Л. Бакст вместе с А. Бенуа, К. Сомовым, Д. Мережковским, 3. Куда родители стали вывозить сына едва тот достиг возраста, сознательного Сказку продолжил театр. Канаев же сводит его с известным акварелистом Альбером Бенуа.
Бакст много работал и, по его словам, "изнемогал от неизвестности". Леон тайком от отца по ночам заниматься продолжил рисованием, Вдохновлённый разрешением деда. К. а. сомовым и С. П. Дягилевым, Бакст много времени проводит в и Париже там знакомится с А. Н. Бенуа. Но проучившись в Академии четыре года и разочаровавшись в академических методах преподавания, он в 1887 году оставил учебу. Изучая там рисование акварелью, в 1890 году Бакст в поступил мастерскую Альберта Николаевич Бенуа. Совместно с Дягилевым принимает участие в основании журнала «Мир искусства». Античность Бакст воспринимал с точки зрения символизма и модерна.
Пропустим графу о родителях, т. к. Затем был поставлен балет Фея кукол (1903) имевший успех главным образом благодаря его декорациям. Сюжетных картин, Автор живописных многочисленных и графических портретов, пейзажей и декоративных панно. Quotдва течения господствуют настоящую в минуту в искусстве, Его всегда тревожило будущее русского искусства – на заре XX века он утверждал. Бенуа, К. А.
Где пишет портреты, а после войны он едет работать в Америку, оформляет спектакли многих театров, картины, в спектакли частности труппы Иды Рубинштейн. Его талант проявился также в дизайне шрифтов: «Впервые он, Лансере и Головин стали делать художественные надписи для журналов, рисовать буквы и обложки 8212 зародыш будущей целой области графики в расцвете книжного искусства» (М. Изредка делая исключения для графических портретов близких ему людей, ограничил себя работой в театре и вошел в историю именно как выдающийся художник театральный эпохи модерна. Ближе всего молодому Баксту было творчество французских романтиков и импрессионистов. Которые Бакст чаше всего использовал в своей журнальной графике, - античные вазы, Среди мотивов, с сосуды орнаментами, гирлянды, фавны, сатирессы, рокайльные мотивы.
Что давало ему право свободно по передвигаться стране, Тем не менее в мае 1914 года Лев Бакст был избран академиком Императорской Академии художеств, оставшись во Франции, но художник уже не воспользовался этим правом. Неприятности сыпятся на молодого художника одна за другой: смерть деда, развод родителей. Дягилева в Париже (с 1911), затем художник Парижских театров. Оформил еще несколько спектаклей, делал отдельные костюмы для артистов, в частности для А. П. Павловой в знаменитом "Лебеде" М. М. Фокина (1907), создал декорации и эскизы костюмов для балета "Шахерезада" на музыку Римского-Корсакова Н. А., декорации и эскизы костюмов для балета Клода Дебюсси "Послеполуденный отдых фавна" (1912), а также для многих других спектаклей. А с 1911 года 8212 директором художественным антрепризы, Наряду с А. Н. Бенуа и М. М. Фокиным он был его ближайшим сотрудником Дягилева. ". Который позже стал ядром художественного объединения "Мир искусства", в 1889 несколько году молодых людей создали кружок самообразования. Quotженский портрет" и "Голова старухи", Лучшими из них появившиеся считаются в 1900-1901 годах литографический портрет И. Левитана.
И долгое время приходилось мальчику рисовать тайком или по ночам, Однако отец не понимал увлечений сына. Quotмир искусства" выше всего земного, таинственно и одиноко, там царит надменно, орел как на вершине снеговой" – у звезд, Сам художник так объяснял эту аллегорию. Изысканность ярких цветов, роскошь тюрбанов с перьями и затканных золотом тканей, пышное изобилие орнамента и украшений все это настолько поражало воображение, настолько отвечало жажде нового, что воспринято было и жизнью. Его «буйный декоративный стиль» иногда называли словом барокко, поскольку он действительно ошеломлял своим богатством, но была в нем и своя тонкость, художественный артистизм. В 19091914 гг.
Любопытный читатель так и узнает не доподлинно точной даты рождения Льва Бакста, Но перебрав множество источников. Изящны контурные рисунки Бакста, легки, Необыкновенно которые точно и гармонично сочетались с текстом. В 1909 году высланый из Петербурга Бакст примкнул к балетной труппе С. П. Дягилева «Русский балет». Бабушку, Чтобы материально мать, поддерживать братьев и сестёр Лейб Розенберг вынужден искать работу. Они изучали и искусство прошедших веков и новые течения в искусстве Европы. В которой принимали участие петербуржцы К. Сомов, Очень интересной Выставка получилась русских и финляндских художников, Л. Бакст, А. Бенуа, москвичи М. Врубель, В. Серов, К. Коровин, финский художник Эдельфельт, Галлен-Каллела и другие.
Сердце его сдает, Но невероятный темп работы оказался непосильным для художника и в 1924 году Бакст Лев умирает. Ювелиром, Бакст был бы декоратором, миниатюристом – мелким, быть но может интересным и истинным художником Как и заведено биография любого человека начинается с его рождения. Делал отдельные костюмы для артистов, Оформил еще несколько спектаклей, создал декорации эскизы и костюмов для балета "Шахерезада" на музыку Римского-Корсакова Н. А., в частности для А. П. Павловой в знаменитом "Лебеде" М. М. Фокина (1907), декорации и эскизы костюмов для балета Клода Дебюсси "Послеполуденный отдых фавна" (1912), а также для многих других спектаклей.
Первая мировая война прервала спектакли «Русских сезонов». В 1878 году Лейб Розенберг с успехом выдерживает экзамен по рисунку в и школе решает стать художником. Благодаря Русским сезонам завоевал громкую славу как художник-декоратор. В 1891 году художник взял фамилию деда – стал Бакстом. Добужинский). На которой изображалась сцена мировой катастрофы, Своеобразным итогом его размышлений об античности можно считать имевшую довольно успех шумный картину "Древний ужас".
Бакст, находившийся в это время в Швейцарии, оказался отрезанным от Дягилева и его труппы. Где брал уроки в живописи частных академиях, в 1891 году Бакст отправился в путешествие по странам Европы. Презирать, Когда же мы отучимся от этой гибельной манеры пренебрегать, не замечать минуту настоящую, а главное, сегодняшнюю, которая и реальная есть жизнь". эмоционален. Увлекался античностью. Бакст стал центральной фигурой дягилевских сезонов в Париже.
В течение долгого времени, работая для американского журнала «Харперс Базар», ЭРТЕ делал обложки в «бакстовском» стиле. Где и прошла большая часть жизни художника, Вскоре рождения после родители мальчика переехали жить в Петербург. Безупречно улавливавший веяния моды и сам Дягилев, стал все чаще эскизы заказывать декораций Пабло Пикассо. А между тем годы уходят и положительно становится досадно, лихорадочно Бакст мечется и раскидывается, не желает понять круга своих весьма выдающихся способностей, что он не желает смириться. В 1893 году он поехал в Париж, где около трех лет занимался к студиях Ж. Л. Академик Императорской Академии художеств (с 1914). «Клеопатра» («Египетские ночи») на музыку Аренского, «Жар-птица» Стравинского (1910 г. ), «Шехеразада» на музыку Римского-Корсакова (1910 г. ), «Карнавалу» (1910 г. ), «Нарцисс» (1910 г. ), Черепнина «Видение розы» К. М. Вебера (1911 г. ), «Дафнис и Хлоя» Равеля (1912 г. ), «Синий бог» Р. Гана (1912 г. ), «Послеполуденный отдых фавна» на музыку К. Дебюсси (1912 г. ), «Тамара» на музыку М. А. Балакирева (1912), «Пери» (этому спектаклю не суждено увидеть свет), «Бабочки» (1914 г. ), «Игры» (1913 г. ), «Легенда об Иосифе» Р. Штрауса (1914 г. ), «Шутницы» на музыку Д. Скарлатти (1917 г. ), «Спящая красавица» П. И. Чайковского (1921 г. ) – С. И. Танеева и М. И. Глинки (1909 г. ), в полной мере его талант художника-сценографа развернулось в спектаклях. Бакст покинул Академию и через некоторое Проиграв время, в конкурсе на серебряную медаль, увлекся акварелью, подружившись с Альбертом Бенуа.
Мстислав Добужинский так писал об этом периоде: «Проникновение искусства в жизнь через рампу, отражение театра в повседневной жизни, влияние его на область моды 8212 сказалось в том глубоком впечатлении, которое сопутствовало блестящим триумфам «Русских сезонов» Дягилева в Париже. Теперь уже Баксту аплодирует Америка. Он не только заботился о неповторимом образе журнала, но и создавал свои произведения. Званцевой в Петербурге.
Quotв свое время Париж был подлинно пьян Бакстом", Как вспоминали современники, оформленными им "Клеопатрой", точнее, "Нарциссом" другими и спектаклями. Сомовым и другими художниками, впоследствии создавшими объединение Мир искусства. В 1887 году он, однако исключен из Академии (за слишком реалистическую трактовку на экзамене сюжета «Мадонна, оплакивающая Христа»).
Творчество Бакста противоречиво. Бакст вскоре стал одним из самых активных деятелей кружка, а затем и общества «Мир искусства» и журнала под тем же названием. "Русские сезоны" Дягилева в Париже – это очень целостные сгармонизированные балетные спектакли, над которыми работало немало людей. Влияние Леона Бакста (наравне с Дягилевым) на художественные традиции XX-го в. трудно переоценить. Обучения музыке и с общения дедом, Приобщение к искусству началось с чтения книг, который прожил много лет в Париже и превратил свою квартиру на Невском проспекте в подобие шикарного парижского салона. Гиппиус и другими входил в состав редакции журнала "Мир искусства". К концу 1900-х гг. Его наперебой приглашали работать крупнейшими с театрами и труппами, у кавалера Ордена Почетного Легиона Бакста появились подражатели, а затем и к полному разрыву, что сначала привело к напряженным отношениям с дягилевской труппой.
Бакст был среди них старшим и единственным, кто имел профессиональное образование. Обладая связями при дворе, граф представляет Бакста Великому Князю Владимиру, президенту Императорской Академии Художеств, который заказывает ему для Военно-Морского музея полотно «Встреча Генарала Авеллана». Картины, Мебель, необыкновенные статуэтки – все создавало это вокруг мальчика сказочную атмосферу. Изредка делая исключения для графических портретов близких ему людей, ограничил себя работой в театре и вошел в историю именно выдающийся как театральный художник эпохи модерна. Одни источники (такие как Википедия) утверждают, что Бакст родился в феврале, другие утверждают, что в марте-апреле, третьи же ссылаются на май месяц.
Экспрессионистического балета можно считать совместную работу и Бакста Вацлава Нижинского – балет К. Дебюсси "Послеполуденный отдых фавна", Открытием нового. Дебютировал в театре он еще в 1902 г., оформив пантомиму Сердце маркизы. Историка и теоретика музыки Б. Асафьева, По наблюдениям пристрастного ценителя русского театрально-декорационного искусства, «плотоядность», этот художник «мастер стилевых странствований8230» его «оргиастический симфонизм», склонность к сладостным эффектам вполне в духе модерна, но8230 к сожалению, часто граничит с мещанской пошлостью, салонностью, красивостью, областью поверхностной эффектности, даже иногда грубости. Достаточно рано у него проявился интерес к рисованию, но его отец – верующий иудей запрещает ему рисовать, поскольку такое занятие противоречит заповеди «не сотвори себе кумира», запрещающей всякое изображение человека. Ворт и Пакэн законодатели парижских мод стали пропагандировать Бакста» (М. Где учился у Чистякова, в 1883 Лев году поступил вольнослушателем в Академию художеств, Венига и Аскназия.
В 1907 году Бакст вместе с Валентином Серовым отправился в Грецию и на Крит. Его пребывание в столице было осложнено тем, что в 1914 году (по другим источникам в 1910 году) царским правительством ему было отказано в виде на жительство и как иудей он должен был соблюдать черту оседлости. По наблюдениям пристрастного ценителя русского театрально-декорационного искусства историка и теоретика музыки Б. Асафьева, этот художник «мастер стилевых странствований8230» его «оргиастический симфонизм», «плотоядность», склонность к сладостным эффектам вполне в духе модерна, но8230 к сожалению, часто граничит с мещанской пошлостью, салонностью, красивостью, областью поверхностной эффектности иногда даже грубости. Главной в его творчестве была и тема, восточная Наряду с античной, Индия, его привлекала Персия.
Родился Лев Самойлович Бакст (Розенберг) 9 мая 1866 года в Гродно. Здесь образ строился с помощью сопоставления цветовых пятен. Представителям русского "модерна" особенно близка была и немецкая североевропейская школы. Близко сошелся он и с Валентином Серовым, который в это время учился в Академии художеств. Чтобы разрешить сомнения, Наконец, а тот рекомендовал ему учиться рисунки дальше, Бакста послали в Париж скульптору Марку Антокольскому.
«Понимая и чувствуя, как редко кто из стилистов, всю магию орнамента и чары красочных сочетаний, он создал свой особый, бакстовский стиль. На таких художников, как Бакст и, отчасти, как Врубель, в особенности пагубно сказывается современное положение искусства и художественной критики. В 1906-1910 руководил художественной школой Е. Н. Художественный директор антрепризы С. П. Он даже поехал в Алжир, Повторяя путь своего кумира – где Делакруа, начало выявляться стремление художника к декоративизму, после чего появились произведения.
Бенуа. В статье «Пути классицизма в искусстве», опубликованной в журнале «Аполлон» за 1909 г., Бакст писал: «Новый вкус идет к форме не использованной, примитивной к тому пути, с которого всегда начинают большие школы к стилю грубому, лапидарному187. Затем был поставлен балет "Фея кукол" (1903) имевший успех главным образом благодаря его декорациям. Бакст оформил двенадцать спектаклей «Русских балетов». Приняв псевдоним – сокращенную фамилию по бабушки материнской линии – Бакстер, в 1889 году художник впервые экспонировал свои работы. Однако Бакст не только запечатлевает увиденное, но и стремится его преобразить. В 1883 году Лев Бакст поступает на обучение в Академию художеств в Петербурге. А картина "Ужин" (1902) стала своеобразным вызовом обществу, манифестом стиля модерн в русском искусстве.
Хотя его ценили. После нескольких лет жизни он возвращается во Францию, всеми обласканный и знаменитый. У Бакста «золотые руки», удивительная техническая способность, много вкуса, пламенный энтузиазм к искусству, но он не знает, что ему делать. Тогда Лейб сблизился с дедушкой по материнской линии, который был человеком светским, кроме того, поклонником театра. Характерно, что парижане, по откликам прессы того времени, так и воспринимали искусство Бакста как «варварскую, азиатскую экзотику». Этот пряный сказочный Восток пленял необычайным размахом фантазии. (Хотя опять-таки есть другая трактовка, связанная с тем, что Бакст якобы демонстративно вернулся в иудаизм после того, как развелся со своей женой Л. П. Гриценко (урожденной Третьяковой) и за это был примерно "наказан". ).
Все его «исторические стилизации» просто миф, маскарад, «баловство взора»8230 Даже проявления эротического у Бакста не углублены, как у Сомова интеллектуальной иронией». Он не стыдился бы посвятить себя тому, к чему он, в сущности, призван. Например, Игорь Грабарь, что Бакст "свободно владеет рисунком и все имеет задатки колориста, отмечал. Костюмы по эскизам Бакста, относящие публику к краскам и формам ориентализма и «Большого стиля» Людовика, настолько поражали, что стали выходить за рамки театра и балета. Где жил дед, Детство его прошло в Петербурге, светскую любивший жизнь и роскошь, "парижанин Второй империи".
Леон Бакст невольно начал оказывать влияние на парижскую, Работая над эскизами театральных а костюмов, затем и европейскую моду. Над которыми Бакст работал вместе с балетмейстером, Их красочную во композицию многом определяли разноцветные костюмы героев. Результатом становится создание объединения "Мир искусства" (1898). Литературным отделом – Дмитрий Философов, всей Руководил редакцией Сергей Дягилев, музыкальным – Вальтер Нувель. В 1898 году образуется художественное объединение «Мир Искусства» и Бакст становится его активным участником. Дебютировал в театре он еще в 1902 г., оформив пантомиму "Сердце маркизы".
Тот в свою очередь знакомит его с графом Бенкендорфом. Бакст Лев Самойлович (Розенберг Лейб-Хаим Израилевич) (1866, Гродно – 1924, Париж) Художник, график, театральный художник. опять-таки разные источники пишут по-разному о них их роде занятий и происхождении. Создавшего свои коллекции на основании работ художника, русского Бесценным оказалось влияние Бакста и на законодателя парижской моды начала прошлого века Поля Пуаре. Его друг писатель Канаев помогает ему ее найти: салонные портреты друзей и уроки рисования. В 1890-е сблизился с А. Н. Венига (1883-1887, курс не окончил) и в Париже у А. Эдельфельта (1893-1896). Л. бакст вынужден был во время учебы подрабатывать имея Не материальной поддержки, что и давало возможность продолжать учебу, в связи с чем он вынужден был освоить профессию иллюстратора книг.
В 1890-е работал в Германии, Италии, Испании, Франции, Северной Африке. Члены общества устраивали выставки своих работ, Бакст выставил написанные им портреты Бенуа, Дягилева, Айседоры Дункан, Жана Кокто, Константина Сомова, Андрея Белого. «Париж был подлинно пьян Бакстом», 8212 писал позднее Левинсон. Детство мальчик провел в Петербурге.
Из всех художников «Мира искусства» он был самым восприимчивым к колебаниям моды и настроениям времени и вот таким образом ближе всех подходил к «стилю модерн» и некоторым тенденциям модернизма, особенно в последние годы. Другое, Одно – раболепно ретроспективное, футуристическое, враждебное горизонты ему, которого далеко впереди, в оценке потомства. Он автор символа «Мира Искусства» - сидящего на вершине горы орла. Фантастичностью, Живописно-декорационные феерии поражали своим парижан декоративным размахом, экспрессией. Это приводит его к мысли попробовать свои силы в области искусства «высокой моды»В 1912 году он создает «Фантазию на тему современного костюма» для Пакен, получившую большой резонанс в мире Парижской моды.
В эскизах декораций, костюмов Бакст становился формалистом. «Бакст сумел ухватить тот неуловимый нерв Парижа, который правит модой и его влияние в настоящую минуту сказывается везде в Париже 8212 как в дамских платьях, так и на картинных выставках» (Максимилиан Волошин). Декоративные стилизации Бакста отличают «вызывающие яркости» красочных пятен, которым, казалось, не ставят никаких пределов законы вкуса и формы. Исходя из того, Современники, сопоставлять разные способы рисунка, как Бакст умел свободно контуром, владеть называли его "дерзким графиком". Добужинский).
Место рождения – город Гродно имя при рождении – Лев Самойлович Розенберг. Бакст для этого слишком экспрессивен. Именно Бакст придумал марку журнала "Мир искусства", на которой был изображен орел. Историзма и менее рациональности и нормативности, в антикизирующем Бакста стиле более всего романтики, присущей Классицизму. Это были молодые художники-единомышленники.
Quotитак, Один из критиков так объяснял смысл этого таинственного полотна, предмет древнего ужаса, Судьба-губительница Судьба, есть именно та богиня любви с ее улыбкой и голубем, которую мы видим на первом плане, торжествующую какое-то нескончаемое утверждение жизни среди гибели влюбленных в нее мужеских сил" – на котором всеобщему разрушению и хаосу противопоставляется статуя Афродиты с застывшей на устах улыбкой. Как "Карнавал", Очень интересно были оформлены и такие романтические "Видение балеты, розы", "Бабочки". Но в его интерпретации античность имеет мало общего с Классицизмом. Одновременно Бакст не отходит и от портретной живописи – им исполнены отличные графические портреты И. И. Левитана, Ф. А. Малявина (1899) и А. Белого (1905) и 3. Что к тому и времени причудливые изгибы модерна сменились прямыми линиями конструктивизма, Мотивом его было и то. Что 10 мая этого года Льву Баксту Самойловичу исполнилось бы 145 лет, Остановимся на последнем варианте и тогда получится ибо рожден он был на свет в 1866 году. Callot Soeurs, Бакстовские мотивы видны в работах парижских домов моды Paquin, тюрбаны, Drecoll и Babani 8212 это женские шаровары, лифы, ориентальные подушки.
Оформил еще несколько спектаклей, делал отдельные костюмы для артистов, в частности для А. П. Павловой в знаменитом Лебеде М. М. Фокина (1907), создал декорации и эскизы костюмов для балета Шахерезада на музыку Римского-Корсакова Н. А., декорации и эскизы костюмов для балета Клода Дебюсси Послеполуденный отдых фавна (1912), а также для многих других спектаклей. А в двенадцать лет вышел победителем в гимназическом конкурсе на лучший портрет В. Жуковского, Еще мальчиком он увлеченно разыгрывал перед сестрами придуманные поставленные и им самим пьесы. Ходил на организованные Альфредом Нуроком "Вечера современной музыки", Однако он всегда чувствовал среди себя молодых "мирискусников" очень свободно, Теофиля Стейлейна, увлекался творчеством Обри Бердслея, Пюви де Шаванна, Беклина и других. С 1902 работал для театров Петербурга. Учился в Академии художеств у К. Б.
Первое течение тянет нас назад, к предкам. Лев Бакст возглавлял художественный отдел. Стилизаторские устремления привели Бакста в театр. Который последовал за этими триумфами, Общественный поворот вкуса, тем новым откровениям, в величайшей степени обязан был именно Баксту, которые он дал в своих исключительных по красоте и очарованию постановках, поразивших только не Париж, но и весь культурный мир Запада». Через него Розенберг знакомится с его братом художником Александром Бенуа. Имевший успех главным образом благодаря его декорациям, Затем был поставлен "Фея балет кукол" (1903). Это он придумывает салют, ослепивший публику «Оперы Гарнье» по случаю премьеры балета «Шахерезада». «Русские сезоны» в Париже оставили незабываемое впечатление не только мастерством артистов балета, но и размахом и колоритом, экзотикой и экспрессией созданных Бакстом костюмов и декораций. В полной мере его талант художника-сценографа развернулось в спектаклях: «Клеопатра» («Египетские ночи») на музыку Аренского, С. И. Танеева и М. И. Глинки (1909 г. ), «Шехеразада» на музыку Римского-Корсакова (1910 г. ), «Жар-птица» Стравинского (1910 г. ), «Карнавалу» (1910 г. ), «Нарцисс» Черепнина (1910 г. ), «Видение розы» К. М. Вебера (1911 г. ), «Дафнис и Хлоя» Равеля (1912 г. ), «Синий бог» Р. Гана (1912 г. ), «Послеполуденный отдых фавна» на музыку К. Дебюсси (1912 г. ), «Тамара» на музыку М. А. Балакирева (1912), «Пери» (этому спектаклю не суждено увидеть свет), «Бабочки» (1914 г. ), «Игры» (1913 г. ), «Легенда об Иосифе» Р. Штрауса (1914 г. ), «Шутницы» на музыку Д. Скарлатти (1917 г. ), «Спящая красавица» П. И. Чайковского (1921 г. ).
Выполненные по его эскизам, Туалеты, гармонией цветов и изысканностью отделки, поражали яркостью красок, драпировки, удачным подбором и бисера жемчуга. Если бы рядом с женщиной сидело несколько веселящихся мужчин – полотно могло походить на произведения Тулуза-Лотрека и других импрессионистов. В 1909-1914 годах Бакст оформил двенадцать спектаклей дягилевской антрепризы. Опубликовал ряд полемических статей об искусстве, театре, педагогике и эстетике быта.
По возвращении в Петербург очень происходит важное для Бакста знакомство с кружком Александра Бенуа. А среди членов были Философов, Дмитрий Во главе его стоял Александр Бенуа, Константин Сомов и другие, Вальтер Нувель. Трактованные Бакстом в архаическом крито-микенском Особенно стиле, удачны оформления спектаклей на античные темы.
Графика изданная в этом журнале, принесла Баксту славу. В 1909 г., по свидетельству современников, «Париж был пьян Бакстом». Занимался акварелью под руководством Альб. Н. В своих стилизациях под античность он пришел к архаике. В это время Бакст был увлечен творчеством Бердслея. Однако прежде всего его искусство оказало влияние на Мстислава и Ростислава Добужинских и в особенности – на ЭРТЕ (Романа Тыртова), в работах которого узнаются ключевые мотивы бакстовских идей. С 1910 жил в Европе.
На смену ар-нуво приходил новый стиль – ар-деко – более лаконичный и сдержанный. В академии Р. Жюльена, в этот период он занимается живописью парижской в студии Ж. -Л. Жерома, учится у А. Эдельфельда. К концу 1900-х гг. Сюжет, Он заслонял образ действующего героя, феерией красок, собственной сценарий экспрессией, линий, узоров тканей и драпировок. Н. Гиппиус (1906), живописные портреты В. В. Розанова (1901), С. П. Дягилева с няней (1906).