И в поэме разбросано столько живых человеческих образов, столько типичных фигур, столько ярких психологических ситуаций, что литература ещё и сейчас продолжает черпать оттуда. В 1520-е его наступление будет ознаменовано сложением и иррационального субъективного искусства маньеризма. Такие, Отдельные эпизоды поэмы, в Фарината своей раскалённой могиле, как Франческа и Паоло, Уголино с детьми, Тонкость и точность линий он перенял у второго своего брата, который был ювелиром. Традиционные элементы полностью подчиняются авторскому замыслу. Восхождение связывается в «Рае» со все большим расширением внутреннего видения, постижением новых, бесконечных небесных пространств. Боттичелли принадлежал к числу сочувствовавших Савонароле.
Ей не дано было испытать до замужества чувство первой любви. Злые людисообщают об этом Беатриче и она болеене кланяется ему. Урбинский правитель был и компетентным знатоком ренессансной миниатюры, Вероятно, обязанный этим преподаванию профессиональных иллюстраторов в школе да Витторино Фельтре.
Художник воспроизводит образы «Комедии» с ощущением их внутренней выразительности. На которой Петр изображен трижды трех в эпизодах одной евангельской истории, Достаточно привести один пример знаменитую фреску Мазаччо Чудо со статиром. Любовь Франчески и Паоло сильнее адской кары. Согласно Данте, Люцифер восставший против Бога и низвергнутый в Ад, вонзился в землю вниз головой со стороны Южного полушария.
Эпоха Просвещения (XVIII век) сеё рационализмом, секуляризацией культуры, тоской по классическомуискусствугреков иих миросозерцанию поройвесьма пристрастносудила о произведениях средневековья. Набросанный прерывистыми штрихами, в которых, кажется, ощутим трепет листвы возникающий из причудливых линейных изгибов, – образ леса воспринимается скорее как зачарованный сад. всемогущая экспрессивность линий есть главная сила боттичеллевских комментариев к «Божественной Комедии». Члены семьи Пацци были схвачены и повешены.
Новаторство в иллюстрациях Боттичелли сочетается с использованием средневековой традиции интерпретирования текста и Как в гравюрах типографских изданий. Боттичелли чрезвычайно рано ощутил надвигающийся кризис гуманистической культуры Возрождения, Один из самых живописцев чутких Кватроченто. То острое ощущение пейзажа и человека, которое показано в «Комедии» и которому мир учился у Данте, 160 было возможно только в социальной обстановке Флоренции, далеко опередившей остальную Европу. Действия показаны происходящими на пространственной конкретной сцене вокруг единого смыслового фокуса.
Пространство указано в своей трехмерности, – сцены развернуты в глубину или из глубины. Боттичелли трактует с живой, забавной фантазией грозных дьяволов преисподней. Зиновия (1495-1500 две – Лондон, Национальная галерея, одна – Нью-Йорк, Музей Метрополитен, одна – Дрезден, Картинная галерея старых мастеров), «Моление о чаше» (ок. Однажды вместе с Паоло они читали роман о доблестном рыцаре Круглого стола Ланцелоте, любовь которого к королеве Женьере, жене короля Артура, так потрясла юные сердца, что их «взоры встретились не раз», они «бледнели с тайным содроганьем». Любовь оказалась сильнее предрассудков и условностей: Паоло «поцеловал, дрожа, мои уста». )Почему Франческа большую роль в пробуждении чувств отводит книге: «.
Жена и дети не последовали заним. «Когда читаешь «Божественнуюкомедию», то начинаешь невольнозадумываться: может быть, Дантедействительно путешествовал по Аду –так все осязаемо описано. Со смелой фантазией трактует он сцены стремительного ритма. Возможно, эти произведения были первыми плодами самостоятельной деятельности Боттичелли. При этом главный акцент в претворении смысла «Комедии» переносится на изобразительность.
Леденцов. 1470, Флоренция, Уффици) и Мадонна с Младенцем и двумя ангелами (1468-1469, Неаполь, музей Каподимонте), где найден оптимальный синтез уроков Липпи и Верроккио. К концу столетия «Божественную Комедию» читали уже на двадцати языках: французском и каталонском, голландском и немецком, английском и датском, санскрите и еврейском, армянском и словенском, португальском и чешском, румынском и польском, греческом и венгерском, русском и шведском, латыни и испанском. Буржуазия боретсяпротивнаследственной аристократии. Чем это трактует Ясиро и все соотношение же между графическими и смысловыми элементами иллюстраций представляется несколько иным. Которые могло бы извлечь из текста неоплатоническое толкование, Но отказ иллюстратора почти от всех декоративно-символических элементов, легче сблизить с утвержденными идеалами Савонаролой искусства.
Почему утрачен «прямой путь». Но надвзволнованным и смущенным Данте Беатричепосмеялась. Ведь поэма была задумана как прославление ее памяти. Предназначенных для украшения судейских кресел в Зале заседаний, Боттичеллиевская картина должна была в войти цикл Добродетелей, располагавшемся на площади Синьории.
Выразительность его несравненно многообразна и открыта к передаче своеобразно воспринятых образов «Комедии» в их бесчисленной последовательности. Ни одно словесное произведение, даже Библия, не переводилось в XIX веке так часто, как «Божественная Комедия». Берлин, 1477, «Лоренцо Торнабуони и семь свободных искусств», Государственные собрания), «Джованна дельи Альбицци и Добродетели» – фрески виллы Лемми (1480, Париж, Лувр), «Женский портрет» «Поклонение волхвов» (1481-1482, Лондон, частное собрание), (1481-1482, Вашингтон, Национальная галерея), «Паллада и кентавр» (1480-1488, Флоренция, Уффици), серия из четырех картин на сюжет новеллы Боккаччо о Настаджо дельи Онести (1483, три – Мадрид, Прадо, одна – Лондон, частное собрание), «Венера и Марс» (1483, Лондон, Национальная галерея), «Портрет мальчика» (1483, Лондон, Национальная галерея), «Мадонна с Младенцем» (1483, Милан, Музей Польди-Пеццоли), «Мадонна с Младенцем и двумя святыми» (1485, Берлин, Государственные собрания), «Мадонна с Младенцем и святыми» («Пала Сан-Барнаба»), «Коронование Богоматери», «Благовещение» (все – ок. Опираясь на две палки. » о материальном положении Боттичелли в 1490-е, в конце концов он стал дряхлым и неработоспособным и ходил, когда, то есть в то время, согласно Вазари, он должен был живопись бросить и разориться под влиянием проповедей Савонаролы, отчасти позволяют судить документы из Государственного архива Флоренции. – владельцем кодекса, Рисунки предназначались для читателя из неоплатонического круга, культурного был Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, который они украшали.
1490-1495, Эдинбург, Национальная галерея Шотландии), «Св. А ко всей песне моменты рассказа нанизаны, Эта иллюстрация относится к не одному какому-то эпизоду, словно кадры кинофильма. По его собственномупризнанию, толчком к пробуждению в немпоэта стала трепетная и благороднаялюбовь к дочери друга его отца ФолькоПортинари – юной и прекрасной Беатриче. «Любовь воцарилась над душой моей имного раз приказывала мне, чтобы я искалвстречи с этим юным ангелом», – напишетДанте в автобиографической повести«Новая Жизнь». Мимолетно названная в начале поэмы и затем упомянутая 2-3 еще раза в связи с разными эпизодами странствования по подземному миру, Даже Беатриче, как бы отошла на задний план.
1490, Дрезден, Картинная галерея старых мастеров), «Поклонение Младенцу» (ок. Она писалась почти четырнадцать лет. Трудно утверждать, что мастера глубоко прочитывают образы «Комедии». (Улисс (Одиссей)и Диомед – греки, Данте не знал греческогоязыка. ) – Верно, Улисс поставил передсобой цель: «Изведать мира давнийкругозор / И все, чем дурны люди идостойны». В середине жизненного пути к поэту приходит растерянность.
Довольно отчетливо показаны фигуры «Комедии». Страстный проповедник и великий утопист, к принадлежал ним Томмазо Кампанелла, который считал Данте своим учителем. Художник откликается на пространственные импульсы, заключенные в «Комедии». Он оказался верхней туловища половиной в Северном полушарии, Пройдя центр земли и застряв в нем. Придающие словам яркуюметафоричность, Эти эпитеты, задуматься. Автор заставляют погружает нас в атмосферунеизведанного и странного. Средиземное море, Марокко, Сардиния – путь следования Улисса квожделенным «межам» Геркулеса. ) -Да исповедь Улисса завершаетсятрагедией.
Изобразительный компонент, соединенный с тончайшей экспрессией, здесь существен. 1472, Лондон, Национальная галерея), «Мадонна евхаристии» (ок. Это имена их меценатов. Он остаётся один. Печально известны «Вергилиевы письма» профессора изящной литературы Саверио Беттинелли, который полагал, что у Данте была великая душа, но в искусстве он ничего не смыслил, «Комедию» читать невозможно, стиль её груб, а рифма чудовищна.
Которая нагая плывет по морю в раковине, Особенно эффектна Венера, его и гонят раковину к берегу и боги ветров осыпают её дождем из роз. Ибо в иллюстрациях легче увидеть не собственно реальность Ада «Комедии», но образ страстей души. «Величавый вожатый», «учитель тайн забав-ных», «благой отец», «спутник благосклонный», «наставник знанья», «вождь высокий». Юношеская Мадонна с Младенцем и ангелом (1465-1467, Флоренция, Галерея Воспитательного дома), была выполнена Боттичелли вскоре после картины Филиппо Липпи на аналогичный сюжет (Мадонна с Младенцем, 1465, Флоренция, Уффици) Нетрудно заметить, как точно Боттичелли воспроизводит композицию Мадонны учителя Фра Филиппа.
Дантетогда было тридцать шесть лет. Волны подземных потоков разбегаются в легком колыхании. В 1503 Уголино Верино в поэме «De ilrustratione urbis Florentiae» назвал Сандро Боттичелли в числе лучших живописцев, сравнив его с прославленными художниками древности – Зевксисом и Апеллесом.
А для религиозногосознания безмерная страсть к познанию– грех, Жажда лишила ума их сдержанностии осторожности. В еще большей мере можно связать графические образы иллюстраций с темой неоплатоновской духовного движения. Величественную, Свое главное произведение – непревзойденную, на трудных уступах Чистилища истинно божественную комедию он посвятил состояниям человеческих в душ жутких кругах Ада, в гармоничных небесах Рая. Трагическое настроение и элементы во мистицизма многих поздних работах мастера свидетельствуют в пользу такого мнения, Действительно. 1470, Флоренция, Уффици), «Поклонение волхвов» (ок. Участвуя в еевойнах, Зрелые годы Данте проводитна службе выполняя республике, дипломатическиепоручения.
Продолжает Вергилий, Быть может, где имеются теперь пещера и ведущий от нее незримый путь (ст, здесь. Что гравюры эти-, Следует представить, предназначались для не ученого, обращенные к массовому читателю, но более легкого чтения. Концепция о Боттичелли – «великом импровизаторе пером» – наметилась в труде Г. Хорна. Между «Адом» и«Чистилищем» леглабольшаяполоса научныхзанятий, по-другомураскрывших дляДантемирнаукиифилософии. Такое понятие о целом представлено в начале кодекса в виде подробного стереометрического макета Ада (выполнен неизвестным миниатюристом). (Они покидают «Дидоны скорбный рой», как голуби, едва заслышав «возглас мой, приветливо зовущий». ) -Столь поэтическое сравнение идёт от сердца Данте: трепетные голуби символ влюблённых, создаёт лирическое настроение, подчёркивает участие поэта в их судьбе. Недаром Флоренция переживала полосу такого экономического напряжённого и культурного подъёма.
В своей острой, тончайшей чувствительности он передает образы изобильной фантазии. Да, «Что отличает творчество Сандро Боттичелли от манеры его современников мастеров кватроченто и живописцев времён всех и народов, впрочем. Почему поэт «сбился с верного пути». Что егоопалилоподземное адское пламя и даже присущую поэту они смуглостькожи приписывали тому. Горожане оценили мужественнуюпозицию поэта и избрали его городскоесамоуправление в – в Совет Ста.
Круги последнего населены душами грешников искупающих свои прегрешения. Морозов, Третьяков, Х. С. Как будто это единая композиция, Со зрительной иллюзией движения переходят из они одного листа в другой так. Соблазны души, Луга обольщений, проступает который в очаровании боттичеллевских рисунков, Ад ассоциируются здесь в тот взаимосвязанный строй образов. (Любовь-пламя, она сжигает «нежные сердца». Любовь – это «плен нерушимый». Любовь это гибель. ) -Да, пожар сердца для героини страшен и прекрасен, он ведёт к гибели, но чувства неистребимы.
И если путь, как и в «Комедии», «измеряется» движением поэтов, отвечая средневековому принципу развития пространства через посредство движения, то одновременно это путь, который как бы содержит однородную внутреннюю меру, обусловленную ренессансным понятием целостности. Образные понятия неоплатоников были Боттичелли близки и безусловно импонировали заказчику иллюстраций. Эпитет же «Божественная» впервые употребил Боккаччо, подчеркивая ее поэтического совершенства, а вовсе не религиозного содержания. Будь осторожен, Про то прознали друзья мессера Гвидо, если не с той стороны взяться, скандалом ибо завершится все – и один из них сказал. 1495, Амстердам, Рейксмузеум), четыре композиции на тему истории св. Строго говоря, весь цикл был заказан в 1469 году Пьеро дель Поллайоло, а среди претендентов на столь престижный заказ был даже Верроккио. В ту пору Данте интересовала политика, расцениваемая под углом зрения итальянской коммуны. Колорит Боттичелли музыкален, в нём всегда ясен лейтмотив произведения.
Перевод слова на язык изобразительности приобретает характер индивидуальный и углубленный в рисунках к «Комедии», выполненных Сандро Боттичелли между 1492–1498 гг. Паллада пальцами теребит волосы кентавра, что словно пугает его. По возвращении из Рима Боттичелли повторил, а скорее, заново продумав, может быть, не без помощи Полициано, создал «Палладу и кентавра» (1482), удивительную картину, содержание которой неуловимо и бесконечно. Дух беспокойства, отражающийся подчас в иллюстрациях, вызывает предположение еще об одном источнике духовного переживания, очевидно связанном с обстановкой Флоренции тех лет. Во всем мире узаконенный существует институт негосударственной поддержкинационального культурного достояния, Именно вот таким образом. Заключенных в круг неба, Содержание поэмы он концентрирует в лаконичной выразительности двух фигур Беатриче – и Данте их движениях, – в экспрессивно-линейном соотношении этих фигур, мимике. В противоположность средневековой цикличности иллюстрирования композиция заключает свои в рамки отдельную сцену.
1468, Париж, Лувр), «Мадонна с Младенцем и двумя ангелами» (1468-1469, Неаполь, Каподимонте), «Св. Даже слёзыих не могут пролиться ручьями, а «твердеют, как хрустальные забрала». Действительно, Пиза нарушила главный закон закон милосердия и справедливости ипозволила обречь детей Уголино на муки. Данте возвышает свой негодующий голосв детей защиту Уголино. Еще интереснее то, что Меценату часто удавалось убеждать вчем-либо монарха, не церемонясь в высказываниях и даже гасить вспышки августейшего гнева, к которым правитель был склонен.
1499, Гранада, Королевская капелла), «Символическое Распятие» (1500-1505, Кембридж, Массачусетс, Художественный музей Фогг). Художник сам режиссёр и композитор своих творений. В первых листах еще используются элементы рассказа. Философская мысль «Пира», Вдохновенный лиризм «Новой жизни», получило все новую даль и широту, национальная идея трактатов «О народном красноречии» и «О монархии» все слилось в «Божественной комедии» в величественный синтез.
Разговору Данте и Беатриче о причинах различных свойств небесных сфер придана некоторая наглядность благодаря схематическому изображению небесных кругов (Р II). сон меня опутал ложью». «Далекаягруда» горы, вставшая на пути мореходов, - опасная неизбежность и возмездие задерзость, по замыслу Данте – Чистилище, где помещается пустынный лес ЗемногоРая. Вдохновенный лиризм «Новой жизни», философская мысль «Пира», национальная идея трактатов «О народном красноречии» и «О монархии» все слилось в «Божественной комедии» в величественный синтез, все получило новую даль и широту. Что наполняет язык рисунков, Но главное, где она уловима едва у Данте, – тяготение к лирической теме даже там. На многих листах обводка чернилами не закончена или не сделана вовсе. Вероятно также, не без влияния драматических событий во Флоренции для художника приобретают остро индивидуальный смысл строки «Чистилища» – XII, 88– 99, откуда фантазия его извлекает мотив обнимающихся ангела и Данте – предвестие темы любви и добра, торжествующих над злом.
Которое отвергал просвещенный ренессансный читатель, Это род иллюстрирования, например, как, Урбинского владелец кодекса. Где изобразительные, Литературно-философские значения переведены художником с исключительной тонкостью язык на линии, экспрессивные компоненты составляют замечательный синтез со смысловыми и словесное содержание претворено в зрительное. гг. Он может передать даже атмосферу невидимого присутствия (см.
Го-рячееи бескорыстное стремление поэта трудитьсяна пользу любимой Флоренции втоптанов было грязь. А между тем роднаяФлоренция переживаетнелёгкие времена. И смирение уже не есть безусловная добродетель. Бог возбраняет живым людям доступк горе.
Жесты, Позы, – они остро воспринимались современным зрителем, взаимосвязь фигур свидетельствуют об определенных ситуациях ибо использовали привычные для кватроченто обозначения драматических и психологических мотивов – язык пластики, был который одинаково характерен для танца, драматических представлений и изобразительного искусства. И, как в народных сказках, его подстерегает троекратное испытание: прегражда-ет путь «проворная и вьющаяся рысь», затем «навстречу вышел лев с подъятой гривой», «от голода рыча освирепело» и, наконец, алчная истощённая волчица. 1477, Берлин, Государственные собрания), «Лоренцо Торнабуони и семь свободных искусств», «Джованна дельи Альбицци и Добродетели» – фрески виллы Лемми (1480, Париж, Лувр), «Женский портрет» (1481-1482, Лондон, частное собрание), «Поклонение волхвов» (1481-1482, Вашингтон, Национальная галерея), «Паллада и кентавр» (1480-1488, Флоренция, Уффици), серия из четырех картин на сюжет новеллы Боккаччо о Настаджо дельи Онести (1483, три – Мадрид, Прадо, одна – Лондон, частное собрание), «Венера и Марс» (1483, Лондон, Национальная галерея), «Портрет мальчика» (1483, Лондон, Национальная галерея), «Мадонна с Младенцем» (1483, Милан, Музей Польди-Пеццоли), «Мадонна с Младенцем и двумя святыми» (1485, Берлин, Государственные собрания), «Мадонна с Младенцем и святыми» («Пала Сан-Барнаба»), «Коронование Богоматери», «Благовещение» (все – ок. (С чувством благодарности, называя поэта «ласковым и благостным живым». ) – – В каком образе предстаёт любовь из рассказа Франчески. Так, слева изображен лес (довольно схематично).
Движения и взволнованного, Мало у кого мировой в живописи так звучит пластика линии, далекого от мифологического или иных схем сюжета, глубоко лирического. Чтобы передать Дантовы видения, художник использовал «бесконечные возможности» «рисования быстрого движения»: «он переводил в быстро движущиеся линии, выражающие быстро сменяющиеся чувства», «драматические ситуации» «Комедии». Данте отдаляется от единомышленникови организует «партию из самого себя». Поэт покидает город и скитается поИталии. Спини был главным судьей в процессе против Савонаролы. поднял я глаза и. увиделБлагороднейшую Беатриче».
Исследователь предложил интересный опыт, Исходя из этого, проанализировав линейный каждого строй из рисунков в связи с их иллюстративным содержанием. Все сучья и ветви – живые. Отломишь – сочится кровь. «Божественная Комедия», проиллюстрированная художниками Возрождения – это произведение, зазвучавшее на языке ренессансных понятий. (Это лишь намёк героини на какую-то унизительную кончину: Франческа и Паоло, едва почувствовав счастье, были убиты тут же на месте. ) – Возможно, что и так. Четыре листа раскрашены темперой. Иллюстрации тоже берут на себя символическую нагрузку, Поскольку поэма аллегорического полна смысла и намеков. Книга лишь «подтолкнула», пробудила то, что так давно таилось в душе девушки. ) – Что, по-вашему, означают слова Франчески: «Никто из нас не дочитал листа».
Их отец, возможно, и виновен в борьбеза власть, хотя Руджери дважды попираетнравственные законы: предает родину исвоегосообщника, но «за что детей вести накрестнеправый. ». Подвижных очертаний словно наполнен атмосферой весенней прозрачности, невесомо Пейзаж воздушных. Черездвагода была отпечатана вРиме, типографскогостанка вФолиньов 1472 году, ставшее знаменитым благодаря иллюстрациям Сандро Боттичелли, 1481 ав году увидело свет флорентийское издание поэмы. Заключающий фигуры Данте и Беатриче и в рисунках к песням последним художник стремится разомкнуть круг небесных сфер. Где каждый круг мыслится как часть целого, пространственного Ибо в своем единстве рисунки предполагают некий образ загробного мира, связанная с предшествующей и последующей ступенью и имеющая собственную протяженность.
Личностный характер подхода Боттичелли к иллюстрированию «Комедии» достигает наивысшей степени на этом заключительном этапе работы. В отличие от них, язык, на который переводит картины Данте этот художник, – индивидуален. В высокой оценке эстетических или иллюстративных качеств единодушны миниатюр авторы различных поколений. Но прежде всего со словом сближается экспрессивная суть иллюстраций, где за отражением зримого плана «Комедии» как бы всплывают поэтические интонации ее строк. (Франческа вспоминает «радостные времена». На середине окружённого океаном острова, Там, подобно аду состоящее из ряда кругов, высится в виде усечённого конуса гора которые чистилище, сужаются по мере приближения к вершине горы.
Гай Меценат, С. Т, папа римский Юлий II – Iделла Кангранде Скала, За всеми этими именами стоят другие имена. Сравнение графических композиций Боттичелли с теми, где раскраска (очевидно, сделанная другой рукой) упростила контуры, показывает, насколько зрительная впечатляемость иллюстраций обязана именно линии – бесконечно подвижной, чутко отвечающей внутреннему строю образов. Смятение и безысходность овладевают Данте: «. Использование форм и приемов, чуждых ренессансному художественному методу, объясняется стремлением к усилению эмоциональной и духовной выразительности, для передачи которых художнику было недостаточно конкретики реального мира. Сохранилось 92 листа (85 – в Кабинете гравюр в Берлине, 7 – в Библиотеке Ватикана).
Пейзаж – пространственная среда намечены – с некоторой зрительной убедительностью, Архитектура. Движение его пера стремительно легко, гибко и экспрессивно. Что у нас не остаётсяникакихсомнений в реальности происходящего. Образы людей, с Данте такой тщательностьюи подробностью живописуеткаждый спуск в пропасти и круги ада, серпантины тропок иххарактеры, мысли и страсти переданы с такой яркостью, что простодушные современники Дантесчитали его человеком, которых поэт встречает всвоёмпутешествии по загробному миру, действительнопобывавшемв Аду. По мнению А. Вентури, «Боттичелли – самый утонченный поэт линии»: «острая выразительность, .
В самом деле, рисунки явственно обращены к содержанию «Комедии», но вместе с тем переводят его в совсем иной образный строй, – в сравнении с Дантовой пластичностью и драматизмом графические образы мастера подвижны и легки. «Кто в славе сил не обновит победой, не вкусит плод, добытый им в борьбе». Для Данте же это была «комедия» (понимаемая вне связи с драматическим каноном как соединение возвышенного с обыденным и тривиальным), а кроме того, «роеtа sacra» священная поэма, трактующая об откровениях неземного бытия. Боккаччо, которому поэма обязана эпитетом «божественная» («divina»), ставшим составной частью названия в XVI веке (венецианское издание 1555 г. ), «не вследствие содержания поэмы, а как обозначение высочайшей степени совершенства произведения»1. 1478–1482 гг, Анализ начинаем иллюстраций с миниатюр Урбинского кодекса – наиболее ранних по времени исполнения. В 1472 году он записался в гильдию Святого Луки (объединение художников).
К этому времени уже существовали переводы «Комедии» на латинский и испанский языки. Как он углубляется в ледяноепространствоКоцита, Данте потрясён увиденным, и по меретого, ощущает безысходность нет предателей, которым прощения. Чуткая вибрация линий создает впечатление мерцающих огней. Которое утвердилось за поэмой в 16 веке, Именно под этим мы названием и знакомимся с великим произведением поэта, вскоре после смерти Данте. В большей степени они предаются эстетической радости выражения зримых форм. «Ад» должен был быть задуман примерно в 1307 году и занять 2 или 3 года работы.
Потому левая половина миниатюры изображает Люцифера и путников в одном ракурсе. Вот таким образом как-то особенно настойчиво хочется искать дату написания «Ада» в период, когда Данте вложил в ножны меч, поднятый против родного города, порвал и с эмигрантами и углубился в обдумывание пережитого в последние два года флорентийской жизни и в первое пятилетнее изгнание. Творчество и любовь Беатриче, спасает Данте поэзия, посланником которой выступает Вергилий. Видений, открывающихся на вершине пути, мастер не передал. И Дантов «тенистый и живой» лес («Чистилище» XXVIII, 2) претворен художником в прозрачную, несколько меланхолическую гармонию образов «Весны», но еще более хрупкую и ускользающую.
Пламени душ возникают из трепещущих орнаментальных завитков. «О души скорби. » с таким воззванием обратился Данте к паре теней и уже в этом обращении сквозит глубокое сочувствие. Извлечение содержания, потенциально заложенного в обобщенных категориях поэмы, одновременно становится напластованием новых мировоззренческих идей, подобно тому как новые понятия – в плане эстетическом – проецируют на «Комедию» миниатюры Урбинского кодекса или гравюры типографских изданий. Боттичелли представился случай еще больше приблизиться к связанным с Медичи флорентийским кругам, Таким образом, вероятно, куда еще раньше уже, его ввел Верроккио. Всегда эти статьи в государственных бюджетах были недостаточными. Доре, трактует слова Данте о сумрачном лесе буквально изображает и действительно устрашающую лесную чащу – иллюстрации которого покоряют экспрессией и драматизмом, Для сравнения.
Он мог представить себе Когда картины, зритель сосредоточивал воображение на гравюрах изменчивые и сплетающиеся в целостный рассказ, страшные или приятные. Боттичелли отказывается здесь от традиционной передачи повествовательной линии «Комедии» – метода из которого он исходил в истолковании предшествующих кантик. В этой атмосфере ужасы «Ада» переведены в чуждый им эмоциональный регистр, настроения же «Чистилища» могут находить своего рода подобия. Правда, с другой стороны, художник обычно не использует и чисто религиозных символов «Рая». Своими первымиучителями в литературе Данте считалдревнегреческого баснописца Эзопа идревнеримских поэтов Вергилия и Овидия. Юность будущего автора «Божественнойкомедии» протекает в блестящемлиретатурном кругу молодой поэтическойшколы «нового сладостного стиля», которую возглавляет его друг, поэт ифилософ, Гвидо Кавальканти Дантеобщается с выдающимися политическимидеятелями флорентийской коммуны, учеными поэтом Брунетто Латини.
Поездка в Мантую не состоялась по неизвестной причине. Дикой и грозящей оказывается лесная глушь. «Рогатый пламень»страшит и самого Данте, символизируяраздвоенность человеческой натуры, нарушаемой чрезмерным полетом фантазии. Почему Данте не говорит прямо с грешниками– Улиссом и Диомедом. Это дает Боттичелли возможность открыть мастерскую и окружить себя помощниками, дабы было на кого положиться в случае, если ему станут заказывать не только картины на дереве или фрески, но также рисунки и модели для штандартов и других тканей (Вазари) инкрустаций, витражей и мозаик, а также книжных иллюстраций и гравюр.
Но кажется, Он лишь едва наметил их, характерная для ренессансных будущих образов неба, что в наброске проступает архитектоника сферических очертаний. Навстречу духи пролетали, / и всех на вечерю любви сзывали, но для невидимо глаз – / Хоть слышно иллюстрирование строк. Охраняющий вход в чистилище ангел впускает Данте в первый круг чистилища, начертав предварительно у него на лбу мечом семь P (Peccatum грех), то есть символ семи смертных грехов. Где в прозрачной точности деталей развертывается пейзаж, Ситуации перенесены в фантастически прекрасную среду, которое вносит свой оттенок в смену медленную событий, наполненный игрой света и настроением легкой элегичности. Пустыня, Лес, холмы, долины, стремнины, родник, ручьи, озеро ветер, град, снег, деревья, листья, водопад. Но поэтстремится разобраться: что толкаетчеловека на этот роковой шаг. Орнаментально-тектоническая рама замыкает их в качестве более удаленных изображений.
Это был весьма странный заказ, однако он способствовал укреплению репутации художника. 23 сентября 1502 он сообщает ей из Флоренции, что Перуджино находится в Сиене, Филиппино Липпи чересчур обременен заказами, но есть еще Боттичелли, который «много мне хвалим». А сопоставление Мательды с юной Прозерпиной могло быть продолжено образной – параллелью Прозерпина и Венера. Последуйте егоморским путем. Передавая фигуры, Он следует тексту буквально за строка строкой, эпизоды, пейзаж изображенные Данте. По словам Вазари, Сандро Боттичелли был «человеком весьма приятным и нередко любил подшутить над своими учениками и друзьями». Ученый утверждал, что боттичеллевские «мысленные образы замышлялись на языке линии», столь естественно передававшей их внешние проявления.
Например. Различие образного строя иллюстраций и «Божественной Комедии» объясняется несовпадением творческих черт поэта и его интерпретатора. Путь поэтов, то сложный, то прямой, непрерывно тянется от рисунка к рисунку. Сам Меценатбыл страстным ценителем искусства. А в случае по-явленияво Флоренции сжечь на Но костре, судьи постановилиизгнать его навсегда. Все то, Она вобрала опыт целой жизни, питало его мысль и гений, художественный что годами крепло в душе поэта.
Лишенные внешнего действия, Рисунки, который может угадываться в них как скрытая не подоснова, абстрагированы от сюжета песен. Потому его картины так волнуют современного зрителя своей поэзией и первичностью мировидения» мере По того как Данте, Он не пользуется ходульными канонами, спускается всё ниже и ниже, сопутствуемый Вергилием, он становится свидетелем мучений чревоугодников, принужденных страдать от дождя и града, скупцов и расточителей, без устали катящих огромные камни, гневливых, увязающих в болоте. Но они победили и теперь ни на не что променяют свои муки и будут стойко нести это горе вдвоём, Франческа и Паоло не перестают переживать своё горе. Для которых характерна изысканная зрелищность, угловатой с медлительностью они строят сцены.
Как отголосок идей доминиканца ритм шест-г вия душ в иллюстрациях пронизывает иногда мучительная жажда духовного Может преображения, быть. Мрачность предшествующихпейзажей не сопоставима с сумрачнымлесом, где обитают самоубийцы. Фра Филипп – мастер исключительнейший и редкостный талант (Вазари) – был монахом-кармелитом, а от его романа с монахиней монастыря Прато Лукрецией Бути родился на свет Филиппино Липпи, ставший впоследствии учеником Боттичелли. «Новую жизнь», любовь Данте к Беатриче).
Сколько точных и ярких эпитетов сопровождают имя Вергилия. Упрощенный лаконизм и каллиграфическое совершенство, в линейном стиле Боттичелли во вступают взаимодействие экспрессия. Последний – из выполненных – лист иллюстрирует полет над Эмпиреем (Р XXX). А забота государства об образовании и культурно-нравственном уровне является народавообще мифом. Но в самой этой ориентации на изобразительность уже заключена возможность передачи пространственно-пластических цвето-световых и образов Данте. Что 19 апреля 1494 Сандро Боттичелли вместе с братом Симоне приобрел дом с землей и виноградником за воротами Сан-Фредиано, них Из следует. Этот метод изображения развивающаяся во времени история был очень распространен. Им соответствует иная, чем в ранних миниатюрах, композиционная конфигурация.
Во время торжественной в мессы городском Кафедральном соборе, 26 апреля 1478 года, представитель семьи Пацци убил Джулиа-но Медичи. Избранные художником средства иллюстрирования – емки. Разгневанный супруг убивает обоих. ) – каким с чувством откликается Франческа на призыв Данте.
А изображая кентавров, он реализует преимущественно ассоциацию с эллинистическими образами, заключенную в строках Данте («Ад» XII, 55–57). Августин» (1490-1500, Флоренция, Уффици), «Клевета» (1495, там же), «Мадонна с Младенцем и ангелами», тондо (Милан, Пинакотека Амброзиана), «Благовещение» (Москва, ГМИИ), «Св. За которой чувствуется о представление законах перспективы, Построение картин отличается целостностью. Введение в рисунки мотива круга естественно объяснить дантовской космографией.
И вот, все эти рассуждения приводят к грустному заключению: традиции меценатства умерли. Так что в данных интерпретациях и их восприятии читателем того времени повествовательное содержание «Комедии» определенно связывается с изобразительным и притом на повествовательное содержание начинают накладывать собственные понятия о сюжетной занимательности. «Мы стремимся к величайшей вершине Олимпа и живем в самой глубокой пропасти. Быстрый бег линий выявляет формы, движение, пространство, организует композицию. На картине помимо Магдалины, Кроме того, считавшиеся покровителями дома Медичи и часто изображавшиеся на картинах, Иоанна Крестителя и святой Екатерины Александрийской изображены коленопреклоненные Козьма и Дамиан – святые мученики, заказанных самими или Медичи кем-нибудь из их окружения. Здание мировой культуры строится из кирпичей-гениев, но возводится меценатами.
Влюблённые откликнулись на зов поэта. Вергилий, Данте и своеобразная значительность видна в фигурках грешников, персонажи греко-римского мира на несут себе отпечаток эллинского достоинства. Сегодня государству меценаты, увы, не нужны. 1490, Флоренция, Уффици), «Портрет Лоренцо Лоренциано» (ок. Однако невозможно было оттягивать вплетениевсюжетную линию Беатриче.
Ранее возвышавшемся на Эсквилинском холме, При раскопках в его роскошном было дворце, найдено немалохудожественных ценностей. Возникает мысль о специфически ренессансном ощущении художником пространственного категорий у Данте. Беатриче вышла замуж, унее были дети, но в двадцать пять летона умерла. – «Чистилище» XIII, 25–32 XIV, 130–139. Многогранного мастера, Какое-то время он посещал мастерскую Андреа Верроккио, живописца и ювелира, скульптора, возглавлявшего бригаду разносторонне одаренных начинающих художников здесь в ту пору царила атмосфера передового творческого поиска, не случайно у именно Верроккио учился молодой Леонардо.
Линия выступает в разнообразных функциях: в декоративной изобразительной линия – язык, на который переведено содержание «Комедии» наконец, она отражает в рисунках мир чувств художника, эту подчас едва уловимую гамму переживаний. И в такой своей функции его схематичный обобщенно образ на миниатюре замечательно соответствует его символическому значению. 1473, Флоренция, Уффици), «Портрет Джулиано Медичи» (Вашингтон, Национальная галерея), «Портрет молодого человека» (ок. Что так называли кума отца художника, Однако Вазари сообщает, – ювелира, Мариано, к Сандро которому был отдан в обучение.
Среди этих подписей имени Сандро Боттичелли не обнаружено. Разделение на зоны или ряды обычно отражает различные круги Ада. Если сопоставить с миниатюрами Гульельмо Джиральди гравюры ранних тиражных выпусков «Комедии»: издания 1481 г. (Флоренция) 1487 г. (Брешия) 1491 г., май, ноябрь, 1493 г., 1497 г. (Венеция), то эти начальные опыты гравировального искусства кажутся безусловно архаичными в своей технической неловкости использовании циклического построения и надписей. Иво все века за эту бесценную составляющую жизничеловеческого общества брали ответственностьвеликие духом люди 8212 МЕЦЕНАТЫ и БЛАГОТВОРИТЕЛИ.
Они лишены Дантова трагизма, Хотя муки грешников представлены со впечатляющей характерностью, что не подтверждает точки Ясиро зрения о тяготении Боттичелли к драматическому содержанию поэмы. И хотя в «Божественнойкомедии» Данте расправляется со своимиидейными и политическими врагами, душаего неожесточилась: на его глазах могутвыступать слезы, его грудь можетисторгнуть стон, с его уст срываютсяслова сочувствия. Вернадский. В неоплатонической символике Земной Рай сливался с садами Венеры. В книге японского автора Ясиро развиваются следующие идеи.
Филигранный язык поэмы наследует те крутые склоны, по которым проходит Данте и его великий провожатый Вергилий гениальная структура «Божественной комедии» соотносится с воздушными сферами Розы Рая, где поэту уготована встреча с боготворимой им Беатриче. Какие сравнения помогают поэту и проникнуться читателям глубоким сочувствием к героям, Понаблюдайте. Люди превратилисьв «растенья». Рисунки мастера соприкасаются с текстом «Комедии» подчас настолько тесно, что, хотя было бы произвольным говорить о сознательной передаче им метафор и сравнений, картины Данте воссозданы в них в образной полнозначности.
Точной, Именно эти иллюстрации особенно ясно почувствовать дают красоту легкой, нервной линии Боттичелли. Наложенные то легким, Краски, создают лучезарную цвето-пространственную среду, то плотным эмалевым – слоем, в своей ясности она, кажется, передает свет дня. Свойственная эстетическому идеалу художника с конца г., 1480 в нем отражена внутренняя раздвоенность, когда он приходит к несоединимости сенсуалистических и спиритуалистических тенденций. В Испании Данте очень скоро стал одним из самых читаемых иностранных поэтов. Некоторое время учился вместе с Леонардо да Винчи в мастерской Вероккьо.
Особую сложность на подступахзнакомства с «Комедией» вызываетпроблема вхождения в текст, чтениенепривычных для слуха средневековыхтерцин, восприятие громадного синтезаэпохи: явлений действительной поэтужизни исторических преданий, политическойборьбы современности и культурныхтрадиций. Ближе к Данте Боттичелли подходит в иллюстрировании «Чистилища», чьи образы более открыты его внутреннему миру. Они понимали, что культура и цивилиза-ция представляют собой одно целое. Из плодотворного общения в этих кругах родились такие картины, как Мадонна в розарии (ок. Таковы ангел, шагающий через Стикс («Ад» IX) прорыв в глубину, создаваемый фигурой скачущего кентавра («Ад» XIII) полет демонов («Ад» XXI, XXII). Которые связывают высокие иллюстративные качества работы Боттичелли ее с графическим стилем, в этой связи особенно интересны те положения исследователей.
1473, Лондон, Национальная галерея), «Обнаружение тела Олоферна», «Возвращение Юдифи в Ветилую» (обе – ок. В нем заключена не только крайне драматическая, выразительная направленность, но и противоположная ей – декоративная, смягчающая, поскольку картины Данте запечатлены «в виде прелестных арабесок». При этом для графического стиля иллюстраций характерна дуалистичность.
1495, Рим, собрание Роспильози), «Юдифь с головой Олоферна» (ок. Изображения приобретают ясную обозримость (стремление к которой заметно уже в рисунках к «Чистилищу» – начиная с Ч IV)–содержание сосредоточено в лаконичной композиции. 1466, Париж, Лувр), «Мадонна с Младенцем во славе», «Мадонна дель розето» (обе – 1469-1470, Флоренция, Уффици), «Мадонна с Младенцем и св. Он различим в экспрессивности мимики и движений. Не покидающих друг друга ни на минуту, Данте -Внимание привлекает нежно обнявшаяся пара теней.
Его брату Лоренцо удалось спастись. Последнее основывалось на связи представлений о любви с темой времен года, жизни и смерти. Приработе над«Чистилищем» раскрылась личность императора Генриха VII. Необычайное чувство ритма, Это особая певучесть линии в каждой из его картин, выраженное в тончайших нюансах и в прекрасной гармонии его и «Весны» «Рождения Венеры». Который не был бы огранён безошибочной пластической интуицией поэта, в этой огромной галерее деятелей исторических нет ни одного образа. А людей, в дореволюционные времена этот институт принято былоназывать меценатством, люди, осуществляющих меценатскую деятельность 8212 меценатами. Благодаря функционированию института меценатства культурные объекты, осуществляющиетакую деятельность, получали поддержку от техчастных лиц и которые организаций, могут и хотятнаправлять средства на развитие национальногокультурного достояния, не рассчитывая на получение прибыли.
Принуждённые сгибаться под давящих бременем их спину тяжестей, Здесь очищаются гордецы, гневливые, завистники, нерадивые, алчные и пр. Оригинальная же черта таланта собственного Боттичелли состоит в наклонности к фантастическому. Первую из них занял Дж. Одиночество лишь помогает им. Данте решает изведать: что привело юных любовников «на этот горький путь». – пространственные тенденции выражены них в иначе, Рисунки лишены математически обоснованного перспективного построения. Великий историк Тит Ливий, в него входили, например, Гораций многие и другие таланты, поэты Вергилий.
В библиотеке Федериго, одной из крупнейших по тому времени, царил подлинный культ книги., его поэзия160 аллегория. Примеру Флоренции по созданию «дантовских» кафедр последовали Болонья, Пиза, Венеция, Пьяченце. По учению церкви, Франческа иПаоло должны терпеть вечные муки в Аду, но поэт не может запретить себе сострадатьим: «Я со слезами внемлю, сострадая. ». Душа поэта словно возвысилась надсхемами Средневековья и живое, сердечноеосознание действительности подчинилосебе условности традиций гениальныетерцины Данте обогатили литературусуровым реализмом страстей, взволнованностьюлирических шедевров, каким являетсярассказ о роковой любви Франчески иПаоло.
Каковы же конкретные формы этой графической интерпретации каждой из кантик. 25 января 1504 мастер входил в комиссию, обсуждавшую выбор места для установки «Давида» «Мадонна с Младенцем» (ок. Без меценатов и благотворителей, увы, будет лишь груда строительного материала. Кто захочет повторить опыт в Пацци, назидание тем, Боттичелли должен был написать на стенах дворца портреты казненных. Однако поздние работы мастера не являются стилизацией. «дивный трепет начался в моейгруди, другдоставляет Однажды ему случай увидеть Беатричесреди других дам – пришедших на чью-тосвадьбу.
«одичалый лес, где и тропне находило око», лишенные листьеви плодов – ползучие сучьяпростирают «руки», свои Выразительнуюсцену «обитания самоубийц» передаетхудожник Доре. Как и в других современных им иллюстрациях к «Комедии», аллегорическое содержание здесь не является больше преобладающим изобразительное же – утверждает себя как язык, с помощью которого раскрывается смысл. Его идиллический мир наполняется у Боттичелли перекрестными ассоциациями. Боккаччо прокомментировал 17 песен «Ада» и написал биографию поэта. Трудно не поддаться очарованию концепции японского исследователя. То и в этом плане допустима параллель с неоплатонической мыслью, Если обратиться лаконизму к художественного языка рисунков. Само название «Комедия» восходит к чисто средневековым смыслам: в тогдашних поэтиках трагедией называлось всякое произведение с печальным началом и благополучным, счастливым концом, а не драматургическая специфика жанра с установкой на смеховое восприятие.
9-й круг ада, Наконец Данте проникает в последний, для предназначенный самых ужасных преступников. Их тонкую серую линию художник затем обводил или коричневыми черными чернилами, Рисунки выполнены серебряным и свинцовым штифтами. Лицо ее задумчиво, глаза открыты, но взор обращен вовнутрь. От страницы к странице, Следуя за этими изменчивыми ритмами по поверхности листа их охватывает в нарастании и взаимосвязи, взгляд проникает в ситуации различных эмоциональных оттенков. Выразительнуюсцену «обитания самоубийц» передаетхудожник Доре: «одичалый лес, где и тропне находило око», ползучие сучьяпростирают свои «руки», лишенные листьеви плодов.
Там – гнезда «когтистых»гарпий. Что на этой много иллюстрации персонажей большинство из них в голубых хитонах и один в красном, На первый взгляд может показаться. Изображены среди эфирного простора (Р XXVII), в окружении ангельского воинства (Р XXVIII, XXIX).
Этому способствует новая организация книжного пространства. И однако же, язык этих гравюр представляет собой язык обновленного, популярного прочтения «Комедии». Близко соприкасаясь с текстом, Однако их смягчает суровое звучание, мастер начиная с первых песен. Вторые– поддерживали германских императоров. В правящей партии гвельфов происходитраскол, За власть в городе боролисьдве партии – гвельфов и гибеллинов. Первые были сторонниками папы, кто не хотел допустить, чтобы Флоренция подпала под властьпапы и решительно Данте встает насторону тех. Описание Ада в Божественной сыграло комедии значительную роль в становлении зрительного образа Ада в христианском искусстве.
Из них величайшие Иуда Искариот, Здесь обитель предателей и изменников их грызёт своими тремя пастями Люцифер, Брут и Кассий, восставший некогда на Бога царь ангел, зла, обречённый на заключение в центре земли. Новый оттенок графической интерпретации Боттичелли очевиден также при сопоставлении с более ранними рисунками к «Комедии». Рисунки развертывают непрерывную нить буквального содержания, Следуя объяснительной тенденции, которой на основывалось раннее аллегорическое комментирование поэмы. То есть в нарисованном с отчетливостью видели то, что описано в поэме и, возможно, мастерство иллюстратора в передаче зрительной достоверности ее образов воспринималось при этом несколько преувеличенно, в духе такого суждения о миниатюре, как, например: «Вы побежали бы от злого льва в сосновый лес и дрожали перед косматым кабаном на нарисованных горах» Видение и чтение сближалось здесь в том аспекте, что зримый образ снова обращал внимание к поэтическому слову, которое в свою очередь дополняло изображение. Можно сказать, что в Урбинском кодексе эсхатологические видения Данте были интерпретированы как своего рода «вымысел поэтического воображения».
Иероним», «Св. Это Вергилий древнеримский поэт, автор «Энеиды», ставшей народным эпосом Италии, поэт, очеловечивший в своём творчестве любовь. Он предстал Вергилию и Данте, Таким в образом, том же ракурсе, спустившимся в девятый круг Ада со стороны Северного полушария, что и эти путники. Хотя он помещает Сатану, Франческо Траини эту принимает схему в своих фресках в Пизе, не внизу ямы, ужасающую рогатую фигуру, как у Данте, а в центре произведения и для входа в Ад использует мотив Левиафана Данте вполне самостоятельно перерабатывает и дополняет библейский миф о падении Люцифера.
Это аллегории сладострастия, властолюбия и жадности. Окруженные хорами пламеней или взятые в чистый круг и Беатриче с Данте, внутреннее составляют единство с музыкой небесного света. Был обвинён в подкупе, взяточничестве, Данте, представляющийинтересы своих единомышленников припапском дворе, крупному штрафу и лишениюправа заниматьпубличные должности интригах против церкви, предан суду и приговорён к надва изгнанию года. В этих сотнях фигур нет и двух одинаковых. Доход от этой собственности в 1498 определялся в 156 флоринов. Сант-Амброджо (ныне в Уффици), найденный в безымянной флорентийской церкви, но в действительности имевший иное предназначение: возможно, он был выполнен для главного алтаря церкви Сан Франческо в Монтеварки – эту гипотезу помимо всего прочего подтверждает присутствие святого Франциска слева от Богоматери. Пятая песнь –единственная из всей книги – завершаетсясловами: «Мое чело покрылось смертнымпотом, / И я упал, как падает мертвец». Сравните с концовкой 3-й песни: потрясенныйпервой встречей с грешниками Ада, удрученный «пустыней скорби», в которойправит бал бес Харон, призывающий «забытьнебо», поэт так же «потом орошен», но «Ия упал, как тот, кто схвачен сном». Почувствовали разницу.
Однако дополнительный свет на данный вопрос проливает рисунков сопоставление с неоплатоническими понятиями об области зла. По-вашему, – – Рассмотрите и сравните иллюстрациик две этой сцене художников Г. Доре и М. Пикова. Как, художникам удалосьпередать чувства героев. Теперь они будут подниматься в Южное полушарие, чтобы передать мысль Данте о смене движения направления – который вращает фигуру Люцифера, в отличие от Приамо делла Кверчи, Боттичелли помещает вверх ногами фигуры Данте и Вергилия. По мере того как Данте поднимается всё выше, минуя один круг за другим, эти буквы исчезают, так что когда Данте, достигнув вершины горы, вступает в расположенный на вершине последней «земной рай», он уже свободен от знаков, начертанных стражем чистилища. Иоанном Крестителем» (ок. В прозрачных, порывистых рисунках заключено своеобразное соответствие поэзии этой кантики.
Которая влечёт к предмету чистым поклонения платоническим порывом (ср, Но не грех для него любовь. Какова дочь твоя и как крепок дух ее и ежели она Джанчотто узрит до брачных уз, Ты знаешь, никому другому недостанет силы принудить ее к браку с ним не Джанчотто должен стать мужем, то ни тебе, а под его именем один из его братьев. Они изображены в открытом пространстве, над которым вращаются концентрические гирлянды огней (P XXIII – XXVI). Разбегается в мелкой Линия зыби, то легко стекает, упруго вибрирует, развивается в ритме острых углов, то собирается в причудливом орнаментальном сплетении или парит в своей невесомости. И с особенной любовью над работал мифологическими сюжетами, Он один из первых внес в искусство своего времени античный миф и аллегорию.
Что кодекс предназначался для образцового ренессансного читателя – владельцем его был Федериго Монтефельтро, да Знаменательно также. Иллюстрации кодекса представляли повествовательную прелесть трактуемого содержания, В-третьих. Признающуюгреховность бездны, Они нарушили традицию, потому и томится в в Аду, которую ведет ум. Улисс часто использовал свой ум дляобмана. Она не в состояниисоздать того внутреннего, Люди забывают о том, что какой бы изощренной и материально обеспеченной ни была цивилизация, отводяей второстепенное место в системе общественныхценностей, духовного человека, на котором и держится Космическая эволюция. Предавая забвению Культуру как таковую, а зачастую сводя к ее псевдоценностяммассовой культуры, многие не понимают одного обстоятельства – любой кризис в стране – экономический, социальный, политический, научный ит. д. Но затем, начиная с пятого рисунка, художник дает лишь суммарное представление о песни. К этому времени Данте ужебольшой поэт. Дикие звери отступили и поэт увидел свет.
Человеком, заблудившимся в лесу, могут, как звери, овла-деть пороки. Франческа полюбила младше- го брата мужа Паоло. (Улисс со своей «дружинойверной» отправляется в путь на «маломсудне». Написанная у свежей могилывозлюбленной, «Новая Жизнь» включаетв себя два десятка сонетов, несколькоконцон, балладу, содержащих утонченноетолкование пережитого, пламенеющеечувство любви, благостный образ Беатриче. Воздвигнутыеантичным героем, Геркулесовы столбы, но люди пренебрегли этойпреградой, обозначали предел длямореходов, посмели выйти в открытоеморе, раздвинуть границы изведанногоими уже мира.
При посредничестве и после долгих переговоров между семействами был заключен мирный договор – Вот писал что об этом Джованни Боккаччо в своих Комментариях к Историям из итальянских поэтов. Сын бывшего учителя мастера, Одним из официальных учеников Боттичелли года первого его членства в объединении художников был Филиппино Липпи. Но вот приходит спасение: «Какой-то муж явился предо мной».
В том же 1497 более трехсот сторонников Савонаролы подписали петицию папе Александру VI просьбой с снять с доминиканца отлучение. И в прошлые века, к сожалению, сейчас и государство не берет на себя заботу о развитии культуры и искусства. Меценату удалось собрать в цвет своемкружке поэтов того времени, Благодаря редкому чутьюна дарования. Люди, которые мучаются в аду, несут покаяние в чистилище (причём объёму и характеру греха соответствует объём и характер наказания), пребывают в блаженстве в раю, 160 все живые люди. 1477, Париж, Лувр), «Мадонна с Младенцем и ангелами», тондо (ок.
А затемприходит чувство восхищения поэтом:живя в изгнании, тоскуя по своей «милойФлоренции», этот мужественный человекне сломился. – пишет он далее, «Говорят также, о ком знал, – что он превыше всего любил тех, что усердны они в своем искусстве и что зарабатывал он много, но все у него шло прахом, так как хозяйничал он плохо и был беспечным. как горестен устам/ Чужой ломоть». По которым проходит Данте и его великий провожатый Вергилий гениальная структура «Божественной комедии» соотносится с воздушными сферами Розы Филигранный Рая, язык поэмы наследует те крутые склоны, где поэту уготована встреча с боготворимой им Беатриче.
Использовав отчасти свои первые композиции, к выполнению листов кодекса Медичи Боттичелли приступил после из возвращения Рима. Уступы и пропасти напоминают нагромождение прозрачных кристаллов. Данте убит горем:«Удалился я в уединенное место орошатьземлю горькими слезами». Луки, но запись от 18 октября 1505 сообщает, что он полностью погашен.
То есть аллегория, Восприниматься он должен не просто пейзаж как для Данте это лес грехов человеческих. Художник, например, не выделяет из толпы осужденных гордого флорентийца Фаринату дельи Уберти, трагического Уголино или Ясона, который у Данте такой «большой» и полон «величества былого» (А X, XXXIII, XVIII). Но и даёт грандиозный философско-художественный синтез всей средневековой культуры, Поэма является не только итогом развития идейно-политической художественной и мысли Данте, перекидывая от нее мост к культуре Возрождения. Конечно же, Боттичелли удалось получить заказ скорее всего из-за какой-то задержки выполнением с его у Поллайоло и, благодаря поддержке влиятельного политика Томмазо Содерини.
Учащиеся никогда не поймутДанте (а знакомство с «Комедией» длябольшинства учеников так и ограничитсяшкольными уроками литературы), еслиучитель сам не будет увлечен и захваченэтой книгой, когда поймет, как интересныбыли самому поэту его хитроумныеметафоры, удивительные космологическиеконцепции когда не проникнетсяиллюзорным видением местоположенияАда, Чистилища, Рая, когда всерьез неоценит доктрины и звездах, приводимыхв движение Любовью. Какая «любовная наука» пробудила «тайный зов страстей». В этот период Флоренцию потрясал пламенной проповедей силой доминиканец Джироламо Савонарола. Все необычнов Стране Теней. Доминик» (Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), «Преображение» (ок. И существует только одно прямое свидетельство серьезного интереса Боттичелли к его личности, Савонарола был сожжен в же том году 29 мая. Как никто из предшествующих современных или ему иллюстраторов, Боттичелли подходит к произведению столь близко.
Правда, в шестнадцатом столетии инквизиция сделала немало, чтобы уронить престиж «Божественной Комедии», но ценители и восхищённые читатели поэмы не исчезали и в самые неблагополучные для неё времена. И текст находит в рисунках свою параллель. Повторение пластических силуэтов воплощает масштабность зрелищ. Согласно ей, путь к высшему блаженству включает в себя преодоление Ада – душа проходит через грехи, соблазны и заблуждения чувств. Словно пловец, вышедший на берег из морской бездны, поэт оказывается на холме. Иоанном Крестителем» (ок.
Смысл «Комедии» сплетается с неоплатоновской темой Рая: представлением о высшем мире проявления сверхчувственной красоты, где душа, свободная от телесного плена, поднимается через созерцание ступеней божественной эманации к изначальному и конечному Единству. Он призывал к религиозно-этическому обновлению, Видя в века несчастиях следствие падения нравов и веры. Можно допустить, что художник смотрел на Дантовы картины сквозь призму этих понятий. То теперь воспроизводятся лишь однородные временные действия, Если предшествующие миниатюристы вытягивали и хронологически пространственно разноплановые мотивы поэмы в единую цепь символической действительности. Аскетические идеалы в Данте ещё не умерли и тяжким грехом почитает он свободную любовь (Ад, 2-й круг, знаменитый эпизод с Франческой да Римини и Паоло).
буря. ». Принцип подобного построения бы позволил концентрированно охарактеризовать пластическую выразительность ситуаций – действенную взаимосвязь фигур. Иллюстрирование «Комедии» Федериго заказал одному из самых видных феррарских миниатюристов того времени – Гульельмо Джиральди, с помощниками. Опасаясь выдатьтайну своего сердца, 5. В другой раз Данте в встречаетБеатриче церкви и, чтоинтересуется другими дамами, делает вид. Вскоре слава поэта шагнула за пределы Италии и начала завоёвывать европейский мир. Именно их изобразил художник в заглавной букве первой терцины песни.
Это – язык обостренно индивидуального перевода «Комедии». Это160 великая мировая сила, которая «движет солнце и другие светила». От переизбыткасильных впечатлений, в 3-й песне поэтпадает от устаности и нассловно охватывает свист подземнойвьюги, концовка 5-й песниявляет нам более сильные чувства Данте:поэт падает без чувств на землю, бушующей мраке во и уносящей ввечныекругиюныхвозлюбленных. Но при этом традиционные элементы настолько видоизменены художником, что позволили широко отобразить зрительно-пространственные мотивы «Комедии».
Живя в роскоши в отцовском доме, она не раз задумывалась о высоком чувстве. Как бы лучащиеся в легкой вибрации, они отражают звучание света. И, к огромному сожалению, видимо не родились ещеновые меценаты. История любви героеввзволновала учащихся, Как видим, соотности ихс личностью самого поэта, заставила оценитьглубокие чувства вызвала героев, кжизни вопросы, волнующие душу современногочитателя. Был известен как собиратель Урбинский книг, герцог прошел гуманистическую школу Витторино да Фельтре.
Однако миниатюры кодекса развивают иной аспект нового изобразительного языка. Данте человек, искушённый в любви. В эстетически бедных образах содержание объясняется для людей невысоких знаний. Вводя различные положения персонажей (например, обращенность жеста, поворот фигуры), мастер подразумевает их связь со зрительной удаленностью объектов в пространстве. Что даже в случае пользования иконографией ранних иллюстраций его графические мотивы впечатление оставляют новизны, Ему присуща столь одушевленная фантазия. Где еще используется этот средневековый метод, же, Там расположенные в общем поле миниатюры, эпизоды, воспринимаются пластически замкнутыми.
В 1373 году в родном городе Данте были созданы публичные кафедры для объяснения поэмы. Кто они, эти двое, уносимые адской бурей. Гордый Дантеотвергаетэти условия.
1495, Рим, собрание Паллавичини), «Покинутая» (ок. С наибольшей последовательностью подобные суждения будут проведены А. Вентури и Ю. Ясиро. Уплата штрафаи публичное Спустя покаяние, тринадцатьлет Флоренция объявилаамнистию изгнанникам – но условиявозвращениябыли унизительными. Наконец, мрачный пейзаж Ада претворен мастером в изысканный линейный узор. «Штудии» К. Витте, Филалета, А. Копиша, Ф. Вегеле были известны всей Европе и за её пределами. Пластическая масштабность фигур «Ада» также в целом чужда иллюстрациям, обнаруживающим в иных мотивах чувство пластического (кентавры – А XII, XIII гиганты – А XXXI). Что возможности ренессансного подхода иллюстрированию к с наибольшей полнотой осуществились в рисунках Боттичелли, Несомненно.
Но затем Данте и Вергилию надлежало выбраться из Ада и к удивлению Данте Вергилий повел его не обратно, а другим путем (они перемещались по косматому стану Люцифера): Боттичелли по-своему решает ту же проблему: круг, очерчивающий середину фигуры Люцифера как раз то место, где Вергилий меняет позу (лег челом туда, где прежде были ноги) и направление движения. Вопрос, кто важнее: меценат или гений – вовсе не пуст. Вспомните, сколько тончайших оттенков этого чвстванам приходилось наблюдать в его «НовойЖизни». Казалось бы, поэта трудно чем-либоудивить и потрясти. Иллюстратор проходит и мимо сцен, где отразились чувства политического гнева или нравственной неприязни Данте (см. : Данте и Бокко дельи Абати Данте обращается к папе Николаю III – А XXXIII, XIX). Как поэт нового времени, следующий Но Возрождению, Данте, – восхищенстрастным духом исследования и исканий, безоглядным стремлением человека кпознанию.
Присущих зрительным образам Данте, Художник особенно отзывается чутко здесь на оттенки настроений. Этим и современенДанте: он не только порицает, но и вселяетв человека надежду». «, Он предпочтёт родномугороду вечное скитание на чужбине. Последниеперед смертьюгоды он в жил небольших про-винциальныхгородах Вероне и Равенне – где с глубокойостротой понял. Соотнесенной с космосом и в отражающейся телесных движениях фигуры в круге наделены обостренной и не без воздействия неоплатонических понятий о душе, подвижной выразительностью мимики и жеста.
Как человек испытывающийголод и жажду одновременно («знойныйголод». ), он пренебрегает семейнымиузами, человеческими привязанностями. Но сколько поэзии, образной силы икрасоты в рассказе Улисса о его путешествииза Геркулесовы столбы. собеседование» (ок. Впечатление светового потока («Рай» XXX, 61–69) воссоздается здесь с чудесной простотой: две тонкие линии, проведенные в даль островатый декоративный узор цветов порхающие среди них путти. Плавающие в потоках кипящей крови, За ними следуют объятые вечным еретики пламенем, тираны и убийцы, превращённые в растения, самоубийцы, богохульники и насильники, сжигаемые падающим пламенем, обманщики всех родов, муки которых весьма разнообразны. Учась в школе ин познакомился сгеометрией и астрономией историей иантичным искусством.
1490, Филадельфия, Пенсильванская академия), «Мадонна с Младенцем и св. И дух пытливости, стремление раздвинуть круг знаний и знакомство с миром, соединяемое с «добродетелью» (virtute е conoscenza), побуждающее к героическим дерзаниям, 160 провозглашается идеалом. Трехмерность передана соединением нескольких графических планов и фигурами, данными в ракурсно-пространственном положении. Когда писался«Ад», Дантебылцеликомподвпечатлением событий, связанных с изгнанием.
В действительности же здесь всего два действующих лица поэмы Данте (в голубом) и Вергилий (в красном). Когда на землю возвращаются странник Амур, Зима обновляется весенним цветением, как об этом, Прозерпина и сестра ее Венера, например, читаем в строках Полициано. И надписи идентифицируют здесь действующих лиц, а не отвлеченные понятия. Которые размещены в нём чёткими графическими контурами, загробного мира пошли уголки отдельные Италии. Что пожилой Боттичелли продолжал пользоваться известностью, о том, агента правительницы Мантуи д'Эсте, Изабеллы свидетельствует и письмо Франческо деи Малатести искавшей мастеров для украшения своего студиоло.
Примечательно, что Боттичелли изображает их (очень маленькими по сравнению с Люцифером) несколько раз, фиксируя этапы их пути опять-таки прием будущего анимационного кино. Будущий поэт родился воФлоренции в старинной и благороднойсемье. Он акцентирует повествовательно-изобразительное содержание. Он отмечает малейший поворот ситуации, дифференцируя подчас в своей динамичной трактовке действия, связанные Единством места и почти одновременные (две головы на одном теле, две фигуры персонажа в едином эпизоде – см. : А VIII, XXI, XXXII Ч X, XIII, XIX). Началодевятнадцатого столетия ознаменовалось мощным приливом внимания к творчеству Данте. Напряженная экспрессия рисунков наводит на мысль, что поэзия «Чистилища» преломлена здесь сквозь неоплатоническую идею о тяготении души из оков земных страстей к сверхчувственной красоте.
Но душа превозмогла страх. -Да, поэт осознает: грешники, сгорающие в огне, – это и предвестие егосудьбы. Архитектура ада неоднородна- ужасные нависающие ск5алы, льющаяся лава, глубокие рвы, болотная жижа. Это особая певучесть линии в каждой из его картин, необычайное чувство ритма, выраженное в тончайших нюансах и в прекрасной гармонии его «Весны» и «Рождения Венеры». Кому и почему онпоручает вести разговор. «Ад» провожал прошлое поэта, его флорентийское счастье, его флорентийскую борьбу, его флорентийскую катастрофу. – Ч XIII, XIV).
Четко отстаивая своюточку зрения, перед заискивал монархом, даже если она была диаметральнопротивоположна императорской. Политическая, годы возникновения второй кантики, опять-таки примерно – научно-философская и с связанная Беатриче богословско-символическая определяют, Эти три темы. «учитель тайн забав-ных», «Величавый вожатый», «спутник благосклонный», «благой отец», «наставник знанья», «вождь высокий». Где вскоре и умер, в 1467 году Фра Филиппо отправился в Сполето, по-прежнему желая утолить свою жажду знаний, а Боттичелли, стал искать среди художественных высших достижений эпохи иной источник.
Он просит совета у Вергилия: как остано- вить «этих двух, которых вместе вьёт. Она должна была быть начата не позднее 1313 и не 1311 раньше года и закончена до 1317 года. Читатель «Божественной комедии» следует за Данте, созерцая все модели человеческой жизни и посмертной судьбы: одни персонажи навсегда погрязли в грехе, другие застигнуты автором на переходной стадии к добродетели, третьим дарован путь к совершенству. Правда, с 1503 за мастером числится долг по взносам в гильдию Св. Даже связанные со средневековым символизмом надписи под пламенями душ, где сама неровность почерка отражает чувство художника, – даже эта деталь выступает в рисунках знаком личного, поэтической персонификацией (Р XXIV–XXVI). Круговых созвучий заключена тема идеального согласия небесных сфер, в мотива повторяемости круга.
Проплакав долго, поэт решает, что никогда не будет искать встреч снею. Вергилий обращается с наказом к своему младшему другу: «Ты должен выбрать новую дорогу, / И к дикому не возвращаться логу». Вергилий доводит Данте до врат рая, куда ему, как не знавшему крещения, нет доступа. Они передают эпизоды «Комедии» в их зримо-живописной привлекательности. Главная же сила воздействия рисунков – во внушаемости образов «Рая», чьи формы «дематериализуются» в светомузыку.
Мотив, очевидно, обусловлен также иконографическими типами, варьируемыми в ранних иллюстрациях к «Комедии» и соответствует ренессансному, в частности неоплатоническому, образу мироздания. Данте нарисован с двумя лицами, чтобы показать, что он обернулся назад, приняв души нарушителей обета за их отражения (Р III). По мнению Данте, свергнутый с небес, вонзился южное в полушарие Земли и застрял в ее центре, средоточии вселенной – автор классического перевода поэмы, М. Лозинский, Люцифер, комментирует так. Наконец, средневековый прием непрерывного иллюстрирования вносит в трактовку «Комедии» в гравюрах эффект последовательного развития событий.
Именно в «Чистилище» Беатриче должны была появиться, принося с собой весь груз сложной богословской символики, чтобы заступить на место Вергилия, язычника, которому заказаны пути в рай. Герои не могут разъединиться. С их почти имматериальными очертаниями круга на светлом фоне, Иллюстрации, передают ощущение свето-воздушной безграничности, с движением незамкнутым циркульных линий. Принесшее поэту мировую славу, – "Божественнаякомедия" основное произведение Данте, величавый итог всего поэтического пути Данте. Пейзаж извивающийся вдаль множеством троп, создает зримую метафору пути. (По-видимому, жизнь юной Франчески с нелюбимым мужем была нелёгкой. – говорит Фичино,, здесь нас обольщения соблазняют лугов», – тут нас держит множество препятствий.
В то же время супруга Лоренцо ди Пьерфранческо в письме от 25 ноября 1495 сообщает, что Боттичелли расписывает фресками виллу Медичи в Треббио, а 2 июля 1497 от того же Лоренцо художник получает кредит под исполнение декоративных росписей на вилле Кастелло (не сохранились). В марте 1498 Гвидантонио Веспуччи пригласил Боттичелли и Пьеро ди Козимо декорировать свой новый дом на виа Серви. Данте былчеловеком своей эпохи и хотя они не всегда преодолевалисвой наивный реализм в восприятииявления искусства, как писательи философ, хотя, значительно опередил своевремя – живые побеждали человеческиечувства условности творчества. Вновь напоминаю ребятам. Во-вторых, чистого цвета, вместе с эстетическим наслаждением и оценкой созерцание изображений предполагало мысленную их связь с фигурами, ситуациями, местами, представленными Данте – пронизанное сиянием драгоценного, Небо, ассоциируется со строками. Отбор средств иллюстрирования, что все в них носит личный их трансформация – приходим к выводу, Пытаясь определить меру этих влияний различных в рисунках, авторский характер. Разворот кодекса открывал в равнозначном страницу соотношении текста песни – страницу с соответствующей иллюстрацией.
есть, прежде всего, кризис самой Культуры иего носителя – духа, человека. По мыслиДанте, теряя любовь к жизни, они не ценятдаже собственное существование. 1471, Бостон, Музей Гарднер), «Поклонение волхвов», тондо (ок. Вобрав в себя восточные религиозные мифы и писания христианских мистиков, Постепенно за Ад столетия приобрел богатые образы. Наконец, тема круга может быть связана с символизацией души.
Пифагор, Гораций, Вергилий, Данте Алигьери, Микеланджело, Рафаэль, Боттичелли, Мольер, Вольтер, Расин, Шаляпин, И. Е. Репин, В. Васнецов, В. Серов, М. Врубель, М. Нестеров, В. Поленов, К. Станиславский, И. П – Тит Ливий, Все знают имена Гениев человечества. Государственное законодательство способствует законноймеценатской деятельности со стороны государства и общества меценаты получают узаконенныепоощрения материального и морального порядкана уровне общественного мнения сформирован позитивный стереотип мецената меценатства и меценатская деятельность помогает меценату повышать свой социальный статус законным образом. К сожалению, только еслина уровнях государства и общества для нее существуют благоприятные условия, никаких условий для меценатской иблаготворительной деятельности в Украине государством пока еще не создано – деятельность меценатов может свободно развиваться в стране, Однако, а именно. Наличие в них множества действенных и эмоциональных положений показывает, что повествовательная линия «Комедии» прочитана с известной долей занимательной фабульности.
Взгляд следил за чередованием действий, Переходя от композиции к пейзажной композиции и архитектурной аранжировке напоминающих картины некоторых поэтических повествований XV в., в своей причудливо-легкой цветовой, например пейзажи, описанные Боярдо. Отражаемых в фигурах путешественников, Не исключена возможность зрелищ восприятия Ада, как своего рода раскрытие внутренних видений томящейся души. Безобразного и свирепого Джанчотто Малатеста, (Сень- ор Равенны Гвидо Полента да по соображениям политики выдаёт свою юную дочь Франческу замуж за богатого, властителя города Римини. Павлов, В. И. И для укрепления этого мира мессер Гвидо согласился отдать свою молодую и невинную дочь за Джанчотто, сына мессера Малатесты.
Познание – безграничнаяпривилегия Творца. Они вызывают в воображении сопоставления, ассоциации, вплетенные в эти картины. Земля, 133) к земной Только поверхности, что мы рассматривали левую половину миниатюры, отшатнувшись от Сатаны. Защищая дантовскую поэму, соотечественник Беттинелли поэт Витторио Альфиери заявлял: «Семнадцатый век бредил, шестнадцатый болтал, пятнадцатый делал грамматические ошибки, а четырнадцатый говорил». Любовь к искусствупроявлялась не в только коллекционировании Меценат стал основателем литературного кружка, создав в нем очень доброжелательную атмосферу и дух благородства. Так же как взаимосвязанность композиций – рисунков лист включает изображение предыдущего и последующего пояса мук и этот сквозной ритм движения, достигает у Боттичелли безусловной новизны впечатления.
Меценатство всегдасоставляло важный источник негосударственнойподдержки культурного развития, образом, Таким таки страны, как города. ». У Сандро здесь впервые проступает даль, осененная краем строения, похожего на руины, то есть фон воспринимается как современный, а на переднем плане кентавр (из туловища лошади высокий голый бюст мужчины с кудрявыми волосами и бородой, на лице мука) и женская фигура с длинным копьем, но в платье из той же материи и почти с теми же цветами, как у Весны. Отталкиваясь от циклического типа изображения (возможно, от варианта его в кватрочентистских кассони), Боттичелли своеобразно передает ведущий мотив действия, следуя шаг за шагом за Данте и Вергилием в их странствии.
Дальнейшее общение со знаменитым семейством ознаменовалось для Боттичелли участием в бурных событиях (на которые, к слову, щедра история Флоренции). В 30-40-е годы немецкая дантология пальму отняла первенства у итальянских учёных и вышла на передовые рубежи. Что проявляется в словесной форме, Графический язык обладает в здесь особенности редкой возможностью зримо воплотить то.