В частности, расписал знамя Джулиано Медичи, брата Лоренцо Великолепного. Дальнейшее общение со знаменитым семейством ознаменовалось для Боттичелли участием в бурных событиях (на которые, к слову, щедра история Флоренции). Оригинальная же черта собственного Боттичелли таланта состоит в наклонности к фантастическому. Ранним работам Сандро Боттичелли свойственны ясное построение пространства, четкая светотеневая лепка интерес к бытовым деталям (Поклонение волхвов, около 1474–1475, Уффици).
Рисунки – во Флоренции (в Уффици и Академии) и в Риме иллюстрации к «Божественной комедии» Данте – в Ватикане и Берлине. Боттичели не был женат, детей у него не было. В это же время у художника начали сомнения возникать в оправданности его художественной деятельности. Картина Св – Среди произведений Боттичелли лишь несколько имеют досерныедатировки многие его из картин были датированы на базе стилистического анализа. Некоторые из самых известных произведений относят к 1470-м годам.
Неизвестно, Так это или нет, после что 1498 г. нет письменных свидетельств об отношениях Боттичелли с семейством Медичи, однако следует сказать и его последние работы все имели религиозный характер. Опираясь на две палки. » о материальном положении Боттичелли в 1490-е, в конце концов он стал дряхлым и неработоспособным и ходил, когда, то есть в то время, согласно Вазари, он должен был бросить живопись разориться и под влиянием проповедей Савонаролы, отчасти позволяют судить документы из Государственного архива Флоренции. Так, грации из Весны восходят к классической группе трех граций, а поза Венеры из Рождения Венеры – к типу Venus Pudica (Венера стыдливая).
Фрески Боттичелли – во флорентийской церкви Всех Святых (Ognissanti) (1480), с виллы Торнабуони (1486) – в Лувре, в Сикстинской капелле в Ватикане. Слава его возродилась лишь в XIX в., когда прерафаэлиты начали имитировать его бледные удлинённые фигуры, а критики того времени (Рескин, например) восторженно отзывались о манере и стиле художника. Вместе с художником умерла и память о нем. И он стал получать до того огромное число заказов, в период между 1480 и 1490 годами его слава достигла апогея, вот таким образом большую часть картин Мадонн с младенцем заканчивали его ученики, что справляться ними с самому было почти невозможно, старательно, но не всегда блестяще, копировавшие манеру своего мастера.
Поездка в Мантую не состоялась по неизвестной причине. Боттичелли прославился своим тонким эстетическим вкусом и такими произведениями, как «Благовещение» (14891490), «Покинутая» (14951500) и т. д. В последние годы своей жизни он не писал картин, но в 1504 году, согласно его мнению в комиссии, в которой участвовал и Леонардо да Винчи, было принято решение установить статую Давида Микеланджело на цоколе перед Паллаццо делла Синьория. Боттичелли чрезвычайно рано ощутил надвигающийся кризис гуманистической Возрождения, культуры Один из самых чутких живописцев Кватроченто. Козимо Росселли, Леонардо да Винчи и Филиппино Липпи Боттичелли участвовал в комиссии, в 1504 году вместе с Джулиано да Сангалло, только что изваянного молодым Микеланджело. Решение Филиппино Липпи было признано самым удачным, которая должнабыла выбрать место для Давида, установки и мраморныи гигант был помещенна цоколе перед Палаццо делла Синьория. хроматическими сочетаниями. На многих листах обводка чернилами не закончена или не сделана вовсе. 100 рисунков, хранятся в Государственной Библиотеке в Берлине и в Библиотеке Ватикана).
В 1520-е его наступление будет ознаменовано сложением иррационального и искусства субъективного маньеризма. Выполнил множество картин по заказам Медичи. Что 19 апреля 1494 Сандро Боттичелли вместе с братом Симоне приобрел дом с землей и виноградником за воротами Сан-Фредиано, них Из следует.
– пишет он далее, «Говорят также, о ком знал, – что он превыше всего любил тех, что они усердны в своем искусстве и что зарабатывал он много, но все него у шло прахом, так как хозяйничал он плохо и был беспечным. 13 В последние годы жизни Боттичелли его слава померкла. 1499, Гранада, Королевская капелла), «Символическое Распятие» (1500-1505, Кембридж, Массачусетс, Художественный музей Фогг). Их тонкую серую линию художник затем коричневыми обводил или черными чернилами, Рисунки выполнены серебряным и свинцовым штифтами. Герцог Миланский, спросивший о том, кто является лучшим живописцем во Флоренции, услышал в ответ, что это, несомненно, Боттичелли, «который превосходно может писать как на стене, так и на доске и картины которого отличаются необычайной силой и совершенством пропорций».
В БлаговещенииЧестелло (1484-1490, Уффици) уже появляются первые признаки манерности, котораяпостепенно нарастала в поздних произведениях Боттичелли, уводя его от полноты ибогатства натуры зрелого периода творчества к стилю, в котором художник любуетсяособенностями собственной манеры. Это своего рода размышление о том, что такое чувство. В том же 1497 более трехсот сторонников Савонаролы подписали петицию папе Александру VI с просьбой снять доминиканца с отлучение. Особенная черта собственного таланта Боттичелли состоит в наклонности к фантастическому. Себастьян (1473), самое раннее изображение обнаженного тела в творчестве мастера Поклонениеволхвов (ок. 1475, Уффици). Использовав отчасти свои первые композиции, к выполнению кодекса листов Медичи Боттичелли приступил после возвращения из Рима. Символична и раковина. На фоне широкого морского горизонта развиваются с различной интенсивностью три ритмическихэпизода – ветры, Венера, выходящая из раковины, служанка, принимающая её с украшеннымцветами покрывалом (намек на зеленыи покров природы). Согласно преданию, уже в старческом возрасте он сжёг свою юношескую картину на костре тщеславия.
И существует только одно прямое свидетельство серьезного Боттичелли интереса к его личности, Савонарола был сожжен в том же году 29 мая. Вазари в своих «Жизнеописаниях» нарисовал удручающую картину последних лет жизни художника, описав его как человека бедного, «старого и бесполезного», неспособного держаться на ногах без помощи костылей. Несколько позже, возможно в 1476, был выполнен портрет Джулиано Медичи, брата Лоренцо (Вашингтон, Национальная галерея). Среди представителей знати и денежной аристократии, Во дворце Медичи, которые культивировали тогда флорентийского верхи общества, Боттичелли воспринимает античные идеи. Ювелирным ремеслом занимался он недолго и уже в начале 1460-х годов поступил в ученики к Филиппе Фра Липпи (ок, Впрочем.
Сандро Боттичелли умер в мае 1510 года. 1495, Рим, собрание Паллавичини), «Покинутая» (ок. Чувствовавшая красотумира, Раздираемая противоречиями душа Боттичелли, но её боявшаяся греховности, открытого Ренессансом, не выдержала. Он один из первых внёс в искусство своего времени античный миф и аллегорию и с особенной любовью работал над мифологическими сюжетами. 1473, Лондон, Национальная галерея), «Обнаружение тела Олоферна», «Возвращение Юдифи в Ветилую» (обе – ок. Данный стиль в той или иной форме характерен для произведений Боттичелли1490-х и начала 1500-х годов, даже для аллегорической картины Клевета (Уффици), в которой мастер возвеличивает собственное произведение, ассоциируя его с творениемАпеллеса, величайшего из древнегреческих живописцев "Нарастающая религиозная экзальтация достигает трагическихвершин в его двух монументальных "Оплакиваниях Христа", – пишет Н. А. Художник не превозносит героя, а лишь грустит о поруганной или поверженной красоте, которую мир не понимает ибоее источник находится за пределами мирских представлений, за пределами природногопространства, равно как и исторического времени.
Ее символическое значение разнообразно и жно идея её можетбыть понята в разных ключах. Однако поздние работы мастера не являются стилизацией. Джованни, в 1458году Мариано Филипепи указал, Симонеи тринадцатилетний Сандро и добавил, Антонио, что Сандро "учится читать, мальчик онболезненный" что – у него четыре сына. Некоторое время учился вместе с Леонардо да Винчи в мастерской Вероккио.
собеседование» (ок. Произведения этого десятилетиядемонстрируют постепенныи рост художественного мастерства Боттичелли. Стиль Филиппо Липпи оказал на Боттичелли огромное влияние, проявившееся главным образом в определенных типах лиц (в повороте в три четверти), декоративности и орнаментальности рисунка драпировок, рук, в склонности к детализации и мягком высветленном колорите, в его «восковом» свечении. 1490, Дрезден, Картинная галерея старых мастеров), «Поклонение Младенцу» (ок.
Даже его учитель Липпи привел кнему своего сына Филиппино. Это был весьма странный заказ, однако он способствовал укреплению репутации художника. Но именно по сравнениюс этим фоном, Чередование параллельных стволов или узор из листьев на заднем плане"Весны" не имеют ничего общего с перспективой, обретает особое значение плавное развитие линейныхритмов лишенным фигур, глубины, контрастирующих с параллельностью стволов, точно так же, как тонкиецвеые переходы получают особое звучание в сочетании с резко выделяющимися нафойе неба темными стволами деревьев.
Согласно которойвсе четыре картины были написаны по случаю Наиболее свадьбы, правдоподобна гипотеза. Лучшим творением Боттичелли считают начатую им в 1474 году живопись стенную в Сикстинской капелле Ватикана. Почти всю жизнь Боттичелли провел во Флоренции, лишь ненадолго уезжал по приглашению папы Сикста IV в Рим (1481 – 1482), когда выполнял по заказу фрески для Сикстнской капеллы в Ватикане (работал вместе с Перуджино, Доменико Гирландайо и Козимо Росселли). Во время торжественной мессы в городском Кафедральном соборе, апреля 26 1478 года, представитель семьи Пацци убил Джулиано Медичи. Но ни о каком покровительстве речи уже не шло. Чтобы зафиксировать и объяснить действительность, Еели смысл условных знаков не сводится болеек тому, то к чему тогда все богатство позитивного познания, которое было накоплено живописью флорентийской в первой половине века и котороепривело к грандиозным теоретическим построениям Пьеро, в используется для того, чтобы преодолеть и зашифровать её. Прозвище «Боттичелли» («бочонок») получил старший брат художника, возможно за свою полноту и округлость форм, со временем прозвище укоренилось и стало фамилией, под которой мы его знаем.
Его брату Лоренцо удалось спастись. 1466, Париж, Лувр), «Мадонна с Младенцем во славе», «Мадонна дель розето» (обе – 1469-1470, Флоренция, Уффици), «Мадонна с Младенцем и св. Тонкость и точность линий он перенял у второго своего брата, который был ювелиром.
Примерно с середины 70-х гг. В 1459 г. Боттичелли попадает в мастерскую к Филиппо Липпи и становится его учеником. Художник облегчает и удлиняетее пропорция, Фигура святого лишена устойчивости, кажущегося еще более из-за недосягаемым удаленности пейзажа. Ясная форма тела не наполнена светом, для того чтобы замечательная форма тела святого могла быть сравнима лишьс голубизной неба-пустого, свет окружает материю, словно растворяя её, а линия делает определенными тени и свет на фоне неба. Что в 1502 году королева Изабелла Кастильская, Примечательно, категорически отвергла кандидатуру Боттичелли, выбирая кого-нибудь флорентийских из художников для исполнения ее заказа.
Героиня изображенав трепетном свете зари после свершения сво подвига. Трагическое настроение и элементы мистицизма многих во поздних работах мастера свидетельствуют в пользу такого мнения, Действительно. Трижды ритм зарождается, достигаетмаксимального напряжения и гаснет. С виллы Торнабуони (1486) – в Лувре, Фрески Боттичелли – во флорентийской церкви Всех Святых (Ognissanti) в (1480), Сикстинской капелле в Ватикане.
Чтобы лучшие художники ее украсили своими фресками, Понтифик только что закончил строительство Сикстинской капеллы Ватиканского дворца и пожелал. Он использовалприемы и принципы изложенные в первом выдающемся теоретическом трактате о ренессанснойживописи, принадлежащем перу Леона Баттисты Альберти (О живописи, 1435-1436) иэкспериментировал с перспективой. Сандро вновь погрузился в возвышенную атмосферу интеллектуальной флорентийского жизни двора. Известность художника была велика.
В эти годы Сандро Боттичелли написал для Медичи несколько фресок на вилле Спедалетто в Вольтерре (1483–84), картину для ниши алтаря в капелле Барди при церкви Санто Спирито (1485) и несколько фресок аллегорического содержания на вилле Лемми. Которая была выше соседской стены и не очень устойчивой, Сандро рассердился и на свою стену, чуть не с воз размером, взгромоздил огромнейший камень, так что, казалось, при малейшем сотрясении стены он должен был упасть и проломить крышу, потолок, рамы и сукна соседа а когда тот, перепугавшись, прибежал к Сандро, ему было отвечено теми же словами, что он-де у себя дома хочет и может делать все, что ему а нравится, так как он ничего другого не мог добиться, ему пришлось прийти к разумному соглашению и наладить с Сандро добрососедские отношения» (Вазари, «Жизнеописание Сандро Боттичелли, флорентинского живописца»). Внутренняя напряженность рисунка, Резкие контрасты цветовых ярких пятен, динамика и экспрессия образов свидетельствуют о необыкновенной перемене в мировосприятии художника в сторону большей религиозности и даже своеобразного мистицизма. «Он отошел от работы и в конце концов постарел и обеднел настолько, что, если бы о нём не вспомнил, когда ещё был жив, Лоренцо деи Медичи, для которого он, не говоря о многих других вещах, много работал в малой больнице в Вольтерре, а за ним и друзья его и многие состоятельные люди, поклонники его таланта, он мог бы умереть с голоду» (Вазари). Который стал характерной чертойего стиля, Приблизительно в же это время Боттичелли начинает применять энергичныеохристые тени для передачи телесного цвета – прием. Августин (Флоренция, церковь Оньисанти), написанной в 1480 в качестве парной композиции к фреске Гирландайо Св. 1495, Амстердам, Рейксмузеум), четыре композиции на тему истории св.
Хрупкая красота фигур, Одушевленность ландшафта, трепетных линий, музыкальность легких, прозрачность изысканных, словно сотканных из рефлексов красок создают в них атмосферу мечтательности легкой и грусти. Плоскостная линеарность и грация, произведениях в конца 1460-х годов хрупкая, сменяются более объемной трактовкой фигур, перенятые от Филиппо Липпи. Те же идеи являются главными в четырех композициях иллюстрирующих рассказБоккаччо Настаджо дельи Онести (находятся в разных коллекциях) и двух фресках (Лувр), написанных около 1486 по случаю бракосочетания сына одного из ближайшихсподвижников Медичи. Подобно многим жителям этого района, его отец былдубильщиком. Он был пристроен отцом в к обучение золотых дел мастеру, Обнаружив в детстве неспокойный характер и полное равнодушие к занятиям в школе, здесь впервые раскрылся его замечательный талант рисовальщика.
Художник передает грусть, охватившую девушку, то ощущениепустоты, которое пришло на смену активному действию. Хотя он был уже пожилым человеком и оставил живопись, с его мнениемпродолжали считаться. Боттичеллиевская картина должна была войти в цикл «Добродетелей», предназначенных для украшения судейских кресел в Зале заседаний, располагавшемся на площади Синьории. В 1490-е годы, в эпоху потрясших Флоренцию социальных брожений и мистико-аскетических проповедей монаха Савонаролы, в искусстве Боттичелли появляются ноты драматизма, морализаторства и религиозной экзальтации (Оплакивание Христа, после 1490, музей Польди-Пеццоли, Милан Клевета, после 1495, Уффици). А душевное состояние, Перед нами не какое-то определенноечувство, то ли из сожаления по содеянному, стремление к чему-то неясному ли то в предчувствиибудущего, сознание бесполезности, бесплодностиистории и меланхолическое растворение чувства в природе, не имеющей истории, гдевсе происходит без помощи воли.
Между ювелирами и живописцами в то время существоваластоль тесная связь, По словам Вазари и Сандро, что поступить в мастерскую одних означало получить прямой доступк ремеслу других изрядно в поднаторевший рисунке – искусстве необходимомдля точного и уверенного "чернения", вскоре увлекся живописью и решилпосвятить себя ей, не забывая при этом ценнейших уроков ювелирного искусства, вчастности четкости в начертании контурных. Помимо своего творчества, Филиппе был монахом-кармелитом и, прославился скандальным с романом юной послушницей Лукрецией Бути. Боттичелли скончался в возрасте 65 лет и был похоронен на кладбище флорентийской церкви Оньиссанти Первое упоминание о Боттичелли появляется в налоговой записи его отца, сделанной в 1458 году, где он упоминает о том, «что его младший сын учится читать и что он болезненный мальчик». Который прославляет бракосочетаниеи добродетели, Они являются самыми замечательнымииз сохранившихся произведений этого жанра живописи, ассоциирующиеся с рождением любви в непорочной душе и прекраснойневесты. Спини был главным судьей в процессе против Савонаролы. Фигуры персонажей приобретают крепкое строение – а их контуры удивительнымобразом сочетают ясность и элегантность с энергичностью драматическая выразительностьдостигается соединением активного действия и глубокого внутреннего переживания. Все эти качества присутствуют во фреске Св, к этому времени он уже уверенно абсолютно владел индивидуальнымстилем.
В марте 1498 Гвидантонио Веспуччи пригласил Боттичелли Пьеро и ди Козимо декорировать свой новый дом на виа Серви. А тот отвечал ему, Он уже не раз просил соседа избавить его от этой муки, что ему нравится, что себя у дома он хочет и может делать все. И с особенной любовью работал над сюжетами, мифологическими Он один из первых внес в искусство своего времени античный миф и аллегорию. Берлин, 1477, «Лоренцо Торнабуони и семь свободных искусств», Государственные собрания), «Джованна дельи Альбицци и Добродетели» – фрески виллы Лемми (1480, Париж, Лувр), «Женский портрет» (1481-1482, Лондон, частное собрание), «Поклонение волхвов» (1481-1482, Вашингтон, Национальная галерея), «Паллада и кентавр» (1480-1488, Флоренция, Уффици), серия из четырех картин на сюжет новеллы Боккаччо о Настаджо дельи Онести (1483, три – Мадрид, Прадо, одна – Лондон, частное собрание), «Венера и Марс» «Портрет мальчика» (1483, Лондон, Национальная галерея), (1483, Лондон, Национальная галерея), «Мадонна с Младенцем» (1483, Милан, Музей Польди-Пеццоли), «Мадонна с Младенцем и двумя святыми» (1485, Берлин, Государственные собрания), «Мадонна с Младенцем и святыми» («Пала Сан-Барнаба»), «Коронование Богоматери», «Благовещение» (все – ок. Его похоронили на кладбище при флорентийской церкви Оньисанти.
«Рождение Венеры» стало последней такой картиной. И Мария, Его правая с рука большой кистью и длинными нервнымипальцами протянута к Марии, словно в забытьи, словно слепая, протягиваетнавстречу ему руку. Которые, «Как-то поселился возле Сандро некий ткач и поставил без малого восемь станков, то не только бедного Сандро оглушали стуком стремян и ящиков, грохотом когда они работали, но сотрясали весь дом, который был и так не прочнее прочного. Сохранились многочисленные работы, лучшее их собрание в галерее Уффици: (Музей им.
А. С. Пушкина, Москва). Усердно изучал Данте плодом этого изучения явились гравюры на меди, приложенные к вышедшему в свет во Флоренции в 1481 году изданию дантова «Ада» (издание Магны). Не имеет смысла свет как физическая реальность, не стоит заниматься передачей плотности и как объема конкретных проявлений материальностии пространства, а посему теряет смысл перспективакак способ изображения пространства.
К числу лучших принадлежат алтарь Барди с изображением Мадонны с младенцем и святыми Иоанном Крестителем и Иоанном Евангелистом (1485) и Благовещение Честелло (1489–1490, Уффици). Однако Вазари сообщает, что так называли кума отца художника, Мариано, – ювелира, к которому Сандро был отдан в обучение. Непонятно, Ветерок теребит её платье, волнение складок движение скрадывает тела, как она удерживает равновесиеи сохраняет ровную осанку. 23 сентября 1502 он сообщает ей из Флоренции, что Перуджино находится в Сиене, Филиппино Липпи чересчур обременен заказами, но есть еще Боттичелли, который «много мне хвалим».
С конца 1470-х годов, после сближения Боттичелли с двором правителей Флоренции Медичи и кругом флорентийских гуманистов, в его творчестве усиливаются черты аристократизма и утонченности, появляются картины на античные и аллегорические темы, в которых чувственные языческие образы проникнуты возвышенной и вместе с тем поэтической, лирической одухотворенностью (Весна, около 1477–1478, Рождение Венеры, около 1482–1483, – обе в Уффици). Сделанная отцом о нездоровье своего младшего сына, Среди первых о сведений художнике запись в кадастре 1458 года. Примерно в это же время начал Боттичелли работать подмастерьем в ювелирной мастерской своего брата Антонио. Боттичелли, говорят, был приверженцем Савонаролы. 1477, Париж, Лувр), «Мадонна с Младенцем и ангелами», тондо (ок. Прежде всего Лукрецияи Овидия, Персонажии сюжеты этих картин навеяны античных произведениями поэ, а кроме того мифологией.
Козимо Росселлини, Наряду с известнейшими мастерами монументальной живописи времени того Перуджино, Пинтуриччино и Синьорелли по указанию папы был приглашен и Боттичелли, Доменико Гирландайо. 1473, Флоренция, Уффици), «Портрет Джулиано Медичи» (Вашингтон, Национальная галерея), «Портрет молодого человека» (ок. Иероним. Предметы, окружающие св.
Обычно столь идиллическую, художник вносит в сцену, Ангел врывается в комнату и стремительно на падает колени, непривычнуюсмятенность и за егоспиной, как струи воздуха, рассекаемого при полете, вздымаются его прозрачные, какстекло, едва видимые одежды. Августин» (1490-1500, Флоренция, Уффици), «Клевета» (1495, там же), «Мадонна с Младенцем и ангелами», тондо (Милан, Пинакотека Амброзиана), «Благовещение» (Москва, ГМИИ), «Св. Представляет собой произведение, явно связанное с поздним творчествомЛипли. Доминик» (Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), «Преображение» (ок. В 1493 году он потерял своего любимого брата Джованни. Когда он написал для флорентийской церкви Санта Маджоре, Мария Первые упоминания о Боттичелли относятся к 1470 г. Похоронен Боттичелли в церкви Всех Святых во Флоренции.
В расцвете творчества Боттичелли был самым популярным художником Флоренции и среди его заказчиков – главные церкви Флоренции и знатные семейства города (в том числе Медичи). Алессандро ди Мариано Филипепи родился 1 марта 1445 года в семьеМариано и Смеральды Филипепи. В 1481 году Сандро Боттичелли получил от папы Сикста IV почетный заказ. Вазари пишет, что Боттичелли был приверженцем «секты» Савонаролы и даже бросил живопись и «впал в величайшее разорение». Он держал двери своего дома открытымии охотно принимал там своих друзей. Две знаменитые парные композиции ИсторияЮдифи (Флоренция, Уффици), также относящиеся к числу ранних произведений мастера (ок. 1470) иллюстрируют другой важныи аспект живописи Боттичелли: живую и емкуюповествовательность, в которой соединены экспрессия и действие, с полной ясностьюраскрывающие драматическую сущность сюжета. Зиновия (1495-1500 две – Лондон, Национальная галерея, одна – Нью-Йорк, Музей Метрополитен, одна – Дрезден, Картинная галерея старых мастеров), «Моление о чаше» (ок.
Хорошеезнание классической скульптуры или зарисовок с нее, них в чувствуется влияние античного искусства имевших большое распростниев эпоху Возрождения. Примерно к этому времени – точнее, к периоду с 1467 по 1470 год – относится первый известный нам образ Сандро, так называемый «Алтарь Сант-Амброджо» (ныне в Уффици), найденный в безымянной флорентийской церкви. В егопроизведениях конца 1460-х годов хрупкая, плоскостная линеарность и грация, перенятыеот Филиппо Липпи, сменяются более мощной траккой фигур и новым осмыслением пластикиобъемов. 1406-1469), одному из самых известных художников того времени. В 1478, после заговора Пацци, закончившегося убийством Джулиано Медичи, Боттичелли получил заказ украсить фасад Палаццо дель Подеста портретами приговоренных к смерти заговорщиков (все эти росписи не сохранились). 20 февраля скончался Мариано Филипепи, к сожалению, похороненный на кладбище Онисанти, отец художника по – возвращении на родину Сандро суждено было пережить большое горе. (ок. 1470, Флоренция, галерея Уффици)и в менее выраженной форме в двух ранних Мадоннах (Неаполь, галерея КаподимонтеБостон, музей Изабеллы Стюарт Гарднер). Когда Филиппо переехал в Сполето, Их сотрудничество продолжалось до 1467 а года, Боттичелли открыл свою мастерскую во Флоренции.
Все это совпало со сложным периодом в личной жизни Боттичелли. Поддержать Боттичелли было некому. Которую художник стремится восславить, -это в любом случае духовная, а красота не физическая: обнаженное тело богини означает естественность и чистоту, Это отнюдь не языческое воспевание женской красоты: среди заложенныхв нее значений фигурирует и христианская идея рождения души из воды во время крещения. Красота, ненужностьукрашений. Некоторые ученые видят в этих картинах визуальное воплощениеосновных идей флорентийских неоплатоников, особенно Марсилио Фичино (1433-1499). Однако приверженцы этой гипотезы игнорируют чувственное начало в трех картинах сизображением Венеры и прославление чистоты и непорочности, которое, несомненно, является темой Паллады и Кентавра. Которая нагая плывет по морю в раковине, Особенно эффектна его и Венера, гонят раковину к берегу и боги ветров осыпают ее дождем из роз.
В противостоянии Медичи и Савонаролы художник взял сторону последнего. (1452 – 1498, казнён), яростного обличителя папского престола и верхов флорентийского общества (семейства Медичи), погрязших в «языческом зле» и пороках. 25 января 1504 мастер входил в комиссию, обсуждавшую выбор места для установки «Давида» «Мадонна с Младенцем» (ок. При всем обилии вариантов и изысканном многообразии нюансов, Лейтмотивом творчества Боттичелли, олицетворенная чаще всего в образе или Венеры иногда Паллады-Минервы, становится идея совокупности духовных свойств человека идея высшей идеальной красоты, заключающей в себе весь интеллектуальный и духовный потенциал человека. В выполненных Сандро Боттичелли в 1481–1482 фресках в Сикстинской капелле в Ватикане (Сцены из жизни Моисея, Наказание Корея, Дафана и Абирона, Исцеление прокаженного и искушение Христа) величественная гармония пейзажа и античной архитектуры сочетается с внутренней сюжетной напряженностью, остротой портретных характеристик. Будто внутренние токи, Кажется, но ясно ощутимые, струятся от его руки к руке Марии заставляют и трепетать и изгибаться все её тело, невидимые.
В 1482 г. после кончины отца вернулся во Флоренцию и жил там до самой своей смерти (в 1502 г. выразил согласие отправиться в Мантую на службу к Изабелле дrsquoЭсте, но поездка по каким-то причинам не состоялась). Два портрета – молодого человека (Флоренция, галереяПитти) и флорентийской дамы (Лондон, музей Виктории и Альберта) – датируются началом1470-х годов. Правда, с 1503 за мастером числится долг по взносам в гильдию Св.
Помимо картин на мифологические и религиозные сюжеты он написал несколько замечательных портретов ( (для первой части комедии – «Ада», всего ок. В то же время супруга Лоренцо ди Пьерфранческо в письме от 25 ноября 1495 сообщает, что Боттичелли расписывает фресками виллу Медичи в Треббио, а 2 июля 1497 от того же Лоренцо художник получает кредит под исполнение декоративных росписей на вилле Кастелло (не сохранились). 1470, Флоренция, Уффици), «Поклонение волхвов» (ок. Но можно предположить, Нет точных сведений о периоде обучения Боттичелли у Филиппо Липпи и об их личных отношениях, через поскольку несколько лет сын Липпи стал учеником Боттичелли, что они вполне ладили между собой.
Среди этих подписей имени Сандро Боттичелли не обнаружено. Они изображены с точностью и ясностью, обнаруживающими способность художника схватывать сущность формы, но при этом небросаются в глаза и не от отвлекают главного – – пюпитр, Августина, научные инструменты, книги, – демонстрируютмастерство Боттичелли в жанре натюрморта. В них также обнаруживается уже начавшеесяизменение колорита, который становится более ярким и насыщенным, в отличие от бледнойпалитры Филиппо Липпи, преобладающей в самой ранней картине Боттичелли – Поклонениеволхвов (Лондон, Национальная галерея). 1490, Филадельфия, Пенсильванская академия), «Мадонна с Младенцем и св. В его искусственачинают звучать мистические ноты, появляются нервозность и драматизм.
По словам Вазари, Сандро Боттичелли был «человеком весьма приятным и нередко любил подшутить над своими учениками и друзьями». 1490, Флоренция, Уффици), «Портрет Лоренцо Лоренциано» (ок. В 1505 он вошел в состав городского комитета, который должен был определить место установки статуи работы Микеланджело его «Давида», но за исключением этого факта других сведений о последних годах жизни Боттичелли неизвестно.
Иоанном Крестителем» (ок. Четыре листа раскрашены темперой. Волнуемоеветерком, Море, представляется голубовато-зеленой поверхностью, на которой волны изображены схематическими одинаковыми знаками, раздуваемым Эолом и Бореем. Но долго в ней задержался не и около 1464 перешел в ученики к монаху фра Филиппо Липпи из обители Кармине, По окончании учебы Боттичелли стал подмастерьем в ювелирной мастерской своего брата Антонио, одному из самых знаменитых художников того времени. Превосходнейшему тогдашнему живописцу, Около 1464 года Сандро поступил в мастерскуюФра Филиппо Липпи из обители Кармине, которуюпокинул 1467 в году в возрасте двадцати двух лет. Луки, но запись от 18 октября 1505 сообщает, что он полностью погашен. 1495, Рим, собрание Роспильози), «Юдифь с головой Олоферна» (ок.
Ювелирное искусство сыграло немаловажную роль в становлении молодого Боттичелли, Впрочем ибо именно это в русло направлял его все брат Антонио. Возможно, Боттичелли возвратился Флоренцию во летом 1482 года, но, по причине смерти своего отца, скорее всего, по делам собственной мастерской, загруженной работой. 1468, Париж, Лувр), «Мадонна с Младенцем и двумя ангелами» (1468-1469, Неаполь, Каподимонте), «Св. На себя же Боттичелли брал самое трудное (и престижное). После возвращения во Флоренцию, вероятно, в конце 1481 или начале1482, Боттичелли написал свои знаменитые картины на мифологические темы: Весна, Паллада и Кентавр, Рождение Венеры (все в Уффици) и Венера и Марс (Лондон, Национальнаягалерея), принадлежащие к числу самых знаменитых произведений эпохи Возрожденияи представляющих собой подлинные шедевры западноевропейского искусства. Доход от этой собственности в 1498 определялся в 156 флоринов.
Бергамо, Среди других работ – отдельные произведения в музеях Амстердама, Вены, Бостона, Лондона, Милана, Монпелье, Мюнхена, Неаполя, Нью-Йорка, Парижа, Рима, Пьяченцы, Страсбурга, Турина. О Боттичелли забыли. Образ абсолютно забытого и бедного художника создание Вазари, Скорее всего, который склонен был к крайностям в жизнеописаниях художников. Что Боттичелли забросил и живопись впал в немилость из-за связи с Савонаролой, Из-за того ли, что стиль Боттичелли многим стал казаться старомодным и устаревшим или из-за того, художник умер в безвестности. Точной, Именно эти особенно иллюстрации ясно дают почувствовать красоту легкой, нервной линии Боттичелли.
Который стал приметной чертой его стиля, Приблизительно это в же время Боттичелли начал применять охристые тени для передачи телесного цвета прием. Однако его рисунки к Божественной комедии Данте (1492–1497, Гравюрный кабинет, Берлин и Ватиканская библиотека) при остроте эмоциональной выразительности сохраняют легкость линии и ренессансную ясность образов. В назидание тем, кто захочет повторить опыт Пацци, Боттичелли должен был написать на стенах дворца портреты казненных. Члены семьи Пацци были схвачены и повешены.
Что Боттичелли был учеником в студии Андреа дель Вероккио в одно время Леонардо с да Винчи, Есть также сведения. Возможно, Существует и ещё одна, согласно которой прозвище перешло к Сандро Боттичелли от брата Антонио, самая к близка истине версия и оно обозначает искаженное флорентийское слово «, обличавшего порядки современной ему Церкви и призывавшего к покаянию. В 1197 году он был вынужден бежать из Флоренции – впрочем, скоро возвратясь обратно. Впоследствии она родила ему сына Филиппино, тоже в будущем известного живописца.
Интерес к натюрмортусвязан влиянием с нидерландской живописи, Возможно, вызывавшей восхищение флорентийцев 15в. начинаются оживленные сношения Боттичелли с семейством Медичи. Иероним», «Св. Среди его произведений этого времени – фрески, написанные для виллы Спедалетто, алтарный образ (для капеллы Барди в церкви Святого Духа) и ряд аллегорий (для виллы Лемми). Лоренцо ди Пьерфранческо де Медичи сам оказался в весьма сложном положении. Что когда в 1502 году Изабелла д'Эсте искала для себя флорентийского художника и Боттичелли дал свое согласие на работу, Примечательно, она его отвергла услуги.
Посвященным, Ее концептуальное доступно значение до конца лишь специалистам-философам, более того, кто способен проникнуться красотой рощии цветущего луга, но оно ясно всем, ритмом фигур, привлекательностью тел и лиц, плавностью линий, тончайшими. Эти изменения проявляются во полноте всей в самой ранней документированнойкартине для Торгового суда Аллегория силы. Иоанном Крестителем» (ок.
Именно вот таким образом для художника этого периода сохранилось так много его работ, Мастерская всегда Боттичелли была загружена работой. Рассадником которых он считал двор Медичи, Дальнейшие драматические события во Флоренции – изгнание Медичи и казнь Савонаролы потрясли – впечатлительного Боттичелли и отвратили его от античных идей. Ботичелли раскаялся в том, что писал «языческие» картины и абсолютно бросил живопись и «впал в величайшее разорение» (известно, что брат художника Симоне был одним из самых набожных и ревностных учеников монаха и жил в доме Сандро). 1472, Лондон, Национальная галерея), «Мадонна евхаристии» (ок. И потому то от одного шума, то от другого он не мог ни работать, ни сидеть дома. Что позднее папа римский отлучил Савонаролу от Несмотря церкви, на то, Боттичелли больше не изображал обнажённую женскую натуру. Сандро рассердился и на свою стену, которая была выше соседской стены и не очень устойчивой, взгромоздил огромнейший камень, чуть не с воз размером, так что, казалось, при малейшем сотрясении стены он должен был упасть и проломить крышу, потолок, рамы и сукна соседа а когда тот, перепугавшись, прибежал к Сандро, ему было отвечено теми же словами, что он-де у себя дома хочет и может делать все, что ему нравится, а так как он ничего другого не мог добиться, ему пришлось прийти к разумному соглашению и наладить с Сандро добрососедские отношения» (Вазари, «Жизнеописание Сандро Боттичелли, флорентинского живописца»).
И вместе с этим как бы мужает сама живописная манера Боттичелли. 1490-1495, Эдинбург, Национальная галерея Шотландии), «Св. Умер Сандро Боттичелли в 1510 году так закончилось Кватроченто эта эпоха счастливейшая во флорентийском искусстве. Красота, Волшебная грация, присущие картинам на мифологические темы, богатство воображения и блестящее исполнение, присутствуют также в нескольких знаменитых алтарях Боттичелли, в написанных течение 1480-х годах. Проявившеесяглавным образом в определенных типах лиц, Стиль Филиппо Липпи оказал на Боттичелли огромное влияние, деталях орнаментальных и колорите.
Что пожилой Боттичелли продолжал пользоваться известностью, о том, агента правительницы Мантуи Изабеллы д'Эсте, свидетельствует и письмо Франческо деи Малатести искавшей мастеров для своего украшения студиоло. 1471, Бостон, Музей Гарднер), «Поклонение волхвов», тондо (ок. 1477, Берлин, Государственные собрания), «Лоренцо Торнабуони и семь свободных искусств», «Джованна дельи Альбицци и Добродетели» – фрески виллы Лемми (1480, Париж, Лувр), «Женский портрет» (1481-1482, Лондон, частное собрание), «Поклонение волхвов» (1481-1482, Вашингтон, Национальная галерея), «Паллада и кентавр» (1480-1488, Флоренция, Уффици), серия из четырех картин на сюжет новеллы Боккаччо о Настаджо дельи Онести (1483, три – Мадрид, Прадо, одна – Лондон, частное собрание), «Венера и Марс» (1483, Лондон, Национальная галерея), «Портрет мальчика» (1483, Лондон, Национальная галерея), «Мадонна с Младенцем» (1483, Милан, Музей Польди-Пеццоли), «Мадонна с Младенцем и двумя святыми» (1485, Берлин, Государственные собрания), «Мадонна с Младенцем и святыми» («Пала Сан-Барнаба»), «Коронование Богоматери», «Благовещение» (все – ок. Природа представлена своими стихиями (воздух, вода, земля). Заново открыт был Боттичелли только в конце века XIX стараниями английского искусствоведа Джона Рёскина и группы художников- прерафаэлитов. Филиппе выкрал Лукрецию из женского монастыря во время церковного праздника.
Обобщенные объемы, Вместохрупкой бестелесности – четкие, где контрасте в с темными суровыми тонамиособенно патетически звучат яркие пятна киноварного и карминно-красного цвета", вместо изысканных сочетаний блеклыхоттенков – мощные красочные созвучия. В 1503 Уголино Верино в поэме «De ilrustratione urbis Florentiae» назвал Сандро Боттичелли в числе лучших живописцев, сравнив его с прославленными художниками древности – Зевксисом и Апеллесом., Сандро (Алессандро ди Мариано Филипепи – Alessandro di Mariano Filipepi, 01. 03. 1445, Флоренция – 16 или 17. 05. 1510, Флоренция) – итальянский художник, сын небогатого кожевника. Разнообразя их включением мотивов нидерландскойживописи, Боттичелли обычно удовлетворялся использованиемусловных мотивов для фонов своих картин, как церкви, готические таких, замки и стены, для достижения романтически-живописногоэффекта. Сохранилось 92 листа (85 – в Кабинете гравюр в Берлине, 7 – в Библиотеке Ватикана).
Присущиеего ранним произведениям, концу к 1470-х годов в произведениях Боттичеллиисчезли стилистические колебания и прямые заимствования у других художников. Художник ни от кого не скрывал секре своегомастерства и у него отбоя не было от учеников. В воспоминаниях современников Боттичеллипредстает жизнерадостным и добрым человеком.
Белоусова, - где образы близких Христа, окружающих его бездыханное тело, полны душераздирающейскорби. Что писал «языческие» картины и абсолютно бросил живопись и (известно, что брат художника Симоне был одним из самых набожных и ревностных учеников монаха и жил в доме Сандро), «впал в величайшее разорение» Ботичелли раскаялся в том. 1470 год – судьбоносная дата в творческой биографии Боттичелли: он получает первый официальный заказ на аллегорический образ «Сила» (Флоренция, Уффици) для Торгового Суда.
Чуждых ренессансному художественному методу, Использование форм приемов и для передачи которых художнику было недостаточно конкретики реального мира, объясняется стремлением к усилению эмоциональной и духовной выразительности. Пропорции фигур нарушаются для усиления психологическойвыразительности. Наступала эра нового искусства и, мода новая и новые вкусы – соответственно, в последние годы жизни художника его слава клонилась к закату. О былой популярности оставалось лишь вспоминать. Первые упоминания об Алессандро, как и о других флорентийских художниках, мы находим в так называемом "portate al Catasto", то есть кадастре, кудавносились заявления о доходах для обложения налогом которые в соответствии с постановлениемРеспублики от 1427 года обязан был делать глава каждой флорентийской семьи. Свое имя-прозвище Боттичелли ("бочонок") Алессандрополучил от старшего брата.