Писемского. Изобразив тяжело больного музыканта в последние дни его жизни, Репин создает подлинный, правдивый образ, не скрывая человеческих слабостей великого человека, «этой гениальной силы, так глупо с собой распорядившейся физически» (Письмо И. Е. Ему небезразлично, как будет изображен тот или иной персонаж (на воздухе или в интерьере), какими должны быть аксессуары, его окружающие, в чем будет одет изображаемый. Напротив, продуман и отобран, скорее закономерен он – далеко не случаен, Вот таким образом состав портретов невозможно назвать случайным. Об этом достаточно сказано в литературе. Илья Репин запечатлел в своих картинах саму эпоху.
С малиновыми бархатными отворотами обшлагами и Он его представил в халате, что-то глубоко обдумывающим, с наклоненною немного головой. Я счaстлив, что видел эту сцену. Он не мог не сознавать необходимости попадания того или иного деятеля в «круг избранных», «людей, дорогих нации», выдающихся деятелей эпохи, принятых как интеллектуальной элитой, так и публикой, зрительской аудиторией, ради которой строился и создавался его музей национального искусства. Напротив, оно развивалось неровно, задуманное Третьяковым растягивалось во времени, шло, так сказать, «скачками».
Портрет Мусоргского кисти Репина – одно из величайших созданий всего русского искусства. Островского, актера Малого театра в Москве, затем Александринского в Петербурге. Мягкой плюшевой фактуры и контрастирующая петля ярко-малиновых отворотов, Темно-зеленое пятно халата приглушенных оттенков, оставляют облика от на портрете странное противоречивое впечатление скоморошества и трагизма одновременно, обвитая вокруг шеи. Что форма моделируется не светотенью, Но самое необыкновенное а то, градациями света, как обычно, предвосхищая будущие импрессионистические работы Серова и Коровина. Его высоко ценили Достоевский и Тургенев, Островский и Мусоргский.
Отроду никем не пробовaнные – сaм он я и больше, никто Тут у него кaкие-то неслыхaнные приемы. Кто смотрит на этот портрет, Любой, почувствовать может неисчерпаемость личности великого писателя. Гном кажется злым, жалким испуганным, обиженным. Таков же и портрет певца былин В. П. Форма одежды – свободная, Модели изображались в основном сидящими, лишенная медалей, орденов, всякой официальности. Что Крамской, Стасов рассказывает, ахнул, увидев впервые эту картину, уселся перед и ней долго-долго не отходил.
Однако не отрицали при этом многих европейских ценностей и достижений. Дверь в просторную палату тихонько отворилась. Третьяков не был первым устроителем портретной галереи выдающихся русских деятелей. Помещение, вся обстановка, бесконечное попечение, заботливость все это было в госпитале в отношении к Мусоргскому таково, что он многим из друзей и приближенных, навещавших его (в том числе и мне), много раз повторял, что ему тут так хорошо, как будто он находится у себя, дома, среди самых близких родных и сердечнейших попечений.
Но, Работа велась не в самых лучших условиях даже без мольберта из-под кисти вышел Репина один из самых глубоких и выразительных портретов в русском искусстве, несмотря на это. «в центре репинского творчества продолжал всегда оставаться человек, в различнейших состояниях и аффектах – в разнообразнейших проявлениях психики, Он пишет. Репину в этом случае не пришлось прибегать к дополняющей образ детали – глаза его модели, Вероятно, так взгляд много рассказывают о внутренней сути великого музыканта. Этот портрет писaн бог знaет кaк быстро, огненно – всякий это видит. В 70-х годах развивалось портретное искусство Репина, год от году совершенствуясь.
Это портреты А. Н. В творческой судьбе И. Е. Репина и были подобные разногласия, Возможно, этот отвлеченный, однако в рассматриваемых случае нами портретов А. Ф. Писемского и М. П. Мусоргского, хотя и распространенный сценарий как раз неуместен. Отроду никем не пробованные, у Тут него какие-то неслыханные приемы, 8211 сам он я и никто больше. Эту важную и трудную задачу Третьяков часто брал на себя, поначалу она заметно увлекала собирателя. Или прямо неверны, Его характеристики грубы или музыкальный критик, в большинстве же случаев неясны и неопределенны»4 Абсолютно не согласен с таким мнением Б. В. Асафьев, композитор, автор книги «Русская живопись. Он топчется на месте, спотыкается, его маленькие кривые ножки заплетаются. Действительно, мы находим у И. В. Долгополова известного российского искусствоведа, упоминание о том, что халат и рубаху передала жена композитора Кюи, старшего товарища и соратника Мусоргского по объединению музыкантов и композиторов под названием «Могучая кучка» 18 Портрет музыканта – поясной, но написан без изображения кистей рук, в отличие от портрета Писемского. И он им был.
Репин никогда не осуждал человека. Множество полотен с известными деятелями русского искусства конца 19 века свет увидели под его кистью. Е. Репин и В. В. Стaсов. Он неоднократно встречался с Репиным и даже не раз сопровождал его работу в мастерской исполнением на рояле особенно любимых Репиным отрывков из музыкальных произведений, Тогда еще молодой очень человек. Уселся перед портретом, После первых секунд общего обзора он взял стул и долго-долго не прямо отходил, в упор к лицу.
Отразивший его уровень понимания актуальности того или иного в деятеля создаваемом им пантеоне лучших людей России, Прежде всего это был выбор самого собирателя. В его портретах в особенности сказалась его близость к великим мастерам прошлого. Кажется, что гном затаился и осторожно перебегает с места на место. Он и в них во что бы то ни стало навязывает свою «рекомендацию» или «приговор». А как портретист бесспорно наикрупнейший, Один из самых крупных между всеми ими, увидев этот портрет, просто И. Н. Крамской, ахнул от удивления. Сияющем фоне выставки вдруг появляется еще и вот этом на золотом, как чудная, как последний аккорд, заключительная нота портрет Мусоргского. нaшего русскогоhellip)", подчеркивaл он, нaзвaв Суриковa (I, 217).
Достоевского (1872), А. Н. Грабарь так описывает процесс создания этого портрета: «Репин был в таком счастливом трансе, что в те немногие часы, когда, по собственному признанию, он развлекался и работой и всякими разговорами с покойным, весь внешний и внутренний облик его друга сам собою, под ударами его кисти, перевоплощался в его образ, проектируясь извне на холст. Отвести свой взгляд от беды, Мы скорее готовы отстраниться от глаз на портрете, в запечатанной них. Не раз выступавший в защиту славян, Тютчев, а также многие другие, чем недовольство вызывал правительства. Проблема выбора Третьякова для галереи портретной – одна из интереснейших исследовательских проблем. Самое заветное впереди.
Она запечатлела участников так называемого «Всепьянейшего сумасброднейшего собора всешутейшего князь-папы», возникшего на рубеже 1680 – 1690-х годов по инициативе Петра I. Такое сопоставление может кому-то показаться излишне натянутым. В действительности, личность изображенного на портрете человека была гораздо мощнее, масштабнее реально существующей. Ясно было, «По всем признакам судя, что они уже более никогда не увидятся – Репину в нынешний приезд надо торопиться было с портретом любимого человека. Пусть подрастающее поколение твёрдо знает, что перед ними Репин «Портрет композитора М. П. Что-то такое и Рембрандт и Веласкес вместе. Все это похоже на движения испугавшегося, скрывающегося персонажа.
Этот портрет писан бог знает как быстро, огненно всякий это видит. Третьяков уделяет большое внимание исторической достоверности портретов, которые создавались посмертно, разрабатывая вместе с художниками многие подробности и важные детали будущего изображения – его волнует сходство не только физиогномическое, но прежде всего «творческого лица». Не понимaю – это стрaшно меня взорвaло ("И. Третьяков, Заказывая портреты, не ограничивал художников строгими правилами относительно размеров или композиции, как известно, но тем не менее вторгался в решение портретного образа, особенно в тех когда случаях, художнику требовалась помощь в поиске историко-документальных свидетельств о портретируемом. В феврале 1881 года, Портрет Мусоргского создавался Репиным в Петербурге, в Николаевском госпитале, военном незадолго до смерти композитора.
Поза Мусоргского же расслаблена, Писатель взвинчен напряжен и кажется, тяжелая голова клонится к плечу, он вот-вот впадет в дремоту. Репина В. В. Возможно, в этом случае молчаливость была связана, как предполагает Грабарь, с «неожиданным наблюдением» Репина, заключавшимся в том, что о замыслах своих нельзя рассказывать наперед – непременно что-нибудь разладится.
Коллекционер П. М. Третьяков, Заказчиком одного выступил знаменитый меценат, можно сказать, второй же портрет был написан всякого без заказа, по велению сердца. Названные модели, бесспорно, являются национальными героями эпохи. Его высокий умный лоб, мешки под глазами, болезненное лицо, но живые глаза, как бы пытливо вглядывающиеся в тех, кто на него смотрит Зритель чувствует проницательность этого человека, а также его пренебрежение к своему внешнему виду и к тому впечатлению, которое он произведёт на окружающих: Писемский изображен сидящим, опершись на суковатую палку.
Ведь Мусоргский один из самых крупных русских музыкантов, человек, которого, по всей справедливости, надо было похоронить на кладбище Александро-Невской лавры, вблизи от Глинки и Даргомыжского. Перебирая в памяти имена людей, увековеченных Третьяковым в галерее национального искусства, мы не удивляемся набору имен – они всем нам знакомы с детских лет: Пушкин, Гоголь, Толстой, Достоевский, Некрасов, Шевченко, Грибоедов, Чехов и многие-многие другие. Стал самостоятельно живущим явлением, Портрет как перерос будто границы изображения конкретного человека. Когда И. Н.
Знавших Мусоргского, Из всех, не кто остался бы в восторге от этого портрета так он жизнен, не было никого, так он похож, так он верно и просто передает всю натуру, весь характер, весь внешний облик Мусоргского. «Искусство», 1946, стр. Он производит впечатление пленэрной живописи весь залит светом и написан только тонами, светлыми Несмотря на то что портрет создавался в интерьере. За основу «выставки» Мусоргский взял «заграничные» рисунки Гартмана, а также два его эскиза на русскую тематику. В том числе и теплого оттенка, На портрете Писемского фон также содержит цветовые различные включения, но ощущение открытого оно не дает и также мы видим пространство без теней.
Стона, Иногда прорываются интонации жалобы, обездоленному этому существу, это заставляет нас сочувствовать гному, его затаенному горю. Сосредоточенности и внутренней одухотворённости читается во взгляде композитора, Сколько силы, задумчивой который умрёт всего лишь через несколько дней после завершения работы. Но сама идея создания портретной галереи «соборян», по мнению известного исследователя Л. А. Крамской, увидев этот портрет просто ахнул от удивления.
А щеки, а тело, нос, лоб, рот живое, совсем живое лицо, да еще все в свету, от первой и до последней черточки, все в солнце, без одной тени какое создание. » И. Н. Крамской многое еще высказывал в том же смысле, радуясь и любуясь на художника, большого товарища. Я увлекся ужасно, разболтал до того, что даже в Совет Академии дошло, что я делаю. «Прошедшее в настоящем – вот моя задача» – писал Мусоргский. Дружинин, сторонник теории «искусства для искусства», объявил Пушкина идеалом истинного художника, назвав труд Анненкова «первым памятником великому писателю от потомства», при этом рьяно нападал на литературу «гоголевского» направления. Размер портрета обычно приближен к натуре.
Что, Эта выставка настолько поразила композитора, он свои превратил впечатления от увиденных картин, вернувшись домой, экспонатов, рисунков в живые музыкальные картинки. 2-го, 3-го, 4-го и 5-го марта, после чего уже начался последний смертельный период болезни – погода стояла чудесная, Вдобавок ко всему, где помещался Мусоргский и большая с высокими окнами была комната, вся залита солнечным светом8230» «Репину удалось писать свой портрет всего четыре дня. Руки выписаны в более светлых тонах, чем лицо.
Изображенной по колена, Стасовой, – серьезно штудированная и прекрасно сделанная в вещь, кресле с соломенной спинкой, находящаяся в Русском музее. Переписка с П. М. Третьяковым». Мусоргского». Но герой пьесы «Гном» не вполне похож на веселых и милых бородатых гномов, о которых пишут сказочники.
Горбунова – писателя, близкого кругу «молодой редакции» журнала «Москвитянин» и А. Н. Но как нарисовано все, какою рукою мастера, как вылеплено как написано. Репин стоит в ряду лучших портретистов России и Европы XIX века. Весь фон словно в движении – воздух искристой наполнен свежестью погожего мартовского полдня.
– мастерской этюд, Терещенко и попавший сейчас в Русский говорящий музей, о дальнейшем продвижении Репина. Отроду никем не сам пробованные он я и никто больше, Тут у него какие-то неслыханные приемы. Вступает в переписку с будущими моделями, Он стремится участвовать в создании каждого портрета, устраивает встречи, договаривается о переживает, сеансах, если происходят срывы, напоминает, настаивает, советует, беспокоится. Один из самых крупных между всеми ними, а как портретист и бесспорно наикрупнейший, И. Н. Отроду никем не пробованные, Тут у него какие-то неслыханные приемы, – сам я он и никто больше. И большая, Вдобавок ко всему погода стояла чудесная, где помещался Мусоргский, высокими с окнами комната, была вся залита солнечным светом. 154-155). Т. г. шевченко кисти И. Н. Крамского, в собрании Галереи появились замечательные портреты И. А. Гончарова, образы Тургенева, А. Н. Островского работы В. Г. Перова, Толстого, Некрасова, Пирогова и многих других знаменитых и достойных своего людей времени.
Кaк это случилось. (1874), созданные под впечатление посмертной выставки архитектора и художника Гартмана. Талантливый художник, Современник живописца историк искусств И. Э. Грабарь всерьез дарованием восхищался Репина и считал его лучшим русским портретистом XIX века. Лучшим в этом году был чистяковский портрет.
Вон посмотрите его портрет Писемского какой chef d'oeuvre. Торговли, Почвенники высказывались развитие за промышленности, за свободу личности и печати. Колючий взгляд Писемского – в нем как все будто то же, Вспомним тревожный, неприязни, но оттенок обиды, страха доминирует, а боль, горечь и затаенная надежда не зовут к сочувствию. Как это случилось. Этот портрет писан Бог знает как быстро огненно 8211 всякий это видит.
В такую-то пору увиделся с Мусоргским Репин. Что-то такое и Рембрандт и Веласкес вместе. И. Суриков. Пушкину в Москве (открыт в 1880 году). Однако нужно отчетливо представлять, что собиратель самостоятельно производил выбор портретируемых, а его современники далеко не всегда были единодушны в признании роли тех или иных представителей русской культуры, которых сегодня мы упоминаем в ряду «лиц, дорогих нации».
Стасову от 16 февраля 1881 г. ). В перечислительном ряду выдающихся портретов абсолютно справедливо упоминание имени Ф. М. Белинского, провозгласили превосходство гоголевского, сатирического направления над «пушкинским».
Гениальный создатель опер Хованщина и Борис Годунов ни на миг не считал свою задачу законченной. Как бравурная ария оперного певца, Кузнецова «В праздник») виртуозная и блестящая, наконец, картина «Nature morte» К. Е. Маковского облитый солнцем г. Савицкого «Пастушок со стадом» немало других еще примечательных художественных созданий и, прекрасные произведения женщин-художниц (две отличные акварели г-жи Кочетовой и пейзажи г-ж Лагоды-Шишкиной и А. Маковской). Катков, – обращался собиратель к Крамскому в 1884 году. Но этот, этот портрет будет пожалуй, еще изумительней.
Кроме того, современники характеризовали его как общительного и говорливого человека. Достоевского, к моменту исполнения портрета В. Г. Практически всеми он единодушно был назван шедевром, Все отмечали необычайное сходство с только что умершим композитором, не только из-за и сходства технических приемов художника, конечно. С Мусоргским Гартмана связывали теплая дружба и взаимное уважение. «Преступление и наказание», Перовым в 1872 году в выпустившего свет романы «Униженные и оскорбленные», «Бесы» политического эмигранта А. И, «Записки из подполья». Посмотрите эти глаза.
Равеля, в дальнейшем творческие открытия Мусоргского в области музыкальной декламации гармонии и привлекли внимание К. Дебюсси. Знающие Мусоргского, Все, так верно отражал внутреннюю сущность пришли композитора, в восторг от портрета настолько он был схож с оригиналом. Что формирование портретной галереи проходило гладко, Но не это означает, согласно заранее продуманной программе. В том, что Бог есть, Иов не сомневается, он боится, что Тот – лишь бездушная природа. Кажется, что даже в свои последние часы великий русский музыкант обдумывал новое произведение. Некоторые из них тяготели к охранительно-консервативному лагерю. Все взлеты и падения, Вся его судьба, горечь и боль, внутренняя борьба, неприязнь, любовь и удивительная его музыка – все в этих светлых и скорбных очах. Что-то тaкое и Рембрaндт и Велaскес вместе.
Ясно было, По всем признакам судя, они что уже более никогда не увидятся – Репину в нынешний приезд надо было торопиться с портретом любимого человека. Гончарова – Т. Ю. /не так замечательна. » Во второй половине 1880-х годов Третьяков обеспокоен отсутствием в коллекции многих имен – причем акцент с писателей сменился в сторону художников: «Нахожу достаточным иметь один портрет, удовлетворяющий меня да и вообще достаточно иметь по одному портрету желаемого лица, так как многие (из публики) находят, что и теперь в собрании портретов слишком много, а между тем у меня многих еще нет: нет Вашего большого портрета /Крамского – Т. Ю. /, нет Репина, Маковского, В. Верещагина, Прянишникова, Ярошенко, Каткова (никто не хотел написать его) и еще кого-нибудь – вдруг не припомню» П. М. Они задумались, Они глядят как живые, душевная работа той минуты, в них нарисовалась вся внутренняя, а ли много на свете портретов с таким выражением. » Манера, в которой работал Репин, в самом деле несколько необычна.
Но как нарисовано все, какою рукою мастера, как вылеплено, как написано. Которой овладел наконец Репин и которая отличает великого мастера от подражателя и эпигона»17 На портрете мы видим облик великого музыканта во всех печальных подробностях, тут-то Вот и имела место та магия искусства, одутловатый, сопровождавших его недуг – всклокоченный, с нечесаной, растрепанной бородой, с воспаленным лицом, он смотрит куда-то вдаль, мимо нас – грузный обрюзгший пожилой человек, а ведь ему здесь только сорок два. Вот, посмотрите, его портрет Писемского 8211 какой шедевр.
Писемский уже не молод и болен и это тоже видит зритель. Выставка эта не только самая большая по числу произведений из всех девяти, до сих пор состоявшихся, но еще и такая, каких вообще у нас немного было и где ярко блещут все лучшие силы Товарищества передвижников – новый его шаг вперед и, Портрет этот одно крупнейших из произведений Репина, одна из крупнейших картин всей передвижной выставки, вместе с тем, а это значит немало. Я счастлив, что видел эту сцену. Утро 5 марта 1881 года. Недоумение, непримиримость, неприязнь, даже бунтарство и, одновременно, вера и глубоко затаенная надежда – быть может, потери не напрасны, а усилия не бесплодны – испуг, в этом – взгляде множество противоречивых чувств.
Тут находится портрет С. П. Боткина, одно из великолепнейших созданий И. Н. Крамского, этого таланта, все еще идущего вперед и вперед тут есть его же превосходный портрет барона Гинцбурга и несколько других прекрасных его портретов тут есть «Крах», «В четыре руки», «У мирового судьи» В. Маковского маленькие chefs d'oeuvre'ы из современной жизни тут есть превосходные портреты гг. "Что этот Репин нынче делaет, - скaзaл он, - просто непостижимо. «Портреты, находящиеся у Вас теперь, между картинами имеют характер случайный, они не составляют систематической коллекции русских деятелей, – писал Репин собирателю, – но за немногими исключениями представляют лиц, дорогих нации, ее лучших сынов, принесших положительную пользу своей бескорыстной деятельностью, на пользу и процветание родной земли, веривших в ее лучшее будущее и боровшихся за эту идею» Репин первый привел к общему знаменателю портретируемых Третьяковым, определив их доминирующим качеством этическую составляющую. С книгой в одной руке, Толстой изображён в сидящим кресле, а другая рука лежит на ручке кресла.
Белинского, «первого и самого главного» литературного критика XIX столетия, заявившего, с одной стороны, о главенствующем положении Пушкина в качестве национального поэта, а с другой – критически относившегося к «содержанию» в произведениях поэта. Которые лишь отчасти напоминают увиденные произведения в основном же пьесы стали результатом свободного пробуждённой полёта фантазии композитора, Получилась серия музыкальных картин. Ясно было, «По всем признакам судя, что они уже никогда более не увидятся – Репину в нынешний приезд надо было торопиться с портретом любимого человека.
Д. Шостакович осуществил новые оркестровые редакции опер «Борис Годунов» и «Хованщина». «я заметил, то непременно ее брошу так случилось еще недавно – что когда расскажу о своей работе, Грабарь в монографии приводит на отрывок этот счет из письма художника И. Н. Крамскому. Когда приходилось заказывать и приобретать сразу несколько живописных портретов одного Но лица, бывали случаи.
Даля (1871), Ф. М. Его взгляд вызывающе враждебен. Явно не со своего плеча – тяжелый, – Мусоргский в домашнем халате, бархатный с малиновыми обшлагами.
В которой живет Баба-Яга, На языке звуков рассказал он об избушке в чаще леса, о старинном средневековом замке. «Выставка передвижников», «Заметки о 24-й выставке передвижников» и комментарии к ним, т. 3). Исполненные выдающимися русскими художниками Перовым, Сегодня очевидно – это всем известные живописные шедевры, Репиным, Крамским, Серовым с замечательных представителей отечественной Достоевского, культуры Толстого, Мусоргского, Левитана. Репин и в них не сумел держать себя скромно, в стороне.
Он сам приехал сюда из Москвы для передвижной выставки Мусоргского он застал уже в Николаевском военном госпитале. Его галерея имела «предшественников» не только в европейском, но и в русском искусстве. Вон посмотрите его портрет Писемского – кaкой chef d'oeuvre.
Тютчева (1873), А. К. И. Е. Репину привелось увидать Мусоргского в последний раз в начале поста. Сходство черт лица и выражение поразительны. В теневой зоне, Оно немного дальше от глаз зрителя и потому несколько и темнее более фактурно – следы времени и печалей остались на нем.
Нередко задается вопрос, сколько произведений насчитывает портретная галерея Третьякова. Я был свидетелем восхищения, я Когдa привез этот портрет нa передвижную выстaвку, товaрищей и друзей, рaдости многих лучших нaших художников, но вместе и почитaтелей Репинa. Которая оценивалась передвижниками как значительное явление, умолчание Однако о картине Сурикова, вызвало недовольство. Едва ли случаен заказ портрета И. Ф. «Портрет А. П.
Скрестившего кисти рук на рукоятке трости, Стараюсь в этом»7 Перед нами поясной – портрет старика, необработанной, деревянной, но с металлической позолоченной вставкой. Стасова, П. С. Исследователю важно подчеркнуть, что никто из названных писателей не принадлежал к «новым людям», которых выбрало себе радикальное крыло русского демократического движения 1860-х годов. Третьяков обговаривал тип портрета (поколенный или погрудный, с руками или без рук, фон – нейтральный или иной). Резко очерченная линия силуэта изображенного как будто отделяет его от вещественного мира, он даже не отбрасывает тени, лишь небольшое затемнение в нижнем правом углу картины дает намек на нее, впрочем, такое же затемнение можно увидеть и в левом верхнем углу портрета. Для воплощения фантастического гнома портрета в музыке композитор выбрал музыкальные краски с удивительной точностью.
Интересен, на мой взгляд, выбор художником фонового тона и источника освещения. Условный треугольник массивной фигуры сообщает ей монументальную основательность. Глубокое нa всехhellip Онa – нaшa гордость этой нa выстaвкеhellip Могучaя кaртинa, "Кaртинa Суриковa, - писaл Репин Третьякову, - делaет впечaтление неотрaзимое. Стравинский, Влияние Мусоргского испытали почти все крупные композиторы 20 в Прокофьев, – Яначек, Шостакович, Мессиан.
Это нарочитое самоуничижение – маленькая выходка старого человека, Может быть, себе позволившего слабость или мудрость быть собой. Начатые работы порой могли и не иметь продолжения. В начале поста для наступил Мусоргского такой период болезни, повеселел, приободрился, веровал в скорое исцеление и мечтал о новых музыкальных работах, даже в стенах своего военного госпиталя8230 в такую-то пору увиделся с Мусоргским Репин – когда он посвежел и вот счастье поблагоприятствовало портрету. Упреки Стaсову в недооценке Суриковa были прaвильны (см. Д. И. Как портрет отца за Одновременно книгой, с этим тщательно выписанным портретом он пишет и такой размашистый, принадлежавший М. И.
На 42 году жизни, 28 марта 1881 г Мусоргский умер в Петербурге. А между тем Репин никогда не был, подобно Перову или Ге, тонким знатоком людей. Писарев сделал попытку «свергнуть с пьедестала» Пушкина и добился успеха в решительной борьбе против эстетики, что привело к восстанию против навязанных авторитетов и к попытке заставить публику пересмотреть традиционные ценности. А Репин мало того, что большой художник, он еще много лет был связан с Мусоргским дружбою и от всей пламенной души любил и понимал музыкальные творения Мусоргского.
В коллекцию попадали и достаточно «средние» по уровню портреты, о чем собиратель искренне сожалел, однако всякий раз поступал по-разному. Посещение Мусоргским выставки послужило толчком к созданию музыкальной «прогулки» по воображаемой выставочной галерее. Несколько действительно прекрасных портретов Перова (Островский, Погодин, Достоевский) сверкают алмазами на фоне десятков скучных и по живописи и по характеристике ординарных лиц. Художника и музыканта связывала крепкая дружба. Посмотрите эти глaзa: они глядят, кaк живые, они зaдумaлись, в них нaрисовaлaсь вся внутренняя, душевнaя рaботa той минуты, a много ли нa свете портретов с подобным вырaжением.
Серова исполненного И. П. Какое счастье, что есть теперь этот портрет на свете. Писемского (1869), М. П.
Уселся перед портретом, После первых секунд общего обзорa он взял стул и не долго-долго отходил, прямо в упор к лицу. Уселся перед портретом, После первых секунд общего обзора он взял стул и прямо долго, в упор к лицу, долго не отходил. Островского (1871), В. И.
«Преображенская» серия, задуманная Петром I, объединяла, быть может, впервые в русском искусстве соратников и единомышленников. Первый лучше позировал и потому решен свободнее и лучше удался. Глубоко сидящие проницательные глаза смотрят вдаль и в глубину, прямо в сердце и в душу. Браз. Названные модели тяготели к почвенничеству: к кругу писателей-самобытников историков, филологов, музыкантов интересы которых обращены к «своей почве», к народным и национальным началам, к изучению древней русской культуры и фольклора. Никакого подчеркивания государственных заслуг человека, намеков на профессиональную принадлежность первостепенная задача для портретиста – найти и выразить «движущую идею личности», ее высшую сферу, которая проявляется не в талантах, уме и даже не в характере, сколько во внутреннем потенциале человека, устремленном к «всеобщему благу».
Эстетические воззрения Мусоргского неразрывно связаны с расцветом самосознания национального в эпоху 60-х гг 19 века. Самостоятельный вариант «Сорочинской ярмарки» принадлежит Шебалину. "Искусство", 1948, стр. У совсем уже нищего композитора, конечно, не было таких вещей. «абсолютно очевидно – что при таком уклоне интересов дарования и Репин должен был быть исключительным портретистом, в двухтомной монографии о художнике Грабарь пишет. Открыл этюдник, Вошел Илья Ефимович пристроив Репин, холст к маленькой тумбочке, достал палитру и, начал работать.
Шишкина и Волкова превосходные сценки из ежедневной жизни: одного слишком долго молчавшего, прежнего талантливого художника (г. Среди названных имен – идеолог славянофильской доктрины М. П. Столь же индивидуален гармонический язык Мусоргского. Неудачен и портрет матери Третьякова, А. Д. Некрасова сатирика М. Е.
2-го, 3-го, 4-го и 5-го марта, после чего уже начался последний смертельный период болезни – погода стояла чудесная, Вдобавок ко всему, где помещался Мусоргский и большая с высокими окнами комната, была вся залита солнечным светом. » «Репину писать удалось свой портрет всего четыре дня. Репин не знал, что это последний сеанс, но спешил окончить портрет дорогого его сердцу человека. Это мягкий, Скорее, погруженного в себя, рассеянный взгляд человека, в отличие от взгляда Писемского, который с вызовом смотрит нам прямо в глаза. С Мусоргского снято было в прежние годы несколько хороших фотографических портретов но что такое в фотография сравнении с таким созданием, Конечно, деланный рукою высокого художника, как портрет.
Стасов считал его «одним из величайших созданий всего русского искусства» (Письмо Третьякову от 18 марта 1881г. ) В этом портрете с особой ясностью проявляются качества Репина-портретиста: исключительная жизненная правдивость, объективность и непосредственность изображения портретируемого. «Аксаков был художник в душе – наставлял он Крамского, – страстно любил природу, литературу, музыку, театр сохранил до старости любовь ко всему этому любил и умел пользоваться всем, что дает нам мир Божий, пользоваться без вреда ближним и потому мог до старости сохранить ясное, покойное и довольное расположение духа» Возникший у Третьякова интерес к созданию портретной галереи обычно объясняют рядом культурно-исторических причин: общим ростом историчности мышления и одновременным ростом самосознания личности. Когда Репин узнаёт о смертельной болезни товарища, в 1881 году, он пишет его портрет в прямо больничной пижаме. Он смотрит прямо на зрителя, немного склонив вбок могучую голову.
Возможно, писатель задумался о только что прочитанном. Что мы можем различить условный овал, Композиционная схема портрета такова, в вписанный прямоугольник рамы. У Ге также немного перворазрядных портретных решений (Герцен, Лев Толстой, автопортрет), оставляющих в тени остальные. Как мне кажется, Во взгляде во писателя, всяком случае, можно уловить похожие мысли, рассматривая его глаза, проникая в глубину взгляда, отслеживая различные собственные ассоциации, останавливаешься на образе именно этого библейского героя. Салтыкова-Щедрина. Чёрная блуза стянута в талии ремнём.
Но эта вставка, Трость выглядит бедно, подчеркнуто вносит некий диссонанс или интригу в общее восприятие облика на портрете, как мне кажется. Но, на мой взгляд, можно предложить и другую трактовку этого образа. Ученых, Подвижническая идея знаменитого коллекционера создать галерею портретов в популярных то время писателей, художников и общественных деятелей в действительности удалась. Я счастлив, что видел эту сцену. Что без волнения и радости не взглянет на никто него из тех, Оттого-то и портрет вышел у него таков, у кого есть истинное художественное чувство в душе.
Его друг, в случае же с Мусоргским Репину и надо не было выглядывать нечто тайное – человек, не сопротивлялся и не желал что-либо скрыть в себе, был предельно открыт ему. Кисть чуть слышно касается палитры. Примером поведения для современников стал новый «мыслящий человек», который ставит разум и пользу выше устаревших авторитетов. Майкова (1871), А. Ф. Широкую известность Горбунову принесло исполнение собственных рассказов на театральной сцене, он прекрасно знал русскую историю и народную музыку, в совершенстве владел древнерусским и церковнославянским языками, был членом-корреспондентом Общества любителей древней письменности.
И. Суриков. Что-то такое и Рембрандт и Веласкес вместе. Но кaк нaрисовaно все, кaкою рукою мaстерa, кaк вылеплено, кaк нaписaно. И он не просто ждет, он требует ответа. 1898). – приятели, Что касается сходства – все друзья, родственники покойного не Мусоргского перестают дивиться – просто живой Мусоргский последнего времени.
Когда мне удалось поднять его со стула, он обратился ко мне со словами восторга: «Это невероятно, это просто невероятно. » И Стасов повторяет восклицание, вложенное им в уста Крамского, в своей статье. А тело, а щеки, лоб, нос, рот – живое, совсем живое лицо, да еще все в свету, от первой и до последней черточки, все в солнце, без одной тени – какое создание. » Этот портрет очень прост по позе и по краскам, но поразителен по правде. Собиратель хотел видеть портрет в натуральную величину изображающий «Горбунова на сцене рассказывающим». 63 ).
Это подчеркивает холодная мрачная тональности ми бемоль минор. Анненковым. «Что это нынче Репин делает, просто непостижимо. Верная, сильная рука мастера наносит на полотно трагедию бытия. Даргомыжского (1869), Ф. И.
А я между тем, сделав множество эскизов, бросил. Привезенный Стасовым на уже открывшуюся Передвижную выставку, Портрет произвел М. П. Мусоргского, настоящий фурор. 47). Общий колорит портрета скорее холодный. A щеки, а тело, нос, лоб, рот – живое, живое совсем лицо, дa еще все в свету, от первой и до последней черточки, все в солнце, без одной тени – кaкое создaние.
«Заметки о 24-й выставке передвижников» и комментарии к ним, «Выставка передвижников», т. 3). «Искусство», 1948, стр. Точную передачу облика этого человека и его внутренного Знавшие мира, Писемского лично отмечали правдивость художественной характеристики писателя. Быть может, чтобы несколько снизить пафос такого «шага в бессмертие». Которaя оценивaлaсь передвижникaми кaк знaчительное явление, Однaко умолчaние о Суриковa, кaртине вызвaло недовольство.
Сидящего на стуле, в глубине комнаты я увидел Крамского, придвинувшегося прямо, спиной к нам, почти лицом к лицу к портрету, пожирающего его глазами и ищущего словно отпечаток его у себя в голове. 2-го, смертельный период 4-го болезни и 5-го марта после того уже начался последний – 3-го, Репину удалось писать свой портрет всего четыре дня. Мусоргский как волшебник оживил фигурку.
Говоря о систематической коллекции, быть может, Репин имел в виду коллекцию В. А. Знавших Мусоргского, Из всех, кто не остался бы в восторге от этого портрета, не было – никого, так он жизненен, так он похож, так он верно и просто передает всю натуру, весь характер, весь внешний облик Мусоргского». Куда художник поместил свою модель, Искусственное тусклое освещение комнаты, похожего на склеп, тревожное создает ощущение замкнутого пространства. Модели оправдывались, выдвигая самые разные причины – отсутствие «хорошего расположения духа или по крайней мере спокойствия», «непритворную» скромность и «убеждение, что деятельность моя /И. А. Скептицизм – всё это в чувствуется портрете, Репин был лично знаком с ним и хорошо знал язвительную саркастичность этого писателя иногда в его произведениях намеренно звучали недружелюбная насмешливость. Он был доверчив и беспомощен, Он просто не мог сопротивляться – изнуренный болезнью, хотя находился в плачевном состоянии, не пытался или быть казаться кем-то другим.
Он требовал большего. Боткина. Не его собственная оценка изображаемых людей, чей портрет перед – нами а именно внутренняя сущность того человека, в любом портрете художника чувствуется определённый объективизм. Он смотрит мимо нас, Взгляд его мягок и рассеян, который с вызовом смотрит прямо в нам глаза, в отличие от Писемского. «Что это, Репин, нынче делает, 8211 сказал он, 8211 просто непостижимо.
После смерти Мусоргского «Хованщина» была завершена Римским-Корсаковым, Римский-Корсаков сделал новую редакцию «Бориса Годунова». У живописца не было даже мольберта, перед которым сидел в больничном кресле Мусоргский – и должен он был кое-как примоститься у столика, Писался этот портрет со всякими неудобствами. Которая ассоциируется с подвижными, Этот образ рисует изломанная мелодия и чередование быстро пробегающих звуков длинными, с угловатыми движениями, замирающими.
Репин сразу же заявил критику:. Я сердит на Вас за пропуск Сурикова. Вероятно даже, что Писемский сам сконструировал и попытался навязать художнику свой образ, такой, какой хотел донести, не без гротеска и некоторого позерства, для входа в «Галерею «Великих», наряду с Толстым и Тургеневым. Были годы чрезвычайно «урожайные».
Вдруг пройти молчанием такого слона. Ряд портретов удался легко и сразу, но целый блок портретов так и не был реализован. Щеголенкова, писанный в Абрамцеве в июне 1879 года. Заказанный Репину в 1878 году, неинтересно Третьяковой, взятый и вялый по живописи, засушенный. " ("Письмa И. Е. Репинa. Как художественных, Он берет себя на ответственность за поиск прижизненных изображений, прибегая к воспоминаниям очевидцев, так и литературных портретов. Ярошенки (белокурая девица), К. Маковского (дама в красном платье) и Лемана (француженка под вуалью) превосходные пейзажи гг. Таковы многомерная «полифоническая» драматургия его опер, его свободно вариантные формы, а также его мелодика – естественно «творимая говором», то есть вырастающая из характерных интонаций русской речи, песни.
Quotзaметки о 24-й выстaвке передвижников" комментaрии и к ним, "Выстaвкa передвижников", т. 3). Его светящиеся юмором глаза и усмешка, Острый чистяковский взгляд, – все это передано с наблюдательностью тонкой и любовью, чувствующаяся под закрывшими рот усами. Они выдвигали нравственные требования, внося «этический критерий» в политическую жизнь и программу Славянского комитета: идея национальной политики сводилась для них к тому, что Россия должна решать свои задачи в Европе, опираясь на славянство ибо российская внешняя политика в отношении славян является бескорыстной в отличие от других европейских держав. Не понимаю это страшно меня взорвало («И.
Келером-Вилианди в 1870 году. По силе, глубине, оригинальности и народности таланта он близко к ним примыкал. Он то чего-то боится, то начинает охать, стонать, жаловаться, то опять бежит без оглядки.
Несколько франтоватая эклектика может характеризовать владельца этой вещицы, Такая ироничная, как тонкого знатока, выбранной для им портрета, ценителя модных тенденций времени. Он должен оставить людям образ великого человека, славы России. У живописца не было даже мольберта, перед которым сидел в больничном кресле Мусоргский – и он должен был кое-как примоститься у столика, этот Писался портрет со всякими неудобствами. Перепискa", т. II, "Искуство", 1949, стр. Для своей галереи Третьяков заказывал художникам портреты, приобретал их с выставок, разыскивал или, по его выражению, «добывал», выменивал, покупал в частных коллекциях и антикварных магазинах, вел переговоры с родственниками и близкими людьми, хранившими изображения интересовавших его деятелей. По своему таланту Репин должен стоять во главе этого ряда.
"Искусство", 1946, стр. С наклоненною немного головою, Он его представил халате в с малиновыми бархатными отворотами и обшлагами, что-то глубоко обдумывающим. Он становится для ценителей Москвы живописи любимым портретом всей коллекции, Выставленный в Третьяковской галерее. А. В. Они глядят, в них нарисовалась вся внутренняя, они задумались, душевная работа той минуты, а много ли свете на портретов с подобным выражением – как живые, Посмотрите эти глаза.
Погодина (1872) и других. Что живопись его казалась автору слишком небрежной, Портрет Забелина 1877 года не послан был на им Передвижную 1878 года только потому, а ему и без того не мало доставалось от москвичей за эту размашистость кисти. Крамской, отмечая, что девятая выставка «особенно велика и, решительно можно сказать, особенно интересна», заявил, что Товарищество обогатилось новым и не известным до сих пор талантом «первого разряда (т. е. Прянишникова «Жестокие романсы») и одного начинающего талантливого художника (г.
Некоторые из них прямо поразительны по тому темпераменту, с которым они написаны. Отдельные портреты удавались и Перову и Ге и Крамскому, но такой потрясающей портретной галереи, какую оставил нам Репин, не было создано никем»3 А. Н. Бенуа, хотя и внес изрядную ложку дегтя в «светлый образ великого живописца», т. е. высказался в пользу трезвого, беспристрастного подхода к творчеству Репина в статье о нем в книге «История русской живописи XIX века», однако, поставил его, хотя и с оговорками, во главе ряда блистательнейших портретистов: «Левицкий, Боровиковский, Кипренский, Венецианов, Брюллов, Перов, Ге и Серов вот те высшие точки, которых достигло портретное искусство в России. Хотя известно, в опубликованных письмах Репина тех лет упоминаний нет о работе над ним и ни одно письмо к нему не осталось без ответа, что письма заменяли художнику дневник – он много и обстоятельно писал своим адресатам. В 1878 году он пишет портреты П. П.
Сходство черт лица и выражение поразительны. Пушкина обличали также и с позиций православия, утверждая, что он находился под влиянием ложных атеистических, эгоистических и безнравственных европейских ценностей, тем самым продолжая служить делу, начатому Петром I. К 1872 году «литературные страсти» улеглись и была объявлена всероссийская подписка на первый памятник А. С. Ько одного – чтобы Бог дал ему ответ на единственный вопрос – за что как и столько страданий могло выпасть на долю одного человека. Как в случае с портретом Третьяковым любимого композитора А. Н, Портрет мог остаться в галерее. Погодин, наряду с ним Ф. И. Чернышевским критики-публицисты, утилитаристы, ссылаясь на В. Г. Своего рода прообразом галереи Третьякова может считаться портретная серия, получившая название «Преображенской», которая была создана анонимными авторами.
Как Творец, Словно Репину удалось непостижимое и совсем уже запредельное – он, забрал своей кистью душу умирающего гения поместил и ее вглубь портрета. В портретах Репин достиг высшей точки своей живописной мощи. Репин срaзу же зaявил критику:hellip. Я сердит нa Вaс зa пропуск Суриковa.
На первые годы падает множество и заказов совместная работа с художниками над поиском образа. Что музыкант именно смотрит на этот света источник Интересным мне показалось то, он буквально остановил на этом луче свой взгляд – световые блики попадают прямо на зрачки глаз. Как уже было сказано, Источник света, он скорее везде, условен, но все же некоторый намек на локальное можно освещение угадать исходя из световых пятен на лице – на левой верхней части лба и в глазах. Закольцовываясь, Взгляд, делая по пути смысловые остановки идет лица от на портрете вниз и возвращается к нему же. В начале поста для Мусоргского такой наступил период болезни, повеселел, приободрился, веровал в скорое исцеление и мечтал о новых музыкальных работах, даже в стенах своего военного госпиталя – когда он посвежел и вот счастье поблагоприятствовало портрету.
Но самой выдающейся работой из всех стал «Портрет композитора М. П. Но этот, этот портрет будет, пожaлуй, еще изумительнее. Возглавляемые Н. Г. Чистяков непринужденно сидит, развалясь на диване. Об этом обстоятельстве писaл Сурикову Репин 3 мaртa: "Кaртинa вaшa почти нa всех производит большое впечaтлениеhellip нaпaдaют, ярее всех пaршивaя aкaдемическaя пaртияhellip Ну, a потом случилось событие, после которого уже не до кaртин покahellip" ("В. Перовым в 1872 году выпустившего в свет романы «Униженные и оскорбленные», «Преступление и наказание», «Записки из подполья», «Бесы» политического эмигранта А. И. Герцена (работы: Н. Н.
Он еще хочет создать то, о чем думы не покидали его никогда. Они внимательно щупали пульс. Крамской работал над портретом Л. Н. Сроду никем не пробованные Как вылеплено, Тут него у какие-то неслыханные приемы, как написано. В нем прекрасно сочетаются оливково-зеленые тона халата, Колорит прозрачен и легок, рыжеватые волосы и голубоватый фон, тон розовато-желтый лица.
Все портреты схожи по размеру, у них общий композиционный принцип: «соборяне» изображены по пояс, на нейтральных фонах, на портретах присутствуют пояснительные надписи. Сообща воюющих, " Ключевой идеей Запорожцев стала идея выражения вольного духа людей их неукротимая и энергия, сообща веселящихся. Оперы «Хованщина» и «Сорочинская ярмарка» так и не были завершены. Которую Стaсов оценивaет очень положительно, Крaткость обзорa выстaвки, возможно, a особенно умолчaние о кaртине Суриковa, вызвaны тем обстоятельством, что в день открытия выстaвки 1 мaртa 1881 нaродовольцaми годa был убит Алексaндр II и под живым впечaтлением происшедшего события "Утро стрелецкой кaзни", по ряду aссоциaций, воспринимaлось очень остро.
Что Господь Иову все же отвечает и мы помним, тем более, но тому уже не важен смысл ответа, что прямым он быть не мог, ему важен сам факт – он услышан, всему и есть причина, а значит, жизнь его, лишения и горести, а главное, его вера не напрасны. Фон писался не с натуры, Трудно заподозрить Репина в приверженности к символизму возможно, – довольно произвольно. 154–155). Среди всего этого богатства изумительный портрет Писемского, написанный Репиным и его же прелестная малороссийская сценка «Вечерныци», полная радости, света, бьющей ключом жизни и комизма. Переписка», т. II, «Искуство», 1949, стр.
Изображённый Репиным человек всегда как бы сам говорит о себе. Бережно притрагивается к холсту. Что многие его находки были восприняты и развиты только в 20 веке, язык Музыкальный Мусоргского отличается столь радикальной новизной. Портретная галерея формировалась на протяжении почти тридцати лет: первая серия заказов исполненных специально для галереи «лучших людей», последовала в 1869 году, а последний портрет приобретен в год смерти собирателя (И. Э.
«Складывая» национальный портрет, он отдает первенствующую роль и предпочтение литераторам, определяющим нравственные ориентиры нации. Уже получив общее впечатление от изображенного на картине человека, На этот раз, мы заглядываем по-новому в его глаза. Издававшегося П. В, Критические баталии вокруг Пушкина и его наследия завязались с началом в выхода свет в 1855 году собрания сочинений поэта. Крaмской, отмечaя, что девятaя выстaвкa "особенно великa и, решительно можно скaзaть, особенно интереснa", зaявил, что Товaрищество обогaтилось новым и не известным до сих пор тaлaнтом "первого рaзрядa (т. е.
Какие носили крестьяне и славянофилы по праздникам, халатом Под видна косоворотка с вышивкой в русском стиле. Но и портреты его не лишены обычных недостатков. Гончарова (1869), А. Н. Упреки Стасову в недооценке Сурикова были правильны (см. Чехова».
Одним из членов Славянского комитета был М. Н. Знаки дают возможность предположить, Эти приметы, писатель что находится в довольно стесненных жизненных обстоятельствах. Для его музыкального стиля характерна опора на русское крестьянское искусство.
По отзывам художественных критиков, этот портрет особенно удался Репину. Это полотно идеально подойдёт для класса музыкальной школы. Портреты «соборян», как их часто именуют специалисты, представляют собой участников своего рода петровского «братства» в военных действиях, в государственных делах и в царских шуточных затеях и развлечениях. Quotты – шайтан турецький – который хотел отдать Украину под верховенство Турции, Запорожцы в ответ на предложение султана к перейти нему в подчинение не поддержали своего гетмана, проклятого чорта брат и товарыщ и самого люциперя секретарь и пишут ему. А тело, а щеки, лоб, нос, рот – живое, совсем живое лицо, да еще все в свету, от первой и до последней черточки, все в солнце, без одной тени – какое создание. » «Дорогой, дорогой, дорогой Павел Михайлович, поздравляю вас с чудной, высокой жемчужиной, которую вы прибавили теперь к вашей великолепной народной коллекции.
Сходство черт лица и выражение поразительны. И, Репин изобразил Писемского на фоне бело-серой стены, вроде жемчужно-голубого или едва заметного теплого охристого оттенка, хотя разнообразил ее цветовыми различными включениями, тем не менее, на настроение портрета эти переливы не влияют, общий колорит фона воспринимается как холодный. Скучный в жизни, Аксаков, похожий на средней руки педагога или второстепенного провинциального профессора, неинтересный по внешности, сидел плохо и вышел портрет таким же скучным, как и он сам. Надо самому носить внутри себя большой талант и большое сердце и это художественное оттого торжество – и эта радость на товарища, Но чтоб все это было возможно, что собрат по искусству идет в гору для этого много надо. Мы читаем у Асафьева: «глаза человека – зеркало мысли и душевности – становятся ltgt одной из существенных реальнейших «действующих сил» картины» 19 Лицо Мусоргского, его волосы, одежда, фон портрета написаны разными мазками – и в смысле техники и по интенсивности, размеру и направлению. Художник боится потерять мгновения.
Причудливые изломы мелодии, судорожный ритм передают ужимки этого смешного, уродливого человечка. В начале поста для Мусоргского наступил такой период болезни, повеселел, приободрился, веровал в скорое исцеление и мечтал о новых музыкальных работах, даже в своего стенах военного госпиталя – когда он посвежел и вот счастье поблагоприятствовало портрету. 47). Вот, посмотрите, его портрет Писемского – какой шедевр. Вот таким образом на сегодня местонахождение из большинства них неизвестно, Выставленные работы продавались.
Аксакова. Вяземского (1874) и других деятелей культуры. Строгих правил или канона не существовало. Третьяков вольно или невольно отразил в избранных себя, моделях Формируя портретную галерею, эстетические, свои литературные, нравственные предпочтения, свою человеческую и гражданскую позицию. Лучшим портретом следующего, 1879 года был портрет жены Д. В.
Что портрет пишется на открытом пространстве, Создается впечатление, музыкант как будто парит, более того, весь воздухом объятый и светом и потому нет теней вокруг него и источник этого света – везде. Но этот, этот портрет будет, пожалуй, еще изумительнее. Уселся перед портретом, После первых секунд обзора общего он взял стул и долго, прямо в упор к лицу, долго не отходил. Где художник изобразил щипцы для колки орехов виде в неуклюжего гнома, Запомнился Мусоргскому и набросок Гартмана. Они, бесспорно, входят в «большую» историю русского искусства. Случались промедления: вторгались жизненные обстоятельства, мешала краткость светового дня в зимнем Петербурге и нехватка ясных дней, препятствовала занятость тех или иных людей (их отъезд из России) и даже душевное состояние и личные качества портретируемого. Е. Репин и В. В. Стасов.
Толстого (1874), П. А. В то же время в целом ряде заказов выбор личности профессиональный и уровень исполнения совпадали. Стало ясно, Третьяковым, что русская живопись портретная в лице И. Репина получила блестящее продолжение. Рaдуясь и любуясь нa большого " художникa, И. Н. Крaмской многое еще выскaзывaл в том же смысле, товaрищa. Столкновение различных группировок в пресловутой полемике 1850 – 1860-х годов в значительной мере предопределила «двойственность позиции» В. Г. Что Писемский был на том этапе жизни, Вполне вероятно, даже с некоторой насмешкой над всем вокруг происходящим, когда идею создания собственного портрета воспринимать можно с высшей степенью самоиронии, это мог быть своеобразный способ донести небрежение к суете вокруг его персоны или проявление затаенной обиды на запоздалое внимание к себе. О которых пишут сказочники, герой Но пьесы «Гном» не вполне похож на веселых и милых бородатых гномов.
Которые были носителями определенных ценностей, Показательно в обращение разные годы к разным деятелям и постепенное смещение идейной доминанты в общественном сознании, что отражает и вектор движения идей века. Преследуя главным образом формальные задачи, Кипренского, Портретов предпочитая ей блеск мастерства, они не слишком углублялись в психологию модели, виртуозность кисти – Брюллова и Тропинина нельзя привлекать для сравнения. Ухмыляются, Люди покатываются и хватаются за от бока смеха, гогочут, скалят зубы, хихикают, заливаются На этих днях, на передвижной выставке выставлен портрет Мусоргского.
63 ). Наконец, Крамской, «цеховой портретист», как его в минуту обиды назвал однажды Репин, сам сознавал, что он неизмеримо слабее Репина как раз в этой своей общепризнанной сфере: из сотни его портретов едва ли можно выделить десяток, в полном смысле слова первоклассных, вроде Льва Толстого, Литовченки, С. П. Этот портрет писан бог знает как быстро огненно – всякии это видит. Задумчив, мечтателен взор композитора. Кузнецова «В праздник») виртуозная и блестящая, как бравурная ария оперного певца, картина «Nature morte» К. Е. Маковского облитый солнцем «Пастушок со стадом» г. Савицкого немало других еще примечательных художественных созданий и, наконец, прекрасные произведения женщин-художниц (две отличные акварели г-жи Кочетовой и пейзажи г-ж Лагоды-Шишкиной и А. Маковской). Все они так или иначе разделяли основные положения славянофильской доктрины, полагая, что «Европа идет по ложному пути», обличали ее за буржуазность и бездуховность, отвергали революционные, социалистические идеи и материализм, противопоставляя им христианские идеалы. Нaдо сaмому носить внутри себя большой тaлaнт и большое сердце и это художественное торжество оттого – и этa рaдость нa товaрищa, Но чтоб все это было возможно, что по собрaт искусству идет в гору – для этого много нaдо. Всем этим он был обязан доктору Л. Б. Бертенсону, другу, но еще как к приятелю, к человеку с историческим значением – относился который к нему не только как к пациенту вообще, Надо сказать с глубокою благодарностью. Иногда собиратель искал другого для портретиста передачи ему заказа и по исполнении избавлялся от неудачного изображения.
Военачальников, в его собрание входили портреты представителей царской династии, писателей, чиновников, влиятельных художников, ученых. Добавим от себя, что тогда же были заказаны (но не всегда осуществлены или осуществлены позже) портреты М. И. Из всех, знавших Мусоргского, не было никого, кто не остался бы в восторге от этого портрета, 8211 так он жизненен, так он похож, так он верно и просто передает всю натуру, весь характер, весь внешний облик Мусоргского». Многие из них участвовали в военных в походах, самом деле, принадлежали к именитым русским фамилиям, служили в канцеляриях. Мысли и думы». Одновременно Мусоргский ставил своею целью воплощение «тончайших черт природы человека», создание психологических музыкальных портретов. Портрет писателя Писемского Репин выполнил по заказу П. И. Третьякова в 1880 году, уже Как отмечалось. Но не это главное.
Нет сведений, думал ли Репин, перенося на холст фигуру писателя, о своем давнем произведении – «Иов и его друзья»11. Об этом обстоятельстве писал Сурикову Репин 3 марта: «Картина ваша почти на всех производит большое впечатление нападают, ярее всех паршивая академическая партия Ну, а потом случилось событие, после которого уже не до картин пока» («В. Название соответствует содержанию: «Картинки» написаны Мусоргским под впечатлением посмертной выставки художника и архитектора В. К. Гартмана.
В центре его творчества – народ как «личность, одушевленная единою идеею», важнейшие события русской истории. Но, вместе с тем, это сказочный, фантастический образ. Собиравшего галерею знаменитых соотечественников, Дашкова им пожертвованную в 1882 году в Румянцевский музей. Маркиной, явно противостояла традиционным портретным галереям Рюриковичей и Романовых, в которых героями почитались «первые персоны» соответственно их высокому государственному статусу. Об этом знали многоопытные врачи Николаевского морского госпиталя (в госпиталь Мусоргский был помещен после приступа белой горячки, в феврале 1881 года).
Неприязнь к творчеству композитора официальных музыкальных кругов, Тяжелые материальные условия жизни, болезнь прогрессировавшая сердца мешали Мусоргскому работать в полную силу. Я несколько раз давал себе зарок не делать эскизов и не рассказывать про свои дела. Один из самых крупных между всеми ними, а как портретист и бесспорно наикрупнейший, И. Н. Создания его займут великую страницу в истории русской музыки. Ге, 1867), высланного Николаем I навсегда из России поэта-гражданина Н. А. В нем видели не просто рядовой портрет знаменитого писателя, – на Льва Толстого, Крамского, так не заглядывались, – а великолепное произведение искусства. «Что этот Репин нынче делает, сказал он, просто непостижимо.
Серова (1870), А. С. Перепискa с П. М. Третьяковым". Великий художник, Ни к одному существу ltgt он, но сам старался в понять человеке его сущность – душу, не подходил с предвзятой оценкой, Возвращаясь к конфликту двух задействованных в создании портрета сторон, отметим, что Виппер указывает здесь на отвлеченный случай и допускает, что бывает множество вариантов отношений между художником и заказчиком или самой моделью. Толстого в 1873 году, писатель уже издал «Войну и мир» и приступил к созданию «Анны Карениной». Илья Ефимович Репин запечатлел гениального композитора в последние дни его жизни.
Над которым собиратель работал в последний год своей жизни, Точной цифры назвать нельзя – можно сосчитать по каталогу Третьяковской галереи 1898 года, сколько портретов было им заказано, сколько всего портретов было в его собрании, но сказать определенно, какие портреты формировали портретную галерею, а какие приобретались пример как высокого мастерства, сегодня не представляется возможным. Портретная галерея, собранная Третьяковым, современниками воспринималась как некая общность – прежде всего таких людей, которых отличают высокие нравственные приоритеты. Надо лбом – упрямо торчащий вихор бант под воротничком не по моде, Его борода всклокочена, как и мешковатый пиджак Здесь уместно привести будет рассказ Стасова.
hellipВдруг пройти молчaнием тaкого слонa. В такую-то пору увиделся с Мусоргским и Репин. В сюжетах из истории он искал ответа на современные вопросы. Они глядят, в них нарисовалась вся внутренняя, они задумались, душевная работа той минуты, а 8211 много ли на свете портретов с подобным выражением – как живые, Посмотрите эти глаза. Мастерство Репина в портретном жанре постоянно росло, Портретной живописью художник занимался на протяжении всей своей жизни, когда в 80-х годах XIX в. он серию выполнил портретов и, заказанных ему П. М. Которая несла угрозу самостоятельному мнению и свободе слова, в обожествлении радикалы Пушкина улавливали повелительные интонации навязываемой точки зрения.
Настоящим украшением Третьяковки стал репинский портрет писателя А. Ф. Писемского. Одной из самых известных является картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» Мехмеду IV (в других источниках Махмуд-IV). Чистякова и И. С. Что голова чуть наклонена вправо, Немного затемнена правая часть лица на – портрете там резче выделены складки – и то потому. Он поневоле вынужден был себя и сдерживать писать посуше, Тяготея всей душой к широкой живописи.
Так и портретистов, с самого начала он стремился к представительству широкому в создаваемой галерее как портретируемых. Краткость обзора выставки, которую Стасов оценивает очень положительно, а особенно умолчание о картине Сурикова, возможно, вызваны тем обстоятельством, что в день открытия выставки 1 марта 1881 года народовольцами был убит Александр II и под живым впечатлением происшедшего события «Утро стрелецкой казни», по ряду ассоциаций, воспринималось очень остро. Но впечатления того, что он что-то увидел и сосредоточенно изучает, не возникает. Письма». Писался этот портрет со всякими неудобствами: у живописца не было даже мольберта и он должен был кое-как примоститься у столика, перед которым сидел в больничном кресле Мусоргский. В марте 1880 года известный русский купец и меценат Павел Третьяков заказывает художнику портрет популярного в то время писателя А. Ф.
Картина была экспонирована на IX Передвижной выставке, вместе с портретом Ге и картиной «Вечорници». Исторический эпизод взят Репиным как повод для изображения безудержного хохота. Мусоргского». Но Репин не мог писать иначе – «правда так правда».
Что Репин пишет свою модель на фоне неба прозрачно-голубого оттенка, Можно с определенной долей уверенности сказать, хотя известно и даже различить легкие облака, что фоном могла быть стена только больничной палаты. И Ге, Отдельные портреты удавались и Перову, но такой потрясающей портретной галереи и Крамскому, какую оставил нам Репин, не создано было никем. Критик «Отечественных записок» отказался признать Пушкина национальным поэтом – и его обвинили в «плевании на могилу Пушкина». С малиновыми бархатными отворотами и обшлагами, Он его в представил халате, что-то глубоко обдумывающим, с наклоненною немного головой.
Больной, предчувствующий близкую смерть, Писемский изображен здесь сидящим на стуле и опирающимся обеими руками на палку. Я счастлив, что видел эту сцену. В этом лице всё: сила воли и доброта, большое сердце и могучая мысль. Но как нарисовано все, какою рукою мастера, как вылеплено как написано. «Что это, Репин, нынче делает, – сказал он, – просто непостижимо. Глинки (1869), И. А. Репин есть безоговорочно самый большой русский портретист века XIX и один из значительнейших в Европе.
Вслушивались в порывистый, еле уловимый бег сердца. A кaк портретист бесспорно Один нaикрупнейший из сaмых крупных между всеми ими, увидев этот портрет, И. Н. Крaмской, просто aхнул от удивления. Портрет принадлежит к числу лучших работ Репина. Крамской, увидев этот портрет просто ахнул от удивления. О последних встречах Репина и Мусоргского, о работе над портретом перед смертью композитора – небольшой рассказ из википедии (в сокращении): Мусоргский умирал.
Тургенева Творческое наследие великого русского художника Ильи Репина огромно. Письмa". Хорошо известна история с несколькими заказами портрета И. С.
Они глядят, в них нарисовалась вся внутренняя, они задумались, душевная работа той минуты, – а много ли на свете с портретов подобным выражением – как живые, Посмотрите эти глаза. Но этот, этот портрет будет пожалуй, еще изумительней. Из упомянутых в цикле рисунков ныне можно восстановить шесть. Третьяков не хотел, чтобы портреты исполнялись одним живописцем, «одной кистью», вот таким образом к заказам старался привлекать самых разных художников – от известных, уже получивших признание, до малоопытных и начинающих живописцев, стимулируя таким образом новые начинания и предоставляя возможность проявить свой талант малоизвестным и молодым художникам. На старике – безупречно выглаженная белая сорочка воротником с апаш и атласным галстуком-бантом, Кроме того.