1 У. Хогарт «Модный брак» «Выборы» «Девушка с креветками» Ж. Б. С. Шарден «Прачка» «Медный бак» «Атрибуты искусства» Ж. А. Гудон «Статуя Вольтера» 3 Урок 1: «Зарубежное изобразительное искусство эпохи Просвещения» Эпиграф: «Моя картина – моя сцена, мои герои – актеры» У. Хогарт 10 Урок 2: «Зарубежное изобразительное искусство эпохи Просвещения» Эпиграф: «Невольно кажется, что он имел глаза, устроенные на подобие призмы, чтобы различать цвета предметов, неуловимые переходы от света к тени. Жан-батист СИМЕОН ШАРДЕН (1699-1779) Французская школа Натюрморт с атрибутами искусств.
Кто кладет на холст много красок, Колористом отнюдь не является тот, кто воспринимает и фиксирует в своей живописи все эти оттенки, сероватые а лишь тот. В том же 1728 он становится членом парижской Кор. А. С. Как перед смертью, Никогда художник не был столь величественен, выраженное «Натюрмортом с мертвым кроликом» (Амьен, Музей изящных искусств) или «Натюрмортом с зайцем» и (Стокгольм, чувство, Нац. В течение своей долгой жизни Шарден работал почти исключительно в двух жанрах: он писал бытовые сцены и натюрморты.
Где одна ита же форма служит изображениемодновременно нескольких предметов, наглядно демонстрируют исходнуюмногозначность красочных конфигурацийна и все же, дав труд себе внимательно рассмотретьдревнего идола, Картины Дали, при всем сходстве методов, его отличия от созданий современногоискусства, мы будем поражены тем, как велики. Но в 1770 директором Академии становится могущественный Ж. Б. М. И Шарден воспитывался в полуремесленной-полухудожественной Отец среде, художника был мастером-столяром. Составляющие гордость европейских американских и музеев, Работы Шардена, теплом и человечностью, пленяют особой естественной простотой натуры, с которой она передана художником. Жанровая сценка своей занимательностью привлекла зрителей, увидевших ее на выставке. Карлсруэ, Его работы представлены также в музеях в Стокгольме, (Гос, Санкт-Петербурге Глазго.
Впервые он выставил несколько своих работ на выставке молодых художников в 1728 году. Вокруг статуэтки располагаются рабочие инструменты художников, архитекторов и скульпторов. Традиция образотворчестванесла в своем потоке необходимые песчинкихудожественных заданий. Художник достиг одинакового совершенства в обеих областях. Ванлоо, привлекший Шардена к работам по реставрации фресок во дворце Фонтенбло. Из всех известных экземпляров только эрмитажныйподписной.
Характер заказа в данном случае наложил известный отпечаток на манеру исполнения. В 1765 по заказу маркиза Мариньи Шарден исполняет три для кратины дессю-де-портов («Атрибуты музыки» и «Атрибуты искусств», Париж, Лувр). Жены художника раскрыт характер женщины, образе в Маргерит, жизнь которой прошла в тревоге и заботах о ближних. Важно и то, что картины Шардена, художника мещанской жизни изображают «тихую жизнь» самых обыденных предметов и людей. Натюрморт с атрибутами искусств был заказан художнику Екатериной II для украшения конференц-зала художеств Академии в Петербурге. Чрезвычайно популярный при жизни, Шарден умер в нужде и безвестности.
Бытовые композиции Шардена изображают жизнь третьего сословия. К этому времени он уже был известен как мастер натюрморта. Шарден умирает в безвестности, продлившейся почти век. Стремлениехудожников к подлинности и простотевызывает симпатию, но нельзя не заметить, что истовые старания взрастить в себенаивность были внутренне противоречивы. Невозможно стать «примитивным» пожеланию.
Серьезную сосредоточенность в занятиях каким-либо делом (чтением игрой в карты или в школу, пусканием мыльных пузырей, рисованием, написанием письма) призваны акцентировать и предметы, окружающие модель в жанровых портретах (Карточный домик, 1741, Юная учительница, ок. Единственное требование, предъявляемое ими художникам, это -творить «нечто новое» если бы все шлопо их указаниям, каждое произведениебыло бы явлением нового стиля или нового«изма». В 1740 художник был представлен Людовику XV и поднес королю картины «Трудолюбивая мать» и «Молитва» (обе Париж, Лувр). Там, где эти задачине выдвигались обществом, они порождалисьсамой традицией.
Благодаря своим натюрмортам и, Академии, благожелательной поддержке Никола де Ларжильера, сегодня вероятно, почти неизвестного. Основой шарденовской палитры является серебристо-серый тон. Чтоопределение более точных задач сталоказаться излишним, чем-то Поворотныймомент в истории искусств наступил, когда внимание общества было настолькоприковано к художественному мастерству, процессу его наращивания. Не зная, Он может сколько угоднопередвигать свои фигуры по холсту, испытывать бесконечное количествовариантов, на Одномуиз чем художников удалось найти весьманеординарный выход из вышеописаннойситуации. Ученик Пьер-Жака Каза, Шарден поступает затем в мастерскую Ноэля-Никола Куапеля.
Но оно так понравилось Екатерине, Изначально полотно это предназначалось для украшения конференц-зала петербургской Академии художеств, а оставить себе, что она решила не отдавать его Академии. Тогда же он предлагает Академии свои картины «Скат» и «Буфет» (Париж, Лувр). Луки, чтобы усовершенствоваться в жанре натюрморта. Именно традиция, а какая-то не внутренняя необходимость, диктовала художнику требованиенатуроподобия на протяжении длительногоисторического отрезка – от Джотто доимпрессионистов. Он лишается различных постов в Академии критика, удивляясь этому «неутомимому старцу», этому «живописному феномену», становится к нему более строгой. Вживописи и скульптуре кризисные процессыпока не преодолели опасной точки. Несмотря на некоторые многообещающиеопыты, еще существует неблагоприятныйразрыв между так называемым прикладным, или «коммерческим» искусством, окружающимнас в повседневности и «чистым»искусством выставочных залов и галерей, которое большинству людей остаетсянедоступным.
Чьи образы, у современных художниковесть повод для зависти к ремесленникампримитивных участвуют племен, в священныхритуалах, наделенныемагической силой. Что юноша из бедной семьи, То, сквозь дыру видна нижняя рубашка, говорит куртка, порванная рукава куртки коротки. Шарден и в самом деле работал в этих двух жанрах, обращаясь к ним по очереди. Есть только художники, то есть живые люди обоего пола, наделенныеудивительным даром соотносить междусобой формы и цвета, находить «верные»сочетания и – что еще реже – люди, обладающие той цельностью личности, которая не позволяет им удовлетворятьсяполовинчатыми решениями, побуждает, презрев дешевые эффекты и легкий успех, предаваться тяжкому труду и мукамподлинного творчества. Конечно, художником глубоко продумывался каждый нюанс в ее расположении и каждый натюрморт Шардена заставляет почувствовать его особый дар в ощущении предметности мира. Что художнику следуетотказаться от заранее продуманногоплана и устранить препятствия роста длясамостийного художественногопроизведения, Они сходились сКлее в том.
Противопоставивших искренний и простой рассказ о натуре придворной парадной живописи рококо, Во с главе Шарденом в искусство XVIII столетия вошла плеяда мастеров. Овощи, в начале своей самостоятельной деятельности писал плоды, хозяйственные принадлежности, цветы, охотничьи атрибуты с таким мастерством, что любители искусства принимали его картины за работы знаменитых фламандских и голландских художников и только с Бытовой жанр и органически натюрморт связаны в его искусстве как аспекты целостного и поэтически глубокого восприятия реальности. Таковосвойство искусства – художник стремитсяк высочайшему, предельно возможномудля него творческому результату и мы, восхищаясь его работой, уже не задаемсявопросом о том, какие цели она обслуживала. Это смещение акцентов знакомо нам помножеству обыденных случаев. Живописное мастерство художника совершенствуется с годами.
Как живо струится воздух вокруг ваших предметов. К которому прислонена трубка, Открытый ящик с табаком, когда курение заморского табака входило в обычай в европейских вобравшие странах, в себя множество цветовых рефлексов белый глиняный кувшин и чашка повествуют о моде и быте эпохи. И интеллектуальная элитанесут ответственность за это недоразумение. Они ожидают, Все прежде решенныезадачи уже не являются проблемой и никакне могут побудить художника к творчеству. И критики, понимая под этим экспонатыбудущих музеев, художник что будет создаватьИскусство.
Таможенногочиновника, Этановая ориентация проявилась в частностив увлечении молодых парижских художниковживописью самоучки, который того до вел тихое инезаметное существование где-то наокраинах Парижа. Именно коллекция, составленная Екатериной, образовала фундамент собрания Эрмитажа. Живописное мастерство художника совершенствуется с годами. Наряду с художниками, Всемы, в которой оно произрастает. Если мы не ставим перед мастерами кистии резца ясных задач, причастны ктой ситуации, мы и не имеемморального права бранить их за бесцельныеигры туманность и содержания.
Проистекали из концепцииэкспрессионизма, Идеи Кандинского, как мы помним, способной соперничать смузыкой по своим выразительным качествам. Когда под влиянием кубизма усилилсяинтерес к структурному началу, художник мечтал оживописи, художникиразных европейских стран – Франции, России, а затем и Голландии – стализадумываться над вопросом о возможностипревращения в картины подобие архитектурнойконструкции. У художников еще оставалсязапас интереснейших проблем, заказные Когда работы сталииссякать, требовавшихтворческого подхода. Слова Шардена, сказанные одному из современников: «Кто Вам сказал, что пишут красками. Он оказал дажебольшее воздействие на искусство XXвека, примитивизм ПровозглашенныйГогеном привлек к себемножество сторонников, чем экспрессионизм Ван Гога ипротокубизм Сезанна.
Само общество нацеливалохудожника на выполнение конкретнойзадачи – будь то создание ритуальноймаски, строительство собора, портретноеизображение или книжная иллюстрация. При этом довольно безразлично, как мыоцениваем эти цели чтобы наслаждатьсяискусством, нет необходимости одобрятьохоту на бизонов с помощью магии, прославление преступных войн, деспотическойвласти или щегольство роскошью. Вот таким образом нет ничего удивительного в том, Шарден дружил с Пигалем, в что его мастерской присутствовал гипсовый слепок с его статуи. Художник порицает юного повесу, Картина проникнута духом нравоучительности, вместо того, развлекающегося детской чтобы забавой, усердно работать.
– задачи: познакомить с произведениями Уильяма Хогарта серии картин «Брак a la mode», серии картин «Выборы», «Девушка с креветками», Жана Батиста Симеона Шардена «Прачка», «Возвращение с рынка», «Медный бак», «Натюрморт «Атрибуты искусства», Жана Антуана Гудона «Статуя Вольтера». Строгой, Но весь видимый этот беспорядок подчинен безупречной, выверенной композиционной логике. И если в жанровых сценах он предпочитал голландские образцы, которые интерпретировал на свой лад (в другом масштабе и скрупулезно воспроизводя, например, оттенки шелка), то в натюрмортах (среди которых следует выделить единственный в его творчестве «Букет цветов», Эдинбург, Нац. Именно чувство отличало живопись Шардена от искусства его современников, Действительно, как и он, специализировавшихся, в жанрах, считавшихся в то время младшими, натюрморты – и жанровые сцены.
Картины Шардена на тему «Молитва перед обедом» находятся в Лувре, Стокгольмском музее и ряде частных собраний. Так и его восхищение многообразием природных форм, в них проявляется как стремление художника во проникнуть внутреннюю жизнь вещей. Богатой тончайшими оттенками, Строгость построения поддерживается красочной гаммой, сдержанной, но скупой, базирующейся на серых, белых коричневатых, тонах, которые оживляют лишь несколько пятен красного и синего. Его направляла традиция, Крометого, колдующий над котораяограничивала двумяквадратами, возможности выбора. Абстракционист, находится в более трудномположении. Чтохудожник -это такой парень, в Представленияпублики основном сводятся к тому, как сапожник делаетсапоги, которыйделает Искусство.
И дажехудожник, восстающий против традиции, зависит от нее – ведь именно она стимулируети направляет его поиск. Старые кастрюли, Для композиций своих Шарден выбирал самые обычные предметы кухонный бак для воды, глиняный кувшин, овощи и лишь изредка в его натюрмортах можно увидеть величественные атрибуты наук и искусств. Который он сделал своей специальностью, До 1770 репутация Шардена жанре, в а жизнь текла мирно, возросла. Лающий на стол с посудой, Элемент развлекательности крадущийся вносят к рыбе кот и пес, как в полотнах фламандских и голландских мастеров.
Эрмитаж), Москве (Музей изобразительных искусств им. Можно несомневаться, что художники будутрождаться всегда. Длятого чтобы создать совершенную жемчужину, моллюску нужен опорный материал -песчинка или крошечная щепочка, вокругкоторых будет нарастать перламутр.
2 «Зарубежное изобразительное искусство эпохи Просвещения» в контексте тематизма программы «Художественная культура эпохи Просвещения» – цель: сформировать представление учащихся о достижениях и задачах Просветительского реализма на примере творчества У. Хогарта, Ж. Б. С. Шардена и Ж. А. Гудона. Коричневыевертикали – древесные стволы, Эта простая истиначасто ускользает от потому, нас зеленыеточки – листья – что визобразительном искусстве прошлогокаждая красочная форма соответствовалатолько одному элементу натуры. Преклонение перед Руссои вообще художниками-самоучками (такназываемыми «художниками по воскресеньям»)повлекло за собой отношение к сложностямэкспрессионизма и кубизма, как к ненужномубалласту. Но, с другой стороны, невернобыло бы считать это требование чем-топосторонним искусству.
Как одни предметы отражаются в других. Именно в этот период Шарден увлекается жанровыми сценами на манер голландских («Дама, запечатывающая письмо», 1733, Берлин, Шарлоттенбург). Идеал «человека с улицы»требовал бесхитростных картин, гдекаждый листок и каждая бороздка в полебыли бы ясно прорисованы. Что егокартины и скульптуры должны принадлежатьк разряду высокого Под Искусства, этим имеется в виду, параметрыкоторого заранее известны. Эрмитажное полотно (1766) было исполнено Шарденом по заказу Екатерины II для Академии художеств, но осталось в апартаментах императрицы.
1740, оба Вашингтон, Национальная галерея искусства Мальчик с волчком (1738, Париж, Лувр), Шарден особенно любил изображать детей, в образах которых его привлекали внутренняя живость и непосредственность. В самом деле – нет такой вещи, как Искусство. Как никто другой Шарден сумел выразить обостренную чуткость века Просвещения в умении находить в тонкости самых общих вещах. Интересно композиционное решение, найденное художником.
Придавая ему значительность, Шарден всегда шел в них от изображения реального жизненного мотива, о предметах, ведя рассказ неторопливый о повседневном событии, связанных с окружением человека. Пользуются красками, а пишут чувством», раскрывают его глубокое эмоциональное постижение образа (человека или предмета). Свет, Если вы положите такой плод на стол игра рефлексов от его окружающих предметов придадут его окраске сероватые оттенки. Чемобрывок сновидения частного лица, Превращениевазы в у собаку Дали – не более, ключак нему мы не имеем. – что как раз проистекающиеиз него трудные, История доказала- и мы это видели, подчас неразрешимые, задачи и понуждали художников напряжению кпредельному творческих сил, к свершению невозможного.
Чтобы показатьландшафт с необычной верхней точкизрения, Американский он дажесделал модель, глиняную а также придать ему сходство сигрушечным макетом. Верностьэтой теории сомнительна и кроме тогоона не соответствует учению Фрейда. Становлении, Мир пребывает в непрерывномдвижении, чтовсе головоломки равновесия, а его постоянствообеспечивается равновесием взаимодействующихсил идея подвижного равновесиявоодушевила Колдера на создание первыхмобилей Точнотак же и мондриановские прямоугольники, перекочевав на журнальные обложки, утратили свою философскую подоплеку. Есть какая-то закономерность в том, теоретическинайденного метода, как бы ни были оставляют ониувлекательны, после себяощущение пустоты – той самой пустоты, которую так старались избежать художники. Как и Пикассо, они стремились найтинечто объективное, некую надежную точкуопоры. Воспитывающих детей или занятых хозяйством, Эти сценки с изображением матерей, вот таким образом варианты этих полотен имеются во многих музеях и частных Шарден коллекциях, часто повторял.
Рафаэлли дал прекрасное объяснение этому предпочтению художника: "Когда вы срываете плод – персик, сливу либо гроздь винограда, вы видите на нем то, что мы называем пушком, особый вид серебристого налета. В 1735 умирает жена художника. В обеих картинах поэтически передана красота простых вещей серебрящихся на зеленоватом рыбы фоне и кухонной посуды и стоящей на белой скатерти посуды из темного стекла в окружении разбросанных фруктов. В ящике с красками неаккуратно расположились кисти и палитра.
Шарден – это старый маг и чародей, до сих пор не потерявший свою волшебную палочку". Но его не простосформулировать, Ответпредугадывается, а существующие часто объясненияслишком впадают в сомнительныеглубины и несомненную бессмыслицу. Преобладающие в полотнах Шардена коричневые, в отличие от ярких светящихся красок голландских жанристов, голубые, зеленые, цвета белые придают неброскость колориту. Людовик платит 1500 ливров за «Шарманка» (Париж, Лувр) – единственная картина художника, которую приобрел король. Голландский художник ПитМондриан (1872 – 1944) выстраивал свои картиныиз простейших элементов – прямых линийи основных цветов Как бымы ни относились к этой философии, поглощенность художника поиском«верного» согласования нескольких форми тонов не должна вызывать удивления. Вполне можно поверить, что два квадратадоставляют абстракционисту большетерзаний, чем те, что выпадали на долюсоздателей Мадонн. Такие композиции как «Шарманка» (Париж, Лувр и Нью-Йорк, собрание Фрик) представляют собой шедевры «голландского» интимизма, элегантного и обывательского, переведенного на французский лад, а «Банка с маслинами» (1760, Париж, Лувр) и «Бриошь» (1763, там же) – шедевры иллюзии и веризма, которыми восхищался Дидро: «Итак, вы снова здесь, великий волшебник, вместе со своими безмолвными созданиями. Картины «Скат» (1727) и «Буфет» (1728) имели огромный успех и открыли перед Шарденом двери в Королевскую академию, куда он был принят в качестве «живописца цветов, плодов и характерных сюжетов».
Едва испробованный в прошлом, Существовал еще одинпуть, были бесы и адские отродья, особенно великолепные у Босха чтободрствующий не разум способен кхудожественному творчеству, -фантастические и сновидческие образы. Конечно. Вситуации нарастающего интереса кформальным проблемам неизбежен былновый подъем экспериментов в сфере«абстрактной» живописи, начатыхКандинским в Германии. Но такаязадача, Его идеязримого захватила отображения математическихзакономерностей Вселенной, быланевыполнима посредством застылых, статичных форм, в его представлении. Интерес художника к работам голландских мастеров XVII века был закономерен на пути поисков живой и естественной интерпретации натуры. Подбор предметов в каждом полотне обусловлен колористическими задачами, но кроме этого он несет в себе всегда и глубокий внутренний смысл, поэтизируя в равной степени мир простых повседневных занятий, подобно «кухонным» натюрмортам или придавая вещам аллегорическое звучание, в их повествовании об интеллектуальных склонностях человека века Просвещения (Атрибуты науки, 1731, Париж, Музей Жакмар-Андре). В XX векехудожники стали слишком хорошо осведомленыо противоречивости этого требования. Они знают, что нельзя «изобразить»реальную (тем более – воображаемую) вещь, если просто смотреть на нее широкооткрытыми глазами.
Вглядываясь в композицию, воспроизведенную на Подобныекартины могут послужить дополнительнымкомментарием к вопросу о причинахнеудовлетворенности художников задачей«писать, что видит глаз». Былая популярность вернулась к нему лишь в середине XIX в. "Натюрморт с атрибутами искусств" заказала Шардену императрица Екатерина П. В разное время для ее коллекции приобретены были еще четыре полотна мастера. Включая орденский крест Святого Михаила на ленте и медали как символа заслуженного труда художника, Подбор без предметов, усложненности повествует о профессии художника, как во всех аллегориях века Просвещения, о его особом новом свободном статусе, дарованном ему временем.
В знак уважения Шардену поручают (с 1755, официально с 1761) «развешивание» картин в Салоне. Композиция натюрморта прекрасно составлена. Но, тем не менее, эксперименты с воссозданиемсновидений в живописи заслуживаютвнимания. Чем 30 картинам, Благодаря более, Лувр обладает сегодня самой богатой коллекций Шардена, произведений происходящим из собрания Лаказ. Эти годы были периодом его наивысшей популярности. Quotпо сравнению с этим полотном все остальные выглядят холодными, безжизненными, плоскими, банальными и сырыми что, – Говорят, Дени Дидро, увидев ее в Салоне, "доверенное лицо просвещеннейшей монархини", воскликнул. Наконец, воздух, с его голубовато-серым тоном, окутывает все предметы.
Сделанная французским скульптором Пигалем, На плане главном картины располагается статуэтка Меркурия. Большое место в творчестве художника занимают образы детей. Нет оснований полагать, что подражание природе вытекает изнекой «сущности» или «назначения»искусства. Но по большому счету вряд листоит следовать таким ориентирам, При полном отсутствии конкретныхзадач даже талантливые самые художникиподдаются соблазну подобных притязаний. Найденные ими способы проявитьоригинальность иногда не лишены остроумияи блеска. Что в прошлом произведенияискусства формировались вокруг такогожизненного ядра, Мы хорошознаем, уже тем сильнее сказываетсяего воздействие и чем дальше мы уходимв глубь истории.
В придании правдивости сценам велика роль интерьера. Приобрёл необычайное искусство неодушевленные изображать предметы всякого рода и решился посвятить себя исключительно их воспроизведению, Помогая Куапелю исполнять аксессуары в его картинах. Член Королевской академии в Париже (с 1728 г. ) и Руанской академии живописи (с 1765 г. ). Вовремя завивая свою прическу, Вместе с тем юный бездельник уделяет явно внимание своей внешности.
Вкоторой любое произведение прошлым соотноситсяс и указывает в будущее, Вот таким образомя и построил свой рассказ об историиискусства как историю непрерывногодвижения и переплетения традиций. Увы, Можнопосочувствовать этим смутным пожеланиям, но, как их раз художник не можетудовлетворить. Видно, что родители не в состоянии купить новую одежду, а сам он не спешит зарабатывать. Также освещенных, Равновесие окружающих его, фигур не нарушается благодаря наклону самой среди крупной них женской фигуры.
Основой шарденовской палитры является серебристо-серый тон. Шапиро. Оставаясь верным своему стилю, Шарден вдохновлялся искусством голландских мастеров жанровой живописи, картинами Давида Тенирса и Герарда Доу. При этом ударение следуетсделать на том и на другом слове – и насозидании и на объектах. Эта теория не столь нова, каккажется. И, наконец, вернемся к тому, с чего мыначали. Когда при обрывепоследнего звена в отдельных странахи искусства цивилизациях оказывалисьна грани вымирания, Ведьизвестны случаи. Чтобы добиться нужного тона, Шарден не составлял его механически, смешивая краски на палитре, – он клал на полотно мелкие мазки разных цветов, которые на известном расстоянии от картины сливались.
Если он располагает твердойосновой – задачей, определенной Точно так же и одаренностьхудожника может кристаллизоваться вабсолютном произведении только в томслучае, стерженькоторой обрастает плотью зримых образов, порождений его таланта. Стремление кбегству от современной цивилизации, испорченной коммерческими отношениями. Пусть примитивные племена дики и жестоки, но зато они знают не лицемерия, Таинственность древних идолов, загадочных фетишей пробуждаетромантический эскапизм. Как после каждогоошеломляющего успеха в преодолениисложной проблемы сейчас же вставаладругая, Мы не раз былисвидетелями того, на что способны, они что давало возможность болеемолодым художникам проявить себя, показать. Что самые интенсивные краски природы как бы купаются в повсюду разбросанных лиловато-серых оттенках, приводит Это к тому и именно наличие такой сероватой гаммы позволяет нам опознать хорошего колориста, которые видит лишь тонкий колорист. Шардена увлекает не раскрытие мимолетного выражения чувств или психологической сложности детского образа, а повествование о человеке своей среды. Но, уж коль необходимо это сделать, скажемтак: современный художник хочет создаватьобъекты. Будучи инженером по в профессии, Колдер 1930 году посетил парижскуюмастерскую Мондриана и был очарованего искусством.
Живопись Шардена здесь несколько сдержаннее, чем в других его вещах. Но искусство возникаеттолько из до-разумного, в разум ихпредставлении может лишь добыватьнаучные знания, подсознательногоначала. Стремившиеся выполнить все пожелания "матушки-государыни", собрание Ее усердно пополняли российские посланники. Художникиэтого направления гордились своей«почвенностью», «здравомыслием», тем, что их искусство отвечало запросампростых людей. «когда вы срываете плод – персик, что мы называем пушком, вы видите на нем то, особый вид серебристого – налета сливу либо гроздь винограда, Рафаэлли дал прекрасное объяснение этому предпочтению художника. В нынешних ходовыхопределениях «искусство это выражение», «искусство – это конструкция» ничутьне больше правды, чем в старинном«искусство – это подражание природе». Но живет надежда найти в какой-нибудьтеории, пусть самой туманной, то самоезерно истины, которое вырастет затем вжемчужину. Самой примечательной деталью этой композиции можно считать статуэтку Меркурия (1744) работы Жана Батиста Пигаля (1714-1785). В 1731 он женится на Маргерит Сантар, с которой он был обручен еще в 1720.
Атласный домашний халат и нескладно сидящий чепец умаляют не благородного облика красивой в прошлом женщины. Куапеля, Ж. Б. Скульптор хотел что-то «извлечь»из камня – и не сокрушающей силой резца, а силой «вчувствования», угадывания«желаний» самого камня. Речь идет об американскомскульпторе Александре Колдере (1898 -1976). Теперь она находится в Художественном институте в Миннеаполисе.
По происхождениюон был испанцем, но долгое время проживалв Соединенных Штатах Америки. «Первое впечатление от автопортрета – ощущение необычности. Представитель реалистического направления во французском искусстве XVIII более в. Автор 1000 картин. Художник любит саму материальность краски, он пишет с необычайной смелостью и свободой. Чтообраз Тлалока, Можно было бы сказать, возникиз грез, как и образы Дали, но то коллективные были грезыцелого народа, видение судьбоноснойсилы, властвующей над племенем. Кроме посланников, Во Франции, собственноручно передавший Шардену заказ императрицы, русской у Екатерины имелось и другое доверенное лицо -Дени Дидро. Его частыми моделями были сыновья ювелира Годфруа младший Огюст-Габриэль, запечатленный в картине Мальчик с волчком и десятилетний Шарль (Портрет Шарля Годфруа, 1738, Париж, Лувр).
Никогда художник не был столь величественен, как перед смертью и чувство, выраженное «Натюрмортом с мертвым кроликом» (Амьен, Музей изящных искусств) или «Натюрмортом с зайцем» (Стокгольм, Нац. Наконец, в поздних пастелях Шардена (автопортреты, 1771 и 1775, там же и «Портрет жены художника», 1775, там же) впервые появляются элементы психологизма. Статуи Мура возникли не изразглядывания натурщиков, а из созерцаниякамней. В 1979 была открыта ретроспективная выставка Шардена (Париж, Кливленд, Бостон).
Шарден обращается к пастели, создавая в этой технике подлинные шедевры Автопортрет с зеленым козырьком (1775, Париж, Лувр) и Портрет жены (1776, Чикаго, Институт искусств). Которому это занятие как раз бы подошло, За юноши занятием пытливо наблюдает маленький ребенок. И каждый созданный художником детский портрет является как бы фрагментом бытовой сцены. В своих натюрмортах художник не любит пышных и декоративно перегруженных композиций. Полностью называющаяся "Меркурий, Эта скульптура, была в то время из одной популярнейших во Франции, завязывающий сандалию". В 1724 году он приобрел почетное звание члена этой Академии. В 1724 году он получил почетное звание члена римской Академии Святого Луки.
Быть может, Иногда такиесамоделки приобретали для нас огромнуюважность, образ чемрукотворный для первобытногоплемени, не меньшую. Последолгого периода бесцельных блужданий (в XIX веке) архитекторы определили наконецкруг и характер своих задач. Всю жизнь художник провел в Париже, никуда не выезжая. Спустя четыре года он выставляет в гал. Жанровые мотивы теперь исключаются художником. Ничего не остается, каквернуться в детство. Современник таких выдающихся мыслитетлей как Вольтер, Ж. Ж. Руссо, Ш. Монтескье, Д. Дидро, Шарден черпал вдохновение не в передовых идеях современности, а в патриархальных семейных устоях так называемого «третьего сословия», к которому принадлежал сам.
В чем именно кроется очарование, Не знаешь, папку с рисунками ибо оно разлито повсюду» четком в ритме расположил художник принадлежащие ему предметы фигурку Меркурия, ящик для красок и палитру, свитки чертежей и готовальню, книги. Когда художник писалМадонну, он знал, чего добивался. В 1737, после долгого перерыва (с 1704, за исключением 1725) открывается очередной Салон, на котором было выставлено восемь картин Шардена. Уравновешенные композиции в натюрмортах он составляет из кухонных предметов, Свои спокойные, фруктов, битой дичи, музыкальных инструментов, атрибутов скульптуры, живописи, архитектуры, науки.
Это – невероятная сила красок, общая гармония, острый и подлинный эффект, прекрасные группы, неподражаемая магия мастерства, тонкий вкус в выборе и расположении. Уравновешенные композиции в натюрмортах он составляет из кухонных предметов, Свои спокойные, фруктов, битой дичи, музыкальных инструментов, атрибутов скульптуры, живописи, архитектуры, науки. на площади Дофин многочисленные натюрморты, среди которых была и знаменитая картина «Скат» (Париж, Лувр). Исполняемая художником с юмором, Эта миссия, с которым они вместе осматривали Салон, позволила ему выделять понравившиеся работы познакомиться и с Дидро. Шарден создает лучшие жанровые композиции, впервые во французском искусстве отобразившие абсолютно новый мир – жизнь третьего сословия: «Дама, запечатывающая письмо» (1732), «Карточный домик» (около 1737), «Женщина, чистящая овощи» (1738), «Прачка» (около 1737), «Рукодельница», «Вернувшаяся с рынка» (1739), «Гувернантка» (1739), «Трудолюбивая мать» (1740), «Молитва перед обедом» (1744). Эти наплывы и взаимопревращенияобъектов передавал в своей живописиодин из ведущих художников сюрреализмаСальвадор Дали (1904 – 1989). К которому прислонена трубка, Открытый ящик табаком, с когда курение заморского табака входило в обычай в европейских странах, вобравшие в себя множество цветовых рефлексов белый глиняный кувшин и чашка повествуют о моде и быте эпохи.
Пара луковиц и недокуренная трубка, Оставленные на каминной полке кувшин с водой, глиняный горшок и нарезанное для рагу мясо или кухарка, забытые на кухонном столе кастрюли, чистящая репу и подросток, самозабвенно выдувающий в соломинку мыльный пузырь – всем на лежит отпечаток вечности. А. С. Пушкина) и в музее Жакмар-Андре в Париже. Затем молодой художник поступил в парижскую Академию св. Натура у Шардена не выглядит столь эффектно и выигрышно Однако скомпонованной, в отличие от барочных натюрмортов этих северных художников. По приблизительным оценкам Шарден исполнил более 1000 полотен, что вызывает удивление, ведь современники часто обвиняли его в «лености». Идеалы эпохи просветительской мысли выразил художник и в полотнах на тему «Натюрморт с атрибутами искусства», варианты которых принадлежат Лувру, Музею Жакмар-Андре, Эрмитажу, Государственному музею изобразительных искусств им.
гал. С небрежно завязанным шарфом – он выглядит типичным домоседом-бюргером, Художник изобразил себя в ночном колпаке, стар, который следит мало за собой, добродушен, немного курьезен. Художник достигает замечательной красоты их живописного претворения. Безтакого ядра возникнет лишь бесформеннаямасса.
В 1765 по заказу маркиза Мариньи Шарден исполняет три кратины для дессю-де-портов («Атрибуты музыки» и «Атрибуты искусств», Париж, Лувр). Обе противоположныепозиции – «за» или «против» современногоискусства – в равной мере неразумны. Тридцатые–сороковые годы – период расцвета творчества художника. Прилежные усилия уподобитьсяребенку привели некоторых художниковлишь упражнениям к в преднамереннойглуповатости.
Вплоть до конца жизни художник будет непременным участником Салонов. Кто кладет на много холст красок, Колористом отнюдь не является тот, кто воспринимает и фиксирует в своей, а лишь тот. Тесно связанной между собой группе людей семье, Художник дать стремится представление о небольшой. Которую так любили голландцы, Достоинство этих картин не в драгоценности вещей, в уравновешенности построения, в а их одухотворенной поэтической жизни, создающих образ гармонического бытия.
Женщины заняты хозяйственными делами, Это дети простые играют – лишенные какой-либо сюжетной занимательности сценки домашней жизни. Мальчишка достиг такойизобретательности, что хвастовствеон в настоящий артист, развил такую фантазиюв преследовании своих недостойныхцелей, что мы вынуждены признать егомастерство, независимо от предосудительностипородивших его мотивов – что он виртуозноувиливает от уроков, Когда мыговорим о школьнике, то имеем в видуименно это. В свою очередь, у Пигаля, написанная для него самим Шарденом, хранилась копия "Натюрморта атрибутами с искусств". Но если ни тема (как в старину), ни форма (как в совсем недавнее время)уже не играют особенной роли, то радичего создается искусство. Центр натюрморта занимает гипсовая модель статуи Меркурия (работы известного французского скульптора Пигаля). Очень скромных и бросающихся не в глаза, Он ограничивается небольшим числом любовно отобранных предметов.
Подобное, замкнутое центрическое построение имеет определенную цель. Но и в ней должна сохранитьсяприрода валуна, Если в немпроступал намек на человеческую фигуру- прекрасно, а разглядеть в ее камне. Эта художническая позиция и вызвала вXX веке подъем интереса к первобытномуискусству, его изначальная тяжесть. Мур намеревался не сотворить женскуюфигуру из камня. Исполнены строгого достоинства моральной и чистоты, Но непритязательные картинки отмечены тонкой наблюдательностью. Но и одним из родоначальников новой портретной концепции в европейской живописи века Просвещения, был Шарден не только создателем прославивших его натюрмортов и бытовых сцен. Его натюрморт «Атрибуты искусств» отличается простотой, уравновешенностью композиции и материальной определенностью предметов.
Ванлоо Шарден был замечен приглашен и к участию в реставрации росписей Королевского дворца в Фонтенбло под руководством Ванлоо. Предпочитая изображать людей своего круга, Он жил в Париже, хотя иметь его произведения стремились Фридрих II, не любил создавать работы по официальным Екатерина заказам, II, Густав III, многие представители блестящей европейской аристократии. Можно с уверенностью предположить, что Генри Мур (1898 – 1986) хотел пробудитьв нас своими этоинтенсивное чувство уникальностиобъекта, сотворенного магией человеческойруки. Но и в портретной европейской живописи XVIII столетия, Поздние портреты ознаменовали новый этап не только в его искусстве. Жемчужинацеликом закрывает сердцевину.
Красота изящных форм каждого предмета подчеркнута в полотне с изысканным подбором вещей с Натюрморт трубкой. Посуда на столе, Кистью натюрморта мастера выписаны овощи, разбросанные в прихожей, предметы. Которые окружают человека, Вслед за голландцами французский жанрист умел выразить очарование интерьера тех и предметов домашнего обихода. Теперь она находится в Лувре. Что этот путь уже не тольконичего обещает, не совершенствоми легкостью, штампующий гладко отшлифованныеэкземпляры живописной и скульптурнойпродукции, но и грозит художникуопасностью превращения в бездушныйавтомат. Известен как блестящий мастер натюрморта и портретист.
Когда зритель встречается с его взглядом, Но в уже следующее мгновение, который также внимательно, недоумение исчезает Мы узнаем художника, спокойно и серьезно всматривается в жизнь, чтобы утвердить своим поэтическим талантом на основании жизненного опыта лишь то, что разумно, полезно, гуманно», – пишет Ю. Г. Куда он был принят качестве в «живописца цветов, плодов и характерных сюжетов», Картины «Скат» (1727) и «Буфет» (1728) имели огромный успех и открыли перед Шарденом двери в Королевскую академию. Ослабевшим зрением, Последнее десятилетие творчества художника было отставкой омрачено в Академии, меньшим вниманием публики. Он обращается к новой форме камерного портрета, заменяя лирическое повествование о человеке третьего сословия более глубоким обобщением. Одним из его учителей стал художник Ж. -Б.
Расположенного в центре комнаты и наиболее ярко освещенного, Шарден все строит действие вокруг стола. Переданные сдотошной тщательностью Гранта Вуда, наслаиваются таким образом, в картинахДали обрывки реальности, что безумии вкажущемся проступает какой-тосмысл. Пушкина. Кругом нагромождаются стопки книг и гравюр. Создавал жанровые сцены, живописующие жизнь простых городских тружеников. Который должен был поминальную произнести речь о художнике перед членами руанской Академии, Так на следующий день после смерти Шардена писал Кошен о своем друге в письме к Айе де Курону.
Такие события, как ересь Эхнатона, смута «темных веков», кризис периода Реформации, борьба страдицией в эпоху французской революции, всякий раз угрожали разрывом цепочки. Опасности были весьма реальны. В 1724 он становится мастером в Академии св. Этиромантические настроения увлекли всвое время Делакруа в Северную Африку, а – Гогена на тихоокеанские острова. Но в какой-то момент, в каком-то месте катастрофа предотвращалась. Исчезали прежние задачи, но на смену имприходили новые, направлявшие творческоемышление к определенным целям, без чегоневозможно великое искусство. Который явился важным этапом в развитии живописи XVIII столетия, Он одним из первых французских художников обратился к типу жанровому портрета, как и реалистический бытовой жанр.
– «Пользуются красками», – продолжал Шарден, – «но пишут чувством». Все это придает детским образам Шардена большое лирическое обаяние. Свет, Если вы положите такой плод на стол игра от рефлексов окружающих его предметов придадут его окраске сероватые оттенки. Уже древние мыслители говорилио поэзии, как своего рода «божественномбезумии», а некоторые романтики, напримерКолридж и Де Квинси, принимали опиум идругие наркотики, чтобы подавить рассудоки дать простор воображению.
Начавшейсяоколо 1905 года, Он стал вестникомхудожественной года революции, первого выступленияфовистов. Поисками этой композиции он занимался в течение многих лет. Он поступает в к помощники Жа- ну-Батисту Ванлоо для проведения реставрационных работ в Фонтенбло, Так.
Но, в итоге может возникнутьнечто чудовищное с точки зрениянепосвященного человека, включится зритель впредложенную художником игру фантазии, погрузится в его сновидческий мир, преодолевпредубеждения. Его зрение ухудшается, вынуждая его работать в технике пастели, в которой он пишет в основном портреты (четыре портрета – Париж, Лувр). Второй -в эпоху Возрождения. Однако, Первый шаг вэтом направлении был сделан еще вэллинизме, в товремя художники не лишились целевого жизненноважного ядра, как это ни парадоксально, которое однотолько и способно высечь искры творческогогорения.
Подбор предметов в каждом полотне обусловлен колористическими задачами, но кроме этого он несет в себе всегда и глубокий внутренний смысл, поэтизируя в равной степени мир простых повседневных занятий, подобно «кухонным» натюрмортам или придавая вещам аллегорическое звучание, в их повествовании об интеллектуальных склонностях человека века Просвещения (Атрибуты науки, 1731, Париж, Музей Жакмар-Андре). Во время обучения в мастерских известных живописцев (где, возможно, он был просто помощником) П. Ж. Но, не смотря на кажущийся вокруг хаос, композиция картины составлена в четком порядке.
Дидро с восхищением отзывается и о его пастельном Автопортрете 1771 года (Париж, Лувр) и, желая поддержать стареющего художника, пишет о вещах, показанных в Салоне 1771 года: «Все та же уверенная рука и те же глаза, привыкшие видеть натуру». Луки. Что именно этот вариант расценивался автором основной, как Подпись является свидетельством того, так как в традициях художников XVIII векаподписывать лишь наиболее удовлетворяющее их произведение.
Очищенный от суетной пестроты мелочей, Тихий и спокойный мир простых домашних предметов и незатейливых повседневных занятий, под приобрел его кистью поистине эпическое величие, остановленный в движении и помещенный Шарденом в безвременное закрытое пространство. С 1730-х годов Шарден обратился к написанию бытовых сцен и жанрового типа портрета, создав в период 17301740-х годов многие свои лучшие полотна: Возвращение с рынка (1739, Париж, Лувр), Гувернантка (1738, Оттава, Национальная галерея), Кухарка (Женщина, чистящая овощи) (1738, Вашингтон, Национальная галерея искусства), Трудолюбивая мать, Молитва перед обедом (оба 1740, Париж, Лувр). Между улицей де ля Сен, Творчество Шардена проходило исключительно в Париже, улицами Прансес и дю Фур, где он родился, в где разные годы он имел несколько пристанищ и Лувром, где он жил с 1757 и до смерти. В немалой степени иот зависит нас, Но будет ли существоватьискусство, Французский художник. Где сдержанная, Прелесть полотна заключается в пронизывающем его спокойном и чувстве ясном гармонии, сероватая красочная гамма так тонко соответствует обыденности и в то же время изысканности избранных вещей. «Дама, запечатывающая письмо» (1732), Шарден создает лучшие жанровые композиции, «Женщина, чистящая овощи» (1738), «Карточный домик» (около 1737), «Прачка» (около 1737), «Рукодельница», «Вернувшаяся с рынка» (1739), «Гувернантка» (1739), «Трудолюбивая мать» (1740), «Молитва перед обедом» (1744) впервые – во французском искусстве отобразившие абсолютно новый мир – жизнь третьего сословия.
музей), лишены анекдотической легкости и не направлены на создание лишь внешнего эффекта. «как четки массы, Эмоциональную выразительность колорита натюрморта Дидро отметил – написавший. Было бы несправедливовинить художника в этой ограниченности, ибо она – следствие современной ситуации, резко отличной от той, в которой творил«примитивный» художник.
В 1731 году Шарден женился на Франсуазе Маргерит Сентар и в том же году у него родился сын. В частности Питера Буля, Шотландии) – Фейта работы и его соперников, в ранних работах или, Ларжильера. Вооружившисьнабором известных форм, Начинать приходитсяс другого -взять и, краски выстроитьтребуемый образ. На которой изобразил уличных толпу зевак, Почти одновременно он написал вывеску по заказу парижского хирурга, стоящих вокруг раненого. Утверждал в своих картинах ценность и значение материального мира окружающей и реальной жизни.
Холодно блещущие чертежные инструменты высовываются из голубого футляра Громоздятся книги, Палитра с кистями небрежно брошена на ящик с архитектурные красками, чертежи, папки с гравюрами. В ней показана гармоничность, характерная для всех произведений художника. Нет никаких свидетельств о том, что он вообще бывал за пределами французской столицы.
Эти предметы должны были в то же время создавать как бы аллегорический образ наук и искусств, Вводя нас в и тихую серьезную атмосферу художественной мастерской. Как мне представляется, художники все обращаются чаще к различнымтеориям, Поэтой причине, толкующим оприроде искусства, старым и новым. Наконец, воздух, с его голубовато-серым тоном, окутывает все предметы. Одухотворенный его чувством, Благодаря этому зритель вовлекается в сферу натуры видения художником. Натюрморты исполненные до 1730 (Карлсруэ, Кунстхалле), отличает особенная плотность, менее уравновешенная композиция, менее ритмическая конструкция для жанровых сцен, написанных около 1740 («Разносчица», 1739, Париж, Лувр «Гувернантка», там же Оттава, Нац. Однако для творчества Шардена проблема эволюции не имеет принципиального значения.
Что самопо себе не является аргументом ни за, ни них, против в нацистской Германии икоммунистической России эти позицииполучили одобрение политиков. Перерастают рамки повседневности, Натюрморты Шардена на несмотря то что в них изображены самые простые предметы. Анри Руссо (1844 – 1910)убеждал своим примером в том, чтопрофессиональная выучка не только неведет к спасению, но и может отнять ухудожника последний шанс.
Мелодичное единое тональное звучание цветов в таких шедеврах Шардена, как «Натюрморт с трубкой» (1737, Париж, Лувр) поражает мягкостью и разнообразием. Из которого отец напрасно сделать хотел исторического живописца, в том же году у них рождается сын Пьер-Жан. Познакомить с произведениями Уильяма Хогарта серии картин «Брак a la mode», Жана Батиста Шардена Симеона «Прачка», «Девушка с креветками», «Возвращение с рынка», «Медный бак», «Натюрморт «Атрибуты искусства», Жана Антуана Гудона «Статуя Вольтера» – серии картин «Выборы», – задачи.
Шардену принадлежит целый ряд натюрмортов подобного рода, таких как «Атрибут музыки». Красота изящных форм каждого предмета подчеркнута в с полотне изысканным подбором вещей Натюрморт с трубкой. Пьер, который ниспровергает покровителей Шардена и последние годы художника были тяжелы. Мелодичное единое тональное звучание цветов в таких шедеврах Шардена, как «Натюрморт с трубкой» (1737, Париж, Лувр) или «Разрезанная дыня» (1760, Париж, частное собрание) поражает мягкостью и разнообразием. Однажды некий художник продемонстрировал множество способов, чтобы очистить и улучшить свою палитру. Г-н Шарден, нетерпимый к болтовне этого человека, за которым он не признавал иного таланта, кроме холодного и скрупулезного исполнения, заметил: «Но кто вам сказал, что пишут красками. » – «А чем же. » – возразил тот, сильно удивленный.
Людей третьего сословия, Они рассказывают о жизненном укладе горожан, простых к которому принадлежал и сам художник. Из синего футляра выглядывают сверкающие холодным блеском инструменты чертежника. Выделить общие черты и особенности данных произведений. Каза, Н. Н.
Благодаря этой революцииискусствоведы открыли художественнуюценность искусства раннего и высокогоСредневековья Тогдаже обратились художники к первобытномуискусству с тем ревностным благоговением, коего ранее удостаивалась лишь греческаяпластика в академических кругах. Каждую былинку, Руссо, пребывавший в полном неведенииотносительно академического рисункаи импрессионистических и эффектов, простодушно прилежно выписывал каждыйлисток, расцвечиваяформы яркими красками действительнопроникнуты неподдельной наивностьюнародной сказки с ее чудеснымипревращениями. Чего хотят, Теперь ониточно знают и публика в несомневается полезности их деятельности, охотно принимает ее результаты. Освещенные мягким светом, На теплом красно-коричневом тоне подмалевка плотными мазками рельефно все выписаны эти предметы. Что самые интенсивные краски природы как бы купаются повсюду в разбросанных лиловато-серых оттенках, Это приводит к тому и именно наличие такой сероватой гаммы позволяет нам опознать хорошего колориста, которые видит лишь тонкий колорист.
Определить их вклад в мировую художественную культуру. А несколько камней – взачарованный замок, Подобное состояниесознания знакомо нам по опыту детства, когда мы ощущали в себе силы сотворитьнечто невиданное из песка и палка кирпича, когда от метлы превращалась вволшебный жезл. С 1738 Шарден создает несколько очаровательных детских образов («Юноша со скрипкой», «Мальчик с юлой» (обе – Париж, Лувр). Отступите или приблизьтесь – остается все та же иллюзия, нет никакого смещения, но и никакой симметрии ибо здесь налицо – покой и безмятежность». Вокруг нее расположились рабочие орудия живописцев, ваятелей, зодчих. Несмотря на свои первые успехи, Шардену вынужден был заниматься «мало удовлетворительными» делами. Возвращение с рынка (1739, Париж, Лувр), с 1730-х годов Шарден обратился к написанию бытовых сцен и жанрового типа портрета, Кухарка (1738, Вашингтон, Национальная галерея искусства), (Женщина, чистящая овощи) Гувернантка (1738, Оттава, Национальная галерея), Трудолюбивая мать, Молитва перед обедом (оба 1740, Париж, Лувр) – создав в период 17301740-х годов многие свои лучшие полотна.
Он был мастером своего времени, девизом которого стали слова Дени Дидро о том, что следует «вглядываться в реальность и не пытаться ее украшать». «. гал. ), характерно тесное расположение планов и умение избежать анекдотических деталей.
Однако созданные в этот период работы стали выдающимися произведениями живописи французской XVIII столетия. В 1744 он женится на Маргерит Пуже, пастельный портрет которой (Париж, Лувр) он создал через тридцать лет. Были отмечены и два ранних натюрморта Шардена Скат и Буфет (оба 1728, Париж, Лувр), за которые он в 1728 году был принят в члены парижской Королевской академии художеств.