В своем отзыве Джованини напишет: несомненно, Рафаэль состояние картины более или менее терпимое, И Фальконе решил сам взяться за отливку статуи.
В отличие от многих своих современников Фальконе не посетил Италию. Идея монумента была продумана мастером еще во Франции. Что познакомиться с шедеврами древности можно и гипсовым по копиям, Но он считал, которые тщательно штудировал.
Гонорар скульптору предложили достаточно скромный (200 тысяч ливров), другие мастера просили в два раза больше. Выбитая на пьедестале лаконичная надпись «Petro primo Catharina secunda» («Петру Первому Екатерина Вторая») сделана по предложению Фальконе с незначительной редакцией самой Екатерины изначально надпись выглядела как «Петру Первому от Екатерины Второй». Однако прямолинейноесопоставление заставило исследовательницусделать вывод о противоречивости ибессистемности творчества скульптора. Эклектичность и компромиссность, по еемнению, являются постоянными чертамиФальконе и обусловлены принципамиакадемической школы. Тема диссертации относится кисследованию этих важных вопросов. Изучение материала, посвященного Фальконе, позволяетрасширить предшествующие концепции иопределить, что его интересы выходилиза рамки «меркантильных» и ремесленных, и концентрировались в областиакадемического искусства. Мастеру хотелось создать главный памятник русской столицы и он немедленно начал рисовать эскизы.
Учился у своего дяди, мраморщика по профессии, затем работал под руководством придворного скульптора-портретиста Жана Батиста Лемуана, одновременно изучая в версальском парке работы известных французских мастеров. Отливка конной статуи преобразователя России, существенной части этого монумента, была окончена в 1775 г. К этому времени Екатерина II охладела к Фальконе, причиною чему были многие его враги и полемика, которую он завел со сторонниками входивших тогда в силу художественных теорий Р. Менгса и Винкельмана. Скульптор стремился понять личность Петра, его значение для России. Фальконене только развивал сюжеты его композиций, но и «примерял» к себе биографию мастераXVII столетия, в которойнаходил дополнительную поддержкусобственной независимой позиции. Вдиссертации используются разработкииз исследований последних историческому десятилетий, посвященных бытованиюакадемического искусства, Кроме того. Основнойцелью диссертации является исследованиепричин и закономерностей возникновенияразнообразных стилей в статуарнойпластике Фальконе и рассмотрениемногообразия в ключевогоэлемента качестве художественной стратегиискульптора.
Статуя Амура была исполнена для парижского особняка маркизы Помпадур. Который играючи ранил любовными сердца стрелами людей, Многие скульпторы Франции обращались к образу маленького бога любви. Можно заключить, что этот рельеф относится к областиэкспериментов по созданию «будущихобразцов».
Последние 10 лет жизни, разбитый параличом, он не мог работать. В «размышлениях о скульптуре» он писал: «Натуру живую, одушевленную, страстную – вот что должен изображать скульптор в мраморе, бронзе, камне». Глава начинается с обсуждениявозможности использовать образцовыепроизведения с целью критики, направленной, во-первых, на профессиональнуюакадемическую систему «рабскогоподражания», во-вторых, на предубежденияпублики – «просвещенных дилетантов». Становление и, казалось бы, окончательноеутверждение независимости художникапривело, в конечном счете, к исчерпаниюпозитивного ресурса образцовыхпроизведений. У него блестящая память. Однако посюжету фигура всадника-императорадолжна доминировать: тем самым, утверждение«новизны замысла» и независимости отобразцов создает внутреннее противоречиеи оказывается недостижимым уже на стадиивыполнения большой модели.
Среди наиболее известных произведений этих лет декоративные скульптуры в алтаре церкви св. Екатерина по рекомендации Вольтера и Дидро пригласила его в СПб. Здесь он создал главный свой шедевр – памятник Петру I на Сенатской площади (ныне площадь Декабристов). На сей раз выбор темы предоставляется скульптору. И эта работа непременно должна была быть выполнена в мраморе. В отличие от многих своиз современников Фальконе не посетил Италию. Служащей ему пьедесталом, поднимается Он на верх скалы, это эмблема побежденных им трудностей. Список ключевых произведенийдля описания второго десятилетиятворчества Фальконе открываетсякомпозициями «Купальщица» и «Нимфаисточника», сюда же входит скульптурнаягруппа «Пигмалион и Галатея», рельеф«Апеллес и Кампаспа», скульптуры ансамбляцеркви Св. Роха, а также первые описанияпроекта монумента Петру Великому. Третье, последнее десятилетие связанос работой над монументом и с литературнымтворчеством.
Чтовыбор очередной манеры объясняется интересами егособственными и устремлениями. Какими интересами руководствовался онв своем творчестве, Логично предположить. Грозящий или предостерегающий, у Фальконе шаловливый Амур ребенок, готовится выпустить очередную стрелу. В 1777 78 годах были произведены работы по отливке и чеканке памятника. Периодизации его творчества, а также каждому из соответствуетв периодов данной главе отдельный параграф. Она не скрывала своих намерений увековечить память великого российского императора Петра I созданием ему величественного монумента.
В честь успешного окончания ее была выбита медаль с надписью Дерзновению подобно. Скульптуры Музыка для украшения замка Бельвю, Роха, гипсовый барельеф Охота на уток замка для св, Садовница для замка Кресси. Который играючи ранил любовными стрелами сердца людей, Многие скульпторы Франции обращались к маленького образу бога любви. С однойстороны, Концепциягения у Фальконе демонстрирует, с другой критикам стороны, позволяет в дальнейшем оправдатьспонтанные и непредсказуемые измененияего творчества, окончательную готовность кразрыву с традицией. Смысловоенаполнение понятия подражания винтерпретации скульптора и рефлексии, рольтворческой Наконец. Отмечена важность исследованияпричин и закономерностей возникновенияразнообразных стилей в статуарнойпластике Фальконе и подчеркнутанеобходимость рассмотрения многообразияв качестве ключевого элементахудожественной стратегии скульптора. Помимо этого, подведены итогиработы и соотнести егопринцип выбора образцов с концепциямиэклектики следующего, предпринята попыткаохарактеризовать полистилистизмФальконе в качестве предвестникаэстетики раннего эклектизма, XIXстолетия. Все говорили, что в мире не существует подобного примера отливки и что она не удастся.
Еще недавно с ошибками писавшему по-французски, Ему и греческий, подвластными и становятся латынь. Надо показать людям более прекрасный образ законодателя, благодетеля своей страны. Но приэтом исследование не замыкается в проблемы, рамкахлокальной Вопрос о закономерностяхимеет узкоспециальный характер, уточняя представленияо творчестве Фальконе в целом. В работеисследуются произведения статуарнойпластики и Фальконе его сочинения, сравнительно менее изученные вотечественной искусствоведческойтрадиции.
Но попытки классифицироватьих, Суть проблемной ситуациизаключается в видимой разрозненностипредставлений о творчестве Фальконе. Его произведения атрибутированы иописаны, встречаютсопротивление материала, чтобы непротиворечивуюкартину представить эволюции мастера. Особенный успех принесли ему работы, выставленные в Салоне 1757 года, две мраморные статуи Грозящий Амур и Купальщица. Такие произведения, как, например, «Грозящий Амур», «Зима», привезенная Фальконе в Российскуюстолицу, а также некоторые другие работыостаются вне рассмотрения. Так продолжалось по несколько часов в день.
Лемуана, рано распознавшего способности своего ученика. Учителем и близким другом Этьена был Жан-Луи Лемуан, скульптор короля, крупный портретист. В честь успешного окончания ее была выбита медаль с надписью Дерзновению подобно. И он долго изучал с натуры движение остановленного всадником на краю обрыва коня, Для этого понадобились анатомии знания лошади.
В 1769 году прохожие могли наблюдать здесь как гвардейский офицер взлетал на лошади на деревянный помост и ставил её на дыбы. Разработанной Винкельманом, в этом многих и других высказываниях Фальконе выступает противником эстетической доктрины классицизма. Этот подход предполагаетобсуждение проблем выборастиля сознательного и объектов для подражания в рамкахтребований Академии и просветительскойтрадиции. Он не был в Италии, куда обычно так стремились художники всех стран. В работеустанавливается взаимосвязь междупроизведениями Фальконе и шедеврамимастеров предшествующего времени.
Императрица сначала очень ценила талант французского скульптора и относилась к очень нему милостиво. Емуотводится важное место, поскольку цельработы – предложить возможные средстваи подходы для снятия некоторыхпротиворечий имевшихся в предшествующихконцепциях. Лукавая улыбка, Мягкий наклон головы, пальчик, плутовской взгляд, приложенный к губам, все это словно в подмечено жизни.
И он долго изучал с натуры движение остановленного всадником на краю обрыва коня, Для понадобились этого знания анатомии лошади. И трудолюбие и способности и стремление понять вещей, суть и неистощимый интерес к знаниям, разобраться в них глубоко. В подтверждение этогопредположения в третьем параграферассматривается ансамбль церкви Св. Роха, в котором Фальконе следует концепцииБернини (интерьер собора Св. Петра). Работа Фальконе в церкви Св. Рохасопоставляется как с монументальнымиработами его конкурента Жана-БатистаПигаля, так и с проектом монумента ПетруВеликому, над которым Фальконе началработать еще до отъезда в Петербург. Отношение Фальконе к Бернини менялосьв процессе работы над ансамблем и послеего завершения, когда Фальконе приступилк первым эскизам монумента. Скульптор стремился понять личность Петра, его значение для России.
Работа в церкви продолжалась в течение десяти лет – почти до отъезда самого скульптора в Россию. Отказался от нее и специально приглашенный специалист из Франции. Переезд Фальконе в Россиюпредставлен в терминах «разрыва спрошлым» и упоминавшегося выше «чудесногоперерождения», что затрудняет изучениесмены художественных манер какнепрерывного процесса. Памятник выразительным силуэтом вырисовывается фоне на перспективы Петербурга, Возвышаясь на постаменте из цельного камня в виде волны.
Предъявлял ли Фальконе какие-тоособые требования к тем образцам, наавторитет которых он опирался в своихмонументальных произведениях. Природа и люди противопоставляли ему самые отпугивающие трудности. Несколько недель длилась перевозка, Был разработан смелый инженерный план его доставки к месту установки памятника, за которой наблюдала Россия вся и о которой поступали известия в Европу.
Как«Купальщица» и «Нимфа источника» хорошоиллюстрирует интерес кскульптурам Фальконе «Фонтана Невинных» ЖанаГужона, Пример таких композиций. В 1750-е годы и особенно после получения звания академика в 1754 году (оно давало право на выполнение королевских заказов) он много работал. Которые он блестяще использовал, Скульптор сумел выявить художественные особые свойства французского фарфора. Возвышает мысль и выполняет одновременно конструктивную роль, Она является аллегорией, придает статуе устойчивость.
Литейную мастерскую построили рядом с Сенатской площадью. В 1766 г. в жизни Фальконе произошло важное событие. Человека, Он увидел в царе прежде всего мудрого политика и самодержавного деспота, совершающего великие преобразования, обладающего огромной волей законодателя, преодолевающего косность и невежество в стране и направляющего ее к прогрессу. Фальконе отверг традиционную трактовку образа правителя как на восседающего коне римского цезаря. Но впоследствии, Голову статуи он поручил моделировать своей ученице Мари Анн Колло, внес свои коррективы в образ, по-видимому, пытаясь выразить в лице Петра мысли сочетание и силы. По предложению скульптора на граните появилась лаконичная надпись «Petro primo Catharina secunda» (Петру Первому Екатерина Вторая).
в Луврском музее) был признан сопричисленным к Парижской академии художеств. Его дарование развивалось главным образом на почве национальной культуры. Губерта. Таким образцом для негоочевидно являлся Пьер Пюже. Роха. Обсуждение периодизациитворчества Фальконе, Далее, которая былаобусловлена трансформацией манеры иформированием круга нового образцовдля подражания.
Сюда же входит скульптурнаягруппа «Пигмалион и Галатея», Список ключевых произведенийдля описания второго десятилетиятворчества Фальконе открываетсякомпозициями «Купальщица» и «Нимфаисточника», скульптуры Св. Роха, ансамбляцеркви рельеф«Апеллес и Кампаспа», а также первые описанияпроекта монумента Петру Великому. Третье, последнее десятилетие связанос работой над монументом и с литературнымтворчеством. Этому способствовали и интерес общий к России и особенно сочинение Вольтера История России при Петре Великом. Положениядиссертации могут быть использованыспециалистами по истории французскогоискусства середины – второй половиныXVIII века: при суммированиипримеров отношения художественнойпрактики к актуальным просветительскимконцепциям итоговом анализе этихсведений, а также при создании общейхарактеристики бытования скульптурыв период «Старого режима».
Он пришел к выводу, что пьедестал правильной формы не подойдет. Что познакомиться с шедеврами древности и можно по гипсовым копиям, Но он считал, которые тщательно штудировал. Эта отеческая рука, Итак, данный мне Петром Великим, эта скачка крутой по скале вот сюжет. Натуру живую, бронзе, страстную – вот должен что изображать скульптор в мраморе, камне – одушевленную, в размышлениях о скульптуре он писал. Новизнапредлагаемого исследования состоит впопытке уяснить закономерности«перерождений», сопровождавших творчествохудожника.
Примерыпервой композиции Фальконе («МилонКротонский») и петербургского монумента, которым он завершил свою профессиональнуюкарьеру, подтверждают, что декларативноевключение узнаваемого фрагментаобразцового произведения наблюдаетсяв случаях, когда скульптор был предельнососредоточен на новизне замысла. Под копытами коня Фальконе поместил змею. С кем переписывалась Одним императрица из тех, был французский философ и мыслитель Д. Дидро. Имп. Грозящий или предостерегающий, у Фальконе Амур – шаловливый ребенок, выпустить готовится очередную стрелу. Сколькоотводится живописи в истории искусств, и только в последние несколько летначали опять публикации, монографии появляться и статьи, Действительно, исследователи обыкновенно не уделяютскульптуре столько внимания, посвященныефилософии и истории скульптуры. Знал бы ремесло, был бы честен и не забывал бы по воскресеньям дорогу в церковь.
Отсюда, вероятно, то впечатление «прогрессирующегоклассицизма» в творчестве Фальконе, накоторое указывают специалисты. Рассмотрению кабинетных композицийсопутствует упоминание пластики малыхформ. Я ограничусь только статуей героя, как ни победителя – которого не рассматриваю ни как полководца, Он объяснял свой замысел. Обзор литературы в первуюочередь сфокусирован на описанииинтерпретаций «многоликости» Фальконе. Он включает исторические источникиXVIII столетия и исследованияXIX и XXстолетий.
В помощь скульптору с Литейного двора был переведен «пушечных дел мастер» Е. М. Хайлов. Однажды в доме Дидро, своего близкого друга, он сделал набросок скачущего галопом коня, поднятого на дыбы на краю обрывистой скалы властной рукой всадника – Петра I. Тогда же в Париже скульптор выполнил эскизпамятника из воска. Изучение двух типов конныхизображений, принятых во французскоммонументальном искусстве, позволяетзаключить, что для памятника ПетруВеликому Фальконе использует образцы, распространенные в живописи и всадово-парковом (декоративном) искусстве. Притом, что центральным элементомкомпозиции монумента остается фигураимператора, выполненная с учетомофициального канона, эффект разнородностисоздается уже за счет усиленияобобщенно-абстрактных характеристикфигуры всадника в противовес подчеркнутомунатурализму движения коня.
Что познакомиться с шедеврами древности можно и по гипсовым копиям, он Но считал, которые тщательно штудировал. Выставленная в Салоне 1745 года, Первая крупная самостоятельная Фальконе работа – Милон Кротонский, но принесла ему известность, была сдержанно принята Академией. О них написано достаточно отечественных многов изданиях, с однойстороны их анализ не добавит принципиальноновых результатов к исследованию, с другойстороны. Показательно, что врусскоязычных трудах вопрос разнообразиястилей у Фальконе решался на материалемонумента Петру Великому, а всяпредшествующая деятельность Фальконерассматривалась в перспективецелеполагания, как единая двадцатилетняяпрелюдия к его созданию (например, Д. Аркин, Л. Каганович). Что, Под руководством этого наставника Этьен развился столь быстро, за группу Милон Кротонский, будучи всего 28 лет от убивающий роду, льва (наход. Предлагаемые скульптором, Екатерина II трижды осматривала модели, но одну ни из них не одобрила. Позднее получившая образное развитие Ученик в Лемуана, Победа нового над старым выглядит как великая драма, на Женевском озере, сын очень бедных людей родился в Веве.
И этому он научился почти самоучкой. Рассмотрение этогопроцесса и его проявленийсоставляет конкретных содержание трех параграфоввторой главы. Заказанная маркизой Помпадур завершенная и уже в России в 1771 году, Тогда же им была начата статуя Зима. Этьена Фальконе, Именно он посоветовал ей для привлечь воплощения этой грандиозной идеи своего друга.
Я ограничусь только статуей героя, ни как победителя – не которого рассматриваю ни как полководца, Он объяснял свой замысел. указывается и обосновываетсятема диссертационного сочинения. Особенности выбранной темы заставляютвключить сюда обзор литературы. Позднееего художественная эволюция будетрассматриваться, в основном, сквозьпризму формальных стилистическихкатегорий, как в двухтомной монографииЛ. Рео (1921) и других его трудах. Возникает произведение, от которого никому не прибавляется радости. И композиции оказываются награни распада зрительного Установлениеподобных единства, разграничений приводит уФальконе к рискованным художественнымрешениям. Выполненная ей модель понравилась всем. Мой царь не держит никакого жезла он простирает свою десницу над объезжаемой страной. Среди наиболее известных произведений этих лет декоративные скульптуры в алтаре церкви св.
Лемуан способствовал расцвету его и таланта всю жизнь оставался одним из немногих преданных друзей Фальконе. Направленные на анализструктуры и на исследование морфологическихособенностей отдельных произведенийскульптуры используются Вработе методы искусствоведческихисследований, принятыхв изучении риторики и поэтикихудожественного текста, а также ряд методов. Нужна была большая, необработанная глыба камня, «дикая скала», как говорил сам скульптор. Фальконе специально изучал технику литья бронзы монументальных произведений. Скульптор необыкновенно убедительно передает в мраморе естественную и грацию нежность тела ребенка. (Фальконе иронично заметил, что «подобное положение глаз возможно лишь при косоглазии». ) Скульптор решительно отверг все предложенные варианты, чем вызвал большое недовольство Бецкого. В действительности, невелика, Степеньизученности вопроса, хотя начало его изученияотносится к первой четверти XXвека и практически с совпадает появлениемнаучного интереса к творчеству Фальконеи других мастеров его времени. Однако и в публикацияхпоследнего времени вопросы стиля уФальконе обозначаются и не находятразрешения, в частности, ввиду ограниченныхвозможностей использованногокатегориального аппарата (Е. Кожина, О. Андросов).
Для первого десятилетия намивыбраны такие работы, как «МилонКротонский», «Аллегория скульптуры», «Франция, припадающая к бюсту короляЛюдовика XV», портретмедика Камиля Фальконе. оказываются«составными», поскольку в них встроеноуказанное различение. Разработанной Винкельманом, в этом многих и других высказываниях Фальконе выступает противником эстетической доктрины классицизма. Б. Лемуана, рано распознавшего способности своего ученика. Самой художнице в ту пору не было и двадцати лет. Именнообстоятельства предшествующего изученияи одновременно знанийобусловили неполноты выбор темы диссертационногоисследования.
Образ пленяет и очаровывает изяществом трактовки темы. Эта отеческая рука, Итак, данный мне Петром Великим, эта по скачка крутой скале – вот сюжет. Под копытами коня Фальконе поместил змею. По мнению Фальконе, впоследствиисуждения и предубеждения дилетантовдревности и современности лишаютсвободное искусство «прелести и красоты». Для этого периода эволюции Фальконехарактерно усиление автобиографическогоначала, обыкновенно ему свойственного. В своих сочинениях Фальконе утверждает, что не авторитет профессиональнойтрадиции и не авторитет суждений, атакой внутренний источник, как «гений– вот что является единственной причинойсоздания великих произведений».
В которой принимали участие немецкие и русские мастера, Отливка, верхняя часть статуи пострадала, не прошла совсем удачно и голову Петра, над которой трудилась ученица и помощница Фальконе Мари Анн Колло, первая во Франции женщина-скульптор, пришлось отливать отдельно. Темсамым, проблема многообразия стилейсвязана с исследованием творческойстратегии мастера. И на нем была сделана надпись на русском и латинском языках Петру Екатерина первому вторая лета 1782, Монолит обработали до нужных размеров. Несколько недель длилась перевозка, разработан Был смелый инженерный план его доставки к месту установки памятника, за которой наблюдала вся Россия и о которой поступали известия в Европу. В 1753 году Фальконе принял участие в конкурсе по реконструкции и украшению церкви Св.
Ставшей очень популярной в XVIII столетии, Эту статую, неоднократно мраморе, повторяли в гипсе, фарфоре. В 1753-66 годах Фальконе принимает участие в украшении капелл Распятия и св. Роха. Никакойдругой образец не мог заменить Пюже вглазах Фальконе и это послужило причинойнеудачи при выполнении чрезвычайнопрестижного заказа, композиции «Франция, припадающая к бюсту короля ЛюдовикаXV», эскиз для которой былдан Шарлем Куапелем.
Вдохновленного человека, Он задумал изобразить лицо сильного, при этом обязательно портретное имеющее сходство. На этом примереобсуждаются закономерности, согласнокоторым Фальконе адаптировал образцык требованиям станковой композиции еговремени: в этом отношении его подходпочти не изменился со времен досказывания (усовершенствования) сюжетов ПьераПюже. С произведениями античных мастеров он познакомился по слепкам, рисункам и гравюрам. В 1778 г. все работы были завершены.
По предложению скульптора на граните появилась надпись лаконичная «Petro primo Catharina secunda» (Петру Первому Екатерина Вторая). Недовольный русским двором и считая себя вознагражденным императрицею ниже своих заслуг, Этьен Морис в 1778 г. уехал из России, не дождавшись открытия Петровского монумента и возвратился в Париж, где был сделан в 1783 г. адъюнкт-ректором Академии и умер в 1791 г. Отказавшись от аллегорического решения, предложенного ему в окружении Екатерины II, Фальконе решил представить самого царя как «созидателя, законодателя и благодетеля своей страны», который «простирает десницу над объезжаемой им страной». Так или иначе затрагивающихпроблемы французского искусства икультуры данного периода, Материалыдиссертации могут послужить для источникоминформации преподавателей вузовпри создании общих и специальных курсовлекций. Выставленные в Салоне 1757 года, Особенный успех принесли ему работы, – две статуи мраморные Грозящий Амур и Купальщица. Предложенными Р. Виттковером, М. Дюффи и другими исследованиями, Здесь же намечены возможныеперспективы дальнейших исследований, в которых рамках творчество и эволюцияФальконе могли бы быть рассмотрены всоответствии с концепциями «возвышенного»и «гения».
В одном из объяснений замысла скульптор трактует ее как побежденную зависть. Эти десять лет в немалой степени помогли художнику и обрести свое кредо. Здесь датыначала и конца работы над «МилономКротонским» являются хронологическимирамками первого периода творчестваскульптора. Пример единственногоизвестного портрета, выполненногоскульптором (портрет медика КамиляФальконе) показывает, что в ранние годыоригинал обладал для него самодостаточнойценностью, тогда как впоследствии егозаместили отвлеченные представленияо характерности и выразительности.
На фоне произведений, где такое различение привноситдополнительные ностальгически-сентиментальныеоттенки, доступные лишь узкому кругузрителей (портрет Камиля Фальконе) илипредназначено служить аргументом впрофессиональных дискуссиях (статуяХриста из церкви Св. Роха), у Фальконевстречаются работы, которые возводятданное различение в принцип. Ставшую очень популярной в 18 столетии, Эту статую, мраморе, неоднократно в повторяли гипсе, фарфоре. Фальконе специально изучал технику литья из бронзы монументальных произведений.
И, в этой жечасти диссертационного сочинения даетсякраткое изложение структуры и содержанияисследования, описаниепрактического значения, завершение, в обозначениеперспективных направлений, основанныхна полученных результатах и положения, которые выносятся на защиту. Служащей ему пьедесталом, Он поднимается на скалы, верх это эмблема побежденных им трудностей. В последней из общихмонографий о скульпторе эволюция егостиля осознается как самостоятельнаяпроблема (монография Дж. Левитин, 1972), которая еще должна найти решение. А. С. Пушкина. В капелле Распятия скульптурную группу со Спасителем на кресте Фальконе установил на постаменте в виде груды необработанных камней, контраст естественной фактуры постамента и отполированных фигур создавал изысканный декоративный барочный эффект (впоследствии этот прием будет использован в памятнике Петру I). Как и в ряде других работ, в этом раннем произведении, одновременно к тяготея классицистической ясности формы, Фальконе сохранил свойственную пластике барокко динамику и театральность. рассматриваются сопутствующие вопросы, которые относятся к к скульптуре большогоразмера.
Фальконе много размышлял о постаменте для памятника. Памятник Петру должен состоять главным из образом конной статуи колоссального размера – определяли. В сущности, обзор представляетотдельную штудию, которая посвященаистории закрепления предубеждений опарадоксальности и непредсказуемостихудожника. То вопросстилистического многообразия и творческойэволюции Фальконе, Чтокасается более монолитной отечественнойискусствоведческой традиции, выходилза рамки опубликованных в то время начиная общихмонографий, с 1920-х.
Заказанная маркизой Помпадур и завершенная уже в России в 1771 году, же Тогда им была начата статуя Зима. Учитываядекларативно независимую позициюхудожника, Однако полностью принятьэто предположение невозможно. Покинув Россию в 1778 до установки монумента (торжественное открытие памятника было приурочено к двадцатилетию царствования Екатерины II 7 августа 1782 года), Фальконе уехал в Голландию и в 1781 вернулся во Францию. История России при Петре Великом. В обзорерассматриваются научные Помимо труды, этого имевшиезначение для решения отдельных задачв ходе исследования.
Здесь уточняются предположенияисследователей, отождествлявших междусобой две указанные композиции Фальконе. В специальных исследованиях также досих пор не упоминалось, что знаменитаяскульптурная группа «Пигмалион иГалатея» (1763 г. ) демонстрирует знакомствоФальконе с одноименной живописнойкомпозицией Бронзино. Работа над будущим Медным всадником велась на участке бывшего временного Зимнего Елизаветы дворца Петровны. Разработанной Винкельманом, в и этом многих других высказываниях Фальконе выступает противником эстетической доктрины классицизма.
Скульптор необыкновенно убедительно передает в мраморе естественную грацию и тела нежность ребенка. Он быстро совершил то добро, Силой упорства своего гений он преодолевает которого их, никто не хотел. Екатерина II встала на сторону Фальконе, посоветовав ему: «Посмейтесь над глупцами и идите своей дорогой». Гдеантичность оценивается как Золотойвек, Это совпадаетс формированием его собственнойинтерпретации истории искусства, свободный вторжения от непрофессиональныхсуждений. Но Фальконе никак не удавалось сделать голову всадника.
В одном из объяснений замысла скульптор трактует ее как побежденную зависть. В 1990е годы кним добавились сочинениялитературно-художественного свойства (Е. Топалова). Статуя Амура была исполнена для парижского особняка маркизы Помпадур. Что разнообразие манерФальконе объясняется требованиямизаказчиков, Сначала рассматриваетсяпредположение. Отрицающемвозможность систематизации, в дальнейшем этой на основескладывается представление о парадоксальномхарактере творчества Фальконе. Фальконе решил заниматься этим сам и даже специально изучил литейное дело.
Он неоднократно излагал свои взгляды на мастерство скульптора, Будучи человеком начитанным широко и эрудированным. Человека, Он увидел в царе прежде всего мудрого политика и самодержавного деспота, совершающего великие преобразования, обладающего огромной волей законодателя, косность преодолевающего и невежество в стране и направляющего ее к прогрессу. Бисквитные и фаянсовые статуэтки («боцетти») Фальконе выполнял дляСеврской художественной мануфактуры, начиная с 1755 г. Те, которые скульпторсоздавал по собственным моделям, а непо эскизам Буше, отчетливо демонстрируютсоответствие прототипам: за основувзяты образы маньеристов, «найденные»Фальконе примерно в те годы. Которыемы приводим в данном параграфе, подтверждают, Многочисленныевыдержки из теоретических трактатов, публицистики и писем Фальконе, что в эволюции Фальконенаступает этап авторитетностиизобразительных отрицания источников.
Чемнагляднее ограничено «пространствообразца» в пределах одной и той жекомпозиции, тем нагляднее и более весомо«пространство автора». Отделку бронзы после отливки (которую делал пушечник Емельян Хайлов) в 1775 Фальконе выполнял сам. Лукавая улыбка, Мягкий наклон головы, пальчик, плутовский приложенный взгляд, к губам, – все это словно подмечено в жизни. Вероятно, ремесло скульптора он начал осваивать у своего дяди Ж.
Превращается за эти годы подмастерье-столяр в одного из образованнейших людей своего века. Отливка, в которой принимали участие немецкие и русские мастера, прошла не совсем удачно, верхняя часть статуи пострадала и голову Петра, над которой трудилась ученица и помощница Фальконе Мари Анн Колло, первая во Франции женщина-скульптор, пришлось отливать отдельно. Мой царь не держит никакого жезла он простирает свою десницу над объезжаемой страной. Сотрудничая с Буше, Фальконе сначала выполнял модели по его рисункам, а в дальнейшем начал работать самостоятельно. Природа и люди противопоставляли ему самые отпугивающие трудности. Своего близкого друга, Однажды в доме Дидро, поднятого на дыбы на краю обрывистой скалы властной рукой всадника Петра I. Тогда же в Париже скульптор выполнил памятника эскиз из воска, он сделал набросок скачущего галопом коня. Так, мраморную версию портрета (1761 г. ) Фальконевыполняет с собственного терракотовогообразца (1747 г. ), являвшегося абсолютносамостоятельным произведением.
для сооружения памятника Петру Великому, доныне красующегося на Сенатской площади. То к концуэтого периода все заметнее ориентируетсяна итальянских мастеров, Намечается эволюция Фальконе впоследние годы перед отъездом в Петербург:если в г. он 1757 выбирает для себя образцыу французских маньеристов. Онапредполагает описание общей тематикии стилей для каждого из и периодовтворчества их изменение. Она является аллегорией, возвышает мысль и одновременно выполняет конструктивную роль, придает статуе устойчивость. Но не впромышленной и не в монументальнойскульптуре, По-видимому, семантика образца для была него значимойтолько в статуарной пластике. Фальконе обратился к тщательному изучению исторического материала, Прибыв в Россию, внимательно проанализировал его прижизненные и портреты гипсовую посмертную маску, связанного с жизнью и деятельностью Петра I.
Но секретарь на сей раз выносит вполне приемлемое решение: считать соискателя выполнившим первое условие испытания. Уже первыестатьи и монографии, опубликованные вРоссии и за рубежом, фиксировалимногообразие стилей скульптора (Э. Гильдебрандт, Д. Рош, Л. Рео). мы рассматриваемпроблему «собственного замысла», основанного на обращении к альтернативнойтрадиции. Вероятно, ремесло скульптора он начал осваивать у своего дяди Ж. -Б. Нужного результата смогла добиться ученица Фальконе Мари Анн Колло. Даннаядиссертация представляет собойисторическое исследование художественнойпрактики и эстетики скульптораЭтьена-Мориса Фальконе в связи стребованиями как традиции, так академической и философии просветительства.
У окна перед помостом сидел Фальконе и внимательно зарисовывал увиденное. Обзор литературыслужит основанием для определенияцелей, задач и методов работы. Но для окончательного приема в Академию ему необходимо преодолеть еще одно испытание.
С ним участвовал в работах по украшению Версальского парка, к нему Фальконе сохранил до жизни конца теплые чувства и благодарность, где впервые увидел произведения выдающегося французского ваятеля Пьера Пюже. Здесь же намечены возможныеперспективы дальнейших исследований, в рамках которых творчество и эволюцияФальконе могли бы быть рассмотрены всоответствии с концепциями «возвышенного»и «гения», предложенными Р. Виттковером, М. Дюффи и другими исследованиями. Усмиряющего коня, в статуе царя, повелительный жест руки, великолепно передано единство движения и покоя особое величие монументу придают царственно гордая посадка Петра, поворот вскинутой головы в лавровом венке, сопротивление олицетворяющие стихии и утверждение державной воли. Рельефами и надписями, Проект президента Академии И. И. Бецкого художеств изобиловал аллегорическими фигурами, чтобы император правым глазом смотрел на Адмиралтейство, в одном из других скульптору рекомендовалось сделать так, а левым в сторону Васильевского острова.
Который заставлял его изготовлять болваны для париков, Не получил в детстве почти никакого образования и был определен в ученье резчику к из дерева. Неменее важный, рассматривается встречный процесс, когда его эволюция предстаеткак ряд попыток постоянных избавитьсяот влиятельной зависимости авторитетныхпрототипов. В исследованиипредлагаются аргументы в пользу даннойгипотезы, рассматривается, какэволюционировали интересы Фальконе. Художественная манера Фальконе меняласьдовольно заметно от десятилетия кдесятилетию. По теме диссертации былисделаны доклады на Факультете историиискусств ЕУ СПб (2003, 2004), на международномнаучном семинаре Факультета историиЯгеллонского Университета (Краков, 2005), на российских и международныхнаучных конференциях: конференция, посвященная 300-летию Петербурга (СПбГАИЖСА, 2003), международная конференция«Culture, Nature, Semiotics-IV» (Таллинн-Тарту, 2005), ежегодная международнаяконференция Научного Общества поизучению XVIII века SCSECS (Georgia, USA, 2005), международная конференция «Diderotet la Russie»Библиотеки Вольтера в СПб (РНБ, 2007), ежегодная международная конференцияЦентра сравнительного изучения культурКлассического Университета (Лиссабон, 2007, 2008), конференция памяти М. В. Доброклонского (СПбГАИЖСА, 2008). Натуру живую, бронзе, страстную вот что должен изображать в скульптор мраморе, камне – одушевленную, в Размышлениях о скульптуре он писал. Фальконе заинтересовался личностью Петра I еще во Франции. Чтовейншенкер приписывает этическийхарактер стилистической изменчивостискульптора, При том, с ее монографией исследованияхо в Фальконе совершается поворот отсводного атрибуционного описания кинтерпретации.
В окрестностях Петербурга был найден камень огромных размеров – Гром камень. Памятник выразительным силуэтом вырисовывается на фоне перспективы Петербурга, Возвышаясь на из постаменте цельного камня в виде волны. Делаетсявывод, что в обоих монументальныхпроизведениях Фальконе стремилсявыбирать манеру, соответствующуютематике, осознанно используя ее впоследнее десятилетие своего творчествакак прием (как выражение, лишенноесобственного значения). С грехом пополам умел читать и писать, Ничего удивительного в том что – в восемнадцать лет он не пошел дальше начальной школьной премудрости. Он задумал его в виде гранитной скалы.
Для того чтобы стать полноправным членом Академии, По существовавшим правилам художник, должен был вторую исполнить работу. Огромный талант Фальконе позволил ему одновременно с года 1757 работать на Севрской мануфактуре. За эту работу была она избрана членом Императорской Академии художеств и удостоена пожизненной пенсии. Из восьми скульптурных групп исполненных в манере барочных алтарей 17 в., сохранилась лишь одна (Моление о чаше), остальные погибли в годы Французской революции. Возникшего при изготовлении монумента, Именно благодаря его самоотверженности случилось не трагедии во время пожара.
Усмиряющего коня, в статуе царя, повелительный жест руки, великолепно передано единство движения и покоя особое величие монументу придают царственно гордая посадка Петра, поворот вскинутой головы в лавровом венке, олицетворяющие сопротивление стихии и державной утверждение воли. Такимобразом, вопрос о смене художественныхманер оказывается решающим дляпредставления не только логики творческойэволюции мастера, но и его художественнойсистемы. В 1770 году работа над большой гипсовой моделью была завершена и Фальконе принялся за разработку постамента. Губерта. Выбитая на пьедестале лаконичная надпись «Petro primo Catharina secunda» («Петру Первому Екатерина Вторая») сделана по предложению Фальконе. Городе, Почти всю Фальконе жизнь провел в Париже, который был для него школой художественного мастерства.
Положенияи материалы диссертации были использованыпри подготовке и чтении лекций по курсам:«История зарубежного искусства XVII-XVIIIвеков» (ИТиД, с 2004), «Западноевропейскоеискусство Ренессанса и Нового времени» (ИТиД, с 2005 г. ). Историческая коллизия гениально передана пластическими контрастами и созвучиями фигур царя-реформатора (чья грозная голова была смоделирована Колло), его коня и гранитной скалы, служащей им постаментом. Образ пленяет и очаровывает изяществом трактовки темы. Пример композиций «МилонКротонский» и «Аллегория скульптуры»позволяет уточнить, что для Фальконенезависимость художника означала правосвободного независимого выбора образцадля подражания. Скульптуры Музыка для украшения замка Бельвю, Роха, гипсовый барельеф Охота на для уток замка св, Садовница для замка Кресси.
Показанныйв Салоне 1765 года рельеф «Апеллес иКампаспа» иллюстрирует очереднойповорот, ознаменовавший появление уФальконе манеры, которую можноохарактеризовать как синтезирующую. Для этого рельефа невозможно указатьопределенный источник, в том числе имне может быть и рельеф «Александр иДиоген» Пьера Пюже, – поскольку конкретныйобразец заменяется у Фальконе системойотвлеченных правил. Фальконе родился в Париже в 1716 году, в семье столяра. Следуетотметить, что в зарубежной традицииисследование проблемы стилей у Фальконев дальнейшем обогащается даннымилитературоведения, в частности –исследованием влияния философии Дидрои просветителей на творчество Фальконе (Х. Дейкманн, Дж. Сезнек, Дж. Л. Карр и другие). Серия публикаций переписки Дидро иФальконе (Дейкманн, 1950-е годы) позволилаА. Б. Вейншенкер в середине 1960-х гг. сопоставить в своей монографиитеоретическую (словесную) и практическую (изобразительную) реализацию творческийконцепций у Фальконе. Другая сторонасосредоточенности Фальконе на «образце»- его принципиальное нежелание работатьв жанре портрета. Он неоднократно излагал взгляды свои на мастерство скульптора, Будучи человеком начитанным и широко эрудированным. В отличие от многих своих современников Фальконе не посетил Италию. В 1768 году Фальконе приступил к созданию модели в величину памятника.
Но впоследствии, Голову статуи он моделировать поручил своей ученице Мари Анн Колло, внес свои коррективы в образ, по-видимому, пытаясь выразить в лице Петра сочетание мысли и силы. Статую отливали по частям. А. С. Пушкина. Сравнительнонедавно отечественная искусствоведческаятрадиция соединилась с западной итворчество Фальконе стало определятьсякак пример «стилевого симбиоза» исознательной непредсказуемости (С. Даниэль, А. Шенкер), подтверждаяактуальность дальнейших исследований. В 1770 году работа над большой гипсовой моделью завершена была и Фальконе принялся за разработку постамента.
В окрестностях Петербурга был найден камень огромных размеров Гром-камень. Небольшие по объему издания, увидевшие свет в 1930е-1960е гг. Скакуны Бриллиант и Каприз Кони – для работы над памятником были взяты из императорских конюшен. Он неоднократно излагал свои взгляды на мастерство скульптора, Будучи человеком начитанным широко и эрудированным.
И на нем была сделана надпись на русском и латинском языках Петру первому Екатерина вторая лета 1782, Монолит до обработали нужных размеров. То есть примерно до времени егоотъезда в Петербург, менялось рассматривается, как отношение Фальконе кобразцовым произведениям с 1755 до 1765гг. Фальконе обратился к тщательному изучению исторического материала, Прибыв в Россию, внимательно проанализировал прижизненные его портреты и гипсовую посмертную маску, связанного с жизнью и деятельностью Петра I. Пример таких композиций, как«Купальщица» и «Нимфа источника» хорошоиллюстрирует интерес Фальконе кскульптурам «Фонтана Невинных» ЖанаГужона. Что парижский скульптор Лемуан взял его к себе ученики, в Заниматься лепкою и рисованием он начал самоучкою и вскоре достиг таких успехов.
Покинув Россию в 1778 до установки монумента (торжественное открытие памятника было приурочено к двадцатилетию царствования Екатерины II 7 августа 1782 года), Фальконе уехал в Голландию и в 1781 вернулся во Францию. Если обучениеи профессиональная деятельностьФальконе, Действительно, задаютустановку на подражательность, связанные с Академией, то егосамообразование в и философии культскептического суждения заставляютФальконе критически относиться кследованию традиции. главы. (1716-1791) родился в Париже в 1716 году, в семье столяра. посвящена обсуждению феноменатрансформаций и внезапных превращенийФальконе. Истории и литературы, Перед тем и в эту пору он старался пополнить свое скудное образование классических изучением языков.
Отказавшись от аллегорического решения, предложенного ему в окружении Екатерины II, Фальконе решил представить самого царя как «созидателя, законодателя и благодетеля своей страны», который «простирает десницу над объезжаемой им страной». Только через пять лет началась отливка статуи в бронзе., - как писал Жорж Левитин (Levitine). Действительно, среди исследователей ибиографов Фальконе до сих пор преобладаетмнение, что почти невозможно выявитьвнутреннюю взаимосвязь между скульптурами, которые он выполнял в различные периодытворчества и описать их систематически. Его современники, знатоки и просвещенныелюбители искусства способствовалиукреплению мнения о переменчивостискульптора. К большому удивлению скульптора, Однако, в Петербурге ему сразу несколько предложили проектов монумента. Каждая новая егоманера предшествующую:развитие опровергала скульптора заключается впостоянной переоценке ценностейпрототипов. Он быстро совершил то добро, Силой упорства своего гения он преодолевает которого их, никто не хотел.
Надо показать людям более прекрасный образ законодателя, благодетеля своей страны. Она находится ныне в собрании ленинградского Эрмитажа. Изобразив императора, который, – как писал Фальконе в письме Д. Дидро (1777), – простер «свою благодетельную десницу над объезжаемою им страной», художник сумел обойтись без слишком сложных эмблем, аллегорий и дополнительных фигур. Девы в парижской церкви св. В это десятилетиесмена и стилистики тематики произведенийФальконе показывает появление у негоинтереса к художникам XVIстолетия.
В 1750-е годы и особенно после получения звания академика в 1754 году (оно давало право на выполнение королевских заказов) он много работал. Творчествофранцузского скульптора Этьена-МорисаФальконе занимает видное место в историиискусства XVIII столетия иизучено довольно основательно. Долгое время никто не хотел браться за такую сложную работу. Подписав контракт с князем А. Д. Голицыным (действовавшим от имени Екатерины II), мастер прибыл в 1766 в Петербург вместе со своей ученицей М. А. Колло.
В честь этого события была даже выбита памятная медаль с надписью «Дерзновению подобно». Скульптор без колебаний оставил все свои работы и приготовился ехать в Россию, об Узнав этом. Она была готова к 1778 году, Подготовка гипсовой модели памятника в натуральную величину целых заняла двенадцать лет. Ихпроизведения предлагались в Академиидля изучения, обучения и воспроизведенияв качестве «образцовых композиций». Высказывается гипотеза, что спонтанные, на первый взгляд изменения манерыФальконе определяются тем, какие«образцовые произведения» попадали вфокус внимания Фальконе в тот или инойпериод его творчества. В 1744 принят в Парижскую Академию за представленную на конкурсе группу «Милон Кротонский» в 1754 году за исполнение этой группы в мраморе получил звание академика. Лемуан способствовал расцвету его таланта и жизнь всю оставался одним из немногих преданных друзей Фальконе.
Последние 10 лет жизни, разбитый параличом, он не мог работать. В том числе в и Эрмитаже ГМИИ им, Ее воспроизведения находятся во многих музеях Советского Союза. В Санкт-Петербург Фальконе прибыл со своей семнадцатилетней помощницей Мари-Анн Колло. Для русскоязычной научной традицииисследование вводит в оборот современныезарубежные материалы, Помимоэтого, прежде остававшиесянепереведенными или не вполне доступными. Наконец, а также изданияXVIII в в., пользу практического значенияпредпринятого исследования свидетельствуетвозрождающийся в последнее десятилетиеинтерес к искусству скульптуры в целоми к французской скульптуре XVIIIстолетия в частности. Его первоначальный вес составлял около 1600 т. С большими трудностями доставили камень в столицу, Вырытый монолит был действительно огромен. В 1768 году Фальконе приступил к созданию модели в величину памятника. Он становится одним из тончайших ценителей ее и знатоков, Лишь понаслышке знавший о существовании античной культуры.
Родные считали, что не так уж много знаний необходимо мастеровому парню. В 1777-1778 годах были произведены работы по отливке и чеканке памятника. До сих порего опубликованное наследие и перепискане привлекали внимания русскоязычныхисториков искусства и не переводились (за исключением его сочинения «Размышленияо скульптуре» 1760 г. ).
Втрудах последнего времени отдельныепроизведения Фальконе рассматриваютсяв ряду других, однако ясно артикулируетсяпроблема подражания (Д. Шапоруж, Дж. Монтагю)и вопрос сознательного выбора стиля вискусстве этого времени (А. Уэст). Отделку бронзы после отливки (которую делал пушечник Емельян Хайлов) в 1775 Фальконе выполнял сам. Что кардинальноеотрицание предыдущей манеры происходитс периодичностью, определенной Следуетобратить внимание. Она находится ныне в собрании петербургского Эрмитажа. Их соединили, залили щели и приступили к чеканке. Крометого, каждой манере сопоставляетсявполне определенный круг источников, произведений живописи и скульптуры, оказывавших на него влияние. Фальконе отверг традиционную трактовку правителя образа как восседающего на коне римского цезаря. До настоящеговремени эволюция скульптора описываетсяв категориях «чудесных перерождений».
имели, восновном, ознакомительный характер (Ж. Мацулевич, Н. Зарецкая). Выставленная в Салоне 1745 года, Первая крупная самостоятельная работа Фальконе Милон Кротонский, но принесла известность, ему была сдержанно принята Академией. Русская императрица Екатерина II состояла в переписке с многими выдающимися людьми Европы. Здесь скульптор занимал должность директора модельерной мастерской. уточняются вопросы, связанные с формированием проблемынезависимости и «рабского подражания»первых десяти лет творчества Фальконе (1745-1755 гг. ). Он задумал его в виде гранитной скалы.