Промелькнувшую Москву да нелюбимый холодный Знавший Петербург, до этого только свою Астрахань, узнал среднюю полосу России, он окунулся этим долгим счастливым летом в старинные волжские города и городки, деревню и маленький полудеревенский городок, 8211 узнал все это и полюбил навсегда, открыл для себя в Кинешме "вторую родину". По совету врачей художник едет в Швейцарию, в течение года лечится в частной клинике. Что главный его недостаток это 8211 отсутствие силы воли, Когда-то Борис Михайлович признался. Последними заметными работами художника в жанре автолитографии стали два капитальных произведения: «Шестнадцать автолитографий» и «Шесть стихотворений Некрасова» (1921).
Quot Несмотря на все, " Прикованный к постели, где-то внутри лежащей, я иногда удивляюсь своей еще беспечности и какой-то, несмотря ни на что, радости жизни 8211 просто вот раб тому, что живу, вижу голубое небо и горы 8211 и за это спасибо – он пишет Юлии Евстафьевне. Подлая рука моя вовсю болит и вместо улучшения 8211 с каждым днем чувствую себя все хуже и хуже. В 1911 году Кустодиев впервые начал работать в театре. Врачи предполагают костный туберкулез. Ю. Е. Кустодиева родила мужу двоих детей, сына и дочь (еще один ребенок умер в младенчестве) и была ему верной помощницей в тех тяжких испытаниях, что выпали на его долю.
Он стремится и умеет достичь большего – внутреннего, не Кустодиев останавливается на передаче чисто внешнего сходства, психологического сходства. Детям о Ленине, Один день с – Лениным Ленин и юные ленинцы, с особой ответственностью и серьезностью создавал Кустодиев иллюстрации к ленинским сборникам. Дубасова и других. В которых художнику удалось неиссякаемую передать силу и красоту русской души, Но с наибольшей силой его дарование проявилось в поэтических картинах на темы народной жизни. Здесь он построит дачу и назовет ее "Терем" и проведет самые счастливые свои дни. В первые послереволюционные годы художник напряженно и вдохновенно работает различных в областях изобразительного искусства.
В портрете И. В. Ершова (1908, Гос. Революцию Кустодиев встретил с надеждами. Забывал, когда удавалось забывать. Сложнейшая операция, которую он перенес, оказалась безрезультатной. Борис Михайлович Кустодиев родился 7 марта (23 февраля – по старому стилю) 1878 года в Астрахани. Вот таким образом писал легко, Кустодиев " до галлюцинаций видел свои будущие картины, в несколько дней он мог написать шедевр, быстро. Написав – под присмотром наставника – треть Для холста, этого монументального полотна Кустодиев исполнил 27 портретов. Написанных после революции – «27 февраля 1917 года» (1917), Из известных произведений мастера, ряд панно праздничного для украшения Петрограда (1918), «Большевик» (1920), «Демонстрация на площади Урицкого» (1921) «Ночной праздник на Неве» (1923), несколько портретов и иллюстраций с изображениями В. И.
Но все реже становились приступами болезни. – писал впоследствии Б. М. Кустодиев, Весь уклад богатой и изобильной купеческой жизни, был – как на ладони. Увлечение литогравюрой (1926 – 1927) привело к созданию собственного выразительного языка в пейзажах («На Волге»), в портретах известных мастеров искусства и литературы, в работах, посвященных типам Ленинграда середины 1920-х («Мороженщик», «Уличная продавщица»). Но еще – память, воображение. Мейерхольд, А. Ремизов.
Создает бюсты известных артистов, Кроме того в этот период художник увлекаться начинает скульптурой, писателей, художников, среди которых М. Добужинский, Вс. Но тяжелая болезнь – позвоночника туберкулез – требовала неотложных мер, Он продолжал напряженно работать. Не было ни гроша, с особой яркостью дарование Кустодиева-декоратора проявилось в оформлении пьес Островского Свои люди – сочтемся и Волки овцы, да вдруг алтын, Гроза. В 1912 году он написал картину Купчихи (Киевский государственный музей русского искусства) – одну из первых в галерее купеческих образов. В 1905 – 1906 годах им написаны рисунки к М. Ю произведениям – Помимо этого Кустодиев начинает заниматься журнальной и книжной графикой. Жизнь художника и его творчество неразрывно связаны с Волгой, волжскими просторами.
И успех обеспечил далее постоянные заказы в 1913 году художник оформлял Смерть Пазухина в Московском Художественном театре и выполнил не только декорации, Он исполнил декорации к спектаклю Горячее сердце но А. Н. Островского и эскизы костюмов. Адская почта, Кустодиев принимает активное участие сатирических в журналах того времени Жупел, Победоносцева, помещает там острые и злые карикатуры на видных царских сановников Игнатьева. В ней перемешались реальность и фантастика, мир подлинной, живой красоты и бутафории. Подлинным событием в истории художественного оформления русской книги явились иллюстрации художника к произведениям Н. С. Лескова Штопальщик (1922) и Леди Макбет Мценского уезда (1923), благодаря редкому единству графических изображений и литературных образов. А сыну, Иру он носит в грибной корзинке в лес, объясняет изменчивую облаков, красоту будущему театральному художнику. С 1907 года член Союза русских художников.
В таких рисунках, как Митинг на Путиловском заводе, Забастовка, Манифестация, Первомайская демонстрация у Путиловского завода (1906, Гос. Мир воспринимается художником как радостный праздник, веселый и неугомонный. Quot Страдаю очень – не прошло и года, Но в 31 год отмахнуться уже не удавалось боли в руке и шее все особенно усиливались, по утрам, как он вынужден признаться. С "Теремом", где Кустодиев жил и работал практически каждое лето, у него связывалось то, что принято называть счастьем. А те места, где художник встретил свою судьбу, стали его второй родиной.
В зале посетителей встречала хозяйка. Основное направление Кустодиева-жанриста граничит с деревней. В 1918 году участвовал в оформлении Петрограда по случаю годовщины Октябрьской революции. Известность художнику принесла картина «Базар в деревне» (1900 -1903), за которую Совет Академии удостоил его золотой медали. Потрясшие основы общественной жизни, Революционные 1905 события года, вызвали живой отклик в душе художника. Мой мир теперь, – писал он, – это только моя комната. Многие удивлялись, почему он запер себя в такую глухомань.
Конец июля 1900 года. Что в 1892 ему году пришлось начать учебу в астраханской духовной семинарии, Но обстоятельства сложились так. Один из шедевров мастера, воспевающих красоту женщины, -полотно «Русская Венера» (1926).
Недели, Так проходят дни, но Кустодиев не забывает о своей мечте: "Занят сейчас кое-какими картинами, месяцы, портретом и мечтаю все о больший работе как всегда, когда был здоров, не того, писал что хотел, а вот теперь смерть как хочется начать большую картину и тоже " купчих ": уж очень меня влечет все это. Из известных произведений мастера, написанных после революции – «27 февраля 1917 года» (1917), «Большевик» (1920), ряд панно для праздничного украшения Петрограда (1918), «Демонстрация на площади Урицкого» (1921) «Ночной праздник на Неве» (1923), несколько портретов и иллюстраций с изображениями В. И. Через пять месяцев он вернулся в Россию. Заставила пристальней вглядываться в натуру, Работа над чрезвычайно портретами обогатила художника, постигать сложный мир человеческой души. Кустодиев едет в и Петербург поступает в Академию художеств, Окончив в 1896 году духовную семинарию. Художником была исполнена картина 27 февраля 1917 года (1917, частное собрание, Ленинград), в которой запечатлен вид из окна мастерской в тот знаменательный день, когда была решена участь царизма. В 1918 году Кустодиев исполняет несколько панно для украшения площадей к Петрограда празднованию первой годовщины Великой Октябрьской социалистической революции. В 19051907 гг. Впрочем, непонимания хватало.
В нем художник представил образ русской красавицы в контексте развития мировой живописи. Интерес к рисованию пробудился у мальчика рано. В 1926 году на выставке АХРР его 24 попали работы в двусмысленный отдел "Формальные искания". Массу времени отдав посещению в Париже и Мадриде музеев и выставок, Пять месяцев провел художник за границей, но дольше выдержать на чужбине мог не и возвратился в Россию. В этом образе – неукротимость, энергия, выражение воли и мужества. Здесь Кустодиев знакомится со своей будущей женой Ю. Е. Порошинской. Обучался сначала в мастерской В. Е. Савинского, со второго курса у И. Е. Репина.
На последних курсах Академии Кустодиев стал сотрудником Репина, Более того, привлекшего своего ученика к работе над заказанной правительством ему картиной "Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года". Что сероватый тон ее не смешивался с желтоватым 8211 они лежали рядом, Расцветка радужной оболочки его глаз была интересна тем, которые ярче тем вспыхивали, что создавало впечатление искорок, чем веселее был Борис Михайлович. Мать же свою, Екатерину Прохоровну, он нежно любил. Уж очень люблю, видимо, жить. В 1909 году его избрали академиком живописи.
От желающих получить свой портрет, выполненный Кустодиевым, не было отбоя (кстати, одной из таких заказных работ был портрет Николая II, созданный в 1915 году). В 1909 году по представлению Репина и других профессоров избран членом Академии художеств. На первый свой гонорар 8211 16 рублей 8211 купил штаны и холст для работы. В котором следовал своему учителю – то есть изображал не столько внешность портретируемого, Молодой художник много с писал натуры и увлекся портретом, сколько его внутренний мир.
Через десятилетия пронес художник наблюдения детства, чтобы потом воссоздать их в картинах и акварелях. Здесь мальчик получил первые яркие представления о быте типах и провинциального купечества. В этом ценность портретного наследия художника. Золотые медали сыплются как из рога изобилия. Оставшись вдовой 25 лет от роду с детьми четырьмя на руках, Она, всю жизнь свою посвятила им. Изображающее молодую жену с маленьким сыном, в 1904 году Париже в он написал знаменитое "Утро".
С 1910 года член возобновившегося «Мира искусства». В 1909 году Борис Михайлович Кустодиев был избран академиком. Два года он занимался в общих классах, а в 1898 году был принят в мастерскую Ильи Репина. Отныне он носит жесткий корсет от подбородка до поясницы. Им написана и часть правая самого полотна, Молодой художник вместе с Репиным писал портретные этюды к картине. Во время "ознакомительной" поездки Волгу, на Тремя годами ранее, бывшей "смолянкой", Кустодиев познакомился с 19-летней Юлией Евстафьевной Прошинской.
В том числе и в портретном жанре, в то время же художник продолжал идти собственным творческим путем. «Красавица» (все 1915), Среди прекрасно раскрытых художником «типов русской жизни» отметить следует полотна «Девушка на Волге». Он говорил: "Картины в моей голове сменяются, как кино". А пока от болей он уже не спит семь дней подряд. Операции не избежать. Пышущие здоровьем, Нарядные, неторопливую беседу, статные купчихи на базарной ведут площади степенную.
Это были живые типы Островского. С тех пор, по собственным словам Кустодиева, "его миром стала его комната". Quot Не говорите о болезни моей никому, что я здоров, напротив, а главное весел, впрочем, это правда, несмотря на ужасные боли -, я сам удивляюсь на свою жизнеспособность и даже жизнерадостность – а, "Слабовольный" Кустодиев предупреждает друзей. работал карикатуристом в сатирическом журнале «Жупел» (известный рисунок «Вступление. В 1931 году он становится академиком, о нем восторженно пишет Репин. В 1904 году становится членом-учредителем «Нового общества художников».
И. е. репин приглашает Кустодиева быть его помощником, Получив заказ написать огромное полотно к столетнему Государственного юбилею Совета. Первые ее признаки дали о себе знать в 1909 году. Quotна Кустодиева, – я возлагаю надежды" большие – – писал он, Репин сразу приметил Кустодиева.
музей Революции СССР), художником запечатлены образы рабочих. Все было, казалось бы, хорошо, но художника подстерегала тяжелейшая болезнь. Москва»), после его закрытия в журналах «Адская почта» и «Искры». Гоголя, Л. Н. Склонный к незлобливому юмору, Характер него у был мягкий, заразительному смеху, к радостному. Преподаватель гимназии, Отец, все и материальные заботы легли на плечи матери, скончался рано. В них мы впервые (Агитатор, Митинг) встречаемся с изображением революционного вожака в единстве с рабочей массой.
Причем один из них никогда не знал мира и быта русской деревни именно он станет ее певцом, великим Это будущие художники. Тема современности в первые советские заняла годы чуть ли не главенствующее место в его творчестве. С другой стороны – изобличительные антиправительственные шаржи и политические карикатуры (1905 – 1906). Кустодиев много работает в этой технике и создает ряд к иллюстраций произведениям Н. А. Некрасова, Увлекаясь литографией. Любящий искусство, Он художник даровитый, серьезный изучающий внимательно природу, вдумчивый. Quot Вернувшись из Швейцарии родину на Борис Михайлович снова вынужден работать над заказами петербургского света. Через полгода Кустодиев возвращается в Россию и работает в Костромской губернии над сериями картин «Ярмарки» и «Деревенские праздники».
Вчера он еще носил комбинированные носки, вершивших судьбы России – сегодня он пишет портреты людей, у Мало кого была столь стремительная карьера. В 1923 году он вступил в Ассоциацию художников революционной России (АХРР). Благодаря редкому единству графических изображений и литературных образов, Подлинным событием в истории художественного оформления русской книги явились иллюстрации художника к произведениям Н. С. Лескова Штопальщик (1922) Леди и Макбет Мценского уезда (1923). Придумывал красноармейскую форму, Он написал несколько "праздничных действ", ленинские иллюстрировал сборники. В 1911 году с диагнозом "костный туберкулез" он лечился в швейцарской частной клинике (неподалеку от Лозанны).
Quot Вот и эта медаль (международной выставки в Мюнхене) 8211 я очень рад – что на она меня не повлияла ", а он говорит. В области портрета характерным стало произведение «Портрет семьи Поленовых» (1905) в бытовой живописи полотна: «Провинция» (1906), «Гулянье» (1910), в которых типизирован не столько городской пейзаж, сколько образы обывателей, «Гулянье на Волге» (1911). По окончании в 1896 году семинарии, с его юноша, благословения где поступил в Академию художеств, отправился в Петербург.
Остротой сюжетов, Обложки к журналам Красная и Нива Красная панорама привлекали внимание броскостью. Это портреты художника И. Я. Билибина (1901, ГРМ), Д. Л. Молдовцева (1901, Краснодарский краевой художественный музей им. Выпуклостью характеров отмечены Портрет священника дьякона и (1907, Сложностью, Горьковский гос. Посещает музеи Парижа и С Мадрида, увлечением и большим интересом изучает он сокровища западноевропейской живописи.
Его сопровождали жена и недавно родившийся сын. – она тут же ответила: "Конечно, руки. Разнообразны по пластической манере, характеристике моделей и скульптурные портреты художника.
Его лучшие работы экспонировались за границей, проходили персональные выставки в России. Пляски, Художник внимательно изучает обряды, гадания, фольклор, становится экспертом области в глиняных и деревянных игрушек, вышивок, народного костюма. Закутав голову теплым Иногда платком, приходилось по нескольку дней лежать из-за болей в руке не спать. Одновременно он брал уроки у местного живописца и педагога А. П. Власова. Его отец служил преподавателем местной духовной семинарии, но его художник не помнил – тот умер от чахотки, когда мальчику было чуть больше года. Эти рисунки отличаются правдивостью.
И русские темы продолжают оставаться содержанием основным его произведений, Он томится вдали от родины, созданных за границей. Вдали алеет церковь с золотыми маковками и четко выделяется белоснежная колокольня. Способные передать грандиозность и величие перемен в стране, в живописных работах лет послереволюционных художник стремится создать обобщенные образы. Кустодиев продолжает линию «Базара в деревне», в небольших полотнах – «Ярмарка» (1906 и 1908) и «Праздник в деревне» (1906 – 1907), с каждым разом все усложняя художественные задачи «деревенского цикла».
Захватила художника и работа над созданием театральных декораций. Наступил полный паралич ног. Семья Кустодиевых арендовала небольшой флигель в доме богатого купца. А вокруг, словно вторя им, сияют яркие, пестрые вывески лавок. В 5 же лет впервые испытал потрясение от музыки и сцены, в 5 маленький лет Боря начал рисовать, а в 9 лет бесповоротно решил стать художником, слушая оперу "Иван Сусанин". А через две недели после свадьбы Кустодиев, Через три года они обвенчались, его соученик Куликов и их мастер Илья Репин Ефимович закончили гигантскую картину "Торжественное заседание Государственного Совета ".
В 1904 – 1910 годах Борис Михайлович находится в поиска собственного творческого пути. " К болям в руке прибавились сильнейшие головные боли со рвотой. В стенах своей мастерской Кустодиев радостно встретил весть революции о и одним из первых среди художников откликнулся на нее. Несмотря на то, что молодой художник снискал широкую известность как портретист, для своей конкурсной работы Кустодиев выбирает жанровую тему («На базаре») и осенью 1900 года выезжает в поисках натуры в Костромскую губернию.
Через всю жизнь Б. М. Кустодиев пронес большую и неизбывную любовь к Поволжью – краю, где прошли его детство и юность. Борис Михайлович Кустодиев родился 7 марта 1878 года в Астрахани. Ленина. Интимной и проникновенной в исполнении, Семья стала и огромной темой в Кустодиева творчестве – самой нежной.
Из швейцарского города Лейзен, где лечился, он рвется в Кострому. А когда в 1910 году бывшие "мирискусники", в 1907 году Кустодиев стал членом Союза русских вышли художников из него, не согласные с выставочной политикой Союза, оформив "вторую серию" "Мира искусства", он вошел в это новое художественное объединение. – писал Кустодиев, Не знаю, что я хотел, – удалось ли сделать мне и выразить в моих вещах то, любовь к жизни, радость и бодрость, любовь к своему русскому – это было всегда единственным сюжетом моих картин.
В 1896 году поступает в Петербургскую Академию художеств. Разве мог он представить себе тогда, что через 10 лет Илья Репин станет его учителем, а всемирно известный Суриков напишет уже 1903 году: "О Кустодиев, Кустодиев, его имя страшно успокоительно действует на душу8230 " Впрочем, в Московское училище живописи, ваяния и зодчества его не приняли как переростка (ему было уже 18 лет) и он уехал в Петербург, где носил 2 пары носков, так как у нижней пары недоставало пальцев, а у верхней пяток. Здесь, близ Кинешмы, он построил в 1905 году дом-мастерскую, назвав его "Терем". На Кустодиева, – писал Репин, – я возлагаю большие надежды.
Здесь он встретит 19-летнюю Юлию Евстафьевну Прошинскую и влюбится с первого взгляда. Quotэто был молодой человек среднего роста, блондин, с мягкими, легкими, слегка рыжеватыми волосами, с белой кожей лица и рук, со здоровым румянцем на щеках – позже ставшая известной актрисой, Подруга Елена Юлии Полевицкая, нежного сложения, оставила портрет Кустодиева того времени. Характерна картина Кустодиева «Портрет В. Лужского» (1913), крупнейший замысел середины 1910-х годов был связан с «Групповым портретом художников «Мира искусства», которому не суждено было завершиться «конденсированный образ России» воссоздал он в своем знаменитом «Автопортрете» (1912), хранящемся в галерее Уффици, во Флоренции, где сам художник в бобровой шубе и шапке изображен на фоне соборов Троице-Сергиевой лавры, цветных куполов, крестов, лавчонок. Он твердо решил стать художником. Появляются его рисунки, посвященные непосредственно революционным событиям. художественный музей), Монахиня (1908, ГРМ). Где не было одного ни музея, До его родного города Астрахани и он увидел полотна Репина, добралась XV выставка Товарищества передвижников, Сурикова, Поленова, Крамского, Шишкина.
В январе 1903 года они обвенчались в Петербурге. Театру, Екатерина Прохоровна привила детям любовь к литературе, живописи – эхо этих детских привязанностей мы можем обнаружить в зрелом творчестве художника, музыке, будь то собственно живопись, работа в или театре оформление и иллюстрирование книг. Популярность его между тем росла. Как бы прощаясь с выпестованным фантазией прекрасным образом прежней Однако России и к прежде любимым темам художник изредка возвращался. Несмотря на болезнь, художник продолжает много работать. К 1910 году Борис Михайлович становится всемирно известен представляет и русское искусство за рубежом. С. М. Кирова) передана благородная импозантность актера в портрете М. В. Добужинского (1909, ГРМ) – беспокойная ищущая натура художника.
Он любит собак, Его астраханские вкусы изменились, не коров, кошек, все живое, простое, необходимое. Уже в 9 лет Борис твердо решил стать художником. Quot в 1913 году он начинает писать ставшую и знаменитое находящуюся ныне в Русском Музее в Санкт-Петербурге " Купчиху ".
Картина волновала смелостью живописного, Несмотря на известную и наивность некоторую надуманность решения искренностью, композиционного построения, желанием художника откликнуться на события времени. Мальчик был потрясен, Посетив в году 1887 выставку передвижников и впервые увидев картины настоящих живописцев. Ваяния и зодчества, в это же время Кустодиеву было предложено заменить Серова на посту преподавателя портретно-жанрового класса Московского училища живописи, опасаясь, но, эта что деятельность отнимет много времени от личной работы и не желая переезжать в Москву, Кустодиев отказался от должности. Кустодиева в Лейзене» (1911), позднее которое назовут «кустодиевской девочкой с персиками».
Н. В. Сосредоточив внимание на художественных традициях русской провинции в картинах «Чаепитие» (1913), «Масленица» (1916), Кустодиев в тот же период создает «Купчиху» (1912), как бы пробуя новый язык живописи, восходящий к живописному примитиву. А он говорит: " Вот и эта медаль (международной выставки в Мюнхене) 8211 я очень рад, что она на меня не повлияла ". Румяное, свежее лицо ее было приветливо.
Он – художник и без рук жить не сможет"). Для этого предназначалась и его большая монументальная картина Степан Разин (1918, ГРМ). Тема современности становится для него основной. Ещё до окончания курса принял участие в международных выставках в Петербурге и Мюнхене (большая золотая медаль Международной ассоциации). Опухоль в спинномозговом канале – " Европейская знаменитость Герман Оппенштейн новый ставит диагноз.
Среди прекрасно раскрытых художником «типов русской жизни» следует отметить полотна «Девушка на Волге», «Красавица» (все 1915). Quot Как мне скучать, а вечером с Юликом моим дорогим разговариваю – когда каждый я день пишу, Борис Михайлович удивлялся в свою очередь. Они свидетельствовали о глубоком проникновении художника в суть авторского замысла.
Не прекращает Кустодиев и работы над портретами. Принимал участие в работе над картиной Репина «Заседание Государственного совета» (190103, Русский музей, Санкт-Петербург). Также следует отметить «Портрет Т. Чижовой», «Портрет М. Волошина», «Портрет Н. Кузьмина», «Портрет Ф. Шаляпина» (1920 – 21). В иллюстрациях и эскизах оформления Образы улиц, своей эпохи Кустодиев воплощает в рисунках для календарей и обложек. О нем и заговорили впервые, как о талантливом портретисте. Целью всей его жизни стало создание национальной духу по и стилю живописи, в эти годы творческой программой художника, которая бы отражала строй мышления и представления русского народа о красоте.
Напротив, я переживаю теперь самую лучшую пору моей жизни 8211 нишу картину и чувствую, что я люблю и что меня любят8230 " К этому времени написаны такие картины, как "Базар в русской деревне", "Ярмарка" (1906), "Ярморка" (1908), "Ярморка" (1910), "Праздник в деревне" (1907), "Деревенский праздник" (1910), "Гулянье" (1909), "Провинция" (1910) и т. д. Но была и досада, о которой хотелось поскорее забыть. Quotопять что-то поет – как это у меня иногда бывает ", Еще в 19 он лет обронил в письме к матери. Он задумал новый образ народного героя. А. В. Луначарского), гравера В. В. Матэ (1902, ГРМ). Мать предоставила ему возможность брать уроки у местного живописца и педагога А. П. Власова, Несмотря на денежные которого затруднения, Кустодиев всегда считал своим лучшим и любимым учителем. После повторной операции в 1916 году у Кустодиева развился необратимый паралич нижней части тела (когда врачи поставили Ю. Е. Кустодиеву перед выбром – что сохранять: руки или ноги.
академический театр оперы и балета им. "Меня только и поддерживают эти мои мечты на будущее: много, много работы. Исполинская фигура большевика (Большевик, 1919-1920, ГТГ) с красным знаменем движется по городу. Что тот позже порой путал свои и кустодиевские этюды к этому Он произведению, настолько органично имитировал репинскую манеру. Семья арендовала флигель в купеческом доме, жили бедно, но дружно. Где бы ни был Кустодиев за границей – в солнечной ли Севилье или Версальском парке, - его неудержимо тянуло на родину.
31 октября 1903 года заканчивает учебный курс с медалью золотой и правом на годовую пенсионерскую поездку за границу и по России. Это была любовь с первого взгляда. Кустодиев много работал в новом театре, оформив несколько спектаклей (в частности, знаменитую "Блоху", написанную Е. Замятиным по мотивам "Левши" Н. Лескова). По дороге катит телега с молодыми людьми.
Лермонтова. Неизменно собирая большую прессу, Картины Кустодиева показывались на и отечественных международных выставках. Отец его умер от скоротечной чахотки, когда Борису было чуть больше года и 25-летняя вдова Екатерина Прохоровна Кустодиева тянула четверых детей на пенсию в 30 рублей. Сверкают звучными красками расписные шали, Переливаются цветами всеми радуги их шелковые платья. Quotкак бы хотелось писать картины не – красками а одним напряжением воли, Теперь он говорит. Уклад их жизни, Купеческий мир Кабановых и декорации он пишет легко и быстро, быт городка провинциального – все это было близко жанровым картинам Б. М. Кустодиева.
За границей художник пишет одну из своих самых лирических картин Утро (1904, ГРМ), пронизанную светом и воздухом, которая воспринимается как гимн материнству, простым человеческим радостям. европейское путешествие художник поехал уже не один. Я переживаю теперь самую лучшую пору моей жизни 8211 нишу картину и чувствую, Напротив, как "Базар в русской деревне", что я люблю и что меня любят8230 " к этому времени написаны такие картины, "Ярмарка" (1906), "Ярморка" (1908), "Ярморка" (1910), "Праздник в деревне" (1907), "Деревенский праздник" (1910), "Гулянье" (1909) "Провинция", (1910) и т. д. Но была и досада, о которой хотелось поскорее забыть.
В 1909 году Кустодиев получил звание академика живописи. Правда, потом обещают полное выздоровление. В 1920-е Кустодиев создает декорации к пяти пьесам, оформленным им до 1917 года и к 26 спектаклям в послереволюционное десятилетие, среди которых «Снегурочка», «Царская невеста», «Сорочинская ярмарка», «Вражья сила». Мастер психологического портрета, Талантливый бытописатель, Кустодиев создал значительные произведения почти всех во областях изобразительного искусства, автор книжных иллюстраций и театральный декоратор. С женой молодому живописцу повезло. Он много пишет с натуры, Занимаясь в мастерской И. Е. Репина, стремится овладеть мастерством передачи многообразия красочного мира.
Духовно близких ему людей, Параллельно с работой этой Кустодиев создал серию портретов своих современников. Толстого. Работа предстояла сложная и трудоемкая. До самого наступления болезни Кустодиев был великим ходоком – ежегодно он отправлялся либо по родным просторам, набираясь впечатлений, либо за границу, чтобы смотреть картины старых мастеров и быть в курсе современной художественной жизни. Кустодиев, несмотря на плохое здоровье, продолжал участвовать в художественной жизни России: в выставках Общины художников (1922), Ассоциации художников революционной России (1925 – 1926). Кроме того, он вел активную общественную деятельность: являлся одним из организаторов Нового общества художников, с 1910 года был членом объединения «Мир искусства», в 1907 – 1910 годах – членом Союза русских художников и группы «16».