1490, Дрезден, Картинная галерея старых мастеров), «Поклонение Младенцу» (ок. 1477, Берлин, Государственные собрания), «Лоренцо Торнабуони и семь свободных искусств», «Джованна дельи Альбицци и Добродетели» – фрески виллы Лемми (1480, Париж, Лувр), «Женский портрет» (1481-1482, Лондон, частное собрание), «Поклонение волхвов» (1481-1482, Вашингтон, Национальная галерея), «Паллада и кентавр» (1480-1488, Флоренция, Уффици), серия из четырех картин на сюжет новеллы Боккаччо о Настаджо дельи Онести (1483, три – Мадрид, Прадо, одна – Лондон, частное собрание), «Венера и Марс» (1483, Лондон, Национальная галерея), «Портрет мальчика» (1483, Лондон, Национальная галерея), «Мадонна с Младенцем» (1483, Милан, Музей Польди-Пеццоли), «Мадонна с Младенцем и двумя святыми» (1485, Берлин, Государственные собрания), «Мадонна с Младенцем и святыми» («Пала Сан-Барнаба»), «Коронование Богоматери», «Благовещение» (все – ок. Наступивших в обществе, Первыми симптомами этих изменений, которая несколько десятилетий спустя поразила Италию и положила конец эпохе Возрождения, первыми раскатами грозы, были упадок Флоренции в конце 15 века и религиозный фанатизм, охвативший город под влиянием проповедений Савонаролы, фанатизм, которому до некоторой степени поддался и сам Боттичелли и который заставлял флорентинцев, вопреки здравому смыслу и веками воспитывавшемуся уважению к прекрасному, бросать костер в произведения искусства. 1490, Флоренция, Уффици), «Портрет Лоренцо Лоренциано» (ок.
Он подвержен силам, Однако в картинах Боттичелли человек утрачивает эту активную роль он становится скорее элементом, страдательным он отдается порыву чувства или порыву ритма, действующим извне. Да, «Что отличает творчество Сандро Боттичелли от манеры его современников мастеров кватроченто и живописцев всех времён народов и впрочем. Спустившихся на землю и обнимающихся с людьми, Сколько трогательной простоты человечности и вложил художник в образы ангелов. Подчиняющих человека, Это ощущение внеличных сил, прозвучало в картинах Боттичелли как предчувствие новой эпохи, переставшего владеть собой, когда на смену антропоцентризму Ренессанса, сознание приходит личной беспомощности, представление о том, что в мире существуют силы, независимые от человека, неподвластные его воле. 1495, Амстердам, Рейксмузеум), четыре композиции на тему истории св. Фактического правителя Флоренции, Два момента сыграли решающую роль в идейном формировании его художника тесная близость с гуманистическим кружком Лоренцо Медичи Великолепного.
(Именно в честь одного из членов этой семьи 8211 флорентийского мореплавателя Америго Веспуччи, Американский континент был назван 8220Америкой8221) На картине изображена прекрасная богиня любви Венера и задиристый бог войны Марс. Е. Ротенберг Искусство Италии 15 века изд. Они даже не замечают друг друга. Но нет никакой дали, За стройными стволами виднеется деревьев небо, уводящих в глубину, никаких перспективных линий, за пределы изображенного. Это одна из поздних картин художника 8211 8220Мистическое Рождество8221. Он был учеником известного живописца Филиппе По-видимому, Липпи, в мастерской которого он мог работать между 14651467 годами.
Себастьян). В этих рисунках без конца повторяются фигуры Данте и Беатриче. Красота, Волшебная грация, присущие на картинам мифологические темы, богатство воображения и блестящее исполнение, присутствуют также в нескольких знаменитых алтарях Боттичелли, написанных в течение 1480-х годах. «Рождение Венеры» стало последней такой картиной. В марте 1498 Веспуччи Гвидантонио пригласил Боттичелли и Пьеро ди Козимо декорировать свой новый дом на виа Серви. Изгибаясь точно легкая былинка, скользит неслышной поступью Юдифьне мужественная библейская героиня, а робкая девушка, почти ребенок испуганная и опечаленная своим подвигом (Юдифь).
Что их объединяет, пронизывающий Единственно, картину, – это общий ритм, как – бы порыв ветра, ворвавшийся извне. В Рождестве, написанном в 1500 году, традиционный сюжет, обычно представляемый художниками XV века как жанровая сцена, превращен Боттичелли в религиозную мистерию, увенчанную хороводом бесплотных ангелов, парящих в преддверии золотых кругов небесного рая. Сделанная отцом о нездоровье своего младшего сына, Среди первых сведений о художнике запись в 1458 кадастре года.
Правда, с 1503 за мастером числится долг по взносам в гильдию Св. Образы как бы утрачивают свою реальную, земную оболочку, выступая как мистические символы. Боттичелли сумел передать в линии и чисто каллиграфическую красоту и напряженную душевную экспрессию и отточенную музыкальность ритма. И после смерти Лоренцо Медичи, Его проповеди имели большой успех простых среди флорентинцев, Савонарола фактически стал править Флоренцией.
Вместе с художником умерла и память о нем. Что позднее папа римский отлучил Савонаролу от церкви, Несмотря на то, Боттичелли больше не обнажённую изображал женскую натуру. От мечтательных настроений юности до болезненного пессимизма зрелого возраста, Творческий путь 8211 художника тяжелый и трагический. Его понимание античности (как и его понимание религии) очень индивидуально.
Лучшим творением Боттичелли начатую считают им в 1474 году стенную живопись в Сикстинской капелле Ватикана. Образ абсолютно забытого и бедного художника создание Скорее Вазари, всего, который был склонен к крайностям в жизнеописаниях художников. Люди у Боттичелли скорее изображают движение – именно вот таким образом все движения фигур имеют какой-то особый, чем Вероятно, двигаются, вневременной характер. И вот таким образом его сильно захватили пылкие проповеди доминиканского монаха Савонаролы, Сандро Боттичелли был очень страстным религиозным человеком, угрожая быстрым концом света, который них в призывал всех каяться.
Что лет пятьдесят тому назад Бommuчeлли считался одним из темных художников переходного Странно времени, подумать, чтобы приготовить путь Рафаэлю, которые прошли в мире лишь затем. Сидящему на троне царю в два уха шепчут Невежество и Подозрение. Но у нее поразительно красивые, Лицо Беатриче не красиво, большие и трепетно руки одухотворенные и какая-то особая порывистая грация движений. Страстного исследователя, в отличие от Леонардо, стремившегося воспроизводить все особенности строения растений, с фантастической точностью, Боттичелли изображает деревья вообще, песенный образ дерева, наделяя его как в сказке, самыми прекрасными – качествами оно стройное, с гладким стволом, с пышной листвой, усыпанное одновременно и цветами и фруктами. Движения и взволнованного, Мало у в кого мировой живописи так звучит пластика линии, далекого от мифологического или иных схем сюжета, глубоко лирического. В мифологических композициях Боттичелли вырисовывается ясно их зависимость от античных и современных ему литературных источников. 1472, Лондон, Национальная галерея), «Мадонна евхаристии» (ок. то отдается просветленной экзальтации (Причащение св. Боттичелли был человеком иного склада.
Среди этих подписей имени Сандро Боттичелли не обнаружено. Это природа вообще, прекрасная и неизменная. В 1470 году он уже имел собственную мастерскую и самостоятельно полученные выполнял заказы. Человек с факелом, который идет впереди Клеветы это Зависть. Со смертью Боттичелли завершается история живописи флорентийской Раннего Возрожденияэтой подлинной весны итальянской художественной культуры. Слишком строго вписана она в арку склоненных деревьев и окружена зелени ореолом – Так же неподвижна фигура идущей Венеры.
Его образы (за очень редким исключением) лишены монументальности и драматизма их преувеличенно хрупкие формы всегда немного условны. Но никогда в них не было такой кристальной ясности и цельности образа как в этом раннем портрете, Позднее его портреты бывали острее и глубже, неизвестный, чуть подернутом дымкой мечтательности задумчивой Судя по медали изображенный на портрете имел какое-то отношение к семье Медичи, с членами которой в эти годы у Боттичелли завязываются дружественные отношения. Но, Мастер хотел рассказать зрителю о христианской любви, он показал ее любовь как земную и человеческую, сам того не желая, торжествующую над горем и страданием. Однако самые скрупулезные расшифровки смыслового значения отдельных фигур и деталей (даже если признать их вполне правильными) еще не дают нам истинного понимания идейного замысла картины и очень мало дают для понимания ее художественной ценности. А в этом празднике нечто есть призрачное, Но в этой беззвучной музыке линий ясно слышатся меланхолические интонации. И именно он является главным героем драматического повествования, в картинах эпохи Возрождения человек всегда составляет центр композиции весь мир строится него вокруг и для него, заключенного в картине, активным выразителем содержания.
Которому были в одинаковой мере чужды как политические, случайно Не вот таким образом Леонардо да Винчи, покидает Флоренцию и, так и религиозные увлечения, стремясь обрести свободу творчества, переезжает в Милан. Наступала эра нового искусства и, мода новая и новые вкусы – соответственно, в последние годы жизни художника его слава клонилась к закату. Где литературная программа и возникшие в связи с ней личные ассоциации и переживания художника вылились в зрительный образ, Этопроизведение, сколько единым поэтическим чувством, в котором отдельные части в объединены целостную композицию не столько единым сюжетом, единым ритмическим движением.
И он пытался решить ее, Проблема соотношения физической красоты и духовной постоянно вставала перед Боттичелли, дав язычески прекрасному телу своей Венеры лицо задумчивой Мадонны. У древних греков она называлась дриадой или нимфой, в народных сказках Европы – лесной в феей, русских сказках – русалкой – кого изображает полуобнаженная женская фигура в прозрачной одежде и сколько бы не спорили ученые о том, Весну и Зефира, с длинными разметавшимися волосами и веткой зелени в зубах – Флору, – образный смысл ее абсолютно ясен. В городе, Он жил Флоренции, во политической и культурной жизни Италии, который в течение нескольких столетии стоял во главе экономической, в городе с вековыми республиканскими традициями, который по праву считают кузницей итальянской культуры Возрождения. В 1490-е годы, в эпоху потрясших Флоренцию социальных брожений и мистико-аскетических проповедей монаха Савонаролы, в искусстве Боттичелли появляются ноты драматизма, морализаторства и религиозной экзальтации (Оплакивание Христа, после 1490, музей Польди-Пеццоли, Милан Клевета, после 1495, Уффици). В то же время супруга Лоренцо ди Пьерфранческо в письме от 25 ноября 1495 сообщает, что Боттичелли расписывает фресками виллу Медичи в Треббио, а 2 июля 1497 от того же Лоренцо художник получает кредит под исполнение декоративных росписей на вилле Кастелло (не сохранились).
Самым ярким выражением этого может служить фигура Венеры, плывущей по морю. Просвещение (с) 1969 2. С какими-то темными злыми силами природы ассоциируется летящая справа, фигура и конечно, от взмаха крыльев которой стонут и клонятся деревья. Это одна из самых известных картин художника 8211 8220Весна8221. Потому его картины так волнуют современного зрителя своей поэзией и первичностью Он мировидения», не пользуется ходульными канонами.
Использовав отчасти свои первые композиции, к листов выполнению кодекса Медичи Боттичелли приступил после возвращения из Рима. Картины Боттичелли пользовались большой популярностью среди образованных флорентинцев. Без теней и без нажима – создают ощущение невесомости полной фигур хрупких и как будто прозрачных, Здесь даже самый характер рисунка – одной тонкой линией. Зефир протягивает руки, они лишены конкретного значения, но не касается Флоры Весна только трогает, но не берет цветы Правая рука Венеры протянута вперед, как будто она хочет коснуться чего-то, но так и застывает в воздухе жесты сплетенных рук Граций – это жесты танца в них нет никакой мимической выразительности, они не отражают даже состояние их души – движения фигур приобретают какой-то странно завороженный характер, лишены Позы, определенной целенаправленности. Некоторое время учился вместе с Леонардо да Винчи в мастерской Вероккио. И еще одна особенность появляется в последних рисунках серии: Беатриче, это воплощение красоты, некрасива и почти на две головы выше Данте.
Одним – в мужественной энергии, Боттичелли уступал многим художникам XV века, правдивой другимв достоверности деталей. Иоанном Крестителем» (ок. Искусство Боттичелли поэтическая исповедь великого художника, которая волнует и всегда будет волновать сердца людей. Тонкость и точность линий он перенял у второго своего брата, который был ювелиром.
Что когда в 1502 году Изабелла д'Эсте искала для себя флорентийского художника и Боттичелли дал свое согласие на работу, она Примечательно, отвергла его услуги. Персонажи ее не общаются друг с другом и хотя в картине изображена определенная сцена, молчаливы, погружены они в себя, задумчивы, внутренне одиноки. Насквозь религиозном искусстве с огромной силой себе пробивает дорогу человеческое начало и все же в этом. Боттичелли обращается не только к традиционным персонажам народных легенд и сказок его в картинах Весна и Рождение Венеры отдельные предметы приобретают характер обобщенных поэтических символов. В 1520-е его наступление будет ознаменовано сложением и иррационального субъективного искусства маньеризма. Здесь приемы преувеличения и диссонанса становятся почти нестерпимыми (например, Чудо св.
1473, Флоренция, Уффици), «Портрет Джулиано Медичи» (Вашингтон, Национальная галерея), «Портрет молодого человека» (ок. Обрисовывающий границы объемов, в произведениях Боттичелли линия уже не тот простой контур, наоборот, который любили наивно подчеркивать художники многие того времени и которого, старались избегать более поздние мастера, постигшие тайны живописной светотени. Стройные деревья, а эти высокие, золотыми увешанные плодами, вечно зеленые и вечно цветущие, – они в одинаковой мере могут изображать и античный сад гесперид и волшебную страну сказок, где вечно царит лето. Колорит Боттичелли музыкален, в нём всегда ясен лейтмотив произведения. Это чувство невозможно спутать с Другим, но его очень трудно объяснить.
Возле нее местная нимфа убегает от фавна (видимо там не обошлось без участия Амура) Три девушки в правой части картины являются грациями, а юноша рядом с ними 8211 Меркурий 8211 посланник богов. Последние 25 лет 15 века для Флоренции – годы это постепенной агонии и гибели республики и героических и безуспешных попыток спасти ее. И с особенной любовью работал над сюжетами, мифологическими Он один из первых внес в искусство своего времени античный миф и аллегорию. Картина символизирует победу любви над войной или пока любовь бодрствует, война спит. Сандро Боттичелли умер в мае 1510 года.
Что 19 апреля 1494 Сандро Боттичелли вместе с братом Симоне приобрел дом с и землей виноградником за воротами Сан-Фредиано, Из них следует. Символизирует многочисленные человеческие недостатки и особенности в один из них 8211 именно Клевету, Картина очень аллегорическая. 1473, Лондон, Национальная галерея), «Обнаружение тела Олоферна», «Возвращение Юдифи в Ветилую» (обе – ок.
Новое направление искусства Боттичелли получает свое крайнее выражение в последний период его деятельности, в произведениях 1490-хначала 1500-х годов. Отличаясь какой-то наивной косноязычностью, Его живописная упрощается манера почти до иконописной условности. Однако его рисунки к Божественной комедии Данте (1492–1497, Гравюрный кабинет, Берлин и Ватиканская библиотека) при остроте эмоциональной выразительности сохраняют легкость линии и ренессансную ясность образов. В их плавном течении и в выразительных контрапостах в рождается, прихотливом сплетении и игре линий, главная темапраздник весны и любви, подобно музыкальной мелодии. Умер Сандро Боттичелли в 1510 году так закончилось Кватроченто эта счастливейшая эпоха во флорентийском искусстве.
Его похоронили на кладбище при флорентийской церкви Оньисанти. Необычайное чувство ритма, Это особая певучесть линии в каждой из его картин, выраженное в тончайших нюансах и в прекрасной его гармонии «Весны» и «Рождения Венеры». ». Козимо Росселлини, Наряду с известнейшими мастерами монументальной живописи того времени Перуджино, Пинтуриччино и Синьорелли по указанию папы был приглашен Боттичелли и Доменико Гирландайо. Их тонкую серую линию художник затем обводил коричневыми или черными чернилами, выполнены Рисунки серебряным и свинцовым штифтами.
Однако поздние работы мастера не являются стилизацией. Проникнутые мягким лиризмом, в ранних произведениях Боттичелли преобладают образы и прозрачные почти безмятежные. Сохранилось 92 листа (85 – в Кабинете гравюр в Берлине, 7 – в Библиотеке Ватикана). Боттичели не был женат, детей у него не было. Искусство Москва (с) 1967 3. Между которыми пролегал путь творческий Боттичелли, Рафинированное наслаждение жизнью и искусством при дворе Медичи и суровый аскетизм Савонаролы вот два полюса.
Луки, но запись от 18 октября 1505 сообщает, что он полностью погашен. На всех языках этот образ всегда служил образом весны в народных празднествах на Руси, у всех народов, когда молодые выходили девушки в поле завивать венки, посвященных встрече весны, он столь же уместен, как и в картине Боттичелли. Оригинальная же черта собственного таланта Боттичелли состоит в наклонности к фантастическому.
1490-1495, Эдинбург, Национальная галерея Шотландии), «Св. Каждое новое поколение исследователей и почитателей пыталось найти картинах в Боттичелли оправдание своих собственных воззрений на жизнь и искусство. Трудно назвать другого художника, который с такой убедительностью и такими простыми средствами сумел бы передать ощущение безграничного простора и безграничного света.
Интересно, что в этом портрете дан новый тип композиции. После изгнания Медичи ставшего некоторое на время духовным и политическим руководителем Флорентийской республики и его увлечение религиозными проповедями доминиканского монаха Савонаролы. Фигуры Данте и его спутника, по нескольку раз повторенные на каждом листе, появляются то в одной, то в другой части рисунка не считаясь ни с физическим законом тяжести, ни с приемами построения изображения, принятыми в его эпоху, художник помещает их то снизу, то сверху иногда боком и даже вниз головой. 1495, Рим, собрание Паллавичини), «Покинутая» (ок. Он замолкает как художник и когда в последние годы 15 века Боттичелли этот решает спор в пользу религии. – пишет он далее, «Говорят также, о ком знал, – что он превыше всего любил тех, что они усердны своем в искусстве и что зарабатывал он много, но все у него шло прахом, так как хозяйничал он плохо и был беспечным. Именно вот таким образом, Вероятно, кризис Возрождения и обнаружился прежде всего здесь и именно здесь принял бурный такой и такой трагический характер. Сохраняя еще крепкую реалистическую основу, к концу 70-х годов образы Боттичелли, которые решительно выделяют его среди всех флорентийских живописцев, утонченную приобретают одухотворенность и взволнованную поэтичность.
Трогательно обхватывает младенец своими ручонками шею матери (Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем). Возможно, Боттичелли возвратился во Флоренцию летом 1482 года, но, по причине смерти своего отца, скорее всего, по собственной делам мастерской, загруженной работой. 1477, Париж, Лувр), «Мадонна с Младенцем и ангелами», тондо (ок.
Против возраставшей власти Медичи позиции самых страстных ее защитников странным образом совпадали с позициями сторонников Савонаролы, в этой борьбе за демократическую Флоренцию, заставить ее отказаться от всех достижений ренессансного гуманизма, вернуть пытавшихся Италию ко временам средневековья, ренессансного искусства. На переднем плане в левой части картины художник нарисовал сам себя. Берлин, 1477, «Лоренцо Торнабуони и семь свободных искусств», Государственные «Джованна дельи Альбицци и Добродетели» собрания), – фрески виллы Лемми (1480, Париж, Лувр), «Женский портрет» (1481-1482, Лондон, частное собрание), «Поклонение волхвов» (1481-1482, Вашингтон, Национальная галерея), «Паллада и кентавр» (1480-1488, Флоренция, Уффици), серия из четырех картин на сюжет новеллы Боккаччо о Настаджо дельи Онести (1483, три – Мадрид, Прадо, одна – Лондон, частное собрание), «Венера и Марс» (1483, Лондон, Национальная галерея), «Портрет мальчика» (1483, Лондон, Национальная галерея), «Мадонна с Младенцем» (1483, Милан, Музей Польди-Пеццоли), «Мадонна с Младенцем и двумя святыми» (1485, Берлин, Государственные собрания), «Мадонна с Младенцем и святыми» («Пала Сан-Барнаба»), «Коронование Богоматери», «Благовещение» (все – ок. Но лучшим моментом возрождения, Флорентийское кватроченто кажется нам переходным, не нам просто трудно поверить и гений Ьommuчeллu обозначает для нас высшую его точку, что писатели XVIII и начала XIX века, аббат Ланци, например или Стендаль, упоминают имя Боттичелли только ради желания быть обстоятельными. «Клевета» (1495, там же), Августин» тондо (1490-1500, Флоренция, Уффици), (Милан, Пинакотека Амброзиана), «Мадонна с Младенцем и ангелами», «Благовещение» (Москва, ГМИИ), «Св.
С другой стороны именно Медичи, занимавшие реакционные позиции в политике, выступали защитниками гуманизма и всячески покровительствовали писателям, ученым, художникам. Плоскостная линеарность и грация, в произведениях конца 1460-х хрупкая, годов сменяются более объемной трактовкой фигур, перенятые от Филиппо Липпи. Стиль Филиппо Липпи оказал на Боттичелли огромное влияние, проявившееся главным образом в определенных типах лиц (в повороте в три четверти), декоративности и орнаментальности рисунка драпировок, рук, в склонности к детализации и мягком высветленном колорите, в его «восковом» свечении.
Доведенный в своей простоте до предела, Плоскостному линейному ритму полностью и подчиняется рисунок и цвет с его резкими контрастами локальных красок. Четыре листа раскрашены темперой. В центре картины изображена прекрасная Венера 8211 богиня любви.
Что в группировках, Его картина строится так, столпившихся вокруг Марии с младенцем, движениях и жестах фигур, зримо передаются самые различные оттенки живого чувства от спокойного, почти любопытства холодного до бурного волнения горячей любви. Сделана художником как украшение для виллы Медичи, представляет собой аллегорию прихода весны (а с ней и любви). Чем на античную богиню, в центре ееВенера она одета больше и похожа на флорентийскую горожанку. Эта картина очень понравилась Лоренцо Медичи. Так полно выраженный в Весне и уже тогда его поэтический идеал, получает трагическую свою двойственность. Изображая этот земной рай, этот золотой век, Боттичелли выключает из своих картин категории пространства и времени.
Известный лозунг времен 60-х годов прошлого века (во время войны США во Вьетнаме) 8220Make love not war8221 (делай любовь, а не войну) был актуален во все времена. 23 сентября 1502 он сообщает ей из Флоренции, что Перуджино находится в Сиене, Филиппино Липпи чересчур обременен заказами, но есть еще Боттичелли, который «много мне хвалим». 1470, Флоренция, Уффици), «Поклонение волхвов» (ок. Заново открыт был Боттичелли в только конце XIX века стараниями английского искусствоведа Джона Рёскина и группы художников- прерафаэлитов. В 1481 году Сандро Боттичелли получил от папы Сикста IV почетный заказ.
Обаяние искусства Боттичелли всегда остается немного загадочным. Вазари пишет, что Боттичелли был приверженцем «секты» Савонаролы и даже бросил живопись и «впал в величайшее разорение». Государственное Издательство изобразительного искусства 1960 г. Это одна из картин, первых П. П. Муратов Образы Италии М., Республика 1994 В. Гращенков Сандро Боттичелли М., которая принесла художественную славу Ботичелли. Есть какой-то разрыв между внутренней жизнью людей и внешним рисунком их поз и жестов. Строго в профиль, Раньше итальянские художники передавали портретируемого человека погрудно, что ограничивало сильно возможности эмоционального и психологического раскрытия образа, на нейтральном фоне.
1468, Париж, Лувр), «Мадонна с Младенцем и двумя ангелами» (1468-1469, Неаполь, Каподимонте), «Св. Звучавшие из уст Савонаролы, Во мире внутреннем Боттичелли долгое время шла борьба между гуманистическими ценностями ренессансной культуры и призывами к покаянию и аскетизму. 1499, Гранада, Королевская капелла), «Символическое Распятие» (1500-1505, Кембридж, Массачусетс, Художественный музей Фогг). Но как никакой другой XV художник века Боттичелли был наделен способностью к тончайшему поэтическому осмыслению жизни.
Однако его искусство не умерло вместе с ним. Иоанном Крестителем» (ок. Опираясь на две палки. » о материальном положении Боттичелли в 1490-е, в конце концов он стал дряхлым и неработоспособным и ходил, когда, то есть в то время, согласно Вазари, должен он был бросить живопись и разориться под влиянием проповедей Савонаролы, отчасти позволяют судить документы из Государственного архива Флоренции. В его руках линия становится безукоризненным художественным инструментом для передачи самых тонких жизненных чувств и переживании В позднем творчестве Боттичелли эта особенность его искусства достигает своего критического апогея и тогда язык мастера приобретает дисгармонирующую остроту: угловатые и как бы невесомые фигуры скользят вдоль плоскости картины изгибаясь и вибрируя от внутреннего напряжения, подчиняясь в своих движениях капризному ритму линий, то стремительно взлетающих упругими волнами, то рассыпающихся мелкими складками.
В такой ситуации положение художника было особенно трудным. По словам Вазари, Сандро Боттичелли был «человеком весьма приятным и нередко любил подшутить над своими учениками и друзьями». Вазари в своих «Жизнеописаниях» нарисовал удручающую картину последних лет жизни художника, описав его как человека бедного, «старого и бесполезного», неспособного держаться на ногах без помощи костылей. И. Данилова Сандро Боттичелли, ИСКУССТВО изд.
Выполнил множество картин по заказам Медичи. К числу лучших принадлежат алтарь Барди с изображением Мадонны с младенцем и святыми Иоанном Крестителем и Иоанном Евангелистом (1485) и Благовещение Честелло (1489–1490, Уффици). Внутренняя напряженность рисунка, Резкие контрасты ярких цветовых пятен, динамика и экспрессия образов свидетельствуют о необыкновенной перемене в художника мировосприятии в сторону большей религиозности и даже своеобразного мистицизма. Трагическое настроение и элементы мистицизма многих во поздних работах мастера свидетельствуют в пользу такого мнения, Действительно.
Однако в образе волхвов Боттичелли изобразил своих современников 8211 благородных членов семейства Медичи, которые в то время правили городом Флоренция. Рационалистический духовный мир Возрождения людей Боттичелли обновил и обогатил своими поэтическими образами. С конца 1470-х годов, после сближения Боттичелли с двором правителей Флоренции Медичи и кругом флорентийских гуманистов, в его творчестве усиливаются черты аристократизма и утонченности, появляются картины на античные и аллегорические темы, в которых чувственные языческие образы проникнуты возвышенной и вместе с тем поэтической, лирической одухотворенностью (Весна, около 1477–1478, Рождение Венеры, около 1482–1483, – обе в Уффици). А на основе того цельного, Оно строится не на археологическом интересе к классическим образцам и не на слепом следовании представлениям неоплатоновской символики, которое пронизывает все творчество глубоко мастера, поэтического мироощущения. Сандро был самым младшим, четвертым сыном Филиппепи. Зиновия).
– Список литературы 1. Располагаются фигуры на Боттичелли, картине Подобно плоскостному декоративному узору на ковре. Поездка в Мантую не состоялась по неизвестной причине. Августин» (1490-1500, Флоренция, Уффици), «Клевета» (1495, там же), «Мадонна с Младенцем и ангелами», тондо (Милан, Пинакотека Амброзиана), «Благовещение» (Москва, ГМИИ), «Св. собеседование» (ок. Как прямо указывает греческая надпись, Картина, горячая мольба о спасении от Флоренции дьявола кровавого Чезаре Борджиа, сделанная на ней художником, который должен быть и будет побежден. С еще большей очевидностью бросается глаза в неповторимая оригинальность Боттичелли в истолковании античных сюжетов и образов, Но как бы точно ни прослеживать эту зависимость.
Микельанджело и молодого Рафаэля, Современник Леонардо, Боттичелли чужд остался их классических идеалов. Которая нагая плывет по морю в раковине, Особенно эффектна его Венера и гонят раковину к берегу и боги ветров осыпают ее из дождем роз. Я выбрала тему о Сандро Ьотичелли, так как это наиболее интересная для меня личность, его значение в искусстве огромно и в своем реферате я расскажу вам о великом гении Бomuчeллu и его вкладе во всемирное искусство Сандро Боттичелли родился в 1444 (или в 1445) году в семье кожевника, флорентийского гражданина Мариано Филиппепи. (Именно в честь одного из членов этой семьи 8211 флорентийского мореплавателя Америго Веспуччи, Американский континент был назван 8220Америкой8221) На картине изображена прекрасная богиня любви Венера и бог задиристый войны Марс. Они похожи на сухие листья, все и фигуры подчиняются этому ритму безвольные и легкие, которые гонит ветер.
Точной, Именно эти особенно иллюстрации ясно дают почувствовать красоту легкой, нервной линии Боттичелли. Иеронима). Эта интересная картина, называется 8220Клевета8221. И существует только одно прямое свидетельство серьезного интереса Боттичелли к его личности, Савонарола был в сожжен том же году 29 мая. Который стал приметной чертой его Приблизительно стиля, в это же время Боттичелли начал применять охристые тени для передачи телесного цвета прием. Возникает ощущение лирической темы, будто преследующей художника, от которой никак не может и не хочет освободиться. И это наложило яркий отпечаток на его произведения. ) Беспокойное, Необычайно остро для своего времени почувствовал Боттичелли непримиримые противоречия жизни противоречия социальные и противоречия своей творческой собственной личности, но вместе с тем бесконечно человеческое, эмоционально утонченное и субъективное искусство Боттичелли было одним из самых своеобразных проявлений ренессансного гуманизма.
Доход от этой собственности в 1498 определялся в 156 флоринов. В выполненных Сандро Боттичелли в 1481–1482 фресках в Сикстинской капелле в Ватикане (Сцены из жизни Моисея, Наказание Корея, Дафана и Абирона, Исцеление прокаженного и искушение Христа) величественная гармония пейзажа и античной архитектуры сочетается с внутренней сюжетной напряженностью, остротой портретных характеристик. Примечательно, что в 1502 году королева Изабелла Кастильская, выбирая кого-нибудь из флорентийских художников для исполнения ее заказа, категорически отвергла кандидатуру Боттичелли.
Они пышны или тех, свежи и ароматны, они похожи и на розы и на гвоздики и на пионы это – цветок вообще, самый из чудесный цветов – рассыпанных на лугу под ногами Весны, а какой ботаник взялся бы определить сорт цветов, которые она держит в складках своего платья. Что так называли кума художника, отца Однако Вазари сообщает, – ювелира, Мариано, к которому Сандро был отдан в обучение. Слева от Венеры можно увидеть цветущую даму, которая босиком элегантно ступает по земле.
Все находили образам Боттичелли разное объяснение, но никого они не оставляли равнодушным. Боттичелли прославился своим тонким эстетическим вкусом и такими произведениями, как «Благовещение» (14891490), «Покинутая» (14951500) и т. д. В последние годы своей жизни он не писал картин, но в 1504 году, согласно его мнению в комиссии, в которой участвовал и Леонардо да Винчи, было принято решение установить статую Давида Микеланджело на цоколе перед Паллаццо делла Синьория. Что сам художник вырвался из сферы земного притяжения, Порой ощущение, создается утратил ощущения верха и низа.
В частности, расписал знамя Джулиано Медичи, брата Лоренцо Великолепного. – Заключение был Боттичелли непосредственным свидетелем первых симптомов наступающей феодальной реакции. Хрупкая красота фигур, Одушевленность ландшафта, трепетных линий, музыкальность легких, прозрачность изысканных, словно сотканных из рефлексов создают красок в них атмосферу мечтательности и легкой грусти. С якобы невинным лицом, Клевету здесь выступает в образе красивой девушки, влечет которая обвиняемого мужчину на суд к царю.
Его произведения вызывают чувство, какое не вызывают произведения других мастеров. В эти годы Сандро Боттичелли написал для Медичи несколько фресок на вилле Спедалетто в Вольтерре (1483–84), картину для ниши алтаря в капелле Барди при церкви Санто Спирито (1485) и несколько фресок аллегорического содержания на вилле Лемми. (На тот момент он был старшим членом семейства) После этого Сандро Боттичелли стал художником при дворе Медичи, что было очень почетно. Чтобы показать праздничное зрелище богато разодетой толпы в этой традиционной теме Боттичелли открыл новую сторонувозможность рассказать о мире человеческих переживаний, Евангельская о легенда подношении даров новорожденному Христу тремя волхвами не только использовалась им как повод для того. В его творчестве произошли значительные изменения, Однако во второй жизни половине художника.
Попытка робкая и закончившаяся трагически, То была первая раскрыть попытка душевный мир человека, но получившая через поколения и столетия свое бесконечно многогранное отражение в творчестве других мастеров. Ее нога почти касается переднего края картины, Весна стремительно идет вперед, никогда не сделает следующего шага ей некуда но ступить, она никогда не переступит его, в картине нет горизонтальной плоскости, нет и сценической площадки, на которой фигуры могли бы свободно двигаться. Он впервые сумел передать едва уловимые нюансы человеческих переживаний. Уже в старческом возрасте он сжёг свою юношескую картину костре на тщеславия, Согласно преданию. На многих листах обводка чернилами не закончена или не сделана вовсе. О том, что пожилой Боттичелли продолжал пользоваться известностью, свидетельствует и письмо Франческо деи Малатести, агента правительницы Мантуи Изабеллы д'Эсте искавшей мастеров для украшения своего студиоло.
Который раскрывается не только в своей мистической символике, Отсюда главная идея произведения апофеоз добра над но злом и в своем чисто человеческом содержании. 1495, Рим, собрание Роспильози), «Юдифь с головой Олоферна» (ок. Как художник он полностью принадлежал XV столетию и имел не прямых преемников в живописи Высокого Возрождения. Что Боттичелли некоторое время, Не исключена также возможность, работал у известного другого флорентийского живописца и скульптора Андреа Верроккио, в 1468 и 1469 годах. Пестреющей цветами, Тонкими светлыми силуэтами рисуются отчетливо они на темном фоне густой листвы и зеленой лужайки. Две другие девушки, которые заплетают волосы Клевете, символизируют Коварство и Ложь.
Что от последнего десятилетия его жизни нас до не дошло почти не одного его произведения, Вполне понятно вот таким образом. Чье нагое тело прекрасно в своих изящных пропорциях (Св, Ничто не нарушает юного спокойствия мученика Себастьяна. Это особая певучесть линии в каждой из его картин, необычайное чувство ритма, выраженное в тончайших нюансах и в прекрасной гармонии его «Весны» и «Рождения Венеры».
Боттичелли изображает свою модель не в профиль, По примеру нидерландских живописцев, со взглядом устремленным прямо на зрителя, а почти в фас, с широким пейзажем воздушным на заднем плане он тонко использует жест рук для обогащения портретной характеристики. С особой силой выражено все это в иллюстрациях Боттичелли в Божественно комедии Данте. А заодно и свой автопортрет и их портреты, по обычаю времена, того художник, представил в картине Поклонение волхвов. В период между 1480 и 1490 годами его слава достигла апогея и он стал получать до того огромное число заказов, что справляться с ними самому было почти невозможно, вот таким образом большую часть картин Мадонн с младенцем заканчивали его ученики, старательно, но не всегда блестяще, копировавшие манеру своего мастера.
Эта картина 8220Венера и Марс8221 написана художником заказу по известной флорентийской семьи Веспуччи. Спини был главным судьей в процессе против Савонаролы. Доминик» (Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), «Преображение» (ок. Чуждых ренессансному художественному методу, Использование форм и приемов, для которых передачи художнику было недостаточно конкретики реального мира, объясняется стремлением к усилению эмоциональной и духовной выразительности. Ее название 8220Поклонение волхвов8221.
Порывы веселья щемящей тоской, Радостное возбуждение в сменяется его картинах меланхолической мечтательностью, спокойная созерцательность неудержимой страстностью. Темой картины является известный библейский сюжет 8211 к только что родившемуся младенцу Иисусу и Матери Божьей Марии пришли на трое поклон волхвов с востока. Что этим масштабным различием Боттичелли стремился передать большую значимость образа Беатриче и, Нет сомнения в том, то ощущение ее превосходства и собственного ничтожества, может быть, которое в испытывал ее присутствии Данте. Боттичелли, говорят, был приверженцем Савонаролы.
С которой Боттичелли 20 на листах возвращается все к одной и той же композиции – Беатриче и Данте, Поражает почти маниакальная настойчивость, заключенные в круг варьируются слегка только их позы и жесты. 1466, Париж, Лувр), «Мадонна с Младенцем во славе», «Мадонна дель розето» (обе – 1469-1470, Флоренция, Уффици), «Мадонна с Младенцем и св. А возле нее обнаженная Истина смотрит куда-то в вверх, правой части картины Покаяние представлено в образе старушки одетой в черные траурные одежды. Вся украшенная цветами, По одну от сторону нееВесна, которая прижимается к ней, она словно не замечает нимфы Флоры, спасаясь от объятий холодного Зефира по другую сторонутри грации, застывшие в хороводе танца повернувшись к ним спиной стоит полуобнаженный Меркурий вверху летает Амур, с завязанными глазами, но готовый пустить стрелу в одну из граций. Он мучительно метался между гуманизмом кружка Медичи и религиозно-моральным пафосом Савонаролы, Неразрывно свою связав судьбу с судьбой Флоренции. Усердно изучал Данте плодом этого изучения явились гравюры на меди, приложенные к вышедшему в свет во Флоренции в 1481 году изданию дантова «Ада» (издание Магны).
В 1505 он вошел в состав городского комитета, который должен был определить место установки статуи работы Микеланджело его «Давида», но за исключением этого факта других сведений о последних годах жизни Боттичелли неизвестно. К образам, Боттичелли обращается к извечным народной мотивам сказки, созданным народной фантазией и вот таким образом общезначимым. Что искусство Боттичелли за последние сто лет после его открытия оказалось слишком перегруженным всевозможными литературными, еще Отчасти и потому, какими его наделили художественные критики и историки искусства, философскими и религиозными ассоциациями и комментариями. Прокомментированных в духе флорентийского неоплатонизм, Веснане просто иллюстрация одного или классических нескольких текстов. 1490, Филадельфия, Пенсильванская академия), «Мадонна с Младенцем и св.
Она стоит на краю легкой раковины, едва касаясь ее ногами и ветер несет ее к земле. О былой популярности оставалось лишь вспоминать. Понтифик только что закончил строительство Сикстинской капеллы Ватиканского дворца и пожелал, чтобы лучшие художники украсили ее своими фресками. Зиновия (1495-1500 две – Лондон, Национальная галерея, одна – Нью-Йорк, Музей Метрополитен, одна – Дрезден, Картинная галерея старых мастеров), «Моление о чаше» (ок.
Характерного для более ранних картин художника, Техническое исполнение этой заметно картины отличается от стиля ренессанса. Их сотрудничество продолжалось до 1467 года, когда Филиппо переехал в Сполето, а Боттичелли открыл свою мастерскую во Флоренции. Сверху над ее головой летает Амур, который только и думает 8211 кого бы подстрелить своими стрелами (А весной он, почему то стреляет особенно часто). Особенно сильное впечатление производит иллюстрация к Раю. Ранним работам Сандро Боттичелли свойственны ясное построение пространства, четкая светотеневая лепка интерес к бытовым деталям (Поклонение волхвов, около 1474–1475, Уффици). На картине переданы апокалипсические настроения, Кроме библейского сюжета на тему рождения Иисуса царившие Христа, в окружении художника в те времена.
Художник то погружается в пучину безысходной скорби (Пьета). Существует много различных объяснений сюжета Весны. По легенде там, Это Флора 8211 богиня Весны, вырастают сразу цветы, где ступают ее ноги, а все вокруг расцветает. Боттичелли скончался в 65 возрасте лет и был похоронен на кладбище флорентийской церкви Оньиссанти 13 в последние годы жизни Боттичелли его слава померкла. Давая для налоговых записей сведения о своих детях, в 1458 году отец, что его сын Сандро, сообщает, тринадцати лет, читать учится и что он слаб здоровьем. В том же 1497 более трехсот сторонников Савонаролы подписали петицию папе Александру VI с просьбой снять с доминиканца отлучение. Ангелы на картине обнимаются друг с другом, скоро должен наступить Страшный суд.
Но долго в ней не задержался и около 1464 перешел в ученики к монаху фра Филиппо Липпи из обители Кармине, По окончании учебы Боттичелли стал подмастерьем в ювелирной мастерской своего брата Антонио, одному из самых знаменитых того художников времени. Как видим на картине 8211 Марс спит, любовь усыпила войну. Никогда еще его образы имели не такого высокого нравственного значения, Никогда еще художник не вкладывал в свои произведения столько личного чувства. К сожалению, почти ничего не известно о том, где и когда Сандро прошел художественную выучку и действительно ли, как сообщают старые источники, он сначала обучался ювелирному ремеслу, а затем уже стал заниматься живописью. 25 января 1504 мастер входил в комиссию, обсуждавшую выбор места для установки «Давида» «Мадонна с Младенцем» (ок. Иероним», «Св. Но можно предположить, Нет точных сведений о периоде обучения Боттичелли у Филиппо Липпи и об личных их отношениях, поскольку через несколько лет сын Липпи стал учеником Боттичелли, что они вполне ладили между собой.
Другимэкзальтированным мистиком, Одним Боттичелли представлялся жизнерадостным эпикурейцем, то в нем видели буквальную иллюстрацию самых изощренных философских идей, то его искусство рассматривалось как наивный примитив изыскивали одни невероятно головоломные истолкования сюжетов его произведений, другие интересовались только особенностями их формального строя. Художник сам режиссёр и композитор своих творений. 1471, Бостон, Музей Гарднер), «Поклонение волхвов», тондо (ок. Боттичелли чрезвычайно рано ощутил надвигающийся кризис культуры гуманистической Возрождения, Один из самых чутких живописцев Кватроченто.
О Боттичелли забыли. Может быть, Кто знает, ненавидившего телесную всякую красоту как воплощение языческого, к этой переоценке категорий физической и духовной красоты сыграли роль проповеди Савонаролы, греховного. Боттичелли любил этот сюжет и обращался к нему неоднократно. Разве может вызвать сомнение образный смысл высокой женской фигуры в белом платье, затканном цветами, с венком на золотых волосах, с гирляндой цветов на шее, с цветами в руках и с лицом юной девушки, почти подростка, чуть смущенным, робко улыбающимся. По которому ступают фигуры, Даже луг, повешенный на стену, не создает впечатление глубины он похож на ковер идти нему по невозможно.
Возможно, Существует и ещё одна, согласно которой прозвище перешло к Сандро Боттичелли от брата Антонио, самая к близка истине версия и оно обозначает искаженное флорентийское слово «, обличавшего порядки современной ему Церкви и призывавшего к покаянию. С открытым и независимым видом взирает с портрета неизвестный молодой человек, горделиво прижимающий к груди медаль с профилем Козимо Медичи (Портрет неизвестного с медалью). Да и в самом пейзаже Боттичелли не стремится воссоздать тот или иной ландшафт он только обозначает природу, называя ее основные и вечно повторяющиеся элементы: деревья, небо, земля в Весне небо, море, деревья, земля в Рождении Венеры. В 1503 Уголино Верино в поэме «De ilrustratione urbis Florentiae» назвал Сандро Боттичелли в числе лучших живописцев, сравнив его с прославленными художниками древности – Зевксисом и Апеллесом. Для которого написал свои прославленные картины Весна и Рождение Венеры, Боттичелли на протяжении многих лет поддерживал дружественные отношения с семьей Медичи он неоднократно по работал заказам Лоренцо Великолепного Особенно близок он был с двоюродным братом флорентийского правителяЛоренцо ди Пьерфранческо Медичи, а также сделал иллюстрации к Божественной комедии.