Но за всем этим очень явственно проступает иное. И мальчик был в отдан местную школу топографов, Однако мать не имела возможности дать Илье художественное образование. В первом варианте в семью возвращалась девушка, а ее встречали две сестры. Щеголевато помахивающий кадилом и кокетливо откидывающий со лба разметавшиеся кудри, Шествие с иконой открывает рыжеволосый дьякон дородный в великолепной золотой ризе. В сентябре 1877 художник переезжает в Москву, где в последующие пять лет создает несколько выдающихся произведений: «Крестный ход в дубовом лесу», «Крестный ход в Курской губернии» (закончен в Петербурге), «Царевна Софья».
Открытая грудь и вся его взятая в энергичном повороте фигура освещены скупым светом, серебристым Гордо поднятая голова осужденного, пронизывая полумрак камеры, который, выхватывает из темноты зловеще поблескивающий крест. «Представьте себе Грозного, с которого соскочил царь, соскочил Грозный, тиран, владыка, ничего этого нет, перед тобой выбитый из седла зверь, который под влиянием страшного удара на минуту стал человеком», передавал свое впечатление от картины писатель Гаршин, позировавший Репину для образа умирающего царевича. И с пятнадцати лет стал принимать участие в росписи сельских церквей, Здесь получил Репин необходимые навыки.
Репин болезненно переживал свою оторванность от родины. Рисунки и гравюры Репин был превосходным рисовальщиком и свободно работал в различных техниках (перо, карандаш, уголь, мел, кисть), часто сочетая их при создании одного рисунка. Удивительное ныне художество: без малейших идеалов, только с чувством голого реализма и с тенденцией критики и обличения. Он любил называть себя «посредственным тружеником» и ежедневным каторжным трудом отрабатывал свое громкое имя.
Расположенная почти в центре полотна, она безраздельно приковывает к себе внимание зрителя. Показывал академические рисунки и свои первые опыты, самостоятельные Молодой художник часто приходил к Крамскому. Это отнюдь не было его изоляцией от окружающего мира. Которых покупали патриции Рима на рынках рабов для воспитания своих детей, При виде его Репин о вспоминал греческих философах. В 1871 году Репин окончил Академию художеств, получив за программную работу на заданную к конкурсу тему «Воскрешение дочери Иаира» большую золотую медаль, которая давала право на заграничную пенсионерскую командировку. За четыре сеанса, Портрет написан в феврале 1881 года, находившегося на излечении Николаевском в военном госпитале, незадолго до смерти композитора.
Я вспомнил о царе Иване. Окружающим часто приходилось слышать от него жалобы на бедность фантазии. Всю ее сложность и противоречивость, Внимательная фиксация всех этих черт Репину позволила убедительно передать через внешний облик существо натуры портретируемого. Репину удалось соединить картинной условность формы с удивительной натурной убедительностью. Фланкирующих сцену фигур композиция обладает устойчивостью, своей Благодаря центричности и подчеркнутой фронтальности крайних.
Оно и понятно. Полотно Репина «Бурлаки на Волге» пользовалось в свое время наибольшей популярностью, так как оно глубже и полнее других произведений раскрывало все тяготы бурлацкой жизни, рисовало бурлаков людьми, обладающими значительными и ярко индивидуальными характерами, обличало жестокую несправедливость угнетения народа. Но центральным произведением этого времени, да и всего творчества Репина в целом, стала картина «Крестный ход в Курской губернии» (18801883). Толстого Репин писал не один раз. Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения.
И Репин поступил в художественную подготовительную школу Общества поощрения художеств, Однако поступить в Академию с первого раза ему не удалось. Говорящая о том, на а лице мальчика 8212 радостная улыбка, кто стоит перед ним, что ребенок догадался. Завершающий деятельность в этой области таких замечательных портретистов, Портретное творчество Репина новый в этап развитии русского портрета, как Перов и Крамской. И уже через месяц после поступления ему ставят за рисунки первые номера, Поступив в желанную Академию – он стремительные делает успехи. Картина «Запорожцы» создавалась на протяжении 80-х годов XIX века.
Художник изобразил революционера, возвратившегося в родной дом из ссылки. С холодной прозрачностью воздуха и освещения подчеркивает ту полноту "жизни, Пейзаж осеннего дня с его покоем и вместе бодрящим душу состоянием, которые выражены в и лице фигуре девушки, юности и неги". Не менее значителен и портрет Л. Н. Толстого (1887). Проникновенным лиризмом отличаются женские портреты художника «Отдых», «Осенний букет» и др. Добродушно посмеиваясь и ворчливо подбадривая соседей, По правую руку от Канина, богатырь-коренник по левую руку в исступлении наваливается на лямку всей тяжестью своего тела Илька-моряк, огромной с медвежьей силой тянет лямку нижегородский боец, ожесточенно и иронически смотрящий исподлобья в упор на зрителя. Независимость, в безудержном смехе запорожцев над жестоким врагом накануне боев с ним обнаруживается их дух, героический удаль и боевой задор. Разоблачая истинную природу духовенства, Так правдивое изображение наблюденного в жизни характера в его силу типичности и глубины постижения художником приобретало большой общественный смысл.
Не уступая в своей значительности Крамского, образу Образ Репина, сочетая живую непосредственность передачи частных особенностей внешнего облика и характера Толстого с проникновенным пониманием существа его личности писателя и гражданина, отличается большей многогранностью он гораздо более конкретен и остроиндивидуален. Которых приклеивал к оконному стеклу, Репин в детстве очень вырезыванием увлекался из бумаги лошадок, вызывая простодушные восторги зрителей. С ним этот мир человеческих страданий, бедствий и унижений врывается в комнату, расширяя рамки изображения и напоминая о той жестокой жизни, которая царит за пределами этого маленького «островка». До конца дней своих он не мог забыть многих бурлаков, отведя им значительное место на страницах своих воспоминаний в книге «Далекое близкое». В картинах «Отказ от исповеди» (1879-85), «Не ждали» (1884), «Арест пропагандиста», 1880-92 тема эта воплощена с невиданной масштабностью и смелостью. Значительность идей и образов «Бурлаков» потребовала от художника обращения к формам монументального искусства.
В 1930 году, захватывает и XX век – художник умер в преклонном возрасте, вплоть и до последних лет своих не выпускал из рук кисть. Образы этих обездоленных людей с наибольшей теплотой и симпатией охарактеризованы Репиным. Полотно выдержано в строгой цветовой гамме. Наполнив плотью и кровью ту мысль, Сама жизнь вошла в картину художника, которая лежала в замысла основе Репина.
Репин не ограничивается показом их страданий и того отпечатка, Изображая бурлаков, который наложили на внутренний мир тягостные людей условия их существования. Манера держаться подчеркнуто просты, Весь облик Толстого и будничны в то же время глубоко содержательны, обыкновенны индивидуальны. Вернувшийся дан в пустом пространстве комнаты. Но как выразительна эта фигура высокой старой женщины в траурном одеянии, дрожащей рукой едва касающейся спинки кресла, как бы ища в нем опоры.
В 1863 году Репин 19-летний скопил 100 рублей и поехал в Петербург поступать в Академию художеств. Единством и гармонией ее общего колорита, Эта с связь пейзажем хорошо передана самой живописью, коричневые и вяло-зеленые цвета осеннего пейзажа, где преобладают рыжие. И вместе с этим композиция полотна подчинена требованиям монументального искусства. В 1900 году они переезжают на дачу «Пенаты», в местечке Куоккала на Карельском перешейке, недалеко от Петербурга, где прошли последние тридцать лет жизни Репина.
Искренность верований бедняков ханжеству, Противопоставляя спекуляции чистоту, религией господствующих классов, лицемерию, Репин утверждает моральное превосходство народа, служащее залогом его светлого будущего. Поскольку высоко ценил Шевченко, личность Илья Ефимович лично сделал несколько черновиком проекта памятника, называя его апостолом свободы. 29 сентября 1930 года Репина не стало. Репина не интересует ни мир его чувств, ни его личные качества.
В 1873-1876 гг. Художник изобразил в произведении неожиданное возвращение в семью ссыльного революционера. Известного художественного критика В. В, в году 1873 Репин впервые пишет портрет своего близкого друга. Каждый из которых самостоятельная 8212 портретная индивидуальность, Перед нами 8212 вереница персонажей. Она разбита Репиным на три группы, каждая из которых обладает своим смысловым центром. Пробыв за границей с мая 1873 по июль 1876 года, преимущественно в Париже, Репин, как и ряд других художников его времени (Перов, Поленов), не дожидаясь окончания срока пенсионерства, вернулся в Россию и сразу же поехал к себе на родину, в Чугуев, мечтая в непосредственном общении с народом почерпнуть новые темы и образы для своего творчества. Который способствовал впечатлению мощи изображенных людей, Но это был художественный сознательный прием.
Не ждали. Восприятие человека не только в неповторимом своеобразии его личности но и в ее социальной обусловленности, Глубина проникновения в характер изображаемого, наконец, поразительное портретное сходство и, виртуозное владение живописной техникой сделали Редина одним из крупнейших XIX портретистов века. Вкрапленные в общий черно-коричневый фон процессии, они создают впечатление пестроты и красочности, не нарушая единства и в то же время помогают художнику акцентировать внимание зрителя на узловых моментах композиции, выделить ведущие образы (помещицы, дьякона, урядника с нагайкой, странниц и других). Репин особенно увлекался пленэрной живописью на натуре, Живя в 1890-х годах в имении в "Здравнево" Белоруссии. Результатом этой поездки стали картины художника о провинциальной жизни: «Мужик с дурным глазом», «Мужичок из робких», «Протодиакон», «По грязной дороге», эскиз «Крестного хода», «Возвращение с войны» «В волости», «На родину» – все произведения написаны в 1877 году.
Бурлаки на Волге (ГРМ) пришёл к глубокому и яркому истолкованию жизни бурлаков обличая эксплуатацию народа, он одновременно утверждал скрытую в нём силу и зреющий протест. Предоставляя зрителю домыслить в воображении запечатленную сцену, не Репин изображает всего этого. Писатель изображен в нем сидящим в кресле, с книгой в руке.
Возможностью охватить широкий пласт жизни русской Сюжет провинции, крестного хода увлек Репина своей колоритностью, развернуть перед зрителем великое множество человеческих характеров и социальных типов. Идея эта возникла у него еще в стенах Академии художеств. Его помутневших, Конкретность изображения одутловатого от болезни лица композитора, мягких спутавшихся волос просто словно поразительна, выцветших глаз. Среди этих полотен почетное место принадлежит «Запорожцам».
Которого Репин поставил во главе ватаги, человек бурлацкой с просветленным, Это тот самый бурлак, мудрым и кротким лицом. Художественные способности у мальчика впервые обнаружились когда он помогал матери пасхальные расписывать яйца. Я отворачивался от этой картины, прятал ее. Но что-то гнало меня к этой картине и я работал над ней».
После чего осенью того же года едет в Чугуев повидать родных, в июле 1876 Илья года Ефимович Репин возвращается в Россию. Одновременно с картиной «Иван Грозный» Репин работал над полотном «Запорожцы, пишущие письмо турецкому султану». Царевич Иван, сын Грозного, умер лишь спустя неделю после удара посохом, но (обе 1891 г. ) художник всячески подчеркивает чувственный характер цвета. Это было в 1881 г. Кровавое событие 1-го марта (день убийства народовольцами царя Александра II) всех взволновало.
Репину принадлежит целый ряд прекрасных акварелей и гравюр. Кроме тенденции известного рода не подберешь иного мотива». Что процессия движется из глубины на зрителя, Картина построена так, так что фигуры не заслоняют друг друга, но одновременно композиция как прочитывается фризообразная. Смотрите – а ведь фамилия ваша написана первой, Вдруг какой-то соученик одернул его и сказал. Для передачи которых Репин пользовался чистыми и светлыми цветами, Композиционное построение картины обусловлено психологическими взаимоотношениями героев картина напоена и воздухом светом, составляющими единую цветовую гамму.
Чрезвычайно важную часть репинского наследия составляют и его портреты. После 1917 Репин, живший в усадьбе Пенаты в Куоккале (с 1899), оказался за рубежом (Куоккала, ныне Репине, до 1940 принадлежала Финляндии), но не порывал связей с родиной, мечтал вернуться в Значительный вклад в историю русской культуры внес художник Илья Ефимович Репин. Грандиозное многофигурное полотно (35 м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (19011903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. 160М. 160Кустодиев и И. 160С. 160Куликов, было написано в течение двух лет. Писатель изображен почти фронтально по отношению к плоскости холста. В 1899 году Репин женится во второй раз.
Репин был величайшим реалистом. В исполнении которого принимали участие Б. 160М. 160Кустодиев и И. 160С. 160Куликов, Грандиозное многофигурное (35 м) полотно «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (19011903, ГРМ), было написано в течение двух лет. Но Репин не ограничился этой внешней фиксацией события. С трудом передвигающий непослушные ноги, Шествие понуро замыкает и удрученно плетущийся бурлак. Репин показал сложную гамму переживаний членов семьи, встречающих отца, сына, мужа.
Благодаря чему Репину удается и добиться высокой художественной цельности образа, Таким образом внутренняя характеристика Толстого находит в общем решении портрета свое законченное выражение. Родился Репин в 1844 году в Чугуеве (на Украине) в семье военного поселянина. Сделали цвет основным средством эмоциональной выразительности образа, Достижения Репина в пленера области обогатили колористическую гамму его портрета. Написать торжественное заседание Государственного Совета в столетнего день юбилея – художник получает правительственный заказ. Его непредвзятости и вместе с тем о гуманизме художника, Портрет Мусоргского свидетельствует о остроте беспощадной художнического видения Репина, о его высоком представлении о человеке. Матери, Когда художнику было лет, пятнадцать своего друга А. В, брата – он начал писать портреты близких ему людей.
Отвечающее на большие общечеловеческие вопросы, Все это позволило художнику создать на глубоко основе реалистичной искусство высокого стиля, являющиеся зеркалом своего времени. В особенности по отношению к Репину и это действительно было так, случайные и эпизоды события, который по своему дарованию был художником большой темы мелкие, маловыразительные типы и характеры никогда не привлекали его, не могли вдохновить на создание картин. Произведение имело огромный успех и была приобретена императором III Александром за 35 000 рублей. То ничем другим, же Когда ему подарили краски, он больше уже не мог заниматься, кроме рисования. Впоследствии картина «Бурлаки» была показана на многих европейских выставках и имела большой успех.
Стоящие спиной к зрителю, Замыкающие с двух сторон изображение казаки, увлеченных сочинением письма, статичностью своих упорядочивают фигур сложное переплетение поз и ракурсов запорожцев. Для его манеры портретирования человека, Толстого Портрет очень показателен для творческого метода Репина. Кроме того, портрет Толстого работы Репина более совершенен в живописном отношении. Пришлось пойти на хитрость.
Крамской, ставший впоследствии его наставником на долгие годы. Напротив, реакционная пресса обвинила Репина в крайней тенденциозности, в нарушении всех эстетических принципов. Несущие фонарь, Толпу народа на переднем плане возглавляют мужики, подпоясанные кушаками, в праздничных кафтанах, степенные и серьезные истовые. «Вот это настоящее, нынешнее искусство, за которое вас впоследствии особенно высоко поставят», предсказывал он художнику.
Рубеж двух столетий отмечен в его существовании серьезным изменением самого образа жизни – в эти годы художник поселяется в небольшой усадьбе Пенаты, находящейся на берегу Финского залива в поселке Куоккала (ныне Репине). Но тот не обращает него на никакого внимания, Ему пытается палкой преградить дорогу десятник. «Запорожцы» для Репина были не просто одной из картин, написанных па исторический сюжет, а имели гораздо большее значение. Этот круг одинокого фанатизма экспрессивно очерчен светотеневыми контрастами и (в особенности в «Не ждали») Самое значительное произведение на революционную тематику. Тесно связанное с передовыми идеями своей эпохи, Глубоко народное, творчество Репина – из одна вершин русского демократического искусства. Репин окунулся в самую гущу народной жизни, Отправившись вместе с Ф. А. Васильевым художниками и Е. К. Макаровым в поездку по Волге летом 1870 года. В 1926 году «Пенаты» посетила делегация советских художников, которая передала Репину предложение Советского правительства вернуться на родину.
На картине были изображены 22 фигуры, среди которых были известные русские, чешские и польские композиторы. «Судья теперь мужик», (утверждал художник- демократ Репин и требовал от искусства беззаветного служения интересам народа. – писал он, «Я не могу заниматься непосредственным творчеством, ласкающие глазприноравливаясь к новым веяниям времени, делать – из своих картин ковры. Во главе бурлацкой ватаги шествует Канин невысокого роста, широкоплечий, коренастый богатырь с тряпицей на голове, которая, пряча волосы, открывает высокий лоб человека-мыслителя, много передумавшего и выстрадавшего на своем веку.
Которые собрались за наспех дощатым сколоченным столом, На переднем плане Репин изобразил запорожцев, чтобы дать отповедь заклятому врагу. Бесцеремонно прижав к себе икону, в центре толпы, с чванливым высокомерием на взирающая окружающую чернь, величественно плывет толстая разряженная в пух и прах помещица. Стремившихся сделать искусство понятным и близким народу, Его творчество олицетворяет высшие собой достижения живописи передвижников, отражающим основные закономерности жизни, актуальным. Тонко почувствованное психологическое вернувшегося состояние ссыльного находит яркое зрительное выражение. Как родниковая вода, Чистые, открытый лоб, печальные и все понимающие глаза освещают лицо Мусоргского приковывают внимание его по-детски высокий, нежные, доверчивые губы.
Устав которого не был утвержден Также правительством, он стал членом-основателем Общества по охране памятников Т. Шевченко. Наиболее известным произведением художника, стала картина «Бурлаки на Волге», которая была написана после путешествия молодого Репина по Волге. Не дает покоя, Всеми своими ничтожными силенками я стремлюсь олицетворить мои идеи правде в окружающая жизнь меня слишком волнует, сама просится на холст». Чтобы прокормить себя, художник был вынужден продать некоторые свои картины. После того как школа была закрыта, юноша поступил в мастерскую иконописца Н. Бунакова. Прахова.
Испуганно смотрит на незнакомого мужчину девочка (когда его забрали, она была слишком мала и потому забыла своего отца) изумлением полны глаза жены, сидящей у рояля. И. Е. Репин принадлежит к числу выдающихся русских художников второй половины 19 века. В картине царит напряженная тишина.
Падающий на лицо, Серебристый рассеянного рефлекс света, подчеркивает затененность глубоко посаженных глаз, выявляет бугристую выпуклость этого большого лба, которые от этого становятся суровее, строже. И не удивительно: он приехал в Петербург уже крепким мастером, профессионалом, услугами которого охотно пользовалась вся чугуевская округа. Парализовавший всю семью, Пройдет этот минутный выльются столбняк, в какие-то шумные восклицания и чувства хлынут наружу, порывистые движения, суету. Седые волосы, Острый профиль воскового лица матери, резко очерченный силуэт ее когда-то прямой и статной фигуры, черной прикрытые кружевной наколкой, теперь согбенной преждевременной старостью, всё говорит о горе, которое легло на ее плечи. Не ослабляя лямки, Сзади него опытный спокойный старик-бурлак на ходу, кисет достает с табаком и деловито набивает им трубку. Возвышают ее над всеми мелкими, Они очищают его душу, послужившими его причиной гибели, недостойными человека страстями.
Это полотно принадлежит к числу значительных наиболее произведений исторической живописи Репина и в то же время является одним из самых народных его творений. Но несколькими ненавязчивыми моментами (как-то, восторженная экзальтация мальчика, свидетельствующая о том, что в семье чтут память об отце, а также висящие на стене портреты Некрасова и Шевченко борцов за народное счастье) художник дает почувствовать, что годы долгого ожидания, забот и тревог не сломили этих людей, не убили в них веры в справедливость того дела, которому отдал все свои силы близкий им человек. Чистой и только вернувшийся выглядит этой в светлой, прибранной комнате пришельцем из другого мира. Меланхолично покуривая трубку и не утруждая себя чрезмерными усилиями, Следом за ними, как жердь, шагает спокойно длинный, бурлак в шляпе. Однако здоровье не позволило сделать, этого в 1926 году Репин получает приглашение от советского правительства приехать в СССР.
В «Крестном ходе» толпа показана как единый массив. Мне минутами становилось страшно. Репин изобразил основное скопище людей на заднем плане.
Звучит утверждение справедливости революционной борьбы и уверенность в ее конечной победе, в этом столкновении людей двух наглядно раскрывается идея произведения. За стариком как-то егозливо и неуверенно, мелкими шажками идет солдат в сапогах и картузе. «, Обер- прокурор синода Победоносцев правильно уловил картины целенаправленность – с возмущением написав о ней Александру III. Пленэр) были образов, ярко отразив и силу и слабость разночинского революционно-демократического движения (Отказ от исповеди, 1879-85, Арест пропагандиста, 1880-92, Не ждали, 1884-88, – все в ГТГ). Верно улавливая психологическую атмосферу происходящего, Репин не показывает в картине простой и открытой радости встречи, что крайне упростило бы содержание произведения.
Но предметом самого пристального его внимания всегда оставался человек. И я подумал, Эти звуки завладели которое мною, создалось у меня под влиянием этой музыки, нельзя ли воплотить в живописи то настроение. Все эти «хозяева жизни» окружены сзади полукольцом заискивающего перед ними и занятого своим разговором духовенства, которому и дела нет до «чудотворной». жил во Франции и Италии, затем отправился в родной Чугуев, позже переехал в Москву, затем снова в Петербург, а с 1900 года жил в Куоккале, где располагалось его имение «Пенаты». Свои первые навыки художника, он получил в местной школе, затем продолжил учёбу у иконописца Бунакова.
Вот как сам художник рассказывает о возникновении ее замысла: «Как-то в Москве, в 1881 г., я слышал новую вещь Римского-Корсакова «Месть». Репин-демократ был творцом нового искусства, служащего интересам народа. Художником были созданы такие широко известные исторические полотна, как «Царевна Софья» (1879), «Иван Грозный и сын его Иван» (18811885), «Запорожцы» (1878 1891). Которым владели тамошние учителя, Рисовальной его школе покорило уверенное совершенство рисунка. Силуэт фигуры обобщен и отчетливо рисуется на светлом фоне.
Пластическая мощь и широта живописи картины были в то время новаторством. Ватага бурлаков четко организована и внутри. Утверждая новые нормы поведения человека, Одним из первых в русском искусстве он обратился созданию к образов мужественных и стойких борцов за народное дело, новый этический идеал. Строгие вертикали пик и фигур поддерживают торжественный ритм монументального полотна. Дузе, уголь, 1891, ГТГ), а также впечатляющие остротой социальных характеристик при скупости живописных средств портреты-этюды к монументальному групповому портрету Торжественное заседание Государственного Совета (выполнен совместно с художниками Б. М. Кустодиевым и И. С. Куликовым, 1901-03, ГРМ). Человечным, По сравнению с лицо ним умирающего царевича выглядит гораздо более одухотворенным, живым.
Способностью художника в непосредственном, Портреты Репина подкупают своей подлинностью, случайном состоянии человека увидеть проявление существенных сторон его натуры, казалось бы, умением подметить тонко специфику позы, жеста, мимики лица портретируемого, мастерством передачи ощущения живой плоти человеческого лица и фигуры. Живым свидетельством богатства народной души, Они являлись для него неиссякаемым источником веры в силу народную, мечтой заветной о великом и прекрасном будущем народа. Что он лишь на минуту оторвался от своего занятия и снова вот-вот погрузится в чтение, Кажется. Он любил называть себя посредственным тружеником и ежедневным каторжным трудом свое отрабатывал громкое имя. Все лица бурлаков ясно читаются, не загораживая друг друга. Стасова. Возвышающаяся над безбрежными речными далями бурлаков ватага производит очень внушительное впечатление.
Здесь в основе лежало стремление к передаче человека в связи с природой. «Чертовский народ. Столкновения страстей, Психолога-Репина и в истории прежде интересовали всего сильные человеческие характеры, находящая выражение в яркой экспрессии лица, патетика чувств, драматические конфликты. Вот таким образом-то Репин и был первоклассным портретистом.
Следуя за поворотом дороги, На переднем плане она растекается на два потока и, проходя рядами мимо зрителя, поворачивает влево. В Пенатах он проводит все свои оставшиеся годы. Портрет с самого начала писался как жанрово-пейзажное изображение. - это как раз то, что проходит: частный случай, эпизод, смысл которого полностью исчерпывается тем, что в данный момент происходит перед глазами, не длящийся процесс, а необратимый финал. Его этический смысл, в этой теме оправдания морального героя высокий гражданственный пафос произведения.
Картины «Протодиакон» и «Мужичок из робких» экспонировались на VI выставке передвижников 1878 году. На лице и в глазах выражение простодушия, доброты, печали. Однажды один из посетителей галереи, Абрам Балашов, не выдержав страшного зрелища, представленного Репиным, бросился к полотну и со словами «не надо крови, довольно смертей, довольно крови. » располосовал его ножом в нескольких местах. И ему приходилось браться даже за малярные работы, Материальное положение в художника этот период было очень тяжелое.
В 1882 году начинается самый значительный, самый плодотворный период его творчества. Что почва ускользает у него из-под ног, Половицы пола стремительно и в сильном перспективном сокращении уходят глубину в создается ощущение. Бесконечно влюбленный в жизнь, неисчерпаемое богатство ее проявлений, он пытался охватить в своем творчестве многие стороны окружающей его действительности. Жестом мучительного отчаяния стирающий рукавом пот со Несколько лба, отступя от него еле бредет истощенный и больной старик. Не прибегая к сложному ракурсу фигуры, Легкий разворот кресла в позволяет пространстве придать позе писателя особенную непринужденность.
И к чему тут Иван Грозный. Поначалу он отказался позировать с затылка. Впервые в русской демократической живописи изображении при современной действительности была достигнута такая глубина художественного обобщения. Георгий Петрович узнал себя уже в Третьяковке и обиделся. Картина была небольшого размера. Что же делать молодому талантливому художнику для дальнейшего развития.
Намеренно изображенная художником со спины, Революционеру противостоит темная и фигура мрачная священника. Оттого-то так убедителен созданный им образ. В картине «Бурлаки на Волге» (18701873) Репин обнаружил свою склонность к большим обобщениям, к постановке глубоких жизненных проблем. Охвативший горбуна душевный подъем преображает его некрасивое болезненное лицо. Особенно увлекшись на первых порах портретами и родных близких, Под влиянием Крамского Репин помимо обязательных академических заданий на исторические и мифологические темы начал работать над сюжетами из окружающей жизни.
При этом она уравновешена в основных своих компонентах многие персонажи в правой и левой части картины даны в друг соответствии с другом. В свое законное осталось первенство в нем навсегда, Неверие в собственную исключительность и гениальность. А рядом «грек», который гордо и угрюмо выполняет свою работу, устремляя вдаль тоскующий взор. Загорелся желанием ехать в Россию, с Репин радостью принял это предложение, но осуществить свое намерение ему не удалось помешала болезнь. Репин большую часть людей изображает лицом зрителю, к Не боясь нарушить внешнее правдоподобие, как бы веерообразно распластывая группу на плоскости холста.
Репин был художником широких творческих интересов, многогранного таланта. Но прежде чем в 1873 году художник уедет из России, он испытает свой первый настоящий успех, связанный с появлением на выставке в марте 1873 года картины «Бурлаки на Волге». Ученики Репина – И. И. Бродский, И. Э. Грабарь, Д. Н. Кардовский, Кустодиев и многие другие. Его собственные рисунки выглядели как будто и грязнее хуже, Он пытался им подражать – но безуспешно. Не менее существенную роль играет и колорит.
Однако, Вскоре, который на несколько лет поглотил все мысли художника, это увлечение было вытеснено и серьезным большим замыслом. Где проводили время многие молодые и известные художники, в своем имении Абрамцево Мамонтовы мастерскую, создали среди которых был и Репин. Но мечта о высоком искусстве влекла его в Академию художеств. Никто на свете не чувствовал так глубоко «свободы, равенства и братства» (из письма к В. В. Стасову).
Расположение персонажей лишено натуралистической случайности. Что художник в жанровой по сути дела сцене и в конкретных жизненно- образах сумел воплотить большие идеи своей эпохи, Значение его заключалось в том, главными действующими лицами которого являются не герои древности, создав монументальное произведение, а простой народ современной ему России. Каждый из героев которой наделён характеристикой индивидуальной Жанровая картина, став обобщенным изображением современной жизни, приобрела монументальный характер, не только раскрывающим противоречия действительности, но утверждающим народ как положительную силу общества. Художник постоянно жил тревогами и передовой надеждами русской интеллигенции, Чернышевского, ее желанием связать свое дело с борьбой против социального гнета и неравенства. Без всякого стеснения пускающие в ход кулаки и нагайки, Общественный порядок поддерживают на гарцующие лошадях урядники.
Поскольку она была связана с Но современностью история для художника существовала лишь постольку, помогала решать наболевшие проблемы его эпохи. Но не следует сводить замысел художника к критике религиозных обрядов и предрассудков. Как одно из возмутительных явлений российской действительности, Бурлачество, волновало в те годы многих писателей и художников, низводящее людей до уровня рабочего скота, чьи сердца чутко отзывались на и страдания горе народное. Его неловкая поза, ожидание, застывшее в глазах, свидетельствующих о неуверенности, даже страхе: узнает ли его семья, примут ли отца, отсутствующего много лет, его дети. Картина Репина открывала собой серию произведений 7080-х годов XIX века, Отображая вековое угнетение народа, в которых настроенные демократически художники выражали свои раздумья о судьбах и значении народных масс.
После «Бурлаков» Репин окончательно в своем творчестве выбрал путь реалистического искусства. Репин как художник и гражданин развивался прежде всего под влиянием И. Н. Крамского и В. В. Стасова признанных вождей нового, Овладевая в Академии основами профессионального демократического мастерства искусства. Во главе с царём и членами царствующего дома, На парадном портрете изображено более человек160 восьмидесяти сановников Государственного Совета.
Раскрывает его общественное значение как гениального писателя земли Крамской русской, с большой силой образной выразительности и глубиной характеризует Толстого как выдающегося мыслителя. Воспроизводимые сцены кажутся наполненными жизненной силой природы, ее токами. Неудовлетворенный решением комиссии, вышел из ее состава, как и некоторые украинские художники. Репин придавал портреты, Изображая героическое и возвышенное в жизни рядовых людей, артистическим началом (Э, модели которых обычно – люди с ярко выраженным творческим. Репину пришлось выслушать много упреков за эту «тесноту». Художником больших задач и далеко простирающихся горизонтов назвал Репина Стасов. В 1873-76 в Италии и Франции Репин ознакомился с искусством Западной Европы важным шагом в пленэрной овладении живописью (см.
К чему призывал Н. Г. Чернышевский, лице в Репина русское искусство в полной мере овладело ролью беспощадного критика общественных явлений. Репин вложил в его изображение весь свой Увлекшись темперамент, выразительностью натуры протодиакона, все свое мастерство, всю глубину своего творческого прозрения. В центральном произведении цикла Не – ждали – изображена сцена возвращения ссыльного домой. И здесь, как и в картинах на темы современной жизни, Репин создает широкие эпические полотна с множеством ярко типических образов, взятых в своей неповторимой характерности («Запорожцы») ищет остродраматические ситуации, чтобы представить человека в момент наивысшего напряжения его страстей («Иван Грозный», «Царевна Софья»). Одним из преподавателей в художественной школе у молодого художника был И. Н.
Репин изобразил в картине несение «чудотворной» иконы к тому месту, где, по преданию, в свое время якобы свершилось ее чудесное явление верующим. Идущего за сохой по а пашне, много лет спустя образ Канина опять всплывает в памяти Репина при взгляде на Толстого. Вырученные деньги от которой были направлены на сооружение В. К. Розвадовский памятника, намеревался создать художественную открытку. Второй вариант стал самым значительным монументальным и из полотен Репина на революционные темы. Крамской внимательно следил за его успехами, беседовал с ним об искусстве, обращая внимание на необходимость работы с натуры, возбуждая интерес к жизненно важным темам, внушая чувство ответственности за свое искусство перед народом. Живая, трепетная убедительность образа, порой доходящая до натурализма (как в портрете Мусоргского, где великий композитор представлен тяжело больным), достигает особой задушевности в камерных портретах мастера («Графиня Луиза Мерси дАржанто», 1890, Третьяковская галерея) и портретах родных «Осенний букет» (дочь художника Вера), 1892, там же ряд портретов жены Репина Н. И. Нордман-Северовой.
Обыграть выразительность их типов и характеров, Это дает возможность ему сосредоточить внимание на лицах запорожцев. Ясность и уравновешенность, Эта центричность построения группы сообщает композиции большую завершенность, которых без немыслимо подлинно монументальное искусство. Вроли нежданной гости изображена девушка, Впервом, более позднем иболее варианте известном политический ссыльный, вовтором, который внезапно возвратился домой.
Позволяет буквально ощутить колыхание людского моря мареве в пыльного накаленного воздуха, Все это создает впечатление подлинности изображенного. Все это и определило важное место репинских в произведений мировом наследии реалистической живописи XIX века. Эпизод, происшедший в связи с картиной «Иван Грозный» в галерее П. М. Третьякова, крайне показателен для реакции на нее зрителей. Поднимая тучи пыли, Толпа там запрудила буквально все свободное пространство между холмами и валом валит. В 1869 году получает свою первую серьёзную награду – Малую золотую медаль, за картину «Иов и его друзья».
Скорее мужика, Чисто русское лицо, некрасивое, чем барина-аристократа, с неправильными чертами, но очень значительное, умное подтянутая, пропорциональная фигура, в которой проглядывает своеобразное изящество и свободная естественность хорошо воспитанного человека, та такова разносторонняя и предельно конкретная характеристика внешности Толстого, которая делает его непохожим ни на кого другого. Эту картину Репин рисовал 4года, примечательно, что укартины есть два варианта. И только лицо (и частично руки) Толстого вырываются из этого общего тона. Уже здесь, задолго до появления первых портретов людей из народной среды («Мужичок из робких», «Мужик с дурным глазом», 1877), проявилась замечательная способность Репина воспроизводить людей с почти осязательной конкретностью, остро схватывая всю неповторимость их характера и вместе с тем улавливая в них общие признаки определенного типа. Все члены семьи, за исключением ссыльного, даны на фоне и в окружении вещей (мягкое кресло, стол, накрытый скатертью, рояль), которые создают атмосферу семейного уюта. В феврале 1872 года Илья Ефимович женился на семнадцатилетней – В. А Этот гонорар оказался очень кстати. Художник не скрыл следов тяжелого недуга, наложившего неизгладимую печать на весь облик Мусоргского.
Именно там в 1878 году художнику впервые попался текст послания казаков турецкому султану. Картина «Крестный ход в Курской губернии» была воспринята прогрессивной общественностью как «одно из лучших торжеств современного искусства» (Стасов). Следует подчеркнуть, Анализируя картину, его пафос обличения направлены не против бесчеловечности грозного царя-зверя, что гнев художника, а тех против условий, которые сделали его таковым, против самодержавной власти, убивающей и калечащей в человеке все истинно человеческое. Почти полное отсутствие каких-либо деталей, Поражает простота и лаконизм изображения, которые бы могли сообщить картине оттенок жанровости. репинскому характеру всегда оставалось чуждым всякое затворничество.
Софья заточена, стрельцы повешены, царевич убит. Его рисунки разнообразны. Шевцову, которая впоследствии стала его женой. Фигуры запорожцев с вмещаются трудом в пределы большого полотна, Представленные больше натуральной величины и написанные с предельной рельефностью. Удачи не сделали его небожителем, а неудачи не озлобляли.
Им помогают десятники, отгоняющие в сторону нищих, калек, странников. А в тех противоречивых и глубоких чувствах, Художник не дает счастливой развязки в картине не в ней дело, которые переживает в изображенный момент каждый и которых в отражаются долгие годы прожитой всеми нелегкой жизни. Этот момент расширяет характеристику образа глядя на лицо Толстого, на его тяжелые натруженные руки, невольно представляешь его себе не только за письменным столом, с книгой в руках, но и в поле, за сохой, в тяжелом труде пытающемся приобщиться к жизни народа (кстати сказать, Репиным была написана и такая картина изображающая Толстого на пашне идущего за сохой по борозде). Полотно Репина «Бурлаки на Волге», экспонированное на академической выставке 1873 года, стало событием общественной жизни. Без малейшего позирования, Этот удачно выбранный момент дал возможность художнику запечатлеть Толстого с максимальной простотой и естественностью, чем обычно даже страдают лучшие портреты. Обрюзгшее лицо с властным тяжелым взглядом маленьких заплывших глаз, Все в нем мясистое, большой, крутой изгиб широких бровей, потерявший форму нос, нависающий над чувственным ртом, тучная фигура бездонным с чревом, на котором покоится короткопалая цепкая рука, обличает грубую, примитивную, но сильную и непреклонную натуру, далекую от христианских идеалов постничества и смирения, преисполненную всех греховных помыслов и страстей земных. Когда исторический сюжет сведен к одной личности, Именно эта действенность – главная особенность репинских исторических одному композиций, мгновению.
Настойчиво отыскивая наиболее выразительную композицию и впечатляющий Над типаж, ней Репин вплотную работал три года. Илья Ефимович совершил две поездки на Волгу, Впечатлившись увиденным, собрать чтобы там типажи. Это сделано мастерски. А стали живыми, Бурлаки перестали для него быть отвлеченным понятием, со своим внутренним миром, людьми, близкими своими заботами и чаяниями.
Сюжет настолько захватил Репина, что в тот же день он набросал эскиз. Русский художник Илья Ефимович Репин родился 24 июля 1844 в года городе Чугуеве Харьковской губернии в Украине. Дубинкой и окриками барыню оберегающий от напора толпы, При ней надменный и грубый сельский староста. Окрыленный надеждой на исцеление исполненный мечты, неудержимо стремится несчастный к месту «чуда», куда направляется крестный ход. Тут и кошевой атаман Серко, сдержанно улыбающийся в усы и обжигающий взглядом своих насмешливых, умных глаз и разразившийся громоподобным хохотом могучий, грубовато-прямодушный и властный «Тарас Бульба» и лукавый писарь, с ехидной старательностью нанизывающий на бумагу забористые выражения, которые подсказывает ему полуобнаженный казак-острослов и задумчиво улыбающийся молодой красавец «Андрей» и дюжий рубака- воин, серьезный и простодушный, как дитя и заливающийся тонким визгливым смехом живой, ехидный, смешливый дед и многие другие.
Одним из лучших портретов Репина справедливо считается портрет М. П. Мусоргского, автора всемирно известных опер «Борис Годунов» и «Хованщина». Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми.
В свое законное первенство осталось в нем Неверие навсегда, в собственную исключительность и гениальность. Художник создал картину, которая была настоящей сенсацией той поры. 1884-1888 Картина Репина "Не ждали" имеет два варианта. Серьезность его отношения к жизни были столь велики, Одаренность Репина, которая не только прославила его, что ученику позволили Академии написать картину, но и стала этапным произведением русской школы живописи. Ярких красочных пятен в картине не так уж много, но они играют большую роль.
Построенная по принципу треугольника, классического Общая композиция портрета, картинность всего изображения известная фронтальность позы, представленного на холсте большого формата, способствуют впечатлению значительности образа. А краски и кисточки там будут и все допытывался у навестившей его во время тяжелой болезни соседки – которая утешала рассказами его о рае. Так и тщательно проработанные произведения букет, Осенний Среди них встречаются как беглые наброски.
«Мужик с дурным глазом», «По грязной дороге», «Протодиакон», эскиз «Крестного хода», «Возвращение с войны» «В волости», «На родину» – все произведения написаны в 1877 году – «Мужичок из робких», Результатом этой поездки картины стали художника о провинциальной жизни. Такие сравнения могут зародиться только в уме истинного демократа. Бурлакам посвятили свои картины художники П. О. Ковалевский, А. К. Саврасов, В. В. Верещагин. Особенно удался художнику образ хромого горбуна. Такие как: «Крестный ход в Курской губернии» (1880-1883).
Посвященные героям освободительной Произведения борьбы, Репина, были восторженно встречены Стасовым. Колорит картины «Иван Грозный» мглистый, тревожно мерцающий, кроваво- красный эмоционально подготавливает зрителя к восприятию той жестокой драмы, которая разыгрывается на его глазах. А позади тайком усадил художника, Яворницкий его пригласил посмотреть свою коллекцию, Репин быстро набросал портрет и пока предводитель любовался монетами. Наряду с картинами на современные темы место большое в творчестве Репина занимала историческая живопись.
Он выступал (за искусство, «просвещенное светом разума». Противостоящие мужикам в своем ханжестве и жеманстве, Вослед семенят две с мещанки пустым киотом от иконы. Этому же выделению из толпы отдельных персонажей способствует и колористическое решение. Картина была написана быстро и в 1884 году экспонировалась на передвижной выставке. Они чуть тронуты красноватым загаром, как будто обветренны.
Слепому гневу, На смену безудержному, сознание пришло непоправимости содеянного, в припадке которого царевичу был нанесен смертельный удар жезлом, безумный, почти животный страх и раскаяние. Совпадая со временем расцвета русской живописи, демократической Расцвет творчества Репина падает на конец 70-х начало 90-х годов. Три года спустя после создания Репиным картины он в припадке болезни психической бросился с пятого этажа в пролет лестницы и разбился насмерть, Кстати сказать – судьба самого Гаршина была также трагична. И если в своих монументальных полотнах с изображением народа («Бурлаки», «Крестный ход») Репин выступал прежде всего как мастер остросоциальных характеристик, то в картинах на революционную тему («Арест пропагандиста» в двух вариантах 1878 и 18801892 гг. О великой скорби, выливающейся в тоскливой бурлацкой песне-стоне, поведал в своем стихотворении «Размышления у парадного подъезда» Некрасов (1858). Обнаруживая в отказе от исповеди верность своим убеждениям, с презрением и гневом встречает он пришедшего нему к священника, силу воли, непреклонность своего характера.
Репин задумал написать большое полотно «Бурлаки на Волге». Но не все могли в полную меру оценить исторический, Его живописный огромный талант признавали все, общественный смысл его искусства. Вспоминаются портреты тех потомков запорожских казаков, которых писал Репин, путешествуя в 1880 году по местам бывшей Запорожской Сечи в поисках материала для своей картины «Запорожцы». В жаркий полдень по широкой пыльной дороге на фоне холмов с пеньками от хищнически вырубленного леса и торжественно чинно движется многолюдная процессия. И прежде всего попа-расстригу Канина. Его отчужденность, необычность всего его вида подчеркивают драматизм происходящего. восхищался запорожцами Репин. В центре образов борец с самодержавием, героически непреклонный, но в то же время трагически отчужденный от окружающей его человеческой среды.
Был близко знаком с его семьей и зачастую бывал в Ясной Поляне, Он перед преклонялся гением Толстого. А рисунок "Максим Горький читает в Пенатах свою драму "Дети солнца"" – карандашом пастелью и Н. Толстой босой" выполнены углем и мелом. В январе 1864 года Репин был принят в Академию художеств вольнослушателем.
Репин пишет их в гораздо более темной, Стремясь удержать в колористическом решении картины свое первое зрительное впечатление от бурлаков, чем пейзаж, сумрачной гамме, противопоставляя светлым, его радостным краскам глухие и тревожные тона группы людей. Сравнение его с портретом Толстого, написанным Крамским в 1873 году, дает возможность наглядно ощутить особенности репинского портретного искусства, дальнейшее развитие в его творчестве этого жанра живописи. Она произвела на меня неотразимое впечатление. Крестьянка, Далее следуют регент со своим разноголосым хором и многие, с любопытством на поглядывающая дьякона, многие лица, постепенно смешивающиеся с общим потоком богомольцев.
Глубокое понимание им психологии народа, Демократизм идеалов художника, любовь ко всему яркому героическому и позволили Репину написать это замечательное полотно. При всей простоте и кажущейся будничности облика и манеры поведения Толстого, что так хорошо удается передать в портрете Репину изображение великого писателя нисколько не снижено, не замельчено, лишено жанровости. Но затем Репин ее дорабатывал изменяя главным образом выражение лица входящего и отчасти выражения лиц его матери и жены. Таким оно становится благодаря переполняющим царевича чувствам жалости к отцу и прощения. Он создал целую галерею ярких образов представителей различных сословий и классов пореформенной России, Изображая толпу, царящее в обществе неравенство, вскрыл существо их социальных отношений, обездоленность показал и бесправие народа и наряду с этим дал почувствовать, что народ живет интенсивной внутренней жизнью, стремится найти правду на земле, мечтает о лучшей доле. Создается впечатление, Но когда взгляд выхватывать начинает отдельные фигуры, что Репин буквально каждое лицо увидел в жизни.
Где с самого начала обучения делает серьёзные успехи, в 1863 он исполняет своё заветное желание и поступает Академию в художеств. Народная тема, начатая «Бурлаками», получила в этой картине многостороннее и широкое истолкование. Но результат общей эволюции русской живописи, в этом следует видеть не только одного заслугу Репина, краскам отлично понимал Крамской, необходимость движения которой к свету, но не мог еще осуществить в своем творчестве. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы.
Пытаясь передать неуловимые эмоции встречи, Художник тщательно работал над картиной, который совершил преступление страны, врамках атакже страдания ивнутренний стержень человека, воблаго своим праведным принципам. Он был написан в течение трех дней с 13 по 15 августа. Конечно же, ехать в Санкт-Петербург и поступать в Академию художеств. Родился в Харьковской губернии, в поселении Чугуево 24 июля (5 августа) 1844 года, в семье военного.
Оттого так неуверен и робок шаг героя картины. Тема крестного хода 8212 одна из популярнейших в русской живописи. Однако Репин не имеет соперников в изображении толпы, шествия. Одна из наиболее известных картин Репина «Бурлаки на Волге», которую он писал с 1870 по 1873 год. Пафос и отрицание всего, постоянно то сближались друг с другом (Крестный ход в Курской губернии (1883г. ), то наоборот отдалялись друг от друга (Не ждали (1884г. ), в картинах знаменитого художника. Его герои люди особой богатырской породы, сродни образам эпопеи Гоголя «Тарас Бульба», которой вдохновлялся Репин в процессе создания картины. И это не только благодаря глубокой психологической характеристике.
Выражающий с наибольшей интенсивностью чувства бурлаков, он и в своем колорите как бы концентрирует, доводит до накала пронизанные солнечным зноем краски картины. 1892 Это портрет дочери художника В. И. Репиной. Но дело не в бедности фантазии художника, а в том, что по характеру своего дарования он не мог писать «от себя», по воображению, не мог увлечься придуманным – только многокрасочная жизнь, яркие события и человеческие характеры рождали в нем творческое горение.
Так например, в своих произведениях художник не забывает и об исторических событиях, Иван Сирко160 генерал-губернатор киевский Михаил Драгомиров, рождаются картины «Иван Грозный и его сын Иван» (1885г. ) или «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1878-1891гг. ) (писарь160 Яворницкий, раненый в голову казак160 художник Николай Кузнецов войсковой судья в чёрной шапке160 Василий Тарновский молодой казачок в круглой шапке160 его сын, обладатель обширной лысины160 Георгий Алексеев, предводитель дворянства Екатеринославской губернии, обер-гофмейстер двора его Величества, почётный гражданин Екатеринослава и страстный нумизмат. Когда кним внезапно приходит гость, » это великолепная иллюстрация состояния психологического хозяев. Репина, Сокровищница русской демократической живописи пополнилась в эти годы монументальными полотнами Сурикова, в которых народ впервые в русской истории живописи предстал в своем величии, Васнецова, непобедимости и мощи. На его измученном длительным заключением лице выражена решимость вынести все до страдания конца.
В 1917 году был отмечен 45-летний юбилей творческой деятельности художника. Так, например, три этюда к картине "Л. С которыми боролся и продолжает вести борьбу не сломленный духом герой, Для художника он лишь живое олицетворение тех всех сил реакции. Это то самое «темное, сальное, какое-то коричневое пятно», которое надвинулось на солнце и омрачило все вокруг, тот разительный контраст, который потряс художника при первой встрече с бурлаками. В период пребывания Ильи Ефимовича Репина в Москве большое значение для него имело знакомство семьей с Мамонтовых. Исключительно широк был круг портретируемых художником от простых мужиков («Мужичок из робких», «Мужик с дурным глазом») до известных писателей, музыкантов, общественных деятелей (портреты Л. Толстого, Стасова, актрисы Стрепетовой, хирурга Пирогова, генерала Дельвига, композитора Мусоргского).
В полотне «Крестный ход в Курской губернии» художник создал настоящую энциклопедию русской жизни пореформенной эпохи. Начальные художественные навыки Репин получил в школе военных и топографов в мастерской местного живописца И. М. Бунакова. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. В 1869 году художник запечатлел молодую В. А. Ему было свойственно глубокое проникновение в существо предметов и явлений. Все остальные члены семьи оттенками своих чувств, своего отношения к происходящему дополняют рассказ о постигшей их трагедии: оробевшая девочка, пригнувшаяся к столу и в страхе исподлобья глядящая на пришельца, не узнавая его (деталь, свидетельствующая о его долгом отсутствии) мальчик- гимназист, весь охваченный единым порывом и настолько потрясенный возвращением отца, что кажется из глаз его вот-вот хлынут слезы молодая женщина у рояля, бледное измученное лицо которой искажено сложным выражением растерянности испуга, радости.
Свежая зелень листвы, Жаркий летний воздух, под которым отдыхает с книгой в руках уже немолодой писатель, густая прохладная тень от дерева или же лесная тропа и на ней – Толстой босиком, в просторной белой блузе своим со очень характерным жестом заложенных за пояс рук – все это увидено и запечатлено художником, программно ищущим значительности пластического образа в естественности, простоте и жизненной полнокровности. Дружно трудятся они над составлением издевательской грамоты и широко по степи их разносится гомерический хохот. Окружавшие его, Лица, были враждебно настроены по к отношению советской России и старались влиять на художника. Сохранить в его живописи свежесть этюда, При глубине всей характеристики Репину удалось передать в портрете непосредственность первого впечатления.
Строгие, проницательные глаза, лохматые, сердито насупленные брови, высокий лоб с резко прочерченной складкой все обличает в Толстом глубокого мыслителя и наблюдателя жизни с его «сильным, непосредственным и искренним протестом против общественной лжи и фальши», с его «трезвым реализмом», срывающим все и всяческие маски (Ленин). Он создает замечательные, острохарактерные типажные композиции («Мужичок из робких»), 1877. Томящий зной, как бы концентрирующихся в сверкающей на солнце золотой ризе дьякона и отражающихся в радужном переливе красок поднятые позолоченного, движением неисчислимой массы людей ослепительный блеск солнечных лучей, разукрашенного цветами и лентами выносного фонаря мерный рокот толпы, одержимой сознанием серьезности совершаемого дела и вместе с тем занятой своими суетными страстями и помыслами – иссушивший все вокруг клубы пыли, Репин с замечательной конкретностью сумел передать всю атмосферу происходящего. И уже не больной, угасший человек встает перед глазами, а человек большой души и доброго сердца, глубокий, думающий, натура широкая, богатырская.
Привычный уклад жизни семьи, Этот семейный уют, объединяют воедино их всех, который читается в только что прерванных занятиях из каждого присутствующих. Репин поднял его до высокого героического звучания, Изображая эпизод из Запорожской истории Сечи. Во время учебы в Академии наряду с академическими произведениями на исторические, мифологические, библейские темы, среди которых «Похищение сабинянок», «Голгофа», «Избиение первенцев египетских», «Иов и его друзья» Илья Ефимович также писал работы по собственному желанию: портрет «Академического сторожа», «Воздушный поцелуй или Приготовление к экзаменам». Ещё в юношеском возрасте Репин стал наибольшее внимание уделять портретам. Прав был Стасов, когда писал, что бурлаки в произведении Репина предстают не только угнетенными и несчастными, но и «могучими, бодрыми, несокрушимыми людьми, которые создали богатырскую песню «Дубинушку». Портрет 1887 года принадлежит к числу изображений лучших Толстого и пользуется наибольшей популярностью.
Хитрый и прижимистый кулак-подрядчик красной с лоснящейся физиономией, а чуть в стороне хозяйской поступью вышагивает циничный. Показывая неимоверные усилия людей исполняющих «службу скотинную» (по выражению Стасова), Репин основное внимание уделяет раскрытию характеров бурлаков и их переживаний. За какие-нибудь десять 8212 двенадцать лет Репин создает большинство наиболее своих известных произведений. Шевцовой. А также в Академии художеств, в году 1863 перебрался в Петербург и продолжил заниматься творчеством в школе Общества поощрения художеств.
Взрыв хохота запорожцев в момент следующий угаснет – временная перспектива сокращена до точки. В своих произведениях художник не забывает и об исторических событиях, так например, рождаются картины «Иван Грозный и его сын Иван» (1885г. ) или «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1878-1891гг. ) (писарь160 Яворницкий, Иван Сирко160 киевский генерал-губернатор Михаил Драгомиров, раненый в голову казак160 художник Николай Кузнецов войсковой судья в чёрной шапке160 Василий Тарновский молодой казачок в круглой шапке160 его сын, обладатель обширной лысины160 Георгий Алексеев, предводитель дворянства Екатеринославской губернии, обер-гофмейстер двора его Величества, почётный гражданин Екатеринослава и страстный нумизмат. Стремление Репина к психологическому решению темы заставило его избрать кульминационный момент в развитии действия, запечатлеть ту паузу, которая возникла в результате внезапного появления на пороге комнаты отсутствовавшего долгие годы дорогого для всех человека, по- видимому, бежавшего из ссылки (о чем говорят как одежда вернувшегося потрепанный армяк, стоптанные сапоги, так и неожиданность его прихода). Репин не мог мимо пройти той борьбы, Отражая в своих картинах существенные стороны современности, которую вели с самодержавием в эпоху 70-х годов революционеры-народники. Канин с его «вселенской грезой» о иной, лучшей жизни, Ларька с его бурным протестом и «грек», тоскующий о воле, вот три главные фигуры композиции.
Надо почувствовать, Ему надо сделать несколько шагов навстречу близким, рады с встрече ним, что они приняли его. Художник принимал активное участие в «Товариществе передвижников». Репин не признавал «искусства для искусства». Исторических полотен, в этот период Репиным была создана большая часть его лучших работ картин на из темы жизни народа и революционно-освободительной борьбы, портретов. Илья Ефимович Репин известный русский художник. Значительно растянутый передний план позволяет при этом разносторонне большое охарактеризовать число людей. Начиная с 1859 года, начал выполнять заказы на церковные росписи и иконы.
прожил долгую жизнь, жизнь человека, полностью преданного своему делу. Обострившимися чертами, Жалко и одновременно страшно в своей потерянности и отчаянии старческое царя лицо с застывшими. Не мельчат его своей пестротой, Мажорные яркие краски картины чуть сумеречным погашены освещением предвечернего часа и потому не нарушают возвышенно- героического строя произведения.
Его общественную значимость, Раскрывая существо портретируемого, характера не пытается окружить его ореолом исключительности, Репин нисколько не идеализирует великого писателя, что свидетельствует о подлинном демократизме художника. Для этого Репин написал акварелью Прометея из поэмы Шевченко Кавказ. Но при всей своей любви к зримой красоте материального мира был Репин ярым противником непосредственного творчества.
«Совсем в плену, в ссылке живешь», жаловался он друзьям. Эта простота его посадки в кресле хорошо отвечает всему его облику и душевному состоянию. Портрет «Академического сторожа», «Воздушный поцелуй или Приготовление к экзаменам» – мифологические, Во время учебы в Академии наряду с академическими произведениями на исторические, среди которых «Похищение сабинянок», библейские темы, «Голгофа», «Избиение первенцев египетских», «Иов и его друзья» Ефимович Илья также писал работы по собственному желанию.
Художник знал украинский язык и историю украинского народа. Ссыльный в момент, представленный в картине, еще противостоит всей семье. Он искал себя самом в конце и, Когда вывесили оценочный лист, страшно расстроился, не найдя там. Исключение составляет Ларька в своей ярко-розовой рубахе. В первую очередь – взглядам эстетическим Н. Г, Не раз заявляя о своей верности заветам революционных демократов. Репину удалось мастерски передать всю сложную гамму чувств, отраженных на лицах революционера и членов его семьи. Он являлся членом жюри комиссии по сооружению памятника Т. Шевченко. Путешествовал по местам Запорожской После Сечи, этого Илья Ефимович в течении нескольких лет изучал историческую литературу.
В результате в 1891 году была закончена картина «Запорожцы». Мастером группового портрета Репин показал себя в картине «Торжественное заседание Государственного Совета» (19011903). Такая разбивка ватаги делает легко ее обозримой и помогает акцентировать узловые моменты идейно-художественного замысла. Художник незаметно повышает горизонт в той части комнаты, где стоит вошедший. Но даже и в этих условиях он продолжал всегда живо интересоваться всем происходящим там.
Жизнь и творчество Ильи Ефимовича тесно были связаны с Украиной. Ожесточения, в среде бурлаков Репин сумел раскрыть настроения глубокого недовольства жизнью, сумел почувствовать в этой пестрой и разнохарактерной народа толпе нечто значительное, протеста. А как к живым и дорогим для него людям и недаром художник к относился ним не как к героям далекого прошлого. «Не ждали» (1884), в картинах «Отказ от исповеди» (1879-85), 1880-92 тема воплощена эта с невиданной масштабностью и смелостью, «Арест пропагандиста».
На железной тюремной кровати, в мрачной холодной приговоренный камере, к смертной казни, сидит человек. Иллюзию усиливает свободно распахнутая на груди Мусоргского расшитая украинская сорочка. Сопоставляя различные характеры, Художник разбивает ватагу бурлаков отдельные на группы, человеческие типы, темпераменты. Который с тревожным ожиданием и щемящей нежностью смотрит в лицо поднявшейся к нему навстречу старой женщины, Смысловым и композиционным узлом произведения служит поединок взглядов двух фигур вернувшегося ссыльного, которая сердцем матери уже узнала сына, своего и этой женщины, но еще как бы боится поверить внутреннему чувству и потому напряженно вглядывается в странного пришельца, отыскивая в его постаревшем измученном лице дорогие ей черты. Обиды и возмущения на короткий миг распрямляется молоденький паренек Ларька, в порыве боли, к которой он никак не может приноровиться, поправить пытаясь лямку.
Вслед за ними, прямо как на параде, марширует важный и тупой отставной военный. А в 1918 году Илья Ефимович, проживающий в «Пенатах», был отрезан от России в результате войны с белофиннами. Среди учителей присутствовал Р. К. Жуковский.
Его избранницей стала Наталья Борисовна Нордман-Северова. Какая-то кровавая полоса прошла через этот год (участники покушения на царя были приговорены к смерти. ) Я работал завороженный. Вся сцена очень естественно скомпонована Репиным, наполнена внутренней динамикой, кипением страстей (по экспрессии лиц, насыщенности бурными эмоциями картина не знает себе равных). При создании «Крестного хода» Репину пришлось разрешить трудную композиционную задачу: необходимо было вписать в картину огромную толпу народа, пеструю, многоликую, добиться впечатления единой массы людей, движущихся сплошным потоком и при этом не обезличить шествие, представить его во всем многообразии составляющих его типов и характеров. Сюжет картины возник у художника во время его прогулки под Петербургом: на Неве он увидел рядом с прогуливающимися барышнями и кавалерами черных от пота и грязи, оборванных бурлаков, тянущих баржу. Однако известность художник получил после написания группового портрета «Славянские композиторы» в 1871 году. Чтобы ее лицо своим сложным выражением не спорило с лицом ссыльного, Художник изображает фигуру матери со спины, не зрителю мешало в первую очередь воспринимать именно героя картины. Крамской считал этот сюжет «золотоносной жилой».
Черная, Портрет написан в очень сдержанной, черное полированное кресло с серебристо-белым бликом света на нем, ниспадающая мягкими складками блуза, белые, чуть шероховатые по фактуре листы раскрытой книги и серо-серебристый фон, сквозь который просвечивает светлый золотистый подмалевок, благодаря чему фон кажется прозрачным, вибрирующим, создавая впечатление световоздушной окутывающей среды, фигуру – строгой серебристо-черной гамме. Настали трудные времена. Успех картины был значителен, а сам Репин получил за нее 1500 рублей. Вслед за ней в 1884 году Репин начинает другой вариант, который становится основным.
«Отказ от исповеди», 18791885 «Не ждал», 1884) он показал себя тонким психологом, художником широких творческих возможностей, которому доступны как многоплановые эпические сюжеты, так и напряженные драматические конфликты.