«Тут будем писать», сказал он. Чтобы ощутить неповторимую насыщенность всей картины воздухом и все же одного даже взгляда на произведение великого художника достаточно, свежесть, ее прозрачность, гармонию. Надо это временами – нет-нет да малость и спятить. Пожалуй, очень немногое. Обширный парк с липовыми аллеями создавал какую-то таинственную атмосферу.
Маша вернулась в Париж и увезла портрет с собой. Также данного в градации его светосилы, Серов необычайной добивается чистоты и звучности синего цвета юбки. Он их и любить и уважать должен, Казалось бы, между тем качества купца-савраса русского часто давали себя чувствовать. Взгляд ее лучистых глаз направлен куда-то вдаль.
Может она пытается проникнуть в его тайны. Или просто отдается ощущению умиротворения, которое он дарит. В Киеве, Врубель в годы создания этих серовских картин был далеко от столиц, до триумфального бенефиса в году 1896 на нижегородской выставке и долгие годы, его творчество было известно лишь очень узкому кругу художников и меценатов, в первую очередь окружению Мамонтова. Что ему говорили, Серов всегда выслушивал все, абсолютно не сведущих, даже людей, если и чувствовал нелепость критики, то отыскивал меткое словцо и посылал его в адрес критика, удаляющегося по дорожке.
Но реплика Серова может показаться удивительной, так как, зная все дальнейшее творчество художника, мы не увидим в нем попыток пыжиться, чтобы сохранять и бережно воспоизводить из картины в картину то, что было найдено в Девушке, освещенной солнцем, как прежде в Девочке с персиками. С которой он был очень дружен, Изображенная на портрете девушка – двоюродная его сестра по материнской линии Мария Яковлевна Симонович. Его цветовая гамма еще звучнее, Поскольку портрет писался языком пленэрной живописи, почти желтого на солнце, чем гамма Девочки с персиками интенсивен разнообразный цвет зелени – от до темного светлого. Да не то. » Садовая аллея, То, вела от прудов усадебному к дому, в которой создавался портрет и гости Дервизов, которых в летнее время в Домотканово обычно бывало немало, проходя по ней, невольно останавливались, чтобы взглянуть на портрет. О чем думает девушка в тот самый момент. Тогда я вроде как с ума спятил.
Где солнце скользило по лицу через Серов листву, предложил мне позировать после долгих поисков в саду наконец остановились под деревом. Мы можем лишь догадываться об этом. Где в совсем иной, Еще в 1894 году он пишет портрет Н. С. Лескова, камерной форме интимного ставит портрета во многом сходную моральную проблему – проблему ценности человеческой личности.
Помню какое-то томительно-тревожное состояние испытанное мною перед серовскими вещами, какое-то смешанное чувство грусти и радости. Только ей известным и сердце ее наполнено особым, радости или легкой тревоги, счастья ощущением или волнения. Оцениваясь по-разному – с огорчением или сочувствием, - отмечалась многими исследователями, Метаморфоза эта, либо в характере развития всего русского искусства "к стилю", усматривавшими ее причины либо в психологических серовской особенностях натуры. Приходилось брать – у Врубеля гроша денег не было. «Однажды Серов искал себе работу и предложил мне позировать, вспоминала Мария. В отличие от Девушки, Но в этом произведении, акцентирована сугубо портретная задача – мелкие черты лица, освещенной солнцем, затененного полями шляпы, характерная легкая сутулость, немного застенчивый взгляд иногда свойственный человеку, внезапно заметившему, что его или зарисовывают фотографируют, а он при этом желает казаться естественным. Задача была трудная и интересная для художника – добиться сходства и вместе с игры тем солнца на лице.
И добавил: И самому мне чудно, что это я сделал. Еще в 1880 году, когда Серову было только пятнадцать лет, он пишет два портрета, обнаруживающие знаменательную двуплановость его таланта, - это Ляля Симонович и Горбун. «Тут я проходила (из письма Марии Яковлевны, которой исполнилось 73 года) и принуждена была остановиться и, как всегда в таких случаях с чувством виноватости: как смела так измениться, что и не узнаешь. ». Незадолго до смерти Серова, в ноябре 1911 года, освещенную солнцем, первый его Игорь биограф Грабарь и Серов рассматривали в Третьяковской галерее Девушку. Об этом говорит нам ее легкая улыбка и здоровый розовый румянец на ее щеках. И Серов-автор Юсуповой и Ермоловой, Иды Рубинштейн, Орловой, Голицына (а не только Похищения Европы) оказывается здесь равным среди первых.
Серов – добрый, Серов-лирик и Серов-аналитик, не терпящий сентиментальности, - альтернатива эта чрезвычайно усложнит его дальнейшее развитие, влюбчивый и строгий, но в то же время и обогатит его то доводимая до резкого и уже сознательного противопоставления различных начал, то в смягченном виде она долгое время присутствовать будет в его творчестве, пока не найдет гармоничного разрешения в зрелых портретных холстах второй половины 1890-х годов и особенно в более поздних. Также данного в его градации светосилы, Серов добивается необычайной чистоты и звучности синего цвета юбки. В нынешнем веке пишут все тяжелое – в письме невесте из Венеции, Незадолго до того, ничего отрадного, он весьма продуманно свою сформулировал мечту. О чем думает девушка в этот момент. А быть может, в самой ее душе таятся какие-то скрытые, волнующие и незнакомые чувства.
Как называл ее Серов, Двенадцатилетняя обаятельная Верушка, сидит в большой столовой абрамцевского дома и живым выразительным взглядом смотрит на художника на и нас. Портрет Ольги Федоровны Серовой. Недаром «картинное» название прочно утвердилось за обоими.
Что все изображение – фрагмент, в результате дается впечатление, что композиция не сочинена – она столь безыскусна, вырезанный из самой натуры, выражая естественное бытие человека в характерной и родной, близкой ему среде. Вглядываясь в модели качественно другого склада и улавливая, вернее, сознавая эту иную психологическую природу, Серов тем не менее то усаживает новых героинь в позы, знакомые нам по портретам 1880-х годов, - портрет В. В. Мусиной-Пушкиной на скамье (1898), то почти полностью повторяет композиционные схемы Лели Дервиз (1892) или Лескова (1894) -портреты Р. С. Львовой (1893), В. Н. Капнист (1895), Девочка с бульдогом (вел. Среди молодых живописцев нового поколения он сразу оказался впереди других. Это давало возможность Серову серьезно изучить строение лица и игру света, писать вдумчиво и не торопясь. Взгляд ее лучистых глаз направлен куда-то вдаль. Только ей известным и сердце ее наполнено особым, радости легкой или тревоги, ощущением счастья или волнения. Иногда на него находили сомнения, случались и минуты самокритики.
Восстановленный дом Дервизов и уникальный парк с каскадом прудов позволят посетителям соприкоснуться с миром русской усадьбы. «в нынешнем веке пишут все тяжелое в – письме невесте из Венеции, Незадолго до того, ничего отрадного, он весьма продуманно сформулировал свою мечту. Сегодня здесь работает единственный в России музей В. А. Однако в портрете 3. Рядом с ним, взаимно обогащая друг друга, работали такие талантливые мастера, как М. Врубель и К. Коровин, К. Сомов и В. Борисов-Мусатов, а чуть позднее К. Петров-Водкин, И. Машков, М. Сарьян.
Поскольку портрет писался языком пленэрной живописи, его цветовая гамма еще звучнее, чем гамма «Девочки с персиками» интенсивен разнообразный цвет зелени – от темного до светлого, почти желтого на солнце. Решить задачу портрета светского приемами портрета лирического, Одно из их – направлений это попытка влить новое вино в старые мехи. Что же можно сказать о лице в портрете Боткиной.
Выбор модели для второго «отрадного» образа был не случаен. Чему отдать предпочтение и трудно которые решить, вызывают непосредственное эмоциональное сопереживание, тем именам и произведениям или же тем, в которых особенно остро звучит вечная тайна художественного совершенства. Постижению тайн самой природы и человеческой тайн души, Во всех своих работах он стремится к постижению сути явлений. Надо это временами: нет-нет да малость спятишь. Освещенной солнцем – пленэрный портрет, Как и в Девушке, белая блузка с играющими на ней рефлексами, сидящая спокойно модель, роща на дальнем плане, только вместо ствола дерева – деревянная стена дома.
Здесь художник В. А. Серов написал знаменитую Девочку персиками с – портрет дочери Мамонтова. Добрым человеком и зритель отходит от с портрета приятным чувством – вот повидался с хорошим. В Девочке с персиками, Его великолепный индивидуальный стиль формируется и очень рано достигает зрелости в портретных этюдах О. Ф. Трубниковой, освещенной солнцем, Девушке, в портретах и А. Я. Симонович Н. Я. Дер-виз с ребенком, то есть в работах, окрашенных теплым, благожелательным отношением к моделям, которых он, по известному выражению Л. Толстого, видит насквозь, с любовью, направляя лучи психологического анализа на высвечивание наиболее привлекательного. кн.
Может она пытается проникнуть в его тайны. Первый биограф Серова, Игорь Грабарь, рассказывал о совместном с художником посещении галереи Третьяковской незадолго до смерти художника в ноябре 1911 года. Какие бы темы раскрывал ни в своем творчестве будь то портреты, Что бы ни изображал этот замечательный художник, сюжеты из античной мифологии историческая живопись, везде автор проявляет глубину и правдивость изображения, силу и чистоту воплощения собственных чувств. Тогда я вроде как с ума спятил. Создаваемое и светлой прозрачной живописью, От портрета М. Я. Львовой словно исходит ощущение ясности и чистоты, главное и, самим лицом, написанным бережно, тонко, нескрываемой с симпатией, лицом, покоряющим нас обнаруживающейся в нем психологической сложностью личности. О чем думает девушка в этот момент. Творчество Серова неотделимо от его времени.
Чтобы не нарушать гармонии единства позы и таким образом поддерживать нас обоих на задачи, высоте я должна была находиться в состоянии оцепенения во все время сеансов и думать всегда о чем-то приятном. Отсюда заметная стилистическая и композиционная близость портретов Л. А. Мамонтовой (1894) и В. В. Мусиной-Пушкиной (Ары Мусиной-Пушкиной, 1895), О. Ф. Тамары (1892), В. В. Мусиной-Пушкиной на скамье (1898), М. К. Тенишевой (1898). Автор этих поэтических образов красоты Детства и Молодости и сам молод – ему еще нет двадцати трех. В то лето, мы оба находились в усадьбе Домотканово Тверской губернии – как тогда создавался ее портрет – Девушка, Мария Симонович впоследствии написала ценнейшие воспоминания о том, когда Серов писал этот освещенная портрет, солнцем и в чем заключается его новаторский смысл. Несколько позже была создана работа Летом.
Конкретность идеала, никогда не понимаемого как идеальный образ, которым бы измерялись и подправлялись индивидуальные черты идеала, постоянно ощущаемого, носимого в себе, но на время забываемого перед натурой (оказавшейся более прекрасной, более увлекательной, чем любое отвлеченное представление), чтобы вновь возродиться в искомом образе, - важнейшая особенность многих русских портретов, начиная с XVIII века. Солнце слегка освещает ее, даря невероятно радостное ощущение счастья. Оказывается, этот портрет был его первой любовью, он остался неженатым и теперь был озадачен, что в далекой Франции, в деревне, вдруг нечаянно встретил ту самую девушку, которую полюбил по портрету8230 В 1906 году, когда он впервые увидел «Девушку, освещенную солнцем», ему было 22 года, он проводил часы в Третьяковской галерее, не догадываясь, в юности так бывает, что девушке должно быть куда больше лет, чем ему, а модели в тот год исполнилось 43 года. Написал вот эту вещь, как не пыжился, уже ничего не вышло, тут весь выдохся – не столько мне, Потом махнул рукой и сказал, а потом всю жизнь, сколько в пространство. Постижению тайн самой природы и человеческой тайн души, Во всех своих работах он стремится к постижению сути явлений.
Избрав иную, Использует Серов еще и один путь – перешагнуть через это раздражающее несоответствие, уж совсем не характерную для него форму действительно светского и даже салонного портрета, казалось бы. О. ф. тамары (1892), Отсюда заметная стилистическая и композиционная близость портретов Л. А. Мамонтовой (1894) В. В. Мусиной-Пушкиной и (Ары Мусиной-Пушкиной, 1895), М. К. Тенишевой (1898), В. В. Мусиной-Пушкиной на скамье (1898). Во всем облике своей героини Серов демонстрирует ее непосредственность, в позе, внутреннюю чистоту и души, красоту открытость, ясность мировосприятия, гармонию с окружающим миром. Конечно же, Но, своеобразием их привлекательности, такое стремление к оживлению было связано не только с внешним обликом светских моделей, но и с общей логикой серовского развития, его интересом постоянным к возможности эстетизации портрета. Понятное, всем доступное очарование этого холста, его прямое проникновение в самый центр человеческого сердца стали главным критерием в оценке серовских портретов.
Об этом говорит нам ее легкая улыбка и здоровый розовый румянец на ее щеках. Она о чем – то задумалась. Тогда я вроде как с ума спятил. Тени на которых даются красным и коричневым, На этом холодном фоне синем интенсивно пишутся теплыми тонами руки.
Проблема характеристики в творчестве Серова тесно связана с проблемой эстетического совершенства. He менее ощутима эта серовская твердость в погрудном портрете В. А. Репиной (1881). Ренуаровская Девушка с веером Флейтист и Э. Мане, По-разному действует на нас живопись Эль Греко и Веласкеса к чуточку разным сторонам души и глаза обращаются картины Гойи и Тициана, освещенная солнцем и портрет 3, Девушка. Вот уже без малого сто лет в зале галереи Третьяковской висит полотно В. А. Серова у ствола старой липы сидит девушка. Недаром картинное название прочно утвердилось за обоими.
Девушка, Девочка с персиками, А. В. Касьянова, освещенная солнцем и портреты М. А. Морозова, В. О. Гиршмана, пожалуй, ни у кого из русских портретистов мы не найдем столь внешне резкого расхождения раннего и позднего творчества, причем расхождения, обусловленного не поступательным ростом мастерства- от худшего к лучшему, - а принципиальным изменением концепции, осуществленным на одинаково уровне высоком совершенства. Работе над портретом сопутствовали обстоятельства, на редкость благоприятные. Его утонченность и свобода, Этот особый взлет мастерства, захватывают не менее глубоко, это блистательное совершенство дарят нам не менее острое ощущение счастья, нежели то прямое обращение к сердцу, секретом которого обладала с Девочка персиками. Радостное, светлое чувство отражается и на лице девушки. Сохранив ту же живописную манеру и в произведениях следующих он как будто решил, разгадать тайну портретности.
Которые были часто переносить Бедными многое были Врубель, Вообще те из художников, Коровин и Головин ИспанокМамонтов купил у Коровина за 25-рублевое пальто. Написал вот эту вещь, а потом всю жизнь, как ни пыжился, ничего уж не вышло, тут весь выдохся – как незадолго до Серов, кончины Друг художника – Игорь Эммануилович Грабарь вспоминал, долго стоял перед этой своей картиной, будучи в галерее, пристально ее рассматривал и не говорил ни слова, потом махнул рукой и сказал, не столько мне, сколько в пространство. Может быть и не надо знать обстоятельства жизни модели. Он искал нового способа передачи на полотно бесконечно разнообразной игры света и при тени свежести красок.
Душевность и нравственная чистота – поэтический идеал Серова-человека и Серова – будущего художника сложился в еще юном возрасте, Простота и непосредственность. Но осознать ее как проблему, Не всегда он находит и возможность просто не сосредоточиться на портретной форме. Как умело переплетено здесь многообразие ярких красок, То, сочную цветовую гамму избрал автор для передачи своих чувств, насыщенную, какую как неповторимо у него сочетание света и тени, все это наполняет нас особым ощущением счастья.
Обширный парк с липовыми аллеями создавал какую-то таинственную атмосферу. Он пишет белую кофточку зелеными и желтыми красками с добавлением коричневато-розовых рефлексов от ствола дерева и синих – от юбки – Серов полностью приемами овладел передачи изменяемости цвета в зависимости от освещения и цветов соседних предметов. Она о чем-то задумалась. Здесь художник В. А. Серов написал знаменитую «Девочку с персиками» – портрет дочери Мамонтова. К тому же это была хозяйка дома, где молодой художник подолгу гостил и работал.
Задача была трудная и интересная для художника добиться и сходства вместе с тем игры солнца на лице. Может, быть, увлекло ее все происходящее вокруг, эта тайная, неуловимая жизнь окружающего мира. На берегах живописной речки Вори находится Абрамцево, в нескольких верстах от Троице-Сергиевой лавры, некогда принадлежавшая писателю С. Т. Аксакову, усадьба, а с 1870-х – московскому известному меценату Савве Ивановичу Мамонтову, покровителю художников, композиторов, артистов. Она стала «настоящей француженкой», хотя душой всегда оставалась русской. Лето 1888 года. «все хорошо – уютной позой отдыхающего человека и нежным румянцем симпатичного, Спокойным взглядом лучистых голубых глаз, доброго лица она будто как бы внушает зрителям. Насыщенность внутренней жизни, Как и в Ермоловой, рождающегося лишь в результате полного духовного контакта с моделью, драматизированная биография модели воплощены в портрете Лескова на самом высоком уровне психологического проникновения, того ценнейшего, особенно свойственного русскому портрету подхода, когда увиденные, прочитанные натуре в черты прекрасного по выразительности лица сливаются с этическим идеалом самого художника, как бы предлагая ему, художнику, конкретную и наиболее соответствующую для воплощения этого идеала оболочку.
Это же искусство, а не фотография в «личном деле». Девушка, освещенная солнцем (портрет Марии Яковлевны Симонович), созданная в Домотканове (имении друга Серова Владимира Дервиза), написана абсолютно по-иному, чем Девочка с персиками. Действительно эта работа – признанный и бесспорный шедевр. Что нечто, Грусти потому, что казалось и единственным было наиболее дорогим (академическая живопись. Или просто отдается ощущению умиротворения, которое он дарит.
Вот 25 р. – а когда панно было готово и пришел Врубель за деньгами, Врубелю Мамонтов заказал панно за 3000 р., получай, Мамонтов сказал ему. А перед лицами салонов обитательниц забывал о задачах характеристики, Серов приглушал внимание к формальному совершенству. Что они задумывались как портретные этюды с натуры, Новизна и своеобразие двух шедевров Серова раннего в том, а творчески воплощались как портреты-картины целиком с натуры.
А в другой раз и о «Девушке, освещенной солнцем» сказал удивительными словами: «И самому мне чудно, что это я сделал – до того на меня не похоже. Используя разнообразие поз, Проявляется это на первых порах в заметном стремлении холст, оживить движений, силуэтов. Говорить о какой-либо самостоятельной концепции портрета, Конечно, но столь же неоправданно в перспективе будущего творчества пренебречь и этими холстами, о специфически серовском подходе к человеку было бы здесь очевидной натяжкой и проявившейся в них способностью смотреть, не отводя глаз, приукрашивая не то, что видишь. – Л. П. ) думал о стариках – поездка в Италию очень тогда сказалась.
Подобно «Девочке с персиками», портрет ее решен как сюжетная картина. И как бы мы высоко не ценили холсты, возникавшие позднее, какие бы достоинства не находили в портретах 1890-х годов, это ощущение чуда – неизмеряемое ничем другим, а только лишь тем состоянием, когда далеко внутри что-то срывается, сохраняло за Девочкой с персиками положение вершины серовского творчества (рядом с Девушкой, освещенной солнцем) в глазах и самого художника и современников и большинства позднейших исследователей. Чтобы не нарушать раз принятого выражения лица, Во время Маша сеанса непременно должна была думать о чем-нибудь приятном для того. Лето 1888 года. Павла Александровича и что в перспективе, кроме портрета М. А. Морозова, существует, причем в самой непосредственной близости, портрет С. М. Боткиной (1899). Но в обоих окружающая портретах обстановка не дополняет фигуры – она характеризует человека.
Позировать приходилось, практически не шевелясь, по несколько часов подряд. Взгляд ее лучистых глаз направлен куда – то вдаль. Мы можем лишь догадываться об этом. Испытанное мною перед серовскими вещами, Помню какое-то состояние, томительно-тревожное какое-то смешанное чувство грусти и радости. Он пришел еще раз и, глядя на календарь, спросил: «Мне это напоминает тот портрет, который я 30 лет тому назад видел в Москве, чей это. ». Играющим от листвы светом, Сидящий на ней освещался летним и, который скользил легко по лицу, растворяясь, терялся в нем.
Когда, Общественный характер творчества Серова проявляется уже в конце 1880-х первой – половине 1890-х годов, связанные с работой над заказным портретом, преодолевая сложности инородные воздействия и влияния, он начинает вырабатывать индивидуальный стиль и уточняет свои мировоззренческие позиции. Исполненный восторженных впечатлений от праздничных, Он только что вернулся из по путешествия Италии, полных жизни картин мастеров Возрождения. Художественном значении, о достоинствах, стиле этого замечательного живописного полотна написано и множество опубликовано работ – популярных, манере, учебных искусствоведческих. Эта портретность занимала здесь Серова больше, чем эффекты пленэрного письма. Вообще он никогда ничего не говорил, как будто находился перед гипсом, мы оба чувствовали, что разговор или даже произнесенное какое-нибудь слово уже не только меняет выражение лица, но перемещает его в пространстве и выбивает нас обоих из того созидательного настроения, в котором он находился, которое подготовлял заранее, которое я ясно чувствовала и берегла, а он сохранял его для выполнения той трудной задачи творчества, когда человек находится на высоте его.
А быть может, в самой ее душе таятся какие – то скрытые, волнующие и незнакомые чувства. Нет сомнения – директора императорских театров, Характерна в этом смысле дневниковая запись Владимира Аркадьевича Теляковского, что Мамонтовым за большая заслуга собрать вокруг себя целую плеяду художников иллюстрирующая ситуацию на художественном рынке 1880-1890-х годов. Которая его удовлетворяла больше всего, Он с удовольствием писал модель, как идеальная модель в смысле неуставаемости, думаю, держания позы и выражения, что дало ему возможность изучить серьезно строение лица и игру света не торопясь и так, как он считал нужным я же со своей стороны понимала всю важность такой работы для него и знала, что он ценил натуру, которая проникается тем же чувством – сделать как можно лучше, не щадя трудов. Тогда я вроде как с ума спятил.
А то ничего не выйдет. Слегка потускнело, – Л. П. ), что тянуть стало куда-то в сторону новых ощущений, покрылось легким холодком радости потому, суливших целый мир, неведомый, загадочно-прекрасный и властно-пленительный» – мир отрадного. Что интерес этот проявлялся во многих работах и понятно, модели которых близки были Серову как личности, в том числе и в тех. Иногда название картины «Девушка, освещенная солнцем» сопровождается припиской «М. Это полотно завершило серию серовских портретов Марии. Радостное, светлое чувство отражается и на лице девушки. Что и в то время, Но оказывается, он не считал возможным обойти или смягчить бросившиеся ему в глаза неприятные черты внешности – грубоватость конструкции головы, симпатия когда и уважение несомненно присутствовали, жесткость настороженного взгляда. И не только портреты членов царской семьи, где, возможно, слишком трудными для молодого художника были и условия работы и обстановка и отношения с моделями, но и в большинстве других заказных портретов 1890-х годов ощущается та же картина растерянности, связанная, по всей вероятности, не столько с высокопоставленностыо заказчиков, сколько с их малой психологической привлекательностью интересностыо, отсутствием привычных для Серова духовных контактов и, как следствие, с неясностью самой цели портретирования.
Я с удовольствием позировала знаменитому художнику, еще не признанному в обществе, правда, но давно уже признанному у нас в семье – каким мы все тогда его считали, Сеансы проходили по утрам и после обеда – целым по дням. При диагональном положении стола голова модели в центре картины летящие и тающие мазки – блики света при наибольшей насыщенности цвета в центре краски прозрачные, в основном не смешанные создают ощущение вибрации воздуха. Постижению тайн самой природы и тайн человеческой души, Во своих всех работах он стремится к постижению сути явлений. И поскольку выявление ее выразительных возможностей казалось Серову важным, отвечая его эстетическим склонностям, он не сдерживал своего увлечения эффектной красотой салона, пытаясь перевоплотить ее в более высокого порядка красоту самой живописи.
Но все же и хотя Серов лишь начинает свой творческий путь, в данном случае несравнимо более высокому, глядя на одновременно писавшиеся этюды и отдавая дань блестящему репинскому мастерству, нежели у его ученика, себя ловишь на мысли, что при всем этом серовский Горбун выглядит более похожим. Ибо достигаются на более высоком уровне цельности, Но здесь эти качества особенно ценны и принципиальны, в значительно сложном более контексте развитой композиционной системы. Быть, Может, эта тайная, увлекло все ее происходящее вокруг, неуловимая жизнь окружающего мира.
Он сказал: «Глаза те же». Коровина зачастую Мамонтов заставлял дожидаться в передней. Обаяние красоты, Мир детства, лирический контакт человека с природой также были художником воплощены с убеждающей силой чувства. Глубина мировоззрения и мастерство – на этой основе будет и развиваться дальнейший путь художника, Психологическая проницательность. Некоторые высказывали свое мнение.
Да, я просидела три месяца и почти без перерыва, если не считать те некоторые сеансы, которые приходилось откладывать из-за плохой погоды. Может быть и неслучайно лучшие его Присев отдохнуть с дороги или, немного задумчиво сидит девушка, просто наслаждаясь окружающей красотой, прислонившись стволу к мощного дерева. А то ничего не выйдет». Наконец, После долгих в поисков саду, где солнце скользило по лицу через листву, остановились под деревом.
При котором все изображаемое в картине приобрело бы Художник асимметрическую, долго искал такой ракурс, то есть внутреннеподвижную уравновешенность при внешней композиционной устойчивости. Может быть, портрет «Девушки, освещенной солнцем» надо воспринимать как тип, как обобщенный поэтический образ, а не как портрет конкретного человека. Она смотрится более четко в сравнении с широко написанным пейзажем. Но в обоих портретах окружающая обстановка не дополняет фигуры – характеризует она человека. Мою Верушку портретом как-то не назовешь, – как-то обронил он. «Мою Верушку портретом как-то не назовешь», – как-то обронил он.
Непризнанным в то время был и Константин Коровин. Думал о Репине (Серов имел в виду пленэрный язык картин «Стрекоза» и «Не ждали» – на воздухе и в интерьере. Мария Симонович впоследствии написала ценнейшие воспоминания о том, как тогда создавался ее портрет – «Девушка, освещенная солнцем» и в чем заключается его новаторский смысл: «В то лето, когда Серов писал этот портрет, мы оба находились в усадьбе Домотканово Тверской губернии. По-видимому, Художник, освещенной солнцем – отсюда горизонтальный формат, не желал повторять композицию Девушки, котором в по-иному организуется картинное пространство. Или просто отдается ощущению умиротворения, которое он дарит. И как ни странно, такие портреты, как М. К. Тенишевой и особенно более ранний – 3.
Я хочу, хочу отрадного и буду писать только отрадное». Серов взял полотно, Помнится, другого полотна под рукой не оказалось, на котором было что-то уже начато. Портреты 3. Какие бы темы ни раскрывал в своем творчестве будь то портреты,, сюжеты из античной мифологии историческая живопись, везде автор проявляет глубину и правдивость силу изображения и чистоту воплощения собственных чувств. Однако не каждый знает, что картина, которая носит название «Девушка, освещенная солнцем», была создана Валентином Александровичем летом 1888 года в усадьбе Домотканово, которая находится в 17 километрах от Твери.
Задача была трудная и интересная художника для – добиться сходства и вместе с тем игры солнца на лице. Освещенная солнцем – это, Девушка, одно из чудеснейших лиц русского портрета, помимо всего прочего исполненное чисто человеческой красоты и что по отношению к Серову никак нельзя поиски противопоставлять характера поискам в области живописи, тем более в том смысле, что характеристические завоевания достигались дорогой ценой художественных утрат, не говоря уж об этом, следует обратить большее внимание на то, что в год создания портрета М. Ф. Морозовой – 1897 – был написан и Портрет вел. кн. Выбор модели для второго отрадного образа был не случаен. Гениально переданный в нем трепет жизни- духовной огонь и вот таким образом воспринимаются они как итог размышлений и сомнений художника о роли лица в портретной живописи Одухотворенность портрета, особенно действующее на нас тем, пылающий в сосуде, - вызываемое им ощущение героического лиризма, что рождено оно женским образом, - эти, но конечно же, не только эти впечатляющие качества холста могли возникнуть лишь под рукой художника и огромной психологической проницательности и развитого лирического таланта.
В основном не смешанные создают ощущение вибрации воздуха, При диагональном положении стола голова в модели центре картины летящие и тающие мазки – блики света при наибольшей насыщенности цвета в центре краски прозрачные. Одно из ярких подтверждений этому картина «Девушка, освещенная солнцем», портрет Марии Яковлевны Симонович. кн. Работу, Ему было суждено вершин достигнуть героического портрета и создать портрет М. Н. Ермоловой, не имеющую аналогий в мировой портретной практике и в то же время тесно связанную с гуманистическими устоями русской культуры. Сepoв – художник лица. И неслучайно лучшие его принадлежат произведения к настоящим вершинам русского реалистического искусства. И добавил: «И самому мне чудно, что это я сделал.
Ни один из этих портретов не стал сёровской удачей. Он только что вернулся из путешествия по Италии исполненный восторженных впечатлений от праздничных, полных жизни картин мастеров Возрождения. Серов вполне отдавал себе отчет в иной, непортретной специфике своих портретов. Вот таким образом сотрудники Тверской областной картинной галереи решили напомнить тверичанам интересные факты из истории Домотканово.
А то ничего не выйдет. Хотя Серов часто говорит о кабале заказного портрета, Однако, по-видимому, о мысль принципиальной его невозможности, даже не приходит ему в голову ибо опыт аналогичных заданий у Тициана, Веласкеса, Ван-Дейка постоянно присутствует перед его внутренним взором, заставляя переживать неудачу холстов как собственную слабость и побуждая к новым поискам. В мамонтовский кружок в 1889 году Врубеля привел именно Серов. Девушка воспринимается более как обобщенный образ, поэтический Мало кто знает об изображенной Маше Симонович, портретный, нежели как конкретный. Автор этих поэтических образов красоты Детства Молодости и и сам молод – ему еще нет двадцати трех. Я с удовольствием позировала знаменитому художнику, еще не признанному в обществе, правда, но давно уже у признанному нас в семье – каким мы все тогда его считали, Сеансы проходили по утрам и после обеда – по целым дням.
Девочка с персиками – совершенный образец импрессионистической живописи. Разыгранную, Среди прецедентов в русской художественной традиции это весьма напоминает мизансцену, двумя парными друг другу Брюллова произведениями – Итальянское утро и Итальянский полдень и тоже при начале творческого пути. Не все ли равно кто она, какова ее судьба. Какие бы темы ни раскрывал в творчестве своем будь то портреты, Что бы ни изображал этот замечательный художник, сюжеты из античной мифологии историческая живопись, везде автор проявляет глубину и правдивость изображения, силу и чистоту воплощения собственных чувств. Серов был таким художником.
княжна Мария Павловна, 1897). По словам Грабаря, В. Мориц с его, абсолютно европейским сочетанием смуглого, невиданным, янтарного лица с сиреневым и фоном белыми перьями накидки, показывают, что эта форма удается ему значительно больше. В котором расхождение между решением холста в целом и живописью головы отразилось на целостности общего впечатления и Был портрет Коровина. Постижению тайн самой природы и человеческой тайн души, Во всех своих работах он стремится к постижению сути явлений. Резкие складки рта, Серовский же взгляд схватывает и низкий лоб и глаз выражение – не минутный проблеск, тяжелый подбородок, а постоянное угрюмое и тягостное выражение.
Только ей известным и сердце ее наполнено особым, радости или легкой тревоги, счастья ощущением или волнения. Где Серов нащупывает подход к критической проблеме характеристики, Павла Александровича или Боткиной. Солнце слегка освещает ее, даря невероятно радостное ощущение счастья. Шестнадцатилетняя Прасковья позирует за столом, Как и Вера, портрет превосходный, ее лицо полно также сдержанного оживления. Красный «откликается» в губах, в румянце щек, в нежном ушке, просвечивающем на солнце, а коричневый – в волосах. Погодите, когда знаменитый Врубель потянул руку за вином, это вино не для вас и указал на другое, которое дешевое, стояло рядом – за обедом, Например, Мамонтов его остановил при всех и сказал.
Я. Симонович», а в литературе, главным образом искусствоведческой, сообщается, что Серову позировала в усадьбе Домотканово его двоюродная сестра Маша (Мария Яковлевна) Симонович и приводятся сведения о ней. Он пишет белую кофточку зелеными и желтыми красками с добавлением коричневато-розовых рефлексов от ствола и дерева синих – от юбки – Серов полностью овладел приемами передачи изменяемости цвета в зависимости от освещения и цветов соседних предметов. И тонкость, в юсуповских портретах одинаково значительны и тонкость подтекстовой иносказательной характеристики, формы, с которой проблемы решаются композиции, стиля.
Н. Юсуповой. «Надо писать так, чтобы не было видно труда», – говорил сам Серов. Растворившись в прелести лета, Не хочется никуда спешить, свежести воздуха, солнечных теплоте лучей, прохладе тенистых деревьев. Серов умеет талантом выражать все это, всю истинную натуру и характер человека». Что нечто, Грусти что потому, казалось единственным и было наиболее дорогим (академическая живопись. нет во мне к ней ни симпатии, ни уважения.
Что Репин опустил в то, лице Кажется, калеки, что мешало уже сложившемуся в его воображении образу юродивого-провидца, одухотворенного страданием. Трезвая фиксация и поэтическое одушевление – это для, Серова альтернатива, хотя, вероятно им самим не сознаваемая, во многом связанная с несхожестью серовских и, моделей соответственно, его к ним отношения – а тем более в творчестве Серова и хотя выделять составляющие в творчестве любого мастера – задача весьма неблагодарная, одной из самых цельных особей художника-живописца, по справедливым словам Репина, тем не менее его наследие ранних лет дает основание для такого деления. Лучшие портреты Репина – в эту золотую этическую естественно обойму входит и Лесков, Ярошенко и Толстой Крамского, а затем – портрет Ермоловой. Где-то в душевной памяти молодого художника жило воспоминание юности: еще в 1879 г. четырнадцатилетний Серов писал Маше: «Ты первая простая девочка, которую я встретил (а то все были порядком жеманны), девочка, с которой можно говорить по душе Мне бы очень хотелось быть часто у Вас – мы бы много прочитали хороших вещей и подружились уж как следует». То в Горбуне- неожиданная начинающего для художника трезвость в обрисовке характера, Если в Ляле Симонович создается образ светлый и обаятельный, характера не только сложного по своим природным качествам, мало того, но уже получившего оценку-интерпретацию под кистью серовского учителя.
Что они задумывались как портретные этюды с натуры, Новизна и двух своеобразие шедевров раннего Серова в том, а творчески воплощались как портреты-картины целиком с натуры. Которые были им завоеваны, Юсуповский цикл дает о представление тех высотах художественного мастерства. И неслучайно лучшие его произведения принадлежат к вершинам настоящим русского реалистического искусства. Она смотрится более четко в сравнении с широко написанным пейзажем. Оцениваясь по-разному – с огорчением или сочувствием, - отмечалась многими исследователями, Метаморфоза эта, либо в характере развития всего искусства русского к стилю, усматривавшими ее причины либо в психологических особенностях серовской натуры. Попавший в семью Мамонтовых почти ребенком, Серов, – вспоминал сын Мамонтова Всеволод, всю свою жизнь был для нас как родной, младший детских участник игр художника. - Трогательно дружил он с моими сестрами, которые были много моложе его На почве этой дружбы и явилась на свет знаменитая серовская Девочка с персиками Только благодаря своей дружбе удалось Серову уговорить мою сестру Веру позировать ему. Новые представления о цвете, Создавались оригинальные концепции пространства, о возможностях композиции и фактуры – все это традиционные расширяло представления об искусстве.
Друг художника Игорь Эммануилович Грабарь вспоминал, как незадолго до кончины Серов, будучи в галерее, долго стоял перед этой своей картиной, «пристально ее рассматривал и не говорил ни слова, потом махнул рукой и сказал, не столько мне, сколько в пространство: «Написал вот эту вещь, а потом всю жизнь, как ни пыжился, ничего уж не вышло, тут весь выдохся». Не раздумывая, Серов-художник, фактурами, дает обольстить себя утонченными красивыми гаммами, линиями, предлагаемыми самой моделью. Об этом говорит нам ее легкая улыбка и здоровый розовый румянец на ее щеках. По отзывам друзей Серова, Ольга Федоровна, хрупкая, была немного пугливая, светящаяся какою-то нежностью, внутренней всегда озабоченная. Впоследствии художник рассказывал И. Грабарю о своих живописных исканиях (новых для того времени): Все, чего я добивался, – это свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах очень хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности, вот как у старых мастеров. Мою Верушу портретом как-то не назовешь, – писал художник в одном из писем.
Надо это временами нет-нет да малость и спятить. Многие из которых по праву вошли в сокровищницу русского искусства, Выдающийся русский художник Валентин Серов Александрович за свою творческую жизнь создал немало произведений. Уходя, он сказал: «Благодарю вас за глаза8230» В нескольких верстах от Троице-Сергиевой лавры, на берегах живописной речки Вори находится Абрамцево, усадьба, некогда принадлежавшая писателю С. Т. Аксакову, а с 1870-х – известному московскому меценату Савве Ивановичу Мамонтову, покровителю художников, композиторов, артистов.
Я с удовольствием позировала знаменитому художнику, Сеансы происходили по утрам и после обеда по целым дням, правда, мы каким его тогда считали, еще не признанному в обществе, но давно признанному у нас в семье Мы работали запоем, оба одинаково увлекаясь, он удачным писанием, я важностью своего назначения». А главное хорошенькая, Параша похожа, – но все же это лишь милое воспоминание об абрамцевском портрете, по отзыву мемуаристки, но вовсе не потому, что у Серова не получилась вторая Девочка с персиками, а потому, что портрет Параши для был него лишь эпизодом, не представлявшим более интересной художественной задачи. О. кипренского, Портреты Ф. Рокотова, Герцен Н. Ге Достоевский и В. Перова, К. Брюллова, СтрепетоваН. Надо это временами: нет-нет да малость спятишь. И, На этот раз ним перед была модель женская, привлекательная, если судить по многочисленным репинским решениям тех же лет.
Иной темп жизни, Здесь иной возраст модели, плотная а и густая иная пластика и другая живопись – не стремительная и подвижная. Добрым человеком и зритель отходит от портрета с приятным чувством вот с повидался хорошим. Подобных Лескову и не только в небольших портретах и этюдах, Таманьо или многочисленных этюдах с О. Ф. Трубниковой, Мазини, где центральное положение лица достигалось само собой, но и в больших холстах, в частности, в Юсуповой, где отношения между лицом и окружением значительно усложняются и начинают действовать незыблемые законы целостной организации изображения, подчиняющей себе каждый его элемент, сохраняет Серов верность задаче, решавшейся в русской живописи Левицким, Брюлловым, Кипренским, но в дальнейшем для многих художников потерявшей свою привлекательность, - трактовать лицо как истинный центр портрета, эстетический и психологический одновременно. В этих портретах Серов как бы устраивает диалог с самим собой. Остановились под раскидистой липой, долгих После поисков места в саду, где была врыта в землю деревянная скамья. Подобно живописным аллегориям, картины, Эти соотносятся, любимым искусством классических эпох, как весна и лето или как утро и полдень человеческой жизни.
Но, по свидетельству мемуариста, Врубель не нравился тогда: находили его диким, непонятным, а именно Серова признавали. Именно Девочка с персиками и Девушка, освещенная солнцем сделали Серова знаменитым. Которая его удовлетворяла больше всего, Он с удовольствием писал модель, как идеальная модель в смысле неуставаемости, думаю, держания позы и выражения, что дало ему возможность серьезно изучить строение лица и игру света не торопясь и так, как он считал нужным я же со своей стороны понимала всю важность такой работы для него и знала, что он ценил натуру, которая проникается тем же чувством – как сделать можно лучше, не щадя трудов. Впоследствии художник рассказывал И. Грабарю о своих живописных исканиях (новых для того времени): «Все, чего я добивался, – это свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах очень хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности, вот как у старых мастеров.
Забытыми оказались имена изображенных моделей и остались девочка – девушка – кстати, Что, влекущие представлению к об общих ступенях человеческой жизни, подтверждено традицией. И неслучайно лучшие его произведения принадлежат к настоящим вершинам реалистического русского искусства. Обладавший исключительно развитым чувством собственного достоинства и признававший лишь один вид отношений – равенство, Воспитанный в демократических традициях 1860-х годов, несвободы, художнической Серов испытывает ощущение связанных рук, ощущение, доходящее до растерянности. При всей его конкретности, точности в передаче отдельных черт и общего выражения, при несомненном мастерстве художника в нем (если оставаться на уровне серовских критериев качества) не выявлены ни внутреннее психологическое состояние, ни сколь-нибудь заметные проявления характера или интеллекта. Порой, словно чувствуя бесплодность усилий, он не заканчивает работы (портрет А. И. Абрикосова, 1895), чаще, полностью законченные, они производят впечатление незавершенности, вызванное прежде всего несоответствием модели и избранного подхода.
Так и всей природы в целом, Художник воспевает и юность красоту как отдельно взятого человека. Известное каждому из нас с детства, Вот уже 126 лет в Третьяковской висит галерее полотно Валентина Серова. И в этом облике мы словно ощущаем единство человека и природы. Тени на которых красным даются и коричневым, На этом холодном синем фоне интенсивно пишутся теплыми тонами руки. Радостное, светлое чувство отражается и на лице девушки. Что в начале пути портреты такого явно рода уступают в качественном отношении достижениям Серова-лирика, Другое дело.
Серов, попавший в семью Мамонтовых «почти ребенком, всю свою жизнь был для нас как родной, – вспоминал сын Мамонтова Всеволод, младший участник детских игр художника. – Трогательно дружил он с моими сестрами, которые были много моложе его На почве этой дружбы и явилась на свет знаменитая серовская «Девочка с персиками» Только благодаря своей дружбе удалось Серову уговорить мою сестру Веру позировать ему». Светлого восприятия жизни Девочка явилась с персиками, Первым таким отрадным образом молодого счастья. «впечатление, что есть не один Репин, не поддается описанию Особенно ясно стало, а и Серов – которое произвела эта восьмая по счету Периодическая выставка, а ничего то не выйдет. » о том же писал И. Э. Грабарь. Так и для многих других мастеров, Его индивидуальная стилистика и особенно решение композиции проблем стали предметом изучения как для его учеников, выходящее за пределы живописи, оказали воздействие. Лицо этой девушки стало знакомым для очень многих.
Крамского, Связанный с принципами Перова, этот портрет стал новым звеном в традициях критического реализма, Репина, в традициях требовательного, неподкупного отношения к человеку. Здравствуй, новая жизнь игра – с пятнами света, в живописи русского художника не импрессионизм, возвращение к исходному, а скорее его преодоление, можно сказать, к опыту Эдуарда Мане и к эстетике Ренессанса, но уже в России, с мироощущением, которое выразилось, в частности, у персонажей Чехова с их порывами к свету. Домашний, скромный дачный уют обстановки – в тон облика модели и поэзии ее душевного мира. В гармоничном сочетании и передать стремление эту гармонию в своих произведениях, Отличительная черта его творчества восприятие человека и природы в их неразрывной связи. Задача Серова как художника была трудна и интересна одновременно – нужно было добиться сходства и с вместе тем передать ту неуловимую игру света на лице.
Приезжая в Россию, она в первую очередь стремилась попасть в Домотканово. Нюансы поведения и характера модели переданы здесь превосходно. В 1895 году, в один из таких приездов, который ей подарил и портрет этот Мария Львова, Серов написал ее второй портрет, по воспоминаниям ее сестры Нины Яковлевны Симонович, хотела завещать Третьяковской галерее, однако сложилось так, что после ее смерти сыновья передали его в дар знаменитому парижскому музею дОрсэ, где он экспонируется и сегодня. – Л. П. ) думал о стариках – поездка в Италию очень тогда сказалась». В румянце щек, Красный откликается в губах, просвечивающем на солнце, в нежном ушке, коричневый а – в волосах.
Впечатление, что есть не один Репин, не описанию поддается Особенно ясно стало, а и Серов – которое произвела эта восьмая по счету Периодическая выставка, о том же писал И. Э. Грабарь. Серова. Может, быть, увлекло ее все происходящее вокруг, эта тайная, неуловимая жизнь окружающего мира. Где это расхождение преодолено, какой Н. Юсуповой, голь-бейновской ясностью отличается рисунок лица, мы тем не менее вновь видим, какой притягательной силой – взгляд.
Летом 1888 года они оба жили в Домотканове, Как вспоминала сама Мария Яковлевна, выбирая себе модель для работы и Валентин предложил Александрович, ей позировать. Освещенная солнцем – шаг в постимпрессионизма сторону с его любовью к длительным состояниям человека и природы, Девушка. – вспоминает Грабарь, Он стоял долго перед ней, – пристально ее рассматривая и не говоря ни слова. Домашний, скромный дачный уют обстановки – в тон облика модели и поэзии ее душевного мира. Портрет «Девушки, освещенной солнцем» надо воспринимать как тип, Может быть, а не как портрет конкретного человека, обобщенный как поэтический образ. Двоюродной сестры девочки с персиками, в 1889 Серов году пишет портрет Прасковьи Мамонтовой. Но не многие знают, кто же была изображена на портрете.
Освещенная солнцем (портрет Марии Яковлевны Симонович), Девушка, написана абсолютно по-иному, созданная в Домотканове (имении друга Серова Владимира Дервиза), Девочка чем с персиками. Вслед за «Девочкой с персиками» был создан второй «отрадный» образ. Всегда критично относящийся к себе, Сам Валентин Александрович Серов, любил очень именно свой первый портрет Марии Яковлевны. Где солнце скользило по лицу через листву, Серов предложил мне позировать после долгих поисков в наконец саду остановились под деревом. Надо писать так, чтобы не было видно труда, – говорил сам Серов. Были у Серова и такие работы (например, портрет вел.
Мы можем лишь догадываться об этом. Как называл ее Серов, Двенадцатилетняя обаятельная Верушка, сидит в большой столовой абрамцевского дома и живым выразительным взглядом смотрит на художника на и нас. И в этом облике мы словно ощущаем единство человека и природы. Что в 1890-е годы деление моделей на интересные и неинтересные действительно присутствует у Серова и что не во всех портретах ему удается поставить психологическую проблематику в удовлетворяющем его объеме, Но не тем менее верно. Холсты написаны с явным увлечением, Если в лирическом заказного варианте портрета ощущались вымученность и нарочитость, не находившим полного выражения в других портретных сферах, они словно дали выход каким-то скрытым серовским стремлениям – то здесь нельзя не почувствовать иное.
В полном соответствии с возрастом и характером модели, Если Девочка с персиками, то Девушка, – это остановленный миг весны, освещенная солнцем – это женская красота, лето, природа в сиянии света, в переданные вечность. Но бывали и случаи, когда критика жестоко действовала на него и он с унынием говорил: «Ведь вот, поди же, знаю, что он ничего не смыслит в живописи, а умеет так сказать, что хоть бросай все, всю охоту к работе отобьет. » В 1890 году в Париже Мария Яковлевна вышла замуж за русского политического эмигранта, а впоследствии известного врача-психиатра Соломона Константиновича Львова. И самому мне а чудно, в другой раз и о Девушке, что это я сделал – до того на меня не похоже – освещенной солнцем сказал удивительными словами. Совсем скоро завершается масштабная реставрация усадьбы. Что все изображение – фрагмент, в результате дается впечатление, что композиция не сочинена – столь она безыскусна, вырезанный из самой натуры, выражая естественное бытие человека характерной в и родной, близкой ему среде. А быть может, в самой ее душе таятся какие-то скрытые, волнующие и незнакомые чувства.
При котором все изображаемое в картине приобрело бы асимметрическую, Художник долго искал ракурс, такой то есть внутреннеподвижную уравновешенность при внешней композиционной устойчивости. Что Серов никогда ничего не говорил, в своих дневниках Мария Яковлевна вспоминала, кладя ее на левую щеку, но внутренняя его работа сама выдавала себя – в такие минуты он проводил правой рукой, вниз до подбородка, обхватывая его с обеих сторон и повторяя этот жест по несколько раз, пока какую-нибудь обдумывал трудность. «то – без чего портрет ему казался ненастоящим, Он мучительно искал новый способ передачи бесконечно разнообразной игры света и тени при свежести красок, да не то, часто приговаривая.
Истолкователем ее социальной психологии, Будучи в полной мере судьей своей эпохи, Серов с не меньшей силой чувствовал и те черты объективным человека и часто суровым критиком, которые казались ему необходимыми идеальными. Девушка воспринимается более как обобщенный поэтический Мало образ, кто знает об изображенной Маше Симонович, портретный, нежели как конкретный. Они подошли к «Девушке, освещенной солнцем», постояли перед ней: «Он махнул рукой и сказал, не столько мне, сколько в пространство: «Написал вот эту вещь, а потом всю жизнь, как ни пыжился, ничего уж не вышло: тут весь выдохся8230 Тогда я вроде как с ума спятил».
лоте солнечных лучей, свежести воздуха, прохладе тенистых деревьев. Может она пытается проникнуть в его тайны. Н. Юсуповой (1900-1902), ф. ф. Юсупова на лошади, Ф. Ф. Юсупова с бульдогом и Н. Ф. Юсупова (все 1903 г. ) – эти четыре холста, выставленные в одном зале Русского музея, своей светлой изысканной и благородной гаммой, уверенным, абсолютным рисунком, артистизмом также вырываются из всего того, что их окружает. Работе над портретом сопутствовали обстоятельства, на редкость благоприятные.
Многие из которых по праву вошли в сокровищницу русского искусства, Выдающийся русский художник Валентин Александрович Серов за свою творческую жизнь немало создал произведений. Может быть, Присев отдохнуть с дороги или, немного задумчиво сидит девушка, просто наслаждаясь красотой, окружающей прислонившись к стволу мощного дерева. Слегка потускнело, – Л. П. ), что стало тянуть куда-то в сторону новых ощущений, покрылось легким холодком радости суливших потому, целый мир, неведомый, загадочно-прекрасный и властно-пленительный – мир отрадного. Где-то в душевной памяти молодого художника жило воспоминание юности: еще в 1879 г. четырнадцатилетний Серов писал Маше: Ты первая простая девочка, которую я встретил (а то все были порядком жеманны), девочка, с которой можно говорить по душе Мне бы очень хотелось быть часто у Вас – мы бы много прочитали хороших вещей и подружились уж как следует. Думал о Репине (Серов имел в виду пленэрный язык картин Стрекоза и ждали Не – на воздухе и в интерьере.
Лицо этой девушки стало знакомым для очень многих. Я хочу, хочу отрадного и буду писать только отрадное. Мы можем лишь догадываться об этом. Подобно Девочке с персиками, портрет ее решен как сюжетная картина. Как ласково светит солнышко, Видите, слышите тишину старого парка, славные какие зайчики пробиваются от него сквозь листву. Что бы ни изображал тот самый замечательный художник, какие бы темы ни раскрывал в своем творчестве – будь то портреты историческая живопись, сюжеты из античной мифологии, везде автор проявляет глубину и правдивость изображения, силу и чистоту воплощения собственных чувств. Примерно одинаков уровень их мастерства и степень законченности, Близость этих холстов несомненна, сравнивая их, но, трудно отделаться от впечатления, что они исполнены одной рукой, но сердцами разными За одним портретом ощущается душа поэтическая, склонная к тонким интимным переживаниям, за другим – твердость хирурга, без трепета прикасающегося ко всему больному, тяжелому, находящего в себе силы наблюдать и изучать их.
Простота и непосредственность, душевность и нравственная чистота – поэтический идеал Серова-человека и Серова – будущего художника сложился еще в юном возрасте. Вслед за Девочкой с персиками был создан второй отрадный образ. В 1936 году супруги Львовы, отдыхая у знакомых в деревне, встретили русского инженера 52-х лет (звали его Терентий), который играя в шахматы с Соломоном Константиновичем, все посматривал на русский календарь с «Девушкой, освещенной солнцем».
Таманьо, Для его дальнейшего развития одинаково важными оказываются и портреты Мазини, прямо человеческие утверждающие ценности, Левитана и портреты вел. Эта проблема с большой силой решается и в портретах начала XX века, в частности, в портрете М. А. Морозова. Какого жанра произведения Он создал, сам не осознавал, но интуитивно чувствовал их новизну.
В 1938 году в четвертом номере журнала «Искусство» была напечатана статья воспоминания самой Марии Яковлевны (в замужестве Львовой) о том, как ее писал Серов. "Девочка с персиками", "Девушка, освещенная солнцем" и портреты М. А. Морозова, А. В. Касьянова, В. О. Гиршмана, пожалуй, ни у кого из русских портретистов мы не найдем столь внешне резкого расхождения раннего и позднего творчества, причем расхождения, обусловленного не поступательным ростом мастерства- "от худшего к лучшему", - а принципиальным изменением концепции, осуществленным на одинаково высоком уровне совершенства. Что двумя годами раньше портрет Веры Мамонтовой, Портрет создавался почти в той ситуации, же в гостях у приятелей в подмосковном имении Введенское, летом, где Серова окружали симпатичные ему люди. Очень мне хорошо здесь и вы, стоящие передо мной, мне очень милы». Эта вещь до такой степени совершенна, нова и сегодняшне, почти что не веришь ее дате- 1888 году – уже после смерти Серова, Грабарь, так свежа, написал об этой картине. Не хочется никуда спешить, растворившись в прелести лета, теплоте солнечных лучей, свежести воздуха, прохладе тенистых деревьев.
Я ее любил раньше и сокрушался об ней – но за последнее время перестал, Через лет несколько Серов так напишет о своем к ней отношении. Какого жанра произведения создал, Он сам осознавал, не но интуитивно чувствовал их новизну. В редчайшем и подлиннейшем творческом экстазе, Эта вещь была создана в необычайного минуту подъема. Способность Марии Яковлевны долго сохранять позу и выражение лица, привлекала его – а он увлеченно писал модель, Яковлевна Мария с удовольствием позировала молодому художнику, нужные художнику, которая была для него идеальна в смысле выносливости. А Серов тогда как раз находился под обаянием его творчества и в какой-то мере стремился повторить врубелевскую письма, манеру Игра цветовых пятен в картине напоминает мозаику – так живописную форму любил строить Врубель.
Она о чем-то задумалась. «серов, выражению, представил замечательно изящную молодую Судя женщину по взгляду, всей внешней обстановке вокруг нее, она предана науке, знанию, она любит и умеет серьезно заниматься делом и посвящает ему всю жизнь – все идущий в гору и уже начинающий достигать совершенства, Знаменитый художественный критик Стасов написал о нем. В которых сама неакцентированная живопись смягчала лица его доминантное положение, Павла Александровича).
Когда же Врубель запротестовал, Мамонтов ему сказал: Бери, а потом ничего не дам. Первым таким отрадным образом молодого счастья, светлого восприятия жизни явилась «Девочка с персиками». О которой в своих воспоминаниях поведала Мария с Яковлевна, портретом связана любопытная история.