Согласно условиям контракта, а похоронную процессию XIV века в нижней части Эль картины, Греко составил из своих современников160 знатных жителей Толедо века XVI. А в то время8230 Когда страна была под владычеством мавров, – Это и сейчас один из самых блестящих городов Испании, по уровню философов, Толедо по уровню учености своих жителей, которые там был проживали, настоящим конкурентом знаменитому Кордовскому халифату. В 1577 году он завел близкое знакомство с Иеронимой де Куэвос, Более того, будущем в тоже ставшего художником, представительницей толедского дворянства в 1578 году она родила ему сына160 Хорхе Мануэля. Вполне справедливо будет сказать, что он действительно потрудился более других апостолов. Эль Греко держал кисть в руках до последнего вздоха.
Но это только на первый взгляд. Хорошо представлено творчество старшего современника Веласкеса Хосе Риберы (15911652). «Последующие столетия будут восхищаться его искусством, не имея возможности ему подражать» – Один из них писал. (Он вообще славился своим сложным характером160 часто судился с заказчиками из-за денег и ругался с клиентами, если те хотели внести изменения в свои портреты. ) В попытке хоть как-то закрепиться в Италии и получить стоящие заказы Эль Греко в 1572 году вступил в Гильдию Св.
Смерть художника произвела глубокое впечатление на его современников. Там молодой художник вполне мог рассчитывать на скорое признание. (Кстати, никаких сведений о женитьбе Эль Греко не обнаружено, так что считается, что он никогда не был женат. ) Наконец, Эль Греко получает и настоящие большие заказы. На которое указывает сам Павел, а то место, где он сам пишет о служении апостолов, логике по картины – его собственный текст. В качестве учителя Эль Греко называют известного критского иконописца Михаила Дамаскина. Таинственная, красивая картина. Кроме того, он по-прежнему был известен и как успешный портретист. Что он до конца жизни сохранял верность тем основам, Некоторые исследователи творчества Эль Греко придерживаются мысли, которые в были него заложены на Крите.
В частности Бассано, Некоторое влияние на его живопись оказали также другие великие итальянцы, Тинторетто и др, Веронезе. В последние годы у Эль Греко не было отбоя от заказчиков. Картина выполнена виртуозно: мазки положены так легко, что просвечивают нити холста. Знакомится он и с творчеством самых известных венецианских мастеров, в первую очередь Тициана (возможно, он даже был его учеником), у которого он заимствует внимание к различным текстурам и фактурам, расширяет по его примеру свою палитру, отдавая предпочтение насыщенным, глубоким, сложным переливающимся оттенкам.
Главными героями его картин становятся апостолы (серия «Апостоладос») и многочисленные мученики. Известно, что Эль Греко считал их работы раскрашенной скульптурой. К его внутреннему миру, Художник развивал новую тенденцию в портретной живописи обращение – к интимным переживаниям человека. Как-то раз Эль Греко был вызван на суд инквизиции – Сюжет он выбрал неслучайно.
Как пишет Т. П. Он применяет многослойную живопись с активным использованием белильных прокладок. Основанный на обилии холодных рефлексов, Одну из главных ролей в этих произведениях Греко играет колорит, ярко или вспыхивающих приглушённых, беспокойной игре контрастных цветов. Кроткий взгляд темных без блеска глаз, Выражение лица Петра, рука, слегка согбенная повисшая фигура, под тяжестью ключа, все это выдает натуру созерцательную, бездеятельную, склонную к раздумьям и сомнениям. Это город – видение, рожденное кистью и экспрессией художника.
Думаю, на постижение Божиего промысла, не зря Господь призвал Петра и Павла к мученической смерти в один период и в одном городе, где они то в время проповедовали, 8211 в Риме – естественно, Позволю себе высказать мнение – не претендуя, но все же. Существует легенда, согласно которой Эль Греко, глядя в Сикстинской капелле на фрески Микеланджело, вроде бы заявил, что если «замазать всю эту мазню», то он «сделает гораздо лучше». – Обычно считается, что это Евангелие. Он исполняет множество портретов влиятельных лиц. В верхнем набор цветов гораздо в многообразнее, нижнем ярусе господствуют черный и золотой цвета. Со временем он внутренне разошелся с Тицианом. Учился, видимо, у местных иконописцев. Прежде всего, Сила воздействия достигается интенсивностью необычайной и красотой колорита.
Что Эль Греко много очень учился, Вообще же надо сказать, он был чрезвычайно образованным человеком своего времени. Проникнутых настроением просветленной радости видений, «Картина Крещение Христа создает у зрителя ослепительных, впечатление – пишет Т. П. В свою очередь, Фигура Петра, с одной стороны исполнена, покаяния, а другой с – глубокой молитвенной сосредоточенности. И полутона при этом приобретали удивительный, Затем следовала моделировка форм светах в и полутонах белилами, которого невозможно добиться простым смешением красок на палитре, характерный для Эль Греко серый перламутровый тон. В тяжелом бархатном, Фигура святого, на фоне светлого пейзажа с низкой линией горизонта, шитом облачении, золотом кажется особенно значительной. То внезапно вырастающих, Резкие ракурсы и вытянутые пропорции героев картин художника эффект создают стремительного изменения масштаба фигур и предметов, то исчезающих. Открытое благородство и некоторая суровость, в облике этих людей из народа тонко подмечены испанского черты национального характера веселость и сдержанность.
Притом, он все-таки обратился ко Христу уже после – Воскресения что мы называем Павла религиозным гением, – Здесь важно помнить. Мазки, Многие приемы – игру света и тени, тему и стиль позднего маньеризма он у взял этого итальянского художника. Линии рисунка и краску он наносил так, чтобы грунт и умбра были видны через нее.
Художник сохранил только книгу. Чтобы развиваться как художник, он в 1567 году переехал в Венецию. Что Павел указывает не впрямую на Евангельский текст и можно предположить, на письма, а Апостольские на послания. Правда, через семь лет – в 1582 году – его запретили.
Отражает отношение человека к окружающему миру. Эль Греко было важно создать ощущение легкости, прозрачности и бестелесности рисунка. Что Евангелие – это книга, Вполне возможно, та, лежащая в основании, на которой апостольская зиждется проповедь. По преданию, Лаврентий изображает одного из первых дьяконов церкви, с этим он атрибутом и представлен на картине, сожженного на железной решетке.
Причем он его обвинил публично и пояснил, что своими действиями Петр дискредитирует саму идею христианства, которое должно быть проповедано всему миру, а не только иудеям. В более блеклой одежде, старше Он Павла, а о глубочайшей молитве, поза его как будто внутренне свидетельствует – не о вине. Проучился в Венеции он относительно Судя недолго, по всему, возможно, примерно в 1570 году, желая начать самостоятельную карьеру, Эль Греко отправился в Рим. В это время художник живет во дворце маркиза де Вильена. Он вырос в среде римо-католиков и ему равно близки были и иконопись и западная живопись.
Он не воспринимал манеру римско-флорентийских мастеров с их преимущественным к пристрастием пластике и рисунку. Оценок, Мировоззрение человека МИРОВОЗЗРЕНИЕ – совокупность взглядов, определяющих отношение человека к миру, окружающему норм и установок, его месту в нем и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов поведения личности. Руки Петра находятся на том же уровне.
С 1577 по 1579 год он работает над оформлением алтаря монастыря Санто Доминго эль Антигyо и одновременно выполняет заказ для кафедрального собора Толедо160 пишет одну из самых известных своих работ «Совлечение одежд» (1577–1579, по др. Что Распятый Христос – для иудеев Позже соблазн, Павел напишет об этом, для эллинов безумие. Скорбные лица мадонн несут на себе печать суровости и трагизма, Нарочито в удлиненные, колорите преобладают черно-зеленые и холодные розовые тона. Некоторые искусствоведы даже полагают, что Эль Греко копировал Тициана. В Толедо художник получал большое количество заказов на религиозную тематику, в основном он писал Распятия, Святое Семейство, Деву Марию изображения святых и апостолов (интересно, что его религиозные произведения почитались современниками как иконы). Как уже говорилось, он всю жизнь учился.
– Его путь ко Христу был очень своеобразным. Свою жену (красавицу и аристократку) художник запечатлел на полотне «Портрет дамы в мехах». И в Западной и в Восточной традиции эти два человека считаются основателями Церкви. Проницательный, Быстрый, рука, тяжелый взгляд из-под очков, сжавшая кресло, выдают напряжение нервное кардинала. Город оказал на Эль Греко огромное воздействие. Ко времени его пребывания в городе относится любопытный эпизод.
Например, когда Эль Греко переехал в Толедо, там еще был разрешен арабский язык. Венецианское многоцветье и микеланджеловские объемы были слишком чужды сдержанному и по-пуритански вкусу строгому испанских монархов прожив в Мадриде несколько месяцев – художник отправился в Толедо160 старую столицу Испании, Однако понимания его творчество в Мадриде не встретило. Включить в каталог художника такого уровня могут лишь крупнейшие аукционные дома, На открытые аукционы полотна Эль Греко выставлялись чуть более раз160 30 исключительно на Sothebys и Christies – что и понятно. Среди картин XVI в. обращают на себя внимание две вещи Луиса де Моралеса (15091586) Скорбящая мадонна и Мадонна с младенцем. Одно из ранних произведений такого рода – «Портрет кавалера с рукой на груди» (1577–1579). «В портретах Эль Греко следовал испанской традиции – строгие, сдержанные лица остро индивидуальны и вместе с тем подчинены общей идее – выражению благородства и возвышенности, – отмечает Л. Л. К которому часто обращался Мурильо и где отчетливо проявились реалистические черты его таланта, Картина Мальчик собакой с – образец бытового жанра.
Она особенно ощутима в портрете великого инквизитора Ниньо де Гевара (около 1600 года). Вот таким образом его звали Грек, Доменико Его греческое имя160 Доменико Теотокопули160 было непроизносимым для испанцев или просто Эль Греко. Идеей тщетности всего сущего и приближения судного дня, Работы последних лет десяти жизни Эль Греко проникнуты трагизмом. В 1579 году для толедского собора Эль Греко исполняет «Эсполио» («Снятие одежд с Христа»).
ОТЛИЧИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ от других элементов духовного мира человека: 1. Для этого он накладывал краску сверхтонкими слоями, моделировал формы на холсте практически перламутровыми, жемчужно-серыми полутонами, добиваясь тончайших оттенков как с помощью добавления белил, так и тончайшими лессировками (прием в живописи, когда краска наносится тонким, просвечивающим слоем), местами красочный слой его работ состоит почти из одних лессировок, которые лишь слегка прикрывают белый грунт, в тенях коричневая имприматура часто оставалась нетронутой. К которой он ранее принадлежал, Постепенно та среда, он начинает очень во трудный всех смыслах путь Благовестия Христова, сама разрывает с ним. Что чувства можно передавать не только через выражение Эль лиц, Греко вообще считал, свет, но и через колорит, детали, предметы. Однако вряд ли это справедливо. В искусстве он пошел своим самобытным путем.
9 2. И Господь трижды говорит ему: паси овец Моих. Петр рядом с ним выглядит старчески-слабым, сомневающимся.
Живет во дворце Фарнезе. «Видимо, это был хороший человек, но писать не умел», сказал он) и выработал свой оригинальный стиль. Селедка в глиняной миске, Замечательно написан стакан натюрморт с золотистым вином, репа, гранат, нож предметы отбрасывают легкую тень на стол, покрытый белой скатертью. Мастер обладал исключительной зоркостью в изображении человека. Третий результат относится аж к 31 января 1997 года, когда на аукционе Christies картина «Распятие» (1570–1577) была продана за 2160249160520 фунтов (3160605160000 долларов). Силуэт которой рисуется отдельными острыми Разлетающаяся углами, одежда, контрасты холодного красного и белого цвета вносят в картину ощущение тревоги», стремительность живописного мазка.
Хотя он и считал Тициана гениальным Его живописцем, эстетика все же была чужда Эль Греко, мастером рисунка. Это случилось по дороге в Дамаск. В возрасте 26 лет, в 1567 году, он отправился в Венецию, где поступил в обучение в мастерскую Тициана. Последовавшей в 1598 году, смертью Со не любившего художника Филиппа II, живопись Греко получает признание. Что описанный случай, Возможно, послужил одним из поводов к тому, сочтенный римскими художественными кругами оскорбительным, чтобы в году 1576 Эль Греко уехал в Испанию» (Ф. Что вполне характерно художников для Возрождения и автор подчеркивает это через разные детали. В письме Кловио называет Эль Греко учеником Тициана и упоминает его автопортрет (не дошедший до нас), «произведший огромное впечатление на всех художников».
Его картины Св. У него сохранилось то ощущение особое света и пространства, к примеру, которые были в иконографическом искусстве того времени, особый символизм. Известно, однако, что в юности Эль Греко обучался иконописи (влияние византийского иконописного стиля отмечено во многих его работах), в 1983 году на острове Сирос была найдена икона «Успение Богоматери» с его греческой подписью. Завещав сыну остатки былой роскоши скудный гардероб и мебель, Умер он 7 апреля 1614 года, что не растратил, коллекцию гравюр и библиотеку единственное, предпочитая впроголодь доживать вместе с книгами и картинами в единственной остававшейся жилой из комнате анфилады пришедшего в полное запущение дворца.
Господствует в нем и неудержимо влечет к себе, держит Картина ось большого архитектурного пространства. Небесный ярус пронизан мощным спиралеобразным движением снизу вверх, в земной статична зоне вся композиция, подчеркнутым заметным перепадом масштаба. С портретной живописью, долгое время остававшейся в Испании единственным видом светского жанра, знакомят также два парадных репрезентативных портрета кисти Хуана Пантохи де ла Круса (15511609). Конечно, такое заявление выглядело, мягко говоря, смело, не всякий смог бы его понять. Завершив образование в мастерской (не позже 1566 года, когда в документах впервые он упоминается как художник), молодой Эль Греко примерно в 1568 году отправляется в Венецию, бывшую тогда одним из главных центров развития искусства. После Сошествия Святого Духа на апостолов, Это уже произошло после Вознесения, которые уже начали проповедовать.
Диего де Сильва Веласкес (15991660)один из величайших живописцев прошлого представлен в Эрмитаже двумя картинами. Грубое лицо, Мясистое, плотоядная улыбка выявляют черты властной, колючий взгляд темных низменной глаз, натуры могущественного министра, фаворита короля Филиппа IV. И путь к быстрой славе в Италии для Эль оказался Греко закрыт, Такого в Риме стерпеть не могли. Одна из линий связана с темой мистического экстаза (Пир у Симона Фарисея), ликующего небесного полета в вихре света и цвета (Вознесение Марии, 1613), с предельной одухотворенностью бестелесных безликих фигур (Встреча Марии с Елизаветой, 1610–1614). Об этом пишет апостол Иоанн, в последней главе своего Евангелия. Один из них писал: «Последующие столетия будут восхищаться его искусством, не имея возможности ему подражать».
Этот город служил фоном для многих картин Эль Греко, а в 1610–1614 годах он пишет его панорамное изображение – «Вид и план Толедо» или «Толедо в грозу». Творчество Тициана казалось ему слишком чувственным – более внешним, Но сам Греко Эль был более склонен к более глубоким исследованиям человеческой натуры, чем внутренним. Однако на Крите он пробыл только часть жизни. Приземистый, с простым, но вдохновенным лицом, св. Таким образом, в самом главном апостолы все же едины.
Куда он переехал около 1577 года и где, Расцвет таланта наступил Греко в Испании, поселился в Толедо, не получив признания при королевском дворе в Мадриде. Косвенное влияние оказал Феофан Критский, к его первым учителям относят Михаила иконописца Дамаскиноса. На широкую ногу, Он всегда жил по не средствам, приглашал музыкантов и т. д. Известно, устраивал пиры, что к 1607 году его долговые обязательства в несколько раз превышали стоимость его имущества. В тенях коричневая подготовка часто оставалась абсолютно нетронутой. Такое положение рук может свидетельствовать о том и на самом деле, пастырским опытом с что Павлом, Петр делится своим молитвенным.
Его занимают мотивы мученичества святых, тема «святого семейства», сюжеты из жизни Христа. Не осталось у него и учеников. Когда он уже жил в Толедо, к примеру, человек весьма современного мышления, к явился нему один искусствовед. Стефан и Св. Описывал, Он ходил мимо благородных руин, как и положено, срисовывал, значимые античные Но объекты8230 там он долго не задержался – не очень ему понравилась обстановка.
О его родителях нет никаких достоверных сведений, как, впрочем и о его детстве. В конце девяностых – начале шестнадцатого века художник создал огромные алтарные ансамбли для капеллы Сан-Хосе в Толедо (1597–1599), для церкви госпиталя Милосердия в Ильескасе (1600–1603), для Коллегии августинцев в Мадриде (1596–1605), а также композиции «Святое семейство» (1590–1595). Художник выработал также определенную систему письма: на покрытый белым клеевым грунтом холст он наносил обычно имприматуру (цветную тонировку) коричневого цвета (часто160 жженую умбру). Стремящийся средствами ораторского искусства переубедить своих Его противников, Павел трибун. Она включала 131 том только наиболее ценных книг на разных языках, не считая прочих книг. Композиция имела невиданный успех, однако этот заказ повлек за собой и первый судебный процесс, затеянный капитулом собора за «отклонение от канонов иконографии». В его доме гостили ученые, поэты и философы.
Изначально ориентированный на особое внимание к цвету и свету, Наследник традиций византийской школы, как Тициан, оказался потом сильнейшим под воздействием таких великих венецианских колористов, Веронезе, Тинторетто, Бассано. Оба аукционных дома на день написания этой статьи еще не опубликовали каталоги зимних торгов «Искусство Старых мастеров», однако, учитывая летние рекордные результаты, можно не сомневаться: если кому-то из них удастся заполучить Эль Греко, то результат может превзойти даже смелые оценки экспертов. данным – ок. У Эль Греко это показано, например, через цвет одежды.
Теме апокалипсиса посвящена самая необычная и смелая картина Снятие пятой печати (1610–1611) с ее резким искажением фигур, тревожным движением света, редкой красотой и звучностью красок, как будто превосходящих возможности масляной живописи». Испытал воздействие маньеризма, Микеланджело, Тинторетто. Композиция резко делится на две части. В Венеции Эль Греко создает известные картины – «Изгнание торгующих из храма», которая выполнена темперой на деревянной доске и подписана по-гречески: «Доменикос Теотокопулос, критянин» и «Исцеление слепого».
Как бы то ни было, с 1575 года и до конца своих дней – до 1614 – он прожил в Толедо. Красочная поверхность холста, пронизанная вспышками света и словно охваченная внутренним трепетом, становится своего рода самостоятельной одухотворенной материей». Сам же он чудесным образом обращается ко Христу. Толедо стал для художника второй родиной. Да, характеры и темперамент у всех различны, служение может быть разным.
К первым его годам в Риме относятся такие его известные работы, как, например, «Пьета», написанная явно под влиянием скульптурной группы Микеланджело. Особый интерес в Погребении графа Оргаса представляет изображение толедской знати. 15981664) Св. Что Петр и Павел два очень разных не только по возрасту, При этом тот факт, очевиден, тоже но и по характеру человека. Что на картине запечатлен момент спора между Петром и Павлом Послания из к Галатам, Весьма распространена точка зрения.
Не получив признания при дворе, художник навсегда поселился в Толедо. В своих зрелых работах он решает и множество художественных задач160 например, его интересует проблема изображения различных источников света (возможно, вследствие занятий иконописью в молодости), он ищет новые возможности построения динамичной композиции искажая формы человеческого тела настолько, что к 1600-м годам на его полотнах фигура человека больше всего напоминает колышущийся на ветру язычок пламени (хотя есть версия, что причиной подобной деформации изображаемых объектов мог быть астигматизм, развившийся у художника с возрастом). Хотя холст этот и не совсем устроил заказчиков (некоторые людские фигуры расположены на нем выше фигуры Христа, не полностью соблюдена буква Евангелия и т. д. ), его все же вывесили в соборе.
Возможно, он символизирует цвет самой жизни. В 1586–1588 годах, став уже знаменитым и почитаемым живописцем в Толедо, Эль Греко создал для толедской церкви Caнто Томе одно из самых известных своих произведений160 программную работу «Погребение графа Oргaca». Одной из последних работ художника стало полотно «Снятие пятой печати» (1608–1614), посвященное теме апокалипсиса. Оба люди эпохи Возрождения, Они, философии, беседовали об искусстве, богословии8230 и гость был поражен нестандартностью Эль мышления Греко, который сначала полностью раскритиковал Аристотеля, а затем вообще заявил, что Микеланджело, конечно, был хорошим человеком, но дурным живописцем.
Он поверил Христу еще до явления всей Его славы, а видел Петр Христа почти с первых дней Его проповеди. Слава Эль Греко достигла вершины с созданием им в 1586–1588 годах большой картины (4, 8x3, 6 метра) «Погребение графа Оргаса», заказанной приходской церковью Санто-Томе по инициативе друга Эль Греко священника Андреса Нуньеса. Будучи невероятно популярным и модным художником, Эль Греко старался ни в чем не отставать от своих богатых заказчиков и друзей из высшего света.
Павел – абсолютно для него неожиданно, к нему, зачем ты гонишь Меня, обращается Христос кротко и спрашивает. Благородные лица с тонкими, Умные, мощного интеллекта, нервными чертами сочетают спокойное достоинство аристократа печатью с интенсивной духовной жизни. Беспокойные складки одежд, Внутренняя напряженность образов, беспокойства, пламенеющие краски создают атмосферу тревоги, экзальтации, столь искусству свойственных Греко. Эль Греко, Иными словами, всю жизнь находился под впечатлением от Критской иконописной школы, безусловно, однако было это не единственным, что оказало на него влияние. Эль Греко же был более аскетичен в своих работах, его интересовал прежде всего духовный пласт.
Представляет собой взгляд человека на мир в целом. Лучше всего160 в Для Ватикане, полноценного признания ему нужен был только крупный заказ на алтарную роспись. «На похоронах графа, пожертвовавшего церкви большие средства, в 1312 году, согласно легенде, чудесным образом присутствовали святые Августин и Стефан.
С Петром ситуация понятна: Сам Христос особо выделяет его из числа других апостолов. Что Эль Греко оппозиционером был папству, Некоторые исследователи указывают на то, а Рим – это папский город. В своем произведении художник раскрывает два сложных характера, две противоречивые натуры. Пропорции фигур удлинены, – Изображение развертывается ввысь, событие происходит в фантастической потусторонней среде, охвачено все сильным движением, где стерты грани между земным и небеснымХудожник стремится повысить силу общего впечатления светозарностью цвета, перегруженностью фигурами и той живописной напряженностью, которая, по словам Х. Камона Аснара, не оставляет паузы для отдыха.
Более того, Однако ничего не получилось, молодой художник поддержку утратил кардинала Фарнезе. Он говорит: Симон, ты – Петр, то есть камень и на этом камне Я созижду Свою Церковь. И это тоже передано, в том числе, через одежду. Легенда гласит, что в 1312 году, во время похорон дона Гонсало, с неба снизошли Св. Где обучался у Тициана с года 1570 работал в Риме, После 1560 года приехал в Венецию, а через него знакомится, где он сближается с Джулио Кловио, с кардиналом Алессандро Фарнезе.
Кроме определенной самоуверенности художника, Здесь, проявились и его глубинные пристрастия, вкусовые очевидно. был Франсиско Рибальта (1551/551628), представленный самой ранней из датированных им картин Поднятие на крест и портретом великого испанского драматурга Лопе де Вега. (El Greco буквально «Грек») (1541-1614) испанский художник. Точная дата рождения остается неизвестной.
Он повсюду перемещается – очевидно, Да и когда читаешь книгу Деяний апостольских, везде основывает общины, что в это основном деяния Павла. Искусство Испании XVIXVII вв. Кстати, Эль Греко позже вступил в соревнование с Микеланджело – когда писал свою знаменитую работу «Снятие пятой печати». То мы увидим, Однако если присмотреться, та, что у него под рукой две книги – одна более основательная, что внизу, а вторая, лежащая сверху, раскрытая, на которую непосредственно он указывает. Писателей, Созданные художником портреты аристократов, ученых, врачей, галерею составили выдающихся современников художника.
– Но если в придворном портрете художники руководствовались принципом воплощения величия социального, то здесь, наоборот, превозносятся душевные качества людейБлизкий художнику идеал человека выразился в портретах гуманиста дона Антонио де Коваррубиас (около 1594–1604), поэта фра Ортенсио Феликса Парависино (около 1610), в портрете Неизвестного (около 1600). Лица почти всех изображенных являют скрытые портреты современников Эль Греко. Апостол Павел обличил его: сказал, что Петр сделал это из лицемерия. – и Павел вдруг видит Самого Бога. Нарастающее чувство трагической обреченности звучит то более сдержанно в Молении о чаше (1606–1610), то создает зыбкий, словно возникающий в тяжком сновидении образ в Лаокооне – единственной картине мастера на мифологический сюжет (1610–1614). У них и день церковной памяти совпадает – 12 июля по новому стилю.
Положение их рук образует как бы золотое сечение, они почти в центре картины. Здесь же в зале работы учеников Веласкеса Хуана Масо Портрет Филиппа IV и Хуана Парехи Портрет командора ордена Сант-Яго де Ком-постела, а также работы его последователей Антонио Пуга (Точильщик) и Антонио Переда (Натюрморт). Ликующего небесного полета в вихре света и цвета (Вознесение Марии, 1613), Одна из линий связана с темой мистического экстаза (Пир у Симона Фарисея), с предельной бестелесных одухотворенностью безликих фигур (Встреча Марии с Елизаветой, 1610–1614). Вера, благородство, напряженные духовные поиски» – каждый человек индивидуален, Действительно, но, пожалуй, еще важнее то, что их объединяет.
Он был разносторонне образованным человеком, По свидетельству с современников, острым язвительным умом. Луки (члены которой считались профессиональными живописцами и с большей вероятностью могли рассчитывать на заказы) и даже на какое-то время возвратился в Венецию. Более того, художник ввел в работу и своего сына Хорхе Мануэля в образе пажа. Такие «совпадения» подчеркивают, как мне кажется, духовное единство двух апостолов. Двенадцать произведений знакомят с творчеством Мурильо (16181682), младшего современника Веласкеса и Сурбарана.
Свободно владел четырьмя языками – греческим, латынью итальянским, позднее и испанским. Зеничев). Каптерева. Где изображены за скудной сидящие трапезой в непринужденных позах, 1617 г. ), оживленно беседующие старик и двое юношей. Одним из крупнейших мастеров испанского искусства рубежа XVIXVII вв. Эль Греко, вероятно, учился у местных иконописцев. Что полотно Эль Греко передает именно момент этот спора, Многие полагают, обличения и раскаяния.
В 1578 году у Греко и его гражданской, а значит по тем временам незаконной жены, Иеронимы де лас Куэвас, рождается сын, которому он дал свое имя. Увидел работы Микеланджело и начал получать заказы, в Риме Эль Греко познакомился античным с искусством. Что нужно и необрезанных обращать язычников ко Христу и не требовать от них исполнения Моисеева Закона, Петр сначала соглашается с Павлом. В некотором смысле Греко Эль можно сравнить с Ван Гогом – тот тоже был совершенно самобытен и лишь условно связан с предшественниками и современниками.
Он даже становится по-своему известным художником, пишет портреты и станковые картины на религиозную тему (не считая их, как и большинство современных ему художников, серьезной живописью). Шедевром эрмитажного собрания является картина Апостолы Петр и Павел исполненная в 1614 г. художником Доменико Теотокопули (15411614), прозванным за греческое происхождение Эль Греко. К 26 годам Эль Греко почувствовал необходимость внутренне и профессионально расти. Что это значит. Плюс, ко всему прочему, он был человеком Ренессанса. Эль Греко, несомненно, принадлежит к выдающимся портретистам мировой живописи.
Пламенеющей через весь зал сакристии, Огромное винно-красной пятно одежды Христа, – это эмоциональный и образный ключ всей композиции. Обстановку в этом городе хорошо характеризует один эпизод. И как мастера религиозных в полотен, этой работе Эль Греко удалось в полной мере показать все грани своего таланта160 и как светского портретиста. С растущим числом заказов помогали справляться и появившиеся именно в этот период «фирменные приемы» в композиции: «драматическая поза» изображаемых персонажей160 заломанные или показанные в молитвенном жесте руки, слезы, стоящие в глазах и т. п. соседствуют в его работах с «драматическим пейзажем» фона160 обычно это неспокойное небо, согнувшиеся в порыве ветра деревья. Что художник родился в деревне Фоделе близ города Кандии, Долгое время считалось, входившем то в время в состав Венецианской республики, современный Ираклион на Крите.
Небесное же раскрывается в неизмеримой глубине, Земное пространство представлено узкой зоной перед рядом толедских фигур грандов, праведников и ангелов, населенной огромным количеством святых. У них были разногласия – апостолы тоже люди, Да, но чувство любви и духовного глубокого единства у них сохранялось всегда. Себастьян и св. В 1580 году Эль Греко завершил огромную картину «Мученичество св. Художник последовательно создает впечатление контраста между небесным и земным мирами. Которые приняли Христа продолжали и соблюдать Закон Моисея, Но когда из Иерусалима приходят евреи, Петр начал есть и пить с обрезанными и чуждаться необрезанных.
«в творчестве позднего Греко, Эль изобразительные приемы принимают все более ирреальный характер – в котором мир предстает как единая одухотворенная стихия, Каптерева. Что если сбить знаменитую фреску Микеланджело Страшный суд в Сикстинской капелле, Молодой художник публично заявил, при этом не уступая в мастерстве, то он напишет целомудренную более и подходящую. К 1590-м годам художественная манера Эль Греко сложилась окончательно. Которые приходилось писать художнику, Повышенная эмоциональность отличает изображения также официальных лиц. На тех же самых торгах был достигнут и второй по величине результат160 3 442 500 фунтов (5160229 846 долларов) за картину «Христос на кресте». Которая оспаривает эту Однако мысль, есть замечательная работа тонкого искусствоведа А. Васильевой.
Такой поворот судьбы не мог не сказаться на творчестве. Критиковал он и «Страшный Суд» Микеланджело. Картина «Апостолы Петр и Павел» создана мастером уже в Испании, куда он переселился из Италии в 1577 году. Ученики Эль Греко, как например, Хуан Баутисто дель Майно (15681649), в картине которого Поклонение пастухов явно чувствуется стремление запечатлеть простые жизненные наблюдения, пошли по пути реалистических исканий. И какое-то время он не знал себе равных среди живописцев Испании, в период рассвета его слава распространилась всей по стране. Монастыря-дворца Филиппа II, 1582 в году он выполняет заказ для Эскориала, но испанский король отвергает работу Греко.
Вспоминают, что многие комнаты его большого дома были опечатаны и закрыты. По происхождению грек настоящее имя Доменикос Теотокопулос. Смерть наступила 7 апреля 1614 года. Их светящиеся, Фигуры святых предельно абстрактны и плоски, в то время как представители реального в мира нижней части работы написаны в подчеркнуто реалистической манере в соответствии с традицией написания официального группового портрета, удлиненные черты практически лишены всякой видимой телесности.
Потому, – Возможно, у него более одежда, яркая что фигура Павла на полотне действительно занимает больше пространства. Однако следы мавританской культуры еще долго здесь сохранялись. – В своем творчестве, как и в жизни, Эль Греко стремился к гармонии.
При этом художник отличался расточительностью и промотал все заработанное Как своего рода завещание, подведение творческих итогов всей жизни, может рассматриваться последнее произведение мастера – «Вознесение Марии» (1613). Влияние итальянских маньеристов на творчество Эль Греко трудно переоценить, однако он критично подходил к их живописи. Обществе, МИРОВОЗЗРЕНИЕ – представление целостное о природе, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, человеке, социальной группы, общества. Разорвать со всем, Только религиозный гений способен любви ради к Истине полностью переменить всю свою жизнь, чему он раньше поклонялся. Пламенеюще-красным на плаще Павла и желто-серым у Петра – противопоставление Это двух различных характеров подчеркнуто и цветом. Которую он собирал всю жизнь, у Греко Эль богатейшая библиотека, он любит красоту и роскошь.
Атрибуция, Каждая его работа на событие рынке160 и объект повышенного внимания, провенанс и пр история написания – в котором интересно все. К раннему периоду творчества художника относится Завтрак (ок. То, После него осталось колоссальное эпистолярное наследие – до нас дошла только часть, его что мы читаем в Новом Завете. Кроме того, Эль Греко присуща тонкость и точность ликов, что тоже перекликается с критской традицией. Прозванный в связи с его происхождением греческим Эль Греко, Доменико Теотокопули, находившимся тогда под властью Венецианской республики, родился в 1541 году на острове Крит.
Луки, поняв, что добиться большого успеха в Италии ему, судя по всему, не удастся, Эль Греко решил попытать счастья в Испании. Первое место в списке самых дорогих работ открытого рынка занимает, повторимся, «Молитва Святого Доминика»: картина была продана на Sothebys 3 июля этого года за 9160154 500 фунтов (13160907 516 долларов). Монументальное полотно Франсиско Сурбарана (ок. Эль Греко поражал современников несокрушимой логикой в спорах и обладал собственной эстетической системой. Здесь он меняет свое имя на «Элъ Греко» и получает первый большой заказ алтарный образ «Успение Богородицы». Что это произведение вызвало резкое недовольство короля II Филиппа и его окружения, Изобразительные приемы оказались столь смелыми и необычными.
1600). Картина оказалась очень популярна среди горожан и добавила славы своему Ко автору, всеобщему удивлению. Через пять лет после вступления в Гильдию Св. К итальянскому периоду его творчества относятся картины «Христос исцеляющий слепого» (1570), «Благовещение» (15701575), «Христос изгоняющий торговцев» (около 1570). По пути в Рим, в 1570 году, Эль Греко познакомился с творчеством Корреджо, будучи в в Парме, Риме же он познакомился с творчеством Микеланджело. Жизнь осталась лишь в нескольких комнатах и в мастерской художника. Исихазм как основа всего творчества Феофана Грека вряд ли интересовал юношу из католической семьи (большая часть правящего класса на Крите, бывшем в то время в подчинении Венецианской республики исповедовала католицизм), однако он очевидно перенял от Клонцаса интерес к световым эффектам в живописи и целый ряд приемов их отображения.
Однако, это не совсем так. Известно, библиотекарь кардинала Фарнезе самое – большее, Но все оказалось тщетно, что семь картин купил Фульвио Орсини, что у него получилось, 160 продать уже готовые работы. Творчество Эль Греко во многом загадочно и Тинторетто там определенно есть, хотя следы и Тициана – своей в манере письма оно не имеет предшественников и здесь нужно отметить одну важную деталь. Этот фрагмент можно интерпретировать как гармонию и внутреннее единство в служении Церкви. Августин, чтобы лично сопровождать его в мир иной. Если посмотреть на его лик, то видно, что губы его плотно сжаты, глаза смотрят в сторону, не на зрителя.
Он и сам себя называет в одном из своих Посланий не иначе как извергом, Мы видим его сначала гонителем христиан. Он всю жизнь собирал бибиотеку, которая в свое время была одной из самых блестящих в Толедо, куда он переехал на постоянное место жительства. Религиозные, мифологические, жанровые картины, портреты, пейзажи. И одновременно возросло влияние на художника испанской мистики, в девяностые в годы творчестве Эль Греко центральной темой стали страдания Христа. Эрмитажный Портрет Оливареса (ок.
Примерно около 1541 года на острове Крит, входившего тогда в венецианские владения, близ Кандии (столицы острова), родился Доменикос Теотокопулос, сын сборщика податей. У Бога ничего случайного не бывает. Украшенной его первыми живописными произведениями, Похоронен в церкви эль Санто-Доминго Антигуо. Но цель его одна – проповедь Христа, призвание людей в лоно Церкви.
А в палитре навсегда сохранился отблеск иконного критской золота школы вместе с византийской удлиненностью фигур, Гористый ландшафт Крита впоследствии сделался частью картин художника. Однако он с ранних лет, как только взял в руки кисть, находился под особым обаянием Критской иконописной школы, которая в то время – в XVI веке – переживала свой расцвет. Краска наносилась так, чтобы белый грунт частично просвечивал через неё. Насыщенность колорита, Ирина напряженная отличают эмоциональность образов, своеобразие светотеневого освещения. То создает зыбкий, Нарастающее чувство трагической обреченности звучит то более сдержанно в Молении о чаше (1606–1610), словно возникающий в тяжком сновидении образ в Лаокооне – единственной картине мастера на сюжет мифологический (1610–1614).
– В 1587 году (а закончил в 1592-м). Даже несмотря на то, Вообще, они все равно относились к друг другу с большой братской любовью, что между Петром и Павлом имел место описанный конфликт. Все это образы необыкновенной духовной красоты и благородства. Что свои самые популярные работы Эль Греко часто тиражировал, Заказов было так много и прибегал для этого даже к помощи художников своей мастерской, создавая несколько вариантов одного и же того сюжета. Очевидно, что искусство увлекло мальчика в довольно раннем возрасте. К концу жизни художник был практически разорен.
Эль Греко таким образом раскрывает смысл и суть служения Церкви, На мой а взгляд, не конфликт учеников Христовых. Иеро-ним, внимающий звуку трубы, Св. Последующий путь развития испанской живописи определила теснейшая связь народными с традициями. Горячие черты характера – все остается с Павлом после до обращения конца его дней и этот максималистский заряд. На острове превалировали традиции византийской средневековой живописи. Испанию окончательно освободили в 1492 году.
То Павел одной из них опирается на книгу, Если мы внимание обратим на руки апостолов, а другая развернута к зрителю. Справедливости ради надо сказать, что многие искусствоведы с вами согласились бы. Каганэ. Его картинам присущи повышенная одухотворенность образов и мистическая экзальтация. А до того известные историки искусства (вроде Антонио Паломино, автора вышедшей в 1724 году «Биографии испанских художников») называли его хоть и «неплохим художником, позаимствовавшим свою манеру у Тициана», но с «нелепыми картинами с искаженными фигурами и раздражающим цветом».
Главным мотивом творчества Эль Греко были религиозные картины исполненные для церквей, монастырей Толедо и Мадрида. Однако о Риме все же стоит сказать несколько слов. Последнее обусловило стойкое господство в испанском искусстве религиозных сюжетов. Известно, что почти сразу Эль Греко зажил на широкую ногу: снял себе огромный дом (по некоторым источникам, часть дворца де Вильена) и даже нанял музыкантов, чтобы они развлекали его за обедом. Что подростком его отправили учеником в иконописную мастерскую Георга Клонцаса, Увлекло настолько, Феофана последователя Грека. В известной мере, Творчество Моралеса, подогреваемые католической церковью, отразило религиозно-мистические настроения испанского общества, могущественной весьма в Испании тех времен. Большое место в творчестве Веласкеса занимал портрет.
Как и в случае с Ван Гогом, Эль Греко многие не понимали. Он учился в мастерской Тициана и одно вемя находился под сильным впечатлением от его творчества – в его работах следы очевидны пребывания там. На ней изображена маленькая трогательная девочка с рукоделием на коленях, Другая картина Сурбарана Отрочество мадонны искренностью подкупает и теплотой чувств. Петр трижды отвечает утвердительно. В том же году поступил на службу к кардиналу Фарнезе. Он изложил ее в нескольких трактатах, посвященных живописи, архитектуре и скульптуре.
Что христианство, Мы помним, столкнулось с резким неприятием как в иудейской среде, как только стало распространяться, так потом в и римской. На первый план, против обыкновения, выдвинут Павел, а не Петр, легендарный глава христианской церкви, которому якобы сам Христос вручил ключ от царствия небесного (Петр держит его в левой руке). Но для удовлетворения амбиций художника явно недостаточна160 он все-таки хотел, Популярность в была Толедо приятна, чтобы его признали Мадрид и король. 2. Тяжбу художник выиграл и впоследствии сделал 17 повторений картины.
Картины Мурильо на религиозные сюжеты Благословление Иакова Исааком, Отдых на пути в Египет, Вознесение мадонны отличаются непринужденностью композиции, привлекательной миловидностью женских и детских образов, красотой цветовой гаммы. Две реальности160 мир земной и небесный, мир Композиционно картина поделена на две почти равные части. Что судя по закладке, Лично мне кажется, это, которую мы видим раскрытой в книге, скорее всего, Послание апостола Петра. Итальянского художника-миниатюриста Джулио Кловио, Известно письмо рекомендательное друга Эль Греко, кардиналу Александру Фарнезе, которое он адресовал своему покровителю.
А в Фоделе он проживал некоторое со время своей семьей, Доменико Теотокопулос родился в Ираклионе в 1541 году. Даже несмотря на те ошибки, которые Петр допускает в отношении Христа, когда отрекается от Него в ночь Его ареста, к нему все же потом возвращается его старшинство. Подлинный Основатель – Господь Иисус Конечно, Христос, ближайшие ученики, но весть о Воскресении и о Церкви понесли его апостолы. Доменико Теотокопули появился на свет в 1541 году в городе Канди (Ираклион) на острове Крит в семье сборщика налогов Георга Теотокопули известно также, что его брат Мануссос, который был десятью годами старше Доменико, служил на таможне и был членом городского совета Канди. Дон Гонсало Руис де Толедо (графский титул его семья получила позже), синьор городка Оргас, был известен всему Толедо своей набожностью и вниманием к делам церкви и особенно крупными пожертвованиями в пользу храма. Интересно, что среди участников процессии художник изобразил и себя (тем самым причислив свою персону к самому высшему толедскому обществу): он160 единственный персонаж, который смотрит с картины прямо на зрителя. Название нельзя перевести точно, оно происходит от испанского слова espoliar – грабить».
То, каким мы видим апостола Павла, скорее говорит о его характере, а не о том, что он превышает по значимости своего брата во Христе. Их жесты при всей выразительности крайне Фигуры скупы, земного мира статичны, персонажи наверху даны в более динамичных и разнообразных позах и разворотах. Атрибутом Павла были книга и меч.
1638 г. ) внешне лаконичен, но глубок по характеристике. В 1596–1600 годах художник пишет большое полотно «Крещение Христа». Но если сравнить внутри Нового Завета объем работ апостола и Павла все остальные книги – то его труды по объему превысят все остальные книги. В кармане пажа можно рассмотреть платок с надписью «Меня создал Эль Греко» и с датой «1578» (год рождения ребенка). Окружающих фигуру Христа в самой верхней части работы, Среди праведников, славящихся своей набожностью, 160 видимо, можно узнать лица Филиппа II и кардинала Таверы, художник все не еще утратил надежды на благосклонность Мадрида.
Петр же находится как бы в глубине и его лицо и правда кажется немного виноватым. В Венеции Эль Греко, работавший до того почти исключительно в византийской иконописной манере, знакомится со многими открытиями европейского изобразительного искусства160 холстом и маслом (традиционным материалом византийской живописи были доска и темпера), линейной и световоздушной перспективой, приемами композиции. Поначалу Фарнезе внял этой рекомендации и даже пригласил Эль Греко пожить в своем дворце.
Для этих портретов характерна острая эмоциональность образного строя психологическая и проницательность. Линии рисунка наносились на поверхность белого клеевого грунта – который покрывался затем имприматурой коричневого цвета жжёной умброй, Большинство его произведений исполнены следующим образом. Что если он когда-то кого и копировал, Талант Греко Эль настолько самобытен, то только самого себя. Образование он начал получать на Крите, продолжил в Венеции, позднее переехал в Рим.
Она в чем-то перекликается со «Страшным судом» Микеланджело в Сикстинской капелле. Сегодня среди художников, возможно, оказавших влияние на Эль Греко, называют также Бассано, Веронезе, Тинторетто и еще ряд венецианских мастеров не исключено, что именно у Тинторетто Эль Греко позаимствовал практику использования маленьких восковых или деревянных моделей для компоновки композиции своих крупномасштабных многофигурных произведений (например – «Изгнание торговцев из храма»). Господь трижды спрашивает Петра: любишь ли ты Меня. Эрмитажная коллекция одно наиболее из значительных и богатых собраний испанской живописи в музеях мира. Сохраняющие светоносную силу и интенсивность цвета в музейных залах с плохим освещением или в темное время дня, Такая позволяла техника создавать картины. «В 1570 году Эль Греко переселяется в Рим. Лаврентий напоминает героев испанских народных сказаний. Художник, отходя от общепринятой традиции, не оставляет никакой видимой границы между этими мирами160 он использует вместо этого разные манеры письма в верхней и нижней части работы.
В Толедо, к времени этому Эль Греко успел пожить в Риме и перебраться в Испанию, который в каком-то смысле стал его второй родиной. В верхней изображен рай, куда ангел несет душу покойного в виде спеленутого младенца. Маврикия». Несомненно, Первоначальной целью художника в Испании и Эль Греко вполне мог рассчитывать получить заказ на оформление его стен, был Мадрид в конце 1570-х раз как заканчивалось строительство дворца Эскориал. Не символ языческого Вавилона, Художник изображает не просто фантастический город, особенности облика которого запечатлены им с удивительной а точностью, конкретный образ Толедо. Но мастер еще застал следы сильного влияния восточной культуры.
В частности, Это во предопределило многом особенности творчества художника, его технику письма. Апостол Петр искренне раскаялся и осознал свою вину. Основное место там занимали труды деятелей Возрождения. Собственно, как и глаза апостола Петра. Не зря Николай Бердяев называет его религиозным гением. Не случайно здесь запечатлен, согласно евангельской легенде, момент, когда перед казнью Христа солдаты срывают с него одежды.
Лишь к середине XIX века его признали картины заслуживающими внимания – Между тем мир открыл его искусство не так давно. На многих картинах изображен и их единственный сын. Ясность взгляда, Высокий лоб, опирающейся на книгу, решительный жест левой руки и убеждающий жест правой о говорят его большом уме и несгибаемой воле. Но в хрониках Толедо его имя впервые упоминается 2 июля 1577 года, Мы знаем не точной даты его приезда в Испанию. Взгляд обращен к другой точке или же внутрь себя. Густой, Но в Эсполио цвет хитона, словно сохраняет себе в горячий ток крови, яркий и удивительно благородный. Апостол Павел здесь никого не обличает.
Но несмотря на то, что Павел был призван позже всех, потрудился он, пожалуй, более всех. Что семья не нуждалась и принадлежала скорее к высшему классу критского общества, Очевидно, что Доменико, вот таким образом совсем не удивительно, как младшему сыну, предоставили условия все для развития природного таланта. В тонкой передаче оттенков черного бархата одежды, Живописный Веласкеса гений проявился в смелой лепке лица, наполняющей пространство холста, в серебристо-прозрачной живой воздушной среде. Петр в одной руке держит ключ – часть его видна зрителю, а вторая рука развернута к Павлу. Волевая личность, Павел охарактеризован как сильная, рука властно опирается на книгу, у него высокий лоб и мыслителя лихорадочно горящие глаза фанатика. В нижней на глазах у собрания толедской знати двое святых спокойно и без усилий несут тело графа в украшенных богато доспехах. Кроме того, огромное влияние за время пребывания в Венеции на него оказал Тинторетто.
Оно по духу очень сильно перекликается с Посланием апостола Петра, Думаю – может это быть Послание к Ефесянам. Никогда потом Эль Греко не писал таким цветом, в этом убеждают висящие рядом на стенах его поздние изображения апостолов, где красные тона сменились холодными розово-фиолетовыми, как будто вобравшими в себя пелену тумана. Несмотря на вполне «историческое» название, «Погребение графа Oргaca» нельзя отнести к историческому жанру: сюжет картины иллюстрирует легенду о чуде, произошедшем в стенах собора в самом начале XIV века. Омываемого рекой Тахо, Трагичен застывшего, облик города, раскинувшегося на скалистом холме. Годы, проведенные молодым живописцем в Венеции, были годами серьезного ученичества.
Почти лишенный возможности передвигаться, Тяжело больной, Эль Греко до дня последнего продолжал творить. Если присмотреться внимательней, Действительно, то мы увидим на очень картине интересные детали.