Развернутой в три четверти, Эти картины общее объединяет композиционное решение – поколенное изображение сидящей женской фигуры. Правда, все это требует дальнейшего уточнения и проверки. Таким образом, тема настоящего исследования может считаться неразработанной. Грез мог вернуться к своим сюжетным зарисовкам спустя даже десятилетие, примером чему является работа над диптихом «Отцовское проклятие». Отдельная глава этого исследования, посвященная художнику, называется «Грез и официальное искусство», в ней автор останавливается лишь па некоторых работах мастера, ограничиваясь концом 1770-х годов – «Отцовским проклятием» из Лувра (1777-1778).
Здесь речь идет не только о «bambochades» Буше – «Прекрасная кухарка» (ок. Лишь русские заказчики не потеряли интереса к творчеству мастера, Произведения Греза уже не столь востребованы на парижском художественном рынке, который наряду Ю. Робером с и К. Ж. Что когда-то Грез был одним из крупнейших и прославленных художников французской школы, Автор начинает словами о том и она находится в затруднительном положении, но сейчас его имя почти забыто, не как зная, представить этого живописца современному читателю.
Но в любом случае все его попытки на этом поприще были направлены скорее на то, у Греза бесспорно присутствовали литературные определенные способности, но и пером, чтобы растолковать и популяризировать собственные идеи не только кистью. Монографический метод позволяет рассмотреть жанровые Греза произведения в контексте художественной жизни Франции XVIII столетия с привлечением исторического и культурологического методов. Сцены и персонажи этого художника чаще встречаются в жизни, но у Греза больше изящества, больше грации, больше привлекательных образов» -то в отзывах на «Септимия Севера» критики сравнивали его с Пуссеном, при этом подобные сравнения были не в пользу Греза. Здесь можно добавить, что число известных бытовых полотен художника часто ограничивается лишь знаменитыми «Деревенской помолвкой» и «Паралитиком».
На выставке были представлены девяносто пять рисунков и одна живописная работа («Автопортрет» Греза из Музея изобразительных искусств в Марселе). Среди этого круга работ можно выделить камерные работы вертикального формата с небольшим числом действующих лиц («Обманутый слепец» ГМИИ им. В самом названии главы III «Период творческих поисков (1766-1769). Постепенно форма раковины действительно стала одним из основных мотивов стиля Рококо. Эту разницу критик объясняет различными «вкусами двух наций». Каждый раз решая новые для себя задачи, в рамках жанровой он картины продолжает экспериментировать на протяжении всей жизни, свободно ее интерпретируя, то есть обращается к европейской живописной традиции в целом.
Для художественного почерка мастера характерны разные «манеры», здесь речь идет не об эклектизме искусства Греза, а об индивидуальном выборе ориентиров для дальнейшего развития и реализации своих способностей и талантов вне традиционного пути академического художника. Буше умел делать все: картины для богатых домов и дворцов, картоны для мануфактуры гобеленов, театральные декорации, книжные иллюстрации, рисунки вееров, обоев, каминных часов, эскизы костюмов. По-новому представлено творчество этого живописца в и культурной художественной атмосфере эпохи. Что позволяет раскрыть особенности формирования творческого метода Греза, показывается Впервые эволюция бытовой живописи художника, который находится вне академической системы.
В 1986-1985 годах И. Н. Новосельская публикует две статьи: «Картины Ж. -Б. правдивее. В 1755-1756 Грез путешествовал по Италии и писал картины на итальянские темы. В 1991 году она защитила докторскую диссертацию «Жан-Батист Грез и его наследие в России». Используя ее иконографическую схему, художник пишет такие жанровые портреты, как «Девушка с голубями» (ок.
Собиратель приобрел несколько картин художника («Обманутый слепец», «Отец семейства, читающий Библию своим детям», «Школьник, заснувший над книгой»), написанных во «фламандской манере» и предоставил их для экспонирования в первом для Греза Салоне 1755 года, в дальнейшем он покупает и другие его работы. А. С. Пушкина (2004), «Жан-Батист Грез – «картины во фламандском вкусе»» в РГГУ на конференции «Искусство как сфера культурно-исторической памяти» (2004) на Отчетных конференциях ГМИИ им. Воздействие Буше – признанного мастера рококо – на Греза творчество до недавнего времени оставалось недооцененным. 1785, Лондон, собрание Уоллес). Бейли вписывает грезовскую «Прачку» в контекст такого явления культуры XVIII столетия, как жанр «пуассар», получивший наибольшее распространение в литературе и театральных постановках47. Начиная с самой ранней жанровой композиции «Чтение Библии» (1755) и заканчивая «Первой бороздой» (1801), художник следует данной тематике.
Таким он и вошел в историю французской живописи, Грез признан был современниками в первую очередь как жанровый мастер. Что у читателя не возникает четкая картина эволюции творчества художника, к числу упущений этой работы стоит отнести то и не всегда бывает принцип, понятен причиной чему является отсутствие ясной структуры глав, по которому Брукнер группирует произведения. Результаты настоящего исследования могут быть применены лекционных в курсах по истории западноевропейского искусства соответствующего периода. Жанровая живопись Греза еще ни разу не становилась предметом специального анализа. Который популярен в современном западном искусствознании, Э. Баркер Работу отличает социо-культурный подход.
Roc). Французская живопись и скульптура Старого режима» (1981), Т. Кроу «Художники и публичная жизнь в Париже восемнадцатого века» (1985, в 2000 году вышло французское издание)45. Художник пишет эти «моральные» полотна по законам академизма, поднимая их до ранга исторического жанра. М. фрид «Погруженность и К театральность, 1980-м годам относятся работы – демонстрирующие попытку переосмысления искусства того времени на основе современных концепций.
Пригласивший его в поездку, Видный собиратель аббат Гужено, коллекционеров и художников, ввел его в круг французских антикваров, находившихся в тогда Риме. Его учителями стали не только голландские мастера предшествующего столетия (Рембрандт), но и современники – Шарден и Буше, но позднее также Рубенс, Вьен и Пуссен. В 2002 году Э. Манхалл организовал следующую монографическую выставку художника «Грез – рисовальщик», которая проходила в коллекции Фрик в Нью-Йорке и в музее Гетти в Лос-Анджелесе44.
В первую очередь исследовательница сосредоточена на теме графического наследия художника, она раскрывает вопросы, связанные с приобретением произведений художника их бытованием в отечественных собраниях. Посвященной проблемам коллекционирования, Новизна и актуальность этой книги является Бейли, несомненной. Автор посвящает первую главу жанровой живописи Греза, до Так, затем рассматривает дебют художника, уделяя внимание повсеместному увлечению французов того времени картинами голландских художников XVII века. В графическом наследии Греза существует значительное число разнообразных этюдов: одетые и обнаженные мужские, женские и детские фигуры, портретные зарисовки, наброски отдельных частей тела (головы, руки, ноги), животные и предметы быта. А. С. Пушкина), «Читающая» (Кристи, Лондон, 25 марта 1977 года (16), «Невинность» (ок. что истинное счастье жизни только в объятиях той, которую любишь итак, я изобразил счастье в Если при описании произведений в начале карьеры Греза критика прибегала к сравнениям художника с голландскими и фламандскими мастерами XVII века (Рембрандтом, Браувером и Тенирсом) – так в тексте «Салона 1761 года» Дидро писал: «Тенирс живописует нравы.
Шардена и Фрагонара, Бейли стал вместе с Филиппом Конисби и Conisbee Томасом Гетгенсом Gaehtgens организатором и куратором выставки «Век Ватто. Западноевропейская живопись XVII-XVIII веков» в ЕМИИ (Екатеринбург) в Апробация. В 1866-1877 годах появилось эссе Эдмона и Жюля Гонкуров Goncourt «Искусство XVIII века» 31, включающее главу, посвященную жизни и творчеству мастера. Следующие доклады были прочитаны на нескольких научных конференциях: «Картина Ж. -Б. Среди наиболее характерных картин Грёза – 7 Во французских парках было принято устраивать потайные павильоны. А. С. Пушкина «Тише. » Лондон, Букингемский дворец «Балованное дитя» Эрмитаж) и программные многофигурные композиции, которые занимают значительное место среди жанровых картин художника известно одиннадцать полотен («Чтение Библии» Париж, собрание барона Р. Хоттингера «Деревенская помолвка», «Паралитик», «Горячо любимая мать» Мадрид, коллекция маркиза де Лаборда «Королевский пирог» Монпелье, Музей Фабра «Дама-благотворительница» «Неблагодарный сын», «Наказанный сын» «Пьяница у себя дома» Орегона, Музей изобразительных искусств Портланда «Вдова и ее духовник» Эрмитаж «Первая борозда»). Но больше всего он прославился своими декорациями и портретами, которые по-домашнему просты и естественны.
Все сосредоточено на главном задаshyнии, участники действия удачно расставлены. Буше – чуть не забыл о нем. Которая в письмах уверяла его, в 1773 г. Дидро в приехал Россию по приглашению Екатерины II, что в России существует полная свобода слова. Чем приступить к работе над картиной, Художник советовал ученикам своим активно делать зарисовки прежде.
В женских изображениях также нередко можно узнать образ жены художника. А. С. Пушкина. В который вошли положения о всеобщем обязательном и бесплатном обучении, По ее поручению он составил проект о народном просвещении, полной о свободе научного исследования и свободе совести. Позволяющую легко прочитать сюжет полотна, Он выстраивает композицию с четкой взаимосвязью фигур в пространстве, где важную роль играют цветовые использует пятна и строго продуманную ритмическую структуру. Заботливо разнообразя позы, Обычно он драматический изображал сюжет в виде компактного фриза фигур на почти нейтральном фоне, чтобы выразить чувства и реакции персонажей. Автор еще раз отмечает первенство Греза «в своем жанре» – жанре бытовой картины.
В том же году она издала пьесу с посвящением дочери художника мадемуазель Грез с «Заметками о Грезе и его произведениях». Они признают его живописцем женской красоты, восхищаются его женскими и детскими «головками», отмечая их популярность во Франции и за рубежом. Морализаторство и сентиментальность Греза связаны с идеями Руссо и Дидро. Еще раз подтверждается плодотворность обращения к прижизненным источникам при творческого рассмотрении вклада Греза, Взгляды современников художника представляются более взвешенными и объективными. «Маленькая спящая вязальщица» вдохновила Греза на создание «Девушки, сматывающей клубки шерсти» (1759, Ныо-Йорк, коллекция Фрик). Автор останавливается на особенностях работы художника с моделью, рассматривает Грезарисовальщика в контексте традиций академического рисунка.
Имя Греза постоянно фигурирует в переписке тех лет, участниками которой являются ведущие деятели французской культуры – аббат Жан-Жак Бартелеми и граф Кейлюс, директор Французской Академии в Риме Шарль-Жозеф Натуар и маркиз де Мариньи, в современном понимании тогдашний «министр культуры». Распространенных во второй половине 18 в. Он писал сцены из повседневной жизни – жанр, Популярность Грёза основывалась на вкусах, который принес успех Ж. Б. С. Шардену и положил начало моде на коллекционирование жанровых голландских картин. А. С. Пушкина, Государственный Эрмитаж). Живопись и зритель во времена Дидро» (1980), Н. Брайсон «Слово и образ.
Если в мягком и нежном колорите, в изяществе жестов, в идеализованно-миловидных лицах художником еще отдается дань рококо, то в композиционном построении картины Грез обращается к строгим правилам французского классицизма. Творчество Греза – одно наиболее интересных показательных и явлений художественной культуры Франции XVIII столетия. Завершает обзор Грез, – «и, наконец, Грез, конечно, превосходящий всех в своем жанре. Известный коллекционер, Парижской публике Греза открыл Ла Лив де Жюлли им подражавших, собрание которого украшали старых картины голландских и фламандских мастеров и произведения современных французских живописцев.
В их творчестве, как и в работах мастера, преобладали детские и женские «головки». Что этот жанр имел огромное число и подражателей не всегда возможно определить руку самого мастера, Проблема состоит в том. Это было веяние времени, распространившееся по всей Европе. Салон 1769 года и крах академической карьеры художника» содержится новый взгляд на искусство мастера того времени, так как в литературе до сих пор господствует точка зрения об этом периоде как о кризисном моменте в биографии Греза, с которого начинается его постепенное «падение». Сюжеты из семейной жизни стали специализацией Греза. Предлагаемое диссертационное исследование (глава IV. 3) ориентируется на тематические разделы этого каталога, например, в разработке типологии «головок» и однофигурных композиций.
Что впервые художник бытового жанра своем в творчестве обращается к иконографическим образцам из арсенала академического мастера, Парадокс состоит в том. «никто не превзошел Греза в общественных сюжетах, «Отец семейства», «Паралитик» преподают нам полезный урок, так сказать, жизненный, «Неблагодарный сын», «Наказанный сын», «Злая мачеха» рождают идеи менее утешительные, может быть, было бы лучше не предполагать о существовании подобных монстров» Греза нередко обвиняют в том, что стараясь соответствовать публики, вкусам он приносит в жертву живописные качества своих произведений – анализируя современное состояние живописи во Франции, Так, «Дама-благотворительница», анонимный критик в 1785 году отметил. Грез был оценен как одна из ключевых фигур в данном художественном процессе. Ученицы художника: его дочь Анна-Жен евь ев а Грез и дочь знаменитого архитектора Филиберта Леду, Женевьева Броссар де Болье, а также Луиза-Элизабет Виже-Лебрен отдавали ему предпочтение. Совпадающий со становлением в культуре Франции и Европы стиля неоклассицизма, в Художник тот период, что, активно применяет в рамках бытового жанра академические приемы работы над картиной, возможно и спровоцировало подобные параллели в оценке его произведений.
Произведения молодых художников часто затмевали славу родоначальника «моральной» живописи, тем более, что после 1769 года Грез демонстрировал свои работы только в мастерской. Так, отдельные главы книги посвящены «чувствительности» в литературе и живописи. Именно социокультурный контекст эпохи и обращение к документальным источникам и художественной критике того времени дали возможность «взгляда изнутри» на искусство мастера. А со словом грот, Однако происхождение связано термина не со словом раковина, скала (франц, камень. В диссертации при анализе «Обманутого слепца» и упомянутой выше «Прачки» мы обращаемся к книге Бейли в вопросах о «натурализме» Греза и его взаимодействии с жанром пуассар.
Красота формы подчинена дидактической цели. Открывая для публики двери своей мастерской, После года 1769 художник отказывается выставляться в официальном Салоне. Грез осваивает язык рококо, находит ему применение в галантных композициях – в парных овалах, написанных по заказу мадам Помпадур и в многочисленных «головках», например, «Девушка, оплакивающая мертвую птичку» (Эдинбург, Национальная галерея Шотландии). Авторы эссе заявляют: «Эта страница в книге де Лакло – Грез в XVIII столетии» 32. Грез завел нужные знакомства в окружении посла Франции в Риме графа де Таким Стенвиля, образом, который впоследствии выступил заказчиком его работ. В котором ухаживают за больным дети, Картина Паралитик, а дитя Балованное – Плоды дурного воспитания имеет другое название – Плоды хорошего воспитания. Коллекционирование современного искусства в предреволюционном Париже».
Этого мастера невозможно рассматривать вне контекста художественного парижского рынка того времени. Указанный источник использован при описании начала художественной карьеры Греза и его позднего творчества – документированных наименее из изученных периодов его деятельности, Настоящее диссертационное исследование не является исключением. Следующее исследование Бейли «Патриотический вкус.
Распространенных во второй половине 18 в. Он писал сцены из повседневной жизни – жанр, Популярность Греза основывалась на вкусах, который принес успех Ж. Б. С. Шардену и положил начало моде на коллекционирование жанровых голландских картин. «Новым Рафаэлем» назвал живописца и известный антиквар Ж. -Б. П. Лебрен Le Brun 23, он указывает на область талантов Греза, – «писать людей в частной жизни. Выражение простых нравов, непорочности, любви. благодарности, сыновней нежности – таковы сюжеты, которые он берет с натуры и которые рассказывает с большим интересом» 24. С другой стороны, выбрав так называемую «фламандскую» манеру, которая была ориентирована на композиционные, тонально-цветовые приемы нидерландских живописцев предшествующего столетия, художник следовал запросам рынка.
С этого времени и до 80-х годов Грез имел крупные заказы на создание бытовых полотен от французских коллекционеров: представителя «нового типа» собирателей нотариуса Шарля-Никола Дюкло-Дюфренуа, 349 маркиза Луи-Габриеля де Вери. Диссертация обсуждалась на заседаниях Отдела Классического искусства Запада ФГНУ «Государственный институт искусствознания». Берне был любимым живописцем русских собирателей на протяжении долгого времеии.
1735, Музей Коньяк-Же) и «Прекрасная крестьянка» (ок. Основоположник художественной критики JIa Фон де Сент-Йенн La Fontde Saint-Yenne еще в 1754 году писал, что живопись должна служить школой морали, правда, тогда речь шла о жанре историческом6. Если критик весьма сдержанно оценил «Простоту» (1759, Форт Уорт, Художественный Музей Кимбелл) и «Пастушка» (1761, Париж, Музей изобразительных искусств города Парижа, Пти Пале), созданные в традициях пасторального жанра Буше, глубоко чуждого Дидро, посвятив им лишь несколько строк, то «Деревенская помолвка» (Париж, Лувр), экспонировавшаяся в Салоне 1761 года, вдохновила его на подробное описание, в котором перед читателем разворачивается целое театрализованное представление. Что живописных этюдов, Стоит отметить известно мало, послуживших моделью при над работе фигурами на картинах. Заботливо разнообразя позы, Обычно он изображал драматический в сюжет виде компактного фриза фигур на почти нейтральном фоне, чтобы выразить чувства и реакции персонажей. Изданная в 1913 году, 37 выгодно отличается от многих других, Монография Луи Откера Hautecoeur, сама группировка говорит материала о серьезности подхода и новизне, появившихся в это время. На примере этого полотна, выставленного художником в Салоне 1761 года вместе с «Деревенской помолвкой», автор подробно рассматривает вопрос влияния на творчество Греза его старшего современника Шардена и голландской живописи XVII века. Олицетворяющий, Один из известных самых коллекционеров французской живописи XVIII века, являясь членом Главной коммуны искусств, по в революционную эпоху Грез в основном создавал портреты деятелей революции, руководимой Жаном-Бернаром Ресту и Давидом.
А. С. Пушкина) до театральности в работах второй половины 1770-х годов (диптих «Отцовское проклятие») с особым интересом к драматическому действию и экспрессии, по мнению Фрида, чему способствовал и Дидро. Художественная критика воспринимала «моральную» живопись Греза сквозь призму других видов искусства, в первую очередь театра и литературы, то есть в традициях «прочтения» академической картины. 1780, Лондон, собрание Уоллес), «Девушка с письмом» (Москва, ГМИИ им. Так, анализируя современное состояние живописи во Франции, анонимный критик в 1785 году отметил: «никто не превзошел Греза в общественных сюжетах, «Отец семейства», «Дама-благотворительница», «Паралитик» преподают нам полезный урок, так сказать, жизненный, «Неблагодарный сын», «Наказанный сын», «Злая мачеха» рождают идеи менее утешительные, может быть, было бы лучше не предполагать о существовании подобных монстров» Греза нередко обвиняют в том, что стараясь соответствовать вкусам публики, он приносит в жертву живописные качества своих произведений. 1780, Орегона, Музей изобразительных искусств Портланда) и «Отшельник, раздающий четки» (ок.
Типаж к тому же Здесь однообразен, все предельно ясно, позы театрально-эффектны, а жесты заучены. Каталог составлен по тематическому принципу, авторы выделяют: сюжеты религиозные исторические, мифологические, аллегории, пейзажи, семейные сцены, tetes d'expression (выразительные головки), портреты и академические этюды. Посвященных французскому искусству в целом, Между этими двумя важнейшими работами Манхалла появилось число значительное зарубежных исследований и выставочных проектов, в которых важнейшее место отводится творчеству Греза. Они сопровождаются подробными каталожными аннотациями, Мастер на представлен выставке одиннадцатью жанровыми картинами, написанными К. Бейли.
В особенности касающихся из работ российских собраний, в книге присутствует ряд неточностей. Он считает, что слава художника в истории искусства не померкнет и пишет: «начав художественную карьеру в эпоху, возможно, наименее блестящую для французской школы, . он создал стиль, который напрасно было бы пытаться имитировать. Подобную характеристику вряд ли в настоящее время можно считать убедительной. Которые принесли ему первый успех, Вскоре по возращении в Париж начал он писать жанровые сцены. На примере шести знаменитых собраний французской живописи автор рассматривает ситуацию на художественном рынке Парижа второй половины и конца XVIII столетия, раскрывая, таким образом, как формировался «патриотический вкус».
Которое до сих пор относится к числу малоразработанных сложных и тем в современном искусствознании, Настоящее исследование открывает новые перспективы для дальнейшего изучения искусства Греза. Подобная тенденция усилится в его жанровых произведениях, созданных после 1769 года. Современное развитие науки позволяет нам переосмыслить творчество мастера и разрушить уже стереотипы сформировавшиеся о нем.
Так, в случае «Балованного дитя» и «Прачки» известно, что моделью для женских образов послужила одна и та же натурщица, мадемуазель Лье. Однако преобладающий тон во взглядах Дидро на искусство мастера – безусловно, положительный: «Но вот, наконец и излюбленный нами обоими художник, первый кто решил живописать нравы, повествовать о событиях, которые так и просятся в роман» («Салон 1765 года»). В нем можно найти полезную информацию, Однако, цен на касающуюся аукционах, происхождения работ, сведений о подготовительных рисунках и гравюрах. Творчество мастера намного сложнее, оно не вписывается в рамки какого-то одного направления или стилевого течения, но граничит с основными идейно-образными (просветительский реализм, сентиментализм) и стилевыми системами того времени (рококо, неоклассицизм). В последней бытовой сцене «Первая борозда» (1801, Москва, ГМИИ им. Третья глава раскрывает взаимоотношения Греза и Дидро, художественные и театральные теории последнего. В творчестве Греза ее привлекают рисунки и портреты, Вслед за Манхаллом И. Н. Новосельская стремится вернуть мастеру место достойное среди художников века Просвещения. Что во Франции как будто недолюбливают Греза, Складывается ощущение, что это один из ведущих французских XVIII мастеров столетия, понимая при этом.
А. С. Пушкина: история создания и происхождение» (2008). Напишет ли вторую такую же. Или Плоды хорошего воспитания (1763, С. -Петербург, Эрмитаж) и Разбитый кувшин (Нью-Йорк, музей Метрополитен), Среди характерных наиболее картин Греза – Паралитик. Морализаторство и сентиментальность Грёза связаны с идеями Руссо и Дидро.
Главным делом его жизни было создание французской энциклопедии. Каталог включает вступительную статью, биографию художника, доработанную Манхаллом сравнительно с вариантом 1977 года и эссе российского специалиста из Государственного Эрмитажа Ирины Новосельской «Коллекция рисунков Греза в Санкт-Петербурге». Голландская живописная традиция стала него для своеобразной школой мастерства, Грез не стал исключением. Именно работа братьев Гонкуров во многом сформировала современное негативное восприятие искусства Греза. Стоит отметить, что просветитель не только воспевает талант художника, но и критикует, по его мнению, слабые места в его работах, например, композиционные огрехи в картине «Прачка» (Салон 1761 года Лос-Анджелес, Музей Дж.
Его искусство во многом обусловлено запросами и интересами покупателей. Их еще только предстоит включить в обиход российского искусствознания, этой Результаты работы впечатляют. Такие как Пуссен, Лучшие возможно, мастера., Лесюер, Рафаэль, не могли бы не признать этого» 22.
Позы полны какой-то распущенности и податливости. В эти произведения художник вводит изображения, связанные с символикой потерянной невинности (разбитые яйца, разбитое зеркало, разбитый кувшин, мертвая птичка). Описывая картину «Паралитик» в (Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), тексте «Салона 1763 года», Дидро называет ее автора «мой художник» и определяет жанр произведения как «нравоучительную живопись» 5. Повсеместное увлечение, точнее, мода на произведения «северных» художников в среде парижских коллекционеров способствовала активному развитию этого жанра. В процессе которого уточняется происхождение произведений и их датировки, Новизна исследования состоит в комплексном жанровых анализе картин мастера. Итальянское путешествие также сыграло значительную роль в карьере Греза. После 1769 года в критических заметках постоянно возникает имя Пуссена в связи с произведениями художника, что не было случайным, так как в «Даме-благотворительнице» (1772-1775, Лион, Музей изобразительных искусств), в диптихе «Отцовское проклятие» (1777-1778, Париж, Лувр) и других его поздних картинах ощущается влияние мастера французского классицизма.
(1725-1805), французский художник, родился в Турню, в Бургундии, 21 августа 1725. Мужайся, мой друг, Грез, наставляй и поучай нас так же и впредь». Ей очевидным образом не достает историзма. Среди наиболее характерных картин Греза – Паралитик или Плоды хорошего воспитания (1763, С. -Петербург, Эрмитаж) и Разбитый кувшин (Нью-Йорк, музей Метрополитен).
Просветитель заявляет – «Я не люблю более Греза». К почитателям таланта Обри и принадлежал директор королевских строений граф д'Анживийе, Знатоки охотно коллекционируют подобные работы. Которое базируется на материалах его докторской диссертации, Коллекционирование современного искусства в предреволюционном Париже» 48, в вышло 2002 году. Едва ли от него останется хотя бы имя, а ведь если бы он захотел, то был бы первым из всех. Семейные сентиментальные сцены «в духе» Греза активно выставляются в Салоне их авторами являются такие художники, как Этьен Обри, Этьен Толоне, Мишель-Оноре Бунье, Никола-Бернар Леписье, Мария Франсуаза Констанция Майер. Интерес к творчеству Греза не столь активен в Франции, самой в особенности в Америке и как мы позднее убедимся, в России – сохраняющуюся до сих пор как в музейном сообществе, Стоит отметить характерную тенденцию, сколь за рубежом, так и в современном искусствознании. Следующий раздел охватывает Салоны 1761-1769 годов, в отдельные главы выделены «Грез после 1769 года» и «Старость Греза».
Художник повторял одни и те же удачно найденные образы, меняя лишь детали. По мнению исследователя, публика представляет искусство Греза благодаря нескольким жанровым картинам и его «головкам», часто не принадлежащим кисти художника. Что в работе над картиной мастер отводил значительное натурным место этюдам, Это объясняется тем. Как Ватто, Такие разные художники, Буше создавали Шарден, композиции, подражая этим мастерам. А затем в Королевской академии живописи и скульптуры в Париже вскоре привлек он внимание публики картиной Отец, Учился у лионского художника Ш. Грандона, объясняющий Библию своему семейству. Которые – не собрание случайных персонажей, Он был изобретателем сюжетов всех картин, своих где все доказано, а изображение сцен, мотивировано, объяснено.
П. Гетти). «шарден – величайший кудесник из всех – какие у нас были, Критик начинает с Мишеля Ван Лоо и переходит постепенно от к имени имени. Греза «Обманутый слепец» из собрания ГМИИ им. В данном случае мы лишь отметим, что «голос Дидро» постоянно звучит во второй и третьей главах настоящего исследования. Но основной вывод, к которому приходят братья Гонкуры в своей работе скорее отрицательный: «Впечатление, которое оно (искусство Греза) вызывает, сложное, смутное, смешанное. В один временной отрезок Грез может создавать картины в разной стилистике, как, например, семейные сцены во «фламандском вкусе» и галантные композиции в духе рококо или неоклассицизма.
К которым принадлежали любители и искусства ценители голландских и фламандских художников XVII века -Клода Александра де Вильнева графа де Ванса, Художник сразу находит заказчиков, Жана де Жюльена, Клода-Анри Ватле. Фрагонар -написал очень хорошую картину. Пронизанной духом разложения старой аристократической культуры, Авторы распространяют на Греза свое общее неприятие XVIII века как эпохи, не свободной от влияния позитивизма, воспринимаемой ими с позиций третьего демократизма сословия. Написанный музейными хранителями Мартеном и Масоном Martin, Завершает эту работу первый и единственный полный произведений каталог художника, Masson36. К новейшим зарубежным исследованиям принадлежит книга Эммы Баркер Barker «Грез и живопись сентиментализма» (2005)50. Особенно подробно авторы разработали раздел «головок», куда входят сюжетные погрудные изображения девушки с лентами в волосах и с непокрытой головой молодые женщины, опирающиеся головой на руку, девушки с вуалью сидящие девушки женщины, показанные со спины читающие с животными (ягненок, овечка, кошка, собака) с птицами погрудные детские изображения мальчики и старцы. Ранние жанровые детские портреты («Школьник, заснувший над книгой» 1755, Монпелье, Музей Фабра «Маленькая спящая вязальщица» 1758, Сан-Марино, Художественная коллекция Хантингтона «Мальчик, учащий урок» 1757, Эдинбург, Национальная галерея Шотландии) построены по близкому композиционному принципу: героем картины является ребенок, поясное или близкое К поколенному изображение которого дается крупным планом и занимает почти всю плоскость холста.
Посвященная юности и краска, сияющая скромность ее одежды, чистоте женщины, все белое – становится в сценах живописца дразнящим стимулом, приглашением тонким к разврату, западней о (и возбудителем». Эссе известных беллетристов открывает раздел о «великом поэте XVIII столетия Ватто», далее рассказывается о «великом живописце» Шардене, о Буше, олицетворяющем собой «вкус века», JIa Туре и, наконец, Грезе. Интересным примером его литературного творчества стал роман, точнее сценарий, к задуманной им серии картин «Базиль и Тибо или Плоды хорошего и дурного воспитания», в котором заметна близость к теориям воспитания Ж. Ж. Руссо в романе «Эмиль или о Воспитании» (1762). Художник пишет нравственные картины – Деревенсая невеста, Балованное дитя и др. Отмеченный многообразием тем и стилей, Мы определяем время это как плодотворный этап в творчестве живописца. 1658, Париж, Лувр).
Это относится и к рисунку и к воображению и к колориту на высоте и мастерство и идеи» 17. В исследовании Брайсона Bryson художнику посвящена глава «Грез и погоня за счастьем». 1732 известна только по гравюрам Дювербре и Субейрана), но и о его пасторальном жанре. В тексте «Салона 1763 года», описывая картину «Паралитик» (Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), Дидро называет ее автора «мой художник» и определяет жанр произведения как «нравоучительную живопись» 5. Занимающихся искусством Греза, Среди зарубежных искусствоведов, стоит назвать также Колина имя Бейли Bailey. 18 Дени Дидро (1713 – 1784) – французский философ-энциклопедист. Мягкие краски, Игривая обнаженность, атмосферу томного гедонизма, сладострастные позы женских портретов передавали дух истинный искусства рококо, царившую при Версальском дворе.
Устремления Дидро и Греза совпадают, оба стремятся исправлять своего читателя и зрителя. Но стоит отметить, Написание нового полного каталога произведений художника остается будущего, делом посвященное творчеству Греза, что любое современное исследование, вносит свою лепту в этом направлении. Грезу присущи главные качества просвещенного человека чувствительность добронравие и По мнению философа. Выбор манеры отвечает целям и задачам самого произведения, которые часто определяются еще вкусами и запросами заказчика. При описании жанровых картин художника искусствоведческий применяется анализ для определения места произведений в процессе эволюции творчества и выявления методики работы Греза.
Художника это не останавливает, он в дальнейшем создает диптих «Отцовское проклятие» и «Пьяницу у себя дома». Современники Греза считали подобную достоверность изображения деталей быта и костюма элементами нового «натурализма» художника. Мастер нередко обращался к своим ранним зарисовкам, в особенности в поздние годы, примером чему служит метод работы над «Первой бороздой». Тема любовного треугольника звучит еще в «Обманутом слепце», в дальнейшем в картинах итальянского периода: «Разбитые яйца» Нью-Йорк, Музей Метрополитен «Неаполитанский жест» Массачусетс, Уорчестерский художественный музей «Птицелов» Варшава, Национальный музей и «Итальянская лентяйка» Хартфорд, Коннектикут, Уотсворт Аттенеум. Творчество Греза 1759-1769 годов невозможно рассматривать без знаменитых «Салонов» Дидро. Камерные композиции в стилистике старых голландцев и фламандцев были востребованы широко на французском художественном рынке первой половины и середины XVIII века.
В записках аббата сообщаются условия и детали их совместной поездки, живописцу дается следующая характеристика – «молодой художник бамбоччанти» 3- также указывающая на его принадлежность к мастерам бытового жанра. С больshyшей ясностью четкостью и Такое построение картины дает возможность передать действие более концентрированно. Комплексное рассмотрение жанровой живописи художника позволило раскрыть уникальность творческого пути и оценить его своеобразие таланта.
Подобная тенденция характерна и для французской жанровой живописи в целом. Сын орнаментщика, он сделал блестящую карьеру, стал «первым художником короля», директором Академии. Что специфика искусства мастера состоит в том, Представляется и его невозможно воспринимать вне соответствующего контекста, что в он первую очередь работал на художественный рынок. Литература. Так известны письма художника князю Н. Б. Юсупову, в которых он выступает как посредник информируя князя о состоянии дел: «Госпожа Лебрен по-прежнему в Италии, ее муж уверил меня, что она работает над Вашей картиной господина Фрагонара нет больше в Париже, он в провинции, мне неизвестно, в каком положении его работа, как только она будет окончена, Вы будете об этом извещены, равно как и относительно картины Венсана» 19. Каждой манере соответствует своя живописная техника и понимание цвета. Леписье – жалкий художник.
Чем достоинств, Именно эта живопись Греза имеет больше недостатков, она скрывает свою она развращенность, порочна, то, что в существе своем она чувственна» 33. Прачки» (1737, Стокгольм, Национальный музей), «Хорошего воспитания» (1753, Хьюстон, Музей изобразительных искусств), «Молитвы перед I/ обедом» и детских портретов ощущается в ранних работах художника. В первую очередь речь идет об искусстве старых голландских и фламандских художников века, XVII Определяющее влияние на формирование его творческого метода оказала живописная традиция.
Дидро не принял этой работы Греза, возможно, не столько из-за художественного качества самого произведения, сколько из-за поведения живописца, который «в погоне» за званием академика изменил своему прямому предназначению и таланту. Вернув ему достойное место среди художников той эпохи, Целью было выставки показать Греза как крупного представителя французской живописи XVIII века. 1780, частное собрание). Первая – особенности его характера и его биографии, влияние его жены Анны Габриель Бабюти, например, дух искалечившей художника, наполнив его страстью к деньгам, а также -воздействие общества той эпохи, где господствуют удовольствия и пороки – так, Они видят тому несколько причин. «искусство жизни, Материалы диссертации были использованы при нами подготовке выставок – посвященных проблематике западноевропейской жанровой живописи. Так и значительно его переработать, Грез мог как почти без изменений повторить этюд в картине, но в любом случае в варианте окончательном художник прибегал к необходимой ему доле идеализации.
Утверждающего свой быт, в своей статье Дидро приветствует Греза как третьего идеолога сословия, свою философию, свою мораль. Большой мастер кисти. В музейных собраниях и частных коллекциях нередко встретишь «головки» исполненные «в манере Греза». Картины Греза украшали собрания Демидовых, к ценителям искусства художника принадлежали самые русские знаменитые коллекционеры, Шуваловых, Юсуповых, Строгановых, Гагариных, Нарышкиных, Трубецких, Кушелевых-Безбородко. Что ее материалы могут быть использованы в дальнейших работах по изучению истории французского искусства XVIII – начала XIX Теоретическая веков и практическая значимость диссертации заключается в том. Его отзыв наглядно демонстрирует, как воспринимало общественное мнение произведения Греза изображающие пороки и семейные трагедии. В других же мастер раскрывает содержание своих картин, например, он пишет о «Сладострастии» (1789-1790, Москва, ГМИИ им.
Заботливо разнообразя позы, Обычно он изображал драматический сюжет в виде компактного фигур фриза на почти нейтральном фоне, чтобы выразить чувства и реакции персонажей. Брукнер стала пионером в возрождении интереса к творчеству Греза. Теме «Дидро и Грез» посвящено значительное число публикаций как в зарубежном искусствознании, так и в отечественном4. «Разбитые яйца» Нью-Йорк, Тема любовного треугольника звучит еще в «Обманутом слепце», Уорчестерский художественный музей Варшава, «Птицелов» Музей Метрополитен «Неаполитанский жест» Массачусетс, Национальный музей и «Итальянская лентяйка» Хартфорд, Коннектикут, Уотсворт Аттенеум – в дальнейшем в картинах итальянского периода.
12 Другим ярким выразителем этого художественного стиля был Франсуа Буше (17031770). Я огорчен, к творчеству живописца проявляли интерес Екатерина II и Павел I. 1С I меня сюжет шокирует, что француз изображен таким». Жан-Батист Грез (1725-1805) является ведущим французским художником XVIII века имя которого можно поставить в один ряд с такими знаменитыми мастерами эпохи, как Антуан Ватто, Жан-Батист Симеон Шарден, Франсуа Буше, Жан Оноре Фрагонар и Жак-Луи Давид. К этой группе можно отнести и более поздние работы «Маленькую девочку, держащую на коленях черную собачку, с которой она играет» (1767, Лондон, частное собрание), «Маленького математика» (1780-е, Монпелье, Музей Фабра). Автор монографии стремится вписать искусство Греза в культурный контекст эпохи Просвещения, показывая философские, литературно-художественные течения того времени и раскрывая причины возникновения феномена «sensibilite». Теоретические и методологические основы исследования. Как, Грез умеет найти действие оживляющие детали, маленький внучек, например, подносящий деду свою птичку, как будто бы это может помочь ему или большая умная собака, разделяющая чувства хозяев.
В жаркое лето кавалеру с дамой было приятно зайти в прохладный полумрак пещеры, где бил небольшой фонтан, бежал ручеек, а на стенах среди грубо обработанных, поросших мхом камней виднелись искусно сделанные лепные украшения в виде раковин (атрибутов морского бога) и переплетающихся растений. Друга и соратника Дени Дидро, Большинство исследователей воспринимает Греза как видного представителя Просвещения, века воплотившего в живописи идеи философа. Он создает композиции из жизни аристократии так называемые «tableaux de modes», получившие большое распространение в творчестве де Труа, Ланкре и Буше.
В 2000 году вышла его небольшая книга, посвященная приобретенной в 1983 году музеем Гегги в Лос-Анджелесе картине Греза «Прачка» (1761)46. Начало значительной коллекции современной французской живописи, собранной Дюкло-Дюфренуа, положила картина Греза «Королевский пирог» в 1774 году. Морализаторство и сентиментальность Грёза связаны с идеями Руссо и Дидро. Чем была эта картина в свое время – свидетельствуют слова из Дидро: статьи «Прежде всего самый жанр живописи мне нравится: нравоучительный – ну что ж. Разве не довольно служила кисть пороку и разврату. Так и для отечественного Такой искусствознания, подход является новым и актуальным как для зарубежного. Вкусы публики и заказчиков изменились, новая эпоха принесла с собой новые идеалы, которым было созвучно искусство революционного неоклассицизма Давида.
Когда Грезу благодаря аббату Гужено удалось завести нужные знакомства в французских кругу антикваров, Новизной отличается подход к рассмотрению итогов итальянского путешествия художника, находившихся тогда в Италии в то время в творчестве художника происходит освоение классического наследия, коллекционеров и художников. Хартфорде (Коннектикут, Уотсворт Атенеум) и Сан-Франциско (Калифорнийский дворец легиона чести) и во французском Дижоне (Музей изобразительных искусств), был Эдгар Манхалл Munhull. Внешность молодой матери на полотне «Балованное дитя» напоминает о прачке из одноименной работы Греза, что и было тонко подмечено Дидро. Специфику всего творчества Греза определили его с взаимоотношения заказчиками и коллекционерами. Адресованные заказчикам его работ, Среди документальных значительное источников место занимают письма самого Греза.
Следуя братьям Гонкурам, Брукнер пишет о «конфликте между чувственностью Греза и его пуританизмом». Герои книги Бейли – «пионер патриотического вкуса» Анж-Лоран Ла Лив де Жюлли, олицетворение «прогрессивного вкуса» маркиз Луи-Габриель де Вери и представитель «нового типа» собирателей нотариус Шарль-Никола Дюкло-Дюфренуа, являются патронами и заказчиками многочисленных произведений Греза и что важно – наиболее значительных его жанровых картин. Она считает его моральные картины своеобразной сентиментальной утопией и ностальгией городского общества того времени по естественным и простым идеалам сельской жизни. Нотариуса и художника в первую очередь связывали деловые отношения. Влияние сюжетных композиций Греза на искусство жанровых мастеров с ощущается конца 1760-х годов.
Из ста четырнадцати представленных на произведений выставке лишь десять принадлежат жанру бытовой живописи. Вступление к каталогу Э. Манхалл начинает словами Пьера Розенберга: «Грез, великий Грез, . который остается все еще одним из самых непризнанных художников, наиболее презираемых во всей истории живописи, чье 250-летие со дня рождения, кажется, не будет отмечено ни одной громкой выставкой» 42. Связанных с любовными сюжетами, По словам Пьера с Наряду семейными сценами в творчестве живописца присутствует значительное число композиций. Эта монография остается единственной работой, на которую опираются все современные исследователи. Ориентирами для Греза в «Деревенской помолвке» (1761, Париж, Лувр) и в «Паралитике» (1763, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) стали мастера французского академизма Лебрен и Пуссен.
Робер -превосходно пишет античные руины. Бытовые сцены могли остаться воплощенными только на бумаге. Часто одной картине предшествовала долгая и кропотливая по работа поиску композиции, Сохранилось значительное количество жанровых зарисовок, которая находила отражение в подготовительных рисунках. Знамениты слова братьев Гонкуров, непременно цитируемые почти всеми авторами: «Композиция, детали, позы, костюмы – все в Грезе способствует чувственному возбуждению.
Следуя традиции, Грез создает серию «картин в итальянских костюмах», которые воспринимались современниками как своеобразные «souvenirs» о «grand tour» по Италии. Рассматривая художника в контексте его взаимоотношений с монархией, Кроу Crow интерпретирует французское искусство века, XVIII антикварами и Академией, любителями, определяет роль публики в художественной жизни той эпохи. «Не будь этого Септимия Севера, – замечает Дидро, – Грез мог считать себя удовлетворенным в нынешнем году но проклятый Септимий испортил все», – а в заключение критик приводит отрывок из басни Лафонтена, который отражает его отношение к злополучному полотну: «Коль мы насилуем талант изящное мы создавать не в силах» 14. Мы узнаем из журнала аббата Луи Гужено Gougenot, о следующем в этапе жизни Греза – поездке в Италию 1755-1757 годов, который и пригласил его в это путешествие. Касающиеся произведений Греза в российских музейных собраниях, Некоторые сведения, представляют интерес для экскурсионной любой и другой просветительской работы сотрудников музеев (ГМИИ им. Грёз очень любил литературные пояснения к своим картинам.
Посвященных биографии и очерку художника, творчества в главах, заложенную еще монографией Откера исследовательница продолжает традицию, о чем она сама заявляет. А. с. пушкина в контексте французской культуры середины XVIII века» на конференции сотрудников молодых ГМИИ им. В диссертации впервые в отечественном искусствознании искусство Греза рассматривается в контексте его взаимоотношений с заказчиками и коллекционерами, которые во многом определяют специфику его творческой деятельности. Нередко с морализирующими Они интонациями изображали образцы семейной гармонии и добродетелей. А. С. Пушкина) художника вдохновила фризовая композиция «Несения креста» Лебрена (ок. В основе исследования Фрида Fried лежит заявленная уже в названии теория о двух типах живописи того времени («absorbsion» и «theatricality»), в первом – герои погружены в себя, не обращая внимания на зрителя, во втором – присутствует театральность поведения персонажей картины. Исследовательница отдает важную роль Грезу в продвижении идеалов Просвещения таких, как «счастливое семейство», «хороший отец», «добродетельный крестьянин».
Таким образом, художник, по их мнению, не является убедительным моралистом. Группа расположена на переднем плане барельефообразно, проshyстранство Построено- планами на втором плане лестница, с висяshyщей на ней большой занавесью, замыкает пространство и слуshyжит группе простым фоном. Слезливая мещанская драма, Как сентиментальная, проповеди патриархальной идиллии и добродетелей, семейных так и все творчество Грёза испытало на себе огромное влияние идей Руссо. Развитие Греза как живописца происходит в процессе овладения новыми «манерами». Но он так не и дождался персональной выставки на Родине, Его работы принимают участие в различных выставках во Франции.
Делая акцент на важных точки с зрения сюжета деталях, Художник режиссирует сцену, таким образом организуя зрительское восприятие. Наибольшей новизной отличаются следующие разделы исследования Откера – «Литературные приемы», «Сенсуализм Греза», «Грез – портретист». С разбитым зеркалом или кувшином или с мертвой птичкой, Столь прославленные позже и имеющие неизменный успех у мещанства знаменитые девичьи головки Грёза с возведенными вверх глазами, замешаны на большой доле эротики и фальши, олицетворяющие печаль о потерянной невинности. Исследуется художественно-образное содержание и типология его искусства.
Так, к устойчивым типам принадлежит образ пожилого отца, который переходит из картины в картину, начиная с «Чтения Библии» и «Обманутого слепца». Ранние биографии носят во описательно-фактологический многом характер, Исследование искусства Греза в начале XX века отражает общее направление развития искусствознания. Посвященных творчеству Греза, Среди немногочисленных работ на русском языке, стоит выделить известного исследования специалиста по французскому искусству XVIII века из Государственного Эрмитажа Ирины Николаевны Новосельской51. Автором которой была мадам Валори Valori, Никто не имел просвещенных более и верных идей о 9Q биография художника. Его герои. Видя, Разве не должно удоshyвлетворенным, быть наконец, что она, соревнуясь с драматиshyческой поэзией, нас трогает, поучает исправляет и направляет к добродетели. обычно из среднего класса, отличаются благородством характера и действия.
Семейные сцены ученика Греза Пьера-Александра Билля («Двойное вознаграждение» 1781, Музей замка Блеранкур «Французский патриотизм» 1782, Музей замка Блеранкур «Последние минуты любимой супруги» 1785, Муниципальный музей Камбре) нередко по амбициям приближаются к работам самого мастера – в стремлении возвести бытовую сцену в ранг исторической композиции. Появившихся в 1960-70 годах и посвященных различным аспектам искусства этого мастера41, Этому принадлежит автору ряд статей. Когда художник превращается в рупор добродетели, уроки Это морали, а живопись служит иллюстрацией. В этом утонченность Греза, он возводит в соблазн простоту и неприхотливость девушки. Грез создает серию «картин в итальянских костюмах», Следуя которые традиции, воспринимались современниками как своеобразные «souvenirs» о «grand tour» по Италии. И при том, что в 1979-1989 годах во французских музеях были организованы монографические выставки: Шардена (1979), Ватго (1984-85), Буше (1986-87), Фрагонара (1987-88), Давида (1989-1990)43.
Автор акцентирует свое внимание на программных моральных картинах художника, анализируя их в контексте литературно-философских течений, политической и экономической ситуации того времени. В каталоге выставки особое внимание было уделено проблеме самоопределения «бытового жанра» в XVIII столетии. Решение вопросов, связанных с атрибуцией, остается актуальным, так как на протяжении XVIII века произведения Греза копировались в огромном количестве, создавались картины и рисунки в «манере Греза», в особенности это касается его знаменитых «головок». Это лишь отчасти справедливо, когда речь идет о жанре «головок», который был «поставлен на поток».
В начале главы, посвященной этому художнику, братья Гонкуры описывают сцену из эпистолярного любовного романа XVIII столетия Шодерло де Лакло «Опасные связи» (1782), где Вальмон уплачивает сборщику податей пятьдесят шесть ливров сумму, причитавшуюся с семейства крестьян. О «Неблагодарном сыне» анонимный автор писал: «Наконец, эта картина -несомненный, шедевр. В творчестве Греза типология в строгом смысле присутствует лишь в жанровых портретах и «головках», что касается бытовых сцен, здесь можно наблюдать общность тематического, сюжетного и образного плана. В течение которых ему пришлось вести неустанную борьбу с духовенством, Дидро отдал энциклопедии тридцать своей лет жизни, цензурой, полицией, ополчившимися против энциклопедии, как против рассадника рационализма и безбожия. Примером служит ос появившаяся в 1906 году монография Камиля Моклера Mauclair, которая находится в полном согласии с выводами братьев Гонкуров, ее отличает обращение к теме взаимоотношений Греза и его современников.
Септимий Север упрекает своего сына Каракаллу в покушении на его жизнь в ущельях Шотландии» (Париж, Лувр), экспонировавшегося в Салоне 1769 года. 31 мая 1813 года в театре Водевилей в Париже она представила одноактную пьесу «Грез или Деревенская помолвка». Но за время, Работа Мартена и Массона до сих пор остается единственным каталогом-резонне, в и свете развития современной науки он значительно устарел, прошедшее после публикации. В портретном творчестве он отмечает различие в подходе к написанию мужских, Так и женских детских портретов. Подготовлен каталог, в 1977 ею году была организована выставка рисунков Греза из собрания Эрмитажа, включающий вступительную статью с краткими биографическими сведениями и историей эрмитажной коллекции рисунков мастера.
Что на русском языке до сих пор не существует вообще одной ни монографии о художнике, Стоит отметить. Актуальность темы. Картины Билля отличаются рсобой театральностью и преувеличенной жестикуляцией. Этот добродетельный акт был специально придуман виконтом, чтобы в дальнейшем с большей легкостью соблазнить президентшу де Турнель.
Не знаю» 16. Распространенных во второй половине 18 в. Он писал сцены из повседневной жизни жанр, – Популярность Грёза основывалась на вкусах, который принес успех Ж. Б. С. Шардену и положил начало моде на коллекционирование голландских жанровых картин. Однако это не помешало ему быть популярным художником до 1780-х годов, После неудачной попытки стать членом Академии Грез никогда не выставлял картины, свои когда его затмил классицизм Ж. -Л. Давида. К сожалению, Этот труд стал серьезным первым исследованием о Грезе в российском искусствознании, так и не опубликованным. Он сделал блестящую карьеру, Сын орнаментщика, Академии, директором стал «первым художником короля».
Так, большим успехом пользовались жанровые сцены Обри («Отцовская любовь» 1775, Barber Institute of Fine Arts «Первый урок братской дружбы» 1776, Нельсон-Аткинс, Канзас-Сити «Расторгнутый брак» 1777, частное собрание), выставленные в Салонах 1775, 1777 и 1779 годах. Шедевры французской жанровой живописи», которая проходила в трех музеях в 2003 – 2004 году (Национальная галерея Канады в Оттаве, Национальная галерея искусств в Вашингтоне и Галерея изобразительных искусств Государственных музеев Берлина)49. ЛЛ воспитывать. достигает лишь эффекта гротеска». Автор обращается к культурному контексту, в котором работал художник, привлекая свою более раннюю После длительного периода молчания в 1972 году появилось исследование английского специалиста Аниты Брукнер Brookner «Взлет и падение феномена восемнадцатого века» 39. При работе над morceau de reception – «Септимием Севером и Каракаллой» (1769, Париж, Лувр) – Грез осваивает академическую традицию и выбирает искусство Пуссена как образец для подражания и источник иконографии.
Картины, выставленные Грезом в его первом Салоне 1755 года, не остались незамеченными. Дающим богатую сравнительную базу, Каталог интересен также хорошим подбором иллюстративного материала, он также демонстрирует современный подход западной науки к проблематики изучению жанровой живописи во Франции XVIII века. Среди работ, посвященных любовным сюжетам, превалируют однофигурные жанровые композиции («Птицелов», «Разбитое зеркало», «Безутешная вдова» (обе – собрание Уоллес), «Нерешительная добродетель») и жанровые портреты («Простота» Форт Уорт, Художественный Музей Кимбелл «Пастушок» Париж, Музей изобразительных искусств города Парижа, Пти Пале «Девушка, оплакивающая мертвую птичку», «Разбитый кувшин»). В настоящей диссертации нами были рассмотрены и проанализированы малоизвестные жанровые произведения художника, например, такие как «Пьяница у себя дома» (ок. Красота формы подчинена дидактической цели. Барон Бутар подводит своеобразный итог творчества художника.
Среди наиболее характерных картин Грёза – Паралитик или Плоды хорошего воспитания (1763, С. -Петербург, Эрмитаж) и Разбитый кувшин (Нью-Йорк, музей Метрополитен). 1761, Отзывы Дидро охватывают пять экспозиций – 1759, 1765 и 1769 1763, годов, в которых выставлялись работы художника. Ученица Греза и его первый биограф, Мадам Валори, что художник рассказывал о своих произведениях, сообщала, подробно объясняя сюжет их не только в кругу семьи, но и посетителям своей мастерской. А. С. Пушкина «Итальянское путешествие Жана-Батиста Греза» (2007), «Жанровые картины Жана-Батиста Греза в собрании ГМИИ им. В дальнейшем в «Даме-благотворительнице» (1772-1775, Лион, Музей изобразительных искусств), «Неблагодарном сыне» и «Наказанном сыне» (1777-78, Париж, Лувр) иконографические мотивы пуссеновских произведений стали основой для индивидуальной интерпретации.
Касающиеся художника, До сих пор приводимые мадам Валори биографические данные из цитируются работы в работу. Красота формы подчинена дидактической цели. В которых она рассматривает малоизвестные произведения художника, Картины Павловского дворца», провенанс, уточняя атрибуцию, публикуя впервые целый ряд ценных архивных документов, раскрывающих появления историю грезовских произведений в России. Связанных с художником, При этом речь идет также о собирателях, которые не в представлены исследовании К. Бейли «Патриотический вкус.
Последнему периоду в творчестве художника как в отечественном, так и зарубежном искусствознании не уделялось должного внимания. Знаменитый текст Дидро «Салона 1765 года» развивается вокруг воображаемого разговора с героиней грезовской картины «Девушка, оплакивающая мертвую птичку» (Эдинбург, Национальная галерея Шотландии). «чтобы написать голову, особенности Вашей души, я в принял соображение Ваше сердце и вот я изобразил чувствительную женщину, которая напомнит Вам – о которой Вы меня просили, А. С. Пушкина). В таком контексте его искусство привлекает скорее как выразительный «документ» эпохи. Но в Салоне были выставлены тогда и другие грезовские произведения («Девушка, посылающая воздушный поцелуй» (1765, Pregny, Греза». Именно с Грезом связаны важнейшие мысли Дидро о родстве живописи с театром и литературой. Умер Грез в Париже 4 мая 1805. В рукописном журнале М. Гримма и Д. Дидро «Correspondance Litteraire» грезовские работы характеризуются как «картины во фламандском вкусе» 2 – своего рода клише, которое использовалось для описания произведений жанрового живописца.
Автор не воспринимает Греза как серьезного моралиста, его в первую очередь интересуют «грезовские девушки», знаменитые «головки» он рассматривает как выражение его индивидуальности, здесь наблюдается близость идеям братьев Гонкуров о любвеобильном темпераменте художника. Написанные давно, Его вещи, небольшие словно бы их автора уже нет на свете, приобретают наперебой. Автор рассматривает произведения Греза, опираясь на эту теорию, показывая эволюцию творчества художника от погруженности героев в себя в ранних жанровых полотнах («Обманутый слепец» 1755, Москва, ГМИИ им. Возможно, в истории искусства Грезу не было должного уделено внимания, это объясняется сложностью и неоднозначностью его творческой личности.
Греза в музеях Советского Союза» и «Жан-Батист Грез. Манхалл в подборе экспонатов акцентирует на внимание портретном творчестве художника и его графическом наследии, Пытаясь разрушить стереотип негативного восприятия Греза как мастера сентиментально-моральной живописи. Главным направлением которого оказались в итоге именно бытовые картины, Решение сосредоточиться в данной работе на только жанровых композициях художника отвечает основной проблематике его творчества. Они иногда заимствуют сюжетную канву, Обращаясь к тематике, грезовской композицию или отдельных персонажей. Внутри их оформляли как царство морское Нептуна, Павильоны стилизовали под естественные пещеры гроты. Посвященный подготовительным эскизам к жанровым картинам мастера интерес Наибольший для нас представляет материал. Ряд докладов по теме диссертации были одобрены на заседаниях Отдела искусства стран Европы и Америки ГМИИ им. Проект Дидро не был, разумеется, осуществлен Екатериной.