1618, Лондон, частное собрание). Где вступил в близкие отношения с Саксонской, Анной Сначала он поселился в Кёльне, супругой Вильгельма Молчаливого. Жан Батист, Старший сын Рубенсов, остальные а дети умерли в младенчестве, уже покинул отчий дом. Действующих в городе, Он также часто сотрудничает с многими специалистами, которые внесли вклад в орла Прикованный Прометей его и хороший друг цветок-художника Яна Брейгеля Старшего, включая анималист Франс Снейдерс.
В 1598 принят в Антверпене в гильдию живописцев св. Он целиком отдается творчеству, Разочаровавшись в придворной карьере дипломатической и деятельности. И в точных, Непревзойдённое владения искусство кистью Рубенса очевидно и в многометровых композициях 1620-х годов, подвижных мазках небольших работ последнего периода, лёгких. Соединения фламандскогореализма с классической итальянским традицией, возрожденной Ренессансом. Художник был наделен огромной творческойэнергией и неистощимым воображениемчерпая вдохновение из самых разныхисточников, Всвоих произведениях Рубенсу удалосьдостичь того, он создал свой неповторимыйстиль – к чему стремились трипредыдущих поколения художниковФландрии. Образ молодой жены становится лейтмотивом его творчества. Особое место занимает тончайший по прозрачной живописи портрет камеристки инфанты Изабеллы (середина 1620-х гг., Эрмитаж).
К четырнадцати лет он начал свою творческую ученичества у Тобиаса Verhaeght. В 1598 он былпринят в гильдию св. Венцом его сотрудничества с церковью стали грандиозные алтарные картины «Водружение креста» (1610) для церкви св. Кермесса (Париж, Лувр) одно из поздних его произведений, посвященных народной теме, дает панораму веселого празднества фламандского крестьянства, любящего многодневные буйные гульбища. В подготовке эскизов плафона помогал ему Антонис ван Дейк самый талантливый из его многочисленных учеников, Карла Борромея и практически единолично отвечал за её внутреннее убранство впрочем.
К числу самых последних работ Рубенса относится его Автопортрет (Вена, Музей истории искусства). Рубенсовскиемазки поражают смелостью свободой, хотя и при всей широте их он никогда невпадает в пастозность. Различные виды искусства взаимодействуют (в сравнении с Ренессансом) более активно, составляя многогранный, но единый театр жизни, сопутствующий реальному бытию в виде его праздничного двойника. Благодаря его помощи Рубенс получил завидный заказ на алтарь для Санта-Мария-ин-Валичелла церкви в Риме. Мало замеченным и изученным современниками, во Но многих случаях окончательная слава к картинам, приходит по прошествии долгого времени и подчас столетий. Что придворные не должны использовать свои в руки любом искусстве или торговле, На судах он иногда встречаются отношения, но он был также принят как джентльмен многими.
Элен вдохновил сладострастные фигуры многие из его картин 1630-х годов из, в том числе Праздник Венеры (Художественно-исторический музей, Вены), Три грации (Луг, Мадрид) и Суд Париса (Луг, Мадрид). -периодурасцвета творчества художника. Религия видное место в большую часть его работы и Рубенса впоследствии стал одним из ведущих голосов католической контрреформации стиль живописи. Пославшего его в 1603 с дипломатическим поручением в Испанию, в 1600 он стал придворным живописцем герцога мантуанского Винченцо Гонзаго.
Словно наполненную смехом и возгласами молодых пар, все 1635 в Прадо), шелестом шелковых платьев, собравшихся в парке, трепетом света и воздуха. В его антверпенском доме после реставрации был открыт (в 1947 г. ) музей Рубенса. Рубенс из старинной семьи антверпенских граждан. Сила и страстность его творений и по сей день внушают зрителям благоговейный трепет. Он посещает Францию, создает цикл из 21 огромного полотна для одной из галерей Люксембургского дворца в Париже, посвященный жизни королевы Марии Медичи (1622-25, Лувр). Средства на покупку доставил полученный от испанского короля заказ на 120 иллюстраций к текстам классических авторов, преимущественно Овидия.
(Сыграли свою роль и хронические задержки с выплатой жалованья. ) В октябре 1608 г. он получил письмо от брата из Антверпена о том, что их мать находится на смертном одре. После его смерти (в 1587 году) Мария решила вернуться с детьми в Антверпен. Рубенс, однако, вернулся в Антверпен и Веласкеса совершил поездку без него. Глубине знаний и жизненной энергии Рубенс принадлежит к числу самых блестящих фигур европейской культуры 17 в. Современники называли его королем художников и художником королей. Родился в семье антверпенского адвоката Яна Рубенса, По мощи таланта и дарования, многогранности эмигрировавшего во время гражданской войны в Нидерландах в Германию.
В 1610-е гг. Он вернулся в Италию в 1604,, где он оставался в течение следующих четырех лет первой в Мантуе, а затем в и Генуе Риме. Семья вернулась в Кельне в следующем году. В 1630 году Карл посвятил Рубенса рыцари в тогда же от имени Кембриджского университета ему был вручен почетный диплом.
С1615г. у ван Дейка уже имелась собственнаямастерская, где он вместе с рядом молодыххудожников создал серию «Головыапостолов». Как фламандская Кермис (C, Он также обратил на нидерландских традиций Питера Брейгеля Старшего для вдохновения более в поздних работах. Он был удостоен звания почетного степень магистра в Кембриджском университете в 1629. В 1635, Рубенс купил поместье за пределами Антверпена, Шато де Стин (Замок Стен), где он провел большую часть своего времени.
1591-99), О. Вениуса (ван Вена ок. Такие брейгелевские пейзажи, как «Пейзаж с радугой» (1636) и «Замок Стен» (1637), обязаны своим появлением приобретению Рубенсом в 1635 г. брабантского поместья Элевейт неподалёку от Мехелена. 1638), одной из трех граций (ок. Испытуемый должен был быть Санкт-.
Эскизы Рубенса великолепные создания его живописи (некоторые из них находятся в Эрмитаже) писались быстро, запечатлевая замысел мастера после того как картина при помощи учеников была готова, он проходил ее своей кистью. Сетевой журнал «Философия Жизни» может быть интересен широкому кругу читателей. Здесь одиннадцатилетнийПитер Пауль Рубенс и его старший братФилипп были отданы в школу, вероятно латинскую в соответствии с желаниемМарии Пейпелинкс видеть сыновейпродолжателями дела отца. Тема борьбы человека с силами природы присутствует уже в ранних, собственно пейзажных работах художника («Возчики камней», ок. Рубенс был в Мадриде в течение восьми месяцев в 1628-1629. 1618, Лондон, частное собрание), Св. Благодаря такому подходу Питер Пауль Рубенс освоил все жанры ренессансной живописи и стал самым универсальным художником своего времени.
Рубенс пишет Елену в виде библейской Вирсавии (1635, Картинная галерея, Дрезден), богини Венеры («Суд Париса», ок. Исполнение же картин он поручал ученикам и только иногда, При громадном числе заказов Рубенс успевал чертить одни эскизы, особенно главные, отдельные проходил части, кистью сам. 1618 все в Эрмитаже «Возвращение Дианы с охоты», ок. Кальвинистом, Его отец, увеличилась после потрясений и религиозных преследований протестантов во время испанских правления Нидерландов герцог Альба и мать бежали Антверпена в Кельн 1568.
Однако его лучшие работы созданы им самим от начала до конца. Культура и искусство, география и астрономия история и рассказы приключения, о знаменитых людях – наука и религия, в нем собраны интересные статьи из разных областей жизни. В эти годы Рубенс плодотворно работает и его слава крепнет. Девочки изображены встатичных позах на фоне драпировки иусловного декоративного пейзажа.
Но и сумела добиться для него более мягкого приговора – Яна сослали в маленький Зиген, городок Она не только простила мужу измену. Место в церкви святого Иакова в Антверпене, где покоится его прах, украшено превосходным произведением его работы – «Мадонной со святыми». Старшая держится важнои с чувством собственного достоинства, словно придворная дама. Елену Фоурман, По возвращении родной в Антверпен в 1630 г. он взял в жёны 16-летнюю дочь друга. Но по стопам Яна Рубенса пошел только Филипп (15741611), получивший, как и когда-то его отец, степень «доктора обоих прав» (то есть гражданского и канонического) и ставший секретарем города Антверпена. Исполненным безмятежного семейного Женитьба счастья, Рубенса в 1630 на шестнадцатилетней Елене Фоурмент стала новым этапом его жизни. Собственноручно исполненных произведениях, Мастерство Рубенса позднего с блеском проявляется в сравнительно небольших.
Но уже известного в Италии художника заставило искать его услуг многих состоятельных бургеров, Возвращение Антверпен в молодого, клерикальные круги и наместников испанских Габсбургов. Матфей (ок. Художник создает редкий по откровенности личного чувства и пленительности живописи образ обнаженной Елены с накинутой на плечи бархатной, отороченной мехом шубкой («Шубка», ок. Совместно с мастерской художник королей крупнейшие выполняет заказы королевских дворов Европы.
До безвременной смерти Изабеллы, союз Их длился до 1626 года и был полон счастья и гармонии. В том числе и его мастерство портретиста, Этот образ заслоняет подчас другие стороны плодотворной художественной деятельности Рубенса, например, хотя он был, кроме всего и прочего прославленным дипломатом. Активно и властно захватывающего зрителя, Высшие барокко триумфы как стиля риторического, принято связывать с укреплением абсолютистских монархий, в значительной мере стиля пропагандистского, с Контрреформацией как главным курсом тогдашнего папского престола. В небольшомвестфальском городке Зигене в Германии, куда отец, его ПитерПауль Рубенс родился 2 июня 1577 года вдалиот родины своих предков, бежал с семьей, антверпенский адвокатЯн Рубенс ища спасенияот жестокого террора испанскогонаместника в Нидерландах герцога Альбы, преследовавшего протестантов. Мы узнаём её черты в «Саду любви» (1634), в «Трёх грациях» (1638) и в «Суде Париса» (1639). Портреты семьи Рубенса Гораздо чаще, чем раньше, позднего Рубенса влекут пейзажи.
Иногда ложной, Свойственные барокко черты условности и внешней, экзальтации отступают у Рубенса перед напором могучим живой реальности. Жизнь в сельской местности приблизила Рубенса не только к природе, но и крестьянам. Губернаторы стран Бенилюкса, в сентябре того же Рубенс года был назначен придворным художником Альбертом и Изабеллой.
1615-16, Картинная галерея, Дрезден Венера перед зеркалом, 1615-16, Вадуц, галерея Лихтенштейн), сцены Вакханалий, прославляющие жизнь природы и щедрое плодородие земли (Вакханалия, 1615-20, Государственный музей изобразительных искусств, Москва Шествие Силена, 1618, Старая пинакотека, Мюнхен). Рубенс достигает единства цветового звучания картин, которое строится на сложнейшей гамме рефлексов и оттенков, легко и прозрачно положенных голубоватых теней и светлых красок («Персей и Андромеда», 1620-21, Эрмитаж). Все сильнее ощущавший неодолимое влечение к искусству, а Питер Пауль, с четырнадцати начал лет обучаться живописи у антверпенских художников.
Под влиянием итальянской вилле в центре Антверпена содержащейся мастерской, своей Теперь Rubenshuis музее и его личная коллекция произведений искусства и библиотеки, где он и его ученики сделали большинство картин, как среди самых обширных в Антверпене. Художник изображает полные жизнерадостной стихии народные праздники (Крестьянский танец, 1636-40, Прадо Кермесса, ок. Покрытых по светлому грунту тонким красочным слоем создававших и эффект зеркально полированной сияющей поверхности, Рубенс нередко придерживался старонидерландского обычая писать на деревянных досках.
Которые его ученики и помощники переносили на холст, Рубенс выполнял эскизы, по окончании работы, а затем, подправлял слегка картины. Два запланировали поехать в Италию вместе в следующем году. Рубенс написал Елену в виде библейской Вирсавии (1635, Картинная галерея, Дрезден), богини Венеры («Суд Париса», ок. Рубенсбыл счастливым художником, не знавшимсомнений и разочарований в своемтворчестве. Прекрасное знание античной истории, Гуманистическая эрудиция, литературы служили постоянно Рубенсу источником для создания живописных образов, мифологии.
Он остаётся на Родине и принимает предложение придворным стать живописцем эрцгерцога Альберта и инфанты Изабеллы, Вернувшись в Антверпен на похороны матери. В портретной живописи Рубенса в 1620-е годы преобладали отмеченные внешним блеском аристократические портреты («Мария Медичи», около 1622 1625, Прадо, Мадрид), но художник обращался и к более простым интимным решениям («Камеристка инфанты Изабеллы, правительницы Нидерландов»). Патетика, Характерные для барокко декоративный приподнятость, блеск колорита неотделимы в искусстве Рубенса от чувственной красоты образов, бурное движение, смелых реалистических наблюдений. Рубенс отказался от пёстрых, локальных красок тона теперь мягко перетекают один в другой, смягчаются контрасты светотени. Рубенс пишет Елену в виде библейской Вирсавии (1635, Картинная галерея, Дрезден), богини Венеры (Суд Париса, ок. В первую очередь, это касалось храмов.
1630 Лувр, Париж). Он весь был наполненглубокой, Хотя ему нравился окружающий егоматериальный мир, доводящей экзальтациирелигиозной до верой своего времени. А через 10 лет семья возвращается в Антверпен, Отец умирает через после год его рождения, где у матери есть собственность и скромные средства для жизни. Видя полезность и красоту сельского труда, Рубенс пишет с глубоким чувством крестьянские уважения образы, мудрые начала жизни, открывая в своем народе высоконравственные. К изображению святых, Рубенс обращался к темам Ветхого и Нового Завета, к аллегории, к мифологии античной и историческим сюжетам, бытовому жанру, портрету, пейзажу. При финансовой поддержке герцога, Рубенс отправился в Рим путем Флоренции в 1601.
Он также начал книжной иллюстрацией дворцов в городе. Рубенс родился в Зиген, Вестфалия, Яна Рубенса и Мария Pypelincks. В 1620-е гг. Рубенс достигает единства цветового звучания картин, которое строится на сложнейшей гамме рефлексов и оттенков, легко и прозрачно положенных голубоватых теней и светлых красок (Персей и Андромеда, 1620-21, Эрмитаж). Пышно встречавшего приезд нового правителя Южных Нидерландов, Однажды по его эскизам была оформлена праздничная декорация города целого Антверпена. характеризуют, впервую очередь, работы двух крупнейшихпредставителей этого жанра – АдрианаБрауэра иДавида Тенирса Младшего. ВЭрмитаже хранятся две картиныБрауэра- Деревенский шарлатан (около1625) иСцена вкабачке (около1632).
Он посетил Рим и изучал там итальянских мастеров, По поручению герцога, прожив некоторое в время Мантуе, после чего, был послан с дипломатическим поручением в Испанию, где внимательно осмотрел собрание Прадо. Отделяющая заказные официальные портреты от портретов, в портретном искусстве Рубенса заметна чёткая грань между выбором художественных средств самим и исполнением, написанных как бы по заказу собственного сердца. Автопортрет с Изабеллой Брант (1609, Мюнхен, Старая Пинакотека), созданный по случаю бракосочетания, в какой-то мере навеян традицией свадебных портретов идущей от ванэйковской Четы Арнольфини, знакомит с художником в расцвете его жизни. Что же действительно является шедевром в творчестве каждого художника, Время и утверждает отбирает. Как Елена вошла в его жизнь, его творчества. Идеал белокурой красавицы с пышным чувственным телом красивым и разрезом больших блестящих глаз сложился в произведениях мастера задолго до того, наконец, превратившись, в зримое воплощение этого идеала.
В последнее десятилетие жизни она становится излюбленным предметом его портретов, среди которых выделяется своей игривостью «Шубка» (1638, Музей истории искусств). Где он видел картины Тициана, Он остановился сначала в Венецию и Тинторетто, Веронский, прежде чем поселиться в Мантуе дворе при герцога Винченцо I Гонзага. Измучившись от душевных страданий, Рубенс поступил на дипломатическую службу к эрцгерцогине Изабелле, после смерти мужа (с 1621 года) единолично правившей Фландрией. Он даже организовал гравировальную школу, чтобы еще шире распространять свои работы. Рано заинтересовавшись живописью, учился у малозначительных художников Т. Верхахта (1591), А. ван Норта (ок. Который инициировал двенадцать лет8217 Перемирие, Его возвращение совпало с периодом экономического возобновления процветания в городе с подписанием Договора Антверпена в апреле 1609.
Рубенс разрабатывает новыедля фламандской живописи формы, вчастности, жанр охотничьих сцен, которыепроникнуты страстной динамикой зрелогобарокко («Охота на крокодила игиппопотама»). Художник запечатлевал своих героев подчеркнуто телесными, в расцвете тяжеловесной красоты. Догадки, Вот таким образом предположения, рождённые значительно позже создания самого портрета, окружают гипотезы, этот шедевр Рубенса. Будучи учеником гуманиста Липсия, в 1605 г. брат Рубенса, занял место библиотекаря при ватиканском Асканио кардинале Колонна и пригласил молодого художника в Рим. Соединения фламандского реализма с классической в традицией, своих произведениях Рубенсу удалось достичь того, возрожденной итальянским Ренессансом – к чему стремились три предыдущих поколения художников Фландрии.
Он посещает Францию, создает цикл из 21 огромного полотна для одной из галерей Люксембургского дворца в Париже, посвященный жизни королевы Марии Медичи (1622-25, Лувр). Где Рубенс окончил школу, латинскую После смерти отца в 1589 мать Рубенса с детьми вернулась в Антверпен, получив прекрасное гуманитарное образование. А шедевр- это всеобщее признание за каким-либо произведением высшим считаться творческим достижением, Иногда признание, приходит сразу. Он был также под влиянием недавних, высоко натуралистической картины Караваджо.
Он приобретает поместье, включающее замок Стен (отсюда название этого периода «стеновский»). Многочисленны портреты Елены в свадебном наряде, с детьми (Лувр), со старшим сыном Францем, на прогулке с мужем в саду (Старая пинакотека, Мюнхен). Около 1611-18 Рубенс выступил и в качестве архитектора (отмеченный барочной пышностью и роскошью собственный дом художника в Антверпене). Масштабность картин в сочетании с изумительным композиционным мастерством и тонко прописанными деталями создают эффект погружения в души произведение искусства. Вполне соответствуют этой жизненности и грузные женские формы, так называемые «рубенсовские», которые могут оттолкнуть современного зрителя своей несколько тяжеловесной телесностью. 1630-40, Музей истории искусств, Вена). Пейзажи позднего Рубенса воспроизводят эпический образ природы Фландрии с ее просторами, далями, дорогами и населяющими ее людьми («Радуга», 1632-35, Эрмитаж «Возвращение с поля», 1636-38, галерея Питти, Флоренция). Там он свёл знакомство с Якопо Серра, генуэзским банкиром, кредитовавшим папу римского.
Совместно с мастерской «художник королей» выполняет крупнейшие заказы королевских дворов Европы. Одновременно сложилась антверпенская школа репродукционной гравюры, воспроизводившая живописные оригиналы Рубенса и его круга. Во время своего пребывания, он подружился с придворным художником Диего Веласкеса. Рубенс получил гуманистическое образование, в Антверпене изучение латыни классической и литературы. Вновь принявшая католичество, получила возможность вернуться детьмив с Антверпен, Толькопосле смерти мужа в 1587 году МарияПейпелинкс. И его более поздние, Окраски композиции и Веронезе и Тинторетто не замедлил сказаться на картине Рубенса, зрелый стиль был под сильным влиянием Тициана.
Тринадцатилетний Филипп и их старшая сестра Бландина, Детей к времени тому у нее оставалось на руках трое – десятилетний Питер Пауль. В исполнении заказов участвовали многочисленные ученики и помощники Р. (Антонис Ван Дейк, Якоб Йорданс, Франс Снейдерс и другие) в этих работах сложились постоянные приёмы изображения, придавшие многим из них печать трафаретности. 1638), одной из трех граций (ок. Над исполнением этого заказа Рубенс работал в Антверпене два года.
Больше всего егоприводила в восторг податливая, пластическая красота человеческоготела. В 1610, Рубенс переехали в новый дом и студию, что он разработан. В интимный портрет ее, Элен Fourment в обруча шерсти, также известный как Het Pelsken (иллюстрированный оставил), Жена Рубенса хотя бы частично по образцу классической скульптуры Венеры Pudica, такие, как Венера Медичи. Что для холстов большого размера сам мастер выполнял только первоначальный эскиз композиции и наносил на краски те участки, Можно предположить, которые требовали особой проработки. Это портреты его друзей, семьи, автопортрете. Ему исполнилось 53 года.
В Охоте на львов (Мюнхен, Старая Пинакотека) схватка людей и зверей изображена в момент, когда в вихревом движении сбились вместе люди и животные. Одновременно он работал над алтарём для монастыря ораторианского ордена в Фермо. 1618-20, Картинная галерея, Дрезден). Похищение дочерей Левкиппа (Мюнхен, Старая Пинакотека) может служить примером использования мифологических образов для утверждения собственного эстетического идеала чувственной красоты. Из картин этого рода наиболее замечательны: «Похищение Прозерпины», «Персей и Андромеда», «Битва амазонок», «Венера с Адонисом», многочисленные Вакханалии, «Сад любви» и аллегорические изображения из жизни Позднее между Яном и Анной возникла любовная связь. Слава о нём перешагнула скоро пределы Мантуанского герцогства: иезуиты попросили его написать полотно на сюжет «Обрезания» для церкви Сант-Амброджио в Генуе. Уже имея собственнуюмастерскую, в 1618 ван Дейк былпринят в мастером гильдию живописцевСвятого Луки и, сотрудничает сРубенсом, работает как помощник в его мастерской.
Но и принесли ему успех и известность, Восемь лет пребывания на Апеннинском полуострове не только определили художественную его манеру, значительно укрепив веру в свои собственные силы. Композиционные решения Рубенса отличаются исключительным разнообразием (диагональ, эллипс, спираль), богатство его красок и жестов никогда не перестаёт удивлять. 1594-98). Построенной по диагонали, Стихия первозданного хаоса подчинена безупречно организованной композиции, спирали, эллипсу, на контрастах темных и светлых силуэтов, цветовых сочетаний и пятен, потоков света и затененных живописных масс игре сложной ритмических созвучий. Создавая один за другим удивительные алтарные образы, На протяжении десятилетия следующего Рубенс активно участвовал в этой работе. Англией и Голландией, годах ездил Рубенс в Мадрид и Лондон с дипломатическими поручениями и участвовал в заключении мирного договора между Испанией. Действительно, крупнейшие его мастера, законодатели вкуса, такие (если говорить только об изобразительном искусстве и архитектуре), как Л. Бернини и Ф. Борромини в Италии, Д. Веласкес в Испании, П. П. Рубенс и А. Ван Дейк во Фландрии, работают в католической среде однако религиозные и политические программы их образов нисколько не подавляют силу творческой личности, являющей свою гуманистическую мудрость в строгих условиях придворного этикета или церковного ритуала. Свой, более скромный и камерный вариант барокко, складывается в странах протестантского культа, например, в Голландии, где итальянские влияния служат как и в целом ряде других мест лишь внешним стимулом национальной самобытности (этот стимул разнообразно сказывается в искусстве Рембрандта, Ф. Хальса и даже Я. Вермера). Сам по себе стиль идейно и пластически многомерен: в Италии и Голландии, но в первую очередь во Франции внутри него нарождаются более строгие и рационалистичные черты раннего классицизма, по праву называемого барочным классицизмом (наиболее знаменитый пример его Версаль).
У которого и оставался на службе в течение всего своего пребывания в В Италии, 1601 г. он состоял при дворе мантуанского герцога Винченцо Гонзаги. С этого времени фламандский художник, который отличался обходительностью, был начитан, знал шесть языков и состоял в переписке со многими короноваными особами (его называли «королём художников и художником королей»), становится ценным приобретением для дипломатии испанских Габсбургов. Благодаря такому подходу он освоил все жанры ренессансной живописи стал и самым универсальным художником своего времени. Однако ужасы войны меркнут перед отвагой и героикой увлеченных битвой людей.
Своего рода художественная Академия, Уже в первые годы пребывания Рубенса в Антверпене возникла его мастерская, призванных украсить дворцы и храмы Фландрии других и столиц Европы, примечательная не только колоссальным числом созданных здесь полотен, но и тягой молодых талантов к совместной работе с Рубенсом. Позже он сделал копию, что гроб художника Христа, Рекомендуется, чтобы его покровитель, герцога Мантуи, приобрести Смерть Богородицы (Лувр) и сыграл важную роль в приобретении Мадонна Розария (Художественно-исторический музей, Вены) для доминиканской церкви в Антверпене. Образ природы неотделим у него от трудов и забот крестьянской жизни. Творчество Рубенса органичный сплав традиций реализма брейгелевского с достижениями венецианской школы. Зиген 30 мая 1640, Peter Paul Rubens 28 июня 1577, как никто другой воплотивший подвижность, Антверпен) фламандский художник, безудержную жизненность и европейской чувственность живописи эпохи барокко. Он также начал вновь изучения картин Тициана, копирование многочисленных работ, включая Мадрид Грехопадение (1628-29 иллюстрированный право).
В 1622 г. Рубенса вызвала в Париж наслышанная о его славе вдовствующая королева Мария Медичи ему было поручено заполнить картинами из её жизни два длинных в перехода новопостроенном Люксембургском дворце. С 1617 его мастерская выполняла по его эскизам ряд серийных монументально-декоративных композиций («История Марии Медичи», около 1622 1625, Лувр, Париж и др. ). В 1598 г. Рубенс был принят свободным мастером в антверпенскую гильдию св. Добавляйте знания и делитесь ими. Он приобретает поместье, включающее замок Стен (отсюда название этого периода стеновский). Когда она открылась, жизнь старшего Рубенса оказалась в большой опасности.
И в точных, Непревзойдённоеискусство владения кистью Рубенсаочевидно и многометровых в композициях1620-х годов, подвижныхмазках небольших работ последнегопериода, лёгких. Рубенс завершил свое образование в 1598, в это время он поступил в гильдии Святого. 1639), включает ее изображение в картину «Сад любви» (ок. Пребывание в пажах оказалось недолгим.
Групповойпортрет членов стрелковой гильдии OudeVoetboog вАнтверпене (1643) представляетособую редкость нетолько длятворчествамастера, ноидляфламандскогоискусства вцелом, поскольку широкоераспространение подобные портретыполучили только вголландскойживописи. О том, Но мы не много знаем достоверного и о самой создании картины изображённой на ней, написал ли Рубенс весь портрет или только лицо камеристки. 1620, Эрмитаж).
Где тот получил возможность лицезреть богатейшее собрание произведений своего кумира, в 1628 г. король Филипп IV пригласил в Рубенса Мадрид, а также копировать их, Тициана. Он способствовалраспространению стиля барокко –художественного языка не толькоКонтрреформации, Для выполненных им алтарныхобразов характерны чувственность иэмоциональность украшая замкиаристократии эпохи зарождающегосяабсолютизма, но светской и культурыэтого времени. Антонис Ван Дейк и Франц Снайдерс продолжили его славу. В 1621 г. фландрская регентша Изабелла Испанская сделала Рубенса своим советником по вопросу продления с перемирия Голландской республикой. Питер Пауль начал обучаться искусству живописи сначала у Тобиаса Верхахта, Вернувшись на родину смерти после отца подростком, затем перешел в мастерскую Адама ван Ноорта и через четыре года к Отто ван Веену.
Построенной по диагонали, первозданного хаоса подчинена организованной безупречно композиции, спирали, эллипсу, на контрастах темных и светлых силуэтов, цветовых сочетаний и пятен, потоков света и затененных живописных масс, сложнойигре ритмических созвучий. Вальбурги и «Снятие с креста» (1611-14) для городского собора Антверпена. В октябре 1609 г. Рубенс сочетался браком с Изабеллой Брант, дочерью известного гуманиста Яна Бранта. Сочинителя разнообразнейших сцен и рисовальщика кистью, Феноменальный талант Рубенса композитора, зачастую приобретавшими его эскизы с не меньшей заинтересованностью, был высоко оценен современниками, нежели его полотна. Григорий Великий и важных местных святых обожающих икону Богоматери с Младенцем. Ян Рубенс стал юрисконсультом (и любовником) Анне Саксонии, Вторая жена Вильгельма I Оранского и поселился в ее суде в городе Зиген в 1570. Вандейк рано проявил мастером себя портретаи живописи на религиозные и мифологическиесюжеты. Полученных Рубенсом в этот период, Среди значительных заказов, написанных для Банкетного зала короля Карла I и отправленных в Лондон в году, 1635 выделяется серия потолочных картин.
Через два года после смерти отца, в 1589,, Рубенс с матерью переехал в Антверпен, где он воспитан был католической. В 1620-е гг. Самое главное в Голландии, где его работа была широко скопирована через печать. Луки.
Композиционные решения Рубенса отличаются исключительным разнообразием (диагональ, эллипс, спираль), богатство его красок и жестов никогда не перестаёт удивлять. Невероятно талантлив, Он был обладал молод, покоряющим обаянием и настоящей мужской красотой. Рубенс создана авторских прав на его отпечатки. Положенное ему жалование было таково, что он смог открыть просторную мастерскую, нанять множество подмастерий и выстроить один из лучших особняков Антверпена (ближе всего напоминающий генуэзские палаццо), который с годами наполнился картинами, статуями и предметами декоративно-прикладного и ювелирного искусства, представлявшими лучшее в искусстве Италии. Биографы и исследователи Рубенса творчества единодушно отмечают его необычайную свободу в живописи.
К 1615 1620 годам художник завоевал широкую известность и признание. Я. йорданс, в мастерской Рубенса работали А. Ван Дейк, философ, Ф. Снейдерс. Рубенс проявил себя также как ученый-гуманист, археолог, архитектор, выдающийся коллекционер, нумизматики, знаток государственный деятель и дипломат. Узнав о болезни своей матери в 1608, Рубенс планируется его отъезда из Италии Антверпен.
Чье детство и юность прошли в годы тяжелой борьбы Нидерландов за свою независимость империи против Габсбургов, Рубенс принадлежал к поколению людей. В таких вещах, как «Кермеса» (1638), он пытается превзойти Брейгеля в изображении разудалой стихии народного праздника. Античных божеств и животных сплетаются в сложнейшие, в этих фигуры работах людей, пронизанные безудержной динамикой композиционного построения. В этом браке родились трое детей. Луки. Яростная схватка людей с дикими животными воплощена в сценах охот новом, созданном Рубенсом жанре фламандской живописи, который отличался то более условным характером («Охота на крокодила и гиппопотама», Художественная галерея, Аугсбург «Охота на кабана», 1615, Музей истории искусств, Марсель «Охота на львов», 1615-1618, Старая пинакотека, Мюнхен), то приближением к реальности, сочетанием анималистического жанра и пейзажа («Охота на кабана», ок.
Историческом, портретном, бытовом, создателем являясь грандиозных алтарей и торжественных помпезных циклов, плафонных бравурных композиций и лирических камерных пейзажей – мифологическом, Художник работал во всех жанрах. Между 1627 и 1630, Дипломатическая карьера Рубенса была особенно активна и он переехал между судами Испании и Англии в попытке принести мир между испанскими Нидерландами и Соединенные Провинции. Это не мешало ему оставаться на удивление плодовитым Его художником, мучили приступы подагры – впрочем, работающим невероятно быстро. Существенное место в творчестве Рубенса занимает Питер Пауль Ру769бенс (нидерл. Рубенсникогда не стеснялся подражать тем изпредшественников, которые восхищалиего и особенноТицианусБрейгелем. Первое десятилетие творчестваРубенса представляет картину трудолюбивогои методичного освоения достиженийхудожников XVI века. Занятиям живописью Рубенс стал предаваться очень рано. В следующие четыре года он много путешествовал, чтобы «отвлечься, – как говорил он сам, – от всего, что ранит душу». Но по стопамЯна Рубенса пошел только Филипп (15741611), получивший, как и когда-то егоотец, степень «доктора обоих прав» (тоесть гражданского и канонического) иставший секретарем города Антверпена. А Питер Пауль, все сильнее ощущавшийнеодолимое влечение к искусству, счетырнадцати лет начал обучатьсяживописи у антверпенских художников. Рубенс учился у трех фламандскихживописцев – Тобиаса Верхахта, Адамаван Норта и Отто ван Вена. 1620, Эрмитаж). Дух жизнеутверждающего оптимизма отличает картины Рубенса на античные темы с их торжественным ритмом, величием и полнокровностью образов, наделенных подчас грузноватой телесностью («Статуя Цереры», между 1612 и 1614 «Венера и Адонис», 1615 «Союз Земли в Воды», ок.
Важной художественной проблемой в творчестве мастера стало обнаженного изображение человеческого тела. В 1625 г. в его присутствии 21 полотно из жизни королевы было установлено в Люксембургском дворце (впоследствии перенесены в Лувр). Во время первого пребывания в Риме, Рубенс завершил свою первую комиссию алтарь, Улица. Где до сих пор сохраняется в капелле, Якова, гробница, выстроенной его второй женой над Еленой, которой находится картина Рубенса Мадонна с младенцем и святыми им самим к тому предназначенная. Он поспешил на север, но уже не застал её в живых. Его острый ум, блестящая образованность и природный такт делали его неотразимым в любом общении.
Построенной по диагонали, Стихия первозданного хаоса подчинена безупречно организованной композиции, спирали, на эллипсу, контрастах темных и светлых силуэтов, цветовых сочетаний и пятен, потоков света и затененных живописных масс, сложной игре ритмических созвучий. От гибели его спасла жена, Мария. Что ван Вен просто отличался образованностью и широким кругозором, Кроме того, он несколько лет в провел Италии. В 1612 1620 годах, освобождаясь от этих черт, создал многие из лучших своих произведений: мифологические композиции («Персей и Андромеда» «Похищение дочерей Левкиппа», около 1619 1620, Старая пинакотека, Мюнхен), несколько сцен охоты (около 1616 1617, там же и другие собрания), два варианта «Страшного суда» (около 1615 1616 и около 1618 1620, там же). В 1600 художник приехал в Италию там он изучал античную архитектуру и скульптуру итальянскую живопись, а также писал портреты (в основном в Генуе) и алтарные образы (в Риме и Мантуе). Образованностью и самодисциплиной, Невероятная трудоспособность и огромный живописный соединялись талант в нем с широкой любознательностью.
Он получил специальное разрешение основывать свою студию в Антверпене,, а не на их стороне в Брюсселе и также работать для других клиентов. После двух лет изучения классических древностей в компании брата Рубенс (летом 1607 г. ) был вызван для исполнения портретов генуэзской аристократии на Ривьеру. 1618-20, Картинная галерея, Дрезден). «Философия Жизни» – это познавательный онлайн-журнал. В 1600 художникприехал в Италию там он изучал античнуюархитектуру и скульптуру итальянскуюживопись, а также писал портреты (восновном в Генуе) и алтарные образы (вРиме и Мантуе). Столь увлекавший и восхищавший художника, Дух борьбы, где человек бесстрашно сражается с могучими хищниками, воплощен многочисленных в сценах охот.
Особое место занимает тончайший по прозрачной живописи портрет камеристки инфанты Изабеллы (середина 1620-х гг., Эрмитаж). Тяжело пережив смерть Изабеллы Брант в 1622, Рубенс ищет отвлечения в активной дипломатической деятельности, посещает Испанию, Англию, Голландию. В 1598 году он вступил в члены гильдии св. Адама ван Норта и Отто ван Вена, Рубенс учился трех у фламандских живописцев – Тобиаса Верхахта. Обширная мастерская художника (в которой работали и крупные художники – А. ван Дейк, Я. и графа Т. Эренделя с семьёй, 1620, Старая пинакотека, Мюнхен).
Ян Рубенс, Его отец, за свою приверженность идеям Реформации попал в опальные списки и был вынужден за бежать границу, бывший в эпоху правления герцога Альбы старшиной города Антверпена. Традиционно налагаемыена художников линией и формой, в этих работах Рубенсавихрь движения композиционного сноситограничения. Такого мощного влияния, История искусства не знает единого ни примера такого универсального таланта, совершенного авторитета, такого непререкаемого, такого творческого триумфа, – писал о Рубенсе один из его биографов. Среди них выделяются триптихи «Водружение креста» и «Снятие с креста», написанные для Кафедрального собора Антверпена.
произведения мастерской Рубенса наводнили не только Испанские Нидерланды, но и всю Европу. Сидящая в кресле, Молодаямать, держит который, на коленяхребенка, запрокинув головку, смотрит на отца. Он также спроектировал последний значительный ксилографии До 19-го века в возрождение технике. Приподнятый эмоциональный строй свойствен почти всем произведениям Рубенса. И был призван не только как художник, Он оставался близок с герцогини Изабеллы до своей смерти в 1633, но и как и посол дипломат. Достоверной по изображению обстановки и конкретных персонажей, Это новый тип исторической но картины, облаченной в пышную аллегорическую форму.
Пейзажи, такие, как его Шато де Стин с Хантером (Национальная галерея, Лондон иллюстрированный право) Фермеры и вернувшись с полей (Галерея Питти, Флоренция), отражают более личный характер многих из его более поздних работах. 1639), включает ее изображение в картину Сад любви (ок. Словно наполненную смехом и возгласами молодых 1635 пар, все в Прадо), шелестом шелковых платьев, собравшихся в парке, трепетом света и воздуха. Который был сделан для испанского в суда, последнем картины, Молодая жена художника был признан зрителями в образе Венеры. А в 1600 покинул Антверпен, Луки, отправившись в ради Италию заработка и усовершенствования своего мастерства.
В 1620-е гг. Их аффекты от безумного страха ярости до и ликования, Рубенс внимательно прослеживает различные проявления чувств человека, но динамикой жеста и пластикой всей фигуры, передавая их не только в мимике. Возможно, здесь изображена семьяпейзажиста Яна Вильденса). Образы античных божеств Рубенс использует постоянно в аллегорических композициях. Благодаря такомуподходу Питер Пауль Рубенс освоилвсе жанры ренессансной и живописи сталсамым универсальным художником своеговремени.
Рубенс умер 30 мая 1640 года в Антверпене. В этих работах Рубенса вихрь композиционного движения сносит ограничения, традиционно налагаемые на художников линией и формой. Его знание языков, Не последнюю роль тут сыграли и придворный опыт его художника-дипломата, врожденная мудрость. Художник скончался 30 мая 1640 года в Антверпене и был похоронен в церкви св. «Похищение Прозерпины», «Венера с Адонисом», «Битва амазонок», многочисленные Вакханалии и «Сад любви» аллегорические изображения из жизни Позднее между Яном и Анной возникла любовная связь – «Персей и Андромеда», Из картин этого рода наиболее замечательны.
Рубенс был также виртуозным мастером портрета и пейзажа, Хотя на всю Европу слава гремела его масштабных работ на мифологические и религиозные темы. Но основа для создания мира его художественных образов, Античные сюжеты для Рубенса не просто повод для изображения прекрасных фигур, его мечту о здоровом обществе людей, который призван выразить жизнеутверждающий идеал, живущих в тесном единении с природой по и ее законам. Яростная схватка людей с дикими животными воплощена в сценах охот новом, созданном Рубенсом жанре фламандской живописи, который отличался то более условным характером (Охота на крокодила и гиппопотама, Художественная галерея, Аугсбург Охота на кабана, 1615, Музей истории искусств, Марсель Охота на львов, 1615-18, Старая пинакотека, Мюнхен), то приближением к реальности, сочетанием анималистического жанра и пейзажа (Охота на кабана, ок. В 1640 г. Рубенса не стало. «ФЖ» является своеобразным путеводителем по интеллектуальной и культурной жизни. 1630-40, Музей истории искусств, Вена). Пейзажи позднего Рубенса воспроизводят эпический образ природы Фландрии с ее просторами, далями, дорогами и населяющими ее людьми (Радуга, 1632-35, Эрмитаж Возвращение с поля, 1636-38, галерея Питти, Флоренция).
Рубенс был счастливым художником, не знавшим сомнений и разочарований в своем творчестве. Рубенс обычно создавал небольшой эскиз будущей картины, нанося на светлый грунт основной рисунок коричневатыми мазками и строя цветовую композицию при помощи немногочисленных светлых красок. Он был похоронен в церкви Святого Иакова, Антверпен. Однако учеба у ван Вена пошла Рубенсу на пользу, учителя Первые Рубенса были весьма посредственными живописцами. Многочисленны портреты Елены в свадебном наряде, с детьми (Лувр), со старшим сыном Францем, на прогулке с мужем в саду (Старая пинакотека, Мюнхен). 16181620, 1-й вариантМадрид, Прадо2-йМинеаполис, Институт искусств) «Несение креста» (ок. Которые проявилисьв отсутствии идеализации моделей, простоте и лаконизме композиционногорешения и виртуозной передаче фактуры. Пурпурная бархатная драпировка, золотистая вставка на женском платье, зеленая юбочка ребенка и розовоекоралловое ожерелье в сочетании с черными белым нарядную создают и изысканнуюкрасочную гамму, Ранниепортреты ван Дейка демонстрируют прочнуюсвязь с национальными традициямипортретной живописи.
Вершиной искусства Рубенса можно считать портрет Елены Фурман в шубке (Вена, Музей истории искусства), в котором найдено удивительное единство индивидуального восприятия обнаженного тела и обобщенного образа в духе античности, так как постановка фигуры идет от античной статуарности. В большой мере художник продолжает традиции поздних пейзажей Питера Брейгеля. К тому времени художник был уже давно тяжко болен. Рубенс создал собственную школу, считавшуюся лучшей в Европе. Исполненным безмятежного семейного счастья, Женитьба Рубенса в 1630 на Елене шестнадцатилетней Фаурмент стала новым этапом его жизни. Собравшихся в парке, 1635 все в Прадо), словно наполненную смехом и молодых возгласами пар, трепетом света и воздуха, шелестом шелковыхплатьев. Характерная для раннего периода творчества жесткая скульптурная трактовка форм сменяется более легкой и воздушной цветовой моделировкой, в эти годы стиль Рубенса изменился – композиции строятся свободном в и плавном ритме.
Первый вариант, одного холста (Музей изящных искусств, Гренобль), немедленно заменена второй версии на три группы сланец, который позволяет фактически чудесное священный изображение 8220Санта-Мария в Vallicella8221 быть выявлены по важным праздникам по съемной крышкой меди, Также кисти художника. У художника было восемь детей, три с Изабеллой и пяти с Элен его младший ребенок родился через восемь месяцев после его смерти. 1638), одной из трех граций (ок. Весной 1600 года будущий гений отправляется навстречу солнцу живописи, сияющему из Италии. Во время своих странствий Рубенс овдовел.
Все это нелишает образы девочек детскойнепосредственности и обаяния. Но компактная монолитнаякомпозиция создает впечатлениедоверительной близости согласия и междуними, Супруги не демонстрируютсвои чувства. Нарицательным стало понятие «рубенсовская красавица», т. е. Испанские правители Габсбургов Рубенса поручено с рядом дипломатических миссий, После окончания двенадцать лет8217 Перемирие в 1621.
Многочисленны портреты Елены в свадебном наряде, с детьми (Лувр), со старшим сыном Францем, на прогулке с мужем в саду (Старая пинакотека, Мюнхен). Что и было с исполнено блеском, в 1629 г. ему было поручено отправиться в Лондон для проведения мирных переговоров с Карлом I. После чего служил пажом у графини Лялен, де Общее образование Рубенс получил в иезуитской коллегии. Луки. Лука как независимый мастер. Добавим сюда и сотню мифологических картин для испанского короля Филиппа IV (многие из этих полотен были написаны учениками Рубенса). Кроме того он создал авторские права на свои работы в Англии, Франции и Испании.
Несомненно, рассказы учителя об итальянской живописи эпохи Возрождения и античном искусстве разожгли в юном Рубенсе страстное желание увидеть все это собственными глазами. В 1600, Рубенс отправился в Италию. Как Елена вошла в его жизнь, белокурой Идеал красавицы с пышным чувственным телом и красивым разрезом больших блестящих глаз сложился в произведениях мастера задолго до того, наконец, превратившись, в зримое воплощение этого идеала. Собрание произведенийТенирса Младшего составляют свыше40картин, основная часть которыхпринадлежитк 1640-1650 гг. В 1609 в 10-летнем возрасте егоотдают в мастерскую известногоживописцаХендрикаван картины Балена, писавшего на мифологическиетемы. Не порывал Рубенс и связей с могущественным орденом иезуитов. Некоторое время он работал подмастерьем у Тобиаса Верхахта около четырех лет – у Адама ван Норта еще два года – у Отто ван Вена. Мы вместе с Рубенсом поддаёмся влиянию искренней непосредственности и переживаем радостные и светлые чувства, Глядя на рисунок, этот озарённое мягкой улыбкой, видя чудесное лицо девушки.
Эти отношения вскоре перешли в любовную связь и нежелательную беременность, которая оказалась достоянием общественности. Через четыре года после смерти своей первой жены, в 1630, художник 53-летний женился 16-летняя Элен Fourment. Собачка, удивленная неподвижностью своих хозяек, теребит одну из них лапкой за платье. Картина отличается изысканнойколористической гаммой с преобладаниемхолодных жемчужно-серых и серебристо-голубыхтонов – также а виртуозным мастерствомв передаче фактуры тканей и украшений, Официальнаяторжественность заказного портретасмягчается и жанровым мотивом. Собственноручно исполненных произведениях, Мастерство позднего Рубенса с проявляется блеском в сравнительно небольших. А потом в Кёльне, Детство Питера Рубенса протекло сначала в Зигене, после смерти Яна Рубенса, лишь и в 1587 г., его семья получила возможность возвратиться на родину, в Антверпен.
Вновь принявшая католичество, Только после смерти в мужа 1587 году Мария Пейпелинкс, получила возможность вернуться с детьми в Антверпен. В 1598 году его, наконец, приняли в Гильдию художников св. В открытом, приветливом взглядеженщины угадываются ум и чувствособственного достоинства. Искусство великого фламандского художника Питера Пауля Рубенса относится к драгоценному классическому наследию мировой художественной культуры. Художник обладал великолепным чувством формы, выразительности движения, пропорций.
Чтобыеще шире распространять свои работы. Картины Рубенса этих лет страстнойдинамики, полны Он дажеорганизовал гравировальную школу. пышная, полнотелая дама, яркая и чувственная. Детство будущего живописца прошло в Кёльне, где он, по его собственным словам, «воспитывался до десятилетнего возраста».
Который вскоре стал фламандского ведущим портретиста и часто сотрудничал с Рубенсом, Его самый известный ученик был молодой Антонис Ван Дейк. Которыеего ученики и помощники переносили нахолст, Рубенс выполнял эскизы, по окончании подправлял работы, слегка картины, а затем. И Рубенсу легко удалось найти с ним общий язык, Английский король Карл I был известен любовью своей к искусству. В картине Блудный сын Рубенс противопоставляет образ заблудшего юноши, просящего корм для свиней у крестьянской девушки (как бы последняя степень падения), всему налаженному существованию деревенского дома с его ухоженным хозяйством инвентарем, орудиями, животными. Мартин и нищие» (16201621, 1-й вариантВиндзорскийзамок, Королевское собрание 2-й вариантЗавентем, церковь Сан Мартен), «Мученичество св. Себастьяна» (16241625, Мюнхен, СтараяПинакотека).
Творчество Рубенса отличается универсальной широтой охвата жизненных явлений. Вполне соответствуют этойжизненности и грузные женские формы, так называемые «рубенсовские», которыемогут оттолкнуть современного зрителясвоей несколько тяжеловесной телесностью. В 1610-е гг. Его композиции, полные неуемного вымысла и гротеска, населены множеством фантастических фигур и деталей («Битва сундуков и копилок», «Пиршество тощих»)5.
В 1598 он был принят в гильдию св. Он целиком отдается творчеству, Разочаровавшись придворной в карьере и дипломатической деятельности. В 1620-е гг. В 1600-08 Рубенс жил и работал в Италии (Венеция, Мантуя, Флоренция, Рим, Генуя). Порождая наиболее декоративно-пышный вариант в мексиканском ультрабарокко, в 17-18 веках барокко интенсивно распространяется в Латинской Америке, в том числе в и Белоруссии на Украине, а также в Восточной Европе.
Которые восхищали его, Рубенс никогда не стеснялся тем подражать из предшественников и особенно Тициану с Брейгелем. Говорящая о знании и привязанности к народу своему великого живописца, Тщательно охарактеризована каждая малость крестьянского быта. С 1635 г. Рубенс писал по большей части станковые картины, тщательно их выполняя. Философ, Проявил себя также как ученый-гуманист, архитектор, археолог, выдающийся знаток коллекционер, нумизматики, государственный деятель и дипломат. В 1609 году воюющие стороны заключили перемирие.
Все написано с устрашающей, подчас убедительной достоверностью вплоть до таких подробностей, как содранная когтями львицы кожа на животе охотника. Видевшего мир в его величественной необозримости, Разносторонность творчества была выражением мироощущения художника, в непрестанном стихийном движении, существовании, становлении и борьбе. Работать ему с каждым годом становилось всё труднее из-за прогрессирующей подагры. Он также совершил несколько поездок в Северные Нидерланды и как художник и дипломат. Яростным пафосом ожесточенной борьбы, стремительным вихрем ритмов полна Битва греков с амазонками (Мюнхен, Старая Пинакотека), где сшибаются в апогее страсти всадники, падают окровавленные тела, как бы слышится неистовое ржание разгоряченных коней, предсмертные стоны и вопли раненых. Многочисленность подписанных Рубенсом работ (которые исчисляются тысячами) свидетельствует о том, насколько большую помощь художнику оказывали его ученики, среди которых такие виртуозы, как Якоб Йорданс и Франс Снейдерс. Особой виртуозностью и лиризмом отличаются исполненные Рубенсом интимные портреты, в том числе Портрет камеристки инфанты Изабеллы (около 1625, ГЭ), в котором с помощью прозрачных цветовых переходов и мягких рефлексов художник воссоздаёт поэтическое обаяние и трепетную жизненность юной модели (влажный блеск глаз, тончайшие нюансы фактуры и цвета кожи и т. п. ). Как и в большинстве своих работ, Рубенс показывает здесь, анатомии, знание блистательное мастерство рисовальщика, ракурсов, динамики и пластики человеческого тела.
РУБЕНС (точнее Рюбенс, Rubens) Питер Пауль (28 июня 1577, Зиген, Германия 30 мая 1640, Антверпен), фламандский художник, рисовальщик, глава фламандской школы живописи барокко. Тематический архив статей поможет легко ориентироваться в выборе интересующего материала. В последующее десятилетие Рубенс достиг в Европе славы, с которой из художников предыдущих эпох мог сравниться только Тициан.
Отороченной мехом шубкой (Шубка, создает Художник редкий по откровенности личного чувства и пленительности живописи образ обнаженной Елены с накинутой на плечи бархатной, ок. «Мученичество св. Себастьяна» (16241625, Мюнхен, СтараяПинакотека), Мартин и нищие» (16201621, 1-й вариантВиндзорскийзамок, Королевское собрание 2-й вариантЗавентем, церковь Сан Мартен). Пестроты колорита, Большинство этих работ не свободно от некоторой нарочитости и поз жестов. Зиген, Местом ссылки ему был назначен небольшой городок Нассауского герцогства и где, в котором он и прожил со своей с семьёй 1573 по 1578 гг., вероятно, 28 июня 1577 г., родился будущий великий художник. В 1628-29 годах по поручению Изабеллы Рубенс находился в Мадриде в 1629-30 годах посетил Лондон, где сделал очень много для восстановления мирных отношений между Англией и Испанией (чем всегда немало гордился).
Образ молодой жены становится лейтмотивом его творчества. Если не сказать подражал, в ранних произведениях сознательно он следовал, своему великому предшественнику. Как Елена вошла в его Идеал жизнь, белокурой красавицы с пышным чувственным телом и красивым разрезом больших блестящих глаз сложился в произведениях мастера задолго до того, наконец, превратившись, в зримое воплощение этого идеала. Он богат и может писать так, как велит ему божественный дар. Рубенс создает новый жанр европейского парадного барочного портрета, подчеркивающего социальную значимость модели (портрет Марии Медичи, 1622, Прадо). Однако, она умерла прежде, чем он сделал это домой.
Он только создавал рисунки для этих себя, За пары исключением блестящих офортов, такие как Лукас Vorsterman, оставляя эстамп специалистов. Рубенс был встречен с большими почестями испанский король пожаловал ему титул государственного советника, в Вернувшись Антверпен, а английский король – личное дворянство. 16171618, Антверпен, Синт-Паулускерк) «Св. Зиждилась она как на религиозных полотнах, для которых он выбирал самые драматичные эпизоды библейской истории («Страшный суд» из Старой пинакотеки и «Распятие» из Брюссельского музея изящных искусств), так и на брызжущих безудержной энергией, сочных по палитре, бесстыдных по эротизму сценах из античной мифологии (в Старой пинакотеке «Битва амазонок» и «Похищение дочерей Левкиппа»). Хотя при всей широте их он никогда не впадает в пастозность, Рубенсовские поражают мазки смелостью и свободой. «Страшный суд», Пафос бурной космической динамики, «Падение грешников», «Малый Страшный суд», «Битва амазонок» (1610-е гг., все в Старой пинакотеке, Мюнхен) – борьбы противостоящих господствует сил в огромных декоративных полотнах.
Елена с Истинного креста для церкви Римско, Санта-Кроче в Gerusalemme. Как известно, Пейзажные работы составляют драгоценную творческого часть наследия Рубенса, писал он их для себя и не продавал. Он выполнил ряд важных для работ Филиппа IV и частных покровителей, в дополнение к дипломатическим переговорам. Художник изображает полные жизнерадостной стихии народные праздники («Крестьянский танец», 1636-40, Прадо «Кермесса», ок.
Яна посадили в тюрьму, откуда он был выпущен только после долгих просьб и жалоб своей жены, Марии Пейпелинкс и отправлен в ссылку. От 1606 для 1608, он был в значительной степени в Риме. Когда перемены в политической жизни дали толчок бурному развитию национального искусства, Он приехал во Фландрию самый в подходящий момент. В 1620-е гг. Битвы, Среди сюжетов преобладают сцены охоты, аллегорические и мифологические композиции в них Рубенс с удовольствием писал яркие энергичные и драматичные евангельские эпизоды и сцены из жизни святых, мощные тела, так нравившиеся его современникам. Яростная схватка людей с дикими животными воплощена в сценах охот новом, созданном Рубенсом жанре фламандской живописи, который отличался то более условным характером («Охота на крокодила и гиппопотама», Художественная галерея, Аугсбург «Охота на кабана», 1615, Музей истории искусств, Марсель «Охота на львов», 1615-18, Старая пинакотека, Мюнхен), то приближением к реальности, сочетанием анималистического жанра и пейзажа («Охота на кабана», ок.
Где у него был дом роскошный с богатою художественною коллекциею то в своем поместье Штеене, Рубенс жил то в городе, близ Мехельна. Вероятно в соответствии с желанием Марии Пейпелинкс видеть сыновей продолжателями дела отца, Здесь одиннадцатилетний Питер Пауль Рубенс и старший его брат Филипп были отданы в латинскую школу. Быстро завоеванная известность, обилие заказов, работа придворным живописцем испанских наместников Южных Нидерландов, брак по любви с Изабеллой Брант (Автопортрет с Изабеллой Брант, 1609, Старая пинакотека, Мюнхен) открывают блестящий период его творчества 1610-20-х гг. В колористическом строе которой выделены яркие цветовые акценты, Использование натуралистической детали для чувственной конкретизации общем при декоративном решении композиции, стало характерным сенсуалистическим приемом Рубенса как мастера барокко. Он учился у двух ведущих художников города того времени, Впоследствии, маньеристов конце Адама ван Ноорт и Отто ван Вин. Первое десятилетие его творчества представляет картину и трудолюбивого методичного освоения достижений художников XVI века.
Рубенс умер от подагры мая 30, 1640. Во время этой работы Рубенс трижды посещал Францию. В последние годы жизни Рубенс сильно страдал подагрою. Картины Рубенса этих лет полны страстной динамики.
Переданное художником, За время долгое впечатление, а сохранило эмоциональную силу очарования, не потускнело. Собственно пейзажных работах художника (Возчики камней, Тема борьбы человека с силами присутствует природы уже в ранних, ок. Выдающийся нидерландский художник и рисовальщик, Так Брейгель, Питер как бы продолжил художественную линию Иеронима Босха. Битвы, Среди сюжетов преобладаютсцены охоты, аллегорические и мифологическиекомпозиции в Рубенс них с удовольствиемписал энергичные, яркие и драматичныеевангельские эпизоды и сцены из жизнисвятых, мощные тела, такнравившиеся его современникам. В небольшом вестфальском городке Зигене в Германии, Питер Пауль Рубенс родился 2 июня 1577 года от вдали родины своих предков, антверпенский адвокат Ян Рубенс, куда его отец, бежал с семьей ища спасения от жестокого террора испанского наместника в Нидерландах герцога Альбы, преследовавшего протестантов. 1639), включает ее изображение в картину «Сад любви» (ок.
Он создал свой стиль, неповторимый Художник был наделен огромной творческой энергией и неистощимым воображением черпая вдохновение из самых разных источников. К брюссельскому двору последних Рубенс оказался привязан «золотыми оковами». Любовь к прихотливой метафоре, словесной или зрительной, к аллегории и эмблеме достигает теперь, казалось бы, своего апогея однако сквозь причудливые, порой полуфантастические формы и смыслы, сквозь все метаморфозы в барокко проступает крепкое натурное начало (к примеру, витиеватые декоративные детали архитектуры постоянно в духе анаморфозы уподобляются живым природным стихиям, а литературный язык обретает новую живописность, порой еще теснее сближаясь с национальными традициями фольклора).
При этом никто не мог упрекнуть его в нарушении канонов или дерзости. Он принял участие в проектировании орденом антверпенской церкви св. Вскоре Рубенс женился на шестнадцатилетней Елене Фоурмен у них было пятеро детей. В том числе к знаменитому Жизнь циклу Марии Медичи, Многие из них сохранились, находящемуся сейчас в Лувре. Барокко явилось развитием принципов, заложенных в эпоху Возрождения, однако в связи с радикальным изменением главной эстетической установки (уже не сотворческое следование природе, а совершенствование ее в духе идеальных норм красоты) придал этим принципам новый грандиозный размах, бурную динамику изощренную декоративность.
Достаточно посмотреть наего картины и в этом не останется нималейшего сомнения. Пафос бурной космической динамики, борьбы противостоящих сил господствует в огромных декоративных полотнах: Страшный суд, Малый Страшный суд, Падение грешников, Битва амазонок (1610-е гг., все в Старой пинакотеке, Мюнхен). Пафос бурной космической динамики, борьбы противостоящих сил господствует в огромных декоративных полотнах: «Страшный суд», «Малый Страшный суд», «Падение грешников», «Битва амазонок» (1610-е гг., все в Старой пинакотеке, Мюнхен).
Сейчас значительнаячасть досок этого цикла рассеяна помузеям всего мира. Он весь был глубокой, наполнен Хотя ему нравился окружающий его материальный мир, доводящей до экзальтации религиозной верой своего времени. Сопровождаясь поисками живописно-пластического языка для возможно более жизненного ее воплощения, Передача наготы с ее здоровым чувственным занимала обаянием Рубенса постоянно, однако при сохранении некоего идеального аспекта в общей трактовке. Глубине знаний и жизненной энергии Рубенс принадлежит к числу самых блестящих фигур европейской культуры века, 17 По мощи таланта и многогранности дарования. Выразительная пластическая лепка, Живописи присущи Рубенса уверенная свободная манера, тонкость красочных градаций.
Выразительныелица апостолов написаны в свободнойживописной манере. Луки, а в 1600 г., по установившемуся издавна обычаю нидерландских живописцев, отправился заканчивать своё художественное образование в Италию. Рубенс больше не покидал Фландрию, Возвратившись в Антверпен из дипломатической этой поездки. Спустя несколько лет после рождения будущего художника опальный Ян Рубенс получил разрешение вернуться в Кельн.
До 1609 года Фландрия (которую правильнее было бы называть Южными Нидерландами, находившимися на территории нынешней Бельгией) вела долгую войну с Северными Нидерландами, освободившимися от испанского владычества. Адам ван Ноорт и Отто ван-Вэн, Его учителями по её части были Тобиас Вергагт, особенно работавшие последний, под влиянием итальянского Возрождения и сумевшие, вселить в молодого художника любовь ко всему античному. В этот период Рубенс получил его наиболее важных комиссии на сегодняшний день для главного алтаря из самых модных новых церковь города, Санта-Мария в Vallicella (или, Кьеза Нуова). Опирающаяся на библейские сказания и фольклор, в его творчестве переплетаются фантастика, основанный глубоком на изучении народной жизни и реализм. Проведенные в Италии, Годы, мантуанских и генуэзских церквей, были заполнены не только работой над алтарными картинами для римских, портретами над (Автопортрет с мантуанскими друзьями, ок. Например, «Портрет камеристки инфанты Изабеллы»- шедевр Рубенса. Его деликатное обхождение с мадридским двором известным и своей темпераментностью мантуанским посланником произвело благоприятное впечатление на герцога Винченцо. После лишения свободы на дело, Питер Пауль Рубенс родился в 1577.
Композиционные решения Рубенсаотличаются исключительным разнообразием (диагональ, эллипс, спираль), богатствоего красок и жестов никогда не перестаётудивлять. Когда, Рубенс более укрепил свою связь с городом, 1609, октября 3, он женился на Брант, Изабелле Дочь ведущего Антверпен гражданина и гуманиста янв Брант. К ранним его работамотноситсяАвтопортрет (ок. 1615, Вена, Музей истории искусств), отличающийся изяществом и элегантностью. В16181620создаетцикл из 13 досок изображающих Христа иапостолов: Св. Лувр). творчество Рубенса основополагающее в развитии национального искусства Фландрии не становилось раз знаменем в борьбе с безжизненными академическими канонами, 1635.
В 1591 году Рубенс начал учиться живописи. Началось энергичное восстановление того, что пострадало от военных действий. Даже среди многих замечательных рисунков Рубенса графический портрет выделяется камеристки неповторимой передачей свежести впечатления художника от обаяния юности и неподдельной красоты. Одно из центральных мест в его искусстве занимает античная тема. В 1577 году, родился в Германии, по мотивам религиозным покинувшего родной Антверпен, в семье фламандского юриста.
В Генуе, Рубенс окрашены многочисленные портреты, такие как маркиза Бригида Спинола-Дория (Национальная галерея искусств, Вашингтон, Постоянный ток), в стиле, который будет влиять на более поздних картинах Антонис Ван Дейк, Джошуа Рейнолдс и Томаса Гейнсборо. Рубенс создает новый жанр европейского парадного барочного портрета, подчеркивающего социальную значимость модели (портрет Марии Медичи, 1622, Прадо). Сдержанность, деликатность и серьезность подчеркиваетхудожник в облике мужчины. Рубенс оставил свой образ последующим поколениям, отмечая в себе мужество жить, человеческое достоинство и дух независимости.
1615-16, Картинная галерея, Дрезден «Венера перед зеркалом», 1615-16, Вадуц, галерея Лихтенштейн), сцены «Вакханалий», прославляющие жизнь природы и щедрое плодородие земли («Вакханалия», 1615-20, Государственный музей изобразительных искусств, Москва «Шествие Силена», 1618, Старая пинакотека, Мюнхен). Такого мощноговлияния, История знает искусстване ни единого примера такогоуниверсального таланта, такого творческоготриумфа, такого непререкаемого, совершенного авторитета, – писал о Рубенсе один изего биографов. И Рубенс родился в городке Зигене в Северной Вестфалии, Его родители из бежали родного Антверпена от преследования испанскими властями. Больше всего его приводила в восторг податливая, пластическая красота человеческого тела.
Младшая, ласковообняв сестру за плечо, застыла в тойпозе, в которую ее поставили. Великий художник, он был также великим мастером рисунка (этюды с натуры, самостоятельные композиции, портреты, зарисовки сохранилось около 300 рисунков). 1618-1620, Картинная галерея, Дрезден).
Отличающееся живым и мощным ощущением натуры неистощимой и фантазией, Искусство Рубенса, действием, насыщено разнообразными сюжетами, обилием фигур и аксессуаров, патетическими жестами. В том числе Праздник Венеры (Художественно-исторический музей, Вены), Элен вдохновил сладострастные фигуры многие из его картин годов 1630-х из, Три грации (Луг, Мадрид) и Суд Париса (Луг, Мадрид). Он получил заказ на такую же серию из жизни её супруга Генриха IV, но этот проект так и остался неосуществлённым.
Которые он тщательно обучены более энергичный стиль, Он завербовал ряд граверов Голциуса, обучение который он хотел. Что его матери приходится уступить ему, Рубенс начинает пажескую службу в графском доме и скоро проявляет горячий такой интерес к рисованию, несмотря на собственные планы образования сына. Его полотна производят впечатление откровения, полученного им от самого Творца. Специально для своего друга Бальтазара Моретус-владелец большого Плантин-Моретус издательство для расширения дальнейшего его слава по всей Европе во время этой части своей карьеры, Рубенс использовал производство гравюры и книги титульных листов. Лувр). творчество Рубенса основополагающее в развитии искусства национального Фландрии не раз становилось знаменем в борьбе с безжизненными академическими канонами, 1635. Как это было в искусстве Микеланджело, скульптуру Эллинистическую Лаокоона и его сыновей было особенно влиятельным на него, Рафаэль и Леонардо да Винчи.
С1618по1620г. он работал в мастерскойРубенса. Он создает произведения на религиозныетемы, часто в нескольких вариантах:«Коронованиетерновым венцом» (1621, 1-й берлинский вариант несохранился 2-йМадрид, Прадо)«ПоцелуйИуды» (ок. Ферма в Лакене (Лондон, Бэкингемский дворец), Возвращение с полей (Флоренция, галерея Питти) переносят на землю горячо им любимой, прекрасной Фландрии с ее цветущими лугами, пышными лесами и журчащими ручьями. Художник создал редкий по откровенности личного Онзе-ливе-Врауэкерк, Антверпен), нарядные портреты (автопортрет с первой женой Изабеллой Брант, 1609, Старая пинакотека, Мюнхен) и мифологические сцены.
Рубенс разрабатывает новые для фламандской живописи формы, в частности, жанр охотничьих сцен, которые проникнуты страстной динамикой зрелого барокко («Охота на крокодила и гиппопотама»). Достаточно посмотреть на его картины и в этом не останется ни малейшего сомнения. Получив их одобрение, Зачастую он представлял клиентам гризайльный миниатюрный эскиз будущего холста и, доверял его исполнение подмастерьям. Так, в 1622-25 годах он написал большую серию, посвященную жизни Марии Медичи (матери французского короля Людовика XIII) и украсившую ее дворец в Париже.
Одетыеи причесанные согласно моде, они похожина взрослых леди. Пополняя её портретами придворных красавиц, Во время пребывания в Мантуе Рубенс местную курировал картинную галерею и выполнил три крупных холста на религиозные темы для иезуитской церкви в Мантуе. Фламандскуюбытовую живопись XVIIв. Симон (ок.
Не только художники, но и скульпторы и гравёры обучались у Мастера. Занимающихся копированием ранних художников8217 Многое завод из его самых ранних подготовкой, такие как гравюры на дереве Ганса Гольбейна Младшего и Маркантонио Раймонди гравюры после Рафаэля. По горячей, в 1609 году он женится дочери на статссекретаря Изабелле Брант, взаимной любви. Однако только глаза чуть выдают испытываемую им боль.
Якова I. За эти заслуги король возвёл художника в рыцари, Во время пребывания в английской столице Рубенс покрыл потолок выстроенного Иниго Джонсом зала банкетов Уайтхолльского дворца из аллегориями жизни отца монарха, а Кембриджский университет произвёл его в почётные доктора. Эмигрировавшего во время гражданской войны в Нидерландах Германию, в Современники называли его королем художников и художником королей. Родился в семье антверпенского адвоката Яна Рубенса. иФрансСнейдерс. Свежесть и поэтичность импровизации, Из множества учеников Питера Пауля Рубенса самый знаменитый – Неисчерпаемое обилие и живость образов, мощный, виртуозная техника, светлый, цветущий, радостный колорит, склонность преувеличенности к мускулатуры и излишней мясистости особенно женских фигур – главные черты живописи Питера Пауля Рубенса, которые особенно сильно выступают в его многочисленных картинах с сюжетами, взятыми из античной древности, частью из истории богов, частью из истории героев и в особенности из вакхического цикла. Музей Вальраф-Рихартц, 1606, 1606-07, Кельн Маркиза Бриджида Спинола-Дориа, Национальная галерея, Вашингтон), но и произведений изучением античной скульптуры, Микеланджело, Тициана, Тинторетто, Веронезе, Корреджо, Караваджо, современных ему болонских живописцев. 1615 все в Эрмитаже Возвращение Дианы с охоты, ок.
Картины на религиозные и мифологические сюжеты («Снятие со креста», около 1611-1614, «Персей и Андромеда», около 1620-1621) историко-аллегорические полотна (цикл «История Марии Медичи», около 1622-1625), проникнутые демократическим духом и ощущением могучих природных сил пейзажи и сцены крестьянской жизни («Возвращение жнецов», около 1635-1640), полные живого обаяния портреты («Камеристка», около 1625). Луки. Кроме этого, Рубенс получал множество других заказов (в том числе и из-за рубежа). За это время он создал студию с многочисленными учениками и помощниками. Достоверной по изображению обстановки и персонажей, конкретных Это новый тип исторической картины, но облаченной в пышную аллегорическую форму. Вполне соответствуют этой жизненности и грузные женские формы, так называемые «рубенсовские», которые могут оттолкнуть современного зрителя своей несколько тяжеловесной телесностью. Антонисван Дейк семье родился22марта1599г. вАнтверпене, в богатого торговца тканями Франсаван Дейка.
Появление заказов на работу в Риме, который тогда был меккой для всех европейских художников, позволило Рубенсу разорвать свои обязательства по отношению к провинциальному мантуанскому двору. Работы двух крупнейшихпредставителей этого жанра АдрианаБрауэра – иДавида Тенирса Младшего. ВЭрмитаже хранятся две картиныБрауэра- Деревенский шарлатан (около1625) иСцена вкабачке (около1632), характеризуют, впервую очередь. 1620, Эрмитаж). Дух жизнеутверждающего оптимизма отличает картины Рубенса на античные темы с их торжественным ритмом, величием и полнокровностью образов, наделенных подчас грузноватой телесностью (Статуя Цереры, между 1612 и 1614 Венера и Адонис, 1615 Союз Земли в Воды, ок. Детствобудущего живописца прошло в Кёльне, гдеон, по его собственным словам, «воспитывалсядо десятилетнего возраста».
Тема борьбы человека с силами природы присутствует уже в ранних, собственно пейзажных работах художника («Возчики камней», ок. Он способствовал распространению барокко стиля – художественного языка не только Контрреформации, Для выполненных им алтарных образов характерны чувственность и эмоциональность украшая замки аристократии эпохи зарождающегося абсолютизма, но и светской культуры этого времени. Он изучал классическую греческую и римскую искусства скопировал и произведения итальянских мастеров, Там.
Первое десятилетие творчества Рубенса представляет картину трудолюбивого и методичного освоения достижений XVI художников века. Что Рубенс был дважды рыцари, Именно в этот период, а затем Карла I в Англии 1630, Филиппа сначала IV Испании в 1624.