В Одессе, в 1823 годукнягиня Суворова вступила во второйбрак с князем Василием СергеевичемГолициным остальную и часть своей жизнипровела на юге России, Симферополеи в крымском имении мужа "Василь-Сарай". Лопухина изображена на фоне старинного парка, она опирается на мраморный парапет. Случай помог ему расстаться с глухой провинцией.
(1757 – 1825) – родился в небогатой семье, происходившей из украинских казаков. Отец его и два брата, Василий и Иван, были иконописцами, работавшими вокрестных храмах. Портрет Екатерины II напрогулке в Царскосельском парке (1795, ГТГ на фоне Чесменской колонны, второйвариант ГРМ, на фоне Румянцевскогообелиска), как теперь достоверно известно, не был заказан императрицей. Подчеркиваяблизость к природе, Пейзажный фон, соответствуетмечтательной настроенности молодойженщины. Сентиментальныенастроения коснулись и изображениямонархини. Напомним, что именно в этомобразе запечатлел ее и Пушкин в своейвеликой «повести о чести» «Капитанскойдочке» (как раз в 1820-е годы гравер Уткин исполнилгравюру с портрета Боровиковскоготворение Боровиковского благодарягравюре обрело как бы вторую жизнь иимело большой успех). Об Анне Луизе Жермене де Сталь писалнемецкий поэт Э. М. Арндт: «. «Знакомство» Екатерины с портретом совпало с ее раздражением на Державина, возвеличившего Суворова в оде «Песнь Ея Императорскому Величеству Екатерине II на победы графа Суворова-Рымникского».
В изображение которого художник условно привносит мотивы русской сельской природы, Прелестная молодая женщина показана в уголке уединенном парка. Портрет М. И. Лопухиной одно из поэтичнейших произведений художника, в которых отразилось влияние стиля сентиментализма. Например: «В портрете Лопухиной поражает необычайная гармоничность. Не случайно этим портретом восхищались современники художника. Екатерина изображена в аллее Царскосельского парка, в будничном наряде, в сопровождении любимой собачки (невозможный ранее в парадном портрете прозаизм. ).
«рубеж XVIII151XIX веков 151 не время только наивысшей славы Боровиковского, Как справедливо пишет Т. В. Ильина, но и появления новых тенденций в его искусстве – уделяя достаточное внимание творчеству В. Д. Боровиковского. Он во всем противоположен традициям парадного изображения монархов. За картину художник получил лишь звание «назначенного» в академики, а не академика, как надеялись члены державинско-львовского кружка. Но лучшие из них 151 те, что так или иначе отражают общественный, гражданственный идеал эпохи, атмосферу высокого подъема первых двух десятилетий XVIII в. Боровиковский пишет не только женские портреты. Высокий воротник «манто» полностью закрывает шею. И их творческий темперамент, Соответственно этому разнятся живописные и приемы каждого из трех выдающихся мастеров. Еесочинения знаменуют собой переходнуюступень от Просвещения к романтизму. Она сочиняла пьесы, Жерменаде Сталь подготовила почву дляромантического бунта во Франции, болееуспешным но поприщем ее деятельности сталиполитические памфлеты, романы, теоретическиеработы по эстетике, в которых Жерменаде Сталь высказывала возмущавшиеобщественность мысли.
Таким образом, Не будучи, сентиментализм тем не менее был течением безусловно прогрессивным по сравнению с воззрениями основной русского массы крепостнического дворянства, течением сколько-нибудь революционным. Художник отдал дань различным стилистическим течениям. Лирическим очарованием исполнены женские портреты мастера.
Внутренней подчиненностью каждой детали общему замыслу, «Портрет чарует гармонией линий форм, 151 и отмечает Т. В. Алексеева, 151 взаимосвязанностью всех элементов художественности. Пространства неба и массива кроны дерева, фигуры Вертикаль совпадает с вертикальной осью полотна, под сенью которой представлена Екатерина – сообщая композиции уравновешенность и внутреннюю согласованность частей и целого. Однако вскоре художника постигает разочарование кружке в и он все больше и больше замыкается в себе. Нежность, Доброта, мечтательная грусть 151 вот что в первую очередь видит облике в своих моделей Боровиковский. В портрете поражает удивительная гармоничность образа и средств выражения.
Что говорит о добром отношении к учителя ученику, После своего четырехлетнего пребывания в северной столице Лампи отдал Боровиковскому свою мастерскую. Ей казалось лет сорок. Следующий шаг был сделан в картине с элементами бытового жанра 150 в знаменитом портрете Екатерины II на прогулке (1794, ГТГ). И хотя легко узнаваемое изображение Чесменской колонны, бесспорно, возвращает зрителя к восприятию Екатерины II именно как олицетворения времени, которое Пушкин назвал «свидетель славы россиян», сама трактовка сюжета восходит к воспроизведению «обыкновенной» сцены и подлинной, невыдуманной природы. И особняком в их ряду стоит Рокотов с его умением передать на полотне струящийся свет, с поразительной изысканностью полутонов, столь ценимых мастерами причудливого стиля рококо, к числу которых Рокотова можно отнести с полным основанием.
Известно также, что работу Боровиковского она не одобрила. Царская похвала открыла Боровику дорогу в Петербург. Марья Ивановна испугалась и остановилась. Первые навыки в искусстве Владимир получил в семье: его отец и братья занимались иконописью. Сентиментализм стремится прочувствовать взаимоотношения людей между собой, показать ценность и необходимость естественного бытия, гармонического слияния человека с природой, нравственного совершенствования в общении с нею»16. В авторском повторении, написанном несколько лет спустя, его украшает Кагульский обелиск, заменивший Чесменский, так как картину заказал, по всей видимости, меценат Николай Петрович Румянцев (основатель Румянцевского музея) в честь ознаменования достижений своего отца.
Чаще всего изображая женщин в домашней обстановке в такой манере написан и портрет Екатерины3, в начале 1790-х под их влиянием обратился Боровиковский к жанру камерного портрета. Густые тени от высокопоставленной дамы с собачкой направлены вправо и вглубь. Просто стареющая женщина, Здесь нет ни величественной позы, с тросточкой, теплом в салопе, прогуливающаяся в сопровождении левретки по Царскосельскому парку – ни атрибутов власти и величия. Не Фелицей, не богоподобной царицей, сошедшей с небес, предстает она перед зрителем, а простой «казанской помещицей», которой любила казаться в последние годы жизни. Висящимна шее матери, Все действующиелица объединены медальоном с изображениемнедавно погибшего сына и поддерживаемым брата, старшейдочерью Любашей и демонстрируемыммладшей Клеопатрой.
Персонажи очень сдержаны ввыражении чувств, Объединенные общим чувствомутраты, замкнуты существуюткаждый и сам по себе. И будет этот взгляд эта и прелесть тела к ней равнодушное потомство привлекать, Так часть души ее от нас не улетела. Лампи известногоавстрийского живописца, работавшегопри дворе Екатерины II предполагаютеще, что он пользовался советамипрославленного портретиста Д. Г. Левицкого. Вернеевсего, Он былсделан как апробация таланта художникас целью представления во замыслу дворец и разработаннойпрограмме все того же НиколаяАлександровича Львова, по идее. Если в 1780-х годах Державин воспел добродетели императрицы в своих одах «К Фелице», «Видение мурзы», то спустя десятилетие, став кабинет-секретарем Екатерины II и хорошо узнав ее вблизи, не мог создать ни одного «в похвалу ее» произведения19. Чтобы в совершенстве овладеть профессиональным Этого мастерством, ему оказалось достаточно. В силу понятной логики апробация и этого кодификация идеала производится на образце императорского парадного портрета. «Первый выступает на арену в начале 1790-х годов, второй 151 чуть позже.
А. Шидловской и др. Они стали пользоваться хорошим спросом у заказчиков. Которое складывается к концу XVIII века и наиболее полно выражается в сентиментализме, Это свидетельствует новом о миропонимании. Это портрет статс-секретаря Екатерины, члена Государственного Совета Д. П.
Причем явно читаемый в них текст напоминает как о государственной деятельности Державина, Его указательный палец на лежит бумагах, так и о его поэтическом творчестве. Проницательный взгляд карих глаз словно пронизывает наблюдателя, плотно сомкнуты губы, застывшие не то в полуулыбке, не то в напряженном вчувствовании, раздумье. Полное и румяное, Лицо ее, голубые а глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую», выражало важность и спокойствие. Он сочетаетредкостные зеленовато-голубые тонаплатья и тюрбана с золотисто-коричневымоттенком пояса и шали Одновременно – в портрете использованытонкие цветовые соотношения. Левой- словно указующий сторону в по направлению предстоящего движения и правой- удерживающий трость – Характерен жест рук. Что указывает достаточно ясно на должность президента коммерц-коллегии, Часть фона составляет фрагмент картины стене на с изображением корабля, которую занимал в то время Державин. Но изменились времена – изменился образ. «Самобытный, оригинальный, чисто русский талант»3.
Отсюда вместоЧесменской колонны Кагульский обелискв честь побед Румянцева-Задунайского. Написанный в начале XIX века портретболее сух, Портрет из собранияГосударственного музея Русского возникпо заказу Румянцевых, с подчеркнутой светотеневоймоделировкой и тщательной выписанностьюдеталей. Из-под обшлагов халата виднеются только носки черных туфель. Как мужские, Они не стольэффектны, порой сходны композиционномурешению, по невелики поразмерам, но их отличает исключительнаятонкость в передаче характеров, неуловимыхдвижений душевной жизни и объединяетнежное поэтическо е чувство.
Дурна как черт и умна какангел». Десятилетием ранее Портрет Екатерины II 151 законодательницы Левицкого был идеализированным портретом «в образе» и ему предшествовала сочиненная программа. Поворот головы и сомкнутая рука образуют линию, находящую себе продолжение в линии нависающих сверху ветвей дерева. «боровиковский – создатель портретного канона – воплощающего эстетический идеал эпохи, сентименталистской М. Алленов справедливо писал. Линейный ритмпостроен на плавных текучих линиях, монументальность усиливается выдвижениемфигур на передний план формы скульптурны, объемны, что еще болееподчеркивается замкнутым интерьером, пришедшим на смену пейзажному фонупрошлых – лет статичны, Пластический языкнеобычайно лаконичен. «конец 1790-х 151начало 1800-х годов 151 время творчества расцвета Боровиковского, Безусловно, наиболее плодотворный его период.
На высоком цоколе возвышающейся триумфальной колонне – стоячей спокойной прозрачной и чистой гладью воды, Обстановка парка тихая и умиротворенная с плавающими лебедями в пруду, вбирающей близлежащих отражения ансамблей архитектуры и монументальным памятником эпохи екатерининского правления. Сообщая особую задушевность образной структуре портретируемого образа, Живопись окрашивается Боровиковского в сентиментальные тона. Напортрете восемнадцатилетняя Марияпредставлена еще до замужества.
Желая продемонстрировать талант художника, Его задумали для его Боровиковского друзья из кружка Николая Александровича Львова, показав потом портрет во дворце. Твердил я стих обвороженный, Мойстих, унынья звук живой. Довольно перезрелойособы в прическе a l'antique, Таков изумительныйпортрет неизвестной придворной дамы всобрании Цветкова из серебряногоглазета, в платьеалександровского времени, с чрезвычайно оголеннымвеликолепием груди и красивых еще руквосточное смуглое лицо ее дышит страстью, и она с каким-то важным и вызовом, полуулыбаясь, смелым устремила свой взор всторону» (Бенуа А. Н.
Портрет был задуман и выполнен в камерном масштабе. Композиции с правдивой характеристикой модели, Он умеет сочетать в портретах этих неизбежную для такого жанра условность. Изучение его биографии началось с В. Григоровича, его статьи «О состоянии художеств в России» в «Северных цветах» за 1826 г., затем последовали сочинения П. Н. Трощинского (1799, ГРМ), про которого в своих «Записках» писал А. Грибовский: «С умом обширным и образованным, с сердцем чувствительным и твердостью духа Трошинский соединял особенную любезность бедные оплакивали в нем своего благодетеля». В изображение которого художникусловно привносит мотивы природы, русскойсельской Прелестная молодаяженщина показана в уединенном уголкепарка.
(Портрет из собрания ГРМ возник по заказу Румянцевых, отсюда вместо Чесменской колонны Катульский обелиск в честь побед Румянцева-Задунайского. Утро было прекрасное, солнце освещало вершины лип, пожелтевших уже под свежим дыханием осени. Равно как и в парадных, На уровне сентименталистских идеалов отмеченное свойство дает о себе знать у Боровиковского камерных в композициях. С любимой левреткой у ног, Екатерина представлена на прогулке в парке Царскосельском в шлафроке и чепце.
После его смерти стараниями его вдовы в 1924 году поступает в галерею5. В отличие от большинства известных парадных изображений императрицы, Этот не портрет, был ею заказан. 328329. ). Что почти ни у кого не бывает, Всвоихписьмахкроднымонпризнавался, не ведет переписки имеет не времени читать. Большинство из которых портреты, Владимир Лукич Боровиковский свыше создал четырехсот живописных произведений. Которая под впечатлением кровавых событий крестьянской войны 1770-х гг, Русский сентиментализм выразил мироощущение той русского части дворянства.
Отраженный портретами 1790-х годов, Круг этических сложился представлений, у художника под влиянием идей русского дворянского сентиментализма конца 18 века. Склоненным колосьям ржи и поникшему бутону розы справа, Плавный ее изгиб фигуры вторит изгибу дерева на заднем плане. Он оставался, Она не выкупила портрет, мастерской в художника, судя по всему, затем сменил несколько владельцев и, наконец, был приобретён Третьяковской галереей. Боровиковский становится представителем нового направления в художественном 151 творчестве сентиментализма. Огромное значение имела работа А. Н. Алексеевой «Владимир Лукич Боровиковский и русская культура на рубеже XVIII151 XIX веков», в котором содержатся на огромном фактическом и архивном материале анализ творчества мастера, его образного строя, художественного мышления дана характеристика эпохи, культуры, быта, окружения художника представлена атрибуция портретов история их создания, биографии моделей разработана проблема влияния на Боровиковского масонства. Как и Левицкий, он становится поистине «историографом эпохи», но именно в мужских портретах: ему позируют цари и царедворцы, политики, военные, отцы церкви. отказалась от мысли о реорганизации социального строя России. Заказы сыплются на него со всех сторон.
По мнению исследовательницы творчества Боровиковского, Она, объяснялась не успехом только гравюры. Первая полная биография, Петрова1 и В. Горленко2, первая писем), публикация первый список работ – в которых были помещены. Кружок Львова был одним из центров интеллектуальной жизни Петербурга, там Боровиковский подружился с Левицким, Державиным и другими деятелями литературы и искусства, в чьей среде культивировался стиль «частной жизни» и зародился русский сентиментализм. В 1814году княгиня Елена Александровна былав Вене, где отец ее, А. Л.
Проснувшиеся лебеди важно выплывали из-под кустов, осеняющих берег. Считается образцом русской классической резцовой гравюры первой трети XIX века, Гравюра второго со варианта портрета. Внешние атрибуты композиции дополняют и расшифровывают парадную обстановку которой в присутствует портретируемый. Как писал М. Алленов: «Русский портрет XVIII века, камерный или парадный, но всегда портрет «в образе» здесь «Я» непременно отнесено К некоторой типовой идеальной норме, подчинено ей.
Общепризнано, что этот портрет мог послужить Пушкину своего рода «отправной точкой» при изображении императрицы в заключительной части повести «Капитанская дочка». Определенней и психологически конкретней портреты Левицкого. В полумраке парка видна пристань со сфинксами, в озере плавают лебеди. Нарышкин, состоялво время Венского Конгресса. Взгляды моделейразнонаправленны, взоры грустны, носпокойны. Считавшего, Бенуа, что ему под силу разрешить любые колористические задачи, что Боровиковский по технике превосходит более нервного и менее ровного Левицкого, что он оставляет позади себя и Давида, Виже-Лебрен и и может соперничать лишь с англичанами.
Явственно тяготеет к сентиментализму с его стремлением сосредоточить внимание естественности на и простоте человеческих чувств, Боровиковский же. Какаявыпала ей, Луизa Жерменде Сталь французская писательница. До Жермены де Сталь ни одна женщина несыграла роли такой в истории. Которая создает движение по Геометрический овалу, центр холста акцентирован на жесте согнутой в локте левой руки, продолжаясь в линии кроны листвы дерева. Уже в1795 году Боровиковскому присвоено званиеакадемика, а в 1802 году – советника АХ. Вдруг белая собачка английской породы залаяла и побежала ей навстречу.
Отделяется от тенистого парка, Она устремляется по алее на прямо зрителя влево, выходит из тени на свет. Боровиковский призван возвеличить характер изображаемого и в то же время реалистически верно передать особенности представленного во человека всей сложности и разноречивости его индивидуальных черт. В основном аполитичное, Это течение в русской культуре, к способность чувству, утверждало в качестве ценности человеческой личности ее нравственную чистоту, призывало сосредоточиться на жизни собственного сердца. Стремление к общественной полезности, Гражданственность, к величию его деяний, апелляция к духовной и физической красоте человека, к доброму и разумному в нем жизненный составило фон поисков актуальности и подлинности. Боровиковский живописными средствами старается запечатлеть внутренние переживания модели и, Так, подчеркнуть нежную чувствительность модели, всего, прежде ввести в мир грез 151 и делает это не декларативно-обобщенно, а утонченно индивидуально и деликатно.
Известнотакже, что работу Боровиковского онане одобрила. Засевающая поле, На одной из них был изображен Петр I в облике и землепашца Екатерина II, а на другой императрица в облике Минервы в окружении мудрецов Древней Греции. Боровиковский, Вместе с этим, увлекся распространенным в это религиозным время мистицизмом, всегда склонный к религиозным настроениям. Она вышла с посвящением Николаю I и была куплена вдовствующей императрицей Марией Федоровной. Если классицизм тяготел к рационализму, перерастающему в рассудочность, к жесткой определенности и логике построения образов, к безусловному подчинению живого чувства требованиям долга, чурающемуся проявлений непосредственной искренности, то сентиментализм, напротив, на первое место ставил естественное чувство (отсюда и его название: восходящее к латинскому глаголу sentire 151 «чувствовать, ощущать» французское слово sentiment как раз и обозначает «чувство»). Для женщинысложена слишком сильно и мужественно. Но какая голова венчала это тело.
Эта просьба говорит о высокой оценке дарований русского ученика, которую дает ему художник-иностранец. Главное иконографическое отличие между двумя вариантами состоит в пейзажном фоне. Татариновой, надеясь найти единомышленников. Композиционно-ритмические и колористические соотношения даны художником изображении в модели и пейзажа.
Мысль художника проникает в самые глубины душевного мира его героини. соответствует философским, эстетическим и религиозным представлениям своего времени. «задумчивая мечтательность, Безусловно, схваченные в изменчивости постоянной едва уловимые движения души 151 таков поэтический мир полотен Ф. С. Рокотова. От линии горизонта 150 к линии плеч портретируемой и далее 150 к части верхней картины, Трехчастное деление от нижнего края полотна до линии горизонта. Широкое озеро сияло неподвижно.
До сих порБоровиковскийостается в русской живописи непревзойденным мастером сентиментализма. Однако за внешней простотой внешнего вида и облачения проступает царская осанка и гордый властолюбивый нрав. Боровского, человека большого достоинства и личного самосознания, «истинно великодушного человека» (1799, ГРМ). Вернее всего, Он был сделан как апробация таланта художника с целью представления дворец, во замыслу и разработанной программе все того же Львова, по идее.
В отличие от большинства известных парадных изображений императрицы, портрет, Этот не был ею заказан. Полноправной и в то время же императрица изображена вполне уверенной в себе, твердым взглядом, действенной с волевым жестом, непоколебимой самодержицей, способной вершить судьбы людей, но не лишенной чувственности и милостивости, готовой на жертвенность и проявление простых человеческих чувств. В портрете поражает удивительнаягармоничность образа и средств выражения. В 1797 г. он получает премию в академическом конкурсе за портреты Бутурлиных. И Марья Ивановна увидела даму, сидевшую на скамейке противу памятника. Украшенный кружевным жабо с атласным бантом, Её одежда подчеркнуто неофициальна она одета в шлафрок, у её ног резвится и собака, кружевной чепец.
Лоб, глаза и нос были прекрасны и сиялиблеском гения. ». Где обрел благопритяную среду для своих развития интеллектуальных и творческих интересов, Боровиковский входил в кружок Н. А. Львова. Боровиковский умудрился внедрить этот дискредитирующий оттенок в парадность саму парадных композиций»7. Тема портрета Боровиковского перекликается с идеями и настроениями державинского кружка. Лопухиной одно из поэтичнейшихпроизведений художника, в которыхотразилось влияние стилясентиментализма. Или портрет суворовского генерала Ф. А. – нопрекрасным, Расцвет егоискусства недолгим был – чуть болеедесятка лет на рубеже XVIII- XIX веков.
В 26 лет княгиняСуворова осталась вдовой с четырьмямалолетними детьми. А в силу каприза портрет не понравился императрице, Не из-за содержания программы и лишь в начале XX века, оставшись Боровиковского, у побывав в частных руках, оказался в музее. От общественного человека классицизма они идут к человеческой индивидуальности. Он, как и Левицкий, портретирует всю петербургскую знать, делает царские портреты. Она оставила одиниз первых исторических трудов о своемвремени.
«Видение мурзы», Если в 1780-х годах Державин воспел добродетели императрицы в своих одах «К Фелице», став кабинет-секретарем Екатерины II и хорошо узнав ее вблизи, то спустя десятилетие, не мог ни создать одного «в похвалу ее» произведения19. Кружок Львова был одним из центров интеллектуальной жизни Петербурга, там Боровиковский подружился с Левицким, Державиным и другими деятелями литературы и искусства, в чьей среде культивировался стиль «частной жизни» и зародился русский сентиментализм. Художник внимателен к выявлению индивидуальных особенностей модели исключая все лишнее. Жила тампродолжительное время, После смерти мужаона уехала за границу, лишь изредка иненадолго возвращалась в Россию, поскольку ее слабое здоровье требовалопребывание теплом в климате. Напомним, что именно в этом образе запечатлел ее и Пушкин в своей великой «повести о чести» «Капитанской дочке» (как раз в 1820-е годы гравер Уткин исполнил гравюру с портрета Боровиковского творение Боровиковского благодаря гравюре испытало как бы вторую жизнь и имело большой успех).
А Боровиковский и дальше 151 от сентиментализма к романтизму, Они разрабатывали одну систему типологии портретного жанра и шли от рокайля и барокко к классицизму, который каждый из них толковал по-своему, но всеми тремя руководила мечта одна об идеале, в силу своего мироощущения и степени таланта. Он создает законченные по характеристике образы в абсолютной пластической форме, скорее типы эпохи, чем яркие индивидуальности. (Звание академика он получил годом позже за портрет великого князя Константина Павловича).
На плечи наброшена дорогая кашемировая шаль. В тени дерев, в спокойно мерцающем свете утра неслышно ступает Екатерина II- матушка императрица, облаченная «по-домашнему», доступная и открытая, настроенная на контакт, на общение со зрителем. Через 3годапосле написания портрета Мария Ивановнаскоропостижно скончалась от чахотки. «Портрет Лопухиной» считается едва лине лучшей работой Боровиковского. По причине введения более масштабного памятника исчезло озеро. ЕленаАлександровна Нарышкина (Суворова-Рымнинская) (1785- 1855), княгиня, дочь обер-камергераАлександра Львовича Нарышкина, мать -Мария Алексеевна Сенявина, дочь известногоадмирала.
Разнообразие мазка и виртуозное владение техникой лессировок, объединяющих богатые градациями цвета (голубое в портрете насчитывает не менее семи оттенков), сообщает ту необычную светоносность и дымчатость, которые становятся отличительной особенностью живописной манеры художника в этот период. Скрывающими фигуру, Мягко скользит брезжущий свет по бархатистому ее сине-лазурному халату с широкими полами, толстыми складками спадающего до пят. Он отличается подчеркнутой светотеневой моделировкой и тщательной выписанностью деталей, портрет Второй более сух. В котором просил присудить своему ученику В. Л, 4 Около декабря 1794 года Лампи обратился в Совет Академии Художеств с письмом.
Поэта и музыканта в Н. А. Львова, кружке известного архитектора, Боровиковский оказался среди видных деятелей художественной России, в доме которого он прожил десять лет, проникаясь идеями символизма. Несмотря на элементы условности и декоративности в пейзажных фонах, Несмотря на то что изображение природы ограничено у пределами него усадебного парка, все же в его произведениях звучит призыв к природе. Естественно, чтоиконописцем стал и Владимир. Определение личностиизображенной принадлежит А. В. Бакушинскому) Писательница, отстаивавшая свободуслова, находилась в оппозиции к НаполеонуI, что привело ее к изгнанию. Этот обелиск был поставлен в память победы графа Петра Александровича Румянцева над турками в Кагульском сражении (1770 год). Главное иконографическое отличие между двумя вариантами состоит в пейзажном фоне.
Державин облачен в светло-синий мундир сенатора с орденами. Боровиковский избегает вязкой сочности живописи, передающей прелесть материальной формы, он освобождает ее от излишества плоти. Сначала она числилась в собрании Д. А. Бенкендорфа (до 1900), туда поступила из коллекции А. М. и М. В. Муромцевых (до 1870), а затем перешла к известному собирателю Павлу Ивановичу Харитоненко. 15 лет вышла замуж за князяАркадия Александровича Суворова (1780-1811). К. Батюшков выразилсялаконичнее: «. Императрица была написана не с в натуры её одежде позировала её камер-фрау Марья Саввишна Перекусихина, Хотя художник часто видел Екатерину на прогулке.
Прославившегося своими меланхоличными и скорбными стихами, в кружке Львова появился портрет и литератора В. В. Капниста. Например, Если, то Боровиковскому ряд принадлежит великолепных па радных портретов, Рокотов был очевидно равнодушен к парадным изображениям. Нежнойулыбке, Грустно задумчивому взгляду, чуть позеЛопухиной усталой отвечают плавный ритм линий, мягкая округлость форм, свободной, нежные тонабелого платья, голубого пояса, сиреневыхшарфа и розы, пепельные волосы, неяркаязелень древесной листвы. Естественно связывается с пространством и господствует в нем, Фигура погружается в легкую среду, световоздушную выступая из прозрачной скользящей дымки прекрасным пластическим объемом.
Елена Александровнаобладала хорошими музыкальнымиспособностями и приятным голосом. Композитор Д. Россини написал в ее честькантату на известный мотив: "Ах, зачембыло огород городить", повтореннуюим затем в финале второго действия оперы"Севильский цирюльник". В качестве фона выступаетгладкая стена заднем на плане, виднеется бюст Екатерины II – за плечоммодели, Композиционно портретнаписан просто. Что именно в этомобразе ее запечатлел и Пушкин в своейвеликой «повести о чести» «Капитанскойдочке» (как раз в 1820-е годы гравер Уткин исполнилгравюру с портрета Боровиковскоготворение Боровиковского благодарягравюре обрело как бы вторую жизнь иимело большой успех), Напомним. Брак этот не был счастливым дляЕлены Александровны, ее муж не был создандля семейной жизни. Эти тенденции обнаруживают себя и в портрете «Екатерины II на прогулке в Царскосельском парке» Боровиковского, написанном в 1794 году.
Эйфорией поэтического возвышенного психологического действа, тонкая чувственность граничит с недосказанностью, по которому трудно судить каким будет день, свойственного столь природному окружению в неясное раннее утро. Данное в легком трех повороте, четвертном Элегантная шляпка с атласными лентами и кружевами скрывает лоб и оттеняет лицо. Боровиковский создалнеобычный для того времени портрет. Екатерина представлена на прогулке вЦарскосельском в парке шлафроке и чепце, с любимой левреткой у ног. Художник показывает их «опрощенными», в состоянии элегической мечтательности на лоне природы или в «домашней» обстановке, обнаруживая тягу к «естественному» человеку со всеми его проявлениями и склонностями.
Этого ему оказалось достаточно, чтобы в совершенстве овладетьпрофессиональным мастерством. Императрица представлена в полный рост. Боровиковскийполучил за портрет лишь званиеназначенного, а не академика, о чеммечтали члены державинско-львовскогокружка (звание академика художникполучил позже). Не Фелицей, не богоподобной царицей, сошедшей снебес, предстает она перед зрителем, апростой «казанской помещицей», которойлюбила казаться в последние годыжизни. Чаще всего изображая женщин в домашней обстановке в такой написан манере и портрет Екатерины, в начале 1790-х под их влиянием Боровиковский обратился к жанру камерного портрета. Розовато-лилового и бледно-голубого, притушенно-золотистого и белого работает на раскрытие образа – нежно-зеленого и пепельно-серого, Цветовая гамма из сочетания и блеклых неопределенных тонов.
О. к Филипповой, Всеже наиболее ярко его талант раскрылсяв серии женских портретов, М. И. Лопухиной, Е. Н. Арсеньевой, Е. А. Нарышкиной, В – исполненныхим те в же годы. Этот обелиск был поставлен в память победы графа Петра Александровича Румянцева над турками в Кагульском сражении (1770 год). Правительница представлена не богиней, а простой «казанской помещицей», которой любила казаться в последние годы жизни, созерцательницей, без всякого официоза, торжественности и парадных атрибутов. Мягкая воздушяаядымка заполняет пространство. Начало было положено в этом плане работой «Аллегорическое изображение зимы в виде старика, греющего руки у огня» (ГТГ).
Она была окончена в 1827 году (через год после смерти заказчика). Но зато удивительно разнообразен арсенале в использованных им приемов, Левицкий несколько более неровен. Десталь приехала в Петербург, в 1812 году, когда Бонапарт уже напал на Россию, где былапринята большим с почетом. Он оставался, Она не выкупила портрет, в мастерской художника, судя по затем всему, сменил несколько владельцев и, наконец, был приобретён Третьяковской галереей. Этот «перепад» изменения в культурной атмосфере не могли пройти незамеченными в творчестве таких больших и тонких мастеров»22.
– М. : Высшая школа, 1999. Екатерина теперь любила играть роль сердечной и простой «государыни-матушки», которой ничто человеческое не чуждо. А пушистые волосы и лиловатая шаль с их приглушенными оттенками сопоставлены теплой с тональностью зелени и, Освещенное лицо и фигура перекликаются своей мягкой белизной с воздушными светлыми тонами неба, незаметно сливаются с фоном»17, поглощаемые полутенью. Это идеал благородства в исполнении должного (варьирующегося в деталях от Времени к времени, например, от идеи справедливости к идее милосердия) идеал, вполне равновеликий прежней иконописной непогрешимости, святости. Образ кистиБоровиковского ничем не напоминает нам«Екатерины-законодательницы»: так задесятилетие изменяются художественныевкусы от классицистического возвышенногоидеала к почти жанровой сентиментальноготолка трактовке образа простой сельскойжительницы Позже, подвлиянием элегических воспоминаний, возникших при виде опустевшего ЦарскогоСела, поэт Державин пишет стихотворениеРазвалины. Наклону торса вторят стволы берез на заднем плане.
Родной сестройзнаменитого русского авантюриста ФедораТолстого-американца и женой непримечательного ничем офицера, МарияИвановна была дочерью отставногогенерала И. А. Толстого. Она стала властительницейдум целого поколения, пережившегоВеликую французскую революцию. Лука Боровик ика, был простым казаком, по мнению одних по исследователей, другим – мелкопоместным шляхтичем.
«На другой день рано утром Марья Ивановна проснулась, оделась и тихонько пошла в сад. Картины понравились императрице и польстили ее самолюбию. Напротив, с годами притягательность не образа поблекла, Лопухина продолжала пленять сердца зрителей последующих поколений. По причине введения более масштабного памятника исчезло озеро.
Уча его любить, страдать, прощать, молчать. Возвеличивая начало нравственного, сентиментализм прибегал к языку возвышенной идеализации и соответственно этому выстраивает весь живописный образ (например, портрет горничных Львова 151 Лизаньки и Дашеньки (1791, ГТГ), а также портрет молодой торжковской крестьянки по имени Христинья (1795, ГТГ). Очевидно, был представлен Портрет Екатерины II на прогулке.
Портрет стал отечественным вариантом английского типа «портрет-прогулка»7. Задумчивый взгляд, нежная улыбка, мягкие тона. Что труды литературные и государственные 151 главное занятие портретируемого Полузакрытая человека, занавесом полка с книгами и словно на несколько минут отодвинутая в сторону чернильница с пером не оставляют сомнений. Особое значении имела публикация в 1975 г. монографии Т. В. Чувственныйподтекст этого вроде бы был невинногопроизведения понятен любому активносмотрящему зрителю. Владимир Лукич был всецело поглощен искусством и его мастерство быстро оценили заказчики.
Линия горизонта взята низко, составляя 1/3 от высоты полотна. Левицкий и Боровиковский в Петербурге, Как справедливо писала Т. В. Ильина: «Рокотов в Москве, возможно, все три имели свое отношение к Академии: Рокотов учился и, недолго в работал, ней Левицкий 151 не учился, но долго и плодотворно работал, Боровиковский 151и не учился и не работал. Выразительности ясных обобщенных объемов, Боровиковский склонность обнаруживает к передаче пластики форм. В это времяВ. Л. В эту самую минуту раздался приятный женский голос: Не бойтесь, она не укусит. Движения рук даже незамедлены, а замерли.
Нодобровольноеотшельничествохудожникасовременемпринялоболезненныйхарактер. Уединенный уголок парка, в изображении которого художник условно привносит мотивы русских сельских полей (рожь, васильки), соответствует настроенности мечтательной Лопухиной., Как справедливо писала А. Архангельская, Стремление выразить интимную связь человека с природой появляется в русском искусстве впервые у Боровиковского. Путь в Академиюхудожеств (АХ) ему был закрыт по возрасту. Несколько лет (с 1792 года) Боровиковскийбрал уроки у И. -Б.
Нежной улыбке, Грустно задумчивому взгляду, чуть усталой позе Лопухиной отвечают плавный ритм линий, свободной, мягкая округлость форм, нежные тона белого платья, голубого пояса, сиреневых шарфа розы и пепельные волосы, неяркая зелень древесной листвы. Боровиковский и мог ее запечатлеть. «Портрет по самому своему стилю, по своему внутреннему содержанию был близок художественному сознанию людей 1820-х годов, когда и в литературе и в живописи ясно определилось реалистическое направление»11. Признание в крепостном крестьянине чувствующей индивидуальности было положительным вкладом сентиментализма в русскую культуру своего времени, Культ нравственной и чистоты красоты чувства в человеке.
И легкий посошок, На памятник своих побед Она смотрела:на Алкида и мягкая муравана аллее, с которым идетЕкатерина близ и вод, лебеди и памятник Алкиду– А. Г. Орлову, который подразумевалсяпод именем древнегреческого героя – Как гидру палицей он бьет Здесь присутствуют все детали, изображенные на портрете Боровиковского. С уверенной и посадкой, твердой Профессиональная и общественная деятельность выявлены в портрете за счет окружения и характеристики личности персонажа, полной достоинства и мужества. 40-летний художник и совсем юнаядевушка на выданье, Мыне знаем – что был это за творческийтандем. За картину художник получил лишь звание «назначенного» в академики, а не академика, как надеялись члены державинско-львовского кружка. Легкость письма, От своих он учителей перенял блестящую технику, композиционное мастерство и умение польстить портретируемому. Особенно в поздних работах и в то же Левицкий, время проводящей резкую грань между возвышенным и повседневным, ближе к требованиям эстетики классицизма, торжественным и будничным.
В духе тойнаивной полупрофессиональной живописи, которая была распространена Украине. Случай на помог ему расстаться с глухойпровинцией, Помимоикон он писал и портреты. Специфика парадного портрета в том, что он изначально призван воплощать «блеск и шум славы», а это как раз то, что в кругу и с точки зрения сентименталистских ценностей дискредитировано и обесценено настолько, что достойно едва ли не презрения. После его смерти стараниями его вдовы в 1924 году поступает в галерею. Не условно-велеречивым, а бытовым жестом «между прочим» она указывает на приоткрывающийся за деревьями вид: так за прогулочной беседой хозяин показывает гостю достопримечательности своего имения. С ленивой и томной грацией Лопухина облокотилась на садовый парапет. Пристани, гладь плоскости сине-зеленой воды, набережной, обелиска, зарослей – горизонтальная плоскость, вертикальной уравновешивается 150 трапецией высокого со слабыми едва различимыми мелкими облаками 150 неба и густой изумрудно зеленой листвы, скрывающей очертания фигуры справа императрицы – гравийная охристая дорожка 150 своеобразный позем для фигуры императрицы, Часть земли, с рефлексами отражающихся в ней прибрежных составляющих-построек. Где только что поставлен был памятник в честь недавних побед графа Петра Александровича Румянцева, Марья Ивановна пошла прекрасного около луга. Говоря о Боровиковском, Так историки искусства обычно выделяют большую его уравновешенность и техническую гладкость. Сначала она числилась в собрании Д. А. Бенкендорфа (до 1900), туда поступила из коллекции А. М. и М. В. Муромцевых (до 1870)2, а затем перешла к известному собирателю Павлу Ивановичу Харитоненко.
Тонкие градации полутонов скрадывают очертания фона пейзажа, Изысканный подчеркивает колорит царственность особы, решенного соответственно настроению героини. Неизвестно, что впортрете от самой модели, а что прибавил, присочинил художник. Вначале мальчик помогал им в качестве подмастерья, а затем стал писать иконы сам. Боровиковскому звание академика. Портрет Боровиковского Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке (1894, ГТГ вариант начала 1810-х в ГРМ) является таким же не заказным подношением Екатерине, сочиненным в том же самом кружке Львова – Державина. Екатерина не испытала при виде этого портрета того восторга, на который он был рассчитан. Марья Ивановна села на другом конце скамейки.
В такой же гармонии даны здесь человек и природа. Почтипотеряв зрение, До самых последних дней жизни, которые делалиее приятной и собеседницей. Она интересной была другом В. Жуковского, княгиня Елена АлександровнаГолицина сохранила свежесть ума ичарующую приветливость, состоялав постоянной переписке со слепцом-поэтомИ. Портрет М. И.
В 1787 году он исполнил картины двеаллегорические для украшенияодного из "путевых дворцов", возводившихся на пути следованияЕкатирины IIв Крым. И в портретах Боровиковского этого времени наблюдается стремление к большей определенности характеристик, Классицизм достигает своих высот, почти скульптурности форм усилению к объемности, строгой пластичности, постепенному исчезновению мягкой и изнеженной живописности, на смену которой приходит звучность плотных цветов»5. А тутпрекрасных нимф с полком в прогулкус легким посошком Ходила По мягкоймураве близ вод На восклицающихсмотрела крылья Поднявших лебедей – объяснявшейсябоязнью вызвать гнев нового царя, ненавидевшего все, (1797) в условной, зашифрованной форме, что было каким либото ни было образом граничит с его матерью, он рисует меткими живыми штрихамикогда-то виденную им сцену. Портрет Екатерины II на прогулке в Царскосельском парке (1795, ГТГ151на фоне Чесменской колонны, второй вариант 151 ГРМ, на фоне Румянцевского обелиска), как теперь достоверно известно, не был заказан императрицей.
Все они начинали, Наконец, Тредиаковский и Антропов, когда жили творили и Ломоносов, а завершали свой путь при Жуковском, Батюшкове, Пушкине и Кипренском. Лицо модели написано обобщённо и условно, возраст смягчён. Скорее всего это был Н. А. Львов (архитектор, музыкант, поэт и художник), так как уже в конце следующего годаБоровиковский оказался в Петербурге, и именно в доме Львова. Родители Елены Александровныбыли людьми близкими при дворе ипользовались одинаково расположениемимператоров Павла и Александра I. ЮнаяЕлена Александровна была фрейлинойимператрицы. Но в целом творчество Боровиковского в то не время выходило за рамки полуремесленного искусства, Исполнял молодой художник и портреты. Голубые васильки с шелковым поясом, Белые стволы березок перекликаются с хитона, цветом нежно-лиловая шаль с цветами розы.
Образ Боровиковского ничем не напоминает нам «Екатерины-законодательницы»: так за десятилетие изменяются художественные вкусы 151 от классицистического возвышенного идеала к почти жанровой трактовке сентиментального толка образа простой сельской жительницы21. Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Боровиковский разгадал личность Державина в ее государственной значимости. Боровиковский получил за портрет лишь звание назначенного, а не академика, о чем мечтали члены державинско-львовского кружка (звание академика получил позже). Теряя свою условность, Именно пейзажный фон становится важным включением, становясь и реальным органически связанным с характером и настроением изображаемого типа.
Е. Н. Арсеньевой – М. А. Орловой-Денисовой Б. А. Нарышкиной и другим, в художником найденной технике написаны и портреты. (Например, портрет восемнадцатилетней М. И. Лопухиной (урожденной графини Толстой (1797., ГТГ). На ней просторное белое платье с прямыми складками – напоминающее античный хитон, Она одета моде по тех лет. Желая продемонстрировать талант художника, Его задумали для Боровиковского его друзья кружка из Николая Александровича Львова, показав потом портрет во дворце.
Она занимала видноеместо среди высшей европейскойаристократии. Несомненно, в портретграфини А. И. Безбородко с дочерьмиЛюбовью и Клеопатрой иначе это бы неудовлетворило заказчиков, оченьпохожих на самих себя, все как быподчинено одной главной идеесвятости идее семейных уз. Главной темой портрета служит гармоничное слияние человека с природой. Она давно прошла, что молча выражали Страданье – тень любви и мысли – тень печали – нельзя привести не стихотворения, в заключение и нет уже тех глаз и той улыбки нет, которое поэт Я. Полонский посвятил этому портрету. Перед художниками-портретистами встают новые задачи, Формируются новые представления человеческой о личности.
В авторском повторении, написанном несколько лет спустя, его украшает Кагульский обелиск, заменивший Чесменский, так как картину заказал, по всей видимости, меценат Николай Петрович Румянцев (основатель Румянцевского музея) в честь ознаменования достижений своего отца. (1797) В условной, зашифрованной форме, объяснявшейсябоязнью вызвать гнев нового царя, ненавидевшего все, что было каким либото ни было образом граничит с его матерью, он рисует меткими живыми штрихамикогда-то виденную им сцену: А тутпрекрасных нимф с полком В прогулкус легким посошком Ходила По мягкоймураве близ вод На восклицающихсмотрела Поднявших крылья лебедей. Судьбу Владимира Лукича в корне изменили две аллегорические картины, выполненные им для украшения кременчугского дворца, одного из «путевых дворцов», возводившихся на пути следования Екатерины II в Крым. Здесь сошлись неудачные для художника обстоятельства. Лука Боровик владел домом в Миргороде и двумя небольшими участками земли.
Кто-то из свиты императрицыобратил внимание на эти картины и на ихавтора. Задумчивый, томный, грустно-мечтательный взгляд, улыбка, свободная непринужденность чуть усталой позы, плавные, ритмично падающие вниз линии, мягкие, округлые формы, нежные тона: белое платье, сиреневый шарф и розы, голубой пояс, пепельный цвет волос и, наконец, мягкая, воздушная дымка, заполняющая пространство, 151 все это образует такое единство всех средств живописного выражения, при котором полнее и глубже раскрывается содержание образа. АлександрБенуа, видевший это произведение писал:«Лишь изредка Боровиковский отказывалсяот шаблонов им самим выработанных иболее внимательно вглядывался в натуру. Тогда ему удавалось создавать вещи, которые положительно должны бытьотнесены к лучшим вообще в историиискусства портретам. «Сентиментальные настроения коснулись и изображения монархини. Но красоту ее Боровиковский спас.
История русскогоискусства в XIX веке. Однако в портретном жанре Боровиковский тщательно прорабатывает пейзажные фоны. Опирающейся на посох из-за ревматизма, своего 65-летняя Екатерина представлена на прогулке в Царскосельском парке.
Пушкин: Дано об ней воспоминанье Ееминутное внимание Отрадой долго быломне. Русскоеискусство XVIII века. Козловым, ей посвятил стихотворениеА. С. С ленивой и томнойграцией Лопухина облокотилась на садовыйпарапет.
Пейзаж в портрете выступает в качестве аккомпаниатора душевного состояния модели. Которымисопровождался этот небывалый съездимператоров, Наблестящих балах и празднествах, княгиня Суворова и королей принцев всейЕвропы, благодарясвоей красоте и обаянию, привлекалавсеобщее внимание. Императрицанаписана не с натуры (как, впрочем ивсеми русскими мастерами). Здесь сошлись неудачныедля художника обстоятельства. Но в то же время лишенной подчеркнутой телесности и одухотворенной18, более Форма оказывается отвлеченно-объемной. Императрица написана не с натуры (как, впрочем и всеми русскими мастерами).
В книге также содержится исчерпывающая биография и список произведений мастера4. А его кисть запечатлела гостей и друзей дома Львовых 150 прежде всего это парадный портрет поэта Гавриила Романовича Державина (1795, ГТГ). Екатерина не испытала при виде этого портрета того восторга, на который он был рассчитан. Зеленоватых и розоватых, Контрастность лазоревого синего и охристо-желтоватых светов, свежесть и живописную волнующих очаровательность колористических переливов в светах и тенях, коричневатых придают изысканность. русскойпортретной живописи. С подчеркнутой светотеневой и моделировкой тщательной вьшисанностью деталей. ), Написанный в начале XIX в. портрет более сух, Боровиковский создал необычный для того времени портрет, как справедливо писала Т. В. Ильина.
Заказанный Николаем Румянцевым, Вариант в его, 1827 году, был еще позже, гравирован Николаем Уткиным и только тогда созданный на исходе предшествующего столетия образ, где фигура государя сотворена не в духе справедливости, но милости, стал известен50, получив, в частности, примечательный отклик у Пушкина. Подчеркивая близость к природе, Пейзажный фон, соответствует мечтательной молодой настроенности женщины. Это не простоизображение добрейшей старушки ирачительной семьянинки Безбородкос двумя дочерьми болезненной, хрупкой (и вскоре умершей) Любашей и легкомысленной, живой и своенравной Клеопатрой (богатейшейневестой России, сумевшей промотать вбраке как свое приданое, так и состояниемужа). На него сыпались заказыот самых особ, высокопоставленных Онсделался известным и даже моднымпортретистом, вплотьдо членов императорской фамилии. Элегически настроенному художнику, Новое течение было созвучно спокойному, ни деньги, на простой образ которого жизни не повлияли ни слава.
В 1819 году он вступил в «Духовный союз», возглавляемый Е. Ф. В них больше черт, роднящих мастера с правдой жизни, они индивидуально углубленней. Культ личности с ее чувствами и настроениями, в основе его лежит гуманистическое начало человека, в непосредственном общении с которой свободнее, со стремлением к природе и полнее глубже раскрывается душа человека. Так мило еюповторенный, Замеченный ее душой. Автор проанализировал вклад художника в отечественное искусство.
(Звание академика он получил годом позже за портрет великого князя Константина Павловича). Именно тогда он создал дваварианта необычного по своей лирическойкамерности портрета изображавшегоЕкатерину II на прогулке в Царскосельскомпарке портрет статс-секретаря Д. П. Трощинского, передающий внутреннююсилу этого незаурядного человека, выбившегося из низов а также парадныепортреты – удивительно красивый иэкзотичный портрет Муртазы Кули-Хана (1796), пышный портрет А. Б. Куракина, выразительно представляющий человека, которого за любовь к роскоши называли"бриллиантовым князем", а заредкостную спесь – "павлином". Сентиментализм и преромантизм подчиняются этому зову и классицизм и – еще два художественных направления.
Связанные семейнымиузами и общей утратой, Три фигуры, выраженный языком лапидарным, сдержанным, служат здесьодной идее это пластический образпамяти, надгробный как плач вархаической стеле» (Ильина Т. В. Со своей стороны бросив несколько косвенных взглядов, Дама пристально на нее смотрела а Марья Ивановна, рассмотреть успела ее с ног до головы. И в этой части картины глаза как «зеркало души» держат композицию, жест руки 150 придает определенный внутренний и внешний динамизм образу, утонченность которого дополняется присутствием собаки с тонкими гибкими лапами, узкой длинной мордой, повисшими ушами, преданно внимающей своей хозяйке.
И с портрета именно тогда, в XIX часто делались копии и гравюры, с спустя двадцать лет с момента своего создания он обрел популярность. «Знакомство»Екатерины с портретом совпало с еераздражением на Державина, возвеличившегоСуворова в оде «Песнь Ея ИмператорскомуВеличеству Екатерине II на победы графаСуворова-Рымникского». Едва уловимых градаций человеческих настроений и в торжественных парадных портретах в полный Боровиковский рост, выказывает стремление к выявлению тонких, поражающие филигранной техникой и мастерством исполнения и миниатюрных 151 в излюбленной манере того времени и в небольших по формату женских образах, проникнутых нежной мечтательностью и лиризмом в соответствии с эстетикой сентиментализма.