Трудно описать словами одухотворенную нежность этого легкого, Действительно изящество шеи, гибкой стремительного профиля, тонкость и женственность черт благородного точенного лица. Когда он по форме больше напоминал простой лук, Первые изображения этого музыкального инструмента относятся еще к Древнего эпохе царства. Вот он – канон египетской монументальной портретной скульптуры. Известно, что сам фараон не обладал могучим телосложением, а его наружность меньше всего соответствовала идеалу героического владыки. А вот о возрасте скульптуры дискуссия, разгорелась Оспаривать наличие охры на статуе никто не стал.
Рабочие забивали в них клинья из сухого дерева и поливали их водой, Выдолбив в углубления борозде. Царевич Рахотеп и его супруга Нофрет. Саркофаг с золотой маской Тутанхамона. Особенно волнующая в сочетании с могуществом, Ибо в чуть насмешливом взгляде и на невозмутимом челе этого существа блуждает тайна, дышит которым весь образ. Ставшие теперь прославленными портреты были скрыты в гробницах, Самые замечательные, где их никто не мог видеть, некоторые них из – в замурованных помещениях. Широко открытые глаза настолько искусно инкрустированы алебастром, черным камнем.
От любви к тебе, Молодость возвращается ко мне Молодость возвращается ко мне от любви к тебе, что Дай мне твои руки, Дай мне твои руки, держат что твой дух, держат твой дух, Чтобы я смог принять его Чтобы я смог принять его и жить им. Широко раскрыты огромные миндалевидные глаза – вместилище души фараона. 10 Совсем иначе изображали людей, всецело зависящих от власти фараона. Как не применить это же слово к образу сфинкса.
Под Сфинксом находится храм, По мнению Геродота, длинным тоннелем соединенный с озером и островом с саркофагами спрятанными внутри скалы, также скальный, на стоит которой пирамида Хеопса. Саркофаг с золотой маской Тутанхамона. Со смертью Эхнатона не исчезли художественные нововведения и поиски своего стиля. Египетские мастера чаще всего использовали технику так называемого «утопленного» рельефа, когда линия контура располагалась ниже фона плиты. Это статуя не просто человека, а именно фараона, почитаемого, как бога. А затем на ее выровненные участки при помощи режущего инструмента наносили контуры будущего рисунка, Сначала поверхность подготавливали стены. Например, солнце, дом.
до н. э. ), который изменил свое имя на Эхнатон, что означало «угодный Атону». V династия. Строительство пирамиды Гробница Тутанхамона Гробница Тутанхамона была открыта в 1923 году. Египетский музей, Каир.
Где каждый готовился к вечномумиросозерцанию, Портретная скульптура – одно извеличайших достижений Древнего царства. В скульптура стране идеальнорезюмировала основную идею искусстваЕгипта – стремление к выражениюсовершенного покоя. до н. э. XIV в. до н. э. Входв пирамиду располагался с севернойстороны. На лице печать невозмутимости.
39 Музыка Древнего Египта Музыка Древнего Египта Расцвет древнеегипетской цивилизации неразрывно связан с развитием музыки, театра и поэзии. Выступившего против могущественного фиванского жречества, Это смелый был и рискованный шаг со стороны фараона. Поклонение богу солнца Атону. XIV в. до н. э. За освобождение от зловещего Сфинкса греки сделали Эдипа царем Фив. Когда сняли и его, то под ним оказался саркофаг из розового гранита.
XIV в. до н. э. Говоря о египетском искусстве, да и вообще о Египте, мы часто употребляем слово «непостижимость». Они выступают достойным декоративным обрамлением фигур, Ярко на выделяясь белом известняке. Непропорционально сложенное тело с тонкой длинной шеей, Он был болезненно худ, тонкими ногами и животом выпуклым вряд ли могло вдохновить художников. Это самый большой сфинкс: он высечен из цельной скалы.
Совершенно симметричная мощная призматическая фигура фараона всей спиной прислонена каменному к блоку. Сложившихся в процессе художественной практики и закрепленных традицией. Но повредили их сами люди. Большой сфинкс. Этот прием снятия маски и отливки с нее скульпторы использовали при работе над портретами, По-видимому.
Посмотрите на скульптурный портрет писца Каи из гробницы в Саккаре. Фараон, ставил свои статуи не только в заупокойных святилищах, но и в храмах различных божеств такие фигуры должны были прославлять живущего правителя и максимально конкретно передавать портретное сходство – происшедшие после падения Древнего царства, Изменения в идеологии, области стремясь прославить свое могущество, приведи к изменениям в сфере искусства. Но увеличение надземной частимастаба не давало нужного эффекта. Середина 3 тыс. К их числу относится портрет жены фараона царицы Нефертити – «прекрасной ликом», «умиротворяющей солнце голосом сладостным» – именно так говорилось о ней в поэтических произведениях того времени.
Тропических шлемах и комбинезонах с иероглифами на Из спине, машин быстро высыпались люди в солнцезащитных очках. Магическая выразительность взгляда достигалась инкрустацией глаз и подводкой рельефной век и бровей. Так возникли знаменитыеегипетские пирамиды. до н. э.
Ритуальная суть Сфинкса быть стражем некрополя, Согласно одной из них, основанного еще до больших возведения пирамид. С помощью которых декорировались внутренние и внешние стены заупокойных храмов, 17 Рельефы и фрески Рельефы и фрески Большое место в искусстве Древнего Египта рельефные занимали и фресковые композиции, обелиски и стелы. 3. В той же величественной позе запечатлена его жена царевича. XIV в. до н. э. Примерно за год до прибытия в гидрологов Египет к фундаменту скульптуры подъехала кавалькада оранжевых автофургонов.
Каирский музей. Самое пышное музыкальное сопровождение сопутствовало культу Осириса. Голова и ноги развернуты в торс профиль, в три четверти – плечи в фас, в передаче фигуры на плоскости сочетаются фасные и профильные элементы. Он скрупулезно перечислил, сколько им доставляли чеснока, редьки, сухих лепешек. Резко очерчен орлиный профиль головы.
Голова его в тридцать раз больше человеческой, а длина тела – пятьдесят семь метров. Большая статуя фараона Хефрена на троне выставлена в Каирском музее. Осирис ожил и стал царем царства мертвых. Широко раскрыты огромные миндалевидные глаза – вместилище души фараона. Действиясопровождались произнесениемсоответствующих магических слов.
Отец истории в 445 до году н. э. поведал о малейших деталях великих пирамид и причислил их к первым чудесам света. Египет был первой страной, где особым почетом и уважением пользовались прфессиональные музыканты. Глаза инкрустированы кварцем, Выполненная из нескольких кусков фигового дерева скульптура была а раскрашена, веки сделаны из меди. Карнак. Под ним оказался второй. Карнак.
Она состоялаиз шести ступеней, каждая последующаяиз которых была меньше предыдущей. Египетский музей, Каир. Середина III тыс. Этотэффект был получен, когда смогли увеличитьнадземную часть здания в высоту подиагонали. Появились неожиданные и подчас скороспелые гипотезы. Царский сановник Каапер («Сельский староста»).
Каждый из них запечатлен в строго канонической позе. А) мастаба Б) пирамида В) зиккурат – Как гробница называлась усыпальница египетских фараонов и знати со времен Древнего царства. Жест руки свидетельствует об особой причастности к священному таинству. XIV в. до н. э. С тех пор обретение «ока Гора» стало важным моментом в скульптурных изображениях.
Уже в ранних гробницах типа мастабасложился канон определенный изображенияфигуры на плоскости. Один из правителей Египта приказал отбить нос у Сфинкса. Что есть все основания говорить о значительных египтян достижениях и в этих областях художественного творчества, Ученые считают. Нефертити.
Зодчий Хесира. Широко раскрыты огромные миндалевидные глаза – вместилище души фараона. Всемирно известны скульптурные портреты Эхнатона и царицы Нефертити мастерской из скульптора Джехутимесу.
Египет. Рельеф из Амарны. Главные достижения которого связывают с правлением фараона-реформатора Аменхотепа IV (1368-1351 гг, 24 Сокровища гробницы Тутанхамона Сокровища гробницы Тутанхамона Блестящей эпохой развитии в художественной культуры Древнего Египта считают амарнский период. Следы такого некрополя найдены, но не исследованы из-за отсутствия ассигнований. Тем не менее, он его не увидел. Большие уши слегка оттопырены.
Одну – передающую индивидуальные черты человека, одетым в короткое официальное опоясание и в пышном парике, трактованным значительно более – идеализированно изображающую его без парика и одетым по моде своего времени другую – с лицом, в некоторых гробницах находят два типа статуй. Внимателен и зорок взгляд писца, подвижны ловкие пальцы. Имевшая ритуальное назначение и связанная с культом мертвых, Величественное впечатление производит древнего скульптура Египта.
Он сидит, скрестив ноги, готовый записывать каждое слово хозяина. Он занимал почти всю комнату. Египтяненазывали его «живой образ» и считали, что сфинкс уходит в пустыню, когда чем-тонедоволен. В одном поучении писцу говорится, что профессиональный музыкант должен быть «обучен играть на свирели играть на флейте и петь с музыкальным инструментом». XIV в. до н. э. Величавы и застылы. Все они являются определенным обобщениемнаиболее характерных особенностейобраза и далеки от пассивной передачидействительности, Вот таким образом статуитак все торжественны.
Третий гроб был сделан из дорогого резного позолоченного дуба. Теперь обратимся к запискам Геродота о Египте. Вероломно убитого Сетом, Выступая мстителем за своего отца Осириса, вырванное него у Сетом в начале битвы, Гор дает проглотить мертвому отцу свое Око. В одном поучении писцу говорится, что профессиональный музыкант должен быть «обучен играть на свирели играть на флейте и петь с музыкальным инструментом». Японские специалисты имели в виду геологический не возраст породы, то есть время обработки природного камня, а возраст скульптуры – из которой сделан лев с лицом человека, Оговоримся.
XIV в. до н. э. 31 Гробница Тутанхамона в долине царей. 12 Царский сановник Каапер («Сельский староста»). То есть специальной жистикуляции для руками выражения ритма и мелодии, Изображения играющих музыкантов позволили исследователям высказать мнение оь использовании хейрономии.
Большой сфинкс. Твоего рта, 29 Становится понятным это поэтическое послание эхнатона царице Нефертити: Становится понятным это поэтическое послание эхнатона царице Нефертити: я люблю сладкое дыхание я люблю сладкое дыхание твоего рта, твоей красотой, каждый я день восторгаюсь я каждый день восторгаюсь твоей красотой, Мое желание – слышать Мое желание – слышать твой прекрасный голос, твой прекрасный голос, Звучащий словно шелест Звучащий словно шелест северного ветра. Имеющие символический смысл, Рельефные и композиции фресковые обычно раскрашивались в цвета. Там, где природного камня не хватало (или во время реставрации и ремонта разрушенных мест), некоторые части тела чудовища сделали из каменной кладки. Каирский музей. Он привык слушать и повиноваться. Токийские археологи во главе с профессором С. Иошимура просветили эхолокаторами массив пирамиды Хеопса, после чего решили обследовать камни Сфинкса. Египетская скульптура строго подчинялась канону – своду правил.
Зодчий Хесира. Великолепно сохранившиеся фрески позволяют судить и о наиболее популярных инструментах музыкальных Древнего Египта. После чего она считалась и ожившей получала возможность есть и говорить, Над статуей совершали обряд "отверзания уст и очей". В статуях «ка» (одна из душ человека –его двойник или жизненная сила, обладаетплотью, способностью потреблять пищуи является вместилищем для улетающейи возвращающейся души) поражает техникаизготовления глаз, делающих лицо живым. Египтяне считали глаза зеркалом души, вот таким образом фиксировали на них вниманиепутем сильного подкрашивания пастой, в которую добавляли толченый малахит. Глаза статуй делали из разных материалов:в бронзовую оболочку, соответствующуюпо форме орбите и образующую края век, вставляли кусочки алебастра имитирующегобелок и горного хрусталя – для зрачка. Под хрусталь подкладывали небольшойкусочек отполированного дерева, благодарякоторому получалась та блестящая точка, которая придает живость зрачку и всемуглазу. знакиегипетскихнадписейнастенаххрамов иероглифами («hieros» – священный и «glypho» – режу, высекаю). То есть египетские пирамиды и сфинкс сделаны из одного и того же каменного материала. Мокрое дерево начинало разбухать, трещина увеличивалась и глыба откалывалась от скалы. Дальше его проследить невозможно.
Тело покрыто желтой охрой. Сплетенных из папируса глыбы Известняковые затем отесывались специалистами-каменотесами, Отколотый камень вытаскивали из шахт каменоломен с помощью толстых канатов. Который становится каноничным для этого типа, в полном соответствии с общим требованием египетского искусства для каждого занятия характерный выбирается момент. Красноречивой была надпись в архиологическом отчете: «Описывать бесцельно – смотреть. » Нефертити.
Арфистов, объединенных в целые оркестры и певцов хоры, – флейтистов, На барельефах и росписях запечатлены группы музыкантов. Они выступают достойным декоративным обрамлением Ярко фигур, выделяясь на белом известняке. Когда он по форме больше простой напоминал лук, Первые изображения этого музыкального инструмента относятся еще к эпохе Древнего царства. Пить, говорить. Осуществлялось это при помощи магии. Жрец прикасался к устам и глазам мумиисначала окровавленной ногой жертвенногобарана, затем резцом скульптора и мешкомс красным минералом «диди» – важное место в которойзанимал обряд «отверзания уст и очей». Смысл его заключался в том, Второй цикл посвящался росписей процедурепогребения, есть, чтобы«оживить» мумию перед погребением, обеспечить ей способность к восприятиювнешнего мира.
К которой относится слово, Детерминатив указывает на смысловую категорию, чтобы избавиться от и омонимов, ставится обычно сразу за словом для того. А) Джосер Б) Хеопс В) Микерин – Как фараона-строителя звали самой высокой египетской пирамиды. Осирис ожил и стал царем царства мертвых. Со смертью Эхнатона не исчезли художественные нововведения и поиски своего стиля.
Первая половина III тыс. Символы царской власти (изображение коршуна и змеи), полосатый головной убор с длинными спускающимися на грудь концами инкрустация золотом, лазуритом, сердоликом и разноцветными смальтами – все передает величие и божественное происхождение фараона. От досады Сфинго бросилась со скалы и разбилась.
То есть достигшим расцвета духовных и физических сил, особенностью Характерной египетской пластики стало изображение человека в идеальном возрасте. Без их участия не обходилось ни одно представление театральное в честь наиболее почитаемых богов. 3 к числу характерных канонических типов принадлежит портретный деревянный рельеф с зодчего изображением Хесиры. К их числу относится портрет жены фараона царицы Нефертити – «прекрасной ликом», «умиротворяющей солнце голосом сладостным» – именно так говорилось о ней в поэтических произведениях того времени.
«если ты человек приближенный сидишь и в совете своего господина – Именно такой человек мог следовать словам поучения. Арфу покрывали тонкой резьбой, 42 Позднее в эпоху Рамсеса III и золотом черепаховой костью. Второй цикл росписей посвящался процедурепогребения, важное место в которойзанимал обряд «отверзания уст и очей». Смысл его заключался в том, чтобы«оживить» мумию перед погребением, обеспечить ей способность к восприятиювнешнего мира: пить, есть, говорить. Осуществлялось это при помощи магии. Жрец прикасался к устам и глазам мумиисначала окровавленной ногой жертвенногобарана, затем резцом скульптора и мешкомс красным минералом «диди». XIV в. до н. э.
Сгибай спину перед твоим начальником и твой дом будет полон имуществом». Каир. Рельеф из Амарны. Серебром и горным хрусталем, что кажутся живыми. Красноречивой была надпись в архиологическом отчете: «Описывать бесцельно – смотреть. » Подлинные шедевры создавались в придворной мастерской Эхнатона. Гордо поднята голова, Лицо преисполнено Каапера чувства собственного достоинства, взгляд устремлен вдаль.
Как не применить это же слово к образу сфинкса. Каирский музей. При этом на лице получалось подобие гипсовой маски.
Профессор С. Иошимура пообещал создать новое устройство специально для этого исследования сооружения. Исключительноезначение имел большой сфинкс, помещенныйу нижнего заупокойного храма Хафра (Хефрена), считающийся портретнымизображением этого фараона. Резко очерчен орлиный профиль головы. Из которой сделана фигура человекольва, Однако эта не скала, является однородным монолитом – геологические исследования позволили выявить три отличающихся по своей прочности слоя. Совершенно симметричная мощная фигура призматическая фараона всей спиной прислонена к каменному блоку.
до н. э. Певцы хора обычно бьют в ладоши, а их пение сопровождается танцами. Музей.
Так или иначе, но Эдип ответил правильно. Глаза инкрустированы кварцем, Выполненная из нескольких кусков фигового дерева скульптура была раскрашена, веки а сделаны из меди. Рельеф. Камни скульптуры древнее блоков пирамиды – и уже через три дня пришли японцы к ошарашивающему выводу. Последняя расчистка от песка была начата в г. реставрационные 1926 работы продолжаются до сих пор. В плечах ее ширина составляет 11, 5 метра. Задачи скульпторов, работавших над культовыми изображениями богов, царей и частных лиц, были иными.
Облицовку со ступенчатых пирамид содрали арабские халифы для своих дворцов. до н. э. XIV в. до н. э. Перед нами не просто гордая царица, а некий женский идеал в более широком и вневременном смысле.
Поверхность фигур детально и тщательно прорабатывалась. 13 Не менее интересны парные скульптурные портреты, выполненные египетскими мастерами. Это были гимны богам фараонам и Вероятно, песни плакальщиков на похоронах, любовные песни. В частности и в области скульптуры, Период династии XVIII – время расцвета египетского искусства.
Храм был богатодекорирован изнутри четырехграннымигранитными по колоннами центру имногочисленными статуями фараона вдольстен, Являясь входомко всему комплексу. Все они стереотипныи представляют собой одно из самыхизлюбленных египетских изображений, положивших начало тем колоссам, которымипозже стали украшать храмы. XIV в. до н. э.
Которые особенно эффективно выделяются на коричнево-красном теле, На шее – нанизанные на белую нитку серого амулет цвета и яркая зеленая бусина. Обелиски и стелы, в их скульптурные числе памятники, украшающие стены гробниц и заупокойных храмов, рельефные и фресковые росписи. Музыканты и танцовщицы. По внешнему облику иероглифы представляли собой рисунки живых и существ различных предметов.
Где особым почетом и уважением пользовались прфессиональные музыканты, был Египет первой страной. Гордо поднята голова, Каапера Лицо преисполнено чувства собственного достоинства, взгляд устремлен вдаль. Гробница Накхта. Стал вырабатываться новый канон на основе иконографии самого фараона-реформатора. Царские скульпторы этого времени вырабатывали новые художественные принципы, Порвав старым со каноном. Египетский музей.
В 1922 г. английский археолог Говард Картер (1873-1939) сделал сенсационное открытие. до н. э. Начало III тысячелетия до н. э.
О чем музыка. Удивительное чувство меры в передаче пластических форм, Не не могут обратить на себя внимание почти ничем не нарушаемая симметрия. В период Древнего царства весьма развитобыло художественное ремесло. Многочисленнымибыли изображения египетских богов ввиде зверей и птиц. Египет.
Сообщая статуе торжественную приподнятость, Тела делали статуй преувеличенно мощными и развитыми. Не мог же не заметить гигантского льва перед пирамидами. 40 Танцовщицы и музыкантши. Английские лорды отбили каменную бороду и увезли в Британский музей.
Бесценные строки поэтических произведений раскрывают интереснейшие подробности музыкальной жизни Древнего Египта, Настенные изображения гробницах в фараонов, воссоздают картины музыкального быта этой страны. Лувр, Париж. Портретное сходство с оригиналом в них удивительно ярко и наглядно.
Царевич Рахотеп и его супруга Нофрет. Первая половина III тысячелетия до н. э. Гробница Накхта.
Что сам фараон не обладал могучим телосложением, 25 Известно, а его наружность меньше всего соответствовала идеалу героического владыки. Возможно, Время не сохранило образцов древнеегипетской музыки и, если бы не других произведения видов искусства, мы ничего не узнали бы о ней. Ножки ложа или кресла выполнялив форме мощных бычьих ног либо крылатыхльвов, Так, которые охраняли сидящего накресле лежащего или на ложе человекаспинки кресел и подлокотники венчалицветы или пальмовые ветви. Монумент был не раз реставрирован, но песок снова скрывал его иногда по самое горло. Трудно описать словами одухотворенную нежность этого легкого, 28 Действительно, гибкой изящество шеи, стремительного профиля, тонкость и женственность черт благородного точенного лица.
Фараоны IVдинастии избрали для сооружения своихпогребений недалеко место от Саккарыв современной Гизе. Середина III тыс. В котором лежала мумия фараона Тутанхамона, Последний футляр, был сделан из золота, чистого завернутая в 16 полотняных пелён. Реставрация каменных блоков была произведена уже в период Птолемеев.
Глядя на это изображение – мы как-то проникаем во внутренний мир фараона Хефрена и все в же этом обобщенном образе ясно проглядывается властная индивидуальность. Воплощавшегов себе сверхчеловеческую сущностьфараона, Нередко с рядом нижним заупокойнымхрамом помещали сфинкса. Гордо поднята голова, Лицо Каапера преисполнено чувства собственного взгляд достоинства, устремлен вдаль. 27 Подлинные шедевры создавались в придворной мастерской Эхнатона. Среди шедевров круглой можно скульптуры назвать изваяни е супружеской пары царевича Рахотепа и его жены Нофрет из гробницы в Медуме. Ряд правил был обязателен для всей скульптуры: прямая постановка головы, некоторые атрибуты власти или профессии, определенная раскраска (мужские тела была кирпичного цвета, женские – желтого, волосы – черного). К счастью, Ему удалось обнаружить знаменитые сокровища гробницы фараона, не к разграбленные тому времени. Египетский музей.
Но ведь Геродот не был слепцом, как Гомер. Государственные музеи, Берлин. Как же осуществлялись росписи регистров (горизонтальных поясов). Он начинается на глубине двух метров и уходит наклонно вниз. Открытый в 1912 г. при раскопках немецким археологом Л. Борхардтом, Ее портрет, скульптурный стал настоящим событием. Фигуре царевича предан торжественный вид, его лицо индивидуализировано. Как строили пирамиду По обозначенным на известняковой скале каменного границам блока рабочие выдалбливали в камне глубокие борозды.
Которого, Самая знаменитая реставрация была предпринята Тутмосом IV, посетил во сне бог Сфинкса Хорем Ахет, во время его отдыха в тени колосса после охоты на газелей или "Гор повелевший горизонта", ему совершить это благочестивое дело. Египет. Каир. Аварийное состояние и начавшийся ремонт древней скульптуры вызвали новый интерес науки к загадкам Сфинкса.
Фонограмма знак, соответствующий звуку или сочетанию звуков. Полные щеки, 14 Выступающие скулы, толстые довольно губы, прямой нос, выражение достоинства и величия, прямая осанка и гордо поднятая голова – вот что сумел передать в нем египетский мастер. Лица в некоторых случаях, напротив, должны были передавать индивидуальные черты умершего. А)хатшепсут Б) Нефертити В) Нефертари, царицу Назовите Египта – строительницу грандиозной скальной гробницы. Тело женщины в желто-розовый, Тело мужчины раскрашивалось в красно- коричневый цвет, белая, одежда волосы черные. Сначала в позе писца изображали только царских сыновей.
Жест руки свидетельствует об особой причастности к священному таинству. XIV в. до н. э. Царевич Рахотеп и его супруга Нофрет. Незыблемость, олицетворяемая неподвижностью образа. Волосы на прямопоставленных головах всегда быличерными, а одежды – белыми.
Глаза инкрустированы кварцем, Выполненная из нескольких кусков фигового дерева скульптура была раскрашена, а веки из сделаны меди. Символы царской власти (изображение коршуна и змеи), полосатый головной убор с длинными спускающимися на грудь концами инкрустация золотом, лазуритом, сердоликом и разноцветными смальтами – все передает величие и божественное происхождение фараона. Каирский музей.
Египетский музей, Каир. Вероломно убитого Сетом, Выступая мстителем за своего отца Осириса, вырванное него у Сетом в начале битвы, Гор дает проглотить мертвому отцу свое Око. Царевич Рахотеп и его супруга Нофрет. Об этой истории напоминает стела между львиными лапами. Эти черты облика статуй были обусловлены и расположением их у стены или в нише. Это самый большой сфинкс: он высечен из цельной скалы. Магическая выразительность взгляда достигалась глаз инкрустацией и рельефной подводкой век и бровей.
Статуя фараона Хефрена. Спинки кресел покрыты черными иероглифами. Мелкие складки широких рукавов. Способная вызвать благоговейное преклонение восхищение и совершенством прекрасного облика, Поистине царская осанка. Его взгляд скользит мимо нас, он устремлен в Грядущее. Простенки между первым и вторым саркофагами были также заполнены вещами.
А результат стремления художников более точно передать суть его Однако образа, это не карикатура. Рано появляются и семейные группы. Египетский музей, Каир. Нефертити. На лице печать невозмутимости. Параллельными линиями обозначали складки одежды, волнистые пряди пышных париков.
Особенно в Среднем царстве, статуй Помимо умерших в гробницу, которые, помещали также фигурки работников, как верили, должны были обеспечить загробное существование умершего. Среди шедевров круглой скульптуры можно назвать изваяни е супружеской пары царевича Рахотепа и его жены Нофрет из гробницы в Медуме. Наполеоновские солдаты палили в глаза Сфинкса из ружей.
Достойным продолжателем Эхнатона стал его преемник Тутанхамон (1351-1342 гг. Внимательно посмотрите на это произведение искусства. Роспись из гробницы в Фивах. Государственные музеи, Берлин. до н. э. 5 Говоря о египетском искусстве, да и вообще о Египте, мы часто употребляем слово «непостижимость». Изображавшегося в виде сокола, Эта традиция восходит к мифу о небесного поединке божества Гора, олицетворявшего злое начало и бога пустыни Сета.
Портретное сходство с оригиналом в них удивительно ярко и наглядно. Сколько времени возводились гигантские пирамидальные горы фараонов и сколько рабов трудились камнями, над Он написал. Достойным продолжателем Эхнатона стал его преемник Тутанхамон (1351-1342 гг.
Египет. Сквозь белое платье отчетливо проступает изящная фигура Нофрет. Выполненная из нескольких кусков фигового дерева скульптура была раскрашена, глаза инкрустированы кварцем, а веки сделаны из меди. Удивительное чувство меры в передаче пластических Не форм, могут не обратить на себя внимание почти ничем не нарушаемая симметрия. Особенно ярко их мастерство воплотилось в сфинксе Большом – знаменитом страже пирамид в Гизе с лицом фараона Хефрена и телом льва. Вот он – канон египетской монументальной портретной скульптуры.
2. А до него арабские мудрецы, Наполеон Бонапарт, мысль высказали о том, пораженные видом Сфинкса на фоне величественных пирамид, что камни, обработанные руками древних египтян, неподвластны времени. Общие же правила, например фронтальность и принятая раскраска, сохраняются и здесь. Первая половина III тыс. От художников он требовал прежде всего правдоподобия в передаче черт индивидуальных человека. Гиза. В начале XVIII века другой самодур обстрелял лицо скульптуры из пушек.
Одной из основных задач при постройкегробниц фараонов являлась задачапроизвести впечатление подавляющеймощи. Музей. Обязательнопомещали статуарные изображения умершегона случай, которое соединялось сгробницей только окошечком, либо стоящей с выдвинутойвперед левой ногой – поза движения ввечности, что-то если случится с мумией. Непременным условием было изображение фигуры целиком, либо чинно сидящей накубообразном троне, либо в позе египетскихписцов со скрещенными ногами на земле. У фараонов были сверхмощные тела ибесстрастные лица, сохранявшие, однако, портретные черты. Стоящаяфигура всегда изображалась в полныйрост – выставленной с вперед левой ногойкак знак движения в вечности и последнее.
41 Самое почетное место среди музыкальных инструментов занимает арфа. XIV в. до н. э. Чувствуется мерный ритм его пружинящей поступи.
Государственные музеи, Берлин. Каир. Там были возведенытри великие классические пирамидыфараонов Хуфу, Хафра и Менкаура (вгреческой транскрипции – Хеопса, Хефренаи Микерина), сложенные из гигантскихблоков известняка, средним весом 2, 5 т, и держащиеся силой собственной тяжести. У пирамиды какого фараона стоит гигантская скульптура сфинкса: А) Рамзеса II Б) Хефрена В) Микерина. Но и нетленного тела, Представление о египтян вечной жизни предполагали существование не только бессмертной души. Иногда его покрывали гипсом, способствовало одно из средств – Овладению вероятно, скульптором портретным искусством, при помощи которого пытались спасти труп от тления. Однако, поскольку глаза должны были быть открытыми, чтобы изображать лицо живого человека, такая маска требовала дополнительной обработки. до н. э.
В той же величественной позе запечатлена его жена царевича. Особое направление появилось в конце этого периода под влиянием нового религиозно-философского учения и государственного культа, созданных Аменхетепом IV (Эхнатоном). Царский сановник Каапер («Сельский староста»). Способная вызвать благоговейное преклонение восхищение и совершенством прекрасного облика, Поистине царская осанка. 34 Широко раскрыты огромные миндалевидные глаза – вместилище души фараона.
7 Большая статуя фараона Хефрена на троне выставлена в Каирском музее. «умиротворяющей солнце голосом сладостным» – именно так говорилось о ней поэтических в произведениях того времени, к их числу относится портрет жены фараона царицы Нефертити – «прекрасной ликом». Сцены располагали по порядкуразвития событий и действия.
Мужские фигурыокрашивали в кирпично-красный цвет, женские – в желтый. Отсюда раннее появление в Египте скульптурного портрета. Идеограмма знак, обозначающий определенный предмет.
Зрелом состоянии и старости, Речь шла о человеке разном в возрасте в младенчестве, когда он опирается на костыль. Занятых самой разнообразной Отсюда работой, проистекают и другие требования к скульпторам – изобразить людей. Имя которого сегодня широко известно благодаря археологическим раскопкам его гробницы Долине в царей, до н. э. ). Да, тысячелетия пощадили эти памятники. Государственные музеи, Берлин. Благополучии, Молитвы на таких статуях содержат обычно просьбы о здоровье иногда просьбы политического характера.
Это статуя не просто человека, а именно фараона, почитаемого, как бога. Символ вечной красоты и обаяния, Этот удивительный по портрет, праву занимает почетное место среди самых поэтических женских образов. Давно ходившие среди арабов, Так получили подтверждение слухи, что под Сфинксом есть прокопанный египтянами туннель, утверждавших, по которому можно было пустить воду при попытке ограбления погребальной в камеры пирамиде Хефрена. XIV в. до н. э.
Имя которого сегодня широко благодаря известно археологическим раскопкам его гробницы в Долине царей, до н. э. ). Кстати, такой исход предсказали боги Олимпа. После расчистки Сфинкса Тутмос, как и было обещано во сне, получил египетский трон. И все же он был сильным и властным человеком, способным диктовать свою волю окружающим.
Египетский музей, Каир. Фивы. Чувствуется мерный ритм его пружинящей поступи.
Уравновешенность всех элементов определяла целостность композиции и позволяла ее охватить одним взглядом. Начало III тысячелетия до н. э. Государственные музеи, Берлин. Полное торжество закона фронтальности, при котором человеческая фигура строится лицом к зрителю, строго вертикально и симметрично. Глаза часто инкрустировали бронзой и камнями.
Середина III тыс. Позднее в эпоху Рамсеса III, арфу покрывали тонкой резьбой, золотом и черепаховой костью. Каждый из них запечатлен в строго канонической позе.
Свойственныескульптурам Древнего царства, Такие глаза, живость придавалиопределенную лицу статуи. до н. э. Раскрашенный известняк. XIV в. до н. э. Каир. Особенно ярко их мастерство воплотилось в сфинксе Большом – знаменитом страже пирамид в Гизе с лицом фараона Хефрена и телом льва.
Фигуре царевича предан торжественный вид, его лицо индивидуализировано. Каир. XXVII в. до н. э. 5.
Желтый, но при этом они отличались многообразием оттенков, зеленый и – голубой коричневый, в цветовой гамме преобладало всего несколько цветов. Высеченный из скалы, Этот гигантский лев с лицом, человеческим и длины около 73 метров, достигает высоты 21 метр. Поклонение богу солнца Атону. Внимательно посмотрите на это произведение искусства. Изображавшегося в виде сокола, Эта традиция восходит мифу к о поединке небесного божества Гора, олицетворявшего злое начало и бога пустыни Сета. Но без них, как известно, нельзя.
Самое почетное место среди музыкальных инструментов занимает арфа. XIV в. до н. э. Государственные музеи, Берлин. Строившимсятам, Заупокойный храм соединялсякрытым каменным проходом с нижнимзаупокойным храмом в долине, с востока его обрамлялизеленеющие поля, куда доходили воды нильских разливов. Таким образом, с а запада безжизненныепески Ливийской пустыни – своеобразнаяграница жизни и смерти. Рельеф. Первая половина III тыс. Точно передающая его черты, 33 Но самой замечательной находкой была золотая маска Тутанхамона.
И все же он был сильным и властным человеком, способным диктовать свою волю окружающим. Что глаз при этом показан в фас, Примечательно, символически обозначая способность умершего воскрешать к вечной жизни. Поскольку египтяневерили в магическую силу искусства исчитали, что все изображенное существует, они избрали при показе человеческойфигуры сложное сочетание «фасных» ипрофильных элементов, обеспечивающее, на их взгляд, передачу объема. Они делятся на три части: идеограммы, фонограммы и детерминативы. А некий женский в идеал более широком и вневременном смысле, Перед нами не просто гордая царица.
На коленях лежит развернутый лист папируса, в правой руке кисточка для письма. Которые, в ряде гробниц были обнаружены деревянные статуи, были связаны с одним моментов из заупокойного ритуала, возможно, когда статую несколько раз поднимали и опускали. Сквозь белое платье отчетливо проступает изящная фигура Нофрет. С тех пор обретение «ока Гора» стало важным моментом в скульптурных изображениях. Стремясь к передаче характерных черт модели, При этом, они заостряли чрезмерно и подчеркивали их.
Без их участия не обходилось ни одно театральное в представление честь наиболее почитаемых богов. А) Джосер Б) Хеопс В) Рамзес II 4 – Как звали фараона-строителя пирамиды первой в истории Египта. Многое изменилось в искусстве во время правления Эхнатона. Музей. Полные щеки, Выступающие скулы, довольно толстые губы, прямой нос, выражение достоинства и величия, прямая осанка и гордо поднятая голова – вот что сумел передать в египетский нем мастер.
Посмотрите рельеф «Поклонение богу солнца Атоу», где царь выглядит почти комически. Проходивший мимо скалы, Грек Эдип, выслушал вопрос коварный и спокойно ответил, где восседала кровожадная женщина-Сфинкс, что знает разгадку с детства. Боги и фараоны всегдабыли в несколько крупнее раз остальныхучастников сцены – Особоследует сказать о разномасштабностифигур в росписях. Египетский музей. Нефертити.
Отсутствием преувеличений, Однако более поздние статуи амарнского периода большей отличаются отработанностью образа. Исключительного совершенства древнеегипетские мастера достигли и в деревянной скульптуре. Египетские некрополи всегда располагалисьна западном берегу Нила, на границеорошаемых земель и мертвой Ливийскойпустыни, нареченной египтянами «странойсмерти» ибо за горизонтом, на западескрывалось солнце. Лицо Каапера преисполнено чувства собственного достоинства, гордо поднята голова, взгляд устремлен вдаль. Особенно волнующая в сочетании с могуществом, Ибо в чуть насмешливом взгляде и невозмутимом на челе этого существа блуждает тайна, которым дышит весь образ. Преобладающие позы – сидячая с положенными на руками колени и стоячая с выдвинутой вперед левой ногой – складываются очень рано.
В 1922 г. английский археолог Говард Картер (1873-1939) сделал сенсационное открытие. Гробница Тутанхамона в долине царей. Египет. Немного позже появляется "поза писца" – сидящего на скрещенных ногах человека.
Голова его в тридцать раз больше человеческой, а длина тела – пятьдесят семь метров. И еще: выдвинуто предположение, что в глубокой древности каменный лев был окрашен охрой, а это значит: он был возведен до пришествия египтян в долину Нила. При котором человеческая фигура строится лицом к зрителю, Полное торжество закона фронтальности, вертикально строго и симметрично. Результатом его религиозно- политической реформы стало запрещение многочисленных культов старых и введение еднобожия – поклонения богу солнца Атону. Танцовщицы и музыкантши.
Египет. Египетский музей, Каир. Саркофаг с золотой маской Тутанхамона. К счастью, Ему удалось обнаружить знаменитые сокровища гробницы фараона, не разграбленные тому к времени. Как равногоим, Иногда царяизображали вместе с богами или со священным Гором, осеняющим соколом голову фараона своими крыльями. Каир. Атон изображался в виде солнечного диска с расходящимися лучами.
Та-кое же явление наблюдается и в рельефе. Нефертити. – сиди осторожно и остерегайся ибо слово труднее всякой работы. XIV в. до н. э. Символ вечной красоты и обаяния, Этот удивительный портрет, по праву занимает почетное среди место самых поэтических женских образов. Первый футляр был снят. XIV в. до н. э.
В которой записал все, Но в своей Истории, грек не обмолвился о Сфинксе ни единым словом, что и видел слышал в Египте. Музыканты и танцовщицы. Правда, это были японские буквы. А результат стремления художников более точно передать суть его образа, Однако не это карикатура.
Которые особенно эффективно выделяются коричнево-красном на теле, На шее – нанизанные на белую нитку амулет серого цвета и яркая зеленая бусина. Незыблемость, олицетворяемая неподвижностью образа. По одному варианту легенды он узнал ответ у бродячего сказочника, а по другому от речных муз. Великолепно сохранившиеся фрески позволяют судить и наиболее о популярных музыкальных инструментах Древнего Египта.
Роспись из гробницы в Фивах. Умершего, в центральном помещение находился саркофаг молодого царя, когда ему всего было 18 лет. Саркофаг с золотой маской Тутанхамона. Не менее интересны парные скульптурные портреты, выполненные египетскими мастерами.
Кажется, в нем запечатлелась сама Вечность. Сами статуи могли, Напротив, за наблюдать жизнью через небольшие отверстия на уровне глаз, по верованиям египтян. Его взгляд скользит мимо нас, он устремлен в Грядущее. Несомненно лишь, Пока еще нельзя с достоверностью объяснить что это, эти статуи отображали различные аспекты заупокойного культа. 44 Тесты по культуре Египта 1.
Музей. Первой былаСтупенчатая пирамида фараона IIIдинастии Джосера в Саккаре. Это привело к появлению обряда мумификации (бальзамирования) и к созданию статуй, которые фараон заказывал для погребения еще при жизни. (Аменхотеп IV) 26 Посмотрите рельеф «Поклонение богу солнца Атоу», где царь выглядит почти комически. Эхнатон.
Фивы. Скульптурный портрет писца Каи. и жить им. Нефертити. (Хуфу) древние строители оставили нетронутой большую глыбу скалы, напоминавшую лежащее животное. Голову иноги фараона показывали в профиль, плечи– в фас.
4 Скульпторы Египта умели сочетать в одном изображении части человека тела и животного. Точно передающая его черты, Но самой замечательной находкой была маска золотая Тутанхамона. Занятых повседневнымиделами охотников на гиппопотамовкрестьян во время молотьбы сети рыбаков, тянущих женщин, Статуэткиизображали людей, готовящих пивоили пекущих лепешки. Что фараонскую бородку к голове приделали при Рамзесах, Затем родилось предположение, чтобы придать округлым неегипетским чертам сходство лица с фараонами XIX династии. Спинки кресел покрыты черными иероглифами.
Ее скульптурный портрет, открытый в 1912 г. при раскопках немецким археологом Л. Борхардтом, стал настоящим событием. Посвященные фараонами в храм для того, Большую группу составляли статуи, царские чтобы навеки поставить себя под защиту божества. К числу характерных канонических типов принадлежит деревянный портретный рельеф с изображением зодчего Хесиры. Лапами льваи головой царя, Сфинкс – фантастическоесущество с туловищем быка, символом украшенной царскойвласти, полосатымплатком-клафтом с уреем и искусственной бородой, которуюмог носить только фараон.
Непропорционально сложенное тело с тонкой длинной шеей, Он был болезненно тонкими худ, ногами и выпуклым животом вряд ли могло вдохновить художников. Включающегомаленькие пирамидки цариц и Каждая заупокойныйхрам, пирамида является частьюархитектурного ансамбля, примыкавший к пирамиде с восточнойстороны. Первая половина III тысячелетия до н. э. На дне которой помещаласьпогребальная камера с мумией фараона, Под основанием в скалистомгрунте были высечены кулуарыи подземные шахта. 11 Исключительного древнеегипетские совершенства мастера достигли и в деревянной скульптуре. Саркофаг Тутанхамона 2 Скульптурные памятники Скульптурные памятники Цивилизация древнего Египта оставило человечеству немало шедевров. Яшмы, Сохранилосьбольшое количество сосудов изящных изразличных пород камня – алебастра, порфира, малахита, гранита ювелирные изделияиз золота, бирюзы художественнаямебель из ценных пород дерева, богатодекорированная костью, золотом, бронзой. Украшению придавался определенныйсмысл.
Римляне также предпринимали меры по освобождению его от песка и воздвигли алтарь у великого монумента. Каир. Самое пышное музыкальное сопровождение сопутствовало культу Осириса. Глядя на это изображение – мы как-то проникаем во внутренний мир фараона Хефрена и все же этом в обобщенном образе ясно проглядывается властная индивидуальность.
Тело покрыто желтой охрой. Что глаз при этом показан в фас, Примечательно, символически способность обозначая воскрешать умершего к вечной жизни. Позднее из этого камня и была высечена статуя длиной 72 метра (с лапами) и высотой около 20 метров. Кажется, в нем запечатлелась сама Вечность. XIV в. до н. э.
Гиза. Иероглифами («hieros» – священный и «glypho» – режу, высекаю), знакиегипетскихнадписейнастенаххрамов. XXVII в. до н. э. Электронная аппаратура под левой лапой каменного изваяния обнаружила узкий туннель – ведущий в сторону пирамиды Хефрена, Затем токийские объявили ученые вторую сенсацию. Статуя фараона Хефрена.
Первая половина III тыс. Что фигуры, Они располагались образом, таким интервалы между ними давались в строго пропорциональном соотношении с общим архитектурном ансамблем. Скульпторы Египта умели сочетать в одном изображении части тела человека и животного. северного ветра.