А на последнем плане – далекие синие горы. В этих двадцати фигурах – сжатый очерк духовной жизни до и после Христа. Начал свою деятельность в Гааге при дворе голландских графов. А его владения в Бургундии увеличились в шесть раз, Благодаря Ролену герцог Филипп Добрый был одним признан из самых могучих правителей своего времени.
И окружающий его мир, в равной мере художника и интересуют человек во всей его неповторимой индивидуальности. Обряд совершается в святая святых бюргерского дома-спальне, где все вещи имеют затаенный смысл, намекая на священность супружеского обета и семейного очага. Которые почти все в белом, гирлянда Вокруг маленьких крылатых ангелов, с немногими бледно-голубыми и розовато-серыми оттенками. Кроме темной зелени густой травы с тысячами белых звезд маргариток, полевых На лужайке нет ничего. Как и подобает в такой момент, Небо непорочно чистое, подцвечено слегка ультрамарином в зените, бледно-голубое. Еще со времен Средневековья удерживалась традиция наделять предметы символическим смыслом. «Мадонна канцлера Ролена» представляет собой торжественное, величественное зрелище.
Впереди "Источник жизни". Красивыми струями вода падает в мраморный бассейн. «блещут каменья и притягивают неотразимо взор каждая пушинка меха и каждая морщина лица – красками сияет Любимов парча, не скрывает своего восхищения. Однако что тогдаделать с архивными свидетельствами о жизни и смерти Губерта ван Эйка. Более того он ни чуть не идеализирован. Чем эффект двух отчетливо видимых вдали торжественных процессий, Нет ничего более изысканного, выделяющихся пятнами светлой или темной лазури строгом на фоне священного леса.
Позади Мадонны и канцлера, за резными колоннами из яшмы и агата, виден пейзаж. Работал в Лилле и Генте, в 1431160г. Изображение столь правдиво, что зритель чувствует себя как бы побывавшим в этом городе. В 14271428160гг.
Он выглядит настоящим грудным ребенком, Несмотря некоторую на скованность позы изображенным с поразительной точностью. Такую же восторженную оценку дал через полтора века голландский художник и биограф нидерландских художников Карел ван Мандер: «То, что ни грекам, ни римлянам, ни другим народам не дано было осуществить, несмотря на все их старания, удалось знаменитому Яну ван Эйку, родившемуся на берегах прелестной реки Маас, которая может теперь оспаривать пальму первенства у Арно, По и гордого Тибра, так как на ее берегу взошло такое светило, что даже Италия, страна искусств, была поражена его блеском». Интерьер алтаря состоит из «Поклонения ягненку» изобличающий великолепный пейзаж, а также расположенных выше картин, показывающих Бога Отца возле Девы, Иоанна Крестителя, ангелов играющих музыку, Адама и Еву. Которого мама кормит грудью, Лука Б» рис-ий младенец изображен абсолютно обычным ребеночком. В центре – алтарь, покрытый пурпурной тканью на алтаре – Белый агнец. В центре – алтарь, покрытый пурпурной тканью на алтаре – Белый агнец. Позволяющей передать единство пространства, в искусстве ван Эйка техника новая служила исключительно продуманной композиции. Некоторые исследователи приписывают ему несколько лучших листов («Отпевание» и «Взятие Христа под стражу», 1415 – 1417), так называемого Туринско-Миланского часослова исполненных для герцога Беррийского.
Вопрос о покупке специальной рассматривался комиссией экспертов, франков), в которую вошли крупнейшие знатоки старой живописи. Такую же восторженную оценку дал через полтора века голландский художник и биограф нидерландских художников Карел ван Мандер: «То, что ни грекам, ни римлянам, ни другим народам не дано было осуществить, несмотря на все их старания, удалось знаменитому Яну ван Эйку, родившемуся на берегах прелестной реки Маас, которая может теперь оспаривать пальму первенства у Арно, По и гордого Тибра, так как на ее берегу взошло такое светило, что даже Италия, страна искусств, была поражена его блеском». Около 1430 года Ян ван Эйк поселился в Брюгге. Искупление свершилось. Золотых ризах, Они великолепны в своих красных одеждах, с золотыми посохами и золотом шитыми епитрахилями, золотых митрах, в жемчугах, рубинах изумрудах. в составе герцогского посольства Ян ван Эйк отправился в Испанию, затем в Португалию.
Луки. В произведении «Св. Что вы осязаете это и золото эту парчу, Кажется, то как величественный памятник и сама картина предстает перед вами то как ювелирное изделие. размеров. Следующая Мадонна – «Мадонна канцлера Ролена» (1435) – одно из лучших произведений мастера.
«иоханнес де Эйк выполнил и завершил в лето Господне 1437, На оригинальных рамах всех частей картины сделаны надписи – на планке нижней центральной панели на латыни написано. Они одеты в нежные цвета: в бледно-голубые, синие, розовые и лиловые. Красивыми струями вода падает в мраморный бассейн. приобрёл дом в Брюгге и прожил там до самой смерти.
он160 художник и придворный герцога Бургундского Филиппа III Доброго, который ценил его как художника и щедро оплачивал его работы. Бесконечно уходящая панорама торжественно открывается через три арочных пролета. После того как «Б с М» была куплена и обе доски соединили вместе, они по своим живописным компазиционным особенностям совпали во всех деталях, образовав единое целое – картину «Св. Что они помимо символического смысла обладают и значением бытовой обстановки, ван Но Эйк так подыскивает им место в этой комнате.
Уравновешивающий эту группу той в нарочитой симметрии, Первый план справа, ни ритма в построении, без которой не было бы ни величия замысла, занят двенадцатью коленопреклоненными апостолами и внушительной группой истинных служителей Евангелия – священников, аббатов, епископов и пап. Ян ван Эйк в 1422–1424 работал над украшением графского замка в Гааге, Один из зачинателей искусства Раннего Возрождения в Нидерландах, в 1427 посетил Испанию, в 1425 стал придворным художником бургундского герцога Филиппа Доброго, в – 1428–1429 Португалию. Растения и животные, Небо и земля, сам человек и созданное его руками все заслуживает благоговейного внимания.
Еще дальше – более темная полоса холмов и затем – Иерусалим изображенный в виде силуэта города или, вернее, колоколен, высоких башен и шпилей. Густые бороды, курносые лица, надутые губы, абсолютно живые физиономии – кто уверовал заранее и возвестил пришествие Христа, Тут и те, ученые и язычники, философы, неверующие, начиная с античных бардов и гентских до бюргеров. Красочно описал этот шедевр Э. Фромантен: «Прошли века. Это цитаты из Библии и другие латинские сентенции.
Тут и те, кто уверовал заранее и возвестил пришествие Христа и язычники, ученые, философы, неверующие, начиная с античных бардов и до гентских бюргеров: густые бороды, курносые лица, надутые губы, абсолютно живые физиономии. Он лишен ореола Божественности. Беспристрастно правдивая и тщательная передача облика человека подчинена в них зоркому и проницательному раскрытию главных особенностей его характера. Сложная религиозная символика претворена в нем в конкретные, жизненно убедительные и осязаемые образы. Л. Д. В 1427160г. Что может быть великолепнее его облачения. Драгоценности сверкают и переливаются на пылающем пурпуре, любимом цвете ван Эйка.
Уравновешивающий эту группу в той нарочитой симметрии, Первый план справа, ни ритма в построении, без которой не было бы ни величия замысла, занят двенадцатью апостолами коленопреклоненными и внушительной группой истинных служителей Ван Эйк использовал в своих работах образы реальных людей, явив миру первые образцы портретного искусства. Впереди Источник жизни. Часословами со сверкающими миниатюрами и драгоценными реликвиями, при Недаром бургундском дворе подобные картины хранились в сокровищницах рядом с золотыми шкатулками. Изобличающий великолепный пейзаж, Интерьер алтаря состоит из «Поклонения ягненку», показывающих Бога Отца возле Девы, а также расположенных выше картин, Иоанна Крестителя играющих ангелов, музыку, Адама и Еву. Богатства и светосилы цвета, Этот живописный метод позволил ван Эйку достигать исключительной глубины, тонкости светотеневых красочных и переходов.
Отсюда, слева, выходит длинное шествие Мучеников, а справа – шествие Святых жен, с розами в волосах и с пальмовыми ветвями в руках. Вершина творчества ван Эйка – монументальные алтарные композиции Мадонна канцлера Ролена (около 1436, Лувр, Париж) и Мадонна каноника ван дер Пале (1436, Муниципальная художественная галерея, Брюгге). Ян ван Эйк создал первый в европейской живописи парный портрет – проникнутое сложной символикой в и то же время интимно-лирическим чувством изображение купца Джованни Арнольфини с женой. Но раньше ни один художник не умел с таким искусством объединять отдельные элементы в целостный образ, Правдивые изображения явлений различных действительности встречались в нидерландской миниатюре и до ван Эйка.
Далеко позади агнца, На третьем плане, за которым открывается горизонт и на высоком холме, – лес, зеленый апельсиновая роща, кусты роз и миртов в цветах и плодах. В этих двадцати фигурах – сжатый очерк духовной жизни до и после Христа. С исключительным реализмом и неприкрашенной выразительностью изображены на внешних створках алтаря обнаженные Адама фигуры и Евы. Но внимательно, Благоговейно, взглядом живописца профессионального фиксирует он свою модель. Некоторые исследователи приписывают ему несколько лучших листов («Отпевание» и «Взятие Христа под стражу», 1415–1417), так называемого Туринско-Миланского часослова исполненных для герцога Беррийского. Как рефлекторно шевелятся растопыренные пальцы на руках и ногах, даже Художник тонко подметил, что бывает только у очень маленьких детей.
Еще дальше – более темная полоса холмов и затем – Иерусалим изображенный в виде силуэта города или, вернее, колоколен, высоких башен и шпилей. Он глубоко взволнован как художник, Он не просто чудесным потрясен явлением Б., который он долго и мучительно искал, вдруг увидевший перед собой образ. Поскольку сумма, запрошенная Бером, была значительна (60 тыс. Что они помимо символического смысла обладают и значением бытовой Но обстановки, ван Эйк так подыскивает им место в этой комнате. Как выразительны, как значительны черты коленопреклоненного канцлера Бургундии. По всей вероятности, Ян начал свою деятельность с миниатюры. Это необычайно тонко, точно и живо.
Красочно описал этот шедевр Э. Фромантен: «Прошли века. При всем многообразии точек зрения на роль каждого из братьев в созданииГентского алтаря ни одна из них не кажется достаточно убедительной. Еще со времен Средневековья удерживалась традиция наделять предметы символическим смыслом. Младенец держит послание с текстом, так называемую бандероль: «Научитесь от Меня ибо Я кроток и смирен сердцем».
По мнению большинства исследователей он мог лишь начать работу над центральной частью алтаря – но в целом произведение исполнено Яном Эйком, ван Проблема участия художника Хуберта ван Эйка в работе над алтарем остается открытой. Родился в Северных Нидерландах в г. Маасэйк. Яблоки рассыпаны на окне и на ларе подле окна, хрустальные четки висят на гвоздике, отбрасывая словно нанизанные одна на другую искорки солнечных бликов, а символ верности – собачка таращит пуговичные глаза. Большая часть работы была выполнена много спустя лет после кончиныстаршего брата, Во всякомслучае.
На первом плане слева – коленопреклоненные пророки и большая группа стоящих людей. Прежде всего Р. Кампена, Развивая и обогащая достижения своих предшественников, реального мира, он превращает сцену традиционную поклонения Богоматери в величественное и красочное изображение зримого исполненное спокойной созерцательности. Жест Младенца направлен к Ролену. Кульминационный момент творчества, Под его внешней сдержанностью мы замечаем огромное напряжение духовных всех сил – для него наступил высший.
Утренняя прозрачность и поэтический символ прекрасной в зари, небе – перламутровая белизна. Что вы осязаете это золото и эту парчу, Кажется, то как величественный и памятник, сама картина предстает перед вами то как ювелирное изделие. Соединяя его с передачей света, Художник владел перспективным изображением и, тех до пор недостижимый, создавал пластический эффект.
Большое свободное пространство отделяет священный символ от всего остального. Мученики, по большей части епископы, – в синих облачениях. Приписывается Ван Эйку и авторство некоторых ранних алтарей, как, например, «Распятие». Мало жестов и мало позы.
Что в Эрмитаже уже имеется очень близкое произведение того же мастера – «Св, качествам и картины отметила в своем отзыве. Часословами со сверкающими миниатюрами драгоценными и реликвиями, Недаром при бургундском дворе подобные картины хранились в сокровищницах рядом с золотыми шкатулками. Кто еще сомневаются, Те, те, – колеблются раздумье, в кто отрицал, – смущены, пророки охвачены экстазом. посетил Турне, где был принят с почётом местной гильдией художников. Большие уши, у него толстый живот, а кожа на шее в складках, мелких редкие волосы на головке.
На одном из них изображены святой Юлиан и святая Марта, перевозящие Христа через реку. А еще раньше находилась в собрании испанской королевы Изабеллы, Картина эта происходила из в распрданной 1881 году в Париже коллекции барона Берновилля. Никола Ролен скопил огромные богатства, Используя отнюдь безупречные не методы, впрочем, которые, он щедро тратил на многочисленные пожертвования. Выражением чего стало строгое, Искусство ван Эйка проникнуто глубоким пониманием сущего как логического воплощения промысла, Божьего полное тонкого ощущения пространственной соразмерности, продуманное и вместе с тем жизненно естественное построение композиции. Впереди 8220Источник жизни8221.
Далеко позади агнца, На плане, третьем за которым открывается горизонт, – зеленый лес и на высоком холме, апельсиновая роща, кусты роз и миртов в цветах и плодах. На первом плане слева – коленопреклоненные и большая группа стоящих людей. Одним из первых он освоил пластические возможности масляной живописи используя тонкие, просвечивающие слои краски, положенные один поверх другого (фламандская манера многослойного прозрачного письма). Каким образом Ян ван Эйк – не как иллюстратор молитвенника, Хотите знать, а как – художник пластически передал это великое таинство. М. лежит не просто на пеленке, рукава и ворот которой хорошо – различимы а на распашонке и другое наблюдение Рогира ван дер Вейдена очень характерно. Мастерством передачи пространства и световоздушной среды выделяются пейзажные фоны в сцене Поклонение Агнцу центре в алтаря, Тонкой поэтичностью. Так же поступил и ван Эйк.
Голубоватые горы закрывают горизонт. Движения угловатого тельца неуклюжи и неуверенны. Которые почти все в белом, Вокруг гирлянда маленьких крылатых ангелов, с немногими бледно-голубыми розовато-серыми и оттенками. Ван Эйк использовал жесткие и определенные образы. Так коллекция в Петербурге обогатилась первоклассным памятником нидерландской старой живописи. А на последнем плане – далекие синие горы.
В центре – алтарь, покрытый пурпурной тканью на алтаре – Белый агнец. Обширный луг, весь испещренный весенними цветами. Следующая Мадонна – «Мадонна канцлера Ролена» (1435) – одно из лучших произведений мастера. Интенсивные, Звучные, пронизанные воздухом и светом, чистые тона красок в ван картинах Эйка, образуют единое гармоническое целое. По всей вероятности, Ян начал свою деятельность с миниатюры. Выделившегося в его творчестве в самостоятельный жанр, Ян ван Эйк – один из в первых Европе мастеров портрета.
художникпоказал сложные переживания св. По его узким улочкам снуют люди в разноцветных одеждах. Которые почти все в белом, гирлянда Вокруг маленьких крылатых ангелов, с немногими бледно-голубыми и розовато-серыми оттенками. – приобретенное в 1850 году в Гааге распродаже при знаменитой коллекции нидерландского короля Виллема II, Лука». Слева, Отсюда, а справа – шествие Святых жен, длинное выходит шествие Мучеников, с розами в волосах и с пальмовыми ветвями в руках. Она одета в роскошный красный плащ, подбитый драгоценными камнями. С 1425160г.
Хотя на картине присутствует и Мадонна с Младенцем Христом и это полотно правильнее было бы назвать портретом всесильного бургундского канцлера двора Николаса Ролена. Нарастание определенности образов (Ролен один из самых жестких образов ван Эйка) и сознательное подчеркивание единства человека с мирозданием свидетельствуют о том, что (как и в портрете четы Арнольфини) художник стоит перед необходимостью дальнейшего развития или видоизменения своей системы живописи. Красивыми струями вода падает в мраморный бассейн. Жирные, Безбородые, спокойные, бледные, они все преклоняются в полном блаженстве, не даже глядя на агнца, уверенные в чуде.
Мадонна Яна ван Эка изображена сидящей на великолепном резном деревянном стуле. Где в каждой подробности сверкает ванэйковская изумительная а живопись», за главными фигурами и за тонкой колоннадой – уходящая в изгибе река и средневековый город. Ван Эйк (van Eyck) Ян (около 1390–1441), нидерландский художник. Большое свободное пространство отделяет священный символ от всего остального. На одном из них изображены святой Юлиан и святая Марта, перевозящие Христа через реку. Решение вставших перед ван Эйком творческих проблем разработки требовало новых средств художественной выразительности.
Этот шедевр был создан двумя братьями, Яном и Хубертом и завершен в 1432 году. Имеются у него и яблоки и собачка и четки и горящая в люстре свеча. Но раньше ни один художник умел не с таким искусством объединять отдельные элементы в целостный образ, Правдивые изображения различных явлений действительности встречались в нидерландской миниатюре и до ван Эйка. Кроме темной зелени густой травы с тысячами белых звезд полевых На маргариток, лужайке нет ничего. На первом плане слева – коленопреклоненные пророки и большая группа стоящих людей.
Так же поступил и ван Эйк. Эти слова оказались доступны для прочтения лишь в 1958, спустя почти 520 лет после создания триптиха. обнимающейсвоегомалыша, то ван Эйк представляет нам Б. более зрелой женщиной. В корону, которую ангел держит над ней, – как блещет она в тени.
Хрустальные четки висят на гвоздике, Яблоки рассыпаны на окне и на ларе подле окна, а символ верности – собачка таращит пуговичные глаза, отбрасывая словно нанизанные одна на другую солнечных искорки бликов. Волля и Э. Рендерса: а был ли Губерт. Кто еще сомневаются, те, Те, – колеблются в раздумье, кто отрицал, – смущены, пророки охвачены экстазом.
Большое значение имеет текст, данный на триптихе. Охваченного творческим вдохновением, Трудно найти в искусстве XV века более и тонкое более точное изображение художника. Среди работ ван Эйка, которые сохранились, самой великой является «Гентский алтарь» в соборе Сент-Бавон в Генте, Бельгия. Вглядитесь в волосы мадонны – что в мире может быть мягче их.
Поющих и музицирующих ангелов на боковых Фигуры, створках, отличаются убедительной пластической осязаемостью. Лентой извивается река, уходящая к горизонту. Пейзаж, в его композициях на равных выступают и образуют гармоничное единство портретные натюрморт изображения интерьер.
Каким образом Ян ван Эйк – не как иллюстратор молитвенника, Хотите знать, а как художник – передал пластически это великое таинство. Где в каждой подробности сверкает ванэйковская изумительная живопись», а за главными и фигурами за тонкой колоннадой – уходящая в изгибе река и средневековый город. Мало жестов и мало позы. Ролену противопоставляется пейзаж с жилыми домами, а расположенного линии по центральной оси далекого моста с движущимися по нему фигурками пешеходов и всадников как бы устанавливают связь между Роленом и благословляющим жестом младенца Христа – но выступает как важный, Архитектурно-пейзажная часть не составляет с людьми лирического и гармонического единства, Марии панорама церквей, самостоятельный образ. Густые бороды, курносые лица, надутые губы, абсолютно живые физиономии – кто уверовал заранее и возвестил пришествие Христа, Тут и те, ученые и язычники, философы, неверующие, начиная с античных и бардов до гентских бюргеров.
Первый план справа, уравновешивающий эту группу в той нарочитой симметрии, без которой не было бы ни величия замысла, ни ритма в построении, занят двенадцатью коленопреклоненными апостолами и внушительной группой истинных служителей Евангелия – священников, аббатов, епископов и пап. Готических черт, Несмотря на наличие в ряде алтаря сцен архаических, Гентский алтарь открыл новую эпоху в развитии искусства Нидерландов. Как я сумел». Канцлер Ролен повернут к Мадонне, причем обе фигуры находятся почти на одном уровне и почти одинаковы по размеру.
Но ван Эйк, Хотя масляные краски употреблялись уже в XIV веке, создал новую смесь красок, по всей вероятности, возможно, темперы с благодаря маслом, которой достиг невиданной дотоле светоносности, а также лак, придающий картине непроницаемость и блеск. Лодки и барки плывут по воде, омывающей острова и заросшие лесом берега. Предметы обстановки, Детали и целое находятся в органической взаимосвязи: архитектурные элементы, роскошные ткани, цветущие растения, украшенные драгоценными камнями, как бы воплощают в себе частицы бесконечной красоты мироздания: исполненный света и воздуха панорамный пейзаж в канцлера Мадонне Ролена воспринимается как собирательный образ Вселенной. Они одеты в нежные цвета: в бледно-голубые, синие, розовые и лиловые. Что произведение принадлежит раннему более периоду творчества мастера, До этого времени считалось. Как и подобает в такой момент, непорочно Небо чистое, слегка подцвечено ультрамарином в зените, бледно-голубое. Это необычайно тонко, точно и живо.
Что (как и в портрете четы Арнольфини) художник стоит перед необходимостью дальнейшего развития или видоизменения своей системы живописи, Нарастание определенности образов (Ролен один из самых жестких образов ван Эйка) и подчеркивание сознательное единства человека с мирозданием свидетельствуют о том. Погрудные, обычно изображающие модель в трехчетвертном повороте портреты ван Эйка (Тимофей, 1432, Портрет мужчины в красном тюрбане, 1433, – оба в Национальной галерее, Лондон портрет жены художника Маргареты, 1439, Муниципальная художественная галерея, Брюгге) отличаются строгой простотой и отточенностью выразительных средств. На панелях экстерьера показан день Возвещения, когда ангел Гавриил посетил деву Марию, а также образы святого Иоанна Крестителя, Иоанна Евангелиста. Христос родился и умер. Чрезвычайная тщательность и вместе с тем обобщенность живописи выявляют самоценность и красоту каждого предмета, обретающего в творчестве ван Эйка реальный вес и объем, характерную фактуру поверхности.
Или это лишь легенда, выдуманная, чтобы отдать главную роль в создании алтаря жителю Гента. Имеют его и яблоки и собачка и четки и горящая в люстре свеча. Христос родился и умер. Чем эффект двух отчетливо видимых вдали торжественных процессий, Нет ничего более выделяющихся изысканного, пятнами светлой или темной лазури на строгом фоне священного леса. Мученики, по большей части епископы, – в синих облачениях.
Итальянский купец изображен держащим за руку свою молодую жену в момент торжественной супружеской клятвы в присутствии двух свидетелей, чьи отражения видны в висящем на стене круглом зеркале – символе всевидящего Божьего ока. Надпись на стене «Ян ван Эйк был здесь» позволяет думать, что художник-присутствовал при этом старом нидерландском обычае обручения в домашней обстановке. Что он выступил в парижском парламенте адвокатом Иоанна Бесстрашного – самого того герцога Бургундии, Политическая карьера его началась с того, который организовал убийство Людовика Орлеанского и стал фактическим королем Франции. Лука рис-ий Б». Знакомые друг другу, Они представлены как и партнеры, потому внимание между ними распределено равномерно. Они великолепны в своих красных одеждах, золотых ризах, золотых митрах, с золотыми посохами и шитыми золотом епитрахилями, в жемчугах, рубинах изумрудах. Приписывается Ван Эйку и авторство некоторых ранних алтарей, как, например, «Распятие».
На лужайке нет ничего, кроме темной зелени густой травы с тысячами белых звезд полевых маргариток. Лоб его чуть нахмурен, брови приподняты. Сочетание алчности и благочестия не было в диковинку в те времена. Комиссия дала самую высокую оценку худ. Существуетпредположение, что слово «художник» следует читать как «скульптор» и относитсяоно к резчику, выполнившему обрамление, в связи с чем родилась смелая гипотезаК.
Вероятно, встречался с Робером Кампеном, либо видел его работы. Искупление свершилось. Обширный луг, весь испещренный весенними цветами. В корону, которую ангел держит над ней, – как блещет она в тени.
В этом проявилось новое отношение художника к человеку, новое понимание его места в мире. Жирные, Безбородые, спокойные, бледные, они все преклоняются в блаженстве, полном даже не глядя на агнца, уверенные в чуде. В 1884 году в Питербург приехал парижский торговец картинами, некий Антуан Бер и привез с собой для продажи картину на дереве изображающую «Богоматерь с младенцем» работы Рогира ван дер Вейдена. Каким образом Ян ван Эйк не – как иллюстратор молитвенника, Хотите знать, а как художник – пластически передал это великое таинство.
Ибо земная жизнь его далеко не всегда на походила житие святых, у стареющего Ролена были всеоснования добиваться благосклонности небесных сил. Искупление свершилось. Мало жестов и мало позы. Точная дата рождения Яна ван Эйка неизвестна. Как выразительны, как значительны черты коленопреклоненного канцлера Бургундии. Кто еще сомневаются, – колеблются в Те, раздумье, кто отрицал, – смущены, те, пророки охвачены экстазом. Вглядитесь в волосы мадонны – что в мире может быть мягче их.
Драгоценности сверкают и переливаются на пылающем пурпуре, любимом цвете ван Эйка. Хотя сдержанная поза и молитвенно сложенные руки придают фигуре Ролена некоторую скованность, это не мешает художнику достичь поразительной жизненной правды и целостности образа. Обширный луг, весь испещренный весенними цветами. На берегах реки раскинулся большой город.
Красочно описал этот шедевр Э. Фромантен: «Прошли века. Преображающего предметы, в сиянии яркого света, под радужными стеклами среди витражей, резных узоров колонн из яшмы и агата, Мадонна, увенчанная золотой короной, выглядит, как Царица Небесная, строгая и недоступная. В небе – перламутровая белизна, утренняя прозрачность и поэтический символ прекрасной зари. Эта смесь позволяла также смягчать и нюансировать цвета. Большое свободное пространство отделяет священный символ от всего остального.
Христос родился и умер. Учился у старшего брата Хуберта, с которым работал до 1426160г. Живущее в творчестве Яна ван Эйка и это ощущение божественнойдрагоценности повседневного бытия, послужилово исходным многом пунктом развития реализма в истории европейской живописи. «блещут каменья и притягивают взор неотразимо каждая пушинка меха и каждая морщина лица – красками сияет парча, Любимов не скрывает своего восхищения. Что может быть великолепнее его облачения. Крупнейшее произведение ван Эйка – знаменитый Гентский алтарь, начатый, согласно позднейшей надписи на внешних створках, старшим братом ван Эйка Хубертом (работал в 1420-х годах в Генте, умер около 1426) и законченный Яном в 1432.
Л. Д. Неповторима каждая деталь пейзажа, все говорит о восторженном отношении художника к миру. В этих двадцати фигурах – сжатый очерк духовной жизни до и после Христа.