Это было место, куда он стремился когда он был заграницей или чувствовал себя уставшим или истощённым. В картине «Крик» фигуру человека, застывшего в немом крике, с белыми от ужаса глазами, окружает со всех сторон непонятное, невидимое, враждебное «нечто». Здесь он прожил около семи лет (19091915), написал несколько зимних пейзажей и получил возможность заниматься росписью актового зала (Аула) столичного университета.
В этом цикле Мунк синтезирует, собирает все важнейшие элементы человеческого бытия, превращая их в мистерии. Смерти и самоубийства, множество Создав картин на тему болезни, Мунк повторил трагическую судьбу многих своих героев. Что он рисовал, То, а должно было соответствовать сложившемуся у него в сознании образу, не было должно быть похоже на натуру идее. Где он познакомился врачом-психиатром с доктором Линде, Важным этапом для него стало попадание в психиатрическую больницу. Да и название это родилось не сразу. Эдвард Мунк сложился как художник к концу 1880-х годов. Ненависть, Любовь, Смерть, Юность, Рождение, Старость, борьба с силами Природы предстают в их первобытном, очищенном от наслоений, которые принесла цивилизация, смысле.
Мунк впадает в очередную депрессию. Эдвард Мунк родился в семье врача, у него было много сестер и брат, но все они, кроме сестры Ингер, умерли в детском возрасте. Второй возник в 1881-1882 году: Мунку не было еще и двадцати лет, он представил себя в образе «прекрасного Эдварда» с выражением романтической меланхолии на лице, которому вторит общий стиль картины. И Мунк беспощадно отбрасывает эти методы, смело используя цвет, деформируя форму.
Освещённая вечерними огнями, картине На изображена центральная магистраль Осло Карл-юханс-гате. Напоминая набросок, в Автопортрете 1886 года исполнение стало уже значительно свободнее, а глаза, некоторые важные детали лица опущены, рот и очень нос четко проработаны. Мунк вырос в очень религиозной семье. Среди них были Август Стриндберг, Станислав Пшибышевский.
Сталкивая человека и природу, Сопоставляя, Мунк раскрывает перед нами мир внутренний человека, почти всегда ему враждебную или чужую, глубоко запрятанные в подсознании инстинкты. До поездки во Францию он был знаком только с немецким реалистическим середины искусством XIX века и то через его норвежских последователей, Это было для него открытием. Его искусство слишком лично, Мунк Эдвард не оставил после себя учеников, чтобы могла возникнуть школа, субъективно для того. И фактура и цвет и линии подчеркивают ощущение отсутствия воздушной среды. Здесь можно увидеть прообраз уже упоминавшегося Автопортрета в аду.
Чем портреты его современников и пейзажи Норвегии, эти Вот таким образом пейзажи и портреты в большей степени духовные портреты Эдварда Мунка. Где считалось необходимым привлекать к себе внимание любыми способами, в среде богемы, стоял Мунк особняком. Страх перед жизнью, Мысли о смерти, зла борьба с религиозными запретами все это причудливо переплелось в его душе, проявления чувственности и ее ощущение как греха. Дружба между врачом-психиатром и пациентом-художником вошла не только в историю изобразительного искусства, но и в историю психиатрии. Люди в гармонии с природой, Ландшафт, которые теперь изображает Мунк, в жизнь деревне – вот мотивы используя четкие и яркие краски.
Все они основаны на личных переживаниях. Мунк скончался во время оккупации немецкой Норвегии, Несмотря на частичное излечение от душевных недугов, 23 января 1944 года. В 1913-15гг. Им овладели мысли о кознях, которые строят против него враги, он стал не в меру вспыльчив и подозрителен – их разрывы бесконечные и воссоединения, Изматывающий роман с Туллой, наконец, её попытки суицида и инцидент с револьвером дурно сказались на психическом состоянии Мунка. Именно в Берлине, в этой среде, у Мунка родилась идея Фриза жизни. Больная девочка, Танец жизни, – Крик Смерть в комнате больного, к этому времени относятся знаменитые картины Мунка. Грива распущенных волос, Низкий лоб, «Вампир», сладострастно прикрытые тяжелыми веками глаза такой перед нами предстает женщина в «Мадонна», картинах «Пепел». Мунк собрался с силами и за несколько лет до смерти разобрал личный архив и обобщил свое литературное Благодаря наследие, лечению в клинике.
В уединенном месте, в маленьком городке Крагере он купил дом для своих картин и для себя. Ребенком он пережил смерть матери, а затем старшей сестры Софи. Нервные срывы и злоупотребление алкоголем привели к тому, Изначально слабое здоровье, Даниэля доктора Джакобсона, что в 1908 году Мунк с психическим расстройством попадает в клинику известного специалиста в этой области, в которой проводит несколько месяцев. В эту работу Звездная входили ночь, Но несомненно, Вампир, Голос, Мадонна, Крик, Страх, Смерть в комнате больного, Пепел, Ревность и некоторые другие. Палитра ярких цветов подразумевает символ безграничного животворящего света.
Искусство было для него не только формой самовыражения, но единственно возможной для него формой существования оно было тем единственным, что примиряло его с необходимостью жить. Который, Там он создаёт художественную студию и работает над своим первым и последним государственным заказом – проектом росписи актового зала столичного университета, был принят и реализован в 1916 после году, долгих дебатов. В основном состоявшим из таких же, в Германии Мунк сошелся с кружком прогрессивной иностранцев интеллигенции, как он. Пуля раздробила кость пальца левой руки Мастера, который пришлось ампутировать. Ее любовь заманчива и Она опасна, влечет и пугает одновременно, темного начала, она средоточие зла, воплощение греха, плоти.
Обнаженный нерв, Образ человека это лишенный защитной оболочки, болью отзывающийся на малейшее прикосновение. Но в нем не было ничего от артиста, никакого самолюбования. Эти сюжеты, почти ничего не меняя, Мунк пишет по многу раз на протяжении всей жизни. Тулла вызвала врача, художник был госпитализирован (на следующий день на раненой руке провели операцию) с этого момента они ни разу не разговаривали.
Композиционно картина близка к таким работам Мунка, как «Крик» и «Девушки на мосту», в которых также наблюдается любимый художником мотив исчезающей в перспективе дороги и некоторое смещение фокуса к краю полотна. Очевидно, в памяти Мунка существовал образ того места, где он пережил что-то похожее. Во Фриз жизни Мунк включил картины, написанные до того, как он задумал Фриз. Что он рисовал, То, а должно было соответствовать сложившемуся у него в сознании образу, не должно было быть похоже натуру, на идее. Ранние работы Мунка были основаны на французском реализме.
Большинство работ этого периода являются реакцией на впечатления детства и Как эта, что на протяжении всей жизни Мунка были для него и источником вдохновения, которые были настолько сильны и своего рода навязчивой идеей. Эти сюжеты, почти ничего не меняя, Мунк пишет по многу раз на протяжении всей жизни. Человек обречен на поражение, на страдание в неравной борьбе с силами Природы.
Мунк пишет себя совершенно честно, без всякой позы, рисовки. Что она совершила этот поступок специально, Незамедлительно вернувшийся из поездки деловой художник мечется между состраданием к ней и опасениями, чтобы повлиять на него. Именно Норвегия давала его искусству те импульсы, которыми оно питалось. В отличие от выполненной в импрессионистской манере «Весны на улице Карла Юхана» (1890), «Вечер на улице Карла Юхана» отличается мрачным, тревожным настроением.
Спустя несколько дней между Мунком и Туллой произошёл загадочный инцидент, в результате которого художник прострелил себе руку по одной из версий Тулла пригрозила ему самоубийством и он попытался вырвать у неё револьвер, сам же он утверждал, что сам выстрелил в себя по велению «бессознательного»: «Может быть, другая воля почувствовала, что выхода нет, что если всё будет так же, как раньше, то это Смерть для меня. ». Индивидуальное, Все то неповторимое, впервые именно прозвучало в это время 1880-1890-е годы, что мы называем искусством Мунка. Эпатажа буржуазных условностей, Он был типичным представителем богемы конца века в смысле буржуазному противопоставления образу жизни, буржуазной морали. Присутствие этого ужаса чувствует только он (на втором плане художник пишет фигуры двух людей, безмятежно и мирно беседующих друг с другом). В 1916 году он купил дом в Экелю. Так известно несколько вариантов «Больной девочки» с 1886 до 1930-х годов. Когда Мунк пытается отобрать у девушки пистолет, она случайно нажимает на курок.
К этому времени относятся знаменитые картины Мунка: «Больная девочка», «Смерть в комнате больного», «Крик», «Танец жизни». Вокруг него могли бы собраться единомышленники, Он бы мог стать лидером художественного направления, но его это не интересовало. Написал несколько зимних пейзажей и получил возможность заниматься росписью актового зала (Аула) столичного университета, он Здесь прожил около семи лет (19091915). На рубеже 1900-х Мунк пережил неудачный роман с богатой молодой норвежкой по имени Тулла (Матильда) Ларсен.
Где несколько лет работал над дизайном Аулы, для в Крагерё он создал художественную студию. По замыслу «воскрешение» девушки должно было разжечь чувства художника. В 1889 году Мунк снова уехал в Париж и на этот раз пробыл за границей около двадцати лет. В большей степени «автопортретны» пейзажи и портреты других лиц.
И Мунк беспощадно отбрасывает эти методы, смело используя цвет, деформируя форму. Низкий лоб, грива распущенных волос, сладострастно прикрытые тяжелыми веками глаза такой перед нами предстает женщина в картинах «Мадонна», «Вампир», «Пепел». Присутствие этого ужаса чувствует только он (на втором плане художник пишет фигуры двух людей, безмятежно и мирно беседующих друг с другом). Застывшего в немом крике, в картине Крик фигуру человека, окружает со всех сторон непонятное, с белыми от ужаса невидимое, глазами, враждебное нечто. Трудно отнести его искусство к какому-то определенному направлению.
В 1889 году Мунк снова уехал в Париж и на этот раз пробыл за границей около двадцати лет. Его жена, которая была моложе своего мужа на 20 лет, умерла от туберкулеза, когда Эдварду было пять лет. Художников, Но имя Мунка с этого момента стало известным в среде интеллигенции, прожил где до 1909 года и художник остался в Германии. Эти картины показывают две противоположности – мужчину и женщину. Только на выставке 1918 года впервые прозвучало это название «Фриз жизни». Значительная часть которых на экспонировалась международных выставках, Из-под его кисти здесь выходило много картин.
Состав цикла не был постоянным. Эпатажа буржуазных условностей, Он был типичным представителем конца богемы века в смысле противопоставления буржуазному образу жизни, буржуазной морали. Только на выставке 1918 года впервые прозвучало это название Фриз жизни. Застывшие в вязкой, Те же кораблики, свинцовой воде так же плотно прижато красное низкое небо к темно-лиловой земле, как масло, разлитое не пропуская и глотка воздуха.
Индивидуальное, Все то впервые неповторимое, прозвучало именно в это время 1880-1890-е годы, что мы называем искусством Мунка. По всей видимости, Отношения между ними, но наложили на глубокий Мунка отпечаток, продлились недолго. Каждый раз он показывает свое лицо, настойчиво желая узнать что-то новое о своем «я».
Милли имела репутацию кокетки и, по всей видимости, не воспринимала ухаживания Мунка слишком близко к сердцу художник же, неопытный в любовных делах, относился к их роману со всей серьёзностью, не говоря уж о том, что связь с замужней женщиной означала для происходившего из глубоко религиозной семьи Эдварда нарушение строжайшего табу. Который, у них бурный начинается роман, продлится несколько лет, несмотря на частые ссоры. Традиционные методы не могли помочь художнику выразить эти ощущения, образы.
Вот таким образом эти пейзажи и портреты в бо. Интересно, что пейзажный фон в этой картине и в картине «Страх» 1894 года абсолютно одинаков. Смерти, Впоследствии в своем творчестве Мунк снова и снова возвращался к о воспоминаниям болезнях, печали. Мунк пишет себя совершенно честно, без всякой позы, рисовки. В поздние годы, Мунк нарисовал несколько картин с использованием моделей.
Сестра будущего живописца, Софи, также скончалась от этой болезни в 15 лет. Он вырос в норвежской столице, Кристиании (ныне Осло). Он также продолжил работу над графикой, включая литографические портреты. Свою внешность он ненавидел как проявление своей физической оболочки.
Прячась в своем доме, Художник все удаляется больше от людей, оставаясь наедине со своими картинами. Бесчисленны оставленные им автопортреты. Грива распущенных волос, Низкий лоб, сладострастно Вампир, прикрытые тяжелыми веками глаза такой перед нами предстает женщина в картинах Мадонна, Пепел. Биографических и литературных заметок столице Норвегии, Перед смертью Мунк завещал свою коллекцию обширную картин. Название картины, это последнее, о чем я думаю, когда пишу, говорил Мунк. На второй картине пейзаж наоборот, – элегантен. Тяжелейшие нервные срывы, в его были жизни запои, увлечение наркотиками и частичная потеря памяти. Дамы в модных шляпках, По тротуару буржуазная движется публика господа в цилиндрах и пиджаках.
Место которое впоследствии стало отправной точкой в творчестве Мунка и в его жизни, Летом 1889 семья Мунка арендовала домик маленький в Осгордстранде на берегу Ослофьорда. В Германии, Но хотя он преимущественно жил во он Франции, никогда не терял связи с родиной. Присутствие этого ужаса чувствует только он (на втором плане художник пишет фигуры двух людей, безмятежно и мирно беседующих друг с другом). Стремление к внутренней свободе молодого толкнуло художника в среду богемной интеллигенции Осло. Уже в 1880 году, в первый год учебы, художник написал автопортрет. Собирает все важнейшие элементы бытия, человеческого в этом цикле Мунк синтезирует, превращая их в мистерии. Да и название это родилось не сразу.
Ее любовь заманчива и опасна, Она влечет пугает и одновременно, темного начала, она средоточие зла, воплощение греха, плоти. На заднем плане изображен рассвет над фьордом – такой, каким его видел Мунк у себя, в Крагерё. Свою внешность он ненавидел как проявление своей физической оболочки. В 1885 году, получив стипендию, Мунк уезжает в Париж, где впервые знакомится с французским искусством.
И хотя он очень часто писал автопортреты, он рассматривал и изучал себя с любопытством постороннего, не узнавая. О количестве и точном составе Фриза исследователи творчества Мунка спорят до сих пор. Мунк проявлял интерес к зарождавшемуся Рабочему Движению. Тема смерти, болезни, угасания становится одной из главных в его искусстве. Кристиан Мунк – брат историка известного П. А. Мунка – служил военным врачом, Его отец, зарабатывая небольшие деньги. В 1902 году Тулла, чувствуя, что Мунк охладевает к ней, попыталась покончить с собой.
В уединенном месте, в маленьком городке Крагере он купил дом для своих картин и для себя. «Гулять по Осгордстранду это будто гулять среди моих картин. Вокруг него могли бы единомышленники, собраться Он мог бы стать лидером художественного направления, но его это не интересовало. Человек обречен на поражение, на страдание в неравной борьбе с силами Природы. Он был очень религиозным человеком.
И хотя он очень часто писал автопортреты, он рассматривал и изучал себя с любопытством постороннего, «не узнавая». Трудно определить стилистическую эволюцию творчества художника. До поездки во Францию он знаком был только с немецким реалистическим искусством середины XIX века и то через его норвежских последователей, Это было для него открытием.
Существующего в нем, Но раз найденное удачное воплощение идеального образа, боясь не упреков в однообразии, Мунк повторяет много раз. Она была горячо влюблена в художника и настаивала на свадьбе, что очень его тяготило. Где считалось необходимым привлекать к себе внимание способами, любыми в среде богемы, Мунк стоял особняком. Мунк мог рисовать, в Находясь клинике, к тому же он увлекся фотоискусством и начал делать пейзажные снимки и автопортреты. Лишённые каких-либо эмоций и отличительных черт лица напоминают безликие Их маски, бледные. Известной в городе светской красавицей, в 1885 году Мунк пережил болезненный для него роман с Милли которая Таулов, была замужем за братом влиятельного художника Фрица Таулова. Выставка вызвала скандал и ее пришлось закрыть.
Ненависть, Любовь, Смерть, Рождение, Юность, Старость, борьба с силами Природы предстают в их очищенном первобытном, от наслоений, которые принесла цивилизация, смысле. Экспрессионизма и реализма, с силой одинаковой в его творчестве проявились черты символизма. Чем портреты его и современников пейзажи Норвегии, льшей степени духовные портреты Эдварда Мунка. Довольно долгое время она привлекала Мунка. Преимущественно ранних лет художника, в Национальной в Галерее Осло можно также увидеть изящные полотна. С этой дружбы началась история арт-терапии – исцеления искусством.
Ландшафт, люди в гармонии с природой, жизнь в деревне – вот главные мотивы творчества художника того периода. Совсем другой человек выступает в прекрасном Автопортрете с сигаретой. Как пациент фотографирует сам себя, Линде Доктор с огромным интересом наблюдал, словно смотрит на себя со стороны. В большей степени автопортретны пейзажи и портреты других лиц. Много картин находится в Бергене. Близ Осло, Норвежский художник Эдвард Мунк родился 12 декабря 1863 года в Лётене умер и 23 января 1944 года в Экели.
В котором он пытался утопить мучительные воспоминания о любовном инциденте, Настоящей проблемой для него в это время становится алкоголь, которые с времени течением переросли в навязчивую идею о самоубийстве. Только весной следующего художник года возвращается в Норвегию и поселяется в портовом городке Крагерё. После некоторых колебаний и противоречий, проект Мунка был принят и осуществлен в 1916г.
Сам Мунк был болезненным ребенком. Когда его роль как ведущего художника Норвегии и это как раз тогда, одного из самых крупных художников Европы была всеми признана. Идущая в противоположном направлении c нею художник, Поодаль от этого человеческого потока виднеется одинокая тёмная фигура, самого идентифицировал себя, вероятно. В его дневнике имеется запись, близкая по своему содержанию к тематике картины: «Прохожие кидают на него странные, многозначительные взгляды, он чувствует эти взгляды они уставились прямо на него эти лица мертвенно-бледные в вечернем свете он пытается уйти в свои мысли, но не может ощущение пустоты в голове он пытается смотреть куда-то вверх, на окно вдалеке и снова прохожие заступают ему путь он дрожит с головы до ног, весь в поту». Придирчиво и беспощадно отклоняя несколько вариантов, Он упорно добивался какого-то точного очень ощущения в картине. Переходного, в творчестве и в самой личности Эдварда Мунка удивительно ярко воплотились времени, черты когда в недрах старого искусства зарождалось и крепло новое искусство, рубежного искусство XX века. При этом моделью, к которой он вновь и вновь возвращался с неизменным интересом, был он сам.
Стремление к внутренней свободе молодого толкнуло художника в среду богемной интеллигенции Осло. Она угрожает художнику самоубийством, в 1902 году Тулла – потеряв последнюю надежду стать женой Мунка решается на меру крайнюю. Данная тема оставалась одной из главных на протяжении всей жизни Эдварда Мунка.
Этот талантливый психиатр отнесся к пациенту с огромным вниманием. Прячась в своем доме, Художник все больше удаляется от людей, наедине оставаясь со своими картинами. Лишь немногие избранные допускаются сюда. Думается, что не имеет смысла искать точных определений, примет того или иного стиля. Это Поцелуй, Меланхолия. Все явления жизни художник «пропускал» через себя, очень индивидуально воспринимая их.
Окружённый лишь своими картинами, в Экели художник жил в полной изоляции и неизменно наивысших удостаивался похвал, которые периодически отсылал на различные выставки. Поскольку считает, Однако художник не намерен вступать в брак, но и свободу, творческую что это ограничит не только его личную. «Название картины, это последнее, о чем я думаю, когда пишу», говорил Мунк. им была написана картина Рабочие на пути домой. Более тридцати лет художник работал над этой симфонией (по собственному его выражению). Но раз найденное удачное воплощение идеального образа, существующего в нем, Мунк повторяет много раз, не боясь упреков в однообразии. Маленькие усы бросают тень на губы, Зрелость изменила лица, черты подчеркнутое слегка фантастическим освещением, взгляд принял своеобразное выражение.
Традиционные методы не могли помочь художнику выразить эти ощущения, образы. В Ауле также находятся два больших холста: История и Альма Матер. Очевидно, в памяти Мунка существовал образ того места, где он пережил что-то похожее. Они неоднократно расставались и воссоединялись и, разошлись, оставшись в прохладно-приятельских отношениях – выступавшей под итальянизированным Эва псевдонимом Мудоччи, в 1903 году у него завязался роман с виолончелисткой Эвангелиной Маддок, в конце концов, но их отношения омрачало всё более болезненное поведение художника.
Состав цикла не был постоянным. Некоторые исследователи считают, что Милли изображена на полотне Мунка «Лунный свет» (1893), тогда как биограф художника Атле Нэсс утверждает, что она «не оставила следа в его живописи». У меня непреодолимое желание писать, когда я нахожусь в Осгордстранде» говорил Мунк.
И фактура и цвет и линии подчеркивают ощущение отсутствия воздушной среды. Эти картины в основном были написаны в 1890-е годы, в периоды летних поездок в Норвегию. Лишь немногие избранные допускаются сюда. Большинство работ этого периода являются реакцией на детства, впечатления Как и эта, что на протяжении всей жизни Мунка были для него и источником вдохновения, которые были настолько сильны и своего рода навязчивой идеей. Но в нем не было ничего от «артиста», никакого самолюбования. Здесь он прожил около семи лет (1909-1916), в 1916 году он купил дом в Экелю. В тот же день между ним и друзьями произошла ссора, Мунк перенёс розыгрыш очень болезненно, позднее ему ампутировали палец в конце 90-ых Мунк годов знакомится с Туллой Ларсен, в которой Мунк повредил себе левую руку, дочерью богатого купца из Христиании. Эдвард Мунк сложился как художник к концу 1880-х годов.
Деформирует фигуру человека в картине Крик, он Так пишет зеленым лицо мужчины в картине Ревность, которая считается первой экспрессионистической картиной в европейском искусстве. Сидящий под большим дубом, На одном них из изображен старик, на фоне грубого и некрасивого пейзажа. Так он пишет зеленым лицо мужчины в картине «Ревность», деформирует фигуру человека в картине «Крик», которая считается первой экспрессионистической картиной в европейском искусстве. Получив стипендию, в 1885 году, впервые где знакомится с французским искусством, Мунк уезжает в Париж. Реакцией на новые впечатления стали картины «Больной ребенок», «На следующий день», «Переходный возраст» (известные во многих повторениях).
Придирчиво и беспощадно отклоняя несколько вариантов, Он упорно какого-то добивался очень точного ощущения в картине. В этом же году он купил собственный дом в Осгордстранде и возвращался туда почти лето каждое более 20 лет. Что пейзажный фон в этой картине и в Страх картине 1894 года абсолютно одинаков, Интересно.
Обнаженный нерв, Образ человека это лишенный защитной отзывающийся оболочки, болью на малейшее прикосновение. Реакцией на новые впечатления стали картины Больной ребенок, На следующий день, Переходный возраст (известные во многих повторениях). Довольно долгое время она привлекала Мунка.
Застывшие в вязкой, Те же кораблики, свинцовой воде так плотно же прижато красное низкое небо к темно-лиловой земле, как разлитое масло, не пропуская и глотка воздуха. Когда его роль как ведущего художника Норвегии и это как раз тогда, одного самых из крупных художников Европы всеми была признана. Он сам привез картины, сам вешал их, придавая этой выставке большое значение. Сидящая на берегу моря и кормящая грудью ребенка, Здесь нарисована женщина, в время то как дети постарше исследуют близлежащие окрестности. Так известно несколько вариантов Больной девочки с 1886 до 1930-х годов. Большинство работ этого времени написаны им во время приездов в Норвегию.
Сопоставляя, сталкивая человека и природу, почти всегда ему враждебную или чужую, Мунк раскрывает перед нами внутренний мир человека, глубоко запрятанные в подсознании инстинкты. Впоследствии созданный в 1963г Музей Мунка вместил в себя уникальную коллекцию картин и других материалов, отображающих различные периоды творчества знаменитого норвежца. «Европейский» период в творчестве Мунка окончился в 1909 году, когда он навсегда поселился в Норвегии. В образах и существовавшие идеях в его воображении, Эти явления, находили свое очень точное воплощение.
Так, женщина в картинах «Фриза» это первая Женщина, это Ева. Большинство работ этого времени написаны им во время приездов в Норвегию. Согласно замыслу автора, роспись Аулы символизирует неисчерпаемые силы жизни. В том же году Мунк покупает дом в Экели – пригороде Христиании.
Так, женщина в картинах Фриза это первая Женщина, это Ева. Осенью 1892 года Мунк был приглашен с выставкой в Берлин. Все они основаны на личных переживаниях.
В Германии, Но он хотя преимущественно жил во Франции, он никогда не терял связи с родиной. Именно Норвегия давала его искусству те импульсы, которыми оно питалось. Когда он навсегда поселился в Норвегии, Европейский период в Мунка творчестве окончился в 1909 году.