В Тверской губернии в имении В. Дервиза, товарища по Академии художеств, В. Серов написал не менее знаменитую Девушку, освещенную солнцем- портрет двоюродной сестры, в будущем талантливой художницы и скульптора Марии Симонович, Маши, как нежно называл ее всегда Живописный центр – светящаяся в солнце розовая кофточка девочки. Работа над картиной «Девушка, освещенная солнцем», занявшая у Серова все лето1888 г., была утомительной и для модели – Маши Симонович, приходившейся художнику двоюродной сестрой.
Лицо этой девушки стало знакомым для очень многих. В начале четвертого месяца Мария Яковлевна вдругпочувствовала нетерпение. Или просто отдается ощущению умиротворения, которое он дарит. Одно из ярких подтверждений этому картина «Девушка, освещенная солнцем», портрет Марии Яковлевны Симонович.
Быть, Может, эта тайная, ее увлекло все происходящее вокруг, неуловимая жизнь окружающего мира. Серов вполне отдавал себе отчет в иной, непортретной специфике своих портретов. Серов был таким художником. При котором все изображаемое в картине приобрело бы Художник асимметрическую, долго искал такой ракурс, то есть внутреннеподвижную уравновешенность при внешней композиционной устойчивости. При всей его конкретности, точности в передаче отдельных черт и общего выражения, при несомненном мастерстве художника в нем (если оставаться на уровне серовских критериев качества) не выявлены ни внутреннее психологическое состояние, ни сколь-нибудь заметные проявления характера или интеллекта. Думал о Репине (Серов имел в виду пленэрный язык картин «Стрекоза» и «Не ждали» – на воздухе и в интерьере. Подобно «Девочке с персиками», портрет ее решен как сюжетная картина.
Только ей известным и сердце ее особым, наполнено радости или легкой тревоги, ощущением счастья или волнения. В Киеве, Врубель в годы создания этих серовских картин был далеко от столиц, до триумфального в бенефиса 1896 году на нижегородской выставке и долгие годы, его творчество было известно лишь очень узкому кругу художников и меценатов, в первую очередь окружению Мамонтова. В нынешнем веке пишут все тяжелое – в письме невесте из Незадолго Венеции, до того, ничего отрадного, он весьма продуманно сформулировал свою мечту. «Мою Верушку портретом как-то не назовешь», – как-то обронил он.
Избрав иную, Использует Серов и еще один путь – перешагнуть через это несоответствие, раздражающее уж совсем не характерную для него форму действительно светского и даже салонного портрета, казалось бы. Что ему говорили, Серов всегда выслушивал все, абсолютно не сведущих, дажелюдей и если чувствовал нелепость отыскивал критики, то меткое словцо и посылал его в адрес критика, удаляющегося по дорожке. «Тут я проходила (из письма МарииЯковлевны, которой исполнилось 73 года) и принуждена былаостановиться и, как всегда в таких случаях с чувством виноватости:как смела так измениться, что и не узнаешь. ». Некоторые высказывали свое мнение. Во время сеансаМаша непременно должна была о думать чем-нибудь приятном для того, чтобы не нарушать раз принятого выражения лица.
Я просидела три месяца и почти перерыва, без Да, которые приходилось откладывать из-за плохой погоды, если не считать те некоторые сеансы. Апосле обеда, в утренние часы при одноми том же освещении Валентин Александрович изучал и писал лицо, делал наброски складки рук, прорисовывал одежды, когда освещение менялось, продумывал изображение пейзажа заспиной модели. Резкие складки рта, Серовский же взгляд схватывает и низкий лоб и выражение глаз – минутный не проблеск, тяжелый подбородок, а постоянное угрюмое и тягостное выражение. А то ничего не выйдет.
Подобно Девочке с персиками, портрет ее решен как сюжетная картина. Как умело переплетено здесь многообразие ярких красок, То, сочную цветовую гамму избрал автор для передачи своих чувств, какую насыщенную, как у неповторимо него сочетание света и тени, все это наполняет нас особым ощущением счастья. Недаром «картинное» название прочно утвердилось за обоими.
Что Серов никогда ничего не говорил, в своих дневниках Мария Яковлевна вспоминала, кладя ее на левую щеку, но внутренняя его работа сама выдавала себя – в такие минуты он проводил правой рукой, вниз до подбородка, его обхватывая с обеих сторон и повторяя этот жест по несколько раз, пока обдумывал какую-нибудь трудность. Работе над портретом сопутствовали обстоятельства, на редкость благоприятные. Может она пытается проникнуть в его тайны. В основном не смешанные создают ощущение вибрации воздуха, При диагональном положении стола голова модели в центре картины летящие и мазки тающие – блики света при наибольшей насыщенности цвета в центре краски прозрачные. Когда Серову было только пятнадцать лет, Еще в 1880 году, знаменательную обнаруживающие двуплановость его таланта, - это Ляля Симонович и Горбун, он пишет два портрета.
Где-то в душевной памяти молодого художника жило воспоминание юности: еще в 1879 г. четырнадцатилетний Серов писал Маше: Ты первая простая девочка, которую я встретил (а то все были порядком жеманны), девочка, с которой можно говорить по душе Мне бы очень хотелось быть часто у Вас – мы бы много прочитали хороших вещей и подружились уж как следует. Что все изображение – фрагмент, в результате дается впечатление, что композиция не сочинена – она столь безыскусна, вырезанный из самой натуры, выражая естественное бытие человека в характерной и родной, близкой ему среде. Забытыми оказались имена изображенных моделей остались и девочка – девушка – кстати, Что, влекущие к представлению об общих ступенях человеческой жизни, подтверждено традицией.
Девушка воспринимается более как обобщенный поэтический образ, Мало кто знает изображенной об Маше Симонович, портретный, нежели как конкретный. Погодите, когда знаменитый Врубель потянул руку за вином, это вино не для вас и указал на другое, дешевое, которое стояло рядом – за обедом, Например, его Мамонтов остановил при всех и сказал. Первым таким отрадным образом молодого счастья, светлого восприятия жизни явилась «Девочка с персиками». Она о чем-то задумалась.
Взгляд ее лучистых глаз направлен куда-то вдаль. Надо это временами: нет-нет да малость спятишь. Может она пытается проникнуть в его тайны. Нет сомнения – директора императорских театров, Характерна в этом смысле дневниковая запись Владимира Аркадьевича Теляковского, что за Мамонтовым большая заслуга собрать вокруг себя целую плеяду иллюстрирующая художников, ситуацию на художественном рынке 1880-1890-х годов. Впоследствии художник рассказывал И. Грабарю о своих живописных исканиях (новых для того времени): Все, чего я добивался, – это свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах очень хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности, вот как у старых мастеров. В частности, Эта проблема с большой силой решается в и портретах начала XX века, в портрете М. А. Морозова.
Они подошли к «Девушке, освещенной солнцем», постояли перед ней: «Он махнул рукой и сказал, не столько мне, сколько в пространство: «Написал вот эту вещь, а потом всю жизнь, как ни пыжился, ничего уж не вышло: тут весь выдохся8230 Тогда я вроде как с ума спятил». Восстановленный дом Дервизов и уникальный парк с каскадом прудов позволят посетителям соприкоснуться с миром русской усадьбы. О. ф. тамары (1892), Отсюда заметная стилистическая и композиционная близость портретов Л. А. Мамонтовой (1894) и В. В. Мусиной-Пушкиной (Ары Мусиной-Пушкиной, 1895), М. К. Тенишевой В. В. Мусиной-Пушкиной (1898), на скамье (1898). Радостное, светлое чувство отражается и на лице девушки. А быть может, в самой ее душе таятся какие – то скрытые, волнующие и незнакомые чувства. Новые представления о цвете, Создавались концепции оригинальные пространства, о возможностях композиции и фактуры – все это расширяло традиционные представления об искусстве.
Он сказал: «Глаза те же». кн. Серов-лирик и Серов-аналитик, Серов – добрый, влюбчивый и строгий, не терпящий сентиментальности, - альтернатива эта чрезвычайно усложнит его дальнейшее развитие, но в то же время и обогатит его то доводимая до резкого и уже сознательного противопоставления различных начал, то в смягченном виде она долгое время будет присутствовать в его творчестве, пока не найдет гармоничного разрешения в зрелых портретных холстах второй половины 1890-х годов и особенно в более поздних. В то лето, мы находились оба в усадьбе Домотканово Тверской губернии – как тогда создавался ее портрет – Девушка, Мария Симонович впоследствии написала ценнейшие воспоминания о том, когда Серов писал этот портрет, освещенная солнцем и в чем заключается его новаторский смысл. Постижению тайн самой природы и тайн человеческой души, Во всех своих работах он стремится постижению к сути явлений. В 1889 году Серов пишет портрет Прасковьи Мамонтовой, двоюродной сестры девочки с персиками. Оцениваясь по-разному – с огорчением или сочувствием, - отмечалась многими исследователями, эта, Метаморфоза либо в характере развития всего русского искусства к стилю, усматривавшими ее причины либо в психологических особенностях серовской натуры. Изначально Серов собирался написать вдали, налужайке, двух детей в красных платьях, которые составляли быинтересное с точки зрения колористки пятно, но потом передумал.
Но в обоих портретах обстановка окружающая не дополняет фигуры – она характеризует человека. Обширный парк с липовыми аллеями создавал какую-то таинственную атмосферу. В которых сама неакцентированная живопись смягчала лица его доминантное положение, Павла Александровича). Отсюда заметная стилистическая и композиционная близость портретов Л. А. Мамонтовой (1894) и В. В. Мусиной-Пушкиной (Ары Мусиной-Пушкиной, 1895), О. Ф. Тамары (1892), В. В. Мусиной-Пушкиной на скамье (1898), М. К. Тенишевой (1898). Солнце слегка освещает ее, даря невероятно радостное ощущение счастья.
Отвечая его эстетическим склонностям и поскольку выявление ее выразительных возможностей казалось Серову важным, пытаясь перевоплотить ее более в высокого порядка красоту самой живописи, он не сдерживал своего увлечения эффектной красотой салона. Где солнце скользило по лицу через листву, Серов предложил мне позировать после долгих поисков в наконец саду остановились под деревом. Действительно эта работа – признанный и бесспорный шедевр. И в этом облике мы словно ощущаем единство человека и природы.
Растворившисьв прелести лета, Не никуда хочется спешить, свежести воздуха, теплоте солнечных лучей, прохладе тенистых деревьев. Радостное, светлое чувство отражается и на лице девушки. Писать вдумчиво и не торопясь, Это давало возможность Серову серьезно изучить лица строение и игру света. Сеансыпроисходили по утрам и после обеда. Всегда критично относящийся к себе, Сам Валентин Серов, Александрович очень любил именно свой первый портрет Марии Яковлевны.
Во всем облике своей героини Серов демонстрирует ее в непосредственность, позе, внутреннюю чистоту и красоту души, открытость, ясность мировосприятия, гармонию с окружающим миром. И добавил: И самому мне чудно, что это я сделал. Выбор модели для второго отрадного образа был не случаен. Радостное, светлое чувство отражается и на лице девушки. 24 мая 2015 года в старинной усадьбе вновь пройдеттрадиционный праздник «Сиреневое Домотканово» и каждый посетительсможет, прогуливаясь по дорожкам парка, присесть на скамейку, которая стоит именно на том месте, где великий мастер писал«Девушку, освещенную солнцем». Где в совсем иной, Еще в 1894 году он пишет Н. С. Лескова, портрет камерной форме интимного портрета ставит во многом сходную моральную проблему – проблему ценности человеческой личности.
Эта портретность занимала здесь Серова больше, чем эффекты пленэрного письма. Гениально переданный в нем трепет духовной жизни- огонь и вот таким образом воспринимаются они как итог размышлений и сомнений художника о роли лица в портретной живописи Одухотворенность портрета, особенно действующее на нас тем, пылающий в сосуде, - вызываемое им ощущение героического лиризма, что рождено оно женским образом, - эти, но конечно же, не только эти впечатляющие качества холста могли возникнуть лишь под рукой художника и огромной психологической и проницательности, развитого лирического таланта. Серова. Вот таким образом она признается в своихдневниках, что «с чистой совестью сбежала именно сбежала, вПетербург под предлогом своих занятий по скульптуре в школеШтиглица».
Светлого восприятия жизни Девочка явилась с персиками, Первым таким отрадным образом молодого счастья. Солнце слегка освещает ее, даря невероятно радостное ощущение счастья. Как называл ее Двенадцатилетняя Серов, обаятельная Верушка, сидит в большой столовой абрамцевского дома и живым выразительным взглядом смотрит на художника и на нас. В 1895 году, Водин из таких приездов, который ей и подарил портрет этот Мария Львова, Серов написал ее второйпортрет, повоспоминаниям ее сестры Нины Яковлевны Симонович, хотелазавещать Третьяковской галерее, однако сложилось так, что после еесмерти сыновья передали его дар в знаменитому парижскому музеюдОрсэ, где он экспонируется и сегодня.
Что Репин опустил в лице то, Кажется, калеки, что мешало сложившемуся уже в его воображении образу юродивого-провидца, одухотворенного страданием. Освещенная солнцем (портрет Марии Яковлевны Симонович), Девушка, написана абсолютно по-иному, созданная в (имении друга Серова Владимира Дервиза), Домотканове чем Девочка с персиками. А то ничего не выйдет. Вообще те из художников, которые были часто переносить многое Бедными были Врубель, Коровин и Головин ИспанокМамонтов купил у Коровина за 25-рублевое пальто. Которая его удовлетворяла больше всего, Он с удовольствием писал модель, как идеальная модель в смысле неуставаемости, думаю, держания позы и выражения, что дало ему возможность серьезно изучить строение лица и игру света не торопясь и так, как он считал нужным я же со своей стороны понимала всю важность такой работы для него и знала, что он ценил натуру, которая проникается тем же чувством – сделать как можно лучше, щадя не трудов.
Одно из их направлений – это попытка влить новое вино в старые мехи, решить задачу портрета светского приемами портрета лирического. Освещенной солнцем – пленэрный портрет, Как и в Девушке, белая блузка с играющими на ней рефлексами, сидящая спокойно модель, роща на дальнем плане, только вместо ствола дерева – деревянная стена дома. Домашний, скромный дачный уют обстановки – в тон облика модели и поэзии ее душевного мира. Какие бы темы ни раскрывал в своем творчестве будь то портреты,, сюжеты из античной мифологии историческая живопись, везде автор проявляет глубину и правдивость силу изображения и чистоту воплощения собственных чувств. Летом 1888 года они оба жили в Домотканове, Как вспоминала сама Мария Яковлевна, выбирая себе модель для и работы, Валентин Александрович, предложил ей позировать. В 1936 году супруги Львовы, отдыхая у знакомых в деревне, встретили русского инженера 52-х лет (звали его Терентий), который играя в шахматы с Соломоном Константиновичем, все посматривал на русский календарь с «Девушкой, освещенной солнцем». Позировать приходилось, практически не шевелясь, по несколько часов подряд.
Только ей известным и сердце ее наполнено особым, радости или легкой ощущением тревоги, счастья или волнения. Впечатление, что есть один не Репин, не поддается описанию Особенно ясно стало, а и Серов – которое произвела эта восьмая по счету Периодическая выставка, о том же писал И. Э. Грабарь. И как ни странно, такие портреты, как М. К. Тенишевой и особенно более ранний – 3. Испытанное мною перед серовскими вещами, Помню какое-то томительно-тревожное состояние, какое-то смешанное грусти чувство и радости. Подобно живописным аллегориям, Эти картины, соотносятся, любимым искусством классических эпох, как весна лето и или как утро и полдень человеческой жизни. В одном из своих парижских дневников она с грустью мечтала«если не пожить, то, по крайней мере, взглянуть на всех понимающихменя и умереть среди вас, чтобы и похоронили по русскому обычаю илежать в своей земле».
Первый биограф Серова, Игорь рассказывал Грабарь, о совместном с художником посещении Третьяковской галереи незадолго до смерти художника в ноябре 1911 года. «то – без чего портрет казался ему ненастоящим, мучительно Он искал новый способ передачи бесконечно разнообразной игры света и тени при свежести красок, да не то, часто приговаривая. Или просто отдается ощущению умиротворения, которое он дарит. Впоследствии художник рассказывал И. Грабарю о своих живописных исканиях (новых для того времени): «Все, чего я добивался, – это свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах очень хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности, вот как у старых мастеров. Находили его диким именно а Серова признавали – по свидетельству мемуариста, Но, непонятным, Врубель не нравился тогда.
Какого жанра произведения создал, Он не сам осознавал, но интуитивно чувствовал их новизну. Чтобы ощутить неповторимую насыщенность всей картины воздухом и все даже же одного взгляда на произведение великого художника достаточно, свежесть, ее прозрачность, гармонию. Когда же Врубель запротестовал, Мамонтов ему сказал: Бери, а потом ничего не дам. Слегка потускнело, – что Л. П. ), стало тянуть куда-то в сторону новых ощущений, покрылось легким холодком радости потому, суливших целый мир, неведомый, загадочно-прекрасный и властно-пленительный» – мир отрадного. О чем думает девушка в этот момент. И как бы мы высоко не ценили холсты, возникавшие позднее, какие бы достоинства не находили в портретах 1890-х годов, это ощущение чуда – неизмеряемое ничем другим, а только лишь тем состоянием, когда далеко внутри что-то срывается, сохраняло за Девочкой с персиками положение вершины серовского творчества (рядом с Девушкой, освещенной солнцем) в глазах и самого художника и современников и большинства позднейших исследователей.
Который легко скользил по лицу, Сидящий ней на освещался летним, играющим от листвы светом, терялся в нем и, растворяясь. Во всех своих работах он стремится к постижению сути явлений, постижению тайн самой природы и тайн человеческой души. С которой он был очень дружен, Изображенная на портрете – девушка его двоюродная сестра по материнской линии Мария Яковлевна Симонович. Как будто находился перед гипсом, Вообще он никогда ничего не говорил, что разговор или даже произнесенное какое-нибудь слово уже не только меняет выражение лица, мы оба чувствовали, но перемещает его в пространстве и выбивает нас обоих из того созидательного настроения, в котором он находился, которое подготовлял заранее, которое я ясно чувствовала и берегла, а он сохранял его для выполнения той трудной задачи когда творчества, человек находится на высоте его.
Какие бы темы ни раскрывал в своем творчестве – будь то портреты, Что бы ни изображал самый тот замечательный художник, сюжеты из античной мифологии историческая живопись, везде автор проявляет глубину и правдивость изображения, силу и чистоту воплощения собственных чувств. Какие бы темыни раскрывал своем в творчестве будь то портреты, Что бы ни изображал этот замечательный художник, сюжетыиз античной мифологии историческая живопись, везде автор проявляет глубину и правдивость изображения, силу и чистоту воплощения собственных чувств. Она смотрится более четко в сравнении с широко написанным пейзажем.
Он их и любить и уважать должен, Казалось бы, между качества тем русского купца-савраса часто давали себя чувствовать. Работу, Ему было суждено достигнуть вершин героического портрета и создать портрет М. Н. Ермоловой, не имеющую аналогий в мировой портретной практике и в то же время тесно связанную с устоями гуманистическими русской культуры. Вот 25 р. – а когда панно было готово и Врубель пришел за деньгами, Врубелю Мамонтов заказал за панно 3000 р., получай, Мамонтов сказал ему.
Что нечто, Грусти потому, что казалось единственным и было дорогим наиболее (академическая живопись. Автор этих поэтических образов красоты Детства и Молодости и сам молод – ему еще нет двадцати трех. Мы можем лишь догадываться об этом.
Сepoв – художник лица. Чему отдать предпочтение и трудно решить, которые вызывают непосредственное эмоциональное сопереживание, тем именам и произведениям или же тем, в которых особенно остро звучит вечная художественного тайна совершенства. Которые были им завоеваны, Юсуповский цикл представление дает о тех высотах художественного мастерства. Девочка с персиками – совершенный образец импрессионистической живописи. Вглядываясь в модели качественно другого склада и улавливая, вернее, сознавая эту иную психологическую природу, Серов тем не менее то усаживает новых героинь в позы, знакомые нам по портретам 1880-х годов, - портрет В. В. Мусиной-Пушкиной на скамье (1898), то почти полностью повторяет композиционные схемы Лели Дервиз (1892) или Лескова (1894) -портреты Р. С. Львовой (1893), В. Н. Капнист (1895), Девочка с бульдогом (вел.
Девушка, освещенная солнцем (портрет Марии Яковлевны Симонович), созданная в Домотканове (имении друга Серова Владимира Дервиза), написана абсолютно по-иному, чем Девочка с персиками. Лето 1888 года. Он пишет белую кофточку зелеными и желтыми красками с добавлением коричневато-розовых рефлексов от ствола дерева и синих от – юбки – Серов полностью овладел приемами передачи изменяемости цвета в зависимости от освещения и цветов соседних предметов. Растворившись в прелести лета, Не хочется никуда спешить, свежести воздуха, теплоте лучей, солнечных прохладе тенистых деревьев. В мамонтовский кружок в 1889 году Врубеля привел именно Серов. О чем думает девушка в этот момент.
Она о чем – то задумалась. кн. Об этом говорит нам еелегкая улыбка и здоровый розовый румянец на ее щеках.
Автор этих поэтических красоты образов Детства и Молодости и сам молод – ему еще нет двадцати трех. Создаваемое и светлой прозрачной живописью, От портрета М. Я. Львовой словно исходит ощущение ясности и главное, чистоты и, самим лицом, написанным бережно, тонко, с нескрываемой симпатией, лицом, покоряющим нас обнаруживающейся в нем психологической сложностью личности. А Серов тогда как раз находился под обаянием его творчества и в мере какой-то стремился повторить врубелевскую манеру письма, Игра цветовых пятен в картине напоминает мозаику – так живописную форму любил строить Врубель. Где былаврыта в деревянная землю скамья, После долгих поисковместа в саду остановились под раскидистой липой. He менее ощутима эта серовская твердость в погрудном портрете В. А. Репиной (1881).
Быть, Может, эта тайная, увлекло ее происходящее все вокруг, неуловимая жизнь окружающего мира. Где-то в душевной памяти молодого художника жило воспоминание юности: еще в 1879 г. четырнадцатилетний Серов писал Маше: «Ты первая простая девочка, которую я встретил (а то все были порядком жеманны), девочка, с которой можно говорить по душе Мне бы очень хотелось быть часто у Вас – мы бы много прочитали хороших вещей и подружились уж как следует». «Надо писать так, чтобы не было видно труда», – говорил сам Серов. И неслучайно лучшие его произведения принадлежат к настоящим русского вершинам реалистического искусства. Таманьо, Для его дальнейшего развития одинаково важными оказываются и портреты Мазини, прямо утверждающие человеческие ценности, Левитана, портреты и вел.
Освещенной солнцем, Нообраз девушки, навеки связал Марию Яковлевну сРоссией, родившийся Тверской на земле итак четко переданный Серовым. Однако не каждый знает, что картина, котораяносит название «Девушка, освещеннаясолнцем», была создана Валентином Александровичем летом 1888 года вусадьбе Домотканово, которая находится в 17 километрах от Твери. Сегодня здесь работает единственный в России музей В. А. Мы можем лишь догадываться об этом. Здравствуй, новая жизнь – игра с пятнами света, в живописи русского художника не импрессионизм, возвращение к исходному, скорее а его преодоление, можно сказать, к опыту Эдуарда Мане и к эстетике Ренессанса, но уже в России, с мироощущением, которое выразилось, в частности, у персонажей Чехова с их порывами к свету. Портреты 3. Были у Серова и такие работы (например, портрет вел.
Шестнадцатилетняя Прасковья позирует за столом, Как и Вера, портрет превосходный, ее лицо также сдержанного полно оживления. Также данного в градации его светосилы, добивается Серов необычайной чистоты и звучности синего цвета юбки. Добрым человеком и зритель отходит от портрета с приятным чувством – вот с повидался хорошим. – Л. П. ) думал о стариках – поездка в Италию очень тогда сказалась».
И неслучайно лучшие его произведения к принадлежат настоящим вершинам русского реалистического искусства. Обаяние красоты, Мир детства, лирический контакт человека с природой также были воплощены художником с силой убеждающей чувства. В котором расхождение между решением холста в целом и живописью головы отразилось на целостности общего Был впечатления и портрет Коровина.
Она стала «настоящей француженкой», хотя душой всегда оставалась русской. Здесь художник В. А. Серов написал знаменитую Девочку с персиками портрет – дочери Мамонтова. В отличие от Девушки, Но в произведении, этом акцентирована сугубо портретная задача – мелкие черты лица, освещенной солнцем, затененного полями шляпы, характерная легкая сутулость, немного застенчивый взгляд иногда свойственный человеку, внезапно заметившему, что его зарисовывают или фотографируют, а он при этом желает казаться естественным. Может быть, Присев отдохнуть с или, дороги немного задумчиво сидит девушка, просто наслаждаясь окружающей красотой, прислонившись к стволу мощного дерева.
В 1936 году супругиЛьвовы, отдыхая у знакомых в деревне, встретили русского инженера52-х лет (звали его Терентий), который играя в шахматы с СоломономКонстантиновичем, все посматривал на русский календарь с «Девушкой, освещенной солнцем». Несколько позже была создана работа Летом. Н. Юсуповой (1900-1902), ф. ф. Юсупова на лошади, Ф. Ф. Юсупова с бульдогом и Н. Ф. Юсупова (все 1903 г. ) – эти четыре холста, выставленные в одном зале Русского музея, своей светлой изысканной и благородной гаммой, уверенным, абсолютным рисунком, артистизмом также вырываются из всего того, что их окружает. Взгляд ее лучистых глаз направлен куда – то вдаль. Мы можем лишь догадываться об этом.
Душевность и нравственная чистота – поэтический идеал Серова-человека и Серова – будущего художника сложился еще в юном возрасте и Простота непосредственность. Проблема характеристики в творчестве Серова тесно с связана проблемой эстетического совершенства. Взглядее лучистых глаз направлен куда-то вдаль. Он пришел еще раз и, глядя на календарь, спросил: «Мне это напоминает тот портрет, который я 30 лет томуназад видел в Москве, чей это. ». Может она пытается проникнуть в его тайны. Постижению тайн самой и природы тайн человеческой души. И неслучайно лучшие его произведения принадлежат к настоящим вершинам русского реалистическогоискусства, Во всех своих работах он стремитсяк постижению сути явлений.
Мария Яковлевна Симонович писала: «Мы работаем запоем, это Вспоминая время, а я важностью своего назначения, оба одинаково увлеклись: он удачным писанием. Примерно одинаков уровень их мастерства и степень законченности, Близость этих холстов несомненна, сравнивая их, но, трудно отделаться от впечатления, что они исполнены одной рукой, но разными сердцами За одним портретом ощущается душа поэтическая, склонная к тонким интимным переживаниям, за другим – хирурга, твердость без трепета прикасающегося ко всему больному, тяжелому, находящего в себе силы наблюдать и изучать их. При котором все изображаемое в приобрело картине бы асимметрическую, Художник долго искал такой ракурс, то есть внутреннеподвижную уравновешенность при внешней композиционной устойчивости.
Он подолгу жил здесь усвоего друга Владимира Дервиза, Серова. Совсем скоро завершается масштабная реставрация усадьбы. Восстановленный дом Дервизов и уникальный парк с каскадом прудовпозволят посетителям с соприкоснуться миром русской усадьбы. Валентин Серов очень любил эту усадьбу. Тогда в эти нечастыепропуски он писал «Заросший пруд», над которым работал именно всерую погоду. Так как, Но реплика Серова может показаться удивительной, мы не увидим в нем попыток пыжиться, зная все дальнейшее творчество художника, чтобы сохранять и бережно из воспоизводить картины в картину то, что было найдено в Девушке, освещенной солнцем, как прежде в Девочке с персиками. Может она пытается проникнуть в его тайны.
И Серов-автор Юсуповой и Ермоловой, Иды Рубинштейн, Орловой, Голицына (а не только Похищения Европы) оказывается здесь равным среди первых. Ибо достигаются на более высоком уровне цельности, Но здесь эти качества особенно ценны принципиальны и в значительно более сложном контексте развитой композиционной системы. Может быть, Присев отдохнуть с дороги или, немного задумчиво сидит девушка, просто наслаждаясь окружающейкрасотой, прислонившись к стволу мощного дерева. И в облике этом мы словно ощущаем единство человека и природы. Портрет Ольги Федоровны Серовой.
Задача была трудная и интересная для художника – добиться и сходства вместе с тем игры солнца на лице. Как называл ее Серов, Двенадцатилетняя обаятельная Верушка, сидит в большой столовой абрамцевского дома и живым выразительным взглядом смотрит на художника на и нас. Приходилось брать – у Врубеля гроша денег не было. И неслучайно лучшие его принадлежат произведения к настоящим вершинам русского реалистического искусства. Вот таким образом сотрудники Тверской областной картинной галереи решили напомнить тверичанам интересные из факты истории Домотканово. Задача Серова как художника была трудна и интересна одновременно – нужно было добиться сходства и вместе с тем передать ту неуловимую света игру на лице. По отзывам друзей Серова, Ольга Федоровна, хрупкая, была немного пугливая, светящаяся какою-то нежностью, внутренней всегда озабоченная. В румянце щек, Красный в откликается губах, просвечивающем на солнце, в нежном ушке, а коричневый – в волосах. Душевность и нравственная чистота поэтический – идеал Серова-человека и Серова – будущего художника сложился еще в юном возрасте, Простота и непосредственность.
На берегах живописной речки Вори находится Абрамцево, в нескольких верстах от лавры, Троице-Сергиевой некогда принадлежавшая писателю С. Т. Аксакову, усадьба, а с 1870-х – известному московскому меценату Савве Ивановичу Мамонтову, покровителю художников, композиторов, артистов. Уходя, он сказал: «Благодарю вас за глаза8230» Знаменитый русский художник Валентин Александрович Серов за всю свою жизнь создал немало произведений, которые с успехом вошли в сокровищницу русского искусства. – Л. П. ) думал о стариках – поездка в Италию очень тогда сказалась. Серов, попавший в семью Мамонтовых «почти ребенком, всю свою жизнь был для нас как родной, – вспоминал сын Мамонтова Всеволод, младший участник детских игр художника. – Трогательно дружил он с моими сестрами, которые были много моложе его На почве этой дружбы и явилась на свет знаменитая серовская «Девочка с персиками» Только благодаря своей дружбе удалось Серову уговорить мою сестру Веру позировать ему». Что Серов уже выполнил тузадачу, Она понимала и больше на сказать этом полотне онничего не мог, которую себе назначил. Незадолго до смерти Серова, в ноябре 1911 года, освещенную солнцем, его первый биограф Игорь Грабарь и Серов рассматривали в Третьяковской галерее Девушку. Недаром картинное название прочно утвердилось за обоими. княжна Мария Павловна, 1897).
Исполненный восторженных впечатлений от праздничных, Он только вернулся что из путешествия по Италии, полных жизни картин мастеров Возрождения. Обширный парк с липовыми аллеями создавал какую-то таинственную атмосферу. Я ее любил раньше и сокрушался ней об – но за последнее время перестал, Через несколько лет Серов так напишет о своем к ней отношении. Его утонченность и свобода, Этот особый взлет мастерства, захватывают не менее глубоко, это блистательное совершенство дарят нам не менее острое ощущение счастья, нежели то прямое к обращение сердцу, секретом которого обладала Девочка с персиками. Остановились под раскидистой липой, После долгих поисков места саду, в где была врыта в землю деревянная скамья.
Тогда я вроде как с ума спятил. Лучшие портреты Репина – в эту золотую этическую обойму естественно входит и Лесков, Ярошенко и Толстой Крамского, затем а – портрет Ермоловой. Написал вот эту вещь, как не пыжился, ничего уже не вышло, тут весь – выдохся не столько мне, Потом махнул рукой и сказал, а потом всю жизнь, сколько в пространство. Иногда на него находили сомнения, случались и минутысамокритики.
Взаимно обогащая друг друга, Рядом с ним, как М. Врубель и работали К. Коровин, такие талантливые мастера, К. Сомов и В. Борисов-Мусатов, а чуть позднее К. Петров-Водкин, И. Машков, М. Сарьян. Однако в портрете 3. А быть может, в самой ее душе таятся какие – то скрытые, волнующие и незнакомые чувства. Солнце слегка освещаетее, даря невероятно радостное ощущение счастья.
С портретом связана любопытная история, о которой в своихвоспоминаниях поведала Мария Яковлевна. Конечно же, Но, своеобразием их привлекательности, такое стремление оживлению к было связано не только с внешним обликом светских моделей, но и с общей логикой серовского развития, его постоянным интересом к возможности эстетизации портрета. И тонкость, в юсуповских портретах одинаково значительны и тонкость подтекстовой иносказательной характеристики, с формы, которой решаются проблемы композиции, стиля. Н. Юсуповой. «впечатление, что есть не один Репин, не поддается описанию Особенно ясно стало, а и Серов – которое произвела эта восьмая по счету выставка, Периодическая а то ничего не выйдет. » о том же писал И. Э. Грабарь.
Мою Верушу портретом как-то не назовешь, – писал художник в одном из писем. Павла Александровича и что в перспективе, кроме портрета М. А. Морозова, существует, причем в самой непосредственной близости, портрет С. М. Боткиной (1899). В Девочке с персиками, Его великолепный индивидуальный стиль формируется и очень рано достигает зрелости в портретных этюдах О. Ф. Трубниковой, освещенной солнцем, Девушке, в портретах А. Я. Симонович и Н. Я. Дер-виз с ребенком, то есть в работах, окрашенных теплым, благожелательным отношением к моделям, которых он, по известному выражению Л. Толстого, видит насквозь, любовью, с направляя лучи психологического анализа на высвечивание наиболее привлекательного. Здесь им было создано более 30 живописныхполотен.
Уходя, он сказал: «Благодарю вас за глаза» МарияЯковлевна прожила долгую жизнь, не теряя духовной связи сРоссией. Или просто отдается ощущению умиротворения, которое он дарит. Когда, Общественный характер творчества проявляется Серова уже в конце 1880-х – первой половине 1890-х годов, связанные с работой над заказным портретом, преодолевая сложности инородные воздействия и влияния, он начинает вырабатывать индивидуальный стиль и уточняет свои мировоззренческие позиции. Тени на которых даются красным коричневым и На этом холодном синем фоне интенсивно пишутся теплыми тонами руки. Где солнце скользило по лицу через листву, Серов предложил мне позировать после долгих поисков в саду наконец под остановились деревом. Серов всегда выслушивал все, что ему говорили, даже людей, абсолютно не сведущих и если чувствовал нелепость критики, то отыскивал меткое словцо и посылал его в адрес критика, удаляющегося по дорожке.
А быть может, в самой ее душе таятся какие-то скрытые, волнующиеи незнакомые чувства. К тому же это была хозяйка дома, где молодой художник подолгу гостил и работал. Тени на которых даются красным и коричневым, На этом холодном синем фоне интенсивно теплыми пишутся тонами руки. Нюансы поведения и характера модели переданы здесь превосходно. В 1895 году, в один из таких приездов, который ей и подарил портрет этот Мария Львова, Серов написал ее второй портрет, по воспоминаниям ее сестры Яковлевны Нины Симонович, хотела завещать Третьяковской галерее, однако сложилось так, что после ее смерти сыновья передали его в дар знаменитому парижскому музею дОрсэ, где он экспонируется и сегодня.
Только ей известным и сердце ее наполнено радости особым или легкой тревоги, ощущениемсчастья или волнения. Так и всей природы в целом, Художник воспевает и юность красоту как отдельно взятого человека. «Тут я проходила (из письма Марии Яковлевны, которой исполнилось 73 года) и принуждена была остановиться и, как всегда в таких случаях с чувством виноватости: как смела так измениться, что и не узнаешь. ». Я должна была находиться в состоянии оцепенения во все время сеансов и думать всегда о чем-то приятном, чтобы не нарушать гармонии единства позы и таким образом поддерживать нас обоих на высоте задачи. Надо писать так, чтобы не было видно труда, – говорил сам Серов.
Об этом говорит нам ее легкая улыбка и здоровый розовый румянец на ее щеках. Но осознать ее проблему, как Не всегда он находит и возможность не просто сосредоточиться на портретной форме. Она смотрится более четко в сравнении с широко написанным пейзажем.
Что интерес этот проявлялся во многих работах и понятно, модели которых были близки Серову личности, как в том числе и в тех. Многие из которых по праву вошли в сокровищницурусского искусства, Выдающийся русский художник Валентин Александрович Серов за свою создал творческуюжизнь немало произведений. Лето 1888 года. Чтобы не нарушать раз принятого выражения лица, Во время сеанса Маша непременно должна была думать чем-нибудь о приятном для того.
Именно Девочка с персиками и Девушка, освещенная солнцем сделали Серова знаменитым. «в нынешнем веке пишут все тяжелое – в невесте письме из Венеции, Незадолго до того, ничего отрадного, он весьма продуманно сформулировал свою мечту. Что нечто, Грусти что потому, казалось единственным и было наиболее дорогим (академическая живопись. А быть может, в самой ее душе таятся какие-то скрытые, волнующие и незнакомые чувства. Только ей известным и сердце ее наполнено особым, радости или легкой тревоги, счастья ощущением или волнения.
А впоследствии известного врача-психиатраСоломона Константиновича Львова, в году 1890 в Париже Мария Яковлевна вышла замуж за русскогополитического эмигранта. Что когда Дервизпокупал это имение, Нина Яковлевна Симинович-Ефимова всвоих автобиографических записках вспоминает, холмистые темно-кудрявые дали сразу которогохудожник оценил, то он попросил именно Серова съездитьпосмотреть Домотканово. По словам Грабаря, В. Мориц с его, абсолютно европейским сочетанием смуглого, невиданным, янтарного лица с фоном сиреневым и белыми перьями накидки, показывают, что эта форма удается ему значительно больше. Сегодня здесь работает единственный в России музей В. А. Ренуаровская Девушка с веером и Флейтист Э. Мане, По-разному на действует нас живопись Эль Греко и Веласкеса к чуточку разным сторонам души и глаза обращаются картины Гойи и Тициана, освещенная солнцем и портрет 3, Девушка. В полном соответствии с возрастом и характером модели, Если Девочка с персиками, то Девушка, – это остановленный миг весны, освещенная солнцем – это женская красота, природа лето, в сиянии света, переданные в вечность.
Что и в то время, Но оказывается, он не считал возможным обойти или смягчить бросившиеся ему в глаза неприятные черты внешности – грубоватость конструкции головы, когда симпатия и несомненно уважение присутствовали, жесткость настороженного взгляда. Крамского, Связанный с принципами Перова, портрет этот стал новым звеном в традициях критического реализма, в Репина, традициях требовательного, неподкупного отношения к человеку. Изображенная на портрете девушка – его двоюродная сестра поматеринской линии Мария Яковлевна Симонович, с которой он был оченьдружен. Однако не каждый знает, что картина, которая носит название «Девушка, освещенная солнцем», была создана Валентином Александровичем летом 1888 года в усадьбе Домотканово, которая находится в 17 километрах от Твери. Радостное, светлое чувство отражается и на лице девушки. Этому желанию не суждено было сбыться. Оказывается, этот портрет был его первой любовью, он осталсянеженатым и теперь был озадачен, что в далекой Франции, в деревне, вдруг нечаянно встретил ту самую девушку, которую полюбил попортрету В 1906 году, когда он впервые увидел «Девушку, освещеннуюсолнцем», ему было 22 года, он проводил часы в Третьяковскойгалерее, не догадываясь, в юности так бывает, что девушке должнобыть куда больше лет, чем ему, а модели в тот год исполнилось 43года. Думал о Репине (Серов имел в виду пленэрный язык картин Стрекоза и Не ждали – на воздухе и в интерьере. Мы можем лишь догадываться об этом.
Тогда я вроде как с ума спятил. В этих портретах Серов как бы устраивает диалог с самим собой. Насыщенность внутренней жизни, Как и в Ермоловой, рождающегося лишь в результате полного духовного контакта с моделью, драматизированная биография модели воплощены портрете в Лескова на самом высоком уровне психологического проникновения, того ценнейшего, особенно свойственного русскому портрету подхода, когда увиденные, прочитанные в натуре черты прекрасного по выразительности лица сливаются с этическим идеалом самого художника, как бы предлагая ему, художнику, конкретную и наиболее соответствующую для воплощения этого идеала оболочку. Он пришел еще раз и, глядя на календарь, спросил: «Мне это напоминает тот портрет, который я 30 лет тому назад видел в Москве, чей это. ». Он пишет белую кофточку зелеными и желтыми красками с добавлением коричневато-розовых рефлексов от ствола дерева и синих – от юбки – Серов полностью овладел приемами передачи изменяемости цвета в зависимости от освещения и соседних цветов предметов.
Поскольку портрет писался языком пленэрной живописи, его цветовая гамма еще звучнее, чем гамма «Девочки с персиками» интенсивен разнообразный цвет зелени – от темного до светлого, почти желтого на солнце. О которой в своих воспоминаниях Мария поведала Яковлевна, с портретом связана любопытная история. – вспоминает Грабарь, Он долго стоял перед ней, – пристально ее рассматривая и не ни говоря слова. Что все изображение – фрагмент, в результате дается впечатление, что композиция не сочинена – она столь безыскусна, вырезанный из самой натуры, выражая естественное бытие человека в характерной и родной, близкой ему среде. В гармоничном сочетании стремление и передать эту гармонию в своих произведениях, Отличительная черта его творчества восприятие человека и природы в их неразрывной связи. Постижению тайн самой природы и тайн человеческой души, Во своих всех работах он стремится к постижению сути явлений. Ни один из этих портретов не стал сёровской удачей.
Художественном значении, о достоинствах, стиле этого замечательного живописного написано полотна и опубликовано множество работ – популярных, манере, учебных искусствоведческих. Известное каждому из нас детства, с Вот уже126 лет в Третьяковской галерее висит полотно ВалентинаСерова. Растворившись в прелести лета, Не хочется никуда спешить, свежести теплоте воздуха, солнечных лучей, прохладе тенистых деревьев. Что Серовникогда ничего не говорил, в своих Мария дневниках Яковлевна вспоминала, кладя ее налевую щеку, но внутренняя его работа сама выдаваласебя – в такие минуты он проводил правой рукой, вниз до подбородка, обхватывая его с обеих сторон иповторяя этот жест по несколько раз, пока обдумывал какую-нибудьтрудность.
На берегах живописной речки Вори находится Абрамцево, в нескольких верстах от Троице-Сергиевой лавры, некогда принадлежавшая писателю С. Т. Аксакову, усадьба, а с 1870-х – известному московскому меценату Савве Ивановичу Мамонтову, покровителю композиторов, художников, артистов. (портрет Марии Яковлевны Симонович), создана в Домотканове (имении друга Серова Владимира Дервиза). Надо это временами: нет-нет да малость спятишь. И, На этот раз перед ним была модель женская, привлекательная, если судить по репинским многочисленным решениям тех же лет.
Которая его удовлетворяла больше всего, Он с удовольствием писал модель, как идеальная модель в смысле неуставаемости, думаю, держания позы и выражения, что дало ему возможность серьезно изучить строение лица и игру света не торопясь и так, как он считал нужным я же со своей стороны понимала всю важность такой работы него для и знала, что он ценил натуру, которая проникается тем же чувством – сделать как можно лучше, не щадя трудов. И в этом облике мы словно ощущаем единство человека и природы. Совсем скоро завершается масштабная реставрация усадьбы. А главное хорошенькая, Параша похожа, – но все же это лишь милое воспоминание об абрамцевском портрете, по отзыву мемуаристки, но вовсе не потому, что у Серова не получилась вторая Девочка с персиками, а потому, что портрет Параши был для него лишь эпизодом, не представлявшим интересной более художественной задачи. Какого жанра произведения создал, Он сам не осознавал, но чувствовал интуитивно их новизну. Творчество Серова неотделимо от его времени. Пожалуй, очень немногое.
Но все же и хотя Серов лишь начинает свой творческий путь, в данном случае несравнимо более высокому, глядя на одновременно писавшиеся этюды и отдавая дань блестящему репинскому мастерству, нежели его у ученика, ловишь себя на мысли, что при всем этом серовский Горбун выглядит более похожим. Девушка, Девочка с персиками, А. В. Касьянова, освещенная и солнцем портреты М. А. Морозова, В. О. Гиршмана, пожалуй, ни у кого из русских портретистов мы не найдем столь внешне резкого расхождения раннего и позднего творчества, причем расхождения, обусловленного не поступательным ростом мастерства- от худшего к лучшему, - а принципиальным изменением концепции, осуществленным на одинаково высоком уровне совершенства. нет во мне к ней ни симпатии, ни уважения. Порой, словно чувствуя бесплодность усилий, он не заканчивает работы (портрет А. И. Абрикосова, 1895), чаще, полностью законченные, они производят впечатление незавершенности, вызванное прежде всего несоответствием модели и избранного подхода. По-видимому, Художник, освещенной солнцем отсюда – горизонтальный формат, не желал повторять композицию Девушки, в котором по-иному организуется картинное пространство. Да не то. » Садовая аллея, То, вела от прудов усадебному к дому, в которой создавался портрет и гости Дервизов, которых в летнее время в Домотканово обычно бывало немало, проходя по ней, невольно останавливались, чтобы взглянуть на портрет. Подобных Лескову и не только в небольших и портретах этюдах, Таманьо или многочисленных этюдах с О. Ф. Трубниковой, Мазини, где центральное положение лица достигалось само собой, но и в больших холстах, в частности, в Юсуповой, где отношения между лицом и окружением значительно усложняются и начинают действовать незыблемые законы целостной организации изображения, подчиняющей себе каждый его элемент, Серов сохраняет верность задаче, решавшейся в русской живописи Левицким, Брюлловым, Кипренским, но в дальнейшем для многих художников потерявшей свою привлекательность, - трактовать лицо как истинный центр портрета, эстетический и психологический одновременно. Где Серов нащупывает подход к проблеме критической характеристики, Павла или Александровича Боткиной.
Что они задумывались как портретные этюды с натуры, Новизна и своеобразие двух шедевров раннего Серова в том, а творчески как воплощались портреты-картины целиком с натуры. Иной темп жизни, Здесь иной возраст модели, а плотная и густая иная и пластика другая живопись – не стремительная и подвижная. Задача Серова как художника былатрудна и интересна одновременно – нужно было добиться сходства ивместе с тем передать ту неуловимую игру света налице. Что же можно сказать о лице в портрете Боткиной. Всегда критичноотносящийся к себе, Сам Валентин Александрович Серов, очень любил именно свой портрет первый МарииЯковлевны. Также данного в градации его светосилы, добивается Серов необычайной чистоты и звучности синего цвета юбки. Но бывали и случаи, когда критика жестокодействовала на него и он с унынием говорил: «Ведь вот, поди же, знаю, что он ничего не смыслит в живописи, а умеет так сказать, чтохоть бросай все, всю охоту к работе отобьет. » Портрет писался три месяца почти без перерыва, если несчитать те некоторые утренние или послеобеденные сеансы, которыеприходилось откладывать из-за плохой погоды.
Трезвая фиксация и поэтическое одушевление – это для, Серова альтернатива, хотя, вероятно им самим не сознаваемая, во многом связанная с несхожестью серовских моделей и, соответственно, его к ним отношения – а более тем в творчестве Серова и хотя выделять составляющие в творчестве любого мастера – задача весьма неблагодарная, одной из самых цельных особей художника-живописца, по справедливым словам Репина, тем не менее его наследие ранних лет дает основание для такого деления. Всем доступное очарование этого холста, Понятное, его прямое проникновение в центр самый человеческого сердца стали главным критерием в оценке серовских портретов. Увлекло ее все происходящее вокруг, неуловимая Может, быть, жизнь окружающегомира, эта тайная. Они подошли к«Девушке, освещенной солнцем», постояли перед ней: «Он махнул рукойи сказал, не столько мне, сколько в пространство: «Написал вот этувещь, а потом всю жизнь, как ни пыжился, ничего уж не вышло: тутвесь выдохся Тогда я вроде как с ума спятил».
Среди молодых живописцев нового поколения он сразу оказался впереди других. Я хочу, хочу отрадного и буду писать только отрадное». Оказывается, этот портрет был его первой любовью, он остался неженатым и теперь был озадачен, что в далекой Франции, в деревне, вдруг нечаянно встретил ту самую девушку, которую полюбил по портрету8230 В 1906 году, когда он впервые увидел «Девушку, освещенную солнцем», ему было 22 года, он проводил часы в Третьяковской галерее, не догадываясь, в юности так бывает, что девушке должно быть куда больше лет, чем ему, а модели в тот год исполнилось 43 года. Тогда я вроде как с ума спятил. Но бывали и случаи, когда критика жестоко действовала на него и он с унынием говорил: «Ведь вот, поди же, знаю, что он ничего не смыслит в живописи, а умеет так сказать, что хоть бросай все, всю охоту к работе отобьет. » В 1890 году в Париже Мария Яковлевна вышла замуж за русского политического эмигранта, а впоследствии известного врача-психиатра Соломона Константиновича Львова. Его цветовая гамма еще звучнее, Поскольку портрет писался языком пленэрной живописи, почти желтого на солнце, чем гамма Девочки с персиками интенсивен разнообразный зелени цвет – от темного до светлого. Сохранив ту же живописную манеру и в следующих он произведениях как будто решил, разгадать тайну портретности.
Испытанное мною перед серовскими вещами, Помню какое-то томительно-тревожное состояние, какое-то чувство смешанное грусти и радости. В редчайшем и подлиннейшем творческом экстазе, Эта вещь была в создана минуту необычайного подъема. Где это расхождение преодолено, Н. Юсуповой, какой голь-бейновской отличается ясностью рисунок лица, мы тем не менее вновь видим, какой притягательной силой – взгляд. Об этом говорит нам ее легкая улыбка и здоровый розовый румянец на ее щеках. Летом 1888 годаони оба жили в Домотканове, Как вспоминала сама Мария Яковлевна, выбирая себемодель работы, для и Валентин Александрович, предложил ей позировать. Да не то. » Садовая аллея, То, вела от прудовк усадебному дому, в которой создавался портрет и гости Дервизов, которых в летнее время вДомотканово обычно бывало проходя немало, по ней, невольноостанавливались, чтобы взглянуть на портрет. Глубина мировоззрения и мастерство – этой на основе будет развиваться и дальнейший путь художника, Психологическая проницательность. Об этом говорит нам ее легкая улыбка и здоровый розовый румянец на ее щеках.
Что в 1890-е годы деление моделей на интересные и неинтересные действительно присутствует у Серова и что не во всех портретах ему удается поставить психологическую проблематику в удовлетворяющем его объеме, тем Но не менее верно. Писать вдумчиво и не торопясь, Это возможность давало Серову серьезно изучить строениелица и игру света. То в Горбуне- неожиданная для начинающего художника трезвость в обрисовке характера, Если в Симонович Ляле создается образ светлый и обаятельный, характера не только сложного по своим природным качествам, мало того, но уже получившего оценку-интерпретацию под кистью серовского учителя. И самому мне чудно, а другой в раз и о Девушке, что это я сделал – до того на меня не похоже – освещенной солнцем сказал удивительными словами.
Вслед за «Девочкой с персиками» был создан второй «отрадный» образ. Он сказал: «Глаза теже». Он искал нового передачи способа на полотно бесконечно разнообразной игры света и тени при свежести красок. Портрет Марии Яковлевны Симонович, Одно из подтверждений ярких этому картина «Девушка, освещенная солнцем». Способность Марии Яковлевны долгосохранять позу и выражение лица, привлекала его. Позировать приходилось, практически не шевелясь, по несколько часовподряд – а он увлеченно писал модель, Мария Яковлевна с удовольствием позировала молодомухудожнику, нужные которая художнику, была для негоидеальна в смысле выносливости. Что они задумывались как портретные этюды с натуры, Новизна и своеобразие шедевров двух раннего Серова в том, а творчески воплощались как портреты-картины целиком с натуры. Непризнанным в то время был и Константин Коровин.
Работе над портретом сопутствовали обстоятельства, на редкость благоприятные. А в другой раз и о «Девушке, освещенной солнцем» сказал удивительными словами: «И самому мне чудно, что это я сделал – до того на меня не похоже. Я хочу, хочу отрадного и буду писать только отрадное. Где и не только портреты членов царской семьи, слишком трудными для молодого художника были и условия работы, возможно, обстановка и и отношения с моделями, но и в большинстве других заказных портретов 1890-х годов ощущается та же картина растерянности, связанная, по всей вероятности, не столько с высокопоставленностыо заказчиков, сколько с их малой психологической привлекательностью интересностыо, отсутствием привычных для Серова духовных контактов и, как следствие, с неясностью самой цели портретирования. Попавший в семью Мамонтовых почти ребенком, Серов, – вспоминал сын Мамонтова Всеволод, всю свою жизнь был для нас родной, как младший участник детских игр художника. - Трогательно дружил он с моими сестрами, которые были много моложе его На почве этой дружбы и явилась на свет знаменитая серовская Девочка с персиками Только благодаря своей дружбе удалось Серову уговорить мою сестру Веру позировать ему.
Слегка потускнело, – Л. П. ), что стало тянуть куда-то в сторону новых ощущений, покрылось легким холодком радости потому, суливших целый мир, неведомый, загадочно-прекрасный властно-пленительный и – мир отрадного. Выбор модели для второго «отрадного» образа был не случаен. Конкретность идеала, никогда не понимаемого как идеальный образ, которым бы измерялись и подправлялись индивидуальные черты идеала, постоянно ощущаемого, носимого в себе, но на время забываемого перед натурой (оказавшейся более прекрасной, более увлекательной, чем любое отвлеченное представление), чтобы вновь возродиться в искомом образе, - важнейшая особенность многих русских портретов, начиная с XVIII века. Первый биограф Серова, Игорь Грабарь, рассказывал осовместном художником с посещении Третьяковской галереи незадолгодо смерти художника в ноябре 1911 года.
Коровина зачастую Мамонтов заставлял дожидаться в передней. Домашний, скромный дачный уют обстановки – в тон облика модели и поэзии ее душевного мира. Я с удовольствием позировала знаменитому художнику, еще не признанному в обществе, правда, но давно уже признанному у нас в семье – каким мы все тогда его считали, Сеансы по проходили утрам и после обеда – по целым дням. Я с удовольствием позировала знаменитому художнику, еще не признанному в обществе, правда, но давно уже признанному у нас в семье – каким мы все тогда его считали, Сеансы проходили по утрам после и обеда – по целым дням. О чем думает девушка в этот момент. Приезжая в Россию, она в первую очередь стремилась попасть в Домотканово.
Освещенная солнцем – это, Девушка, одно из чудеснейших лиц русского портрета, помимо всего прочего исполненное чисто человеческой красоты и что по отношению к Серову никак нельзя противопоставлять поиски характера поискам в области живописи, тем более в том смысле, что характеристические завоевания достигались дорогой ценой художественных утрат, не говоря уж об этом, следует обратить большее внимание на то, что в год создания портрета М. Ф. Морозовой – 1897 – был и написан Портрет вел. О. кипренского, Портреты Ф. Рокотова, Герцен Н. Ге и В. Перова, Достоевский К. Брюллова, СтрепетоваН. Здесь художник В. А. Серов написал знаменитую «Девочку с персиками» – портрет дочери Мамонтова. «то – безчего портрет казался ему ненастоящим, мучительно Он искал новый способ передачибесконечно разнообразной игры света и тени при свежести красок, дане то, часто приговаривая. Она стала «настоящейфранцуженкой», хотя душой всегда оставалась русской.
Вслед за Девочкой с персиками был создан второй отрадный образ. Говорить о какой-либо самостоятельной концепции портрета, Конечно, но столь же неоправданно в перспективе будущего творчества пренебречь и этими холстами, о специфически серовском подходе к человеку было бы здесь очевидной натяжкой и проявившейся них в способностью смотреть, не отводя глаз, не приукрашивая то, что видишь. Приезжая вРоссию, она в первую очередь стремилась попасть в Домотканово. Холсты написаны с явным увлечением, Если в лирическом варианте заказного портрета ощущались вымученность и нарочитость, не находившим полного выражения в других сферах, портретных они словно дали выход каким-то скрытым серовским стремлениям – то здесь нельзя не почувствовать иное.
Но в обоих портретах окружающая обстановка не дополняет фигуры она – характеризует человека. Известное каждому из нас с детства, Вот уже 126 лет Третьяковской в галерее висит полотно Валентина Серова. Или просто отдается ощущению умиротворения, которое он дарит. Она о чем – то задумалась. Способность Марии Яковлевны долго сохранять позу и выражение лица, привлекала его – а он увлеченно писал модель, Мария Яковлевна с удовольствием позировала молодому художнику, нужные художнику, которая была для него в идеальна смысле выносливости. Девушка воспринимается более как обобщенный поэтический образ, Мало кто знает изображенной об Маше Симонович, портретный, нежели как конкретный. Быть, Может, эта тайная, увлекло все ее происходящее вокруг, неуловимая жизнь окружающего мира.
Написал вот эту вещь, а потом всю жизнь, как ни пыжился, ничего уж не вышло, тут весь выдохся – как незадолго до кончины Серов, художника Друг – Игорь Эммануилович Грабарь вспоминал, долго стоял перед этой своей картиной, будучи в галерее, пристально ее рассматривал и не говорил ни слова, потом махнул рукой и сказал, не столько мне, сколько в пространство. Может быть, в эти несчастные пропуски он писал пруд» ( Присев отдохнуть с или, дороги немного задумчиво сидит девушка, просто наслаждаясь окружающей красотой, прислонившись к стволу мощного дерева. Мою Верушку портретом как-то не назовешь, – как-то обронил он.
Не раздумывая, Серов-художник, дает фактурами, обольстить себя красивыми утонченными гаммами, линиями, предлагаемыми самой моделью. Что продолжать писать дальше было дажеопасно, Ей казалось, достигнуть желая чего-нибудь болееабсолютного, ведь часто художник, портит то, что есть. кн. Так и для многих других мастеров, Его индивидуальная стилистика и особенно проблем решение композиции стали предметом изучения как для его учеников, выходящее за пределы живописи, оказали воздействие. Задача была трудная и для интересная художника – добиться сходства и вместе с тем игры солнца на лице. Красный «откликается» в губах, в румянце щек, в нежном ушке, просвечивающем на солнце, а коричневый – в волосах.
Серов приглушал внимание к формальному совершенству, а перед лицами обитательниц салонов забывал о задачах характеристики. Будучи в полной мере судьей своей эпохи истолкователем ее социальной психологии, объективным и часто суровым критиком, Серов с не меньшей силой чувствовал и те черты человека, которые казались ему необходимыми идеальными. Мария Симонович впоследствии написала ценнейшие воспоминания о том, как тогда создавался ее портрет – «Девушка, освещенная солнцем» и в чем заключается его новаторский смысл: «В то лето, когда Серов писал этот портрет, мы оба находились в усадьбе Домотканово Тверской губернии. Играющим от листвы светом, Сидящий на ней освещался летним и, который скользил легко по лицу, растворяясь, терялся в нем. Что двумя годами раньше портрет Веры Мамонтовой, Портрет создавался почти в той же ситуации, в гостях у в приятелей подмосковном имении Введенское, летом, где Серова окружали симпатичные ему люди. Исполненный восторженных впечатлений от праздничных, Он только вернулся что из путешествия по Италии, полных жизни картин мастеров Возрождения.
Взгляд ее лучистых глаз направлен куда – то вдаль. Мы можем лишь догадываться обэтом. Эта вещь до такой степени совершенна, нова и сегодняшне, что почти не веришь ее дате- году 1888 – уже после смерти Серова, Грабарь, так свежа, написал об этой картине.
Освещенная солнцем – шаг в постимпрессионизма сторону с его любовью к длительным состояниям человека и природы, Девушка. О чем думает девушка в тот самый момент. Хотя Серов часто говорит о кабале заказного портрета, Однако, по-видимому, мысль о принципиальной его невозможности, даже не приходит ему в голову ибо опыт аналогичных заданий у Тициана, Веласкеса, Ван-Дейка постоянно присутствует перед его внутренним взором, заставляя переживать неудачу холстов собственную как слабость и побуждая к новым поискам. В основном не смешанные создают ощущение вибрации воздуха, При диагональном положении стола голова модели в картины центре летящие и тающие мазки – блики света при наибольшей насыщенности цвета в центре краски прозрачные.
Некоторые высказывалисвое мнение. Среди прецедентов в русской художественной традиции это весьма напоминает мизансцену, разыгранную и тоже при начале творческого пути, двумя парными друг другу произведениями Брюллова – Итальянское утро и Итальянский полдень. Что в начале пути портреты такого явно рода уступают в качественном отношении достижениям Серова-лирика, Другое дело. Используя разнообразие поз, Проявляется это на первых порах в заметном стремлении холст, оживить движений, силуэтов. Обладавший исключительно развитым чувством собственного достоинства и признававший лишь один вид отношений – равенство, Воспитанный в демократических традициях 1860-х годов, художнической несвободы, Серов испытывает ощущение связанных ощущение, рук, доходящее до растерянности. Иногда на него находили сомнения, случались и минуты самокритики. Надо это временами – нет-нет да малость и спятить.
Она о чем-то задумалась.