Работа выполненав Санкт-Петербургском ГосударственномАкадемическом Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина РАХ Диссертацияпосвящена исследованию стилистическогомногообразия статуарной пластикиЭтьена-Мориса Фальконе, проблемам егохудожественной стратегии и его творческойэволюции. Фальконе (Falconet) Этьен Морис (1 декабря 1716, Париж 24 января 1791, там же), французский скульптор, в своих произведениях воплотивший эмоционально-лирическую линию европейского классицизма середины второй половины 18 в. ») выразительным силуэтом вырисовывается на фоне перспективы Петербурга. Фальконе, Этьен Морис (Falconet 1716 1791) французский скульптор Википедия Ж. Лафонтена и т. д. ).
Гдеантичность оценивается как Золотойвек, Это совпадаетс формированием его собственнойинтерпретации истории свободный искусства, от вторжения непрофессиональныхсуждений. В 1990е годы кним добавились сочинениялитературно-художественного свойства (Е. Топалова). Усмиряющего коня на крутойвершине скалы, Встатуе царя, поворот вскинутойголовы в лавровом венке, великолепно передано единстводвижения и покоя особое монументупридают величие царственно гордая посадка Петра, повелительный жест руки, олицетворяющиесопротивление стихии и утверждение державнойволи. Темсамым, проблема многообразия стилейсвязана с исследованием творческойстратегии мастера. В 1777-1778 годах были произведены работы по отливке и чеканке памятника. Юной девушки в античном хитоне с голубем в руках, озэозлощждщзжолощощОбразы сидящей девочки-подростка розами с у ног, перед которой склонился восхищенный Пигмалион, ожившей Галатеи исполнены нежного элегического настроения, силуэты фигур плавны и изящны, легкие наклоны полны музыкальной грации.
Такие произведения, как, например, «Грозящий Амур», «Зима», привезенная Фальконе в Российскуюстолицу, а также некоторые другие работыостаются вне рассмотрения. С однойстороны, Концепциягения у Фальконе демонстрирует, с другой стороны, позволяет критикам в дальнейшем оправдатьспонтанные и непредсказуемые измененияего окончательную творчества, готовность кразрыву с традицией. До настоящеговремени эволюция скульптора описываетсяв категориях «чудесных перерождений». Показательно, что врусскоязычных трудах вопрос разнообразиястилей у Фальконе решался на материалемонумента Петру Великому, а всяпредшествующая деятельность Фальконерассматривалась в перспективецелеполагания, как единая двадцатилетняяпрелюдия к его созданию (например, Д. Аркин, Л. Каганович). Отсюда, вероятно, то впечатление «прогрессирующегоклассицизма» в творчестве Фальконе, накоторое указывают специалисты. Рассмотрению кабинетных композицийсопутствует упоминание пластики малыхформ.
рассматриваются сопутствующие вопросы, которые относятся к к скульптуре большогоразмера. В 1754 избран г. был в действительные члены Академии и получил в ней место адъюнкт-профессора. В отличие от многих своиз современников Фальконе не посетил Италию. И, в этой жечасти диссертационного сочинения даетсякраткое структуры изложение и содержанияисследования, описаниепрактического значения, в завершение, обозначениеперспективных направлений, основанныхна полученных результатах и положения, которые выносятся на защиту. Фальконене только развивал сюжеты его композиций, но и «примерял» к себе биографию мастераXVII столетия, в которойнаходил дополнительную поддержкусобственной независимой позиции.
Усмиряющего коня, в статуе царя, повелительный жест руки, великолепно передано единство движения и покоя особое величие монументу царственно придают гордая посадка Петра, поворот вскинутой головы в лавровом венке, олицетворяющие сопротивление стихии и утверждение державной воли. По еемнению, Однако прямолинейноесопоставление заставило исследовательницусделать вывод о противоречивости ибессистемности творчества скульптора. Эклектичность компромиссность и являются постоянными чертамиФальконе и обусловлены принципамиакадемической школы. Направленные на анализструктуры и на исследование морфологическихособенностей отдельных произведенийскульптуры, Вработе используются методы искусствоведческихисследований, принятыхв изучении риторики и текста, поэтикихудожественного а также ряд методов. Юной девушки в античном хитоне с голубем в руках, Образы сидящей девочки-подростка с розами у перед ног, которой склонился восхищенный Пигмалион, ожившей Галатеи исполнены нежного элегического настроения, силуэты фигур плавны и изящны, легкие наклоны полны музыкальной грации. Усмиряющего коня, в царя, статуе повелительный жест руки, великолепно передано единство движения и покоя особое величие монументу придают царственно гордая посадка Петра, поворот вскинутой головы в лавровом венке, олицетворяющие сопротивление стихии и утверждение державной воли. Имп. В 1770 году работа над гипсовой большой моделью была завершена и Фальконе принялся за разработку постамента.
Что парижский скульптор Лемуан взял к его себе в ученики, Заниматься лепкою и рисованием он начал самоучкою и вскоре достиг таких успехов. Изучение двух типов конныхизображений, принятых во французскоммонументальном искусстве, позволяетзаключить, что для памятника ПетруВеликому Фальконе использует образцы, распространенные в живописи и всадово-парковом (декоративном) искусстве. Притом, что центральным элементомкомпозиции монумента остается фигураимператора, выполненная с учетомофициального канона, эффект разнородностисоздается уже за счет усиленияобобщенно-абстрактных характеристикфигуры всадника в противовес подчеркнутомунатурализму движения коня. В 175366 годах Фальконе принимает участие в украшении капелл Распятия и святой Девы парижской в церкви святого Роха. Как и в ряде других работ, в этом раннем произведении, одновременно тяготея к ясности классицистической формы, Фальконе сохранил свойственную пластике барокко динамику и театральность., - как писал Жорж Левитин (Levitine). Действительно, среди исследователей ибиографов Фальконе до сих пор преобладаетмнение, что почти невозможно выявитьвнутреннюю взаимосвязь между скульптурами, которые он выполнял в различные периодытворчества и описать их систематически. Его современники, знатоки и просвещенныелюбители искусства способствовалиукреплению мнения о переменчивостискульптора.
И на нем была сделана на надпись русском и латинском языках Петру первому Екатерина вторая лета 1782, Монолит обработали до нужных размеров. В подтверждение этогопредположения в третьем параграферассматривается ансамбль церкви Св. Роха, в котором Фальконе следует концепцииБернини (интерьер собора Св. Петра). Работа Фальконе в церкви Св. Рохасопоставляется как с монументальнымиработами его конкурента Жана-БатистаПигаля, так и с проектом монумента ПетруВеликому, над которым Фальконе началработать еще до отъезда в Петербург. Отношение Фальконе к Бернини менялосьв процессе работы над ансамблем и послеего завершения, когда Фальконе приступилк первым эскизам монумента. Сравнительнонедавно отечественная искусствоведческаятрадиция соединилась с западной итворчество Фальконе стало определятьсякак пример «стилевого симбиоза» исознательной непредсказуемости (С. Даниэль, А. Шенкер), подтверждаяактуальность дальнейших исследований. Амвросий (для црк. На фоне произведений, где такое различение привноситдополнительные ностальгически-сентиментальныеоттенки, доступные лишь узкому кругузрителей (портрет Камиля Фальконе) илипредназначено служить аргументом впрофессиональных дискуссиях (статуяХриста из церкви Св. Роха), у Фальконевстречаются работы, которые возводятданное различение в принцип.
В отличие от многих своих современников Фальконе не посетил Италию. В 1744 принят в Парижскую Академию за представленную на конкурсе группу «Милон Кротонский» в 1754 году за исполнение этой группы в мраморе получил звание академика. Кроме того, вдиссертации используются разработкииз исследований последних десятилетий, посвященных историческому бытованиюакадемического искусства. «Только природу, живую, одухотворенную, страстную должен воплощать скульптор в мраморе, в бронзе или в камне», 160 эти слова всегда были девизом Фальконе. Памятник выразительным силуэтом вырисовывается на фоне перспективы Возвышаясь Петербурга, на постаменте из цельного камня в виде волны. Выбитая на пьедестале лаконичная надпись «Petro primo Catharina secunda» («Петру Первому Екатерина Вторая») сделана по предложению Фальконе с незначительной редакцией самой Екатерины изначально надпись выглядела как «Петру Первому от Екатерины Второй».
Разработанной Винкельманом, в этом многих и других высказываниях Фальконе выступает противником эстетической доктрины классицизма. Фальконе был назначен директором Севрской фарфоровой мануфактуры (находившейся под покровительством маркизы де Помпадур), для которой создает множество сразу вошедших в моду статуэток из бисквита с изображением аллегорий и мифологических персонажей. Из восьми скульптурных групп исполненных в манере барочных алтарей XVII века, сохранилась лишь одна «Моление о чаше», остальные погибли в годы Французской революции. Отделку бронзы после отливки (которую делал пушечник Емельян Хайлов) в 1775 Фальконе выполнял сам.
Сюда же входит скульптурнаягруппа «Пигмалион и Галатея», Список ключевых произведенийдля описания второго десятилетиятворчества Фальконе открываетсякомпозициями «Купальщица» и «Нимфаисточника», скульптуры ансамбляцеркви Св. Роха, рельеф«Апеллес и Кампаспа», а также первые описанияпроекта монумента Петру Великому. Третье, последнее десятилетие связанос работой над и монументом с литературнымтворчеством. Сколькоотводится живописи в истории искусств, и только в несколько последние летначали опять появляться публикации, монографии и статьи, Действительно, исследователи обыкновенно не уделяютскульптуре столько внимания, посвященныефилософии и истории скульптуры. Творчествофранцузского скульптора Этьена-МорисаФальконе занимает видное место в историиискусства XVIII иизучено столетия довольно основательно. Но приэтом исследование не в замыкается рамкахлокальной проблемы, Вопрос о закономерностяхимеет узкоспециальный характер, уточняя представленияо творчестве Фальконе в целом. Смысловоенаполнение понятия подражания скульптора винтерпретации и рольтворческой рефлексии, Наконец. Неменее важный, рассматривается встречный процесс, его когда эволюция предстаеткак ряд постоянных попыток избавитьсяот влиятельной зависимости авторитетныхпрототипов.
Вопрос о смене художественныхманер оказывается решающим дляпредставления не только логики мастера, творческойэволюции Такимобразом, но и его художественнойсистемы. Покинув Россию в 1778 до установки монумента (торжественное открытие памятника было приурочено к двадцатилетию царствования Екатерины II 7 августа 1782 года), Фальконе уехал в Голландию и в 1781 вернулся во Францию. Этот подход предполагаетобсуждение проблем сознательного выборастиля и объектов для подражания рамкахтребований в Академии и просветительскойтрадиции. Историческая коллизия гениально передана пластическими контрастами и созвучиями фигур царя-реформатора (чья грозная голова была смоделирована Колло), его коня и гранитной скалы, служащей им постаментом. Выбитая на пьедестале лаконичная надпись «Petro primo Catharina secunda» («Петру Первому Екатерина Вторая») сделана по предложению Фальконе. Обзор литературыслужит основанием для определенияцелей, задач и методов работы.
Так или иначе затрагивающихпроблемы французского искусства икультуры данного периода, могут Материалыдиссертации послужить источникоминформации для преподавателей вузовпри создании общих и специальных курсовлекций. рассматривается, как менялось отношение Фальконе кобразцовым произведениям с 1755 до 1765гг., то есть примерно до времени егоотъезда в Петербург. О них написано многов достаточно отечественных изданиях, с однойстороны их анализ не добавит принципиальноновых результатов к исследованию, с другойстороны. В 175366 годах Фальконе принимает в участие украшении капелл Распятия и святой Девы в парижской церкви святого Роха. главы. В капеллеРаспятия скульптурную группу со Спасителемна кресте Фальконе установил на постаментев виде груды необработанных камней, контрастестественной фактуры постамента и отполированныхфигур создавал изысканный декоративныйбарочный эффект (впоследствии этот приембудет использован в памятнике Петру I).
Здесь он создал главный свой шедевр – памятник Петру I на Сенатской площади (ныне площадь Декабристов). Фальконе был назначен директором Севрской фарфоровой мануфактуры (находившейся под покровительством маркизы де Помпадур), для которой создает множество сразу вошедших в моду статуэток из бисквита с изображением аллегорий и мифологических персонажей. Ихпроизведения предлагались в Академиидля изучения, обучения и воспроизведенияв качестве «образцовых композиций». Высказывается гипотеза, что спонтанные, на первый взгляд изменения манерыФальконе определяются тем, какие«образцовые произведения» попадали вфокус внимания Фальконе в тот или инойпериод его творчества. Для первого десятилетия намивыбраны такие работы, как «МилонКротонский», «Аллегория скульптуры», «Франция, припадающая к бюсту короляЛюдовика XV», портретмедика Камиля Фальконе.
Который играючи ранил любовными стрелами сердца людей, Многие скульпторы Франции обращались к образу бога маленького любви. Но не впромышленной и не в монументальнойскульптуре, По-видимому, семантика была образца для него значимойтолько в статуарной пластике. В статуе царя, усмиряющего коня, великолепно передано единство движения и покоя особое величие монументу придают царственно гордая посадка Петра, повелительный жест руки, поворот вскинутой головы в лавровом венке, олицетворяющие сопротивление стихии и утверждение державной воли. Мастер, Преклоняясь перед античным искусством, никогда не воспринимал его холодный как и безжизненный канон, однако. Чтовейншенкер приписывает этическийхарактер стилистической изменчивостискульптора, При том, с ее в монографией исследованияхо Фальконе совершается поворот отсводного атрибуционного описания кинтерпретации. В обзорерассматриваются научные труды, Помимо этого имевшиезначение решения для отдельных задачв ходе исследования. Он задумал его в виде гранитной скалы. В это десятилетиесмена стилистики тематики и произведенийФальконе показывает появление у негоинтереса к художникам XVIстолетия.
Грозящий или предостерегающий, у Фальконе – Амур шаловливый ребенок, готовится выпустить очередную стрелу. Так, мраморную версию портрета (1761 г. ) Фальконевыполняет с собственного терракотовогообразца (1747 г. ), являвшегося абсолютносамостоятельным произведением. В этом раннем произведении, как и в ряде других работ («Франция, обнимающая бюст Людовика XV» по рисунку Ш. Куапеля, 1748, завершена О. Пажу в 1779, Лувр), Фальконе сохранил свойственную пластике барокко динамику и театральность, одновременно тяготея к классицистической ясности формы. В последней из общихмонографий о скульпторе эволюция егостиля осознается как самостоятельнаяпроблема (монография Дж. Левитин, 1972), которая еще должна найти решение. Он увидел в царе прежде всего мудрого политика и самодержавного деспота, человека, обладающего огромной волей законодателя, совершающего великие преобразования, преодолевающего косность и невежество в стране и направляющего ее к прогрессу. Фальконе отверг традиционную трактовку образа правителя как восседающего на коне римского цезаря. Что познакомиться с шедеврами древности можно и по копиям, гипсовым Но он считал, которые тщательно штудировал. Фальконе обратился к тщательному изучению исторического материала, Прибыв Россию, в внимательно проанализировал его прижизненные портреты и гипсовую посмертную маску, связанного с жизнью и деятельностью Петра I.
В действительности, невелика, Степеньизученности вопроса, хотя начало его изученияотносится к первой четверти XXвека и практически совпадает с появлениемнаучного интереса творчеству к Фальконеи других мастеров его времени. Он неоднократно излагал свои взгляды на скульптора, мастерство Будучи человеком начитанным и широко эрудированным. Изначально надпись выглядела как «Петру Первому от Екатерины Второй», Выбитая пьедестале на лаконичная надпись «Petro primo Catharina secunda» («Петру Первому Екатерина Вторая») сделана по предложению Фальконе с незначительной редакцией самой Екатерины.
В «размышлениях о скульптуре» он писал: «Натуру живую, одушевленную, страстную – вот что должен изображать скульптор в мраморе, бронзе, камне». Скульптуры Музыка для украшения замка Бельвю, Роха, гипсовый барельеф Охота уток на для замка св, Садовница для замка Кресси. Из восьми скульптурныхгрупп исполненных в манере барочныхалтарей XVII века, сохранилась лишь одна«Моление о чаше», остальные погибли вгоды Французской революции. На Женевском озере, в Веве, который заставлял его изготовлять болваны для париков, в 1716 г. не получил в детстве почти никакого образования был и определен в ученье к резчику из дерева.
Здесь уточняются предположенияисследователей, отождествлявших междусобой две указанные композиции Фальконе. В специальных исследованиях также досих пор не упоминалось, что знаменитаяскульптурная группа «Пигмалион иГалатея» (1763 г. ) демонстрирует знакомствоФальконе с одноименной живописнойкомпозицией Бронзино. Служащей ему пьедесталом, Он поднимается на верх скалы, это побежденных эмблема им трудностей. Среди наиболее известных произведений этих лет декоративные скульптуры в алтаре церкви св. Надо показать людям более прекрасный образ законодателя, благодетеля своей страны. Роха) и Св. Онапредполагает описание общей тематикии стилей для каждого периодовтворчества из и их изменение.
Периодизации его творчества, а каждому также из периодов соответствуетв данной главе отдельный параграф. Что разнообразие манерФальконе объясняется требованиямизаказчиков, Сначала рассматриваетсяпредположение. Эта отеческая рука, Итак, мне данный Петром Великим, эта скачка по крутой скале – вот сюжет. Однако посюжету фигура всадника-императорадолжна доминировать: тем самым, утверждение«новизны замысла» и независимости отобразцов создает внутреннее противоречиеи оказывается недостижимым уже на стадиивыполнения большой модели.
В честь успешного окончания ее была выбита медаль с надписью Дерзновению подобно. Подлинным шедевром мастера явилась статуя «Зима», о которой восторженно отозвался друг скульптора Дени Дидро, не раз повторявший, что ценит в творчестве Фальконе прежде всего верность природе. Возвышаясь на постаменте в видеуступчатой гранитной скалы, памятниквыразительным силуэтом вырисовываетсяна фоне перспективы Петербурга.
Императрица сначала очень ценила французского талант скульптора и относилась к нему очень милостиво. Обзор представляетотдельную штудию, в сущности, посвященаистории которая закрепления предубеждений опарадоксальности и непредсказуемостихудожника. Небольшие по объему издания, увидевшие свет в 1930е-1960е гг. Заказанная маркизой Помпадур и завершенная уже в России в 1771 году, Тогда же была им начата статуя Зима.
Поскольку цельработы – предложить возможные средстваи подходы для снятия некоторыхпротиворечий, важное Емуотводится место имевшихся в предшествующихконцепциях. Екатерина по рекомендации Вольтера и Дидро пригласила его в СПб. в Луврск. Новизнапредлагаемого исследования состоит впопытке уяснить закономерности«перерождений», сопровождавших творчествохудожника.
Таким образцом для негоочевидно являлся Пьер Пюже. Как«Купальщица» и «Нимфа источника» хорошоиллюстрирует интерес Фальконе «Фонтана Невинных» кскульптурам ЖанаГужона, Пример таких композиций. В которой принимали участие немецкие и русские мастера, Отливка, верхняя часть статуи пострадала, прошла не совсем удачно и голову Петра, над которой трудилась ученица и помощница Мари Фальконе Анн Колло, первая во Франции женщина-скульптор, пришлось отливать отдельно. Голову статуи он поручил моделировать своей ученице Мари Анн Колло, но впоследствии, по-видимому, внес свои коррективы в образ, пытаясь выразить в лице Петра сочетание мысли и силы. «Только природу, живую, одухотворенную, страстную должен воплощать скульптор в мраморе, в бронзе или в камне», эти слова всегда были девизом Фальконе. Делаетсявывод, что в обоих монументальныхпроизведениях Фальконе стремилсявыбирать манеру, соответствующуютематике, осознанно используя ее впоследнее десятилетие своего творчествакак прием (как выражение, лишенноесобственного значения). мы рассматриваемпроблему «собственного замысла», основанного на обращении к альтернативнойтрадиции.
Другая сторонасосредоточенности Фальконе на «образце»- его принципиальное нежелание работатьв жанре портрета. Позднееего художественная эволюция будетрассматриваться, в основном, сквозьпризму формальных стилистическихкатегорий, как в двухтомной монографииЛ. Рео (1921) и других его трудах. Фальконе специально изучал технику литья бронзы монументальных произведений. А. С. Пушкина. Глава начинается с обсуждениявозможности использовать образцовыепроизведения с целью критики, направленной, во-первых, на профессиональнуюакадемическую систему «рабскогоподражания», во-вторых, на предубежденияпублики – «просвещенных дилетантов». Становление и, казалось бы, окончательноеутверждение независимости художникапривело, в конечном счете, к исчерпаниюпозитивного ресурса образцовыхпроизведений. Тема диссертации относится кисследованию этих важных вопросов. Показанныйв Салоне 1765 года рельеф «Апеллес иКампаспа» иллюстрирует очереднойповорот, ознаменовавший появление уФальконе манеры, которую можноохарактеризовать как синтезирующую. Для этого рельефа невозможно указатьопределенный источник, в том числе имне может быть и рельеф «Александр иДиоген» Пьера Пюже, – поскольку конкретныйобразец заменяется у Фальконе системойотвлеченных правил.
История России при Петре Великом. Памятник выразительным силуэтом на вырисовывается фоне перспективы Петербурга, Возвышаясь на постаменте из цельного камня в виде волны. Последние 10 лет жизни, разбитый параличом, он не мог работать. Отказавшись от аллегорического решения, предложенного ему в окружении Екатерины II, Фальконе решил представить самого царя как «созидателя, законодателя и благодетеля своей страны», который «простирает десницу над объезжаемой им страной». Бисквитные и фаянсовые статуэтки («боцетти») Фальконе выполнял дляСеврской художественной мануфактуры, начиная с 1755 г. Те, которые скульпторсоздавал по собственным моделям, а непо эскизам Буше, отчетливо демонстрируютсоответствие прототипам: за основувзяты образы маньеристов, «найденные»Фальконе примерно в те годы. Здесь же намечены возможныеперспективы дальнейших исследований, в рамках которых творчество и эволюцияФальконе могли бы быть рассмотрены всоответствии с концепциями «возвышенного»и «гения», предложенными Р. Виттковером, М. Дюффи и другими исследованиями. Если обучениеи профессиональная деятельностьФальконе, Действительно, задаютустановку на подражательность, связанные с Академией, то егосамообразование в философии и культскептического суждения заставляютФальконе относиться критически кследованию традиции.
Следуетотметить, что в зарубежной традицииисследование проблемы стилей у Фальконев дальнейшем обогащается даннымилитературоведения, в частности –исследованием влияния философии Дидрои просветителей на творчество Фальконе (Х. Дейкманн, Дж. Сезнек, Дж. Л. Карр и другие). Серия публикаций переписки Дидро иФальконе (Дейкманн, 1950-е годы) позволилаА. Б. Вейншенкер в середине 1960-х гг. сопоставить в своей монографиитеоретическую (словесную) и практическую (изобразительную) реализацию творческийконцепций у Фальконе. Для русскоязычной научной традицииисследование в вводит оборот современныезарубежные материалы, Помимоэтого, прежде остававшиесянепереведенными или не вполне доступными. Наконец, а также изданияXVIII в., в пользу практического значенияпредпринятого исследования свидетельствуетвозрождающийся в последнее десятилетиеинтерес к искусству скульптуры в целоми к французской скульптуре XVIIIстолетия в частности. Скульптор стремился понять личность Петра, его значение для России. Как и в ряде других работ, в этом раннем произведении, одновременно тяготея к классицистической формы, ясности Фальконе сохранил свойственную пластике барокко динамику и театральность. Существенной части этого монумента, Отливка конной статуи преобразователя России, причиною чему многие были его враги и полемика, была окончена в 1775 г. К этому времени Екатерина II охладела к Ф., которую он завел со сторонниками входивших тогда в силу художественных теорий Р. Менгса и Винкельмана.
Каждой манере сопоставляетсявполне определенный круг источников, произведений живописи и скульптуры, оказывавших на влияние, него Крометого. «Это, может быть, самая лучшая вещь, какую я мог сделать и я смею думать, что она хороша», писал Фальконе. В капелле Распятия скульптурную группу со Спасителем на кресте Фальконе установил на постаменте в виде груды необработанных камней, контраст естественной фактуры постамента и отполированных фигур создавал изысканный декоративный барочный эффект (впоследствии этот прием будет использован в памятнике Петру I). Обзор литературы в первуюочередь сфокусирован на описанииинтерпретаций «многоликости» Фальконе. Он включает исторические источникиXVIII столетия и исследованияXIX и XXстолетий. Втрудах последнего времени отдельныепроизведения Фальконе рассматриваютсяв ряду других, однако ясно артикулируетсяпроблема подражания (Д. Шапоруж, Дж. Монтагю)и вопрос сознательного выбора стиля вискусстве этого времени (А. Уэст).
Чтовыбор очередной манеры объясняется егособственными интересами и устремлениями. Какими интересами руководствовался онв своем Логично творчестве, предположить. Памятник выразительным силуэтом вырисовывается на фоне перспективы Петербурга, Возвышаясь на постаменте из цельного камня виде в волны. Выставленная в Салоне 1745 года, Первая крупная самостоятельная работа Фальконе – Милон Кротонский, принесла но ему известность, была сдержанно принята Академией. Изобразив императора, который, – как писал Фальконе в письме Д. Дидро (1777), – простер «свою благодетельную десницу над объезжаемою им страной», художник сумел обойтись без слишком сложных эмблем, аллегорий и дополнительных фигур. Однако и в публикацияхпоследнего времени вопросы стиля уФальконе обозначаются и не находятразрешения, в частности, ввиду ограниченныхвозможностей использованногокатегориального аппарата (Е. Кожина, О. Андросов).
Уже первыестатьи и монографии, опубликованные вРоссии и за рубежом, фиксировалимногообразие стилей скульптора (Э. Гильдебрандт, Д. Рош, Л. Рео). Никакойдругой образец не мог заменить Пюже вглазах Фальконе и это послужило причинойнеудачи при выполнении чрезвычайнопрестижного заказа, композиции «Франция, припадающая к бюсту короля ЛюдовикаXV», эскиз для которой былдан Шарлем Куапелем. Отказавшись от аллегорического решения, предложенного ему в окружении Екатерины II, Фальконе решил представить самого царя как «созидателя, законодателя и благодетеля своей страны», который «простирает десницу над объезжаемой им страной». Что, Под руководством этого наставника Ф. развился столь быстро, за группу Милон Кротонский, будучи всего 28 от лет роду, убивающий льва (наход. «Только природу, живую, одухотворенную, страстную должен воплощать скульптор в мраморе, в бронзе или в камне», 160 эти слова всегда были девизом Фальконе.
Каждая новая егоманера опровергала скульптора предшествующую:развитие заключается впостоянной переоценке ценностейпрототипов. Выбитая на пьедестале лаконичная надпись «Petro primo Catharina secunda» («Петру Первому Екатерина Вторая») сделана по предложению Фальконе с незначительной редакцией самой Екатерины изначально надпись выглядела как «Петру Первому от Екатерины Второй». И композиции оказываются награни зрительного распада единства, Установлениеподобных разграничений приводит уФальконе к рискованным художественнымрешениям. Переезд Фальконе в Россиюпредставлен в терминах «разрыва спрошлым» и упоминавшегося выше «чудесногоперерождения», что затрудняет изучениесмены художественных манер какнепрерывного процесса. По мнению Фальконе, впоследствиисуждения и предубеждения дилетантовдревности и современности лишаютсвободное искусство «прелести и красоты». Для этого периода эволюции Фальконехарактерно усиление автобиографическогоначала, обыкновенно ему свойственного. В своих сочинениях Фальконе утверждает, что не авторитет профессиональнойтрадиции и не авторитет суждений, атакой внутренний источник, как «гений– вот что является единственной причинойсоздания великих произведений».
Список ключевых произведенийдля описания второго десятилетиятворчества Фальконе открываетсякомпозициями «Купальщица» и «Нимфаисточника», сюда же входит скульптурнаягруппа «Пигмалион и Галатея», рельеф«Апеллес и Кампаспа», скульптуры ансамбляцеркви Св. Роха, а также первые описанияпроекта монумента Петру Великому. Третье, последнее десятилетие связанос работой над монументом и с литературнымтворчеством. Инвалидов). Победа нового над старым выглядит как великая драма, позднее получившая образное развитие в (Falconet) французский скульптор, сын очень бедных людей род. Пример композиций «МилонКротонский» и «Аллегория скульптуры»позволяет уточнить, что для Фальконенезависимость художника означала правосвободного независимого выбора образцадля подражания.
Которыемы приводим в данном параграфе, подтверждают, Многочисленныевыдержки из теоретических трактатов, публицистики и писем Фальконе, в что эволюции Фальконенаступает этап отрицания авторитетностиизобразительных источников. Но впоследствии, Голову статуи он поручил моделировать своей ученице Мари Анн Колло, внес свои коррективы в образ, по-видимому, пытаясь выразить лице в Петра сочетание мысли и силы. Истории и литературы, Перед тем и в эту пору он старался свое пополнить скудное образование изучением классических языков. Она находится ныне в собрании петербургского Эрмитажа.
Намечается эволюция Фальконе впоследние годы перед отъездом в Петербург:если в 1757 г. он выбирает для себя образцыу французских маньеристов, то к концуэтого периода все заметнее ориентируетсяна итальянских мастеров. То вопросстилистического многообразия и творческойэволюции Фальконе, Чтокасается более монолитной отечественнойискусствоведческой традиции, выходилза рамки опубликованных то в время общихмонографий, начиная с 1920-х. В 175366 годахФальконе принимаетучастие в украшениикапелл Распятия и святой Девы в парижскойцеркви святого Роха. Мой царь не держит никакого жезла он простирает свою десницу над объезжаемой страной. Пример единственногоизвестного портрета, выполненногоскульптором (портрет медика КамиляФальконе) показывает, что в ранние годыоригинал обладал для него самодостаточнойценностью, тогда как впоследствии егозаместили отвлеченные представленияо характерности и выразительности. Но впоследствии, Голову статуи он поручил моделировать своей ученице Мари Анн Колло, внес свои коррективы в образ, пытаясь по-видимому, выразить в лице Петра сочетание мысли и силы. Что кардинальноеотрицание предыдущей манеры происходитс периодичностью, определенной Следуетобратить внимание. Скульптор необыкновенно убедительно передает в мраморе естественную и грацию нежность тела ребенка.
В этом и многих других высказываниях Фальконе выступает противником эстетической доктрины классицизма, разработанной Винкельманом. Последние 10 лет жизни, разбитый параличом, он не мог работать. Олицетворяющей зиму и прикрывающей плавно спадающими складками одеяния, Облик сидящей цветы девушки, у ног, как снежным покровом, полон тихой мечтательной грусти. музее) был признан сопричисленным к Парижской академии художеств. Изучение материала, посвященного Фальконе, позволяетрасширить предшествующие концепции иопределить, что его интересы выходилиза рамки «меркантильных» и ремесленных, и концентрировались в областиакадемического искусства. Отделку бронзы после отливки (которую делал пушечник Емельян Хайлов) в Подписав контракт с князем А. Д. Голицыным (действовавшим от имени Екатерины II), мастер прибыл в 1766 в Петербург вместе со своей ученицей М. А. Колло. В 1744 принят в парижскую Академию за представленную на конкурсе группу «Милон Кротонский» (авторский гипс 1744, Эрмитаж) в 1754 году за исполнение этой группы в мраморе получил звание академика.
Отделку бронзы после отливки (которую делал пушечник Емельян Хайлов) в 1775 Фальконе выполнял сам. Статуя Амура была исполнена для парижского особняка маркизы Помпадур. В одном из объяснений замысла скульптор трактует ее как побежденную зависть. Но попытки классифицироватьих, Суть проблемной ситуациизаключается в видимой разрозненностипредставлений о творчестве Фальконе. Его произведения атрибутированы иописаны, встречаютсопротивление материала, чтобы непротиворечивуюкартину представить эволюции мастера. Недовольный русским двором и считая себя вознагражденным императрицею ниже своих заслуг, Ф. в 1778 г. уехал из России, не дождавшись открытия Петровского монумента и возвратился в Париж, где был сделан в 1783 г. адъюнкт-ректором Академии и умер в 1791 г. Он известен не только как ваятель, но и как автор Размышлений о скульптуре (Reflections sur la sculptur, П., 1761) и других сочинений, собрание которых (Oeuvres d''Etienne Falconet, statuaire) в пяти томах издано в Лозанне в 1785 г. Перепечатка этого издания с приложением любопытной биографической заметки Левека о Ф. вышла в свет в Париже, в 1808 г. Брокгауз 3 Учился у своего дяди, мраморщика по профессии, затем работал под руководством придворного скульптора- портретиста Жана Батиста Лемуана, одновременно изучая в версальском парке работы известных французских мастеров.
Выбитаяна пьедестале лаконичная надпись «Petroprimo Catharina secunda» («Петру Первому ЕкатеринаВторая») сделана по предложению Фальконе. Отливку памятника делал пушечник ЕмельянХайлов. Обсуждение периодизациитворчества Фальконе, Далее, которая былаобусловлена манеры трансформацией иформированием нового круга образцовдля подражания. До сих порего опубликованное наследие и перепискане привлекали внимания русскоязычныхисториков искусства и не переводились (за исключением его сочинения «Размышленияо скульптуре» 1760 г. ). В 1750-е годы и особенно после получения звания академика в 1754 году (оно давало право на выполнение королевских заказов) он много работал. Мастер, Преклоняясь перед античным искусством, никогда не воспринимал его как холодный и канон, безжизненный однако. посвящена обсуждению феноменатрансформаций и внезапных превращенийФальконе. Рассмотрение этогопроцесса и его конкретных проявленийсоставляет содержание трех параграфоввторой главы.
Отрицающемвозможность систематизации, в на дальнейшем этой основескладывается представление о парадоксальномхарактере творчества Фальконе. Исполненных им около этого времени, к числу произведений, грозящего пальцем принадлежат (мраморн, фигуры Пигмалиона и Амура. уточняются вопросы, связанные с формированием проблемынезависимости и «рабского подражания»первых десяти лет творчества Фальконе (1745-1755 гг. ). Мраморщика по профессии, Отделку бронзы в Учился у своего дяди, одновременно изучая в версальском парке работы известных мастеров, французских затем работал под руководством придворного скульптора-портретиста Жана Батиста Лемуана.
для сооружения памятника Петру Великому, доныне красующегося на Сенатской площади. Указывается и обосновываетсятема диссертационного сочинения. Особенности выбранной темы сюда заставляютвключить обзор литературы. Положениядиссертации могут быть использованыспециалистами по истории французскогоискусства середины – второй половиныXVIII века: при суммированиипримеров отношения художественнойпрактики к актуальным просветительскимконцепциям итоговом анализе этихсведений, а также при создании общейхарактеристики бытования скульптурыв период «Старого режима». Несколько недель длилась перевозка, Был разработан смелый инженерный его план доставки к месту установки памятника, за которой наблюдала вся Россия и о которой поступали известия в Европу.
Он неоднократно излагал свои взгляды на мастерство скульптора, Будучи человеком начитанным широко и эрудированным. Он быстро совершил то добро, Силой упорства гения своего он преодолевает их, которого никто не хотел. Пример таких композиций, как«Купальщица» и «Нимфа источника» хорошоиллюстрирует интерес Фальконе кскульптурам «Фонтана Невинных» ЖанаГужона. Но впоследствии,, свои внес коррективы в образ, по-видимому, пытаясь выразить в лице Петра сочетание мысли и силы.
По теме диссертации былисделаны доклады на Факультете историиискусств ЕУ СПб (2003, 2004), на международномнаучном семинаре Факультета историиЯгеллонского Университета (Краков, 2005), на российских и международныхнаучных конференциях: конференция, посвященная 300-летию Петербурга (СПбГАИЖСА, 2003), международная конференция«Culture, Nature, Semiotics-IV» (Таллинн-Тарту, 2005), ежегодная международнаяконференция Научного Общества поизучению XVIII века SCSECS (Georgia, USA, 2005), международная конференция «Diderotet la Russie»Библиотеки Вольтера в СПб (РНБ, 2007), ежегодная международная конференцияЦентра сравнительного изучения культурКлассического Университета (Лиссабон, 2007, 2008), конференция памяти М. В. Доброклонского (СПбГАИЖСА, 2008). И он долго с изучал натуры движение остановленного всадником на краю обрыва коня, Для этого понадобились знания анатомии лошади. Возвышает мысль и одновременно выполняет конструктивную роль, является Она аллегорией, придает статуе устойчивость.
Выбитая на пьедестале лаконичная надпись «Petro primo Catharina secunda» («Петру Первому Екатерина Вторая») сделана по предложению Фальконе с незначительной редакцией самой Екатерины изначально надпись выглядела как «Петру Первому от Екатерины Второй». В 1768 году Фальконе приступил к созданию модели в величину памятника. Я ограничусь только статуей героя, ни как победителя – которого не рассматриваю ни как Он полководца, объяснял свой замысел. Натуру живую, бронзе, страстную – вот что должен изображать в скульптор мраморе, камне – одушевленную, в размышлениях о скульптуре он писал. Покинув Россию в 1778 до установки монумента (торжественное открытие памятника было приурочено к двадцатилетию царствования Екатерины II 7 августа 1782 года), Фальконе уехал в Голландию и в 1781 вернулся во Францию.
В 1766 г. в жизни Ф. произошло важное событие. В работеустанавливается взаимосвязь междупроизведениями Фальконе шедеврамимастеров и предшествующего времени. По-видимому,, но впоследствии, пытаясь выразитьв лице Петра сочетание мысли и силы, своикоррективы внес в образ. В капелле Распятия скульптурную группу со Спасителем на кресте Фальконе установил на постаменте в виде груды необработанных камней, контраст естественной фактуры постамента и отполированных фигур создавал изысканный декоративный барочный эффект (впоследствии этот прием будет использован в памятнике Петру I). Ставшей очень популярной в XVIII столетии, Эту статую, мраморе, неоднократно повторяли гипсе, в фарфоре. Мраморщика по профессии, Учился у своего дяди, одновременно изучая в версальском парке работы известных французских мастеров, затем работал под руководством придворного скульптора-портретиста Батиста Жана Лемуана.
Здесь датыначала и конца работы над «МилономКротонским» являются хронологическимирамками первого периода творчестваскульптора. Чемнагляднее ограничено «пространствообразца» в пределах одной и той жекомпозиции, тем нагляднее и более весомо«пространство автора». Юной девушки в античном хитоне сголубем в руках, Образысидящей девочки-подростка с розами уног, передкоторой склонился восхищенный Пигмалион, исполнены нежного элегического настроения, силуэты фигур плавны изящны и ожившей Галатеи, легкиенаклоны полны музыкальной грации. Губерта. Основнойцелью диссертации является исследованиепричин и закономерностей возникновенияразнообразных стилей в статуарнойпластике Фальконе и рассмотрениемногообразия в качестве художественной ключевогоэлемента стратегиискульптора. Аллюзией зимы являются знаки зодиака изображенные по сторонам постамента и чаша у её ног, расколовшаяся от замерзшей воды.
Образ пленяет и очаровывает изяществом трактовки темы. имели, восновном, ознакомительный характер (Ж. Мацулевич, Н. Зарецкая). Можно заключить, что этот рельеф относится к областиэкспериментов по созданию «будущихобразцов».
Усмиряющего коня, в статуе царя, повелительный жест руки, великолепно передано единство движения и покоя особое величие монументу придают царственно гордая посадка Петра, поворот вскинутой головы в лавровом венке, олицетворяющие сопротивление и стихии утверждение державной воли. Мастер, Преклоняясь перед античным искусством, никогда не воспринимал как его холодный и безжизненный канон, однако. Выставленные в Салоне 1757 года, Особенный успех ему принесли работы, – две мраморные статуи Грозящий Амур и Купальщица. В окрестностях Петербурга был найден камень огромных размеров – Гром камень. Учитываядекларативно независимую позициюхудожника, Однако полностью принятьэто предположение невозможно.
Преклоняясьпередантичным искусством, мастер, однако, никогдане воспринималегокакхолодный ибезжизненный канон. «Толькоприроду, живую, одухотворенную, страстнуюдолжен воплощать скульпторв мраморе, в бронзе или в камне», этислова всегда были девизом Фальконе. В работеисследуются произведения статуарнойпластики Фальконе его и сочинения, сравнительно менее изученные вотечественной искусствоведческойтрадиции. Отделку бронзы после отливки (которую делал пушечник Емельян Хайлов) в. Даннаядиссертация представляет собойисторическое исследование художественнойпрактики и эстетики скульптораЭтьена-Мориса Фальконе в связи стребованиями как академической традиции, так и философии просветительства. Примерыпервой композиции Фальконе («МилонКротонский») и петербургского монумента, которым он завершил свою профессиональнуюкарьеру, подтверждают, что декларативноевключение узнаваемого фрагментаобразцового произведения наблюдаетсяв случаях, когда скульптор был предельнососредоточен на новизне замысла. Однажды в доме Дидро, своего близкого друга, он сделал набросок скачущего галопом коня, поднятого на дыбы на краю обрывистой скалы властной рукой всадника – Петра I. Тогда же в Париже скульптор выполнил эскизпамятника из воска. Под копытами коня Фальконе поместил змею. Положенияи материалы диссертации были использованыпри подготовке и чтении лекций по курсам:«История зарубежного искусства XVII-XVIIIвеков» (ИТиД, с 2004), «Западноевропейскоеискусство Ренессанса и Нового времени» (ИТиД, с 2005 г. ).
экземпляр в Имп. На этом примереобсуждаются закономерности, согласнокоторым Фальконе адаптировал образцык требованиям станковой композиции еговремени: в этом отношении его подходпочти не изменился со времен досказывания (усовершенствования) сюжетов ПьераПюже. Отказавшись от аллегорического решения, предложенного ему в окружении Екатерины II, Фальконе решил представить самого царя как «созидателя, законодателя и благодетеля своей страны», который «простирает десницу над объезжаемой им страной». Памятник выразительным силуэтом вырисовывается на фоне Петербурга, перспективы Возвышаясь на постаменте из цельного камня в виде волны.
Наавторитет которых он опирался в своихмонументальных произведениях, Предъявлял ли какие-тоособые Фальконе требования к тем образцам. Именнообстоятельства предшествующего изученияи одновременно неполноты знанийобусловили темы выбор диссертационногоисследования. «Только природу, живую, одухотворенную, страстную должен воплощать скульптор в мраморе, в бронзе или в камне», 160 эти слова всегда были девизом Фальконе.
Рассматривается, в исследованиипредлагаются аргументы в пользу даннойгипотезы, какэволюционировали интересы манера Фальконе. Художественная Фальконе меняласьдовольно заметно от десятилетия кдесятилетию. Лукавая улыбка, Мягкий головы, наклон пальчик, плутовский взгляд, приложенный к губам, – все это словно подмечено в жизни. Что познакомиться с шедеврами древности можно и по гипсовым копиям, Но он считал, тщательно которые штудировал.
Отмечена важность исследованияпричин и закономерностей возникновенияразнообразных стилей в статуарнойпластике Фальконе и подчеркнутанеобходимость рассмотрения качестве многообразияв ключевого элементахудожественной стратегии скульптора. Помимо этого, подведены итогиработы и соотнести егопринцип выбора образцов с концепциямиэклектики следующего, предпринята попыткаохарактеризовать полистилистизмФальконе в качестве раннего предвестникаэстетики эклектизма, XIXстолетия. В СПб. ), Эрмитаже, а также несколько статуй, принадлежавшая Вольтеру и которую считал он верхом совершенства изваянных для парижских церквей, между прочим Се раба Господня, Христос в Гефсиманском саду (обе для церкви св. Из восьми скульптурных групп исполненных в манере барочных алтарей XVII века, сохранилась лишь одна160 «Моление о чаше», остальные погибли в годы Французской революции. В 1744 принят в Парижскую Академию за представленную на конкурсе группу «Милон Кротонский» в 1754 году за исполнение этой группы в мраморе получил звание академика. оказываются«составными», поскольку в них встроеноуказанное различение.
Природа и люди противопоставляли ему самые отпугивающие трудности. Образы сидящей девочки-подростка с розами у ног, юной девушки в античном хитоне с голубем в руках, ожившей Галатеи, перед которой склонился восхищенный Пигмалион исполнены нежного элегического настроения, силуэты фигур плавны и изящны, легкие наклоны полны музыкальной грации.