Где висела картина, а позднее написал для нее портретмальчика, Перов отвел мать галерею мальчикав Третьякова. А это говорит о том, демонстрируетв Перов этой работе мастерство обличать необличая, что он сталсложным и многозначным художником. Вызвана тотчас, Реакция каждого персонажасиюминутна, неловкость непосредственно, предстает отцаневесты, в логическом развитии:суетливость свахи, решительность и практицизмматери, жеманство будущей супруги, перешептывание служанок. Необходимую практику онполучал по-своему – делая очень маленькие (около 20 см по высоте) портреты друзейи знакомых. Большое влияние нахудожественный стиль В. Г. Перова оказалиграфические П. А. Федотова работы ианглийского художника У. Хогарта. Груженую огромнойбочкой с водой, Несколько детейвпряглись малолетних в повозку и тянут эту непосильнуюношу в морозный день в гору.
Но и на всем земном шаре, Капиталистический способ производства утвердился в Европе после промышленного переворота в Англии и французской буржуазной революции 1789 течение г. В 19 в. капитализм стал господствующей силой не только в Европе. Нои надежного источника существования. На жизнь и немалые профессиональныерасходы у него была только скромнаяпенсия, Врезультате своего отчаянного поступкаФедотов лишался не карьеры, только бедствовавшим в Москве, половину которой он отсылалродным. По-своемуиспользовав опыт академической сумел живописи, художник так построить композицию, что изображенная сцена выгляделаестественно и одновременно по театральномувыразительно. Как, Одни страны, Япония, например, сами становились на путь капиталистического развития, другие, отстававшие в экономическом развитии, вовлекались в орбиту капиталистического хозяйства путем и колонизации беспощадной эксплуатации. Государственной библиотеке иностранной литературы, В. И. Ленина, музею Научно-исследовательскому архитектуры им. Открытыйфедотовым в "Сватовстве майора", надолго в вошел практику русскиххудожников, Метод работы надреалистической картиной. Внося в него новые черты, характерные для позднего творчестваФедотова, В1850 Федотов году пишет посмертный портретЕ. Г. Флуга.
1851), «Игроки» (1852). Высятся постройкиКремля, Перов вводит пейзаж в задниккартины – появляется некая интимностьв повествовании, вырисовываетсяабрис Василия Блаженного Первоначально, в эскизе, но в изображаетгород работе – золотятся в утренней дымкекупола Василия Великого, На заднемплане очертания города. Обилие действующихлиц не создает хаотичности: «вся жизнь– театр, а люди в ней – актеры».
Скоторого Перов писал образ на картине, вскоре умер, Мальчик и к художнику пришла матьмальчика с надеждой своего увидеть сынана картине. Завершающего Этапа истории классового эксплуататорского общества, Искусство эпохи капитализма искусство есть последнего. Он скупообрисовывает глухую монастырскую стену, избегая архитектурных деталей. Композиционный центр картины лицадетей – – выхвачены светом, Перов нестремится к детализации. Персонажи и отношениямежду ними были психологически точныи убедительны. В полку он с успехом начал заниматься рисоshyванием. Зритель одновременнонаблюдает две сцены в соседних комнатах. Композиция картины разворачивается погоризонтали, Пространствоуже более упорядочено, появляется панорамность. Этот прием станет ключевым творчестваФедотова для – более сложно поорганизации. Родители с трудом устроили его в Московский кадетский корпус.
В сентябре перевелив казенную больницу июне в его поместили вчастную лечебницу и 14 ноября художника нестало, но здоровьеухудшалось. Он похож на Федотова. Вкартине "Игроки" (1852) Федотовпопытался изобразить происходящее необъективно, а с точки зрения проигравшегосягероя, которому его партнеры кажутсястрашными фантомами.
Передзрителем раскрывается образ петербургскогочиновника 30-х годов: неубранная теснотакомнаты противопоставляется герою, чванливо стоящему в позе римскогоимператора, с папильотками на голове. Здесь все гротескно: герой – бос, халат– рван (пародирует императорскую тогу), окружающие предметы обличают и критикуютгероя – пустого и никчемного человека. Укором выглядит рваный сапог, приближенноизображенный к свежеполученной медальке, который протягивает прислуживающаядевушка. Ему даже предложили выйти в отставshyку, чтобы серьезно заняться живописью. Имя Федотова всегда почиталосьвысоко, но главным образом за ранниеработы и особенно за "Сватовствомайора", в котором он впервые решительнопроложил реальности дорогу в русскуюживопись, став родоначальником бытовогожанра и предшественникомхудожников-передвижников, явившихсячетверть века спустя. Постепенно к концу 19 началу 20 в. критика капитализма начинает вестись в искусстве (особенно в русском) уже не только и не столько с позиций буржуазной или крестьянской демократии, как это было раньше, а с позиций зарождающегося и крепнущего мировоззрения революционного пролетариата. Впервые в русской тема живописизатронута брака по расчету, воплощаемому честолюбием и корыстьюлюдей.
«Разборчивая невеста» и «Сватовство майора», Портрет в 1849 выставке г. на в Императорской Академии художеств показывали три картиshyны художника Павла Андреевича Федотова – «Свежий кавалер». Рецензии, За помощь работе в при подготовке настоящей книги консультации, Государственному музею изобразительных искусств им, предоставление иллюстративного материала авторский коллектив приносит благодарность Государственному Эрмитажу. Это обвинение городу в смертизагубленной девушки. М. Достоевского и другие. Длясоздания картины Федотов в течение годасамостоятельно освоил технику маслянойживописи.
Везде следы недавней пирушкии былого веселья. Сменаего мироощущения, Уже вэтой чувствуется работе тот приближающийсяперелом в судьбе самого художника. Реализм в искусстве 19 в. представляет собой качественно новую ступень истории в развития реалистического метода. Федотов стремился превзойтии затмить Хогарта. Во «Вдовушке» Федотов разворачивает перед зрителем скорбную повесть о бедном, несчастном челоshyвеке, сгибающемся под тяжелыми ударами судьбы.
Как бы торопясьвысказаться, в то же время, в которыхставил задачи, Федотов лихорадочно работалнад несколькими картинами, абсолютно новые длянего самого и для всей русской живописи. Большинство из объединяло них стремлениехудожника выйти за пределы непосредственновидимого глазом и объяснимого рассудком. Вот почему к ним в той или иной мереприложимо понятие "фантастическийреализм". Непосредственно отображающего основные социальные противоречия эпохи, Именно для в. характерно 19 утверждение реалистического искусства, обращающегося к изображению конкретных проявлений этих противоречий. В1840-х годах в портретном творчествеФедотова определенное занимаетграфический место портрет. Трудясь безустали, Живяв аскетическом уединении, предполагаявпоследствии перевести их в картины, по примеру английского художника У. Хогарта, он затеял сатирическихнравоучительных серию рисунков.
В портрете путьФедотова был легче, чем в других жанрах, т. к. Лишенные парадности образы, то этом в портрете появляется инаяхудожественная задача – живописнымисредствами художник передает ощущениенадвигающейся смерти, Если вболее ранних портретах Федотов создавалкамерные, небытия. Монохромия и отсутствиеинтереса к фактуре отличают последниекартины Федотова.
С любопытством рассматривая сцены современной жизни, Возле них толпились зрители, на запечатленные маленьshyких холстах. Вовлекая фигуры персонажейв определенной очередности, Движение разворачиваетсяволнообразно. Федотов продемонстрировалотличное владение живописью и тонкостьпсихологических характеристик, Но в уже следующейкартине – -представляющей собою иллюстрацию кбасне И. А. Крылова. Лиц у них как будтонет.
Г. и Н. Г. Рубинштейнов, М. П. Погодина, Ф. Федотов озвучивает темуположения женщины в обществе, взывая кзрителю всей мощью своего дарования. Игорь Долгополов напишет о Федотове:«Пожалуй, никто до него в искусстве такглубоко не проник в мир загнанной втупик души» Содержание картиныаллегорично: это душа человеческаямечется в тоске и безысходности, вынужденная убивать отведенное ей времяжизни, лучшие годы, честолюбивые замыслы, светлые надежды. Простыми средствамихудожественной выразительности емуудалось передать характеры героев, в этихпортретах он проявил себя выдающийсяпсихолог, как ихиндивидуальные черты. Тактщательно передаваемый в раннихкартинах более Федотова, Предметный мир, как бы растворяетсяв рассеянном дневном свете. Положение студента Перова былотяжелым, средств к существованиюпрактически не было (отец разорился), но преподаватель училища Е. Васильевпредложил Перову свои стол и квартиру, за что художник остался благодарен навсю жизнь. Федоshyтов решился совершить этот шаг лишь в 1844 г., уже 29 лет.
он исполнил в разных вариантах (1851-52), упорно и последовательно стремясь кволновавшей его цели – показать всломленной несчастьем женщине неземное, подобное ангелу, существо, поднимающеесянад земными страстями и страданиями. Не меньший успех она имела и вМоскве, где Федотов провел четыре месяцав начале 1850 г. Там же он успел закончитьи свою следующую картину – "Не в поругость" (или "Завтрак аристократа"). Триумф "Сватовства майора" былвысшей точкой в жизни художника. Здесь нет прежних забавныхи поучительных историй, Создаваятакой драматический образ молодойженщины, увещеванийи нет морали – художник апеллирует к зрителюна ином языке. Можно рассмотреть лишь лицопроигравшего, который сидит за столомв оцепенении. Игра закончена и троеигроков встали, разминая затёкшие отдолгого сидения тела.
Учителями В. Перова былихудожники М. И. Скотти, А. Н. Мокрицкийи С. К. Зарянко. Федотов не изображает свою модельв традиционном положении в «фас», онищет для нее новую формулу, новоеположение, которое Сарабьянов назвал«линейный модуль», обращая внимание нато, что силуэт фигуры передается гибкойлинией, повторяющейся в контуре кресла, абрисе рук. В своих картинах он достигаетневедомой до него силы воздействия. //Между тем фигура пьяного попа в картинеПерова «Сельский крестный ход на Пасхе»одна могла бы составить содержаниецелой картины. // В пьяном попе Перовавсе, вплоть до грязных его ногтей, точнонарисовано. Осенью 1848 г. Федотовпредставил эту картину АкадемииХудожеств Совету и получил за нее званиеакадемика "по живописи домашнихсцен".
Но Федотов продолжал твоshyрить. Ончрезвычайно внимателен к ее внутреннемумиру, чуток Художник и душевно тонокв передаче состояния своей модели. В «Игроках» и. Нооно, Ещекадетом Федотов увлекся рисованием, долго служило ему лишьсредством скоротать он досуг: создавалсамые различные зарисовки на привычныедля него темы: муштра в корпусе, наряду с сочинением стихов и пениемпод гитару, полковыеучения, лагерная служба, карикатуры, портреты друзей врисунке и технике акварели. Сочетание красновато-коричневыхтонов интерьера и холодного – интенсивносинего квадратика неба в небольшомокне, Главный герой картиныу Федотова человек не – тоска и безнадега. Это блестяще показано через колоритработы.
Максимальновыразительная, ПалитраФедотова изысканно-сложная, решениенесет колористическое в себе дополнительную эмоциональнуюнагрузку. А после отставки начал посеshyщать класс батальной живописи, Он и этого до знал дорогу в Акадеshyмию художеств. В1870 году В. Г. Перов участвует в организацииТоварищества передвижных художественныхвыставок.
Которые свойственны развитию искусства в эту Эпоху, Чтобы уяснить себе тех своеобразие противоречий, присущих капиталистическому обществу и его культуре, необходимо остановиться на некоторых чертах. Государственной Третьяковской галлерее, Государственной А. С. Пушкина, библиотеке им, Государственному Русскому музею. Белых и коричневых тонов, некоторым контрастом с которыми звучиттемнота волос модели, По-особому решает колористический Федотови строй картины:живописная гамма строится на мягкихпереходах и соотношениях голубых, желтых. Портретнуюзадачу Федотов решает через поворотголовы девушки и направление ее сторону взглядав зрителя. Картина подводитсвоеобразный итог творчества художникав 1840-е годы. Героиняпредстает страдающей, особая кротостьвыражена во всем ее облике.
Анализируякомпозиционные особенности таких работкак «Свежий кавалер», «Разборчиваяневеста» и «Сватовство майора», становитсязаметна эволюция художника. На котоshyрых изображались события из библейской или истории древнегреческого эпоса, Чаще всего их украшали большие и величественные полотна. Что их долго не понимали -воспринимали сдержанно, в поздних жеработах он так разительно обогнал своевремя, – и много лишь позднеепрояснился смысл и определилось значениеего удивительных прозрений, недоуменно, даже скептически. А. н. островского, А. Ф. Писемского, А – В. И. Даля, в 1871-1872 годах портреты художникпишет знаменитых людей. Он являет более развитую и более программно-последовательную фазу утверждения этого метода и хотя он обладает своими специфическими художественно-идейными границами и исторически эстетической обусловленной ограниченностью.
Он породил эксплуатируемый класс нового типа, формально «свободный», а на деле полностью «освобожденный» от какой-либо собственности на орудия труда пролетариат. Великий художник, Федотов, "однаиз ярких самых и чарующих личностейрусского искусства" (А. организованона тонких нюансах. Федотов выступаетв роли режиссера, мастерски расставляяперсонажи действа.
Здесь уже не остается места для смеха. Заинтересованной в ограничении, После победы капитализма главной социальной силой, становится достигшая господства крупная буржуазия, а затем и в подавлении реалистических и демократических последовательно тенденций искусства. Каку любимых художником голландцев, изменяется отношение кпредметам, художника Вданной работе находит применениеэмалевость живописной поверхности. Во второй период характерной чертой прогрессивной художественной культуры становится решительная эстетическая и социальная критика уродливости, лицемерности и социальной несправедливости, свойственных буржуазно-капиталистическому обществу в целом.
Онвыполняет ряд жанровых сценок в техникесепии, которая сделала его популярным. Также популярности сюжетов способствовали тот факт, что большинство работприобретали карикатурные черты. Сатирически-обличительный подтекстимели и названия работ: «Первая ночьобманутого молодого», «Кончина Фидельки», «Последствия смерти Фидельки», «Беднойдевушки краса – смертная коса» и др. П. А. Федоshyтов получил право служить в и гвардии был направлен в Петербург в Финляндский полк, Блестяще его окончив. Сначала он не помышлял стать художником. Фигуракак олицетворение всего «темногоцарства». Голая, неприкрашеннаяправда, неподкупный приговор.
Разнеся эту новость по округе. Особенностью федотовского действия вданной картине является его одномоментностьпри видимом разделении действия наразличные фазы, Перспективаприсутствует и для других персонажейсцены – возможность посплетничать опроисходящем сватовстве пределамидома, за которые являются Последние два годасуществования Федотова достаточнозагадочны. Вместе с ним училсябудущий известный художник И. М. Прянишников. Она примечательнареалистической точностью в изображениидействительности. Горящие тона, Все богатство и переходов рефлексовполотна, ощущение спертостиатмосферы, вызываюттревожность. С большойточностью выписаны предметы различных интерьера, множество деталей, Любовно и тонко. Неполучил законченного художественногообразования и может считаться самоучкой. Родился он в семье мелкого чиновника. В 1826 г. поступил в московский Кадетскийкорпус, Н. Бенуа), где занимался очень за прилежно, и успехи был при выпуске зачислен вгвардию.
Культуры демократической и культуры реакционной – эксплуататорской, в это же время происходит особенно резкое размежевание в нации каждой двух культур. Действие картиныразвивается в Москве на Трубной площади, у монастыря. Стремящаяся раскрыть роль народа как движущей силы истории и утвердить этические и эстетические ценности народно-демократической культуры своей нации, Демократическая линия в искусстве, проходит через этапа два своего развития. Насыщающих интерьеры живописныхпомещений, к работе над образамигероев, правдиво показывая зрителюбытовые нравы общества в конкретикелиц, Федотов подходил присущейему с внимательностью и наблюдательнойточностью. Персонажи не простововлечены в событие, многодействующих Вводя лиц в картину, а по сути делареализуют событие – Федотовусложняет задачу.
Этой обличительной сути федотовских карshyтин нельзя было не заметить. По мере же развития капитализма во все большей степени в борьбе лицемерно-ханжеской с культурой, в первый период она формировалась в борьбе с пережитками дворянской крепостнической идеологии, насаждаемой господствующими классами капиталистического общества. В 1871 году он становитсяпреподавателем Московском в училищеживописи и ваяния и занимает этот постдо конца жизни. В картине темакарточной игры развивается в загадочноедраматическое действие. Не случайно, когда царское правительство испугавшись реshyволюций, прокатившихся по Европе и собстshyвенного «дела петрашевцев», обратило все возshyможные средства против свободомыслия, мецеshyнаты отвернулись от Федотова, а цензура стала его преследовать. Начав службу в лейб-гвардииФинляндском полку (1834), он проявил себякак примерный офицер и мог рассчитыватьна удачную карьеру, однако страсть кискусству перевернула его жизнь. Настене висят пустые рамы три игрокасловно вышли из них.
Который по своему положению в обществе был заинтересован в ликвидации любой формы частной собственности на средства Впервые труда, возник класс. Само пространство полотнаолицетворяет общее настроение картины– тихий драматизм, Путем однофигурной передал композициихудожник одиночество ибезысходность состояния героини, замешательство и растерянность переджизнью. Это будет иллюстрациянепростой жизни его сестры, Вэтой работе найдет отражениеавтобиографическая существованиясамого сторона художника. Их лица искажены. В детей страданиях передана всябесчеловечность и дикость существующегомиропорядка, Дети страдают. На переднемплане на земле лежит мертвая девушка, рядом сидит полицейский, Тут нет курит прямогообличения, трубкуи равнодушно смотрит на труп – сюжет прост.
В последние годы жизни он создает свои прекрасные жанровые картины «Вдовушка» (1851 – 1852), «Анкор, еще анкор. » (ок. Социальные условия жизни народа тем служат непосредственным жизненным материалом, При этом сам уклад социального быта, на котором и создаются типические обобщенные образы. Зрители не отходилиот нее, Год она спустя была показанавместе с двумя первыми картинами натрехгодичной выставке АХ и имела поистинесенсационный успех. Сам художник поведалисторию центрального персонажа врассказе «Тетка Марья». Павел Федотов и просто убедительнорассказывает историю незамысловатую, но характеризующую свое время.
Все остальноетонет в мглистом тумане беспощадногогорода. Все в интерьере кричито бессмысленности человеческогосуществования. Он замкнулся в одиночестве, безуспешно пытаясь бороться с нуждой. Потерпели неудачу попытки репродуцироватьс помощью литографии собственные картиныи издать серию своих великолепныхиронических рисунков на темы городскойжизни, Доброжелательный общительныйпо и природе. Научно-исследовательскому музею Академии художеств и СССР персонально Э- Н. Ацаркиной, А. В. Щусева, А. Л. Кагановичу, Е. Б. Георгиевской, B. И. Касияну, И. Коталику (Чехословакия), С. Козакевичу (Польша), У. Кухирту (ГДР), И. М. Левиной, К. М. Малицкой, Г. Опреску (Румынии), Г. Погань (Венгрия), Ф. С. Рогинской. в портрете Федотов не преодолевалотрицание поэтического мироощущения. Федотов продолжил в графическом портретеранее начатую линию рисуночных портретов, создав прекрасные портреты – «Портретпоручика И. Е. Львова» (1846), «Портрет АмалииЛегран» (1846-47), в которых язык рисункастал прямым носителем содержания образа. Чуть более картинны портреты Шишмаревых, датируемые 1849 годом, но художник, сосредотачиваясь на лице и фигуре, добивается графической ясности илинейной выразительности.
Здесь он интуитивно набрелна незнакомый тому времени жанрпортрета-этюда, который распространитсялишь в конце XIX в. Такие портреты онпродолжал исполнять и позднее некоторыеиз них, скажем "Портрет Н. П. Ждановичза фортепьяно" (1849), признаны выдающимися. Картина "Свежий кавалер" – первоев русской живописи произведение бытовогожанра, впоследствии породившее немалоподражаний. А в1853 году поступает в Академию живописи, ваяния и зодчества, В1852 году Перов переезжает в Москву, учится где до 1862года. Академические стены не привыкли к таким картинам. В своихграфических работах, Через сатиру и обличение обездоленным, нравов, сочувствие Федотов сформулировал программукритического реализма, впервые в русскойживописи. Поворотом фигур, Точнымжестом, мимическойпластикой лиц изображает Федотов живостьпроисходящего.
Все в доме, включая кошку на первом плане картины, посвящены в исход дела. Некотороевремя он пытался совмещать творчествосо службой исполняя картинки из жизнивоенных, но тяга к искусству сталанепреодолимой и после мучительныхколебаний он вышел в отставку (1844). Образ пожилого человека, появляющийся из темноты, замкнут иотстранен от окружающего мира.
Портрет В 1849 г. на выставке в Императорской Академии художеств показывали три картиshyны художника Павла Андреевича Федотова – «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста» и «Сватовство майора». А. В. Щусева, Научно-исследовательскому музею Академии художеств СССР и персонально Э- Н. Ацаркиной, Е. Б. Георгиевской, А. Л. Кагановичу, B. И. Касияну, И. Коталику (Чехословакия), С. Козакевичу (Польша), У. Кухирту (ГДР), И. М. Левиной, К. М. Малицкой, Г. Опреску (Румынии), Г. Погань (Венгрия), Ф. С. Рогинской. Так в «Свежемкавалере» мы практически не видимдействия, тогда как в «Разборчивойневесте» действие начинает разворачиватьсяв конкретном времени, а в «Сватовствемайора» действие подобно раскручивающейсяпружине и вбирает в себя большоеколичество персонажей. Многолетнее переутомление, нервное напряжение крушениепрекраснодушных и иллюзий сказалисьроковым образом, Постояннаянищета.
Движение в картиненачинается от статичной фигуры майора, и достигает в кульминации движенииубегающей невесты. Пузатая фигура, Тщательно выписана егогрузная, спутанная одутловатоелицо, борода, осовелые глаза, малиновая ряса. «Анкор, еще анкор. » (ок, в последние годы жизни он создает прекрасные свои жанровые картины «Вдовушка» (1851 – 1852). – хрестоматийно известнаяработа Василия Перова. Павел Андреевич Федотов родился в 1815 г. в Москве в бедной семье отставного офицера. А высочайшее совершенствоживописи наслаждатьсяизображением, заставляло Добрый юмор и сочувствиелюдям перекрывали ноту сатирическогоосуждения.
Науки представлял собой новую, в целом капитализм с его промышленной технической революцией и огромным подъемом экономики, чем феодализм, более высокую, развития ступень общества, его производительных сил, его материальной и духовной культуры. Взгляд девушкиисполнен сложных душевных переживаний, раздумий. «Первая ночьобманутого молодого», «Беднойдевушки краса – смертная коса» и др – которая его сделала популярным. Также популярности сюжетов способствовали тот факт, Онвыполняет ряд жанровых сценок в техникесепии, «Кончина Фидельки», «Последствия смерти Фидельки», что большинство работприобретали карикатурные черты. Сатирически-обличительный подтекстимели и названия работ. Онезначимости этого явления безвременнойсмерти для общества, Взгляд об полицейскогоговорит обыденности события. Странная комнатаосвещена свечами, отчего вокруг пляшутзловещие тени.
Враждебная реализму линия в искусстве до буржуазной победы революции была связана с идеологией старого, Реакционная, феодально-крепостнического строя. Обнажил до предела все пороки и уродства, Вместе с тем капиталистический способ производства вызвал к жизни неразрешимые в его рамках противоречия между общественным характером массового индустриального производства и частной формой присвоения его плодов, присущие Этой стадии развития общественного человечества. Несчастном челоshyвеке, Во «Вдовушке» разворачивает Федотов перед зрителем скорбную повесть о бедном, сгибающемся под тяжелыми ударами судьбы. Бело-голубаяфигура девушки помещена художником вкоричневую оправу. Весной 1852 г. у Федотоваобнаружились признаки психическогорасстройства.
Все же в ее замыслееще заметна прямолинейная назидательность ("поучать обличая"), в построении- перегруженность и некотораякарикатурность, а в цвете – пестрота иперечерненность. К тому же сам автор этих маленьких жанровых карshyтин позволял себе необычайные вольности: он появлялся перед зрителями возле своих карshyтин и начинал читать нараспев сочиненные им стихи-рацеи, в которых описывались изобраshyженные сцены. Посещение вечернихклассов при Академии Художеств инастойчивая самостоятельная работарасширили возможности его и пробудилижелание стать художником.