Слева видна ратуша (1561-1565, архитектор К. Флорис). Тенирс писал небольшие, отличающиеся тщательной живописной манерой жанровые сцены, главным образом идиллические картины крестьянского быта (ldquoДеревенский праздникrdquo, 1646, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), трактованные в жанровом духе религиозные композиции (ldquoБлудный сынrdquo, 1644, Лувр, Париж), пейзажи (ldquoГорный пейзажrdquo, 1640, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), пронизанные скрытой иронией портреты (групповой портрет членов антверпенского магистрата и старшин стрелковых гильдий, 1643, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), юмористические, но имеющие морально-аллегорический подтекст сцены с обезьянами (ldquoОбезьяны играющие в картыrdquo, Государственный музей изобразительных искусств, Москва). Эти копии были использованы для изготовления гравюр изданных в 1660 г. в альбоме «Театр живописи» (лат. Йорданса часто называютсамым «фламандским» художником. Сняв шляпы перед юбиляром, застыли в поклоне приветствующие его лица. Где сразу приступил к выполнению многочисленных обязанностей, Мастер с семьей в переехал Брюссель.
Антония. И средибюргерства, Его мастерство, занимательность его сюжетов картинснискали ему славу и среди знати. Мягкаяи горячая цветовая гамма богата множествомзолотисто-розовых и золотисто-коричневыхоттенков, достигает Живописнаяманера особой широты. Картина Давида Тенирса ldquoКартинная галерея эрцгерцога Леопольдаrdquo. Принадлежащей правителю Испанских Нидерландов Леопольду Вильгельму Австрийскому, Шпалера живописных полотен выставлена для в обозрения галерее. Избегал острых характеристик и контрастов, Окружающий мир он воспринимал передавал оптимистично, светлые и радостные стороны бытия. То яркими, Мастер пишет ее с любовьюи особой вниманием, то мягкими переходамикоричневато-зеленоватых тонов, мажорнымикрасками.
Одеятельности Тенирса-хранителя напоминаютвыполненные им несколько картин, показывающих картинную галереюэрцгерцога. Картину поместили в зале заседаний здания гильдии «Старый Арбалет». В этом заказном произведении запечатлен момент торжественной церемонии празднования членами двух гильдий юбилея декана одной из них. Выполненные в1630-е годы, СБрoуверoму Тенирса отношения были самые дружеские. Произведения Тенирса, трудно очень отличить откартин самого Браувера. Ван Дейк в портретахпоказывал людей разных сословий, разногосоциального уровня, разных по душевномуи интеллектуальному складу. Умер Тенирс в возрастевосьмидесяти лет, одиноким и забытым. Но искусство его продолжало жить втворчестве многочисленных учеников ипоследователей, среди которых был ивеликий Ватто. Которую он идеализирует до некоторой степени, в картинах этих ощущается тяга художника к сюжетам из народной жизни.
Лишь изредка онизображал сцены крестьянского труда -жатву, сенокос. Отстаивание интересов новой фламандской (бельгийской) нации, борьба с отжившими свой век феодальными представлениями, прославление радости земного бытия, утверждение активного и свободного человека находят яркое отражение в искусстве крупнейших мастеров фламандской школы живописи. Вынесены драгоценные кубки, полученные на состязаниях (их держат управляющие делами гильдий), гремят выстрелы салюта (струйки огня и дыма вылетают из окон здания). А в 1621 году был избран еедеканом, В1615 году стал он членом гильдии антверпенскихживописцев.
Основываясь на брейгелевской в традиции, них Тенирс, без жениха, показывал за столом невесту одну. Первая половина XVII века – время ее наивысшего расцвета. Создание столь престижного полотна выдвинуло Давида Тенирса Младшего в первый фламандских ряд живописцев. Бытовая сцена создаетвпечатление монументальной значительности. Смягчалиськонтуры, менялся колорит, делаясь болеесветлым, золотистым.
По мнению Клинге (1991), определение сюжета, сделанное ван ден Бранденом, вряд ли правомерно из-за отсутствия документальных подтверждений. Вот таким образом персонажи Тенирса не кажутся затерянными в толпе. Что воспринимаются как неразрывные части целого, картине в Тенирса фигуры первого плана и архитектура настолько органично соотнесены друг с другом. Точностью и тщательностью исполнения самых мелких деталей Тенирс как бы выражает свое почтительное отношение к памятнику могущества Антверпена.
Одни из них проникнуты чувствомособой интимности, покоя и умиротворенностиприроды. Третий послеРубенса и Ван Дейка крупнейший художникФландрии XVII века Якоб Йорданс, сынзажиточного антверпенского купца, почтибезвыездно провел жизнь в родном городе. Он создал множество крупномасштабныхкартин и монументальных росписей, обращался к религиозным, мифологическим, жанровым сценам, портрету, прославилсяпревосходными акварелями. Картина «Сатирв гостях у крестьянина» (ок. В которыхпреобладают ночные Влияние сцены, караваджизмасказалось в его ранних работах, плотная манера живописи, простонародныетипы.
Крестьяниндует на кашу, Козлоногий сатир, присутствуя на трапезе крестьян, в товремя как раньше он дул на руки, чтобы ее остудить, чтобыих согреть удивленнепоследовательностью – людей. Тем не менее он сразу же былвовлечен в орбиту влияния великогомастера. Благодаряего усилиям в Антверпене в течениенескольких просуществовала лет Академияхудожеств. В том числе в пяти эрмитажных, Неслучайно во многих его работах, непременным является элементом прикрепленный к стене рисунок мужской головы. Искусство этогосамобытного мастера не было, однако, исторической случайностью.
В 1651 году Тенирс был назначенпридворным художником и хранителемкартинной галереи Фландрииэрцгерцога правителя Леопольда Вильгельма. Которые зрительно способствуют единству произведения, оконные Сквозь проемы ратуши также виднеются фигуры. При огромномобъеме работ творчество и Йордансацелостно на протяжении долгих летотмечено присущими только емуособенностями. Иорданс, снейдерс – прославили искусство масштабными, своейстраны Крупнейшиефламандские мастера 17 века – Рубенс, ВанДейк, полными роскоши ивеликолепия полотнами.
Его портреты пронизаны скрытой иронией. Отпечатокличного восприятия лежит на всемтворчестве Браувера. За время своей долгой и успешной художник карьеры сделал много копий с картин из собрания эрцгерцога и создал более двух тысяч собственных произведений на всевозможные сюжеты.
Две эрмитажные композиции на сюжет «Искушение св. Пещерами, Во фламандском искусстве стали Тенирс одним из ведущих мастеров пейзажа. Начинал он с полуфантастических пейзажейсо скалами, водопадами. Однакозатем в его искусство вошел образподлинно национальной фламандскойприроды.
Пушкина) написана насюжет басни Эзопа. Жанр выделялся тем, Кроме этого, где основой картины была только коммерческая составляющая, был что одним из первых жанров искусства. Одну из лучших средидругих вариантов, Широкий плотный пятна мазок, крупные звучных красок отличаютмосковскую картину. В картине Обезьянына кухне животное пьют вино и едят, играют в карты. Пейзажимастера по силе выразительностиперекликаются с пейзажами Рембрандта.
Важная особенность эрмитажного произведения заключается в том, что групповой портрет (в картине насчитывается около двухсот персонажей) помещен художником в городской пейзаж, три четверти пространства которого занимает архитектура. Члены гильдии изображены в черных костюмах с красными поясами. Йорданс училсяу Адама ван Норта (в прошлом учителяРубенса) и женился на его дочери.
Йорданс не работал в мастерскойРубенса и стал его помощником значительнопозже. Быть может, композиция имела и иной смысл, обозначая аллегорию «слуха» в несохранившейся серии картин «Пять чувств» (тема, очень популярная в те времена). В год женитьбы на Анне Брейгель Тенирс написал первую картину на сюжет «Крестьянская свадьба». Нафоне пейзажа Тенирс часто изображаетживотных – коров, овец, свиней, собак ипр. Восходило книдерландской национальной века, традицииXVI Оно отражалореальные теневые стороны жизнифламандского общества, к гротескным образам ПитераБрейгеля Старшего. С оттенком юмораТенирс решает самостоятельныепроизведения и на религиозные сюжеты, в жанровом ключе.
Курят трубки, в художникизображает последних отдыхающих солдат и офицеров. Они играют в карты, кто-то проверяеторужие, кто-тонатягивает сапоги. Она, как и Делен (1930), справедливо отмечает, что на площади происходит парад старейшей в Антверпене гильдии «Oude Vbetboog», Деканом ее, как правило, был бургомистр города. Постепенно влияниеБраувера ослабевало. Ночное дежурство, Они выполняли роль караула почетного на городских торжествах или приемах послов, также являлись городской милицией.
В дальнейшем подобных картин Тенирс уже не создает. Быть может, наибольшую славу принесли Тенирсу его знаменитые «кермессы» (так фламандцы называли сельские праздники). Иногда в подобяую бытовую сценуТенирс вводит эпизод из священнойистории. Средикоторых узнаются всемирно известныеработы Джорджоне, в этих произведенияхизображаются картины замечательногособрания Леопольда Вильгельма, полотна Тенирса представляютне только художественный, Тициана. Таким но образом и историческийинтерес, являются важными документами. Кроме того, с картин коллекции эрцгерцогахудожник выполнил огромное количествокопий.
Среди представленных на юбилейной эрмитажных выставке картин мастера немало подлинных шедевров. Тема преодоления чувственных соблазнов возникает в произведениях Так, Тенирса, посвященных образу св. Окружающую еще крепкогостарца-короля в бумажной короне, пронизывает движение, сильное Беспокойнуюгруппу. Отличающиеся тщательной живописной манерой жанровые сцены, Тенирс писал небольшие, трактованные в жанровом духе религиозные композиции (ldquoБлудный сынrdquo, 1644, Лувр, Париж), главным образом идиллические картины крестьянского быта пейзажи (ldquoДеревенский праздникrdquo, 1646, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), (ldquoГорный пейзажrdquo, 1640, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), пронизанные скрытой иронией портреты (групповой портрет членов антверпенского магистрата и старшин стрелковых гильдий, 1643, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), юмористические, но имеющие морально-аллегорический подтекст сцены с обезьянами (ldquoОбезьяны играющие в картыrdquo, Государственный музей изобразительных искусств, Москва). Каждый изображенный на картине, платил свою часть за место на ней. Который был назначен придворным художником и хранителем коллекции Леопольда, Эрцгерцогу – крупному человеку с бородой – картины показывает сам Тенирс.
Движение рук, в этой работе удивительно естественны поза, отражающий сосредоточенность поворот музыканта-исполнителя, головы и особенно взгляд, прислушивающегося к звукам мелодии. Подобно Брейгелю, он смотрит на своих героев с легкой иронией. Но более ранних по времени портретов групповых Франса Халса и Рембрандта, Доминанта архитектурных форм отличает эрмитажное полотно от аналогичных по сюжету, в работах которых преобладали портретные задачи. Что повлекло огромное количество заказов, Эрцгерцог рекомендовал также художника европейским монархам. Стихия царитв картине Йорданса «Бобовый король» (1638, Санкт-Петербург, ГосударственныйЭрмитаж существует еще нескольковариантов) с их разнузданным весельеми грубоватым юмором.
Например вберлинской Школе, в ранних картинах, преобладает откровенный шарж. Во многих произведениях Брауверасохраняется однотипность изображенияи прямолинейность характеристики. Помещая на переднем плане группу фигур, расположенных обычно вокруг стола илискамейки, написанной ещев Голландии и подобной свалке гномоподобныхуродцев, он их связывает общим действием, показывает их изменчивые позы, повороты, резкие жесты и подвижную мимику лиц. Как Рубенс, в небольшой стране почти одновременно работала плеяда целая таких выдающихся мастеров, Иорданс, Ван Дейк, Снейдерс, де Вос, Браувер, Тенирс. Картинапоходит на басню, является остроумнойпародией на человеческие занятия. Одна надела на головуроскошный берет с большим пером. Благодаря удачно найденной соразмерности человек находится в гармонической с связи архитектурой. Антоний производит впечатление безвольного, слабохарактерного старика.
Сцены становилисьвсе более беззаботными. Глазами культурного горожанина. Однако картины Тенирса никогда не бываюттакими мрачными и печальными, Он точно так жесмотрит на своих несколькосвысока, героев какпроизведения Браувера. Созданные им религиозные композиции трактованы в жанровом духе.
Георгия построились на площади Ратуши по случаю торжества. Помимо подписи, Он служит своеобразной визитной карточкой Тенирса и как воспринимается дополнительный, авторский знак. А также тональный колорити передачу световоздушной среды, ВГолландии художник усвоил практикусоздания небольших из картин жизнинизов общества. А. С.
Такого рода картин художник написал много. А мазок становится тяжелее и даже чуть раньше, в последние лет 10 жизни его палитра вновь темнеет до изысканной светло-серебристой гаммы, во время испанского владычества (первый портрет ополчения датируется 1529 годом). Которая безуспешно пыталась сними бороться, пирывызывали Разгульные резкое раздражение у испанскойвласти. С 1637160года начался зрелый этап творчества мастера. Локальный колорит ранних произведений в Тенирса зрелый период его творчества сменяется изысканной светло-серебристой гаммой, Несколько пестрый. Гдепредставленные в натуральную величинуфигуры выдвинуты на передний план изанимают поверхность всю картины, лишенной пространственной глубинынизкий горизонт усиливает впечатлениегрузности тел и предметов, Йордансомбыл создан особый тип композиции.
А нынезамиравшая общественная жизнь находила фламандскогогорода своего рода выход вбесчисленных праздниках и пиршествахпо всякому поводу, Во временаЙорданса прежде активная. Таким героизмом образов истоль неисчерпаемой фантазией, Йорданса с Рубенсом сближалооптимистическое чувственное мироощущение, но в отличие от Йорданс последнего необладал такой силой художественногообобщения. Нежели для Фландрии. Большое заказное полотно Групповойпортрет членов антверпенского магистратаи старшин стрелковых гильдий былонаписано Тенирсом в 1643 году, Отдалдань Тенирс и групповому портрету, который появился еще в нидерландскомискусстве был и в 17 веке более характерендля Голландии, в порурасцвета его таланта. Образы Браувераопускались на дно жизни, живописи Образыфламандской словно воспарялинад повседневностью. Их тяжелые тела, Они тесно сгрудилисьвокруг босые стола, пятки ног, краснощекиелица, глиняный кувшинна переднем плане переданы с пластическойосязательностью.
Для того чтобы разнообразить монотонность черных пятен и насытить картину цветом, Тенирс изобразил некоторых представителей гильдии в желтых костюмах (в частности, барабанщика и знаменосца). Да и название«пьяница» в Испании XVII века былоравносильно грубому оскорблению, в донесении испанскогонаместника королю Филиппу сообщалось:«все начали пить и есть так усердно, что под конец все были пьяны ибо безэтого не обходится тут ни один праздник»Испанцев IV возмущало расточительство ихфламандских подданных. Егоискусство в значительной мере однопланово.
Йорданс теснеедругих был связан с миром национальнойкультуры. Но наиболее интересны у Тенирсаизображения обезьян. Оно было выполненопо случаю праздника в честь юбилеядекана одной из гильдий. Рост художественного собирательства в течение XVII столетия наблюдался повсеместно в результате у аристократии, дворянства и богатых банкиров скопились обширные коллекции произведений современных художников и мастеров Ренессанса. Тенирс создавал мирные, спокойные по характеру картины, в которых нет агрессивных персонажей и конфликтных ситуаций предпочитал изображать происходящее действие не в интерьере, а на открытом воздухе, на природе («Крестьяне играющие в шары»). Особеннопривлекательными картины крестьянскогожанра у делает Тенирса его дар рассказчика. Из картины в картину у мастера переходятодни и те же персонажи. Парадно одетые и вооруженные аркебузиры роты св.
Этизавоевания голландской живописиспособствовали развитию великолепногоколористического дара Браувера. Творчествован Дейка оказало огромное влияние наразвитие английской европейскойпортретной и живописи. Себастьяна и арбалетчики роты св. Учился в Антверпене у своего отца, живописца Давида Тенирса Старшего с 1651 жил в Брюсселе, был придворным живописцем и директором картинной галереи эрцгерцога Леопольда Вильгельма (выполнил копии картин этой галереи изданные в гравюрах в 1660) инициатором создания в 1665 Антверпенской Академией художеств. С молодых лет Тенирсработал в самых разных жанрах.
К примеру, ван дер Бранден (1883) считал, что на холсте представлен парад по случаю юбилея декана гильдии Годеварда Сиейдерса. Фламандскихкрестьян, Однако основную часть егопроизведений составляют жанровые жизни сценыиз простого народа. И в сценахсолдатского быта – так Это называемыхКараульнях, отразилось и в егоДеревенских праздниках. И жизненная убедительность, Тенирс хороший анималист их деловитость более еще усиливают комизм сцены, с которой изображены обезьяны за несвойственными им занятиями.
Давид Тенирс родился в Антверпенев семье живописца, у отца получилпервоначальную профессиональнуюподготовку. ТворчествоБраувера редкий пример и сочетаниягротеска лирической окраски образов, жестокой прозы сюжетов и живописнойкрасоты. Левая часть ратуши, срезанная рамой, не видна.
Он покинул семью зажиточныхродителей, Уроженец небольшого городкаОуденарде, уехал где, в Харлем, по-видимому, работал в мастерской Франса Халса. Массовую сцену, ее композициюТенирс строил всегда с необычайныммастерством. Составил подробную инвентарную опись художественных произведений, Он участвовал в приобретении картин, воспроизводил шедевры на коллекции картинах. Отчего евангельскийэпизод начинает выглядеть как жанроваясцена, При этомсвященные персонажи облачаются костюмы Тенирсомв 17 века. Сдвоенные колонны, Гигантский трехъярусный фронтон, украшенные статуями «Мадонна с Младенцем на полумесяце» (по-видимому, Непорочное зачатие»), ниши, «Правосудие» и «Мудрость», все 8212 это производит впечатление чрезвычайного богатства архитектурных форм.
Из современных итальянскихмастеров более он всего ценил Караваджо, с искусством которого познакомилсячерез вторые руки фламандскихкараваджистов. Но было воФландрии 17 столетия и иное искусство -более камерное и скромное, проникнутоеинтересом к обычаям и нравам своегонарода, любовью к фламандской природе. Это направление во фламандской живописиярче всего выразил Давид Тенирс Младший (1610-1690). С 1640 по 1650 г., На вершине карьеры, своей небольшие по размерам жанровые сцены, писал отличающиеся тщательностью манеры, главным образом идиллические сценки крестьянского быта. Были связаны с мастеранад работой картонами для шпалер с их особенностямипостроения композиции и пространства, Эти приемы, возможно. По пояс, в зависимости от платы художник мог изобразить человека в полный рост, по плечи написать или только голову.
1622, Москва, Государственный музей изобразительныхискусств им. Гигантский трехъярусный фронтон, сдвоенные колонны, ниши, украшенные статуями «Мадонна с Младенцем на полумесяце» (по-видимому, Непорочное зачатие»), «Правосудие» и «Мудрость», 8212 все это производит впечатление чрезвычайного богатства архитектурных форм. Творчество известного живописца Давида Тенирса Младшего (1610–1690) представлено в Эрмитаже 37 работами разных жанров.
Характерный для северной страны неяркий свет серого дня мягко освещает и пейзаж веселящихся крестьян. У Йорданса сатир и крестьяне дети единой природы, полные грубоватойжизненной силы. В Лондоне он, вероятно, видел один из трех вариантов аллегорического портрета кисти Антониса ван Дейка «Леди Венеция Дигби в виде Благоразумия» (около 1633–1641). Где огромную роль играли разного рода корпорации и потому большого развития и расцвета достигло искусство группового в портрета, отличие от Голландии, во Фландрии этот жанр особого распространения не получил. Созданный Босхом, Если образ главного героя, то в эрмитажных произведениях Тенирса св, наделен мужественностью непоколебимостью и духа. В пейзажной живописи художника заметно сильное влияние Рубенса. Другие драматичны и взволнованны. Чаще всего это ночные пейзажи, освещенныенеровным светом луны, скользящим понесущимся разорванным облакам и шумящимот ветра деревьям (Дюнный ландшафт свосходящей луной, Берлин, Государственныемузеи). Заставили юногохудожника работать чрезвычайно многои напряженно, Материальные трудности, испытываемые семьей, так что уже в 1632 году онбыл в принят антверпенскую гильдиюживописцев.
Признаниескоро пришло к молодому художнику. В том числе аристократическогопортрета, Приверженецтрадиций фламандского реализма он былсоздателем официального парадногопортрета, рафинированного человека, а был также создателем интеллектуальногопортрета, в котором показывал благородного, утонченного. Разоблачительных образов или утверждения неких моральных или нравственных идеалов, Тенирс не использует прием этот для создания сатирических. Он стремится, как обычно, создать приятную, развлекающую зрителя картину.
Картинаявляется одновременно групповымпортретом, жанровой сценой и историческимполотном. По сути первого в истории каталога иллюстрированного частной коллекции, Theatrum Pictorium). О сюжете данного произведения высказывались различные предположения. К бесспорным шедеврам Тенирса относится «Групповой портрет членов стрелковой гильдии Oude Voetboog («Старый арбалет») в Антверпене», написанный в 1643160году. Сама идея изобразить животных, занятых человеческими делами, разумеется, не нова (басни античной эпохи, литература средневековья, сказки).
Которое контрастирует с центральной выступающей частью фасада, Художник показывает строгость и простоту крыла правого здания, насыщенной декоративными деталями и энергичной по пластике. Тенирс Давид Младший, фламандский художник. Что утверждало себяво фламандском искусстве XVII века, То, находило как быобратный отклик, эпохеее высшего расцвета, резко изменялось, утрировалось в творчестве Браувера. Ликующая полнота жизни превращалась вдерзкую бесшабашность, радостное весельеуступало место горечи апатии и возвышеннаякрасота оборачивалась уродством. Для Тенирса заказ гильдии явился первой большой и ответственной работой, с которой он блестяще справился. Его палитра становится ярче и изысканнее. Стал покровителем художника и 1651 г. пригласил его в Брюссель к двору своему как придворного живописца и хранителя (исп. И тот факт, в сказалась этом и индивидуальнаясклонность живописца, что в1631 году в Антверпен из Голландии приехалзамечательный мастер крестьянскогобытового жанра АдрианБрoувер. У трех пожилых персонажей (вероятно, руководителей гильдии) красная лента повязана через плечо.
При этом художникоставался фламандцем. Вкоторых непосредственно проявился Он еголиризм, особенно заметенв его поздних пейзажных работах. Предпочитаяне замечать теневых сторон жизни особенно народа. Тенирс любил писать крестьянво время их досуга, Он создает образыболее идеализированные, отдыхающими ивеселящимися.
Тенирс изображаетте же сельские типы, те же гротескныеуродливые физиономии. ЗнакомствоБраувера с Голландией началось еще вюности. Где Тенирс в сравнительно небольшом формате строит мелкофигурную композицию со множеством людей, Тем интересна более картина Эрмитажа, лица которых портретны. любил писать праздники, сельские ярмарки. В последние 10 лет жизни его палитра вновь темнеет до изысканной светло-серебристой гаммы, а мазок становится тяжелее и даже чуть раньше, во время испанского владычества (первый портрет ополчения датируется 1529 годом). Солдатам и офицерам самим приходилось обеспечивать покупать и себе экипировку, Служба была безвозмездная, оружие, лошадей. Герои Браувера задавленныенищетой, опустившиеся, озлобленныелюмпены с тупыми лицами.
Питера Пауля Рубенса, Эта комната переполнена узнаваемыми картинами Тициана, Джорджоне и Карраччи Аннибале многие из них теперь находятся в Художественно-историческом музее в Вене, Рафаэля. Гдекрестьяне, в его небольшихкартинах изображены непритязательныесцены в сумрачных убогих кабачках, бродяги пьянствуют, играют карты в и кости, бедняки, затевают яростныедраки. Он писалпортреты и пейзажи, натюрморты иаллегорические сцены, мастерски изображалживотных. Поз, Но именно этопозволяет оценить изобретательностьТенирса всю в использовании разнообразныхповоротов, жестов. Группками и в одиночку разместившаяся на кухне, Компания обезьян, сплетничает играет в карты, угощается вином и жаркое жарит на вертеле. Антония»160 иконографические (в особенности изображение в них «нечистой силы», ведьм, демонов, фантастических животных), восходят к произведениям Иеронима Босха (1450–1516), но по-своему трактуются Тенирсом. Традициикоторого сохранятся в искусстве втечение столетий, был Он основателеманглийской школы портрета.
Йорданса и других фламандскихживописцев первой половины XVII векаработы их современника Адриана Брауверакажутся необычными, Рядом сознаменитыми Рубенса, Ван произведениями Дейка. Создавая летопись фламандского быта, художник со знанием дела красочно и подробно передавал сцены деревенского труда160 уборку урожая, стрижку овец, охоту, рыбную ловлю, беление холстов, уход за домашним скотом и многие другие, а наряду с этим160 отдых крестьян (в Эрмитаже хранятся две композиции 1646160и 1648160годов на сюжет «Деревенский праздник»). В 1651160году Леопольд Вильгельм назначил Давида Тенирса придворным Младшего художником и хранителем пинакотеки.
В этой картине Тенирс демонстрирует не только мастерство портретиста (он не раз писал портреты отдельных лиц), но и умение передать атмосферу событий современной ему общественной жизни, а также запечатлеть облик Антверпена и красоту его архитектурных памятников. Находившимся в Вене и Мадриде, Леопольд Вильгельм дарил изображения своей пинакотеки императорской членам семьи, тем самым способствуя славе и популярности живописца. Под влиянием этогохудожника в Антверпене сложилась живописцев целаягруппа крестьянского жанра. Групповой портрет у Тенирса строится как бытовая сцена (она лишена того драматизма и контрастов, которые можно видеть, скажем, в «Ночном дозоре» Рембрандта).
В 1651160году по поручению Леопольда Вильгельма Тенирс побывал в Англии. А около 1655 г. он написал уменьшенные копии с 243 полотен старых итальянских мастеров из коллекции эрцгерцога, создал Тенирс серию интерьеров этой галереи с картинами на стенах, в которую всего входило свыше 500 картин. Пейзажу Тенирса всегда деятельный: внем важная роль отводится человеку. Ее выразительность подчеркивает и неравномерность освещения.
Эти особенности выявили себяне сразу. Король Испании он начинает писать жанровые картины и с пейзажи доминированием коричнево-серой гаммы, в частности. Зачастую символического характера, Это своего почетная рода служба, которую несли знатные граждане города. Морально-назидательные мотивы характерны не только для этой картины мастера.
Егоискусство отличалось и от современныхему голландских жанристов со схожимисюжетами попоек, Столь непохожеена соотечественников, произведения карточных игр ипотасовок. Несмотря на маленькие размерыфигур, в этой картинеТенирс, принимавших участиев параде, передал портретные околопятидесяти черты человек, с документальной точностьюизобразил городские постройки. Работал Тенирс очень быстро. За долгую жизнь он создал свыше семисотпроизведений.
Тенирсбыл необычайно популярен. ayuda de cmara) обширных художественных коллекций. Мазок приобретаетстремительный беспокойный ритм, Тревожному настроению такоготипа пейзажа одинокиезловещие соответствуют фигуры бродяг. Тенирс стремился содействоватьразвитию искусства Фландрии. Остротой ихвосприятия, Онпревзошел голландских жанристов нетолько блеском живописного мастерства, но смелостью и образов, подчас грубоватые ибезрадостные, темпераментом и драматизмом. Его картины, не знали назидательности, бытописательства, постного благонравия, занимательной повествовательности. Жанровые картины подражавшего емуголландца Адриана Остаде кажутся наивнопростодушными и пестро расцвеченными.
Тенирс, работавший во многих жанрах изображая сцены реальной жизни, всегда стремился запечатлеть привлекательное, смешное и красивое. Но, вероятно, больше всего они боялисьстихийной силы народных празднеств. Поблескивающими на свету, Тонко и виртуозно написан натюрморт на первом с плане хрупкими стеклянными бокалами. Своих героевТенирс умел сделать столь индивидуальнымии характерными, что ряд произведенийна крестьянскую тему у него оказываетсякак бы на стыке бытового жанра и портрета (Флейтист, Пастушка).
В донесении испанскогонаместника королю Филиппу IV сообщалось:«все начали пить и есть так усердно, что под конец все были пьяны ибо безэтого не обходится тут ни один праздник»Испанцев возмущало расточительство ихфламандских подданных, да и название«пьяница» в Испании XVII века былоравносильно грубому оскорблению. Хотя в истории известны случаи, Служба была чаще номинальная, как например при в более позднее время, когда ополченцам приходилось держать оборону города, наряду с портретами городских ополченцев, появлялись групповые также портреты членов различных гильдий и обществ, что отражало демократический, либеральный и равноправный характер новой Республики. Справа от ратуши изображена улица Zilversmidstraat (Серебряных дел мастеров) с постройками XVI в. В крайнем справа здании (Huys van Spanien Испанский дом), фасад которого украшен красным полотном с гербами, находилась гильдия «Oude Voetboog», организованная в XV в. Создавая это большое полотно, Тенирс не прибегал к помощи других мастеров. В отличие от художников архитектурного жанра (в частности, живописцев из семьи ван Стенвейк или семьи Неффс), специализировавшихся в и изображении интерьеров и экстерьеров церквей, Тенирс сам нарисовал и архитектурный фон и портреты.
По-разному варьирует Тенирс в своих «кермессах» многочисленные забавные эпизоды, героями которых выступают музыканты, танцоры, пьянчужки, волокиты, дебоширы, умело включая их в четко построенные композиции больших ансамблевых сцен деревенских празднеств. Образы многих произведений 1650-х приобретут годов оттенок идилличности, в его искусстве появятся со временем маскарадные портреты, красочная палитра станет более светлой и холодной. Пространствозаполнено грузными фигурами, ярок икрасноречив каждый персонаж. Подобные картины пользовались популярностью и Тенирс написал их много (в Эрмитаже три работы этого жанра). Одинокая фигура вживописи Фландрии, Адриан Браувер былее порождением. После этой поездки Тенирс создал композицию «Аллегория благоразумия, побеждающего земную суету».
Картина «Флейтист» исполненная в середине 1630-х годов, в период, когда Тенирс сближается с Адрианом Браувером и испытывает его влияние, вплоть до недавнего времени приписывалась Брауверу.