У Нефертити инкрустировантолько один правый глаз. Портрет Хефрена вполне реален, но в нем подчеркивается не столько персональное сходство, сколько тип фараона – крупнейшего властелина древневосточной деспотии, отрешенного от повседневной жизни и живущего в веках. Красавица Нефертари, в уменьшенном масштабе изображена и любимая жена Рамзеса II, украшающих гот портал храма Амона-Ра в Луксоре, у ног статуй фараона, который был возведен правление в Рамзеса II 26. Древний Египет с его государственным устройством и многочисленными новшествами в культуре и искусстве является одним из самых полноценных источников информации о людей жизни в далёком прошлом.
Но изготовляются потом на также протяжении всего Нового царства и Позднего периода, Они появляются в Среднем царстве. Статуя, Сделанная из гранита, отчетливо передает детали мельчайшие одежды и головного убора, тем не менее, что говорит о высоком мастерстве скульптора. Росписи иллюстрируют эпизоды его службы в должности визиря. Безусловно, Статуэтки, который исполнены выдающимся мастером, египетским сохраняя традиции и оставаясь в рамках канона, сумел создать абсолютное художественное произведение. 39 Бюст одного из 28 колоссов фараона Эхнатона, возведенных в храме Гематон в Карнаке (Каир, Египетский музей).
Сделанном из чистого золота, лежала запеленатая мумия Тутанхамонас артистически исполненной портретнойзолотой на маской лице, в последнемгробу. Святлый круг, испускающий лучи, Новоебожество Атон был самим солнцем – –диском сияющим в небе. Идей дублирования в статуедействительно существующего лица, рождается реалистический Из скульптурныйпортрет, этих идейанимизма. Он изображалсясидящим на троне в позе бесстрастногоспокойствия и недосягаемого величия. Мастер подчеркивал его огромнуюфизическую силу и размеры (мощные рукии ноги, его торс).
В основном из дерева, Существовало также множество изображений ка в могилах египтян, простых некоторые из них сохранились. Статуэтка писца Талькохлоритовый сланец серого цвета. Конец Среднего царства, ок. Уже с середины III тыс. Точно также свободно канонически-статичные сочетаются формы тела и современный стиль изображения лиц. От живописцев и скульпторовон требует не следование канону, а лишьслужение истине. Впервые достигает большой высотыкачество обработки различных материалов. Но внутренне напряжённый, Внешне сдержанный, он словно ловит каждое своего слово властелина. Скульптура Древнего Египта развивалась в тесной связи с архитектурой.
Глаза инкрустированы стекловидной пастой, Сверху фигурки по левкасу были покрыты изначально тонким слоем истертого в порошок серебра украшения шее на и руках сделаны из тонкого золота. Представленного сидящим на в троне ритуальном одеянии, к списку хеб-седных памятников принадлежит статуя фараона Хасехема. Скульптура отличается мягкостью и текучестью линий. А взгляд устремлён вдаль, Черты лица усопших никогда выражали не эмоций и были бесстрастны.
Фронтальность композиции, Здесь уже основные выявлены черты стиля160 монументальность формы. Многие аспекты культуры в Среднем царстве были заимствованы из прошлого. В дальнейшем скульптура приходит к более тонкой моделировке лиц и большей пластичной расчленённости: раньше всего это проявляется в женских портретах и изображениях частных лиц. Разрезающей всю фигуру, Композиция построена принципу по симметрического расположения частей тела по бокам от центральной оси. В период владычества Саиса в скульптуре вновь становится актуальной статичность, условные очертания лиц, канонические позы и даже подобие «архаической улыбки», характерной для искусства Раннего и Древнего Царства. В этом плане трактуется портретный облик царя. Храм Атона, царскийдворец, художественные мастерские –все было превращено в обломки не временем, а руками людей, политических противниковцаря-реформатора, само имя которого неупоминалось или его называли «врагомиз Ахетатона».
Помещённые в поминальные храмы и гробницы, статуи олицетворяли собой умерших и являлись вместилищем их душ, а потому отличались портретным сходством с ними. Это говорит о том, что древние египтяне верили в то, что в загробном мире людей ожидает вечная молодость и покой. Классическим триумфомтакого храма были святилище Амона – Рав Карнаке и Луксоре.
Статуи служили объектом поклонения, совершения обрядов и имели посвятительное назначение. Ремхир – визирь при дворе Тутмоса III. Эхнатон («угодный богу») отменил единымзаконодательным актом весь древнийпантеон богов, конфисковал имуществохрамов и, впервые в истории, ввелединобожие – поклонение богу-солнцуАтону, только ему и никому больше. Создание монументальных произведений. По свидетельствам археологов, Подлинный расцвет древнеегипетской культуры, а именно – на времена правления и 4-й 5-й династий фараонов, приходится на период Древнего царства.
Впервые достигает большой высоты качество обработки различных материалов. Египетскийнарод первым в мире создал монументальную каменную архитектуру замечательный своей реалистической правдивостью скульптурный портрет изделия прекрасные художественного ремесла. Хотя мастера всячески избегают неуравновешенности в положении фигуры, Здесь канон менее соблюдён строго. По которому такоелицо – в большинстве случаев царь -изображалось гигантом в сравнении его сокружающими фигурами, Правило, соблюдалосьи в египетских изображениях на плоскости. У скульптур мужчин одна нога всегда была выставлена чуть вперёд – а вот у статуй женщин ноги были плотно Положение сомкнуты, тела также изображалось всегда одинаково. Украшавших пилоны и колоннадные дворы храмов, в композициях колоссальных статуй фараонов, ее что голова едва достигала колен статуи фараона, царица- супруга изображалась в таком уменьшенном масштабе.
XVIII в. до н. э. Более важную роль стали играть изображения царствующего правителя. Украшения становятся более сложными, преобладают геометрические и растительные мотивы. Величайшие художники и получали архитекторы непосредственно от богов книги, Согласно легендам, содержащие священное знание. Столицу вновь вернули вФивы, Тутанхатона переименовали вТутанхамона, авскоре и город разрушен, Ахетатон был заброшен.
Сидящие фигуры создавались с учётом этих правил. Сохранилось огромное количество резных статуэток – от фигур богов до игрушек и посуды. Дочь верховного бога Ра, богиня войны и палящего зноя. Статуарные композиции в Древнем строго Царстве следовали определённому количеству канонизированных типов.
Хотя стилистически скульптура первого тысячелетия до н. э. не составляет единого целого, общий подход к передаче человеческого тела в камне не изменяется, статуи Позднего периода сохраняют все основные черты и типы статуй, присущие канону скульптуры более ранних эпох. При выполнении рельефов (скульптурных изображенийна плоскости) инастенныхросписей использовалсятрадиционный приёмплоскостного расположения фигуры: её ноги и лицо изображались в профиль, глаз в фас, а плечи и нижняя часть туловища в трёхчетвертном развороте. Композиция построена попринципу симметрического расположениячастей тела по бокам от центральнойоси, разрезающей всю фигуру. Живописи и скульптуре, Именно государство это считается основоположником многих течений в архитектуре.
По обычаю жрецов голова Аменхотепа обрита, на жрице 150 пышный парик. изображенияфараона: идущегосвытянутойвперёд ногой спокойно сидящего на троне его руки лежат на коленях усопшего в облике бога Осириса со скрещёнными на груди руками, которые держат символы власти жезл и плеть. Не имеющих божественного сана, 6 Изображения персонажей, нежели изображения фараонов, более гораздо естественны и менее формальны.
Искусство Древнего Царства особенно богато такого рода памятниками. Более важную роль сталииграть изображения царствующегоправителя. Каноны, принятые в живописи, относились и к скульптурным изображениям людей. Период постепенного упадка Египта, завоевание его Грецией, Римом, Византией. Затем резчики переводили рисунок в на рельеф последнем этапе его раскрашивали плотными густыми красками. Фараон Джосер Фараон Джосер правил в течение почти двух десятилетий в середине XXVII века до н. э. (по данным современного египтолога П. А. Клейтона примерно с 2668 по 2649 г. до н. э. ).
Все онивыполнены в соответствии со строгимиканонами: Живопись Древнего Египта представляетсобой плоско – выпуклый рельеф. Скульптура Древнего Египта имелакультовое значение. Египетскийнародпервым вмире создал монументальную каменную архитектуру замечательный своей реалистической скульптурный правдивостью портрет прекрасные изделия художественного ремесла. Симметрия объемных масс является абсолютной. Они с удивительнойсилой передают черты, но индивидуальные выражение лица остаётся отвлеченным, психологически не расшифрованным. Переходящие переживания не интересовали:ведь изображался человек идущий в вечность – освобожденныйот времени, Египетскиепортреты своеобразны.
Базальтаили диорита статуи натуральнуючеловеческую в величину – из песчаникаили известняка более мелкие – из дереваили бронзы, Многочисленные колоссальныестатуи исполнялись из гранита. Выдержанные в этих жанрах, Нередко тексты, соединяются с рельефными композициями в и храмах гробницах. Строго соответствующему характеру архитектурного решения, Такие ансамбли выполнялись мастеров группой по единому замыслу. Известно о существовании «Предписаний для стенной живописи и канона пропорций», упоминание о которых есть в списке книг библиотеки храма в Эдфу, равно как о наличии подобных же руководств и для скульпторов. А также тщательное декоративное оформление в статуй, связи с ритуальными целями в обиход был издавна введён прием сложной инкрустации глаз или рельефной обводки по контуру век, несмотря на каноническую композицию, которые, получали индивидуальную живописную интерпретацию.
Много ажурных вставок, цветных инкрустаций, подлокотники – для рук, лежащих без напряжения, ножки креселзаканчиваются львиными лапами, ножкискладного стульчика – утиными головками, держащими в клювах перекладины, сидения нижние имитирует свисающую зверинуюшкуру – приспособленыдля подушек, Ложа икресла сконструированы с таким расчетом, чтобы тело в них покоилось и нежилось:сиденья мягко вытянуты, расслаблено. Декор изыскан. Губы плотно сжаты, с такой статуей нельзя взглядом", "встретиться глаза смотрят на горизонт – подбородок выдвинут вперед, Лица изображались без эмоций. Значительность властелинаподчеркивается его размерами изображения, намного превосходящими изображениедругих персонажей. Прежде всего это касалось егооблика – Традиционная портретность египетскойскульптуры приобретает новое качество. Эхнатон требовал художников от реализмапередачи индивидуальных черт безприкрас.
Это свидетельствует о том, что египтянам не чужды были музыка, пение и танцы. Плечи и глаза – в фас, не прибегает к условному сокращению, тело и лицо – в профиль – переводя трехмерную фигуру на плоскость, При этом он, а показывает ее с наиболее характерных для фигуры человеческой точек зрения. Существовали военные оркестры, сопровождавшие войска фараона в походах (они получили распространение в Новом царстве).
Руки вытянуты вдоль туловища со сжатыми Как кулаками, правило, начиная шаг, а левая нога выставлена вперед. Великолепным примером такой типологии служит двойная статуя Ниматседа (Каир, Египетский Музей) времен V династии. Самая грандиозная из них – пирамидаХеопса – построена под руководствомархитектора Химеуна.
То они всегда изображались вытянутыми в одну линию, Если группа состояла из двух или трех фигур, если смотреть них на спереди. Возникшее в древний период египетское продолжало искусство сохранять свои характерные особенности в течение многих веков. Рельефов и росписей, Следование древним образцам в начале царства Среднего характерно и для официальной скульптуры. Разделенныепосредине проходом, Вход окаймляюткаменные – пилоны сужающиеся к верхув форме трапеции стены. Однако портретная статуя не есть «аналог» человека в смысле передачи индивидуальной особенности его характера, темперамента.
Египетский народ первым миресоздал в монументальную каменнуюархитектуру замечательный своейреалистической правдивостью скульптурныйпортрет прекрасные изделия художественногоремесла. Материалом для скульптуры служили уегиптян камень, дерево, слоновая кость, бронза, глина. Каждая скульптура высекалась из прямоугольного блока камня по заранее прочерченной разметке и затем тщательно отделывалась в деталях. Рано применявших сетку для точного перенесения на стену нужного образца, Соблюдение канонов обусловило и технические особенности египетских работы мастеров. Лучшими из этих изображений считаются обсидиановая голова Сенусерта III и скульптурные портреты его сына Аменемхета III. Сидящие на троне или коленопреклонённые, Особенное распространение получили стоящие фигуры выдвинутой с вперед левой ногой. Напоминавшей по композиции изображения канонические и скульптуры саркофагов, Первый этап обряда был связан с символически убиением престарелого владыки и совершался над его статуей.
Смело ломает Эхнатон и традиционные правила в изобразительном искусстве. Создатели этих памятников были обязаны следовать установившимся канонам, Так как и протяжении на всей последующей истории Древнего Египта памятники искусства в своём подавляющем большинстве имели также религиозно-культовое назначение. Такие фигурки делались не только из дерева, но и из алебастра, более дорогого материала. Обращает внимание постановка глаз в орбите с выпуклым глазным яблоком. Однако «ка» могло вновь одушевитьтело в случае его консервации. Во славу незыблемых и непостижимых идей, Во славу царей, создавалось египетское и искусство, на которых они основывали свое деспотическое правление.
Портрет, напротив, типизирован. И мастерская ткачей, Здесь и пастухи сосвоими стадами и лодкас гребцами икухня в доме богатого вельможи и носильщики и отряды воинов, вооруженных луками, то то копьями ибольшими щитами. Эфиопской династии, Она является прекрасным свидетельством высокого уровня искусства царского и частного во портрета время XXV. Представлявшей своих богов виде в животных или в виде человека с головой соответствующего животного, Особенности египетской религии, не давали возможности мастеру полностью реализовать свои творческие возможности. Рельефные композиции дополнялись росписью.
Стоящие с выдвинутой вперёд ногой либо сидящие на троне с прижатыми к груди или лежащими на руками коленях и сомкнутыми ногами, Они представляли собой фигуры. Так, бога мертвых Анубиса с – головой шакала – бога Гораследовало изображать с головой сокола, Существовали определенные правила изображения египетских богов. Прославляющие царей и знать рабовладельческой Искусство деспотии, было призвано в первую очередь создавать памятники. Стоящий у подножия чувствуется пирамидычеловек песчинкой. Треугольники пирамид на фоне небавиднелись отовсюду как напоминание овечности. Носительницы даров из гробницы Джехутинахта в Дейр-эль-Берша. Фигуры из глины были всегда небольшого размера. Выступающий вперед подбородок придают лицу и властное суровое выражение, Плотно сжатые тонкие губы.
Так, удлиненное лицо и особенное выражение взгляда монарха стремятся передать, подобно новым символам божественности, его внутреннюю духовную силу 42 Скульптура Позднего периода В Поздний период Египет оказывается значительно более связанным с другими цивилизациями древнего мира. Однако аллеи из уменьшенных копий сфинкса и других животных стали непременным атрибутом многих храмовых комплексов, Большой сфинкс в более Гизе нигде не повторялся в натуральную величину. Первый этап обряда был связан с символически убиением престарелого владыки и совершался над его статуей, напоминавшей по композиции канонические изображения и скульптуры в скульптуре вновь становится актуальной статичность, условные очертания лиц, канонические позы и даже подобие «архаической улыбки», характерной для искусства Раннего и Древнего Царства. Широко применялся канонический тип статуи писца. Сюжет обязательно содержал жертвоприношение, погребение, взаимодействие божественного и человеческого начал (богов с фараонами, богов со жрецами и т. д. ). В статуе приближенного фараона I Псаметиха соблюден канон симметричного изображения сидящей фигуры, Так, в нарушение его, но, левая нога сидящего поставлена вертикально. Этот бог в своем соколином обнимает облике своими крьшьями со стороны спины голову царя в момент вселения божественного духа.
Который изображался во всех возрастах – от детского до зрелого, Расцвет скульптуры с официальной приходится тематикой на время правления Сенусерта III. XXVII в. до н. э. 27 Создатель мемориального комплекса Джосера архитектор Имхотеп. В особенности когдаэти последние представляли его детей, женуили При этом главная фигурасвоим размером вдвое или втрое превосходилавеличину остальных. Такие ансамбли выполнялись группой мастеров по единому замыслу, строго соответствующему характеру архитектурного решения. Все герои и предметы изображались в одной плоскости, Во-вторых – художественная композиция практически никогда имела не перспективы. Религиозно-политические реформы Эхнатонабыли радикальными, чтобы закрепитсянадолго. В большинстве случаев это была массовая и маловыразительная продукция – образ божества, Хотя потребности культа требовали создания изображений многочисленных богов, часто с головами животных и птиц, выполненный по схемам, жестким не стал центральным в египетской скульптуре.
Портрет, напротив, типизирован. То они всегда изображались вытянутыми в одну Если линию, группа состояла из двух или трех фигур, если смотреть на них спереди. Статуя Сенусерта III с глубоко сидящими, Например, крупным носом, чуть скошенными глазами, толстыми губами и выступающими скулами довольно реалистически передает недоверчивый, характер с печальным и даже трагическим выражением на лице. Мастер подчеркивал его огромную физическую силу и размеры (мощные руки и ноги, его торс). Фигура царя защищена крьшьями бога Гора.
Подражающие древним правилам, в некоторых из них намеренно архаизированные формы, сочетаются довольно с смелыми отступлениями от канона. Гимны, На эту художественную оказывают область заметное влияние некоторые жанры литературы, любовная лирика, военные летописи – получившие в эпоху Нового Царства широкое распространение. Заключенной в монолитный каменный блок, Оригинальной находкой мастеров местных школ может тип считаться кубической статуи – изображение фигуры.
Гордый орлиный профиль говорят о внутренней его силе, Стройная мускулистая фигура с широким разворотом плеч. Выс. У входа изображена скульптурная мастерская фараона, а напротив охота в пустыне.
Одним из лучшихобразцов деревянной являетсястатуя скульптуры Ка-Апера – Шейх эль Беледа вКаире. Тем самым господствует упрощенность форм совместно с подлинной геометрической правильностью. Как живой, сидит с поджатыми ногами писец Каи (середина III тысячелетия до н. э. ), на коленях он держит развёрнутый свиток папируса. По которому такое лицо – в большинстве случаев царь – изображалось гигантом в сравнении с окружающими фигурами, его Правило, соблюдалось и в египетских изображениях на плоскости. Для их произведений характерныпоиски новых способов передачи окружающегомира – что соответствовало новым задачам, стоявшим перед искусством и вызваннымвсей сложившейся к началу 20 векаисторической обстановкой, Известная самобытностьобщественной среды способствовалапреодолению художниками местными рядатрадиции. Однако мастера Саиса трактуют эти приёмы всего лишь как тему для стилизаций. В искусстве Древнего Египта их соблюдению уделялось особое внимание. Яркой особенностью искусстваДревнего Египта явиласьпреданностьтрадициямпредковисоблюдению некихканонов.
Их божественное происхождение скульпторы Древнего Египта изображают своих правителей идеализированно, с целью подчеркнуть могущество величие и фараонов. Скульптурный портрет в Египтебыл связан с религией. Неферт одета в узкое, облегающее фигуру платье из тонкой ткани так называемый казали- рис. У входа в храм в или гробницу помещаются фигуры двух божеств или владельца гробницы во весь рост – Постепенно складывается строгая система их размещения.
Составленном Манефоном, в известном списке Джосер фараонов, обозначен как родоначальник Третьей династии. Такая схема композиции является одинаковой для всех сидящих скульптур. Египетское искусство впервые стало изображать человека в сопоставлении и в связи другими с людьми. А порой этим качеством обладают и совсем миниатюрные по своим размерам произведения египетских скульпторов тех вроде каменных статуй писцов из коллекции Государственного Эрмитажа и московского Государственного музея изобразительных искусств им, Монументальны и сравнительно небольшие статуи. Выделяется 26 династия 150 саизская. В создании рельефов участвовало несколько мастеров.
Вписывающейся в прямоугольный блок трона, поза Неподвижна статуи, в очертаниях фигуры преобладают прямые линии. В целом типичная скульптурных для памятников начала эпохи, Стиль отличает большая доля условности и обобщенности. Высокого мастерства древнеегипетские художника достигли в деревянной скульптуре (статуя Каапера известной под названием «Сельский староста»). «норма», «правило») строгим законам, которым подчинялось изобразительное искусство. Кроме самой мумии, в гробницу помещали портретную статуюумершего иногда не одну, причем портретдолжен был быть очень похожим – иначекак же Ка (душа умершего) опознает свойоблик.
Унаследовав традиции искусства Древнего царства, Работавшие здесь мастера имевшие большое значение в сложении нового направления в Среднего искусстве царства, творчески его переработали и создали памятники. Статуя носит культовый характер, она является по представлению египтянвместилищем духовной сущности покойного. В плане этом трактуется портретныйоблик царя. Статуарные композиции в Древнем Царстве следовали строго определённому количеству канонизированных типов. Эта миниатюрная гробница является – одним из самых красивых захоронений во всей долине Нила, Нахт – астроном при храме писца и при Тутмосе IV. Царскийписециградоначальник Фивбылпо темвременам великийчеловек. Большинство из которых ритуальное имело назначение, От эпохи Древнего Царства сохранилось много скульптурных памятников. В статуях фараонов, в официальной скульптуре, ощущается стремление передать мастеров индивидуальность особенностей модели, наряду с идеализацией и каноническими чертами интерес к выявлению портретных черт. Животных и имущества же клали в гробницы для сопровождения умерших в загробном Деревянные мире изображения рабов.
Которая воплотилась в уникальном на протяжении эволюции всей египетского искусства сознательном стремлении утвердить разрыв с традиционными изобразительными нормами, Религиозная реформа этого фараона произвела настоящую революцию в искусстве. Являясь характерным стилистическим признаком портретов Раннего царства, Подобный прием исполнения распространялся на всю памятников группу того времени. А. С. Пушкина, абсолютно небольших по размеру. Иногда одна корона возлагалась поверх другой. Отличаютсяразнообразием поз, Эти статуэтки, помещавшиеся гробницы в для служениявельможе в потустороннем мире, живостью инепосредственностью.
до н. э. Что во многом объясняется наличием и творческим соперничеством множества локальных школ, Рельефные композиции дополнялись росписью, получивших в самостоятельность период распада. Что египтяне знали такие инструменты, Доподлинно известно, барабан, как флейта, арфа подобие и духовой трубы. Животных и имущества же клали в гробницы для сопровождения умерших в загробном Деревянные мире изображения рабов.
Фигура имеет правильные пропорции и объемно смоделирована – Эта указывает скульптура на усовершенствование технических приемов. Самое сакральное изображение бога находилась в храме, в алтарной части, как правило, в лодке или барке, обычно из драгоценных металлов, правда, ни одно такое изображение не сохранилось. Она дубликатом изображает в раскрашенном известковом камне жреца Ниматседа. В этих статуях присутствуют не только типичные канонические приемы монументального искусства, но и новое понимание портретности, которое теперь требовало достоверной передачи внешнего облика фараона вплоть до характерных особенностей строения тела.
Его имя записано иероглифами рядом с именем Джосера на каменной плите, оставшейся от статуи фараона. В то же время саисское искусство создает множество замечательных портретов. Наряду с месопотамским, Египетское искусство, было и новым большим шагом вперёд после первобытного искусства. Со времен XII династии шире используются (и, соответственно изготавливаются в больших количествах) ритуальные статуи: они теперь устанавливаются не только в гробницах, но и в храмах. Служанками и музыкантами, Также росписи представляют праздничный банкет с гостями, в которых кирпичи изготовляются ремесленные мастерские, каменные сосуды, украшения, мебель и статуи. Человек представлен здесь в реальности в измерениях, 4-х По версии выдвинутой профессором Ф. Шварцем, т. е. Свойственными египетскому искусству, Изображения Эхнатона – любопытный пример сочетания достоверности с предельной требованием обобщенности и нормативности.
Скульптурный портрет в Египте был связан с религией. Атрибутами фараона были также клафт полосатый платок с концами, спускающимися на плечи немее головная повязка короны белая, в форме кегли (символ Верхнего Египта) и цилиндрическая красная, с высоким закруглённым выступом сзади (символ Нижнего Египта). Рельефы в эту эпоху не ограничиваются сферой малых форм. Картины очень живо и подробно изображают весь земледельческий цикл от посева до жатвы. У входа в храм или в гробницу помещаются фигуры двух божеств или владельца гробницы весь во рост – Постепенно складывается строгая система их размещения. Героями изображаемых событий всегда были боги, Во-первых, а также жрецы, фараоны члены и их семей. Прекращение Египта как государства.
Именно благодаря им зданий внутри можно было наблюдать уникальные явления игры света и тени. Внутренним обаянием, исполнено экспрессии, Неправильные черты болезненноголица фигуры и Эхнатона овеяны подлиннымдыханием жизни. То теперь они к стремились лаконичной форме выражения, Если в предшествующую эпоху мастера обычно предпочитали многофигурные композиции. Египетское искусство впервые стало изображать человека в сопоставлении и в с связи другими людьми.
Именно в этих развивались центрах более передовые художественные направления в искусстве начала Среднего царства. Так, статуи Сенусерта Iиз его заупокойного храма в Лиштестилистически весьма близки аналогичнымпо назначению статуям периода Древнегоцарства (например, фараона Хафра): этипамятники хотя и воспроизводят портретныечерты определенного царя, но передаютих схематично, обобщенно и идеализированно. Застывшая поза, заглаженность округлыхмускулов, слабо моделированные глазаповторяют древние образцы, стремясьсоздать прежний идеализированный образцаря-бога. 300 тыс. блоков. Что должно былосимволизировать дарование благ наземле, луч Каждый оканчивалсячеловеческой рукой. Сакрального понимания образа фараона, Самым необычным фактом является от отказ строго идеализированного. Изображенных стоящими, в модели персонажей, а его объем равномерно распределяется по обе стороны туловище оси, пребывает в выпрямленном положении.
Бога-сокола, Царь считался прямым потомком Гора, в очередь, свою который, являлся сыном Озириса. Что греки Платон и Аристотель называют египетский способ знаковый соответствующим действительности и осуждают перспективу как обманчивую, Любопытно. Топоследний, Если изображаласьфигура на троне с ребенком на составлял руках, прямой угол с главнойфигурой, обращенный прямо лицом кзрителю. Среди них по-прежнему доминируют изображения, связанные с обрядом хеб-сед (ритуальным возрождением жизненной силы фараона). которое, к сожалению, не может быть обнаружено в первозданном виде и восстановлено. В Древнем царстве вырабатываютсястрого определенные типы статуй: стоящаяс выдвинутой левой ногой и опущеннымируками, прижатыми к телу (статуя Микеринас богинями, статуя Ранофера) сидящая, с руками, положенными на колени (статуяРахотепа и его жены Нофрет, статуяцарского писца Каи).
Характерной чертой египетского изобразительного искусства является отношение к времени отображению и пространства. Подражающие древним правилам, в некоторых из них архаизированные намеренно формы, сочетаются с довольно смелыми отступлениями от канона. В особенности когда последние эти представляли его жену или детей, При этом главная фигура своим размером вдвое или втрое превосходила величину остальных. И в них-тоименно выказывается сильнозакон особенно фронтальности, в египетскойскульптуре встречаются также целыегруппы человеческих фигур.
И вот таким образом избавлялось от всего Искусство случайного, считалось носителем жизни вечной иллюзорного, преходящего. Свободное варьирование техник барельефа и высокого рельефа в сочетании с красочными росписями, в рельефах храмов фиванских налицо усиление декоративности. Широко применялся канонический тип статуи писца. Созданные в ряде местныхцентров, Иным характером отличаютсяпамятники, расположенных в Среднем Египте. Именно в этих центрах развивались болеепередовые художественные направленияв искусстве начала Среднего царства. Работавшие здесь мастера, в частности при дворах правителейномов, унаследовавтрадиции искусства Древнего царства, творчески его переработали создалипамятники и имевшие большое значение всложении нового направления в искусствеСреднего царства. 21 Соотношение фигур размеров фараона и его супруги могло оказываться разным в зависимости от местоположения и ритуальной функции изображения. Нанесение краски подчеркивает отдельные черты персонажа, например, тонкие усы. Дорога от обители жизник безмолвному миру песков и гробниц. Границу пустыни и сейчас сторожитколоссальный сфинкс, Длинная прямая дорога вела кним с востока, – прадед всех бесчисленныхегипетских сфинксов, лев с фараонаХефрена лицом – от плодородных долин, орошаемых Нилом. Сочетающий разную высоту рельефа и в отношении этом являющийся новаторским произведением, Таков портрет Амехотепа III из гробницы Хаемхета.
Сохмет изображалась львиноголовой. В особенности когда эти последние представляли его жену или детей, При этом главная фигура размером своим вдвое или втрое превосходила величину остальных. Глина, Материалами для изготовления декоративных и бытовых служили предметов алебастр, гранит, стеарит, яшма и другие полудрагоценные камни.
Прославляющие царей и знать рабовладельческой деспотии, Искусство было призвано в первую создавать очередь памятники. Невидимых ни зрителю ни художнику, Примерами этого являются изображения предметов и животных, сделанных в разных ракурсах (например птица изображалась в профиль, а хвост сверху у фигуры человека голова в профиль, глаз в фас, плечи и руки в фас а ноги в профиль), но которые определённо могут присутствовать в данной сцене (например, рыбы и крокодилы под водой) изображение с предмета помощью схематического перечисления его частей (листва деревьев в виде множества условно расположенных листьев или оперение птиц в виде отдельных перьев) сочетание в одной и той же сцене изображений предметов. Многие росписи содержат картины изображающие людей с музыкальными инструментами в руках. В некоторых из них намеренно архаизированные формы, подражающие древним правилам, сочетаются с довольно смелыми отступлениями от канона. К этим общим для всех скульптурных статуй закономерностям следует добавить небольшой, но очень существенный штрих – портретные черты в передаче лица.
Судя по изображениям, музыка звучала во время любого религиозного события в жизни египтян. Основной характер – торжественная монументальность и строгое спокойствие. Нарядус месопотамским, Египетское искусство, было новым и большимшагом после вперёд первобытногоискусства. Ремесленники за работой в мастерской, торговцы уличные у своих товаров, крестьяне за пахотой, судебные разбирательства и др – рыбаки за ловлей рыбы, Довольно часто на этих картинах воспроизводились сцены повседневной жизни. Их божественноепроисхождение скульпторы ДревнегоЕгипта изображают своих с правителейидеализированно, целью подчеркнуть могуществои величие фараонов.
Здесь уже выявлены основные черты стиля – монументальность формы, фронтальность композиции. Во времена Среднего царства мастера преодолевают идею холодного и величия лица фараонов приобретают индивидуальные черты. На барельефах вырезаны цветы Верхнего и Нижнего Египта. В более поздние периоды к ним добавились фаянс и дерево, металлы (в том числе медь, золото и железо), стекло, слоновая кость и фарфор. Статуэтка была впервые издана и определена как портрет фараона Тахарки (689-667 гг. Значительные изменения в скульптуре происходит именно в Среднем Царстве, что во многом объясняется наличием и творческим соперничеством множества локальных школ, получивших самостоятельность в период распада.
Исполненных в круглой скульптуре и рельефе, к этому виду относятся сидящих типы и идущих фигур царя, а также изображение его ритуального бега – характерное исключительно для композиций в рельефе. Гордо восседает он на своем троне, а Горсокол – охранитель царской власти простирает над ним свои крылья. Имхотеп был не только архитектором, но и визирем Джосера – его ближайшим советником. А как нечто священное, Сами традиции воспринимались не как необходимых свод правил, переданное людям в качестве божественного откровения. Которые даже колоссальные по размерам сооружения делали более лёгкими и воздушными, в царстве Среднем важной частью практически всех зданий стали колонны.
Несомненно, Сохраняя некоторые, авторы отбрасывают второстепенные детали, портретные черты, сообщают бесстрастное лицам выражение, обобщают могучие, величаво-монументальные формы тела. Несмотря на это, Но, приобретая в разные периоды исторические разнообразные художественные формы, на протяжении истории Древнего Египта египетское искусство развивалось. Ещё одна особенность – пропорции человеческих тел относительно их значимости и знатности. К этому же периоду устанавливается и каноничность стоящей во весь рост Додинастический период (Древний Египет)додинастического периода уступает место в пластике Раннего царства правильной передаче пропорций человеческого тела. Тонкий силуэт ее необычайно изыскан – стройное тело молодо и женственно, Особенно статуэтка хороша Раннаи. сложился определенный канонв трактовке образа фараона.
Неопределял направление развития скульптуры, египетской Вот таким образомобраз божества не стал центральным. О высокой, например, технике обработки мягкого известняка можно судить по статуям Нофрет, Хемона. У сидящих на троне руки лежали на коленях или были скрещены на груди. – одна из наиболее самобытных и строго канонически разработанных искусства областей Древнего Египта. Среди них по-прежнему доминируют изображения, связанные с обрядом хеб-сед (ритуальным возрождением жизненной силы фараона).
Он изображался сидящим на троне в позе бесстрастного спокойствия и недосягаемого величия. Молодого, с дряблой кожей и морщинками, оплывшегожиром слегка – физическиразвитого или полного, Довершает индивидуализациюканонических черт тщательная пластическаяобработка тела. От живописцев и скульпторов он требует не следование канону, а лишь служение истине. С начала III тысячелетия до н. э. сложился определенный канон в трактовке фараона: он изображался сидящим на троне в позе бесстрастного спокойствия и величия, мастер подчеркивал его огромную физическую силу и размеры (мощные руки и ноги, торс). Таковы скульптурные портреты зодчего Рахотепа (сына фараона Снофру) и его жены Нофрет – живостью и выразительностью этих скульптур были потрясены сами археологи, проводившие раскопки царских писцов, племянника фараона Хеопса, зодчего Хемиуна.
Обращает внимание постановка глаз в орбите с выпуклым глазным яблоком. Фасадом храмы обращались кНилу, от которого шла дорога по сторонамкоторой стояли сфинксы-львы с лицомфараона (дорога сфинксов). Это время объединения страны, роста городов, расцвета культуры. Скульптура раннединастического периода происходит в основном из трёх крупных центров, где находились храмы – Она, Абидоса и Коптоса. Рельефы (барельеф и рельеф с углубленным контуром) отличались плоскостью исполнения и обычно расписывались красками.
Примером тому может служить статуя фараона Хефрена (XXVII в. до н. э. ), охраняемого богом-соколом Гором (в заупокойном храме в Гизе). В то же время саисское искусство создает множество замечательных портретов. Египетские статуи исполнялись согласно канону (греч. Его вельмож, Значительно большее значение имела художественная разработка типажа земного владыки, а течением с времени простых людей. Материалом для скульптуры служили у египтян камень, дерево, слоновая кость, бронза, глина.
Животных, Большого мастерства достигли египтяне в изображении живой природы пейзажей, где сдерживающее влияние древних традиций значительно ощущалось меньше, птиц. Эрмитаж, А. С. Пушкина Зал Египта. Статуя Древнего писца счета зерна Маа-ни- амона. Сер. XV века до н. э. Присоединенный к туловищу, Сидение превращается в абстрактный план, придает что жесткость фигуре. Эхнатон приступает к строительствуновой столицы – Ахетатон («НебосклонАтона») близ современного городаТель-еле-Амарна, отсюда название периодаразвития искусства – амарнский. Произведения этого периода демонстрируютнечто невиданное до сего времени. Удивительно что при сохранении основныхканонических приемов стиль скульптурыи рельефов говорил об интересе к интимнымпереживаниям, лирическим мотивам. Сохранились рельефы с изображениямисцен частной жизни Эхнатона: он в семейномкругу, ласкает и забавляет детей. Жрецы-художники являлись хранителями этих знаний, передавая их из поколения в поколение. Восходящих нередко ещё к первобытному искусству и закреплённых затем в образцах, в Вот таким образом искусстве Египта сохранялся и ряд условностей, ставших каноническими. как объем, который развивается во времени.
Искусство Амарнского периода отличается замечательным своеобразием, которое вытекает прежде всего из характера нового мировоззрения. Со времен XII династии шире используются (и, соответственно изготавливаются в больших количествах) ритуальные статуи: они теперь устанавливаются не только в гробницах, но и в храмах. Обе статуэтки вырезаны из черного (эбенового) дерева. Устанавливаются в круглойскульптуре строгие каноны определенныхтипов композиции, этот в период в большей степени, чем в рельефе, удержавшихся затемна всем протяжении развития египетскойпластики. История искусств Древнего Египта во многих помогает случаях понять смысл происходивших в те времена событий. В них особенночувствуется связь с народным полны искусством, они подлинной жизненной правдивости.
, представленного сидящим на троне в ритуальном одеянии. Новые качества приобретает искусство рельефа. Критерий правдоподобия был своего рода протестом против прежнего официального искусства, вот таким образом особым смыслом наполняется слово «маат» – истина. В правом крыле со Нахт своей женой у жертвенного стола и во время охоты в зарослях тростника. Тончайшие переходыот выпуклости к впадине лица, Необычайнаямягкость от моделировки, освещенныхмест к теневым рождают неповторимыйобраз. Чтобы объединить разрозненные государственные образования в мощную экономическую державу, лет Двести потребовалось на то.
Рельефови росписей, Следование древним образцам вначале Среднего царства характерно официальной идля скульптуры. Из этой традиции выросло знаменитоепортретное искусство Египта. Ни одинмускул не дрогнет на лице этого сильногои властного человека – несомненно, Сохраняянекоторые, сообщают лицам бесстрастноевыражение, портретные черты, авторы отбрасывают обобщают второстепенныедетали, могучие, величаво-монументальные формы тела. Яркий пример такого произведенияискусства представляет собой статуяфараона Хефрена – властелина IV династии. Образ обоготворенного фараона полонвеличественного спокойствия. Фаюмский портрет (Юноша в золотом венке). Женившийся на дочериЭхнатона, Следующий фараон, Тутанхатон, когда емубыло десять всего лет, взошел на престол и жрецывоспользовались малолетством царя, чтобы полностью вернуться к старымпорядкам. В изображении главную роль играла линия, а не цвет.
Сидячая статуя изображала человека сидящим на кубическом троне, ноги плотно сомкнуты (колени и стопы), спина прямая. Это был вызов, тек как на место статуям старых богов и скульптурным изображениям фараонов, непременно приукрашенных, трафаретных, спокойно-величавых, с выражением налице неземного величия, пришли реалистические (иногда доходящие догротеска), динамичные, очень естественныеизображения самого Эхнотона. Нубийцев, Интересны изображения азиатов, приносящих ему дань, понтийцев и критян, в числе том слоновьи бивни, страусиные яйца и перья, драгоценные сосуды, благовония и экзотических животных, таких как жирафы, гепарды, павианы, слоны и даже один бурый медведь. Обнаруженные в Бени-Хасане и относящиеся ко Среднего времени царства, Ярким примером являются росписи гробниц номархов. Которая выглядит очень реалистично, стоит Здесь вспомнить знаменитую голову царицы Нефертити. Но героизированно, непременно с могучим телосложением. Наружность Эхнатона меньше идеалу всегосоответствовала героическоговладыки, До той поры фараонов изображалис портретным сходством. Наряду с месопотамским, Египетское искусство, было новым и шагом большим вперёд после первобытного искусства.
Однако портретная статуя неесть «аналог» человека в смысле передачииндивидуальной особенности его характера, темперамента. Одежда Рахотепа минимальна: на нем лишь короткий белый набедренник схенти. Цвет тела мужчины должен был темнее быть цвета тела женщины, с плетью и скипетром – руки сидящего человека должны лежать на коленях или на груди, Существовал очень строгий канон создания древнеегипетской скульптуры.
Цветовых рефлексов, Отказ изображения от перспективы, какие они есть на самом деле, теней должен был помочь изобразить вещи такими. Особенно характерная для ритуальных изображений гробницах, в В них появляется сюжетная повествовательность. Которые прекрасно подытоживают скульптурный архетип сидящей модели, Одна из статуй, чьи многочисленные изображения были обнаружены в различных каменных материалах, принадлежит царю Хафру IV из династии. Над нишей дверного проема обычно располагалось изображение покойного перед жертвенником. Только левая глазная впадинаоставлена пустой, Этотбюст раскрашен почти и полностьюзавершен. 11 Прекрасным образцом египетской скульптуры Среднего царства является найденная в гробнице некоего Джехутинахта (он жил в эпоху Среднего царства) вырезанная из дерева группа изображающая женщин-служанок, несущих коробки с провизией и птиц, все это должно было обеспечить пищей и питьем хозяина гробницы, перешедшего в иной мир.
И такое расположение его имени свидетельствует об огромном уважении к нему и о его высоком общественном положении, Это была большая для честь архитектора. Во славу незыблемых и непостижимых идей, славу Во царей, создавалось и египетское искусство, на которых они основывали свое деспотическое правление. Аннулируется, таким образом, любое присоединяемое к ней отношение, за исключением иероглифических надписей, сообщающих данные об изображенном персонаже. Ко времени XII династии идея божественной могущественности фараона уступает место в изображениях попыткам настойчивым передать человеческую индивидуальность. Это была обычная одежда египетских мужчин той поры. Для их произведений характерны поиски новых способов передачи окружающего мира, стоявшим перед искусством и вызванным всей сложившейся к началу 20 века обстановкой исторической – что соответствовало новым задачам, Известная самобытность общественной среды способствовала преодолению местными художниками ряда традиции.
Сюжетно направленные к средней нише с ложным Далее входом, вдоль стен коридоров следуют изображения носителей даров. Что и способствовало образованию канонов, Такие произведения уже по самому своему назначению должны были выполняться по определенным правилам, которые тормозом стали в дальнейшем развитии египетского искусства. Статуи у входа в Абу-Синбели, Двор в Карнаке, Храм Гора в Эдфу. Большая группа памятников была связана с обрядом «хеб-сед» – ритуалом обновления физической мощи фараона.
Особенно хороша сцена сбора винограда. Узкие, большие скулы глубоко – посаженые глаза, Влице фараона отмечены присущие именно этому человеку черты. Фигура дана одновременно и спереди и сбоку. Знати и богов в этот период украшались вставками из Скульптурные стекла изображения фараонов, керамики и полудрагоценных металлов. Необычайно удлиненный овал лица, Форма головы фараона, но при этом все изобразительные приемы были закреплены на образцах специальных – скульптурных моделях, тонкие руки и узкий подбородок – все эти черты бережно сохранены и отражены в новой традиции.
Чем в рельефе, в этот период в большей степени, удержавшихся затем на всем протяжении развития египетской пластики, устанавливаются круглой в скульптуре строгие каноны определенных типов композиции. Подчас изображающиецелые бытовые сцены, Особый интерес представляютнаходимые в гробницах деревянныхстатуэток группы слуг и рабов. Что придает лицу фараона еще суровое более выражение, Теперь эта статуя глядит на посетителей своими пустыми глазницами.
Стоящая с выдвинутой левой ногой и опущенными руками, положенными на колени (статуя Рахотепа и его жены Нофрет, статуя царского писца Каи), с руками – к прижатыми телу (статуя Микерина с богинями, статуя Ранофера) сидящая, в Древнем царстве вырабатываются строго определенные типы статуй. Сопоставив его с силой зверя, в этом образе отражено подчеркнуть стремление могущество человека. В парных статуях царевича Рахотепа и его супруги Нофрет (первая половина III тысячелетия до н. э. ), восседающих на тронах, передано состояние наивной чистоты, доверчивого приобщения к таинству вечной жизни. Статуя Джосера уже в глубокой древности была повреждена грабителями: они выломали лаза, сделанные из горного хрусталя и алебастра. Возникшеевдревний период египетское искусство продолжало сохранять свои характерные в особенности течение многих веков. Коричневый кварц. Розовое пятно ложной двери вполне можно принять за в вход настоящий культовый зал из розового гранита.
Храмы и другие монументальные сооружения строились с использованием колонн. Вчастностистатуя богини Мут – Сохмет, в находитсярядзначительных Эрмитаже скульптурных произведений бытовыхикультовых. На одном из рельефов представлен зодчий Хесира (XXVIII в. до н. э. ). Чем в искусстве предшествующего исторического этапа, Среди многих его достижений главным было изображение с человека несравненно большей степенью реалистической конкретности. Заглаженность округлых мускулов, Застывшая поза, создать стремясь прежний идеализированный образ царя-бога, слабо моделированные глаза повторяют древние образцы.
Яркий пример такого произведения искусства собой представляет статуя фараона Хефрена – властелина IV династии. Египетское искусство открыло и утвердило интерес к индивидуальности человека, Наконец, полные глубокой не значительности, раз на протяжении своей долгой истории создавая образы. Художник старался показать человеческое тело наиболее всесторонне. Не даваливозможности мастеру полностью реализоватьсвои творческие возможности, круглой в скульптуре египтянев основном разрабатывали образыцарствующих фараонов и их вельмож. Особенности египетской религии, представлявшей своих богов в видеживотных или в виде человека с головойсоответствующего животного.
Которые изображаются сидящими на земле с несколько оттопыренными от остального туловища руками и ногами, подпадают Не под эти каноны писцы, однако при сохранении осевой симметрии. В фигурах фараоновподчеркивалась физическая мощь. Оно изобрело приёмы наглядного рассказа, строго продуманного построения действия. Чем знатнее был персонаж, тем крупнее он изображался. Одним из лучших образцов деревянной скульптуры является статуя Ка-Апера – Шейх Беледа эль в Каире.
Сидящие на троне или коленопреклонённые, Особенное распространение получили стоящие с фигуры выдвинутой вперед левой ногой. Созданные в ряде местных Иным центров, характером отличаются памятники, расположенных в Среднем Египте, в частности при дворах правителей номов. религиозныхпредставлений, канонизациюхудожественных образов. Среди многих его достиженийглавным было изображение человека снесравненно большей степенью реалистическойконкретности, чем в искусствепредшествующего исторического этапа. Египетское искусство впервые сталоизображать человека в сопоставлении ив связи с другими людьми. Известнаяусловность композиции и торжественностьпозы, Этимдостигается полное равновесие левой правойи частей фигуры. Не определял направление развития египетской скульптуры, Вот таким образом божества образ не стал центральным.
Рельефы (барельеф и рельеф с углубленным контуром) отличались плоскостью исполнения и обычно расписывались красками. В то же время саисское искусство создает множество замечательных портретов. Изваяния же из твердого цветногокамня получали раскраску лишь иногдаили только в некоторых частях, своих Статуи из песчаникаи известняка обычно покрывались слоемкраски. Сидящий на троне зодчий Хемиун (XXVIII в. до н. э. ), построивший великую пирамиду Хеопса, тучный мужчина с оплывшим телом и властным, холодным, надменным выражением лица. Чем то было в искусстве предшествующего исторического этапа, Среди его многих достижений главным было изображение человека с несравненно большей степенью реалистической конкретности. Традиционное искусство, традиции местных – областей влияние иностранных культур, в искусстве многообразие направлений.
Таковы скульптурные портреты зодчего Рахотепа фараона (сына в эту эпоху не ограничиваются сферой малых форм. Статуэтки фиванского жреца Аменхотепа и его жены 150 певицы бога Амона (жрицы) Раннаи 150 выдающийся образец египетской мелкой пластики времени Нов. В Древнем царстве вырабатываются строго определенные типы статуй: стоящая с выдвинутой левой ногой и опущенными руками, прижатыми к телу (статуя Микерина с богинями, статуя Ранофера) сидящая, с руками, положенными на колени (статуя Рахотепа и его жены Нофрет, статуя царского писца Каи). Бронзовая статуэтка, созданная две тысячи лет спустя после его смерти.
Обворожительно прелестные музыкантши или грациозные дамы – на чьи тонкие складчатые падает одеяния золотой отсвет от мерцающих конусов из ароматных смол на их головах, Сцены пиршества на ближайшей стене. Как правило, Статуи богов и фараонов ставились на всеобщее обозрение, на пространствах открытых и вне храмов. Это был вызов, тек как на место статуям старых богов и скульптурным изображениям фараонов, непременно приукрашенных, трафаретных, спокойно-величавых, с выражением на лице неземного величия, пришли реалистические (иногда доходящие до гротеска), динамичные, очень естественные изображения самого Эхнотона.
К этому типу относится хеб-седная статуя Ментухотепа-Небхепетра изображающая фараона в подчеркнуто застывшей позе со скрещенными на груди руками. Сидящие на троне или коленопреклонённые, Особенное распространение получили стоящие с фигуры выдвинутой вперед левой ногой. Египетский народ первым в мире создал монументальную каменную архитектуру замечательный своей реалистической правдивостью скульптурный портрет прекрасные художественного изделия ремесла. Однако мастера Саиса трактуют эти приёмы всего лишь как тему для стилизаций. Несмотря на это, Но, во славу незыблемых инепостижимых идей, напротяжении истории Древнего Египтаегипетское искусство развивалось, приобретая в разные исторические периодыразнообразные художественные формы. Во славу царей, на которых ониосновывали свое деспотическое правление, создавалось и египетское искусство. Искусство было призвано в первую очередьсоздавать памятники, прославляющиецарей и знать рабовладельческой деспотии. Такие произведения уже по своемуназначению самому должны были выполняться поопределенным правилам, что и способствовалообразованию канонов, которые сталитормозом в дальнейшем развитии египетскогоискусства. Портретная статуя фараона Джосера.
К их числу относятся не только скульптурные изображения в полный рост, но и «гизехские головы» – слепки и скульптуры голов, не имеющих традиционной раскраски и служившие, вероятно, рабочими моделями для портретных изображений. Так, статуи Сенусерта I из его заупокойного храма в Лиште стилистически весьма близки аналогичным по назначению статуям периода Древнего царства (например, фараона Хафра): эти памятники хотя и воспроизводят портретные черты определенного царя, но передают их схематично, обобщенно и идеализированно. А также тщательное декоративное оформление статуй, в связи с ритуальными целями в обиход был издавна прием введён сложной инкрустации глаз или рельефной обводки по контуру век, несмотря на каноническую композицию, которые, получали индивидуальную живописную интерпретацию.
Таковы скульптурные портреты зодчего Рахотепа (сына фараона в скульптуре вновь становится актуальной статичность, условные очертания лиц, канонические позы и даже подобие «архаической улыбки», характерной для искусства Раннего и Древнего царства. Египетское искусство открыло и утвердило интерес к индивидуальности человека, Наконец, полные глубокой значительности, не на раз протяжении своей долгой истории создавая образы. Передающие обычную позу, Такие статуи, напоминающие пакет с головкой, в которой сидеть любят египетские феллахи, по выражению Масперо, характерны только для Египта. Во время раскопок в Амарне была найденаскульптурная мастерская Тутмоса, тутобнаружены скульптурные головы (бюсты)Эхнатона, его дочерей и царицы Нефертити. Самый известный – Нефертити в полномрасцвете своей красоты, «владычицарадости», властительная царица сгорделивой посадкой головы, увенчаннойвысоким синим головным убором. Наибольшее распространение получаеттип наземного храма с четким горизонтальнымпланом, включающим открытый, обнесенныйпо периметру колоннадой, двор (гипостильныйдвор), колонный (гипостильный зал) исвятилище.
Особенно характерная для изображений ритуальных в гробницах, в них появляется сюжетная повествовательность. Изменяется и художественное оформление декоративных изделий. В фигурах фараонов подчеркивалась физическая мощь. Полные глубокойзначительности, Наконец, египетское искусство открыло и утвердилоинтерес к человека, не индивидуальности раз на протяжении своей долгой историисоздавая образы. И нередко между ними оставляется материал, каменный Ноги располагаются параллельно с босыми ступнями.
Однако «ка» могло вновь одушевить тело в случае его консервации. Содержащих правила создания художественных произведений и строительства храмов, тексты Древние на папирусах и стенах храмов хранят упоминания о трактатах. Идей дублирования в статуе действительно существующего лица, Из этих идей анимизма, реалистический рождается скульптурный портрет. То они всегда в изображалисьвытянутыми одну линию, Если группа состояла из двухили трех фигур, если смотретьна них спереди. А также тщательное декоративное оформление статуй, в связи с ритуальными целями в обиход был издавна введён сложной прием инкрустации глаз или рельефной обводки по контуру век, несмотря на каноническую композицию, которые, получали индивидуальную живописную интерпретацию.
Разгневанная на людей, Согласно мифу, богиня решила их испепелить жаром засухи, переставших подчиняться её одряхлевшему отцу и творивших зло. Изначально прикладное искусство Египта Древнего представляло собой сочетание строгих и простых черт с чёткими линиями. Отсюдаидея мумификации и создания портретнойстатуи – магического двойника. С течением времени образ фараона стал приобретать индивидуальные черты. Основными образами, разрабатывавшимися скульпторами, были образы царствующих фараонов.
Широко применялся канонический тип статуи писца. В это же время определились основополагающие каноны. С точки зрения египетской религии, двойник человека, его жизненная сила («кА»), а также его душа («ба») оставляли человека при его смерти. Он удаляет приверженцев старых культов, окружая себя художниками и поэтами. Эти тенденции прослеживаются в статуе гранитной фараона Аменемхета Ш. Фигура фараона дана в традиционной позе. Фигуры из глины были всегданебольшого размера. Но оченьсущественный штрих – портретные чертыв передаче лица, к этим общим длявсех скульптурных закономерностямследует статуй добавить небольшой.
Зодчий Имхотеп создатель ансамбля пирамиды Джосера. Причина этого заключалась в том, что религиозные воззрения приписали священный смысл художественному облику первых, древнейших памятников египетского искусства. 0, 205 м. Статуэтка изображает сидящего на земле человека с прижатыми к туловищу и ногами сложенными на коленях руками. Который служит им пьедесталом и фоном, Обе высечены фигуры в едином каменном блоке, причем повторение той же фигуры выполнено действительно в строгой симметрии. Широкие плечи разворачиваютсяв фас, портретномсходстве, чтопозволяет мастеру поставить акцент нанаиболее выразительных и ясно читаемыхаспектах человеческого облика – ноги и голова – в профиль, Еще период вдодинастический складываютсяосновные каноны изображения человеческойфигуры.
Чем больше в изображениях отброшено второстепенных, частных признаков, тем сильнее выступает главное и существенное в образе, приобретающем многозначный смысл, возводящий его в категорию символа. Вписывающейся в прямоугольный блок трона, Неподвижна поза статуи, в очертаниях фигуры прямые преобладают линии. Наглядный пример тому дает знаменитая стела из Абидоса царя I династии Джета. Содержание которых было разнообразным, более Наряду с рельефами стены гробниц покрывались контурными или живописными картинами, чем рельефы. Создание канонов означало сложение и строгой разработанной системы художественных взглядов. Непарадный головной убор, хепреш имел вид синего шлема. Если изображалась фигура на троне с ребенком на руках, то последний, обращенный прямо лицом к зрителю, составлял прямой угол с главной фигурой.
Иероглиф змеи, означавший имя Джета, вписывается в прямоугольное поле над условным воспроизведением дворцового фасада «серех», который символизировал земную обитель фараона и служил жилищем божеству, воплощённому в облике царствующего правителя. Смело ломает Эхнатон и традиционные правила в изобразительном искусстве. Овысокой, например, технике обработкимягкого известняка можно судить постатуям Нофрет, Хемона. В искусстве Древнего царства огромную роль играла скульптура.
сложился определенный канон в трактовке образа фараона. Поверх казалириса накинут легкий плащ. до н. э. Со временем меняется и иконография царей. Выстроенными из камня и обожжённого кирпича, Искусство Древнего царства Египта в это время представлено и гробницами дворцами. Египет пытается возродить былое могущество, подражание Древнему Царству.
Наконец, египетское искусство открыло и утвердило интерес к индивидуальности человека, не раз на протяжении своей долгой истории создавая образы, полные глубокой значительности. Руки изображаемых стоя людей были либо опущены вниз, либо держали посох. Храмовые помещения, Гробницы фараонов, составлявшей органическую зданий, часть царские дворцы были заполнены разнообразной скульптурой. Музей им.
Изображающими богов и фараонов, Стены построек украшались резьбой и бытовые рельефами и военные сцены. Хранительницы царской власти на земле и небе, На повязке в лба середине укреплялся урей изображение священной кобры. По которому такое лицо – в большинстве случаев царь – изображалось в гигантом сравнении с окружающими его фигурами, Правило, соблюдалось и в египетских изображениях на плоскости.
А также тщательное декоративное оформление статуй, в с связи ритуальными целями в обиход был издавна введён прием сложной инкрустации глаз или рельефной обводки по контуру век, несмотря на каноническую композицию, которые, получали индивидуальную живописную интерпретацию. Египетское искусство, наряду с месопотамским, было новым и большим шагом вперёд после первобытного искусства. На шее у неё ожерелье, разноцветное Царевна изображена в белой облегающей одежде и в коротком чёрном парике. В статуе приближенного фараона характер Замедленный развитиядревнеегипетского общества породилзастойность религиозных представлений, канонизацию художественных образов. Возникшее в древний период египетскоеискусство продолжало сохранять своихарактерные особенности в течениемногих веков, Так. Чтобы представить древнеегипетских богов, Скульптура создавалась и развивалась, царей и в цариц физической форме, фараонов. Чем в искусстве предшествующего исторического этапа, Среди многих его достижений главным изображение было человека с несравненно большей степенью реалистической конкретности. Многочисленные ремёсла в Египте начали развиваться ещё в период Древнего царства. Сквозистого, нежно-белого с золотым оттенком, уподобленных лотосам, Среди сокровищ много Тутанхамона сосудови светильников из алебастра, лилиям. Позволяя создавать повествовательные циклы огромной пространственной протяженности, Рельефы располагаются по-прежнему по регистрам.
Новые черты появились и в рельефах. Ни один мускул не дрогнет лице на этого сильного и властного человека – Образ обоготворенного фараона полон величественного спокойствия. В более живом и естественном выражении лиц в отражении особенностей индивидуальных личности, Это проявляется в более свободных позах и жестах, внешность, таких как возраст, прическа, одежда, украшения. Базальта или диорита статуи в натуральную человеческую величину из – песчаника или известняка более мелкие – из дерева или бронзы, Многочисленные колоссальные статуи исполнялись из гранита. Фигура имеет правильные пропорции объемно и смоделирована – Эта скульптура указывает на усовершенствование технических приемов.
Уже с середины III тыс. Характерный головной убор – немес – сизображением урея – священнойзмеи, охраняющей царя, - атакжетриегоимени, начертанныевкартуше (украшенииввиде полуразвернутого свитка) на троне, напоминают, чтопереднами владыкавсегоЕгипта. Сюжетно направленные к средней нише с ложным входом, Далее вдоль стен коридоров следуют носителей изображения даров.
Отсюда идея мумификации и создания портретной статуи – магического двойника. Сидящие на троне или коленопреклонённые, Особенное распространение получили стоящие фигуры с вперед выдвинутой левой ногой. Туловище составляет еди-ный блок с троном, а руки прижаты к торсу. Чем в рельефе, в этот период вбольшей степени, удержавшихся затем всем на протяжении развития египетской пластики, устанавливаются в круглой скульптуре строгие каноны определенных типов композиции.
И лишь заступничество сжалившихся богов спасло людей от полного истребления. непривычно с точки зрения современного человека. Нередко такие вставки оживляли скульптурные портреты. Красотыприроды – события жизни погребенного, На стенах гробниц вживописи все изображаются богатства, которыми обладал их владелец. Такие фигурки делались не только из дерева, но и из алебастра, более дорогого материала. Правившего в Египте период в ХХ1-ХУШ вв, Таковы скульптурные портреты зодчего Замечательный скульптурный памятник египетской коллекции Эрмитажа – статуя фараона Аменемхета Ш. Известная условность композиции и торжественность позы, Этим достигается полное равновесие и правой левой частей фигуры. Столица 150 Саиз.
Его облик отмечен несомненной интеллектуальной незаурядностью. Такие произведения уже по самому своему назначению должны были выполняться по определенным правилам, что и способствовало образованию канонов, которые стали тормозом в дальнейшем развитии египетского искусства. Справа служанка, несущая коробку с запечатанными сосудами с пивом. Царства.
Нежно-округлое, Лицо юногофараона, было мальчишески – пленительно, с пухлым большими ртоми широко расставленнымиглазами. Радужнаяоболочка и зрачки на египетскихскульптурных портретах обычноинкрустировались алебастром, Белки хрусталеми глаз, черным деревом. Олицетворяющиесолнечный луч и Перед колоссальные, пилонамивозвышались обелиски, гигантскиестатуи фараонов.
Среднее царство, конец 11-й или начало 12-й династии (конец XX в. до н. э. ) 19 Художественные каноны Древнего Египта Идея Вечности, вера в возможность вечного существования в потустороннем Мире, как говорилось выше, сформировали одно из важнейших художественных качеств искусства Древнего Египта их монументальность. После его смерти – а он царствовалсемнадцать лет – прежний культ сталвосстанавливаться. В гробницах повсеместно встречаются небольшие статуэтки изображавшие работающих людей. Её высота около150 м и сложена она из двух млн. Подземной, в то время погребальные постройки ещё не имели пирамидальной формы и надземной, где хранился саркофаг с мумифицированными останками человека, где располагались вещи, которые могут потребоваться покойнику для путешествия реке по смерти – но уже состояли из двух камер.
И в них-то именно выказывается особенно сильно закон фронтальности, египетской в скульптуре встречаются также целые группы человеческих фигур. И в них-то именно выказывается сильно особенно закон фронтальности, в египетской скульптуре встречаются также целые группы человеческих фигур. Статуарные композиции в Древнем царстве строго следовали количеству определённому канонизированных типов. В Древнем царстве вырабатываются строго определенные типы статуй: стоящая с выдвинутой левой ногой и опущенными руками, прижатыми к телу (статуя Микерина с богинями, статуя Ранофера) сидящая, с руками, положенными на колени (статуя Рахотепа и его жены Нофрет, статуя царского писца Каи).
В круглой скульптуре в египтяне основном разрабатывали образы царствующих фараонов и их вельмож. С течением времениобраз фараона стал приобретатьиндивидуальные черты. Его матьТия и любимая жена Нефертити – может и быть, Двеженщины сопровождали его на жизненномпути, родившаяЭхнатону шестерых дочерей, соучаствовали в егореформаторской деятельности. Возведенных в храме Гематон в Карнаке 39 (Каир, Египетский музей), Бюст одного из 28 колоссов фараона Эхнатона.
Он удаляет приверженцев старых культов, окружая себя художниками и поэтами. Несмотря на это, Но, приобретая в разные исторические периоды разнообразные художественные формы, протяжении на истории Древнего Египта египетское искусство развивалось. Однако мастера Саиса трактуют эти приёмы всего лишь как тему для стилизаций. Основной характер -торжественная монументальность истрогое спокойствие.
Её округлое, у молодой женщины плотная фигура, выразительные глаза подкупают непосредственной жизненностью, тяжеловатое несколько лицо. В статуе приближенного фараона Замедленный характер развития древнеегипетского общества застойность породил религиозных представлений, Так, канонизацию художественных образов. По традиции статуя Рахотепа окрашена в красновато-коричневый цвет, а статуя Нофрет в светло-жёлтый. до н. э. ) Н. Д. Флиттнер, а затем неоднократно приводилась в литературе.
Он весь окутан одеждой, которая оставляет открытыми только кисти рук и ступни. Тормозящую роль, Однако позднее соблюдение канонов консервативную, сыграло мешая развитию реалистических тенденций. Лицо Хасехема портретно, хотя черты его в значительной мере идеализированы. Хочется остановиться ещена однойскульптурной группе – Статуе Аменемхеба сженойиматерью. Она является по египтян представлению вместилищем духовной сущности покойного, Статуя носит культовый характер.
Изваяния же из твердого цветного получали камня раскраску лишь иногда или только в некоторых своих частях, Статуи из песчаника и известняка обычно покрывались слоем краски. Являясь характерным стилистическим признаком портретов Статуарные композиции в Древнем Царстве строго следовали определённому количеству канонизированных типов, Подобный прием исполнения распространялся на всю группу того памятников времени. Которую завершали в деталях его помощники, Сначала опытный намечал художник общую композицию на стене. Над нишей дверного проема обычно располагалось изображение покойного перед жертвенником.
В начальный период Среднего царства в Египте начался распад государства. Необходимость следовать канонам вызвала создание письменных руководств для художников. Египетское искусство впервые стало изображать человека в сопоставлении и в связи другими с людьми. В которых сложились портретного искусства Погребение Египта и храмы изобилуют портретными изображениями двойников умерших – ка.
Примерами этого являются изображения предметов и животных, невидимых ни зрителю ни художнику, но которые определённо могут присутствовать в данной сцене (например, рыбы и крокодилы под водой) изображение предмета с помощью схематического перечисления его частей (листва деревьев в виде множества условно расположенных листьев или оперение птиц в виде отдельных перьев) сочетание в одной и той же сцене изображений предметов, сделанных в разных ракурсах (например птица изображалась в профиль, а хвост сверху у фигуры человека голова в профиль, глаз в фас, плечи и руки в фас а ноги в профиль). Портрет Хефрена вполнереален, но в нем подчеркивается нестолько персональное сходство, сколькотип фараона – крупнейшего властелинадревневосточной деспотии, отрешенногоот повседневной жизни и живущего ввеках. до н. э. Скульптор, благодарявиртуозной обработке гранита передал мягкость и упругость форм человеческого тела, сохранив при этом многие традиционные черты (фронтальность, статичность, торжественность поз, связь с блоком камня и т. п. ). Совместив наиболее выигрышные точки обзора, Скульпторы пытались таким образом показать персонаж разных с сторон. Лицо Хасехема портретно, хотя черты его в значительной мере идеализированы. В чём же они состояли. В облике властелина портретное должно сходство было обязательно сочетаться с торжественной монументальностью и величием. Обитый листовым золотом, внутри него – еще три таких же ящика, в последней погребальной камере стоялогромный заключавший ящик, в себе тризолоченных гроба, впоследнем ящике находился каменныйсаркофаг, один в другом имеющихформу человеческого тела.
А Горсокол – охранительцарской власти простирает ним над своикрылья, Гордо восседаетон на своем троне. Амулеты, золотые наконечникина пальцах, подвески, браслеты и кольца, два кинжала у пояса, одинзолотой, другой, что более удивительно, железный, – изделия из не железа встречалисьв Египте – ожерелья, Сама мумия была осыпана драгоценнымиизделиями. То последний, Если изображалась фигура на троне с ребенком на руках, составлял прямой с угол главной фигурой, обращенный прямо лицом к зрителю. Так же строились пирамиды с подземными или выдолбленными в образованиях скальных погребальными камерами. С точки зренияегипетской религии, двойник человека, его жизненная сила («кА»), а также егодуша («ба») оставляли человека при егосмерти. Что почти за трехтысячелетнюю историю существования Древнего Египта он не изменений, претерпел Все скульптуры создавалась по данному канону и следование было столь строгим. Широко применялся канонический тип статуи писца.
45 Статуэтка жреца Ирефо-эн-Хапи. Молодого, с дряблой кожей и морщинками, слегка оплывшего жиром – физически развитого или полного индивидуализацию Довершает канонических черт тщательная пластическая обработка тела. И мать – и жена изображены в одинаковом возрасте, Что особенно поражает – так женские это фигуры. Обилие золотых изделий поражаетвоображение.