1490) кисти нидерландского художника Гертгена тот Синта Янса (ок. 1460-1465 до 1495), сообщает Христианский Мегапортал Среди других произведений Гертгена религиозной тематики – «Поклонение Царю» «Поклонение волхвов», «Мадонна с Младенцем» и др.
Небольшой переносной алтарь с изображением «Мадонны с младенцем» (Милан, пинакотека Амброзиана) по своей композиции близка работам Боутса. 1475–1480), затем к ней добавляется тонкая пейзажная и бытовая наблюдательность (триптих с Поклонением волхвов, 1490–1495), яркость отдельных индивидуальных характеристик (Оплакивание Христа и Сожжение останков Иоанна Крестителя, первоначально составлявшие двустороннюю створку алтаря 1484) изображение членов ордена иоаннитов в последней композиции является одним из первых групповых портретов. В исполненном острого образе драматизма «Христа Страждущего» (Музей архиепископа, Утрехт) натурализм причудливо сочетается с традиционным средневековым золотым фоном.
На дальнем плане изображена свита волхвов среди городского пейзажа. Эрмитаж). воинами (повторение фигуры св. Акцентированная угловатыми формами словно одеревенелых фигур, Статика композиции, придает образ картине суровой торжественности. И Винтертур, музей, чем триптих, пражский собрание Оскара Рейнхарта) по своей живописи более примитивное и нерешительное.
Умер Гертген тот Синт Янс в Гарлеме в 1495. Источником света здесь является сам – младенец лежащий в колыбели, гал. ) – одно из первых ночных изображений этой темы. Положивший начало целой серии замечательных произведений, Это групповой первый портрет в нидерландской живописи.
На створках представлены донаторы со св. Центральная сцена окружена пейзажем, ритмизованным деревьями с четким рисунком листьев. В исполненном острого драматизма образе «Христа Страждущего» (Музей архиепископа, Утрехт) натурализм причудливо сочетается с традиционным средневековым золотым фоном. «Мадонна с младенцем» (Берлин-Далем, музей) развивает в большем масштабе тему небольшого миланского алтарного образа, но лишается при этом ее наивности и свежести. Часто говорят о близости этих произведений искусству Гуго ван дер Гуса но в отличие от наполненных драматизмом работ ван дер Гуса, картинам Гертгена присуще, скорее, почти безмятежное размышление.
«Поклонения волхов» (Амстердам, Гос. Нац. Представляя это произведение искусствоведы обратили внимание посетителей на «одну из ранних и привлекательных трактовок Рождества», когда «в глубокой ночи божественно-яркий свет на переднем плане исходит от лежащего в яслях Младенца-Христа». Проникновенно воспроизводящей эффекты ночного освещения, Написанное позднее несколько Рождество Христово принято считать едва ли не первой достаточно натуральной картиной-ноктюрном. На отдаленном холме появляется еще один источник света исходящий от костра пастухов. На картине изображены справа св.
В творчестве Г. т. С. -Я. В картине «Христос-мученик» (Утрехт, Музей архиепископа) «экспрессионистская» фигура Христа, покрытая кровоточащими ранами, словно выполнена из дерева, что подчеркивает важность темы. К лучшим произведениям художника можно причислить также четыре небольшие картины.
Учился у А. ван Ауватера в Харлеме, жил там же в монастыре ордена иоаннитов (отсюда имя буквально – маленький Герард от святого Иоанна), не вступая, однако, в орден. Вторая работа – «Иоанн Креститель в пустыне» (Берлин-Далем, музей) крестьянская фигура святого, погруженного в свою молитву, предвещает «Меланхолию» Дюрера. Главной работой мастера был большой алтарный триптих «Распятие» (около 1484-94) для церкви этого монастыря сохранилась лишь правая створка – «Оплакивание Христа» (Художественно-исторический музей, Вена), полное суровой торжественности (на обороте – «Сожжение останков Иоанна Крестителя», с групповым портретом рыцарей-монахов, положившим начало жанру корпоративного портрета, распространённому в 16-17 веках).
На обороте – сцена «Сожжения останков Иоанна Крестителя»: позади могилы – несомненно портретные изображения монахов, основателей ордена. Фигуры восхищенных маленьких ангелов слева, Иосиф, объявивший пастухам о рождении Богомладенца, а также в сияющий небе ангел. предназначенный зля капеллы давшего ему приют монастыря.
Бавона Санкт-Петербург. Ренессансная лирика эмоций контрастно с сочетается архаическим золотым фоном в Христе страждущем. Которое переводится как Маленький Герард от Иоанна, святого Отсюда произошло и его прозвище. Количество его сохранившихся произведений невелико – это исключительно алтарные образы. ГЕРТГЕН ТОТ СИНТ-ЯНС (Geertgen tot Sint Jans) между 1460 и 1465, Лейден (. ) – 1495, Харлем (. ), нидерландский художник.
Написанный в традиции ван Эйка, Вокруг Иоанна расстилается пейзаж, большое пространство зелени прерывается поверхностью воды, с изображением четким травы и деревьев изображенной в виде драгоценных зеркал. Полное суровой торжественности (на обороте – «Сожжение останков Иоанна Крестителя», с групповым портретом рыцарей-монахов, положившим начало жанру корпоративного портрета, распространённому в 16-17 веках), Главной работой мастера был большой алтарный триптих «Распятие» для (около 1484-94) церкви этого монастыря сохранилась лишь правая створка – «Оплакивание Христа» (Художественно-исторический музей, Вена). К сожалению плохо сохранившийся, гал. ), менее безупречен живописи по и навеян еще юношеским вдохновением. Работал в Харлеме. Наконец, «Рождество Христово» (Лондон.
Триптих «Поклонение волхвов» (Прага, Нац. (Geertgen tot Sint Jans) p. между 146065, Лейден (. ), умер до 1495, Харлем (. ), нидерландский художник. Алтарная картина «Ночное Рождество» (около 1480-90, Национальная галерея, Лондон) стала одним из первых «ноктюрнов» (ночных сцен) в европейской живописи слияние человека с природой передаёт картина «Иоанн Креститель в пустыне» (около 1485-90, Государственный музей, Берлин). Только одна створка избежала разрушения во время религиозных войн XVI в. (Вена, Музей истории искусств). Гос. Несмотря на заметное влияние Рогира ван дер Вейдена и Хуго ван дер Гуса, образы мастера пленяют искренностью благочестивых эмоций, пестроватый колорит напоминает порой народные картинки, а обилие бытовых деталей вносит в композицию особую задушевность («Родня Христова в церкви», около 1480, Рейксмюсеум, Амстердам «Поклонение волхвов», около 1490-95, Национальная галерея, Прага).
Прожив совсем недолго, намного меньше, чем кто-либо из корифеев старонидерландского искусства – от Я. ван Эйка до И. Босха – Гертген тот Синт Янс, тем не менее, прочно вписался в их избранный ряд. Другие произведения Гертгена были исполнены для Братства иоаннитов. Освещена и фигура наклонившейся вперед Богородицы, чьи руки сложены в молитве. Первая из них «Пояснение волхвов» (Кливленд, музей) – повторяет тему пражского триптиха, но усиливает драматизм: все внимание обращено здесь к жестким лицам персонажей, выразительно передающим их чувства. Беспрецедентен по своему пейзажно-человеческому лиризму маленький Иоанн образ Креститель в пустыне.
На внутренней стороне изображено «Оплакивание Христа». Алтарная картина «Ночное Рождество» (около 1480-90, Национальная галерея, Лондон) стала одним из первых «ноктюрнов» (ночных сцен) в европейской живописи слияние с человека природой передаёт картина «Иоанн Креститель в пустыне» (около 1485-90, Государственный музей, Берлин). Очень далека от стиля главных произведений художника «Апокалиптическая Мадонна» (Роттердам, музей Бойманса-ван Бенингена), окруженная музицирующими ангелами в эффектном мощном освещении. Его главной картиной был большой триптих.
Этой картине наиболее близка работа «Воскрешение Лазаря» (Париж, Лувр), некоторые детали которой заимствованы из одноименного произведения Оуватера (Берлин-Далем, музей), но помешены в обширном пейзаже, с деревьями и водой на дальнем плане. предвосхищены многие последующие искания нидерландских живописцев. Изначально свойственная его вещам, Задушевность, ок, сперва предстает наивной несколько (Святая родня.
Оригинально и разнообразно развивал принципы нидерландской живописи Возрождения, наделяя религиозные композиции конкретными жанровыми чертами, вводя в них пейзаж, групповой портрет, ночные контрасты света и тени («Поклонение волхвов», Национальная галерея, Прага «Иоанн Креститель в пустыне», Картинная галерея, Берлин-Далем «Поклонение младенцу», Национальная галерея, Лондон).