Официальное же христианство со времени своего возникновения с недоверием относилось к преувеличению значения сновидений (в первую очередь это касалось различного рода ересей) и признавало право толковать сны лишь за святыми. Их трансформацию в воображении «исследователя» в полярных медведей можно истолковать, лишь следуя склонной к мифотворчеству фантазии Кирико. Художника возмущает ажиотаж вокруг «исключительно уродливых пейзажей Сезанна, уродливых, манерных и ребяческих пейзажей, которые на самом деле любой мастер, считающий себя достойным этого звания, постеснялся бы писать даже в восьмилетнем возрасте» (Ibid. Джорджо в 1910 г. отправляется во Флоренцию, Приехав в Италию, фонтанами, пишет где городские пейзажи с фасадами церквей, пустыми оболочками башен, аркад, колонн. Когда основы все то на чем еще вчера держался - мир рухнуло, Кружок живописцев-метафизиков возник в Италии в годы Первой мировой войны – знаковое и сильное время. по: К мысли, что и театр и кино требуют декораций, Кирико возвращается на страницах мемуаров. Только произведения де Кирико дали возможность выразить программу сюрреалистов живописи, средствами По словам его основателя и идеолога Андре Бретона.
Еще в античную эпоху с отождествлением Меркурия Гермесом с произошло усложнение его образа. В жаркие послеполуденные часы, его Любимый образ южный город летом, а тени предельной глубины, когда жители сидят по домам и улицы пустынны когда свет достигает предельной силы. Многие знакомые уехали из Парижа, многие отправились на фронт, как Аполлинер. Символ путешествий и открытий, Последняя кочующий – образ в иконографии метафизической школы. К этой теме художник неоднократно обращается как в 20-е, так и в 30-е годы.
Здесь Кирико встретил художника-футуриста Карло Карра, вместе с которым впоследствии основал журнал «Метафизическая живопись», разработал новую эстетику – метафизику. Эти элементы придают композиции картины конструктивную ясность. Реальность оборачивается абсурдом, абсурд тщится заменить рациональные основания жизни (что и должно быть увековечено сооружением в центре площади памятника из «метафизических трофеев»). В картине Кирико «Сон Товии» (1917. В дальнейшем, она оказала серьезное влияние на его мировоззрение и творчество. «в эпоху Возрождения получила распространение к восходящая т. н – в главе, в энциклопедии мифов, в частности, посвященной многозначной трактовке образа медведя, написано следующее.
И все-таки Эваристо был художником. Змея в обыденном сознании тоже ассоциируется с дорогой (горный серпантин) и вечным движением. В том числе Через Ницше, три года Кирико возвращается в Италию и все свое время посвящает изучению книг немецких философов, снов и галлюцинаций, увлекается толкованием загадочных символов. Одним из основоположников футуризма, Там он познакомился с Карло Карра, что вместе они основали настоящее движение живописи, метафизической который увлекся идеями Кирико настолько.
Стороны света, точнее их «идеальные» образы – полюса, обладающие магией притяжения. Изабелле Паксзвер была подругой Екатерины Фурцевой. Родоначальником метафизической живописи является Джорджо де Кирико. Еще в молодые годы он преклонялся перед искусством старых мастеров. Его картину «Тревожное утро» (1913) приобретает один из самых знаменитых маршанов Парижа, а в 1920-х гг.
Тема иллюзорности реального наиболее выразительно воплощена им в образах манекенов. Но быстро понимает, Там поступает Джорджо в Академию изобразительных искусств, что классическое искусство – дело скучное. Иные миры то других ли планет и картины метафизиков действительно напоминают какие-то странные, то ли фантастических сновидений. Кирико утверждал, что подобные миры и фигуры являются ему в видениях.
Вернувшись к этой теме в 1923 году («Блудный сын». Во всяком случае, об интересе к уставу пифагорейской школы, к системе ее духовных ценностей самого Аполлинера свидетельствует текст «Гниющего чародея», первой книги поэта, вышедшей в 1909 году. Возможно, это и вызвало в конце концов неожиданную для многих метаморфозу Кирико. Как Макс Эрнст, Ранние работы Де Кирико оказали влияние существенное на формирование сюрреализма и творчество таких его представителей, Сальвадор Дали, Ив Танги.
Именно краткостью своей жизни он и был похож на отца. Музы в картине – воплощение воображения, главного элемента метафизики Де Кирико. Война нарушила все планы Кирико и заставила его распрощаться со счастливой жизнью. Р. 214. ) Ван Гог и Гоген, как и Сезанн, в глазах Кирико – «псевдомастера», чей авторитет незаслуженно раздут дилерами и недобросовестными критиками. Военные годы Кирико провел в фашистской Италии.
Одновременно с этим, он изучал живопись мастеров Раннего Возрождения, художников венецианской школы, знакомился со старинными трактатами по живописи. переходит в иную веру, укрывшись в лоне классики. Мир воспринимался Де Кирико, по его собственным словам, как «огромный музей странностей, набитый забавными разноцветными игрушками».
Предлагаемый нами перевод оборота «s'era evoluta» отчасти подсказан фрагментом из Плутарха: «Корнелия, как сообщают, благородно и величественно перенесла все эти беды но всего больше изумления вызывала она, когда, без печали и слез, вспоминала о сыновьях и отвечала на вопросы об их делах и об их гибели словно бы повествовала о событиях седой старины. Окружающая действительность, как считал художник, непознаваема. Сызмальства Кирико всем организмом активно впитывал древнегреческое культурное наследие. Какая связь между мэтром живописи итальянцем де Кирико и провинциальной «Коптелкой», мы расскажем чуть ниже. Имена Матисса и Брака иронически упоминаются в числе тех, кто фабрикует свои псевдошедевры в «святилищах» на Rue de La Botie» (Ibid. В изложенную сухим, официальным языком периодических изданий предвыборную программу Кирико включает пункты, не только вскрывающие ее демагогический характер (благоустройство площадок для игры в «бочче» – непритязательного развлечения, суть которого состоит в том, чтобы загнать в лунку металлический шар), но и превращают ее в полную бессмыслицу (гидронирование дорог).
Оказавшись вне своих привычных функций, Правда, тревожными, они выглядят участниками таинства, гласит как название. Де Кирико в Ферраре. Вместе с этим он изучал немецкую философию и, прежде всего, А. Шопенгауэра и Ф. Ницше. Они торжественно вышагивали, Во главе процессии шло пехотинцев, подразделение держа в руках винтовки с опущенными к земле штыками. Статуи, Храмы, где то, живописные развалины наложили отпечаток мозг на деятеля и даже, гения. Разразившаяся мировая война заставила Кирико вернуться в Италию, где его призвали в армию. Однако правомерность его подкрепляется примером из живописной практики Кирико.
Позже в работах Кирико часто будут встречаться воспроизведения классических скульптурных изображений божества. Творческие взгляды Де были Кирико диаметрально противоположны футуризму с его культом безудержного движения. А потом и вовсе оказался в госпитале с нервным расстройством, Из-за слабого здоровья Кирико не попал на фронт и службу проходил в Ферраре. Что, Другие находили, он намеренно исследовал двусмысленную территорию китча, затеяв диалог с великими классиками, для ставшего него синонимом постмодернизма.
Сейчас трудно найти какую бы то ни было последовательность в «цитатах» подобного рода. Не Магритт, Что самый великий художник-сюрреалист это не Дали, а я, не Дельво, Кирико. » с заметил иронией как-то итальянец. В три года Джорджо получил первые уроки рисования – в 12 лет написал первую картину на курсах живописи политехнической в школе Афин, Родители рано угадали способности мальчика. Такова известная серия картин художника «Площади Италии», о которой Аполлинер писал: «Странные пейзажи, полные новых идей, выразительной архитектуры и сильного чувства». Как бы, Она представляла, в котором можно было черпать своеобразный вдохновение, музей, заимствовать композиционные схемы, приемы письма.
Он умер в 1952 году, бывший лишь всего на 3 года младше Джорджио, в возрасте 61 года – Андреа, Правда, прожил на белом свете на 26 лет меньше. В этой «спокойной и бессмысленной красоте вещества» он чувствовал близость к истине, к первооснове мира, которая, впрочем, всегда остаётся тайной для человеческого разума. Которое закончилось даже не с переездом в Афины в 1899 году, Оба великих брата де глубоко Кирико в душе задержались в своем детстве, а со смертью отца и отъездом в Мюнхен. Для зрителя остается загадкой, видит ли он самих муз, преображенных волей прихотливой фантазии создателя полотна или же музы, оставшись «за кадром», руководят разыгрываемым «призраками» спектаклем. Картами, Потом он стал наполнять интерьеры формочками манекенами, для сладостей и печенья, грифельными досками.
предисловие), числом сакральным. Живописные панно, выполненные для «Зала гладиаторов» в доме Л. Розенберга, оформление которого завершено было в 1929 году, самое убедительное свидетельство интереса Кирико к данной проблематике. «Метафизический художник, утверждал Кирико, освящает реальность». Идеал такого живописца он усматривал в Д. Моранди, очень недолго остававшемся на платформе метафизиков, но создавшем ряд натюрмортов, ставших классическими образцами метафизической живописи. Это многое объясняет – ведь детские впечатления самые сильные. В другом тексте имеющем заголовок «Parcangelo affaticato» 1918 года, жилое помещение из Бескрылые гении, таким образом, обнаруживают свое родство со спутницами Аполлона – музами. Сколь много значили они для живописца, свидетельствуют его слова: «Иногда, думая о старых мастерах, о великих итальянцах испанцах, французах, фламандцах и немцах, я воображаю их собравшимися на некий восхитительный симпозиум, они общаются друг с другом и делятся своими трудностями8230» Иногда, в них присутствует избыток натурализма.
(монарх Турина). По всей вероятности, элемент игры и буффонады был главным в его общении со зрителем. Он часто копировал собственные работы и выдавал их за оригиналы, не ничего подозревая – а клиенты покупали, Кирико сам был виноват в этом. Я жадно читал его стихи, в которых часто фигурировали солнце и звезды» (цит. Что образ гладиатора, Есть основания предполагать, определявший специфику тематического ряда метафизических полотен 10-х годов, как и мотив манекена, был заимствован художником в его поэтике брата Альберто Савинио.
Мифологических сцен, рисующий центурионов, натюрмортов копиист, лошадей, средневековые бой сражения, гладиаторов он экзотический ориенталист в стиле Делакруа – обнаженной натуры, Теперь он автор классических сюжетов. Организованная сюрреалистами в ответ демонстрацию на новых работ Кирико в галерее Л. Розенберга, Кульминацией скандала явилась выставка 1928 года. Что за маски скрывают лица его героев, в тексте романа Кирико не уточняет, однако именно такого рода образ рисуется воображении в читателя. Массивная архитектура зданий. Главное «действующее лицо» полотен пустынные площади, окруженные архитектурой. Частное собрание), где графически ясную, жесткую конструкцию из реек, рейсшин, угломеров (читай: «подобно дереву осенью лишенную покрова») венчает угольник, упирающийся острым углом в верхнюю планку рамы картины («подобно брошенному в пустоту острым углом пинцету»). Любопытно, что художникникогда не ставил дат на копиях своих работ. Вместе с тем в поэтическом очерке «Vale Lutezia», опубликованном в «Rivista di Firenze» в 1925 году, Кирико признавался: «Сердцем и душой человек тянется к Западу.
В двадцатые годы прошлого века художник написал наиболее удачные свои работы. А также живопись немецких поздних романтиков и символистов, в духовном плане существенное влияние на Кирико оказали философские идеи Ницше и Шопенгауэра. 8230Город. Не без помощи младшего брата, в Париже Кирико два года подряд выставляется в Осеннем и, Салоне среди которых Пикассо и Аполлинер, знакомится со многими писателями и художниками.
А затем и в Мюнхен, Вскоре после смерти Эваристо де Кирико мать перевозит детей – Джорджо и его младшего брата Андреа – в сначала Италию. Каждая работа несет в себе внутреннюю силу и источает мистическую Словно ауру, древний таинственный артефакт. Изображенные в правом нижнем углу Кубообразные картины, блоки, усиливают это впечатление, напоминающие постамент. Каждая картина Джорджо де Кирико зрительно усложняет пространство. На стенах были развешаны картины Пикассо, других кубистов. Джорджо Де Кирико и Карло Карра сформулировали теоретическое обоснование своего искусства, положив начало течению метафизической живописи в итальянском искусстве. Кричащей пестротой красок, Поздние костюмированные режут автопортреты глаз бутафорским великолепием и пышностью костюма.
Кто вполне заслуженно обрел статус признанных мэтров нового искусства, Крайне негативно оценивает Кирико практику художественную и тех. Мы собирались у Аполлинера по субботам с пяти до восьми. Когда смотришь на картины де Кирико ни на минуты не возникает ни недоумения, ни тяжелого чувства: они светлы, как светла строгая, скупая на краски греческая Античность, на которой де Кирико был воспитан, появившись на свет в греческом городе Волосе на берегу Пагасейского залива. О «трагедии детства», точнее – утерянного детства, точно утерянного рая – рассказал своим читателям и Андреа де Кирико, точнее – Альберто Савиньо в 1919 году в своем одноименном стихотворении: Перевод Катерины Канаки Мы не знаем, как сложилась бы творческая судьба Джорджио де Кирико, если бы он остался в Греции и доучился бы в Политехникуме, у выдающихся греческих педагогов-живописцев Йоргоса Яковидиса и Константина Волонакиса, в мастерских которых он провел два года, с 1903 по 1905 гг. Он много копировал в музеях, настойчиво совершенствуя технику рисунка. Примерно тогда же брат Кирико взял Альберто псевдоним Савиньо и начал выступать в роли теоретика нового направления.
Впрочем, это не помешало поэту годом позже пренебречь разногласиями и восторженно встретить появление романа (см. : В зеркале метафизического воображения Кирико комнаты часто превращаются в мистическое пространство, являющееся и средой обитания призраков («демонов») и сценической площадкой, на' которой они разыгрывают свою мистерию, а материальные атрибуты этого пространства (стены, окна, двери) не что иное, как олицетворенные понятия или ощущения. Прочерченная с геометрической точностью, Тень здания, где нет следа и присутствия человека, подчеркивает пустынность площади. Очевидно одно:живопись художника никогда не стремилась отразить настоящее. Постоянно меняющиеся картины природы в романе отражают душевных динамику переживаний Гебдомероса. Он увлекается живописью Арнольда Бёклина, музыкой Вагнера, читает Шопенгауэра и Ницше.
Он редко дотягивает до уровня классиков, но упорствует в этом заведомо проигранном пари. Однако очень скоро к Идущий вдоль горизонта – локомотив постоянный компонент метафизических пейзажей Кирико. Но в обычном является сознании символом весны, в христианской иконографии миндаль означает благоволение.
После смерти отца семья переехала в Мюнхен – Джорджо где стал студентом художественной Академии, Начатую здесь учебу ему пришлось прервать. В живописи Кирико образ кентавра появляется уже в ранних работах: «Умирающий кентавр» (1909. Сопроводитель душ в мир усопших стал выполнять также роль покровителя и магии астрологии, Вестник богов. Старательно изготовляя копии своих картин, старых Однако, он всего лишь хочет дважды их продать». Видеть каждый предмет, в его вещной сути – постепенно переходя к тому, Он пишет определенное состояние в дня, часы в том числе и человека, что сам определял как метод Ницше. Сицилийского аристократа, Родился Джорджио де Кирико 10 июля 1888 года в семье Эваристо де перебравшегося Кирико, в Грецию инженера-строителя железных дорог, получив заказ на строительство фессалийской железнодорожной линии.
по: Arte Italiana prsente P. 655). Самыми знаменитыми среди них были Шопена марши и Бетховена, Военный оркестр играл различные похоронные марши. Почему-то первое, что приходит на ум при знакомстве с картинами Джорджио де Кирико – это их сходство с романами Владимира Набокова. Наделяя змею чертами Уробороса (существа имя которого по-гречески означает «пожирающий свой хвост»), Кирико отдает дань увлечению алхимической символикой, захватившему его во время пребывания в Ферраре в 1917 году. Иконография образа восходит к немецкого традиции мистического романтизма и трактуется в духе Беклина и Клингера.
Уже после войны Кирико много писал в журнал Valori Plastici, объясняя свои идеи и выставлялся, став лидером европейского авангарда. Сам же Кирико в 1929 году, когда типография Edmond Desjobert напечатала 66 его литографий в качестве иллюстраций к «Каллиграммам» Аполлинера, признался своему другу коллекционеру Рене Гаффе: «Меня вдохновляли воспоминания 1913–1914 годов. К дальним горизонтам уходят бесчисленные арки галерей, в его фантастическом мире остановившегося и времени застывшего движения на площадях возвышаются конные статуи неизвестных вождей, почти электрическим светом их портики освещены ярким. Аллегорична и сакральна, Древнегреческая развалина в форме классической – руины метафизична. Это слово было ключевым в названии Общества метафизиков, которым Де Кирико обозначил свой недолгий союз с Карра в Ферраре. Позднее Аполлинер добавил к ним и мои две-три работы, включая его портрет».
В датируемой 1928 годом композиции Савинио «Гладиаторы» (частное собрание), лицо центрального персонажа скрывает решетчатая маска имеющая сходство одновременно и с рыцарским шлемом и с маской фехтовальщика. У Кирико была своя драма: в 16 лет он потерял отца, воспитавшего его в традициях Возрождения и с тех пор его призрак витал над живописью художника. Так, в частности, живописной аналогией геометрическому ангелу в известном смысле может служить композиция «Еврейский ангел» (1916. Что Кирико был с восторгом принят в 1911 художниками-модернистами, г. парижскими Неудивительно. Видимо, Описываемая в романе сцена, относящихся к детским годам, построена воспоминаниях, на проведенным в Греции, где отец Кирико итальянский инженер, работал на строительстве железной дороги.
Ирреально-пророческим духом иных пространственно-временных измерений дышат многие работы метафизического периода самого и Кирико, Провиденческим и его немногочисленных соратников. Однако в любом случае в прозвучавшем издалека откуда-то вопросе отчетливо слышатся интонации Заратустры. Как и Ахиллес воспитанный на древнегреческой мудрости, - писал в автобиографии своей Дорджио де Кирико. Безумная красота материи – как скажет он в последствии, получила яркое воплощение иконографии, соединяющей вместе элементы реальности и мифа (пустынные площади, старинные здания, вокзалы). Потом пришла очередь братьев уезжать: их вызвали в Италию. Мифической родины кентавров, Для уроженца Фессалии, сочетающей в себе звериное и божественное начала, это композитное существо становится двойственности символом человеческой натуры.
Он участвует в осеннем Салоне, где его замечают Пикассо и Гийом Аполлинер. Такова, например, «Песнь любви». Относящееся к 1919 году полотно «Возвращение блудного сына» (местонахождение неизвестно), выполненное с ориентацией на античную классику и ренессансную традицию, представляло собой опыт традиционного прочтения сюжета. Быть может, окажутся пророческими слова Марселя Дюшана: «К 1926 г. Кирико отказался от своей «метафизической» концепции и обратился к более свободной живописи.
Составленные из портновских манекенов, Музы похожи на ассамбляжи, пришитых голов холщовых и гипсовых форм для отливки копий с антиков. Художник поэтизировал вечный покой. Напоминающих детские игрушки с взаимозаменяемыми элементами, Частное собрание) изображает художник муз в виде фантастических фигур. Официальным языком периодических изданий предвыборную программу Кирико включает пункты, в изложенную сухим, но и превращают ее в полную (гидронирование дорог), бессмыслицу не только вскрывающие ее демагогический характер (благоустройство площадок для игры в «бочче» – непритязательного развлечения, суть которого состоит в том, чтобы загнать в лунку металлический шар). Ирреальности или сверхреальности царит в работах живописи этого течения., Атмосфера отчуждения, создатели которого почитали метафизиков за своих духовных и отцов, этим они предвозвещают скорое появление сюрреализма. М., 1979.
И мадам не хотела знать никакого авангардизма. » Вот так история, у них была дружба идеологического рода. Это благодаря Эваристо де Кирико от деревеньки к деревеньке Пилиона побежал «Мудзурис», «Коптелка», облегчая передвижение жителям Пилиона. Подобные работы не ставили целью поразить зрителя, поставить его в тупик.
Кирико не трогали обвинения, которые адресовали ему возмущенные его «изменой» друзья-сюрреалисты, с восторгом принимавшие ранее его метафизику. Где соседство молодой крестьянки, Галерея современного искусства), предельно прозрачно выражало идею общности первозданных сущностных основ бытия человеческого и животного держащей мира, на руках ребенка. И его признали виновным в том, Один раз дело даже дошло до суда, что он под своим именем продает чужие картины. Национальная галерея современного искусства). Журналы и газеты наперебой хвалят его живопись. P. 71).
Вдохновлявшийся Беклином и Клингером, в начале Кирико, Де полной загадок, приходит к живописи, оракулов и античных статуй. Суд ошибся, но кого это волнует. Мы потрясены, это те картины, которые мы хотели видеть. Центр мира для молодых художников, в 1911 году Кирико перебирается в Париж, где уже успел обосноваться брат его Андреа.
Впечатления эти, отложившись в подсознании, не могли исчезнуть и лишь ждали своего часа. Аркады, Его навязчивый сон из состоит одних и тех же элементов, площади, башни, резкие черные тени, поезда, карты несуществующих миров, остановившиеся часы – переходящих из картины в картину. Ср. Художник разрабатывает ее в стилистике метафизической Павильон живописи, современного искусства). P. 52).
В снах и связанных с ними видениях Кирико видит (в этом вопросе он солидаризируется с сюрреалистами) результат творческого акта, сознательную деятельность духа. Которого считают основоположником современного сюрреализма, Итальянец греческого происхождения Джорджо Кирико, де родился 10. 07. 1888 года в Греции. по: Arte Italiana prsente P. 644). Он отказывался объяснить пристрастие к копированиюсобственныхработ. Несомненно, Экстравагантный и непредсказуемый в суждениях, однако им объяснить все значит упростить проблему, здесь присутствовал коммерческий интерес.
В оригинале: «La madre dei Gracchi s'era evoluta» «Evoluto» в переводе с итальянского означает «высококультурный», «высокоразвитый». Помост напоминает палубу корабля, знака навигации, движения, которое художник ассоциировал с живописью. Мы можем ощутить нечто близкое к Убрав тому из некоторых картин художников раннего Возрождения человеческие фигуры, что в концентрированном виде дают нам картины в этом жанре. Де Кирико увлекался творчеством популярного швейцарского художникасимволиста А. Бёклина, в то время, который фантастические писал пейзажи с античными персонажами. Увлечению искусством своих детей он не только не препятствовал, Строгий, напротив, но, поощрял занятия живописью, музыкой, литературой – не но тиранический. «мета та физика» буквально «после физики» в данном случае – «по ту сторону физической реальности»).
«корнелия, когда, благородно и величественно перенесла все эти беды но всего больше изумления вызывала она, без печали и слез, вспоминала о сыновьях и отвечала на вопросы их об делах и об их гибели словно бы повествовала о событиях седой старины – как сообщают, Предлагаемый нами перевод оборота «s'era evoluta» отчасти подсказан фрагментом из Плутарха. Так же тонко чувствуется настроение картины, Репродукция его полотна сохраняет все тонкие нити, каждая деталь так же остро сознанием воспринимается – связывающие наблюдающего и самого художника. Его поклонники не готовы следовать за ним и утверждают, что Кирико «второй волны» утратил творческий пыл. Физически ощущаемое отсутствие воздуха в этих пространствах, странное искусственное освещение, создающее резкие зловещие тени. Вполне вероятно, астрологическая тема, как и пифагорейская (см.
Картина есть – бесонечное пространство, же То раздвинутое, а звука нет, то же отсутствие звука. Пишет о нем хвалебные статьи, в своей студии поэт устраивает выставку тридцати Кирико, работ знакомит с Андре Бретоном, вводит его в свой круг. «его можно было бы еще понять – если бы стремился он вспомнить озарения своего утраченного огня, Бретон язвительно говорил. С. 130). Нередко была предметом в бесед кругу поэтов, примечание 11), художников, литераторов, посещавших субботние вечера Аполлинера.
В написанной в 1916 г. картине «Радость возвращения» неизвестный город на фоне серых фасадов пересекает паровоз, над ним поднимаются клубы дыма, а может быть, это только облако на горизонте. У него же впереди была долгая жизнь, он умер в 1978 г. в возрасте 90 лет. То он в костюме тореадора или испанского гранда, с отвислыми щеками и животом, а то и вовсе обнажен вырядившегося – для маскарада, Его многочисленные автопортреты ошеломляют.
М., 1992. Переезд в Мюнхен и Мюнхенская художеств академия реалистического художника из Джорджио де Кирико не сделала, Во всяком случае. Проходившие на Страстной неделе и именуемые греками Эпитафиями, в мемуарах художник описывает процессии ночные в окрестностях Афин. «Если Густав Моро, Арчимбольдо или Босх давали иллюстрации к снам, то Кирико погружает нас в свой сон», писала критика.
Общеизвестно, например, что Макс Жакоб славился в компании своим знанием оккультных значений астрологических символов и умением гадать как по руке, так и по звездам. Ходили слухи, что художник выдохся, да и выдает за свои работы других художников. Есть в ней какая-то космическая умонепостигаемость и даже сверхчувственный смысл. Нынешняя европейская эпоха несет в себе бесчисленные следы предшествующих цивилизаций и их духовных отпечатков и неотвратимо рождает искусство, отражающее древние мифы». Так, в частности, чародей обращается к Аполлонию Тианскому со словами: «О девственный философ, ты можешь воздерживаться от бобов, провозглашать переселение душ, ходить в белых одеждах, но здесь, на Западе, не сомневайся в смерти» (цит.
через двух его русских жен. Дерен, Там бывали Бранкузи и Макс Жакоб, не никогда открывавший рта, говоривший без умолку. Я тогда только познакомился с поэтом. Их резкий контраст создает впечатление ожившего видения, Все архитектурные формы на безлюдных плоских пространствах отданы во власть противоборства света и тени, развивающегося по сна, логике странного спектакля. Милан.
После популяризаторской работы Аполлинера о Кирико заговорили. «натуру не следует Интерес к библейским пробудился сюжетам у Кирико еще в феррарский период – посвященной Ренуару, в 1920 году в статье, художник подвергает критике импрессионистический принцип работы с натурой. New York, 1994. «когда они увидели мои картины, Сам Кирико впоследствии утверждал, как Таможенника Руссо, то решили обратить меня в веру, свою художника-примитивиста, которого Бретон взял под свое крыло – что не попался на удочку неумеренных восторгов парижских друзей. «нация, что изумляет, любит мифы и легенды все, кажется и чудовищным необъяснимым – находящаяся у своих истоков, Он писал.
В эти годы Кирико пишет статьи и даже романы, занимается оформлением спектаклей. по: De Chirico. сотрывком – из очерка «Zeusi l'esploratore»: «На потолке, когда я следил за тем, как необратимо он устремляется в глубь комнаты, чтобы умереть там в прямоугольнике распахнутого п тайну улицы окна, я различал новые знаки зодиака. По мнению одних критиков, зигзаг Необъяснимый в творчестве привел Кирико, к медленному сползанию в посредственный маньеризм. В композиции «Тревожные музы» (1917. От Фидия, Энгра и Делакруа – до Курбе и Ренуара Рафаэля, – Круг его увлечений был чрезвычайно широк.
А после своего переезда в Мюнхен в 1906 году он продолжил обучение в Художественной академии, в достаточно возрасте раннем он начал обучаться искусству живописи во Флоренции и Афинах. На альтернативной экспозиции представлена была метафизическая живопись итальянского мастера, в витрине же устроители разместили композиции, составленные ими из приобретенных в магазинах детских игрушек, пародирующие его последние полотна изображающие предметы мебели и коней на берегу моря, те самые, что Л. Арагон в предисловии к каталогу выставки охарактеризовал как «шутки придурковатого». Почти предельная простота рисунка, Линеарность и графическая сухость, звучные краски это все лишь усиливалофантастичностьи загадочность создаваемых им образов. Заимствуя у старых композиционные мастеров схемы и технику живописи, Де Кирико всегда много копировал. Милан. Воистину пути господни неисповедимы.
В живописи Кирико иконография Меркурия широка и многообразна. Гетероморфоз муз кажется одновременно и забавным и устрашающим. Которое уже давно все признали, Да и яростные негативные высказывания в сторону современного искусства, не Кирико добавляли уважения. Потом вторую, «Вдруг синьор де Кирико куда-то удаляется и неожиданно выносит сначала одну картину – метафизическую маленькую композицию, четвертую и ставит их просто так, третью, на пол в передней. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. Рим.
Она же венчает причудливые антропоморфные конструкции, Эта деталь в повторена картине трижды, составленные из элементов рыцарской арматуры. Де Кирико часто использовал сюжеты и героев бёклиновских картин в своих ранних работах. Эта ретроспектива шаг к разгадке феномена Кирико. Бретон, Кокто и Дали именуются «мрачными феноменами унылого времени» (Ibid.
Художник видел его ежедневно из окон своей мастерской, Красный замок – знаменитый замок д семейства – Эсте. Что под слоем привычной жизни скрывается абсолютно другая реальность, Художнику казалось и он всеми старался силами найти подтверждение своим догадкам. Частное собрание) традиционное представление о мифологическом персонаже об как антропоморфном существе вытеснила туманная алхимическая аллегория вещества ртути-меркурия. Т. II. Доставшихся нам в наследие от древности это предчувствие из Одно самых сильных чувств и истинный художник обладает этим чувством, дар провидения.
Частное собрание), «Сражение кентавров» (1909. Или неких абстрактных коробковых пространств, этого Из метафизического духа проистекает и одновременно создает его особый язык- cтатичность пейзажей архитектурных. Отказываясь от многофигурной композиции, он ограничивается изображением двух центральных персонажей, встреча которых происходит на пустынной площади, лишь с одной стороны фланкируемой зданием с традиционной аркадой, причем в роли блудного сына здесь выступает манекен с яйцевидным навершием вместо головы, а образ отца, облаченного в современный европейский костюм, обращенного к зрителю спиной, своим пластическим решением напоминает сошедший с пьедестала скульптурный памятник наподобие тех, чьи описания мы находим на страницах «Гебдомероса». P. 117).
Будто от старости или невыносимых страданий она лишилась рассудка и сделалась бесчувственной к несчастиям, Некоторые даже думали, эти люди, но сами они бесчувственны, которым как невдомек, много значат в борьбе со скорбью природные качества, хорошее происхождение и воспитание» (там же. Своими картинами художник поставил немало вопросов перед историками искусства. Поскольку сила воздействия этой магии напрямую зависит от ментального и эмоционального состояния Они героя, образуют своеобразную систему духовных координат. Последний, кроме поэзии занимавшийся еще и художественной критикой, увлекся живописью Кирико и придумал для нее название «метафизическая», то есть выходящая за рамки привычной реальности. Правда, не все было так гладко. Де Кирико некоторое время работал в русле выработанной им манеры, Вернувшись в Италию в годы первой мировой войны и даже метафизическую создал школу. Несколько месяцев я к ним ходил.
Искажает пространство, Кирико соединяет ближние и планы, дальние избегая рельефов и оттенков цвета. Еще в 1906 году, приняв решение переехать в Мюнхен, семья художника по дороге в баварскую столицу останавливается в Милане, где в это время проходит выставка, организованная по случаю юбилея Симплонского туннеля, один из павильонов которой посвящен был работам Сегантини и Превьяти. по: Arte italiana prsente P. 633). живописи уловили сам «метафизический» дух архитектурного пейзажа. По мере развития она усложняет примитивные так образы из изначальных мифов рождается История. Подобное толкование трансформации муз в медведей первый на взгляд может показаться излишне произвольным.
В отличие от большинства представителей «международной банды современных живописцев», по выражению Кирико, окружавшей его в Париже, он был глубинным созерцателем и мистиком в живописи. Особенно символисты в целом, Куда интереснее искусство и современное, Арнольд Бёклин в частности, в основе творчества которых лежали тайны и загадки. Время здесь, как будто, остановилось, улицы безлюдны, все пробуждает чувство тревоги. Здесь царит атмосфера пустоты, ожидания, отсутствия жизни это город-фантом.
Супруга его была очень недовольна всей этой ситуацией. Мы сделали Джорджио де Кирико «Лицом недели» сразу по нескольким причинам: во-первых, так как он связан с Грецией пуповиной, как сын с матерью и эта связь красной нитью проходит в его искусстве, во-вторых, так как в этом году отмечаются сразу два юбилея де Кирико – 130 лет со дня его рождения и 35 лет со дня его смерти, ну а в-третьих – потому, что личная жизнь де Кирико имела и отношение к России. В живописном наследии Кирико тема блудного сына и сюжет отбытия аргонавтов – две составляющие мифа о «вечном странствии» с беспрерывной цепью возвращений и расставаний. В любом городе, любом краю, равно как в доме или в саду, я отдаю предпочтение той стороне, которая обращена на запад и с особой любовью обращаю свой взор туда, где заходит солнце. Ни младший Андреа инженером не стал, Из двух семьи сыновей де Кирико ни старший Джорджио, как того желал строгий отец.
Что картина, Принимая во внимание тот факт, напоминает сон, которая рисуется в воображении Гебдомероса, можно с большей степенью уверенности предположить, что образ монарха онейрическую имеет мотивацию. Как Сёра, «Если бы я умер в 31 год, как Аполлинер или 39, в меня бы сегодня считали одним из главных живописцев века. Истории, в романе Кирико образная имеет инверсия скрытый смысл и указывает на исконное назначение Творческого Интеллекта гармонизировать и придавать художественную форму образам Памяти, Фантазии. Раннее чувство утраты соединилось в его восприятии с тоской по другой невозвратимой потере: постепенному исчезновению под напором модернизма великой классической культуры, которая стояла у его колыбели.
Рим. Это пейзаж местности словно в самом начале истории, еще до его появления. Обезличенные и динамические направления искусстве в того времени, Это течение авангарда явилось своего рода реакцией на механистические. Знаете, что говорили бы эти глупые критики. Прежде, считает художник, творчество было уделом интеллектуалов и тружеников, «постоянно повышавших свою культуру и образование все свое время они проводили за рабочим столом, в отличие от лентяев и неучей, дни и ночи просиживающих в кафе (The Memoirs of Giorgio de Chirico P. 70). Кирико одержимо живописует утраченную античность исчезнувшую роскошь. Греция для обоих останется символом невинности, безоблачного счастья, тем самым периодом, в котором, как и в произведении искусства «не должно быть логики», как утверждал Джорджио де Кирико.
Дальний план замыкают классические сооружения и современные индустриальные постройки. Здесь есть высокая раскрашенная призма и географическая карта – пейзаж – картина в картине, Оно предметами заполнено из мастерской художника. Чья задача гармонизировать мир, Спутницы Аполлона, предстают здесь в будоражащих образе воображение фантомов, питать и услаждать человеческий дух. Изображаемого с крыльями на уборе головном и в сандалиях, Вместо молодого бога, появляется термометр со столбиком подвижного и изменчивого металла, олицетворяющими вечное движение.
Двух ключевых фигур нарождающегося сюрреалистического движения, это полотно оказывается коллекции в Поля Элюара и Андре Бретона. Муза – это крупная фигура теннисистки. Кирико не оставался в долгу и сам яростно нападал на сюрреалистов, что не мешало ему, несмотря на войну с ними, создать 66 литографий к «Каллиграммам» Аполлинера в 1930 г., а годом раньше декорации для балета Дягилева «Бал».
Статуя размещена в закрытом, похожем на шкатулку пространстве. Собственно, «Эпитафия, – пишет Кирико, – представляла собой, во которой время Распятие несли как гроб усопшего во время погребальной церемонии, похоронную процессию. Пронизанные духом символизма образы итальянских дивизионистов произвели на молодого Кирико неизгладимое впечатление, в чем художник признается в своих воспоминаниях (см. : The Memoirs of Giorgio de Chirico. Отсутствие растительности, живых людей и животных, но наличие неких объемных геометрических фигур посреди городских площадей и улиц, статуй (материал которых иногда колеблется в восприятии зрителя между камнем и живой плотью), гипсовых муляжей, безликих манекенов (один из символов и вариантов мета-живописи), каких-то странных конструкций из этих манекенов и чертежных инструментов, превращающихся вдруг в средневековых рыцарей в латах. Он был творцом, укротителем природы.
И итальянец отправляется музеи в Парижа, Война закончилась, Флоренции с их несметными богатствами, Рима. Метафизическим интерьерам и обыденным, Литературным образам Кирико – городским и пейзажам пейзажным ландшафтам, но одновременно играющим непривычную для них роль объектам – можно найти пластические аналоги в иконографическом ряде полотен художника. Милан. Уроженцы Греции, кочующие из одной страны в другую Кирико и Савинио с молодых лет мнили себя аргонавтами, за что в кругу своих парижских друзей в шутку именовались Диоскурами (близнецы Кастор и Поллукс, как известно, были участниками легендарного похода за золотым руном).
Кирико копирует великих предшественников: Рубенса, Фрагонара, Ватто, Тинторетто, Курбе. С другой упорное повторение работ, собственных с одной стороны подражание старым мастерам. С творчеством автора «Двух матерей» Кирико был хорошо знаком. Андреа, Джорджио стал выдающимся живописцем, сделался писателем известным принявший псевдоним Альберто Савиньо, теоретиком метафизического искусства, музыкантом и художником. Так, в знаменитом «Автопортрете», выполненном в 1923 году, художник изобразит себя на фоне бюста Меркурия, в образе которого, кроме всего прочего, в классическую эпоху персонифицировались Разум и Красноречие.
Достаточно лишь подобрать материал-носитель и определить подходящий размер – и загадки знаменитого мастера кисти откроются перед своими зрителями, благодарными Чтобы купить такое домашнее сокровище. С. 338). Фигуры, линейки и мерки – это инструменты, орудия труда. Термин метафизика появился 1919 в году на страницах журнала Валори Пластичи в статьях Де Кирико и Карра. К стене прикреплена хирургическая перчатка, На фоне архитектуры помещен гипсовый слепок античного бюста, здесь же теннисный – мяч и игрушечный паровозик. Что эта тема весьма живо обсуждалась молодыми интеллектуалами, Можно предположить, частым которого посетителем был Кирико, постоянно собиравшимися в доме Г. Аполлинера на бульваре St. Germ. am. Он понял, о чем речь.
P. 170), а все прочие сюрреалисты – «дегенератами, хулиганами, бездельниками, онанистами и бесхребетными людьми» (Ibid. И, если бы прожил чуть дольше – а Эваристо умер в 1905 году – то, наверняка, гордился бы своим педагогическим талантами и родительской терпимостью. Как и маяк, столь же часто фигурирующий в подобного рода работах, локомотив имеет самое прямое отношение к теме «странствий». Говорящий жест его руки, обращенный к зрителю и нарушающий замкнутое пространство полотна, будет указывать на то, что в данном случае Кирико изображает себя в роли медиума глашатая знаний, полученных от Меркурия-Гермеса, который, по словам самого живописца, «открывает метафизикам тайны богов» (цит. Во Франции миндаль символизирует счастливый брак. С семью цветами радуги ассоциировался Меркурий в античной традиции, Идентифицировать ртутный термометр с образом греко-римского пантеона позволяет шкала – из состоящая семи частей.
Однажды летом 1919 года, его По словам, он был потрясен живописью мастера, проходя перед полотном Тициана на вилле Боргезе. Свое негативное отношение к спектаклям на открытом воздухе он комментирует следующим образом: «Игра актеров, декламирующих и жестикулирующих под открытым небом, на фоне живой природы, всегда казалась мне глупой и фальшивой Персонаж, облаченный в костюм, требует рисованных деревьев, неба, гор, поскольку только среди рисованных декораций он может выглядеть естественно» (The Memoirs of P. 33). Париж захватил молодого Кирико, как это было с Шагалом, превратив его из наивного провинциального сказочника в настоящего художника, вывел его под огни рампы. Который зарабатывал на жизнь, Отец Джорджо – весьма ловкий делец, чтобы сын продолжил бизнес, его занимаясь строительством железных дорог – предпочел бы, но тот все же стал художником. Гебдомерос чаще всего испытывает на себе магнетизм Севера. Вылизывающей новорожденного медвежонка и тем самым якобы придающей ему окончательную форму, Иероглифике Гораполлона трактовка легенды о которое медведице, формирует и гармонизирует косную природу» (Мифы народов мира, как символа искусства. Джорджо де Кирико выделяется среди прочих художников этого направления сложными фигурами в своих работах, Один из видных представителей современного сюрреализма, хитроумными смешениями стилей и приемов рисования, атмосферой, сильной яркими образами и неразгаданными тайнами.
Единственная за последние четверть века выставка Джорджо де Кирико в Музее современного искусства в Париже весной 2009 года под названием «Фабрика грез» впервые показала полную панораму его творчества с 1909 до 1975 года. В Салоне независимых он продает свою первую работу «Красная башня» (1913). Сколько раз вам доводилось беззвучно кричать во сне. Та же императивная установка лежит в основе живописного метода Кирико.
Встречающиеся в портняжных мастерских, приспособления, Эти отчужденности человека в современном мире, наглядно являли собой символы одиночества. Этот «документ» представляет собой блестящий пример иронического обыгрывания политических реалий современной исторической действительности. Детство, отрочество и юность он провел в Греции – там его папа, железнодорожный инженер-аристократ, строил дороги. Воображение Гебдомероса рисует сцену, воспроизведенную в картине Джованни Сегантини «Две матери» (1889.
С. 318). Имя которого и по сей день поминают добрым словом в греческой Фессалии, Это Эваристо, среди густых сосновых, построил ветку Пилионе, в дубовых, кедровых лесов, где, как уверяют старожилы и по сей день особо чуткие уши слышат цоканье копыт кентавров. Де Кирико первоначальное интересовало много больше, чем оригинальное. У художников Возрождения представители метафиз. Как и пути искусства.
Именно в это время Кирико впервые назвал свою картину «Тайна осеннего вечера» метафизической (от древнегреч. Таким образом, цифра 7 является для Меркурия, как и для Аполлона (см. Все в этом полотне возвращает нас к объему и плотности. «Ничто не может сравниться с таинственностью аркады изобретенной римлянами8230 Даже солнце кажется другим, когда из света возникает римская стена8230 Пейзаж, замкнутый в аркаду портика как в квадрат или прямоугольник окна, приобретает метафизичность, поскольку изолируется от пространства, которое его окружает».
«La madre dei Gracchi s'era evoluta» «Evoluto» в переводе итальянского с означает «высококультурный» – «высокоразвитый», в оригинале. Вслед за Бретоном, который предал художника анафеме, они объявили его творчество упадническим, а самого Кирико «заблудшим гением». Он был определен в госпиталь в Ферраре и мог заниматься Не живописью, слишком крепкое сложение избавило его от тягот строевой службы. Крупные матовые пятна цвета, Он никогда не за гнался новшествами авангарда, множественность точек схода перспективы, наклонные плоскости – просто заимствовал в нем некоторые приемы. Куда он переехал к брату, Его завоевал Париж, Гийомом Аполлинером, где и он познакомился с Андре Бретоном, Пабло Пикассо. В свою очередь, Жан Кокто посвятил Кирико эссе, а Арагон расхваливал его «Автобиографию» как «бесконечно прекрасную вещь». Его полотна воспринимаются как иллюстрация к «бездыханному миру» Мандельштама: В те же годы пустынные городские пейзажи, либо вовсе безлюдные, либо те, где человек, сведенный к малой точке, обезличен, – писал и Морис Утрилло, топивший свое одиночество в алкоголе. Когда по той иной или причине вынужден выбрать это направление» (цит, Вот таким образом всегда с необъяснимой печалью следую я в сторону востока. Но так ли неожиданным было то, что произошло с художником на родине.
Если принять во внимание, что гермы в античности использовались в ритуале «священного бракосочетания» во время дионисийских мистерий, то без труда можно обнаружить в ряде образов, включающем скрывающиеся в зарослях лары, на первый взгляд кажущегося результатом произвольной игры фантазии Гебдомероса, внутреннюю логику и смысловую закономерность. Кирико на страницах своих мемуаров утверждает, рассуждая об упадке литературной культуры в Италии, что не только Кардуччи, Пасколи, д'Аннунцио, но и менее значительные фигуры прошлого предстают «истинными титанами в сравнении с теми безмозглыми моллюсками, которые наводняют литературу и поэзию сегодня». Шествие сопровождалось выстрелами из винтовок и пистолетов, а также невероятным грохотом, создаваемым небольшими взрывными устройствами, которые толпа бросала об землю или в стены ближайших домов» (The Memoirs of Giorgio de Chirico P. 34). Пикассо и Дерен в то же время испытали подобный соблазн «возврата к порядку», но Кирико оказался единственным из этого поколения, кто, как писала добропорядочная критика, «обратился к свету традиции, оставив других в примитивной темноте модернизма». Мехико.
Gli anni Trenta P. 256). Оказываться в помещении – без стен, потолка и пола. Словно надгробная плита с опустевшей могилы воскресшего» (цит, Под покровом ночи приоткрытая дверь выглядела прихожей величественно. Краски такие же яркие и сочные, а размер полотна можно подстраивать под индивидуальные пожелания – что цена на репродукцию делает возможным приобрести картину любому желающему, отметить, Стоит все линии полностью повторяют оригинал, в то время как ее качество позволяет полностью насладиться мировым шедевром. «мета та физика» буквально «после физики» в данном случае – «по ту сторону физической реальности»).
Однако будущее еще вынесет о нем свое суждение». Кирико в 1920-е гг – как начался, Столь же неожиданно, метафизики период внезапно оборвался. Их сумрачный взгляд на мир пророчество заката цивилизаций, воспевание вселенной, не нуждающейся ни в человеке, ни в гуманизме, стал философской основой живописи Кирико, вступившего на путь творчества в канун Первой мировой войны. А политика его не интересовала, Ему никто не спокойно мешал работать иногда художнику даже перепадали официальные заказы. Художником живых картин, Пусть художником в изумительно металле, красивого пейзажа, которые двигались на фоне живого.