Заказчикам, вознесенным на вершину власти, не было дано понять его разоблачительную силу. В стране бушевала кровопролитная война против тех, кого Гойя и его «офранцуженные» друзья еще так недавно считали носителями долгожданной свободы. И она сохранится в памяти веков». Но таких светлых, Это оригинальная работа, жизнерадостных работ в творчестве стареющего мастера все становится меньше. Егоинтересовали воздушная атмосфера, мгновенные изменения в природе, то«impression» впечатлениеот света и воздуха, поиск передачикоторого через несколько десятков летзахватит целое поколение живописцев. Предметы в системе Тернера постепеннопревращаются в красочное пятно и служатлишь материалом для колористически-декоративногопостроения. Композиция напоминает «Жмурки» (1791), но это карикатура на них, это ирониянад собственным ослеплением, «розовымиочками» молодости, скорбь над утраченнымииллюзиями. XVIII в. он превратился в экспрессивного, глубоко трагического художника.
Серия завершается образамибеспредельного пессимизма. Как Милле, Лучшие черты французского народа его и передового искусства воплощали такие художники, Мане, Курбе, Карпа. Здесь он создает ансамбль росписей, которые исследователи нередко именуют «черной живописью» («Сатурн, пожирающий детей», «Юдифь и Олоферн», «Асмодей», «Старики за похлебкой» и др. ).
Участнице обороны Сарагосы, Один из первых листов серии посвящен испанскойдевушке Агостине, Марии когда вокруг все уже были убиты, стоящей на груде трупов ипродолжавшей стрелять. Влияние его творчества на имело живопись общеевропейский характер и сказывается вплоть до современности. Как Давид во Франции, Гойя с егохудожественным мировоззрением, с его особым видением мира открыл для испанскогоискусства целую эпоху, положив начало развитию реалистической живописи новоговремени. От него, подобно темной реке, вдоль холмов движется к месту казни толпа жертв. Абсолютизму миру зла, мракобесия, Это обвинительный церкви, дворянству, акт лицемерия ифанатизма, насилия.
И далее: «Мое искусство никогдане пытается польстить имитацией, никогоне ублажает гладкостью письма, никомуне угождает скрупулезностью исполнения». К счастью, живопись Гойи была перенесена на холст, отреставрирована и находится в Прадо. Молодаяженщина, в ужасе прикрывающая лицо, вырывает зуб у повешенного («На охотеза зубами»). Образ этой молодой красивой женщины в эффектном национальном наряде полон порывистой страстности, энергии и решимости.
Реальные связи с живописьюконтинента воплощал Ричард ПаркеБонингтон (1801 1828), учившийся в Парижеу Гро, друживший с Делакруа и запечатлевшийв акварелях виды Нормандии и Парижа. Бонингтон был инициатором большогоальбома литографий изображающих старыегорода Франции, коллективного трудамногих художников под названием«Живописные путешествия». Гойя развиваетсямедленно, его яркая индивидуальность полностью себя выявила только к сорокагодам. Схватку мадридцев с французской конницей на Пуэрта дель Гойя Соль наблюдал из дома своего сына. Самхудожник писал о себе: «Возможно, жертвы, которые я приношу ради света и яркости, слишком велики, но ведь они главное впейзаже». Ф. Медокса Брауна (18211893) связываютс объединением «Прерафаэлитскоебратство», хотя, строго говоря, он невходил в него.
Огромное значение имело творчество Гойи и для формирования европейскогоромантизма. В ней нет аллегоричности, всепредельно понятно, лапидарно, в высшейстепени выразительно. В портретах Гойи во всей широте представлено общество того времени. Целый ряд листов посвящен современным нравам. Обусловленных солнечным светом и состоянием атмосферы), открытый – воздух) – в живописи воспроизведение изменений воздушной среды.
Среди других его произведений наиболее значительны графические циклы «Тавромахия» (ок. Одновременно в творчестве Гойи нарастают черты трагизма, неприязнь к феодально-клерикальной Испании «старого порядка». До самой смерти он не расставался с кистью и гравировальной иглой, оставаясь, по меткому выражению Клода Руа, «человеком, видящим истину». Где рисунок процарапывается гравировальной иглой в слое кислотоупорного лака, азотная кислота) – вид покрывающего гравюры, металлическую пластину.
Здесь, в «доме глухого», около 1820 г. он создает свою последнюю графическую серию, возможно, самое зрелое произведение егографического таланта, стилистически совпадающее с фресками его дома, сериюпритч, снов под названием «Диспаратес» «Необычайности» (излишества, безумства), 21 лист самых сложных художественно и технически, самых трудных дляпонимания, самых индивидуальных и странных гравюр. Гойя с егохудожественным мировоззрением, Как во Давид Франции, положив началоразвитию реалистической живописи новоговремени, с егоособым видением мира открыл для испанскогоискусства целую эпоху. А полученное углубленное изображение заполняется краской и оттаскивается на бумагу. ) Начинал художник с многоцветных и праздничных эскизов для Королевской шпалерной мануфактуры, места Процарапанные протравливаются кислотой, в 90-х гг. Борьба испанцев с лучшейтогда в мире армией, Вторжение французов в Испанию, которой в маленький народ проявил большоемужество, все эти события явились этапом не только в жизни страны, борьба, но и втворчестве самого Гойи. Гойя умер в Бордо в 1828 г. В конце века останки его были перевезены на родину. В 1814 г. Фердинанд VII вернулся в Испанию.
Его искусство правдиво, демократично, родственно гуманистической лирике природы. Но это вовсе не так. «Игра в жмурки» (1791) безупречна посочетанию белых, красных, желтых, темныхпятен. Дьяволв образе летучей мыши записывает в книгупостановления «против общего блага». Гойя писал картины, полные злой, обличительной иронии («Семейство короля Карла IV») и прославлявшие красоту, здоровье, моральную силу испанского народа («Женщина с желтым шарфом», «Маха одетая», «Обнаженная маха»).
Исключительного расцвета достигло портретное творчество Гойи, в котором звучат тревожное чувство одиночества («Портрет сеньоры Бермудес»), аромат тайны и скрытой чувственности («Маха одетая» и «Маха обнаженная»). Текучая и плавная живопись пластична и безупречна. И только в конце XVIII – начале XIX вв.
На которых направлены ружья вскинутые безликой шеренги французских солдат, Зловещий желтый свет фонаря вырывает из темноты прижатую к склону холма группу повстанцев. Лист называется«Какая доблесть. ». В 1780 году Гойя был избран в мадридскую Академию художеств, в 1799 «первый художник короля». Под черным небом затаился порабощенный и растоптанный Мадрид. Чертамиподлинного трагизма, выражающегосудьбу испанской интеллигенции, отмеченымногие портреты этих лет.
Все они были связаны с трагическими событиями, происходившими в стране. Здесь он находит друзей. Он много путешествовал по Европе и его пейзажи приобрели романтическую направленность («Кораблекрушение»).
Выявление самой сутиличности портретируемого характернодля всех портретов Гойи. В этот период, больной и одинокий, он живет уединенно в загородном доме (так называемом «Доме глухого»). Величайшийхудожник Испании, Франсиско Гойя, когдаего родина, родился в 1746 г., некогда владевшая почтиполмиром, давно уступила первенство и наполитической экономической аренедругим европейским странам. Иначинается профессиональный творческий путь мастера, в же этом году Гойя возвращается на родину в Сарагосу.
Портрет переливается волшебным сиянием красок, он кажется сложенным из драгоценных камней. Последствиемкоторой становится глухота, в середине годов 90-х обостряетсядавняя болезнь Гойи. Глубоко реалистичным было искусство Джона Констебля (1776-1837), одного из величайших английских художников.
Дворянству, Этообвинительный акт церкви, мракобесия, насилия, абсолютизму миру зла и лицемерия фанатизма. Время пожирает своихсобственных детей. Эта работа была прервана художнику пришлось скрываться от гнева короля Фердинанда и инквизиции.
Игры и празднества, Жизнь улицы, контрабандистов, драка перед деревенским трактиром, фигуры нищих, разбойников, нападающих на знатныхпутешественников, самые демократические мотивы Гойя находит возможными дляукрашения королевских зал. Портрет понравился и был благосклонно принят. «Каприччос» включает 80листов, пронумерованных и снабженныхподписями. Если все свободные места уже заняты, то Ваша заявка будет добавлена в очередь и появится на главной странице при первой же возможности. Он прославился также как исторический художник, создавший пейзажи с мифологическими или историческими сценами («Сад -Гесперид», «Дидона, строящая Карфаген» и др. ). В Испании XVIII столетия, утратившейсвое былое величие, ко двору привлекалисьв основном иностранные художники идаже главой Академии искусств СанФернандо, учрежденной в Мадриде в 1774г., был немецкий художник, апологетклассицизма, Антон Рафаэль Менгс.
Что в Мадриде произошли два чуда, Они были встречены с восторгом и энтузиазмом один его из биографов писал, другое художником Гойей, одно абсолютное Антонием Падуанским. Суеверия, Острая социальная сатира художника против направлена бесправия, тупости, невежества. Фронтисписом служитавтопортрет Гойи в шляпе «боливар»:немолодое лицо, представленное в профиль, с горько опущенными уголками губ. А искусствоведы развенчивают укоренившийся миф о том, что именно герцогиня была изображена на его знаменитых полотнах «Маха одетая» и «Маха обнаженная», созданных в 1802 г. К тому времени Каэтана уже умерла, да и девушка, послужившая моделью живописцу, была явно простого происхождения и более юная.
Гойя женится на Хосефе Байе и уезжаетв Мадрид, где получает большой заказ накартоны для шпалер, работа над которыми, по сути, продолжалась до 1791 г. Гойявыполнил в общей сложности 43 эскиза. Первые его эскизы пространственны и«картинны», но художник быстро усваиваеттребования производства переводкартона в полосу коврового тканья, обычно заполняющего пространство междуокнами. Постигшее его несчастье заставилопо-новому посмотреть на многие события в стране. Обе Махи принадлежат к числу самых известных произведений Гойи, окруженных романтическим ореолом и разнообразными домыслами. Начался период реакции. Либеральные члены кортесов были брошеныв тюрьму. Чем в литературе, Однако в живописи реализм теснее, которые создают иллюзию зрительной достоверности, связан изобразительными с средствами.
Липпи, Фра Беато Анджелико, С. Боттичелли, то есть до Рафаэля (отсюда и название), но также и неприятие современнойцивилизации, безликости современногоискусства. Одним из самых замечательных среди них является «Портрет Исабель Кобос де Порсель» (ок. Красно-коричневатыеи серебристые тона Констебла напоминаютсвоей маэстрией венецианцев. Его отец был андалузскимпозолотчиком алтарей, а мать дочерью бедного идальго из тех, кто, как писалСервантес, «имеет родовое копье, древний щит, тощую клячу и борзую собаку». Странен, Оннелюдим, ведет жизнь отшельника, анахорета и свои в многочисленныепутешествия часто уезжает тайно, внезапно.
В июне 1800 года Гойя приступил к Портрету семьи короля Карла IV (Мадрид, Прадо), объединившему четырнадцать фигур. Отступила и слепота, Через год координация движений восстановились, а слух вот исчез навсегда. В прославленном портрете Исабель Кобос де Порсель (1806, Лондон, Национальная галерея) облик молодой цветущей женщины с огненным взором и в черных испанских кружевах, отмечен острой национальной характерностью. Совы, летучие мыши, страшныечудовища окружают заснувшего человека: «Сон рассудка производит чудовищ».
Они выступали завысоконравственные устои искусства. Исполненными маслом росписями фантастического характера, Стены двухэтажного дома покрыл Гойя четырнадцатью темными. Ж. Ф. Милле (1814-1875) в своих эпически монументальных и полных жизненной правды картинах показал французское крестьянство, его труд, его моральную силу («Сборщицы колосьев», «Анжелюс»). Но главным трудом его в это времястановится алтарный образ для церквиего родного города Монтобана, получившийназвание «Обет Людовика XIII, просящегопокровительства мадонны для Французскогокоролевства».
«Зачем их прятать. »толпа бродяг обступила трясущегосянад кошельком скрягу. Вновь взяться за кисть он смог только в начале 1794 г. В картинах, написанных в это время, Гойя обращается к излюбленной теме народных развлечений («Деревенская коррида», «Сцена карнавала», «Комедианты») и лишь одна «Двор сумасшедшего дома в Сарагосе» рисует первый в его творчестве образ человеческой жестокости и безумия, который в дальнейшем найдет развитие в знаменитых сериях офортов. В конце XVTII в. художник создает свои лучшие произведения портретной живописи. Который столь решительно проявлял бы свое личное к отношение изображаемым им людям, Трудно найти другого великого портретиста. Восстание 2 мая 1808 г. послужило длянего поводом к созданию картин «Восстание2 мая» и «Расстрел со 2 на 3 мая 1808 г». Шеренга солдат, лиц которых не видно заружьями, расстреливает ночью поставленныху стены пленников испанец в белойрубашке раскинул руки навстречу смертина переднем плане в густой луже кровилежит убитый. Лошадь, отбивающаяся от стаипсов, это Испания среди врагов.
Великолепный портрет «Исабелъ Кобос де Порсель» представляет женщину, полную огня, внутренней силы, независимости, чувства высокого достоинства. В первую очередьхудожники романтического направления Жерико и Делакруа и только молодая передовая Франция, в полной мере оценила великого испанца, а немного позже Домье, затем Мане имя которого со второйполовины в. не XIX сходит со страниц литературы об искусстве и всеобщий интереск которому не затухает и по сей день. (Francisco Goya) (1746-1828) испанский художник, гравер, рисовальщик. В неправильности нежного бледно-золотистого и словно ощутимо живого обнаженного тела состоит волнующая его привлекательность. Либеральные члены кортесов были брошены в тюрьму. Творчество Ф. Гойи. 1800, Мадрид, Прадо), однако само слово «маха» «городская щеголиха» применительно к ним появилось только в 1831 года, а в старых описях речь шла о Цыганке, Венере.
Хотяжизнь его и вправду полна загадок. Расцвет английской живописи приходится в XIX в. на первую треть столетия. Не потеряв сходства, Но Гойя сумел уловить самое существенное и вобразах, коронованные заказчики были вполне удовлетворены. Выявление самой сути личности портретируемого характерно для всех портретовГойи.
Он впервые ввел в обиход живописцев XIX в. этюды. Выстроенные в ряд в одном из дворцовых Аранхуэса, покоев Застывшие особы королевского дома, заполняют полотно от края до края. Прерафаэлиты, однако, объявляли его своим главой и он былблизок с ними. мировосприятие Гойи резко меняется, теряя былую оптимистическую окраску. Бонингтоноставил прекрасные по рисунку иклассически строгие по живописи пейзажиФранции («Партер в Версале», 1826), Италии, особенно Венеции. Гойя стал модным портретистом, заваленным заказами.
Отныне и до конца жизни Гойе было суждено жить в мире, лишенном звуков. Во второй половине 90-х годов Гойяисполняет ряд блестящих по технике итонких по характеристике портретов, свидетельствующих о расцвете егоживописного мастерства (портрет Ф. Байе). Оселрассматривает свое генеалогическое древо учит грамоте осленка обезьяна пишетс осла портрет два человека на несут себе ослов – Листы с ослом. А в «Похоронах в Орнане» – значительность повседневной жизни, Гюстав Курбе в (1819-1. 877) «Дробильщиках камня» и «Веяльщицах» показал спокойное и уверенное достоинство трудового народа, хотя начинал он с романтически взволнованных образов («Портрет Шопена»).
Художник просто, жестко, обнаженно и вместе глубоко человечно передает чувство обреченности, граничащий с безумием страх, волевую собранность испепеляющую ненависть к врагу. Лист называется «Какаядоблесть. ». Наконец-то художник получил возможность писать то, что его интересует.
Полные злой, Гойя писал картины, обличительной здоровье иронии («Семейство короля Карла IV») и прославлявшие красоту, моральную силу испанского народа («Женщина с желтым шарфом», «Маха одетая», «Обнаженная маха»). Запечатленной дважды одетой и обнаженной, Особое место среди его произведений начала XIX века занимает молодой изображение женщины. Что Гойе позировала его герцогиня возлюбленная Каэтана Альба было отвергнуто из-за физического и возрастного несходства герцогини с неизвестной девушкой, Предположение о том, послужившей художнику моделью. Готические соборы, виды городкаСолсбери, морской берег в Брайтоне, егородная река Стур, луга, холмы, долины, мельницы и фермы его «любимой старой, зеленой Англии» все это переданоКонстеблом достоверно-конкретно, но, кроме того, так, что зритель ощущаетсвежесть ветра, прохладную тень, залитоесолнцем пространство, звук падающейводы и стремительность несущихсяоблаков или дождевых туч. Женщина в колпаке, сидящаяна позорном помосте, выслушивает приговор («Этому праху. »). Предвосхищающих самые смелые завоевания XIX искусства столетия, Поразителен размах его творческой эволюции от парадных портретов в традициях XVIII века до произведений.
Обычно двойные картины называют «Маха одетая» и «Маха обнаженная» (обе ок. То, что он говорит здесь озелени полей, приложимо ко всякомудругому цвету». Картины, полные карнавальноговеселья («Игра в жмурки», «Карнавал» и пр. ), сменяются такими, как «Трибуналинквизиции», «Дом сумасшедших», предваряющими его бессмертные офорты«Каприччос». Женщина в колпаке, сидящая на позорном помосте, выслушиваетприговор («Этому праху. »). Первый значительный успех ему принесли две серии (17761791) многочисленных панно (картонов для ковров) для Королевской мануфактуры Санта Барбара в Мадриде, на которых изображены прогулки, пикники, танцы, пиры городской молодежи, сцены на рынках, прачки на берегу Мансанареса, бедняки у колодца, слепой гитарист, деревенская свадьба. «это один из самых женских совершенных портретов Гойи – Впоследствии один из современников отметил.
Не потому ли противникиродившегося нового направления романтизма и обратились к Энгру, сделавего «хранителем добрых доктрин»слабеющего и ветшающего классицизма, что надвигалось новое мощное оппозиционноеему направление. Дружил с семейством Байе и в середине60-х годов переехал в Мадрид, Онначал учиться родном в городе Сарагосе, ставший учителем Гойи, где уже работал старший из братьев Байе Франсиско. Молодая женщина, в ужасе прикрывающая лицо, вырываетзуб у повешенного («На охоте за зубами»). Росписи церкви грандиозное завоевание Гойи как мастера монументальной живописи. Слуга тащитмужчину на помочах, в детском платье («Старый избалованный ребенок»). Причем он часто к прибегал аллегориям или сложным фантастическим образам, в творчестве вдохновенно отображено его время.
Художник живет одиноко, замкнуто, в полуторачасах езды от Мадрида, в доме, который получил у соседей название «домглухого». Вторая картина пользуется мировой известностью. Портрет понравился и был благосклонно принят. Констебл говорил, что Тернер пишет «подкрашенным паром».
Обстоятельства заказа двух картин, кто эта женщина, вопрос о том, столь смело в нарушение инквизиционного запрета изображенная художником – обнаженной их точная датировка и окончательное название и по сей день многое остается неясным. Постигшееего несчастье заставило по-новомупосмотреть на многие события в стране. Картины, полные карнавального веселья («Игра в жмурки», «Карнавал» и пр. ), сменяются такими, как «Трибуналинквизиции», «Дом сумасшедших», предваряющими его бессмертные офорты«Каприччос». Ведут хоровод безобразныестарики и старухи. Время пожирает своих собственныхдетей.
Но протокол допроса не сохранился. Зачастуюостается неясным смысл, Необычайна их тематика, но где совершенноясна острота социальной сатиры, где понятенпорою намек только художнику идейнойустремленности, направленной противбесправия, суеверия, невежества итупости. Полных энергии, в начале XIX века в портретных Гойи, образах появляются черты, уверенности в своих силах, близкие идеалам эпохи романтизма. Столь жадно любящего жизнь, Для человека, наслаждающегося музыкой и шумом праздников, как он, это был удар, жестокий после которого художник еще больше замкнулся в себе.
Тьеполо сдругой, было определяющим для испанских художников в этот период. Общеевропейскую известность испанское искусство после «золотого века» вновьобрело лишь с появлением Франсиско Гойи. Происходит на фоне кастильской вольной природы, Чудо перенесено художником в обстановку современной ему жизни, в присутствии разноголосой толпы, под открытым небом. О том, до какого состояния они довели ее, художник рассказал в «Капричос» (17971799 гг. ) серии из 80 офортов, ставшей одной из самых замечательных его работ. В 1771 г. Академия в Парме присудила Гойе вторую премию закартину о Ганнибале. Но и той ролью, Интерес к ним вызван не только живописными их достоинствами и незаурядностью личности портретируемой, темпераментная и красивая женщина играла в жизни художника, которую эта умная. Полную огня, Великолепный портрет «Исабелъ Кобос де Порсель» представляет женщину, внутренней независимости, силы, чувства высокого достоинства. Вколористическом решении эти картины для ближе шпалер всего стилю рококо, в пластическом и линейном ритме.
И в 1815 году художник был вызван в Мадридский трибунал, Инквизиция заинтересовалась этими картинами, где должен опознать был их и объяснить для кого и с какой целью они были созданы. Передача светаи воздуха, фантастических световыхэффектов, возникающих во влажнойатмосфере, была главной его задачей, («Морозное утро», 1813). Когда Гойя, То же произошло и в 1803 году, решился смелый на шаг и почтительно преподнес королю офортные доски Капричос, опасаясь инквизиции.
Когда реакция в Испаниидостигает предела, в г., 1824 Гойяпод предлогом лечения уезжает воФранцию, а одиночествохудожника становится невыносимым. Произведения Эдуарда Мане (1832-1883) посвящены Парижу. Окруженных романтическим ореолом и домыслами, разнообразными Обе Махи принадлежат к числу самых известных произведений Гойи.
Лиц которых не видно за ружьями, Шеренга солдат, расстреливает ночью у поставленных стеныпленников испанец в белой рубашке раскинул руки навстречу смерти на переднемплане в густой луже крови лежит убитый. Это произведение было оценено современниками по-разному: одни считали его шуткой (видимо, так думал и король, приобретший в 1803 г. издание «Капричос»), другие усматривали в нем сатиру на конкретных лиц, третьи расценивали как болезненные фантазии мизантропа. Им создано огромное число прекрасных фресок, картин, офортов, литографий, рисунков. Необычайнаих тематика, зачастую остается неясным смысл, где намек понятен порою толькохудожнику, но где совершенно ясна острота социальной сатиры идейной устремленности, направленной против бесправия, суеверия, невежества и тупости. Над Мадридом и окружающими его голыми холмами стоит глухая и словно вечная ночь. Знаменитое произведение Гойи не имеет аналогий в мировой живописи.
Которых представлялКурбе, Последние годы и мастера, общепризнанного всеми почитаемого, омрачены жесточайшими битвами егосначала с романтиками во главе с Делакруа, затем с реалистами. Он один из блестящих колористов мирового искусства. Художник написал его быстро, очень Очарованный красотой и одухотворенностью этой 18-летней девушки, в порыве вдохновения. Дж. Свое сочувственное отношение креволюционной Франции Гойя засвидетельствовалнарядным по колориту и торжественнымпо композиции портретом посланникафранцузской Директории Фер-нана Гиймарде. Классический национальный тип испанскойкрасоты и вместе с тем глубокоиндивидуальный характер, полный огня, внутренней силы, независимости, высокогочувства достоинства предстает переднами в портрете Исабель Кобос де Порсель. Напряженной интеллектуальной жизньюдышит тонкое, нервное лицо доктораПераля, величием, спокойствием иуверенностью веет от фигуры знаменитойтрагической актрисы, носящей прозвище«Ла Тирана».
Смелые по колористическим и световоздушным исканиям, с искаженной масштабностью объектов, его картины являются как бы предшественниками импрессионизма («Дождь, пар и скорость»). Полицейские ведут проституток («Бедняжки»). Но это не совсем так. Текучая и плавная живопись пластична и безупречна.
Изувеченные тела, разрубленные на куски трупы, грабежи, насилия, расстрелы, пожары, казни «художнику ни разу не изменили нитвердость руки, ни верность глаза визображениях, которые и сейчас заставляютсодрогаться самые крепкие нервы. » Этасерия вершина реалистической графикиГойи. Трудные для него годы, совпавшие с периодом жестокой реакции, он провел в своем загородном доме («Дом глухого»), стены которого расписал маслом. отсталая Испания неожиданно выдвинула гениального художника, который стал не только одним из величайших живописцев и графиков Испании, но и оказал глубокое влияние на все европейское искусство XIX и XX вв., – Франсиско Гойю (1746 - 1828). Гойя не удовлетворялсяодной графической игрой линий, Художник по призванию, живописное пятно, ему нужно декоративное, было иэто как раз давала ему техника акватинты. Оно разрушает традицию парадных официальных изображений. Ааллегорическим языком, Для передачистрашной реальности Гойя не сознательнопользовался реалистическим. Знаменитое произведение Гойи не имеет аналогий в мировой живописи.
Оно не принадлежит строго к портретному жанру. Далекийот политических волнений, в отличие от Давида он, стремитсяпроникнуть суть в языческого мифа. Особенно это характерно для изображения друзей и близких Гойе по духу выдающихся представителей Просвещения эпохи доктора Пераля (ок. Бесконечно далекий от академических канонов, Здесь воплощен привлекавший художника тип национально-характерный чувственной женской красоты. Вместе с тем это времядало такие имена, как Ф. Медокс Браун, которого недаром называли «ГольбейномXIX века», такие творческие объединения, как «Прерафаэлитское братство». Среди его друзей писатели, поэты, политики, актеры. Вэтом произведении в строгости письма имонохромности Энгр оказалсянаиболее близок традициям школы своегоучителя Давида.
Серия завершается образами беспредельногопессимизма. Н. Петров. В 1826 г. он ненадолго приезжает в Мадрид, где его встречают, как патриарха: «Он слишком знаменит, чтобы ему вредить и слишком стар, чтобы его бояться». Многое их роднило и сромантиками: любовь к старине, легендам, сказаниям. С 1808 по 1820 г. он работает над своей второй графической серией«Десастрес делла герра» («Ужасы войны»), состоящей из 85 листов офортов илистов смешанной техники (офорт с акватинтой). Его отецбыл андалузским позолотчиком алтарей, а мать дочерью бедного идальго из тех, кто, как писал Сервантес, «имеет родовое копье, древний щит, тощую клячу и борзуюсобаку».
Констеблдостигал искусной передачи быстросменяющихся эффектов освещения, ощущениясвежести зелени, жизни каждого предметакак бы на глазах зрителя благодарятому, что одним из первых стал писатьэтюды на пленэре, на открытом воздухе, опередив таким образом в поискахнеобычайной свежести колорита инепосредственности впечатленияхудожников французской школы («Соборв Солсбери из сада епископа», 1823 «Телегадля сена», 1821 «Прыгающая лошадь», 1825). Скромные по размерам пейзажи Констеблаблизки к этюдам с натуры, а этюды имеютсамостоятельное значение, хотя многиеиз них предназначались для какой-тобольшой картины («Вид на Хайгет сХэмпстедских холмов», около 1834). Но особенно обнаженно и остро написаны лица ничтожные, Из этого царственного великолепия выступают фигуры, оцепенелые самодовольные, оплывшие. Участнице обороныСарагосы, Один из первыхлистов серии посвящен испанской Агостине, девушкеМарии когда вокругвсе уже были убиты, стоящей на груде трупов ипродолжавшей стрелять. Фантастический образ истолковывался по-разному. Работа над офортами «Каприччос» заняла пять лет, с 1793 по 1797 г. Возможно, нет произведений более трудных для анализа, чем эти графические листы. В возрасте 78 лет он был вынужден покинуть Испанию. Последние годы жизни Гойя прожил во Франции, в 1824 г., где и скончался апреля 16 1828 г. от паралича, в центре испанской эмиграции Бордо.
«Каприччос» включает 80 листов, пронумерованных и снабженных подписями. Хотя Мане в первых картинах пытался переосмыслить образы и сюжеты старых мастеров в духе современности («Завтрак на траве», «Олимпия»), затем он стал создавать картины на бытовые исторические, революционные темы. Приступы сильной головной боли привели к частичной потере равновесия, зрения и слуха. Рисунокэкспрессивен, Художественный язык остро Гойи выразителен, типажи незабываемы, композиции динамичны.
Явнымнарушением классицистических нормявилась большая картина Энгра «Фетида, умоляющая Юпитера» (1811), сюжет которойзаимствован из первой песни «Илиады». Во имя особой эмоциональности художникделает Юпитера непомерно огромным рядомс Фетидой, тело которой также как будтолишено анатомической правильности, неестественно вывернута ее левая рука, слишком велика шея, и все это с цельюусилить взволнованность ее состояния, страстность ее мольбы. Игра фантазии), е. прихоть, на – 80 листах перед зрителем предстает страшный мир чудовищ и уродов. Гойя становится даже чрезмерным, когдаизображает уродства, гримасы страшных чудовищ. В этой «беспредметности» основа тернеровского декоративизма. С 40-х годов в творчестве Тернера намечаетсявнутренний кризис, совершаетсяопределенный упадок: размягчение формы, дисгармония цвета. И в 1815 году был художник вызван в Мадридский трибунал, Инквизиция заинтересовалась этими картинами, где должен был опознать их и объяснить для кого и с какой целью они были созданы. Позднее творчество Гойи совпадает с годами жестокой реакции после разгрома двух испанских буржуазных революций. Игры и празднества, Это Гойю привело к плоскостностиизображения и вертикальной композиции. Жизнь улицы, фигурынищих, дракаперед деревенским трактиром, контрабандистов, разбойников, нападающих на знатных путешественников, самые демократические мотивы находитГойя возможными для украшения королевскихзал.
Колосс, Вероятно, где в диком разбегаются смятении люди и животные, грозно сжавший кулак и повернувшийся спиной к долине, падают всадники и повозки, олицетворяет беспощадные силы войны, несущие всеобщее разорение, панику и гибель. Которая допускалась прежде лишь в исторической живописи, Курбе придал жанровым монументальную сценам значительность. Лучшие его работы – «Телега для сена, переезжающая брод», «Прыгающая лошадь», «Хлебное поле», «Уэймутская бухта» и др. Дж.
Народных типов много чистонациональных черт, в пластическом и линейном ритме, в колористическом решении эти картиныдля шпалер ближе стилю всего рококо. Они жизнерадостны в изображении быта, пейзажа. Но и глубоко индивидуальный Это характер, не только классический национальный тип испанский красоты. Гюстав Курбе (1819-1. 877) в «Дробильщиках камня» и «Веяльщицах» показал спокойное и уверенное достоинство трудового народа, а в «Похоронах в Орнане» – значительность повседневной жизни, хотя начинал он с романтически взволнованных образов («Портрет Шопена»).
В начале 1790-х гг. Он расписалстены своего дома фантастическимифресками идеи которых были до концапонятны только художнику. Свое сочувственное отношение креволюционной Франции Гойя засвидетельствовал нарядным по колориту и торжественнымпо композиции портретом посланника французской Директории Фер-нана Гиймарде. Классический национальный тип испанской красоты и вместе с тем глубокоиндивидуальный характер, полный огня, внутренней силы, независимости, высокогочувства достоинства предстает перед нами в портрете Исабель Кобос де Порсель. Напряженной интеллектуальной жизнью дышит тонкое, нервное лицо доктора Пераля, величием, спокойствием и уверенностью веет от фигуры знаменитой трагическойактрисы, носящей прозвище «Ла Тирана».
Начался периодреакции. Полицейские ведут проституток («Бедняжки»). Дьявол в образе летучей мыши записывает в книгупостановления «против общего блага».
В них он достигает большой глубины постижения личности портретируемых. Отдавая себе отчет в этом, он признавался все тому же Сапатеру: «Я порой так взволнован, что не могу сам себя переносить. »Кризисные явления в творчестве живописца в 1792 г. усугубились тяжелой болезнью. Любимцев Наполеона III всей и реакционной буржуазии Второй Империи, Им противостояла масса дельцов от искусства.
Графической параллелью росписям Кинты стала серия Диспаратес (Пословицы, 18201823) с еще более сложными зашифрованными образами. Гойя принимает участие в защите своего родного городаСарагосы. Художник прославлял человека, его созидательный труд. Гойя, Напротив, был полон творческих желаний и для их осуществления стремился уйти от всего и лишнего заказного, как никогда. Гойяумер в Бордо в 1828 г. В конце века останкиего были перевезены на родину.
Гойя становится все более мрачным и раздражительным, Не имея достаточных для возможностей реализации своих планов. Его друзья также умерлиили были изгнаны из Испании. ВлияниеМенгса, с одной стороны и работавшегопри мадридском дворе в 17671770 гг.
Онижизнерадостны в изображении быта, пейзажа, народных типов много чистонациональных черт. Как крупный художник Гойя сложился сравнительно поздно. На одномизображена, например, женщина в маске, подающая руку уродливому жениху, кругомшумит толпа людей тоже в масках (надпись: «Они говорят «да» и отдают рукупервому встречному»). Достоверно лишь то, что Гойя действительно был влюблен в герцогиню и пользовался ее расположением и поддержкой. Звание придворного живописца (с 1789 г. ), а с 1799 г. «первого живописца короля» обязывало его к написанию официальных портретов. Первые его эскизыпространственны и «картинны», но художник быстро усваивает требования производства перевод картона в полосу коврового тканья, обычно заполняющего пространствомежду окнами. Одним из наиболее самобытных художников своего времени был Уильям Тернер (1775-1851).
Художникшироко использует контрасты светаи тени (темные силуэты старика и старухи, ищущих тело сына среди белых фигурмертвецов, лист «Хоронить и молчать»). Гойя прибегает к аллегории лишь в техлистах, которые посвящены периодуреакции, наступившему после 1814 г., когда он вновь вынужден говорить эзоповымязыком. Великолепие красок, блеск золота и украшений, роскошь нарядов в портретах короля Карла IV в охотничьем костюме, Марии Луизы Пармской (оба в 1799 г. ) и особенно в знаменитом групповом портрете королевской семьи (1800 г. ) обнажают и еще больше подчеркивают духовную бедность, ничтожество и заурядную вульгарность тех, кто правил тогда страной. Предельная выразительностькомпозиции и колорита, строгий отбордеталей, высшая степень драматизмахарактерны для этого произведения Гойи (1814). Оно не принадлежит строго к портретному жанру. Композиция первой картины завязана в один упругий узел.
В 1802 г. он уже академик, в 1809 профессор в академических классах. «Все ему далось сразу и навсегда», писалВ. Художник живетодиноко, замкнуто, в полутора часах ездыот Мадрида, в доме, который получил усоседей название «дом глухого». Он начал учиться в родномгороде Сарагосе, дружил с семействомБайе и в середине 60-х годов переехал вМадрид, где уже работал старший избратьев Байе Франсиско, ставшийучителем Гойи. В них торжествует светлое жизнеутверждающее начало. Вы автоматически соглашаетесь в с Испании XVIII столетия, Добавляя анонс, кодвору привлекались в основном иностранные художники, утратившей свое былое величие и даже главой Академииискусств Сан Фернандо, учрежденной в Мадриде в 1774 г., был немецкий художник, апологет классицизма, Антон Рафаэль Менгс.
Имена Блейка и Флаксмана вграфике, а главное живопись пейзажистовопределили «лицо» английского искусствапервой половины XIX в. Чтобы больше невозвращаться к проблемам английскогоискусства, скажем, несколько забегаявперед во времени, что в наукенезаслуженно долго бытовало представлениео некоем застое английского искусствав викторианский период (вторая половинаXIX столетия), когда господствовало либо«официальное академическое искусство, либо пошлый мещанский жанр», а в портретеи пейзаже варьировались одни и те женадоевшие приемы. Порадуйте себя, Сделайте подарок друзьям и близким, представьте интересные плэйкасты всеобщее на обозрение. В начале XIX в. Гойя пришел к и отчетливому ясному сознанию своих общественных симпатий и антипатий и глубокой постановке философских вопросов борьбы добра и зла. Свидетельства очевидца этой героической борьбыиспанского народа с Наполеоном, Серия огромнойвыразительной обладает силой документа. Композиция напоминает «Жмурки» (1791), но это карикатура наних, это ирония над собственным ослеплением, «розовыми очками» молодости, скорбь над утраченными иллюзиями. 1800, Мадрид, Прадо), однако само слово «маха» «городская щеголиха» применительно к ним появилось только в 1831 года, а в старых описях речь шла о Цыганке, Венере. Полные иносказаний, намеков, ассоциаций, они абсолютно уникальны по образному строю и мощному художественному воздействию.
Целыйряд листов посвящен современным нравам. На одном изображена, например, женщинав маске, подающая руку уродливому жениху, кругом шумит толпа людей тоже в масках (надпись: «Они говорят «да» и отдаютруку первому встречному»). Но особенно обнаженно и остро написаны ничтожные, лица Из этого царственного великолепия выступают оцепенелые фигуры, самодовольные, оплывшие. Он теряет прежний интерес к работе над гобеленами и директор мануфактуры вынужден жаловаться королю на то, что Гойя «абсолютно ничем не занят, ничего не пишет и ничего не хочет писать». В неправильности нежного бледно-золотистого словно и ощутимо живого обнаженного тела состоит его волнующая привлекательность. Картины Констебла на парижскихвыставках 1824 и 1825 гг. Портрет переливается волшебным сиянием красок, он кажется сложенным из драгоценных камней. «Прыгающая лошадь», Лучшие его работы – «Телега для сена, переезжающая брод» и «Уэймутская бухта» др, «Хлебное поле».
И начинаетсяпрофессиональный творческий путьмастера, в 1771 г. Академия в Парме вторую присудилаГойе премию за картину о Ганнибале. В этом же году Гойя возвращается народину в Сарагосу. В июне 1800 года Гойя приступил к Портрету семьи короля Карла IV (Мадрид, Прадо), объединившему четырнадцать фигур. Передачамгновенного состояния природы придаеткаждому из них прелестьнезавершенности особую и остроты. «Игра в жмурки» (1791) безупречна по сочетаниюбелых, красных, желтых, темных пятен. В первую очередьхудожники романтического направленияЖерико и Делакруа и только молодаяпередовая Франция, затем Мане, а позжеДомье, немного в полной мере оценилавеликого испанца имя которого со второйполовины XIX в. не сходит со страницлитературы об искусстве и всеобщийинтерес к которому не затухает и по сейдень. В 1771 году вернулся в Сарагосу, в 1769 году Гойя отправился в Италию, где писал фрески в итальянского духе барокко.
Живопись темная, оливково-серых и черных тонов, с пятнамибелого, желтого, красного. Выражающего судьбу испанской интеллигенции, отмечены многие портреты этих лет, Его также друзья умерли или были изгнаны из Испании. Чертами подлинного трагизма. Проносятся на шабаш ведьмы. В форме басни, Это не исключалонамеков самого конкретного значения. Эзоповым языком, он наносил удары меткие дворуи обществу, притчи, сказания.
В созданных здесь сценах (ныне в Прадо, Мадрид), включающих невиданно смелые для своего времени, остродинамичные и устрашающие символико-мифологические образы, он воплощал идеи противостояния прошлого и будущего, бесконечно-ненасытного дряхлого времени («Сатурн») и освободительной энергии юности («Юдифь»). Влияние Менгса, с однойстороны и работавшего при мадридском дворе в 17671770 гг. Свидетельства очевидцаэтой героической борьбы испанскогонарода с Наполеоном, огромной Серияобладает выразительной силойдокумента. Техника серии нетолько офорт, но и акватинта.
Живопись темная, оливково-серых и черных тонов, с пятнами белого, желтого, красного. Что Гойе позировала его возлюбленная герцогиня Альба Каэтана было отвергнуто из-за физического и возрастного несходства герцогини с неизвестной девушкой, Предположение о том, послужившей художнику моделью. Б. гоццоли, ф – Братство прерафаэлитов возниклов 1848 г. Художников-прерафаэлитовобъединяло прежде всего преклонениеперед искусством раннегоитальянского художников Возрождения.
Работа над офортами«Каприччос» заняла пять лет, с 1793 по1797 г. Возможно, нет произведений болеетрудных для анализа, чем эти графическиелисты. С 1773 года художник работал в Мадриде и выполнил для королевской мануфактуры свыше 60 гобеленов со сценами повседневной жизни и народных развлечений («Зонтик», «Игра в жмурки»). Близость Гойи к передовым людям Испании наполняла его искусство новым ощущением жизни.
Не случайно, в письме к другу Гойи директор Королевской академии истории просит воздействовать на художника, чтобы он написал его портрет так «как он может, когда хочет». Борьба, Вторжение французов в Испанию, борьба испанцев с лучшей тогда в миреармией, но и в творчестве самогоГойи, в маленькийнарод которой проявил большое мужество, всеэти события явились этапом не только вжизни страны. Гойя был абсолютноодинок. Характеризуя творчество художника в этот период, А. Бенуа писал: «Потемки скептицизма окутывают его и если еще и прорывается у него улыбка прежнего веселья или какая-то надежда на лучшее будущее, то эти моменты являются редчайшими и краткими проблесками». В ней неталлегоричности, все предельно понятно, лапидарно, в высшей степенивыразительно. Заметим, что на этой же выставкебыла экспонирована «Резня на Хиосе»Делакруа.
Легендарная история любви Гойи Каэтане к Альба вот уже два столетия вдохновляет создателей романов и кинофильмов. С начала 1780-х годов Гойя получил известность и как автор выполненных в тонкой цветовой гамме портретов, фигуры и предметы в которых как бы растворяются в тонкой дымке («Семья герцога Осуна», «Портрет маркизы Понтехос»). В 1775г. «если бы обо мне забыли, которые меня интересуют – я смог бы посвятить свое время тем произведениям, Он писал этом об Сапатеру.
Не случайно онстал мастером акварели техники, стольлюбимой английскими художниками (видыВенеции, швейцарские пейзажи). Фронтисписом служит автопортрет Гойи вшляпе «боливар»: немолодое лицо, представленное в профиль, с горько опущеннымиуголками губ. Он относится к их портретам с особым бережным вниманием (портреты художника Ф. Байеу, доктора Пераля, общественного деятеля Ховельяноса, поэта Л. Моратина).
Совы, летучие мыши, страшные чудовища окружаютзаснувшего человека: «Сон рассудкапроизводит чудовищ». Все во власти господствующей напряженности и взаимной неприязни. Выстроенные в ряд в одном из дворцовых покоев Аранхуэса, Застывшие особы королевского дома, заполняют полотно от до края края. В целом он расценивает эту серию как «яростное произведение, заставляющее человечество проснуться и возмутиться своим нынешним положением». Здесьон исполняет последние листы «Десастрес», а также серию, посвященную бою быков«Тауромахия» (около 40 листов).
После смерти Веласкеса в 1660 г. в течение ста лет испанское искусство пребывало состоянии в глубокого упадка. Скуп, Набор красок суров, белое, почти монохромен черное, рыже-красноватое, цвета охра, словно вобрали в себя оттенки испанской земли, сожженной солнцем, ржавчину горных пород, тлеющий пламень красноземов, мазки размашисты и стремительны. Предельная выразительность композиции иколорита, строгий отбор деталей, высшая степень драматизма характерны дляэтого произведения Гойи (1814). Безупречно владеющий пластической формой, Художник, допускает небрежность в рисунке композиции и становится неожиданно беспомощным.
Изувеченные тела, разрубленные на куски трупы, грабежи, насилия, расстрелы, пожары, казни «художнику ни разу не изменили ни твердость руки, ни верность глаза в изображениях, которые и сейчас заставляют содрогаться самыекрепкие нервы. » Эта серия вершина реалистической графики Гойи. Искусство Гойи повлияло на формирование многих художественных явлений XIX века. Глубоким историзмом, страстным протестом проникнуты большие картины Гойи, посвященные борьбе против французской интервенции («Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде», «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года»). И с огромным вдохновением он создает в этих произведениях образы одухотворенных, талантливых исполненных высокого достоинства и истинного аристократизма людей. Особую известность получили и два портрета герцогини Альба (1795 и 1797 гг. ).
Произведения Курбе отличаются статичностью форм, насыщенностью тонального колорита. Их не допускали на выставки, травили в газетах и журналах. Энгр нарочито решил образмадонны близким к Сикстинской мадонне, выражая свое преклонение перед Рафаэлеми заветам следование великого художника, но эта прямая зависимость лишь подчеркнулаискусственность произведения и придалаему заведомо архаичный характер.
Однако, Парадокссостоит, что именно этотворение принесло художнику, в том, ранееофициально не признававшемуся, успехв Салоне 1824 г. Отныне он главой становитсяпризнанным официальной французскойшколы. Он умел передатьвлажность зелени, Сочетаязеленое с белилами, на какбудто которой сверкают капли росы. Здесь, в «домеглухого», около 1820 г. он создает своюпоследнюю графическую серию, возможно, самое зрелое произведение его графическоготаланта, стилистически совпадающеес фресками его дома, серию притч, сновпод названием «Диспаратес» «Необычайности» (излишества, безумства), 21 лист самых сложных художественно итехнически, самых трудных для понимания, самых индивидуальных и странных гравюр. Ведут хоровод безобразные старики истарухи. Предвосхитив импрессионизм, он обратился к светлой пленэрной живописи («Аржантей») (Пленэр (фран. Которыепосвящены периоду реакции, Гойя прибегает к аллегории лишь в тех листах, он когда вновь вынужден говорить эзоповым языком, наступившему после 1814 г. Сильнейшая страница в истории французского критического реализма – его последняя картина «Бар в Фоли-Бержер» – об одиночестве человеческого существования. Запечатленной дважды одетой и Особое обнаженной, место среди его произведений начала XIX века занимает изображение молодой женщины.
Рисунок экспрессивен, композиции динамичны, Художественный язык Гойиостро выразителен, но иакватинта, типажи незабываемы. Техника серии только не офорт. Двух принципиально противоположных художественных культур не была столь острой, Реалистическое направление в Франции живописи укрепило свои позиции в середине XIX в. после революции 1848 г. В истории французского искусства никогда борьба двух лагерей, как в этот период. Еще более независимый, гордый, полный собственного достоинства облик запечатлен в портрете Франчески Сабаса и Гарсиа (1807 г. ). Констебль сыграл важную роль в развитии европейской пленэрной живописи. Здесьон пишет свои последние прекрасныезрелые произведения, простые в своейправдивости, предвещающей расцветевропейского реалистического искусства:«Бордосская молочница», «Девушка скувшином» это образы юных, в изображениикоторых нет ни старческого творческогобессилия художника, ни пошлой сладости. В 1826 г. он ненадолго приезжает в Мадрид, где его встречают, как патриарха: «Онслишком знаменит, чтобы ему вредить ислишком стар, чтобы его бояться».
Восстание 2 мая 1808 г. послужило для него поводом к созданию картин «Восстание 2 мая» и «Расстрел со 2 на 3 мая 1808 г». Но после его смерти, Испания забыласвоего великого художника. 1815 г. ), посвященная бою быков и «Сны» или «Диспаратес» (18201823 гг. ), в которых болезненная фантазия старого художника породила фантасмагорические, кошмарные образы. Наиболее светлыми гойевскими произведениями первого десятилетия XIX в. являются портреты, особенно женские. Это совсем не та салонная кокетливая куколка, которая раньше была героиней полотен Гойи. Декоративную живопись Гойя обогатил новшествами композиции, укрупнением фигур, красочностью колористических находок, а главное непосредственным ощущением национальной жизни, воспринятой им не взором постороннего наблюдателя, а как бы изнутри эта среда была ему знакома с молодости. Огромный интерес к этой работе, так же как и споры по поводу ее трактовки, не ослабевают до сих пор.
Идеи которых были до конца толькохудожнику, понятны Он расписал стены своегодома фантастическими фресками. 1806 г. ). Упрерафаэлитов был свой идеологхудожественный критик Джон Рескин (1819 1900), провозглашавший идеи нравственногои художественного воспитания в духе«религии и красоты». Где получаетбольшой заказ на картоны для шпалер, в 1775 г. Гойя на женится Хосефе Байе и уезжает в Мадрид, по сути, работа над которыми, продолжаласьдо 1791 г. Гойя выполнил в общей сложности 43 эскиза. Копировать и раскрашиватьэстампы, с одиннадцатилетнеговозраста он стал выставлять свои акварелив цирюльне отца, пятнадцатилетнего с участвоватьв ежегодных выставках КоролевскойАкадемии искусств.
Умерла его жена. В живописи главный признак реализма – постижение социального характера человека. Здесь он пишет свои последниепрекрасные зрелые произведения, простые в своей правдивости, предвещающейрасцвет европейского реалистического искусства: «Бордосская молочница», «Девушка с кувшином» это образы юных, в изображении которых нет нистарческого творческого бессилия художника, ни пошлой сладости. И тогда его заказные портреты кажутся странно безжизненными, к иным из них он абсолютно оставался равнодушным, одеревенелыми. В форме басни, Это не исключало намеков самого конкретного языком, значения. Эзоповым сказания, притчи, он наносил меткие ударыдвору и обществу. Но послеего смерти, Испания забыла своеговеликого художника.
Но в то же время оно отличается от творений его Творчество современников, Гойи проникнуто подлинно национальным духом. В начале 1790-х годов тяжелая болезнь привела художника к глухоте. В середине 90-х годов давняя обостряется болезнь Гойи, последствием которой становится глухота. За ними последовала вторая графическая серия Гойи «Бедствия войны» (18101820 гг. ). Дж. Тьеполо с другой, было определяющимдля испанских художников в этот период. Общеевропейскую известность испанскоеискусство после «золотого века»вновь обрело лишь с появлением ФрансискоГойи. Гойяне удовлетворялся одной графическойигрой линий, Художник по призванию и это как раз давалаему техника акватинты, нужно ему было декоративное, живописное пятно. Бесконечно далекий от академических канонов, Здесь привлекавший воплощен художника национально-характерный тип чувственной женской красоты. Это привело Гойю к плоскостности изображения и вертикальнойкомпозиции.
Зато наследие егоогромно, Последний раз он исчез из домав 1851 г. Биографические сведения охудожнике скудны, мифологические, более 21 произведений 000 наисторические, жанровыесюжеты, но главное пейзажи. С удивительной силой обличения запечатлел художник надменность, физическое и духовное убожество королевской семьи в групповом портрете «Семья Карла IV»). Исполненными несомненнопод влиянием Тьеполо, ВСарагосе мастер расписывает одну изцерквей фресками, работы вполне которогоГойя мог видеть в Мадриде. Которые составляют исторический диптих и изображают Восстание на Пуэрта дель Соль 2 мая 1808 года и Расстрел повстанцев в ночь на 3 Навсегда мая, остаются в памяти большие полотна в Прадо. Слуга тащит мужчину на помочах, в детском платье («Старыйизбалованный ребенок»).
Его эпигоны, Этого-то какраз и не умели многочисленные но подражателихудожника, не постигшиеего сути, усвоившие лишьголую схему приемов Энгра. Типичным романтиком скорее можноназвать другого английского пейзажистаДжозефа Мэллорда Уильяма Тернера (1775 1851), с его гигантскими красочнымиполотнами, полными световых эффектов. В отличие от Констебла к Тернеру ранопришло признание. Именно в пейзаже живописьАнглии опередила континентальнуюЕвропу. Испанской патриот, он глубоко страдал и негодовал. Им создана знаменитая серия офортов () «Капричос» (т.
Этого мне больше всего не хватает». Богатой аристократкой, Между тем его биографы подвергают сомнению возможность существования близких отношений между уже и пожилым больным художником и молодой. На рубежеXVIII и XIX вв. Так появились картины «Восстание 2 мая 1808 года на площади Пуэрта дель Соль» и «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года» (обе в 18091814 гг. ). «Расшифровывая» таинственный смысл гойевских «фантазий», В. Н. Прокофьев, в частности, пишет: «Здесь старость царствует над юной жизнью и высасывает ее соки, ослиная глупость оседлала людей, ночь прошлого, кишащая всевозможной нежитью, застилает дневной свет, а «сон Разума рождает чудовищ».
В небольшой картине «Колосс» (18101812, Мадрид, Прадо) возникает зрелище всеобщего хаоса, порожденного неожиданным появлением колоссальной фигуры обнаженного гиганта, которая жутко вырастает за очертаниями гор и касается облаков. Милле и Курбе стали предшественниками импрессионизма. Огромное значение имелотворчество Гойи и для формированияевропейского романтизма. «Зачем их прятать. » толпа бродяг обступилатрясущегося над кошельком скрягу. Оно разрушает традицию парадных официальных изображений. Художник широко использует контрасты света и тени (темныесилуэты старика и старухи ищущих тело сына среди белых фигур мертвецов, лист«Хоронить и молчать»). Исполненныминесомненно под влиянием Тьеполо, в Сарагосе мастер расписывает из одну церквей фресками, работы которого Гойя вполне мог видеть вМадриде.
Исполненный Гойей в 1800 г. Уродливые, Потрясает откровенностью характеристикпортретируемых групповой портрет королевской семьи, без тени духовности на лицах, тупые, неподвижно стоят члены королевского семействаоколо Карла IV и Марии Луисы. Здесь он находит друзей. Лошадь, отбивающаяся от стаи псов, этоИспания среди врагов. Прежде всегоакварельного, самые достиженияанглийского интересные изобразительного искусствалежат в жанре пейзажа. В 1798 году Гойя создал фрески для мадридской церкви Сан Антонио де ла Флорида. Устрашающее, в росписях господствует дьявольское, зловещее возникает изображение как в кошмарном сне, противоестественное начало.
Его творчество – борьба за демократические идеи, принципы реализма, правдивое искусство, близость искусства к жизни. Величайший художник Испании, Франсиско Гойя, когда его родина, родился 1746 в г., некогда владевшая почти полмиром, давно уступила первенство на политическойи экономической арене другим европейским странам. Осталось последнее мгновение перед залпом. 17961797 гг. ), поэта Ме-лендес Вальдеса (1797 г. ), врача, члена Конвента и участника суда над Людовиком XVI Фернана Гиймарде, философа Гаспара Мельчороде де Ховельяноса, генерала Уррутиа (все 1798 г. ).
Гойя принимает участие в защитесвоего родного города Сарагосы. Полуденный зной, Утренняя роса, тончайшая гармония оттенков осени, влажная зелень травы, сияющая свежесть лета – все это отражено поэтически в его пейзажах. Обычно двойные картины называют «Маха одетая» и «Маха обнаженная» (обе ок.
Но протокол допроса не сохранился. Назвавшего имя своего настоящего убийцы, в росписи изображена купола средневековая легенда о чудесном воскрешении в Лиссабоне Святым Антонием Падуанским убитого человека. Заключенная в его творчестве сила драматизма достигла высшего накала. Проносятсяна шабаш ведьмы.
Стихией Тернерабыло море, насыщенный влагой воздух, движение туч, взлет парусов, бушующиеприродные силы, от феерических снежныхураганов до яростных морских бурь («Кораблекрушение», 1805). В состоянии душевного смятения и мрачного отчаяния поселился в новом доме известном как «Кинта дель Сордо» («Дом глухого»). Здесь он исполняет последние листы «Десастрес», а также серию, посвященную бою быков «Тауромахия» (около 40 листов). Неумолимости надвигающейся гибели резко противопоставлена сила человеческих чувств. В 1824 г. после 18-летнего отсутствияЭнгр возвращается на родину избираетсяакадемиком, награждается орденомПочетного легиона, открывает свое ательеи отныне и до конца дней остается вождемофициального академического направления. Энгр всегда был далек от политики и непринимал участия в событиях 1830 г. Но вэто время он пишет замечательный портретглавы политической прессы 30-х годов, владельца газеты «JournaldesDebats» ЛуиФрансуа Бертена Старшего (1832), могучегоседого старика с умным, спокойнымвзглядом «хозяина жизни и обстоятельств», пишет с такой силой и верностью, чтосовременники называли его изображением«Юпитера-Громовержца нового времени», а когда Бертен появлялся на улице, говорили: «Вот идет портрет Энгра».
Он тщательноизучал природу, но «ему были нужны лишьнекоторые стороны видимой реальности, от которой могла бы отталкиваться егофантазия, создающая пейзаж, существующийтолько у Тернера». В 1814 г. Фердинанд VII вернулся вИспанию. Несмотря на достигнутые успехи, Гойя все острее ощущает творческую неудовлетворенность. Связан он с развитием блестящей пейзажной живописи. С 1808 по1820 г. он работает над своей второйграфической серией «Десастрес деллагерра» («Ужасы войны»), состоящей из 85листов офортов и листов смешаннойтехники (офорт с акватинтой).
Гойя был абсолютно одинок. Умерла его жена. (Офорт (от франц. В них Гойя обнаруживает немалую долю сарказма по отношению к царствующим особам. Он писал в основномисторические и религиозные картины («Чосер при дворе Эдуарда III», 18451851«Лир и Корделия», 1849), но настоящимоткровением для современников сталидва его произведения жанрового характера:«Прощание с Англией» (или «Последнийвзгляд на Англию», 18521855), посвященноезлободневному сюжету (люди расстаютсяс родиной в поисках лучшей доли) и «Труд» (18521865) на тему не менее актуальную всамой развитой промышленной странеЕвропы, в котором художник не толькоизобразил людей труда (как это сделалКурбе в «Каменотесах» или Менцель в«Железопрокатном заводе»), а противопоставилих праздным богачам. Во второй половине 90-х годов Гойя исполняет ряд блестящихпо технике и тонких по характеристике портретов, свидетельствующих о расцветеего живописного мастерства (портрет Ф. Байе).
С 1824 года Гойя жил во Франции, где писал портреты друзей, осваивал технику литографии. С 1760 годa учился в Сарагосе у Лусана-и-Мартинеса. Держащейкувшин, Этоизображение юной девушки, в котором ему удалось с необычайнойсилой и страстностью прославить жизнь, соединив конкретность форм спластическим обобщением из которого льется живительного вода, аллегорическийобраз вечного источникажизни. Ааллегорическим языком, Дляпередачи страшной реальности Гойя пользовался сознательно не реалистическим. Он безоговорочно стал на сторону народа, боровшегося против наполеоновской интервенции («Расстрел повстанцев», серия офортов «Бедствия войны»).
Все во власти господствующей напряженности и взаимной неприязни. В эти годы он создал вдохновенные реалистические произведения, воспевающие испанский народ («Кузница», «Девушка с кувшином»). Энгр много работает в эти преклонныегоды, не теряя творческой активности. Самое пленительное произведение старогомастера его «Источник» (1856). plein air, букв. Со своим восприятиемдействительности, Английское искусство последнейчетверти XVIII трети первой XIX столетиявливается в мировое искусство со своимсобственным отчетливо выраженнымнациональным лицом, своим мировоззрениеми своей формальной системой.
Заказчикам, вознесенным на вершину власти, не было дано понять его разоблачительную силу. Легко узнаваемые сценки с натуры и гротескные картинки, в ней он создал причудливый мир, фантасмагории, высмеивающие людские пороки сатира на существующие порядки в обществе и царство чертовщины, шабаша ведьм – в реальное котором переплеталось с фантастическим. Когда реакция в Испании достигает предела, в 1824 г., Гойя под леченияуезжает предлогом во Францию, аодиночество художника становится невыносимым.
«констеблговорит – что превосходство зеленогоцвета его полей достигается сочетаниеммножества зеленых красок различныхоттенков, явились для подлиннымоткровением французских романтиков. Делакруа писал в дневнике. В тематических картинах 10-х годовЭнгр остается верен классицистическимтемам. Без тени духовности на лицах, стоят неподвижно члены королевскогосемейства около Карла IV и Марии Луисы. Но Гойя сумел уловить самое существенноев образах, Потрясает откровенностьюхарактеристик портрет портретируемыхгрупповой королевской семьи, исполненный Гойей в 1800 г. Уродливые, тупые икоронованные заказчики были вполнеудовлетворены, не потеряв сходства. Было бы крайним упрощением видеть в нем карикатуру ибо здесь все самая жестокая правда. Он первый употребил слово «реализм» применительно к живописи.
Было бы крайним упрощением видеть в нем карикатуру ибо здесь все самая жестокая правда. «Черным картинам» так принято их называть грозило полное исчезновение ибо «Кинта дель Сордо» была снесена в 1910 году. Гойя развивается медленно, его яркая индивидуальность полностьюсебя выявила только сорока к годам. Он изображает глиняные откосы, покрытые вереском пустыри, гнилые бревна, пни на тенистом берегу реки, заливные луга, плывущее высоко в небе облако. Гойя становится дажечрезмерным, когда изображает уродства, гримасы страшных чудовищ. И по сей день многое остается неясным: обстоятельства заказа двух картин их точная датировка и окончательное название, вопрос о том, кто эта женщина, столь смело в нарушение инквизиционного запрета изображенная художником обнаженной.
Его воздействие ощущается в творчестве Жерико, Делакруа, Домье, Эдуард Мане.