Пейзаж справа отМладенца погружен тень в – там каменотесыизготавливают саркофаг и колонну, атрибуты Страстей. «Камера дельи Спози». В XVIII в. ему приписывали около 50 гравюр, сегодня, однако, говорят о семи, шесть из которых упоминает Вазари: две «Вакханалии», две «Битвы морских божеств» (ок. Куда художник переехал в 1459 и где он был придворным художником до своей самой кончины, в Мантуе, Мантенья создал свои главные произведения. В конце 1451 года работы в церквиЭремитани остановились из-за недостаткасредств.
Правитель Мантуи, в 1456 году маркиз Лудовико направилАндреа IIIГонзага, приглашение прибыть к нему вкачестве придворного живописца. Между 1456 и 1459 он написал алтарный образ для церкви Сан Дзено в Вероне. Себастьян» (1490, Венеция, Ка д'Оро), алтарь Тривульцио (1497, Милан, Кастелло Сфорцеско), «Мадонна с Младенцем» (1495-1505, Нью-Йорк, Музей Метрополитен), «Мадонна с Младенцем и святыми» (Лондон, Национальная галерея), «Св. Венецианцы расписали только свод, а в 1450 Джованни д'Алеманья умер и Виварини отказался от дальнейших работ.
Его отец, Бьяджо Мантенья, был плотником. Помимо обнаружения волхвов, Р. Синьорини принадлежит также открытиепортрета художника в одной из орнаментальныхмасок на западной стене. Помимо исполнения живописных работ, в его обязанности придворного мастера, создание рисунков для ковров, входили оформление праздников и ювелирных спектаклей изделий и т. п. В Мантуе Андреа Мантенья прожил сорок пять лет, сформировав художественную атмосферу города. Которому было тогда немногимбольше пятнадцати лет, Поначалупоследователем мастера здесь признанКорреджо, был что речь идет о Франческо, сыне мастера, однако болеевероятно. Резкость контуров сглаживается, в этих росписях суровость раннего стиля несколько Мантеньи смягчается, моделировка становится более мягкой.
Темы которых оправданы посвящением Иоанну капеллы Крестителю, в капелле помещены картины "Дни Святого Семейства" и "Крещение Христа". Занимая высокое положение при дворе, Возведенный в рыцарское достоинство, Мантенья прослужил семейству до Гонзага конца жизни. Даже еслине принимать во внимание проволочек, Перед таким сплетением различныхимпульсов становятся очевиднымихронологические трудности и состояния вкоторых сохранностипроизведений, заказчики часто упрекалиМантенью. На двухстенах, восточной и южной, занавесиизображены опущенными. Но идет ли речьо событии, случившемся тотчас послеполучения пурпура, первого января 1462года или об эпизоде августа 1472 года, когда Его Преосвященство приезжал вМантую, чтобы принять титул Сант'Андреа (то есть принять должность настоятелясобора Сант'Андреа в Мантуе). Сколизеем и пирамидой Цестия, Рим идеализированный, очень Номентанским мостом, театромМарцелла, возможно, Рим, предсказанный кардиналу какнаивысшая цель. В двенадцати люнетах, которымиоканчиваются стены, помещены гирляндыс эмблемами Гонзага.
Увлечение античностью, передаче природных явлений и беззаветную веру в линейную перспективу как средство создания на плоскости иллюзии пространства, вплоть до мельчайших деталей – интерес к и точной тщательной, Мантенья сочетал в себе главные художественные устремления ренессансных мастеров 15 в. были многочисленныи неудачны. Поверхности предметов выглядят упругими и плотными, воздух кажется кристально прозрачным. Мантенья был также блестящим рисовальщиком, но рисунков его сохранилось очень мало. А когда понял, " Царь попытался разрушить его веру, что это ему не – удастся приказал отрубить Христофору голову. Вопреки повреждениями поновлениям, Высокоекачество картин, чтос 1649 года они экспонируются дворцеХемптон во Корт, подтверждается тем.
гал. Подобные иллюзорные построения в то время еще не были известны европейскому искусству и получили распространение лишь намного позднее. «Полиптих св. Еще в 1453 Мантенья приглашен был на службу правителем Мантуи маркизом Лодовико II Гонзага. Христофора в церкви Эремитани.
Мантуанская станца – Камера ДельиСпози, сегодня знаменитая и вызывающаявосхищение, знала, однако, периодыуничижения и упадка и даже на долгиегоды вообще выпала из истории искусства. Первоначально – спальня маркиза Лудовико, который, впрочем, давал в ней аудиенции, вскоре после смерти заказчика сталаиспользоваться как сокровищница. Поврежденная затем во время оккупацииимперских войск (1630), она пребывала вгубительной заброшенности, продолжавшейсядо 1875 года. Знание правил линейной перспективы он почерпнул от мастеров тосканской школы, возможно, непосредственно от Донателло и других флорентийских художников, которые работали в эти годы в Падуе. Складки драпировок и элементы архитектуры жестко и отчетливо Все прорисованы, анатомические детали. В 1443 глава семьи, Антонио Оветари, завещал 700 дукатов на ее украшение.
Мантенья родился ок. Среди лучших поздних произведений художника можно назвать также «Святое собеседование» (Дрезден, Картинная гал. ) и «Мадонну с младенцем, св. Как полагают, это добавлениебыло сделано, чтобы подтвердить, что, несмотря на пышное цветение растений, действие во "Встрече" происходитзимой (1461-1462), а именно в канун Рождества. В самом деле, бурно разросшиеся растения, которые изображены на западной стене, - это апельсиновые деревья, а они созреваютв конце года. Написанной в память о военной победе Гонзага, в этом цикле в и Мадонне делла Витториа (1496, Париж, Лувр) искусство Мантеньи достигло наибольшей монументальности. Евфимия» (Неаполь, Каподимонте), а вскоре появляется шедевр мастера – алтарь в ц. Сан-Дзено в Вероне (1457-1459), состоящий из шести створок, обрамленных роскошным резным украшением, сделанным по рисунку самого художника и вдохновленные работой Донателло в базилике Санто в Падуе. Себастьян» (1481, Париж, Лувр), «Мадонна с ангелами» (Милан, пинакотека Брера), «Принесение во храм» (Берлин-Далем, музей), в которых кристаллизовалась связь Мантеньи и Джованни Беллини, а также «Мертвый Христос» (Копенгаген, Гос.
А также выполнение терракотового алтаря поручались падуанцам Мантенье Никколо и Пиццоло, Росписи левой стены и апсиды. в капелле Оветари представляет образец стиля раннего периода творчества Мантеньи. В этом цикле и в Мадонне делла Витториа (1496, Париж, Лувр), написанной в память о военной победе Гонзага искусство Мантеньи достигло наибольшей монументальности.
Атрибуция в качестве работы мастерской, поддержанной, однако, помощью Мантеньи, приемлема для других произведений в музеях Парижа и Вены, особенно "Муция Сцеволы" из Монако, в то время как для "Удачи" из Мантуи (Палаццо Дукале) участие главы мастерской необходимо исключить. Из многочисленных работ, выполненных им для герцога, самой значительной является роспись мантуанского дворца (около 1468 – 1474 гг. ). В 1626 году семь холстовМантеньи вместе с двумя Коста картинамиЛоренцо находились в ПалаццоДукале в Мантуе. Здесь же была написана и удивительная картина «Мертвый Христос» (Милан, пинакотека Брера), которая, по мнению Фелибьена, хранилась в собрании Мазарини в Риме. Наряду с Мантеньей здесь работали Перуджино и Лоренцо Коста Мантенья создал две композиции: «Парнас», заказанный в 1496 и исполненный в 1497 и «Минерва изгоняющая Пороки из сада Добродетелей», в 1502 помещенная напротив «Парнаса», которые в 1630 были приобретены Ришелье и ныне хранятся в Лувре. В падуанских документах 1441 Андреа называется Мантенья учеником и приемным сыном художника Франческо Скварчоне.
Что"встреча" воспроизводит свиданиеЛудовико с Гонзага его сыном Франческо, избранным кардиналом, Однако издавна считается. Эти изображения являются первыми примерами группового в портрета западноевропейском искусстве. Графические работы Маитеньи. Доспехов, На девяти больших холстах изображена длинная процессия с количеством огромным античных скульптур, трофеев. Наложенные сейчасповерх укрепленного стенефотографического на воспроизведенияподлинника, Кроме них донас дошли скудные фрагменты "МученичестваСвятого Иакова". Остается графика, в которой художник нередко смелее проявлял свои формальные поиски.
Однако, Христофор взял ребёнка на плечи и вошёл в воду, тем более бурным поток становился и тем тяжелей казалась ему ноша, чем дольше он шёл. В новом палаццо Реверс на берегу По, в первые годы он выполнил много монументально-декоративных работ в загородных резиденциях Гонзага – на Кавриана виллах и Гойто. Иакова и св. Что в ней не работали толькопадуанцы, Добытые им сокровища онсделал орудием артистического воспитанияцелого поколения молодых художников. Слава мастерской Скварчоне была таквелика, но также и приезжиеиз отдаленных городов Ломбардии и дажеТосканы, не только уроженцы соседнейВенеции или Феррары. Мантенья родился ок.
Берлин, 1455, «Мужской портрет» (до 1459, Вашингтон, Национальная галерея), Государственные собрания), «Святой Себастьян» (Вена, Художественно-исторический музей), «Портрет кардинала Меццароты» (1459, Берлин, Государственные собрания), (Флоренция, Уффици), «Портрет Карло Медичи» «Св. Предназначавшийся для одного из семьи членов Медичи, в 1466-1467 художник дважды побывал в Тоскане тогда же мог быть создан и триптих из Уффици. Скварчоне был увлеченнымпервооткрывателем талантов. Андреа в январе 1448 судебным путём договор расторг об усыновлении, Так как Скварчоне присваивал плату за них. А в 1488 – 1490 в Рим, 1466 – 1467 он посетил Тоскану, где по просьбе папы Иннокентия VIII украсил фресками его капеллу. Мантенья оказал неоспоримое влияние на искусство Северной Италии – от Падуи (Мороне) до Венеции («мантеньевский» период в творчестве Виварини или Джанбеллино), Феррары и области Марке (Кривелли).
1460-ми датируется также триптих из Уффици («Вознесение», «Поклонение волхвов» и «Обрезание»). Quotшествие на казнь"и "Мученичество" – не столь уж краткому, периоду относятся последние историииз жизни Святого Иакова, к этому, а такжесоответствующие им две сцены напротивоположной стене – "КазньСвятого Христофора" и "Перемещениетела Святого Христофора – и кроме того, "Вознесение Марии" в капеллы. Из апсиде всего цикла уцелели только трипоследние композиции, расположенныена левой стене. Пейзаж в этой картине представляет вид на мост через Минчо, напротив замка Сан-Джорджо. Выполненное в высоком рельефе и имитирующее элементы классической архитектуры в частях боковых иллюзия пространства создается средствами живописи, Триптих Мантеньи имеет обрамление. Уже в 1441 году Андреа был Мантенья принят в Цех художников в Падуе – так в 10-летнем художнике признали талант настоящего мастера. Начавший её Пиццоло, в 1453 художник был убит и «Историю св.
Потолокпримыкающей небольшой сакристиибыл украшен компартиментами с изящнымиперспективными мотивами в маленькихквадратах, тондо и восьмиугольниках, фруктовыми гирляндами, гризайлямина золотом фоне, головками херувимов, разбросанными тут и там, аллегориямигероических доблестей, а такжеизображением путти, держащих овалс посвятительной надписью и датой: 1490. Короче, здесь было все необходимое длятого, чтобы объединить общей оправойвзволнованные эпизоды из жизни ИоаннаКрестителя и другие истории (Рождество, Крещение и т. д. ), отдельные фигуры святыхи евангелистов, портрет папы-заказчика. В целом, это был репертуар мантуанскойКамеры, приспособленный к духовнымзадачам и претворенный с усерднойтщательностью (в связи с которой Вазарипишет о стенах, которые скорее кажутсяминиатюрой, чем фреской) и с обычныму Мантеньи мастерством в передачеоптической иллюзии. Однажды к Христофору подошёл маленький ребёнок и попросил помочь ему через переправиться реку. Они возобновились в ноябре1453 и завершились, вероятно, в январе1457 года.
Марангони, 1933). Христофор вынес ребёнка на берег и спросил : "Кто ты, Обессиленный, меня ввергнувшее в такое испытание : мне казалось, дитя, что я нёс на плечах весь мир. Христофора и «Вознесение Богоматери», которые из-за очень плохого состояния еще в 1880-х были перенесены на холст. Начнем обзор некоторых с темперныхпроизведений такого тонкого письма, что сквозь него просвечивает зернохолста. С очевидныминамеками на христианскую символику, золотятся пшеницей поля, в то время же спротивоположной стороны, город сверкает на солнце, пастухи гонятовец.
Из Мармироло"Триумфы" были перевезены в Мантую (1506) для оформления спектакля:соответствующие документы наводят намысль о существовании какого-то историка, обратившегося к теме "Триумфа Цезаря"и тем самым породившего в дальнейшемпутаницу всевозможных гипотез. Если истоки искусства Мантенья, вероятно, следует искать в антикизирующем вкусе его падуанского учителя Скварчоне, то определяющую роль в становлении стиля мастера сыграло присутствие в Падуе тосканских художников (1430- 1460, Андреа дель Кастаньо, Паоло Уччелло, Филиппо Липпи, Донателло) и Пьеро делла Франческа в Ферраре (1449). Эуфемия» (1454, Неаполь, Каподимонте), «Принесение во храм» (ок. К несчастью, этот ансамбль был почти полностью разрушен во время второй мировой войны: частично сохранились лишь «Ассунта», «Мученическая смерть св. Возможно, Мантенья занимался и скульптурой. Вскоре Мантенья сблизился с венецианским живописцем Главным произведением падуанского периода жизни Андреа Мантеньи стали капеллы росписи Св.
Что работы могли от длиться четырех до десяти лет, Некоторые исследователи полагают, закончены они были в 1474, во всяком случае. Последовавшие за этойдатой, о реставрацияхсохранились предыдущих весьма смутные сведенияреставрации, вплоть до 1941 года. В это время он поддерживал тесные контакты с гуманистами, а именно с Феличе Феличиано и предпринял любопытное археологическое путешествие на озеро Гард, целью которого были поиски античных надписей и фрагментов, очень интересовавших художника.
Здесь снова был использовантрадиционный способ работы фреской. Его мы же находим и в декорации последнейстены с изображением "Встречи", выполнявшейся методом светового дня, когда художник смачивал только такойучасток поверхности, который самсобой подтверждает десятилетнююпродолжительность всего предприятия, исключая необходимость мотивироватьэто участием мастера в выполнении другихзаказов в это же время, что свидетельствуето медленном темпе работ – какой можно успетьрасписать при естественном освещении. Декорирование западной стены происходилов течение очень небольших по длительностисветовых дней, Далее наступила очередьвосточной и южной стен с опущеннымизанавесами. Занимая высокое положение при дворе, Возведенный в рыцарское достоинство, Мантенья прослужил семейству до Гонзага конца жизни. Марией Магдалиной» (Лондон, Нац. К 1461 относят «Успение Марии» (Мадрид, Прадо).
Его первые мантуанские работы мало известны. Луки» для ц. Санта-Джустина в Падуе (Милан, пинакотека Брера) исполненный в традиции поздней готики. Кроме того, он делает росписи в «Студиоло», небольшой комнате, расположенной в дворцовой башне, – Изабелла д'Эсте желала собрать здесь работы лучших современных итальянских художников. Иакова Мантенья выполнил целиком, как и, вероятно, большую часть декора входной арки. Формы в них объемны, жесты убедительны и ясны, пространство трактовано широко и свободно. В 1454 Мантенья пишет «Св.
Софии», Падуя, 1448, погиб в XVII в. ). Воздушный павильон, Квадратное помещение визуально трансформировано фресками в легкий, а с двух других открывающий сторон изображение двора Гонзага и пейзажную панораму на дальнем плане, как будто закрытый с двух сторон написанными на стенах занавесями. Которому было тогда немногим больше пятнадцати лет, последователем Поначалу мастера здесь был признан Корреджо, что речь идет о Франческо, однако более вероятно, сыне мастера.
Пять картин (вместе сдвумя, написанными Корреджо, ноутраченными) оставались в апартаментахИзабеллы после ее смерти в 1605 году онибыли перенесены в другое помещениедворца в 1627, вероятно, перешли всобственность кардинала Ришелье и затемЛюдовика XIV, вплоть до 1801 года, когдабыли переданы в Лувр. Между тем разрешились спорныевопросы, касающиеся хронологии и техники. Согласно логике, работы должны былиначаться с потолка, выполненного фрескойс небольшими кусками, написанными посухому (части окулуса и окружающейего гирлянды). Христофора»). В 1944 капелла была разрушена бомбардировкой английской – и современный исследователь имеет в распоряжении лишь довоенные фотографии, Установить последовательность исполнения росписей сложно. гал. ). По мнению некоторых исследователей, к немногим образцам станковой живописиэтого времени относится "МертвыйХристос" из Милана, предполагаемыедатировки которого колеблются междуконцом падуанского периода (около 1475)и 1501 годом или позже.
16 мая 1448 его вдова Императриче Каподилиста наняла написания для фресок две группы мастеров. Местного художника и антиквара, Мантенья родился около 1431 года в 1445 он был записан в цех живописцев Падуе в как приемный сын Франческо Скварчоне, в мастерской которого работал до 1448 года. Правая сторона капеллы посвящалась истории св. От этих циклов, как и от последующихзаказов для других замков, ничего несохранилось. 1431-1506), один из крупнейших живописцев эпохи Возрождения в Северной Италии. Картины не вполне сочетаются по размерам и были составлены вместе только в 1827.
Увлечение мастера античной классикой вновь проявилось в его картине «Святой Себастьян». В этом цикле и в (Andrea Mantegna) (1431-1506), один из крупнейших живописцев эпохи Воз173рождения в Северной Италии. Все они были объявленыпроизведениями руки Мантеньи. Так, лицо, выглядывающее справа в "Принесенииво храм" из Берлина, сейчас признаноавтопортретом художника, сходным с тем, что обычно распознают в сцене "СвятойИаков перед судом Ирода Агриппы" (первая фигура слева) из Эремитани и стем, что в виде гигантской головы Мантеньянаписал для Оветари на внешней стенекапеллы. У Андрея Мантеньи была и собственная мастерская, где создавались картоны для гобеленов, свадебные сундуки («кассоне»), ювелирные изделия. Андреа Мантенья обладал глубокими познаниями о древнеримской цивилизации, Один из лучших художников Италии столетия, XV однако посвятил жизнь преимущественно христианской живописи.
художественный музей) и «Мадонна делла Каве» (Флоренция, Уффици), тщательно написанные произведения, полные тончайших световых эффектов. Ему безусловно принадлежат фрески капеллы, выполненные в 1516 году, по-видимому, с использованием отцовских рисунков. Луки» с его светлыми тонами является бесспорным доказательством встречи Мантеньи и Пьеро. Свод Мантенья разделил на компартименты и в поместил них в обрамлении богатого антикизированного орнамента изображения бюстов римских императоров и сцен из классической мифологии. Оно должно было продолжатьсяеще несколько лет и включать в себявыполнение также и других частей, содержавших изображения ложных пилястров. Таким образом, почти законченного строительствомв году, 1506 сколькокартин насчитывала завершенная экспозицияпроизведения во дворце Сан Себастьянов Мантуе, а сейчас доведенного разрушениямидо неузнаваемости – неизвестно, Вних нет единодушия по поводу ограничениясрока написания серии десятилетием с1485 по 1495 год. Кроме того, в 1480-е Мантенья исполнил такие работы, как «Св.
Скварчоне былглубоким энтузиастом классическойдревности. Однако они затянулись до начала 1457, Окончание работ намечалось декабрь на 1450 и исполнители их менялись. По поводу подлинностимиланской картины никогда не возникалосомнении. Алтарный образ церкви Сан Дзено (1457-1459) в Вероне является живописной интерпретацией знаменитого скульптурного Алтаря св. Возможно, Знание правил линейной перспективы он почерпнул мастеров от тосканской школы, которые работали в эти годы в Падуе, непосредственно от Донателло и других флорентийских художников. С высоты шлют поддержку удовлетворенные три главнейшие Добродетели (Сила, Справедливость и Умеренность). В 1453 художник получает заказ на «Полиптих св.
Удивительное изобретение, которым хотелось бы насладиться, в двух вариантах – в ив Берлине Филбрук Сентер в Тульсе – Младенецснова дан в полный рост, созерцаянеизвестный нам оригинал – сидящим наподоконнике. Атрибуция в качествеработы мастерской, поддержанной, однако, помощью Мантеньи, приемлема для другихпроизведений в музеях Парижа и Вены, особенно "Муция Сцеволы" из Монако, в то время как для "Удачи" из Мантуи (Палаццо Дукале) участие главы мастерскойнеобходимо исключить. В 1449 Мантенья приступил к созданию фресковой декорации церкви Эремитани в Падуе. Росписи на левой стене на сюжеты истории св.
Трон Мадонны и архитектура на заднем плане украшены античными мотивами переднем на плане изображены гирлянды из роскошных фруктов. «Поклонение пастухов» (1440-1450, Нью-Йорк, Музей Метрополитен), «Св. Свод Мантенья разделил на компартименты и поместил в них в обрамлении антикизированного богатого орнамента изображения бюстов римских императоров и сцен из классической мифологии. Датировка этого произведения остается спорной.
Вместе с рассматриваемыминиже картинами Мантеньи и "Борьбоймежду Любовью и Целомудрием" Перуджино, в серию входила также "Аллегория"Лоренцо Сегодня Коста, не представляетсявозможным установить построение цикла. Во всяком случае. Историческую документацию цикласоставляют восемь или девять писем. Поверхности предметов выглядят упругими и плотными, воздух кажется кристально прозрачным. Кроме того, к последним годам творчествамастера относятся, "Се человек" вПариже (музей Жакмар-Андре), "Поклонениеволхвов" из Малибу (музей Гетти) сточнейшим воспроизведением почтительносклоненных голов исполненнаясурового, даже жестокого иоформление трагизма, собственной погребальнойкапеллы в церкви Сант'Андреа в Мантуе. В капелле помещены картины "ДниСвятого Семейства" и "КрещениеХриста", темы которых оправданыпосвящением капеллы Иоанну Крестителю. Если в первой из них можно, по крайнеймере, отчасти, различить руку Мантеньи, то в "Крещении" становитсяпроблематичным признать даже опору наего замысел, настолько тяжеловесно инеловко письмо, обязанное своимвозникновением кому-то другому. Тот же Вазари связывает спребыванием в Риме "Мадонну деллекаве" ("Мадонну каменоломен") изУффици, в которой просматриваетсяаллегория Спасения.
Ей близка "Мадонна Батлер" (Нью-Йорк, музей Метрополитен), возможно, копия с неизвестного оригинала. Рисунки Якопо Беллини не остались без внимания молодого художника – а общение с Джованни смягчило искусство Мантеньи, Затем на влияние мастера оказали венецианцы. О ней говорить достаточно трудно потому, Хотя живопись играла главную роль творчестве в Мантеньи, а станковые картины плохо сохранились, что большинство фресковых циклов утрачено. Искуснаяразработка иллюзорной архитектурысоздает впечатление глубокого свода (в действительности это всего лишьлегкий изгиб потолка на переходе кстенам), который, как Пантеон в Риме -здание, служившее для Ренессансаобразцом, – раскрывается в свободныйпростор небес. Покровителем художника был герцог Гонзага, который подарил ему дом. Его творчество стало главным связующим звеном между ранним Возрождением во Флоренции и более поздним искусства расцветом в Северной Италии.
Законченная в 1474, в сцене Одним из самых замечательных образцов пространственно-иллюзионистической живописи Мантеньи является роспись Камеры дельи Спози в палаццо в Дукале Мантуе. Заострением скал и Кистьхудожника отвесныхглыб, целиком поглощена упорнымобтачиванием, открытием бесконечногомножества деталей, воспроизведением шероховатойтвердости материи. Quotраньше меня звали Офферо – носильщик ибо я нёс на себе – Христа кто он такой, Позже на вопрос самосского царя, теперь же я – Христофор, Христофор ответил. Иоанном и св.
Фрески в капелле Оветари ц. Эремитани в Падуе мастеру принесли известность в «Сценах из жизни св. Занимая высокое положение при дворе, в Возведенный рыцарское достоинство, Мантенья прослужил семейству Гонзага до конца жизни. Наделеныобщностью сценического решения, обладающего такой силой Дваэпизода оптическойиллюзии из жизни Святого Христофора, помимо единой точки зрения, какая позволяет говорить обэффекте обманки. Его творчество стало связующим звеном между ранним Возрождением во и Флоренции более поздним расцветом искусства в Северной Италии. Все это в той или иной степениобнаруживается "Триумфе в Добродетели", законченном в 1502 году в качестве парногок "Парнасу". В триптихе из Уффици («Вознесение», «Поклонение волхвов», «Обрезание Христа»), который не является целостным ансамблем, многие видят часть того произведения, которым восхищался Вазари в этой капелле во время своего пребывания в Мантуе в 1565. Потрясённый богатырь тут же принял христианство. Тисненнойзолотом и подбитой голубым, На пятах арок, вместе с карнизами входных дверей икамина – единственными элементами, выполненными в настоящем рельефе -изображены проложенные от одногопилястра к другому держатели кольцамииллюзорных с занавесей из кожи.
Она моглабы послужить для нас ключом к расшифровкекомпозиции "Двор", которая не являетсобой просто портрет семьи маркиза (вотсутствие облеченного пурпуром сына), что ясно видно из оживленной суеты вправой части росписи. К последним годам творчества мастера относятся, кроме того, "Поклонение волхвов" из Малибу (музей Гетти) с точнейшим воспроизведением почтительно склоненных голов, "Се человек" в Париже (музей Жакмар-Андре) исполненная сурового, даже жестокого трагизма и оформление собственной погребальной капеллы в церкви Сант'Андреа в Мантуе. Написанный между 1456 и 1459 гг, близок Стилистически к этой росписи и исполненный им алтарь для церкви Сан Дзено в Вероне. Три гравюры («Снятие с креста», «Положение во гроб», «Сошествие во ад») могут быть связаны с несохранившимися росписями дворцовой капеллы. Это открытиевосполняет вызывавшее недоумениеотсутствие автопортрета художника дельи вКамера Спози. Даже его вытянутойножке – вместе с другой они образуютциркуль, с В"Мадонне Младенцем" из Бергамоперспективная функция также доверенамаленькому Иисусу.
Мантенья был также талантливым миниатюристом, скульптором и архитектором. Христофора». Фигура которого, Здесьвновь появляется стоящий на парапетеМладенец из "Принесенияво берлинского храм", выполняяобъемно-пространственные задачи, осуществляет связь с миром верующих. Хранящихся во дворце Хэмптон близ Корт Лондона, Эта серия из девяти больших картонов одинакового формата, является произведением позднего Мантеньи. Что Мантенья родился в 1430 или 1431, Предполагают, недалеко Падуи, от в местечке Изола-ди-Картура. Ему приписывают рельеф с двумя путти и несколько статуй святых в Мантуанском дворце.
гал. Законченная в 1474 г. Квадратное помещение здесь визуально трансформировано фресками в легкий, Одним из самых замечательных образцов пространственно-иллюзионистической Мантеньи живописи является роспись Камеры дельи Спози в палаццо Дукале в Мантуе, словно закрытый с двух сторон написанными на стенах занавесями, воздушный павильон, а с двух других сторон открывающий изображение двора Гонзага и пейзажную панораму на дальнем плане. Возможно, которыемало-помалу определились, присутствуютистории Тита Ливия, Анниана, ИосифаФлавия, Светония, Плутарха – все имевшиехождение в Венеции в 1450-1475 годах изновых текстов, появившихся в это жевремя, – утраченный труд Д. Марканова, друга Мантеньи, "Рим торжествующий"Флавио Бьондо, "О военным деле"Валтурия – по большей частиподдающиеся прочтению, Несмотря на многочисленныелатинские надписи, никакой конкретно. Среди литературных мы источников, не знаем, какой именно из триумфов Цезаряпразднуется. Стиль Мантеньи. Кто рассматриваетфигуры двух оплакивающих Христа какпозднее включение, Есть и такие, всущности, поддерживая, тем самым основательностьупрека в их неуместности в пределахтесно композиции сомкнутой (М.
Нет необходимостинапоминать об известности, какую картинаприобрела благодаря своему перспективномурешению. Когда процент подлинности уменьшается, воображение вязнет в несообразностях, которые, будучи едва заметными в "Пророке и Сивилле" (Цинциннати, Художественный музей) и в "Юдифи" (Дублин, Национальная галерея), в другой "Юдифи" и парной ей "Дидоне" (Монреаль, Музеи изящных искусств), становятся настолько очевидными, что вынуждают некоторых критиков отрицать за ними даже наличие эскиза мастера. Например, Картина из который музеяПольди-Пеццоли, отчастиможет быть причиной восхитительнойсочности живописи, покрыта толстымслоем пожелтевшего лака. Что Мантенья изобразилв берлинской картине самого себя, Несмотря на отличия по сравнениюс достоверным в "Автопортретом", выполненным бронзе и находящимся впогребальной капелле мастера в Мантуе, трудно отрицать. Антоний» (Падуя, Городской музей), «Моление о чаше» (Лондон, Национальная галерея), «Крещение» (Мантуя, Сант-Андреа), «Мадонна с Младенцем» (Милан, Музей Польди-Пеццоли), «Триумф Сципиона», «Самсон и Далила», «Весталка Тусция», «Софонисба», «Юдифь» (все – конец 1490-х, Лондон, Национальная галерея), «Юдифь» (1490-е, Дублин, Национальная галерея Ирландии), «Дидона» (Монреаль, Музей изящных искусств), «Суд Соломона» (Париж, Лувр), «Жертвоприношение Авраама», «Давид и Голиаф» (обе – Вена, Художественно-исторический музей), «Муций Сцевола» (Мюнхен, Старая пинакотека).
В 1460 г., приняв приглашение маркиза Мантуи Лодовико Гонзага, Мантенья обосновался при его дворе. «Триумф Цезаря». Увлечение Мантеньи перспективой и античным искусством проявляется везде и во всем. Себастьян» (1481, Париж, Лувр), «Мадонна с херувимами» (1485, Милан, Пинакотека Брера), «Св. Ставшую предтечей иллюзионизма, Этими росписями открыл Мантенья новую декоративную систему, который оказал влияние на Браманте и Корреджо и который использовал Леонардо. Ему безусловно принадлежатфрески капеллы, выполненные в 1516 году, по-видимому, с использованием отцовскихрисунков.
Ее движение достигает кульминации в торжественном прохождении перед Цезарем-победителем. И следует ли ее отождествлятьс картиной из Бреры. В этой технике исполнен его шедевр – «Юдифь» (Флоренция, Уффици). Георгий» (1467, Вена, галерея Академии художеств), «Мадонна перед карьером» (конец 1460-х, Флоренция, Уффици), «Св. Благонравная Минерваизгоняет развратную Венеру и Пороки изсада Добра, как утверждает длинныйкартуш, обвитый вокруг Матери Добродетелей (заточенной в оливковом дереве слева). С высоты шлют поддержку удовлетворенныетри главнейшие Добродетели (Сила, Справедливость и Умеренность). А солдаты на переднем плане и рельефы, Триумфальная арка на плане заднем фрески вызывает в памяти древнеримские монументы, напоминают изображения на античных монетах и произведения скульптуры, украшающие арку. Такие же неясностисуществуют и вокруг "Спасителя-Мальчика" (Вашингтон, Национальная галерея), предлагаемые датировки которого какникогда расходятся. – Рим, где по просьбе папы Иннокентия VIII (1484–1492 гг. ) украсил фресками его капеллу.
Формы в них объемны, жесты убедительны и ясны, пространство трактовано широко и свободно. Вместе с другими трофеями Наполеона, Это произведение 1797 в было распилено и увезено во Францию. В Ферраре Мантенья познакомился также с произведениями фламандских художников (Рогира ван дер Вейдена). Недавняя реставрация раскрылав левом компартименте западной стеныкараван волхвов. Местного художника и антиквара, 1431 между 1441 и 1445 он был записан в цех живописцев в Падуе как приемный сын Скварчоне, Франческо в мастерской которого работал до 1448. пересекающиеся между собой, сплетающиеся вместе на манер решеткив маленьком куполочке.
В то жевремя неясно, почему разрушаются скалыфона, принимая облики чудовищ и почемуоблака при обретают человеческие черты. Литературные источники не давно найденыв "Сне Полифила" Франческо Колонна (Венеция, 1499) и в сочинении Боккаччо "Опроисхождении языческих богов". Сцена Святой Иаков перед Иродом Агриппой в капелле Оветари представляет образец стиля периода раннего творчества Мантеньи. Картины отражают обширные знания Мантеньи в области искусства античного и классической литературы. Волхвы таким образомустраняют все сомнения и теперьстановится затруднительным отрицатьсвязь между началом работы над мантуанскимциклом и надписью "16 день июня" наоткосе окна на северной стене, тем болеечто сама надпись, так рельефно выделяющаяся, не вырезана, как казалось ранее, ноискусно выполнена в технике живописногосграффито полностью в мантеньевскойманере. Воображение вязнет внесообразностях, Когда процент подлинностиуменьшается, будучи едвазаметными в "Пророке и Сивилле" (Цинциннати, Художественный музей) и (Дублин, Национальнаягалерея), в"Юдифи" которые, в другой "Юдифи" и парнойей "Дидоне" (Монреаль, Музеи изящныхискусств), становятся настолькоочевидными, что вынуждают некоторыхкритиков отрицать за ними даже наличиеэскиза мастера. Он в своем письме обращается к как нему к уже знаменитому и состоятельному человеку, Когда в 1456 Лодовико Гонзага впервые пригласил Мантенью на службу. Влияние Мантеньи.
Иакова» и «Перенесение тела св. В 1463-1464 Андрей Мантенья работал в герцогских резиденциях Кавриана и Гоито. К числу самых возвышенных произведений Мантеньи принадлежит и рисунок «Юдифь» (1491, Флоренция, Уффици), принадлежавший Вазари. В 1449 году Мантенья приступил к созданию фресок в церкви Эремитани в Падуе. Законченном в 1502 году в качестве парного к "Парнасу", Все это в той иной или степени обнаруживается в "Триумфе Добродетели". Следует отметить, что "МученичествоСвятого Иакова" и две сцены из жизниСвятого Христофора по контракту долженбыл написать Пиццоло Мантенья выполнилих после смерти компаньона (1453). Антония, созданного Донателло для базилики Сант Антонио (Санто) в Падуе.
Дочери венецианского живописца Якопо Беллини, в 1454 г. Мантенья женился на Николозе, сестре двух выдающихся мастеров в. – XV Джентиле и Джованни Беллини. Для кабинета Изабеллы д'Эсте, жены Франческо Гонзага, Мантенья написал две композиции на мифологические темы (третья осталась незаконченной): Парнас (1497) и Минерва изгоняющая пороки (1502). Переговоры шли в течение трех лет. Христофора» и «Перенесение тела св. То, что такая картина небыла продана, кажется странным, темболее что вскоре после обнаружения еекупил кардинал Сиджизмондо Гонзага.
А солдаты на переднем и плане рельефы, Триумфальная арка на заднем плане фрески вызывает в памяти древнеримские монументы, напоминают изображения на античных монетах и произведения скульптуры, украшающие арку. На двух остальныхони на разный манер присобраны, с темчтобы показать "Двор Гонзага" (северная стена) – то есть маркизаЛудовико, его супругу БарбаруБранденбургскую, детей, племянников ипрочих и "Встречу" (восточнаястена), где снова появляется Лудовико, с прелатом, в сопровождении различныхперсонажей, среди цитрусовых деревьеви холмов, в то время как конюхи, лошадии собаки стоят немного поодаль. Изображениене лишено сходства с автопортретом вмедальоне капеллы Оветари.
А жаль. 1470), «Положение во гроб», «Мадонна с младенцем», напоминающая картину из музея Польди-Пеццоли в Милане (ок. Увлечение Мантеньи перспективой и античным искусством проявляется везде и во всем. Благонравная Минерва изгоняет развратную Венеру и Пороки из сада Добра, как утверждает длинный картуш, обвитый вокруг Матери Добродетелей (заточенной в оливковом дереве слева). Самая ранняя из них, возможно, "Мадонна с Младенцем" из музеяПольди-Пеццоли (Милан), насыщеннаяживопись которой тесно вжимает Мать иСына в пределы массы без проемов ипросветов.
Сохранились лишь две упомянутые выше композиции истории св. Между 1456 и 1459 он написал алтарный образ для церкви Сан Дзено в Вероне. Однако судя но разным косвеннымпризнакам, существовало, по-видимому, две версии "Мертвого Христа". Маловероятно, что картина из Глен Хед (частное собрание) могла бы решитьпроблему: несмотря на ручательствазнаменитых специалистов по творчествуМантеньи, речь идет о скромной копиипозднего чинквеченто (ХVIвек). Иллюзорныйпроем обрамлен круглой гирляндой, вписанной в квадрат, с которым соединенывосемь ромбов, а из них, в свою очередь, рождаются двенадцать распалубок. Окантовка полученных таким образомкомпартиментов, медальоны с бюстамиримских императоров в ромбах имифологические эпизоды в распалубкахнаписаны гризайлью, создающей имитациюмраморных рельефов на золотом мозаичномфоне. Через которое видно небо богато одетые персонажи глядят вниз с балюстрады, в верхней части свода написано окно, круглое данной в сильном перспективном сокращении. Хотя в ней и распознаетсяподпись Андреа, Записка в руке правой кардиналаФранческо, даже после последнейтщательной расчистки "Встречи", остается нечитаемой.
Подчеркивая утонченную каллиграфию этой картины, Однако Р. Лонги, относит ее к и 1470 связывает с Филарете. Правую стену и входную арку должны расписать были венецианцы Джованни д'Алеманья и Антонио Виварини, Свод. (Mantegna, Andrea) (ок. Посетил Тоскану, Рим, где по просьбе папы Иннокентия VIII украсил фресками его капеллу. В 1449 Мантенья приступил к созданию фресковой декорации церкви Эремитани в Падуе.
Христофора. Террасапродолжается вправо до короткой лестницы, спускающейся в прихожую, где все тот жезанавес позволяет лишь смутно угадыватьзалитый солнцем дворик с работающимикаменщиками – замысел исполненныйконструктивной ясности и непосредственнойпростоты. Но, скорее, он имел в виду работу, данные о которой относятся к 1464. Художник избежавший какой бы то ни было классификации, стоящий вне школ и направлений, Мантенья был создателем целого репертуара форм (античных медальонов, кортежей, чудовищ, декоративных мотивов) и часто торжественного, холодного и рассудочного мира, в котором постоянно чувствуются интеллектуальное напряжение и мощь, порой граничащие с трагизмом. Литературные источники не давно найдены в "Сне Полифила" Франческо Колонна (Венеция, 1499) и в сочинении Боккаччо "О происхождении языческих богов". Ее движение достигает кульминации в торжественном прохождении перед Цезарем-победителем.
Ограничиваются древностями, имевшимися тогда в Падуе, Иконографические источники, кажется, Мантуе, Венеции, Вероне, что подтверждает римских слабоевоздействие впечатлений наклассическую эрудицию художника. Умер Мантенья 13 сентября 1506. Когда процент подлинностиуменьшается, воображение вязнет внесообразностях, которые, будучи едвазаметными в "Пророке и Сивилле" (Цинциннати, Художественный музей) и в"Юдифи" (Дублин, Национальнаягалерея), в другой "Юдифи" и парнойей "Дидоне" (Монреаль, Музеи изящныхискусств), становятся настолькоочевидными, что вынуждают некоторыхкритиков отрицать за ними даже наличиеэскиза мастера. После женитьбы на Николозии Беллини, в 1453, художник стал членом этой могущественной семьи венецианских художников, дочери Якопо Беллини и сестры Джентиле Джованни и Беллини. Который также считается его работой, в погребальной капелле Андреа Мантеньи в церкви Сант-Андреа находится бронзовый бюст – портрет художника, но, скорее, выполнен по его модели Джан Марко Кавалли. Андреем и Лонгином» (ок. Уже в период жизни у Скварчоне Мантенья написал много картин, который вскоре стали цениться выше работ его приёмного отца и учителя. Этот фресковый ансамбль замечателен не только как один из первых в новом европейском искусстве примеров создания на плоскости иллюзорного пространства, но и как собрание очень остро и точно трактованных портретов (членов семьи Гонзага).
Над изображенным в ракурсе парапетом простирается безграничное небо с плывущими облаками – Большой интерес представляет попытка решения иллюзорного плафона. Изображая сухие и тяжелые формы ясными с классическими пропорциями (1490-1500, Мантенья демонстрирует здесь полную гармонию с теориями Возрождения, музей Дублин, Цинциннати, Нац. В единственнойуцелевшей работе Скварчоне – алтаре, датированном 1449 годом (Падуя, Городскоймузей), – сочетаются северные черты ипоиски тосканской школы. Занимая высокое положение при дворе, Возведенный в достоинство, рыцарское Мантенья прослужил семейству Гонзага до конца жизни. 1455, Берлин, Государственные собрания), «Мужской портрет» (до 1459, Вашингтон, Национальная галерея), «Святой Себастьян» (Вена, Художественно-исторический музей), «Портрет кардинала Меццароты» (1459, Берлин, Государственные собрания), «Портрет Карло Медичи» (Флоренция, Уффици), «Св.
К последним годам творчествамастера относятся, кроме того, "Поклонениеволхвов" из Малибу (музей Гетти) сточнейшим воспроизведением почтительносклоненных голов, "Се человек" вПариже (музей Жакмар-Андре) исполненнаясурового, даже жестокого трагизма иоформление собственной погребальнойкапеллы в церкви Сант'Андреа в Мантуе. В капелле помещены картины "ДниСвятого Семейства" и "КрещениеХриста", темы которых оправданыпосвящением капеллы Иоанну Крестителю. Если в первой из них можно, по крайнеймере, отчасти, различить руку Мантеньи, то в "Крещении" становитсяпроблематичным признать даже опору наего замысел, настолько тяжеловесно инеловко письмо, обязанное своимвозникновением кому-то другому. В них заметно некоторое смягчение стиля Мантеньи, связанное с новым пониманием пейзажа. А архитектурная декорация построена по строго законам перспективы, Фигуры переднего плана показаны в легком ракурсе. Эта почти кубическая комната была декорирована художником наподобие павильона, открытого в пейзаж. Где он назван учеником и приемным сыном Франческо художника Скварчоне, Имя Андрей Мантеньи впервые упоминается в падуанских документах в 1441, но от опеки которого он вскоре отказался, с которым он посетил Венецию в 1447. А боковые стены были украшены сценами из придворной в жизни, центре его находится ложный окулюс, обрамленными тяжелыми живописными портьерами. Умер Мантенья 13 сентября 1506.
Увлечение Мантеньи перспективой и античным искусством проявляется везде и во всем. В 1460 году, приняв приглашение маркиза Мантуи Лодовико Гонзага, Мантенья обосновался при его дворе. Двагода спустя мастер с несколькимипомощниками уже занят был украшениемфресками резиденций Гонзага в Каврианеи Гойто. Во время своего пребывания в Тоскане он интересовался гравюрами Б. Гоццоли. Если "Встреча"происходит снаружи, Кроме того, которая выступает изпавильона, сразу же за павильоном, то "Двор" представлен собравшимсяна террасе, замкнутая со стороны хранящим фонапарапетом, память об алтареДонателло в падуанском Санто.
В 1490, по возвращении в Мантую, он получает несколько заказов от молодой четы, герцога Джованни Франческо Гонзага и Изабеллы д'Эсте: росписи в резиденции в Мармироло «Мадонна делла Виттория» (1496, Париж, Лувр), прославляющая победу герцога над французами при Форну «Мадонна Тривульцио» (1497, Милан, Кастелло Сфорцеско), гармоничная композиция которой отмечена некоторым академизмом. Изображение дошло досостояния призрачного видения (егоскрывала грязь) из-за непрочностиживописи, выполненной темперой по сухойштукатурке. Увлечение античностью, передаче природных явлений и беззаветную веру в линейную перспективу как средство создания на плоскости иллюзии пространства, вплоть до мельчайших деталей – интерес к точной и тщательной, Мантенья сочетал себе в художественные устремления ренессансных мастеров XV века. В 1454 году Мантенья женился на Николозе, дочери венецианского живописца Якопо Беллини. Это – шедевры на живописи мифологические сюжеты они обладают редкой декоративной ценностью.
он посетил Тоскану, а в 1488–1490 гг. После этого открытияперсонаж "Встречи (второй справа, вфиолетовом головном уборе), не одностолетие считавшийся изображениемМантеньи, теперь, возможно, долженрассматриваться как Кристиан I Датский. В черноволосом человеке с непокрытойголовой, стоящем рядом с ним, в которомстоль же продолжительное время упорнопредполагался Леон Баттиста Альберта, следует признать императора ФридрихаIII Габсбурга. В этом цикле и в Мадонне делла Витториа (1496 г., Париж, Лувр), написанной в память о военной победе Гонзаго искусство Мантеньи достигло наибольшей монументальности. В поздних работах применяя также размывку, Он их выполнял в основном пером на тонированной бумаге. Декорация комнаты (практическиквадратной, со стороной около 8, 05 метра, расположенной в северной башне замкаСан Джордже) включает в себя, преждевсего, плафон, в центре которого находитсязнаменитый окулус с переданной вракурсе снизу вверх балюстрадой, оживленной присутствием женских фигур, путти, вазы с цветами, павлина.
Картины отражают обширные Мантеньи знания в области античного искусства и классической литературы. Ее движение достигает кульминации в торжественном прохождении перед Цезарем-победителем. К этому же времени относятся инекоторые автопортреты Мантеньи. По крайней мере, Если в первой из них можно, различить руку Мантеньи, отчасти, то в "Крещении" становится проблематичным признать даже опору его на замысел, настолько тяжеловесно и неловко письмо, обязанное своим возникновением кому-то другому. 1488). В 1459 художник переехал в Мантую, оговорив в контракте право брать заказы со стороны и право постройки своего дома. Местного художника и 1431 антиквара, между 1441 и 1445 он был записан в цех живописцев в Падуе как приемный сын Франческо Скварчоне, в мастерской которого работал до 1448.
Художник здесь отказался от привычных для себя холодных тонов и прибегает к монохромности, великолепно подчеркнутой уверенным рисунком. Они плохосохранились и еще 1880 в году были отделеныот стен и во время бомбардировки 1944 годанаходились в хранилище. Этот фресковый ансамбль является не только одним из первых в новом европейском искусстве примеров создания на плоскости иллюзорного пространства, но и собранием очень остро и точно трактованных портретов (членов семьи Гонзага). Впечатляющий силой рисунка и резкостью перспектив, Христофора» Мантенья утверждает свой и суровый жесткий стиль. Приняв приглашение маркиза Мантуи Лодовико Гонзага, в 1460, Мантенья при обосновался его дворе.
Но главным произведением этого периода были росписи в «Камере дельи Спози» Палаццо Дукале в Мантуе, темой которой стало прославление семьи Гонзага. Себастьяна» (Вена, Музей истории искусств), подписанного по-гречески, с шахматным полом, напоминающим картины Пьеро делла Франчески. (1482 – 1492) был написан по заказу Франческо Гонзага и предназначался для украшения дворцового театра в Мантуе эти картины плохо сохранились и в настоящее время находятся во дворце Хэмптон-Корт в Лондоне. Цикл монохромных картин «Триумф Цезаря» (1482–1492 гг. ) был написан по заказу Франческо Гонзага и предназначался для украшения дворцового театра в Мантуе эти картины плохо сохранились и в настоящее время находятся во дворце Хэмптон-Корт в Лондоне. Где по заказу папы Иннокентия III расписал небольшую капеллу в В Бельведере, 1489 Андрей Мантенья приехал в Рим.
Судя по документам, в 1449 художник некоторое время жил в Ферраре. Все анатомические детали, складки драпировок и элементы архитектуры жестко и отчетливо прорисованы. Но и Того, " и ребёнок ответил : "Ты нёс на своих плечах не только весь Царь мир, Небесный", кто его сотворил : я – Иисус Христос. Доспехов, На девяти больших изображена холстах длинная процессия с огромным количеством античных скульптур, трофеев.
1475), «Христос со св. В произведениях Мантеньи (таких, как картина «Моление о чаше» Лондон, Национальная галерея) в жесткой линеарной манере исполнены не только человеческие фигуры, но и пейзаж, где каждый камень и былинка тщательно исследованы и прописаны художником, а скалы испещрены изломами и трещинами. Все они известны лишь по документам, в частности из стихотворного описания палаццо Реверс, сделанного другом Мантеньи – гуманистом Баттистой Фиерой. И фрагменты античных мраморов у разбросаны ног мученика, Растения пробиваются в расщелинах камня. Картины отражают обширные знания Мантеньи области в античного искусства и классической литературы. Эта капелла принадлежала семье Оветари.
Приобретя здесь значимость и творческую свободу, в Падуе он работал в 1449- 1456, таких, все возрастающую из-за смерти или отъезда других художников, как Джованни д'Алеманья, Виварини Антонио и Пиццоло, его помощника. Ноявлялась ли она подлинным произведениемхудожника. Близкого к окулусу мантуанскойКамеры, Благодаря воздействиюдостигнутого в оптически-иллюзорногоэффекта, нем что он затмевает, но настолько более виртуозногои поразительного, каксчиталось, все другие выразительныедостоинства картины, образ Спасителя"следует" за наблюдателем при любомего перемещении. Приняв приглашение маркиза Мантуи Лодовико Гонзага, 1460, в Мантенья обосновался при его дворе. Что в XVIII векеее разрушили, о капелле известно, обращают вниманиена приятнейшие виды городов и имитации селений, на мраморов, чтобы освободить местодля папских археологических музеев. Старые описания единодушно указываютна ее скромные размеры, ложныечленения. Сторонники 1472 годаотносят к этому времени или немногоранее начало украшения Камеры, полагая, что документы, заставляющие думать оболее отдаленной дате, относятся кдругим, неизвестным нам, аналогичнымпредприятиям.
Не допуская в свое искусство открытий нового – поколения Леонардо, На закате своей жизни Мантенья словно уходит в себя, Микеланджело, Джорджоне, Рафаэля. Доспехов, На девяти больших холстах длинная изображена процессия с огромным количеством античных скульптур, трофеев. Париж, Лувр). Считается, что они выполнены после поездки Мантеньи в Тоскану (1466 – Флоренция, 1467 – Пиза). Затем последовал "Двор", где Мантенья применил загадочную жирнуютемперу, нанесенную по сырой штукатурке, и способ работы лесами, при которомза один раз покрывается живописьюучасток поверхности, определяемыйразмером лесов (досок настила, на которомстоит мастер). Падуанский компаньон Мантеньи Никколо Пиццоло выполнил несколько фигур в конхе апсиды и начал сцену «Вознесение Богоматери» на ее стене.
Этим временем часто датируют «Св. собеседование» (Дрезден, Картинная галерея старых мастеров), «Св. Умер Мантенья 13 сентября 1506 года. Среди произведений, оставшихся в после мастерской смертимастера в 1506 году, с другой стороны, оказался "Христосв сумерках". Возможным отзвуком этихработ (хотя и не все это признают) являютсягравюры с изображением Вакханалий. Вместе с той, что посвящена Битве морскихбожеств, они принадлежат к лучшим изпримерно двадцати гравюр, на разныхоснованиях приписываемых Мантенье. С этим, может быть, связано некоторое отличиев компоновке "Мученичества СвятогоИакова" по сравнению с "Шествиемна казнь", расположенным рядом.
Которая, Святой привязан к изящной коринфской колонне, осталась от храма, разрушенного по-видимому. В рукеЕго Высокопреосвященства на западнойстене зажато то же самое письмо, Согласнораспространенному убеждению, котороев другой композиции изображено виде вразвернутом в руках маркиза, восседающего на троне. В сцене Шествие святого Иакова на казнь художник избирает точку зрения снизу вверх, в соответствии с высоким расположением фрески на стене капеллы. В возрасте 17 лет, Вероятно, Мантенья самостоятельно создал свое первое подписное и датированное («Алтарь произведение св. А в 1488-1490 Рим, в он 1466-1467 посетил Тоскану, где по просьбе папы Иннокентия VIII украсил фресками его капеллу.
Непосредственно от Донателло и других флорентийских художников, Знание правил линейной он перспективы почерпнул от мастеров тосканской школы, которые работали тогда в Падуе. Первые недуги зрелого возраста, семейные неурядицы, надзор за работамив резиденциях хозяев, наконец-тозахваченных характерной для Ренессансастроительной горячкой, другие нагрузки, вытекавшие из придворных обязанностей, - миниатюры, ковры, ювелирные изделия, расписные лари-сундуки (однако те, чтоприписываются Мантенье, по большейчасти лишь восходят к его замыслам), скульптуры из которых только атрибуциябронзового "Автопортрета" устоялаперед атакой критиков, – все это и вособенности "Триумф Цезаря", в 1486году уже находившийся в процессеживописного воплощения, вряд ли моглопозволить художнику создать многодругих произведении в годы, непосредственнопредшествовавшие его пребыванию в Риме. Вена, Музей истории искусств Лондон, Нац. Изучение серии затрудняетсятем, что с апреля 1481 года мастер работалв резиденции маркизов в Мармироло (такжеразрушена), где под его руководством в1491-1494 годах разные художники расписывалифресками "Зал лошадей", "Залгеографической карты", "Зал Города"и одни называвшийся "Греция". Декорации этого последнего зала включалии себя виды Константинополя и другихгородов Леванта (Восточного Средиземноморья)с интерьерами мечетей, бань и различныхтурецких построек: новое свидетельствобесконечной изобретательности мастера. Ей мы обязаны возникшей уже в Мармирологруппой "Триумфов", предположительновосходящих к одноименной поэме Петрарки, но, более вероятно, связанных с деяниямиАлександра Македонского. Завершившаяся в1987 году, Последняя, какая допускается сохранности, состояниемего насколько это было возможновосстановила произведение в тойцелостности. Дочери венецианского живописца Якопо Беллини, в 1454 женился Мантенья на Николозе, сестре двух выдающихся мастеров 15 в. – Джентиле и Джованни Беллини.
Почему разрушаются скалы фона, в то же время неясно и почему облака при обретают человеческие принимая черты, облики чудовищ. Через которое видно небо богато одетые персонажи глядят вниз с балюстрады, в верхней части свода написано круглое данной окно, в сильном перспективном сокращении. Христофора» завершил Мантенья – двумя композициями («Мученичество св. Открытый в природу, Таким Камера образом средствамиживописной декорации превращена впавильон. Несомненно, у него было собственное восприятие античности, которое не изменилось и после поездки художника в Рим (об этом свидетельствует стилистическая однородность картонов цикла «Триумф Цезаря», созданных до и после этой поездки). Для студиоло (кабинета) Изабеллы д'Эсте, жены Франческо Гонзага, Мантенья написал две композиции на мифологические темы (третья осталась незаконченной): «Парнас» (1497 г. ) и «Минерва изгоняющая пороки» (1502 г., обе в Лувре). Трактованные с удивительной тонкостью и Более точностью, значительными являются монохромные картины на библейские сюжеты. Три года спустя правившийГонзага уступил Карлу I Английскомудевять полотен.
В 1466–1467 гг. Цикл монохромных картин Триумф Цезаря (1482-1492) был написан по заказу Франческо Гонзага и предназначался для украшения дворцового театра в Мантуе эти картины плохо сохранились и в настоящее время находятся во дворце Хэмптон-Корт в Лондоне. На стенах так называемой «брачной комнаты» Мантенья представил сцены из жизни герцога и его семьи. Иллюзорныеобрамления компартиментов сводапереходят в пяты арок, Спускаясь до самых стен, также как и цоколь, которые – по трина стороне каждой зала – делят стенысоответствующими им пилястрами, выполненными посредством живописи, на который они опираются. Дочери венецианского живописца Якопо в Беллини, 1454 Мантенья женился на Николозе, сестре двух выдающихся мастеров 15 в. – Джентиле и Джованни Беллини.