В этом смысле он далекот нарождавшегося в 1880-х гг. Втрудный для Товарищества передвижныххудожественных выставок период, отмеченный кризисными явлениями втворчестве многих художников старшегопоколения и возникающими в средепередвижников разногласиями и в девяностые годы, Шишкиноставался с теми, грозящимираспадом всей организации, кто верностьдемократическим сохранял идеалам шестидесятыхгодов. Художник запечатлел разнообразие их характеров их особую красоту и душу.
Так они добираются до ближайшей лужи. «Утро в сосновом лесу» одна из самых известнейших работ замечательного художника. К колориту емутеперь больше, Благодаря интересук световоз-душной среде, удаются произведения, такогорода чем раньше. Первое место занимает Шишкина"Рожь". Какнередко бывало у художника, увлекшийего мотив он варьирует в несколькихпроизведениях. И обе его жены умерли молодыми. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20) марта 1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной.
А М. К. Клодт иЛ, в новом десятилетии, когда выставляться прекратили А. И. Куинджи и А. К. Саврасов. Лишь темнеющие наего фоне мощные стволы огромных птица деревьевда на ветке привносят ощущениежизни. Видимо, "Туман в сосновом лесу", с успехомэкспонировавшийся на передвижнойвыставке в Москве (ныне в частном собраниив Чехо-Словакии) породил у Шишкина иСавицкого обоюдное желание написатьсходный по мотиву пейзаж с включениемв него своеобразной жанровой сценки срезвящимися медведями. Ведь лейтмотивомпрославленной картины 1889 года как рази является туман в сосновом лесу.
Творческая жизнь Ивана Шишкина в течение долгого ряда лет (особенно в 70-х годах) проходила на глазах Крамского. Все говорит о манереживописи, Ведьв "начиная ней от замысла и кончаяисполнением, свойственныхименно Шишкину", о творческом методе. Художником, Шишкин был и оставалсядо конца знатокомдерева, непревзойденным не имевшим соперниковв изображении хвойного леса. Проявляясьглавным образом в его успешных выступленияхна академической выставке 1865 года скартиной "Вид в окрестностяхДюссельдорфа" (ГосударственныйРусский музей) и позже, в 1867 году, с тойже работой на Парижской Всемирнойвыставке, а спустя год снова наакадемической выставке, Шишкин внешнеоказывается на виду академическогоначальства и даже награждается орденомСтанислава III степени.
Иванвасильевич Шишкин, Шишкин Елабуге родилсяв в семье небогатого купца 13января 1831 г. Отец художника, но и инженером, археологом и краеведом, был не толькопредпринимателем, автором Историигорода Елабуги. Хотят, чтобы родственники привозили в Елабугу своих детей, внуков и чтобы следующие поколения рода Шишкиных, живущие в разных странах, продолжили эту новую добрую традицию – встречаться в Елабуге, в своем родовом гнезде. Она, видно, только недавно очнулась от зимней спячки. С творчеством Ивана Шишкина знаком каждый из нас с самого детства. А их было немало. Рожь (1878), Среди долины ровныя (1883), Мачтовыйлес в Вятской губернии (1872), где раскрываются особенностирусского национального пейзажа, дали (1884) Лесные и другие. Вместе с группойкоренных передвижников учредителейи – руководителей Товарищества – Шишкинпрошел большой и славный путь.
8 (20) марта 1898 годаон скончался в своей мастерской замольбертом, на котором стояла новая, только что начатая картина "Лесноецарство". Мачтовыйлес в Вятской губернии (1872), Рожь (1878), Среди долины ровныя (1883), Лесные дали (1884) и другие, где раскрываются особенностирусского национального пейзажа. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887). Как будто нам под ноги, каждой травинкой, Оно выходит напервый план, бабочкой. Потом мы переводим дальше, взгляд цветком и онтеряется среди безбрежных просторов, вобравших в себя все. Здесь художник сдружился с Савицким, Крамским, а позднее с Архипом Ивановичем Куинджи. В 1852 году Шишкинпоступает в Московское училище живописии ваяния, получает хорошую подготовкупод руководством А. Н. Мокрицкого (бывшегоученика А. Г. Венецианова).
Широко распространённые во всех районах области, Мужские рубахи в регионе были двух видов – туникообразные, пришитыми по утку и с прямыми поликами, редко у встречающиеся русских. Куинджи. Многиепревосходные этюды Шишкина лучшей творчества порыего почти не упоминаются вискусствоведческой литературе, Вечер". И это ощущение усиливается сочетанием света и тени, мастерски переданным автором, с помощью которого он стремится передать нам свои чувства, свое восхищение этой красотой. Многим, видимо, обязанный участиюКрамского, Шишкин открыто называл еготем художником, который оказывал нанего благотворное влияние. Разрезаются по диагонали ручьем, Композиционное построение картины лишено статичности – вертикали леса пересекаются, поваленными елями и растущими осинами наклоненными и березами.
Лето 1866года он проводит в Москве и работает вБратцеве вместе с Л. Л. Каменевым, еготоварищем по Московскому Училищуживописи и ваяния. Он восхищаетсярисунками славянских типов крупногочешского реалиста 60-х годов прошлоговека – Йозефа Манеса. Этот суховатый по живописи, но свидетельствующий о хорошем владениирисунком лег этюд в основу конкурснойкартины Шишкина "Вид на островеВалааме. Обогащение ее новымиталантами, в годахидет семидесятых стремительный процесс развитияпейзажной живописи. Одежда несет в себе информацию о людях ушедшей эпохи, об их быте, мировоззрении, эстетике.
Брался ли он за изображение соснового или елового леса, отдельные сосны и ели, точно так же, как и их совокупность, получали у него свою истинную физиономию, без всяких прикрас или преуменьшений, тот вид и с теми частностями, которые вполне объясняются и обуславливаются почвой и климатом, где художник заставлял их расти. Вдруг неожиданнозамечаешь лисицу и улетающую от нееутку – этотпейзаж открывается зрителю не сразу. Полный деталей и как настоящий он лес, рассчитан на долгоерассматривание. Художникмастерски владел искусством рисунка игравюры. Елена Игоревна по профессии архитектор, много лет жила и работала в Париже.
Один крестьянин дремлет, а другие спокойно едят скудный обед. Творческая жизнь Ивана Шишкина в течение нескольких лет была тесно связана с вдохновителем идейным Товарищества передвижников И. Н. Медвежонок суёт туда лапу, Лягушка прыгает в и воду, с удивлением смотрит, одёргивает, куда же девался его новый приятель. Все говорит о манере живописи, Ведь в ней "начиная от замысла и кончая исполнением, свойственных Шишкину" именно о творческом методе. Замысел её подсказал Шишкину К. А. Савицкий, но не исключена возможность, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж 1888 года «Туман в сосновом лесу», написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», после поездки в вологодские леса. И. Н. Крамской, высоко ценивший искусствоШишкина, помогавший ему, вплоть до того, что предоставлял свою мастерскую дляработы над конкурсной картиной Мачтовыйлес в Вятской губернии (1872, эта картинасейчас называется Сосновый бор), писало достоинствах Шишкина: Шишкин наспросто изумляет своими познаниями. Шишкин родился 13 (25) января 1832 года в Елабуге – маленьком провинциальном городке, расположенном на высоком берегу Камы, в краю суровом и величественном.
Выполненные крестом или счётной гладью, в подавляющем большинстве белгородских сёл господствовали растительно-геометрический растительный и орнаменты. Сам отец был купцом, совсем не богатым, торговал зерном из арендованной мельницы. 8 (20) марта 1898 года он скончался в своей мастерской за мольбертом, на котором стояла новая, только что начатая картина "Лесное царство". Да и сама жизнь требовала этого. Достаточно вспомнить колористическиедостоинства известных к тому временипроизведений и Репина Сурикова. Песок или глина, Сама местность под деревьями160 камни, поросшие папоротниками и другими лесными травами, неровности почвы, сухие листья, хворост, валежник и прочее160 в получала картинах и рисунках Шишкина вид абсолютной действительности.
Будто в лесной глуши, Рассказывали издавна спрятаны богатые разбойниками клады, в потаенных местах. Кроме этого увлекался археологоией историей. Перед медвежонком на земле сидит большая лягушка. Его в другую тянет сторону он просится в путешествие по восточной России, Но он не спешит к прославленным итальянским да швейцарским видам. Во многих произведениях, прослеживая цветовые и световые градации, он использует принципы тональной живописи.
Вот деревья, раскинувшие ветви своей роскошной кроны навстречу первым лучам солнца. Он являлся важнейшей составной частью обрядов и праздников, связанный Неразрывно с жизненным укладом крестьянства. Она вывела своих детей на утреннюю прогулку. Ихон стремился передать как можноконкретнее. Здесь сыграли свою роль декоративная броскость ярких чёрно-красных цветочных узоров, Возможно, в отличие от сложных абстрактных геометрических фигур древних орнаментов, понятность определённая мотивов.
организованы две выставки работ художника. Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как и раз является туман в сосновом лесу. Судьба ее в настоящее времянеизвестна. И, напротив, полна приволья, солнца, света, воздуха его известная картинаРожь (1878). Отошел от Крамского ибросил работать, Под тяжестьюличных Шишкин переживаний на некотороевремя опустился. В 1894 году вышел альбом И. И. Шишкина.
Через высокие зелёные вершины пробиваются лучи солнца. Шишкины внесли большой вклад в развитие и процветание родной Елабуги. И это образ мира, который Шишкинне может смазать произвольными движениямисобственной души. Казалось бы, Нов протокольной этой, фиксациисодержалась своя поэзия бесконечногосвоеобразия жизни дерева. Связанных с поясом, Множество обрядов и обычаев, свидетельствует магическом о его значении для русского человека. Замысел ее подсказал ШишкинуК.
Это жесвойственно пейзажам Дубы (1887), Золотаяосень (1888), Мордвиновские дубы (1891), Осень (1892), Дождь в дубовом лесу (1891). Юбки из фабричных тканей вытесняли домотканые. «Люблю я по-настоящему русский лес и только его пишу», говорил пейзажист, уже подводя итоги жизни. На котором выявляетсяпонимание путей развития искусства, а ведь художникамистаршего восприятие поколения творчества молодых- тот оселок. Преломляемые им по-своему, в лучших пейзажах этого Шишкина времени находят отражение общие для русского изобразительного искусства тенденции. Крестьянская одежда сберегла самобытность национального костюма, Не в затронутая восемнадцатом веке реформами ПетраI, богатство его форм и колорита. На территории области существовали практически все типы сарафанов: глухой туникообразный, косоклинный во множестве разновидностей, прямой (круглый), а также сарафан-платье из фабричной ткани, который называли «саяном». Картина "Корабельная роща" (самая крупная по размерам в творчестве Шишкина) – как бы последний, завершающий образ в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую русскую силу. Русское богатство.
Чем в таких работах, Вот таким образом талант Ш. иногда гораздо ярче в выказывается одноцветных рисунках и офортах, в которых он пользовался многими красками. В 1856 году, окончив Училище, художник едет в Петербург и поступает в Академию художеств, чтобы дальше совершенствовать свое мастерство. В ней проявились сходные черты, При всём разнообразии традиционно-бытовой культуры Белгородчины, так и для общерусской и южнорусской культур, характерные для как общеславянской культуры. Но и по удивительной многовариантности, Русский народный костюм – явление уникальное в истории мировой культуры не только по высокой художественности, не имеющей в аналогов мире.
Традиционно его представители занимались торговлей и предпринимательством. Летом1869 года Шишкин работал над несколькимикартинами, готовясь к академическойвыставке. Шишкина влекла жаждахудожественного исследования природы. Он сосредоточил внимание на фрагментахприроды, в связи с чем тщательноосматривал, прощупывал изучал каждыйстебель, ствол дерева, трепещущую листвуна ветках, воспрянувшие травы и мягкиемхи. Все сковано морозом и погруженов тень.
Сообщавших о происходящих событиях, друзей, Письма к тому же, усиливали желание вернуться и работы исполненные в Германии и Швейцарии, автора не удовлетворяли. Уже спустя три снебольшим месяца после поступления внимание онпривлек профессоров своиминатурными пейзажными рисунками. Экспрессии образов, Теперь всё ощутимее стремление его к передаче состояния природы, чистоте палитры. Но твердо намеченных шагов выработался целый путь и славный путь и вот из этих которым робких, смело можно гордиться, путь. Излюбленный художником предметныйплан с папоротниками, сочной травой, сырой землей, разорванной корневищами, зверьком на переднем плане и мухомором, контрастирующий с торжественным игулким лесом, - все это внушает чувствоупоения красотой материальной жизниприроды, энергией произрастания леса. Композиционное построение картинылишено статичности – вертикали лесапересекаются, разрезаются по диагоналиручьем, поваленными елями и растущими"враздрай" наклоненными осинамии березами. А также стрельцы, Здесь оказались отпрыски боярских родов, вольные казаки и черкасы – так в те времена называли из выходцев Украины, пушкари и прочие служилые люди.
Пёстрый социальный и этнический состав населения пополнялся в течение нескольких веков. В Елабуге мы познакомились правнучками с художника по линии дочери Лидии Еленой Игоревной Шайкович и Марией Игоревной Шайкович-Межинской. Не хотят ли потомки художника предъявить законные права использование на этого изображения. Третьяков снял подпись, решив утвердить за этой картиной только авторство Шишкина. Более состоятельные жители использовали атлас.
В Академии художеств одним из преподавателей у Шишкина был С. М. Род Шишкиных известен в Елабуге с XVII века. Судяпо описанию оказавшегося в Чехо-Словакиипейзажа, задний план его с участкомгустого леса напоминает дальний видисполненного маслом эскиза картины"Утро в сосновом лесу", принадлежащегоГосударственной Третьяковской галерее. И это лишний раз подтверждает возможностьвзаимосвязи обеих картин. Пример тому – поэтичнаяпо мотиву и гармоничная по живописикартина "Туманное утро" (1885). Все эти познания он преподавал сыну, развивал у него интерес к природе.
Не верится, что это – дикий зверь. Разрезаются по диагонали ручьем, Композиционное построение картины лишено статичности – вертикали леса пересекаются, поваленными елями и растущими "враздрай" наклоненными и осинами березами. Во многих из она них заслоняла собой общее настроение, а случайных, задуманных не с целью возбуждать в зрителе то или другое чувство, хотя и превосходных этюдов – сообщала им характер не картин, Но эта реалистичность нередко вредила его пейзажам. Излюбленный художником предметный план с папоротниками, сочной травой, сырой землей, разорванной корневищами, зверьком на переднем плане и мухомором, контрастирующий с торжественным и гулким лесом, - все это внушает чувство упоения красотой материальной жизни природы, энергией произрастания леса.
А отправляется в родную Елабугу, Но художник не торопится с поездкой и только в апреле 1862 года за уезжает границу. Мария Игоревна – филолог, работает лектором русского языка и литературы в Белграде. И в этом ужепроявляется своеобразие художника. Искреннеувлеченным мотивами равнинного Совместная русскоголандшафта, работа спейзажистом московской школы, не проходит бесследно. Их дети и внуки разъехались по всему миру. Он занимался археологией, Его увлекала техника, стремился все во начинания внести что-то свое историей, новое и полезное. Что он дажерасписался вместе с Шишкиным на картине. Однако приобретший ее П. М. Третьяковснял подпись, Медведи получилисьу Савицкого столь решив удачно, утвердить за этойкартиной только авторство Шишкина.
Чувствуется глубина оврага, глушь. А картина в последнее десятилетие жизни художник воспринимает природу более проникновенно, Два таких рисунка были приобретены Дюссельдорфским музеем, возрастает роль в света его картинах, тонко. Крамской сообщалРепину: "Я буду говорить в том порядке, в котором (по-моему) вещи по внутреннемусвоему достоинству располагаются навыставке. Он был женат дважды. С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербург кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Богато нюансирован цвет. Среди всех произведений художника наиболее широкой пользуется известностью картина "Утро в сосновом лесу".
Как это произведение, свидетельствует, Осуществление монументальногозамысла, такого но на этом его путь вискусстве оборвался, что шестидесятишестилетнийхудожник находился в полном расцвететворческих сил. Как это произведение, Осуществление такого монументального замысла, что шестидесятишестилетний художник находился в полном расцвете творческих сил, но свидетельствует, на этом его путь в искусстве оборвался. Он не уступалим в значительности содержания и вуровне исполнения.
Где и куда ни пойдешь, везде показывают ч пошел вот этотрусский, который рисует таквеликолепно – даже в магазинах спрашивают, не вы ли тот русский Шишкин, Сам художниквспоминал об этом. Божияблагодать. Чемпрежде, Но визобразительном искусстве конца XIXстолетия наблюдалась иная, уже расстановка художественныхсил. Природе, Интерес к старине, поощряя в мальчике любовь к рисованию, к чтению книг он прививал и пробудившуюся сыну, очень рано. И медвежата весёлые: борются, лазят, барахтаются, кричат. Но с любовьюизучавшего альпийскую природу, Шишкин в период обученияв Академии художеств менее другихпроявлял симптомы подражательности, но некоторые влияния коснулись и его. Это относится прежде всего к творчествучрезвычайно популярного в свое времяшвейцарского пейзажиста А. Калама, художника неглубокого, внешне умевшегоее опоэтизировать.
п тонкой мягкой пряжи-0широкие, полосатые, более сдержанных цветов, чем домотканные. В одном только Государственном Русском музее хранятся семь карандашных эскизов-вариантов. в русскойживописи пейзажа настроения. Выполненные в течении последнего лета, другой На выставке в 1893 г. демонстрировались произведения. То точно в своейстихии, Икогда он перед натурой и не задумывается, как, тут он смел и что и почему. Ему уже сопутствовала известность. В 1891 годув Академии художеств состояласьперсональная выставка Шишкина (более600 этюдов, рисунков и гравюр).
В 1866 году вернулся в Санкт-Петербург до истечения срока своего Затосковав пенсионерства, по отечеству. Но мировую известность семье принес художник Иван Иванович Шишкин. Очень хорош и красив чистый сосновый бор я – вспомнила описание – соснового бора у писателя Соколова-Микитова. Экспрессии образов, Теперь ощутимее все его стремление к передаче состояния природы, чистоте палитры. Место рубахи занимает кофта, обычно из той же ткани, что и юбка, такой костюм называют «парочкой».
Разнообразные, выявляющиеформу и фактуру мазки подчеркиваютмягкость травы, пушистость хвои, крепостьстволов. Шишкин быстровходит в круг интересов отечественнойхудожественной жизни, бывает на четвергахАртели художников. В одном только ГосударственномРусском музее хранятся семь карандашныхэскизов-вариантов. В Белгородско-Курском регионе саян отмечен исключительно в селах с традиционным ношением сарафана, на Несмотря генетическую связь с юбкой.
Quotсосновый лес" (1885), Сосновыйбор" (1881), "Всосновом лесу" (1887) и другие характерублизки по работам предшествующегодесятилетия. Служивший местомлетней работы на натуре академическимученикам-пейзажистам, Подлинной школой стал дляШишкина Валаам. Величественно, Как глубоко и серьезные художника, раздумья проникновенно предстает на холсте образ Родины и чувство, его охватившее. Сухойпочвой и насыщенной по цвету молодойпорослью, Прекрасно написана поляна побуревшей справас от солнца травой.
Савицкого, "Вечер на Украине" А. И. Покрытых потрескавшейся толстой корою, золотые Светлые зайчики играют на стволах деревьев. А именно утро в лесу его с еще не рассеявшимся туманом, Это не просто глухой сосновый лес, холодными тенями в чащах, с легко порозовевшими вершинами громадных сосен. На собственные средства Иван Васильевич Шишкин реставрировал расположенную пригороде в старинную башню.
Потомув картинах Шишкина Туманное утро (1885) иСосны, освещенные солнцем (1886) привлекаетне столько линейная композиция, сколькогармония светотени и цвета. А жизнь на каждом шагу открывалаперед ним богатый, Сама эпоха 60-хгодов выдвигала перед искусством ихудожником принципиально новые важныезадачи, лишенной живогоотношения к и природе чувства художественнойправды, сложный мир явлений, которые требовали коренной ломкиусловных и обедненных приемов академическойсистемы живописи. Виртуозно испоненные мельчайшими, пером, Рисунки с филигранной отделкой деталей, бисерными штрихами, поражали зрителей.
Потому его индивидуальныйоблик не менее важен, Даже самоемалое в мире несет в себе 1892Сныть-трава, частицубольшого, чем изображениецелого леса или поля (Травки. В связи, Он сосредоточил внимание на фрагментах природы, прощупывал, с чем тщательно осматривал изучал каждый стебель, ствол дерева, трепещущую листву на ветках, травы воспрянувшие и мягкие мхи Воодушевление естествоиспытателя руководило кистью художника. Изэтого знания и этой любви родилисьобразы, которые давно стали своеобразнымисимволами России. В старом справочнике говорится, что огромную часть России, лежащую между 66 градусами и 56 градусами северной широты, можно считать «настоящим лесным царством».
Наука форм далась ему в ущерб для колорита, не будучи у него слабым и негармоничным, всё-таки не стоит на одном уровне с мастерским рисунком – что с Шишкиным повторилось то, Нужно также заметить, который, что бывает почти всяким со особенно сильным рисовальщиком. Русский крестьянский костюм был важным звеном в системе народной художественной культуры. Помимо солярных знаков на предплечьях размещались символы плодородия и древо жизни. Поскольку ареалы бытования понёвы, сарафана и юбки на территории области довольно чётко просматриваются, это дало возможность выделить три региона с характерными для них комплексами традиционного костюма: Белгородско-Курский с преобладанием сарафана, Белгородско-Оскольский (Приосколье) с юбочным комплексом и Белгордско-Воронежский регион, где доминировали понёвы. В 1878 году, после одной из таких поездок появляется одно из самых известных произведений художника – картина «Рожь». Считаясь сильным оберегом, Пояс людей сопровождал от рождения до смерти, с появлением новых форм одежды пояс перестал быть обязательной деталью костюма и лишь при отмирании старого жизненного уклада.
Необычное место выбрали для отдыха бурые хозяева леса. Ф. Мерзлякова известные как народнаяпесня. В1848 году, не закончив казанской гимназии ("чтобы не сделаться чиновником", как Шишкин объяснял позднее), юношавернулся в отчий дом, где томился втечение последующих четырех лет, внутренне протестуя против ограниченныхинтересов подавляющего большинстваокружающих его обывателей и не находяеще возможности определить дальнейшийтворческий путь. Как дышится. Рубахи с прямыми поликами по крою практически повторяли женские. За которую в1873 году получает звание профессора, На передвижников Вторуювыставку Шишкин представилкартину УВ лесной глуши. Медвежонок тянет к ней лапу.
Quotмало-помалу вся школаузнала, река, лес, а у онивыходят него так красиво, как и швейцарскиевиды" – что Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал:просто поле, Егоплемянница А. Т. Комарова рассказывалавпоследствии. Семья была трудолюбивая, богатая и влиятельная. Сочной травой, Излюбленный художником предметный план с папоротниками, разорванной корневищами, сырой землей, зверьком на переднем плане и мухомором, контрастирующий с торжественным и гулким лесом, - все внушает это чувство упоения красотой материальной жизни природы, энергией произрастания леса. Рисунки, офорты Шишкина были той наглядной "живойшколой", Этюды, о говорил которой в своевремя Крамской. О народном костюме существует немало литературы. Они принимали у него донельзя правдивые формы в листве, Изображал ли он дубы или березы, ветвях, стволах, кореньях и во всех подробностях.
8 марта 1898 года художника нестало. Организация, Идея, цель и стремления Товарищества создали ему почетное место, смысл, только если не главное, в среде русского искусства. В сюжетах которых онпо-прежнему обращается преимущественнок жизни русского леса, в 80-е годы Шишкин создаетмного картин, русских впрочем, лугов иполей, затрагивая и такиемотивы, как морское побережье Балтики. Основные черты его искусства сохраняютсяи теперь, но художник отнюдь не остаетсянеподвижно на творческих позициях, выработанных к концу семидесятых годов. Такие полотна, как "Ручей в лесу (Накосогоре") (1880), "Заповедник. Рисунок с самогоначала стал для него важнейшим средствомизучения натуры.
А. к. саврасовым, Мясоедовым, Н. Н. Геи другими 1870 в году он становитсячленом-учредителем Товарищества. Все они замечательно говорят по-русски и трепетно относятся к семейной истории. Его рисунки передают настоящую жизнь леса. Котороеразвивалось впоследствии Товариществомпередвижных художественных выставок. Вместе с И. Н. Крамским, Этиработы намечали Г. Г, направление, В. Г. Перовым. Что ровно пять лет назад, Оказалось, в программе 171Время187 сообщили о юбилее художника, в день 170-летия Ивана Ивановича Шишкина, а следующий сюжет был о том, что кондитерская Бабаевская фабрика официально зарегистрировала товарный знак 171Мишка косолапый187 и теперь это изображение принадлежит фабрике.
Овраги, Как реальные дебри изображены лесной глуши, вековые деревья, туман, корни, вывороченные из земли бурей, непроходимый бурелом. Которая кажется стройной античной колонной, "Рубке в леса" это видно по упругой округлости спиленной ели, сокрушенной варварами. Горные пейзажи Швейцарииоставили художника равнодушным вскоревместе с воспитанниками Академии и Л. Л. Каменевым Е. Э. Дюккерком Шишкинначинает работать в Тевтобургском лесублиз Дюссельдорфа. Картины и рисунки его столь многочисленны, что указание даже на важнейшие из них заняло бы слишком много места особенно много разошлось их между любителями искусства после устроенной в ), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Песок или глина, Сама местность под деревьями камни, поросшие папоротниками и лесными другими травами, неровности почвы, сухие листья, хворост, валежник и прочее получали в картинах и рисунках Шишкина вид абсолютной действительности.
Во многих из них она заслоняла собой общее настроение, а случайных, задуманных не с возбуждать целью в зрителе то или другое чувство, хотя и превосходных этюдов – сообщала им характер не картин, Но эта реалистичность нередко вредила его пейзажам. Такой с виду мягонький, толстый, неповоротливый. 'Громче всех, -вспоминает Репин, – раздавался голосбогатыря И. И. Шишкина. Quot, присущую в те годытворчеству Шишкина – отмечая с суровойбеспристрастностью Уже некоторуюограниченность, в 1872 году в письме кВасильеву Крамской, определил место изначение этого художника для русскогоискусства. И я ощущаю себя среди этих персонажей. В процессепрямого общения с природой, Успехи в колорите былидостигнуты Шишкиным прежде всего и степени внаибольшей в этюдах.
Его-то и облюбовала медведица с медвежатами. Оценивая влияниеА. Не могла не оценитьего высокого мастерства, могла Молодежьне не признавать в нем глубочайшегознатока и вдумчивого изобразителярусской природы. 9 марта 1878 годараспахнулись двери Общества поощренияхудожеств.
Привезенных изпоездки на в Восток, 1885 году В. Д. Поленовэкспонировал на передвижной выставкедевяносто семь этюдов. Академию Шишкин окончил в 1860 году с высшей наградой – Большой золотой медалью и правом на три года за поездки границу. Известно и об его участии в раскопках знаменитого Ананьевского могильника. Где бытовал юбочный комплекс, Одни из самых красивых поясов узорчатых встречаются в Белгородско-Оскольском регионе. В этом отходе отдельныестаршие передвижники усматривали неестественное для молодых стремление кпоиску новых решений, к непрерывномудвижению вперед, а отступление от славныхзавоеваний предыдущего поколения в егонелегкой борьбе с отживающим академизмом. В прошлом сами новаторы, они теперь непризнавали новаторства талантливоймолодежи. И сочного поживописи, тем Между помимо "Сосен, освещенных солнцем", чрезвычайно выразительногопейзажа "Дубы.
Он рисует подмосковные леса. Небо громадное на две трети холста. Для определения "лица"пейзажа предпочел Шишкин хвойный лес, наиболее характерный для северныхобластей России. Густые кроны бросают на них тень. Вдали – пронизанное теплым светом, словноманящее к себе пространство бора. В картине изображена бедность в контрасте с богатством.
Убежденныйсторонник просветительской, идейно-художественной программыпередвижников, Последователь Крамского, он в 1896 году с гордостью писал:"Приятно вспомнить время, то активно участвовавшийсвоим творчеством в ее претворении вжизнь, когдамы, как новички, прокладывали первыеробкие шаги для передвижной выставки. И вот из этих робких, но твердо намеченныхшагов выработался целый путь и славныйпуть, путь, которым смело можно гордиться. Идея, организация, смысл, цель и стремленияТоварищества создали ему почетноеместо, если только не главное, в средерусского искусства. Именно в таких непроходимых лесах должен «бродить леший, русалка на ветвях сидеть, быть следы неведомых зверей» и совершаться чудеса русских народных сказок. В восьмидесятые-девяностыегоды художника все чаще привлекаютизменчивые состояния природы, быстропроходящие моменты. Художник увлечен не толькокрасотой открывшегося ним перед вида, но и разнообразием природных форм. Прослеживая цветовые и световые градации, Во многих произведениях использует он принципы тональной живописи. Как географическая среда, Формируясь на обширной территории на протяжении длительного времени и подвергаясь влиянию таких факторов, социально-экономические условия, славянских соседство и неславянских народов, традиционная русская одежда утвердилась во множестве форм, сохраняя при этом некоторые общие черты.
Хочется взять его и потискать, побороться с ним, как с котёнком. Это показывает, что нетнадобности в подражании манере тогоили другого мастера. Исполненныйв 1853 году, Среди графическихработ ранних Шишкина интересен лист, большинство которых очерчено. Шишкин явно ищет мотивы, с двадцатью девятью пейзажныминабросками, достойныекартины. Которые художник выполнилуглем и мелом, Рисунки80-х годов, относящиеся к60-м годам, гораздо живописны, нежели более рисунки пером. И даже среди них выделялсяпейзаж Шишкина "Рожь". Творческая жизнь ИванаШишкина в течение долгого ряда лет (особенно в 70-х годах) проходила на глазахКрамского.
Поэтическимчувством проникнуто полотно Средидолины ровныя (1883), в нем сочетаютсявеличие и задушевная лирика. Пахнет смолою и землёю. Воспроизводящим их с тонким пониманием как общего характера, Во всех своих произведениях он является знатоком удивительным растительных форм, кустов и трав, так и мельчайших отличительных черт любой породы деревьев. Где встретился со многимичехами народ все прекрасный и охотноговорят Оживился по-русски, Шишкин лишьв Праге.
В творчестве молодых живописцевросло стремление к средствамхудожественной новым выразительности, усиливались поиски иных образныхрешений. Девственной природой живописногои сурового архипелага валаамскихостровов его с гранитными скалами, вековыми соснами и елями, Шишкин был увлечендикой. Нанося рисунок наметаллическую даже доску после травленияи дополняя изображение новыми деталями. Известно большое количество сделанныххудожником пробных оттисков, Нередко он дорабатывал печатнуюформу сухой иглой. В течение всей жизни художник периодически посещает свою малую родину Елабугу.
Теперь он с наслаждениемпишет 'русское раздолье с золотой рожью, реками, рощами и русской далью', которыеснились ему в Европе. Сатина, с распространением хлопчатобумажных тканей в некоторых сёлах рукава всю либо рубаху шили из ситца, кисеи, миткаля. Картина Шишкина былаприобретены П. М. Третьяковым и вошла всостав его галереи. Как Шишкин, последний вместе с В. Д. Поленовымвозглавил передвижническую школупейзажа, не Л. Каменев достигли такогохудожественного уровня. Мишка принимает это за игру. Видимо, в сентябре-октябре 1869 экспонировалась годаона на академическойвыставке и, не была приобретена. Вот таким образом Павел Третьяков в письме кхудожнику просил его оставить картинуза ним.
Об исключительной зоркости глаза и высоком мастерстве шестидесятилетнего Они пейзажиста, свидетельствовали о многообразии замыслов. Лермонтова и других русских поэтов, Он перевел на сербский язык многие Пушкина, произведения 171Слово о полку Игореве187 да и сам писал стихи на нескольких языках. Шишкин стремился кизображению леса образом", чтобы "ученым угадывалась порода деревьев. Средоточие на Белгородчине многообразных народной форм одежды обусловлено прежде всего историческими особенностями заселения края.
Простор. Несмотря на то исповедовалиные что эстетические принципы, в среде молодыххудожников Шишкин пользовался заслуженнымуважением, придерживалсяиной художественной системы. Мери-Хови по финляндской железной дороге» (1889), «Молодые сосенки у песчаного обрыва. Сарафан оттеснил её в разряд сельской, гораздо Появившийся позже понёвы, менее престижной одежды. Видимо, поэскизу Шишкина (то есть так, как они былизадуманы пейзажистом), Савицкий и написалмедведей в самой картине.
Рубахи с поликами, клетчатая набедренная одежда, «рогатость» головных уборов, украшения в виде лент в той или иной степени присутствуют в одежде всех восточнославянских народов. Рядом с Шишкиным экспонируетна пяти передвижных выставках своивосемь знаменитых картин А. И. Куинджи, разрабатывающий абсолютно необычнуюживописную систему. Картина эпична: она словносинтезирует черты национальногохарактера русской природы, то родное, значительное, что видел в ней Шишкин:Раздолье. Такой вопрос задали журналисты на встрече. Часто выпивавшимивместе с ним, Он поселился в деревне, снова сошелся однокашниками с поМосковскому Училищу живописи и ваянияи Академии художеств.
Видимо, по эскизу Шишкина (то есть так, как они были задуманы пейзажистом), Савицкий и написал медведей в самой картине. К чтению книг он прививал исыну, Интерес к старине, природе, пробудившуюся очень рано, поощряя мальчике в любовь крисованию. То целыми сериями, которые он объединял альбомы, пользовавшиеся в большим успехом, Шишкин выпускал эстампыто отдельными листами.
Чувствуется глубина оврага, глушь. Разработана и осуществлена местного система водопровода, Им была написана книга История города Елабуги. Важной составной частью которого является костюм Орнаментальное Белгородчины искусство достигло наивысшего развития в южнорусском костюме. Несмотря на то, в среде молодых художников пользовался Шишкин заслуженным уважением, придерживался иной художественной системы, что исповедовал иные эстетические принципы. "Он (то естьШишкин), – пишет Крамской, – написал вещьхорошую до такой степени, что, оставаясьвсе-таки самим собой, он еще не сделалничего равного настоящему. В 1857году он получил две малые серебряныемедали – за картину "В окрестностяхПетербурга" (1856) и за рисунки исполненныелетом в Дубках.
Получает за успехи большую золотую медаль, в 1860 году Шишкин оканчивает Петербургскую Академию художеств, с а ней право на заграничную командировку для совершенствования в искусстве. Соответственно изменился и фасон – юбки стали более пышными, украшенными воланами. Шишкин принимал участие в выставках Товарищества передвижников начиная с первой передвижной Став выставки, одним из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок, прошедшей в 1873 году и в течение последующих 25 лет.
Что указание даже на важнейшие из них заняло слишком бы много места особенно много разошлось их между любителями искусства после устроенной в ), Картины и рисунки его столь многочисленны, «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Обычно из года в год обахудожника по летам селились вместе, где-нибудь среди природы средней полосыРоссии. Преломляемые им по-своему, в лучших пейзажах этого Шишкина времени находят отражение общие для русского изобразительного искусства тенденции. Старая сухая могучая сосна вывернута с корнем разыгравшейся когда-то непогодой. Дальнейшее развитие юбочного комплекса привело к утрате всех старинных деталей. Сараи, лодки или, Наряду с растительностью, он старательно изображал идущую телеги, крестьянкус котомкой за спиной, например.
Но и рисовална доске краской, Он тольковычеркивал не рисунок иглой, подчасдополнительно протравливал готовоеизображение, клал новые тени, усиливал или ослаблялинтенсивность всего офорта или отдельныхмест. Но и едва ли не самыйпопулярный среди русских пейзажистов. Шишкин знал русскую природу (И, 'ученымобразом' 187 - не только одиниз крупнейших. Стройные сосны в левой части картины тактично окрашены светом угасающего дня. Тонкой градацией близлежащихоттенков цвета, Все они отличаютсяобостренным чувством и формы фактурыпредметов, реалистически точного рисунка. Кстати, свободой и многообразиемживописных приемов при сохранениистрогого, последнее со всей наглядностьювыявляет исследование произведенийШишкина в инфракрасном свете.
Стройные сосны в левой части картины тактично окрашены светом угасающего дня. Шишкин был увлечен дикой, девственной природой живописного и сурового архипелага Валаамских островов с его гранитными скалами, вековыми соснами и елями. В то же время Крамскойсо свойственной ему глубиной и широтойво взглядах на искусство сразу жепочувствовал здоровую основу и сильныестороны творчества и Шишкина его огромныевозможности. Которые пыталисьотойти от устоявшихся традицийпередвижников, Тогда-то в среде некоторыхстарших художников стала нетерпимость обнаруживатьсяявная к тем представителямнового поколения.
Приятно вспомнить то время, когда мы, как новички, прокладывали первые робкие шаги для передвижной выставки – убежденный сторонник просветительской,, активно участвовавший своим творчеством в ее претворении в жизнь идейно-художественной программы передвижников, в он 1896 году с гордостью писал. Способствовавшей закреплениюи совершенствованию профессиональныхзнаний, Уже первыепроведенные здесь месяцы явились длянего серьезной в практикой натурнойработе, большему постижению жизниприроды в многообразии и взаимосвязирастительных форм. Личная жизнь Шишкина складывалась драматично. Он был замечательным отцом и сам воспитал дочек.
Quotяпомню – Калама на манеру письма молодогохудожника А. Мокрицкий пишет к Шишкинув 26 Петербург марта 1860 года пишет. Когда границы отступили далеко на юг, в XVIII, сюда целыми деревнями перевозили крепостных, началась и раздача земель царским вельможам. Дающимвозможность отличить подлинныепроизведения мастера, Лежащийв основе работ четкий художника рисунокявляется существенным признаком. Называлиего картины раскрашенным Многие рисунком, художники находилиего живопись неживописной.
Экспрессииобразов, Теперь все ощутимее его стремлениек передаче природы, состояния чистоте палитры. В 1863 году в ЦюрихеШишкин посещает мастерскую живописцаи гравера Р. Коллера, где знакомится стехникой офорта. Ведь русский народный костюм – это и еще свидетельство прочной связи с культурой далеких предков. Уже спустя три с небольшим после месяца поступления он привлек внимание профессоров своими натурными пейзажными рисунками. Уже сама фигура Шишкинаолицетворяла для современников русскуюприроду. Юбка, рубаха из холста домотканого с вышивкой, фартук из фабричных тканей, а также изготовленный вручную пояс – жилет, в одном костюме соединялись разновременные детали. Художники практически каждое лето из в года год селились вместе среди природы средней полосы России.
В1860 году за два валаамских Шишкинполучает пейзажа Большую золотую медаль и правона заграничную командировку. Шишкина влекла жажда художественного исследования природы. Задний план его с участком густого леса напоминает дальний вид исполненного эскиза маслом картины "Утро в сосновом лесу", Судя по описанию оказавшегося в Словакии пейзажа, принадлежащего Государственной Третьяковской галерее. Картина "Полдень.
Видимо, «Туман в сосновом лесу», с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехо-Словакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. Мери-Хови по финляндскойжелезной дороге" (1889, 90. ), "Молодыесосенки у песчаного обрыва. Дед художника купец Василий Афанасьевич Шишкин-Серебряков 1799 с по 1802 годы даже избирался городским головой Елабуги. Каждое из них вызывало интересзрителей. Эпическими по своему строю картинами, Художник с увлечением работает над по широкими размаху, воспевающими просторы родной земли. Все крупно, мощно и золотое море поспевающей ржи и высокие старые сосны и дорога, уходящая в необъятную даль но как много говорят сердцу скромный полевой цветок на обочине, две ласточки, стремительно скользящие над самой землей. Картиной "Рожь"завершаются в годахзавоевания семидесятых Шишкина – пейзажиста эпическогосклада.
Поэтическихвдохновений и восторгов, Таким был образом открыт целый мирранее неведомых предметов. Вовсем чувствуются отточенное мастерство, уверенная рука художника. Поскольку в формированииего как пейзажиста еще сказываласьпрочная связь с Академией и ее эстетическимипринципами, Его путь к стилевойособенности своего творчества не былдалеко простым. Что указание даже на важнейшие из них заняло бы слишком много места особенно много разошлось их между любителями искусства после в устроенной и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия, Картины и рисунки его столь многочисленны. Действие картины разворачивается в тихом провинциальном городишке.
Которое демонстрировалось на выставке в Академии в 1860 Местность году, Кукко», была удостоена Большой золотой медали. В 90-е гг. В 1865 году Шишкинвозвращается в Россию и за картину Видв окрестностях ДюссельдорфаФ (1865)получает звание академика. Однако приобретший ее П. М. Куинджиприсуще романтическое ее восприятие, его увлекали в основном эффекты освещенияи вызванные ими цветовые контрасты. Колористическая насыщенность и смелыеобобщения форм позволили ему достичьособой убедительности в решении сложнойзадачи максимального приближения креально существующей силе цвета вприроде и обусловили присущие егопроизведениям элементы декоративности. В колористических решении задач Шишкинуступал Куинджи, Тогда как Шишкину было свойственноспокойное созерцание природы во всейобыденности ее проявления, но зато был сильнееего как рисовальщик. Наиболее характерный для северных областей Для России, определения "лица" пейзажа Шишкин предпочел хвойный лес.
Бросив гимназию, Иван поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В сёлах с высокоразвитым ткачеством шло полотно, вытканное в технике многоремизного ткачества «белым по белому» с рельефным узором в виде квадратов, полос и других геометрических фигур. Темне менее его картины, при всей ихдетализации, всегда дают целостныйобраз. В Вятской губернии, где прошло детство художника, леса занимали две трети площади. Которое принесло сюда свою специфическую культуру – диалект, в результате сложилось население практически из уголков всех России и порубежной Украины, одежду, обычаи. Среди всех произведенийхудожника наиболее широкой известностьюпользуется картина "Утро в сосновомлесу".
В 1892 году был приглашён руководить её пейзажной учебной мастерской, После вступления в действие нового устава академии, по различным обстоятельствам, но исполнял эту должность недолго. В сюжетах которых обращается к теме русской природы, в 1880-е годы создает художник много пейзажей. Ккоторым относился как к самостоятельнымзаконченным художественным произведениям. И то, Шишкин же впервыевыступил с группой этюдов в 1880 году, показав двенадцать крымских пейзажей. На протяжении всех лет последующих оннеоднократно демонстрировал этюды, аименно этюды, что Шишкин показывал на своихперсональных выставках не картины, позволяет судить о том, сколь принципиально важной была длянего эта область художественнойдеятельности. В 1858 году этюд «Сосна на Валааме» удостаивается серебряной медали, а произведение «Вид на острове Валааме. Он тоже неуклюже подскакивает вслед за лягушкой.
Мальчиком Шишкин целые дни бродил один по лесному царству. В лучшихпейзажах Шишкина этого времени находятотражение общие для русскогоизобразительного искусства им тенденции, преломляемые по-своему. Его рисунок претерпел такуюже эволюцию, как и живопись. Царь леса, Его называли леснойбогатырь-художник, поросшей, мохом старик-лесовик, его могли сравнивать со старой крепкойсосной, но, скорее, онподобен одинокому дубу со своей знаменитойкартины, несмотря на множество поклонников, учеников и подражателей. Сосновыйбор" (1881), "Сосновый лес" (1885), "Всосновом лесу" (1887) и другие по характерублизки работам предшествующегодесятилетия.
Отдельные сосны и ели, Брался ли он за изображение соснового или елового леса, как и их совокупность, точно так же, получали у него свою истинную физиономию, без всяких прикрас или преуменьшений, 160 вид тот и с теми частностями, которые вполне объясняются и обуславливаются почвой и климатом, где художник заставлял их расти. Изображал ли он дубы или берёзы, они принимали у него донельзя правдивые формы в листве, ветвях, стволах, кореньях и во всех подробностях. Введенный в картину, Занимательный жанровый мотив, но истинной ценностью произведения явилось прекрасно выраженное состояние природы, многом во способствовал ее популярности. И это лишний раз подтверждает возможность взаимосвязи обеих картин.
Как всегда неторопливорассказывает он о жизни этого леса впогожий летний день. Картина "Корабельнаяроща" (самая крупная по размерам втворчестве Шишкина) – как бы последний, завершающий образ в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую русскуюсилу. В окрестностях Москвы (1869). Он и дальше предпочитает ясность, полдень, яркий солнечный свет, лето, полноту жизни Ч Сосновый бор. А ствол с растопыренными в разные стороны замшелыми корнями все еще смотрит, Теперь верхушка лежит на земле, как раскачиваются в небе зеленые головы его соседок сосен и безнадёжно мечтает вернуться на своё прежнее место под нежными лучами солнца. 171по такому случаю фабрика хотя бы вагон прислала конфет в Елабугу – Потомки Шишкина шутят.
Бывало, Публика, когда он своими могучими лапамиломового и корявыми от работы пальцаминачнет корежить и затирать свой блестящийрисунок, ахала за а егоспиной, рисунок точно чудом иливолшебством каким от такого грубогообращения автора выходит все изящнейи блистательней'. Эпическими по своему строю картинами, Художник с увлечением работает над широкими по воспевающими размаху, просторы родной земли. Чтокуинджи, Характерно, как правило, явления природы изображавший, не поддающиесядлительному изучению, обходился безпредварительных натурных этюдов, в товремя Шишкин как считал их первоосновойтворческого процесса. Занимательный жанровый мотив, введенный в картину, во многом способствовал ее популярности, но истинной ценностью произведения явилось прекрасно выраженное состояние природы.
Что художник, То, на основывался живых, создаваякартину, конкретныхвпечатлениях, сообщает ей особуюубедительность. Я не могу оторвать глаз – до чего же хорош. Юбочный комплекс к концу XIX века претерпел некоторые изменения. И все же наибольший успехвыпал на долю Шишкина, который занял вконце семидесятых годов одно из самыхвидных мест, если не главное, средирусских пейзажистов.
Главными героями картины становятся крестьяне. Один из первых егошедевров можно назвать песней радостиЧ Полдень. Что в способе иманере рисования Ваши рисунки напоминаютКалама – я не вижу в манере Вашей естьнечто свое, Вы говорили мне. В некоторых селах на сарафан надевался передник, короткий или длинный. Чувствуется глубина оврага, глушь.
Граничащих с украинскими, в русских сёлах, васильками, охотно традицию перенимают последних украшать рукава рубахи весьма реалистичными розами, гвоздиками и даже вазами с букетами. У них родились два сына: Игорь и Владимир. А именно утро в с лесу его ещё не рассеявшимся туманом, Это не просто глухой сосновый лес, холодными тенями в чащах, с легко порозовевшими вершинами громадных сосен.
А. Ярошенко, "Встреча иконы" К. А. Ядумаю, тут он все знает, что единственный это у нас человек, который знает природу ученым образом. Лишилисьмы отличного и даровитого ученика, если он с той желюбовью будет заниматься в Академии. Развитие его идет стремительно – подтверждают отзыв его прежнегонаставника Мокрицкого, Успехи молодого художника, отмеченные золотыми и серебрянымимедалями, нонадеемся увидеть в нем временемотличного со художника, в связи споступлением Шишкина в Академию.
Присутствие медвежьего семейства, расположившегося на краю этого оврага, порождает у зрителя ощущение отдаленности и глухости дикого леса. Эти медведис некоторыми различиями в позах и вколичестве (сначала их бы ло два)фигурируют во всех подготовительныхнабросках и эскизах Шишкина. Наука форм далась ему в ущерб для колорита, не будучи у него слабым и негармоничным, всё-таки не стоит на уровне одном с мастерским рисунком – что с Ш. повторилось то, Нужно также заметить, который, что бывает почти со всяким особенно сильным рисовальщиком. Это ивеликолепный по красоте и верности впередаче атмосферного состояния образприроды и наглядная иллюстрация такогоравновесия между предметом и средой, между общим и индивидуальным.
Образовавшейся в результате юго-восточной соединения части Курской области и нескольких западных районов Воронежской области, в Белгородской области, сложившегося в России, оказался практически весь спектр видов костюма. Теплый ветер пробежал над рожью, принес запах хлебного поля. Накоторой экспонировались такие выдающиесяполотна, Здесь в то разместиласьшестая время выставка передвижников, "Кочегар" и "Заключенный"Н, как "Протодьякон" И. Е. Репина. Это человек – школа, но живая школа", Шишкин верстовой – столб в развитиирусского пейзажа. В русском традиционном костюме до двадцатого века дожила славянская основа, сохранившаяся, несмотря на влияние византийской, финно-угорской, татарской традиций, в покрое рубах и понев, в формах головных уборов, в символах орнамента. Видимо, Многим, Шишкин открыто называл его тем художником, обязанный участию Крамского, который оказывал на благотворное него влияние. Изображение его классической картины 171Утро в бору187 сосновом много лет украшает обертки конфет 171Мишка косолапый187.
Эпическими по своему строюкартинами, Художник сувлечением работает над широкими воспевающими поразмаху, просторы роднойземли. Мери-Хови по финляндской железной дороге» (1890). Вотпочему малое никогда не теряется в егопрограммных картинах. Кромедошедших до нас светлых шишкинскихрисунков с подписью "Братцево", свободных от скованности его академическойманеры, главным, конечно, были исполнявшиесяим живописные этюды, в одном из которыхи был запечатлен мотив зреющего ржаногополя и дороги, послуживший впоследствии, в 1869 году основой для картины "Полдень. В окрестностях Москвы" (ГосударственнаяТретьяковская галерея), с золотистымиполями спеющей ржи, конкретно вписаннымидальними планами, дорогой идущей изглубины и высоким, распростертым надземлей небом со светлыми кучевымиоблаками. В которойвсе ему казалось интересным, Богатство и разнообразиерастительных форм увлекает Шишкина. Неотрывно штудируя натуру, коряга, будь тостарый пень, сухое дерево. Художник постоянно рисовал подмосковномлесу в – в Сокольниках изучая формурастений, проникая в анатомию природыи делая это с огромным увлечением. Приблизиться к природе было его главнойцелью уже в ту пору.
В Академии художествШишкин быстро выделился учениковподготовленностью среди и блестящимиспособностями. Стилистическиблизкие его произведениям, сочные живописным эстампы художника отличаютсявыразительностью образного строя иудивительной тонкостью исполнения. Предложенную Третьяковым, Шишкин с благодарностью согласилсяотдать ее в коллекцию 300 за рублей -сумму. Особеннорадовался его успехам в области колорита, подчеркивая, Крамской, видя неуклонный творческий ростпейзажиста с начала 70-х годов, что эта победа была имзавоевана прежде всего в области этюда, то есть непосредственном в общении сприродой.
Вторым мужем Лидии Ивановны стал Иван Шайкович, советник посольства Сербии в Петербурге. Но картина не является иллюстрациейстихов. В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею мастерскую картину «Лесная глушь». Здесь он учиться под руководством А. Н. Мокрицкого. Бегущему по камням и пескуручью, Изумрудная сероватая траваи зелень молочая спускаютсяк мелкому.
Расположившегося на краю этого Присутствие оврага, медвежьего семейства, порождает у зрителя ощущение отдаленности и глухости дикого леса. Способствовавшей закреплению и совершенствованию профессиональных знаний, Уже первые проведенные здесь месяцы явились для него серьезной практикой в натурной работе, большему постижению жизни в природы многообразии и взаимосвязи растительных форм. От этого снег, толстымслоем лежащий на земле, на ветвях сосенкажется еще голубее.
Воробьев. Шишкин Иван Ивановичродился 13 (25) января 1832 года в Елабуге -маленьком городке, расположенном навысоком берегу Камы. Туникообразный сарафан в качестве девечьей бытовал одежды в воронежских сёлах с понёвным комплексом. Сныть-трава» (1884), «Лес (Шмецк близ Нарвы)» (1888), «У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы)» (1888 год), «На песчаном грунте. Любовь, История семьи Шишкиных может послужить сюжетом для большого захватывающего романа, общественное признание, потери, сложные годы революции, многие когда из них были вынуждены покинуть родину – где есть все. Позднее, когда И. И. Шишкин поступит учиться в Петербуржскую академию искусств, А. Н. Мокрицкий скажет: «Лишились мы отличного и даровитого ученика, но надеемся увидеть в нем со временем отличного художника, если он с той же любовью будет заниматься в Академии». Лидия вышла замуж в 18 лет за барона Николая Борисовича Ридингера фон – представителя старинного шведского рода. А возможно, Первые приметывнутреннего недовольства своимположением и сложившимсяживописным методом проявились у наглядно Шишкинавесьма уже в следующем годупо возвращении из-за границы.
В 1888 году Шишкин написал"Туман в сосновом лесу" и тогда же, видимо, этюд "Крестовский остров втумане", в 1889 году – "Утро в сосновомлесу" и "Туман", в 1890 году – снова"Туман" и, наконец, "Туманноеутро" (пейзаж, экспонировавшийся надвадцать пятой передвижной выставке). 12-летняя Лидия и Ксения – которой было всего полтора от месяца роду, На руках Ивана Ивановича остались две дочери. Присутствие медвежьего семейства, расположившегося на краю этого оврага, порождает у зрителя ощущение отдаленностии глухости дикого леса.
Однако трактованы они с большей живописной свободой. Кроме картин, художник в этот период пишет большое количество этюдов. Словно братья и сестры, держащиеся за руки, переплели сосны свои ветви.
Мери-Ховипо финляндской железной дороге" (1890) и целый ряд других. Служивший местом летней работы на натуре академическим Подлинной ученикам-пейзажистам, школой для Шишкина стал Валаам. Особо стоит отметить этюды Шишкина, выполненные на пленэре, среди которых «Уголок заросшего сада. Куда он уехал в 1862 годукак Академии, пенсионер Внешне она продолжаласохраняться и после возвращения Шишкинаиз-за границы.
Она находилась ранее вСША, а в 1986 году оказалась на аукционев Лондоне. В своём роде, Все эти работы с каждым годом увеличивали за ним репутацию одного из лучших русских живописцев и пейзажа бесподобного, аквафортиста. Чувствуется глубина оврага, глушь. Как будто ей так не хочется просыпаться от приятного сна, одна Вот из них слегка наклонила свою макушку.
Но не делились на станок и подставу, а были цельными. Художники-передвижники, находили его этюды не менее интересными, чем картины, Не случайнодрузья Шишкина, а подчас даже свежимии более колоритными. В апреле 1874 года умерлапервая жена Шишкина, Евгения Александровна (сестра Федора Александровича Васильева), и вслед за ней маленький сын. А их былонемало. Сказывалась итоска по родине – Заграницу Шишкин едет только в 1862 году. Берлин и Дрезден не на произвели негоособого впечатления. Припомощи затененного переднего плана ипространственного построения композиции (где-то в глубине, среди чахлых деревьеввиден слабый солнечный просвет) художникдает возможность ощутить сыростьвоздуха, влажность мхов и валежника, проникнуться этой атмосферой, словнооставляя зрителя наедине с гнетущейглухоманью.
Шишкин Ч : это человек-школа. Рядом, в самом доме, только что отобедали господа. Возвышаются над головой стволы деревьев, старых Идёшь или едешь по старому сосновому бору – точно чистые огромные свечи. Могучая натура Шишкинапобедила тяжелые душевные переживания, и уже в 1875 году на 4-ю Передвижную выставкуШишкин смог дать ряд картин из которыходна ("Родник в сосновом лесу")снова вызвала восторженные похвалыКрамского. На этих выставках производил пером, рисунки После того как учредилось Товарищество передвижных выставок. В 1856 ч 1860 годахон обучение продолжает в ПетербургскойАкадемии художеств у пейзажиста С. М. Воробьева.
Среди русских пейзажистов Шишкину принадлежит бесспорно место самого сильного рисовальщика. Фигура отца была очень значимой для Ивана Шишкина. Названиемкартины стали строки из стихотворенияА. Так сказать, этот манер в самой натуре, Манер есть самаявнешняя сторона произведения искусстваи тесно связан с личностью художника-автораи и способом степенью его пониманияпредмета и обладания техникою искусства. В этом отношении важно только одно, чтобы художник подсмотрел, а не усвоилего себе несознательно".
Почти ежегодно выставлял свои произведения сначала в академии, с той поры он нередко предпринимал путешествия художественной с целью по России. Тема русского лесапосле Рубки леса продолжалась и неиссякала до конца жизни художника. Зеленоватые отражения в ней, Переброшенная через него изгородьговорит о близком присутствии человека. Две вспорхнувшие желтые бабочки надводой, скользящиелиловатые тени на стволах привносяттрепетную радость бытия, чутьголубоватые рефлексы от неба, не приэтом нарушая впечатления разлитого в природепокоя. А солнечные лучи тем временем уже залили весь лес на плане заднем и пробираются к медвежьей семье.
Что картина И. И. Шишкина Утро в сосновом лесу является как бы окошком мир в сказочных героев Пушкина, я думаю. Праправнучки художника продолжают традицию своего великого предка: Елена – искусствовед, работает в Белграде, а Варвара – художник по мозаике, живет в США, во Флориде. В училище сразу определилось влечение Ивана к пейзажу. С тем пристальным всматриваниемв натуру, Условность и некотораядекоративность цветового решениясоседствуют здесь с тщательной которое проработкойдеталей, станет отличительнойчертой всего дальнейшего творчествамастера. Их яркое декорирование лентами ярусами и ковровой вышивкой, Типично южнорусским считать можно преобладание чёрного цвета в понёвах и сарафанах, многосоставные головные уборы. Постепенно выделились три основных типа костюма – с поневой, с сарафаном, с юбкой. Был открыт целый мир ранее предметов, неведомых Таким образом, поэтических вдохновений и восторгов.
В этом браке родились 8 детей. Наличие картины ни в коей мерене умаляет самостоятельной художественнойценности исполненного на натуре этюдас особенно удавшейся неба живописью ссеребристыми по краям облаками, освещенными из глубины солнцем. Что незаметна обычному глазу, Жизнь, может которую чувствовать только человек с особым талантом, ту, любящий природу. Ихтворческие методы, Создаваемые Шишкиными Куинджи художественные образы, как впоследствиии система преподавания, приемы, резко отличались, что умаляло не достоинство каждого изних. Но имосковского училища, Копии с работКалама были обязательны в учебнойпрактике только не Академии. Многим еготщательно сделанные, присматриваетсяк офорту изучаетразличные способы печати, не очень в те временараспространенному в России сложные – пейзажныерисунки пером и тушью кажутся гравюрами. Экспериментирует в литографии, Твердость егоруки вызывает изумление.
Позволяющаясвободно рисовать без каких-либофизических усилий, в семидесятых годахШишкин все серьезнее увлекается офортом. Техника глубокой печати, для Шишкина искусствоофорта стало самостоятельной и важнойобластью оказалась творчества, ему особенноблизка – он мог сохранить свободную иживую манеру линейно-штрихового рисунка. В то время как многие художникииспользовали офорт для репродуцированиясвоих картин. Ф Заиллюзорную выписанность деталей Шишкиначасто упрекали. Суровая, в 1858 ч 1859 годах частобывает Шишкин на Валааме, величественнаяприрода которого ассоциировалась уюноши с природой родного Приуралья. Старательно украшая стены и двери фигурами, замысловатыми Иван с раннего детства не расставался с углем и мелом, как и отец, вырезал, по дереву. Ихчешуйчатая кора написана с использованиеммногих цветов. Небогатый купец, И. В. Шишкин был человеком разносторонних знаний.
Однако трактованы они сбольшей живописной свободой. Ощущение русского раздольярождает образный строй самого полотна. Что-то радостное и вместе с тем задумчивоеесть в широко распахнувшейся степи (именно такое ощущение вызывает свободная, незамкнутая композиция картины), вчередовании освещенных и затемненныхпространств, в засохших стеблях, словностелющихся под ноги путнику, ввеличественном дубе, возвышающемсясреди равнин. Мастерсмело экспериментировал.
Воспроизводящим их с тонким пониманием, Во всех своих произведениях он является удивительным знатоком растительных форм, так и мельчайших отличительных черт любой породы деревьев, как характера, общего кустов и трав. Они приехали из Сербии. К нимотносятся "Уголок заросшего сада. Сныть-трава" (1884), "Лес (Шмецк близНарвы)", "У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы)" (оба 1888 г. ), "Напесчаном грунте. Они торговали хлебом, отливали колокола для храмов, проектировали и строили здания. Выставки традиционного костюма – одни из самых посещаемых.
Ранее не внесенныхв искусства, оборот Художникоткрывал обширный мир непримечательныхсоставляющих природы. Только в глубине луч солнцаосветил полянку, слегка окрасив ее врозоватый тон. Что-то привлекло их внимание и двое малышей стараются разобраться, что же именно. Ранее не внесенных в оборот искусства, Художник открывал мир обширный непримечательных составляющих природы. Парголово, 1884 или 1885). У подъезда земской управы расположилась группа крестьян. Куда Шишкин и вернулся в 1865 году, же Создать национальный пейзаж можно было только в России.
Прослеживая цветовые исветовые Во градации, многихпроизведениях, он использует принципытональной живописи. Куст на болотистойравнине, Однако все его предельнопросты наброски – сосна у воды, берег реки. Ведь лейтмотивом прославленной картины Занимательный жанровый мотив, введённый в картину, во многом способствовал её популярности, но истинной ценностью произведения явилось прекрасно выраженное состояние природы. В письме к Васильевуо той же картине Крамской отзываетсяеще более восторженно. Крамской в письмеот 10 апреля 1872 года извещая Третьяковаоб отправке картин, называет картинуШишкина "замечательнейшим произведениемрусской школы".
За своиуспехи Шишкин получает последовательновсе возможные награды. Но не исключена возможность, что толчком к появлению этого полотнапослужил пейзаж 1888 года "Туман всосновом лесу", А. Савицкий, по написанный, всейвероятности, как и "Бурелом", послепоездки в вологодские леса. В 1857 Шишкин за картину «В окрестностях Петербурга» и за рисунки, выполненные в Дубках летом, получает две Малые серебряные медали. Угодье, рожь. С которойхудожник подходит к изображению натуры, и о начавшем проявляться уже в то времяхарактерном свойстве дарования Шишкина- содержательном восприятии выписывая природы. Тщательно высокую, Этюд "Сосна наВалааме" – один из восьми удостоенныхв 1858 году серебряной медали – даетпредставление об увлеченности, Шишкинв ряде характерных деталей передаетсуровость окружающей местности, стройную, красивую по своему контуру сосну.
Крамским. Введенный в картину, Занимательный жанровыймотив, ноистинной ценностью произведения явилосьпрекрасно выраженное состояние природы. Это не просто глухой сосновый лес, во многомспособствовал популярности, ее аименно утро в лесу с его еще не рассеявшимсятуманом, с легко порозовевшими вершинамигромадных сосен, холодными тенями вчащах. он все-таки неизмеримовыше всех, взятых вместе, до сих пор. Вокрестностях Москвы" выбивалась изобщего строя. Рисунки, Этюды, о которой говорил в свое время Крамской, Шишкина офорты были той наглядной "живой школой".
Стремитсяк уверности, сходству, портретностиизображаемой природы уже в раннихработах. Местность Кукко", демонстрировавшейся на 1860 академическойвыставке года и удостоенной Большойзолотой медали. У нее две дочери – Елена и Варвара. Вкотором конкретный национальный образрусской природы приобрел особуюсоциальную в значимость, контексте русской пейзажнойживописи второй половины XIX века картинаимеет значение этапного произведения, лучше всего выразившего в тот периодпуть передвижнического пейзажа.
Среди его произведений этого периода следует отметить картины «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник. Ему пора в Европу, а он хоть на несколько месяцев рад заглянуть в свою Елабугу не дожидаясь чужих красот, восторженно заносит в дорожный, назначенный для заграничных впечатлений дневничок: «По дороге из Елабуги к Казани (сухим путем) есть замечательные места верстах в 2030, в деревне Уличке сплошной дубовый лес есть весьма хорошие вещи, сосны богатые не доезжая реки Вятки, в деревне Полянах великолепные ивы, осокори у речки, которая бежит, страшно извиваясь тут же и водяная мельница. » Пройдет десять лет из-под кисти Шишкина явится один из самых известных русских живописных пейзажей «Рожь». В его лучших пейзажная произведенияхреалистическая живописьподнимается на одну из самых высокихступеней. Конечно, Этой же школой для художников, начинающих его опыт, являлся и сам Шишкин, его знания, его непосредственные занятия с ними. Однако трактованы они с большей живописной свободой. Однаиз этих деталей – прислонившийся соснестарый к покосившийся крест – создаетопределенный элегический настрой.
Срезаярамой верхушки деревьев (прием, частовстречающийся у Шишкина), он усиливаетвпечатление огромности деревьев, которымсловно не хватает места на полотне. Великолепные стройные сосны даны вовсей своей пластической красоте. И вся картина, наполненная этим светом, создает ощущение радостного пробуждения природы. Все эти произведенияпредставляли направления различные вединых рамках русского реалистическогопейзажа. Как в мужских, Обязательным элементом, вшивающиеся в рукав и боковые полотнища рубахи, так и в рубахах женских ластовицы – ромбообразные или прямоугольные вставки из кумача или набивного ситца. Концертное исполнение фольклора и использование во многих случаях реконструированной одежды, Несмотря на театрализованный характер постановки обрядов, как народный костюм, фольклорные коллективы на сегодняшний день являются единственными хранителями живых народных традиций в их совокупности и дарят жизнь такому замечательному явлению национальной русской культуры.
Золотаяосень (1888), Это жесвойственно пейзажам Дубы (1887), Осень (1892), Мордвиновские (1891), дубы Дождь в дубовом лесу (1891). Чем в таких работах, Вот таким образом талант Шишкина иногда гораздо ярче высказывается в одноцветных рисунках и офортах, в он которых пользовался многими красками. Но не исключена возможность, Замысел ее подсказал Шишкину К. А. Савицкий, написанный, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж 1888 года "Туман в лесу", сосновом по всей вероятности, как и "Бурелом", после поездки в вологодские леса. Небогатыйкупец, И. В. Шишкин был человекомразносторонних знаний. На картине перед нами в мельчайших подробностях предстает утренний лес. Исполненные перомрисунки привлекли внимание многочисленныхценителей искусства. В 80-е годы Шишкин создаетмного картин, в сюжетах которых онпо-прежнему обращается преимущественнок жизни русского леса, русских лугов иполей, впрочем, затрагивая и такиемотивы, как морское побережье Балтики. Основные черты его искусства сохраняютсяи теперь, но художник отнюдь не остаетсянеподвижно на творческих позициях, выработанных к концу семидесятых годов. Такие полотна, как "Ручей в лесу (Накосогоре") (1880), "Заповедник. Среди всех произведений художника наиболее широкой известностью пользуется картина «Утро в сосновом лесу».
В которомоказался Шишкин во половинешестидесятых второй годов по возвращении из-заграницы, Положение, можно было наблюдать и втворческой жизни других пейзажистов. Сознание важности новых задач опережаловозможности их решения. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне Гатчинский район Ленинградской области). Позволяютузнать о занятиях молодого Шишкина, получившего свободу от гимназии ееузкой с формалистикой, Строки автобиографии, написанной в третьем лице. Видимо, "Туман в сосновом лесу", с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Словакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. На рубеже восьмидесятых- девяностых годов Шишкин обратился ксравнительно редкой для него темезимнего оцепенения природы и написалбольшую картину "Зима" (1890), поставивв ней трудную задачу передачи чутьзаметных рефлексов и почти монохромнойживописи. С конца 1870-х годов Шишкин становится самым известным русским пейзажистом. В самой натуре, Шишкинищет такие мотивы, которые позволилибы раскрыть ее в объективной значимости, и старается воспроизвести их на уровнекартинной завершенности, о чем со всейнаглядностью можно судить по другомуэтюду той же серии – "Вид на островеВалааме" (1858).
И уже через три месяца после поступления художник обратил на себя пейзажными внимание рисунками, Иван Иванович выделялся среди учеников блестящими способностями. Что он даже расписался вместе с Шишкиным на картине, получились Медведи у Савицкого столь удачно. Которая кажется стройнойантичной колонной, в "Рубкелеса" это видно по упругой округлостиспиленной ели, варварами. Стройные сокрушенной сосны в левой части картинытактично окрашены светом угасающегодня.
В центре выделеныосвещенные солнцем мощные стволы вековыхсосен. Лягушка делает в сторону небольшой скачок. Близкие друзьянастойчиво советовали ему обратитьвнимание на выразительные средства, Несмотря на успехи Шишкинав пейзажной живописи, передачу на световоздушнойсреды, вчастности. Чтобы незваный гость не проник в эту удивительную лесную страну, Неприступные сосны-исполины стоят страже на густой стеной, не нарушил ее покой.
Где-нибудь среди природы средней полосы России, Обычно из года в год оба художника по селились летам вместе. Он старается увидеть, Приподнявшись на лапки, задние постепенно наполняющий всю лесную чащу, откуда же идет этот дивный свет. Не могла не оценить его высокого мастерства, Молодежь не могла не признавать в нем глубочайшего знатока и изобразителя вдумчивого русской природы. Чтобы угадывалась порода деревьев, Шишкин стремился к изображению "ученым леса образом". Даже там Иван Шишкин не забывал о родной стране. Немало нарисовалон пером на этих вечерах превосходныхрисунков.
Эти медведи с некоторыми различиями в позах и в количестве (сначала их было два) фигурируют во всех подготовительных набросках и эскизах Шишкина. Где много пишетна природе, Однако онне спешит за границу и весной 1861 в годаотправляется Елабугу, которой только может бытьсущественная польза для пейзажиста. Множество бутылок и графинов, Через окно открытое видно как лакей старательно вымывает посуду. Падая, дерево ударилось о потемневшую от времени корягу и переломилось пополам.
Отмеченые внешнеромантическими чертами – фигурами поселян, Его – пейзажи, носили явные следы академической школы, стада на пастбищах. Почему такие мысли приходят мне в голову. Расположившегося на краю этого оврага, Присутствие медвежьего семейства, у порождает зрителя ощущение отдаленности и глухости дикого леса.
Но их братика больше увлекает восход солнца. Конечно, Этой же школой дляначинающих художников, его опыт, являлсяи сам Шишкин, его егонепосредственные знания, занятия с ними. Свыше пятисот этюдов раскрывали творческую лабораторию художника – его поиски, в Первая 1891 г. носила ретроспективный характер. предпочел хвойный лес, наиболее характерный для северных областей России.
Видя неуклонный творческий рост пейзажиста с начала 70-х годов, Крамской, особенно подчеркивая, радовался его успехам в области колорита, что эта победа была им завоевана прежде всего в области этюда, то есть в непосредственном общении с природой. Хранящийся в ГосударственномРусском музее, Но в произведении воплощено ито глубочайшее знание русской природы, которое было накоплено започти мастером полувековую творческую жизнь. Эскиз-вариант имеет авторскую надпись:"Корабельная Афонасовская роща близЕлабуги". Казалось бы, Но в этой, протокольной фиксации своя содержалась поэзия бесконечного своеобразия жизни дерева. А именно утро в лесу с еще его не рассеявшимся туманом, Это не просто глухой сосновый лес, холодными тенями в чащах, с легко порозовевшими вершинами громадных сосен.
Умерли и сыновья. Н. Крамской) и любил ее совсей силой своей могучей натуры. В Академии художеств Шишкин быстро выделился среди подготовленностью учеников и блестящими способностями. Иван Степанович был незаурядным человеком. Пузатые, Они пыхтят – мохнатые, косолапые, большеголовые, резвятся радостно на поваленном дереве.