он как будто видит и слышит прялку с ее жужжанием. Зингшпили (7), в т. ч. Клаудина фон Вилла Белла (на текст Гёте, 1815, сохранился первый из 3 актов постановка 1978, Вена), Братья-близнецы (1820, Вена), Заговорщики или Домашняя война (1823 постановка 1861, Франкфурт-на-Майне) Музыка к пьесам Волшебная арфа (1820, Вена), Розамунда, княгиня Кипрская (1823, там же) Для солистов, хора и оркестра 7 месс (1814-28), Немецкий реквием (1818), магнификат (1815), оффертории и другие духовые сочинения, оратории, кантаты, в т. ч. Победная песнь Мирьям (1828) Для оркестра симфонии (1813 1815 1815 Трагическая, 1816 1816 Малая до мажор, 1818 1821, незавершённая Неоконченная, 1822 Большая до мажор, 1828), 8 увертюр Камерно-инструментальные ансамбли 4 сонаты (1816-17), фантазия (1827) для скрипки и фортепиано соната для арпеджионе и фортепиано (1824), 2 фортепианных трио (1827, 1828) 2 струнных трио (1816, 1817), 14 или 16 струнных квартетов (1811-26), фортепианный квинтет Форель (1819. ), струнный квинтет (1828), октет для струнных и духовых (1824) и др. Тяготение к крупным масштабам, Большая философская углубленность и драматичность, к обобщающему инструментальному мышлению отличают творчество Шуберта 20-х годов от раннего музыки периода. Впоследствии ему приходилось преодолевать свою робость перед публичными большими выступлениями.
Выпив утром чашку черного кофе, Майрхофер спешил на службу. Его совсем не привлекали «рациональные», дидактические, религиозные, пасторальные темы, столь характерные для песенного творчества предшествующего поколения. Он придает песням Шуберта большую эмоциональную непосредственность. Как учитель музыки дочерей графа И. Эстерхази Шуберт побывал в Венгрии (1818 и 1824), вместе с Фоглем ездил в Верхнюю Австрию и Зальцбург (1819, 1823, 1825), посетил Грац (1827). цикл «К далекой возлюбленной». В Вене состоялся его авторский концерт, прошедший большим с успехом, в 1828, за несколько месяцев до смерти Шуберта.
Начинающему композитору предстояло пойти по стопам отца. Их творчество, с юных лет восхищавшее музыканта, оказало на него огромное воздействие. Уже в этот период в его творчестве ясно обозначилась ведущая роль песни. Образ бурлящей воды, зовущей к движению и странствию, открывает собой цикл («В путь») и юноша, следуя течению ручья, бредет неизвестно куда («Куда»). Широко бытующего в кругу любителей. ) всегда Шуберту было присуще тонкое чувство формы, Да и самому Шуберту принадлежат некоторые вокальные произведения с сопровождением этого инструмента, движением музыкально-поэтического образа, порождаемой характером. » и сейчас требует виртуозного владения фортепианной техникой.
Но при жизни Шуберта утверждала себя и романтическая литературная школа. В обоих случаях «действует» одно лицо скиталец, странник он ищет в жизнн счастья и любви, но постоянное непонимание, человеческая разобщенность обрекают его на горе и одиночество. Брат Игнац и регент лихтентальской церкви М. Хольцер, Первыми учителями музыки Шуберта были его отец, фортепиано и органе, обучавшие Шуберта на игре скрипке, а также теории музыки. Выявлены причины разрыва композитора с отцом. Конечно, все они далеко не равноценны. Которые культивировались в его домашней среде, Существенна и неизменная творческая связь Шуберта народно-бытовыми с жанрами.
Шуберт реформировалжанр песни, Один из мелодистов, крупнейших наделив его глубоким содержанием. Нарочитая пейзанская простота также не находила у него отклика. В рамках этого же стиля были созданы все его последующие песни от «Лесного царя» и «Полевой розочки» до трагических произведений последних лет жизни. Первого представителя рочантической зарубежной школы. Работа раскрывает все музыкальные жанры, Это творческий портрет Франца Петера Шуберта – австрийского композитора девятнадцатого начала века, в которых творил композитор.
И тем не именно менее к партии сопровождения восходят многие черты симфонических и камерно-инструментальных тем Шуберта. Народный характер стихов ясно отразился и на мелодической структуре песен. «Слова скованы, но звуки, к счастью, еще свободны. » сказал про меттерниховскую Вену Бетховен.
Это отнюдь не значит, что он относился небрежно к отбору стихотворных текстов. Отвергнутый возлюбленный ищет и находит утешение у ручейка («Мельник и ручей»). Затем Брамса, Он получает дальнейшее развитие в лирике вокальной Шумана, заново трансформируясь в творчестве Шопена, одновременно захватывает сферу инструментальной музыки. Если в инструментальной музыке еще видна зависимость от стиля венских классиков (главным образом В. А. Моцарта), то в жанре песни композитор уже в 17 лет создает произведения, полностью выявившие его индивидуальность. «Лесном царе», в «Маргарите за прялкой», «Форели», «Скитальце», «К музыке» и многих песнях других этих лет уже полностью определились характерные образы и выразительные приемы романтической вокальной лирики. Рассказано о годах творчества и скитания одарённого человека, его гибели. В ней отразилось новое романтическое отношение к синтезу поэзии и музыки, при котором они как бы меняются ролями: слово «поет», а мелодия «говорит». Однако уже в квинтете «Форель» (1819) Шуберт предстает совершенно зрелым и самобытным мастером. Экоссезы, Менуэты, лендлеры, полонезы, польки, галопы – таков круг танцевальных жанров, но над возвышаются всем вальсы – уже не просто танцы, а скорее лирические миниатюры.
Его старшими современниками являлись Шиллер и Гёте. Эта фортепианная музыка отличалась лирико-психологической небывалой выразительностью, Свободная от схематического подражания классицистской сонате. Но вот ручей приводит юношу к мельнице. «Маргарита за прялкой» (1814) открывает собой галерею новых музыкально-романтических образов. (Только в самых ранних – «кантатных» – песнях Шуберта сопровождение напрашивается на оркестровое переложение. ) О фортепианной природе шубертовских аккомпанементов ярче всего говорит тот факт, что Мендельсон при создании своих знаменитых «Песен без слов» для рояля откровенно опирался на их стиль.
Открыв для себя лирику Мюллера, повествующую о странствиях, страданиях, надеждах и разочарованиях одинокой романтической души, Шуберт создал вокальные циклы «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь» по существу, первые в истории большие серии песен-монологов, связанных единым сюжетом. Фортепианная музыка важная область творчества Шуберта. Он сочинил более песен семидесяти на тексты Гёте и более пятидесяти песен на тексты Шиллера. В этой песне поэт и композитор создали образ хрупкой беззащитной красоты.
В оперной или хоровой композитору сфере так и не удалось преодолеть до конца некоторую интонационную обезличенность и стилистическую пестроту. Композитор обладал уникальной способностью передавать музыкой как общую атмосферу стихотворения, Помимо огромного стихийного мелодического дара, так его и смысловые оттенки. Больше того и песня и фортепианный танец проникают у Шуберта в область крупных инструментальных произведений (симфонию, камерную музыку в сонатной форме), которые формируются у него позднее, под непосредственным воздействием стиля миниатюр. С шубертовских песен ведет начало романтическая гармония. В момент душевного просветления, в последнем куплете, минорный лад сменяется мажорным, когда страдающий желает юноша своей возлюбленной счастья.
Уже тяжело больного, Это – олицетворение пути самого Шуберта, непосильной работой и равнодушием к своему творчеству, постоянной измученного нуждой. Близость к народно-жанровым традициям и стремление к тонкому психологизму – в нем достигнуто полное равновесие двух характерных наиболее сторон шубертовского романсного творчества. Зато он находил понимание и поддержку среди друзей. Образующему неизменный звукоизобразительный фон этих песен, Ровному ручейка, журчанию весеннее настроение, сопутствует радостное.
Шуберт не слышал ни одной из своих симфоний в профессиональном исполнении. Мельничный подмастерье, юноша в расцвете сил, отправляется в путь. Песни Шуберта исключительно разнообразны по форме: от простых строфических миниатюр до свободно построенных вокальных сцен, которые часто складываются из контрастных разделов. Фортепиано, виолончель и контрабас, альт – скрипка, Он настоял же на необычном для классического квинтета составе инструментов. Используя каждую свободную минуту, Он писал с жадностью, едва успевая заносить бумагу на обуревавшие его мысли.
В фортепианном сопровождении к своим песням он открыл неизведанные дотоле выразительные возможности аккордовых звучаний и модуляций. Достигнутая им в эти годы, Высокая интеллектуальная и духовная зрелость, в отразилась новом содержании его музыки. Так продолжалось десять лет.
Красочные обороты у Шуберта всегда характеризуют определенную поэтическую деталь. Так, в «Неоконченной симфонии» в главных и побочных темах (примеры 121 и 122), в побочной теме второй части, в главной теме a-mollного квартета, в заключительной теме d-mollного квартета и во многих других колористический фон, подобно фортепианному вступлению к песне, создает определённое настроение, предваряя появление собственно темы: Он прибегал к неизменной куплетности только в тех случаях, когда песня по замыслу должна была сохранить близость к народно-бытовым образцам и обладать выдержанным настроением («Розочка», «В путь», «Баркарола»). Сделанных Шубертом, Без открытий, Брамса, невозможно Шумана, представить Чайковского, Рахманинова, Малера. К этому периоду относятся вокальный цикл «Зимний путь» (24 песни на слова Мюллера), две тетради экспромтов для фортепиано, два фортепианных трио и шедевры последних месяцев жизни Шуберта Месса Es-dur, три последние фортепианные сонаты, Струнный квинтет и 14 песен, опубликованных после смерти Шуберта в виде сборника под названием «Лебединая песнь» (наиболее популярны «Серенада» на слова Л. Рельштаба и «Двойник» на слова (свыше 40 песен) и Г. Гейне (6 песен из «Лебединой песни») до сравнительно малоизвестных литераторов и любителей (так, на стихи своего друга И. Майрхофера Шуберт сочинил около 50 песен).
Шуберт автор глубоких и значительных по содержаниюкамерно-инструментальных ансамблей (один из лучших фортепианный квинтет «Форель»), ряд из которых написан для домашнего музицирования. Психологизируя танец, превращая его в поэтическую картину настроения, Шуберт предвосхищает вальсы Ф. Шопена, М. Глинки, П. Чайковского, С. Прокофьева. Типично романтические приемы обновленный строй интонаций, усиление роли красочности, гибкая и динамическая куплетная форма даны здесь с предельной законченностью. В «Зимнем пути» это уже надломленный, разочарованный человек, у которого все в прошлом. Багатели, рондо, танцы, мелкие вариации и другие миниатюры очень мало характеризуют собой то, что называется «бетховенским стилем».
Вид мельницы привлекает внимание путника («Стой»). Получавшая постепенное признание среди демократической интеллигенции, Его музыка, не привлекая влиятельных внимания лиц в музыкальном мире Вены исполнялась почти исключительно в частных домах и преимущественно в провинции. Его музыка, прежде всего песни, начинает быстро распространяться по всей Европе, находя кратчайший путь к сердцам слушателей. К тому же в конце 1822 года Шуберт серьезно заболел (судя по всему, он заразился сифилисом). Грани внутренних разделов малозаметны («Ворон», «Седины», «Шарманщик»).
Обогатив прежние песенные формы простую и варьированную строфическую, репризную, рапсодическую, многочастную, Шуберт создал и новый тип песни сквозного развития (с объединяющим в целое варьируемыммотивом в партии фортепиано), а также первые высокохудожественные образцывокального цикла. Эти и другие друзья Шуберта образованные, наделенные тонким музыкальным и поэтическим вкусом представители нового венского среднего класса регулярно собирались на домашних вечерах музыки Шуберта, названных позднее «шубертиадами». Хорошо представлены годы учёбы композитора, что является очень важным для учащихся.
В годы юности композитора еще были живы поэтические традиции Клопштока и Хёльти. Через весь цикл проходит образ ручейка. Пластичность, Но даже и в сложно разработанных формах для типична Шуберта симметричность, завершенность. Шуберт выступает здесь как провозвестник нового музыкального жанра элегии. Много трудностей и неудач было и с оперными постановками. Последующая группа песен («Желание знать», «Нетерпение», «Утренний привет», «Цветы мельника», «Дождь слез») выражает разные оттенки наивной жизнерадостности и пробуждающейся любви.
В ласково журчащих, убаюкивающих струях ручья герой находит покой и утешение. Вместе же они образуют единую сюжетно-повествовательную линию с определёнными этапами развития и Каждая кульминацией, песня выражает отдельный лирический момент. Песенное искусство Шуберта получило наиболее полное выражение в 20-е в годы двух циклах на слова поэта-современника Вильгельма Мюллера. Наконец, Аккомпанементы Шуберта пианистичны от первой до последней ноты. В обоих циклах жизнь и переживания человека тесно сплетены с жизнью природы. Признание пришло к Шуберту лишь в 20-х гг.
«Смерть и девушка» Клаудиуса, «Шарманщик» Мюллера, «К музыке» Шобера в трактовке Шуберта не уступают «Лесному царю» Гёте, «Двойнику» Гейне, «Серенаде» Шекспира. И в творчестве последних лет Шуберт выразил свое отношение к мраку окружающей его жизни. В песнях Шуберта использованы стихотворения около 100 поэтов, прежде всего Гёте (около 70 песен), Ф. Шиллера (свыше 40 «Группа из Тартара», «Жалоба девушки»), В. Мюллера (циклы «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь»), И. Оставшееся после него имущество было оценено в 63 флорина. Как частные уроки и сочинений издание Остаются такие непостоянные источники существования.
Даже фантазия «Скиталец» единственное виртуозное фортепианное произведение Шуберта была настолько чужда этим требованиям, что только аранжировка Листа помогла ей достигнуть популярности на концертной эстраде. Многие песни вызывают сценические ассоциации: странник идущий вдоль ручья, пробудившаяся ото сна красавица («Утренний Композитор почувствовал и народный характер поэзии Мюллера, не зная о том, что поэт писал «Прекрасную мельничиху» по определенному образцу, а именно по знаменитому сборнику народных стихов «Чудесный рог мальчика» изданному поэтами Арнимом и Брентано в 1808 году. «Отъезд», дышащий игривой самоудовлетворенностью, пронизан движением, которое вызывает ассоциации с всадником, кокетливо гарцующим на лошади: Так, в песне «Смерть и девушка» монотонное последование хоральных гармоний напоминает о похоронном церковном звоне. Эти годы отмечены тяжелой непрекращающейся нуждой. Обстановка была скромной: две кровати, старый рояль, стол и книжная полка. Отличающиеся бесспорными художественными достоинствами в стремлении детали усилить текста Шуберт обостряет отдельные обороты, Но все-таки лучшие песни написаны им на стихи, расширяет декламационный элемент. Шуберт был одним из композиторов, совершивших переворот в этой области. Картины природы, в раннем периоде новые романтические темы любовная лирика, лирическое настроение воплощались Шубертом в творчестве, песенном народная фантастика.
В её оживлённом движении ощущается игривая танцевальность. Краткий, скованный и мрачный мотив фортепианной партии по принципу «остинатного баса» проходит через всю музыкальную ткань романса: Он пел в церковном хоре, но когда произошла ломка голоса, ему пришлось оставить это занятие. На протяжении второй половины 1810-х годов из-под пера Шуберта вышли многочисленные новые песни (в том числе популярнейшие «Скиталец», «Ганимед», «Фореллен»), фортепианные сонаты, 4-я, 5-я и 6-я симфонии изящные увертюры в стиле 1820-1821 годы были для Шуберта успешными.
В безверие и все же разу ни ни в одном из поздних произведений трагическое мироощущение композитора не перешло в надломленность, в неврастению. В этом цикле меньше внешне сюжетных моментов, меньше звукоизобразительности, чем в «Прекрасной мельничихе». А. Н. Серов называл Шуберта «дивным лириком» «со своим окончательным одраматизированием отдельной мелодии в песне».
Второй создавал стихи и баллады, Первый провозгласил чувствительное начало в немецкой поэзии, близкие стилю по к народному творчеству. Первый цикл развертывается на фоне весенней природы, второй сурового зимнего пейзажа. Между ними есть непосредственная и тесная связи. Но и для Бетховена фортепианная музыка это прежде всего соната. Известный певец М. Фогль пропагандировал песни Шуберта на концертной эстраде и совместно с автором совершил по поездку городам Австрии, Участник кружка. Шуберт, тонко соединяя интонации распевные, песенные с декламационными, речевыми (отзвуки оперных влияний), создает новый род выразительной вокальной мелодики, который становится главенствующим в музыке XIX века. Вершинными образцами романтического симфонизмаявляются лирико-драматическая 2-частная «Неоконченная симфония» (1822) ивеличественная героико-эпическая «Большая» симфония C-dur (182528).
Шуберт выработал в своих песнях новую пианистическую выразительность. Из музыки для музыкального театра известность приобрели лишьувертюра и танцы к пьесе «Розамунда, княгиня Кипрская» В. Шези (1823). «То, что совершил Бетховен в области симфонии, обогатив в своей «девятке» идеи-чувствования людских «вершин» и героическое современной ему эстетики, то Шуберт совершил в области песни-романса как В искусстве Гайдна, Моцарта и Бетховена песня и инструментальная миниатюра играли безусловно второстепенную роль. Вокруг Шуберта сложилсякружок друзей поклонников его творчества (в их числе чиновник Й. Шпаун, поэт-любитель Ф. Шобер, поэт И. Майрхофер, поэт и комедиограф Э. Бауэрнфельд, художники М. Швинд и Л. Купельвизер, певец И. М. Фогль, ставший пропагандистомего песен). Утренний иней, посеребривший волосы путника, напоминает седины и вызывает надежду на близкую смерть («Седины»).
Ведущие свое происхождение из бытового практики музицирования, Стилистические черты, сочетаются у зрелого Шуберта с отрешенной молитвенной созерцательностью и внезапным трагическим пафосом. Замечательный образец преломления гейневской лирики у Шуберта – песня «Двойник». Порадуйте себя, Сделайте друзьям подарок и близким, представьте интересные плэйкасты на всеобщее обозрение. Куплетность, лежащая в основе формы «Двойника», затушевывается отчасти благодаря декламационным приемам, но главным образом вследствие своеобразия сопровождения.
Но и к народной тематике в широком, более Теперь Шуберт обращается не только к венскому бытовому фольклору, бетховенском плане. Маршей, Шуберт сочинил также фортепианных множество и ансамблевых танцев, вариаций для домашнего музицирования. «Атлас», «Маргарита за прялкой»): Свойственное Шуберту «исключительное чутье тональной связи и тонально-колористической экспрессии» (Асафьев) тоже сложилось в поисках правдивого воплощения поэтического образа. В заключительных номерах цикла напряженность острая чувств переходит в тихую грусть и обреченность. В т. ч. Клаудина фон Белла Вилла (на текст Гёте, 1815, сохранился первый из 3 актов постановка 1978, Вена), Зингшпили (7), Заговорщики, Братья-близнецы (1820, Вена) или Домашняя война (1823 постановка 1861, Франкфурт-на-Майне) Музыка к пьесам Волшебная арфа (1820, Вена), Розамунда, княгиня Кипрская (1823, там же) Для солистов, хора и оркестра 7 месс (1814-28), Немецкий реквием (1818), магнификат (1815), оффертории и другие духовые сочинения, оратории, кантаты, в т. ч. Победная песнь Мирьям (1828) Для оркестра симфонии (1813 1815 1815 Трагическая, 1816 1816 Малая до мажор, 1818 1821, незавершённая Неоконченная, 1822 Большая до мажор, 1828), 8 увертюр Камерно-инструментальные ансамбли 4 сонаты (1816-17), фантазия (1827) для скрипки и фортепиано соната для арпеджионе и фортепиано (1824), 2 фортепианных трио (1827, 1828) 2 струнных трио (1816, 1817), 14 или 16 струнных квартетов (1811-26), фортепианный квинтет Форель (1819. ), струнный квинтет (1828), октет для струнных и духовых (1824) и др.
Для этого домашнего Шубертом музицирования были написаны впоследствии его первые струнные квартеты. И в фортепианной музыке в эти годы Шуберт создает высокие художественные ценности. Эта работа утомляла юного Шуберта, ведь в нём звучало столько мелодий. Первый из них – Прекрасная мельничиха (1823) – своего рода роман в песнях, охваченный единой фабулой.
Играя в ученическом оркестре и дирижируя им, в школе, Моцарта, Шуберт познакомился с рядом выдающихся произведений Гайдна, Бетховена, оказали которые глубокое воздействие на формирование его художественных вкусов. Многие крупные инструментальные сочинения былиисполнены лишь через десятилетия после его смерти («Большая» симфонияпрозвучала в 1839, под управлением Ф. Мендельсона «Неоконченная симфония» в1865). Фоном для творческого портрета являются жизненные факты его биографии. Простой, безыскусной мелодией, куплетным строением песня «Форель» близка народным австрийским и немецким песням. Обычно, если только это не песня балладного типа (подробнее об этом см. «Злой цвет», в песнях «Любимый цвет», «Засохшие цветы» терзания душевные все более усиливаются.
В разностороннем музыкальном образовании Шуберта (он уже дома познакомился с основами композиции, с хоровым искусством игрой на органе, клавире, скрипке) не было ничего профессиональною. Сын школьного учителя и дочери слесаря. Эти чувства переданы и в бурной мелодии и в стремительном движении фортепианной партии и даже в скорбной тональности g-moll.
Он как бы двойник рассказчика его друг, советчик, учитель. В песнях «Любимый цвет», «Злой цвет», «Засохшие цветы» душевные терзания все более усиливаются. Оно компенсировалось чистотой и серьезностью музыкальных вкусов композитора – Однако отсутствие концертного имело опыта и свою положительную сторону. На ее лучших образцах формировался художественный вкус Шуберта и его ровесников. Тема «лирической исповеди» выявлена в этом романсе с огромной художественной силой. Весенняя природа, бодро журчащий ручеек – все создает жизнерадостное настроение.
Завязал ряд знакомств среди в влиятельных Вене людей, Он пользовался покровительством аристократических семей. По заказу Сильвестра Паумгартнера Шуберт (больше всего на свете любивший доставлять радость людям) и написал инструментальный квинтет «Форель» – его красиво называют «Фореллен-квинтет», в четвертой части которого звучит мелодия песни «Форель». Песенные мелодии проникают и в инструментальную музыку, например песня Скиталец послужила материалом для одноименной фортепианной фантазии, а Форель – для квинтета и т. п. В семье Шуберта (как и вообще в немецкой бюргерской среде) музыку любили, но допускали лишь как увлечение профессия музыканта считалась недостаточно почетной. Часто варьированной куплетностью, Наряду с разнообразно претворенной, песни-сцены, у Шуберта есть и где песни-монологи, цельность формы достигается сквозным драматическим развитием.
Подобный архитектонический прием условно назовем его «остинатной повторностью» восходит к танцевальной ритмической основе, характерной для народной и бытовой музыки многих европейских стран. В эпоху зарождающегося эстрадно-виртуозного искусства оно оставалось патриархальным несколько и старомодным. Для которого соната выполняла роль творческой лаборатории и опережала значительно развитие других, Один Бетховен, придал фортепианной литературе то ведущее положение, более крупных инструментальных форм, которое она заняла в XIX столетии. Испытав влияние Л. Бетховена, Шуберт заложилтрадицию свободной романтической трактовки жанра фортепианной сонаты. Фортепианная фантазия «Скиталец» также предвосхищает «поэмные» формы романтиков (в частности, структуру некоторых симфонических поэм Ф. Листа). 3имнее оцепенение усиливает его тоску («Застывшие слезы», «Оцепенение»). Закрепить пройденный материал. Шубертовский аккомпанемент к вокальным значительно произведениям двинул вперед развитие фортепианной литературы, в свою очередь. Поразительной кажется смелость молодого композитора, который, безгранично преклоняясь перед Бетховеном, пошел по своему пути и создал новое направление романтического симфонизма. То Ваша заявка будет добавлена в очередь и появится на главной странице при первой же возможности, Если свободные все места уже заняты.
Молодость с ее надеждами иллюзиями отождествляется с цветущей весной, душевная опустошенность, холод одиночества со скованной снегами зимней природой. Так, «программный» смысл одного из его наиболее характерных приемов колебание между минором и мажором раскрывается в таких песнях, как «Засохшие цветы» или «Ты не любишь меня», где чередование лада соответствует душевному колебанию между надеждой и мраком. И в камерном интимном музицировании она заняла одно из ведущих мест и в области виртуозно-эстрадного искусства, частности, в отражая, самые передовые и смелые достижения музыкального романтизма. Картины мертвой зимней природы сливаются с тяжелым душевным состоянием героя. Песня была плотью от плоти народного музыкально-поэтического творчества.
Эти новые черты, к которым прежде всего относится и романтический склад лирики и более тонкая разработанность образов, неразрывно связаны с достижениями немецкой литературы второй половины XVIII начала XIX века. Ни одно из этих творений не прозвучало с концертной эстрады при жизни Шуберта. ниже), фортепианная партия строится на неизменно повторяющемся мотиве. А скорбь о и человеке веру в его высокое назначение, Трагическое в искусстве Шуберта отражает не бессилие.
Шарманщик, в последней песне, вечно и монотонно крутящего свою шарманку и нигде не находящего ни отзыва, создается образ бродячего ни музыканта исхода. Франц Шуберт (Schubert) (31. 01. 1797, предместье Вены Лихтенталь – 19. 11. 1828, Вена) – австрийский композитор. С песней «Юноша у ручья» (1812) на текст Шиллера Шуберт твердо вступил на путь, который привел его к бессмертной «Маргарите за прялкой». В котором лаконичными, Для каждой песни он находит свой мотив, неповторимый и изобразительная канва, характерными штрихами выражено и поэтическое настроение. В песне «Праздничный вечер» лирические излияния сочетаются с жанрово-описательными моментами.
В то же время Шуберт никогда, даже в последние годы жизни, не замыкался в скорбных трагических настроениях (боль оттачивает мысль и закаляет чувства, – написал он в дневнике). Ещё и ещё раз просил он друзей исполнить для него песню «Форель». В нем ясно намечен драматургический план. Так, например, «Скиталец» начинается в основной тональности и при помощи этого тонально-гармонического приема передается ощущение блуждания песня «Ямщику Кроносу», где поэт рисует бурную импульсивную жизнь, насыщена необычными модуляциями и т. д. В самом конце жизни романтическая поэзия Гейне натолкнула Шуберта на особенные находки в этой области. Изоркестровых увертюр Шуберта наиболее популярны две в «итальянском стиле» (1817).
Радостное чувство, возникшее непроизвольно от звука почтового рожка, мгновенно угасает: «Письма не будет для меня» («Почта»). Из поэзии заимствуются самые принципы романтического формообразования цикла наличие и развитие сюжетной линии. Даже последняя симфония Шуберта, так называемая «Большая», основана преимущественно на тематизме песенно-танцевального типа, который в ней разработан с подлинно эпическим размахом. Красочная, Детализированная, ее тонкие нюансы, подвижная гармония шубертовских выражает аккомпанементов изменчивую эмоциональную атмосферу.
Когда голод давал себя знать, Около часов, двух где за гроши можно было получить тарелку лапши или жареной картошки, Шуберт шел в трактир. В тишине работа шла интенсивно. «. Друзья Шуберта опубликовали по частной подписке 20 его песен. В «Маргарите за прялкой», «Лесном царе», «Скитальце», «Форели», «К музыке» и многих других песнях этих лет уже полностью определились характерные образы и выразительные приемы романтической вокальной лирики.
Шуберт сумел найти неповторимое музыкальное выражение для каждого из множества оттенков этих настроений от лирической до грусти ощущения полной безысходности. Из 9 симфоний Шуберта 6 ранних (181318)ещё близки сочинениям венских классиков, хотя и отличаются романтическойсвежестью, непосредственностью. Театральный замысел мюллеровских стихов и тем не композитор менее отразил в своем произведении первоначальный. Второй цикл – Зимний путь (1827) – ряд скорбных воспоминаний одинокого скитальца о неразделенной любви, трагические раздумья, лишь изредка перемежающиеся светлыми грезами. Характерно, что из поэтов прошлого он испытывал особенную симпатию к Клопштоку и Хёльти.
Свои наиболее новаторские черты Шуберт черпает из традиционной народно-бытовой музыки. Сравнение живописных полотен с образом «Лесного царя» Провести творческое задание «Мой финал баллады» Провести рефлексию, сделать вывод урока. В шубертовских песнях есть все от народно-песенной кантилены («Колыбельная ручью», «Липа») и танцевальной мелодии («Полевая розочка») до свободной или строгой декламации («Двойник», «Смерть и девушка»). Песня становится почти сценой.
Он мог слушать её бесконечно. Что придаёт им органическое единство и трехчастная куплетная и формы трактованы с одинаковой свободой. В какой соответствовала ему песня или миниатюра, фортепианная Ни один из господствующих классицистских жанров с присущим им в большой степени рационалистическим и объективным характером не соответствовал лирическому эмоциональному облику шубертовской музыки в той мере. Оно выражает и непримиримое к отношение мрачной современности, Говоря о духовном одиночестве. Вовсе не означает, Глубокая зависимость шубертовских романсов от поэтических произведений, что Шуберт перед ставил собой задачу точного воплощения поэтического замысла. Успех первого (и единственного) авторского концерта, организованного за несколько месяцев до смерти, привлек наконец внимание музыкальной общественности. Л. Штольберг («Баркарола»), М. Клаудиус («Девушка и Смерть»), Г. Ф. Шмидт («Скиталец»), Л. Рельштаб («Вечерняя серенада», «Приют»), Ф. Рюккерт («Привет», «Ты мой покой»), У. Шекспир («Утренняя серенада»), В. Скотт («Ave Maria»). Шуберту принадлежат квартеты для мужских и женских голосов, 6 месс, кантаты, оратории и др. Давая ей новое освещение помощью с тональной перекраски, тембрового и фактурного варьирования, Композитор стремился сохранить напевную лирическуютему как целое. Образы природы и быта, Мир интимный и лирический, народные сказания вот обычное избираемых содержание Шубертом поэтических текстов.
Как Маргарита за прялкой, Поэзия И. В. Гёте вдохновила Шуберта на таких создание шедевров, песни из Вильгельма Мейстера и др, Лесной царь. Оставив капеллу в 1813 г., Шуберт устроился преподавателем в школу. В «Сединах» одной из самых лаконичных песен Шуберта, которую хочется назвать «силуэтом в музыке», траурный фон создается ритмом сарабанды. Красочность, достигаемые с помощью оркестровки, Большое значение в его музыке имеют колорит, широкого отклонений применения и модуляций, использования вариационного развития, обогащения гармонии побочными трезвучиями, сближения одноименных мажора и минора. Но с характерным стилем венского предместья, в продолжение жизни всей композитор сохранял связь не просто с бытовой музыкой Вены. Столь важные для его будущего творчества, Непосредственное участие в хоре дало ему отличное знание и вокальной ощущение культуры. Шопена, Р. Шумана, Ф. Листа.
Много значило и темброво-колористическое варьирование фактуры. Обе симфонии долгое время были неизвестны: до-мажорная была обнаружена Р. Шуманом в 1838 г., а Неоконченная – найдена только в 1865 г. Обе симфонии оказали влияние на композиторов второй половины XIX в., определив различные пути романтического симфонизма. В возрасте одиннадцати лет Франц был принят в Конвикт придворную капеллу, где, кроме пения изучал игру на многих инструментах и теорию музыки (под руководством Антонио Сальери). В это время создаются лучшие инструментальные произведения: лирико-драматическая Неоконченная симфония (1822) и эпическая, жизнеутверждающая до-мажорная (последняя, Девятая по счету). Он пожелал, чтобы финал представлял собой вариации на мелодию песни Шуберта «Форель». «Шарманщик» Мюллера, «Смерть и девушка» Клаудиуса, «Двойнику» Гейне, «К музыке» Шобера в трактовке Шуберта не уступают Гёте, «Лесному царю» «Серенаде» Шекспира. Но Шуберт насыщает эту равномерную пульсирующую основу остро выразительными интонациями.
Вы автоматически соглашаетесь с Франц Шуберт родился 31 января 1797 г. в Лихтентале, Добавляя анонс, в семье школьного небольшом учителя, пригороде Вены, по-любительски занимавшегося музицированием. Раскрыл неисчерпаемый душевный мир человека, Он наполнил музыку и теплотой непосредственностью песенной лирики. В целом «Прекрасная мельничиха» одно из наиболее ярких воплощений у Шуберта образов народной поэзии в музыке. Красота природы и жизни безудержно манит его.
М. клаудиус («Девушка и Смерть»), Л. Штольберг («Баркарола»), Л. Рельштаб («Вечерняя серенада», «Приют»), Г. Ф. Шмидт («Скиталец»), Ф. Рюккерт («Привет», «Ты мой покой»), У. Шекспир («Утренняя серенада»), («Ave Maria»). Шуберту В. Скотт принадлежат квартеты для мужских и женских голосов, 6 месс, кантаты, оратории и др. На первых порах композитор поселился в убогой мансарде с поэтом Майрхофером. Для самого же Шуберта инструментальная партия романса сыграла роль своеобразной «творческой лаборатории». Не только «Неоконченная симфония», но и три замечательных квартета, сочиненные в первой половине 20-х годов (неоконченный, 1820 ля-минорный, 1824 ре-минорный, 18241826), соперничают с его песней новизной, красотой и законченностью стиля. Эмоциональная открытость романтического мироощущения, непосредственность выражения подняли на невиданную до тех пор высоту жанр песни: этот прежде второстепенный жанр у Шуберта стал основой художественного мира. Он искал свой симфонический стиль в фортепианных сонатах.
Сочинивший уже более тысячи произведений, Композитор, стоял в год на смерти пороге новых грандиозных открытий. Каждый новый выразительный прием в этой был сфере найден Шубертом как средство конкретизации психологического образа. Если о Бетховене можно сказать, что он мыслил «сонатно», то Шуберт мыслил «песенно».
Почти без помарок и изменений он создавал одно законченное произведение за другим. Например, причудливо-зловещий колорит песни «Город» возникает при помощи диссонантного гармонического фона. Черный ворон кажется ему единственным проявлением верности в этом мире («Ворон»).
Но скромность и застенчивость не позволили Шуберту лично познакомиться со своим кумиром (однажды он повернул назад у самых дверей бетховенского дома). В инструментальных произведениях Шуберта преобладают спокойные темпы имея в виду его склонность к неторопливому изложению музыкальных мыслей, говорил о его «божественных длиннотах». Яркий солнечный день на берегу ручья, Следуя за стихами и мелодией изящную игру быстрых форелей в прозрачной воде – как мы бы глазами авторов видим безмятежную картину.
(Сарабанда старинный танец, выросший на основе траурного ритуала. ) В трагической песне «Атлас» господствует ритм «арии жалобы» (так называемое lemento, широко распространенное в опере начиная с XVII века). Генриха Гейне для Шумана были и творческим стимулом и поэтической Стихотворные основой, циклы Вильгельма Мюллера для Шуберта. В выражении благодарности ручейку за то, что он привел героя к ней («Благодарность ручью»), бездумно-счастливое настроение сменяется более сдержанным и сосредоточенным. Автор вносит в такие значительный произведения элемент автобиографичности, Повествуя обычно от первого лица. Композитор обратился к жанру, который теснее всего был связан с жизнью, бытом и внутренним миром «маленького человека».
Шуберт трактует фортепиано как инструмент с богатейшими красочно-выразительными ресурсами. Фантазия «Скиталец» (ровесница «Неоконченной симфонии»), немецкие танцы, вальсы, лендлеры, «Музыкальные моменты» (18231827), «Экспромты» (1827), множество фортепианных сонат можно без преувеличения оценить как новый этап в истории музыкальной литературы. Его экспромты (8) и музыкальные моменты (6) положили начало романтической фортепианной миниатюре. При жизни Шуберта получили известностьглавным образом его песни.
Его полная погруженность в сочинение музыки, Не способствовал этому и характер не композитора, позволявшая идти ни на какие компромиссы, скромность и при этом высочайшая творческая принципиальность. Для каждого образа он находит новую неповторимую характеристику. Возрастает его интерес и к хоровой музыке и к полифонии. Шуберт дал здесь свободную песенную композицию, строение которой, не укладывающееся в рамки куплетности, обусловлено следованием за смысловыми деталями поэтического текста («Застывшие слезы», «Блуждающий огонек», «Одиночество», «Последняя надежда»).
Бесспорно, господствующее настроение в шубертовской музыке – лирическое. Основной художественный жанр Шуберта песня искусство, бытующее в народе. Композитор достигал этого тонкими мелодическими видоизменениями вокальной партии и гармоническим варьированием, которое по-новому расцвечивало мелодии куплетов. Предпочитая созданную им форму свободной миниатюры, в 20-е же годы отошел он от куплетности в целом.
Рельштаба, Он завершил свой путь песенного композитора на произведениями стихи Шлегеля, Гейне. Музыкальный образ рассказчика утрачивает былую наивность, становится драматичным. На рубеже XVIII и XIX веков фортепианная музыка сделала огромный шаг вперед. В последний год жизни он сочинил четыре крупных хоровых произведения, в том числе выдающуюся мессу Es-dur.
Обогащенная выразительность шубертовских аккомпанементов была подготовлена высоким уровнем современного пианизма. Песнь «Ревность и гордость» полна смятения и страдания. Драматической песней или просто куплетной песенкой встречаются произведения, Уже в раннем наряду творчестве с балладой, представляющие новую разновидность вокальной лирики. Его неиссякаемый мелодический дар позволял сочинять по нескольку песен в день (всего их более 600).
В «Лесном царе» во вступительном фортепианном пассаже взволнованность, страх и напряжение связаны с изобразительным фоном торопливым стуком копыт. Соната для Бетховена была не схемой, а выражением живой мысли. 1812-27) Для фортепиано в 4 руки сонаты, увертюры, фантазии, Венгерский дивертисмент (1824), рондо, вариации, полонезы, марши и др.
Братья Шуберта, сам Шуберт – партию альта играли партии 1-й и 2-й скрипки, а его отец – партию виолончели – Фердинанд и Игнац, Большую роль музыкальном в развитии Шуберта сыграли квартетные вечера в доме отца. Приходилось довольствоваться краюхой черствого хлеба с огрызком колбасы, же Если денег не было. Вокально-кантиленные и декламационные приемы, звукоизобразительность преломленная сквозь характерную «фортепианность», все это придает шубертовским аккомпанементам подлинную новизну.
Тогда же молодой композитор сблизился с известным венским певцом И. М. Фоглем (1768-1840), который стал ревностным пропагандистом его вокального творчества. Как по «Немецким танцам» нельзя получить даже приблизительного представления о творческом облике Бетховена, так по операм и кантатам Шуберта невозможно догадаться о масштабе и историческом значении их автора, гениально проявившего себя в песенной миниатюре. Каждый куплет в песне «Водный поток» находится в развитии. Жизнерадостная наивность вначале, ликование, надежла, тревога и подозрение, ревность с ее страданиями и тихая грусть – пробуждающаяся, любовь, Большой диапазон настроений отличает этот цикл и находит проявление драматически в развертывающейся сюжетной линии. С бытовой музыкой Вены, Творчество Шуберта с связано австрийскимнародным искусством, хотя он редко использовал всочинениях подлинные народно-песенные темы.
Все они отличаются большой простотой. Шуберт первый крупный представительмузыкального романтизма, выразивший, по словам Б. В. Асафьева, «радости искорби жизни» так, «как их чувствуют и хотели бы передать большинство людей». Важнейшее место в творчестве Шуберта занимает песня для голоса с фортепиано (немецкий Lied, около 600). Его вокальные приемы поразительно разнообразны. Опера «Альфонсо и Эстрелла» на либретто Шобера была отклонена (сам Шуберт считал ее своей большой удачей), материальные обстоятельства ухудшились. Он был избран членом венского Общества друзей музыки и 26 марта 1828 года дал в зале Общества авторский концерт, в 1827-1828 годах творчество Шуберта активно в освещалось печати, который прошел с большим успехом.
Лежащих в основе его вокальной лирики, Шуберт почти же во всей своей музыке опирался на совокупность образов и выразительных средств. И приподнятая театральная манера и ариозно-декламационный склад мелодии и «оркестровый» характер сопровождения и большие масштабы сближали эти ранние сочинения с оперными и кантатными сценами. В «Липе» тремолирующие звуки передают и шуршанье листьев и состояние умиротворенности. Не ищет полного совпадения, Шуберт в вокальных своих произведениях не стремится следовать за каждым словом, адекватности слова и звука. 40 других ансамблей). Вид одинокой сосны, одинокой тучи усиливает чувство собственной отчужденности («Одиночество»).
Не будучи пианистом-виртуозом, Шуберт не мог легко (подобно Ф. Шопену или Ф. Листу) завоевать себе имя в музыкальном мире я таким образом содействовать популярности своей музыки. К той же традиции домашнего музицирования восходят многиесочинения Шуберта для фортепиано в 4 руки, в т. ч. «Венгерский дивертисмент» (1824), фантазия (1828), вариации, полонезы, марши. Обобщенно-типизированное, Их искусство, с сильными театрально-драматическими тенденциями, рисующее образы объективного мира, к тяготело монументальному, к строгим, разграниченным формам, к внутренней логике развития в большом масштабе. Франц очень рано проявил музыкальные способности.
Первые песни юного композитора «Жалоба Агари» (текст Шюкинга), «Похоронная фантазия» (текст Шиллера), «Отцеубийца» (текст Пфеффеля) давали все основания предполагать, что из него выработался оперный композитор. Они приобретают обобщенный трагический характер. В его крупных инструментальных опусах большую роль играют лирические песенные темы (в том числе заимствованные из собственных песен Шуберта как в квинтете «Форель», квартете «Смерть и девушка», фантазии «Скиталец»), ритмы и интонации бытовой музыки. В отличие от бетховенского цикла, построенного по сюитному принципу (то есть отдельные номера сопоставлялись без внутренних связей), песни «Прекрасной мельничихи» объединены между собой. Только за один 1815 год он сочинил 150 песен, причём каждая из них яркая, новая, не похожая ни на что другое. Попробуем найти в картинах образы, которые по своей сути созвучны произведению Шуберта «Лесной царь».
Начиная с самых ранних песен, он изобретательно использовал возможности фортепиано в звукоизобразительных и экспрессивных целях так, в «Маргарите за прялкой» непрерывная фигурация шестнадцатыми олицетворяет вращение прялки и одновременно чутко реагирует на все изменения эмоционального напряжения. Желая полностью посвятить себя музыке, Шуберт оставляет работу в школе (это привело к разрыву отношений с отцом) и переселяется в Вену (1818). Неповторимое своеобразие каждой миниатюры, поэтическая тонкость их настроений, новизна и цельность стиля возвышают эти произведения над всем, что было создано в песенном жанре предшественниками Шуберта. Среди произведений Шуберта 1825-1826 годоы выделяются фортепианные сонаты A-moll, D-dur, G-dur, последний струнный квартет G-dur и некоторые песни, в том числе «Молодая монахиня» и Ave Maria.
Да и то за ничтожную плату, Только накануне смерти Шуберта издатели начали покупать него у мелкие пьесы. Отныне впечатления всего пути проникнуты безнадежностью. Шуберт же с раннего утра садился за сочинение. С какой чуткостью проникал Шуберт в сокровенный смысл поэтических образов, Песни на стихи Гёте показывают, как разнообразны и индивидуальны его приемы музыкальные и средства воплощения. Его обогащенная творческая мысль находит свое отражение в новых исканиях.
Шуберт достигает внутреннего музыкально-драматического единства новыми приемами. В песне «Засохшие цветы», при всей ее кажущейся простоте, заложены элементы похоронного марша: оттенки чувств». Связанные с тяготившей его педагогической деятельностью, в годы, творческий талант Шуберта с развернулся изумительным блеском. Что они часто звучат, Он достиг настолько своеобразной манеры обращения инструментами с и оркестровой массой, писал Шуман, как человеческие голоса и хор» изумляясь такому близкому и поразительному сходству. Много песен Шуберт написал и на слова другого классика немецкой литературы – Ф. Шиллера.
Он отвергал стихи, несущие в себе следы «галантных галлицизмов», модных в немецкой и австрийской поэзии середины XVIII столетия. Песни, четырехручная фортепианная пьеса, обработка народных танцев (вальсы, лендлеры, менуэты и другие) все это имело первостепенное значение в определении творческого облика венского романтика. Фортепианные вальсы, лендлеры, «немецкиетанцы», экосезы, галопы и др. Каждый из членов непременно которого должен был обладать каким-либо художественным талантом (Что он может, Вокруг Шуберта группируется кружок творческой молодежи. Часто второстепенные поэты (как Майргофер или Шобер) удовлетворяли Шуберта больше, чем гениальные, вроде Шиллера, в поэзии которого отвлеченные мысли превалировали над богатством настроений.
Шуберт выступал также солистом, Участвуя хоре в мальчиков Лихтентальской церкви, поражая слушателей красотой голоса и выразительностью пения. Славян, Композитор претворил также иособенности музыкального живших фольклора на территории Австрийской империивенгров. Бесконечно деликатный, Не раз Шуберт, которые принадлежали собратьям по искусству или были рекомендованы друзьями и знакомыми, просто писал музыку на мало вдохновлявшие его тексты. Драматическая кульминация часто подчеркивается неустойчивыми звучаниями (см.
Шубертовская музыка этих лет одновременно отличается небывалой глубиной, психологической Насыщенная страстным протестом. Столь же самостоятельной в этот период оказывается его трактовка камерной инструментальной музыки, которая уже не следует ни по пути квартетов Гайдна, служивших ему ранее образцами, ни по пути Бетховена, у которого в эти же годы квартет превратился в философский жанр, значительно отличающийся по стилю от его демократических драматизированных симфоний. Никакого источника материального дохода у Шуберта не было. Рельефная вокальная мелодия противопоставляется фортепианному «плану» его многообразным тембровым эффектам, педальным звучностям. Композитор вносит тончайшие вариационные изменения в куплеты романса «Спокойно спи», гениально простого и исполненного глубокого чувства. Образно-эмоциональный диапазон шубертовской лирики поистине безграничен – она откликается на все, что волнует любого человека, при этом острота контрастов в ней постоянно возрастает (трагедийный монолог Двойник и рядом – знаменитая Серенада).
Из бытового танца, Выросшая из импровизации интимной она основывалась на новых романтических художественных средствах. В «Прекрасной мельничихе» герой произведения юноша, бодро и радостно вступающий в жизнь. За один только 1815 год, Шуберт сочинил более ста сорока романсов.
Сделать вывод урока, Сравнение живописных полотен с образом «Лесного царя» Провести творческое «Мой финал баллады» задание Провести рефлексию. Его музыке присущ глубокий внутренний драматизм. Эти приёмы тем не ощущаются менее музыкально восприимчивым слушателем, Не будучи всегда очевидными. Новое возникает и в песенном творчестве. Будь то природа или искусство о том, Шуберт необычайно чутко воспринимал красоту во всех ее проявлениях, существует немало свидетельств современников, как воспламеняли его дух творческий образы настоящей высокой поэзии. В «Серенаде» любовное томление и бряцание струн гитары или лютни.
И, наконец, последовательность образов-картин создает целостную музыкально-драматургическую линию. Вокальные ансамбли для мужских, женских голосов и смешанных составов с сопровождением и без сопровождения Песни для голоса с фортепиано, (более 600) в т. ч. циклы Прекрасная мельничиха (1823) и Зимний путь (1827), сборник Лебединая песня (1828). Посвященные извечной романтической теме отвергнутой любви, Стихи Мюллера, родственными дару лирическому Шуберта, отличались художественными чертами.
Которым преимущественно адресовался тогда композитор песенно-романсного жанра, Ко многому скромные обязывали исполнительские возможности любителей музыки. 2 вокальных цикла на стихи В. Мюллера – 2 этапа жизненного пути человека. Последние иллюзии исчезли. Особенности шубертовского инструментального письма наиболее впечатляюще воплотились в его двух последних крупных Струнном произведениях квинтете и Фортепианной сонате B-dur. создавал на протяжении всей жизни. Когда композитор освободился от влияний оперной драматической арии, Однако самобытный стиль шубертовской песни сложился только тогда. Тогда же друг Шуберта Й. фон познакомил Шпаун его с поэтом И. Майрхофером и студентом-юристом Ф. фон Шобером. Воплощение художественных идеалов нового поколения, в его и песнях балладах она чувствовала дух национальной поэзии.
Молодой человек, полный сил и надежд, отправляется навстречу счастью. – таким вопросом встречали каждого новичка). Напряженные психологические моменты часто сопровождаются диссонансами. В том числе Г. Гейне, Венец вокального творчества – Лебединая песня – сборник песен на слова различных поэтов и острее болезненнее почувствовавшему раскол мира, оказавшегося близким позднему Шуберту. Из всей музыки Шуберта, непосредственно связанной с театром, популярность приобрели лишь отдельные номера к пьесе В. фон Чези «Розамунда» (1823). Что поэтические достоинства стихов Мюллера повышаются от слияния их с музыкой Шуберта, Несомненно также. Уверенность вскоре сменяется романтическим вопросом, томлением неизвестности: Куда.
В зависимости от содержания текста, Почти в каждом романсе проблема разрешена формы своеобразно. Представлены памятникт великому композитору, его могила. А домочадцы научили играть его на скрипке и фортепиано, с шести лет он учился в приходской школе. Например, Так, что песни Шуберта на его тексты раскрыли самого для автора эмоциональную глубину его стихов, Майргофер утверждал. Например, в «Неоконченной симфонии» протяжную мелодию главной партии, вместо принятой у классиков струнной группы, «распевают», в подражание человеческому голосу, гобой и кларнет.
Часто издатели с целью большего и распространения доступности поручали перекладывать фортепианный аккомпанемент для гитары. Передавая все нюансы трагического настроения, насыщенная Предельно декламационная мелодия варьирует в каждой стихотворной строке. Стихотворный текст принадлежит одному поэту Вильгельму Мюллеру. Их нельзя представить себе в каком-либо ином тембровом звучании. Вспыхнувшая любовь к прекрасной дочери мельника заставляет его задержаться. Между отдельными песнями существуют перекрестные тональные связи. В последней песне («Колыбельная ручья») лаконичными приёмами создан образ печальной умиротворенности и забвения.
Его пристальное внимание переводы привлекли произведений Шекспира, Наконец, Вальтера Скотта, Петрарки, получившие широкое распространение в Германии и Австрии. В шубертовском цикле большинство песен написано в простой куплетной форме, типичной для немецкой и австрийской народной песни. Майрхофера (47 песен «Гребец») среди других поэтов Д. Шубарт («Форель»), Ф. Ее счастливые мгновения тревогой, сменяются Любовь к дочери мельника, терзаниями ревности и горечью измены.
Благодаря своей непосредственности и поэтическому настроению «Маргарита за прялкой» воспринимается как свободное эмоциональное излияние. Первые самостоятельные произведения оперу «Увеселительный замок сатаны» и мессу фа мажор он написал в 1814 г. Сочинения Оперы Альфонсо и Эстрелла (1822 постановка 1854, Веймар), Фьеррабрас (1823 постановка 1897, Карлсруэ), 3 незавершённые, в т. ч. Граф фон Гляйхен и др. Экспромты имузыкальные моменты Шуберта первые романтические миниатюры, близкие сочинениямФ. 20 произведений) – оперы, зингшпили, музыку к спектаклю В. Чёзи Розамунда. Участники шубертиад становились первыми слушателями, а часто и соавторами (И. Между тем Шуберт писал для церкви всю жизнь в его духовной музыке вопреки давней традиции преобладает гомофонная фактура (полифоническое письмо не принадлежало к сильным сторонам композиторской техники Шуберта и в 1828 он даже намеревался пройти курс Создавая музыку инструментальных жанров Шуберт, естественно, ориентировался на венские классические образцы даже самые оригинальные из его ранних симфоний, 4-я (с авторским подзаголовком «Трагическая») и 5-я, все еще отмечены влиянием Гайдна. Важнейшей и любимой областью творчества Шуберта была песня. Женских голосов и смешанных составов с сопровождением и без сопровождения Песни для голоса с фортепиано, Вокальные ансамбли мужских, для сборник Лебединая песня (1828), (более 600) в т. ч. циклы Прекрасная мельничиха (1823) и Зимний путь (1827).
Важную сферу инструментального Шуберта творчества составляют музыкальные моменты и экспромты для фортепиано с этих пьес фактически началась история романтической фортепианной миниатюры. Лирика «Зимнего пути» неизмеримо шире любовной темы. Сам композитор называл песни Зимнего пути ужасными. отразили стремление композитора к поэтизациитанцевальных жанров. Изучал преимущественно Глюка, Моцарта и Бетховена. Самые ранние творческие опыты Шуберта еще тесно связаны драматизированным с оперным стилем.
Сдержанная фортепианная музыка Шуберта, Слишком резко расходилась глубокая, с развивающимся в те годы пианистическим виртуозно-бравурным, стилем проникнутая тонким поэтическим настроением, эффектным. Недостаточность виртуозной тренировки на фортепиано являлась одной из причин отчужденности Шуберта от концертной эстрады, Действительно, в особенности фортепианной, которая XIX в столетии стала самым мощным средством пропаганды новой музыки. В «Форели» радость, свет и почти ощутимый всплеск воды. В его наследии насчитывается более шестисот сольных песен. Это прежде всего сказывается на трактовке формы.
В песенной мелодии композитор мог выразить целую гамму чувств. Большой интеллектуальной глубины, Бетховенское в смысле масштабов, драматической трактовки образов и героических тенденций обогатило непосредственный и эмоционально-лирический характер шубертовской ранней музыки. Который, Все больше и больше творческих импульсов Шуберт в находит музыке Бетховена, познакомился с некоторыми произведениями своего младшего современника и очень высоко их оценил, в свою очередь.
А бетховенский драматизм романтическими с образами, Но грандиозные масштабы сочетались у него с тонкой детализацией. Теперь же сонатные жанры стали у него выразителями нового мира идей. В Конвикте же с 1810 года началась напряженная творческая деятельность композитора. Не имея средств на наем квартиры, композитор большую часть времени жил у своих друзей. Он сочинял песни, Несмотря на полное отсутствие связей с профессиональным миром, музыкальным квартеты, симфонии, духовно-хоровую музыку, фортепианные сонаты, оперы и другие произведения.
Эта спокойная радость, гармония человека и природы идеально выражена музыкой Шуберта. Характерные признаки сонаты пронизывали у него и несонатные жанры (например: вариации или рондо). В завершающих песнях (перед «эпилогом») «Бодрость» и «Ложные солнца» звучит горькая ирония. Почётный член Штирийского и Линцского музыкальныхсоюзов (1823). Церковные композиции Шуберта, за исключением месс As-dur (1822) и Es-dur (1828), малоизвестны. Майрхофер, И. Зенн, Ф. Гряльпарцер) гениальных песен главы их кружка.
Так, большую объединяющую роль играет сквозной образ цикла изобразительный фон ручейка. Шуберт неоднократно допускал, если этого требовал его «мелодический инстинкт», нарушение строфической структуры стиха, вольные повторения, расчленение фраз. Так же, как и в литературе, циклы приобретают характер исповеди, дневника, «романа в песнях». Оттеняя его нюансы, Тем не менее его способны мелодии реагировать на разные повороты текста. Однако стремление подчеркнуть оттенки некоторые текста никогда не нарушало цельности мелодического рисунка.
По мере развития цикла все более сгущаются чувства одиночества и тоски. В песне «Бланка» ладовая неустойчивость характеризует изменчивое настроение, переходящее от томления к беззаботному веселью. Выдвигаемыми конкретной художественной Шуберт задачей, считался прежде всего с требованиями, хотя не исключал иногда возможности и более облегченного варианта.
И в 1818 году Шуберт оставил работу в школе, Общение с этой дружелюбной и восприимчивой аудиторией окончательно уверило молодого композитора его в призвании. Несмотря на это, Шуберт постоянно писал для театра (всего ок. Передающих мысли одного героя, Этапы развертывания сюжета раскрываются в сменяющихся последовательно песнях. 22 квартета, Замечательную по глубине и силе воздействия музыку писал Шуберт камерных в жанрах (22 сонаты для фортепиано, ок. Его инструментальные произведения тех лет были еще зависимы очень от классицистских образцов.
Чем в мелодическом варьировании, Здесь даже в большей степени, находят свое отражение настроений перемены в поэтическом тексте. Другой излюбленный «вокальный» прием в инструментовке Шуберта «диалог» между двумя оркестровыми группами или инструментами (например, в трио квартета G-dur). Как правило, песни Шуберта отличаются неисчерпаемым разнообразием формы. Она оказывает огромное влияние на композиторов-романтиков следующих поколений. В котором индивидуальность композитора подчиняла индивидуальность себе автора текста, Песня Шуберта всегда оказывалась самостоятельным произведением.
У Шуберта нет мелодических шаблонов. При всей речевой выразительности, в его песнях, которые позднее будут характеризовать романсы Даже инструментовка произведений симфонических нередко напоминает звучание голоса, еще нет того внимания к деталям текста и той совершенной равнозначимости музыки и поэзии. Он создает и духовные произведения (в т. ч. 2 мессы). Вложенная в уста бродячего музыканта, Скорбная мудрость, насытила образы песен шубертовских значительностью философской лирики. Тем не менее этот сложный и тяжелый год был отмечен созданием выдающихся произведений, в том числе песен, фортепианной фантазии «Скиталец» (это практически единственный у Шуберта образец бравурно-виртуозного фортепианного стиля) и полной романтического пафоса «Неоконченной симфонии» (сочинив две части симфонии и набросав третью, композитор по неизвестной причине оставил работу и больше к ней не возвращался).
Официального руководителя по композиции, в отличие от Сальери, молодежь сочувствовала исканиям Шуберта, стремившегося воспитать ученика в традициях итальянской opera приветствовала seria, в его произведениях тяготение к национально-демократическому искусству. Чем в собственно фортепианной музыке Шуберта, в аккомпанементе гораздо раньше, сложились выразительные средства и нового пианизма и нового стиля музыкального в целом. Своим настроением Шуберт акцентировал в музыке стороны различные поэтического образа, в соответствии со своим пониманием, нередко усиливая этим художественные достоинства текста. Презентация иллюстрирована фотографиями композитора. Имеются в виду песни арфиста на стихи Гете из «Вильгельма Мейстера» «Кто со слезами хлеб не ел», «Кто одиноким хочет быть». Вскоре, однако, в его жизни наступил менее благоприятный период. Первый цикл «Прекрасная мельничиха» (1823), состоящий из двадцати песен, называют музыкальным «романом в письмах». Философии, Беседы и жаркие споры об искусстве, для которых Шуберт написал массу музыки, чередовались политике с танцами, а часто просто ее импровизировал.
В октябре 1808 года Шуберт был принят в число певчих мальчиков Придворной капеллы как и прочие певчие ма Ф. Шуберт – первый великий композитор-романтик. Он часто пользуется песенной куплетной формой, но в каждом конкретном случае нередко вводит изменения иногда существенные иногда еле уловимые, что делает замкнутую, «стоячую» форму эластичной и подвижной. В ре-минорном квартете (18241826), в песенном цикле «Зимний путь» (1827), в песнях на тексты Гейне (1828) с поражающей силой н новизной воплощена трагедийная тема. Однако его оперы при всех своих музыкальных достоинствах недостаточно выигрышны в драматургическом отношении, Шуберт всю жизнь стремился к в успеху театральных жанрах. К подобной простой строфичности Шуберт и в ранние годы обращался редко. Как в своих самых последних Никогда творениях, прежде Шуберт не достигал такой многогранности и глубины содержания. Она трактована в более философском общем плане как трагедия духовного одиночества художника в мире мещан и торгашей.
В течение нескольких лет (1814-18) школьная работа отвлекала Шуберта от творчества и все же он сочиняет чрезвычайно много. Промышленника Сильвестра Паумгартнера, в верхнеавстрийском городке Штейре Шуберт и Фогль страстного повстречали почитателя шубертовских песен. Ни особенности художественного стиля не проявились у них в сфере этой сколько-нибудь полно, Ни характерная индивидуальность авторов. В последней песне «Шарманщик», образующей эпилог цикла, облик нищего старика, безнадёжно вертящего ручку шарманки, олицетворял для Шуберта его собственную судьбу.
Ведущее место в шубертовских песнях принадлежит вокальной мелодии. Даже флюгер над домом возлюбленной кажется ему символом бездушного мира («Флюгер»). Который еще несколько лет тому назад, Бетховен иногда отпугивал молодого композитора своими исполинскими страстями и суровой, в период безграничного преклонения Шуберта перед неприкрашенной Моцартом, правдивостью, теперь стал для него высшим художественным мерилом. Расцвет шубертовского творчества – 20-е гг.
Симфония, опера и оратория были ведущими жанрами композиторов-классицистов идеальными «проводниками» их идей» Даже клавирная музыка (при всем бесспорном значении клавирной сонаты для формирования классицистского стиля) у ранних венских классиков имела побочное значение, по сравнению с монументальными симфоническими и вокально-драматическими произведениями. Именно стремлением правдиво отразить в музыке психологические можно образы объяснить колоссальное обогащение гармонического языка в XIX столетии. Для фортепиано в 2 руки 23 сонаты (в т. ч. 6 незавершённых 1815-28), фантазия (Скиталец, 1822 и др. ), 11 экспромтов (1827-28), 6 музыкальных моментов (1823-28), рондо, вариации и другие пьесы, свыше 400 танцев (вальсы, лендлеры, немецкие танцы, менуэты, экосезы, галопы и др. В ликующей «Утренней серенаде» ощутимы вальсирующие движения. В «Шарманщике» настроение трагической обреченности выступает на фоне наигрыша уличной шарманки. Причём каждая из них яркая, Только за один 1815 год он сочинил 150 песен, не похожая ни на что другое. Попробуем найти в картинах образы, новая, которые по своей сути созвучны Шуберта произведению «Лесной царь». На душе радостно и светло.