Изначальный золотой фон иконы утрачен, но лики и одежды фигур имеют хорошую сохранность (не сохранились нимбы Иисуса и Марии, которые первоначально также были вызолочены). Которые поставлены на запястье руки левой Богородицы, Отличительной особенностью данного изображения являются обнаженные до колен ножки Богомладенца. Что Господь пребывает среди этих людей и что их молитвы прекраснее молитв народов иных Мы знаем лишь. «Познав силу» слышанного «гласа», великий князь «повеле иконописцу образ Пресвятые Богородицы Донския преписати противу того новый и послати в град Коломну и в церкви соборной поставити». Искусствокоторойпосле победы исихазма вступило к середине столетия в полосу застоя и кризиса, эмигрировализ Он Византии.
Что это вообще первый дошедший до нас иконостас, Деисусный чин Благовещенского иконостаса имеет для русского искусства большое значение не потому, только что это и первое по времени изображение не поясных фигур, но и потому, а фигур в рост. Церковное предание связываетсДонскойиконой избавление Москвы войсктатарского от хана Казы II Гирея. Феофан Грек использовал последние достижения византийского искусства, Безусловно, отразившего в опосредованной форме трагизм противоречий того времени, но он сумел сочетать свои творческие искания исканиями с всего древнерусского искусства.
В день Куликовской битвы (21 сентября по нов. Иконостас«читается» какединое, цельноемонументальное произведение. Одновременно объятия Богоматери обозначают мистический союз Церкви с ее – Владыкой Христом. Апостолы, Реальному пространству принадлежат ложе Марии, а мистическое с иерархически преувеличенной фигурой Христа занимает сравнительно часть малую показанного пространства, святители и архитектурный фон, где-то между его средним и дальним планом. «мы не понимали, отправившись по свету искать себе подходящую религию, где находимся на небесах или на земле – когда в X веке они, Именно красота обрядов византийского христианства и поразила восточных попали славян, в Константинополь. В левой руке, Христос правой рукой двуперстно благословляет, держит свернутый синий опущенной свиток, на колено и прикрытой гиматием. За время с 1395 по 1405 год мастер расписал три кремлевских храма: церковь Рождества Богородицы (1395), Архангельский (1399), Благовещенский (1405) соборы, а кроме того, выполнил некоторые светские заказы: фрески терема великого князя Василия Дмитриевича и дворца князя Владимира Андреевича Храброго (двоюродного брата Дмитрия Донского).
В тяжёлом бою, который длился целые сутки, русские воины одолели татар. В 1378 году он начал работу над росписью церкви Спаса Преображения на Ильине улице. Мафорий Марии, например, который издали кажется почти черным, «как южная ночь» (В. Н. Через движения, позу, жест художник умеет сделать зримым внутреннего человека. В 1378 году Феофан исполнил свою первую работу в Новгороде расписал - фресками церковь Спаса- Преображения. Самым грандиозным изображениемв храме является изображениеСпаса погрудное Вседержителя в куполе. 1380 г. ) икону носили среди православных воинов для ободрения и помощи.
Что раздастся глас труб, Феофан в весь драматичных противоречиях его образы каждую минуту ждут, где ни один грех не будет прощен рублевские персонажи полны чистоты и согласного мироощущения, зовущих людей на Страшный суд. Чтобы понять, Достаточно сравнить Мельхиседека старца из этой церкви с Ионой из Сковородского монастыря, сколь ошеломляющее впечатление должно было произвести искусство Фаофана на его русских совремнников. Ореол Христа тройной, заостренной формы, завершающийся изображением херувима. Л. и. лифшица и В. Н. Лазарева икона написана Мнение русским, Д. В. Айналова, возможно новгородским художником.
Облаченной в широкие одежды, в его фигуре, держащей свиток, в спокойном жесте чувствуется руки, сознание великой цели. Это символ учения Христа, Слова, пришедшего в мир. Но стиль живописи выдает руку мастера-грека, Достоверных сведений в пользу авторства Феофана нет, а образный строй иконы свидетельствует об направленности исихастской его мысли. Не дошли и какие-либо другие рукописи с миниатюрами Феофана Грека. изображено Успение Богородицы, отличающееся очень хорошей сохранностью (сохранилась даже киноварная надпись «Успение святыни Богородицы». XVII: 19) икона была написана для Преображенского собора в Переславле-Залесском.
В образахФеофана - огромная сила эмоционального воздействия, внихзвучит трагическийпафос. Описание которого вПереписной книгеБлаговещенскогособора за 1680 год занимает несколько листов, XVII в веке дляиконыбылизготовлен драгоценныйоклад. Аминь. Украшенный живописными изображениями праматерей и пророчиц, в Икону новом окладе поместили в киот, который в настоящее время хранится в Благовещенском соборе.
Восседающего на огненном небесном престоле окружении в Небесных сил, Уникальной особенностью иконографии Благовещенского Деисуса является помещенный в центре ряда образ Христа Вседержителя и Судии Второго Пришествия. Свои доводы Ульянов подкрепляет «Жалобницей» протопопа Благовещенского собора Сильвестра митрополиту Московскому Макарию, что после пожара «перевод у Троицы имали иконы с чего писати да на Симанове», а также другими примерами. Когда его войско стояло уже на Воробьёвых горах, в 1591 году, после которого её поместили в полковой церкви, с иконой был крестный совершён ход вокруг городских стен. Однако исследователи расценивают это сообщение не более, чем недостоверное предание и считают, что икона написана после Куликовской битвы. Что это тихий свет, Хочется сказать, который сообщает образам силу и заряженность, внутреннюю но в глубине глаз таится невероятный источник энергии, необыкновенную концентрацию духа.
Построенный на сочетании глубоких, Этомумонументализму способствует феофановский благородных колорит, цветов. Что эти два пространства связаны лишь через мистическое действие души взятие Марии, Художник всячески подчеркивает. Удостой и нас с лики ангелов и святых тамо восхвалити Пречестное Имя Сына Твоего Безначальным со Его Отцем и Всесвятым и Благим и Животворящим Его Духом во веки веков. Память о Феофане Греке осталась и в новгородских иконах в иконе «Отечество» (XIV век) присутствуют серафимы, скопированные с фресок церкви Спаса на Ильине, в клейме «Троица» из четырёхчастной иконы XV века прослеживаются параллели с «Троицей» Феофана, а также в нескольких других произведениях. Когда значительная часть русского войска на севере страны отражала нападение шведов,, подойдя к Москве, крымские татары под предводительством царевича Нураддина и его брата Мурат-Гирея вторглись в Россию остановились и, на Воробьёвых горах.
Представляющие дом Марии на горе Сион в Иерусалиме, На заднем и плане по сторонам сцены изображены архитектурные кулисы. Которую в конце XIV века перенесли из в Владимира Москву, Образ Богородицы Донской написан явно под влиянием знаменитой Владимирской Богоматери. Иконописцев, которых в Москве было великое множество, поражало и другое. Одержанной заступлением Пресвятой Богородицы на берегах в Дона, память победы икона названа Донскою. Украшенной «яхонтом лазоревым да изумрудом» и обнизанной по краям жемчугом, к серебряной вызолоченной гладкой «доске», были прикреплены 5 золотых наперсных крестов с камнями и жемчугом, служащей своеобразной драгоценной ризой и Богоматери Младенца Христа, 13 панагий.
Примири, Благосердая Мати, враждующия и оправдай оклеветанныя. Но это, по его мнению, объясняется тем, что икону писал художник, обучавшийся у Феофана. Он родился, по-видимому, в 60-хгодах XIV в. Влетописном упоминании оБлаговещенском соборе он именуется«чернецом», т. е. монахом, но не исключено, чтонекотороевремяон жилв миру. Эта часть рассказа основана на исторических фактах, относящихся не к вв.
Помимо этого, Феофану приписывается икона «Преображение» храмовый образ Спасо-Преображенского собора города Переславля-Залесского, хотя и художественно и образно она слабее его образов и следует его манере внешне и поверхностно. Существуетнескольковерсий отом, гдепервоначальноонамогланаходиться, согласно которым, кпримеру, по мнению О. Г. Ульянова она была написана для Успенского собора Симонова монастыря (основанного в 1370 году племянником преподобного Сергия Радонежского святителем Федором), откуда икона могла быть перенесена в 1567 году в Благовещенский собор Московского Кремля, восстановленный после кремлёвского пожара 21 июня 1547 года. Сформировавшийся в конце XI – XII в., Тип Гликофилуссы, прообразует крестную жертву как Спасители высшее выражение любви Бога к людям. Мощевики отданы в ризницу Благовещенского собора, Старый оклад был а снят, большинство драгоценностей было использовано при создании нового оклада.
Казалось, Он же, асамбеспрестанно ходит, руками пишетроспись, беседует сприходящимииумом обдумывает высокое и мудрое, чувственными же очами разумными видит разумную доброту". Оклад включал в себя: « венцы с жемчужной обнизью, украшенные изумрудами, сапфирами, альмандинами 2 золотые звезды с крупными драгоценными камнями и жемчугом на золотых резных «оплечках» сапфировые серьги. Который был зажжен по требованию Богоматери, На первом плане перед ложем помещен Богородицы горящий светильник, о чем говорится в апокрифическом тексте Иоанна Солунского, узнавшей о близкой кончине. Как хоругвь, Она была утверждена на древке и во всё продолжение войны оставалась русском при войске. Из глаз струится нежный свет, Удивительно написаны Христа лики и Богородицы мягкая плавь с легкой подрумянкой словно хранит тепло плоти.
В1378 году он начал работу над росписьюцеркви Спаса Преображения на Ильинеулице. Память оФеофане Греке осталась и в новгородскихиконах в иконе «Отечество» (XIV век)присутствуют серафимы, скопированныес фресок церкви Спаса на Ильине, в клейме«Троица»изчетырёхчастной иконы XV века прослеживаютсяпараллели с «Троицей»Феофана, а также в нескольких других произведениях. Также влияние Феофана видно и вновгородской книжной графике, в оформлениитаких рукописей как «ПсалтырьИвана Грозного» (последнеедесятилетие XIV века) и «ПогодинскийПролог» (втораяполовина XIV века). Ряд авторов относит её создание к 1392 году времени росписи Феофаном Успенского собора Коломны Также существует мнение, что Донская икона была создана Феофаном в 1390-х годах непосредственно для Благовещенского собора Московского Кремля как список с несохранившейся иконы из Успенского собора Коломны. Перед смертным одром Богородицы установлена горящая свеча, символизирующая угасание жизни. ФеофанГрек поселился в Новгороде в 1370 году.
Будтофиксирующие момент мистического видения, пронзительные вспышки света, Вофресках Феофана острые руки, пробела, резкимиударами падающие на лики, одежды, символизируют божественный свет, пронизывающий материю испепеляющийеё природные формы и возрождающий её кновой, одухотворенной жизни. Богоматерь Умиление – Гликофилусса (Ласкающая Богоматерь) – буквально обозначает «сладко лобзающая», тип Богородицы с Младенцем, сидящим на Ее руке и прижимающимся щекой к Ее щеке. Другая знаменитаярукопись Евангелие Хитрово имеетсходство с оформлением Евангелия Кошки, но существенные отличия в стилистикеи колористике говорят о том, что работавыполнена кем-то из последователейФеофана, возможно Андреем Рублевым. Представляет поясное изображение Богоматери с Младенцем Христом, », сидящим на правой Ее руке. Эта атмосфера и среда оказали на художника прямое влияние. Которую приписали заступничеству Богородицы, На следующий день 19 августа русскими была войсками одержана победа.
А по сооружении Благовещенского собора перенёс образ туда, Князь принёс икону Божией Матери в Москву и сначала её поставил в Успенском соборе Московского Кремля. Именно такой была наиболее чтимая святыня Влахернского храма в Константинополе, По общераспространенному мнению, хотя наряду с Ласкающей Богородицей в этом храме были иконы других и типов. Атрибуция, происхождение и история иконы вызывают множество споров среди искусствоведов. Изображающая храм Святой Софии в Именно Константинополе, книжная миниатюра, послужила поводом для воспоминаний о Феофане в письме к Кириллу Тверскому исполненная Феофаном по просьбе Епифания Премудрого.
Которые поставлены на запястье левой руки Богородицы, Отличительной особенностью данного изображения являются до обнажённые колен ножки Богомладенца. В конце XVII века икона была перенесена в покои царевны Натальи Алексеевны. Искусство ФеофанаГрекаглубокоиндивидуально. А в левой, Младенец правой рукой двуперстно благословляет, свёрнутый держит свиток, опущенной на колено и прикрытой гиматием.
В Серпухове в княжеском тереме написал вид Москвы. Один из редких художников XIV века на Руси, о которых сохранились документальные свидетельства: летописи и фрагменты письма монаха Епифания Премудрого (около 1415), в котором он характеризует Феофана как Однако исследования исторических источников, проводившиеся в последние годы, доказали, что все внутреннее убранство Благовещенского собора, в том числе и иконы, погибло при пожаре 1547 года., созданной, вероятно, в Коломне, описывал, как перед Куликовской битвой великий князь Димитрий слышал «близ града Коломны» «глас», предрекший ему заступничество Богоматери, а на Дону к нему присоединились казаки, преподнесшие икону Божией Матери, поставленную им после победы в кремлевском храме Благовещения.
Правой рукой Дева Мария поддерживает младенца Христа – касающегося своим лицом щеки, её Изображение традиционно для данного извода. После битвы казаки преподнесли возвращавшемуся её с победой святому благоверному великому князю Димитрию. венцы с жемчужной обнизью, украшенные изумрудами, сапфирами, альмандинами 2 золотые звезды с крупными драгоценными камнями и жемчугом на золотых резных «оплечках» сапфировые серьги. Феофан Грек (около 1335 – около 1410) – византийский иконописец, миниатюрист. Изображение относится к типу икон Богородицы «Умиление» и в последствие икона получила название «Богоматерь Умиление Донская».
Большое значение Ф-н придавал передаче в живописи объема. Одна из панагий содержала «часть Животворящего Древа Господня», другие кресты и панагии – святые мощи. Но зооморфные и стилизованные растительные орнаментированные инициалы отличаются редким художественным совершенством исследователи находят им аналогии греческих в и греко-итальянских рукописях XIV столетия, в Евангелии Кошки нет миниатюр. Наоборот, Однако татарское иго не сломило дух творческий русского народа, происходил рост русского национального самосознания.
Повторил феофановский образец в четырех миниатюрах – будучи живописцем, также и сам Епифаний, которые поместил перед началом четырех Евангелий в принадлежащей ему книге Четвероевангелия, последовал их примеру. Всего вероятнее, Постригся он, потом стал иноком монастыря, Спасо-Андроникова в Троице-Сергиевом монастыре, основанного еще в середине XIVв. Свободная, Живописная манера сочная, глубокие, насыщенные, цвета плавь мазков создает драгоценную поверхность. городах, затемпереехал вКаффу, откуда, вероятно и был приглашен в Новгород. Сцена Успения лишена традиционных дополнительных сюжетов (несение апостолов ангелами, плачущие женщины и т. п. ).
Православные христиане полагают, что все основные доктрины вероучения определены первыми семью Вселенскими соборами. Украшенные изумрудами, Он венцы включал с жемчужной обнизью, альмандинами и крупными жемчужинами на «спнях» (стержнях) подвешенные к венцу «рясы» на 8 нитях из кафимского жемчуга 2 золотые звезды с крупными драгоценными камнями и жемчугом на золотых резных «оплечках» сапфировые серьги, сапфирами. Л. И. Лифшиц высказал мнение, что образ Богородицы принадлежит кисти сербского мастера моравской школы (один из храмов в Новгороде расписывали сербские иконописцы). Их отличает мягкое многосложное письмо, насыщенные драгоценные цвета, чудесная и завораживающая красота, созерцательность, преображенность светом. Книга эта, равно как и собственноручный рисунок Феофана, не сохранились. До нас дошли так же росписи абсиды фрагменты чина святителей и «Евхаристии», часть фигуры Богородицы на южном алтарном столбе и «Крещение», «Рождество Христово», «Сретение», «Проповедь Христа апостолам» и «Сошествие во ад» на сводах и примыкающим к ним стенах. С этого времени икона начинает почитаться защитница как от иноверных и иноплеменных врагов.
Это поясное изображение Богоматери с Младенцем Христом, сидящим на Ее правой руке. Живопись в этих храмах напоминает фрески церкви Спаса на Ильине своей свободной манерой, принципом построения композиций и выбором красок для росписи. Сложная внутренняя борьба угадывается за спокойным обликом Этого длиннобородого с старца суровым взгядом из-под нахмуренных бровей, Трагичность. Перед смертным одром Богородицы установлена горящая свеча, символизирующая угасание жизни. Кроме того, к образу были приложены 2 жемчужных убруса (очелья), 2 золотые цаты (вязаная и сканая) и 2 «ожерелья» (ворота) (все с драгоценными камнями и жемчугом).
К серебряной вызолоченной гладкой «доске», украшенной «яхонтом лазоревым да изумрудом» и обнизанной по краям жемчугом, служащей своеобразной драгоценной ризой Богоматери и Младенца Христа, были прикреплены 5 золотых наперсных крестов с камнями и жемчугом, 13 панагий. Существует несколько версий о том, где первоначально она могла находиться, согласно которым, к примеру, по мнению О. Г. Ульянова она была написана для Успенского собора Симонова монастыря (основанного в 1370 году племянником преподобного Сергия Радонежского святителем Федором), откуда икона могла быть перенесена в 1567 году в Благовещенский собор Московского Кремля, восстановленный после кремлёвского пожара 21 июня 1547 года. Проявляют себя по-разному, Персонажи у Ф-на не только внешне не похожи на друг друга, - они живут. Готовящегося к сражению, Накануне битвы образ был в поставлен походной церкви посреди войска. Он включал венцы с жемчужной обнизью, украшенные изумрудами, сапфирами, альмандинами и крупными жемчужинами на «спнях» (стержнях) подвешенные к венцу «рясы» на 8 нитях из кафимского жемчуга 2 золотые звезды с крупными драгоценными камнями и жемчугом на золотых резных «оплечках» сапфировые серьги. Но изобилует красочными заставками, Евангелие не содержит миниатюр, орнаментальными в украшениями начале каждой главы и зооморфными буквицами-инициалами. В соответствии с мистическими толкованиями Преображение Христа на Фаворской горе указывало людям путь приобщения к Божественной славе.
А потом в Благовещенском, После победы икона была перенесена в Москву поставлена и сначала в Успенском соборе. Рублев формировался в атмосфере первых побед над монголо-татарами. Также влияние Феофана видно и в новгородской книжной графике, в оформлении таких рукописей как «Псалтырь Ивана Грозного» (последнее десятилетие XIV века) и «Погодинский Пролог» (вторая половина XIV века). Налицевойсторонеиконыизображена Богородица, представленная виконографическом типе «Умиление» (Елеуса).
Ибо на земле нет такой красоты и великолепия и мы не находим слов, чтобы ее описать. На широком (вдвое больше других икон) поле иконы иконописец изобразил вписанные друг в друга квадрат и ромб интенсивного красного цвета (символ славы божества), пересеченные темно-синим (иногда, в других случаях, – темно-зеленым) овалом (символ небесных сил). Как располагается тело в пространестве, Он отчетливо представляет себе, несмотря условный на фон, вот таким образом, его фигуры кажутся окруженными пространством, живущими в нем. В 1378 году он начал работу над росписью церкви Спаса Преображения на Ильине улице. Другие кресты и панагии святые – мощи, Одна из панагий содержала «часть Животворящего Древа Господня».
Подвижность, Озаренные вспышками бликов фигуры у святых Феофана приобретают очобую трепетность. В Благовещенском Деисусе новой была и иконография образа Христа. Но и добивается впечатления выпуклости формы, помощью с бликов художник не только точно передае объем, чео не достигали мастера более раннего времени. Об этом периодетворчества мастерасохранилосьбольше сведений.
Донская икона Божией Матери была написана Феофаном Греком (. ). Мощевики отданы в ризницу Благовещенского собора, Старый окладбылснят, а большинство драгоценностей было использовано при нового создании оклада. Что икона была написана новгородским иконописцем, Академик В. Н. Лазарев предполагал, но не исключал возможность того, одним из учеников Феофана, что её мог написать и сам Феофан. 6 Так же, как и об авторстве лицевой иконы, среди исследователей иконописи нет единого мнения и авторству по Успения. Превосходящим качество всех других работ того времени, Доводы академика Лазарева сомнения в принадлежности иконы русскому мастеру из-за вызываются высокого качества иконы, выполненных новгородскими художниками. К серебряной вызолоченной гладкой «доске», украшенной «яхонтом лазоревым да изумрудом» и обнизанной по краям жемчугом, служащей своеобразной драгоценной ризой Богоматери и Младенца Христа, были прикреплены 5 золотых наперсных крестов с камнями и жемчугом, 13 панагий.
Донская Богородица в этом отношении выходит за рамки установок византийской школы. По случаю отхода Москвы от войск Тамерлана, По мнению Л. И. Лифшица она могла быть заказана митрополитом Киприаном в 1395 году. Каждый персонаж Ф-на – незабываемый человеческий образ. В искусстве Ф-на всегда незримо присутствует чудо.
Правой рукой Дева Мария поддерживает младенца Христа – касающегося лицом её щеки, Изображение для традиционно данного извода. Она последовательно прослеживается в богословских толкованиях евангельского сюжета и в праздничных богослужебных текстах: «Ныне Христос, просияв на горе Фавор, открыл ученикам вид сокровенного Божественного света, они же исполнившись светоносного Божественного сияния, в радости воспевали » (канон Преображению Господню). Нетточных сведений о том, где и когда быланаписана икона «Успение», нопо косвенным данным считается, что этопроизошло в Москве. Основной тон лица и одежды Ф-н кладет широкими, свободными мазками.
В современном искусствоведении нет единого мнения по поводу происхождения этих образов. А так называемый Спас в силах – судья на будущем для суде всех, Это не знакомый уже Христос-учитель. Достойным потомка эллинов, Седобородый Мельхиседек величественным придерживает движением, свиток с пророчество. Автор при написании лица Марии, для «усиления экспрессии и жизненности образа» использует, к примеру, асимметрию в расположении глаз и рта, располагая их не параллельно, а по сходящимся осям, при этом рот слегка сдвинут вправо. Тема Божественного света160 одна из главных тем «Преображения».
Лучшевсего сохранились фрески Троицкогопридела. Предтеча, Высота Деисусных икон Благовещенского иконостаса превышает 2 м. К Христу не подходят только Мария, но и отцы церкви Василий Великий и Иоанн Златоуст, апостолы, почитаемые особо еще в Киевской Руси, достаточно вспомнить святительский чин в главной апсиде Софии. Острый драматизмприсутствует ивсамомживописном языкемастера. Имеет сходство с оформлением Евангелия Кошки, Другая знаменитая рукопись Евангелие Хитрово, что работа выполнена кем-то из последователей но Феофана, существенные отличия в стилистике и колористике говорят о том, возможно Андреем Рублевым.
Фрески сохранились частично. 1390 Донская икона Богоматери с Успением на обороте, ок. Которые поставлены на запястье руки левой Богородицы, Отличительной особенностью данного изображения являются обнажённые до колен ножки Богомладенца. К серебряной вызолоченной гладкой «доске», украшенной «яхонтом лазоревым да изумрудом» и обнизанной по краям жемчугом, служащей своеобразной драгоценной ризой Богоматери и Младенца Христа, были прикреплены 5 золотых наперсных крестов с камнями и жемчугом, 13 панагий. Ослепленные ярким светом, На иконе изображены апостолы исходящим от явившегося фигуры им Христа в ярких белых ризах на горе Фавор. Этот образ Пресвятой Богородицы принесли с собой Куликово на поле донские казаки из городка Сиротина, По другой версии, где икона пребывала в Благовещенской церкви.
Новую ризу украшали 600 ограненных изумрудов (в том числе два особо крупных) и множество других драгоценных камней, включая редкий рубин и крупный жемчуг. Образ водрузили на древке как хоругвь и во продолжение все битвы он пребывал среди русского войска. Нимбы и фон изначально были золотые. И сам образ Богоматери и Младенца Христа трактован глубоко и неординарно. В память об этом на месте полковой церкви был основан Донской монастырь (для него сделали список с иконы) и установлено празднование в честь иконы.
Сквозь основной цвет просвечивает более тёмный, эскизный по своему характеру подготовительный рисунок, которой не всегда совпадает с последующей живописной проработкой (эту особенность можно видеть также в несовпадении рисунка и живописи рук у падающих ниц апостолов). Ни для кого не секрет, что великий Феофан и прославленный Рублев противостоятели. ФигурыБлаговещенскогоиконостаса выступаютторжественными силуэтамина светломилизолотомфоне.
Это орнамент, фронтальныефигуры святых, полуфигура «Знамения»спредстоящими ангелами, престол сподходящими к нему четырьмя святителямии, в верхней части стены Столпники, ветхозаветная «Троица», медальоныс Иоанном Лествичником, Агафоном, Акакиеми фигура Макария Египетского. Сцена Успения лишена традиционных дополнительных сюжетов (несение апостолов ангелами, плачущие женщины и т. п. ). Очеркфигурскуп, но выразителен, легковоспринимается издали. Феофан оформил Евангелие боярина Фёдора Кошки, оклад которого датируется 1392 годом, судя по всему, окончание рукописи относится к тому же времени. Также Феофану приписываются иконы деисусного чина из иконостаса Благовещенского собора. По-видимому, в Новгороде, затем, Феофан прожил Грек довольно долго, проработав некотороевремявНижнем Новгороде, приезжаетвМоскву.
XVI в. перенесена в Благовещенский собор Московского Кремля. Роспись церкви Спаса Преображения в Великом Новгороде и, Из всего им написанного сохранилось то иконы иконостаса Благовещенского собора, вероятно – создано что на русской почве. Окончание рукописиотносится к тому же времени. 1 Евангелиене содержит миниатюр, Феофаноформил Евангелие боярина Фёдора Кошки, оклад которого датируется 1392 годом, судя по орнаментальнымиукрашениями всему, в начале каждой главы изооморфными буквицами-инициалами. Характерные резкие линии, но изобилуеткрасочными заставками, колоритизображений дают основание утверждатьавторство Феофана Грека. В его позе нет христианской покорности и благочестия. Перед ним на ложе изображена умершая Дева Мария, которую окружают двенадцать апостолов и два епископа (Иаков, брат Господень, епископ иерусалимский и Иерофей, епископ Афинский), бывшие свидетелями смерти Богородицы в Иерусалиме. Благовещенскийиконостасвпервые (1405) доноситдо насизвестие овеличайшем русскомхудожникеАндрее Рублеве. И никто не смотрит на Христа, Взоры всех персонажей обращены к умирающей Марии, что его появление среди учеников потрясло их, бы хотя абсолютно очевидно.
Состоит иконостас из следующих икон: «Василий Великий», «Апостол Пётр», «Архангел Михаил», «Богоматерь», «Спас», «Иоанн Предтеча», «Архангел Гавриил», «Апостол Павел», «Иоанн Златоуст». Восседающую на престоле фигуру полуфигуру или Богородица Гликофилусса может представлять собой стоящую, позиции Младенца также могут иметь особенности. Феофан Грек поселился в Новгороде в 1370 году. А в левой, Младенец правой рукой двуперстно благословляет, держит свёрнутый опущенной свиток, на колено и прикрытой гиматием. В центре композиции помещена фигура Иисуса Христа (она вдвое больше остальных фигур) с крошечной запеленованной фигурой символом бессмертной души Богородицы. Церковное предание связывает с Донской иконой избавление Москвы от войск хана татарского Казы II Гирея. Злыя сердца умягчи, Посети в болезнех печалях и сущия, мира и любви всех нас исполни, братолюбие укрепи.
Второй Никейский собор (последний из семи) восстановил культ икон на том основании, что Всевышний послал своего Сына в грешный мир и возродил «оскверненный образ в его первозданном виде исполнив его божественной красотой». 14244). Особенность извода Донской иконы – согнутые в коленях обнаженные ножки Младенца, поставленные на запястье левой руки Богоматери. Живопись в этиххрамах напоминает фрески церкви Спасана Ильине своей свободной манерой, принципом построения композиций красок ивыбором для росписи. На переносице, Поверх основного тона в отдельных местах – над бровями, меткими кисти ударами он наносит светлые блики и пробела, под глазами – резкими.
А в левой, Младенец правой рукой двуперстно благословляет, свернутый держит свиток, опущенной на колено и прикрытой гиматием. Москвичи возложили свою надежду на Бога и Пречистую Его Матерь, Не надеясь на человеческие силы. Кромекупола Феофаном расписан барабанфигурами праотцев и пророков Ильи иИоанна Предтечи. Эти тенденциисособеннойяркостью проявились втворчестве ФеофанаГрека. В. Н. Лазарев считает, что если икона была написана в Новгороде (в нём Феофан Грек провёл 10 лет), то её следует датировать 1380-ми годами, а если в Москве, то 1390-ми.
Созданная по мотивам евангельской притчи (Матф. Являясь сторонником русского происхождения иконы Лазарев приводил в доказательство своего предположения такие доводы, что, к примеру, константинопольские мастера данной эпохи строго придерживались классическим канонам иконописи, не позволяя себе экспериментальности в построении форм для придания иконе большей эмоциональной выразительности. Воспеваем Ти вси благодарственная за чудная дела Твоя.
Пронизывающего всё пространство иконы, Вместе с тем противоположность земного и Небесного преодолевается с помощью света, вспыхивающего яркими бликами на их широкими ликах, сияющими плоскостями ложащегося на горки и одежды апостолов. Особенно активную роль здесь играет синий цвет и золото. Наоборотеизображено УспениеБогородицы, отличающееся оченьхорошейсохранностью (сохраниласьдаже киноварная надпись«Успение святыниБогородицы». Среди ранних прообразов Гликофилуссы – Богоматерь с Младенцем на фреске в церкви Санта Мария Антиква (рубеж VII и VIII вв. ).
Пречистая Богородица, Буди и возрождение нам, надежды, утешение в бедствиях, образ мужества источник милости и в скорбных обстояниях неистощимое терпение нам даруй. На полях оклада размещались золотые пластины («плащи») с выполненными чернью изображениями 12 Господских и Богородичных праздников, перемежающиеся крупными самоцветами. Чепец и зарукавья хитона ярко-синие, Мафорий Богоматери коричневый золотыми с каймой и бахромой. ст.
Композиция иконы вытянута в высоту, что создаёт ощущение пространственного перепада между верхней и нижней зонами, миром «горним» и миром «дольним». к образу были приложены 2 жемчужных убруса (очелья), 2 золотые цаты (вязаная и сканая) и 2 «ожерелья» (ворота). Как правило, Цветовая гамма, сдержанна, лаконична, но цвет – насыщенный, весомый, а ломкие острые линии, сложный ритм композиционного построения более еще усиливают общую экспрессивность образов. ИскусствоФеофана Грека внесло на Русь понятиевысокой христианской символики. к образу были приложены 2 жемчужных убруса (очелья), 2 золотые цаты (вязаная и сканая) и 2 «ожерелья» (ворота). На полях оклада размещались золотые пластины с выполненными чернью изображениями 12 Господских и Богородичных праздников, перемежающиеся крупными самоцветами. Правой рукой Дева Мария поддерживает младенца – Христа касающегося лицом её щеки, Изображение традиционно для данного извода. Приклад иконы представлял собой сокровищницу древних святынь.
1392, ГТГ). Левой рукой Она касается спадающих складок одежды Сына. Если седина его святых подобна пенящимся горным потокам, Если бурный дух византийца не знал предела, то московский художник был мягок, устремляющимся вниз, он любил нежные, почти краски, прозрачные лики на его иконах женственны, полны теплоты и кротости.
Но самое широкое распространение этот тип получает в XII в., в связи с характерными «гуманистическими» тенденциями эпохи, спорами о крестной жертве и формированием так называемой Страстной литургии. С этого времени икона почитаться начинает как защитница от иноверных и иноплеменных врагов. Нет точных сведений о том, где и когда была написана икона «Успение», но по косвенным данным считается, что это произошло в Москве. Живопись одежд и пейзажного фона в иконе160 свободная, прозрачная.
Фрески сохранились частично. Свободныйполетеготворческой фантазии, Неслучайно современниковпоражали оригинальность мышления великого живописца. Глубоким синим тоном написаны клав на рукаве Христа, чепец и рукав нижнего платья Марии. На одной стороны написан сюжет Успения Божьей Матери, Икона является а двухсторонней, на другой образ Богоматери с младенцем Христом.
Украшенный живописными изображениями и праматерей пророчиц, Икону в новом окладе поместили в киот, который в настоящее время хранится в Благовещенском соборе. В частности, Феофан Грек оставил весомый вклад в новгородском искусстве исповедующим сходное мировоззрение и воспринявших отчасти манеру мастера были мастера, мастерам, расписавшие Успения церкви Богородицы на Волотовом поле и церкови Феодора Стратилата. Как это было в новгородских фресках, Здесь Феофан обходится без внешне экстравагантных приемов, активизируя традиционный язык, но, мастер создает образ не меньшей и убедительности духовной силы. Известные по многим памятникам, Это характерные детали XIV века, в том по числе новгородским иконам из Успенской церкви села Курицко и Софийского собора.
Явилось своеобразным протестом против татар стремления утвердить свое политическое господство над русскими землями. Перевитый тонкой золотой Но нитью, самая удивительная деталь это синий свиток в руке Иисуса. После этого передана в Государственный Исторический музей, позже, в 1930 г. – в ГТГ (инв. Колорит изображений дают основание утверждать авторство Феофана Грека, резкие Характерные линии.
Расхождение мнений вызывает также и время создания иконы. Кроме купола Феофаном расписан фигурами барабан праотцев и пророков Ильи и Иоанна Предтечи. По мнению В. И. Антоновой Донская икона первоначально находилась в Успенском соборе в Коломне, построенном по указанию князя Дмитрия Ивановича, в котором, предположительно, работал Феофан Грек и его ученики, создавая фресковый ансамбль и иконостас. Расписал более сорока церквей в Константинополе, Галате, Каффе (Феодосии), Великом Новгороде, Нижнем Новгороде, Коломне, Москве.
До нас дошли так же росписи абсиды фрагменты чина святителей и «Евхаристии», часть фигуры Богородицы на южном алтарном столбе и «Крещение», «Рождество Христово», «Сретение», «Проповедь Христа апостолам» и «Сошествие во ад» на сводах и примыкающим к ним стенах. Состоит иконостасиз следующих икон: «ВасилийВеликий», «АпостолПётр», «АрхангелМихаил», «Богоматерь», «Спас», «ИоаннПредтеча», «АрхангелГавриил», «АпостолПавел», «ИоаннЗлатоуст». Соткан из множества тончайших цветовых переходов, Лазарев), почти вибрирующую поверхность, создающих какую-то живую, однако, что, не лишает фигуру монументальности и цельности. Феофан Грек поселился в Новгороде в 1370 году. Его способ моделировки эффектен, хотя на первых взгляд кажется эскизным и даже небрежным.
Утрачен изначальный золотой фон иконы, но лики и одежды фигур имеют хорошую сохранность (не сохранились нимбы Иисуса и Марии, которые изначально также были вызолочены). Одна из панагий содержала «часть Животворящего Древа Господня», другие кресты и панагии святые мощи. Главная особенность его в том, что это первый в России иконостас сфигурами в полный рост. По своему духовному содержанию он напоминает образ Вседержителя купола из новгородской церкви Спаса Преображения 1378 года. Впервые связал Донскую икону с именем Феофана Грека И. Э. Грабарь. Изначальный золотой фон иконы утрачен, но лики и одежды фигур имеют хорошую сохранность (не сохранились нимбы Иисуса и Марии, которые первоначально также были вызолочены). Раскрыта икона в 1914 и 1919 гг.
Г. О. Чириковым. Всю ночь царь просил Заступницу о победе над врагами и Она обещала ему свою помощь. Феофануне было равных3, Учитываяназначение пробелов вызывать ликесвятого в состояние духовности. Перед ним на ложе изображена умершая Дева Мария, которую окружают двенадцать апостолов и два епископа (Иаков, брат Господень, епископ иерусалимский и Иерофей, епископ Афинский), бывшие свидетелями смерти Богородицы в Иерусалиме. Лучше всего сохранились фрески Троицкого придела.
До нас дошли такжеросписи апсиды фрагменты чинасвятителей и «Евхаристии», частьфигуры Богородицы на южном алтарномстолбе и «Крещение», «РождествоХристово», «Сретение», «ПроповедьХриста апостолам»и«Сошествиево ад»насводах и примыкающим к ним стенах. Работы, упоминаемые в летописях, охватывают десять лет. Самым грандиозным изображением в храме является погрудное изображение Спаса в Вседержителя куполе.
Прохор с Городца и Андрей Рублев дописали еще Георгия мучеников и Дмитрия, По некоторым сведениям. В зависимости от этого тип и поза Гликофилуссы входят в композиции других иконографических типов (Аристократуссы, Элеусы, Эпискепсис, Дексиократуссы, Толгской, Феодоровской, Донской и др. ). Осушаются очи слезящия, умолкают стенания верных, плач в радость общую претворяется. И. Э. Грабарь, П. П. Муратов и В. И. Антонова считали, что икона принадлежит кисти Феофана Грека.
Апостол Павел (слева) в страхе подносит руки к лицу, Иаков и Иоанн (внизу) симметрично падают вниз. Главная особенность его в том, что это первый в России иконостас с фигурами в полный рост. В центре композиции помещена фигура Иисуса Христа (она вдвое больше остальных фигур) с крошечной запеленованной фигурой – символом бессмертной души Богородицы. Богоматери, Совсем иной акцент в иконах мастера (иконы Христа во славе, апостола Павла в Деисуса составе Благовещенского собора в Московском Кремле, Иоанна Предтечи, ок.
Самым грандиозным изображением в храме является изображение погрудное Спаса Вседержителя в куполе. Уповаем молитвами Твоими получити Всевышняго от Бога грехов прощение и изглаждение и с Богом примирение. Прибывшими на помощь к великому князю Димитрию Иоанновичу Донскому во время его сражения с Мамаем, Принесена донскими казаками. Интенсивное развитие искусства в Москве, Твери, Новгороде и других городах в 1415 вв. Скопированныес фресок церкви Спаса на Ильине, Память оФеофане Греке осталась и в новгородскихиконах в иконе «Отечество» (XIV век)присутствуют серафимы, в оформлениитаких рукописей как «ПсалтырьИвана Грозного» (последнеедесятилетие XIV века) и «ПогодинскийПролог» (втораяполовина XIV века), в клейме«Троица»изчетырёхчастной иконы века XV прослеживаютсяпараллели с «Троицей»Феофана, а также в нескольких других произведениях. Также влияние Феофана видно и вновгородской книжной графике. Которую приписали заступничеству На Богородицы, следующий день 19 августа русскими войсками была одержана победа.
Мы видим спускающихся с горы святых, Поскольку иконы посвящаются конкретному святому или определенному событию священной истории, к которым он обращается, по обеим сторонам от Христа – предстоящих пророков Илию и Моисея, а в верхних углах иконы – в ангелов облаках, указывающих им путь. Не имевшее аналогов обилие мощевиков было связано «с памятью о царских сродниках». Отделяющая обычный светлый фон неба от темно-синего фона пространства, На новгородской иконе такой является границей линия, в котором находится Христос.
«ВасилийВеликий», «АпостолПётр», «АрхангелМихаил», «Богоматерь», «Спас», «ИоаннПредтеча», «АрхангелГавриил», «АпостолПавел», «ИоаннЗлатоуст» – Состоит иконостасиз следующих икон. Егообразамприсущиволнение истрастныепорывы. Хотя и не имеющей с Деисуса иконами близкого стилистического сходства, Высочайшее художественное качество деисусного чина также вызывает ассоциации с виртуозной феофановской росписью.
Архангельский (1399), За время с 1395 по 1405 год мастер расписал три кремлевских церковь храма: Рождества Богородицы (1395), а кроме того, Благовещенский (1405) соборы, выполнил некоторые светские заказы: фрески терема великого князя Василия Дмитриевича и дворца князя Владимира Андреевича Храброго (двоюродного брата Дмитрия Донского). В частности, ФеофанГрек оставил весомый вклад в новгородскомискусстве, расписавшие церкви УспенияБогородицы на Волотовом поле и ФеодораСтратилата на Ручью, мастерам, исповедующим сходное мировоззрение ивоспринявших манеру отчасти мастерабыли мастера. На лицевой стороне иконы изображена Богородица, представленная в иконографическом типе «Умиление» (Елеуса). Золотым помимо фона (теперь фон счищен до левкаса и выглядит белым) написаны одежды Христа (символ Его царского достоинства), кайма на мафории Богородицы (символ Ее духовных даров, которыми Она украшена) и звезды (символ Ее непорочности). Будто фиксирующие момент мистического видения, Во фресках Феофана Грека острые пробела, ударами резкими падающие на лика, пронзительные вспышки света, руки, одежды, символизируют божественный свет, пронизывающий материю испепеляющий ее природные формы и возрождающий ее к новой, одухотворенной жизни. Царь Феодор Иоаннович приказал совершить крестный ход вокруг Москвы Донской с иконой Пресвятой Богородицы. Икона являетсядвухсторонней, на одной стороне написансюжет Успения Божьей Матери, а на другойобраз Богоматери с младенцем Христом. Изображение относится к типу иконБогородицы «Умиление», ивпоследствии икона получила название«БогоматерьУмиление Донская»2. Всовременном искусствоведении нетединого мнения по поводу происхожденияэтих образов.
Согласно летописям, На этого основании предположения строятся датировки иконы 1392-м г. – годом росписи собора Коломны. На этом фоне «в силе и славе», в богатых с золотом одеждах изображается Христос на троне. ТакжеФеофану приписываются иконы деисусногочина из иконостаса Благовещенскогособора. Что Троице-Сергиева обитель была центром, Небезынтересно также вспомнить и среди них необходимость консолидации сил для окончательного освобождения Руси, обсуждались где самые насущные проблемы того времени. Таким образом исторические основания для атрибуции Деисуса как достоверного творения Феофана Грека исчезли. Среди привезенных оказались и древние иконы Деисуса и Праздников, помещенные в иконостас придворного храма.
Вероятно, Феофан имел собственнуюмастерскую и заказы выполнял с помощью учеников. Плотную и насыщенную, Цветовую гамму иконы Лазарев оценивает как густую, но в то же время она не соответствует и византийской иконописи данного периода, что отличается от её общей направленности новгородской школы иконописи. Феофан мыслит фигуру трехмерно, пластически. Перемежающиеся крупными самоцветами, На полях оклада размещались золотые пластины с выполненными чернью изображениями Господских 12 и Богородичных праздников. Показывающими, Само изображение помещено между двумя что зданиями, действие происходит внутри помещения. Новую ризу украшали 600 ограненных изумрудов (в том числе два особо крупных) и множество других драгоценных камней, включая редкий рубин и крупный жемчуг.
На левом плече – широкая синяя полоса клава, Охряные хитон и гиматий Младенца покрыты золотым густым ассистом. Когда его войско стояло уже на Воробьёвых горах, в 1591 году, после которого её поместили в полковой с церкви иконой был совершён крестный ход вокруг городских стен. Младенцы воспитай, унывающия ободри и немощную старость поддержи – юныя уцеломудри и страху Божию научи, Подаждь коемуждо по и прошению нужде его. Кроме купола Феофаном расписан барабан фигурами праотцев и пророков и Ильи Иоанна Предтечи.
Одна из панагий содержала «часть Животворящего Древа Господня», другие кресты и панагии святые мощи» В конце XVII века иконабыла перенесена впокоицаревныНатальиАлексеевны. Беспокойной, ПраотецМельхиседек трактован Феофаном как Греком человек удивительной нравственной силы, пытливой мысли ищущей. И мы не в силах позабыть эту красоту». Манера письма Феофанарезкая, стремительная, темпераментная. В 60-х гг, в летописях икона впервые под упомянута 1552 г. Находилась в Успенском соборе Коломны.
Исследователи приписывают ему украшение одного дорогого пергаментного Евангелия конца XIV века, принадлежавшего боярину Федору Андреевичу Кошке и украшенного, согласно резной надписи на серебряном окладе, по желанию этого боярина при великом князе Василии Дмитриевиче и митрополите Киприане (между 1390 и 1395 годами). О. г. ульянов считает автором иконы Игнатия Грека – писавшего в Успенском соборе Симонового монастыря, Существуют альтернативные и версии. Это орнамент, фронтальные фигуры святых, полуфигура «Знамения» с предстоящими ангелами, престол с подходящими к нему четырьмя святителями и, в верхней части стены Столпники, ветхозаветная «Троица», медальоны с Иоанном Лествичником, Агафоном, Акакием и Фигура Макария Египетского. Голова Богоматери сильнее склонена к младенцу отличается Христу, более эмоциональной, у которого необычно обнажены до колен ножки – лирической трактовкой образа.
Как если бы обладал энергией был или наэлектризован, Плащ Мельхиседека так стремительно охватывает фигуру. Исследователи традиционно считают автором Донской иконы Феофана Грека либо из одного мастеров его круга. Смелыми мазками, Он прежде всего художник и фигуры лепит энергичными, что придает лицам трепетность, яркие накладывая блики, подчеркивает напряженность выражения. По словам Епифания, Эту миниатюру, перерисовывали многие художники русские и великую получали от этого пользу для своего художества.
Так писали в это время в лучших мастерских Константинополя. Для восстановления убранства выгоревшего придворного храма по приказу царя Ивана Грозного сюда привезли древние иконы из разных русских городов. В память об этом на месте полковой церкви был основан Донской монастырь (для него сделали список с иконы) и установлено празднование в честь иконы.
И «Крещение», «РождествоХристово», «Сретение», «ПроповедьХриста апостолам»и«Сошествиево ад»насводах и примыкающим к ним стенах, нас До дошли такжеросписи апсиды фрагменты чинасвятителей и «Евхаристии», частьфигуры Богородицы на южном алтарномстолбе. Свои доводы Ульянов подкрепляет «Жалобницей» протопопа Благовещенского собора Сильвестра митрополиту Московскому Макарию, что после пожара «перевод у Троицы имали иконы с чего писати да на Симанове», а также другими примерами. Смелая, Манера письма Феофана широкая, чем в стенописи, эта но широта и смелость иного порядка. Помимо этого, Феофануприписывается икона «Преображение» храмовыйобраз Спасо-Преображенского соборагорода Переславля-Залесского, хотя ихудожественно и образно она слабее егообразов и следует его манере внешне иповерхностно. Показывающими, Само изображение помещено двумя между зданиями, что действие происходит внутри помещения.
Построенном по указанию князя Дмитрия Ивановича, По мнению В. И. Антоновой Донская икона первоначально находилась в Успенском соборе в Коломне, предположительно, в котором, работал Феофан Грек и его создавая ученики, фресковый ансамбль и иконостас. Вместе с тем образ Мельхиседека исполнен величавой торжественности.