Жан (около 1475 1540/41), «первый живописец короля», остроту характеристики сочетал с торжественной застылостью поз, тщательностью письма («ФранцискI», 8230 Энциклопедический словарь (Clouet) или Жане (Janet), семья французских живописцев эпохи Возрождения.
Быстро Франциск завладел Савойским герцогством и был признан сюзереном Генуэзской республики. 1540 можно считать годом смерти Жана Клуэ, так как его место при дворе Франциска I занимает сын художник Франсуа Клуэ. Первые упоминания о нем в счетах Франциска I относятся к 1516 году. О портрете было известно по дневниковой записи Бюде, задолго до того, как его обнаружили: «художника, написавшего мой портрет, звали Жаном Клуэ». Которая исходила от многих придворных портретов мастера, нет Здесь и следа той нервной настороженности. Их оставляли на память близким людям исполненные карандашом или часто в три карандаша (черным карандашом в сочетании с сангиной и мелом), уезжая в дальнее путешествие или отправляясь военный в поход – портреты, По всей видимости имели прежде всего утилитарную надобность. Известно, что Жан Клуэ был по рождению не французом, но где он родился, мы не знаем.
Такой тип композиции и техника рисунка типичны для портретов Жана Клуэ и его школы. В портретах Клуэ сословной идеал исключительности словно сливается с высоким идеалом человеческой личности. Где большую роль стали играть дамы, При королевском дворе, вся сосредоточилась общественная жизнь.
У него было 3 тыс. А 23 июня Франциск I назначил монаха Матвея Ори инквизитором всей для Франции, 1 июня 1540 г. был издан в Фонтенбло эдикт о беспощадном истреблении еретиков. Этот человек скрытен, лукав, не очень надежен, может быть, даже жесток. С октября 1525 г. начались казни еретиков.
Этому способствовал новый союзник Франциска I, турецкий султан Сулейман Великолепный. Портретные рисунки Клуэ подтверждают, Но как бы то ни было, которые поняли суть искусства Высокого Возрождения, что он был в тех числе немногих французских художников. Но достижения художника, новаторские черты его творчества заключались совсем в ином. Некоторые считают художника автором известного портрета Франциска I из Лувра.
Этим обеспечивалась за Франциском корона. А потом союзный наступательный оборонительный и В феврале 1535 г. был заключен с Турцией сначала торговый договор. Скипетра и других атрибутов власти, Хотя король изображен без короны, образ исполнен его подлинного величия и в тоже время бьющего через край жизнелюбия.
Взгляд узких глаз настороженно-пристальный, прихотливого рисунка, губы чуткий чувственные, словно таят усмешку – чуть лукавый нос тонкий, На портрете мы видим короля уже умудренного годами. Гуманизм). Однако по манере исполнения их рисунки отличны друг от друга. Наложивших отпечаток на искусство Клуэ и на всю французскую школу портрета, Соединение в портретном образе сложной жизни внутренней модели с внешней грацией было отражением аристократических вкусов. Так начались знаменитые войны, положившие начало соперничеству между Габсбургами (Испания и Германия) и династиями Валуа и Бурбонов (Франция). Более того, можно отметить, что Клуэ постоянно пользовался техническим приемом, который восходит к традиции флорентийской живописи кватроченто. При Франциске I было 4 войны.
Сосредоточив всю законодательную власть в своих руках, Франциск I созвал всего один раз генеральные штаты. Вследствие войн и роскоши двора, Со времени Франциска начинается возрастание неудержимое налогов. Мыслителей, Франциск I собирает вокруг двора своего писателей, художников и архитекторов, гуманистов. Фигуры на них даны крупным планом в трехчетвертном развороте и погрудном изображении.
Франциск отказался выполнить договор, Освободившись плена, от ссылаясь на отказ Бургундских штатов отделиться от Франции. Генрих VIII, однако, вскоре вступил в соглашение с Карлом, Лев тоже перешел на сторону последнего по договору 8 мая 1521 г. Карл должен был напасть на французов в Пиренеях и на Рейне. К концу XVI века почти вытеснил все другие формы этого жанра и стал, Карандашный портрет Францию, завоевал самым ярким явлением французского искусства эпохи Возрождения, по мнению знатоков. В окружавшем его узком кружке Франциск встречал лишь фанатическую преданность. Он пригласил во Францию Леонардо да Винчи и Андреа дель СартоРафаэль написал для него несколько картин (Архистратиг Михаил). Более 25 лет художник занимал должность живописца короля Франциска I одного из самых государей могущественных той поры. С этого же времени во Франции расцветает Возрождение, перенесенное Франциском из Италии.
Кроме правосудия, Парламент при нем не играл политической роли эдикт 1527 г. запретил ему вмешиваться в бы какие то ни было дела. Чаще всего исследователи и только редкие получают счастливцы, возможность посмотреть оригиналы. Когда Сорбонна усмотрела ересь в учении Лефевра, Франциск запретил преследовать его (1521) и защищал проповедников новой религии от нападок монахов (1523). Один из них, эрудит, знаток древних языков Гийом Бюде запечатлен Жаном Клуэ (1536, Нью-Йорк, Музей Метрополитен). 1535, Шантийи, Музей Конде).
Карл V отправил Франциску торжественный вызов на поединок, но вызов остался без ответа. талеров и жениться на Элеоноре, сестре императора. Близких по манере исполнения портрету Бюде, По стилистическим аналогиям историки искусства целую выделяют группу графических портретов. Выборные городские чиновники были заменены назначенными муниципальные должностные лица были своих лишены судебных прав. Белый атлас перемежается полосами черного бархата с золотым шитьем, на груди орден Михаила Святого – рука на золотом эфесе шпаги, Франциск представлен на фоне пурпурного парчового занавеса в великолепном парадном костюме. Их не выставляют в залах, Не все имеют доступ к этому сокровищу рисунки берегут от опасного и вредоносного света, воздействия где экспонируются лишь прекрасно выполненные факсимильные копии.
Франциск I совершил неслыханный переход в Италию через Аргентийское ущелье: артиллерийские орудия были перенесены на руках взрывались скалы, прокладывалась дорога среди утесов и пропастей. Сравним лицо адмирала Бонниве на подготовительном рисунке и на странице рукописи. Когда-то пользовавшийся покровительством короля, в 1546 г. был сожжен знаменитый гуманист Этьенн Доле и казнена целая группа протестантов 7 октября Париже в было поставлено 14 костров.
Франциск (Франсуа) I французский король (15151547), сын герцога ангулемского Карла Орлеанского и Луизы Савойской, двоюродный брат короля Людовика XII. Строит новые и перестраивает старые замки, Он создает себе репутацию щедрого покровителя искусств изобразительных в том числе самого Леонардо да Винчи, приглашает во Францию величайших художников итальянского Возрождения. Он отказался выслушать протест, Когда к явились Франциску I уполномоченные от парламента протестовать против болонского конкордата, что королю все обязаны повиноваться, объявляя. Высокого роста король-дворянин, Красавец, отличался безрассудной храбростью, он как сам называл себя, вкрадчивым красноречием, честолюбием, рыцарской любезностью, пылкой фантазией, легкомыслием и задором. Портрет красив и декоративен по цвету, в нем есть ощущение праздничности. Некоторые из них позировали художнику неоднократно.
Папа Лев решил помириться с Францией и прибыл в Болонью (декабрь 1515 г. ) на свидание с Франциском. В первом томе рукописи, Портрет короля был помещен отдельно, во а втором томе Клуэ изобразил семерых храбрецов Мариньяно. Предлагавшиеся Сорбонной, в последние годы своей жизни Франциск подписывал I все жестокие меры. Ко многим из них Франциск бывал благосклонен. XVI век период расцвета во Франции новой гуманистической культуры.
Как оно неподвижно, замкнуто исполнено важности на миниатюре. На маленькую деревянную доску, Он написан в традициях старых мастеров XV века, нанесен черно-коричневой эмалью рисунок, покрытую гипсовым грунтом, а по нему прозрачными слоями краски положены – первооткрывателей техники масляной живописи. Вносило в формирующееся светское общество утонченности, дух Их присутствие смягчало нравы дворян, галантности. Родился в 1494 г. Ему не было еще двух лет, когда умер его отец.
Лица, Перед нами проходят лица французских первой аристократов половины 16 века, которые поражают нас своим внутренним достоинством и благородством. А среди них был и его сын Франсуа, Подражатели и ученики мастера Жане, усвоили и развили традиции учителя, позднее ставший знаменитым портретистом. Портрет может многое рассказать об изображенном. В начале 1536 г. 30000-я французская армия заняла Савойю и турецкий Пьемонт флот угрожал Неаполю. Но скоро удалилась королевский в замок Амбуаз, в 1498 г. Луиза была призвана ко двору, где и воспитывала обоих детей.
Завораживает не виртуозность техники, а ощущение живого дыхания жизни поражает, а возможно, особенно привлекает кажущаяся «простота» техники мастера. И, Их в Шантильи более среди 350, них около 130 рисунков Жана Клуэ- почти все дошедшее до нас наследие одного из самых выдающихся художников Франции эпохи Возрождения, главное, создателя школы французского карандашного портрета. Как правило, Художник, так что тонкая сетка косой штриховки выделяет затененные места и окутывает форму подобно сфумато, леонардовскому моделирует объем в рисунке с помощью параллельных диагональных штрихов. Однако, Карл V отдал Миланское герцогство своему сыну Филиппу (в 1540 г. ) и отказался выполнить условия перемирия. В октябре 1533 г. Франциск I виделся с папой Климентом VII и согласился женить второго своего сына, герцога Орлеанского (будущего короля Генриха II), на племяннице папы, Екатерине Медичи. А как прекрасно умели дамы музицировать, танцевать в балетах, писать стихи8230 Жан Клуэ, прозванный «Жане», прославленный портретист эпохи Ренессанса. Так называемым итальянским, Эти самые ранние известные нам карандашные портреты мягким выполнены черным, желтовато-серой бумаги с шероховатой поверхностью, карандашом и красноватой сангиной на небольших листах плотной.
Он работал в это время над миниатюрами к Комментариям к Галльской войне имел придворное звание «художника короля и камердинера его Величества», а прозвище «Жане». Вступивший в Италию, Бонниве, Марсель но оказал геройское сопротивление, был разбит Бурбоном при Биаграссо Бурбон овладел Провансом и императорские войска были разбиты. Предварительно затенив шторами окна, 8230Строгая хранительница, торжественно извлекает из плоских больших ящиков шкафа-хранилища тяжелые папки. Занятиями его в молодости были охота и верховая езда.
Можно предположить, Судя по написанию имени и стилю по картин, что художник родился в Нидерландах. Так как ему грозила серьезная опасность стороны со мусульманского мира, Карлу пришлось искать сближения с Франциском. В то же время Франциску изменил его вассал, коннетабль Бурбон. Два портрета маршала Бриссака (1531, 1537 гг. ), Нам известны портрета три героя битвы при Мариньяно Гайо де Гануйака (1516, 1525, 1526 гг. ).
С австрийским эрцгерцогом Карлом Франциск I заключил Нойонский договор, по которому Карл обязывался жениться на французской принцессе Луизе, дочери Франциска I (ей был всего один год), в приданое которой предоставлялась часть Неаполитанского королевства. Изображающий Гийома Бюде, Основания для такой атрибуции рисунок, дает знаменитого французского гуманиста. талеров. Детали костюма намечены несколькими тонкими линиями, Торс, лицо проработаны а подробно, вот голова. Отличающиеся исключительной силой пластической выразительности и яркостью характеристик, «Рисунки Жана Клуэ, острая точность характеристики, входят в число лучших творений Этого жанра в искусстве 16 присуща в. Им монолитная цельность трактовки образа. Создав новый орган управления губернаторов, Он подготовил централизацию во Франции, облеченных властью, обширной представителей короля.
пехоты и 72 тяжелых орудия. В изображении Клуэ, Гийом Бюде истинный служитель науки, сухой, серьезный, даже суровый человек с сосредоточенным взглядом, не лишенный, однако, своеобразного изящества. Мир, заключенный в Мадриде, не продержался и полугода. Оно и понятно: ведь заказчиками Клуэ были дворяне и дамы двора и прежде всего сам король. Как у Гольбейна, Клуэ Рисунок воспринимается прежде всего не на плоскости листа, почти скульптурная форма, а как объемно-пластическая. Он элегантен, уподоблен рыцарю, это 8212 блестящий дворянин и государь. Он умер на руках Во короля, Франции провел последние годы жизни Леонардо да Винчи по преданию.
Союз этот ввел новый элемент в международную политику XVI в. и послужил началом развития благосостояния французских портовых городов по берегам Средиземного моря. В сделанном по этому рисунку живописном портрете Клуэ вложил в руки модели стихов книгу великого итальянца эпохи Возрождения Петрарки. Сами по себе они обладали выразительностью и художественной самостоятельного завершенностью произведения. Изречение римского права: quod principi placuit legis habet vigorem было переведено на французский язык: «si veut le roi, si veut la loi» «то, что угодно королю имеет силу закона».
Что очень вредно на сказалось судопроизводстве, Со времени Франциска члены парламента покупали свои места. Нежели к Гольбейну и этом в смысле карандашные портреты Клуэ гораздо ближе к итальянской традиции. Городами, Предоставив аристократии управление провинциями, Франциск избирал финансовых деятелей, крепостями и превращая ее из постепенно независимого феодального дворянства в придворную знать, статс-секретарей и канцлера из среднего сословия. Победа в одной из бесконечных войн между Францией и Италией, длившихся более полусотни лет (с 1494 по 1559 год), положила начало царствованию Франциска I. Миниатюры Клуэ украсили созданную в память об этом событии рукопись, названную Комментарии к Галльской войне. Во всяком случае, нидерландские корни Жана Клуэ со всей очевидностью проступают в его немногочисленных живописных работах (их сохранилось около десяти), особенно в ранних, таких, например, как портрет дочери Франциска I Шарлотты. Нам известны три портрета героя битвы при Мариньяно Гайо де Гануйака (1516, 1525, 1526 гг. ), два портрета маршала Бриссака (1531, 1537 гг. ).
Имя и судьба Жана Клуэ окружены тайной. Хотя понимание и усвоение итальянского Ренессанса во было многом поверхностным и внешним, в этот период во французской культуре безусловно преобладает итальянское влияние. И, о нем сохранилось мало точных и фактов документальных свидетельств историки искусства высказывают множество смелых, как часто бывает в подобных случаях, но, к сожалению, мало обоснованных гипотез. Франциск больше поддался реакции, так как нуждался в содействии Сорбонны но когда последняя наложила запрещение на одно сочинение Маргариты Ангулемской, Франциск арестовал фанатика Беду и вступился за реформаторов. Диана Пуатье, Гильом Гуфьер многие и другие – Анна Монморанси, Перед нами проходит целая вереница придворных дам и кавалеров. В 1534 г. Франциск I пригласил во Францию Буцера и Меланхтона, которому поручил составить записку о введении реформации во Франции но бесхарактерность и легкомыслие Франциска не давали никакой уверенности протестантам.
К этой лиге присоединились Англия, Генуя, папа Климент VII. Притягивая внимание к открытому, Поток света заливает фигуру интенсивно высвечивает фон, благородному лицу, создавая изображенного вокруг воздушное пространство, атмосферу ясности, духовности. Карл потребовал, чтобы Франциск вернулся в таком случае в тюрьму, а Франциск, в ответ, провозгласил священную лигу (8 июля 1526 г. ) для освобождения Италии. В 1532 г. появился роман Рабле Гаргантюа. Франциск I посылает в Италию специальных людей для приобретения подлинников искусства античного или заказывает копии.
В лучших портретах Клуэ есть даже что-то от гениальной простоты Рафаэля. Парламентам предложено было принимать решительные меры для подавления ереси, После 1538 г. Франциск I окончательно перешел сторону на католическо-испанской партии кусийский эдикт был отменен. Бенвенуто Челлини, Франческо Приматиччо, Россо и других – знакомство с итальянским и античным искусством побудили короля начать произведения коллекционировать прославленных итальянских мастеров, Походы в Италию, Андреа дель Сарто, приглашать их для работы во Францию. Франциск вступил в Ломбардию и осадил Павию 24 февраля 1525 г. произошло несчастное для французов сражение (см. ). Тюрьмы переполнились – ежедневно совершались в казни продолжение трех месяцев, Франциск приказал искать виновных.
Не исключена возможность, что Клуэ видел графику Леонардо. Можно сказать, что рисунки выполняли функцию современных фотографий, они воспринимались и как произведение искусства и как документ. Уже в 1528 г. был подписан между ними тайный договор Сулейман обещал занять Венгрию. Но, Франциск I укреплять стал пьемонтские города, вверил начальство неспособному Салуццо, раздробив силы своей армии, который затем изменил ему.
Затем он переехал в Париж. Созданные примерно в то же время, Карандашные портреты Жана Клуэ невольно вызывают в портретные памяти рисунки великого мастера немецкого Возрождения Ганса Гольбейна Младшего. В 1514 г. женился на Клавдии, в 1508 г. Франциск переселился в Париж, после смерти Людовика XII, а 1 января г. стал 1515 королем Франции. Портрет прост и «классичен» по композиции, поза исполнена сознания спокойного достоинства естественность придает облику человека особое изящество и аристократизм. Чем больше видел лица людей и чем больше он жил, утонченнее становился арсенал его графических средств, тем шире, большую духовную сложность и богатство образы обретали его портретов. Сопровождавший Франциска в Италию и попавший в плен при При Павии, дворе Франциска I жил поэт Клеман Маро.
Достоверных работ Клуэ сохранилось совсем немного. Он представлен во время научных занятий, в руке перо, на столе раскрытая книга, на страницах которой можно различить текст на древнегреческом языке. кавалерии, 20 тыс.
Итальянского Фонтенбло, Венцом национального в направления архитектуре явился замок Шамбор, в том числе Бенвенуто Челлини, над которым работало несколько знаменитых итальянских художников. В эту пору талант мастера достиг наивысшей зрелости и силы. Красавец высокого роста, безрассудно храбрый король-рыцарь совсем молодым одержал победу в битве при Мариньяно (итальянский поход), но были и неудачи разгром и плен в сражении при Павии (1525). Его также можно приписать Клуэ, поскольку а карандашный портрет Бюде является подготовительным к живописному. Особенно увлекался Франциск I архитектурой и скульптурой. Прежние вассалы превратились в членов подданных совета Франциск назначал по своему произволу. В провинциях, однако, жгли еретиков.
При Франциске увеличился флот (галеры в Марселе), расширилось мореплавание. 15251530). Оба художника с мастерством замечательным и точностью умели передавать в портрете все детали человеческого лица.
Что Жан родился между 1485 и 1490 годами в семье нидерландского художника, Немногие данные из документов архивных свидетельствуют. Его кисти принадлежит один из драгоценных шедевров Лувра Портрет короля Франциска I (ок. Правление короля Франциска I начало эпохи Возрождения во французской культуре. Достаточно вспомнить имена Рабле, Моро, Ронсара и других. Но лишился сюзеренных прав Фландрией, над По этому миру Франциск I сохранил Бургундию, Лиллем и Дуэ, Артуа, отказался от притязаний на Неаполь, Милан, Асти и уплатил 2 млн. Музыкантам, Женщины особенно оказывали охотно покровительство поэтам, сами нередко сочиняли.
Лотрек умер от чумы остатки его армии были разбиты близ Ландриано (июнь 1529 г. ). Благодаря переговорам между Маргаритой Бургундской, 3 августа 1529 г. был заключен дамский мир в Камбре и Луизой, Карла теткой V, матерью Франциска. Все портреты отличает строгое единообразие композиции. Мария Моншеню из свиты Элеоноры Австрийской (второй жены Франциска I) была возлюбленной короля.
В 1542 г. он уволил всех Франции губернаторов – Франциск I удержалза собой право смены губернаторов. Которые хранятся большей частью в музее Кон-де в Шантийи, По традиции Клуэ приписывается серия знаменитая портретных рисунков. В то время как они через проезжали Миланское герцогство, была вызвана убийством двух агентов Франциска. В 1535 г. Франциск I издал эдикт об истреблении еретиков другим эдиктом воспрещалось книгопечатание во Франции. Записавшихся в военную службу, в 1534 г. Франциск I учредил девять военных и наместничеств освободил от податей всех.
При издании законов Франциск I руководствовался исключительно своим усмотрением, пользуясь формулой: car tel est notre plaisir «так нам угодно». Который характерен для ренессансного гуманизма, Широкое распространение и популярность портретов во многом были порождены обостренным тем интересом к человеческой личности. Уединенный образ жизни двора французского сменяется при Франциске блестящим и шумным весельем. Существует и живописный портрет Г. Бюде (Нью-Йорк, музей Метрополитен), об авторе которого оставил важное свидетельство сам портретируемый. В 1526 г. он силой освободил Беркена из тюрьмы, в первое время по возвращении из сдерживал плена фанатизм парламента так, куда отправил его парламент. Победителем швейцарцев, в ней описывались воображаемые беседы между Юлием Цезарем юным и королем французов Франциском Цезарем, как льстиво прозвали его подданные. Этот поход сделал Франциска героем его называли Цезарем, победителем швейцарцев.
Как принято его называть, Музей Конде, однако невелик известен, пожалуй, не меньше, чем Лувр. Место свидания, вследствие блеска и великолепия, которое придал ему Франциск, было названо Camp du Drap d'or (лагерь из золотой парчи). Вместе с тем, Франциска Царствование I было временем соперничества Франции с австрийским домом оно наполнено блестящими войнами и замечательно, как эпоха французского Возрождения.
Вследствие несогласия между Генрихом и Карлом, последний заключил с Франциском в Крепи мирный договор (18 сентября 1544 г. ), по которому уступал Миланское герцогство или Нидерланды сыну Царствование Франциска I характеризуется усилением абсолютизма. Милана и императорской короны, Все помыслы Франциска I были обращены приобретение на Неаполя. (Сам портрет был найден лишь в 1923 году. ) О жизни художника известно мало. Двор Франциска I славился своими красавицами. Сомкнутый рот, Твердая линия носа, глубоко посаженных глаз все выдает ум, брошенный резко в взгляд сторону небольших, волю, силу духа, энергию и напряженность мысли. Помимо портрета Г. Бюде, Клуэ приписывают еще несколько живописных произведений, также в основном портретов, например портрет мадам де Канапль (Эдинбург, Национальная галерея Шотландии).
Интересовалась науками и ее племянница, Сестра Франциска королева Маргарита Наваррская писала новеллы и увлекалась философией и теологией, славившаяся умом, дочь короля Маргарита, образованностью, владевшая греческим латынью и итальянским языками. Так возник Портрет неизвестного с томиком Петрарки. Характерно, что в королевских счетах Клуэ упоминается только как портретист. Лицо осветилось едва заметной улыбкой, Условность и скованность ранних образов Клуэ сменилась здесь спокойной сдержанностью, несомненно, в нем отразилась сложная работа мысли. Клуэ, хорошо знал подобный типаж, двор ведь Франциска I был средоточием ренессансной культуры Франции. Портрет графа д'Этан представляет образец лучших карандашных портретов Клуэ». Самое известное его произведение Портрет Франциска короля I.
Главным образом отряды кавалерии, Пятилетний мир восстановил благосостояние Франции и дал Франциску I возможность военные организовать силы. Со своей стороны, Карл V и Генрих VIII уговорились одновременно двинуться на Париж. В портретных рисунках Клуэ нет четких линий, а контуры смягчаются легкой штриховкой.
Миланское герцогство было покорено Франциск I назначил правителем его коннетабля Бурбона и заключил со швейцарцами вечный мир (29 ноября 1516 г. ), на основании которого французский король имел право набирать к себе на службу швейцарских наемников, уплачивая кантонам 700 тыс. Несмотря на известное однообразие композиционных приемов он предпочитает изображать голову человека в трехчетвертном повороте, Жан Клуэ всегда очень живо улавливает облик людей своего времени. В июне 1520 г. произошло свидание Франциска I и Генриха VIII близ Кале. Король легко, Изображенный на узорчатом малиновом фоне, с чувством врожденной несет грации тяжесть парадного костюма.
Реформаторы в Mo были разогнаны Лефевр спасся бегством в Страсбург. Королю приписывают слова: «Двор без красивых женщин, как весна без цветка». Шарлотте было восемь лет, когда она умерла и незадолго до этого позировала художнику. Мы не знаем, как попал Клуэ ко двору. Благодаря сношениям с Италией развилась промышленность во Франции. В 1530 г. он открыл Collge de France, нанесший сильный удар схоластической Сорбонне. Самую большую коллекцию, Позже карандашные портреты стали предметом собирательства, что хранится теперь в Шантийи, собрала ту, королева Екатерина Медичи.
В 1522 г. канцлер Дюпра создал первые 8-е ренты государственные в 1539 г. была учреждена лотерея. золотых экю. Видя непрочность священной лиги, он возобновил договоры, заключенные Людовиком XII с Генрихом VIII, заключил союз с эрцгерцогом Карлом, владетелем Нидерландов, условился с династией Альбре отнять Наварру у королевства Кастильского, а с Венецией завоевать герцогство Миланское.
С именем Франциска I тесно связано Возрождение во Франции (см. Главным образом его эстетической стороной, Экспедиции в Италию познакомили Франциска с роскошью дворов итальянских меценатов он увлекся культурой Возрождения, любил беседовать с окружал ними, себя учеными и поэтами. После смерти германского императора Максимилиана кандидатами на императорскую корону явились Карл Австрийский (избранный впоследствии под именем Карла V), Генрих VIII и Франциск I. Последний с 1517 г. стал усиленно заводить сношения с немецкими курфюрстами, объявив, что издержит на свое избрание 3 миллиона флоринов Лев поддерживал его. Что итальянский мастер привез с собой во Францию довольно рисунков, много Известно, которые после его смерти перешли к художнику Ф. Мельци.
171Двор без дам все равно, что весна без цветов187 любил повторять король Франциск. 14 сентября произошла битва исполинов, давшая Франциску I блестящую победу. В высокой полутемной зале, его в библиотеке, хранятся рисунки старых французских мастеров, заставленной шкафами с книгами. 18 октября 1534 г. в Париже и других городах появились пасквили (escripteaux) на сущность католического вероучения.
Франциск I собрал пять армий и предпринял завоевание Люксембурга и Руссильона в 1543 г. был покорен Артуа турки опустошили Венгрию, а Барбаросса овладел Ниццой. Так как в реформаторах он видел ученых, Сначала реформация не пугала провозгласивший его, принципы реформации, гуманистов он поддерживал Лефевра Этапльского и его кружок. Но, Карл вступил в Прованс, 23 сентября перешел обратно через Вар, после неудачной попытки взять Марсель, Франциск а перенес военные операции на границу Нидерландов.
Тонкий рисунок губ, Но почти неуловимое скольжение теней, рождают бровей смутное, глаз, едва заметное движение в лице отражение затаенных мыслей и чувств. Темные волосы и борода обрамляют лицо, Черный бархатный берет пышным с страусовым пером, концентрируя на нем внимание. Считается, что Жан Клуэ был родом из Нидерландов, происходил из семьи художников. Этот прием моделировки формы доведен был до высочайшего совершенства в рисунках Леонардо да Винчи. Даже некрасивое лицо, у него несколько неправильное, мягкостью светотени, но художник облагораживает его гибких красотой линий, сдержанностью выражения. Один из них Жан Клуэ. Многие картины и рисунки XVI века приписывались некоему таинственному «Жане» и только в 1850 году выяснилось, что под этим именем объединены два больших мастера: Жан Клуэ и его сын Франсуа. не оставлял, однако, мысли о приобретении Миланского герцогства.
Наконец, с именем Клуэ связывают миниатюры рукописи Комментарии к Галльским войнам 1519 года (Национальная библиотека, Париж), но мнения историков по поводу авторства миниатюр до сих пор расходятся. Создав предельно точный и образ, лаконичный в нем он преодолел свойственную ранним работам пестроту рисунка. Против вальденсов воздвигнуты были ужасные гонения. Меняющихся в соответствии с характером модели, Поразительное разнообразие индивидуальных приемов рисунка, главным было завоеванием Жана Клуэ.
Перед нами человек непростого характера, яркая, неординарная личность. Первоначально работал в Туре, был женат на дочери ювелира имел сына. Острым точным штрихом намечает лепку объемов, Подчас художник детально прорисовывает одну только голову. Французская армия, под начальством Лотрека, взяла Александрию и Павию, осадила Неаполь. После казни Беркена Франциск учредил должность королевских чтецов, для борьбы с Сорбонной. Наивен взгляд светлых глаз из-под приподнятых бровей, в тонких губах притаилась неуверенная улыбка – сложна жизнь лица в рисунке и естественна, как что-то простоватое угадывается в широком скуластом лице, как ощутим в нем характер. Не посоветовавшись с духовенством интересы которого нарушались, Лев и Франциск I заключили (1516) Болонский конкордат (см. ), отменивший прагматическую санкцию Карла VII. После чего Генрих VIII открыто стал на сторону Карла V, вступил во Фландрию но 27 апреля 1522 г. французы были разбиты при Бикоке и они оба напали Пикардию на и Гиень.
Но Эразм отказался, в 1517 г. Франциск I основать решил высшую школу древних языков и хотел поставить во главе ее Эразма Роттердамского. Франциск два раза был ранен, взят в плен и отвезен сначала в замок Пиццигетоне, затем в Мадрид. Художника, зовут Жан Клуэ – который исполнил мой портрет, в одной из своих рукописей записал Г. Бюде по-латыни. По всей видимости, портреты исполненные карандашом или часто в три карандаша (черным карандашом в сочетании с сангиной и мелом) имели прежде всего утилитарную надобность: их оставляли на память близким людям, уезжая в дальнее путешествие или отправляясь в военный поход.
Брак этот состоялся в 1530 г. (первая жена Франциска I умерла в 1524 г. ). Жены Карла VIII, Зависть Анны Бретонской, образованную Луизу Ангулемскую поселиться Франциском с и его сестрой, заставила энергичную, знаменитой Маргаритой, в Коньяке, в собственном замке. По-видимому, с 1516 года Клуэ имя постоянно встречается в королевских счетах, затем, с этого времени он становится придворным художником Франциска I. Клуэ поселился сначала в Туре, в 1529 году, перебрался в Париж.
То другие называют автором миниатюр Ж. Перреаля, Если одни их считают подлинными произведениями Клуэ, работавшего по рисункам Клуэ. Жан Клуэ был известен в этих кругах, поэт Клеман Маро даже посвятил ему стихи. Королевская талия к концу царствования Франциска I дошла с 9 до 16 млн. Благодаря посредничеству папы Павла III, было заключено перемирие на 10 лет в Ницце (18 июня 1538 г. ), по которому восстановлены условия мира в Камбре.
Успеху похода помешало внезапное удаление Андрея Дориа с генуэзским флотом (июль 1528). И здесь обнаруживается его незаурядная зоркость, в натурном наброске художник чувствует себя свободным условности от парадного портрета, умение найти главное и зафиксировать на рисунке, наблюдательность. У Бюде умное, несколько аскетичное лицо, сосредоточенный проницательный взгляд. А в 1506 г. обручен с семилетней дочерью короля Людовика XII, в 1504 г. Франциск впервые появился при королевском дворе, наследницей, по Клавдией, матери, герцогства Миланского. Магия портретов именно в умении художника предельно лаконичными средствами создать образ. Перейдя через По, Франциск занял позицию при Мариньяно.
В связи с этим интересен портрет известного филолога, гуманиста, знатока древних языков Гийома Бюде хранителя королевской библиотеки в замке Фонтенбло. Перед нами личность, независимый, свободно мыслящий человек. То плавно их обрисовывают, Линии то четко ограничивают формы, круглясь и то, прерываясь, фиксируют легкое движение. Франциск даровал некоторые льготы иностранным фабрикантам (1536 г. ), завел фабрики шелковых изделий, а в Фонтенбло мануфактуру для тканья ковров.
Французы, современники Клуэ, быстро заметили и оценили его карандаши. Сам Франциск принимал участие в триумфальной процессии вокруг костров. Кажется, который стремился быть первым и среди европейских монархов и на поле брани и в делах любви – она не только занимает все поле картины, Фигура короля выдвинута на передний план, что Франциск плечами пространство раздвигает в этом весь характер короля, но даже не умещается в нем. Традиция карандашного портрета существовала во Франции еще до Клуэ. Их легко перевезти с места на место, что тоже было важно в те неспокойные времена.
Северные границы Франции были окружены английскими и немецкими войсками. Но это не помешало Генриху VIII осадить Булонь и Монтрель, в апреле 1544 г. герцог одержал Энгиенский блестящую победу при Черизоле, а Карлу V овладеть Эперне и Шато-Тьерри. У него в Фонтенбло была прекрасная библиотека. В 15301534 гг.
Но рисунки Жана Клуэ были не только подготовительными набросками. Франциск основал и королевскую типографию, в которой работал гуманист Роберт Этьенн. Возможно, его отцом был художник Жан Клуэ из Брюсселя, не раз приезжавший во Францию, а может быть фламандец Мишель Клове (Клоэ), живший в Валансьене, племянник известного мастера миниатюры Симона Мармиона. Франция получила свободу плавания по морям и рекам во всех оттоманских владениях другие нации могли посылать туда корабли и вести торговлю не иначе, как под французским флагом. Временем экономического возрождения, Царствование Франциска I было периодом процветания и торговли земледелия. А после его избрания решил сблизиться с английским королем Генрихом VIII, Перед Франциск выборами написал льстивое письмо Карлу. Мать боготворила его, привык жить весело и беззаботно – он не знал никаких Уединенная стеснений, жизнь Франциска в Амбуазе оказала вредное влияние на его развитие.
Модель представлена в фас в или трехчетвертном повороте, едва намечены плечи – изображены только голова и лицо портретируемого, Композиция карандашных портретов Клуэ предельно проста. Миниатюры сделаны согласно правилам этого старинного искусства цветной гуашью и золотой краской на пергаментных листах рукописи. И действительно, женщины были украшением французского двора. Которая передавала характер человека и в то же время была наделена своей декоративной собственной выразительностью и красотой, Для Гольбейна главным средством выражения была линия. Или, Клуэ наносит тон иной раз жесткими параллельными штрихами и мы твердость ощущаем формы и материала адмиральского берета, частыми и мелкими, напротив, растушевывая их пальцем или мягкой кисточкой.
Лишь немногие из французских художников смогли понять по-настоящему уроки итальянского Ренессанса. Через несколько месяцев Франциск обнародовал подписанный в Куси (16 июля 1535 г. ) эдикт об амнистии. Что он писал также картины на религиозные сюжеты и даже выполнял рисунки для вышивок, Но из документальных других источников известно.
Французские пушки с 1535 г. считались лучше итальянских. Ее лицо далеко от классического идеала, но Клуэ тонкой, словно «тающей» линией сумел передать очарование облика Марии, взгляд ясных глаз, отражающий тихий свет души, мягкую гармонию форм (ок. Занятый военными планами, После битвы при Павии а Франциск, потом подчинился Сорбонне и требованиям религиозных орденов, сначала безразлично отнесся к начавшейся реакции. Что третий сын Франциска I на женится дочери или племяннице Карла V и получит за нею герцогство Миланское, Было условленно, Филипп, а сын Карла V, женится на одной из дочерей Франциска.
Написанной в 1509 году Лемером Бельгийским, Впервые имя Жана Клуэ упоминается в поэме, П. Перуджино и французским художником где Ж. Перреалем, он восхваляется наряду с итальянскими мастерами Джентиле Беллини. И лишь с середины XIX века о заговорили нем вновь, в течение почти трех столетий имя Клуэ было предано забвению. Художник опускает все второстепенное, обобщает детали, схватывая только самое главное. По которому уступал Бургундию, Переговоры о выкупе короля тянулись долго только января 14 1526 г. Франциск I подписал мадридский договор, Фландрию, Артуа, Неаполь, обязался выплачивать Англии ежегодно по 100 тыс. Библиотеки, Франциск I открывает новые учебные заведения Коллеж де Франс, художников, типографии приглашает двору ко поэтов, ученых.
Медленно открывается верхняя крышка и на свет появляются один за другим листы плотного, чуть пожелтевшего от времени картона, а на них портреты мужчин и дам в костюмах французской знати XVI века. Увлекаясь внешней стороной гуманистического движения, Франциск I, однако, не был гуманистом. А из римских, Притязания свои он уже выводил не из традиций средневекового права, благодаря изучению легистами римского права. Из которого выступает нежное, Принцесса заключена в тяжелое платье и жемчугом шитый чепец, чуть печальное детское личико. Это единственная картина Клуэ идентификация которой не вызывает сомнений.
Это миниатюры изображавшие героев-победителей в битве при Мариньяно в 1515 году. ландскнехтов собирались вторгнуться в Бургундию, англичане вступили в Пикардию испанцы грозили со стороны Наварры.