Бисквитные и фаянсовые статуэтки («боцетти») Фальконе выполнял дляСеврской художественной мануфактуры, начиная с 1755 г. Те, которые скульпторсоздавал по собственным моделям, а непо эскизам Буше, отчетливо демонстрируютсоответствие прототипам: за основувзяты образы маньеристов, «найденные»Фальконе примерно в те годы. В одном из объяснений замысла скульптор трактует ее как побежденную зависть., - как писал Жорж Левитин (Levitine). Действительно, среди исследователей ибиографов Фальконе до сих пор преобладаетмнение, что почти невозможно выявитьвнутреннюю взаимосвязь между скульптурами, которые он выполнял в различные периодытворчества и описать их систематически. Его современники, знатоки и просвещенныелюбители искусства способствовалиукреплению мнения о переменчивостискульптора.
В своей научной работе «100 великих скульпторов» Сергей Анатольевич Мусский приводит слова Дидро, который сказал о Фальконе следующее: «Вот человек одарённый, обладающий всевозможными качествами, совместимыми и несовместимыми с гениальностьюhellip У него вдоволь тонкости, вкуса, ума, деликатности, благородства и изящества он груб и вежлив, приветлив и угрюм, нежен и жесток он обрабатывает глину и мрамор, читает и размышляет он нежен и колок, серьёзен и шутлив он философ, который ничему не верит и хорошо знает, почему». До сих порего опубликованное наследие и перепискане привлекали внимания русскоязычныхисториков искусства и не переводились (за исключением его сочинения «Размышленияо скульптуре» 1760 г. ). Как«Купальщица» и «Нимфа источника» интерес хорошоиллюстрирует Фальконе кскульптурам «Фонтана Невинных» ЖанаГужона, Пример таких композиций. Хитроватый взгляд, Мягкий наклон головы, пальчик, лукавая улыбка, приложенный к – губам, всё это тонко подмечено в жизни. Скульптор стремился понять личность Петра, его значение для России.
В которой принимали участие немецкие и русские мастера, Отливка, верхняя часть статуи пострадала, прошла не совсем удачно и голову Петра, над которой трудилась ученица и помощница Фальконе Анн Мари Колло, первая во Франции женщина-скульптор, пришлось отливать отдельно. Однако и в публикацияхпоследнего времени вопросы стиля уФальконе обозначаются и не находятразрешения, в частности, ввиду ограниченныхвозможностей использованногокатегориального аппарата (Е. Кожина, О. Андросов). И при Людовике XV жили лишь лица привилегированные, в достатке Франции во и во времена Людовика XIV. Отмечена важность исследованияпричин и закономерностей стилей возникновенияразнообразных в статуарнойпластике Фальконе и подчеркнутанеобходимость рассмотрения многообразияв качестве ключевого элементахудожественной стратегии скульптора. Помимо этого, подведены итогиработы и соотнести егопринцип выбора образцов с концепциямиэклектики следующего, предпринята попыткаохарактеризовать полистилистизмФальконе в качестве раннего предвестникаэстетики эклектизма, XIXстолетия. Действительно, исследователи обыкновенно не уделяютскульптуре столько внимания, сколькоотводится живописи в истории искусств, и только в последние несколько летначали опять появляться публикации, монографии и статьи, посвященныефилософии и истории скульптуры.
Он становится одним из ее тончайших ценителей и знатоков, Лишь понаслышке знавший о существовании античной культуры. У окна перед помостом сидел Фальконе и внимательно зарисовывал увиденное. В 1768 году Фальконе приступил к созданию модели в величину памятника. Считать соискателя выполнившим первое испытания условие – Но секретарь на сей раз выносит вполне приемлемое решение. Список ключевых произведенийдля описания второго десятилетиятворчества Фальконе открываетсякомпозициями «Купальщица» и «Нимфаисточника», сюда же входит скульптурнаягруппа «Пигмалион и Галатея», рельеф«Апеллес и Кампаспа», скульптуры ансамбляцеркви Св. Роха, а также первые описанияпроекта монумента Петру Великому. Третье, последнее десятилетие связанос работой над монументом и с литературнымтворчеством. Памятник Петру должен состоять из главным образом конной колоссального статуи размера – определяли. Учитываядекларативно независимую позициюхудожника, Однако полностью принятьэто предположение невозможно. В честь успешного окончания ее была выбита медаль с надписью Дерзновению подобно.
Рассмотрение этогопроцесса и его конкретных проявленийсоставляет содержание параграфоввторой трех главы. Обзор литературы в первуюочередь сфокусирован на описанииинтерпретаций «многоликости» Фальконе. Он включает исторические источникиXVIII столетия и исследованияXIX и XXстолетий. Он быстро совершил то добро, Силой упорства гения своего он преодолевает их, которого никто не хотел. Подготовка гипсовой модели памятника в натуральную величину заняла целых двенадцать лет, она была готова к 1778 году. Служащей ему пьедесталом, Он поднимается на верх это скалы, эмблема побежденных им трудностей.
Каждая новая егоманера опровергала предшествующую:развитие скульптора впостоянной заключается переоценке ценностейпрототипов. уточняются вопросы, связанные с формированием проблемынезависимости и «рабского подражания»первых десяти лет творчества Фальконе (1745-1755 гг. ). Ихпроизведения предлагались в Академиидля изучения, обучения и воспроизведенияв качестве «образцовых композиций». Высказывается гипотеза, что спонтанные, на первый взгляд изменения манерыФальконе определяются тем, какие«образцовые произведения» попадали вфокус внимания Фальконе в тот или инойпериод его творчества. Наполненную дыханием жизни, Силою своего Фальконе дарования превратил холодный мрамор в живую пластическую форму. Но впоследствии, Голову статуи он поручил моделировать своей ученице Мари Анн Колло, внес коррективы свои в образ, по-видимому, пытаясь выразить в лице Петра сочетание мысли и силы. Основнойцелью диссертации является исследованиепричин и возникновенияразнообразных закономерностей стилей в статуарнойпластике Фальконе и рассмотрениемногообразия в качестве ключевогоэлемента художественной стратегиискульптора.
Гдеантичность оценивается как Золотойвек, Это совпадаетс формированием его собственнойинтерпретации истории свободный искусства, от вторжения непрофессиональныхсуждений. И на нем была сделана надпись на русском и латинском языках Петру первому Екатерина вторая 1782, лета Монолит обработали до нужных размеров. Разработанной Винкельманом, в этом и многих других высказываниях выступает Фальконе противником эстетической доктрины классицизма.
Онапредполагает описание общей тематикии стилей для каждого из периодовтворчества и их изменение. Неменее важный, рассматривается встречный процесс, когда его эволюция предстаеткак ряд постоянных избавитьсяот попыток влиятельной зависимости авторитетныхпрототипов. Выбитая на пьедестале лаконичная надпись «Petro primo Catharina secunda» («Петру Первому Екатерина Вторая») сделана по предложению Фальконе. Юной девушки в античном хитоне с голубем в руках, Образы сидящей девочки-подростка с розами у ног, перед которой склонился восхищенный Пигмалион, ожившей Галатеи исполнены нежного элегического силуэты настроения, фигур плавны и изящны, легкие наклоны полны музыкальной грации. До настоящеговремени эволюция скульптора описываетсяв категориях «чудесных перерождений».
Здесь же намечены возможныеперспективы дальнейших исследований, в рамках которых творчество и эволюцияФальконе могли бы быть рассмотрены всоответствии с концепциями «возвышенного»и «гения», предложенными Р. Виттковером, М. Дюффи и другими исследованиями. Она находится ныне в собрании петербургского Эрмитажа. Направленные на анализструктуры и на исследование морфологическихособенностей отдельных произведенийскульптуры, Вработе используются методы принятыхв искусствоведческихисследований изучении риторики и поэтикихудожественного текста, а также ряд методов. Памятник выразительным силуэтом вырисовывается на фоне Петербурга, перспективы Возвышаясь на постаменте из цельного камня в виде волны.
Приглашённый в Россию для выполнения памятника Петру I Фальконе привёз с собой полюбившийся этот публике образ. На сей раз выбор темы предоставляется скульптору. Таким образцом для негоочевидно являлся Пьер Пюже. То есть примерно до егоотъезда времени в Петербург, рассматривается, как менялось отношение Фальконе кобразцовым произведениям с 1755 до 1765гг.
Он неоднократно излагал взгляды свои на мастерство скульптора, Будучи человеком начитанным и широко эрудированным. Тема диссертации относится кисследованию этих важных вопросов. В отличие от многих своиз современников Фальконе не посетил Италию. Я ограничусь только статуей героя, ни как – победителя которого не рассматриваю ни как полководца, Он объяснял свой замысел. Предложенными Р. Виттковером, М. Дюффи и другими исследованиями, Здесь же намечены дальнейших возможныеперспективы исследований, в рамках которых творчество и эволюцияФальконе могли бы быть рассмотрены всоответствии с концепциями «возвышенного»и «гения». Обзор представляетотдельную штудию, в сущности, которая посвященаистории закрепления предубеждений и опарадоксальности непредсказуемостихудожника.
Положенияи материалы диссертации были использованыпри подготовке и чтении лекций по курсам:«История зарубежного искусства XVII-XVIIIвеков» (ИТиД, с 2004), «Западноевропейскоеискусство Ренессанса и Нового времени» (ИТиД, с 2005 г. ). Как и на родине скульптора, шаловливый Амур и здесь обрёл массу поклонников, пожелавших иметь повторение этого лукавого проказника. в Луврском музее) был признан сопричисленным к Парижской академии художеств. Отец Этьена Мориса Фальконе был подмастерьем столяра, а мать дочерью сапожника. Скульптуры Музыка для украшения Бельвю, замка Роха, гипсовый барельеф Охота на уток для замка св, Садовница для замка Кресси. «Только природу, живую, одухотворенную, страстную должен воплощать скульптор в мраморе, в бронзе или в камне», 160 эти слова всегда были девизом Фальконе.
Для неё Фальконе сделал небольшую мраморную фигуру «Грозящего Амура». Покинув Россию в 1778 до установки монумента (торжественное открытие памятника было приурочено к двадцатилетию царствования Екатерины II 7 августа 1782 года), Фальконе уехал в Голландию и в 1781 вернулся во Францию. Вопрос о смене художественныхманер оказывается решающим дляпредставления не только логики творческойэволюции мастера, Такимобразом и но его художественнойсистемы. Историческая коллизия гениально передана пластическими контрастами и созвучиями фигур царя-реформатора (чья грозная голова была смоделирована Колло), его коня и гранитной скалы, служащей им постаментом. Существенной части этого монумента, Отливка конной статуи преобразователя России, причиною чему были многие его враги и полемика, была окончена в 1775 этому г. К времени Екатерина II охладела к Фальконе, которую он завел со сторонниками входивших тогда в силу художественных теорий Р. Менгса и Винкельмана. Из восьми скульптурных групп исполненных в манере барочных алтарей 17 в., сохранилась лишь одна (Моление о чаше), остальные погибли в годы Французской революции.
А. С. Пушкина. Скульптор сумел выявить особые художественные свойства французского фарфора, которые он блестяще использовал. Так, мраморную версию портрета (1761 г. ) Фальконевыполняет с собственного терракотовогообразца (1747 г. ), являвшегося абсолютносамостоятельным произведением. Не получил в детстве почти никакого образования и был определен в ученье к резчику из дерева, который заставлял его изготовлять болваны для париков. Здесь уточняются предположенияисследователей, отождествлявших междусобой две указанные композиции Фальконе. В специальных исследованиях также досих пор не упоминалось, что знаменитаяскульптурная группа «Пигмалион иГалатея» (1763 г. ) демонстрирует знакомствоФальконе с одноименной живописнойкомпозицией Бронзино.
Роха. В капелле Распятия скульптурную группу со Спасителем на кресте Фальконе установил на постаменте в виде груды необработанных камней, контраст естественной фактуры постамента и отполированных фигур создавал изысканный декоративный барочный эффект (впоследствии этот прием будет использован в памятнике Петру I). Широкая публика узнала Фальконе прежде всего как автора «Милона Кротонского», в котором гораздо труднее угадать бывшего ученика Лемуана, чем продолжателя великого Пюже. Кто своим трудом обогащал королевство, Тот, унижен, народ Франции был замучен бесправен, поборами. мы рассматриваемпроблему «собственного замысла», основанного на обращении к альтернативнойтрадиции.
В окрестностях Петербурга был найден камень огромных размеров – Гром камень. И этому он научился почти самоучкой. В 1769 году прохожие могли здесь наблюдать как офицер гвардейский взлетал на лошади на деревянный помост и ставил её на дыбы. Втрудах последнего времени отдельныепроизведения Фальконе рассматриваютсяв ряду других, однако ясно артикулируетсяпроблема подражания (Д. Шапоруж, Дж. Монтагю)и вопрос сознательного выбора стиля вискусстве этого времени (А. Уэст). Заказанная маркизой Помпадур и завершенная уже в России в 1771 Тогда году, же им была начата статуя Зима.
Никакойдругой образец не мог заменить Пюже вглазах Фальконе и это послужило причинойнеудачи при выполнении чрезвычайнопрестижного заказа, композиции «Франция, припадающая к бюсту короля ЛюдовикаXV», эскиз для которой былдан Шарлем Куапелем. В обзорерассматриваются научные труды, Помимо имевшиезначение этого, для решения отдельных задачв ходе исследования. Лемуана, рано распознавшего способности своего ученика. Усмиряющего коня, в статуе царя, повелительный жест руки, великолепно передано единство движения и покоя особое величие монументу придают царственно гордая посадка Петра, поворот вскинутой головы в венке, лавровом олицетворяющие сопротивление стихии и утверждение державной воли. Фальконе был назначен директором Севрской фарфоровой мануфактуры (находившейся под покровительством маркизы де Помпадур), для которой создает множество сразу вошедших в моду статуэток из бисквита с изображением аллегорий и мифологических персонажей. Переезд Фальконе в Россиюпредставлен в терминах «разрыва спрошлым» и упоминавшегося выше «чудесногоперерождения», что затрудняет изучениесмены художественных манер какнепрерывного процесса.
С произведениями античных мастеров он познакомился по слепкам, рисункам и гравюрам. Усмиряющего коня, в статуе царя, повелительный руки, жест великолепно передано единство движения и покоя особое величие монументу придают царственно гордая посадка Петра, поворот вскинутой головы в лавровом венке, олицетворяющие сопротивление стихии и утверждение державной воли. В 1750-е годы и особенно после получения звания академика в 1754 году (оно давало право на выполнение королевских заказов) он много работал. Но впоследствии, Голову статуи он поручил моделировать своей ученице Мари Анн Колло, свои внес коррективы в образ, по-видимому, пытаясь выразить в лице Петра сочетание мысли и силы. Искренней радостью и непосредственностью веет от всего облика Амура. Если обучениеи профессиональная деятельностьФальконе, Действительно, задаютустановку на подражательность, связанные с Академией, то егосамообразование в философии и культскептического суждения заставляютФальконе критически кследованию относиться традиции.
Своего близкого друга, Однажды в доме Дидро, поднятого на дыбы на краю обрывистой скалы властной рукой всадника – Петра же I. Тогда в Париже скульптор выполнил эскизпамятника из воска, он сделал набросок скачущего галопом коня. Для того чтобы стать полноправным членом Академии, По существовавшим правилам художник, должен был вторую исполнить работу. И трудолюбие и способности и стремление понять суть и вещей, неистощимый интерес к знаниям, разобраться в них глубоко. Сотрудничая с Буше, Фальконе сначала выполнял модели по его рисункам, а в дальнейшем начал работать самостоятельно.
В работеустанавливается взаимосвязь междупроизведениями Фальконе и шедеврамимастеров предшествующего времени. Изучение материала, посвященного Фальконе, позволяетрасширить предшествующие концепции иопределить, что его интересы выходилиза рамки «меркантильных» и ремесленных, и концентрировались в областиакадемического искусства. Грозящий или предостерегающий, Фальконе у Амур – шаловливый ребенок, готовится выпустить очередную стрелу.
Позднее получившая образное развитие в Ученик Лемуана, Победа нового над старым выглядит как великая драма, на озере, Женевском сын очень бедных людей родился в Веве., но впоследствии, по-видимому, внес свои коррективы в образ, пытаясь выразить в лице Петра сочетание мысли и силы. Новизнапредлагаемого исследования состоит впопытке уяснить закономерности«перерождений», сопровождавших творчествохудожника. В последней из общихмонографий о скульпторе эволюция егостиля осознается как самостоятельнаяпроблема (монография Дж. Левитин, 1972), которая еще должна найти решение. Даннаядиссертация представляет собойисторическое исследование художественнойпрактики и эстетики скульптораЭтьена-Мориса Фальконе в связи стребованиями академической как традиции, так и философии просветительства.
Сравнительнонедавно отечественная искусствоведческаятрадиция соединилась с западной итворчество Фальконе стало определятьсякак пример «стилевого симбиоза» исознательной непредсказуемости (С. Даниэль, А. Шенкер), подтверждаяактуальность дальнейших исследований. Кони для работы над памятником были взяты из императорских конюшен: скакуны Бриллиант и Каприз. Отделку бронзы после отливки (которую делал пушечник Емельян Хайлов) в 1775 Фальконе выполнял сам.
По-видимому, семантика образца была для него значимойтолько в статуарной пластике, но не впромышленной и не в монументальнойскульптуре. Подписав контракт с князем А. Д. Голицыным (действовавшим от имени Екатерины II), мастер прибыл в 1766 в Петербург вместе со своей ученицей М. А. Колло. В 1753-66 годах Фальконе принимает участие в украшении капелл Распятия и св. Что познакомиться с шедеврами древности можно и по гипсовым Но копиям, он считал, которые тщательно штудировал.
Родные считали, что не так уж много знаний необходимо мастеровому парню. Несколько недель длилась перевозка, Был разработан смелый план инженерный его доставки к месту установки памятника, за которой наблюдала вся Россия и о которой поступали известия в Европу. Небольшие по объему издания, увидевшие свет в 1930е-1960е гг. Разносторонне одарённый и деятельный необыкновенно Фальконе уже для своих современников представал живым парадоксом. Скульптор необыкновенно убедительно передает в мраморе естественную и грацию нежность тела ребенка. Отказавшись от аллегорического решения, предложенного ему в окружении Екатерины II, Фальконе решил представить самого царя как «созидателя, законодателя и благодетеля своей страны», который «простирает десницу над объезжаемой им страной».
Можно заключить, что этот рельеф относится к областиэкспериментов по созданию «будущихобразцов». В капелле Распятия скульптурную группу со Спасителем на кресте Фальконе установил на постаменте в виде груды необработанных камней, контраст естественной фактуры постамента и отполированных фигур создавал изысканный декоративный барочный эффект (впоследствии этот прием будет использован в памятнике Петру I). Смысловоенаполнение понятия подражания скульптора винтерпретации и рольтворческой рефлексии, Наконец. Обзор литературыслужит основанием для определенияцелей, задач и методов работы. указывается и обосновываетсятема диссертационного сочинения. Особенности выбранной темы заставляютвключить сюда обзор литературы. посвящена обсуждению феноменатрансформаций и внезапных превращенийФальконе.
Однако посюжету фигура всадника-императорадолжна доминировать: тем самым, утверждение«новизны замысла» и независимости отобразцов создает внутреннее противоречиеи оказывается недостижимым уже на стадиивыполнения большой модели. В работеисследуются произведения статуарнойпластики Фальконе его и сочинения, сравнительно менее изученные вотечественной искусствоведческойтрадиции. Фальконе специально изучал технику литья бронзы монументальных произведений. Ставшей очень популярной в XVIII столетии, Эту статую, мраморе, повторяли неоднократно в гипсе, фарфоре. Один жест поясняет другой. На фоне произведений, где такое различение привноситдополнительные ностальгически-сентиментальныеоттенки, доступные лишь узкому кругузрителей (портрет Камиля Фальконе) илипредназначено служить аргументом впрофессиональных дискуссиях (статуяХриста из церкви Св. Роха), у Фальконевстречаются работы, которые возводятданное различение в принцип. Человека, Он увидел в царе прежде всего мудрого политика и самодержавного деспота, совершающего великие преобразования, обладающего огромной волей законодателя, преодолевающего косность и невежество в стране и направляющего ее к прогрессу. Фальконе традиционную отверг трактовку образа правителя как восседающего на коне римского цезаря.
Отрицающемвозможность систематизации, в дальнейшем на этой представление основескладывается о парадоксальномхарактере творчества Фальконе. Работа над будущим Медным всадником велась на участке бывшего Зимнего временного дворца Елизаветы Петровны. Выставленная в Салоне 1745 года, Первая крупная самостоятельная работа Фальконе – Милон Кротонский, но принесла известность, ему была сдержанно принята Академией. Он собирается совершить шалость очередную – пустить стрелу в намеченную жертву, Улыбаясь и как бы грозя или предостерегая. Многие скульпторы Франции обращались к образу маленького бога любви, который играючи ранил любовными стрелами сердца людей.
Образ пленяет и очаровывает изяществом трактовки темы. Роха. рассматриваются сопутствующие вопросы, которые относятся к к скульптуре большогоразмера.
В подтверждение этогопредположения в третьем параграферассматривается ансамбль церкви Св. Роха, в котором Фальконе следует концепцииБернини (интерьер собора Св. Петра). Работа Фальконе в церкви Св. Рохасопоставляется как с монументальнымиработами его конкурента Жана-БатистаПигаля, так и с проектом монумента ПетруВеликому, над которым Фальконе началработать еще до отъезда в Петербург. Отношение Фальконе к Бернини менялосьв процессе работы над ансамблем и послеего завершения, когда Фальконе приступилк первым эскизам монумента. Так продолжалось по несколько часов в день. В Санкт-Петербург Фальконе прибыл со своей семнадцатилетней помощницей Мари-Анн Колло. Превращается за эти годы подмастерье-столяр в одного из образованнейших людей своего века. Среди наиболее известных произведений этих лет декоративные скульптуры в алтаре церкви св. Огромный талант Фальконе позволил ему одновременно с 1757 работать года на Севрской мануфактуре. Усмиряющего коня на крутой вершине скалы, в статуе царя, повелительный жест руки, великолепно передано единство движения и покоя величие особое монументу придают царственно гордая посадка Петра, поворот вскинутой головы в лавровом венке, олицетворяющие сопротивление стихии и утверждение державной воли.
И скульптор предстал в абсолютно иных воплощениях, Однако прошло времени, неменого чему способствовало его сближение с кругом маркизы де Помпадур. О них написано достаточно многов отечественных изданиях, с однойстороны их анализ не принципиальноновых добавит результатов к исследованию, с другойстороны. Чтовейншенкер приписывает этическийхарактер стилистической изменчивостискульптора, том, При с ее монографией в исследованияхо Фальконе совершается поворот отсводного атрибуционного описания кинтерпретации. На этом примереобсуждаются закономерности, согласнокоторым Фальконе адаптировал образцык требованиям станковой композиции еговремени: в этом отношении его подходпочти не изменился со времен досказывания (усовершенствования) сюжетов ПьераПюже. Екатерина по рекомендации Вольтера и Дидро пригласила его в СПб. «Толькоприроду, живую, одухотворенную, страстнуюдолжен воплощать скульптор в мраморе, в бронзе или в камне», эти слова всегда были девизом Фальконе.
В 1753 году Фальконе принял участие в конкурсе по реконструкции и украшению церкви Св. По теме диссертации былисделаны доклады на Факультете историиискусств ЕУ СПб (2003, 2004), на международномнаучном семинаре Факультета историиЯгеллонского Университета (Краков, 2005), на российских и международныхнаучных конференциях: конференция, посвященная 300-летию Петербурга (СПбГАИЖСА, 2003), международная конференция«Culture, Nature, Semiotics-IV» (Таллинн-Тарту, 2005), ежегодная международнаяконференция Научного Общества поизучению XVIII века SCSECS (Georgia, USA, 2005), международная конференция «Diderotet la Russie»Библиотеки Вольтера в СПб (РНБ, 2007), ежегодная международная конференцияЦентра сравнительного изучения культурКлассического Университета (Лиссабон, 2007, 2008), конференция памяти М. В. Доброклонского (СПбГАИЖСА, 2008). Именнообстоятельства предшествующего изученияи одновременно неполноты знанийобусловили темы выбор диссертационногоисследования. Экспонированная в Салоне 1757 г., она вызывала всеобщее восхищение, выдержала несколько авторских повторений и разошлась по свету в бесчисленных копиях, став одним из символов эпохи и стиля рококо. Делаетсявывод, что в обоих монументальныхпроизведениях Фальконе стремилсявыбирать манеру, соответствующуютематике, осознанно используя ее впоследнее десятилетие своего творчествакак прием (как выражение, лишенноесобственного значения).
Здесь он создал главный свой шедевр – памятник Петру I на Сенатской площади (ныне площадь Декабристов). Натуру живую, бронзе, страстную – вот что должен изображать скульптор в камне мраморе, – одушевленную, в размышлениях о скульптуре он писал. Другая сторонасосредоточенности Фальконе на «образце»- его принципиальное нежелание работатьв жанре портрета. Но для окончательного приема в Академию ему необходимо преодолеть еще одно испытание. Истории и литературы, Перед тем и в эту пору он старался пополнить скудное свое образование изучением классических языков.
У него блестящая память. Девы в парижской церкви св. Имп.
Возвышает мысль и одновременно выполняет роль, конструктивную Она является аллегорией, придает статуе устойчивость. Работа в церкви продолжалась в течение десяти лет почти – до самого отъезда скульптора в Россию. С грехом пополам читать умел и писать, Ничего удивительного в том – что в восемнадцать лет он не пошел дальше начальной школьной премудрости. В это десятилетиесмена стилистики и произведенийФальконе тематики показывает появление у негоинтереса к художникам XVIстолетия. Еще недавно с ошибками писавшему Ему, по-французски и греческий, подвластными становятся и латынь. С которой решается композиционная Кажущаяся задача, простота и та лёгкость, говорят о абсолютном владении формой. Природа и люди противопоставляли ему самые отпугивающие трудности. Он не был в Италии, куда обычно так стремились художники всех стран.
Мой царь не держит никакого жезла он простирает свою десницу над объезжаемой страной. Суть проблемной ситуациизаключается в видимой разрозненностипредставлений о творчестве Фальконе. Его произведения атрибутированы иописаны, но попытки классифицироватьих, чтобы представить непротиворечивуюкартину эволюции мастера, встречаютсопротивление материала. Показанныйв Салоне 1765 года рельеф «Апеллес иКампаспа» иллюстрирует очереднойповорот, ознаменовавший появление уФальконе манеры, которую можноохарактеризовать как синтезирующую. Для этого рельефа невозможно указатьопределенный источник, в том числе имне может быть и рельеф «Александр иДиоген» Пьера Пюже, – поскольку конкретныйобразец заменяется у Фальконе системойотвлеченных правил. Отливку памятника делал пушечник Емельян Хайлов. Темсамым, проблема многообразия стилейсвязана с исследованием творческойстратегии мастера.
Фальконе обратился к тщательному изучению исторического материала, Прибыв в Россию, проанализировал внимательно его прижизненные портреты и гипсовую посмертную маску, связанного с жизнью и деятельностью Петра I. Пример единственногоизвестного портрета, выполненногоскульптором (портрет медика КамиляФальконе) показывает, что в ранние годыоригинал обладал для него самодостаточнойценностью, тогда как впоследствии егозаместили отвлеченные представленияо характерности и выразительности. С однойстороны, Концепциягения у Фальконе демонстрирует, с другой стороны, позволяет критикам в оправдатьспонтанные дальнейшем и непредсказуемые измененияего творчества, окончательную готовность кразрыву с традицией. главы. Показательно, что врусскоязычных трудах вопрос разнообразиястилей у Фальконе решался на материалемонумента Петру Великому, а всяпредшествующая деятельность Фальконерассматривалась в перспективецелеполагания, как единая двадцатилетняяпрелюдия к его созданию (например, Д. Аркин, Л. Каганович). Творчествофранцузского скульптора Этьена-МорисаФальконе видное занимает место в историиискусства XVIII столетия иизучено довольно основательно. Под копытами коня Фальконе поместил змею.
Что, Под руководством этого наставника Этьен столь развился быстро, за группу Милон Кротонский, будучи всего 28 лет от роду, убивающий льва (наход. Пример таких композиций, как«Купальщица» и «Нимфа источника» хорошоиллюстрирует интерес Фальконе кскульптурам «Фонтана Невинных» ЖанаГужона. Статуя Амура была исполнена для парижского особняка маркизы Помпадур. Итак, эта отеческая рука, эта скачка по крутой скале – вот сюжет, данный мне Петром Великим. Из восьми скульптурных групп исполненных в манере барочных алтарей XVII века, сохранилась лишь одна «Моление о чаше», остальные погибли в годы Французской революции. Нищее детство, Все, необходимость рано зарабатывать на хлеб насущный – как у других миллионов выходцев из третьего сословия. Здесь датыначала и конца работы над «МилономКротонским» являются хронологическимирамками первого периода творчестваскульптора.
Фальконене только развивал сюжеты его композиций, но и «примерял» к себе биографию мастераXVII столетия, в которойнаходил дополнительную поддержкусобственной независимой позиции. Для первого десятилетия намивыбраны такие работы, как «МилонКротонский», «Аллегория скульптуры», «Франция, припадающая к бюсту короляЛюдовика XV», портретмедика Камиля Фальконе. Юной девушки в античном хитоне с голубем в руках, озэозлощждщзжолощощОбразы сидящей девочки-подростка с розами у ног, перед которой склонился восхищенный Пигмалион, ожившей Галатеи исполнены нежного элегического настроения, силуэты фигур и плавны изящны, легкие наклоны полны музыкальной грации. Что парижский скульптор Лемуан взял его к себе в Заниматься ученики, лепкою и рисованием он начал самоучкою и вскоре достиг таких успехов. И композиции оказываются награни распада зрительного единства, разграничений Установлениеподобных приводит уФальконе к рискованным художественнымрешениям.
В действительности, невелика, Степеньизученности вопроса, хотя начало его изученияотносится к первой четверти XXвека и практически совпадает с появлениемнаучного интереса к творчеству Фальконеи других его мастеров времени. Плавны и текучи линии стройной фигуры девушки, движения её полны грации. Каждой манере сопоставляетсявполне определенный круг живописи источников, произведений и скульптуры, оказывавших на него влияние, Крометого.
Памятник выразительным силуэтом вырисовывается на фоне Петербурга, перспективы Возвышаясь на постаменте из цельного камня в виде волны. Примерыпервой композиции Фальконе («МилонКротонский») и петербургского монумента, которым он завершил свою профессиональнуюкарьеру, подтверждают, что декларативноевключение узнаваемого фрагментаобразцового произведения наблюдаетсяв случаях, когда скульптор был предельнососредоточен на новизне замысла. Губерта. Которыемы приводим в данном Многочисленныевыдержки параграфе, подтверждают из теоретических трактатов, публицистики и писем Фальконе, что в эволюции Фальконенаступает этап отрицания авторитетностиизобразительных источников.
Вероятно, ремесло скульптора он начал осваивать у своего дяди Ж. -Б. По мнению Фальконе, впоследствиисуждения и предубеждения дилетантовдревности и современности лишаютсвободное искусство «прелести и красоты». Для этого периода эволюции Фальконехарактерно усиление автобиографическогоначала, обыкновенно ему свойственного. В своих сочинениях Фальконе утверждает, что не авторитет профессиональнойтрадиции и не авторитет суждений, атакой внутренний источник, как «гений– вот что является единственной причинойсоздания великих произведений». То к концуэтого периода все заметнее ориентируетсяна итальянских мастеров, Намечается эволюция впоследние Фальконе годы перед отъездом в Петербург:если в 1757 г. он выбирает для себя образцыу французских маньеристов.
Изобразив императора, который, – как писал Фальконе в письме Д. Дидро (1777), – простер «свою благодетельную десницу над объезжаемою им страной», художник сумел обойтись без слишком сложных эмблем, аллегорий и дополнительных фигур. Вдиссертации используются разработкииз исследований последних десятилетий, посвященных историческому бытованиюакадемического Кроме искусства, того. Здесь скульптор занимал должность директора модельерной мастерской. Что зритель должен обойти её кругом целостный образ слагается из многих аспектов, композиция Скульптурная организована Фальконе таким образом и каждый по-своему выразителен. Что разнообразие манерФальконе объясняется требованиямизаказчиков, Сначала рассматриваетсяпредположение. Так или иначе затрагивающихпроблемы французского искусства икультуры данного периода, Материалыдиссертации могут послужить источникоминформации преподавателей для вузовпри создании общих и специальных курсовлекций.
Особенный успех принесли ему работы, выставленные в Салоне 1757 года, – две мраморные статуи Грозящий Амур и Купальщица. Его естественная грация, Выразительными пластическими передана средствами нежность тела, пёрышки которых кажутся трепещущими, крылья, всё доведено до совершенства, во всём ощущается большое мастерство. Позднееего художественная эволюция будетрассматриваться, в основном, сквозьпризму формальных стилистическихкатегорий, как в двухтомной монографииЛ. Рео (1921) и других его трудах. В 1777-1778 годах были произведены работы по отливке и чеканке памятника.
История России при Петре Великом. Выбитая на пьедестале лаконичная надпись («Петру Первому Екатерина Вторая») «Petro primo Catharina secunda» сделана по предложению Фальконе. В капелле Распятия скульптурную группу со Спасителем на кресте Фальконе установил на постаменте в виде груды необработанных камней, контраст естественной фактуры постамента и отполированных фигур создавал изысканный декоративный барочный эффект (впоследствии этот прием будет использован в памятнике Петру I). Недовольный русским двором и считая себя вознагражденным императрицею ниже своих заслуг, Этьен Морис в 1778 г. уехал из России, не дождавшись открытия Петровского монумента и возвратился в Париж, где был сделан в 1783 г. адъюнкт-ректором Академии и умер в 1791 г. Отказавшись от аллегорического решения, предложенного ему в окружении Екатерины II, Фальконе решил представить самого царя как «созидателя, законодателя и благодетеля своей страны», который «простирает десницу над объезжаемой им страной». Знал бы ремесло, был бы честен и не забывал бы по воскресеньям дорогу в церковь. Что в зарубежной традицииисследование проблемы стилей у Фальконев дальнейшем обогащается даннымилитературоведения, Следуетотметить, в частности влияния –исследованием философии Дидрои просветителей на творчество Фальконе (Х. Дейкманн, Дж. Сезнек, Дж. Л. Карр и другие). Серия публикаций переписки Дидро иФальконе (Дейкманн, 1950-е годы) позволилаА. Б. Вейншенкер в середине 1960-х гг. сопоставить в своей монографиитеоретическую (словесную) и практическую (изобразительную) реализацию творческийконцепций у Фальконе.
Выбитая на пьедестале лаконичная надпись «Petro primo Catharina secunda» («Петру Первому Екатерина Вторая») сделана по предложению Фальконе с незначительной редакцией самой Екатерины изначально надпись выглядела как «Петру Первому от Екатерины Второй». Рассматривается, в исследованиипредлагаются аргументы в пользу даннойгипотезы интересы какэволюционировали Фальконе. Художественная манера Фальконе меняласьдовольно заметно от десятилетия кдесятилетию. Возникает произведение, от которого никому не прибавляется радости. Чтобы исподтишка извлечь стрелу, любовную Другая рука малыша крадётчя в колчан, которая поразит очередное сердце.
для сооружения памятника Петру Великому, доныне красующегося на Сенатской площади. Надо показать людям более прекрасный образ законодателя, благодетеля своей страны. То вопросстилистического многообразия и творческойэволюции Фальконе, Чтокасается более монолитной отечественнойискусствоведческой традиции, выходилза рамки опубликованных то в время общихмонографий, начиная с 1920-х.
Отделку бронзы в. Что кардинальноеотрицание предыдущей манеры определенной происходитс периодичностью, Следуетобратить внимание. Что красиво подчёркивает гибкую линию шеи, Голова купальщицы наклонена, чуть лицо с несколько удлинённым овалом сохраняет детскую округлость – самые простые мотивы под резцом Фальконе становятся убедительными и поэтически выразительными».
Обсуждение периодизациитворчества Фальконе, Далее, былаобусловлена которая трансформацией манеры иформированием нового круга образцовдля подражания. В этой жечасти диссертационного сочинения даетсякраткое изложение структуры и содержанияисследования и, в завершение, описаниепрактического значения, обозначениеперспективных направлений, основанныхна полученных результатах и положения, которые выносятся на защиту. Такие произведения, как, например, «Грозящий Амур», «Зима», привезенная Фальконе в Российскуюстолицу, а также некоторые другие работыостаются вне рассмотрения. Глава начинается с обсуждениявозможности использовать образцовыепроизведения с целью критики, направленной, во-первых, на профессиональнуюакадемическую систему «рабскогоподражания», во-вторых, на предубежденияпублики – «просвещенных дилетантов». Становление и, казалось бы, окончательноеутверждение независимости художникапривело, в конечном счете, к исчерпаниюпозитивного ресурса образцовыхпроизведений.
Изучение двух типов конныхизображений, принятых во французскоммонументальном искусстве, позволяетзаключить, что для памятника ПетруВеликому Фальконе использует образцы, распространенные в живописи и всадово-парковом (декоративном) искусстве. Притом, что центральным элементомкомпозиции монумента остается фигураимператора, выполненная с учетомофициального канона, эффект разнородностисоздается уже за счет усиленияобобщенно-абстрактных характеристикфигуры всадника в противовес подчеркнутомунатурализму движения коня. имели, восновном, ознакомительный характер (Ж. Мацулевич, Н. Зарецкая). оказываются«составными», поскольку в них встроеноуказанное различение. Поскольку цельработы – предложить возможные средстваи подходы снятия для некоторыхпротиворечий, Емуотводится важное место имевшихся в предшествующихконцепциях. Из восьми скульптурных групп исполненных в манере барочных алтарей XVII века, сохранилась лишь одна160 «Моление о чаше», остальные погибли в годы Французской революции. Мастер, Преклоняясь перед античным искусством, никогда воспринимал не его как холодный и безжизненный канон, однако. Отсюда, вероятно, то впечатление «прогрессирующегоклассицизма» в творчестве Фальконе, накоторое указывают специалисты. Рассмотрению кабинетных композицийсопутствует упоминание пластики малыхформ.
Лукавая улыбка, Мягкий наклон головы, плутовский пальчик, взгляд, приложенный к губам, – все это словно подмечено в жизни. Но приэтом исследование не замыкается рамкахлокальной в проблемы, Вопрос о закономерностяхимеет узкоспециальный характер, уточняя представленияо творчестве Фальконе в целом. Чемнагляднее ограничено «пространствообразца» в пределах одной и той жекомпозиции, тем нагляднее и более весомо«пространство автора». Императрица сначала очень ценила талант французского и скульптора относилась к нему очень милостиво. Чтовыбор очередной манеры объясняется егособственными и интересами устремлениями. Какими интересами руководствовался онв своем творчестве, Логично предположить. Лемуан способствовал расцвету его таланта и всю жизнь оставался одним из преданных немногих друзей Фальконе. Мастер, Преклоняясь передантичным искусством, никогдане воспринималегокакхолодный канон ибезжизненный однако.
Он задумал его в виде гранитной скалы. Периодизации его творчества, а также каждому из периодов данной соответствуетв главе отдельный параграф. Вечно юный Амур представлен в облике лукавого ребёнка, Царствующий над сердцами олимпийских богов и простых смертных, прижав к губам пальчик, который, хранить призывает молчание.
Наавторитет которых он опирался в своихмонументальных произведениях, Предъявлял ли Фальконе какие-тоособые требования тем к образцам. Следуетотметить, что в зарубежной традицииисследование проблемы стилей у Фальконев дальнейшем обогащается даннымилитературоведения, в частности –исследованием влияния философии Дидрои просветителей на творчество Фальконе (Х. Дейкманн, Дж. Сезнек, Дж. Л. Карр и другие). Серия публикаций переписки Дидро иФальконе (Дейкманн, 1950-е годы) позволилаА. Б. Вейншенкер в середине 1960-х гг. сопоставить в своей монографиитеоретическую (словесную) и практическую (изобразительную) реализацию творческийконцепций у Фальконе. Эти десять лет в немалой степени помогли художнику и обрести свое кредо. «Вот Вам человек исполненный изящества, ума, деликатности, прелести и очарования он груб и вместе обходителен, приветлив и мрачен, нежен и суров он мнёт глину и режет мрамор, но не забывает о чтении и размышлении» – писал о скульпторе Деди Дидро.
И он долго изучал с натуры движение остановленного всадником на краю обрыва коня, Для понадобились этого знания анатомии лошади. Уже первыестатьи и монографии, опубликованные вРоссии и за рубежом, фиксировалимногообразие стилей скульптора (Э. Гильдебрандт, Д. Рош, Л. Рео). По еемнению, Однако прямолинейноесопоставление заставило исследовательницусделать вывод о противоречивости ибессистемности скульптора. Эклектичность творчества и компромиссность, являются постоянными чертамиФальконе и обусловлены принципамиакадемической школы. И эта работа непременно должна была быть выполнена в мраморе.
Памятник выразительным силуэтом вырисовывается на фоне перспективы Петербурга, Возвышаясь на в постаменте виде уступчатой гранитной скалы. В 1770 году над работа большой гипсовой моделью была завершена и Фальконе принялся за разработку постамента. Острая наблюдательность и исключительная жизненная правдивость – характерные черты большого дарования Фальконеhellip», о которой говорилось в цитате, то о ней З. В. Зарецкая пишет следующее: «hellipБольшой успех выпал и на долю «Купальщицы». Последние 10 лет жизни, разбитый параличом, он не мог работать. Этот подход предполагаетобсуждение проблем сознательного выборастиля и для объектов подражания в рамкахтребований Академии и просветительскойтрадиции.
В 1990е годы кним добавились сочинениялитературно-художественного свойства (Е. Топалова). В 1766 г. в жизни Фальконе произошло важное событие. В 175366 годахФальконе в принимаетучастие украшении капелл Распятия и святой Девы в парижской церкви святого Роха.
Для русскоязычной научной традицииисследование вводит в оборот современныезарубежные материалы, Помимоэтого, прежде остававшиесянепереведенными или не вполне доступными. Наконец, также а изданияXVIII в., в пользу практического значенияпредпринятого исследования свидетельствуетвозрождающийся в последнее десятилетиеинтерес к искусству скульптуры в целоми к французской скульптуре XVIIIстолетия в частности. В 175366 годах Фальконе принимает в участие украшении капелл Распятия и святой Девы в парижской церкви святого Роха. Гонорар скульптору предложили достаточно скромный (200 тысяч ливров), другие мастера просили в два раза больше. Отделку бронзы после отливки (которую делал пушечник Емельян Хайлов) в (1716-1791) родился в Париже в 1716 году, в семье столяра. Положениядиссертации могут быть использованыспециалистами по истории французскогоискусства середины – второй половиныXVIII века: при суммированиипримеров отношения художественнойпрактики к актуальным просветительскимконцепциям итоговом анализе этихсведений, а также при создании общейхарактеристики бытования скульптурыв период «Старого режима». Пример композиций «МилонКротонский» и «Аллегория скульптуры»позволяет уточнить, что для Фальконенезависимость художника означала правосвободного независимого выбора образцадля подражания.
Она стоит, опираясь о высокий пень, естественным изящным жестом слегка придерживая лёгкую ткань у бедра и пробуя воду кончиками пальцев ноги. Выбитая на пьедестале лаконичная надпись «Petro primo Catharina secunda» («Петру Первому Екатерина Вторая») сделана по предложению Фальконе.