноя неба, мимо которых течет процессия, серовато-зеленый цвет холмов с вырубленным лесом, господствующие и в картине пятна коричневато-серых крестьянских одежд. Весьма показательна в этом смысле репинская картина «Воскрешение дочери Аира» (1871) – конкурсная программа на евангельский сюжет, за которую художник получил золотую медаль и право пенсионерской поездки за границу. Кончать придется, пишет он, в Петербурге. На ней изображены жена художника Вера АлексеевнаРепина, ее родители и брат с супругой. Он старается не отставать и даже держится в первых рядах поближе иконе, к Не обращая внимания на свой недуг.
Массы вкомпозиции расположены подиагонали, связывающим четыре угла картины. В апреле 1882 года он сообщает Стасову, что «Крестный ход» будет писать и летом, а кончать его будет в галерее Третьякова, где есть свободные залы. Народу ходит много. «что делать, может быть, судьи и правы, от но себя не уйдешь – никакой определенной цели деятельности все случайно и, Никакой последовательности, поверхностно» – так сам Репин пересказывал суть этих претензий, конечно, нередких в отношении его искусства и с великолепным равнодушием отвечал. Окружающим часто приходилось слышать от него жалобы на бедность фантазии.
Интересно привести отзыв реакционной прессы. По тому как написаны При создании «Крестного хода» Репину пришлось разрешить трудную композиционную задачу: необходимо было вписать в картину огромную толпу народа, пеструю, многоликую, добиться впечатления единой массы людей, движущихся сплошным потоком и при этом не обезличить шествие, представить его во всем многообразии составляющих его типов и характеров. Автор этой статьи, сам того не желая, дал исключительно верную трактовку картины. Освещенное летним полуденным Голубое солнцем, небо, неповторимыми красками сверканье и блеск хоругвей, словно застыло в истоме и переливается яркими икон яркие одежды толпы насыщенность воздухом, несмотря на большое количество персонажей, – все это создает настоящую симфонию. Автор картины с удовольствием резюмирует: «Моя выставка здесь делает большое оживление.
Наряду с желанием постичь «вечные», коренные проблемырусской деревенской жизни Репин был способен откликаться и на самыезлободневные вопросы крестьянского бытия. Там же зародилась идея полотна «Бурлаки на Волге». Путешествия Репина по Европе повлияли на стиль художника. Он выполнил, средидругих работ, «Отказ от исповеди перед казнью» (1879 – 1885), навеянный народовольческой поэмой Н. В. Виленкина «Последняя исповедь» и знаменитую картину «Не ждали» (1884) о неожиданном возвращении в семью человека, пострадавшего за революционные убеждения. 5. 1.
Нокаждая фигура вней нетолько характер, Изображена необычайно многолюдная нои толпа, социальный тип. «Как же можно сказать, – писала суворинская газета «Новое время», – что эта картина есть непристрастное изображение русской жизни, когда она в главных своих фигурах есть только лишь одно обличение, притом несправедливое, сильно преувеличенное. Крестным ходом икону выносили в на основанный месте ее явления монастырь – Коренная Рождества Пресвятой Богородицы Пустынь, На девятую пятницу после Пасхи, расположенный в 30 верстах от Курска.
В Саввинском монастыре возле Звенигорода Репин увидел «дурака юродивого, чудо. » Начинается работа над этюдами «Горбуна». Очень восприимчивый к жизни начинающий художник никак не собирается этой реальности сторониться: не без успеха пробует он свои силы в незамысловатых «домашних» жанрах («Приготовление к экзамену», 1864), пишет лиричные довольно удачные портреты близких ему людей: матери Т. С. Эта широта интересов, отзывчивость таланта – основные свойстватворческой натуры Репина. Мальчишки звонко хлопали ладонями по кленовым листьям».
Автор наделил эти образы теплом, добротой, душевностью. Весь спектр, все многообразие красок, умелое использование тонов и полутонов, мастерство в передаче «вещественности» и лиц и одежды и предметов, так, что кажется можно руками схватить, – это все то, что в немногих словах охарактеризовал Стасов: «Писана картина колоритно, сочно, широко, по не декоративно – так, что каждый мазок свободной кисти идет к делу, определяя вполне всякую мелочь, без тщательной ее выписки». Он становится членомТоварищества передвижных художественных выставок – творческого на союза, объединившего реалистической платформе все крупнейшие силы русскогоизобразительного искусства второй половины XIX века. Крестные ходы продолжаются и до сих пор.
За ними две женщины несут икону, а далее следуют церковники и мещане, военные и купцы. Интересно высказывание Репина, связанное с ответом на критические замечания Н. И. Мурашко по «Крестному ходу». Б. м. кустодиева и И. С. Куликова, Она содержит портретов шестьдесят – исполненных Репиным при участии учеников. 5. 2. Напряженная пауза разрешиться через мгновение бурной радостью. Дело дошло до царя. «Крестный ход» был окончательно завершен лишь в Петербурге, но все основное в картине было написано в московский период жизни художника. Они идут, кто, как может, лишь бы увидеть чудотворную икону.
Ялюблю разнообразие». Но дело не в бедности фантазии художника, а в том, что по характеру своего дарования он не мог писать «от себя», по воображению, не мог увлечься придуманным – только многокрасочная жизнь, яркие события и человеческие характеры рождали в нем творческое горение. Которая выражаласобою типичные черты русской доли, мужицкой Однако эта злободневностьпопадала в поле зрения художника именно той стороной. Репин писал Стасову, что он «ужасно заинтересован Парижем, его вкусом, грацией, легкостью, быстротой и этим глубоким изяществом в простоте». Упорно работал Репин над этой картиной.
Вглубине слева центр композиции барыня, несущая икону подохраной сотских. Одним из таких является православие. Внутреннийимпульс и только устремленной фигурегорбуна вперед мотив движения обретает вполне самостоятельное значение. Прошлогодний «Диакон» (Стасов говорит о картине Репина «Протодиакон») был только одним из этюдов для этой картины. В каждом из этих людей виднеется надежда на чудо.
Отчасти так оно и было. Военная эпопеяоборачивается в его все глазах теми же эпизодами трудного крестьянскогосуществования. Вокруг нас и возле все шумело. «Арест пропагандиста» стоит и от этой картинки, по выражению моегонадсмотрщика Василия, «отбою нет». Речь шла о «Крестном ходе».
Репина упрекали в художественной неразборчивости: «Сегодня он пишет изЕвангелия, завтра народную сцену на модную идею, потом фантастическуюкартину из былин, жанр иностранной жизни, этнографическую картину, наконец, тенденциозную газетную корреспонденцию, потом психологический этюд, потоммелодраму либеральную, вдруг из русской истории кровавую сцену и т. д. Никакой последовательности, никакой определенной цели деятельности всеслучайно и, конечно, поверхностноhellip» – так сам Репин пересказывал суть этихпретензий, нередких в отношении его искусства и с великолепным равнодушиемотвечал: «Что делать, может быть, судьи и правы, но от себя не уйдешь. Был парад и шествие духовенства. За какие-нибудь десять – двенадцать лет Репин создаетбольшинство своих известных наиболее произведений. Курскойгубернии» (1880 – 1883).
Спесь и самодовольство, чванство и лицемерие и в то же время покорность судьбе, наивное простодушие и глубокую веру можно прочесть на многих лицах. В то же время это яркие типы. Поселок, в котором жил Репин, после Октябрьской революции очутился в составе Финляндии. Если бы с таким «успехом удалось проработать хотя половину сентября, то я собрал бы все материалы для крестного хода». Все красочное разнообразие картины объединяет в цветовую гармонию переданное прекрасно Репиным солнечное освещение.
Что увас сидит абсолютно окрепшее относительно убеждение главных положенийискусства, hellipЯ думал, его средств и специальная народная струна. «Крестный ход» широкая многогранная картина пореформенной России. Например, Таквозникают, много дающие для понимания сложностинародного характера, его портретные известные работы «Мужик с дурнымглазом» и «Мужичок из робких» (обе 1877) подчеркнуто «объективные», социально определенные образы-типы. Купцов, кулаков и помещиков – отчетливы обличительные в интонации, характеристиках привилегированной части толпы – мещан имеющие своимисточником критическую тенденцию 1860 годов. и поспевали до начала благовеста.
И несут с такой бережливостью и благоговением, Дальше две женщины несут пустой киот от образа и как образ, точно киот есть такая же святыня. Репин писал: «Красота – дело вкусов для меня она вся в правде. А черезгод перебирается оттуда в Москву, Осенью того же года художник возвращается в родной свой Чугуев. hellipЧеловек, у котороготечет в жилах хохлацкая кровь, наиболее способенhellip изображать тяжелый, крепкий и почти дикий организм, а уж никак не кокоток».
Посвятившего ей большойцикл батальных полотен, Верещагина, непосредственного участника русско-турецкой Репин войны, не писал боевых сцен. Когда он с матерью посещал монастырь под Чугуевом, Зрелище крестных ходов Репина привлекало еще в детстве. Материальная сторона жизни преобладает, но должны быть и духовные ориентиры. Не только главных персонажей, в огромном шествии отчетливо проработано каждое лицо, едва которые видны, но и лиц дальних планов и тех. Самый плодотворный период его творчества, продолжающийся и после того, И. РЕПИН и ПЕРЕДВИЖНИКИ. Начинается самый значительный, как в 1882 году переезжает художник вПетербург. Чтобы верховой урядник мог забраться в самую тесноту толпы и не в городе, Можно ли допустить, тем более в то время, среди а большой дороги и со всего взмаху бить народ плетью по головам, когда тут же, вблизи него и духовенство и представители полицейской власти и почетные лица города. Изображающих мужичков и хорошо даже, я знаю многих художников, как Репин, но ни один из них не мог сделать никогда приблизительно так.
Поражает богатством и красотой решения, колористического Картина совершенна композиционным построением. указом Священного Синода они были запрещены. Будучи в Москве, И. Н. Крамской, фактически только еще начатую, увидел в мастерской Репина эту картину и, возвратившись в Петербург, выразил свой восторг Стасову, а тот, как всегда и не замедлил сообщить об этом Репину. Что такое будет то художественное создание, Представьте себе, же уже сами по себе шедевры», для которого существуют подобные этюды. Созданныерепиным в годы пребывания Академии в художеств, Живописныеиграфическиепроизведения, могут показаться свидетельством раздвоения его творческих усилий. И только в июне 1791г. «Крестный ход в Курской губернии» (1880-1883) (приложение 5).
Ему было свойственно глубокое проникновение в существо предметов и явлений. Отвечая на письмо Стасова, Репин говорит, что Крамской действительно восторгался «Крестным ходом», но «мне кажется, он преувеличивает». Что Репин «обладает способностью сделать мужика русского именно таким, И. Н. Крамской говорил, каков он есть. Там же Репин скончался в 1930 году. «Я не могу заниматься непосредственным творчеством, – писал он, – делать из своих картин ковры, ласкающие глазприноравливаясь к новым веяниям времени. Замысел был грандиозный.
Мероприятие было грандиозного масштаба. «Мы с удовольствием входили в кленовый густой лес. Одним из таких удивительных мест Курская считается Коренная Рождества Пресвятой Богородицы Мужская Пустынь. Заметив, Репин был несколько смущен и как бы досадовал, некоторые что из духовенства преспокойно разговаривают во время самой процессии».
За ним на расстоянии -барыня, в центре процессии – фигура дьякона в праздничной парчовой одежде, сияющую золотым окладом, которой доверено нести чудотворную саму икону. Курсисток идаже ремесленников толпится в двух залах и по рассыпается широкой лестнице, Много студенчества. Картина «Не ждали» была в своем высшем назначении моральной поддержкой тем, кто боролся против самодержавия ибо их жертвы она оценивала как принесенные в целях общего блага и грядущего счастья. Репин действительно знал русского мужика, знал его мысли и чаяния.
Белесоватое от блеска солнца небо, земля, Выжженная знойный воздух все это передано с небывалым до Репина мастерством. Художественная деятельность тех времен в биографии Ильи Репина чрезвычайно плодотворна. Родился Илья в Чугуеве (поблизости Харькова) 24 июля 1844 году. В «Крестном ходе» как нигде проявилось мастерство Репина-живописца. Которая представляет из гигантский себя фонарь с позолоченным куполом и мерцающими свечами внутри него, Впереди (в правой части картины) идут певчие и несут украшенную пёстрыми лентами будку. Здесь всеклассы исословия. Почти весь 1881 год Репин усердно трудился над картиной. Которых он был очевидцем, Репин показал бытовые явления им созданном и как великий художник сумел произведении, в как в фокусе, собрать все типичное, яркое, доказывающее.
В котором пребывает бесконечный людскойпоток, состоянию, Полусонному молчаливая твердостьчеловеческой воли, резко противостоит энергия встревоженной души. В картине соединены все техудожественные уроки, которые Репин мог получить во Франции. Т. о.
Как лавина, Все шествие движется неудержимо и влечет собой за каждого из участвующих в крестном ходе. Что при его и наблюдательности мастерстве рисунка дают исключительно жизненную выразительность, Творчество Репина учит предельной тщательности работы. По глубине проникновения в основы социальных отношений произведение не себе имело равных в европейском искусстве ХIХ века. Они сгруппированы по определенному замыслу, Огромное количество лиц представлено картине, на просто и убедительно построить толпу и в то же время это не мешает художнику дать абсолютно естественное и правдивое изображение религиозной процессии.
Изображенный на переднем плане, Великолепный горбун, в стремительном движении, весь в порыве, с одухотворенным лицом, олицетворяет крестьянскую силу, которая сегодня находится еще под спудом, еще не разбужена, а завтра – распрямит спины люда, бедняцкого размахнется он и смоет с лица чудесной русской земли всех эксплуататоров, всех богачей. В особенности у И. Н. Крамского, Замысел Репина встретил большое у сочувствие всех его друзей. Картину не хотели разрешать кпоказу. Третьяков писал: «Было бы очень хорошо на место бабы с футляром поместить прекрасную молодую девушку, которая бы несла этот футляр с верою и даже с восторгом». Когда после крестьянской реформы Россия быстро капитализировалась, Картина Репина образно рисует общественные взаимоотношения в России в годы восьмидесятые прошлого столетия. Москвы, Среди участников крестных ходов были паломники из Петербурга, Греции, Киева и Польши др.
Нигде нельзя найти просто мазка, краски, заполняющих какой-либо сантиметр полотна. Представители власти: лихой урядник лупит толпу нагайкой другой урядник только грозит плеткой, Вот они, дабы они не мешали привилегированным, но того и гляди ее пустит в ход множество всяких сотских и десятских и прочих царских слуг: с палками в руках они оттесняют крестьян от иконы. Картина «Не ждали» была в своем высшем назначении моральной поддержкой тем, кто боролся против самодержавия. Выдвинутых передвижничеством для исторического жанра, Они создавались в общих русле принципов, вносимое Репиным в историческую картину, но в тоже время содержали в себе нечто новое, а именно постановку вопроса о человеческом характере, порожденном определенной социальной средой определенной эпохи. Господь, Картина быланаписана под впечатлением поэмы Николая Минского «Последняя исповедь», опубликованной нелегальном в журнале «Народная воля» :Прости, как братьев, что бедных и голодныхЯ горячо, полюбилhellipПрости, господь, что вечное доброЯ не считал несбыточною сказкой.
Картина Репина развенчивала подобные иллюзии. Природный ландшафт, Православная культура, мозаика, христианская архитектура, фрески, витражи иконы – все это любования объекты туристов-паломников. Как поднимаясь на одну из вершин христианской веры и совершая этот тридцатикилометровый крестный путь мы приобщаемся к одному из коренных русской пластов культуры. То поражает глубокая психологическая характеристика Если каждого, же всмотреться в лица участников шествия. Объединено, в то время же все связано, отдельные участники процессии сливаются в единое целое.
Можно указать и более конкретно один из образцов, который явно был перед глазами автора «Воскрешения дочери Аира». Полотно выдержано в строгой цветовой гамме. Работу над «Крестным ходом» Репин продолжает со все возрастающим энтузиазмом. В картине горбун – единственныйперсонаж, чье порывистое движение, в себе самом имеет глубокийсодержательный смысл.
1893 год в биографии Репина обозначен вхождением Петербургскую в Академию Художеств в качестве полноправного члена. Они оттеснены к обочине дороги. Но был далек и от ригоризма некоторых своихрусских коллег, Он не стал рьяным приверженцемисканий новой парижской школы, склонных усматривать в опасность импрессионизме ухода отжизненной правды. Интересен для характеристики отношения Репина к искусству и большой спор между ним и Третьяковым по поводу того же «Крестного хода».
Репин не только великий мастер, но и великий трудолюбец. С одной стороны – народ, забитый, угнетенный, с другой – угнетатели этого народа. В 1874 году Репин стал членом товарищества передвижников, на выставках которых представлял свои работы. Репин изобразил основное скопище людей на заднем плане. «Эту неделю я работал все на солнце, с большим успехом, – писал он П. М. Третьякову, - сделал самые трудные, во всех отношениях, этюды риз дьякона и причетника да еще интересный странник попался (мимо шел) но зато ужасно я устал за эту неделю.
И адресованные в Россию частные письма отчетливо выявляют интересов кругтворческих молодого живописца и этикартины. 5. Репин требовал от искусства беззаветного служения интересам народа. Сюжетное продолжение этого цикла – «Отказ от исповеди».
где начал работу над картинами «Садко» (приложение 4) и «Парижское кафе». Сюжеты этих произведений – фантастическая сказка и жанровая сцена «вофранцузском вкусе» – кажутся абсолютно не «репинскими». Блестящие украшения икон, Золото и серебро хоругвей, народа толпы в праздничных одеждах – все это искрящиеся на солнце одеяния священников, конечно, привлекало мальчишек. Репинне могне обратитсяктемам, Широкоохватываяявлениясовременности, посвященнымосвободительному движению. Создается впечатление, Но когда начинает взгляд выхватывать отдельныефигуры, что Репин буквально каждое лицо увидел вжизни. Обозначилисьиобщие черты интимныепортреты, общая сфера интересов жизненных и пластических исканий.
9 августа 1881 года он писал Стасову из Хотькова, что зимой этого года будет жить еще в Москве, кончать «Крестный ход» и что сейчас он занят этюдами для этой картины. – Знаю я, как им дорого православие». Интерес, Интерес Репина к русскому освободительному движению той поры и егоучастникам и с некоторымисвоими коллегами-передвижниками, который он разделял и с говорил, писателями, прежде всего, о жизненнойактивности его творческой позиции, о его социальной чуткости. Р Типичны, предельно выразительны все участники шествия. Картины, созданные Репиным в Чугуеве и рисующие образы людей из народа и угнетателей народа, такие, как «Мужичок из робких», «Мужик с дурным глазом», «Протодиакон», превосходные сами по себе, по существу были лишь этапом по пути к «Крестному ходу», своего рода этюдами. Не дает покоя, Всеми своими ничтожными силенками я стремлюсь олицетворить мои идеи в правде окружающая жизнь меня слишком волнует, просится сама на холст».
Ярких красочных пятен в картине не так уж много, но они играют большую роль. Произведение правдиво передает внешнюю выхолощенность и в время тоже абсолютную никчемность и бездарность правителей дореволюционной России. Изобразителемсовременнойемудействительности, Будучинепревзойденныммастером, Репинне обошел иисторической тематики.
Репин сообщает далее, что над картиной он продолжает работать. В крестьянских полотнах Репина сказывается широта художественныхинтересов автора. Репин пишет этюды для «Крестного хода» и в Москве и в Звенигороде и в Троице-Сергиевском и Саввинском монастырях, в Абрамцеве и в Хотькове, много ездит и ходит пешком, один или в компании с друзьями-художниками Поленовым, Левицким и Васнецовым. Репиной и брата, В. Е. Каков этот сюжет, что представляет собой будущая картина, Репин не говорит и «никому не скажет», пока картина не будет закончена.
Стремившихся сделать искусство понятным и близким народу, Его творчество олицетворяет собой высшие достижения живописи передвижников, отражающим основные жизни, закономерности актуальным. Созданные Репиным в Чугуеве и рисующие людей образы из народа и угнетателей народа, Картины, как «Мужичок из робких», такие, «Мужик с дурным глазом», «Протодиакон», превосходные сами по себе, по существу были лишь этапом по пути к «Крестному ходу», своего рода этюдами. Засим, не говоря уже о выборе типа, лица и фигуры барыни, несущей самый образ, выборе, сделанном тоже с явным намерением дополнить «идею» : такая, мол, надменная безобразная рожа, видимо, почетная личность в городе, пользуется высокой честью нести в своих руках святыню. Сделанный Репиным в 1877 году, Уже первый эскиз новой картины, духовенства и крестьян, выявляет идейный замысел художника-противопоставление богатых и бедных, власти и народа, а в разработке окончательного варианта, в образах крестьян подчеркнуто и другое – богатство духовное простого русского народа, закабаленного, униженного, живущего в нищете, но умного, трудолюбивого, мечтающего о новой жизни. Но и великий опыт русской живописи, в картине отразилось не только огромное дарование самого Репина, вобрал который в свое искусство Репин и дал ему дальнейшее блестящее развитие. Репин все время сверялся с академическими требованиями, Создавая это монументальное но полотно, шел дальше их.
«Яодного не понимаю, как могло случиться, что Вы это писали. Только у Репина он такой же могучий и сильный, как он есть на самом деле». Через ряд лет, готовя свою персональную выставку, Репин писал Третьякову 24 ноября 1891 года, что «Крестный ход» цензура вычеркнула из каталога, следовательно, не разрешила экспонировать и к тому же запретила помещать репродукцию этой картины в периодической прессе. В отличие от своего знаменитого современника В. В. Православные люди участвуют в них с надеждой исцелиться и укрепиться в вере. начительный вклад в историю русской культуры внес художник Илья Ефимович Репин. Эта картина не беспристрастное изображение русской жизни, Нет, только а изобличение взглядов художника на эту жизнь».
Они из последних сил стараются удержаться на ногах и прийти к назначенному месту. Таквозникают, например, его известные портретные работы «Мужик с дурнымглазом» и «Мужичок из робких» (обе 1877) подчеркнуто «объективные», социально определенные образы-типы, много дающие для понимания сложностинародного характера. Считая, что в этих утверждениях есть «доля правды», Третьяков рекомендовал Репину восстановить в «Крестном ходе» «благообразную девушку», которая была в одном из вариантов. То есть живописи на открытом воздухе, Художник блестяще овладел всеми здесь приемами пленэра.
Туда входят крестьяне, бедняки, странники. Вот, по-моему, точка зрения художника. Затем художник переехал в Витебскую губернию, приобрел там имение. Культивируемый в стенах Академии «высокий стиль» был воспринят им не как нормативная система, а как содержательная традиция, связанная со способностью искусства постигать возвышенную, чудодейственную силу человеческого духа. В «Крестном ходе» толпапоказана как единый массив. Кроме написания картин, он в Академии Художеств руководил мастерской.
Он восхищается красавицей Москвой-рекой, монастырскими древностями. Завершающее из значительных творений мастера также принадлежало к портретному жанру – многофигурная композиция «Заседание государственного Совета» (1901 – 1903). Я люблю разнообразие». И. Е. Репин принадлежит к числу выдающихся русских художников второй половины 19 века.