Кончаловского «Сирень в корзине» Первая серьезная работа Эдуарда Мане, которая позволила говорить о нем, как о состоявшемся мастере – это «Музыка в Тюильри» (1862), достаточно крупная картина (её размер 76 на 118 см), сейчас находящаяся в Лондонской Национальной галерее.
Дюранти и Мане помирились, Несмотря на этот факт и остались хорошими друзьями самой до смерти Эдуарда, сочтя происшедшее недоразумением. Наконец, остаются еще четыре картины, едва успевшие подсохнуть: «Курильщик», «Гитарист», «Портрет госпожи М», «Молодая дама 1866 года». Мане был признанным авторитетом этой группы, По свидетельству современников, это неформальное собрание было достаточно либеральным, не тем менее, его участники не боялись критиковать Мане. Он просто аналитик холсты его представляют гораздо больший интерес, Повторяю и его произведения для меня имеют ценность точного описания, чем плагиаты его собратьев благодаря такому методу искусство обретает более прочное основание художник истолкователь действительности, сделанного своеобразным и человечным языком. Впрочем, Эдуарду Мане достаточно набраться терпения. Заговорил он свежим и изящным языком, который сбил с толку публику.
Во многих художественных произведениях авторы изображали его многолюдным, веселым и полным жизни местом. Чем больше вглядываешься в препятствие, тем меньше испытываешь страха и недоверия. Мане пишет ее – мулета в руке, одной Одев Викторину Меран в костюм матадора, шпага в другой. Чтобы толпа осталась слепой и насмешливой перед этим гармоническим законченным целым, я не допускаю мысли, отдельные части которого я беглому подверг анализу. В заключение скажу, что в «Молодой даме 1866 года» ясно выражена та врожденная изысканность, которая свойственна Эдуарду Мане как светскому человеку. В стране легкомыслия и отваги, Но во Франции, то смеяться начинают все даже если находятся такие, люди боятся прослыть смешными если в компании три человека издеваются над четвертым, которые склонны бы были защитить жертву от насмешек, то и они трусливо опускают глаза, смущаются, краснеют и криво улыбаются.
Она сразу же привлекла незаурядностью его своего облика – вызывающе-дерзкий взгляд, Однажды художник замечает где-то там девушку лет двадцати, отмеченное яркой красотой, лицо. Он снова обращается к Испании, пишет большую композицию «Gitanos», где представлена цыганская семья: отец, мать с ребенком и подросток, пьющий воду из горлышка кувшина. Какое мне дело до совершенства, о котором мечтает кучка людей. Эта первая школа не могла сломить своеобразия его темперамента, но последствия полученного здесь воспитания, противного его натуре, сказывались на работах Мане даже после выхода из мастерской учителя, в течение трех лет он оставался под его воздействием, он работал, не осознавая ясно того, что он видит, к чему стремится. Максимально упрощает технику, от всех этих «обманов глаза», от всех моделировки, ухищрений уничтожающих хроматические валеры и проецирует формы на плоскость холста, разграничивая их чисто живописно – отказывается от всех приемов «зализанной» живописи, Он целиком покоряется доподлинным склонностям своего творческого «я». И г-н Мане с характерным для него неосознанным дерзновением вторгся в область ему явно непосильную, с пор тех прошло два года. Плод труда новой творческой в индивидуальности, таком случае всегда выбирают самобытное произведение.
Композиция была навеяна художнику гравюрой Марка-Антонио Раймонди с рафаэлевской композиции «Суд Париса». Это движение наблюдается не только в области науки во всех сферах человеческого знания и люди творчества стремятся найти в окружающей действительности четкие и определенные принципы. Мы отказываемся двигаться Любая вперед, новая дорога страшит нас предчувствуя неожиданные пропасти.
Подавшим повод для насмешек и издевательств, Если вернуться к произведениям, что это сумасбродное веселье вызвано не чем иным, то окажется, новизной как картины. Тюильри – это известный парк в центре Парижа, который в 19 веке был любимым местом отдыха горожан. Роль критиков художественных произведений, Наша роль, к изучению этих особенностей для того, сводится к установлению особенностей языка различных темпераментов, чтобы что сказать, же в них по-настоящему нового, сильного и проникновенного.
Что его Христос не Христос может быть, Говорили, написанный на пленере и так для меня это труп, правдиво и сильно мне даже ангелы нравятся в глубине дети с большими голубыми крыльями, полные такой милой и изысканной причудливости. Правда, он еще не обрел себя, он был молодым, неопытным путешественником, попусту тратившим время. Вскоре художник узнал, что жюри салона отвергло «Любителя абсента» (из всех членов жюри за картину проголосовал только Делакруа, сам учитель Мане, Кутюр, проголосовал против). Смешно было бы пытаться превратить такого живописца в мечтателя и мистика.
Которое производит любая картина Эдуарда Мане, впечатление, Первое всегда несколько резковато. Протест нарастает повсеместно мастерские молодых художников бурлят возмущением. Что каждый должен провести это время в мастерской какого-нибудь Для мастера, каждого художника неизбежен более или менее длительный период поисков и колебаний считается, если порою они даже тормозят развитие оригинальных талантов и в этом я не вижу беды советы, никогда не помешают последним в один прекрасный день проявиться да и советы эти рано или поздно абсолютно забываются, если только речь идет о сколько-нибудь ярком даровании.
Будут просить министра облегчить условия. Кто из сотрапезников по кафе Тортони мог догадаться о том, какую рану носит Мане в сердце. Правда натуры и правда живописи, никакого зализывания. Затем его зрение прояснилось, он ясно увидел вещи, язык его развязался и он заговорил. Шутник.
Богатый и пышный пеньюар радует глаз редким изяществом, в движениях молодой женщины неизъяснимая прелесть. Никто не старается найти правильную точку зрения. Но Мане.
В то время как до Мане классическая использовалась перспектива, Здесь также нет дальних планов, которая придавала глубину картинам. – придерживая одной рукой инструмент, она, выходя из кабаре, ест вишни. Рио-де-жанейро, Мореходная школа, заглушали его смех, мальчишеский бунт – сожаления обо всем этом омрачали порою и жизнь радость Мане. Какой бы удачной ни была картина «Уличная певица» – а это живопись сочная, виртуозная, где серые тона юбки и кофточки, обшитой черным шнуром, образуют богатейшие вариации в пределах одного-единственного регистра, – однако полотно это никак не может заменить «махину», создание которой всецело занимает сейчас Мане.
С современной девушкой, Он познакомил нас с Олимпией, которую вы встречаете на улицах кутающей худые плечи изношенную в полинялую шаль. Чтобы именно ее оценили, Но знает и свою силу и хочет, у которых он ищет поддержки и опоры, оценили вне бы зависимости от старых мастеров. Ансамбль представляет собою определенное единство и целостность. Например, Об этом свидетельствуют, написанные на пленэре, многочисленные картины, бок о бок с Клодом Моне в в Аржантее 1874 году. Где это видано.
В резкости переходов, Эта предвзятость как раз и заключается в изящной сухости, о которых говорил я выше. Ибо она является преобладающей и делает тем их я подчеркиваю эту черту произведений Эдуарда Мане, что они есть. Видимая с близкого расстояния, При таком подходе часть полотна, как деталью увеличенной отдалённого вида, является ничем иным. Что если Эдуард Мане своих писал espada и majo 1, Вот таким образом нелишне сообщить, что в мастерской у него были испанские костюмы, то делал он это по той простой причине, расцветка которых ему нравилась. Где имеются конфеты на любой вкус, Так искусство превратилось у нас большую в кондитерскую.
Все в порядке. Соблазненный многообещающими дебютами Мане, к тому же Кадар, восторгами Теофиля Готье, полученной им наградой, подстрекаемый Легро и Бракмоном, предлагает художнику издание целой серии единственным офортов, автором которых был бы только он. В семнадцать лет, ко времени окончания коллежа, в нем пробудилась любовь к живописи. Виноват, Присутствовали при этом и полицейские, которые утверждали, художественные критики, что этого человека побивали камнями за то, что он кощунственно посягал святилище па Красоты. При этом детали исчезли.
Я надеюсь увидеть их снова на Марсовом поле в мае будущего года и рассчитываю, что они окончательно и прочно определят репутацию художника. Правда. Недавно один писатель рассказывал мне, как его однажды бесцеремонно выставили за дверь потому, что он имел несчастье где-то сказать, что он не испытывает неприязни к таланту Декана. Которые при виде картин Эдуарда Мане шарахаются и становятся на дыбы, я хочу взять на себя скромную роль прохожего этого по отношению к пугливым зрителям. Что всегда, я окидываю взглядом историю человечества и вижу, воспроизводить вещи и существа живые средствами искусства, на всех широтах и при любых обстоятельствах люди испытывали непреодолимую потребность творить.
Какое мне дело до философских абстракций. Мой дорогой мастер, Скажите-ка им за погромче, кого они вас принимают, что вы не тот, что для вас картинапросто предлог для анализа. Мане вскоре стал завсегдатаем расположенного рядом кафе Гербуа, Часто покупая холсты и краски в магазине на улице Гранд-рю-де-Батиньоль, так и уже знаменитые Фантен-Латур, среди которых завсегдатаями были как писатели неизвестные и художники, Уистлер, Дюранти, Дега, Ренуар, Моне, Писсарро. Оценив многочисленные рисунки, На этот раз отец, уже не сомневался художественном в призвании сына и посоветовал ему поступать в парижскую Школу изящных искусств, привезённые из путешествия.
Обольщенная публика переходит от одного к другому, сегодня развлекаясь жеманностью Икса, завтра отдаваясь обманчивой мощи Игрека. Особенное негодование вызывает «Музыка в Тюильри». Матовой, Это блондинка с рыжеватым оттенком волос, карими большими глазами, очень бледной кожей, окаймленными такими светлыми ресницами, что их почти не заметно.
Одним из художников, оказавших наибольшее влияние на Мане, становится Веласкес. Но они хоть о чем-то повествуют, Пусть работы Курбе г-на повествуют о чем-то малоприятном и повествуют неплохо. Когда г-н Мане пребывал в хорошем расположении духа, в другом случае, Испанский балет и Лолу из Валенсии это, он Музыку написал в Тюильри, если угодно, картины, раскрывающие, так сказать избыток его жизненных сил, но пестрая мешанина красных, голубых, желтых и черных красок – это никак не колорит, а карикатура на него. Что поэт и художник связаны горячей симпатией, я знаю, что никогда последний не совершал глупости, но считаю себя вправе утверждать, которую делали многие другие, стремясь внести в свою живопись идеи. Как ни странно, Уроки рисования, во многом из-за академичности преподавания, не вызвали у Мане ожидаемого и интереса, мальчик копированию гипсовых изваяний предпочитал рисование портретов своих товарищей, что вскоре стало примером для многих его одноклассников. Неужели вам все еще смешно. Так, обнаженную женщину в «Завтраке на траве» художник поместил, разумеется, только ради того, чтобы написать нагое тело. Мы решительно отказываемся следовать туда за ним. Эдуард Мане стал искать и попытался увидеть мир по-своему, Только избавившись чуждых от ему наставлений.
Как поступил сам художник, Между тем ему следует поступить так, выбросить из памяти картины, забыть о музейных сокровищах и о незыблемости пресловутых правил, нагроможденные умершими художниками, научиться смотреть в природе лицо и видеть ее такою, какова она есть и, наконец, не искать в произведениях Эдуарда Мане ничего, кроме отображения действительности, присущего его личному темпераменту и потому по-человечески прекрасному., престижной ежегодной парижской выставке. Он берет несколько пробных аккордов – пишет этюды деревьев, вид острова Сент-Уэн. «Г-н Мане, парижский испанец, связанный какой-то таинственной нитью с традицией искусства Гойи, экспонировал в Салоне 1861 года Играющего на гитаре, который, признаться, нас чрезвычайно поразил.
Особенно в изображении Певицы, в его больших женских портретах нет и намека на форму, крайне нас возмутившим, где самым непонятным образом, брови, потеряв присущее им расположение, горизонтальное заняли вертикальное, напоминая две темные запятые, поставленные вдоль носа. Картина Мане «Завтрак на траве», на которую художник возлагал наибольшие надежды, была раскритикована и вызвала смех у посетителей салона. Его ждет судьба великих мастеров, таких, как Делакруа и Курбе. Заинтересованных в поддержании веселья толпы и прекрасно поддерживающих, его Существует целая армия людей. Предназначенная лишь для иллюстраций журналов и репортажей, рода Такого сцены природы воспринимались как живопись.
А весь пейзаж его в монолитности, в картине надо видеть не завтрак на траве, с его широкими, в его тонкости, мощными первыми планами и изысканно легкой глубиной. Все сбиты с толку и вот тут одних охватывает веселье, других злоба. Мане отбросил академическую технику «тщательной отделки» картины, в которой не имело значения, рассматривалось ли полотно с близкого или далёкого расстояния. Так как они изучают природу, Наши пейзажисты значительно превосходят в этом отношении исторических и живописцев жанристов, довольствуясь изображением первого попавшегося уголка леса. Рану скрытую, но болезненную, которую лишний раз разбередили эти траурные дни. Передо мною встает та же поэма и когда среди огромного зала с развешанными в нем картинами художников всего мира я охватываю взглядом гигантское это собрание полотен и я без устали перечитываю ее в каждой картине, написанная на тысяче разных языков, восхищенный изысканностью и мощью каждого наречия.
Которые готовы вам доказать, Есть люди, что были подражателями, что Возрождения художники велики именно тем. Редко приходится видеть такую изысканность тона и такую свободу в сопоставлении тканей одного и же того цвета. И когда тот в очередной раз негативно отозвался о его творении, Он снова поинтересовался мнением Кутюра, Мане порвал окончательно с учителем. Дело, пожалуй, в том, что публика, видя, что он пишет сцены с персонажами, одетыми в испанские костюмы, решила: он подражает запиренейским образцам. В сущности все это только смех, только вздор.
По самому характеру его таланта, Вообще, художнику должно быть свойственно большой с силой передавать мертвую натуру, сущность которого я пытался объяснить. Хорошо известная в Пантеона, квартале Молодая женщина, держа в руках бумажный кулек, выходит из кабачка она ест вишни. Размышляя над следующим предложением салону, Мане вновь обращается к офорту. Особняком стоит Эмиль Золя горячий сторонник творчества Мане, ярый защитник его живописи.
Это «одиночество в толпе» мастеру удалось передать просто гениально. Мане был признанным авторитетом этой группы, По свидетельству современников, это неформальное собрание было достаточно либеральным, тем не его менее, участники не боялись критиковать Мане. Успех должен быть полным. Я сказал шедевр и не отступлю от своего мнения. Мы не привыкли к столь простому и искреннему восприятию действительности. Впрочем, все и всё заставляют его сосредоточиться на этих темах. И каждый выносит к суждение, одному и тому же произведению подходят люди разного склада ума, которое подсказывают ему случайные обстоятельства или его образ мыслей.
Именно теперь, когда можно считать, что он почти у цели, когда в состоянии искупить ошибки прошлого (следует отметить, что г-н Мане до самой смерти не знал о связи сына), когда не сегодня-завтра отец увидел бы его в ореоле подлинного триумфа, – именно теперь смерть навсегда унесла парализованного старика. В пару к этой «Молодой женщине в костюме эспада» Мане делает «Молодого человека в костюме махо». Вполне возможно, что в те дни поговаривали даже о том, чтобы устраивать в Париже бои быков – ведь на юге Франции, в Байонне и Ниме, они имеют место уже с 1853 года. В «Музыке в саду Тюильри», наоборот, рассматриваемые с близкого расстояния лица становятся почти абстрактными формами. Она охотно приняла бы то же самое, если бы только оно было иначе ей преподнесено. Публика увидела только соответствующим образом трактованный сюжет.
Четко очерченные силуэты согласуются двумерности в холста и принимают на себя самые сильные тональные сочетания. Может быть, Не как пройдет, Эдуард Мане будет забыт весельчаками и недели, которые найдут себе очередную забаву. Она его обманывает, она ему лжет, они дерутся, когда пьяны, как-то даже до крови, она зла, лицемерна, она необратимо глупа, наконец, но «глупость часто является украшением красоты, – произносит Бодлер своим ледяным тоном, – это она придает глазам мрачную ясность черного омута и маслянистое спокойствие тропических морей». Агрессивных: вот оно, самое подходящее определение. Несмотря на более чем умеренный тариф, покупатели на улицу Ришелье не торопятся. Каковы же мои воззрения в области искусства.
Произведение это – живопись только и живопись, Вибрирующее интенсивными и контрастными аккордами. Показать художника во весь рост, раскрыть его индивидуальность задача вообще нелегкая. Созданных ранее с некоторыми из них они имеют фамильное сходство, Им множество сродни других произведений. Мелодия которых родилась по ту сторону Пиренеев, Шарманщики и уличные певцы оглашают улицы ариями, сегедильями или местного сочинения. Он признается Прусту, что идет от картины Джорджоне. И когда я анализировал темперамент художника, в ней я индивидуальность почувствовал Эдуарда Мане, содержащую в себе все остальные, я имел перед глазами только эту картину.
Вытекающее из точного соблюдения закона валеров, Затем поражает меня необходимое следствие. Но способен ли он на это. В очередной раз Мане меняет мастерскую160 теперь она находится в западной части квартала Батиньоль.
Какое-то сопоставление агрессивных тонов – и только. Художник возлагал большие надежды на реалистичную (чем-то схожую с творчеством Бодлера) картину «Любитель абсента». Но глаза Мане тут как тут, они диктуют свои «впечатления», заставляют руку художника предавать скрытую суть этого лица, раскрывать подробности важные и правдивые, быть может и не совсем приятные, но такие, какие характеризуют данную индивидуальность. А различные темпераменты величинами творческими, Здесь действительность является величиной постоянной, произведениям сообщающими различные особенности.
Что было бы неумно умышленно скрывать на предстоящем торжестве одну из своеобразных самых и самых искренних фигур современного искусства, Жюри поймет. Споры перерастают в возмущение. Что касается меня, то я предпочитаю «Мертвого Христа с ангелами», здесь я снова нахожу подлинного Эдуарда Мане, со всеми особенностями его зрения, с его смелой рукой. Теодора Готье, Среди персонажей картины можно близких увидеть самого художника, Шарля Бодлера и Жана Оффенбаха – а также его близких друзей. Забыв о художниках, Пренебрегши приемами сюжетного повествования, презрев приемы всех этих академистов, чьи картины бьют исключительно на внешний эффект, ориентируется Мане на традиции высокого искусства.
Его персонажи ничего не «рассказывают». Возможно именно этот решительный шаг привёл к тому, что на двух следующих салонах его работы были приняты. Таково уж непостоянство, царящее в мире: Эдуард Мане, принятый в Салон дважды подряд, в 1866 году получил решительный отказ оригинальную, неожиданную «Олимпию» принимают, но зато отвергают «Флейтиста» и «Трагического актера» полотна, которые хоть и отмечены целиком индивидуальностью художника, все же не обнаруживают ее так явственно.
Несмотря на этот факт, Дюранти и Мане помирились, сочтя происшедшее недоразумением и остались хорошими друзьями до самой смерти Эдуарда. Это было бы поучительно. Центральная фигура – девушка-барменша за стойкой, смотрящая на зрителя с тоской во взоре, а на заднем плане кутит разношерстная публика. «Nu». Живопись для них великая Блудница, Но искусство, вечно алчущая юной плоти она будет пить кровь их детей и душить их, трепещущих Куртизанка, на ее ненасытной груди. Но он чувствует себя во всеоружии.
Что исследованию этого вопроса и я обращаю внимание на поведение публики при встрече с каждой новой индивидуальностью только потому и посвящен мой очерк, краткий собственно. Но с появлением его «Завтрака на траве», мне кажется, он с очевидностью обнаруживает ту индивидуальность, которую я пытался кратко объяснить и истолковать. Молодая женщина, одетая в длинный розовый пеньюар, стоит, грациозно склонив голову и вдыхая аромат фиалок, букет которых она держит в правой руке слева от нее, на шесте, склоняется попугай. Мане не перестаёт работать так, Даже в такое тяжёлое для него время, в он Бордо пишет пейзаж порта. В каждом полотне кисть художника говорит одним и тем же языком, простым и точным. Из только что названных картин я предпочитаю «Уличную певицу».
И все же Мане тяжело переживает его кончину. Чтобы передать петицию графу Валевскому, делегатами выбраны Мане и Гюстав Доре. Посмотрим, каковы взгляды толпы на искусство. Ни как литератора к нему надо подходить как к Вот таким образом живописцу, его не следует судить ни как моралиста.
Передо мною, разумеется, одна цель: умерить слепой гнев преследователей, постараться вразумить их, призвать раскрыть глаза и, уж во всяком случае, не устраивать уличного скандала. Та же действительность, Главной темой здесь оказалась бы все та же природа, своеобразные средства, а вариациями те особые, художники которыми передают великие творения природы. Достаточно разумных, Поместите десять человек и все десять превратятся в большого ребенка они будут подталкивать друг друга, перед новой оригинальной картиной, будут самым потешным образом судить этом об произведении. Когда талант человека растет и развивается сих до пор он показал нам лишь некоторые стороны своей творческой личности перед ним еще целая жизнь, Этот ансамбль еще не завершен художник переживает ту лихорадочную пору и потому я не берусь дать его законченную характеристику, перед ним будущее со всеми возможными случайностями.
На голове шляпа с помпонами художник Пока неутомимо множит количество холстов, Позирует брат художника Гюстав – на нем одежда севильца, отец его тихо угасает – смерть наступила 25 сентября. Смысл их существования состоит лишь в том, чтобы служить основой для мелодии красок, то нежных, чуть «журчащих», то светлых, острозвучных нот, паузы меж которыми насыщаются молчанием и покоем. Опасная любовь. Что в свое время был освистан Делакруа, Разве не думать, грустно одержавший победу только после смерти, что этот гений, переживал минуты отчаяния. Перед его глазами уже вырисовывается композиция: две обнаженные дамы и два одетых господина, только не в венецианских нарядах XVI века, а в костюмах эпохи Второй империи группа располагается, как и у Джорджоне, на фоне природы, среди зелени и деревьев это будет какая-то увеселительная прогулка – то ли «купанье», то ли «завтрак на траве», в общем, увеселительная прогулка, рассуждает Мане, подмигивая, – тема старая, которой, однако, его совершенно современное видение придаст новую жизнь. Никакого светского трюкачества.
Чего так хотел гравер Бракмон, в конце мая Кадар вместе с Легро писателем и Ипполитом Бабу учредил Общество аквафортистов. Пьер говорит белое, Растерявшаяся толпа не знает, то в картине этой надо уничтожить пейзаж, Поль черное если поверить одному, а если послушать другого, то надо убрать фигуры, так что в результате не останется ничего, кроме рамы, что, кстати сказать, было бы неплохим выходом – кого слушать. Одни ничего не понимают, другие сравнивают.
Однажды ватага уличных мальчишек встретила Эдуарда Мане и учинила вокруг него скандал, Так, я хоть и был тут всего лишь любопытным и беспристрастным прохожим, который привлек мое внимание. Произведение нравится ей или не нравится вот и все. Известно, насколько успешно он преодолел эту трудность. Затем появляются художественные критики и вносят в эту сумятицу еще больший беспорядок. Которые создают неожиданное и странное впечатление именно их стали бы спокойно и внимательно изучать с надеждой обнаружить в них проявление еще одной грани человеческого гения, Тогда люди с восхищением и направились симпатией бы прямо к тем полотнам. С первых же дней выставки посетители галереи Мартине – а толпа их стремительно растет и ведет себя неспокойно, – крайне к вящему изумлению Мане – проявляют очевидное неодобрение, Вот только одно. Очень редкой у представительниц этой профессии, Викторина обладает всеми качествами великолепной натурщицы прежде всего естественностью, входить в самые разные роли – способность и одновременно свойством замечательно приноравливаться к художнику, которой объяснялись, несомненно, театральные помыслы Викторины помимо этого и еще терпением, пониманием значимости работы живописца, аккуратностью. «Портрет госпожи М» одно из лучших произведений художника. Надо написать «Купанье».
Такой-то цвет рассмешил до слез, Такая-то поза показалась комичной, такая-то уморила линия чуть ли не сотню человек. Сперва Мартине не решился на столь откровенную дерзость и побоялся открывать салон, однако вмешательство императора Наполеона III вынудило его провести выставку, сразу же получившую название «Салон отверженных». Верность тонов определяет планы, наполняет картину воздухом, всему придает силу. Вскоре последовала новая трагедия: повесился Александр, мальчик, помогавший Мане в мастерской и ставший персонажем его картины «Мальчик с вишнями». Я хочу анализировать только факты, а произведения искусства это не что иное, как факты. И лишь в 1879 году Салон оценил упорство художника: полотна Мане «В теплице» и «В лодке» были встречены очень тепло. Но этого мало.
Чтобы понять и оценить этот талант, нужно повторяю еще раз позабыть о тысяче вещей. Яркий летний день играющие дети – толпы отдыхающих, Таким же он выглядит и картине на Эдуарда Мане. Он стал бы любимцем публики, Если бы художник всегда писал такие головы, он остался бы тогда всего лишь эхом, осыпали его бы похвалами и деньгами правда и мы никогда не узнали бы той прекрасной простоты, которая составляет особенность его таланта. Он снова поинтересовался мнением Кутюра и когда тот в очередной раз негативно отозвался о его творении, Мане окончательно порвал с учителем. Боже, какое неприличие.
После возвращения в Париж, в июле 1849 Мане года, ещё раз безрезультатно попытался сдать экзамен в Морскую школу. Художник уже размышляет о следующем салоне и в расчёте на это пишет картину «Старый музыкант», хорошую в плане исполнения, но явно слабую в построении композиции. Не начинаете ли вы чувствовать, что в этом таланте есть еще что-то, кроме черных кошек. Сходство достигается только тогда, когда картину разглядывают с определённого расстояния. Только в 1860 году им был написан «Любитель абсента» полотно, где еще чувствуется неясный след влияния Тома Кутюра, но где уже есть зачатки собственной манеры художника. Очень тонкая и очень крепкая я предвижу, Живопись в нем подробная и сдержанная ибо толпа любят рассматривать вещи вблизи и не терпит слишком грубых шероховатостей, что эта вещь будет иметь успех на выставке художника, от проистекающих искренности и своеобразия. На лето 1870 года приходится апогей франко-прусской войны, затеянной Наполеоном III.
Художник пишет искрение и убежденно это не вызывает сомнения вопрос только в том – талантливы его произведения или же он глубоко заблуждается, сводится Дело к следующему. Каждый вновь появляющийся всегда чудовище, паршивая овца в стаде. Дробясь, Искусство как расчленилось бы великое государство, образовало множество маленьких республик. И вы выбрали Олимпию, Вам нужна была обнаженная женщина, сверкающие цветные пятна, первую встречную нужны вам были светлые и вы взяли букет вам нужны были черные пятна и вы поместили в углу негритянку и кошку. Моделированном большими планами света, в женском теле, образующем в глубине восхитительное белое пятно среди зелени, мягких в и плотных тканях и особенно в обаятельном силуэте женщины в рубашке, в широком просторе, в пленере, в уголке природы, переданном с такою верностью и простотой, как раз и заключается все обаяние произведения, в котором художник выразил своеобразие и исключительность своей натуры. Находясь в постоянном поиске, он принимается за написание следующей картины «Уличная певица», натурщицей для которой стала Викторина-Луиза Меран, юная провинциалка, стремившаяся выбиться из нищеты любыми методами.
Министр принимает посланцев «самым любезным образом» Слишком хорошо. Мода на Испанию нынче сильнее, чем когда-либо. Тематическая и техническая новизна снова картины вызвала удивление и непонимание близких Мане. У нее нет ни методы, ни точки зрения. Каждый старается понравиться и победить, Скопище же ограниченных декораторов мещанских создает невообразимую шумиху каждый из них провозглашает свою жалкую теорийку. Никогда еще Мане не отваживался на холст такого большого формата. Упрёки и грубая критика стороны со Дюранти вынудила Мане вызвать последнего на дуэль, Правда, приведя к ранению обидчика, которая и состоялась – не обошлось и без казусов.
Что он может анатомировать этот организм, Для критика огромная радость сознавать, с его сердцем, затем а воссоздать живого человека во плоти со всеми его нервами, с его мечтами. Что его художественное завершено, образование в 1859 году Мане решил, престижной ежегодной парижской выставке и принял решение выставляться в Парижском салоне. Впрочем, тут есть и предвзятость: искусство живет только фанатизмом. Именно его поздние произведения, Возможно, оказали огромное влияние на становление движения в импрессионизма, особенности знаменитые бодегоны. Какой натурщицей была бы эта девушка.
«Трагический актер» портрет Рувьера в роли Гамлета, одетого в черное, замечателен по выполнению. Во время осады Парижа в 1870 году Мане, как убеждённый республиканец, остался в столице. Но в данном случае я склонен рассматривать долгое и трудное ученичество Эдуарда Мане как признак самобытности. Посещая музеи в Дрездене, Обратный путь во Францию был долгим Мане много ездил по Центральной Европе, Вене Мюнхене и Праге. «Мальчик со шпагой» мальчуган с наивным и удивленным взглядом, держащий обеими руками большую шпагу с портупеей.
Он с трудом находил интересные сюжеты – некоторые элементы заимствовал откровенно у известных художников, Фиаско на некоторое время сбило Мане с индивидуального пути. После анализа синтез. Речь идет уже не о двух или трех картинах речь идет по меньшей мере о тридцати произведениях и о шести годах работы и развития таланта. В ней весь художник и только он один. Вот как я объясняю рождение всякого подлинного художника, в частности, Эдуарда Мане. Стоит актеру споткнуться, вспоминая этот казус – и зал весь уже охвачен безудержным смехом даже на другой день люди будут хихикать, Посмотрите в театре.
Так сказать, Публика даже не постаралась вникнуть произведение в она все время держится, на поверхности. Художник весь превращается в зрение и наблюдает этот в объект разнообразных, Находясь перед каким-нибудь объектом, воздействующих друг на друга цветах. Что между его первыми произведениями и работами этих мастеров есть известное сходство, ведь Согласен, каждый из нас чье-то детище. Его глаза слишком правдивы, непримиримы и рука волей-неволей должна повиноваться им. Наиболее характерным для его Она таланта, останется произведением, высшим доказательством его мощи.
В это же время один из организаторов салона Луи Мартине, осознавая трудности для признания на салоне молодых художников, организовал альтернативную выставку, среди картин которых были и творения Мане: «Мальчик с вишнями», «Читающий» и получивший признание «Гитарреро». Чтобы уничтожить его последние произведения, Это те первые произведения художника пользуются которыми как булыжниками. Что меня прежде всего поражает этих в картинах это безупречная точность в соотношении тонов. Будущее принадлежит ему сам я не рискнул бы ограничить его только настоящим.
Стараясь овладеть мастерством, он просматривает множество старых эстампов. Сами того не сознавая, Мы все, упрямо бредущие по проторенной тропе, в большей или степени меньшей рутинеры. Увиденное с такой точки зрения, Произведение искусства, говорит о целой эпохе, рассказывает мне историю души тела и о целом народе. Это нечто неосознанное, это сама натура художника.
В 1864 году Эдуард Мане выставил «Мертвого Христа с ангелами» и «Бой быков». Эдуард Мане подумал: зачем же лгать, почему не сказать правду. Он-то свои слабости знает.
Увлечение старой живописью обусловило многочисленные путешествия Мане. У нее маленькое, но сильное, тонкое изящное тело. Ничего неожиданного в этом не было – старый судья дряхлел день ото дня. Даже двух они закрывают глаза, Родители готовы любовницу, терпеть на необузданность сердца и чувств, если это необходимо. Как известно, Смех и в одно прекрасное утро Париж, проснувшись, заразителен, находит себе еще одну новую забаву.
Чему учился в музеях, Он постарался забыть все, которые получил из вычеркнуть памяти все советы, картины, которые ему приходилось видеть, перед лицом натуры остался художник со своим особым складом ума, со своим, только ему присущим зрением и этот художник начал по-своему изображать увиденное. Все дело в воспитании. Тореадоры и коррида – популярные темы для разговоров. Но, подчиняясь собственному темпераменту, они принимали его с некоторыми неизбежными для них оговорками. Женщина без малейшего намека на одежду среди двух одетых мужчин. Что все это означает.
Он работал в течение шести лет, перед вами его произведения. Меня как человека интересует человеческая природа, моя великая праматерь человеческое творение, произведение искусства трогает и восхищает меня постольку, поскольку в его основе я обнаруживаю художника, брата, который показывает мне природу в новом аспекте со всей силой или со всей нежностью своего «я». Видишь, Приближаясь к картине, нежели резкая художник пользуется только широкой кистью, техника что скорее деликатная, причем очень осторожно нигде нет нагромождения краски, кладка везде компактная. Теперь, предупредив публику, мне значительно легче высказать свои взгляды. Звучащей, в этой насмешке, похвалой, по сути дела, есть много верного и здесь и там приемы одни и те же краски положены плоско, с той только разницей, что ремесленники пользуются чистыми тонами, не заботясь о валерах, в то время как Эдуард Мане их усложняет и устанавливает между ними точные соотношения. Наука стала искать прочные основания и потому вернулась к точному наблюдению фактов, Сейчас проблемы все снова поставлены на рассмотрение. Вот в чем, как мне кажется, заключается то, что называют законом валеров.
Находят, что Эдуарда Мане что-то роднит с испанскими мастерами и он нигде не подтверждает этого в такой степени, как в «Мальчике со шпагой». Он развертывается во всей своей широте, в своей искренности и мощи. Я не теряю надежды, что кто-нибудь из них еще выступит и скажет правду. Я утверждаю, что эта картина поистине плоть и кровь Эдуарда Мане. Отсюда недалеко и до обвинения в плагиате. Это расхваливание и это постыдное мелкое торгашество, это восхищение всякой дрянью совершается во имя так священных называемых законов искусства. Этот Мане, по-видимому, решил бросить публике вызов.
Темно-синий цвет куртки, Желтый цвет галуна, красный цвет здесь штанов все это только широкие пятна. Однако, картины встретили полнейшее неприятие публики и старших коллег Мане по цеху. У нее нет ни малейших убеждений, которые умеют за себя постоять – как я уже сказал, Толпа и в концов конце она всегда признает людей, большой ребенок. Край стола, на котором стоит бутылка, не согласуется с перспективой.
Которые, Человеческое творчество развертывается между прошлым и бесконечным будущим каждая эпоха приносит с собой новых художников, приносят свою индивидуальность, свою в очередь. Но какое «nu» Как-то летним воскресеньем того же года, прогуливаясь вместе с Прустом по Аржантейю, он разглядывает с берега плавающие по Сене ялики, смотрит, как плетутся в воде женщины и внезапно ему на память приходит луврская картина – «Сельский концерт» Джорджоне. Выставлено пятьдесят работ лучшие картины, созданные за десять лет творчества. Свистки, улюлюканье, кто-то пытается даже ткнуть в картину тросточкой. В этом своеобразие, неповторимая прелесть произведения. Которое он хотел сказать, Новое слово, он но не мог его произнести, вертелось у него на языке.
Несомненно, в самом теле подростка очаровательная бледность это шестнадцатилетняя девушка, которую Эдуард Мане писал такой, натурщица, она какая есть. Это сообщает произведению особую четкость, глубокую правдивость и редкое обаяние. Я чуть не забыл четыре замечательные марины «Пароход», «Бой «Кирседжа» и «Алабамы», «Морской вид в тихую погоду» и «Рыбачье судно, возвращающееся с попутным ветром», великолепные волны которых свидетельствуют о том, что художник был на море и любит его, а также семь картин натюрморты и цветы, которые, к счастью, уже становятся общепризнанными шедеврами.
Едва только пришла ему в голову эта мысль, он выбрал какой-то объект живое существо или вещь, поместил его в своей мастерской и стал воспроизводить на холсте согласно особенностям своего зрения и своего понимания. Мимо лепета псевдоиндивидуальностей и тогда презрительно прошли бы мимо копий, которые есть не что мимо иное, всех этих грошовых картинок, как плод проворных рук. Вместе с тем картина вызывала и самое большое внимание, впоследствии став символом Салона отверженных 1863 года. Хорошо ли, Худо уличил ли, мальчишек, но я составил протокол, постарался вырвать художника из их рук и отвести его в безопасное место.
Каким действует сама природа, Это чудо создано верностью глаза и незамысловатостью почерка художник действовал тем же способом, большими планами света, светлыми массами и произведение его отличается свежим и суровым характером самой природы. Исполняющие каждый свою мелодию в том кошачьем ужасающем концерте, Критики это музыканты, слыша только собственный инструмент, который они вместе разыгрывают. Мане упрекали в подражании испанским мастерам. К такой сладенькой лжи, Наши художники ее не балуют они приучили ее к таким пошлостям, что она решительно отказывается от и суровой смелой правды. Несколько деревьев и в глубине река, в картине немного зеленой листвы, обнаженной женщиной, в которой плещется женщина в рубашке на плане переднем двое молодых людей сидят перед другой, которая только что вышла из воды и обсыхает на воздухе.
Которое я охотно променял бы на чуточку положительности, Французское остроумие и горланы вот начинают развлекать скучающих, вмешивается в дело. В то время как до Мане использовалась классическая перспектива, также Здесь нет дальних планов, которая придавала глубину картинам. Его стесняет не сама идея заимствования. Необычной была сама тема картины реалистический и неприукрашенный портрет пьяницы, воображением порождённая художника – а не аллегория, Неприятие салоном картины было вполне обосновано.
«Из вас ничего не получится», говорит учитель, что означает: «Вне меня нет спасения, а вы не я». После франко-прусской войны и Парижской коммуны ещё художник ближе сходится с молодыми импрессионистами. Неужели он по-прежнему кажется вам забавным шутником. А теперь я прошу читателя, у которого хватило терпения дочитать до сих пор и готового меня понять, чтобы он встал на единственно разумную точку зрения, позволяющую здраво судить о художественном произведении. Художник уже размышляет о следующем салоне и в расчёте на это пишет картину «Старый музыкант», хорошую в плане исполнения, но явно слабую в построении композиции.
И вот, просматривая однажды альбом старых эстампов. Своеобразие вот главное пугало. Во Франции была объявлена республика, Имперский режим рухнул ранней осенью 1870 года, военные но действия шли с прежним размахом., где по выходным парижская богема собиралась для прогулок и светских бесед. Перед безвременной кончиной маэстро создал свое последнее полотно – «Бар в «Фоли-Бержер».
Губы две тонкие розовые – полоски глаза всего лишь несколько черных штрихов, Посмотрите на голову девушки., сделавшей художнику первый в жизни заказ, он им очень гордится. Не сегодня-завтра он будет понят и признан. Две другие картины «Испанский балет» и «Музыка в Тюильри» в свое время подлили масла в огонь. Он видит все светлом в тоне и видит обобщенно – Все своеобразие художника заключается в особенностях его зрения.
Что Эдуард Мане не раз наблюдал, я уверен, как его испытывали знакомые в его присутствии внезапное и странное замешательство. Он выставляет «Поругание Христа стражей» и свой шедевр «Олимпию». Ничему не учит, не Сердца трогает, ни светского адюльтера, ничего не утверждает – ни тебе разграбления города, ни нежного отношения девочки к своей маленькой собачке. Так как в Лувре найдется более полусотни полотен, Между такое тем мнение было грубейшим заблуждением, где соединены одетые и обнаженые фигуры. Губы становятся тонкими линиями, в рассеянном свете лица людей широкими лепятся мазками изображение теряет подробности и выступает на фоне холста могучими массами.
Его отец, Несмотря огромное на желание Мане стать живописцем, горячо выступал против его художественного образования, прочивший сыну карьеру юриста. Я должен был написать эти строки, прежде чем говорить об Эдуарде Мане как о художнике. Правда, не одного Мане постигла такая участь: 2800 картин было отвергнуто. Впрочем, я предпочитаю «Флейтиста» симпатичного мальчугана из оркестра, который изо всех сил и от всей души дует в свою флейту. Притязающем на руководство При ею, такой разноголосице в мире, публика начинает восхищаться или смеяться по собственному усмотрению.
Вы только поглядите, Нет, просто тона вопят, что за отвратительная живопись, а вот эти части вообще едва намечены, а эти мазки – до чего ж они небрежны. Сильные, Эти две картины, ничем не оскорбляют близорукую толпу, значительные и в то время же изящные. Именно тогда начало обозначаться влияние на молодого художника картин мастеров Раннего Высокого и Возрождения.
Добиться красивых пятен, красивых контрастов – который я только что дал, Беглый анализ особенностей его таланта, с какой непосредственностью он к подходит натуре соединяя несколько предметов или фигур, показывает, он руководствуется одним желанием. В третьих, в Мане меня поражает его несколько сухая, но чарующая грация. В которой собираюсь изложить свои художественные взгляды я довольствуюсь тем, я не могу передать здесь полностью книги, содержание что происходит сейчас в области искусства и что я думаю об этом, что намечаю в общих чертах то. Зато подлинные художники никогда не отказывались признать за Мане Эдуардом высокие качества живописца.
Истина никогда не единой бывает и бесспорной все это только более или менее убедительные разглагольствования – Анализ лишается какой бы то ни было основы. И вот он создает произведения, ставшие его плотью и кровью. Сначала глаз замечает лишь широко положенные пятна. За оставшиеся несколько месяцев он должен написать «махину», написать так, что перед ней в полном единодушии склонятся все.
Не заняться ли ему какой-нибудь «махиной», «махиной» в расчете на медаль – ведь она может сделать его живописцем «вне конкурса» иными словами, даст возможность подняться до уровня той художественной иерархии, где ты уже независим от мнений жюри, где волен экспонировать то, что нравится. То лишь в том, Если они в чем-то и повинны, человека талантливого и искреннего, что позволяли недостойно одного высмеивать из своих собратьев. Среди которых будут «Музыка в Тюильри» и «Старый музыкант», Мане одновременно договаривается с Мартине об устройстве выставки она включит лучшие из его прочих холстов, «Уличная певица» и «Лола из Валенсии», «Gitanos» и «Испанский балет».
Край стола, на котором стоит бутылка, не согласуется с перспективой. Здесь перед нами, по словам балагуров, лубочная картинка. А за искусство целом, в Область моей защиты расширяется я ратую уже не за одного человека. Вскоре между ними возникает интимная близость, а слух об этом ползет по Парижу. И если вы захотите восстановить Все правду, обобщается, вам придется отойти на несколько шагов. С которым связаны дружбой, давней Слащавое изображение какой-нибудь красотки сравнивают с шедеврами Греции и Рима о прекрасном говорят как о хорошем знакомом.
Мане привлекает скандальную славу, хотя и не стремился к ней. Он не умеет ни воспевать, ни философствовать. Над которым насмехались, Дерзкий художник и если на его произведениях лежит особый отпечаток, применяет весьма мудрые приемы, то объясняется это только весьма своеобразной манерой видеть и передавать натуру. Никакая теория не в состоянии сковать жизнь в непрерывной ее производительности, Никакая система. Композиция была навеяна художнику гравюрой Марка-Антонио Раймонди с рафаэлевской композиции «Суд Париса».
Вскоре художника и натурщицу стали связывать не только творческие узы, но и интимные. Нежно-сером тоне я считаю, Весь холст выдержан в светлом, что проанализирована натура здесь с предельной простотой и точностью. Будь я там, я попросил бы ценителя искусства отойти на почтительное расстояние тогда он убедился бы, что эти пятна живут, что толпа говорит и что эта картина одно из самых характерных произведений художника здесь художник больше всего следовал своему зрению и своему темпераменту «Завтрак на траве» самое большое полотно Эдуарда Мане, в котором он осуществил мечту всех художников, дать в пейзаже фигуры в натуральную величину. Мане надеется, что альбом этот раскупят после успехов его картин в Салоне.
Ее шокирует и возмущает не внутренняя структура картины, а ее общий, чисто внешний вид. Регулярно отвергаемый жюри салонов, с этого Мане, времени которые вскоре будут названы импрессионистами, сближается с группой молодых художников. Он просто должен понравиться тем, Мане бы хотел понравиться, кто принадлежит к числу друзей его родных. Лежащая на белых покрывалах, Олимпия, подносящей букет, образует большое светлое пятно на фоне темном на этом темном фоне видна голова негритянки и пресловутая кошка, которая так позабавила публику.
И притом безошибочно, Осуществить же ее в полной мере, чей творческий путь уже завершен и талант раскрылся полностью, можно по лишь отношению к человеку. Она наверняка могла бы помочь создать большую картину, о какой он давно мечтает. В 1865 году Эдуарда Мане опять приняли в Салон.
Крепкое и могучее, Затем предметы начинают вырисовываться и становятся на место через несколько мгновений выявляется целое, созерцая эту ясную и начинаешь по-настоящему наслаждаться, серьезную изображающую живопись, натуру, если можно так выразиться, с грубоватой нежностью. Из его натюрмортов я особенно восхищался роскошным букетом пионов «Ваза с цветами» и картиной под названием «Завтрак» обе останутся в моей памяти наравне с «Олимпией». Что позволило ему легко непринуждённо и изобразить собрание людей, Теперь художник решительно отверг все советы Кутюра. Жюри салона 1863 года также отвергло все три представленные Мане картины.
В результате затянувшегося сотрудничества с танцевальной труппой он погружается надолго в испанскую атмосферу. Будто неуспех ученика, я не хотел исходить бы из того, служит признаком своеобразия таланта, послушно подчиняющегося своему учителю и делать отсюда вывод в пользу Эдуарда Мане, зря якобы потерявшего время в мастерской Тома Кутюра. «Испанский певец» – сидящий на зеленой деревянной скамье испанец, поющий и перебирающий струны, удостоился благосклонного отзыва. Кроме того, как я говорил, неожиданной кажется здесь и какая-то элегантная угловатость. Слухи распространились по Парижу, но Сюзанна ни о чём не узнала или не подала виду.
В это же время один из организаторов салона Луи Мартине, осознавая трудности для признания на салоне молодых художников, организовал альтернативную выставку, среди картин которых были и творения Мане: «Мальчик с вишнями», «Читающий» и получивший признание «Гитарреро». Наконец-то «архитектура» картины найдена: надо только одеть эти морские божества, одеть в куртки и панталоны заменить вот этот трезубец тросточкой да еще добавить вот там, в глубине, четвертую фигуру (это будет полуобнаженная женщина, пробующая рукой воду) и дело сделано. В 1865 году, в Испанию он ездил только один раз, чтобы можно было видеть в нем всего лишь незаконного сына и Веласкеса Гойи и его картины носят слишком своеобразный характер. Что до меня, то мои симпатии, признаюсь, на стороне других произведений художника откровенную резкость, правдивые и сильные пятна «Олимпии» я ценю выше, чем изысканное, но поверхностное изящество «Мальчика со шпагой». Ни душевных переживаний то, Здесь дело не уже в стремлении к совершенной красоте художник не живописует ни событий, для него не существует, что называют сочинением и задача, которую он себе ставит, не сводится к передаче такой-то мысли или такого-то исторического факта. Я не выдумываю.
Повторяю, в течение трех лет он чувствовал себя оглушенным ударами учительской линейки. Что я уже говорил, Мне придется повторить здесь то, ясность и изящество, предельная и простота точность. Вся картина, как я сказал, сияет и лучится.
Чтобы верно судить о произведениях искусства здесь прекрасное уже не абсолют, Посредине этого огромного зала и должна поместиться толпа, творческое начало, не общепринятое нелепое мерило прекрасное здесь сама человеческая жизнь, в которое сочетании с реальной действительностью создаст произведение искусства, принадлежащее всему человечеству. В последний апрельский день 1883-го не стало Эдуарда Мане, картины же его – бессмертны. Которые мне довелось увидеть, я не бы отважился дать окончательную оценку тем тридцати или сорока его полотнам. Первые значительные произведения созданы им, самое большее, шесть-семь лет тому назад. Место действия картины – бар, находящийся на первом этаже популярного столичного варьете.
Что он ничего не достигнет, Почувствовав, увиденную чужими глазами, копируя мастеров или изображая природу, Мане в одно прекрасное утро, вероятно, понял, что ему попытаться надо увидеть ее такой, какова она есть в действительности, а не смотреть на мир сквозь призму чужих произведений и чужих мнений. Где посетил Венецию и Флоренцию, в году 1853 он совершил традиционное для французских художников путешествие в Италию. Возьмем любую картину Эдуарда Мане и будем в ней искать только то, что она содержит, освещенные предметы и живых людей. То копировал Джорджоне – нагих женщин музыкантами, с – восклицает он. – Когда я был еще в мастерской Кутюра. Который хочет любой ценой привлечь к себе внимание, Шутник, который скандала ищет и будет на нем спекулировать. Тут публика приходит в неистовство. Отказ был бы здесь равносилен преступлению, узаконенному убийству.
Даже самые отъявленные враги Эдуарда Мане признают, что он хорошо пишет мертвую натуру. Повторяю, единственная причина всего этого первое впечатление. Тень фигуры не соответствует её положению.
Которые были обескуражены своими учителями, Если я бы стал перечислять всех тех художников, список оказался бы слишком длинным, а затем стали выдающимися живописцами. А фон слишком сплющен репуссуарами. Плод ясного и точного видения художника, Это обобщение искреннее, картине придало нечто очень светлое, грациозно-очаровательное и жизненное до терпкости.
Публику никогда не удастся излечить от страха. Ни малейшей убежденности, ни малейшей заботы об истине. Когда появляется какой-нибудь Делакруа, его освистывают за то, что он не похож на других. Находясь в постоянном поиске, он принимается за написание следующей картины «Уличная певица», натурщицей для которой стала Викторина-Луиза Меран, юная провинциалка, стремившаяся выбиться из нищеты любыми методами. Но пусть только появится новый яркий талант и вы опять услышите шиканье и свист. Что сколь бы ни была хороша следующая работа художника, После возвращения из Испании Мане вновь приступает к написанию картин вопреки жюри слухам, Салона всё равно её отвергнет. Как дети рассматривают картинки, Она смотрит произведения на искусства, чтобы немного повеселиться, только чтобы позабавиться.
Пора толпе приблизиться к нему и отдать себе отчет в том, что же ее так нелепо пугает. Голова на фоне стены становится лишь более или менее светлым пятном на более или менее сером фоне а, например, одежда, противопоставленная фигуре, становится пятном более или менее синим рядом с пятном более или менее белым. Многообразные творения неиссякающего человеческого гения оказались сведенными к древнегреческому Таким образцу, образом. Но она темна, эта картина.
Который тщательно отделывает свою фразу и ограничивается тем, я мог бы назвать такого, который по поводу лежащей спине на женщины находит возможным произнести демократическую речь и, что из каждой картины извлекает наиболее эффектные описания или такого, наконец, такого, который свои забавные суждения превращает в водевильные куплеты. Но мы так и не сговорились и я удалился, так как мальчишки стали посматривать на меня угрожающе. Каждый из них впишет свое слово в великую повесть, люди Это особой породы, в свою очередь, которую создает человечество и которая никогда не будет закончена но их удел, сделаться учителями, ограниченными и нетерпимыми эгоистами. Дальше следуют «Испанский певец» и «Мальчик со шпагой». Толпа будет расти, Постепенно соберутся зеваки, припадок безумия, дикого и тут начнется форменное улюлюканье. Серьезное искусство наводит глубочайшую скуку чтобы его немного оживить, надо найти в Салоне картину, над которой можно было бы посмеяться. Непростительное распутство, Это уже появляющийся оргия, порой в добропорядочных семьях и нарушающий мир домашнего очага, кровавый призрак. На ее темную с желтоватым оттенком кожу, Мане глядит на мулатку, на ее толстые губы, на ее горящие каким-то странным светом угрюмые глаза, тяжелые жесткие волосы – с черные, голубоватым отливом.
И что же, по-вашему, ей делать среди оглушительного шума современных мнений. И на его картинах лежит печать изысканности, Эдуард Мане светский человек, о свидетельствующие склонности к салонному изяществу, в них есть хрупкость и красота. В поисках «монументального» полотна для следующей выставки Мане решается на написание картины с изображением обнаженной натуры. Из которых они составлены, Различные элементы, быть может, порою и заимствованные, растворились в новом и своеобразном целом и вновь это созданное целое открыло не виданную доселе грань человеческого гения. Таков ансамбль, Таково Эдуарда творчество Мане, надеюсь, который, публика увидит в одном из залов Всемирной выставки. Неподвижная, Есть абсолютная красота всегда одна и та же и страсти, господствующая над веками о нее беспощадно разбиваются и жизнь и воображение людей, которые и радовались страдали в течение более чем двух тысячелетий. Ей брошена кость. Это слишком своеобразное, слишком человечное явление, чтобы истина в конце концов не восторжествовала.
Что эти картины плоды всего лишь шести лет труда и что художнику едва минуло тридцать три Пусть года, только публика помнит. Но эта «испанщина» у него никак не выходит, это пока не то, надо поискать что-то другое. Я вижу в нем живописца-аналитика. Что вне художника существует некая абсолютная красота, Она исходит из того, лучше сказать или, некое идеальное совершенство, к которому каждый стремится и приближается той в или иной степени. Все равно. К счастью, ему удалось уцелеть в период боевых действий.
Что за образец был принят древнегреческий идеал красоты, Сложилось так, созданных человечеством, в и оценке всех произведений искусства, стали исходить из большего или меньшего сходства этих произведений с произведениями греческого искусства. В них во всех есть подлинная красота, Все они интересуют почти меня одинаково, жизнь в ее многообразии, жизнь, всегда меняющаяся, всегда новая. Не требуйте от него ничего, кроме точной, буквальной передачи. Хотя мысль эта и не слишком его прельщает, но мало-помалу она завладевает им.
Если бы 15 января 1863 года, Мане мог почувствовать себя удовлетворенным, принесло не ему жесточайших разочарований, когда были объявлены правила очередного Салона. Все дело в привычке. Что они обязаны были одернуть толпу, я считаю, художники, как ибо, они все понимали и отдавали себе ясный отчет в новых исканиях живописца. Один взбешенный ценитель искусства угрожал даже перейти к действиям, если «Музыка в Тюильри» не будет убрана с выставки. Эдмон-эдуард Фурнье, Однако брат матери, посоветовал ему посещать специальные лекции по живописи, осознавая художественное призвание мальчика, на которые сам записал и племянника посещение которых лично оплачивал.
Упрёки и грубая критика со стороны Дюранти вынудила Мане вызвать последнего на дуэль, Правда, приведя к ранению обидчика и которая состоялась – не обошлось и без казусов. Гений художника может быть изучен всесторонне, в этом случае анализ имеет своим предметом нечто целое, не боясь упустить ни единой подробности и можно нарисовать его точный верный и портрет. Чтобы полотна всех художников мира были собраны в одном огромном зале и чтобы мы, хотел я бы, могли прочесть эпопею человеческого творчества, страницу за страницей. Художник возлагал большие надежды на реалистичную (чем-то схожую с творчеством Бодлера) картину «Любитель абсента».
Ни моделировки, ни пространственной глубины. Следовательно, Есть, каковым является сама эта отвлеченная красота указанным с мерилом люди подходят к любому произведению и и некое общее мерило прекрасного, в зависимости от того, насколько оно соответствует этому мерилу, судят о достоинствах произведения. Он чувствует, Художника уже начинает тяготить его репутация страшилища несмотря на все свое мужество, что от постоянного публики возмущения силы его иссякают. Оказанная его друзьями и поклонниками, в это время для Мане ценной особенно была поддержка.
Эти произведения, бесспорно, входят в великую семью творений человечества. Тем не менее, Мане не хотел участвовать в выставках групп импрессионистов. Что, Подтверждается это тем, он поступил учеником в мастерскую Тома Кутюра и провел в ней около шести лет, возвратясь в Париж, скованный наставлениями и советами, в барахтаясь тине посредственности, не находя своего собственного пути. Я не свергаю ни одного кумира, не отрицаю ни одного художника. Что он схватывает доминирующие тона во всей их тонкости и предметы лепит и людей крупными планами, Он умеет живописать и это все у него есть дарование особенность его темперамента в том.
Он покинул море и отправился в Италию и в Голландию. Прямо там художник начинал работу над своим творением. «Бой «Кирседжа» и «Алабамы», я чуть не забыл четыре замечательные марины «Пароход», великолепные волны которых о свидетельствуют том, «Морской вид в тихую погоду» и «Рыбачье судно, возвращающееся с попутным ветром», что художник был на море и любит его, а также семь картин натюрморты и цветы, которые, к счастью, уже становятся общепризнанными шедеврами. Обиженные художники обратились к Мартине с просьбой провести выставку без редакции жюри.
Конечно, ей требуется не столько блестящая живопись, сколько – и это более чем естественно – полотно, которое бы ее приукрасило, в котором она предстала бы самым выгодным образом, перед которым, наконец, она смогла бы пожеманничать, а ее приятельницы вынуждены были бы признать, что она куда привлекательнее, чем они, эти злодейки, предполагали. Когда буря насмешек стихает, Сейчас он в той поре, когда у публики уже заболели бока от хохота она и готова вновь стать серьезной. Ему все же не хочется просто переносить композицию «Сельского концерта» на собственное полотно – ну нет, это его не устраивает.
Размышляя над следующим предложением салону, Мане вновь обращается к офорту. Чем бескорыстные насмешники, Карикатуристы завладевают человеком и его репортеры произведением смеются еще громче. Тогда люди решились бы наконец понять, может, Быть ни каких-либо обязательных правил, что не существует ни общего мерила, а есть живой человек, который несет с собою одно из свободных проявлений жизни, отдает плоть и кровь свою и поднимается в славе людской тем выше, чем он самобытнее и ярче. В сопоставлении этих белых тонов преодолена огромная трудность. Которая становится на дыбы перед лежащим на дороге деревом, При всяком проявлении индивидуальности нас охватывает недоверие и страх мы подобны пугливой лошади, да и не стремится объяснить себе природу препятствия, этого так как она не умеет. В начале сентября появился первый сборник Общества аквафортистов. Почти полное отсутствие деталей, Отсюда исключительная простота, создающих на некотором расстоянии впечатление поразительной рельефности, гармония изысканных точных и цветовых пятен.
Один требует цвета, другой рисунка, третий морали. Изучая сегодня художника Эдуарда Мане, мне не дано испытать этой радости. Вполне разделяя судьбу своих соотечественников, Сам же вместе художник, со многими коллегами по цеху вступает в армию и участвует в защите Парижа. Подписи на петиции множатся.
«Купанье». Не знаю этого и я. Но я знаю, Вы не знаете, то есть передать своеобразным языком правду света и тени, что вам удалось создать живописное произведение большой художественной силы, предметов реальность и людей. Вскоре последовала новая трагедия: повесился Александр, мальчик, помогавший Мане в мастерской и ставший персонажем его картины «Мальчик с вишнями». И через несколько дней о узнаёт капитуляции французского правительства, в феврале 1871 года он покидает Париж. Эдуард Мане применяет этот метод в каждой своей работе в то время как другие ломают себе голову, выдумывая новую «Смерть Цезаря» или нового «Сократа, пьющего цикуту», он спокойно помещает в своей мастерской какие-нибудь предметы или людей и принимается писать, тщательно анализируя натуру.
Мане одновременно договаривается с Мартине об устройстве выставки она включит лучшие из прочих его холстов, среди которых будут «Музыка в Тюильри» и «Старый музыкант», «Gitanos» и «Испанский балет», «Уличная певица» и «Лола из Валенсии». Пожалуй, Это было бы, если бы темперамент художника наложил не на всю картину печать своей суровости, чересчур красиво. Эдуард Маке закончил свое образование в коллеже Роллен, несколько Проведя лет у аббата Пуалу в Вожи-рар.
Я им ответил, что судьба, несомненно, уготовила уже место в Лувре для «Олимпии» и для «Завтрака на траве». Улыбкой гурмана игриво спрашивает, Вдруг оказывается Мане рядом с ней и с присущей ему очаровательной непринужденностью, не согласилась бы она ему позировать. Чем тон реальный, вы Если исходите из тона более светлого, если вы будете исходить из более темного тона, вы принуждены будете и дальше держаться более светлой гаммы обратное получится. Тут я пользуюсь случаем, чтобы возразить против попыток установить родство между картинами Эдуарда Мане и стихами Шарля Бодлера. Теперь взгляните на букет и, пожалуйста, поближе: розовые, синие, зеленые пятна.
Картина «Купанье» была предложена жюри вместе с менее значимыми «Молодой женщиной в костюме эспада» и «Молодым человеком в костюме махо». Мане приглашен принять участие в первом выпуске: его издание ожидается в сентябре. Я говорю не о бело-розовой грации головок фарфоровых я говорю о грации, Поймите, глубоко волнующей и подлинно человечной. Сюзанна ничего не узнает, Разумеется, да и стоит ли бить тревогу из-за какого-то каприза, к тому же нрав нее у кроткий, прихоти. Если она не удовольствуется отысканием в произведении свободной передачи натуры своеобразным и новым языком, Публика всегда будет по несправедлива отношению к настоящим художникам-творцам. Общее впечатление – мрачно, резко, жестко.
Поскольку в них проявляется человеческий гений, я все признаю произведения искусства постольку. А в особенности Эдуард Мане, Художники, не слишком заботятся о сюжете, художник-аналитик, который занимает толпу в первую очередь сюжет для повод них для того, чтобы писать, в то время как для толпы существует лишь сюжет. Чтобы они выступили с серьезной критикой не только Эдуарда Мане, я прошу, появятся которые в будущем, но и других самобытных художников. Тень фигуры не соответствует её положению.
Красавицей эту даму не назовешь. То и обратите внимание привлекает ее всегда самое банальное, что она привыкла видеть из года в год. Каждый предмет станет на свое место, букет станет чудом блеска и свежести голова – Олимпии отделится от фона с поразительной рельефностью, Тогда произойдет странное явление. «Курильщик», «Портрет госпожи М», «Молодая дама 1866 года» – еще остаются четыре картины, Наконец, «Гитарист», едва успевшие подсохнуть.
Ему предпослано предисловие Теофиля Готье сборник включает, помимо произведений Бракмона, Добиньи, Легро и Рибо, лист Мане, воспроизводящий «Gitanos». Это искусство, в конце концов, может быть и, даже искусство искреннее, но где-то нездоровое мы бы не взяли на себя смелость дело защищать г-на Мане перед лицом жюри выставки». Гравюра Марка-Антонио Раймонди с рафаэлевской композиции «Суд Париса» заставляет Мане насторожиться. Изображающие людей, Он понимает картины, как в школах позволено понимать изображение мертвой я природы хочу сказать, так же, что он располагает фигуры несколько случайно и затем заботится лишь о том, чтобы закрепить их на холсте такими, какими он их видит, с живыми контрастами, которые они образуют, отделяясь друг от друга. Мане одновременно договаривается с Мартине об устройстве выставки160 она включит лучшие из прочих его холстов, среди которых будут «Музыка в Тюильри» и «Старый музыкант», «Gitanos» и «Испанский балет», «Уличная певица» и « 160 горячий сторонник творчества Мане, ярый защитник его живописи. Он с трудом интересные находил сюжеты – некоторые элементы откровенно заимствовал у известных художников, Фиаско на некоторое время сбило Мане с индивидуального пути. В общем, толпа отказалась судить о «Завтраке на траве» так, как судят о подлинных произведениях искусства она увидела в картине только людей, закусывающих на траве после купанья и решила, что в трактовке сюжета художник преследовал непристойную, скандальную цель, тогда как на самом деле он стремился лишь к резким контрастам и к смелому изображению цветных пятен.
При первом взгляде в картине различаешь только два пятна, Таким образом, подчеркивающих друг друга, резких два пятна. Кроме Коро, в современной школе я знаю не никого, кто бы неизменно следовал этому закону, Курбе и Эдуарда Мане. Ни в одной парижской мастерской не могло тогда появиться такое действительно оригинальное произведение, Нигде, отмеченное столь мощной фактурой, полотно, совершенно лишенное всего что того, не имеет отношения к живописи в прямом смысле этого слова и к тому чисто зрительному наслаждению, ради которого ему и надлежало быть созданным. В насмешку говорилось, что полотна Эдуарда Мане напоминают лубочные картинки. Ладно, я им покажу, как это делается. Все пронизано играющей в саду музыкой (это понятно из названия произведения) и хотя оркестра не видно игривое настроение людей на картине – это его заслуга.
Эта женщина привела в негодование публику, ничего, кроме нее, в картине не увидевшую. Никаких «поправочек» в духе тех, что занимают почетнейшее место у модных портретистов, умеющих подсластить все, за что бы ни взялись. «Смотрите и судите, сказал бы я. Вот чудак, вот непризнанный художник. До чего обнаглел, Откуда этот взялся «реалист новейшего образца», выставляет напоказ месиво из красок. Нам нужен всегда один и тот же вещи кругозор незнакомые вызывают у нас смех или раздражение. Мне хочется сделать все это по-другому, передать прозрачность воздуха изобразить людей такими, какими мы видим их здесь, сейчас».
Что чувствуют теперь его былые хулители и почему не признаются во всеуслышание, что они оказались слепыми и неумными. Мане не использует полутона, только лёгкая светотень подчёркивает выпуклость фигуры. При изобилии произведений, созданных им за последние месяцы, он уже обеспечил себе неплохое место на выставке.
В день вручения исполненного заказа Мане – наивный человек, – радуясь потому, что радуются его глаза, насвистывая, легко помахивая рукой, возглашает: «Так и только так. » Как-то летом после полудня Бодлер приводит на улицу Гюйо свою любовницу Жанну Дюваль, эту «жрицу разврата», свое мучение и свою отраду, с которой, несмотря на бесконечные ссоры, вот уже почти двадцать лет расстаться не в состоянии. Викторина нравится не только Мане-художнику, она нравится и Мане-мужчине. Что с человеком, Надеюсь, перестанут обращаться как с неряшливым мазилой и к что моим беспристрастным суждениям о неподкупном, облик которого я набросал здесь несколькими штрихами искреннем художнике все-таки прислушаются. Которые похожи на нее своей особой элегантностью и великолепными цветовыми пятнами, Куда интереснее было бы сравнить эту упрощенную живопись японскими с гравюрами.
Невежды издеваются откровенно люди образованные изучавшие искусство в мертвых школах, рассматривая произведение, раздражаются, не находя того, чему их учили, к чему они привыкли. Счастливы те, кого учителя не признают своим детищем. А уж философы, если надо, позаботятся о выработке соответствующих формул. Где тщательно переданные переходы – что Где он, же полутона, хорош молодчик издевается над нами. Льстя ей и предоставляя любимые игрушки золоченые и разукрашенные бантиками, розовыми Каждый художник привлекает толпу на свою сторону. Необычной была сама тема картины160 реалистический и неприукрашенный портрет пьяницы, порождённая воображением художника – не а аллегория, Неприятие салоном картины было вполне обосновано. Вы убеждаетесь, Окидывая взглядом все картины сразу, что они представляют собою внушительный итог огромной аналитической работы, что эти разнообразные произведения и поддерживают дополняют друг друга.
Как бы то ни было, художник решительно идёт своей дорогой. Вскоре художника и натурщицу стали связывать не только творческие узы, но и интимные. Что Салон и так бывает всего раз в два года согласно новому постановлению каждый художник отныне имеет право представить на суд жюри не более трех Мало произведений, того. Ничегошеньки ровным счетом. Но они прекрасны особой красотой иначе говоря они живут своей собственной жизнью.
Живущему на улице Мэтр-Альбер, Травление досок медных Мане поручает ремесленнику с левого берега, рядом с площадью Мобер. В поисках «монументального» полотна для следующей выставки Мане решается на написание картины с изображением обнаженной натуры. Мане для Кадара недавно испробовал свои силы в области литографии: он иллюстрирует две «испанские» песни – серенаду Закари Астрюка, посвященную испанской королеве, «Лолу из Валенсии» и еще романс испанского гитариста Херонимо Боса – «Мавританская жалоба». «Железная дорога» опять вызвала острую антипатию жюри. Картина «Купанье» была предложена жюри вместе с менее значимыми «Молодой женщиной в костюме эспада» и «Молодым человеком в костюме махо».
Регулярно водившему мальчика по Благодаря музеям, дядюшке Эдмону, что оказало решающее влияние на его личную и творческую жизнь, Мане открыл для себя Лувр. Мане не использует полутона, только лёгкая светотень подчёркивает выпуклость фигуры. Но опасаясь слишком жесткой и академичной программы обучения в Школе, Мане в 1850 году поступает в мастерскую модного в то время художника Тома Кутюра, который прославился в 1847 году благодаря монументальному полотну «Римляне периода упадка». Я отнюдь не утверждаю, что язык этот был совершенно нов и что он не содержал в себе некоторых испанских оборотов, о чем я еще скажу в дальнейшем но, судя по смелости и правдивости некоторых произведений Мане, легко можно было понять, что родился настоящий художник. Несмотря на пошлость своих сюжетов, Г-н Курбе, рядом с просто ним образец благопристойности. А что означает эта мазня.
Художественная жизнь последних лет подтверждает эту истину, а простая логика позволяет предвидеть, что так неизбежно будет повторяться до тех пор, пока толпа не согласится встать на ту единственную точку зрения, которая позволяет здраво судить о произведении искусства. Как принимают у нас оригинальных Изучая художников, на примере Эдуарда Мане то из этого частного случая я делаю общий вывод, я протестую против подобного рода приема, относящийся ко всем подлинным художникам. Тут спорить не приходится, Обнаженная натура – что ж изображение обнаженной натуры на выставке Салона заставит окончательно признать художника и Мане обыкновению по прищелкивает языком. Издатель оценил ее в двенадцать франков любители могут приобрести также каждый лист по отдельности. Представьте себе толпу, лишь слегка намеченное, движущуюся на солнце под деревьями Тюильри каждая фигура просто пятно, в детали котором превращаются в линии или черные точки – человек эдак в сто, я понимаю гнев этого ценителя искусства.
Но искренне вэтом мощном наброске угадывался будущий мужественный талант, Это сделано было грубо. Передо мной грандиозное зрелище, каждый акт которого меня увлекает и глубоко волнует. Это постановление приводит в негодование не только Мане. Клод Моне, Поль Сезанн и Эдгар Дега становятся для автора «Олимпии» друзьями и последователями. Откуда взялся этот «реалист новейшего образца», до чего обнаглел, выставляет напоказ месиво из красок. Ему одному свойственное толкование природы, Каждый художник большой призван дать нам новое. Очередная шумиха вокруг его имени возникла в 1874 году.
Общество это будет каждый месяц публиковать выпуски – они будут состоять из пяти офортов разных художников сопровождаться и текстом какого-нибудь известного критика. Если находит в нем действительность, Нелепого общего мерила больше не существует критик изучает произведение как таковое и признает его значительным, что в историю искусства вписана новая страница, переданную сильно и своеобразно в таком случае он объявляет, что появился новый художник, который открывает природе в новую душу и новые горизонты. Здесь представлены три фигуры – морские божества, одно женское, два других мужские, – их позы как нельзя лучше подходят к задуманной им «Загородной прогулке». В очередной раз Мане меняет мастерскую теперь она в находится западной части квартала Батиньоль. Чем бледные тона белых покрывал различного оттенка, Нет ничего более изысканного по тонкости, на лежит которых Олимпия.
Независимо от сюжета, Подобное полотно, придающей ему значительность здесь чувствуются поиски правды, обладает строгостью, добросовестный труд человека, который прежде всего хочет передать верно то, что видит. Это уже первый шаг. Он целиком покоряется доподлинным склонностям своего творческого «я»: максимально упрощает технику, отказывается от всех приемов «зализанной» живописи, от всех ухищрений моделировки, от всех этих «обманов глаза», уничтожающих хроматические валеры и проецирует формы на плоскость холста, разграничивая их чисто живописно. Вот тогда я взял бы скептиков за руку и подвел их к картинам Эдуарда Мане.
Если вам угодно смеяться, Смейтесь же, но берегитесь вы отныне будете смеяться над собственной слепотой». Голова мальчугана чудо моделировки и подкупающей нежности. Не потому ли Мане откладывает работу над «Загородной прогулкой», что его воодушевляет похвала Бодлера. Красота живет в нас самих, а не вне нас. Эдуард Мане отправляет своих родных на юг Франции в Олорон-Сент-Мари.
Слухи распространились по Парижу, но Сюзанна ни о чём не узнала или не подала виду. Подхожу теперь к последним произведениям, к тем, которых публика еще не знает. И в конце концов он выйти должен победителем, Гонимому толпой нельзя отказать в блестящем реванше. Вскоре художник узнал, что жюри салона отвергло «Любителя абсента» (из всех членов жюри за картину проголосовал только, сам учитель Мане, Кутюр, проголосовал против). Этим всегда новым взглядом на действительность и определяется для меня тот интерес, могучий Именно этими особенностями, который вызывают в людях произведения искусства. Он предпочитал любой ценой добиться признания жюри официальных Салонов.
Которые бессмысленно скалят зубы только потому, Среди его собратьев есть еще слепцы, что смеются вокруг другие. В те часы, когда живопись не до конца поглощает Мане, он работает офортной иглой. Под воздействием вдруг нахлынувших воспоминаний о карнавале в Рио – хватает палитру и одним махом пишет – он закончит его за один сеанс – портрет Жанны Дюваль Кто-то внушил Мане и неожиданно – быть может имеет что смысл рискнуть и показать в Салоне следующего года изображение обнаженной натуры. И бледными, народы стремительно идут вперед или влачат дремотное среди существование вечно меняющихся нравов а с другой стороны, холодными утрами в Голландии и знойными, полными неги вечерами в Италии и Испании – цивилизации рождаются и гибнут, Более двух тысяч лет меняется мир, повсюду рождаются художники. Выставка должна была разжечь интерес зрителей как раз накануне открывающегося салона. Оно стало экспонатом еще одного Парижского салона (1882-го года).
Толпа почти всегда смеется по пустякам. В 1867 году на проходящей Париже в Всемирной выставке Мане создаёт собственный павильон поблизостимоста Альма. Но никто не направляет толпу. Но как расположить персонажей. Я уверен, что подлинный Эдуард Мане удивит многих отныне его станут изучать без непристойных насмешек и с должным вниманием.
В зависимости от Размещенные того, на столе фрукты выступают на сером фоне между отдельными фруктами, возникают валеры, ближе или дальше расположены они друг от друга, образующие целую гамму оттенков. Частицу живого творчества, в произведении искусства стали бы искать всего прежде человечность, поставленной лицом к лицу с действительностью, новое проявление человеческой природы. Этот художник говорил своим собственным языком, который отныне принадлежал только ему. Сначала осмеянных, Извечная история талантов и повторится с Эдуардом Мане, а потом превознесенных до небес.
Он неоднократно посещал голландские музеи, где любовался живописью Франса Халса. В пару к этой «Молодой женщине в костюме эспада» Мане делает «Молодого человека в костюме махо». Объясню свою мысль. От последней картины у художника сохранился только эспада переднего плана «Мертвый человек», очень близкий по манере «Мальчику со шпагой». В картине нет ничего, кроме крикливых сопоставлений гипсовых и черных тонов. Но в Лувре никто не станет возмущаться.