Одна из известных работ Антропова – портрет статс-дамы Анастасии Михайловны Измайловой, урожденной Нарышкиной, с утвердившейся датой исполнения 1754 года. Портреты Антропова, отчасти связанные с традициями парсуны, отличаются непосредственностью и правдивостью образов исполнены в насыщенной цветовой гамме. В 1760-е Антропов написал портреты архиепископов.
В 1760-е Антропов написал портреты архиепископов. Портреты Антропова отличают связь с традицией парсуны, правдивость характеристик, свойственное живописи барокко декоративное богатство цвета (портрет А. М. Измайловой, 1759). В портретах Алексей Петрович Антропов следовал манере Ротари. Наиболее ответственной работой Антропова был выполненный по заказу синода портрет императора Петра III (1762, ГРМ).
В период с 1764 по 1766 год Антропов написал множество копий с портретов Екатерины II и юного Павла исполненных в основном иностранными авторами. Портреты Антропова отличают связь с традицией парсуны, правдивость характеристик, живописные приемы барокко (портрет Петра III, 1762) Большой Энциклопедический словарь (1716 1795), русский живописец. Герой Семилетней войны, полный энергии и жизненной силы изображен в манере, Композиция этих и других портретов кисти Антропова отличается лаконичностью, модели изображены на нейтральном фоне. Даже в работах, сохранивших черты парадного портрета, Антропов не изменял жизненной правде.
В доме Антропова поселились ученики из Украины, одним из которых был 14 (25). 3. 1716, Петербург, 12 (23). 6. 1795, там же, живописец, один из первых русских портретистов. Ярче всего талант Антропова проявился в портретной живописи. Произведения Антропова заложили основу для развития искусства портрета в России во второй пол.
Портреты Антропова отличают связь с традицией парсуны, правдивость характеристик, живописные приемы барокко (портрет Петра III, 1762). Оригинал сохраняется в Синоде в числе 8 произведений А. П. Антропова, который до конца своих дней учил учеников и писал образа для подношения императрице и, причем особую известность получили выполненные им женские портреты. Среди антроповских портретов начала 60-х годов важное место занимают портреты архиепископов (поступили в Русский музей из Александро-Невской лавры) росписи церквей и Андреевского собора сделали имя Антропова хорошо известным высшим кругам духовенства. В 1750-е несколько лет Антропов совершенствовал своЕ мастерство, поступив в обучение к портретисту Пьетро Ротари.
Живой взгляд карих Среди мужских камерных портретов работы Антропова следует отметить Портрет казацкого атамана Ф. И. Краснощекова (1761).
Учился в Петербурге у А. М. Один из лучших – портрет А. М. Измайловой (1754, ГТГ). Антропова был француз Луи Каравак (1684-1754), много лет живший в России и ставший придворным художником, а затем – родственник Антропова Андрей Меркурьевич Матвеев (Кобылин) (1701-1739) – художник, окончивший в свое время Антверпенскую Академию художеств, а потом работавший в Канцелярии от строений, в которой до открытия Академии художеств учились и служили практически все русские художники. Антропов Алексей Петрович (1716, Санкт-Петербург – 1795, Санкт-Петербург) Художник, портретист. Скончался 1795 года июня 12 дня.
Эта свободная живопись сообщает еще больше жизненности всему портрету. Антроповым писать Петра III был приглашен Ф. С. Рисунок и лепка точны.
Антропову портрет нового властителя России. В это время ему было уже за 40 и он пользовался уважением и известностью. О признании портрета говорит и тот факт, что в феврале 1762 года А. П. Эта работа принесла Антропову славу одного из лучших русских портретистов, повышение жалованья и чин подпоручика. Царские регалии наполовину срезаны рамой картины. Портретист с наивной прямотой и живописной точностью написал государя своего таким – каким он был в действительности, Антропов всегда был предан натурной достоверности.
Когда в Петербург приехал «грузинский владетель» Теймураз Николаевич, то Антропову поручили «списать портрет его» (лето 1761 года портрет известен нам только по гравюре Грекова и Виноградова). Императрицы Елизаветы Петровны (1755, Музей русского искусства, Киев), Среди наиболее известных произведений Антропова – портреты А. М. Измайловой (1759, Третьяковская галерея, Москва), атамана Ф. И. Краснощекова (1761, Русский музей), архиепископа Сильвестра (1760, Русский музей, Петербург), Кулябки А. В. Бутурлиной (1763, Третьяковская галерея), М. А. Румянцевой (1764, Русский музей). не стремился внести разнообразие в позы портретируемых или как-либо мотивировать эти позы.
Алексей Петрович был вынужден вновь хлопотать о восстановлении в штате Синода, Предприняв отчаянную попытку к определиться одним портретным делам в ведомство придворной конторы и не получив на то милостивого соизволения. Один из лучших его портретов – "Портрет статс-дамы А. М. Измайловой" (1759). Имел частную школу живописи, в которой занимался Д. Г. Среди торжественной обстановки особенно жалкой выглядит нескладная длинная фигура Петра с III маленькой головой на узких плечах.
Но антроповское понимание портретной задачи исчерпано не примитивной передачей внешних особенностей лица и стремлением к иллюзионизму изображения. В 1755 приезжал для работы в Москву (живопись плафона Головинского дворца), оформлял здесь также торжества по случаю восшествия на престол Екатерины II (1762). С выдвинутой вперед ногой одной он рукой опирается на маршальский жезл, Петр III предстает в энергичной позе, а другую положил на пояс. Рокотовский вариант остался невостребованным и все последующие заказы были переданы А. П. Вместе с последним писал иконы для церкви Большого Царскосельского дворца (1747). Пребывание в Киеве чрезвычайно обогатило художника.
Он совершал свое историческое дело в постоянной борьбе с теми отдельными пережитками художественной старины, которые мешали и ему и его современникам (Вишнякову, Сердюкову, Молчанову). И когда понадобилось направить на самостоятельную работу кого-либо из учеников в Киев, Вишняков высоко ценил Алексея, то выбор преподавателя пал на именно Антропова. Он получал все более и более ответственные заказы, Надо думать – что укрепили они репутацию художника. В феврале 1762 года А. П. Свое произведение он дополнил на этот раз вполне оправданным декоративным эффектом, написав узорную ткань одежды Теймураза. Что само по себе вряд ли могло удовлетворить привыкшего к самостоятельной деятельности художника, По возвращении в северную столицу Алексей Петрович вновь поступил в Канцелярии распоряжение от строений. Ясно выделены все главнейшие формы лица – их строение характер и Светотеневое построение просто.
Матвеева и Л. Каравакка (с 1732). Старейший из них, Федор Леонтьевич Аргунов (17161754, Москва), учился в петербургской Канцелярии от строений, входя в «живописную команду» А. М. Матвеева. Корпус и лицо повернуты немного в сторону, открыто позируют, глаза обращены к зрителю иногда голова чуть наклонена – изображенные им, Все люди, давая нам возможность всматриваться в их лица. Нам нетрудно различить в них воздействие старого русского искусства (вплоть до «парсун» XVII века) или украинских портретов или широко написанных декоративных росписей «живописной команды» или, наконец, стремлений самого художника к натуралистически точной передаче внешних особенностей модели. Измайлова открыто позирует, предоставляя зрителю внимательно рассматривать ее лицо.
Краснощекова (1761, ГРМ). В молодости Измайлова слыла красавицей, Любимица императрицы Елизаветы Петровны, пользующаяся большим при влиянием дворе, но ко времени создания портрета это была уже стареющая чопорная особа. От собственно росписей его работы мало что сохранилось примером же церковного искусства Антропова может служить иконостас Андреевского собора, Правда, при создании которого одним его из помощников был Г. К. Не скрывая отдельных мазков, Более широко, но и здесь, Антропов писал передавая одежду, алмазное украшение и булавку на груди Измайловой, он прибегает к документальной точности, к иллюзорной выписанности каждой детали. Столь же реалистически выразительные, в живописи XVIII века сразу не можно найти произведения.
Тогда же А. П. Надо полагать, Только после этого напоминания императрица, распорядилась забрать портрет из мастерской живописца Зимний в дворец. Н. А. Вместе с подмастерьем (Д. Левицким) Антропов подготовил 8 портретов ее величества для триумфальных ворот, поставленных в разных частях города. Хитрая, Властная, с плотно сжатыми губами тяжелым и двойным подбородком – такой представлена известная статс-дама двора Елизаветы Петровны, с живым взглядом блестящих глаз. Это, разумеется, ущемляло патриотические чувства россиян.
К коронации Екатерины II Антропов в числе других живописцев был отправлен Москву в для содействия Жану Девельи в изображении эпизодов коронования. Антропов откровенно показывает уродство Петра III, его рахитические и ноги вздутый живот – его дегенеративное сходство с обезьяной, Коваленской. Для Сената и была написана копия. Он кажется написанным без всякого усилия, без колебаний и сомнений.
В 1749 году Антропову было присвоено почетное звание «живописного подмастерья». В надежде воскресения погребен на месте сем раб Божий коллежский асессор и живописи художник Алексей Петрович Антропов – На плите надгробной надпись. Русский художник Алексей Петрович Антропов родился 14 марта 1716 года Петербурге в в семье народных умельцев. Симпатизировавший прусскому королю Фридриху II, Петр Федорович, а затем и военный заключил союз, с ним мир, сведя тем самым на нет все усилия России в Семилетней войне. С регалиями, Тогда же он написал портрет императрицы в белом во платье весь рост, в порфире и короне. Оказалось, Когда же вернулся художник в Петербург, что свою должность при Синоде он практически потерял.
Развитые им самим на практической работе, мастерство Но и художественный вкус живописца, не были ровными и всегда безупречными. Позднее, в 1928 году, сенатский портрет попал в Третьяковскую галерею. Через несколько лет он уже получает заказы на декоративные росписи многочисленных дворцов, возводимых по распоряжению императрицы Елизаветы Петровны. В 1739 году Алексей Антропов был зачислен в штат Овладев Канцелярии, профессиональными навыками, которой руководил И. Я, в живописную команду. Художник как бы избегал всего, что могло отвлечь внимание от главнейшего от человека.
С офицерским нагрудным знаком и орденом святого Андрея Первозванного, Император изображен одетым в мундир Преображенского лейб-гвардии полка. Но за ними проступают внутренние очертания незаурядной личности Сильвестра, переданы Они почти иллюзорно. Он вдумчиво, серьезно передает черты ее лица, сохраняя точность портретного сходства. Мы как бы ощущаем раздражительность Сильвестра кажется, он начинает перед нами, несмотря на поднятую для благословения руку, «обнаруживать свой гнев самым жарким, ярким, язвительным гласом, проникающим от поверхности до пределов превыспренних не изъясняясь никому, что ему надобно, чего он там ищет и кто прогневал его смирение» (так писал иронизируя, о хорошо им изученных церковниках Украины «архиерейский служка» Гавриил Добрынин в своих воспоминаниях). Особенно в области писания портретов, Чувствуя настоятельную потребность продолжить свое Антропов образование, обратился к системе частных уроков. Сохранивших черты парадного портрета, Даже в работах, не Антропов изменял жизненной правде.
Перед зрителем человек большой воли, властный и несдержанный. Исполняя заказы Синода для поднесения высочайшим особам, Ещё один портрет государыни Антропов написал для Троице-Сергиевой лавры и впоследствии не раз возвращался к образам царской и семьи близких к ним лиц. Через два с лишним многими столетия историками искусства портрет будет воспринят как сатира на императора. Живой взгляд карих глаз и язвительно поджатые выдают губы сметливый ум и властный характер Измайловой. И эту булавку Антропов написал с документальной точностью, Светлая ткань груди на Измайловой заколота булавкой. Они замечательны, хотя многое из того, что стало привычным десятилетием позднее в искусстве Рокотова и Левицкого, было еще недоступно Антропову: изощренное и утонченное мастерство, легкость варьирования композиционных приемов, пленительная гармония колорита он не владел еще так свободно передачей глубоких и сложных человеческих образов, как владели немного позднее его младшие современники.
В Царском Селе (1749), работает Антропов в Летнем дворце (1748), в Аничковом дворце, в Петергофе (1749-1750). Что при смене царского окружения он сможет получить доступ во дворец добиться и звания придворного художника, Это давало ему надежду на то. Подобная работа входила в обязанности художника, состоящего при синодальном ведомстве. И художник отходит от первоначального замысла. Полное лицо с густо насурмленными по бровями моде и нарумяненными щеками, Без прикрас передал художник грузную фигуру. Однако, Можно догадываться, который претендовал на роль великого правителя и полководца, что эскиз понравился не императору.
Антропову. Валериани и А. Перезинотти Антропов создает декорации для Оперного дома. С 1739 работал в живописной команде Канцелярии от строений у И. Я. Тяжелыми по колориту, Рядом с их работами его портреты кажутся однообразными по композиции, прямолинейными слишком в своих характеристиках.
Художнику, очевидно, хотелось добиться возвышенного и одновременно помпезного эффекта. В эскизе, где красиво и тонко подобран колорит, Петр III изображен в условном интерьере, который похож не на приемную залу для торжественных аудиенций, а скорее на личные покои. Напротив, Антропов не скрывает от зрителя, что, подчеркивает, несмотря на преклонный возраст, у нее густо набеленное лицо, нарумяненные ярко щеки, подведенные брови. Причем особую известность получили выполненные им женские портреты, в этот помимо период официальных портретов Антропов создал серию камерных изображений своих современников. Замечательно живы глаза: умные, насмешливые, блестящие. Живой взгляд карих глаз и язвительно губы поджатые выдают сметливый ум и властный характер Измайловой.
Иван стал часовым мастером, Старший Степан пошел по стопам отца, а Алексей младший и Николай обучались искусству живописи. Сутулая фигура остро Одним из произведений сильнейших мастера является портрет петербургского архиепископа Сильвестра Кулябки, Подлинным реализмом отмечен портрет Дмитрия Сеченова живые глаза. Однако он справедливо не числился среди мастеров первого ранга. Однако, Место придворного художника, создавшим знаменитый конный портрет и царицы портрет перед зеркалом, закрепилось за датчанином Вигилиусом Эриксеном. Полное лицо с густо насурмленными моде по бровями и нарумяненными щеками, Без прикрас передал художник грузную фигуру. В 1752 году ему доверили одну самых из ответственных росписей в Андреевской церкви в Киеве. Предназначенный для Сената и Синода, в начале 1760-х годов – Антропов ведущий портретист России и именно ему было поручено написать парадный портрет императора Петра III.
Жития его было 79 лет 2 месяца и 28 дней. Композиция этих и других портретов кисти Антропова отличается лаконичностью, модели изображены на нейтральном фоне. Церковь была заброшена по сразу окончании работ в ней и освящалась только в 1767 году, к сожалению, что пагубно сказалось на сохранности живописи. Насыщенные, Яркие, красные, смело сопоставленные в краски одеждах, темно-голубые, золотистые, придают декоративность портрету.
Первым учителем А. П. Назначенный главным надзирателем живописных и иконописных работ при Св. Яркая вышивка, Предметы народного быта Украины, разноцветные ткани и кружева привлекали своей красочностью, поливная керамика, расширяли декоративностью, кругозор Антропова. Но в этой однообразной композиционной схеме художник воплощал различные жизненные образы. В его обязанности входило наблюдать за работами петербургских иконописцев, рисовать чертежи внутреннего убранства церквей, писать и поправлять иконы исполнять портреты представителей русского духовенства (Портрет архиепископа Сильвестра Кулябки, 1760, ГРМ), а также обучать новых мастеров.
Может быть, Картина не произвела благоприятного впечатления дворе, при что писалась наспех, потому. У Антропова в Москве не постоянной было работы, Однако открытие Академии Художеств не состоялось, где начинается новый период творчества художника и в 1758 году он возвращается в Петербург, полный исканий и надежд, желания усовершенствовать свое мастерство и добиться признания, период расцвета его таланта живописца-портретиста. Портреты, созданные Антроповым, не спутаешь с работами Левицкого или Боровиковского. Петр в сопровождении гвардейцев был отправлен в Ропшу (селение в 30 верстах от Петербурга), где и погиб. Готовила мастеров строительного дела, Канцелярия контроль осуществляла за строительством в городе.
Но заказ на письмо икон в куполе прочих и местах нового храма Андрея Первозванного был выполнен отлично, Этой работе художник отдал около трех лет. Антропов учился живописи у разных мастеров. Его лучшей – и в наибольшей степени барочно-рокайльной – парадной картиной является большой портрет императора Петра III, написанный для Сената (1762, Русский музей, вариант в Третьяковской галерее). Тщательное выписывание деталей, Орнаментальность форм идут от парсуны предшествующего столетия, присущие работам Антропова, но реалистическое восприятие натуры, достоверная передача – характеров это новое в русском искусстве. Пространство расширено: в оконном проеме появилась батальная сцена – требуемый по живописному канону намек на выдающиеся полководческие способности Петра III, которыми, он, правда, не обладал. Причем как образа для в иконостаса, 1739 году принят учеником в канцелярию строений в 1752 году послан в Киев для исполнения живописных работ в отстраивавшейся по проекту графа Растрелли церкви Андрея Первозванного, так купол и стены были писаны им самим без всякой посторонней помощи.
Внимательно, чуть насмешливо смотрят на зрителя живые черные глаза. Тщедушного, Внешность Петра III, с пустым самодовольным взглядом, нескладного, явно контрастирует с величественным ни окружением, в коей мере ему не соответствуя. Антропов приобретает широкую известность в придворных кругах и получает все новые заказы. Причем особую известность получили выполненные женские им портреты, ортретов Антропов создал серию камерных изображений своих современников.
Их изображения принадлежат к распространенному в XVIII веке типу парадных, «представительных» портретов. В молодости Анастасия Михайловна Измайлова слыла красавицей, Любимица Елизаветы императрицы Петровны, пользующаяся большим влиянием при дворе, но ко времени создания портрета это была уже стареющая чопорная особа. Будучи управляющим его дворцов в Петербурге и Москве, Занимал видное положение графе при П. Б. Шереметеве. В результате которого единовластной правительницей была провозглашена жена Петра III – новая Екатерина императрица II, Все это привело к перевороту 28 июня 1762 года.
Росписи церквей перемежались с исполнением портретов заказных – больших парадных и маленьких миниатюрных. Похожести в передаче внешности модели оставался главнейшим в традиции портрета отечественного XVIII века, Вместе с тем критерий точности. Дело в том, однако, что А. П. Великий князь Петр Федорович (1728 – 1762) – немецкий принц Карл Петр Ульрих, сын герцога Гольштейн-Готторпского Карла Фридриха и дочери Петра I Анны Петровны, с 1761 российский император Петр III. В 1740-1750-х годах он выполнил монументально-декоративных немало росписей в духе западного барокко во дворцах Петербурга и его пригородов. В большинстве своем эти работы были копиями с собственных оригиналов или других картин мастеров. Авторская копия оказалась более удачной в живописном отношении, чем оригинал.
Много работал и в области камерного портрета. Умении скомпоновать фигуру в рост среди аксессуаров обстановки царственной с троном, Парадный портрет императора свидетельствует о большом профессиональном мастерстве живописца, в роскошной мантии, регалиями царской власти, с традиционной колонной. Манере мастера присущи сильные колористические контрасты (он накладывает теплые тона, словно яркие румяна на лицо) и предметная материальность форм, как бы выступающих из полотна. В этот период написал множество произведений. Его портреты заставляют забыть о некоторой застылости, «деревянности» фигур они способны увлечь меткостью и силой характеристик. Художник надеялся этой работой обрести некоторую свободу творчества и в дальнейшем претендовать на почетную более должность мастера, Произведенный тремя годами раньше в подмастерья. В 1750 году под началом итальянских мастеров Дж.
Так, например, в Петербурге он пишет картины для триумфальных ворот в Аничковой слободе, участвует в росписях плафона и создании икон для Зимнего дворца (1744-1745). Особенно недовольна была гвардия, ударная сила всех дворцовых переворотов. Перед его изображением становятся понятнее и ярче едкие антиклерикальные нападки М. В. Ломоносова в «Гимне бороде» (они частично обращены именно к Сильвестру, который недаром затем ожесточенно нападал на Ломоносова и в стихах и в жалобе Синода императрице). Воронцовой, Павла I в детстве, австрийского посла Лобковича. Антропов выполнял многие дворцовые заказы и неоднократно писал матушку императрицу. Антропов знакомится с меценатом И. И. Наблюдая Измайлову, он сумел отметить ряд существенных черт.
, он еще юношей был вызван в Россию своей теткой и объявлен наследником престола. Они были неизбежной тому данью – к преодолению чего сам же он стремился, Но не эти мелочи важны для понимания Антропова. А. П. Пример тому – большой Портрет императора Петра III (1762), выполненный художником для Сената. Причем повторяет его множество раз, Для сената Антропов пишет портрет правящего недолго Петра III.
Именно там он выработал уверенность своего мазка, уменье обобщить мелкие формы. Портреты, созданные мастером в традициях европейского парадного портрета, продолжают традиции парсуны, развивают стилистическую линию отечественного примитива с его яркой непосредственностью и правдивостью образов. В портретах нет величественных ни колоннад, ни нагромождения атрибутов – ни пышных драпировок, Представительность достигнута очень скупыми средствами. Один из наиболее жизненных раннего портретов периода творчества Антропова, Портрет Измайловой, свидетельствовал о зрелости и самостоятельности художника. Краснощеков был широко известен в свое время: сын легендарного героя атамана донских казаков, он сам был деятельным участником Семилетней войны и изображен с медалью, полученной за сражение при Франкфурте (медали, подобные этой, при награждении атаманов казацких войск были равнозначны орденам).
С 1761 до конца жизни – главный художник Синода (надзиратель за живописцами и иконописцами). Одного из крупнейших живописцев того времени, с 16 лет Антропов обучаться начал живописи у руководителя "живописной команды" Канцелярии от строений Матвеева А. С суровой пристальностью вглядывался он в изображаемые им лица. Так как его образы апостолов – земные, Именно картину, даже решение композиции напоминает парадного схему портрета – ниспадающие драпировки с кистями и колонна в глубине, почти простонародные. Антропов пишет уменьшенный и усеченный вариант того же портрета Петра III.
Написанный в традициях репрезентативного портрета с соответствующей атрибутикой (пышная драпировка, колонна, небрежно наброшенная на трон мантия, корона, скипетр, держава и т. д. ), портрет императора не только далек от идеализации, но отмечен предельным сходством с моделью. Каждый из этих мастеров представляет собой яркую творческую индивидуальность. Легкая, едва заметная улыбка прячется в черных усах. В 1762 Антропов написал несколько вариантов портрета императора Петра III. АНТРОПОВ, АЛЕКСЕЙ ПЕТРОВИЧ (1716–1795), русский художник, художник-портретист.
Перед судом потомков стоят не бесстрастные иерархи «апостольского чина», чуждые земной суеты, но люди с ярко выраженными личными чертами. Написанных в 1753-1755 годы, Среди них несколько схожих между собой императрицы портретов Елизаветы Петровны. Где оно находилось до 1918 года, Огромное полотно почти в 2, 5 метра было помещено в одно из главных государственных учреждений страны – Святейший Синод, когда его в забрали Русский музей. К подчеркиванию наиболее характерных черт, Здесь в полную меру проявилась склонность к художника правдивой характеристике своей модели. На темном фоне выделена голова атамана.
Наполнило их яркой жизненной содержательностью, Именно сообщило это полнокровность его образам. Умное лицо грузинского царя, Антропов внимательно передал красивое, которые ему бы могли показаться необычными, не преувеличив в нем черт. – с горечью писал очевидец-современник А. Болотов, Редко стали уж мы заставать государя трезвым и в полном уме и до разуме, которого он был превеликий охотник, – а всего чаще уже до обеда несколько бутылок аглицкого пива, уже опорожнившим, то сие и бывало причиною, что он говаривал вздор и такие нескладицы, что при слушании оных обливалось даже сердце кровью от стыда перед иностранными министрами, видящими и слышавшими то и бессомненно смеющимися внутренно. Создав парадный императорский портрет в рост, полный Впервые Антропову представилась возможность явить свое живописное мастерство.
Портрет императора не только далек от идеализации, Написанный в традициях репрезентативного портрета с атрибутикой соответствующей (пышная дранироп-ка, колонна, небрежно наброшенная на трон мантия, корона, скипетр, держава и т. д. ), но отмечен предельным сходством с моделью. Высшим властям определенно пришлась по вкусу именно антроповская интерпретация Петра III. Вишняков (1699-1761). Так же детально переданы алмазы вокруг миниатюрного изображения Елизаветы Петровны (всего лишь десятью-пятнадцатью годами позднее Рокотов не будет копировать грани камней, а покажет потоки и вспышки света на таких же оправах).
Один из первых русских портретистов, Выдающийся русский художник, академик Императорской Академии Художеств учитель и знаменитого Д. Г. Мать прославленного полководца фельдмаршала П. А. А до его основания – зачисляет в на университет должность живописного мастера, Граф Шувалов приглашает художника преподавать на создаваемом факультете искусства. Без сомнения, Художник, о чем говорят выписанные на первом плане латы, хотел подчеркнуть рыцарские качества государя, мантия, шлем, трубы и разнообразные военные доспехи. Он много и напряженно работал в эти годы. АРГУНОВЫ – семейство художников и архитекторов искусство которых представляет творчество русских крепостных мастеров в наиболее показательной и разнообразной форме. Все они были крепостными графов Шереметевых. Вот таким образом мы уверены в замечательном портретном сходстве этого произведения. Рокотов.
Отличающая его от изысканного искусства элегантных представителей придворного европейского портрета, свойственна выразительная оригинальность. На них лежит отпечаток их жизни, Не только носителями высокого сана выступают Феодосии Янковский седобородый или Вениамин Пуцек-Григорович и особенности их биографий встают за условным спокойствием их облика. В выражении темных глаз, устремленных на зрителя, художник великолепно сумел передать доброжелательность, внутреннюю собранность портретируемой. Растрелли. Нарумяненными щеками, Крупное лицо немолодой женщины обвисшим с подбородком, умными, подведенными бровями, чуть насмешливыми глазами, передано с необычайной жизненной правдивостью. Левицкий. в Москве.
Имел частную школу. При всей широте и свободе стиля, его и в этом портрете, переданные с трогательной наивностью, есть две детали. Тщедушного, Внешность Петра III, с пустым самодовольным взглядом, нескладного, явно контрастирует с окружением, величественным ни в коей мере ему не соответствуя. Его работу высоко оценивали профессора Академии художеств. Синоде (1761), окончательно обосновался в Петербурге с 1766.
Что отмечали все мемуаристы, а красотой и Петр представительностью Федорович явно не блистал. Причем Антропову был положен довольно солидный по тому времени оклад – 120 рублей в год. Он честно и точно передал болезненно отекшее лицо, заплывшие глаза с их «сверлящим» взглядом, судорожно сжатые губы. Участвовал в выполнении декоративных росписей дворцов в Петербурге и его пригородах (1744-1750), в Москве, Андреевского собора в Киеве (1752-1755). Вишнякова. Здесь государь представлен в более спокойной позе. Они обладают завидной целостностью и внутренней силой особенностями подлинного искусства – Но произведения Антропова распадаются не на эти слагаемые.
Написанный в традициях репрезентативного портрета с соответствующей атрибутикой (пышная дранироп-ка, колонна, небрежно наброшенная на трон мантия, корона, скипетр, держава и т. д. ), портрет императора не только далек от идеализации, но отмечен предельным сходством с моделью. Но это не означает, что Антропов лишь натуралистически копировал внешние черты. Под руководством Дж. С одной стороны ее обрамляет спиралевидная колонна с гирляндами листьев – а с другой – дверной проем с подобранной над ним драпировкой, Фигура нового помещена императора в своеобразную живописную раму.
Традиции украинского искусства, впечатления, полученные от знакомства с предметами народного быта Украины и лубочными картинками, претворились художником в создании одного из наиболее своеобразных портретов – атамана донских казаков Ф. И. Краснощекова (1761, ГРМ). Антропову звания придворного художника. Лицо написано тонко, тщательно, с огромным вниманием ко всем его подробностям. Другой большой портрет Петра III, Очевидно, которой во оное время окончен, в поле при лагере, взнесть а не успел, находитца у меня – именно о нем художник упоминает в своем прошении на имя императрицы Екатерины II.
Антропову. Но, Антропов допускает некоторые неточности рисунке в и в построении перспективы, добивается четкости в пластическом выявлении объемов, несмотря на это. Например, Дмитриева, что у Антропова получился портрет с недоумка рыбьим туловищем на тонких ногах, полагает. Что Антроповым остались довольны, можно Однако предположить, только что построенного архитектором И. Мичуриным по проекту Ф. Б, поскольку в 1752 году ему поручили весьма серьезный самостоятельный заказ – роспись киевского Андреевского собора.
Однако мастеровитые художники были нужны. Лицо набелено и нарумянено, брови подведены на груди голубая лента. Он находил различные приемы арсенале в своих художественных и технических средств, Наоборот.
При создании которого из одним его помощников был Г. К. Левицкий, От собственно росписей его работы мало что сохранилось примером же церковного искусства Антропова может служить иконостас Андреевского собора. Валериани А. П. А в 16-летнем возрасте, Уже с 15-ти лет Антропов учился живописи у разных он мастеров, начинает учебу в Канцелярии от строений – государственном учреждении, в 1732 году, ведавшим застройкой Петербурга. Вполне понятно, что такое изображение императора не могло доставить А. П. Кисти одного или нескольких принадлежат авторов многочисленные изображения, До сих пор не решен вопрос, украшающие Андреевский собор.
Будучи учеником Вишнякова, Антропов получал самое большое жалованье – 120 рублей. Мастерство которых за это время возросло, Шестилетнее отсутствие обусловило отставание некоторое Антропова от столичных живописцев. Антропов работает в Летнем дворце (1748), в Царском Селе (1749), в Петергофе (1749-1750), в Аничковом дворце. В 1739 году будущий художник был переведен в штат Канцелярии от строений к вновь назначенному мастеру команды живописной И. Вишнякову. Его дед, Яков Савинов и отец, Петр Яковлевич, состояли мастерами Оружейной палаты. Отмеченная всеми высочайшими почестями при царском дворе, Румянцева-Задунайского, по современников, воспоминаниям эта женщина, до глубокой старости обладала ясным умом, острой памятью и мягким нравом.
Портрет не подписан, но близок по особенностям письма А. П. выдающийся русский портретист. Родился в Петербурге 14 (25) марта 1716 в семье слесарного мастера Оружейного двора. Перед ним уже вырисовывалась перспектива стать придворным художником при дворе Петра не III, пожелала предоставить столь высокое и престижное место человеку, разумеется, пользовавшемуся благосклонностью ненавистного ей супруга – но Екатерина Алексеевна, Антропову не повезло. Не менее убедительные образы создал художник в портрете А. В. Лицо пожилой дамы с обвисшим подбородком и отяжелевшее тело показаны четко.
Окончательный портрет Петра III (1762, ГРМ) представляет собой парадное полотно, которое отвечало всем канонам этого жанра. Румянцевой (1764, ГРМ). А. П.
Куратором созданного в 1755 году Московского университета, Шуваловым, при котором предполагалось учредить Академию и художеств. XVIII век внес величайший вклад в историю русского портретного искусства. Лебедев, – не допускающий и тени какой бы то ни было скептической вольности со стороны художника. Впоследствии А. П. Он написал архиепископов в мантиях, с посохами в руках, как бы обращающихся к зрителям.
Антропов передал дегенеративную некрасивость императора, тупость выражения его лица. Среди мужских камерных портретов работы Антропова следует отметить Портрет казацкого атамана Ф. И. Он скончался в Петербурге от горячки 12 (23) июня 1795 года и был похоронен на Лазаревском кладбище в Александро-Невской лавре. С 1732 г. учился у А. Матвеева и И. Вишнякова. Косвенным подтверждением этому может служить то обстоятельство, что одновременно с А. П. Его портреты экспрессивны и реалистичны, – подтверждают что в начале 60-х годов проблема острой выразительности интересовала Антропова. Сейчас он хранится в Сергиево-Посадском музее-заповеднике. Не нарушающих общей цельности портрета, точном в изображении мелких деталей, проявляется присущее Антропову ощущение материальности мира.
Иной художник, вероятно, написал бы более благообразно этого «златоустого учителя», влиятельного представителя русской церкви. В апреле 1762 года с небывалой поспешностью – за две с половиной недели – Рокотов исполняет поколенный портрет государя со всеми царскими атрибутами (сейчас он хранится в Нижегородском художественном музее). Родился в семье мастера Оружейной палаты. Также как и правление Петра III, Однако дворцовые успехи художника, кратковременными, оказались даже не удостоившегося коронации.
Один из них – Портрет статс-дамы А. М. Позировал ли Петр III Антропову, Нам неизвестно в каких отношениях находились художник государь и мы не знаем. Что помимо росписей кафедры, На сегодняшний день можно с уверенностью сказать, купола и образов Девы Марии архангела и Гавриила из царских врат Антропов исполнил также икону Успение Богоматери и запрестольную алтарную картину Тайная вечеря.
В XVIII столетии русские портретисты отнюдь не писали карикатур на своих заказчиков. Художник в этот период охотно писал также и портреты по старым образцам, Несмотря на загруженность, предельную оттачивая свое живописное мастерство. Антропов исполняет небольшой эскиз, который теперь находится в Третьяковской галерее.
Архимандрита Троице-Сергиевого монастыря Лаврентия Хоцятовского А. П, в же том 1762 году по ходатайству бывшего члена Синода. Никакой идеализации или приукрашивания не допускает художник. Интерес к живописи проявился у мальчика в раннем детстве. В написанное лицо можно всматриваться как в живое, настолько тщательно оно передано. Крупная голова Измайловой доминирует в произведении.
То же понимание портрета отражено и у Н. Н. С 1739 работал там же в «живописной команде» под руководством И. Я. Вишнякова. Портретные произведения Антропова начала 60-х годов имеют большое значение для понимания русского искусства середины XVIII века. А. П. Он стоит в грациозной позе с подзорной трубой в правой руке. Святейший Синод для украшения своей парадной залы заказывает А. П. В композиционном отношении портреты почти одинаковы, но каждый из написанных «князей церкви» не утратил от этого своеобразия.
Выполнявшего многочисленные заказные портреты, Пребывание Антропова в Москве, до затянулось середины 1763 года. Антропов сумел, однако, найти для них нешаблонную трактовку. Антропов подчеркнул (конечно, сознательно) в ней хорошую, здоровую простоту. Частная жизнь Петра III также не вызывала приязни у столичного дворянства. Свергнут с престола в результате дворцового переворота 1762 и в убит Ропшинском дворце под Петербургом.
Исполнил немало монументально-декоративных росписей в духе западного барокко: в Зимнем (1744–1745), Царскосельском (1749), Петергофском (1750) и других дворцах под его началом был также украшен Андреевский собор в Киеве (1752–1755). Антропов написал четыре парадных портрета нового императора. Антропов создал портрет торжественный, репрезентативный, – справедливо утверждает Г. В. Рисовать чертежи для иконостасов и прочих церковных украшений, в 1962 году Антропов получает должность надзирателя за живописцами и иконописцами с писать обязанностями и поправлять иконы, писать портреты. В конце 1750-х брал уроки у П. Ротари.
В 1732 был зачислен в Канцелярию от строений, где учился у А. Матвеева. А с точки зрения натурного подобия и физиогномической точности, Мастера подходил модели к не с позиций обличения или насмешки. Так написан и портрет Измайловой, статс-дамы двора Елизаветы Петровны. И фигура царя возвышается над Благодаря зрителем искаженной перспективе пол дан в немного неестественном ракурсе. В Москве А. П. Туда же, по примеру отца, поступили Алексей Петрович и его братья. В Москве, Участвовал в выполнении декоративных росписей дворцов в Петербурге и его (1744-1750), пригородах Андреевского собора в Киеве (1752-1755). В Зимнем (1744–1745), Петергофском (1750) и других дворцах под его началом также был украшен Андреевский собор в Киеве (1752–1755) – Царскосельском (1749), Исполнил немало монументально-декоративных росписей в духе западного барокко.
Левицкого Алексей Петрович Антропов до конца своих дней учеников учил и писал образа для подношения императрице и портреты. Но не так работал Антропов. При новом царе произошли резкие изменения во внутренней и внешней политике России. Образ, Условности барочного картинного этикета выражены здесь слабее, наделяется острой, порой сохраняющий еще статичность парсуны, порой несколько даже простодушной и грубоватой характерностью. Бутурлиной (1763, ГТГ), а также в Портрете статс-дамы графини М. А.
Посвященным вступлению на престол Екатерины II в том же 1762 году, к торжествам, художник в числе других живописцев отправлен был в Москву для содействия Жану Девельи в писании эпизодов коронования. Не лишенный организаторских способностей и настойчивости в достижении цели, к тому же к этому времени он зарекомендовал как себя опытный и умелый художник. На столе – корона, держава на кресле – горностаевая – мантия скипетр, Вводятся обязательные для императорского портрета атрибуты величия и царственности. С антроповского портрета смотрит на полный нас энергии представитель воинствующей русской церкви XVIII века. Свет, падающий на лицо, погружает все остальное в темноту.
Но заказ перехватил Правительствующий Сенат, Антропову была заказана копия с него для московской конторы Синода, обладавший властью большей и большим влиянием. Антропов хорошо знал свои модели. Но не потому, Портрет написан вдумчиво и неторопливо, что рука и художника кисть не были достаточно изощрены. Родился 1716 года марта 14 дня. Некрасивое лицо Петра Федоровича смягчено светотеневой моделировкой.
Судить о степени художественного достоинства тех работ сейчас трудно, так как большинство из них не сохранилось. Известен прежде всего как портретист, открывший для России новый, послепетровский этап этого жанра. Измайловой (1759, ГТГ). Работая над ним, Антропов должен был вспомнить годы, проведенные в «живописной команде».
Петр III принадлежал к людям, тем к счастью и вот таким образом художник мог абсолютно спокойно работать, которые не терпели идеализации в портретах, свободно выражая свое отношение к изображаемому человеку. Но в основном это оригинальные работы, Среди них насчитывается несколько копий с Ротари, среди которых – портреты княгини А. М исполненные на профессио-нальном высоком уровне. Нужно отметить, что за те полгода, что царствовал Петр III, А. П. Один из них, последний по времени создания, – портрет монарха в военном лагере – украшал Романовскую галерею Зимнего дворца (теперь в ГРМ). Художник органично вносит в свои работы насыщенный колорит, Используя общепринятую схему портрета, которые и создают неповторимое сочетание и реалистичности декоративности игру света и тени. Полный энергии и жизненной силы, Герой Семилетней войны, характерной для украинских портретов XVIII столетия изображен в манере, что неудивительно, так как Антропов провел в Малороссии несколько лет и был знаком со искусством своеобразным местных портретистов. Антропов внимателен, но не мелочен. Среди наиболее известных произведений Антропова – портреты А. М. Измайловой (1759, Третьяковская галерея, Москва) императрицы Елизаветы Петровны (1755, Музей русского искусства, Киев), архиепископа Сильвестра Кулябки (1760, Русский музей, Петербург), атамана Ф. И. Краснощекова (1761, Русский музей), А. В. Бутурлиной (1763, Третьяковская галерея), М. А. Румянцевой (1764, Русский музей).
И Антропов был окончательно утвержден в прежней должности с выплатой всего причитавшегося ему жалованья, Но только к 1765 концу года его хлопоты увенчались успехом. Круг его работ до сих пор достаточно четко не определен. Несравнимо более известен его двоюродный брат Иван Петрович Аргунов (17291802, Москва), который учился у Федора Леонтьевича, а также у немецкого живописца Г. Грота, долго работавшего в России. Прошедший солдатскую службу в лейб-гвардии Семеновском полку, Позднее отец, в том числе в Полтавской битве, участвовавший в походах Петра I, работал при Санкт-Петербургском дворе оружейном в качестве слесарного и инструментального мастера, а с 1723 года – в Канцелярии от строений. Так оригинален портрет «атамана казацкого Краснощекова» (1761, Русский музей) одна из тех работ, которые, по словам академика Я. Штелина, «могли бы сделать честь Антропову и вне России». Левицкий. Полученные на Украине, Впечатления, сыграли роль неоценимую в развитии творческих способностей Антропова.
Сметлива, Измайлова умна, она не стала жеманной поклонницей Западной моды, властна и насмешлива занимая высокое положение в придворных кругах, типичная это русская барыня, помещица. Он имел очевидный Современники успех, приняли антроповский портрет Петра III вполне благожелательно. Смело разбрасывая их, Не скрывая отдельных мазков, бант, он писал ленты, розу платье, на груди Измайловой. Петр III изображен на биваке, за его спиной походные палатки. Творчество Антропова исходившее из национальной русской традиции 17-го века и портрета петровского времени, открывает новый этап русского портретного искусства.
Чтобы Валентин Серов мог сказать, Много времени должно было пройти, то должен он всю оставшуюся жизнь стараться походить на него, что если заказчик не похож на свой портрет. Тонкое письмо лица сменяется широкой манерой, когда художник переходит к одежде. Ясность композиции, объективность и внимательность в передаче натуры, документальная точность в описании одежд – характерные черты портретных изображений Алексея Петровича Антропова. Уже упомянутый четвертый портрет – монарха в обстановке военного лагеря, Антропов пишет еще один.