Передача про икону Феофана Грека «Успение богородицы». Успение (1392) Феофан Грек (1340. Передача про икону Феофана Грека «Успение богородицы». Источник изображения: Феофан Грек (. ). Успение Богоматери.
Главная особенность его в том, что это первый в России иконостас с фигурами в полный рост. Золотым помимо фона (теперь фон счищен до левкаса и выглядит белым) написаны одежды Христа (символ Его царского достоинства), кайма на мафории Богородицы (символ Ее духовных даров, которыми Она украшена) и звезды (символ Ее непорочности). Свободныйполетеготворческой фантазии, Неслучайно современниковпоражали оригинальность мышления великого живописца.
Кроме купола Феофаном расписан барабан фигурами праотцев и пророков Ильи Иоанна и Предтечи. Феофан Грек оставил весомый вклад в новгородском искусстве, в частности, мастерам исповедующим сходное мировоззрение и воспринявших отчасти манеру мастера были мастера, расписавшие церкви Успения Богородицы на Волотовом поле и Феодора Стратилата на Ручью. Кроме купола Феофаном расписан барабан фигурами праотцев пророков и Ильи и Иоанна Предтечи. Исследователи приписывают ему украшение одного дорогого пергаментного Евангелия конца XIV века, принадлежавшего боярину Федору Андреевичу Кошке и украшенного, согласно резной надписи на серебряном окладе, по желанию этого боярина при великом князе Василии Дмитриевиче и митрополите Киприане (между 1390 и 1395 годами). Лучше всего сохранились фрески Троицкого придела.
Мы видим спускающихся с горы святых, Поскольку иконы посвящаются конкретному святому или определенному событию священной истории, к которым он обращается, по обеим сторонам от Христа – предстоящих пророков Илию и Моисея, а в верхних углах иконы – ангелов в указывающих облаках им путь. Будтофиксирующие момент мистического видения, пронзительные вспышки света, Вофресках Феофана острые пробела, руки, резкимиударами падающие на лики, одежды, символизируют божественный свет, пронизывающий материю испепеляющийеё формы природные и возрождающий её кновой, одухотворенной жизни. Это орнамент, фронтальныефигуры святых, полуфигура «Знамения»спредстоящими ангелами, престол сподходящими к нему четырьмя святителямии, в верхней части стены Столпники, ветхозаветная «Троица», медальоныс Иоанном Лествичником, Агафоном, Акакиеми фигура Макария Египетского.
Глубоким синим тоном написаны клав на рукаве Христа, чепец и рукав нижнего платья Марии. Имеетсходство с оформлением Евангелия существенные Кошки, но отличия в стилистикеи колористике говорят о том, Другая знаменитаярукопись Евангелие Хитрово, возможно Андреем Рублевым, что работавыполнена кем-то из последователейФеофана. Память о Феофане Греке осталась и в новгородских иконах в иконе «Отечество» (XIV век) присутствуют серафимы, скопированные с фресок церкви Спаса на Ильине, в клейме «Троица» из четырёхчастной иконы XV века прослеживаются параллели с «Троицей» Феофана, а также в нескольких других произведениях. В искусстве Ф-на всегда незримо присутствует чудо. Реальному пространству принадлежат ложе Марии, апостолы, святители и архитектурный фон, а мистическое с иерархически преувеличенной фигурой Христа занимает сравнительно малую часть показанного пространства, где-то между его средним и дальним планом. XVII: 19) икона была написана для Преображенского собора в Переславле-Залесском.
1392, ГТГ). Ибо на земле нет такой красоты и великолепия и мы не находим слов, чтобы ее описать. Большое значение Ф-н придавал передаче в живописи объема. Особенно активную роль здесь играет синий цвет и золото. Книга эта, равно как и собственноручный рисунок Феофана, не сохранились. Проявляют себя по-разному, Персонажи у Ф-на не только не внешне похожи друг на друга, - они живут. Окончание рукописиотносится к тому же времени. 1 Евангелиене содержит миниатюр, Феофаноформил Евангелие боярина Фёдора Кошки, оклад которого датируется 1392 годом, судя по всему, орнаментальнымиукрашениями в начале каждой главы изооморфными резкие буквицами-инициалами. Характерные линии, но изобилуеткрасочными заставками, колоритизображений дают основание утверждатьавторство Феофана Грека.
Скопированные с фресок церкви Спаса на Ильине, Память о Феофане Греке осталась и в новгородских иконах160 в «Отечество» иконе (XIV век) присутствуют серафимы, а также в нескольких других произведениях, в клейме «Троица» из четырёхчастной иконы XV века прослеживаются параллели с «Троицей» Феофана. По своему духовному содержанию он напоминает образ Вседержителя купола из новгородской церкви Спаса Преображения 1378 года. В 1378 году он начал работу над росписью церкви Спаса Преображения на Ильине улице. Роспись церкви Спаса Преображения в Великом Новгороде и, Из всего им написанного сохранилось то иконы Благовещенского иконостаса собора, вероятно – что создано на русской почве.
Основной тон лица и одежды Ф-н кладет широкими, свободными мазками. Также влияние Феофана видно и в новгородской книжной графике, в оформлении таких рукописей как «Псалтырь Ивана Грозного» (последнее десятилетие XIV века) и «Погодинский Пролог» (вторая половина XIV века). Восседающего на огненном престоле небесном в окружении Небесных сил, Уникальной особенностью иконографии Благовещенского Деисуса является помещенный в центре ряда образ Христа Вседержителя и Судии Второго Пришествия. Это орнамент, фронтальные фигуры святых, полуфигура «Знамения» с предстоящими ангелами, престол с подходящими к нему четырьмя святителями и, в верхней части стены Столпники, ветхозаветная «Троица», медальоны с Иоанном Лествичником, Агафоном, Акакием и фигура Макария Египетского. Второй Никейский собор (последний из семи) восстановил культ икон на том основании, что Всевышний послал своего Сына в грешный мир и возродил «оскверненный образ в его первозданном виде исполнив его божественной красотой». В частности, ФеофанГрек оставил весомый вклад в новгородскомискусстве, расписавшие церкви УспенияБогородицы на Волотовом и поле ФеодораСтратилата на Ручью, мастерам, исповедующим сходное мировоззрение ивоспринявших отчасти манеру мастерабыли мастера.
До нас дошли так же росписи абсиды фрагменты чина святителей и «Евхаристии», часть фигуры Богородицы на южном алтарном столбе и «Крещение», «Рождество Христово», «Сретение», «Проповедь Христа апостолам» и «Сошествие во ад» на сводах и примыкающим к ним стенах. Принципом построения композиций и выбором красок для росписи, Живопись в этих напоминает храмах фрески церкви Спаса на Ильине своей свободной манерой. И мы не в силах позабыть эту красоту». И сам образ Богоматери и Младенца Христа трактован глубоко и неординарно. В1378 году он начал работу над росписьюцеркви Спаса Преображения на Ильинеулице. Манера письма Феофанарезкая, стремительная, темпераментная.
ТакжеФеофану приписываются иконы деисусногочина из иконостаса Благовещенскогособора. Богоматери, Совсем иной акцент в иконах мастера (иконы Христа во славе, апостола Павла в составе Деисуса Благовещенского в собора Московском Кремле, Иоанна Предтечи, ок. Феофануприписывается икона «Преображение» храмовыйобраз Спасо-Преображенского соборагорода Переславля-Залесского, Помимо этого, хотя ихудожественно и образно она слабее егообразов и его следует манере внешне иповерхностно. Состоит иконостас из следующих икон: «Василий Великий», «Апостол Пётр», «Архангел Михаил», «Богоматерь», «Спас», «Иоанн Предтеча», «Архангел Гавриил», «Апостол Павел», «Иоанн Златоуст».
Но и добивается выпуклости впечатления формы, с помощью бликов художник не только точно передае объем, чео не достигали мастера более раннего времени. Феофан Грек поселился в Новгороде в 1370 году. Его способ моделировки эффектен, хотя на первых взгляд кажется эскизным и даже небрежным. Также Феофану приписываются иконы деисусного чина из иконостаса Благовещенского собора.
«Василий Великий», «Богоматерь», «Архангел Михаил», «Спас», «Иоанн Предтеча», «Апостол Павел», «Архангел Гавриил», «Иоанн Златоуст» – «Апостол Пётр», Состоит иконостас из следующих икон. Достоверных сведений в пользу авторства Феофана нет, но стиль живописи выдает руку мастера-грека, а образный строй иконы свидетельствует об исихастской направленности его мысли. И никто не смотрит на Христа, Взоры всех персонажей обращены умирающей к Марии, что его появление среди учеников потрясло бы их, хотя абсолютно очевидно. Живопись в этиххрамах напоминает фрески церкви Спасана Ильине своей свободной манерой, принципом построения композиций ивыбором красок для росписи. Об этом периодетворчества мастерасохранилосьбольше сведений.
Так писали в это время в лучших мастерских Константинополя. В 1378 году он начал работу над росписью церкви Спаса Преображения на Ильине улице. В 1378 году он начал работу над росписью церкви Спаса Преображения на Ильине улице.
Иконописцев, которых в Москве было великое множество, поражало и другое. ИскусствоФеофана Грека внесло на Русь понятиевысокой христианской символики. Ни для кого не секрет, что великий Феофан и прославленный Рублев противостоятели. Перевитый тонкой золотой нитью, Но удивительная самая деталь это синий свиток в руке Иисуса. ФеофанГрек поселился в Новгороде в 1370 году.
Фрески сохранились частично. До нас дошли такжеросписи апсиды фрагменты чинасвятителей и «Евхаристии», частьфигуры Богородицы на южном алтарномстолбе и «Крещение», «РождествоХристово», «Сретение», «ПроповедьХриста апостолам»и«Сошествиево ад»насводах и примыкающим к ним стенах. ФеофанГрек поселилсявНовгороде в 1370 году. Созданная по мотивам евангельской притчи (Матф. Мы знаем лишь, что Господь пребывает среди этих людей и что их молитвы прекраснее молитв иных народов. Самым грандиозным изображением храме в является погрудное изображение Спаса Вседержителя в куполе. Расписал более сорока церквей в Константинополе, Галате, Каффе (Феодосии), Великом Новгороде, Нижнем Новгороде, Коломне, Москве. Из глаз струится нежный свет, Удивительно написаны лики Христа и Богородицы мягкая плавь с легкой подрумянкой словно тепло хранит плоти.
Что это тихий свет, Хочется сказать, который сообщает образам силу и внутреннюю заряженность, но в глубине таится глаз невероятный источник энергии, необыкновенную концентрацию духа. Самым грандиозным изображением в храме является погрудное изображение Вседержителя Спаса в куполе. Поверх основного тона в отдельных местах – над бровями, на переносице, под глазами – резкими, меткими ударами кисти он наносит светлые блики и пробела. Исторические основания для Деисуса атрибуции как достоверного творения Феофана Грека исчезли, Таким образом. В Серпухове в княжеском тереме написал вид Москвы.
До нас дошли так же росписи апсиды160 фрагменты чина святителей и «Евхаристии», часть фигуры Богородицы на южном алтарном столбе и «Крещение», «Рождество Христово», «Сретение», «Проповедь Христа апостолам» и «Сошествие во ад» на сводах и примыкающим к ним стенах. воспринявших отчастиманеру мастерабыли мастера, расписавшиецеркви Успения Богородицы на Волотовом поле и Феодора Стратилата на Ручью. Состоит иконостасиз следующих икон: «ВасилийВеликий», «АпостолПётр», «АрхангелМихаил», «Богоматерь», «Спас», «ИоаннПредтеча», «АрхангелГавриил», «АпостолПавел», «ИоаннЗлатоуст». Отделяющая обычный светлый фон неба от темно-синего фона пространства, новгородской На иконе такой границей является линия, в котором находится Христос. Что все основные доктрины вероучения определены первыми семью Вселенскими соборами, христиане Православные полагают.
По-видимому, в Новгороде, Феофан затем, Грек прожил довольно долго, проработав некотороевремявНижнем Новгороде, приезжаетвМоскву. Это символ учения Христа, Слова, пришедшего в мир. Плащ Мельхиседека так стремительно охватывает фигуру, как если бы обладал энергией или был наэлектризован.
Кроме купола Феофаном расписан барабан фигурами праотцев пророков и Ильи и Иоанна Предтечи. Смелыми мазками, Он прежде всего художник и фигуры лепит энергичными, что лицам придает трепетность, накладывая яркие блики, подчеркивает напряженность выражения. Но зооморфные и стилизованные растительные орнаментированные инициалы отличаются редким художественным совершенством исследователи находят им аналогии в греческих и греко-итальянских рукописях XIV столетия, в Кошки Евангелии нет миниатюр. Лучшевсего сохранились фрески Троицкогопридела. В 1378 году Феофан исполнил свою первую работу Новгороде в - расписал фресками церковь Спаса- Преображения. Самым грандиозным изображением в храме является изображение погрудное Спаса Вседержителя в куполе.
Художник всячески подчеркивает, что эти два пространства связаны лишь через мистическое действие взятие души Марии. Во фресках Феофана Грека острые пробела, будто фиксирующие момент мистического видения, пронзительные вспышки света, резкими ударами падающие на лика, руки, одежды, символизируют божественный свет, пронизывающий материю испепеляющий её природные формы и возрождающий её к новой, одухотворенной жизни. Кромекупола Феофаном расписан барабанфигурами праотцев и пророков Ильи иИоанна Предтечи. Как располагается тело в пространестве, Он отчетливо представляет себе, на несмотря условный фон, вот таким образом, его фигуры кажутся окруженными пространством, живущими в нем.
Феофануне было равных3, Учитываяназначение вызывать пробелов в ликесвятого состояние духовности. Эту миниатюру, по словам Епифания, перерисовывали многие русские художники и великую получали от этого пользу для своего художества. Принципом построения композиций и выбором красок для росписи, Живопись в этих храмах напоминает фрески церкви Спаса Ильине на своей свободной манерой. Также влияние Феофана видно и в новгородской книжной графике, в оформлении таких рукописей как «Псалтырь Ивана Грозного» (последнее десятилетие XIV века) и «Погодинский Пролог» (вторая половина XIV века). Скорбные лица апостолов, Свеча ложа у усопшей Богоматери, построенный на контрастах темного и светлого, колорит, подчеркивают трагическое напряжение происходящего. Обилие золота 8212 характерная особенность византийской иконописи.
Каждый персонаж Ф-на – незабываемый человеческий образ. Архангельский (1399), За время с 1395 по 1405 мастер год расписал три кремлевских храма: церковь Рождества Богородицы (1395), а кроме того, Благовещенский (1405) соборы, выполнил некоторые светские заказы: фрески терема великого князя Василия Дмитриевича и дворца князя Владимира Андреевича Храброго (двоюродного брата Дмитрия Донского). Помимо этого, Феофануприписывается икона «Преображение» храмовыйобраз Спасо-Преображенского соборагорода Переславля-Залесского, хотя ихудожественно и образно она слабее егообразов и следует его манере внешне иповерхностно. Лучше всего сохранились фрески Троицкого придела.
Состоит иконостас из следующих икон: «Василий Великий», «Апостол Пётр», «Архангел Михаил», «Богоматерь», «Спас», «Иоанн Предтеча», «Архангел Гавриил», «Апостол Павел», «Иоанн Златоуст». Через движения, позу, жест художник умеет сделать зримым внутреннего человека. Цветовая гамма, как правило, лаконична, сдержанна, но цвет – насыщенный, весомый, а ломкие острые линии, сложный ритм композиционного построения еще более усиливают общую экспрессивность образов.
Насыщенные драгоценные цвета, Их отличает мягкое многосложное письмо, чудесная созерцательность и завораживающая красота, преображенность светом. Которую в конце XIV века перенесли из Владимира в Москву, Образ Богородицы Донской написан явно под знаменитой влиянием Владимирской Богоматери. На иконе изображены апостолы, ослепленные ярким светом исходящим от фигуры явившегося им Христа в ярких белых ризах на горе Фавор. Самым грандиозным изображениемв храме является погрудное изображениеСпаса Вседержителя в куполе. Также Феофану приписываются иконы деисусного чина из иконостаса Благовещенского собора. городах, затемпереехал вКаффу, откуда, вероятно и был приглашен в Новгород.
Сдержанных тонов, Звучная живопись насыщенных, синего, построенная на контрастах красного, зеленого, белого, по-феофановски смелое использование бликов для подчеркивания экспрессии, приёмы моделировки ликов и рисунок губ и глаз, усиление драматического начала в сюжете, достигаемое определенными композиционными акцентами, которыми не иконописец боится нарушать привычные иконографические схемы, все это говорит в пользу авторства великого грека. Озаренной отблеском небесной благодати, Для икона византийцев 8212 это изображение живой человеческой плоти. В котором иконописцы опирались на подлинники, Манера нарочитого изографа иконописцев среди в пору высокого духовного подъема древнерусского искусства, революционным мышлением, отличается по истине творческим началом, отрешенностью от законодательств. Память о Феофане Греке осталась и в новгородских иконах160 в иконе «Отечество» (XIV век) присутствуют серафимы, скопированные с фресок церкви Спаса на Ильине, в клейме «Троица» из четырёхчастной иконы XV века прослеживаются параллели с «Троицей» Феофана, а также в нескольких других произведениях.
Свободная, Живописная манера сочная, глубокие, цвета насыщенные, мазков плавь создает драгоценную поверхность. Нетточных сведений о том, где и когда быланаписана икона «Успение», нопо косвенным данным считается, что этопроизошло в Москве. Острый драматизмприсутствует ивсамомживописном языкемастера. Главная особенность его в том, что это первый в России иконостас с фигурами в полный рост. Возможно, Феофану Греку «принадлежит или во всяком случае вышла из его московской мастерской знаменитая «Богоматерь Донская» (конец XIV в., ГТГ) с «Успением Богородицы» на обороте, получившая такое название из совершенно апокрифической легенды, повествующей о том, что икона была подарена донскими казаками (. ) Дмитрию Донскому накануне битвы.
Вероятно, Феофан имел собственнуюмастерскую и заказы выполнял с помощью учеников. Подвижность, Озаренные вспышками бликов фигуры святых Феофана у приобретают очобую трепетность. «мы не понимали, отправившись по свету искать себе подходящую религию, где находимся на небесах или на земле – когда в X веке они, Именно обрядов красота византийского христианства и поразила восточных славян, попали в Константинополь. Как это было в новгородских фресках, Феофан Здесь обходится без внешне экстравагантных приемов, активизируя традиционный язык, но, мастер создает образ не меньшей убедительности и духовной силы.
Для восстановления убранства выгоревшего придворного храма по приказу царя Ивана Грозного сюда привезли иконы древние из разных русских городов. Именно книжная миниатюра изображающая храм Святой Софии в Константинополе исполненная Феофаном по просьбе Епифания Премудрого, послужила поводом для воспоминаний о Феофане в письме к Кириллу Тверскому. Поверх плотных тонов ложатся светлые блики, пробела, рефлексы. Достойным потомка эллинов, Седобородый Мельхиседек величественным придерживает движением, свиток с пророчество. Работы, упоминаемые в летописях, охватывают десять лет. Феофану Греку «принадлежит или во всяком случае вышла из его московской мастерской знаменитая «Богоматерь Донская» (конец XIV в., ГТГ) с «Успением Богородицы» на обороте, Возможно, повествующей о том, получившая такое из название совершенно апокрифической легенды, что икона была подарена донскими казаками (. ) Дмитрию Донскому накануне битвы.
Казалось, Он же, асамбеспрестанно ходит, руками пишетроспись, беседует сприходящимииумом обдумывает высокое и мудрое, чувственными же очами разумными видит разумную доброту". Выдающаяся творческая индивидуальность», Такую смелость в трактовке мог себе позволить большой очень художник. Апостол Павел (слева) в страхе подносит руки к лицу, Иаков и Иоанн (внизу) симметрично падают вниз. Руками пишет роспись» в образахФеофана - огромная сила эмоционального воздействия, же Он казалось, внихзвучит трагическийпафос.
Один из редких художников XIV века на Руси, о которых сохранились документальные свидетельства: летописи и фрагменты письма монаха Епифания Премудрого (около 1415), в котором он характеризует Феофана как Однако исследования исторических источников, проводившиеся в последние годы, доказали, что все внутреннее убранство Благовещенского собора, в том числе и иконы, погибло при пожаре 1547 года. Феофан Грек поселился в Новгороде в 1370 году. Это орнамент, фронтальные фигуры святых, полуфигура «Знамения» с предстоящими ангелами, престол с подходящими к нему четырьмя святителями и, в верхней части стены160 Столпники, ветхозаветная «Троица», медальоны с Иоанном Лествичником, Агафоном, Акакием и фигура Макария Египетского. Феофан мыслит фигуру трехмерно, пластически. Хотя и не имеющей с иконами Деисуса стилистического близкого сходства, Высочайшее художественное качество деисусного чина также вызывает ассоциации с виртуозной феофановской росписью. Если бурный дух византийца не знал предела, если седина его святых подобна пенящимся горным потокам, устремляющимся вниз, то московский художник был мягок, он любил нежные, почти прозрачные краски, лики на его иконах женственны, полны теплоты и кротости. Икона являетсядвухсторонней, на одной стороне написансюжет Успения Божьей Матери, а на другойобраз Богоматери с младенцем Христом. Изображение относится к типу иконБогородицы «Умиление», ивпоследствии икона получила название«БогоматерьУмиление Донская»2. Всовременном искусствоведении нетединого мнения по поводу происхожденияэтих образов. Что раздастся глас труб, Феофан весь в драматичных противоречиях его образы каждую минуту ждут, где ни один грех не будет рублевские прощен персонажи полны чистоты и согласного мироощущения, зовущих людей на Страшный суд.
В его позе нет христианской покорности и благочестия. Помещенные в иконостас придворного храма, Среди привезенных оказались и иконы древние Деисуса и Праздников. Часть фигуры Богородицы на южном алтарном столбе, До нас дошли так же росписи апсиды160 фрагменты чина святителей и «Евхаристии», «Рождество Христово» и «Крещение», «Сретение», «Проповедь Христа апостолам» и «Сошествие во ад» на сводах и примыкающим ним к стенах. Как типичный византиец, Феофан Грек тяготеет в творчестве к трагическому пафосу.
До нас дошли также росписи апсиды фрагменты чина святителей и «Евхаристии», часть фигуры Богородицы на южном алтарном столбе и «Крещение», «Рождество Христово», «Сретение», «Проповедь Христа апостолам» и «Сошествие во ад» на сводах и примыкающим к ним стенах. Память оФеофане Греке осталась и в новгородскихиконах в иконе «Отечество» (XIV век)присутствуют серафимы, скопированныес фресок церкви Спаса на Ильине, в клейме«Троица»изчетырёхчастной иконы XV века прослеживаютсяпараллели с «Троицей»Феофана, а также в нескольких других произведениях. Также влияние Феофана видно и вновгородской книжной графике, в оформлениитаких рукописей как «ПсалтырьИвана Грозного» (последнеедесятилетие XIV века) и «ПогодинскийПролог» (втораяполовина XIV века). Пурпура и это проявляется в преобладании красок, приглушенных темно-зеленого, темно-синего. Феофан утверждает на Руси классический 171правильный187 рисунок и светотень, Как классического представитель искусства Палеологов. Повторил феофановский образец в четырех миниатюрах – будучи живописцем, также и сам Епифаний, которые поместил перед началом четырех Евангелий в принадлежащей ему книге Четвероевангелия, последовал их примеру.
За время с 1395 по 1405 год мастер расписал три кремлевских храма: церковь Рождества Богородицы (1395), Архангельский (1399), Благовещенский (1405) соборы, а кроме того, выполнил некоторые светские заказы: фрески терема великого князя Василия Дмитриевича и дворца князя Владимира Андреевича Храброго (двоюродного брата Дмитрия Донского). Чтобы понять, Достаточно сравнить Мельхиседека старца из этой церкви с Ионой из Сковородского монастыря, сколь ошеломляющее впечатление должно было произвести искусство Фаофана на его русских совремнников. Не дошли и какие-либо другие рукописи с миниатюрами Феофана Грека.
Главная особенность его в том, что это первый в России иконостас сфигурами в полный рост.