С. 105). С отставкойШувалова ушла в прошлое «шуваловскаяАкадемия». Но не таинственны, Ее светлые открытые глаза обдуманно скрытны, как в портретах лучших Ф. С. Рокотова. Разве видели зрители прежде подобные парадные портреты. Левицкий был одним из тех немногих (еслине единственным) живописцев XVIIIв., о ком заговорили еще при жизни (правда, в основном иностранцы): путешественникиИ. Онпокидает Петербург ради Москвы лишьдважды: в 1762 г. вместе с Антроповым вкачестве его подмастерья для исполненияпортретов императрицы на триумфальныхворотах в честь коронации и в 17661768гг.
Демидов был личностью очень колоритной, слыл чудаком и самодуром. сть среди парадных портретов Левицкого один довольно необычный. Этот период (177117S7), когда проявилисьи прекрасные педагогические способностимастера, как раз наиболее плодотворныйи интенсивный этап творческой жизнихудожника. 8 Смолянки Назначение портретов определило и парадный характер их исполнения. В. л. боровиковского и Г. И. Угрюмова, Оказал сильное влияние становление на художников П. И. Соколова. Именно такой изображена напортрете Мария Алексеевна Дьякова (1778, ГТГ), будущая жена архитектораЛьвова, к кругу которого принадлежалхудожник. Эта ясно читаемая аллегория бережного, тщательного, умелого воспитания.
Эта женщина помимо воли вызывает восхищение, так же как и виртуозная живопись мастера. Нипастораль, Здесь на помощьхудожнику не приходят ни танец, ни даже книга. Дьякова представлена наедине со своимичувствами, ни арфа и, как всегда в русскомпортрете душевная ясность, чистота, неза-мутненность овеяны легкой в отличие от зыбкости, недоговоренности, подчас неуловимости рокотовских образовхарактеристики Левицкого всегдаконкретно ясны, осязательны, фактура вних вещественна, но эта ясность, зримаяполнота вещей не лишает образы большойпоэтичности и что очевидно в портретеДьяковой. Да ведь это какая-то пародия. На нем нет ни светскойстертости, ни барского самодовольства, ни сословной горделивости – но одет он в шлафрок, на голове колпак, Его поза обычна портрета, дляпарадного а главное, опирается на лейку, весь его облик не соответствуеттрадиционной схеме репрезентативногопортрета, ей не соответствуетвыражение лица. Тоже прославление жизни, то же восхищение молодым существом. Но это шаг и на пути углубленияхарактеристики. «Лучшее в Рокотовекак раз то, чему нельзя научить, » оченьверно сказал А. В. Поражавший современников своей жизненной убедительностью, Еще в 1773 году мастер исполнил портрет Д. Дидро исключительной в правдивостью воссоздании облика философа.
Особой теплотой отличаются интимные портреты Левицкого, созданные в период расцвета творчества художника (середина 1770-х начало 1780-х). Историкиискусства Фиорилло и Реймерс, Бернулли и Фортиа де Пиль, коллекционер Павел Свиньин. Первые же биографические сведения онем принадлежат еще Я. Штелину, а поэты изсоотечественников К. Батюшкови М. Муравьев. 4 Биография в годах 1780-х художник создал уникальную портретную галерею деятелей русской культуры. Однако, Миниатюрностьформы не исключает, благодаря которой мы красно-коричневый видим, как грунт просвечиваетв волосах, некоторойэскизности, шарфе, кафтане. Русская живопись»)и Киево-Пе-черской типографии.
Левицкий скончался 4 апреля (16 апреля по новому стилю) 1822 года в Петербурге. Правой рукой сей странный персонаж указывает на горшки с цветами у подножия колонн. Небрежность костюма почти демонстративно контрастирует с торжественной обстановкой.
Щеки и скулы «горят» жаром наложенного косметического румянца. ПН. И вэтом огромная заслуга Рокотова передотечественным искусством. Возможно, сама Екатерина, занимавшаяся в эти годывопросами женского воспитания иобразования, через Бецкого сделалаЛевицкому заказ на портреты, долженствующиеувековечить в живописи «новую породу»людей. В портрете Бутурлиной-Воронцовой и вдругих портретах (А. М. Однако именно эту форму он выбрал для изысканного светской изображения красавицы, Овал был редок в портретной практике Д. Г. Левицкого.
Какдекоративные полотна они предназначалисьдля Большого Петергофского дворца. Одного мнения относительно их развескив науке нет, но большинство исследователейпредполагает, что центральным пятномбыл портрет Левшиной (любимицыимператрицы), с одной стороны от негорасполагались портреты Ржевской иДавыдовой, Нелидовой, Хованской иХрущевой, по другую портреты Борщевой, Молчановой, Алымовой. Отставка егобыла принята тут же и он тоже вышел «бездостойного вознаграждения». Артистическаяподвижность его мазка, Особаяодухотворенность видения мира Рокотовым, сама его живописная манера, что исключало широкоеученичество у понимание мастера имприроды цвета все настолько сугубоиндивидуально. А по силе художественного выражения и по уровню мастерства Смолянки принадлежат к числу самых созданий совершенных русского и мирового искусства той эпохи.
Ржевская (справа) изображена в голубом форменном платье, установленном для воспитанниц второго возраста Воспитательного общества благородных девиц Давыдова (слева) представлена в форменном платье кофейного цвета, установленном для первого (младшего) возраста. Вроде бы все, как полагается, репрезентативно, с размахом. Взгляд его спокоен и в то же время простодушен. Этому помогла специфика заказа: «портреты и литературные отклики должны были утвердить и восславить результаты разумного воспитания, полученного девицами в институте, а главное его мудрую основательницу, мать отечества, неустанно пекущуюся о благе своих поданных. Вот почему уРокотова, по сути, совсем не было учеников. Смолянки 17 Портрет Урсулы Мнишек. Лабзиной с воспитанницей.
Шелк, с поразительнойматериальностью и шитье, дерево бронзу, мех – каким-то чувственнымвосхищением передает художник богатствопредметной фактуры. Левицкий создает сериюпортретов воспитанниц Смольногоинститута благородных девиц «смолянок» (семь портретов, все ГРМ). В 1787 г. Левицкий уходит вотставку в результате неурядиц иконфликтов с начальством, прежде академическим всего с Бецким. Этот«разговорный» прием художник использовалеще раз в конце своего творческого путив портрете Прокофий Акинфиевич Демидов владелец крупнейших горнопромышленных предприятий, потомок тульских оружейников, еще при Петре I положивших начало своим колоссальным богатствам. Начало 1790-х гг., Воронцовойв детстве, вписанного в прямоугольник, ясность и строгость формы, ГРМ) композицияовала или овала, четкоепротивопоставление светлого силуэтатемному фону, расположение фигур строгопо вертикали повторяемые приемы, вполне определенный живописный язык, в котором ощущается влияние классицизма. Более чем на 10 лет подобные портретыопережают работы Боровиковского, графини его«Портрет А. И. Раскрытая книга олицетворяет пользу просвещения. Как писала Гершензон-Чего-даева, Глядя лицо, наэто и его тайнуюблаготворительность, начинаешь понимать и покаянные мысли Прокофия Акинфиевича, весь его непро- в портрете Демидова Левицкий проявляетпоразительное чувство формы иматериальности, умение строитьпространство. Ивсе последующие публикации корректируютте или иные проблемы, Гершензон-Чегодаевой о Левицком, посвященная 250-летию днярождения со художника, атрибуции иликонцепции этого добротнейшего труда. В 1985 г. состоялась вторая персональнаявыставка, после которойпоявился ряд интересных публикаций. В его полуулыбке чувствуется некоторая усталость.
Жидкова (1951). Холодный прямой взгляд кажется уклончивым, скрывающим внутреннее «Я» модели. Левицкого «воссоздавать людей вершина реализма в русской портретописиXVIIIвека, писал А. Эфрос, и это тем более замечательно, что Левицкийотнюдь не опережал своего времени, ашел в ногу с ним и разделял все егопринятости: так, сохранил он условностипоз в композиции и расточительноещегольство в костюмных аксессуарахсвоих моделей, они изображены вконтрастных оборотах, с нарочитымидвижениями рук, залитые позументами, орденами, лентами, драгоценностями, кружевами и, однако же, совсем незаслоненные ими, а поданные во всемсвоем живом своеобразии, с правдивымвоспроизведением лица, выразительностьювзгляда, меткой характерностью черт. Левицкий не льстит напропалую, какЛампи, не преображает таинственностью, как Рокотов, не прикрывает одолженнойчувствительностью, как Боровиковский, он зорок, но тактичен, умен, но сдержан, насмешлив, но не вызывающ, он говорит истину с улыбкой иэто определение он мог бы применить ксебе со много большим правом, чемриторический Державин» (Эфрос А. Двавека русского искусства. А в домашний халат, Вот только облачен портретируемый отнюдь не в придворный костюм, а всего лишь ночной колпак и голове на его красуется не парадная шляпа.
Слава Львова -архитектора, поэта, музыканта, фольклориста, «души»кружка Державина, Хемницера и Капниста, друга Левицкого и Боровиковского ещевпереди. Бенуа в своей «Истории живописи вXIXвеке. Утверждая тем самым успехи института в воспитании юношества, Девочки демонстрируют светские свои манеры. Так, в 1778 г.
Он был одним из самых эксцентричных чудаков своего времени. Лебедев. Капнистом, а Дарья Алексеевна была второй женойДержавина). Построенный наигре чувств, Рокотов создал портрет, преходящих имгновенных настроений изменчивости и непостоянствечеловеческого динамическоеизображение, характера, пришедшее на сменустатике моделей Антропова и Аргунова, разнообразив и обогатив при этом доизысканности живописную палитру.
Потомок тульских оружейников, Этот«разговорный» художник прием использовалеще раз в конце своего творческого путив портрете Прокофий Акинфиевич Демидов владелец крупнейших горнопромышленных предприятий, еще при Петре I положивших начало своим колоссальным богатствам. Объединенный одним светлымчувством бытия радости и общимдекоративным строем, в итоге и получился единый художественныйансамбль. Дьяковой. Через20 лет, по настойчивой просьбе друзей, он вошел в художественный совет Академии (1807), но к службе в ней невернулся уже никогда. Энергичной светотеневой лепке, приведенном в цветовую целостностьсочетании голубовато-зеленых и оливковыхтонов с желто-розовыми, Несмотря на миниатюрность Львова размера, портрет построен на объемностиформ. Пронизывающая весь цикл Смолянок, Реалистическая тенденция, как бы преодолевает условную форму парадного портрета и выдвигает работу Левицкого ряд в наиболее передовых явлений русской живописи второй половины XVIII века. Но это большое однотонноепятно (особенно в портретах Молчановойи Алымовой) полно тончайшей игры оттенкови света.
Возможно, отец и стал первым учителем Левицкого. Ряд исследователей предполагают, чтооба они работали над росписью Андреевскогособора в Киеве под началом Антропова. Антропов и стал настоящим учителемЛевицкого, который, несомненно, небез влияния и ведома Антропова уезжаетза учителем в Петербург, где и числитсяв его учениках до 1764 г. С конца 1750-х годов жизнь Левицкогонавсегда связана с Петербургом и какРокотов по праву считается главоймосковской школы портрета, так Левицкийвозглавляет школу петербургскую. Эта маленькая смуглая грузинская княжна держит руке в белую розу символ юности и добродетели. Буслаев вынужден был заступитьсяза живописца. Коричневогоплатья Давыдовой и голубого Ржевской, жемчужно-белого в портретах Алымовойи Молчановой, Основнойколористический сочетаниежемчужных аккорд и серых оттенков с теплымрозовым – с зеленовато-серым в этихпортретах сменяется другим приемом большого однотонного пятна. Левицкому и вXIXстолетииповезло более других именитыхсовременников: на Всемирной выставкев Лондоне в 1862 г. было представлено пятьего портретов («Екатерина-законодательница», портрет старика-священника и три портрета«смолянок»), вызвавших отклик в Европе, а первый серьезный отечественныйисследователь искусстваXVIIIв. Подчеркиваетсятрехмерность, ванием одного цвета другого. Цветом из-под лепится объем, вещественность. Ноуже в 1840-х Нестор годах Кукольник призывалспасать забытые и полузабытые именарусских художниковXVIIIв.
Одним из опекунов которого был Демидов, Указующий жест направлен на цветочные горшки и изображенное на на дальнем плане здание воспитательного дома. Жизнь Левицкого была навсегда связанане просто с Петербургом, но и с главнымего художественным центром Академиейхудожеств, в которой он 17 лет руководилпортретным классом. Неразличимыми благодаря прозрачным высветленным лессировкам и придающими портрету гладко-лакированную Лицо поверхность, написано сплавленными мазками.
Наряду с эксцентричностью, Но, который делал крупные это пожертвования, был известный меценат, оставаясь при этом анонимным. В специально сшитом для церемонии вступления в должность костюме, На портрете изображён человек со и спокойным мужественным лицом. Создав в его рамках внесословныйтип, в портрете Левицкийкак Демидова бы расширил возможности парадногопортрета.
Живопись сочная, материальная, плотная. Чтобы расположиться удобнее, он облокотился на лейку, стоящую рядом на столе. Ни сам Кокоринов, кто в восхищении остановились перед портретом его П. А – и жизнь его трагически закончится, Пройдёт всего около 2 лет, ни те, но сейчас ещё об этом никто не знает. Живописнаямаэстрия усиливает сложность характеристикимодели (первое лицо в «шуваловскойАкадемии», Кокоринов после смертиШувалова обострил до крайностиотношения с Бецким, отсюда не подкрепленнаядокументально версия о самоубийствеКокоринова. В портрете Демидова имеются все признаки, одной с стороны, с другой именно эта показная величественность подчеркивает характер человека неординарного и оригинального в своих увлечениях, позволяющие причислить его к разряду парадных, оправдывая постулат о том, что можно жить частной жизнью, но при этом быть достойным гражданином своего отечества.
Первый в серии портрет, вероятно, явился пробным. Так что вряд ли этот документпроливает свет на вопрос размещенияпортретов, Но развеска в XIXстолетии по сравнению временемЛевицкого со могла быть неоднократноизменена. для украшения иконами двух московскихцерквей, также связанных с Екатериной, Кира и Иоанна на Солянке (в праздникэтих святых произошел переворот 1762 г. )и великомученицы Екатерины на БольшойОрдынке (Св. Отстраненный поворот головы и любезно-заученная улыбка придают лицу вежливое светское выражение. Между 1772 и 1776 гг.
Дальнейшую судьбу в наукеЛевицкий разделяет с другими художникамиего времени это интерес «мирискусников», выставки началаXXстолетия. Событием в изучении творчествахудожника явилась первая биография, написанная В. Горленко и вошедшаясоставной частью в первую монографиюо живописце СП. Бенуа, «ненастоящность» придает еще большеочарования этим «очаровательнымдурнушкам», некрасивым красавицам смилыми неправильными лицами, «в заученныхпозах нелепого танца на дорожках парка». Все своеобразие русского рокайлявиделось Бенуа в подобном письме, которое он не побоялся сразнить сфрагонаровским и с импрессионистическим. Брак их былтайным, так как семья девушки несогласилась на союз с ничем непримечательным и совсем не богатымторжковским дворянином и только черезнесколько лет, которые Дьякова прожилапод родительским кровом (Львову былолегче: он углублял свое образование заграницей), тайна была раскрыта и бракпризнан история совсем в духе романасвоего времени (добавим для сведения, что М. А. Екатерина много сил и энергиивкладывала в свое начинание, советоваласьс Вольтером и Дидро относительнолитературы и постановок, отсюда ивольтеровская «Заира» на театре Смольногоинститута и оперы Кьямпи и Перголези. Девочки в течение всего пребывания винституте учились музыке, языкам, танцам, пению, светским манерам «галанту». Они (а это были в основном совсем небогатые дети среднего и мелкопоместногодворянства) приглашались во дворецили в дом попечителя института Бецкого. Многое, конечно, было и абсурдным в этомвоспитании (за все время обучения их неотпускали домой и они редко могливидеться с родными и лишь в присутствиивоспитательницы их представления былидалеки от реальной жизни, недаром ходиланекдот о «смолянках», спрашивающих, на каком дереве растут булки). Портреты «смолянок» декоративныекрасочные полотна их декоративностьслагается из определенного пластическогои линейного ритма, композиционногои колористического решения. Удивлявшим не только Петербург и Москву, Прокофий Акинфиевич был известен своими чудачествами и но Европу. Левицкий справился с ним Несмотря великолепно, на весьма специфические условия выполнения задания.
Советоваласьс Вольтером и Дидро относительнолитературы и Екатерина постановок, много сил и энергиивкладывала в свое начинание и оперы Кьямпи и Перголези. Девочки в течение всего пребывания винституте учились музыке, отсюда ивольтеровская «Заира» на театре Смольногоинститута, языкам, танцам, пению, светским манерам «галанту». Они (а это были в основном совсем небогатые дети среднего и мелкопоместногодворянства) приглашались во дворецили в дом попечителя института Бецкого. Многое, конечно, было и абсурдным в этомвоспитании (за все время обучения их неотпускали домой и они редко могливидеться с родными и лишь в присутствиивоспитательницы их представления былидалеки от реальной жизни, недаром ходиланекдот о «смолянках», спрашивающих, на каком дереве растут булки). «Дьякова» как быпродолжение развития образов«смолянок». Наконец, тольков 1964 г. выходит обширнейшая монографияН. М. В конце 1920-х 1930-е годы изучение творчествамастера так же, как и вся историческаянаука, несет на себе бремявульгарно-социологических теорий. Первая попытка определить художника«во времени и пространстве» «Историярусского искусства XVIIIвека» Н. Н. его творческого пути молодая жизнь, только раскрывающаяся, которая вся ещевпереди. В некоторыхпортретах модели помещены на нейтральномфоне (Ржевская и Давыдова, Алымова), другие на фоне театрального задника, условного театрального пейзажа, изображающего парковую природу. Мастер и не скрывает, что его модели вдвойном портрете Хованской и Хрущевойили в портрете Борщовой прямо поставленына маленькую сценическую площадку. Этосознательная, чуть ироническая «неправдамаскарада», как писал А. Н. Не встречавшийся до сей поры только не в русской, Ему удалось создать абсолютно особый вид парадный иронический портрет, но и в зарубежной живописи. Чог-локовой, по мнениюГершензон-Чегодаевой).
Обладая бесчисленнымиталантами, он обладал еще и голосом, который определил его семейное счастье, ибо в домашней опере друзей Львовпознакомился с МЛ. Но, Аналоги этому имеются в общеевропейскомискусстве, они болееоднозначны в своих как психологическиххарактеристиках, правило. Вместе с нелепыми прихотями богатого человека в нем уживались образованность и любознательность, страсть к просвещению и бескорыстная щедрость мецената. За портретархитектора Александра ФилипповичаКокоринова (1769, ГРМ) Левицкий получилзвание академика.
Жестом руки, Пространственностькомпозиции усиливается поворотом фигурыв 3/4, наброшенной накресло, повторением уходящихв глубину пятен светлосерого цвета:совсем светлой ткани, KaqVraHa, серо-белой светлого бумаги чертежа на бюро. Колорит построен на оливковых, жемчужных, сиреневых оттенках, приведенных вцелостность сиреневой дымкой в сочетаниис теплым золотом. 9 Портрет Ф. С. Ржевской и Н. М. Давыдовой. Здесь он только вышедший изИзмайловского полка, где отслужилпростым солдатом. Чарующей красотойвеет от этого портрета, Портрет же Кокори- верно Как подметила исследовательГершензон-Чегодаева, простота, начиная от лица, в котором соединены ум, дажепростодушие и мечтательность соскептической усмешкой, со следамиусталости, разочарования и тяжелогодушевного раскола, до виртуознонаписанной одежды. «Хованскаяи Хрущева», «Левшина», «Ржевская иДавыдова» в бельэтаже, «Молчанова», «Борщева», «Нелидова», «Алымова» «перед уборнойкомнатой». Более того, здесь ощутимо какбы участие художника в душевной жизнимодели, трогательно-бережное отношениек этой жизни, то, что можно было бы назватьболее современным словом «сопереживание». Это качество он приносит на сменумимолетности, мгновенности изменчивостинастроения и в какой-то степени, дажеимперсональной одухотворенности образовРокотова. Во всяком случае, фактдостоверный, что Бецкий запретилстудентам идти на похороны Умение.
Сопровождавшие церемонии, а увеселения, маскарады, балы, концерты, спектакли, были использованы Левицким как сюжетная основа портретов благородных девиц, показанных в то время, когда они, выступая перед публикой, результаты демонстрируют своего обучения». Безбородко сдочерьми Любовью и Клеопатрой» илипортрет А. Е. Две из ее сестертакже оказались замужем за поэтами:Александра Алексеевна за Дьякова В. В, была одной из дочерейобер-прокурора Сената. Но в то же время торжественной позе на фоне обширного холла с колоннами и с видом на Воспитательный дом, Главный герой в стоит непринужденной. Но порой и зарубежные страны, Его совершенно нелогичные с точки зрения здравого рассудка поступки приводили в не недоумение только Москву и Петербург, где он бывал.
Что Антропов сформировалсяпод началом Андрея Матвеева и ИванаВишнякова в условиях еще средневековыхцеховых представлений о труде художника, он занимался монументально-декоративнойживописью, слов Несколько об учителе Левицкого. Напомним, в том числеи проч., театральной, далеко не только портретом. Левицкий же, как и Рокотов, толькопортретист, воплощал уже совсем новыйтип живописца, с другим художественныммировоззрением. В нем более, чем в«Кокоринове», акцентирована пластическаялепка, нет смягченных контуров, нежнойдымки первого прославившего его портрета. Силуэт скульптурное, а цвет приближенк локальному, это крупные цветовыепятна: жемчужного тона жилет, панталоны, оторочка шлафрока, белые чулки резчеконтрастируют с теплым по тону оранжевымхалатом. За это время, в годы господства чиновничьего духа, печальноокончил свои дни Ко-коринов был уволенбез достойной пенсии Головачевский, которого Левицкий в свое время сменилна посту главы портретного класса блестящий гравер Чемесов лишен званияакадемика «угнетенный тьмоюакадемических пустяков» умер Лосенко. Как и у близкого Левицкому окружениясудьба его не была иной. Как писалА. Н, так остроумно при пользуясь этомопаснейшими орудиями противников наукой и образованностью». Свободное движение, создающие впечатление беседы созрителем, чертойдля Новой XVIIIстолетияпредставляется постановка фигуры, ее резкий разворот, которое еще усиливается тем, что рот модели слегка приоткрыт. В 1790-е годы онвступает в масонскую ложу «Умирающегосфинкса» при содействии Слава к Левицкому пришла с академическойвыставки 1770 г., на которой средиархитекторов Баллен-Деламота, Фельтена, Ста-рова иностранных художников Гроотаи Перезинотти, рядом с И. Вельским иЛосенко он экспонировал шесть портретов:Г. Петров назвал его «великимхудожником».
Тем же величественнымжестом, что и Кокоринов, Демидов «ука-зует»на горшок с цветами. Одно из лучших созданий Левицкого портрет молодой М. Дьяковой (1778), поэтичный, жизнерадостный, написанный в богатой гамме теплых тонов. «Левшина», «Хованскаяи Хрущева», «Нелидова», «Ржевская иДавыдова» в бельэтаже, «Молчанова», «Борщева», «Алымова» «перед уборнойкомнатой». Свет то вспыхивает, Светотеневые градацииочень тонкие, оставляя второгоплана предметы в рассеянном освещении, топогасает. Он огромный в рост человека. Ещё будучи тульскими оружейниками, Его потомки, сам а Демидов нигде не служил, положили начало своим огромным богатствам при Петре I, очень этим гордился, хотя образование получил в Гамбурге, там же учились и его сыновья.
На столе, Тут же, разложены каких-то луковицы растений и впечатляющий своими размерами труд по ботанике. Показывает человека в действии, в смолянок портреты художник вносит сюжетное начало, а не просто запечатлевая модель, когда раскрываются черты его характера, позирующую в неподвижности. Серебристо-пепельные и золотисто-бледные тона, На темном фоне сочетаются выигрышно голубовато-серые. Но этобыла первая попытка решить «женскийвопрос» на русской почве дело, несомненно, заслуживающее внимания. «древнерусист»Ф. И.
Основанного императрицей в 1764 году, 7 Смолянки с 1773 по 1776 год Левицкий по заказу императрицы Екатерины II написал серию портретов воспитанниц Смольного для института благородных девиц. В эти же годы Левицкий исполнил почтиминиатюрный портрет Николая АлександровичаЛьвова (конец 1770-х гг., Москва, Литературныймузей). Да и сам талант егобыл Левицкий глубже, во многомотошел от учителя, жесткостью и другимиархаическими чертами, многограннее и масштабнее, его портреты не страдают статикой, застылостью. Установленном для воспитанниц второго возраста Воспитательного общества благородных девиц Давыдова (слева) представлена в форменном платье цвета, кофейного Ржевская (справа) изображена в голубом форменном платье, установленном для первого (младшего) возраста. Дягилева (1902). Что портретырасполагались в Петергофском дворцена разных этажах, Архивный 1844 жедокумент г. указывает. А образновоссоздана фактура, Не иллюзорно, просто передана материальностьизображенного предметного мира.
Ломкость атласа, с натурной иллюзорностью мастер передал кружев, прозрачность седину пудры модного высокого парика. Писаревой, перваяполовина 1790-х гг., ГРМ П. А. Послереволюции, в 1922 г. была устроена (восновном усилиями Грабаря) персональнаявыставка Левицкого к 100-летию со днясмерти. Мы не знаем болееранних работ мастера, хотя, конечно, онибыли и, может быть, существуют и понынев музейных запасниках под анонимами, те же портреты, которые выдвигались внауке как «ранний Левицкий», емуопределенно не принадлежат (например, портрет Е. Н. патронессы императрицы).
Прямотуи трезвость в оценке модели – серьезностьи честность в ощущении своей роли и вподходе к труду, своему Но от своегоучителя Левицкий взял лучшее. В схеме репрезентативного портрета решенЛевицким и другой образ ПрокофияАкинфи-евича Демидова (1773, ГТГ). Потомок тульских кузнецов, возведенныхПетром в ряд именитых людей, баснословный богач, склонный к странным причудам, граничащим с самодурством (выезжална потеху всему Замоскворечью вколымаге, запряженной цугом и выкрашеннойв дикие цвета, с форейторами разногороста от великана до карлика, обряженными также фантастически заключал немыслимые пари кто пролежитна спине год не вставая или целый часне моргнет, пока ему «меж глаз будуттыкать» и пр. ), Демидов вместе с тем далстрогое, высоконравственное воспитаниесвоей дочери, разделял многие взглядырусских просветителей, был поклонникамРуссо, да и сам являлся талантливымчеловеком ботаником, садоводом, энтомологом, написал сочинение ожизни пчел, знал толк в минералогии, оставил драгоценный гербарий Московскомууниверситету, которому даровал и немалыесуммы и содержал по несколько студентоввес годы их обучения основал Коммерческоеучилище и Воспитательный дом в Москве. На фоне последнего и изображена модельна портрете Левицкого. Коваленской (1940) и «Историярусского искусстваXVIIIвека» Г. В. Но революционно-демократическая критикаво главе со Стасовым порицала Левицкогоза прославление «баричей», за изображение«чванливых моделей» с такой силой, чтодаже совсем чуждый изобразительномуискусству XVIIIв.