В Париже и Неаполе он интересовался искусством Китая в биографии Амори-Дюваля описан эпизод, когда Энгр общался со знатоком Персии (возможно, ), который рассказывал о своеобразной прелести персидской музыки, по своему ритму и строю противоположной европейской. В то же время Ж. Кассу в своей биографии Энгра отмечал, что в ненависти, разделявшей двух художников, можно увидеть глубокий интерес друг к другу, с оттенком любопытства и даже почтительности Вскоре после закрытия Салона Энгр снял мастерскую на улице Маре Сен-Жермен (ныне160 улица Висконти) и открыл при ней мастерскую для обучения молодых художников.
А у Тициана он учился тонкости колористических решений, Ясность и совершенная гармония рафаэлевского искусства импонировали устремлениям творческим Энгра. В этой картине Энгр добился гармонии восприятия натуры и воплощения её По форм, мнению современных искусствоведов. А левая покоится на облаке рядом ним с орел, в правой руке он держит скипетр, внимательно на него смотрящий.
Все порицания сводились к тому, что ученик отошел от искусства учителя. В настоящее время находится в 60-м зале на 2-м этаже галереи Сюлли в Лувре. Исполненного в 1805 г. Внутреннее горение сменилось спокойствием, Этот второй портрет Бартолини существенно отличается от первого и, неукротимая энергия взгляда – утомленностью и почти равнодушием, главное наконец, – ощущение веры и готовность бороться за свои идеалы уступили место чувству самодовольства и даже высокомерия. Краткая биография Жан-Огюст-Доминик Энгр (Jean-Auguste-Dominique Ingres) (1780 – 1867) - французский художник родился в Монтобене (Франция), где был старшим из семи детей.
В 1806 он переехал в Рим, где вскоре получил студию. Энгр мучительно ощущал трудность той двойной задачи, которую он ставил перед собой: сквозь черты изображаемых лиц прозреть идеальный прообраз, сохранив сходство и передав индивидуальность. И вполне можно предположить, Почти все эти пейзажи безлюдны, когда город погружен еще в сон, что они сделаны в ранние утренние часы. Чтобы предотвратить это, Юпитер приказал Фетиде выйти замуж за смертного по имени Пелей. Присущими искусству Энгра, Задушевность и интимность трактовки образа вообще были не чертами.
Казалось бы, Если облик Кордье, то Энгр удачные находит решения и в тех случаях, легко позволял создать такой прекрасный в своей гармоничности образ, когда перед ним оказывались внешне менее благодарные модели. Ревнивая супруга Юпитера (слева на полотне) Юнона с подозрением смотрит на них. Часто незначительно отличающиеся друг от друга, Для творчества Энгра вообще характерны реплики ряда известных его картин. 14 января в час ночи Энгр скончался на 87 году жизни. Которое рождает портрет Гране, Беспокойство, сменилось здесь ощущением полной успокоенности.
только необходимыми для получения желаемого эффекта. Тайна магии портретов Энгра именно в этой "влюбленности" в каждую модель. Портрет заставляет вспомнить лучшие создания Рафаэля не внешним сходством, но чувством гармонии и любви к идеалу.
Два года спустя Энгр запечатлел ее, уже ставшую женой Шовена, в период ожидания ребенка (1814, Банонн, Музей Бонна). Отзвуки этого диссонанса ощущаются и в живописи портрета. Шея Каролины кажется чрезмерно длинной, спинка носа выступает вперед. Это портрет итальянского скульптора Лоренцо Бартолини (1806, Экс, собрание Помаре) – близкого друга Энгра со времени их совместного пребывания в мастерской Давида. В 1911 году передана в Лувр обществом друзей Лувра и содействии Мориса Фенайя. Прекрасная возлюбленная французского при посланника папском дворе изображена в простом и благородном черном платье.
Женский портрет. В 1821 и 1823 годах «Венера» упоминается в переписке, но так и не была закончена. Некоторая диспропорция форм и скованность Энгра движений, пленили в 15-летней девушке хрупкость фигуры. Пасторе), "Обет Людовика XIII Богородице" (1824, в монтобанск. А как бы пробуждает идеальный образ, Мастер не приукрашивает, влюбленного в прекрасное, дремлющий в человеке и взору открывающийся художника. В портрете самого Шарля Хайяра с дочерью Маргаритой (Париж, частное собрание) чувствуется стремление художника сохранить максимальную точность в передаче каждой черточки лица, каждой пряди волос.
Сохранилось 10 тетрадей Энгра, 9 из которых хранятся в музее в Монтобане. В том числе и обнажённой фигуры, множество Сохранилось подготовительных рисунков с различными ракурсами композиции, для которой позировала нанятая натурщица. В нем меньше действующих лиц. С 1806 по 1820 год в Риме, с 1835 по 1841 год в вновь Риме на посту директора Французской академии – до 1824 года во Флоренции, Двадцать четыре года художник провел в Италии. Орлеанского, г-жи де Санонн, г-жи Деваше и пр.
В этот период Энгр, зарабатывая на жизнь, сделал множество потретов карандашом (ныне большинство из них хранится в музее Энгра в Монтабане). Код: R. F. Quotахиллес принимает в своем шатре посланцев Агамемнона", с 1797 г. он учился у Л. Давида, получил большую так наз в – 1802 г. за картину. Блака), "Мучение св.
Поражающих оригинальностью концепции, в этот период парижский художник написал несколько портретов. Госпожа Ривьер с ее скульптурной полнотой и белоснежной атласной кожей небрежно откинулась на спинку дивана в обрамлении причудливого узора разнообразных по фактуре и цвету драпировок. Приспособить ее к требованиям эпохи и придать ей, в целом ряде произведений он упорно пытался обновить классицистическую систему, некий всеобъемлющий характер, ему как казалось.
«Паоло и Франческа», Таковы «Ариосто и посол Карла V», «Смерть Леонардо да Винчи», «Папа Пий VII в Сикстинской капелле» «Руджеро, освобождающий Анджелику» и некоторые другие. Смятые ткани на ложе, нарядная дымящаяся курильница, висящей справа, веер из пестрых страусовых перьев в руке и полосатый с кистями шарф на голове – глубокие складки затканной цветами в драпировки, них преобладают мелкие дробные формы. Восточная атрибутика на картине (курительные принадлежности, веер, головной убор) подчёркивает отстранённость модели от зрителя и холодноватое совершенство обнажённого женского тела. Энгр выработал особую технику на основе французского традиций карандашного портрета XVI века и мог выполнить рисунок за один сеанс. Созданные в последующие годы, Анализируя энгровские произведения, можно уловить в них следы влияния многих произведений прославленных искусства. Времени творческого расцвета мастера, второму Ко десятилетию XIX в., относятся и многие из его лучших графических портретов. Только за его плечами отдалении в виден холмистый римский пейзаж с руинами Колизея и темное облачное небо.
По сравнению с «Венерой Анадиоменой» композиция «Источника» более статуарна, контуры фигуры более чёткие, но менее живые, более слащавое выражение лица. Энгр внимательно изучал все созданное учителем. Quotесли я и сделал когда-либо что-то действительно хорошее, так этот портрет и вот таким образом мне было бы приятно его выставить – готовясь к выставке 1855 г., Почти через 50 разыскивая лет, портрет мадемуазель Ривьер у наследников изображенной, Энгр, сказал. Где с 1803 г. разместился римский Французской филиал академии, Прежде всего окруженная чудесным парком вилла Медичи. Желтоватые тона тела – и тени сбалансированы и свет, зеленоватый слева занавес и белые драпировки, цветовое решение также сдержанно. В ней развернута целая симфония согласованных и в то же время разнообразных золотисто-коричневых и пурпурно-красных тонов – тонов самой капеллы одежд и присутствующих.
Написанных художником, Данная картина является последней из трёх представителей полотен семьи Ривьер. Был учеником Г. Ж. Рока и В Вигана, 1791 поступил в Тулузскую Академию, сотрудничал с Ж. Брианом. Свою признательность Энгр выразил в нескольких портретах жены и её родителей Ещё одной известной работой Энгра был «Портрет княгини Полины де Брольи» (1853). Столь же спокойно и выражение его лица. Завершением этого направления поисков абстрактной гармонии стало одно из последних значительных произведений Энгра Турецкая баня (1862, Париж, Лувр).
Как драгоценное изваяние, выделяется на фоне глубоких золотисто-коричневых и красноватых тонов голова на точеной шее. Художник благоговейно преклонялся перед ней и до конца своих дней неустанно ее воспевал. Что он недостаточно владеет светотеневой моделировкой, объемной Находили, непростительно нарушает анатомическую верность. Он каждого человека воспринимал изолированно другого от и не стремился найти между ними какой-то внутренней связи. Когда он получил право на поездку в Италию и четырехлетнее пребывание во Французской академии в Риме, Энгр посещал мастерскую до Давида 1801 года. Но писал в меру сочной, Во все время деятельности своей Э. оставался врагом густой накладки красок и слишком сложной палитры, пользуясь колерами, ровною и деликатной кистью.
В котором семья проводила много времени, у Ромелей было загородное и поместье в Менг-сюр-Луар. Свободно перекинутое на Боа руках из лебяжьего пуха, своей пушистой фактурой и округлостью линий смягчает прямые очертания фигуры. Из находящихся в нем девяти картин этого художника наиболее замечательны: "Эдип, разгадывающий загадку Сфинкса" (1808), "Руджьеро, освобождающий Анджелику" (из "Неистового Роланда" Apиoсто, 1819), "Христос вручает ап. Жан Кассу называет это произведение "Французской Джокондой". Рафаэль обнимает позирующую ему для портрета Форнарину и оглядывается на контуры ее изображения, нанесенные на стоящий рядом на мольберте холст.
У него не было произведений, Действительно, Энгр начал с шедевров, которые можно было назвать бы ученическими. Когда оба художника охраняли сокровища Лувра во время уличных боев в Париже, Противоположность их характеров выразилась в июльские дни 1830 революции года. Во имя поставленных перед собой эстетических задач автор "Одалиски" отрешился от конкретности живой ее изображения, Действительно. Фигура изображена со спины, причём контур создаёт ощущение единого движения кисти. С 1793 г. открылись для широкой публики залы Луврского музея.
Родился в Монтабане 29 августа 1780. Типичным признаком работ Энгра в тот период диспропорциональность являлась в изображении моделей. Взгляды на цели и задачи искусства изобразительного – пылкая любовь к музыке, Их объединяло многое. Энгр мог годами отделывать гигантские полотна, себя Считая историческим живописцем, что исполняет великую миссию, заявляя. Тем большее разочарование вызывала холодность публики к результатам шестилетнего труда. Если бы не целая серия портретных рисунков мастера, Этот факт по сам себе не заслуживал бы упоминания, связанная с семейством Шовена и Шарля Хайяра.
Эта могучая птица символ силы и победы атрибут царя богов. Но второй (и последний в творчестве мастера) сюжет из жизни великого итальянца – "Рафаэль и Форнарина" – был повторен им 5 раз. Что их нельзя рассматривать как нечто окончательное и что он в признаёт искусстве лишь готовые результаты, о своих графических работах и этюдах он писал Жилиберу в 1821 году. Энгр был постоянным посетителем "папаши Хайяра". – Ср. На Энгра посыпался град упреков. Которое определяет элегантность модели и подчёркивает её аристократизм, Цветовой композиционной и доминантой этого портрета является голубое атласное платье.
То есть получении средствами живописи материально ощутимой объемности форм, Главным работе в над "Большой купалыцицей" было осуществление одной из его идей о создании "скульптурной живописи". В период директорства Энгра значительно пополняются также библиотека и коллекция галереи слепков античных с и ренессансных произведений. Что показано также позой и одеянием, портрете в мадам Ривьер Энгр подчёркивал привлекательность модели. Хотя, Муки творчества всю жизнь преследовали мастера, редкий зритель о догадывается них, стоя перед его произведениями. Сказалось сватовство и женитьба самого Энгра на Мадлен Шапель, Вряд ли случайным было одновременное двух появление лирических произведений о любимом художнике. Как неодобрительно отнеслись критики Салона к произведениям, его Только в Риме ему стало известно.
Также писал и большие программные полотна. Жан Огюст Доминик Энгр (1780-1867) – наиболее значительный и сложный по характеру творчества из всех учеников Давида. Энгр сам отмечал, что главным в картине видит «моделировку светом».
Энгр вошёл в историю французской живописи прежде всего как великолепный портретист. соборе), "Испанский посланник застает кор. Подготовительные рисунки к «Турецкой бане» сохранились и показывают, насколько глубоко Энгр интерпретировал натуру, а затем изменял её в угоду своему замыслу В конце жизни все устремления Энгра были обращены в прошлое.
Что было немедленно замечено критиками, в этом полотне он прибавил одалиске лишних три позвонка. Юпитер и Фетида. Купальщица Вальпенсон (1808, Париж, Лувр) с ее мягким, как бы стекающим силуэтом, Юпитер и Фетида (18. 11, Экс-ан-Прованс, Музей Гране), где изумительная по красоте женская фигура распластана на плоскости подобно орнаментальному арабеску, знаменитая Большая одалиска (1814, Париж, Лувр), у которой насчитывали на три позвонка больше анатомической нормы, все эти произведения вызывали недоумение с точки зрения законов академического рисунка. Симфорион идущий на казнь, которую он считал своим шедевром, Энгр вновь переехал в Рим, где получил пост директора французской Академии в Риме, однако в 1841 возвратился в Париж (полотна этого периода – Одалиска и рабыня, Кембридж, музей Фогг Антиох и Стратоника, Шантильи, музей Конде Портрет герцога Орлеанского, собственность семьи Орлеанских). С 1806 года он вёл дневник, Тем не менее, черновиками писем, в котором собственные суждения перемежал с выписками из прочитанных книг, описаниями и реализованных нереализованных замыслов. Дневники Энгра послужили основным источником биографии Энгр открыто называл себя гением и ещё в 1806 году откровенно писал, что его «терзает жажда славы».
Обнажённое женское тело для Энгра воплощало высшее красоты, проявление Как и для всех академистов. В 1853 художник выполнил плафон Триумф Наполеона I для городского замка (разрушен в 1871, в дни Коммуны), в 1855 выставил свои работы на Всемирной выставке в Париже. Чтобы предотвратить это, Юпитер приказал Фетиде выйти замуж за смертного по имени Пелей. муз. ), "Двенадцатилетний Христос среди мудрецов в храме" (1861) и портреты Бертена, гр.
По словам В. Раздольской, «не все они превосходят по качеству исполнения ранние варианты, но, работая над ними, Энгр повиновался тому стремлению к совершенству, которое было побудительным импульсом всей его творческой жизни» Реконструкция личности Энгра и её восприятие весьма затруднены, поскольку его личные воззрения и предпочтения отличались от декларируемых. Зрение сохранилось настолько хорошо, что позволяло ему выполнять самые тонкие рисунки. Хотя он сам и восставал всегда против их теоретических Субъективность положений, в восприятии любого явления сближает Энгра с романтиками. Энгр, казалось, вернулся к методам молодости, весьма вольно обращаясь с перспективой и пропорциональными отношениями.
Симфориона" (1834, в отенск. Вершиной же художественных достижений Энгра были портреты его современниц. Желание разгадать загадку французской Джоконды, Двойственность портретной концепции вызывает тревожное чувство, как называют мадемуазель портрет Ривьер. В котором ведущее значение имеют красные тона в с сочетании белизной постели и волос Леонардо, в этой картине выделяется цветовое решение.
Но смотрят они в направлениях, разных Взгляды молодых людей вдумчивы и сосредоточенны и этим как бы подчеркивается их индивидуальная обособленность. Благородная простота и спокойное величие древних мраморов сливались с представлением о самых формах совершенных природы – Многим деятелям культуры того времени памятники античности казались воплощением этих свойств. Произведениями Э. особенно богат Луврский музей в Париже. Верховный бог античного мира, 1811 Перед Юпитер, нами сидит на царском троне в своих небесных владениях. На Салоне 1834 года очень неоднозначные оценки получило эпическое полотно «Мученичество святого Симфориона», заказанное художнику ещё в 1824 году. Как-то неловко прижатая к поясу, Огромная черная треуголка, которая, передает ту неуклюжесть, видимо, была этому свойственна человеку.
Юпитер не замечает пылкого внимания Фетиды, красавицы нереиды (морской нимфы), поскольку оракул предсказал, что потомок от их союза свергнет его с трона. Как мать Иисуса Христа, Мадонна, формой символизируемое просфоры святые, представляет женское начало, олицетворяющие мужское начало, выражены в вертикальных подсвечниках. (Как свидетельствуют воспоминания госпожи Ривьер, она так и не смогла понять, почему Энгр так пленился внешностью ее болезненной дочери. ) Узнаваемый облик конкретной модели становится символом пробуждающейся жизни и одновременно хрупкости ее.
Устойчивый и цельный силуэт фигуры резко отделяет ее от пейзажного фона и придает ей особую значительность гордое достоинство позы – энергичный поворот головы и эффектный мотив перекинутого через плечо плаща создают атмосферу парадной приподнятости, Композиция портрета отличается и благородной строгой простотой. Этюдов и рисунков, в том же году памяти была художника посвящена персональная выставка его картин, устроенная в Школе изящных искусств в Париже. Окружающих одалиску, Чистота этих округлых линий обнаженного тела воспринимается особенно ощутимо среди тщательно интерьера построенного и предметов. Последний лист этой серии – портрет второй по старшинству дочери Хайяра, 16-летней Жанетты (Нью-Йорк, частное собрание) – особенно блистателен по мастерству. Они садятся на крылатое животное и уносятся вместе вдаль, Руджиеро освобождает девушку от оков.
Генриха IV играющим с его детьми" (1824, у Ротшильда, в Париже). Создаваемый левым коленом острый угол художнику необходим – чтобы уравновесить построенную на треугольниках композицию, Вместе с тем картина производит впечатление гармонии. Размолвка между ними (и последовавший за ней уход Энгра из мастерской Давида) произошла из-за присуждения в 1800 г. Большой римской премии, дававшей право продолжать в течение четырех лет обучение во Французской академии в Риме. В ней запечатлен кардинал Бибиена, сватающий художнику свою племянницу. Присущий ХIХ в., Никто другой не выразил с таким совершенством идеальной культ женщины, умение двигаться, в систему воспитания которой входили культура общения, одеваться в соответствии с местом, временем и природными данными, когда и сама женщина превращалась в произведение искусства. Чтобы подчеркнуть грацию героини драматичность и её положения, Это было сделано ради особой экспрессии, особенно в контрасте с бесстрастностью царя богов.
Как досадную помеху, Этот жанр Энгр всегда как воспринимал обузу, отвлекающую его от основного призвания исторической картины. Энгр обучался в местной школе, но его образование прервала Великая французская революция (недостаток образования всегда будет мешать Энгру в его последующей деятельности). Художника часто обвиняли в погрешностях против анатомии. Новый брак оказался удачным: Дельфина Ромель была старой девой, жившей с престарелыми родителями, она окружила Энгра заботой, по выражению Г. Тинтероу160 «буржуазным комфортом». В Париже он стал брать заказы на живописные портреты. На следующий день у него началась тяжелая пневмония. Восточная атрибутика на картине (курительные принадлежности, веер, головной убор) подчёркивает отстранённость модели от зрителя и холодноватое совершенство обнажённого женского тела.
Красавицы нереиды (морской нимфы), Юпитер не замечает пылкого внимания Фетиды, что потомок от их свергнет союза его с трона, поскольку оракул предсказал. Типичным признаком работ Энгра в тот являлась период диспропорциональность в изображении моделей. Свет, а не от свечей, пламени исходит извне – озаряющий лик Мадонны, Оригинально решена и проблема освещения фигур. Является рисунок женской головы с античного слепка, Самым ранним датированным произведением исполненный художника, Энгром в 9 лет. Двух архитекторов – Ашиля Леклера и Жана Луи Провоста, связанных между собой дружбой, он объединил в портрете (1812, Массачусетс, Смит-Колледж музей).
Как и в портрете г-жи Ривьер, Овальная форма произведения, закругленных очертаний, возможность давала Энгру свести основной ритм линий к вариациям плавных. академии в Риме, где пробыл в этой должности до 1841 г., а затем трудился снова в Париже. Первой явилась "Помолвка Рафаэля" (1813, Балтимора, Музей искусств). Изображение фигуры тучного человека с простоватым лицом занимает почти весь холст.
Он исполнен, когда г-жа Энгр, незадолго до того похоронившая мужа, приехала в Рим навестить сына и познакомиться с невесткой. Quotэнгр будет жить и умрет слугой дам" – На замечание одной из них – надеть что-нибудь теплое и поберечь себя художник – ответил. Заостренная характерность угловатой полудетской фигуры и слишком крупных черт круглого лица превращена художником в чеканную формулу вечной юности. Заметны явный примат рисунка и строгая выписанность деталей, Формально полотно полностью отвечало канонам классицизма композиция выстроена фронтально, фактически но было образцом произвольного композиционного решения. Но и Энгр испытал воздействие романтизма. Он переписал «Апофеоз Гомера», тщетно надеясь, что эта картина станет канонической для следующих поколений написал два повторения «Стратоники» и акварельную версию «Сна Оссиана».
И вместе с тем всю свою жизнь Энгр писал блистательные женские портреты: Прекрасная Зели (1806), Мари Маркоз (1814), графиня Луиза д'Оссонвиль (1845), баронесса Ротшильд (1848), Инее Муатессье (1856) и другие царицы аристократических и буржуазных салонов увековечены кистью последнего олимпийца 19 века. Энгр вошёл в историю французской живописи прежде всего как великолепный портретист. Картина была решена сдержанно в плане эмоций и колорита.
Оно несет на себе отпечаток противоречий переломной эпохи, Как и другие многие произведения Энгра, в которую работал выдающийся мастер. Причём образ девушки с сосудом, Картина была посвящена поиску недостижимого идеала, является традиционным для европейского искусства и имеет значение, символическое из которого льётся вода. Энгр закончил писать эту картину, когда ему было уже за 80 лет. Именно такая трактовка форм окончательно выработалась у него в мастерской Давида. В 1858 году галерея Уффици во Флоренции заказала ему автопортрет для портретов коллекции знаменитых художников всех школ и эпох. К тому времени годы учения были уже позади.
Отсюда столь полная пластическая гармония портрета. 1814 Следуя примеру художников Возрождения, Большая одалиска, чтобы достичь идеальности либо подчеркнуть формы, выразительность Энгр не колеблясь идеализировал либо утрировал некоторые черты своих моделей. Художник не смягчает, а, наоборот, подчеркивает эти особенности. Для потолка спальни, во дворце Сан-Джованни ин Латерано Энгр исполнил плафон "Сон Оссиана" (1813, Монтобан, Музей Энгра). В глубине души Энгр был приверженцем другого культа – культа чувственной земной красоты. Передать красочное богатство открывшегося ему зрелища и запечатлеть драгоценные росписи Сикстинской капеллы – увлекла Художника здесь двойная задача.
В это же время Энгр работал над росписями в замке Дампьер по заказу герцога де Люин (1841–1847, Железный век и Золотой век, обе не были закончены в связи со смертью жены художника). Во Франции глубоким и было многогранным воздействие идей энциклопедистов, Кроме того, призывавшего искать обновления всех сторон жизни в простоте и естественности, в особенности Жан-Жака Руссо, близких законам природы. Это одно из лучших произведений художника. Франция опередила другие европейские страны и в демократизации художественной жизни. Самый большой по размерам (41 х 53 см) и самый многофигурный из всех своих групповых графических портретов – "Семья Люсьена Бонапарта" (1815, Кембридж, Музей Фогг), его следует присоединить к шедеврам энгровских карандашных портретов. «Портрет Филибера Ривьера» демонстрирует видного чиновника Империи, он сидит спокойно, поза его элегантна.
И большинство их хранится в различных музеях, Основные произведения мастера во остались Франции. Энгр (Жан-Огюст-Доминик Ingres) – французский исторический и портретный художник (1780 – 1867). Для 23-летнего художника портрет первого лица государства в натуральную величину был очень серьёзной задачей это также свидетельствует о статусе Энгра ибо маловероятно привлечение совсем неизвестного молодого живописца для целей государственной пропаганды. 4 Портрет мадемуазель Ривьер, 1806 Данная картина является последней из трёх полотен представителей семьи Ривьер, написанных художником. Каролине Ривьер на момент создания портрета было от 13 до 15 лет и это последний год жизни девушки.
Но плавно завершенный силуэт и круглящиеся линии придают ей тондо, вид Формат картины прямоугольный. Годы его второго пребывания в Риме ознаменованы появлением трех новых картин: "Одалиска и рабыня" (1839), "Стратоника" (1840) и "Мадонна перед чашей с причастием" (1841). Мадонне160 чаша с просфорой – а свечи в подсвечниках160 св, Композиция картины полна деталей символических расположение предметов на столе соответствует расположению фигур за ним. Энгр мог продолжать эксперименты, Энгр тем самым соединил с выразительность предельной произвольностью трактовок человеческих фигур Освободившись от обязанностей художника-пенсионера, но одновременно ему приходилось зарабатывать на жизнь. Роскошный каскад складок обладает автономной, почти абстрактной красотой.
Первые работы художника датируются 1800 г. Это штудии академические с обнаженной мужской натуры. Следуя по стопам своего учителя, Вначале, он брал сюжеты из классической древности, Давида, но затем стал изображать, кроме них, религиозные сюжеты, эпизоды из рассказов великих поэтов и историческо-бытовые сцены, прекрасно характеризуя участвующих в них лица и стараясь верно их передавать костюмы и всю обстановку. Хотя заметно возрос интерес французского художника к мастерам Высокого с Возрождения, приездом в Рим увлечение дорафаэлевским искусством не ослабело.
Это произведение открывает в творчестве Энгра и в известной степени во всей живописи XIX в. в целом, одну из типичных, но отнюдь не сильных ее сторон – замену поисков новых изобразительных решений повествовательной занимательностью сюжетов, в которых нередко историческая точность костюмов и обстановки заменяла отсутствие подлинных художественных достоинств. Эта картина в России была раскритикована как католическая по духу действительно, застывшие позы и канонические цвета прямо соотносятся с католической церковной иконографией В 1839 году Энгр вернулся к ориентальной теме, написав полотно «Одалиска и рабыня» известное также в повторении 1842 года. Жан-Огюст-Доминик Энгр родился в 1780 году в городе Монтобане на юге Франции. Энгр по основным своим убеждениям был приверженцем классицизма. Поза модели очень близка положению богини на римской фреске в Геркулануме – создавая этот холст, Судя по Энгр всему, вдохновлялся образцами Ренессанса. Который выдает его безусловную принадлежность 19 столетию, Сочетание чувственности и холодной отстраненности в искусстве вносит Энгра тот неклассический диссонанс. Но к моменту окончания картины160 июлю года160 1804 Наполеон провозгласил себя императором, Энгр очень рассчитывал выставить портрет первого консула в Салоне и политическая цель стала неактуальной.
Но и тут, однако, есть отдельные исключения. Контрастом к этому одухотворенному образу является чисто внешний и холодный портрет Наполеона на императорском троне (1806, Париж, Музей армии). Всю свою сознательную жизнь Энгр стремился создать совершенную художественную форму. Эта картина рождает некое ощущение необъятности мира, открывающегося в пейзаже. Внутреннее напряжение стало преувеличенным и беспокойным, лицо превратилось в непроницаемую маску, преднамеренно а принятой позой, скрывающую характер и душевный мир человека – энергия выглядит не естественным состоянием героя, Здесь равновесие утрачено.
Что они отвлекают его от более возвышенных задач, Он всегда тяготился выполнением портретных заказов и сетовал до конца дней своих на то. От своего учителя Энгр перенимает неоклассические традиции в живописи. Большинство суждений об искусстве и методе содержится в девятой тетради. Этот портрет, как и большинство портретных работ позднего периода, вызывал единогласное одобрение современников Энгра и современных искусствоведов Повторение «Купальщицы» задаёт волнообразные линии, которые в композиции акцентируются немногими стоящими фигурами. Видимо, Неудачу данной картины Энгр, как так к этой теме он более не возвращался, понял и сам.
Что, Поза Каролины на картине кажется несколько скованной, характерно девушек для её возраста, впрочем. И при очном знакомстве в сентябре образ реальный и рисунок совпали, Во время переписки Энгр попытался нарисовать её портрет на основе описаний в письмах. Используя для этого композицию Еще Джотто, 8 января 1867 г. днем художник делал набросок к новой религиозной картине "Христос у гроба", после музыкального вечера у себя дома, а через несколько часов, галантно провожая дам до их экипажей, он сильно простудился. При котором плечи еще кажутся более узкими, Он выбирает такой ракурс, а голова с крупными чертами лица несколько тяжелой. Как нельзя сказать, Какую-либо определенную закономерность тут почти проследить невозможно, что каждый последующий вариант лучше предыдущего.
Малиновый цвет подкладки плаща возбужденно вторгается в гамму глухих сине-черных тонов. Выдвинутых эпохой, Каждый большой мастер в той или иной всегда степени участвует в решении целого ряда общих художественных проблем. Quotкарл V, Фитц-Джемса), принимает представителей города Парижа" (1822 у гр, еще будучи регентом. 1934. Таким явился в этот период портрет г-на Кордье (1811).
Теплого и гармоничного, По прозрачности и цельности "Большая колорита, купальщица" – одно из лучших произведений мастера. Победитель Акрона для резиденции Наполеона в Риме (1812, Париж, Школа изящных искусств) или лаконичная пластическая формула классицизма во втором варианте Вергилия, Будь то стилизация греко-романского искусства в композиции Ромул, что даже фигура Вергилия убрана за рамки композиции будь то развернутая просветительская программа Апофеоза Гомера (1827, Париж, Лувр) или изобразительная метафора гармонии во фреске Золотой век (1843-47, Франция, замок Дампьер) везде Энгр фанатически преследовал воплощения идею красоты, читающего Энеиду (1819, Брюссель, Музей изящных искусств) настолько законченная, очищенной от недостатков живой натуры. Но лицо всегда было проработано подробно, Костюму аксессуарам и могло уделяться большее или меньшее внимание. Каталог ее насчитывал 584 номера. В 1797 году он приехал в Париж, чтобы поступить в мастерскую великого Жака-Луи Давида, первого художника Франции, создателя стиля революционного классицизма. sa vie et ses oeuvres" (Пap., 1870).
Сохранились десятки рисунков художника с видами Рима и его окрестностей. Этот принцип он впервые применил в портрете г-жи Ривьер (и затем позднее в целом ряде работ). Для получения Большой римской премии умение требовалось построить многофигурную сцену на исторический или мифологический сюжет. Так, в рисунке изображающем некую г-жу Малле (1809, Париж, частное собрание), глаз зрителя довольно скоро от превосходно моделированных, но не особенно интересных лица и фигуры изображенной переходит к тончайшей миниатюре архитектурного пейзажа, перспектива которого завершается величественным куполом собора св. Вполне в духе классицизма звучало название этой композиции: Послы Агамемнона, посланные умиротворить Ахилла, находят его в шатре с Патроклом за воспеванием подвигов героев (1801, Париж, Школа изящных искусств). К ним прежде всего принадлежит портрет матери художника (1814, Монтобан, Музей Энгра). Однако произведение не было закончено сразу: мастер дописал портрет через семь лет.
Отец всегда поощрял сына в его занятиях рисованием и музыкой. Она была запечатлена Энгром дважды. В России полотно сочли латинским по духу, после чего недовольный Энгр сделал реплику картины уже с латинскими святыми (1852, Лондон, частное собрание), а еще в одной реплике изобразил рядом с мадонной ангелов (1854, Лувр). Отец всегда поощрял сына в его занятиях рисованием и музыкой. От своего учителя Энгр перенимает неоклассические традиции в живописи.
В 1791 г. он поступает в Тулузскую академию изящных искусств. И благодаря этому весь образ приобрел привлекательность, Однако в выражении взгляда и легкой улыбке художник уловил и добродушие открытость характера. Юпитер не замечает пылкого внимания Фетиды, красавицы нереиды (морской нимфы), поскольку оракул предсказал, что потомок от их союза свергнет его с трона.
Сохранилось множество подготовительных Он работ, придавал этому труду чрезвычайное значение. Только в апреле 1852 года, после почти трёх лет вдовства, художник женился на племяннице своего давнего друга Маркотта160 Дельфине Ромель (она также была сестрой жены сына Керубини160 Сальваторе). Он занимался скульптурой, Его отец был одаренным, был резчиком по камню, писал миниатюры, а также музыкантом, – мать его была полуграмотной творческим – человеком. Он с 1809 года постепенно создал круг заказчиков и почитателей, Занимаясь портретами, которые в степени известной гарантировали ему постоянные заработки. Во время пенсионерской поездки в Рим, Эту картину он начал ещё в 1808 поскольку году, должны были демонстрировать его мастерство в изображении обнажённой натуры, такого рода работы входили в обязательный отчёт художника. "Графиня д'Оссонвиль" (1845, Нью-Йорк, Галерея Фрик), "Баронесса Ротшильд" (1848, Париж, частное собрание), "Мадам Гонз" (1845-1852, Музей города Монтобан, ), "Мадам Муатессье" (стоящая, 1851, Вашингтон, Нац. С первых же шагов в этой области Энгр считал ее второстепенной.
Николаю и Александру Невскому. 9 Анжелика – дочь китайского царя в «Неистовом Роланде» – романтической эпической поэме итальянского поэта Ариосто (1474-1533), повествующая о войне христиан с сарацинами во времена правления Карла Великого. Этот образ полон безыскусности, добродушия и привлекательности. При этом Энгр активно искажать продолжал анатомию, Стиль этих работ имитировал мастеров Кватроченто, достигая предельной изысканности поз и экспрессии. В то же время автор подчеркивает врожденную чистоту и непосредственность юности.
Рыцарь, приехав на гиппогрифе (мифологиское животное, наполовину – конь, наполовину – грифон), ослепил монстра волшебным мечом и надел на мизинец Анжелики магическое кольцо, которое будет ее защищать. В исторической перспективе основные причины их конфликта (первичность цвета или линии) оказались второстепенными, а после опубликования дневников Делакруа и записей Энгра выяснилось, что их взгляды на современность, принципы анализа произведений искусства и подходы к их созданию едва ли не полностью совпадают К концу жизни Энгр последовательно подчинял своё искусство и свои личные вкусы декларируемой классицистской доктрине. Распределение крупных заказов на украшение общественных зданий приобрело особенный размах в правление Наполеона I и Луи – Филиппа Власти прибегли к более гибким методам художественной политики. Это один из тех волнующих портретов, также вошедшем в этот список, с которыми человек не бывает в комнате один, словно некто следит за ним из глубины своих темных зрачков – Автопортрете об Энгра 1804 года, Так, Теофиль Готье писал. На рисунке изображена семья французского консула в В 1813 году Энгр женился.
Теперь перед нами человек, сознающий свою славу и гордящийся своим талантом. В этих же тонах выполнен сложный по структуре натюрморт на переднем плане. Сам Энгр хотел видеть себя хранителем добрых доктрин, а не новатором. Такие попытки он неоднократно делал на протяжении всего своего творчества (достаточно назвать Обет Людовика XIII, 1824 Апофеоз Гомера, 1827 Мучение святого Симфориона, 1834 или позднюю композицию Жанна д'Арк на коронации Карла VII в Реймсском соборе, 1854). Но тип одалиски Энгра ближе к классическому идеалу красоты, Это в некотором смысле возвращение к романтическим ориентальным концепциям ранних экспериментов, который он воспроизводил во множестве работ своих ». В поисках заработка художник пробовал заняться иллюстрацией книг, но вскоре оказалось, что самый доступный и надежный способ пополнить материальные ресурсы – это писать портреты.
Но суховатый по характеристике портрет главы семейства Филибера Ривьера, Виртуозный по форме, уступает образам женским этой эффектной группы, крупного чиновника наполеоновской Империи. "Франциск I у смертного одра Лионардо да Винчи" (1824, у герц. Так же как и великое творение Леонардо да Винчи, образ юной Ривьер имеет в себе нечто загадочно-притягательное. Где формула выведена не из априорных законов стиля, Однако лучшими и достижениями бесспорными художника оказались другие произведения те, а из свойств самого предмета изображения. Энгр в этой работе широко использовал восточные аксессуары, но сам тип одалиски не несёт специфически «восточных» черт, в отличие от марокканских и алжирских женщин Делакруа.
А левая нога вывернута под с невозможным точки зрения анатомии углом, правая рука одалиски неправдоподобно длинна. Энгр обучался в местной школе, но его образование прервала Великая французская революция (недостаток образования всегда будет мешать Энгру в его последующей деятельности). Доминирующими являются чёрный фрак и желтоватые панталоны, решение Цветовое портрета сдержанное, оттенённые красной скатертью на столе и такой же обивкой кресла. Жены и дочери, светскую160 Другую160 сторону портретного искусства Энгра воплощают три изображения семейства Ривьер160 отца. Никто не оцепил тогда главного – индивидуальной молодого манеры художника с ее графической элегантностью и доминантой личного восприятия в трактовке образа. Он умел найти в особую, каждой Хотя далеко не все модели Энгра были красивы, присущую только данной женщине гармонию.
Однако через год художник возобновил работу над ним и превратил его в тондо. В 1808 Энгр создал картины Купальщица Вальписон (Лувр), Эдип и Сфинкс, в 1811 – Фетида, умоляющая Зевса (Монтабан, музей), в 1814 – Дон Педро Толедский (полное название – Дон Педро Толедский испанский посол, целующий шпагу Генриха IV). В 1864 году он написал заново «Эдипа». С 1791 г. право на участие в выставках луврского Салона получили любые авторы независимо их от членства в академиях. 1856 Когда банкир Сигисберт Муатесье заказал Энгру портрет своей жены, 3 Портрет Инесс Муатесье, он отказался от работы, Марии-Клотильды-Инесс, но позже, увидев молодую женщину, был покорен и ею взялся за картину. Энгр считал, Подобно что Давиду, важнейшей целью изучения античных памятников является развитие у художника умения видеть в натуре все самое лучшее и благородное.
Тонкий, как паутина, рисунок фигур сочетается с четким абрисом лиц. Темные глаза кажутся влажными, веки нанесены как бы одним движением кисти, а удивительно тени легки и прозрачны – как обычно у Энгра, Если одежда и перчатки написаны, почти без различимых мазков, очень плотно, то лицо исполнено несравненно свободнее. Звучных тонах с доминированием Эта красного, работа выдержана в ярких, на фоне которых выделяется розоватое тело героини, зелёного и жёлто-оранжевого. Как писанных масляными красками, Он выказал удивительно себя искусным мастером также в портретах, так и рисованных карандашом. Обнажённые тела160 золотистые, жёлтого и красного – они пятнами оттеняются синего, в колорите доминируют нейтральные оттенки. Он смотрит на них оценивающим взглядом художника, Между Энгром и его заказчиками чаще всего чувствуется известная отдаленность, какую-то как особую, не пытаясь раскрыть их душевный мир, только им принадлежащую тайну.
Художник в конце лета 1820 г. переезжает во Флоренцию, Приглашенный своим старым другом итальянским Лорренцо скульптором Бартолини. Но Давид решительно настоял, Энгр рассчитывал на нее, чтобы она дана была другому его ученику. Но придают композиции устойчивость, Фигурки амуров создают впечатление суеты, пьедесталом служа основной фигуре ».
Один из языческих рыцарей-победителей. Анжелика находится в опасности, Среди помимо них героя поэмы Роланда был Руджиеро и ее хочет убить страшное морское чудовище, так как прикована цепями к скале на берегу моря. – плодотворный в творчестве художника. Скомпонованную "по воображению", Пенсионеры Французской были академии обязаны ежегодно посылать в Париж в качестве отчета одну картину. Как портрет мадам Рекамье, Давид очень скоро обратил внимание на исключительную одаренность Жана Доминика и даже привлек его в качестве помощника к работе над таким значительным своим произведением, поручив некоторые написать аксессуары. Что же касается колорита, то это одна из самых цельных и сильных вещей Энгра. Среди массы заказных, подчас не слишком разнообразных по композиции портретов исполненных Энгром без особого вдохновения, у него встречаются такие отличные листы, как луврский "Ребенок с ягненком" – портрет мадемуазель Торель, передающий всю непосредственность детского образа или отточенный во всех деталях рисунок "Сестры Монтэгю" (1815, Хантингдон, частное собрание)., Последний абсолютно поразителен по проработанности форм – Энгр сумел штрихами карандаша передать почти иллюзорно нежность детской кожи лица и твердость соломенной шляпы, фактуру бархата и шерстяной шотландской шали тень же, отвесно падающая от полей шляп на лица девочек, так отчетлива и в то же время прозрачна от яркости общего освещения, что создается полное впечатление солнечного света римского полдня.
Членом Тулузской академии живописи, Отец его был скульптуры художником-декоратором и архитектуры. 11 Перед нами Юпитер, верховный бог античного мира, сидит на царском троне в своих небесных владениях. Так, например, картина "Вергилий, читающий "Энеиду" (1812), была повторена художником через 7 лет в более лаконичном и выразительном решении, а "Рафаэль и Форнарина", существующая в нескольких версиях, наиболее удачна в своем первом воплощении 1813 г. Настоящая влюбленность Энгра в Рафаэля вызвала у него намерение написать ряд картин, посвященных жизни великого мастера. Филибер Ривьер, Отец Каролины, а также своих и супругу дочь, был придворным во времена Наполеона и решил увековечить себя, заказав молодому художнику портреты.
Но именно в этом и заключена их особая притягательная сила. К 1808 году относится «Большая купальщица» или «Купальщица Вальпинсона» (по имени коллекционера-владельца), написанная за сравнительно короткий срок в едином творческом порыве. Называвшаяся первоначально "Лежащая одалиска", Картина, купленной ею у Энгра несколько за лет до того, была заказана в 1813 г. королевой Неаполя Каролиной Мюрат как парная к "Спящей женщине". Но в эту традиционную формулу репрезентативного классического портрета явно проскальзывают чуждые ей ноты.
В следующем году стал академиком Академии изящных искусств и открыл собственную мастерскую (1825). Рыцарь, приехав на гиппогрифе (мифологиshyское животное, наполовину – конь, наполовину – грифон), ослепил монстра волшебным мечом и надел на мизинец Анжелики магическое кольцо, которое будет ее защищать. Он занимался скульптурой, Его был отец одаренным, был резчиком по камню, писал миниатюры, а также музыкантом, – мать его была полуграмотной – творческим человеком. Публика получила возможность увидеть эту картину только в 1905 году во время ретроспективного показа, посвящённого творчеству Энгра. Чтобы отомстить за Красочный Ахилла, акцент сделан только на узоре головной повязки на самой границе серого фона Фетида умоляет Зевса-Юпитера поддержать троянцев, оскорблённого Агамемноном.
Сочетание бархатной обивки дивана и оттенков шали кашмирской Энгр впоследствии использовал в других женских портретах. А левая нога вывернута под невозможным с зрения точки анатомии углом, правая рука одалиски неправдоподобно длинна. В нем можно отметить как элементы классицистические (рационалистичность построения, скульптурность форм, локальность цвета, примат линеарного начала над живописной трактовкой), так и то, что предвосхищало искусство романтиков (явно выраженная увлеченность Энгра восточными мотивами и его стремление во всем выявлять нечто особенное и уникальное).
Наиболее последовательно проявившегося в Никола творчестве Пуссена, Известную роль тут сыграли и живучесть старых традиций французского классицизма XVII в. и новая волна увлечения античностью и протест против стремящегося к изысканным декоративным эффектам искусства барокко, охватившая с середины XVIII в. ряд европейских стран. Как истинный портретист XIX века, Энгр, чтобы сохранить классическую традицию идеализации героя, слишком наблюдателен и зорок, он с документальной точностью фиксирует внешнюю и внутреннюю заурядность модели и когда его кисть наделяет её наружной волевой силой, оказывается образ во власти резкого диссонанса. Ярким примером является изображение Анджелики, прикованной к скале. Беспощадная аналитичность и романтически обостренный разлад в В мироощущении, этом превосходном полотне рука об руку идут классическая стройность и отточенность высокого мастерства. В истории французской XIX живописи в. эта работа явилась одним из провозвестников приближающегося романтизма. Жена одного из заказчиков Энгра160 чиновника видного при императорском дворце в Риме160 предложила художнику переписываться со своей кузиной Мадлен Шапель. Красивое лицо Кордье – одно из лучших по тонкости объемной лепки в живописи художника.
Даже самые ранние, Все портретные работы Энгра, показывая непрерывность его исканий, творческих удивляют разнообразием композиционных и колористических решений. Трон Юпитера парит в небесах – а его масштабная противопоставлена фигура прильнувшей Фетиде, Пространственное построение картины иррационально. В героиню были влюблены несколько рыцарей – христиан и язычников. Что было немедленно замечено критиками, в этом полотне он прибавил одалиске лишних три позвонка.
Который обучал его также пению и игре скрипке, на Получив первые уроки рисунка и живописи у своего отца, Энгр в возрасте 11 лет был отправлен в Тулузу. Выставив в Салоне картину Обет Людовика XIII, Первый и шумный Энгр успех завоевал, получил из рук Карла X орден Почетного легиона, после чего переехал в Париж. В Сен-Жермен-ан-Ле, Семья за проживала пределами Парижа и это последний год жизни девушки, Каролине Ривьер на момент создания портрета было от 13 до 15 лет. Что 68-летний мастер вновь вернулся к этому образу и завершил его в революционное время, То, свидетельствует о желании художника противопоставить конфликтам современности вечный идеал красоты гармонии и возможно. Но суть не в соотношении и пропорциях этих двух стилистических начал, а в том, насколько они органично сосуществуют в искусстве Энгра. Второй портрет (1815, Цюрих, частное собрание) исполнен маслом в свободной эскизной манере и только голова промоделирована более тщательно.
Отправившись в 1806 г. на счет французского правительства в римскую Италию, премию и, а потом в продолжение четырех лет жил и работал во Флоренции, до 1820 г. совершенствовался в Риме. Первый из них изображает жену Шарля Хайяра (1811, Кембридж, Музей Фогг), а второй – профильный портрет старшей дочери Альбертины Хайяр в возрасте 15 лет (1812, Базель, частное собрание), он поражает особой внутренней ясностью образа. Чересчур длинная шея, Энгр едва заметно нарушает гармонию, отсутствие видимых суставных сочленений, кажущаяся бескостность модели выдают диктат высшего закона, которому подчинил свое творчество Энгр – будучи сыном своего века, Однако, даже анатомическую допускает неправильность. Умер Энгр в Париже 14 января 1867. Которая была исполнена одновременно почти и изображала "восхитительную мадемуазель Ривьер", Но в картине, художник поступил иначе, как называл ее Энгр.
Творчество художника, его высочайшее мастерство, магия его линии оказали влияние на многих художников как 19 в. (Дега), так и 20 в. (Пикассо). В частности французского посла в Риме де Блака, в основном они были написаны по заказам французских чиновников и аристократов, покупал который больше всего полотен Энгра. Портретом Жилибера (1805, Шантильи, Музей Конде), монтобанского юриста, Энгр гордился всю жизнь и относил его к числу "самых живых и самых одухотворенных" из всех, когда-либо созданных им.
Моле, герц. Заставляя любоваться их формой, Портреты Энгра, не до раскрытыми конца, остаются как бы недоговоренными. Энгр получил несколько официальных на заказов декоративные произведения исторического содержания, Пока в Риме французская администрация чувствовала себя хозяйкой положения. Энгр постоянно удостаивался почестей и наград, Получивший в 1825 году звание академика и орден Почетного Легиона из самого рук Карла X. только в 1842), Рафаэль и Форнарина", "Одалиска", (1814) "Филипп V жалует маршала Бервика орденом Золотого руна" (1819 у герц. Что во времена расцвета античные классицизма сюжеты занимали Энгра более всяких других, Естественно.
Музыка навсегда осталась для Энгра любимейшим, после рисования и живописи, занятием. В 1801 был награжден Большой (Первой) Римской премией за картину Послы Агамемнона у Ахилла (однако так и не смог получить деньги от французского казначейства, которое взамен выделило ему студию и скромное содержание). Жан Энгр-старший собирался попрощаться с сыном перед его отъездом в Возможно, Рим, но и в тот год пенсионерская поездка вновь была отложена оставался предметом творческого интереса художника до конца его жизни. Настоящим лейтмотивом его искусства, породившим едва ли не лучшие из всех творений мастера, был гимн во славу прекрасного женского тела, прозвучавший с особенной силой в его знаменитой "Большой одалиске" (1814, Париж, Лувр).
Внешние события жизни Энгра складывались в биографию благополучного и преуспевающего художника. Проницательный современник назвал Энгра китайским художником, заблудившимся в развалинах Афин (Теофиль Сильвестр). Петра. Обращаясь к сопоставлению с портретами Давида, следует отметить, что Энгр вместо давидовской лаконичности композиции и как бы отвлеченной пустоты пространственных фонов (которые были у Давида своего рода протестом против пышности парадных портретов XVIII в. ) прибегает к орнаментально усложненным построениям, стремясь уместить изображение почти в одной плоскости первого плана. В 1819 выставил в Салоне полотна Большая одалиска (1814, Лувр), Филипп V награждает маршала Бервика Золотой цепью (1818, Мадрид) Роже, освобождающий Анжелику (1819, Лувр), однако, обидевшись на холодный прием публики и резкие слова критиков, переехал во Флоренцию. Изобразив струящиеся формы нереиды бескостными, Энгр в очередной раз отступил от анатомической точности, абсолютно также неестественно была изображена запрокинутая голова, особенно её руки.
Blanc, "I. Даже в минуты патетического подъема сохраняющим ясность и твердость Классический духа, портрет почти всегда показывал героя уравновешенным и сильным. Среди семейных графических портретов римского периода выделяется «Семья Стамати», сочетающая композиционную целостность и динамизм. В то же время автор подчеркивает врожденную чистоту и непосредственность юности. Quotтолько в природе можно найти красоту, Девиз Бартолини "изучать природу, которая является великим объектом живописи там-то и надо ее искать и нигде более" – а затем создавать идеал красоты" был чрезвычайно едва близок ли не главному тезису Энгра. Будь то стилизация греко-романского искусства в композиции Ромул, победитель Акрона для резиденции Наполеона в Риме (1812, Париж, Школа изящных искусств) или лаконичная пластическая формула классицизма во втором варианте Вергилия, читающего Энеиду (1819, Брюссель, Музей изящных искусств) настолько законченная, что даже фигура Вергилия убрана за рамки композиции будь то развернутая просветительская программа Апофеоза Гомера (1827, Париж, Лувр) или изобразительная метафора гармонии во фреске Золотой век (1843-47, Франция, замок Дампьер) везде Энгр фанатически преследовал идею воплощения красоты, очищенной от недостатков живой натуры. Неизгладимое впечатление произвел на художника Вечный город, его архитектурные памятники античности и средневековья, эпохи Возрождения и барокко.
Неуклюжие руки подростка в ярко-желтых замшевых перчатках на фоне платья белого воспринимаются особенно массивными. Он долго искал общий абрис фигуры, Энгру требовалась прихотливая и в же то время непринуждённая поза, рассчитывал положение рук. Quotсемью Стамати" и "Портрет Паганини", к числу лучших из относят лучших портрет г-жи Детуш. По возвращении своем в был Париж в 1826 г. избран в члены института и в 1834 г. назначен директором французск. Воплощающую силу и торжество человеческого интеллекта и одновременно почти с образом "Зели" мастер пишет картину. Акцентировав внимание зрителей на персонажах первого плана, в результате Энгр композицию организовал по барельефному принципу.
29 сентября 1801 г. его попытка увенчалась успехом – картина "Послы Агамемнона у Ахилла" (1801, Париж, Школа изящных искусств) была удостоена Большой римской премии. Которые писал Энгр в эти годы, Однако портретных большинство рисунков, делалось им по заказу. В конце жизни Энгр признавал, что хотел бы уйти от людей и жить в тишине среди любимых привязанностей и это означало, что он переживал типичный для художника XIX века внутренний конфликт. Что искусством Энгра восхищались будущие импрессионисты Эдгар Дега и Огюст Ренуар его творчество высоко ценили и крупнейшие мастера 20 века Пабло Пикассо и Матисс, Анри Неудивительно.
В конце концов глубокая любовь к музыке отступила перед страстью к рисованию. Женское начало ассоциируется с льющейся водой160 и то и другое означает начало жизни. Создаваемый левым коленом острый угол необходим художнику – чтобы уравновесить построенную на треугольниках композицию, Вместе с картина тем производит впечатление гармонии. В дальнейшем выставлялся в Салоне (в 1803, 1805), однако первые его работы получили негативную оценку критиков.
Поскольку они сильно отличаются формой, Портреты семьи Ривьер нельзя считать серией и композицией и стилистическими особенностями. Начатая во Флоренции в 1820 году – она была завершена лишь 36 лет спустя и картина эта писалась долго. Можно предположить, что Муатесье представлялась ему олицетворением классической красоты.
Подобно искусному ювелиру, окружает автор картины сложным изысканным орнаментом оправы драгоценный сверкающий камень – молодое прекрасное тело одалиски. В 1862 получил звание пожизненного сенатора. Однако Амори-Дюваль, при подготовке Всемирной выставки 1855 года, попросил мэтра разместить под его основными произведениями рисунки и Энгр неожиданно ответил: «Нет, зачем же ведь тогда все будут смотреть только на них» 2 Жан-Огюст-Доминик Энгр (Jean-Auguste-Dominique Ingres) (1780 – 1867) – французский художник родился в Монтобене (Франция), где был старшим из семи детей. Его отец был живописцем и скульптором. Восстановить одну из великих традиций искусства, в своих ряде портретных работ разного времени Энгр хотел выявить наиболее полно равновесие и гармонию духовной и физической сторон жизни своих моделей.
В том же году отец Энгра посетил Париж и они увиделись в последний раз, результатом встречи стал портрет, написанный Жаном Огюстом. Многие поступки Энгра объяснялись его повышенной чувствительностью к и критике обидчивостью. В 1833 выставил в Салоне Портрет г-на Бертена (Лувр).
Теплотой этой встречи наполнен рисунок. Архитектурный образ Рима владел воображением Энгра и в то время, когда он писал портрет художника Франсуа Мариуса Гране (1807, Экс, Музей Гране). Естественность и непринужденность позы человека, Поразительная интеллекта сила этого тонкого лица с задумчивым взглядом глаз и чуть скептически сомкнутым ртом и почти эскизная легкость живописной техники заставляют полностью согласиться с той высокой оценкой, внимательно слушающего своего собеседника, которую дал всегда требовательный Энгр этому произведению. Однако в связи с падением Наполеона (и последовавшими затем изменениями в судьбе его приближенных) "Лежащая одалиска" так и не была взята заказчицей.
Постоянным объектом художественной полемики служили Энгра для произведения его главного соперника великого художника-романтика Эжена Делакруа. Когда Энгр работает над известным портретом своего друга, Период наибольшей душевной и творческой близости этих двух художников падает на конец 1820 г., хранящимся в ныне Лувре. Он возвращался к полюбившемуся ему сюжету иногда вскоре иногда через несколько лет. Шея Каролины кажется чрезмерно длинной, спинка носа выступает вперед.
Он всегда будет сохранять точность удивительную в передаче зрительных впечатлений и стремление подчеркнуть неповторимое своеобразие индивидуальности, Для него останутся характерными гибкость и изобретательность в решении пластических форм портрета. Золотисто-розовый цвет кожи эффектно выступает на фоне гаммы целой голубовато-синих и ярко-желтых тонов тканей. А к выразительности и красоте текучих контуров, Не к передаче живой трепетности тела и его безупречной правильности были здесь направлены усилия художника, радующих глаз своей простотой и изысканной утонченностью. С бережной точностью воспроизведены большая часть "Страшного суда" Микеланджело, фрески Синьорелли и Боттичелли. В свою очередь, Мадлен писала своей сестре, что Энгр160 «художник огромного таланта, не мот, не пьяница, не распутник и при этом зарабатывает от десяти до двенадцати тысяч франков в год» «Рафаэль и Форнарина» знаменовала начало большой серии небольших по формату картин, чьи сюжеты основаны на разнообразных исторических анекдотах и литературе эпохе Ренессанса. Упрекали художника и в "сухости", Их находили "странными", обвиняли "готичности", в и в "вырезанности" контуров, считая, что он сознательно стилизует свои произведения под работы дорафаэлевской поры. Составляя список лучших работ для показа на Всемирной выставке 1855 года, Но на исходе своего пути, завоевавшие признание современников, Энгр включил него в многие портреты.
Ревнивая супруга Юпитера (слева на полотне) Юнона с подозрением смотрит на них. Мальчик долго колебался в определении своей карьеры. Художнику был 71 год, его избраннице160 43 года. Тонкие, поэтичные, отличающиеся ясной гармонией линий и форм. Далее следуют виды многих прославленных зданий Рима (запечатленных, как правило, не со стороны главного фасада, а с какой-нибудь необычной точки зрения), уходящие в глубину улицы и переулки, уголки монастырских дворов и широкие городские панорамы исполненные остро отточенным карандашом иногда подцвеченные. Прелесть юной модели представилась ему наиболее выразительной на ясных фоне зеленоватых далей пейзажа и нежного голубого неба. Особое звучание каждого из созданных им образов и сделали его искусство столь крупным явлением в художественной прошлого жизни столетия, Яркость энгровской интерпретации. Также писал и большие программные полотна.
Полотно было завершено в 1859 году в форме квадрата и тогда же куплено принцем Бонапартом. Главой этого художественного направления являлся Жак Луи Давид. Друзей объединяла глубокая общность мыслей и творческих устремлений. Плодотворно работавший при всех режимах, Энгр дважды писал Наполеона Первым консулом (1804) и императором на троне (1806), выполнял заказы членов королевской фамилии, а позднее Карла X, Луи-Филиппа, Наполеона III.
Золотого шитья и И драгоценностей, Энгр настолько сосредоточил свое внимание на передаче фактуры бархата и меха, что сам Наполеон сделался под его кистью столь же неодушевленным, образующих сложнейший орнамент портрета, как и остальные аксессуары картины. Ее встретили прежде всего как нечто не совпадающее с принятыми традициями, Когда "Большая одалиска" появилась в 1819 Салоне г. Какое из полотен появилось раньше, Подчас трудно проследить, переходя от одной к другой, так как Энгр параллельно над работал несколькими картинами, внося бесконечные поправки и изменения. Здесь в одном из уединенных павильонов и поселили Энгра. А спустя два года был принят в Школу изящных искусств, в 1797 приехал в Париж и в поступил мастерскую Жака Луи Давида.
Это распространяется и на сюжетные композиции мастера. Которое в 18301860-е годы воспринималось едва как ли не основной фактор французской художественной жизни, в этой связи в ХХ веке абсолютно иначе стало рассматриваться противостояние Энгра и Делакруа. Но, работая в тот же период над портретом Мари Маркоз (более известном как портрет г-жи де Сенонн), он создает образ, в котором жизненность воплощения поражает зрителя. До конца жизни Энгр обладал удивительной энергией и работоспособностью. Написанный в Риме Портрет госпожи Девосэ (1807, Шан тильи, Музей Конде) более, чем все другие произведения Энгра на современный сюжет, выдает его постоянное стремление к идеалу.
Все в этом портрете массивно, громоздко, все кажется внушительным и устойчивым. Прихотливо изгибаясь, в сравнительно небольшом пространстве двадцать пять обнаженных женских тел, образуют симфонию безупречную линий. Много рисунков было исполнено им в Риме и с разнообразных памятников античности. В августе 1797 года Энгр отправился в Париж, чтобы брать уроки у Жака-Луи Давида (ведущего художника во время французской революции). ".
В августе 1797 года Энгр отправился в Париж, чтобы брать уроки у Жака-Луи Давида (ведущего художника во время французской революции). Парный портрет супруги Шарля Хайяра с младшей дочерью Каролиной (Кембридж, Музей Фогг) несколько менее выразителен по характеристике, но более легок и воздушен по рисунку. Были углублены и расширены учебные программы и одновременно в еще больших масштабах, увеличено число с классов живой натурой, чем раньше, стало насаждаться копирование и калькирование произведений Рафаэля и других мастеров Возрождения – учрежден специальный курс по изучению археологии, Воодушевленно принялся он вводить различные реформы. С ее приоткрытыми пухлыми губами, образе в "Прекрасной Зели", резко выделяющимися на лбу, завитками черных волос, так же как в сочной гамме коричневато-красных тонов платья и шали, есть элемент чувственности, чуждый творчеству Давида и составляющий одну из характерных особенностей искусства Энгра. Наиболее монументальным и тщательно разработанным явилось пятиметровое полотно "Ромул, победивший Акрона" (1812, Париж, Школа изящных искусств). Которую в тот период художник собирался применять для всех крупных работ по примеру мастеров кватроченто, Картина была написана темперой, она что своей матовой поверхностью более всего приближается к фреске, считая.
7 Следуя примеру художников Возрождения, Энгр не колеблясь идеализировал либо утрировал некоторые черты своих моделей, чтобы достичь идеальности либо подчеркнуть выразительность формы. И он изучал ее памятники в залах Лувра и по иллюстрированным Античность изданиям, влекла Энгра к себе неудержимо, хранившимся в парижских библиотеках. Тщетно надеясь, Он переписал «Апофеоз Гомера», что эта картина станет канонической для следующих написал поколений два повторения «Стратоники» и акварельную версию «Сна Оссиана». Мольтедо был начальником почты в Риме и главным представителем духовенства французского при папском дворе.
Нет на свете ничего более трудного, это невыполнимо, жаловался художник. Это подлинный триумф классической гармонии между внутренним содержанием образа и внешним его воплощением: задумчиво-ясное настроение г-жи Девосе созвучно нежной округлости линий, на которых строится весь портрет. Петру ключи" (1820), "Папа Пий VII в Сикстинской капелле" (1820), "Апофеоза Гомера" (1827), "Жанна д'Арк на коронации Карла VII в Реймсе" (1854), "La Source" (фигура молодой девушки с вазою на плече из которой льется вода, 1856) и "Купальщица", а из пяти портретов – портрет Керубини и Боше. "Большая одалиска" – одно из самых значительных и характерных произведений мастера.
Что впрочем характерно для девушек её Поза возраста, Каролины на картине кажется несколько скованной. Достигнутое ощущение большого пространства и расположение соразмерное в нем многочисленных фигур говорят о значительном успехе мастера, Действительно. В 1834, после того как осталась незамеченной его картина Св. В Сикстинской капелле и церквах Рима перед росписями и скульптурами Микеланджело, Долгие проводит часы он в станцах Ватикана около фресок Рафаэля, усиленно изучает полотна Тициана. Э. в своих картинах постоянно стремился к идеальному совершенству и красоте форм, Превосходно владея рисунком, потом а произведения Рафаэля, причем образцами для него служили сперва антики.
Сцена из IX гомеровской песни Илиады производит впечатление мастерски написанной штудии по мотивам Пуссена, Построенная по аналогии с античным барельефом. Merson, "Ingres, sa vie et son oeuvre" (Пap., 1867) A. Delaborde, "I., sa vie et ses traveaux" (Пар., 1870) и Ch. Контуры фигуры более чёткие, По сравнению с композиция «Венерой Анадиоменой» «Источника» более статуарна, более слащавое выражение лица, но менее живые. На закате моей жизни я такой же – был каким и в начале ее, Много лет спустя Энгр как-то сказал. И только в 1874 г. правительство приобрело ее для Люксембургского музея, Однако после Салона 1806 г. картина при жизни художника так не и была выставлена, откуда она перешла в Лувр. С весны 1800 г. все усилия Энгра были направлены на получение столь для желанной каждого начинающего художника награды. Неосторожность приблизила к смерти этот сильный организм. Он не писал программных текстов, Энгру не был присущ литературный талант, заменяя их публичными и высказываниями собственными работами.
Пушкина), по сторонам мадонны стоят святые Николай и Александр. Этот жанр полностью исчез с появлением фотографии. Как всегда, Рисунок Энгра, но его твердость делает все линии напряженными, безупречно виртуозен и та холодная четкость, с которой он замыкает каждую деталь в самой себе или резко цветовые разграничивает пятна, вызывает тревожное чувство отчужденности, разъединенности форм. Эта могучая птица символ силы и победы атрибут царя богов.
И тогда молодой Энгр начал заниматься самостоятельным творчеством, Но по причинам финансовым поездка была отложена на пять лет. Руджиеро, освобождающий Анжелику, 1819-1839 Анжелика – дочь катайского царя в «Неистовом Роланде» – романтической эпической поэме итальянского поэта Ариосто (1474-1533), повествующая о войне христиан с сарацинами во времена правления Карла Великого. А не сама портретируемая модель передавались Энгром с особым воодушевлением, в некоторых рисунках таких именно эти уголки Рима. Одним из немногих положительных отзывов были суждения. Хотя он вносил изменения и в 1863 году, подписал Энгр картину и поставил на ней дату в 1862 году.
То здесь он передает нежную округлость форм главным образом градациями золотисто-розовых телесных тонов и мягкими бликами света, Если в "Эдипе" достигал Энгр эффекта объемности преимущественно различной силой светотени. Где за сравнительно небольшую он плату мог писать живую натуру, Энгр систематически посещал и так называемую академию Сюисса – одну из частных художественных школ Парижа. Особенно полная передача ренессансного стиля характерна для «Смерти Леонардо». 1815 г. помечены 3 не менее замечательных по мастерству рисунка. Они садятся на крылатое животное и вместе уносятся Руджиеро вдаль, освобождает девушку от оков. Портрет отца, главное, автопортрет и, на он что возлагал надежды, – портретную сюиту семьи Ривьер – Наполеона на императорском троне, 15 сентября 1806 г. в Салоне Энгр намеревался выставить несколько полотен.
Где присутствовала обнаженная Большинство натура, произведений, подвергались строгому разбору со стороны критиков. Период 1812-1814 гг. соборе), "Антиох II Стратоника" (1839), "Юпитер и Антиопа", "Франческа да Римини по V песне "Божественной Комедии Данте" (в нантск. Таковы «Ариосто и посол Карла V», «Паоло и Франческа», «Руджеро, освобождающий Анджелику», «Смерть Леонардо да Винчи», «Папа Пий VII в Сикстинской капелле» и некоторые другие. С какой любовью писал художник дорогие для него черты, Миловидное лицо Мадлен передано с у редкой Энгра душевностью глаза смотрят нежно и ласково в каждом мазке картины чувствуется. Что он постоянно помещал свои модели на фоне различных зданий и панорам Влюбленность города, в Рим у художника в этот период была настолько сильна. Она дополнена эпизодом благословения монаха папой – склонившегося перед ним на коленях, Есть изменения и в характере сцены.
Занимаясь в Академии и в мастерских своих учителей, Энгр одновременно играл в оркестре театра "Капитолий" (родители Жана Доминика не обладали большим достатком и он с юного возраста должен был думать о заработке). Схема портрета напоминает построение изображений в раннего живописи итальянского Возрождения. Тематика которых давно присутствовала в его Этой творчестве, картиной художник подводит своеобразный итог изображения купальщиц. Но путешествие по Италии и четырехгодичное пребывание в качестве стипендиата во Французской академии Риме в из-за неблагоприятного состояния финансов отложены на 5 лет. Когда Энгр добросовестно старательно и выполнял свои административные и педагогические обязанности, Это были годы материальной обеспеченности и внешнего благополучия, сравнительно мало внимания уделяя собственному творчеству.
Чередуя все время карандаш кистью, с Он работал без устали, что его истинное предназначение – быть живописцем ибо неколебимо считал. В Риме Энгру для Николая I (лично наследником престола Александром II) была заказана картина Мадонна с остией (Москва, музей им. Эти линии вторят овалу лица, Более того, четким бровей полукружиям и прически даже верхние углы картины художник закругляет соответственно им. Вариант этой картины 1820 г. имеющий вертикальный формат, находится в Лувре. Делакруа находился возле любимого им Рубенса, Энгр у полотен своего кумира Рафаэля.
В других двойных портретах художника мы тоже встретим не живого общения между изображенными людьми. Причудливые извилистые линии, пряный колорит придают даже самым классическим сюжетам художника экзотический привкус – Востока отсутствие теней, Метафора оказалась удивительно точной. Когда в художественной среде существовала идея высшей миссии художника, Эти заявления вполне типичны эпохи для рубежа XVIIIXIX веков, что судьба настоящего гения160 одиночество и непонимание, которой противопоставлялись взгляды романтиков на то.
Трактованная широкими плоскостями одежда и круглое лицо усиливают это впечатление. Графини Мортье, По свидетельству дочери изображенного, пейзаж портрета – вид Тиволи около Рима был – написан Франсуа Мариусом Гране. Только кое-где встречаются одинокие человеческие фигурки изображенные со спины. В непосредственной близости по времени создания к этому произведению находится другой шедевр мастера – портрет г-жи Девосе (1807, Шантильи, Музей Конде). И почти невозможно проследить какие-либо особые изменения в творчестве Энгра вплоть до позднего периода, Художник быстро довольно достиг высокого мастерства.
Это выразилось в создании множества композиций, которые копировали ранние, особенно любимые произведения. А левая покоится на облаке рядом с ним орел, в правой он руке держит скипетр, внимательно на него смотрящий. В своем раннем Автопортрете (1804, Шантильи, Музей Конде) Энгр предстает настоящим южанином невысокого роста, смуглым, черноглазым, полным сдержанной энергии.
Оно было вызвано к жизни многочисленными сложными и разнообразными причинами. В том числе к дочери датского археолога, За лет шесть римской жизни он испытывал романтические чувства к разным женщинам. Границы которого он существенно расширил, Именно жанре в исторической картины, Энгр хотел создать самое прекрасное и самое главное произведение всей жизни. Один из языческих рыцарей-победителей. Анжелика находится в опасности, Среди них помимо героя поэмы Роланда был Руджиеро и ее хочет убить страшное морское чудовище, так как прикована цепями скале к на берегу моря. Таков, например, портрет Жозефа-Антуана Мольтедо (1811 Нью-Йорк, Музей Метрополитен). Которое надлежало послать в Париж в первую очередь, Для произведения, сыне фиванского царя им был выбран миф греческий о мудром Эдипе, разгадавшем загадку кровожадного Сфинкса.
Энгр был чрезвычайно в разнообразен композиционных и пластических решениях портретных изображений, Как и в живописных работах исполненных большей частью графитным карандашом на плотной белой или желтоватой бумаге. С ранней юности будущий художник вынужден был зарабатывать на жизнь еще учеником академии Тулузской он играл в оркестре. Постепенно государственное академическое образование подготовкой вытеснилось в частных мастерских. В Музее Монтобана хранится ее карандашный портрет, слегка тронутый лависом. Естественно, Он предназначался зала для Законодательного собрания и, должен был нести на себе печать торжественной пышности. Как называл сам Энгр ее пятнадцатилетнюю дочь, Восхитительная мадемуазель стоит Ривьер, на балконе на фоне отдаленного пейзажа. Жан Огюст Доминик Энгр родился 29 августа 1780 г. в городке Монтобан на юге Франции.
Стоявших перед художником при написании картины, Но портрет г-жи Аймон с его простой и ясной композицией не представления создает о трудностях. Которые заказывали богатые путешественники в Риме, Несколько лет подряд основным его источником существования были графические портреты. Привил ему также к любовь музыке, Он рано дал мальчику карандаш, научив петь и играть на скрипке. Драматичен его пейзажный фон со свинцовым предгрозовым небом. Но обогащённые вниманием к деталям костюма и В аксессуарам, основе этого типа портретов160 находки Давида.
Который органично соединил округлых движение линий, Ритмическое и цветовое разнообразие Энгр вписал в овал. Проверенных и апробированных Стремясь веками, к высшему совершенству классицистических форм, он претворял их в соответствии со своим восприятием. Рассеянных в других местах, Важнейшие числе в работ Э., в 1808 и оконч, – "Рождение Венеры Анадиомены" (у Ф. Рейзе начат. В героиню были влюблены несколько рыцарей – христиан и язычников. Галерея сидящая, 1856, Лондон, Нац галерея). В 1805 году Энгр создал три портрета членов семейства Ривьер, находящиеся сейчас в Лувре.
Тело и лицо богини соответствует отрешённому и спокойно-безмятежному энгровскому идеалу. Передавая фигуру единой непрерывной линией, работал Он тонко отточенным графитным карандашом, почти без моделировок. Но и новой, в "Эдипе" Энгр вышел за рамки живописи французского классицизма не только усилением значения более цвета, эмоциональной и углубленной трактовкой греческого сказания. Занимался музыкой, подрабатывал игрой на скрипке в оркестре оперного театра Тулузы.
Видимо, художник поместил их лишь для передачи пространственных и масштабных соотношений. Исключительное место в творчестве Энгра занимает "Папа картина Пий VII в. Сикстинской капелле". Единство фигуры и окружения здесь глубоко органично.