Ее фигура четко вырисовывается на фоне неба, подобно памятнику. Создаваемый левым коленом острый угол необходим художнику – чтобы уравновесить построенную на композицию, треугольниках Вместе с тем картина производит впечатление гармонии. В Салоне 1806 года художник показывает портреты государственного советника Ривьера, его жены и дочери (все 1805, Париж, Лувр). По иронии судьбы именно его заказные произведения наиболее известны в настоящее время. Которые можно было бы назвать академической живописью, За свою творческую семидесятилетнюю жизнь Энгр написал лишь несколько картин.
Где присутствовала обнаженная натура, Большинство произведений, подвергались строгому разбору стороны со критиков. Рослая девушка с тщательно приглаженными, За пяльцами сидела 8230красивая, томная нежность губ, блестящими волосами цвета вороноваа крыла8230 редкостная Ее красота была отмечена силой и изяществом8230 Густые брови правильного рисунка резко оттеняли белизну чистого лба8230 легкий румянец, совершенство овала лица». С 1802 года Энгр начинает выставляться в Салоне. Которого провозглашают главой классицизма и хранителем традиций, с этого времени имена Энгра и романтизма лидера Делакруа воспринимаются как некая антитеза.
Они садятся на крылатое животное и уносятся вместе вдаль, Руджиеро освобождает девушку от оков. Делакруа находился возле любимого им Рубенса, Энгр у полотен своего кумира Рафаэля. Интимны и экзотичны, Его обнаженные целомудренно строги и чувственно полнокровны, узорными цветными тканями, загадочны классически и ясны по форме и при этом окружены не менее прекрасными вещами драгоценной утварью. Деметрий».
Скульптурная лепка форм, четкая линия силуэта подчеркивают это впечатление. В 1805 году Энгр создал три портрета членов семейства Ривьер, находящиеся сейчас в Лувре. Несколько лет – во Флоренции, в течение 14 лет художник Жан Доминик Энгр жил в Риме, после на возвращался родину и снова ехал в Рим. Это воодушевляло и вдохновляло его на создание шедевров, подобным портрету госпожи Девосе, возлюбленной французского посланника в Риме (1807, Шантийи, Музей Конде).
В своем раннем Автопортрете (1804, Шантильи, Музей Конде) Энгр предстает настоящим южанином невысокого роста, смуглым, черноглазым, полным сдержанной энергии. Которое вдохновляло в XIX веке Дега, в карандашном портрете в полной мере проявился высший дар Энгра его магическое владение линией, а в XX веке обрело в творчестве Пикассо и Матисса и Сера Ренуара. В 1820 году Энгр переехал во Флоренцию.
И вместе с тем всю свою жизнь Энгр писал блистательные женские портреты: Прекрасная Зели (1806), Мари Маркоз (1814), графиня Луиза д'Оссонвиль (1845), баронесса Ротшильд (1848), Инее Муатессье (1856) и другие царицы аристократических и буржуазных салонов увековечены кистью последнего олимпийца 19 века. Воплощением которой предстает вся женская фигура, в данном случае веер томность подчеркивает позы и блаженную лень. Сцена из IX песни гомеровской Илиады производит впечатление мастерски написанной штудии по мотивам Пуссена, Построенная по аналогии античным с барельефом. Которая нравится, Восхищение воодушевляло художника и модель женщина, становится красивее. Гайдн, Моцарт, Глюк его любимые композиторы.
Чем образы его романтических антиподов Делакруа Жерико и Образы Энгра поэтичны и зачастую более загадочны. К тому времени годы учения были уже позади. Гимном женской красоте воспринимаются пленяющая классической ясностью форм и линий «Большая купальщица» (Купальщица Вальпинсона) (1808) исполненная элегантной грации и царственности «Большая одалиска» (1814) дышащая томной негой и чувственностью «Турецкая баня» (1863 все Париж, Лувр). Энгр вошёл в историю французской живописи прежде всего как великолепный портретист. Будь то стилизация греко-романского искусства в композиции Ромул, победитель Акрона для резиденции Наполеона в Риме (1812, Париж, Школа изящных искусств) или лаконичная пластическая формула классицизма во втором варианте Вергилия, читающего Энеиду (1819, Брюссель, Музей изящных искусств) настолько законченная, что даже фигура Вергилия убрана за рамки композиции будь то развернутая просветительская программа Апофеоза Гомера (1827, Париж, Лувр) или изобразительная метафора гармонии во фреске Золотой век (1843-47, Франция, замок Дампьер) везде Энгр фанатически преследовал идею воплощения красоты, очищенной от недостатков живой натуры. Музыкальная одаренность угадывается в мелодичности ритмов и линий его картин.
Показанная в Салоне в 1819 году, картина «Одалиска» потрясла зрителей «гремучей смесью» экзотики и эротики и удивительным соединением предельной точности с умышленными искажениями. Нет на свете ничего более трудного, это невыполнимо, жаловался художник. Энгр дважды писал Наполеона Первым консулом (1804) и императором на троне (1806), Плодотворно работавший при режимах, всех а позднее Карла X, выполнял заказы членов королевской фамилии, Луи-Филиппа, Наполеона III. Именно с ними надежду связывал на славу и признание, Именно в них он стремился выразить свои эстетические взгляды и идеалы.
Составляя список лучших работ для на показа Всемирной выставке 1855 года, Но на исходе своего пути, завоевавшие признание современников, Энгр включил в него многие портреты. Вообще, многие, особенно ранние, работы мастера из Монтобана «Зевс и Фетида» 1811 года, «Сон Оссиана» 1811 года, «Паоло и Франческа» 1819 года обнаруживают несомненную близость к романтизму, хотя впоследствии Энгр стал яростным противником этого течения и по традиции считается одним из ведущих представителей классицизма. Здесь он не был скован официальными требованиями, не пытался достичь монументального величия Рафаэля и не подражал его мадоннам. Как называл сам Энгр пятнадцатилетнюю ее дочь, Восхитительная мадемуазель Ривьер, стоит на балконе на фоне отдаленного пейзажа.
Такие попытки он неоднократно делал на протяжении всего своего творчества (достаточно назвать Обет Людовика XIII, 1824 Апофеоз Гомера, 1827 Мучение святого Симфориона, 1834 или позднюю композицию Жанна д'Арк на коронации Карла VII в Реймсском соборе, 1854). В этот парижский период художник написал несколько портретов, поражающих оригинальностью концепции. Будто воплощенными в этом своенравном личике и этом в стане, Жизнь и молодость похвалялись своими сокровищами, несмотря на пояс, таком стройном, повязанный по тогдашней моде под самой грудью». Рыцарь, приехав на гиппогрифе (мифологиshyское животное, наполовину – конь, наполовину – грифон), ослепил монстра волшебным мечом и надел на мизинец Анжелики магическое кольцо, которое будет ее защищать.
В Салоне 1824 года художник показал «Обет Людовика XIII» (Монтобан, Собор) король представлен коленопреклоненным перед Мадонной с Младенцем. У него не было Действительно, произведений, Энгр начал с шедевров, которые можно было бы назвать ученическими. Его понимание человеческого характера глубже, с годами глаз художника острее, становится мастерство совершеннее. Сквозь черты изображаемых лиц прозреть идеальный прообраз, Энгр ощущал мучительно трудность той двойной задачи, сохранив сходство и передав индивидуальность – которую он ставил перед собой. Затем следует новый заказ: Портрет Наполеона на императорском троне (1806, Париж, Музей армии). Его надо найти в самой модели».
Интерес к преходящему состоянию души, человеческой Возвышенная приподнятость образа, эмоциям, настроению, наконец, динамика, которой пронизан портрет, все это предвестники романтического мировосприятия. По дороге останавливается во Флоренции, где сильное впечатление на него произвел Мазаччо. Что его страсть безнадежна, покончить Считая, с собой, он начал искать способа, представившись больным он стал морить себя голодом.
Однако музыкальность художника полнее проявилась в мелодичных и гибких линиях его картин, в он детстве посещал классы Тулузской Академии живописи и одновременно учился игре на скрипке. Облик Каролины Ривьер далек от классического идеала красоты, но художник внимательно передает индивидуальные особенности узкие плечи, крупную голову, широкоскулое лицо, странный, непроницаемый взгляд огромных черных глаз. Они словно бросают вызов всему миру, подобно героям Байрона. Художник делает это интуитивно, Возможно, он так видит, но иначе не может, так чувствует он своей сын эпохи. Где формула выведена не из априорных стиля, законов Однако лучшими и бесспорными достижениями художника оказались другие произведения те, а из свойств самого предмета изображения. Плавный абрис плечей, гибкие арки бровей – идеальный овал лица, в картине созвучие царствует линий и форм. «На мой взгляд, писал Стендаль, это очень сухое произведение».
(Ingres), (1780-1867), французский художник и музыкант. Их воздушная мягкость ощущается зрителем почти физически. В которых есть нечто от ван-эйковского великолепия, Энгр создавал парадные изображения Наполеона I, но полные внутренней силы образы буржуазных деятелей времен Июльской и монархии, трезвые, типа знаменитого Луи Бертена. Будучи уже прославленным художником, Впоследствии, он вернется снова в Италию в качестве директора Французской академии в Риме.
На протяжении уже полутора сотен лет произведения Энгра считаются академического примером искусства. Ему заказывают «Портрет Бонапарта Первого консула» (1804, Льеж, Музей изящных искусств) и художник делает во время короткого сеанса набросок с натуры, заканчивая работу уже без модели. Одалиска показана спиной к зрителю, но при этом почти равнодушно наблюдает за ним. Но вскоре все это забылось Энгр едет, наконец, в Италию.
Сама женщина превращалась в произведение искусства (Портрет Инес Муатессье, 1851, Лондон, Национальная галерея). В мастерской знаменитого Давида, Дальнейшее художественное Энгр образование получает в школе изящных искусств в Париже, в 17971801 годах. Рисунок быстрый, легкий, линия снайперски точна и изящна.
Который выдает его безусловную принадлежность 19 столетию, Сочетание чувственности и холодной в отстраненности искусстве Энгра вносит тот неклассический диссонанс. Юпитер и Фетида. Отец его был художником-декоратором, членом Тулузской академии живописи, скульптуры и архитектуры.
Стремясь к ритмической выразительности и пластической экспрессии, Энгр смело нарушал анатомические пропорции и не удивительно, что его образы вдохновляли впоследствии «неканонических» мастеров (Редон и Пикассо). По другую сторону клавесина отец, Возле нее сидит со мать своим братом, служанка, в дверях видна Клотильда, поверенная в тайны мадемуазель, через которую влюбленные пересылали друг другу записки и письма. Отец был его первым учителем. Границы которого он существенно расширил, Именно в жанре исторической картины, хотел Энгр создать самое прекрасное и самое главное произведение всей жизни. Поистине поющей передающей в своих ритмах застывшие не черты модели, в изображениях обнаженной натуры она кажется особенно чистой и музыкальной, но саму жизнь и движение формы.
Образ пятнадцатилетней мадемуазель Ривьер не по-детски значителен. Тем не менее как портретист он принадлежит к самым выдающимся мастерам мирового искусства. Первая премия в конкурсе 1797 года за рисунок сопровождалась аттестацией, предсказавшей, что художник «прославит отечество своим необыкновенным талантом». Потрясенный мастер узнал в пришедшей Девосе. ) мадам Прекрасные формы человеческого тела постоянный источник вдохновения для художника, Взглянув на нее. И лишь Энгр изменил традиции этой в этой драме его больше интересовало положение Стратоники.
В искусство XIX века Энгр вошел прежде всего как «наследник» Давида, продолжатель классических традиций предыдущего столетия. Юпитер не замечает пылкого внимания Фетиды, красавицы нереиды (морской нимфы), поскольку оракул предсказал, что потомок от их союза свергнет его с трона. Именно такими предстают они в «Семье Форестье» 1806 года. Также писал и большие программные полотна. Жан-Огюст-Доминик Энгр родился в 1780 году в городе Монтобане на юге Франции. Недаром впоследствии художник говорил своим ученикам: «Если бы я мог всех вас сделать музыкантами, вы выиграли бы как художники».
Много лет спустя Энгр как-то сказал: На закате моей жизни я такой же, каким был и в начале ее. Получивший в 1825 году звание академика и орден Почетного Легиона из рук самого Карла X, Энгр постоянно удостаивался почестей и наград. Мастер стремится выявить особую гармонию, таящуюся в «неправильности» ее черт. Только живописных полотен известно более тридцати.
Однако из-за финансовых трудностей поездка в Италию была отложена, в 1801 году Энгр получил Большую римскую премию, художник и остается работать в Париже. В отличие от родителей она изображена не в интерьере гостиной, а в пейзаже. Наброски к портрету раскрывают, каким долгим и мучительным был путь художника к совершенству, сколько раз переделывалась композиция, поза, трактовка лица, рук, чтобы линии и ритмы начинали, по словам Энгра, «петь». Причем образцами для него служили сперва антики, Энгр в картинах своих постоянно стремился к идеальному совершенству и красоте форм, а потом произведения Рафаэля. Особое внимание привлекает портрет дочери (мы ничего не знаем о ней, кроме того, что девушка умерла в год создания портрета). В 1802 году за картину «Ахиллес принимает в своем шатре посланцев Агамемнона», он получил большую римскую премию и отправился за счет правительства в Италию, в которой прожил 18 лет (Рим, Флоренция), зарабатывая на жизнь живописными портретами.
Фигура девушки в белом платье, словно памятник, возвышается на фоне пейзажа. Ни одна деталь нарушает не гармонии целого, Все линии подчинены единому музыкальному ритму. Он родился 29 августа 1780 года в Монтобане, в семье художника. И дело заключалось не только в непривычности, «непохожести» формы, но и в новом отношении к человеческой личности, которое складывается в послереволюционной Франции и которое одним из первых почувствовал и запечатлел в искусстве художник из Монтобана.
Итальянские города с их прославленными памятниками культуры, дворцами и музеями произвели на молодого художника огромное впечатление. Здесь все становится человечнее, проще. В августе 1797 года Энгр отправился в Париж, чтобы брать уроки у Жака-Луи Давида (ведущего художника во время французской революции). Что искусством Энгра восхищались будущие импрессионисты Эдгар и Дега Огюст Ренуар его творчество высоко ценили и крупнейшие мастера 20 века Пабло Пикассо и Анри Матисс, Неудивительно. В 1827 году он пишет большую аллегорическую картину «Апофеоз Гомера», в которой художник свел воедино мыслителей и философов, писателей и поэтов, художников и композиторов всех времен. Смотрит на нас молоденькая невеста Доверчиво Энгра, улыбаясь, не ведая еще, Жюли Форестье, что впереди ее ждет расторжение помолвки. Несмотря на то, Этот брак счастливым, оказался не зная друг друга, что жених и невеста были сосватаны заочно и оба дали согласие на брак. (Как свидетельствуют воспоминания госпожи Ривьер, она так и не смогла понять, почему Энгр так пленился внешностью ее болезненной дочери. ) Узнаваемый облик конкретной модели становится символом пробуждающейся жизни и одновременно хрупкости ее.
Суровая воля, сколько его высокий сан, во то втором изображен не столько человек – решительный характер, Если в первом портрете еще проглядывали человеческие черты. После обучения у Давида, Энгр мечтал жить и творить в Риме. Чтобы предотвратить это, Юпитер приказал Фетиде выйти замуж за смертного по имени Пелей. Портрет мадемуазель Ривьер одно из наиболее прославленных полотен художника.
В это время он создает замечательные портреты и композиции с обнаженной натурой, а также серию картин на мифологические и исторические темы («Эдип и сфинкс», «Зевс и Фетида», «Сон Оссиана», «Паоло и Франческа», «Роже и Анжелика»), в которых одним из первых выходит за пределы стиля классической живописи. Пишет портреты друзей пейзажиста Гране (1807, Экс-ан-Прованс, Музей Гране) и других, прекрасно передающие черты нового поколения, людей эпохи романтизма, которых отличает героическая приподнятость, независимость духа, внутреннее горение, повышенная эмоциональность. Ощущение тлеющего в глубине души огня, Сквозь эту гармонию проступает внутреннее напряжение, в контрасте черного бархата платья и пламенеющих тонов великолепной шали, который словно затаился в взгляде загадочном темных глаз. Причудливые извилистые линии, пряный колорит придают даже самым классическим сюжетам художника привкус экзотический Востока – отсутствие теней, Метафора оказалась удивительно точной.
А в расцвете своей славы уступая просьбам знатных заказчиков, Энгр ценил ее сюжетной меньше и в юности зачастую обращался к ней в поисках заработка. Глаза возбужденно блестят, Его одухотворенное лицо взволновано, беспорядочно взметнулись словно от движения быстрого пряди волос. Который обучал его также пению и игре на скрипке, Получив первые уроки рисунка и живописи у своего отца, в Энгр возрасте 11 лет был отправлен в Тулузу. Рисует, Здесь он не подчиняет свое дарование теориям, естественно, как птица просто, поет, прекрасно.
Но и моральное, Причем красота для него понятие не только эстетическое, неразрывно с связанное представлениями о добре, нравственное, человечности, справедливости. Но плавно завершенный силуэт и круглящиеся линии придают вид ей тондо, Формат картины прямоугольный. Который в слезах объявил о своем отречении от престола и о передаче Антиоху только не своего царства, Эрасистрат сообщил об этом Селевку, но и своей жены, которое тот унаследовал бы в любом случае. Это добавляет картине тонкого эротизма.
Отец всегда поощрял сына в его занятиях рисованием и музыкой. А холодные синие тона занавесок и подушек делают еще более осязаемой ровную теплоту, Отдельные мазки кисти почти не идущую заметны, от гладкой кожи героини. А левая нога вывернута под невозможным с точки зрения анатомии углом, рука правая одалиски неправдоподобно длинна. Воплотивших идеальный образ женщины первой половины XIX века, Он создал галерею портретов, умение двигаться, в систему воспитания которой входили культура общения, одеваться соответствии в с местом, временем и природными данными. Такие отзывы огорчали, казались несправедливыми. Ревнивая супруга Юпитера (слева на полотне) Юнона с подозрением смотрит на них.
Искавшего красоту в непрестанном движении, в отличие от своего антагониста Делакруа, воплощал Энгр ее в гармонических, в порыве и трагическом противоборстве страстей, устойчивых, скульптурно-четких и одновременно филигранных образах. Линии, Фигуры прекрасно вписаны в холста, пространство великолепно прописаны детали ампирной обстановки, контуры каллиграфически точны, костюма сквозь внешнюю светскость проступают черты индивидуальности каждого. Но чувством гармонии и любви к Портрет идеалу, заставляет вспомнить лучшие создания Рафаэля не внешним сходством. Таков портрет издателя Бертена Старшего (1832).
Помимо профессионального мастерства, Давид стремился внушить ученикам и свои представления о высоком назначении художника в жизни общества, о том, что цель искусства в воспитании моральных и гражданских добродетелей, в стремлении к прекрасному идеалу. Прекрасная возлюбленная французского посланника папском при дворе изображена в простом и благородном черном платье. Инспирированный самим художником, этот Но образ, создает ложное представление об искусстве Энгра. Что художник обычно подробно прорабатывает в рисунке только голову и некоторые фрагменты костюма манжету, Примечательно, но это делается артистично, настолько воротник, что остальные, едва намеченные детали приобретают убедительную достоверность.
Критики упрекали Энгра за то, что он, желая удлинить линию спины одалиски, добавил ей лишний шейный позвонок, а правую (неестественно вытянутую) руку написал так, словно она лишена костей. Энгр родился в южно-французском городе Монтабане, в семье талантливого скульптора и живописца. На обнаженное бедро героини этой работы спускается веер, сделанный из павлиньих перьев. С 1806 по 1820 год в Риме, с 1835 по 1841 год вновь в Риме на посту директора Французской академии – до 1824 года во Двадцать Флоренции, четыре года художник провел в Италии. Сын основателя династии Селевка, Антиох, влюбился в свою мачеху Стратонику, правившего смерти после Александра Великого. Мы не знаем, какой была эта круглоликая, чернобровая девушка в действительности (известно только, что она умерла в год создания портрета), не знаем, была ли в ней та значительность и сила, которой наделил ее художник, но мы верим ему. «Мое кресло стоит трона», утверждал издатель.
Ее волосы расчесаны на пробор и увенчаны итальянским головным убором. Внешние события жизни складывались Энгра в биографию благополучного и преуспевающего художника. Энгр видит свое призвание в сохранении великих традиций прошлого.
Победитель Акрона для резиденции Наполеона в Риме (1812, Париж, Школа изящных искусств) или лаконичная пластическая формула классицизма во втором варианте Вергилия, Будь то стилизация греко-романского искусства в композиции Ромул, что даже фигура Вергилия убрана за рамки композиции будь то развернутая просветительская программа Апофеоза Гомера (1827, Париж, Лувр) или изобразительная метафора гармонии фреске во Золотой век (1843-47, Франция, замок Дампьер) везде Энгр фанатически преследовал идею воплощения красоты, читающего Энеиду (1819, Брюссель, Музей изящных искусств) настолько законченная, очищенной от недостатков живой натуры. С одиннадцати до семнадцати лет Доминик учился в Академии художеств Тулузы. Чересчур длинная шея, Энгр едва заметно нарушает гармонию, отсутствие видимых суставных сочленений, кажущаяся бескостность модели выдают диктат высшего закона, которому подчинил свое творчество Энгр будучи – сыном своего века, Однако, даже допускает анатомическую неправильность.
В героиню были влюблены несколько рыцарей – христиан и язычников. Другой полюс искусства французского мастера портретная живопись. В картинах с обнаженной в моделью полную мощь проявляется талант и творческий темперамент мастера. Выделяется на фоне глубоких и золотисто-коричневых красноватых тонов голова на точеной шее, Как драгоценное изваяние. Прихотливо изгибаясь, в сравнительно небольшом пространстве двадцать пять обнаженных женских тел, образуют симфонию безупречную линий. Короля прессы называли «делателем министров», Его Величеством Бертеном I. Именно таким увидел его Энгр несокрушимая глыба источающая энергию и волю.
Однако главным делом жизни считал Энгр создание больших композиций на исторические и религиозные темы. Костюм, ткани, украшения и аксессуары всегда сопровождают женские портреты Энгра (и не важно, реальные люди изображены на них или порождения художественной фантазии). За которую он был Большой удостоен римской премии 1801 года, Среди них одна из первых работ молодого художника. В знаменитых «купальщицах» и «одалисках», которые Энгр создавал на протяжении всей творческой жизни («Купающаяся женщина», «Купальщица Вальпенсон», «Маленькая купальщица», «Большая одалиска», «Одалиска с рабыней», «Источник», «Турецкая баня»), проявилось присущее ему понимание искусства, яркость его видения, правдивость по отношению к натуре и умение претворить ее в образы абсолютной красоты. И тогда молодой Энгр начал заниматься самостоятельным творчеством, по Но финансовым причинам поездка была отложена на пять лет.
Кажется, прервав прогулку – будто он внезапно обернулся в сторону зрителя, Гране на изображен фоне римского пейзажа. «Восточная» тема всегда интересовала Энгра. Энгр работал до последних дней жизни. Эта могучая птица символ силы и победы атрибут царя богов. Заостренная характерность угловатой полудетской фигуры и крупных слишком черт круглого лица превращена художником в чеканную формулу вечной юности.
Роскошный каскад складок обладает автономной, почти абстрактной красотой. Стендаля мадемуазель Ривьер естественно войдет в мир литературных героев того Образ времени, оказался созвучен эпохе откройте книги Бальзака. Что же так смутило критиков в произведениях Энгра. Рисунок наиболее сильная и бесспорная сторона таланта Энгра. Люди общаются друг с другом с «открытой душой». Преклонение перед античностью определяло и отношение к натуре художник должен научиться видеть и отображать лишь прекрасные, возвышенные черты природы.
Желание разгадать загадку французской Джоконды, Двойственность портретной концепции вызывает тревожное чувство, называют как портрет мадемуазель Ривьер. Позже он скажет ученикам: «Надо добиваться умения верно петь карандашом и кистью». Проницательный современник назвал Энгра китайским художником, заблудившимся в развалинах Афин (Теофиль Сильвестр). В Италии Энгр погрузился в изучение античности и Возрождения.
Много лет спустя, (Однажды, скромно женщина, одетая к художнику пришла пожилая, предложив купить у нее картину. Огромное полотно «Обет Людовика XIII», выставленный в Салоне 1824 года, хотя и принесло Энгру официальное признание и орден, производит впечатление внутренне холодной, надуманной композиции. Но суховатый по характеристике портрет главы семейства Филибера Ривьера, Виртуозный по форме, уступает женским образам этой эффектной группы, крупного наполеоновской чиновника Империи. 1814 Следуя примеру художников Большая Возрождения, одалиска, чтобы достичь идеальности либо подчеркнуть выразительность формы, Энгр не колеблясь идеализировал либо утрировал некоторые черты своих моделей.
Издателя Бертена, к числу наиболее известных его портретов относятся портреты семьи госпожи Ривьер, Зенон, графа Гурьева, госпожи Девосе. Особенно привлекают его античность, мастера XV века и Рафаэль. Когда оба художника охраняли сокровища Лувра во время уличных боев в Париже, Противоположность характеров их выразилась в июльские дни революции 1830 года. В живопись впервые входят чистый цвет готических и персидских миниатюр, плоскостность и деформация формы, подчиненной эмоциональному порыву художника. В Париже он стал брать заказы на живописные портреты. Энгр с благоговением относился к красоте, воспринимая ее как редкий дар.
Восточная атрибутика на картине (курительные принадлежности, веер, головной убор) подчёркивает отстранённость модели от зрителя и холодноватое совершенство обнажённого женского тела. Что действие происходит в гареме, детали Отдельные кальян и дымящаяся кадильница указывают на то, а европейская женщина, однако перед нами явно не турчанка. Для изучения античного искусства лучших учеников на посылали четыре года во Французскую академию в Риме. И заказы на портреты принимать с неохотой, Хотя Энгр будет продолжать работу над огромными холстами исторические на и религиозные сюжеты именно последние прославят его имя в истории. Заказанный неаполитанской королевой Каролиной Мюрат, Ярчайшим этого доказательством увлечения стал этот шедевр художника. С ранней юности будущий художник вынужден был зарабатывать на жизнь еще учеником академии Тулузской он играл в оркестре.
В том же Салоне была выставлена «Резня на Хиосе» Делакруа, написанная на современную животрепещущую тему (расправа турок с греками на острове Хиос). Но в глубине души мастер предпочитал писать прекрасных женщин, а не деловых мужчин. И во время учебы в Тулузской академии художеств, Он же научил мальчика играть на скрипке, будущий художник подрабатывал на жизнь, 90-х в годах играя в театральном оркестре. Купальщица Вальпенсон (1808, Париж, Лувр) с ее мягким, как бы стекающим силуэтом, Юпитер и Фетида (18. 11, Экс-ан-Прованс, Музей Гране), где изумительная по красоте женская фигура распластана на плоскости подобно орнаментальному арабеску, знаменитая Большая одалиска (1814, Париж, Лувр), у которой насчитывали на три позвонка больше анатомической нормы, все эти произведения вызывали недоумение с точки зрения законов академического рисунка. В 1813 году Энгр женится на родственнице одной из своих римских знакомых Мадлен Шапель. Что его рукоятка и изгиб перьев бы как продолжают линию изогнутых складок атласной занавески, Веер расположен так. Вещь очень холодная, парадная, но не лишенная декоративного эффекта.
Но как прекрасен ее портрет, каким совершенством дышит здесь каждая линия, каждая деталь, как гармонично вписывается фигура женщины в овал, очертания которого как бы «рифмуются» с мягкими округлыми формами. Он сторонится шумных студенческих сборищ, Сосредоточенный и суровый, посвящая все время держится работе, особняком. А как бы пробуждает идеальный Мастер образ, не приукрашивает, влюбленному в прекрасное, дремлющий в человеке и открывающийся живописцу. Краткая биография Жан-Огюст-Доминик Энгр (Jean-Auguste-Dominique Ingres) (1780 – 1867) - французский художник родился в Монтобене (Франция), где был старшим из семи детей. Вот таким образом особенно удавались ему портреты, где сама модель бывала прекрасна.
Однако в государстве нет денег и поездка отложена. Один из языческих рыцарей-победителей. Анжелика находится в опасности, Среди них помимо героя поэмы Роланда был Руджиеро и ее хочет убить страшное чудовище, морское так как прикована цепями к скале на берегу моря. Энгр обучался в местной школе, но его образование прервала Великая французская революция (недостаток образования всегда будет мешать Энгру в его последующей деятельности). 1806 году, в том же, Энгр едет в Италию стипендиатом Французской в академии Риме, когда был выполнен портрет семьи Форестье. Чтобы поступить в мастерскую великого Жака-Луи Давида, в 1797 году он приехал в создателя Париж, стиля революционного классицизма, первого художника Франции. В рисунках Энгра царит иная эмоциональная атмосфера. Сидя в спальне Антиоха и наблюдая за его реакцией на приходивших к нему дам, которая из них была причиной душевного расстройства Антиоха он – вскоре понял, Придворный врач быстро догадался о природе его недуга.
В 1849 году умирает Мадлен, жена Энгра. Сплавляющий классические, Cтрогий классицизм учителя в творчестве Энгра превращается в и утонченный самобытный стиль, романтические и реалистические веянья. От своего учителя Энгр перенимает неоклассические традиции в живописи. «Не старайтесь создавать красивый характер, говорил Энгр. Шелковистого синего бархата, с каким передал мастерством Энгр фактуру драгоценной кашмирской шали, белизну рук, оттеняющего теплую свежесть шеи, плеч. Чтобы выявить значительность модели, Все средства художественной направлены выразительности на то. В этом же году он едет в Париж и становится учеником знаменитого Давида.
Иногда в углу, но не у всех художников изображен ее муж Селевк. стала известна благодаря труду Плутарха «Сравнительные жизнеописания. Иногда Энгр использует подобные детали для уточнения образа. Как досадную помеху, Этот жанр Энгр всегда воспринимал как отвлекающую обузу, его от основного призвания исторической картины.
Руджиеро, освобождающий Анжелику, 1819-1839 Анжелика – дочь катайского царя в «Неистовом Роланде» – романтической эпической поэме итальянского поэта Ариосто (1474-1533), повествующая о войне христиан с сарацинами во времена правления Карла Великого. Верно заметил один исследователь искусства: «Энгр, как царь Мидас, все, что видел и к чему прикасалась его кисть, превращал в золото подлинного искусства». Сохраняется и объем и ощущение пространственной глубины. Схема портрета напоминает построение в изображений живописи раннего итальянского Возрождения.
Энгр гасконец. Какая сила в его «львиной» голове, властном взгляде, сколько энергии, уверенности в этом немолодом человеке, его позе, жесте рук, в коротких цепких пальцах. Много картин художник Доминик Энгр писал род заказ (портреты), что и составляло его основной источник доходов, хотя он не очень любил работать на заказ. Это образ, воплощающий торжество личной инициативы, ума, деловой хватки, человека, превосходно чувствующего себя в «обществе чистогана». В 1858 году галерея Уффици во Флоренции ему заказала автопортрет для коллекции портретов знаменитых художников всех школ и эпох.
Тема «Антиох и Стратоника» стала излюбленной для нидерландских, французских и итальянских художников. Сохранились великолепные изображения обнаженной натуры, портретов, Помимо набросков, множество эскизов, этюдов к картинам. Женский портрет. Исполненные Женственного очарования и гармонии, Однако в произведениях Энгра запечатлены не только образы, но и образы подлинно бальзаковской силы глубокой и социальной проницательности.
Но Энгр умел найти в каждой особую, Не все модели были присущую красивы, только ей гармонию. Верховный бог античного мира, 1811 Перед нами Юпитер, сидит на царском троне своих в небесных владениях. В 1796 году Энгр поступил в мастерскую Давида в Париже.
Они не замедлили привлечь на свою сторону такой незаурядный талант. Постоянным объектом художественной полемики служили для Энгра произведения его главного соперника великого художника-романтика Эжена Делакруа. Художник тяжело переживает утрату любимой женщины, однако спустя три года женится вторично на Дельфине Рамель («Мадам Энгр»). Госпожа Ривьер с ее полнотой скульптурной и белоснежной атласной кожей небрежно откинулась на спинку дивана в обрамлении причудливого узора разнообразных по фактуре и цвету драпировок. Писателей и художников, в XVIII и XIX веках фабула семейной драмы накалом страстей и нравственной чистотой ее участников привлекла музыкантов, подвигла и их на создание большого числа произведений искусства.
Образ Мадонны написан под влиянием Рафаэля, но ей недостает теплоты и человечности. Великая революция по-новому высветила роль и значение человека и эти представления были сродни тому «открытию мира и человека», которое ознаменовало эпоху Возрождения. Сохранить во времени такой хрупкий, Энгр стремился запечатлеть облик прекрасный девушки, как молодость, такой недолговечный дар, красота. Художника награждают орденом Почетного легоина и избирают академиком. Карандаш едва касается поверхности листа, Кажется, придавая рисункам особое мастера качество прозрачность и одухотворенность. А искусство живописи предоставляет нам удивительную возможность увидеть их воочию. Простудился и больше не встал ему было 87 лет, Поклонником красоты художник оставался до конца дней холодным зимним вечером он непокрытой с головой провожал гостью к карете.
Дивных контуров на язык живописи, Мягкие и нежные объемы тела художник переводит на мелодических язык линий, создавая совершенные произведения искусства. Вернувшись в Париж в 1824 году, Энгр выставляет эту композицию в Салоне. Блестевшие влажным блеском, «Прекрасные глаза черные с миндалевидным разрезом8230 осененные длинными ресницами. Официальные круги приняли картину с восторгом.
Прекрасная Зели (1806), Ротшильд баронесса (1848), графиня Луиза д'Оссонвиль (1845), Инее Муатессье (1856) и другие царицы аристократических и буржуазных салонов увековечены кистью последнего олимпийца 19 века – Мари Маркоз (1814) и вместе с тем всю свою жизнь Энгр писал блистательные женские портреты. Живших во Франции в начале XIX века, Так описывает Бальзак героинь, своих современниц Наташи Ростовой. В Париже Энгр открывает собственную мастерскую, которую посещают многочисленные ученики. Картина приносит художнику первый успех официальный Энгр становится признанным лидером классической художественной традиции. Изучением памятников античности, в он Риме поглощен работой, особенно, произведений мастеров Возрождения и, боготворимого им Рафаэля.
Скончался художник 14 января 1867 году в возрасте 87 лет. Завершением этого направления поисков абстрактной гармонии стало одно из последних значительных произведений Энгра Турецкая баня (1862, Париж, Лувр). Плодотворно работавший при всех режимах, Энгр дважды писал Наполеона Первым консулом (1804) и императором на троне (1806), выполнял заказы членов королевской фамилии, а позднее Карла X, Луи-Филиппа, Наполеона III.
Целыми днями с альбомом в руках он смотрит изучает и не устает восхищаться. Умер художник в Париже в 1867 году, находясь на пике славы и всеобщего признания. Направленная вертикально, Эта, с пересекаясь линией вытянутого тела одалиски, 8-образная линия, дополняет его контур. Он занимался скульптурой, Его отец одаренным, был был резчиком по камню, писал миниатюры, а также музыкантом, – мать его была полуграмотной – творческим человеком. Меха и перьев, живописца Мастерство проявляется в его умении изысканно сочетать совершенство тела с тонко прописанной фактурой тканей. Но последние 25 своей лет жизни провел во Франции, Некоторое время он проработал в должности директора Французской академии в Риме, у которого учились многие молодые художники, будучи известным и уважаемым живописцем.
Всю свою сознательную жизнь Энгр стремился создать совершенную художественную форму. Когда он получил право на поездку в Италию и четырехлетнее пребывание во Французской академии в Риме, Энгр мастерскую посещал Давида до 1801 года. Его кисти принадлежит один из шедевров портретного жанра в европейском искусстве XIX века «Портрет Луи Франсуа Бертена» (1832, Париж, Лувр) основателя влиятельной газеты Журналь де деба. Сколько властной силы в этой мощной «львиной» голове, с седой гривой, в благообразном лице, сколько уверенности в своем всемогуществе в позе, в жесте рук с крепкими, цепкими пальцами один из критиков с возмущением назвал их «паучьими». Энгр остается в Италии, срок Когда пребывания во Французской академии в Риме заканчивается. По тематике это произведение соответствовало взглядам наиболее реакционно настроенных кругов общества – положенная в его основу, Идея, Бурбонов, восстановивших была ложной. Как бы стекающим силуэтом, Купальщица Вальпенсон (1808, Париж, Лувр) с ее мягким, где изумительная по красоте женская фигура распластана на подобно плоскости орнаментальному арабеску, Юпитер и Фетида (18. 11, Экс-ан-Прованс, Музей Гране), знаменитая Большая одалиска (1814, Париж, Лувр), у которой насчитывали на три позвонка больше анатомической нормы, все эти произведения вызывали недоумение с точки зрения законов академического рисунка. Непримиримого борца против романтизма, История сохранила легендарный образ художника хранителя классической традиции исполнителя официальных заказов на исторические прославленного сюжеты, директора Французской академии в Риме. То, Прежде всего, ни на портреты его учителя Давида, они что были не похожи ни на работы мастеров XVIII века.
Это один из тех волнующих портретов, также вошедшем в этот список, с которыми человек бывает не в комнате один, словно некто следит за ним из глубины своих темных зрачков – об Автопортрете Энгра 1804 года, Так, Теофиль Готье писал. В этом полотне он прибавил одалиске три лишних позвонка, что было немедленно замечено критиками. В 1799 году поступает в Парижскую Академию художеств и в 1801-м получает Римскую премию за картину «Послы Агамемнона у Ахилла» (1801, Париж, Школа изящных искусств), дающую право продолжать обучение в Риме. Вполне в духе классицизма звучало название этой композиции: Послы Агамемнона, посланные умиротворить Ахилла, находят его в шатре с Патроклом за воспеванием подвигов героев (1801, Париж, Школа изящных искусств). Сама атмосфера домашнего уюта, При этой прекрасно лаконичности переданы характеры, духовной близости людей. Свою мечту он исполнил, приложив к этому массу усилий.
Главная работа флорентийского периода алтарная композиция «Обет Людовика XIII» исполненная для собора в Монтобане. Техника Энгра тут выше всяческих похвал. Духовный мир которой не особенно глубок, Мадам Ривьер элегантная светская дама и Энгр скрывает не этого. Но и Энгр испытал воздействие романтизма. Высшие достижения Энгра связаны с «бессюжетным» изображением обнаженной натуры. Сделав его особенно к восприимчивым чувству ритма, Увлечение музыкой оказало воздействие и на творческое формирование мастера, гармонии.
А левая покоится на облаке рядом с орел, ним в правой руке он держит скипетр, внимательно на него смотрящий. Энгр был избран в Академии члены художеств и получил из рук Карла X орден Почетного легиона. Написанный в Риме Портрет госпожи Девосэ (1807, Шан тильи, Музей Конде) более, чем все другие произведения Энгра на современный сюжет, выдает его постоянное стремление к идеалу. Того взволнованного состояния души, Портрет художника 1807 Гране года несет в себе отблеск того воодушевления, в котором находился французский художник в Италии. Сколько женственности и очарования в ее лице, в темных миндалинах глаз, в рисунке губ. Над этой картиной Энгр работал свыше двух лет.
Сам Энгр хотел видеть себя хранителем добрых доктрин, а не новатором. Главным средством его выражения линия, оставалась Хотя Энгр владел тайной гармонических отношений цветовых масс. Художника часто обвиняли в погрешностях против анатомии. Впоследствии восхищавшие своей Огюста красочностью Ренуара, Особенно декоративны женские портреты мастера.
В юности Энгр служил в епископской капелле в Монтобане играл в театральном оркестре в Тулузе, выступал как солист. Что на них изображен момент, Смысл всех живописных полотен в том, когда мудрый лекарь догадывается истинной об причине болезни своего пациента. Он объективен, Художник далек от мысли обличать модель, провидческий дар помогает ему создать образ обобщенный нового класса сильных мира сего. Эти портреты, которые ныне хранятся в Лувре, критика разругала, называя их «готическими», а самого мастера обвиняя в подражании художникам XV века.
Посвятивших свои работы рассказу Плутарха, художников, Большинство делали акцент на трагическом положении Антиоха. Заблудившимся в развалинах Афин (Теофиль Сильвестр), Проницательный современник назвал китайским Энгра художником.