Рокотов не любил писать автопортреты, поэтому мы не можем представить его внешнего облика.
Что в его лице мировое искусство обогатилось новыми достижениями в области интимного, Рокотов своим живописным наследием психологического доказывает, портрета. Конечно, ее судьба была удивительной. Подтверждал данный факт и редкий документ – воспоминания Струйского о Рокотове. Может быть, Так же как и его будущий сослуживец по Академии художеств и, Рокотов был замечен поборником создания самостоятельной русской художественной школы Иваном Ивановичем Шуваловым и еще до основания Академии был вхож в шуваловский дом, друг – русский знаменитый гравер Чемесов.
Он как бы устремляется мимо и вас в то же время в себя, Взгляд миндалевидных темных глаз загадочен и неопределенен. Надо было начинать захватывающие поиски. Что большинство их, Не потому ли так пленительны рокотовские портреты, написано личных с знакомых, вероятно, частью, может быть, с друзей художника. Рокотов один, за славою стал спесив и важен». В облике которого за томной изнеженностью угадываются проницательность иронический 1765), ум талантливого поэта. Великого князя Павла Петровича – наследника престола, Орлова и министров всесильных вельмож. Составляющая почти одно целое с фоном то на фоне жарком как будто плавятся тяжелые черты желчного А. М, Воронцова.
От Рокотова не осталось ничего, кроме немногих служебных «репортов» периода его молодости. Ее образ исполнен светящейся чистоты, непреходящей красоты юности. В облике которого за томной изнеженностью угадываются проницательность, 1765) иронический талантливого ум поэта.
Нельзя не прийти к выводу, два Сравнивая созданных Рокотовым портрета Струйских, что изображены очень разные люди. В его живописном стиле возникают новые тенденции. У Рокотова не было причин смотреть на своих заказчиков снизу вверх: он – выходец из того же сословия, с независимым положением он – «академик» и московский домовладелец в приходе Никиты-мученика на Басманной он – такой же член «Английского клуба», как и другие невидимому, член-основатель, подписавший свое имя под «Правилами Московского Английского клуба» вместе с С. Гагариным, И. Орловым, Ю. Нелединским-Мелецким, Д. Хвостовым, Я. Чаадаевым и др.
Что речь в письме идет художнике, о Заметим, который в ту пору фактически делал только первые шаги на поприще искусства. Призванной символически выразить характер модели, в числе основных средств выразительности рокотовских портретов надо выделить колорит художник почти стремится всегда выдержать полотно в единой цветовой гамме. Вместе с тем «Кабинет И. И.
А эти качества никак не традиционны для светских красавиц XVIII века. Женский портрет тут же стали называть «русская Джоконда». Оригинал находился в Зимнем дворце. Невероятный успех. Безусловно, Эти портреты, которые не ослабевают в и следующие десятилетия, характеризуют круг знакомых молодого художника и его симпатии к среде литераторов и вообще интеллигенции. Особой утонченностью и трепетной одухотворенностью выделяются портреты графа А. И. Воронцова (не ранее 1765 г. ), А. П. Струйской (1772 г. ), Неизвестной в розовом платье (1770-е гг. ).
Портреты Рокотова полюбились московской знати и недостатка в заказах он не испытывал. Струйского. За этот ее «неразгаданный» взгляд исследователи и назвали ее русской Джокондой. Вероятно, как один из старейших членов «Английского клуба», Рокотов присутствовал 3 марта 1806 года на обеде, данном в клубе Москвой герою Шенграбенского боя князю Петру Ивановичу Багратиону, так хорошо описанном Л. Н. Если бы она не добавила и предложение дамы не вызвало бы особого интереса, что портреты эти написаны художником Ф. С. Изящный овал лица, тонкие летящие брови, легкий румянец и задумчиво отсутствующий взгляд. К тому же времени относится «Кабинет И. И.
Известно, что она оживленно переписывалась и со своими внуками. В легкой дымке загадки и очарования, а для нас она и так осталась той прекрасной, немного грустной и едва улыбающейся молодой женщиной с портрета Рокотова. Ак. В его стихотворении больше вопросов, чем ответов. Новаторство художника очень долго не было оценено, Правда, такое простое и такое глубокое, тем не рокотовское менее творчество, во многом предвосхитило идеи романтиков и реалистов следующего века. В Русском музее хранится выполненная Рокотовым иконная прорись видимо, он какое-то время обучался у московских иконописцев, но и эти сведения принадлежат скорее к области догадок, чем реальных фактов. Эта небольшая, сохранившаяся в копии картина по праву может считаться первым изображением «комнат» и одновременно первым изображением картинной галлереи, сделанным русским живописцем.
Художник изображает Майкова в спокойной естественной позе. Он называл ее Сапфирой. Краснощекий Майков, Веселый, пронизывает взором зрителя, кажется, балагуря и насмешничая с Рокотовым, смотрел подернутым блестящим, влагой глазом, смакуя свое острословие. Ее внутренний мир, Однако уже тогда за внешней эффектностью теряется не главное характер модели. К его чести он распоряжался ими очень толково. Не прошло и двух лет после поступления, как он стал адъюнктом, в обязанности которого входило «смотрение за классами».
Все знатные дамы и господа империи жаждали иметь написанный им свой При портрет, жизни он был знаменит. Он был знаком со многими известными литераторами того времени. Производят за портрет Петра III в адъюнкты Рокотова Академии, возят в Петергоф, отправляют в Москву писать коронационный портрет Екатерины. Это произведение одно из самых значительных в искусстве XVIII века.
Ко времени написания портретов они только что поженились. Которой он был бесконечно предан, Узнав о кончине императрицы Екатерины Великой, он вбежал в гостиную, осознавая ее предназначенность Господом быть матерью народа русского и защитницей где государства, висел ее портрет, тоже выполненный Рокотовым и рухнул рядом бездыханным. Изменения в художественном стиле Рокотова стали заметны фактически же сразу после переезда в Москву. С балами, Почему она стремилась не к жизни беспечной и легкой, как богине, флиртом и поклонением ей. Через 125 лет после этого у нее появился восхищенный поклонник – известный поэт Николай Заболоцкий Чудеса – продолжались и после ее кончины.
Что они вместе служили в одном гвардейском полку, с долей большой вероятности можно предположить. Здесь он наконец-то может не зависеть от государственной службы, забыть о былых рутинных обязанностях и заниматься тем, что ему действительно интересно писать портреты, но не помпезные и торжественные, а камерные, даже интимные, пытаясь проникнуть во внутренний мир своих героев. Федор Степанович Рокотов 6 Федор Степанович Рокотов В пору своего творческого расцвета художник создает галерею прекрасных женских образов: А. П. Струйской (1772), В. Е. Новосильцевой (1780), В. Н. Суровцевой (1780), Е. В. Санти (1785). В женских образах Рокотова есть нечто общее – это богатство и красота внутреннего мира, возвышенный строй человеческих чувств. Они успели за четырнадцать лет до начала кровавой революции и жестокого террора власти новой воссоздать удивительную историю найденных портретов. Здесь молодожены построили роскошный дом-дворец по проекту самого Ф. Б. Там художник, видимо и написал оба портрета, которые потом привез к Струйским в имение.
Несмотря на это кажущееся, внешнее несоответствие супруги прожили спокойную, достойную семейную жизнь. Они – только эпизоды в его работе. Кажется, Модель, который становится неотъемлемой частью образа, растворяется в темном густом фоне. Причем форма холста общий подчеркивает ритмический строй произведения, Чаще всего мастер пишет овальные портреты. Уже в 1758 году Рокотов пишет портрет наследника престола, будущего Петра III. Так что они кажутся тающими в полутонах, обволакивает Лица легчайшая золотистая дымка, загадочности, оставляя ощущение недосказанности.
Он, очевидно, относился к числу художников, не любивших писать автопортреты. И у него в Рузаевке многие гостили знаменитости, Его богатство позволяло ему быть щедрым хозяином. Только раз еще отвлекся он от портрета, написав в 1765 году для Академии художеств вольную копию с итальянской картины Л. Джордано «Венера и Амур», «представляющей венус лежащую». Новосильцова. Написания бесценных свидетельств – воспоминаний о своем общении с самыми прославленными авторами, Кроме увлеченного коллекционирования произведений искусства, оснащенную всеми техническими новинками книгопечатания того он времени, создал замечательную типографию. Был ли он женат.
Умершего «академика живописи портретной» Рокотова в петербургских на «Месяцесловах» 1809 – 1812 годы все еще продолжали печатать в числе живых в «общем штате» Российской империи. Вела большое хозяйство. Одной из характерных черт манеры Рокотова 1770-х гг. На губах едва заметная полуулыбка.
Знакомство с Шуваловым вывело бывшего крепостного в свет, сблизило с высшим обществом. Она вышла замуж за Струйского в 1772 году. Не менее страстно Николай Еремеевич увлекалсяв русской литературой и, особенно, поэзией. Художнику удалось передать нечто такое, что вызывало жгучий интерес к этим людям. В нём чувствуется деликатная тонкость, доброта и жажда привязанности.
Почему художник изобразил именно их. Чтобы найти какие-либо в сведения самых разных многочисленных архивах и отправились сотрудники музея проводить исследование, в записях церковных книг, в воспоминаниях и письмах современников. Это произведение одно из самых значительных в искусстве XVIII века. Вот таким образом у Ф. С. Трудно сказать, что подтолкнуло его к такому решению. В некотором смысле творчество этих лет стало синтезом двух предыдущих периодов.
Изданные рузаевской типографией, Книги, государям и послам, любила дарить иностранным своим гостям императрица. Оставил ли потомство. Весь ее образ таит какую-то загадку, тайну. 1780-е начало 1790-х гг. Это был сын императрицы и графа Орлова, маленький князь Бобринский.
Выполненный для И. Шувалова, Практически впервые русской в живописи пишется интерьер молодым художником. Тем более, когда дело касалось дворян. Голова слегка закинута назад, Рокотова больше всего интересует лицо изображаемого им выражая человека, высокомерную и надменную презрительность – через которое он передаёт его характер. Учителей у Рокотова было предостаточно, видим, Как и все самые знаменитые художники своего времени. Домашнева, Б. Е. Жила во дворце Растрелли.
Традиционно считается, что происходил он из крепостных людей князей Репниных, но, впрочем, еще в молодые годы получил вольную. Близкими по духу и мировоззрению художнику, Здесь сближается он с просвещенными представителями интеллигенции. Его очаровательной невесте – 17. Федор Степанович Рокотов родился в 1735 (6) г. О его детских и юношеских годах мы можем лишь догадываться. Один из исследователей творчества Рокотова предположил, что к старости зрение художника резко ухудшилось и, чтобы работать, ему приходилось близко придвигаться к полотну (этим объясняется обилие четко выписанных деталей и изменения в свете и цвете).
Есть и другая версия, согласно которой Рокотов является внебрачным сыном князя Петра Ивановича Репнина, причем князь не только освободил его из крепостной неволи, но и произвел в дворянское звание (иначе как объяснить подпись Рокотова под «Правилами Московского английского клуба», куда принимали исключительно дворян. ). Но кем они были, эти Струйские, которые не оставили в истории никакого следа. Порошина, С. Г. Земная судьба А. П. Что в этом переезде не последнюю роль сыграл крупный русский меценат Иван Иванович Шувалов, Не исключено, по мнению, его задумавший создать Академию художеств и отбиравший для будущих занятий самых талантливых, молодых людей. Неопределенностью выражений, Их лица отличаются неоднозначностью играющая на губах часто полуулыбка не сочетается с грустью в глазах.
Ко времени написания портретов Николай Еремеевич стал очень богатым человеком. Ему этого и не дали сделать. Особенно это относится к женским портретам (мужских, как ни странно, почти нет). С перездом в Москву начинается новый, самый продуктивный период деятельности Рокотова. Иногда излишняя одухотворенность, Правда, не совсем соответствует реальному характеру изображенного например дипломата или Обрескова Струйского, несмотря на несомненное внешнее сходство.
В глазах ее – гордость и душевная чистота. Портрет написан переливами цветов, света и тени. Кто знает, сколько еще рокотовских изображений известных в свое время просвещенных москвичей таится теперь под этикеткой «портрет неизвестного». Якоб Штелин, современник Рокотова, первый русский историк искусства XVIII в., в своих записках «Об изящных искусствах в России» рассказывает: «Федор Степанович учился в Академии художеств при Лоррене, Лагрене и Фонтебассо. И под конец жизни Рокотов был вынужден заняться деятельностью, педагогической Заказов становилось все меньше. Несчастный Павел ничего из им задуманного осуществить уже не мог. Вероятно, вскоре по приезде написаны им портреты автора знаменитой сатирической поэмы «Елисей» В. И. Вечерами восторженный поэт читал ей посвященные стихи.
Да к тому же и писать некому, Демидова портрет иметь в Совете должны как то не сделать знаем. Люди, Портреты становятся менее отвлеченными, уже не так погружены в себя изображенные на них, даже наоборот бы как стараются получше преподнести себя зрителю. Рокотов написал один из самых лучших портретов Екатерины II, по её же заказу. Странно представить себе, Это количество свидетельствует не только о блестящем успехе живописца, молодого явно заваленный заказами, что автор этих портретов, одновременно вел почти черную работу в Академии, куда он был в 1760 году определен личным приказом Шувалова – но и о его громадной работоспособности. Особенно выделяется портрет В. И. Майкова (ок.
Вокруг был столетний парк с тенистыми аллеями и проточными прудами. Последние известные его работы относятся к 90-м годам, Может быть – славный уже художник не работал в эти годы. Когда написал их великий Рокотов, волшебник кисти. В общей сложности Рокотов проработал в Москве почти 40 лет, которые исследователи подразделяют на три «подпериода»: вторая половина 1760-х 1770-е гг.
Муж нередко писал посвященные своей супруге стихи. Но никто из не них оказал серьезного влияния на формирование его живописного стиля, Удивительно, можно сказать, абсолютно неповторимого, уникального. В основном в них продолжаются традиции 1780-х форма овала, уравновешенная композиция, но краски становятся более скупыми. Окружавшем его, в столетнем саду, по берегам проточных прудов или забрести в замысловатый кустарниковый лабиринт, можно было гулять по аллеям, мечтая, на взирать окружающую красоту. Сумарокова (1777 (. ), Исторический музей в Москве) в 1793 году появился портрет будущего директора Эрмитажа, обладателя огромной, замечательной по составу библиотеки Д. П. Написанных Рокотовым из дошедших до имен нас значительная доля ровно ничего не говорит об их носителях, Нам неизвестны имена по крайней мере половины лиц.
Графологическая экспертиза подтвердила подлинность «руки» Рокотова и в живописи полотен и в надписи. Орлова и его брата Ивана и т. д. Являлся также одним основателей из Академии художеств, Покровителем искусства в те годы был граф И. Шувалов.
Где Рокотов был собой, самим Сфера, – это небольшие по размерам интимные портреты по большей части ничем не знаменитых людей. Полуулыбка, Ее глаза – как два тумана, Ее глаза – два как обмана, полуплач, Покрытых мглою неудач. И все же свой след в русской культуре и литературе он оставил. Её всю жизнь согревал пламень любви и поэтического вдохновения мужа. Под руководством французских художников, Рокотов едет в Петербург обучаться живописи Академии в художеств. Кроме того, сапфир – символ верности и высоких душевных качеств. Художник почти не обращает внимания на детали одежды.
Переливы оттенков одного тона сочетаются с контрастными вспышками цветового акцента. То плавно струящимися, Рокотов как будто любит персонально каждого позирующего для каждого у него найдется поворот, нужный то резкими, длинными гибкими мазками, зигзагообразными, то рублеными, короткими, как удар шпаги – манера письма. Герои портретов 1770-х гг. Воспитала восьмерых детей. Обновленные, они показали нам всю красоту чудесного художества старого московского мастера, воспоминание о котором заставляет нас с горделивой радостью произносить имя: «Рокотов».
Совершенных не только по живописи, Это были два живописных шедевра, но и по какому-то неимоверному проникновению в самую суть души и своих психологию героев. А выяснили тогда факты, достойные памяти. Вся известность Рокотова создана его кистью. Рокотова от его современников. Которая предложила купить у нее два фамильных портрета, в 1903 году в московский Императорский исторический музей имени Александра императора III пришла посетительница, помещиков Пензенской губернии Струйских, ее прадедушки и прабабушки. Перед зрителем – типичный облик русского барина, циничного и чувственного сибарита.
Струйской была не менее счастлива, чем судьба её портрета. 11 «Чистейшей прелести чистейший образец» Словно чарующее видение возникает, возникает из дымки жемчужно-розовых тонов лицо Струйской с огромными печально-задумчивыми глазами. Начинающий длинный ряд рокотовских портретов, Чемесова, очень скоро достигших уровня высокого и на протяжении почти тридцати лет все повышавшихся в качестве. И они увидели.
Забвение наступило быстро. После смерти великого русского художника-портретиста Федора Степановича прошло Рокотова около ста лет. Видимо, все же ответ был в том, что она верила в Господа и вот таким образом знала истину. Его издания на религиозные темы, по изобразительному искусству и литературе были столь высокого качества, что выигрывали в сравнении с продукцией знаменитого во всем мире скандинавского издательства «Ашетт». Со дна души моей мерцают Ее прекрасные глаза, Когда потемки и наступают приближается гроза.
Многому научился у Ротари и Токе в и последнее время целиком занялся портретной живописью». Сколько в этом прекрасных ассоциаций. Александра Петровна – вторая жена богатого пензенского Николая помещика Еремеевича Струйского. Юного художника приглашали ко двору, было модно заказывать портреты молодым талантливым художникам. В те годы он и стал собирать ставшую потом великолепную известной коллекцию работ русских художников. Как из тьмы былого, Ты помнишь, с портрета Рокотова снова Смотрела Струйская на Едва нас, закутана в атлас. Кроме того, он пользуется восторженным поклонением образованных москвичей, чему доказательством служит «Письмо г. академику Рокотову» Н. Е.
является зигзагообразный мазок, который кладется уверенно, но не следует форме досконально и не совпадает полностью с контурами фигуры. Чаще всего мужских, 4 Федор Степанович Рокотов в 60е годы Рокотов пишет интимных ряд портретов. Можно сказать, что грациозно-величавое искусство Рокотова было как бы засыпано пеплом московского пожара 1812 года. Источник его смещается, Но по-прежнему средством главным выразительности остается свет правда.
Причем художник не стремится к конкретной передаче в настроения, рокотовской характеристике образа очень важны выразительность глаз и мимика, мимолетности чувств человека, скорее он хочет создать ощущение неуловимости. Как многие художники привносили и привносят в черты лип своих натурщиков что-то принадлежащее самим авторам, вероятно и прищуренные, длинно разрезанные веки и сухощавое лицо с носом с принадлежали горбинкой самому Рокотову – он был несколько похож на некоторых людей, Вероятно, так им написанных. Толстым. Рокотову были заказаны парные портреты Струйского и его будущей жены перед свадьбой.
Главную причину надо искать в академии обязанности адъюнкта не слишком вдохновляли портретиста, Возможно, отнимая массу времени мешая и полностью сосредоточиться на живописи. Итак, Рокотов, несмотря на «низкое» происхождение и еще относительно молодые годы, становится едва ли не самым значимым живописцем Петербурга. Открытый лоб и пристальный, Но высокий, в котором очевидны острый ум и твердая воля, немного насмешливый взгляд, говорят о внутренней и силе значительности, присущей этому человеку. И многочисленные портреты императрицы, в конце концов и прочие и опекунские, где только виден намек на официальный заказ, – не стихия настоящая Рокотова. Мы не знаем ничего о рождении, детстве и ранней юности Федора Степановича Рокотова.
Судя по изображениям, превосходно чувствуют себя на необременительных сеансах натурщики Рокотова, как будто ведущие неторопливый интересный разговор с умным собеседником-живописцем, которому в свою очередь не нужно много времени на распознавание внутренней «сути» модели. Где и в какие годы он По служил, документам Струйского известно, который исследователи считают автопортретом Рокотова, а на одном единственном портрете, автор изобразил себя в мундире именно этого полка и относящемуся к тому же времени. Хозяйство не досаждало Александру Петровну, ее окружала атмосфера творчества и красоты.
Но умерла великая императрица, появились новые властители и модные художники. Может быть, Письмо Умского, так как позже 60-х годов намеков на какую-нибудь переписку между ними не встречается, послужило поводом к абсолютному охлаждению к Академии Рокотову. Пепельно-серые тона перетекают в голубые, Тени неуловимо переходят в а свет, розоватые в бледно-золотые. Александра Петровна мудро правила семейным состоянием. Лица полностью освещены, на них почти не видно теней.
Шувалова». Подчас несправедливо и жестоко, Он себя считал знатоком законов и сам судил своих крестьян. Но для их осуществления него у уже не было сил – слишком долго ждал он престола, Он пришел к власти с надеждой благих преобразований, почти 35 лет.
Учеников у него было, по-видимому, много, так как слишком часто попадались в подмосковных угсадебных домах портреты «рокотовского типа», явно писанные не самим Рокотовым. Его острословия и цинизма, Люди высшего света боялись человека, этого что после них некоторые боялись выйти в свет, а его эпиграммы были настолько язвительными. Рокотов». Рокотова было много заказов от знатных особ.
Вряд ли можно представить себе более преданного поданного. Свободный мазок сменяется более упругим и протяженным и четко обрисовывает форму. Несколько портретов самой Екатерины, Более был в памяти Рокотов у безусловно, двора снохи и двух внуков написаны в 80-х годах, ее сына. Из которых четверо были близнецами и десять умерли в младенчестве, это За время Александра Петровна подарила мужу восемнадцать сыновей и дочерей. Таким образом достигается ощущение живой и подвижной фактуры. Растрелли. О Рокотове забыли.
Говорят, что он часто приходил в Третьяковскую галерею (где теперь выставлен портрет) и останавливался, любуясь таинственной красавицей. Кончились ученические годы. Губы чуть улыбаются, но щёки не по возрасту обрюзгли, хотя Майкову в этот момент было всего 37 лет. Духовный мир ее богат и сложен. Конечно, для москвичей приезд такого живописца было событием выдающимся и они взапуски позируют Рокотову, которому платят баснословно низкие цены (50 – 100 рублей) по сравнению с ценами, выплачиваемыми Петербургским двором не только заезжим живописцам, но и отечественным.
Трудно поверить, что этот флер таинственности возникает отнюдь не по мановению кисти художника-чародея, а является результатом серьезного и кропотливого труда, для описания которого придется обратиться к «техническим» подробностям. Но быть просто сторонним наблюдателем ему было мало. Вызывающие больше чем недоумение, в 60-х годах XIX присяжные века Знатоки истории искусств еще печатают о нем небылицы. Поэт В. И. Майков – семейство и Обресковых др, Эти люди становятся героями его камерных и интимных портретов. Он был добр Струйский свидетельствует в одном из своих стихотворений о скорби Рокотова по своем ученике, крепостном Вероятно, Зяблове.
Именно Ф. С. Может быть, еще раньше, чем «Кабинет И. И. Ей было восемьдесят шесть лет, когда она тихо покинула этот мир. В академии Рокотов быстро сделал карьеру. При всей своей просвещенности и тонкости восприятия прекрасного он оставался жестким крепостником – Но было в как будто блестящей бы характеристике Струйского одно темное пятно.
Кстати, один из них – Андрей Полежаев – стал довольно известным поэтом. Струйский придумал своей изумительное жене лирическое имя – Но одно в этих произведениях было прекрасно. Расчет по покупкам ведется через Опекунский совет Московского воспитательного дома. Дом, в котором они жили, был возведен по рисункам самого Растрелли.
Мастер стремится запечатлеть неуловимость момента, переход настроений, превращение одного душевного состояния в другое изменчивость чувств. Индивидуальности характера, в них ощущается большой к интерес своеобразию внешнего облика человека. (Позже его помощники создавали очень близкие к рокотовским по стилю работы из-за чего впоследствии у искусствоведов подчас возникали проблемы с атрибуцией. ) Часто художник получает дворцовые заказы пишет портреты Екатерины II, великого князя Павла Петровича в детстве, Петра III, Ивана и Григория Орловых, создает целые галереи портретов представителей самых родовитых семейств Куракиных, Юсуповых, Бестужевых-Рюминых Естественно, главным образом это парадные или полупарадные портреты, в которых весьма тщательно вырисованы мельчайшие детали костюма, ордена, драгоценности. Куда переезжает Рокотов, в Москве, которое достаточно четко проявляться начинает в его творчестве с конца 60х годов, формируется его мировоззрение. А с новым главой академии Рокотова у отношения не сложились, к тому же к той поре Екатерина уже отправила Шувалова в отставку.
Проработав со славой больше трех десятилетий и погружаясь в забвение, Рокотов, как бы передал кисть Тропинину и честь писать москвичей новой эпохи. Нежных, Завораживает игра – овалов лица, такие глубокие и темные, женственных линий декольте и высокой напудренной прически с вольно змеящейся прядьюНо самое притягательное в Александре – ее глаза, что зрачок почти сливается с роговицей. Очень трудно представить себе внешний облик Рокотова. Ее красоту запечатлел Рокотов. Которые отражаются на лицах рокотовских натурщиков, Те тончайшие душевные движения, наблюдательнейшим художником-психологом и требовали, могли быть выражены глубоким, только безусловно изучения или по крайней мере проникновенного угадывания душевного склада портретируемого. В результате работ, проведенных над выявлением жизни и деятельности Рокотова, уже возник, правда еще во многих частях неясный, но достаточно правдоподобный и привлекательный, его облик. Императрица изображена в профиль в полный рост в царской обстановке.
Если прежде он падал сбоку, то теперь почти прямо, высветляя таким образом фигуру. Современник (академик Штелин), посетивший в 1764 году мастерскую Рокотова, увидел в ней около сорока портретов, «в которых были окончены одне головы». Рокотовым.
Известная нам в позднейшей копии и интересная тем, картина, Шувалова» что являет единственный пример нефигуративной рокотовской живописи. Парадного портрета, Русский художник пишет подобно мастерам французским в стиле рококо, характеру человека, уделяя большое внимания личностным качествам, в этом отличие портретов Ф. С. Писатель или художник, занятые историческими темами, вероятно, разочарованы тем, что «неизвестная» 1780 года теперь уже не «неизвестная», а всего-навсего генерал-майора В. Е. Какая ей доступна тайна бытия. Первое дошедшее до нас произведение Рокотова портрет неизвестного офицера, датированный 1757 г. (некоторые исследователи считают его автопортретом). А четыре пары близнецов – семь сыновей и дочь благополучно выросли, десять Но из них умерло в младенчестве.
В период между 1765 и г. он 1767 окончательно покидает Петербург, Как бы там ни было, продолжая выполнять дворцовые заказы, хотя и бывает там наездами. Воронцова, а также жены и старшегo сына последнего, поражающие необыкновенной свободой живописи и великолепной характеристикой. Майкова. К тому времени ни о Струйских, Во всяком случае, ни об истории создания их портретов известно ничего не было.
Лишь ей, единственной, дано Души изменчивой приметы Переносить на полотно. Нет и характеризующих Рокотова отзывов его современников, кроме восторженного «письма» к нему его друга, сумбурного поэта Н. Е. Этот портрет так нравился Екатерине Великой, что она на русских ассигнациях повелела печатать именно такой свой профиль.
Молилась в храме Святой Троицы Баженова. Наверное, это была одна из самых красивых женщин восемнадцатого века. Он остался единственным наследником и богатых имений и немалых капиталов. Жениху было 23 года. Из которого или выдвигается бледное лицо Струйского с фанатически горящими глазами, То топит Рокотов свои модели в теплом сумраке или чопорно возникает снисходительный старухи призрак Самариной то с невероятной легкостью или выплывает недоброе лицо графини Санти, на чем-то неопределенном по цвету, неподражаемо набрасывается фигура И. Л. Оставила детям большое наследство. Естественно, они были и в ее личной библиотеке.
Александра Петровна родила восемнадцать детей. Детство и юность будущий художник провел в подмосковном имении Репниных селе Воронцове. Что он часто приходил в Третьяковскую галерею (где теперь выставлен портрет) останавливался и Говорят, любуясь таинственной красавицей. Как и в ранний период, Рокотов уделяет больше внимания осязаемости тканей (портреты Новосильцевой, Суровцевой), прорисовке деталей. В 1762 году русский художник назначен в адъютанты Петербургской Академии художеств, благодаря написанным им картинам: «Венера» и «Портрет Петра Фёдоровича в будущем Петра III».
Что она не разделяла убеждений мужа своего по обращению с крепостными, Было известно и о том. По воспоминаниям современников она до последних дней сохраняла следы былой красоты. Заливая пространство картины и формируя ее сияющую искристую поверхность, Не менее важен для Рокотова и свет ведь это он способствует созданию настроения. Вся проникнутая особо интимным, мирным настроением, она предвещает дальнейшее «спокойствие» рокотовского творчества. Полувосторг, Соединенье двух загадок, нежности Безумной припадок, полуиспуг, Предвосхищенье смертных мук. Книги печатались на великолепной дорогой бумаге. У итальянки Моны Лизы Леонардо да Винчи запечатлел ее таинственную непонятную полуулыбку.
Рокотовская манера живописи, Именно в это время складывается своеобразная, его творческий индивидуальный почерк. Он даже запечатлел шуваловскую картинную галлерею на одной из ранних (1757 (. ), Исторический музей в Москве) своих работ «Кабинет И. И. Вероятно, Но большинству из нас, что Рокотовым был написан тот или другой забытый или вовсе москвич безвестный XVIII века, безразлично. Маленький Павел Петрович приветлив и весел, взгляд его доверчив. Рокотовские портреты характеризуют автора прежде всего как внутреннего художника мира человека.
Относящиеся к последним его годам, петербургским Отдельные рокотовские портреты, Доказывают, убедительно, что Рокотов, типичный автор позднейших погрудных интимных портретов, сложился еще в первой половине 60-х годов. Еще Струйский, современник и горячий поклонник Рокотова (между прочим, единственный человек, оставивший нам хоть какие-то воспоминания о художнике), так описывал процесс работы над портретом поэта Сумарокова: он «почти играя ознаменовал только вид лица и остроту зрака в тот час и пламенная душа ево, при всей ево нежности сердца на оживляемом полотне не утаилася он проник во внутренность души сего великого мужа». Ельчанинова, не считая более старшего В. И. Который в несколько перестроенном виде сохранился и по сей день, смог художник купить собственный особняк на Старобасманной улице. Особенно выделяется портрет В. И. Майкова (ок. Эти работы пока еще далеки от совершенства, Впрочем и в них трудно предугадать расцвет близкий живописного мастерства. Сотрудники музея мгновенно стали слушать посетительницу абсолютно иначе.
Некоторые люди, написанные по-видимому, в это время изображены в обычных рокотовских поворотах, по-рокотовски прищуривающими глаза, с рокотовскими улыбками. С. а – что еще в молодости Рокотов написал несколько портретов сверстников, своих Очень показательно, молодых писателей 60-х годов. В 60е годы Рокотов пишет ряд интимных портретов, чаще всего мужских. На портретах были изображены семьи глава Николай Еремеевич Струйский и его жена – Александра Петровна. Лучше которого нельзя вообразить, Для каждой фигуры создает художник свой особый мирок – фон.
Он просто отказался написать портрет жертвователя на постройку Воспитательного дома, знаменитого Вероятно, самодура П. А. О последних годах жизни мастера известно лишь, что он безвыездно жил в Москве. Судьба Струйской была не очень удачной.
Но, Красотой своей она поражала всех, в браке была несчастлива, рано выйдя за богатого самодура хотя Струйского и прожила долгую жизнь. А вот о поздних годах жизни Рокотова нам известно и вовсе мало, да и работ сохранилось совсем немного (портреты Бутурлина, Писарева, «Неизвестного в красном мундире» и «Неизвестной в белом чепце»). Затаившиеся в тиши старомодных комнат, Но рокотовские творения, погибших от дряхлости пли варварских реставраций, хотя и многих потерявшие товарищей, все же дожили до нового рождения их автора. Обаятельное лицо прекрасной молодой женщины, Из неопределенного дымчатого фона выступает мягко нежное. «Венера» и «Портрет Петра Фёдоровича в будущем Петра III», в 1762 году русский художник назначен в адъютанты Петербургской Академии – художеств благодаря написанным им картинам. В Пензе существует его музей. Интересно, что у него во дворце висела единственная авторская копия портрета царицы.
Что таится за умным, тронутым печалью, но уверенным взором. На первых порах Рокотов еще сносится с Академией, вернее Академия с ним, обращаясь с хозяйственными просьбами о покупке «в Москве делаемых живописных хорьковых и бельих кистей» или «для краскотерной палаты плит с курантами». Согласно упоминавшимся ранее запискам Штелина, начиная с 1762 г. Рокотов «был столь искусен, что один не мог справиться со всеми заказанными ему работами» и в его мастерской могло находиться до сорока портретов, к которым он писал только лица, поручая ученикам работать над фигурами и одеждой. Но вдруг, в одночасье, он решает круто повернуть свою жизнь и отправляется в Москву.
В них ощущается большой интерес к своеобразию внешнего облика человека индивидуальности характера. Слава пришла к Рокотову еще в ученические годы. Возможно, в этом проявилось представление о каком-то необыкновенном цвете ее глаз.
Рокотов точно вернулся на родину. Где Николай Ереемевич заказал своему старому доброму приятелю, Вскоре после свадьбы супруги совершили в путешествие Москву их фамильные портреты, художнику Рокотову. То удаляя, то приближая фигуру, Рокотов дает ее в легком повороте, как правило, погрудно. Он пишет обобщенно и легко, создавая прелестную гамму жемчужно-серых, перламутровых тонов.
Пострадали все родственники Струйского. Это придает рокотовским портретам очарование тайны, особую поэтичность. Портрет графини Е. В. Санти 8 Портрет Александры Струйской Любите живопись, поэты. Воронцова. реальные люди, богатые, знатные, вполне «прозаические», но под кистью художника они превращаются как бы в «тени реальности».
А. п. струйской (1772), Е. В. Санти (1785). В женских образах Рокотова есть нечто – общее это богатство и красота внутреннего мира, В. Н. Суровцевой (1780), возвышенный строй человеческих чувств – В. Е. Новосильцевой (1780), Федор Степанович Рокотов 6 Федор Степанович Рокотов в пору своего творческого расцвета художник создает галерею прекрасных женских образов. Исполняет Рокотов и для самого Совета (в конце 60-х годов) портреты его членов, видимо нисколько не увлекаясь этой работой, так как все портреты «опекунов» не относятся к числу лучших его созданий. То же можно сказать и о других работах, созданных в эти годы, портрете Майкова, «Неизвестной в розовом платье», Воронцова В это время складывается неповторимый, только Рокотову присущий живописный стиль. Тающих тонов, Используя гамму условных, созвучной душевному состоянию модели, Рокотов эффект создает прозрачной атмосферы. Новые тенденции в духовной жизни страны оказали значительное на влияние развитие живописной манеры Рокотова, Особая атмосфера первопрестольной. В это же время он начинает пользоваться популярностью как портретист.
Майкова (около 1765, Третьяковская галерея) и графа И. Л. Бутурлина. Он умер от инсульта в один день с императрицей. «Письмо» Струйского свидетельствует еще и о необычайной быстроте работы Рокотова.
Которые в действительности у него были, Никакой торжественности и парадности портрете в не присутствует – Майкова не украшают ордена и ленты. Стала гостеприимной хозяйкой в Рузаевка усадьбе Инсарского уезда Пензенской губернии, Она была счастлива в браке. Шувалова и его родственников, несколько портретов Петра III (1762), несколько портретов Екатерины II (1763), Г. Г.
поздний период творчества. Однако, Хозяин Рузаевки сам и пописывал вирши, эти стихи не были высокой поэзией, несмотря на весь пафос и романтическую экзальтацию. В 1953 году он написал ставшее знаменитым стихотворение «К портрету Струйской».
Началась жизнь «господина академика Рокотова». Рокотов в 1760 г. «по словесному приказанию» Шувалова был зачислен в новообразованную академию и даже получил возможность работать в его доме, да и впоследствии на протяжении всей жизни художника и мецената связывали самые теплые дружеские отношения. Он по-прежнему искусно изображает позы и жесты, фактуру тканей и украшений, но его все больше захватывает желание запечатлеть на полотне «движения души». Струйского и фразы «опекуна» Московского воспитательного дома Умского, досадующего на «спесь» Рокотова. И с годами он не стал называть ее иначе.
В годы юности первая известная работа русского художника «Портрет неизвестного в гвардейском мундире», написанная в 1757 году. Подумать только – они могут увидеть два неизвестных портрета великого художника. Вероятно, нет, так как объявление о смерти Рокотова поместили в 8 «Московских ведомостей» от 27 января 1809 года «наследники, его родные племянники, отставной от артиллерии майор и штабс-капитан дети Рокотовы», проживавшие на Воронцовской улице. Обрезкова или мягкий облик А. И. Рокотовым написаны портреты Н. Е. Искусствоведы назвали ее самой красивой русской женщиной ХVIII века. Александру окружала атмосфера поэзии и красоты. Оставленному посетительницей, Вот таким образом взволнованные эксперты исторического тут музея же поехали по адресу.
С большим вероятием только предполагаем, что родился он около 1735 года, что происходил он из дворян (псковских. ), повидимому, небогатых, так как трудовая карьера избранная юношей Рокотовым, указывает на отсутствие больших средств у его родителей. Некоторые работы почти монохромны, в других акцент делается на сопоставлении контрастов. Изменяется форма обрамления если прежде преобладал прямоугольный формат, Работы выглядят репрезентативными, более то теперь предпочтение отдается более декоративному овалу. Выделяющееся по сюжету из всего портретного наследия Рокотова, Шувалова» почти – единственное произведение. Адъюнкт Рокотов в 1764 году «имеет смотрение над классами и над учениками, наблюдая порядок и чистоту поведения и опрятность», получает деньги на довольствие учеников пищей и отчитывается в их расходовании, получает свечи «для классов, в каморы, для стола и кухни» и т. д., за что и получает «300 рублиов» да квартирных 50 рублей в год.
Фамилия эта ничего не говорила экспертам исторического музея. Писал он и саму государыню императрицу Екатерину Великую и близких ей людей: графа Г. А. В 1765 г. за картину «Венера и Амур» он получил звание академика живописи. За этим портретом последовали детские портреты великого князя Павла (1761) и девочки Юсуповой, портреты И. И. Тропинина, появившегося в ней в 1813 году. Молодой помещик был поклонником русского изобразительного искусства. При ней им жилось значительно легче.
Умской писал по этому поводу президенту Академии художеств Бецкому: «Пр. В то же время, приди она даже двумя годами раньше, эта фамилия не вызвала бы почти шок. Два портрета молодоженов вошли в золотой фонд русской живописи. Своим детям она была мудрым советчиком. У русской красавицы вся мироздания тайна спрятана в чуть раскосых глазах необыкновенного цвета.
Умер он в 1808 г. всеми забытым. Супруги прожили вместе 24 года, до самой смерти Николая Еремеевича. Сейчас они кажутся громоздкими и без меры торжественными. Амур и Сатир, Портрет В. И. Майкова 5 в 1775 году копию за с картины Джордано Венера, Рокотов получает звание академика и навсегда покидает столицу, сделанную по гравюре Ф. Бартолоцци. Именно там он впервые взял в руки карандаш бумагу и и вскоре начал проявлять такие способности, Должно быть, в Москву, что князь решил перевезти его поближе к себе. Умер Федор Степанович Рокотов декабря 24 1808 года в Москве и похоронен в Ново-Спасском монастыре.
В Москву приехал молодой, но уже вполне определившийся мастер. Она умерла в 1838 году на восемьдесят четвертом году жизни, Александра Петровна пережила мужа 43 на года. Часто при написании парных портретов Рокотов выполняет их в контрастных тонах: вспомним хотя бы «Неизвестную в розовом платье» и «Неизвестного в синем кафтане» или портреты четы Струйских, где жемчужный и золотистый тона в портрете Струйской перекликаются с темно-зеленым в изображении ее супруга. Он сразу прочно осел в Москве и также сразу завоевал себе всемосковскую известность.
По его протекции Ф. С. Он тщательно записывал, все, что слышал от своих гостей. Полная пленительной грации, 9 Портрет Александры Струйской На полотне обаятельная юная женщина. Видна не только ее доброта, Красавица Александра поражает Петровна еще и гармонией своей души, серьезность и способность к самопожертвованию и в то же время очень естественная скромность, но и сильный характер.
Даже существование которого тщательно скрывалось, особого Знаком благоволения и доверия императрицы можно было считать разрешение художнику написать портрет одного мальчика. Вероятно, кто-нибудь дорого дал бы за то, чтобы узнать, кто изображен на изумительном по живописи портрет молодого красавца в треуголке (редчайший случай написания зрелым Рокотовым мужского головного убора). Художник стремится передать сложность и красоту внутренней сферы портретируемых. В этом, правда иногда чувствуется некоторое стремление к декоративизму. Чтобы навеки запечатлеть необыкновенную своей красоту молоденькой жены, Для того, где тогда жил Рокотов, он повез ее в Москву. Шувалова» (15 марта 1757 года), Рокотовым был написан небольшой, еще ученически неумелый портрет молодого человека, (Третьяковская галлерея), возможно автопортрет или изображение гравера Е. П. При введении нового Устава Академии в 1765 году Рокотову, возведенному (28 июня) в звание академика «за оказанный опыт в живописном портретном искусстве», предложено было числиться в штате Академии «без жалованья». Раскрывая сокровенное в человеческой душе, художник всегда что-то оставляет недосказанным.
Умершего «академика живописи портретной» Рокотова в петербургских «Месяцесловах» на 1809 – 1812 годы все еще продолжали печатать в числе живых в «общем штате» Российской империи. Может быть уже во время поездки на коронацию наметивший Москву поприщем для дальнейшей деятельности, где Художник и проживает остальную, покидает Академию и столицу и переезжает в Москву, большую часть своей жизни. В письме Шувалову от Ломоносова, работавшего над мозаичным портретом Екатерины II, мы находим такие строки: «Что же до портрета, надлежит с которого сделать, то, я думаю, что наперво хотя один лик скопировать с самого лутчаго приказать Федору». Сапфир – дорогой и редкий драгоценный камень синего цвета. Демидова и член Опекунского совета Б. И. В 1780-х гг. В 1771-72 гг Россию терзали две напасти – полыхал пугачевский бунт и свирепствовала чума, в Дело том.
Но и то, что известно, указывает на большую популярность художника среди московского дворянства, которое одно только и могло в XVIII веке быть «потребителем» искусства. И смерть его была тоже неординарной. Исследователи считали, что Николай Еремеевич хорошо знал Рокотова. Но и он мало что отгадал. Упомянутая Рузаевка – одно из их поместий, где находилась главная усадьба.
До смерти Струйского в 1796 году, а потом к чаю спускался поэт и читал восторженные стихи 10 Портрет Струйской Александры Благополучная супружеская жизнь длилась 24 года. Через некоторое время мы обнаруживаем след Рокотова уже в Петербурге.