Эдуард Мане родился в Париже, в богатой буржуазной семье. Его отец, Огюст Мане, был французским судьей, который ожидал, что Эдуард продолжит карьеру в законе. Эдуард Мане родился в Париже 23 января 1832 в наследственном h244tel particulier (особняк) на руте Бонапарт богатой и хорошо связанной семье.
Эдуард мане Подготовила: преподаватель изобразительного искусства Носкова О. С. Синтезом предшествующих художественных исканий Мане явилась картина «Бар «Фоли-Бержер» ( Эдуард Мане (23 января 1832, Париж 30 апреля 1883, Париж) французский живописец, гравер, один из родоначальников импрессионизма.
Мане, пытавшийся следовать в «Завтраке» традициям старых мастеров, был обескуражен. В декабре 1848 года новоиспеченный юнга оказался на борту парусника, отправлявшегося в Рио-де-Жанейро. К примерам «чистой» живописи относится «Флейтист» (, Институт Курто, Лондон). В том же году Мане пишет «Олимпию» (Музей д'Орсе, Париж). В 1870-е годы М. много работает в области портрета, перенося в неё основные проблемы своих сюжетных композиций, расширяя возможности этого жанра и превращая его в своего рода исследование внутреннего мира современника (портрет С. Малларме, 1876, Музей импрессионизма), пишет натюрморты и пейзажи, выступает как рисовальщик, мастер литографии и офорта. Бунтарский дух заставлял его искать не совсем обычные пути в жизни. В стиле картины соединены характерные две для Мане тенденции – стремление к пленэру и к более материальной и пластичной живописной манере. Однако французский художник внес в этот опыт не только современную энергию и лаконизм, но и нечто принципиально новое.
В котором Мане, Но центре в всего – пленительный образ девушки, заставляет нас ощутить загадочную глубину человеческой личности, как всегда. На картину Мане обрушился шквал критики. Upswept волосы, Орхидея, черная кошка и букет цветов была признанными всеми символами сексуальности в то время. Вот тут-то и случился скандал. Несмотря на свою репутацию "парижского испанца" и перекличку с другими старыми мастерами, неразрывно Однако, связанный с художественными исканиями своего времени, Мане с самого начала выступает как художник с самобытным видением. Что он лишь переосмысляет в своем творчестве заветы классиков, Чтобы доказать публике исполненную в той же манере, показал он в Салоне 1865 года работу «Олимпия».
– писал Пруст, "Глаз Мане, Париж не знал фланера, – был наделен поразительной зоркостью, который бы извлекал столько наблюдений из своих прогулок по городу", Мане писал парижские улицы и кафе, скачки в Лоншане, речные в сцены Аржантейле и марины, обнаженных женщин "за туалетом", замечательные портреты и натюрморты. Новую его картину «Завтрак на траве», как и предполагалось, приемная комиссия Салона 1863 года отвергла. Своей штаб-квартирой он сделал одно из кафе в парижском квартале Батиньоль, где обитали многие художники. Этот конфликт еще больше обострился после создания в 1863 году знаменитой "Олимпии". Южноамериканский город очаровал Мане, однако в морской службе он разочаровался – особенно после того, как капитан, прослышавший о его художественных наклонностях, приказал ему красить красной краской корки сыра испортившегося во время плавания.
В течение шести лет (1850-1856) Мане посещал мастерскую известного в то время исторического живописца Тома Кутюра, с которым у молодого художника скоро сложились весьма напряженные отношения. Он надеялся найти в своем учителе единомышленника и художественного революционера. Испытал влияние и копировал произведения мастеров итальянского Возрождения и 17 века (Джорджоне, Тициана, Д. Веласкеса, Ф. Халса и других), а также Ф. Гойи и Э. Делакруа. Как и в собраниях Лувра, его везде интересуют «секреты» живописи старых мастеров, преимущественно Веласкеса, Гойи, Эль Греко, Халса, Рембрандта, Рубенса, Ван Дейка, Ватто и Шардена, а среди новых Делакруа. В 1874г много работает с Клодом Моне в Аржентее. Болезнь прогрессирует, последнее полотно маслом – Бар в Фоли-Бержер.
В представленном здесь образе обнаженной женщины на ложе (как и в «Завтраке на траве», это Викторина Меран в ногах женщины помещена черная кошка бодлеровский символ из «Цветов зла»), напоминающем во многом традиции жанра у Джорджоне, Тициана, Веласкеса, Гойи и Энгра, присутствуют и приметы нового времени черты марионетки и фетиша. Особенно после ампутации ноги, в последний месяц, стало ясно, произведенной по поводу гангрены, что Э. Мане дни уже сочтены. В живописном отношении "Олимпия" – одна из вершин творчества художника. Отсюда первоначальное название группы - Местом "батиньольская", постоянных встреч Мане и его друзей стало кафе Гербуа в квартале Батиньоль.
«Мы только теперь осознали, кого потеряли, » – скажет Эдгар Дега, узнав о кончине Мане. Разрушая традиционные каноны бытовой живописи, в частности, отказываясь от четкой сюжетной мотивировки, Мане воспользовался иконографическими мотивами картин «Концерт» Тициана (в 19 в. приписывался Джорджоне), «Паломничество на остров Киферу» Ватто и «Девушки на берегу Сены» Курбе, а для построения композиции гравюрой Раймонди с рисунка Рафаэля «Суд Париса». Так как обнаженная фигура носит некоторые мелочи одежды, была Живопись спорна частично, браслете, такие как орхидея в ее волосах, ленте вокруг ее шеи и шлепанцах мула, все из которых подчеркнули ее наготу, сексуальность и удобный образ жизни куртизанки.
Следствия этого проявились очень быстро. В апреле 1883г ему ампутируют ногу, Мане уже сложно передвигаться и через одиннадцать дней после операции 30-го апреля Мане Эдуард скончался. Оказавшись не у дел, он устроился юнгой на торговое судно. Художника не случайно называли "живописцем современной жизни".
Игнорирование им общепринятых канонов академических красоты, Публику и критиков шокировали вызывающий реализм художника, а также привычной сюжетной "законченности" изображения. Вне официального Салона, упорное Его нежелание участвовать в выставках импрессионистов, но и более глубокими причинами – большей связью с традицией, объяснялось не только аристократическими предрассудками, большей внутренней устойчивостью образов, которые у Мане кажутся, при всей их спонтанной жизненности, выхваченными из потока времени. В 1860-е годы М. обращается к эпизодам современной истории («Казнь императора Максимилиана», 1867, Кунстхалле, Мангейм), позже, повторяя найденную композицию, откликается на события Парижской Коммуны 1871 («Расстрел коммунаров», акварель, 1871, Музей изобразит искусств, Будапешт) и всё же проникновенное внимание М. к современной жизни в первую очередь проявляется в сценах, словно выхваченных из её будничного течения, почти лишённых действия и тем не менее полных лирической одухотворённости и внутренней значимости («Завтрак в мастерской», Новая галерея, Мюнхен «Балкон», Музей импрессионизма оба 1868), а также в близких к ним по общей установке портретах (портрет Э. Золя, 1868, Музей импрессионизма). Чем стремление Мане к живому и современному искусству академический и Трудно было найти что-либо более противоположное, мертворожденный Кутюра. Поскольку ее слуга предлагает цветы от одного из истцов ее мужского пола, Она вызывающе смотрит. Требовавшего от своих учеников изучения старых мастеров, Тем не менее в мастерской Кутюра, приобщился Мане к классическому наследию. Увидев эту работу, Император же, высочайше повелел впредь подобных больше салонов не устраивать.
В этой двойственности, неповторимом сочетании мгновенного и вечного и заключалась одна из главных особенностей всего искусства Мане. Другие крупные произведения Мане 60-х годов – "Завтрак в мастерской" (1868) и "Балкон" (1869), явившийся своеобразным современным переосмыслением картины Гойи. Отвергнутого официальным "Салоном" и выставленного в только что открывшемся "Салоне отверженных", Начиная с "Завтрака на траве", начался конфликт непримиримый Мане с официальным искусством. Картина эта – подлинная фантасмагория света и цвета. Ее называли непристойной, порнографической, недоступной для понимания, бессюжетной и пр. Своеобразным итогом импрессионистического периода и творчества всего Мане явилось созданное им полотно "Бар в Фоли-Бержер". Надолго не задерживавшихся в мастерских профессоров, в отличие от многих своих современников-новаторов, усваивая навыки четкого рисунка и моделировки его цветом, Мане провел у Кутюра шесть лет, законы композиционного построения.
Эдуар наконец-то смог победить стойкую неприязнь отца занятиям к искусством, Вернувшись во Францию. В своём самом значительном и последнем произведении «Бар Фоли-Бержер» (18811882 институт Курто, Лондон), посвященном теме призрачности счастья, столкновения мечты и реальности, одиночества человека в толпе М. достигает полного единства замысла изящно-остроумного композиционного решения и живописного содержания. 171только меры предосторожности,, предотвратили принятые живопись, администрацией, прокалываемую и порванную187 оскорбленными зрителями. В 1863 году создаёт известные Завтрак на траве и Олимпия.
Дега, К. Моне, О. Ренуаром) и с начала 1870-х годов переходит к пленэрной живописи. Только в 1879г на салон принята его первые работы лодке в и в оранжерее, Официального признания его работ так и нет. Она вызвала, пожалуй, еще более бурные споры. Ранние работы Любительница абсента, Лола из Валенсии.
А "идолообразность" женской фигуры прямо предвосхищала образы Гогена, в художественных "Олимпии" принципах лежали во многом истоки всего последующего европейского искусства. Посещает Нидерланды, Мане много путешествует, Италию, а Австрию, позже Германию, Испанию и Англию. В конце концов победила его страсть к искусству.
После войны «банда Мане», как называли художников- «батиньольцев» обыватели от искусства, вновь собралась в Париже. Однако творчество Мане отнюдь не исчерпывалось созданием больших программных композиций. Турне «Моне и госпожа Моне в лодке», оба 1874) несёт в себе черты этого метода (намеренная фрагментарность композиции, светонасыщенность, яркая, вибрирующая цветовая гамма) в то же время М. расходится с импрессионистами, сохраняя конструктивную ясность рисунка, ритмически организующего плоскость, оставляя в своей палитре серые и чёрные тона и в целом не изменяя бытовому жанру с его литературно-ассоциативной подосновой. Если пейзаж написан легкими, светящимися и как бы размытыми красками, то фигуры и замечательный натюрморт представляют собой изысканную гармонию более сгущенных и контрастных тонов. Непринужденно расположившихся на месте классических персонажей, На его картине мы видим живых парижан годов 60-х прошлого века.
Вскоре врачи ставят диагноз, в сентябре 1879г у Эдуарда случается Мане первый приступ ревматизма. Эдгаром Дега и Полем Сезанном – через некоторое время эта группа будет названа импрессионистами, Примерно в это время же сближается с молодыми художниками Клодом Моне. Он обобщает форму, пренебрегает светотенью и третьим измерением (Курбе не случайно сравнивал "Олимпию" с "игральными картами"), добивается особой интенсивности цвета. увлеченно работает пастелью, которая помогала ему использовать достижения импрессионистов в области анализа цвета, сохранив при этом собственное представление о равновесии между силуэтом и объемом ("Женщина, подвязывающая чулок", 1880, Собрание Нансен, Копенгаген).
Мане говорил своему другу, журналисту А. Прусту: " Открытая перекличка со старой живописью только подчеркивала новизну искусства Мане. М. с конца 1860-х годов сближается с его мастерами (Э, Предвосхитив искусством своим возникновение импрессионизма. В ранних работах М. (конец 1850 начало 1860-х годов), составляющих галерею остро переданных человеческих типов и характеров, жизненная достоверность образа в целом сочетается с романтизацией внешнего облика модели («Любитель абсента», 1859, Новая глиптотека Карлсберга, Копенгаген «Лола из Валенсии», 1862, Музей импрессионизма, Париж).
Композиция картины была навеяна рисунком Рафа-эля и образами "Концерта" Джорджоне. Следы всего этого без труда обнаруживаются в его работах того времени. В противоречии с преобладающими отсутствие стандартами живописи идеализма терзало зрителей, тело Этой современной Венеры тонкое. Однако никогда не выставлялся вместе с ними, Мане поддерживал импрессионистов, что битва за современное должна искусство разворачиваться только в рамках официального Салона, считая.
Картины которого неоднократно отвергались Салоном, самый Тот Мане, подвергаясь суровой критике и остракизму коллег – хуshyдожников. В 1874 году он поехал в Аржантей, где работал на пленэре рука об руку с Моне и Ренуаром., Лувр). Картины Э. Мане не были представлены в Салоне 1883 года, но весть о смерти художника сделала как бы незримым его присутствие и наполнила выставочные залы духом и красками художника, вызвав в памяти посетителей образ автора скандально знаменитых «Завтрака на траве» и «Олимпии». Сын чиновника.
Как и обнаженная в "Завтраке", "Олимпия" (моделью для нее послужила та же Викторина Меран) смотрит на нас взглядом, словно олицетворяющим загадочную и победную силу искусства Мане. Четкий передний план картины противопоставлен заднему – неясному и фантастическому почти зеркальному отражению. Первой подлинно масштабной работой Мане явился "Завтрак на траве" (1862). Спасаясь от скандального шума, художник уехал в Испанию. В устремленном прямо на зрителя взгляде обнаженной женщины (художник написал ее со своей любимой натурщицы Викторины Меран) есть и дерзкая непосредственность и глубокая мечтательность.
Натюрморт, Это произведение можно считать программным в творчестве Э. Мане, различные световые эффекты, портрет, движение толпы – как так оно отражает его излюбленные темы. К счастью, этот год был особенным – таких же отвергнутых работ оказалось слишком много (три тысячи из представленных пяти) и император Наполеон III играя в справедливость и идя на поводу у возмущенного общественного мнения, приказал выставить их в так называемом Салоне отверженных. В середине 1870-х гг. Но при этом превращается, в итоге картина не только приобретает законченность стиля из ренессансного "окна в мир" в поэтический "образ мира", значительной в степени.
По словам одного критика того времени, Вместо классической Венеры или романтической одалиски он, "изобразил голую женщину на неприбранной и постели возле нее негритянку с букетом цветов и черную кошку с выгнутой спиной". Но поездка оказалась недолгой – испанская креня, живопись Эта потрясла Мане, погнала его домой, ужаснувшая живописца. М. поэтизирует заурядную на первый жизненную взгляд ситуацию, Обновляя бытовой жанр 19 века, выявляет скрытую гармонию бытия, мир окружающих человека вещей. В начале 60-х годов художник порой близко "пересказывает" в своих произведениях работы испанских мастеров, а во время гастролей в Париже мадридской балетной труппы (1862) пишет серию картин с живых испанских моделей ("Лола из Валенсии", "Гитарист", "Испанский балет"). Художник "осовременил" в "Олимпии" традиционные мотивы, Так же как в предыдущем полотне, но сделал еще это более эпатирующим образом.
Скрывая ее лобковую область, Хотя ее ручной на отдых ее ноге, ссылка на традиционное женское достоинство нелепа понятие скромности общеизвестно отсутствует в этой работе. Чтобы доказать публике, что он лишь переосмысляет в своем творчестве заветы классиков, он показал в Салоне 1865 года работу «Олимпия» исполненную в той же манере. Как сделать это искусство реальностью, общительный Очень по натуре Мане с удовольствием обсуждал с ними. Тема «выключенности» человека из среды и тут остается главной. Накануне скончался Эдуард Мане.
Это не помешало ему взять на вооружение некоторые чисто приемы импрессионистические письма, Впрочем. С редкой наблюдательностью М. выбирает в суетной и пёстрой жизни большого города, в калейдоскопе мгновенных мизансцен наиболее характерные моменты привлечённый не только их живописным эффектом, но и их психологическим содержанием, он, синтезируя свои наблюдения, возводит отдельные явление до ранга типического, раскрывает его комические, грустные или даже трагические стороны («Бал-маскарад в Опере», 1873, собрание Хавемейер, Нью-Йорк «Нана», 1877, Кунстхалле, Гамбург). Нежное свечение цветов и кружев, Кисть Мане передает текучий блеск хрусталя, утонченные сочетания лилово-черного, тяжелое рдение плодов, розового, оранжевого, желтого, серебристо-сиреневого – отражения а и отблески в зеркале придают всему феерический характер. Так, одно из самых ранних его произведений – "Любитель абсента" (1859)-кажется прямой иллюстрацией к "Цветам зла" Бодлера.
Ряд произведений («Аржантёй», Музей изящных искусств. Все его раннее творчество проходит как бы под знаком испанской живописи, Хотя Мане впервые попал Испанию в только в 1865 году. Позже, в 1860-е годы М. обращается к эпизодам современной истории («Казнь императора Максимилиана», 1867, Кунстхалле, Мангейм), откликается на Парижской события Коммуны 1871 («Расстрел коммунаров», акварель, 1871, Музей изобразит искусств, Будапешт), повторяя найденную композицию и всё же проникновенное внимание М. к современной жизни в первую очередь проявляется в сценах, словно выхваченных из её будничного течения, почти лишённых действия и тем не менее полных лирической одухотворённости и внутренней значимости («Завтрак в мастерской», Новая галерея, Мюнхен «Балкон», Музей импрессионизма оба 1868), а также в близких к ним по общей установке портретах (портрет Э. Золя, 1868, Музей импрессионизма). Большую часть жизни провёл в Париже, Мане родился Париже в 23 января 1832 г. в состоятельной семье парижского чиновника министерства юстиции.
Отец желанию сына учиться на художника яростно воспротивился. Как называли художников- «батиньольцев» обыватели от искусства, После войны «банда Мане», собралась вновь в Париже. Е. гозалес и М. Кэссет, Непосредственными ученицами Мане являлись Б. Моризо, однако он значительное оказал влияние на всю группу художников-импрессионистов.
Юношу привлекла эта скандальная слава. А после ухода от Кутюра совершает турне по музеям Голландии, Он усердно посещает Лувр и Германии Австрии, Италии. В ее утонченной и смелой цветовой гармонии проявилась высочайшая живописная культура Мане, впитавшая в себя опыт мастеров прошлого. Чёрных теней, Живопись М. на протяжении 1860-х годов постепенно освобождается от присущих ей ранее глухих и плотных тонов, отчего возникает некоторая плоскостность изображения манера становится более свободной и вместе с тем изощрённой, более однако в ней сохраняются и даже усиливаются контуром контрасты между тёмными и светлыми зонами, живописная ткань всё чаще обогащается прозрачными рефлексами и валёрами. Творчество которого на протяжении многих лет было оживленных предметом споров и художественных баталий, Тот самый Мане. За которыми вскоре утвердилось название импрессионистов, Именно это стремление сделать предметом искусства саму окружающую действительность и вокруг сплотило художника молодых новаторов. Которое проявилось, Тем не менее в годы 70-е художник испытал сильное влияние Клода Моне и Ренуара, в его поздних, в частности, непревзойденных по живописному мастерству женских портретах и натюрмортах.
Внимательная черная кошка в ноге кровати берет сексуально непослушную ноту в отличие от той из спящей собаки в изображении богини Тициана в его Венере Урбино, Аналогично. С помощью зеркального отражения (прием, по всей вероятности, заимствованный из "Менин" Веласкеса) художник раздваивает свой образ – вводит его в текущую мимо жизнь и ставит над временем. Именно здесь художник познакомился с Эмилем Золя, быстро набиравшим тогда известность. Его родители надеялись, что сын получит респектабельное юридическое образование. Вместо того чтобы, подобно другим мечтающим об артистическом призвании, поступить в Школу изящных искусств (на этом настаивал и отец Мане), он пошел учиться в мастерскую Тома Кутюра, незадолго до того прогремевшего в Салоне 1847 года своей картиной «Римляне эпохи упадка» с изображением античной оргии. Мане пишет картину «Завтрак на траве» (Музей д'Орсе, Париж), которая под названием «Купание» была выставлена в скандально известном Салоне отверженных, где экспонировались произведения, не принятые официальным жюри.
М. стремился наполнить их современным звучанием, Используя и переосмысляя сюжеты и мотивы живописи мастеров, старых решить новые живописные задачи. Там копировал работы Тициана, Живописи обучался в Школе изящных искусств у Кутюра и Гойи Делакруа, Веласкеса. Смерть неотвратимо приближалась к тяжело больному художнику.
В котором отражается зал с посетителями полуфигура и пытающегося с ней заговорить клиента, Скучающая барменша на фоне огромного зеркала, цветов в бокале и фруктов в хрустальной вазе, кажется одинокой среди великолепия разноцветных бутылок с яркими наклейками и с цветной фольгой на горлышках. МАНЕ (Manet) Эдуар (23. 1. 1832, Париж, 30. 4. 1883, там же), французский художник. В 1881г Эдуард Мане награждён орденом Почётного Легиона. Но юноша провалил вступительные экзамены в морское училище. Работа Э. Мане пастелью способствовала смягчению его живописной манеры даже в тех случаях, когда он описывал далеко не поэтичные образы, навеянные произведениями современных ему писателей ( " (1882, Галерея института Варбурга и Курто, Лондон), которая представляет собой синтез мимолетности, нестабильности, сиюминутности, свойственных импрессионизму и постоянства, стабильности и незыблемости, присущих классическому направлению в искусстве.
В 1865г в Испании изучает работы Веласкеса, Гойи и Эль Греко. Атаксия – нарушение координации движений. Не связаны поверхностными сюжетными отношениями, Герои внешне Мане разобщены, проникнуты общим ощущением тайны жизни, но объединены одной психологической и поэтической атмосферой. Жил в основном в Париже, где учился в Школе изящных искусств (18501856) у Т. Кутюра. Он не слился с движением, этим Но хотя Мане во многом способствовал зарождению импрессионизма.
Она же в следующем столетии вдохновит Пикассо создание на вариаций на тему "Завтрака на траве". Часто он делает копии с понравившихся ему произведений, порой довольно произвольные. Между этими персонажами еще меньше прямой связи, чем между фигурами "Завтрака", но от их сочетания рождается цельный и насыщенный ассоциациями образ, в чем-то созвучный образам поэзии Бодлера.
В конце концов, полем для его дальнейшей карьеры выбрали морскую службу. Состоявшееся, Открытие очередного Саshyлона в Париже в 1883 1 г., мая, как обычно, было омрачено печальной вестью. Здесь же состоялись встречи Мане с будущими импрессионистами.
Так, современники становятся персонажами картины «Завтрак на траве» (1863, Музей импрессионизма) и тема, навеянная «Сельским концертом» Джорджоне (изображение одетых и нагих фигур на фоне пейзажа), приобретает здесь свою особую, хотя и несколько противоречивую эмоциональную напряжённость острота творческого преломления натуры, тяготение к вневременным художественным формулам при умении сообщить зрителю ощущение определённой эпохи отличают картину «Олимпия», где моделью для классического, обычно мифологизированного, мотива обнажённого тела служит подчёркнуто земная парижанка середины 19 века. При всем его новаторстве, Эта стоящая над временем поэзия и глубина сближала образов Мане, с великими мастерами прошлого. Рембрандт и Хальс, Объекты его поклонения – Тициан и Тинторетто, Делакруа и Энгр, Пуссен, но великие прежде-всего испанцы – Веласкес и Гойя. Но Мане попытался стать моряком (и даже совершил в качестве юнги путешествие в Рио-де-Жанейро). Современники становятся персонажами картины «Завтрак на траве» (1863, Музей импрессионизма), Так, навеянная «Сельским концертом» Джорджоне (изображение одетых и нагих фигур на фоне пейзажа) и тема, приобретает здесь свою особую, хотя и несколько противоречивую эмоциональную напряжённость острота творческого натуры, преломления тяготение к вневременным художественным формулам при умении сообщить зрителю ощущение определённой эпохи отличают картину «Олимпия», где моделью для классического, обычно мифологизированного, мотива обнажённого тела служит подчёркнуто земная парижанка середины 19 века.
Которая казалась ему осмеянием для расслабленной, Современный критик 171бесстыдно осудил согнутую187 левую руку Олимпии, ограждающей руки Венеры Тициана. Вдохновленная Тело Олимпии, Прямота живописи, а также ее взгляд пристальный невозмутимо конфронтационное. Корректируя по ней свою дальнейшую деятельность, Ему хотелось глазами своими увидеть живопись великих испанцев. С начала 70-х начинает больше работать на природе. Исполненные в мастерской Кутюра, Уничтожив работы, выставляется в парижском Салоне, он решает работать начать самостоятельно.